EmailЛогин
Логин не должен быть короче 3 символов, может содержать латинские или русские буквы (кроме Ё), цифры, спецсимволы «.», «_», «-», «?», «!», «№», «%». Логин не должен начинаться с символов «.», «-», иметь 2 символа «-» подряд или состоять только из 16 цифр.
ПарольПароль должен быть не менее 8 символов. Пароль должен содержать как минимум три вида из подмножеств символов:
— буквы в верхнем регистре A-Z;
— буквы в нижнем регистре a-z;
— цифры 0-9;
— спецсимволы «.», «-», «_», «?»Подтверждение пароляИмяФамилияТелефон
Даю свое согласие на получение рекламно-информационных рассылок от АО «Федеральная пассажирская компания».
Вы часто обращались к сайту!
Мы хотим убедиться, что вы не бот.
Повторите текст на картинки и сможете дальше работать:
текст:
Первое здание вокзала. Чертёж Романа Кузьмина, 1872 год
Ярославский вокзал, конец XIX века
Реконструкция Ярославского вокзала, 1903—1904 года
Перестроенное Фёдором Шехтелем здание вокзала, XX век
Стеклянная пристройка со стороны перронов вокзала, 2014 год
Ризалит вестибюля Ярославского вокзала, 2007 год
Территория вокзалаПравить
Предположительно, территория близ Красного пруда в XIV веке относилась к вотчине Василия I. Однако первые достоверные упоминания об этом участке относятся к 1462 году, позднее он перешёл по наследству к Ивану III, получив название Красносельская дворцовая слобода. Тем не менее берега водоёма долгое время не застраивались и использовались только для выпаса скота. К началу XVIII века места от Земляного вала до Красного пруда представляли собой обширное поле. Южная его часть была заболочена, а в северо-западной располагался путевой дворец Алексея Михайловича. Над зданием возвышалась каланча, в честь которой пустырь и получил название Каланчёвская площадь. После возведения Камер-Коллежского вала участок вошёл в состав Москвы и начал постепенно застраиваться. Так, через площадь проходила дорога во Владимирскую землю, у северной границы возвели Артиллерийский полевой двор, где хранились боеприпасы и устраивались военные учения[9][10]. Во время пожара 1812 года из-за взрыва артиллерийских запасов склад сгорел, повредив при этом окрестные постройки. Двор решили не восстанавливать, а часть его территории в 1844—1849 годах использовали для строительства Николаевского вокзала[11][8][12].
Строительство и использованиеПравить
Во второй половине XIX века началось строительство железной дороги между Москвой и Сергиевым. Изначально её длина составляла 64 версты. Магистраль облегчила путь для паломников Троице-Сергиевой лавры, однако считалась роскошью и не могла нести высокой транспортной нагрузки, поэтому вскоре было решено продлить полотно до Ярославля. Место для конечной станции в Москве выбирали долго, существовали предложения о создании вокзала рядом с Сухаревой башней на 1-й Мещанской улице или у Крестовской заставы[8][13]. Рассматривался также вариант подведения железнодорожного полотна к Николаевскому вокзалу, но в итоге выбрали пустовавшее рядом с ним место на Каланчёвской площади[14][5].
Изначально за проектирование нового здания отвечал архитектор М. Ю. Левестам. Однако его план не удовлетворил правление железной дороги и работы перепоручили Роману Кузьмину. По некоторым данным, ему также помогал Смарагд Шустов[8]. Они создали небольшое двухэтажное здание со строгими архитектурными формами. Строение представляло собой двухэтажный п-образный павильон, ведущий к платформам. Крышу вокзала украшал флагшток со знаменем ведомства путей сообщения. Левый корпус занимали правление железной дороги, зал ожидания и багажное отделение, правый — залы для разных классов пассажиров[10][15][16]. Вокзал имел тупиковую организацию и получил название Троицкий. Для освещения нового сооружения 18 августа 1862 года пригласили митрополита Филарета, о чём в московских газетах появилось сообщение:
Правление Московско-Ярославской железной дороги извещает, что с 18 числа августа открывается ежедневное движение от Москвы до Сергиева Посада, на первое время по два раза в день. Впрочем, в случае большого стечения желающих ехать, через три четверти часа после обыкновенных поездов могут быть отправлены случайные поезды. Правление Московско-Ярославской железной дороги извещает господ акционеров, что в субботу, 18 августа, в 11 ч утра будет освящение дороги и станции[15].
Священнослужитель первый раз столкнулся с железнодорожным транспортом, поэтому специально для него провели демонстрацию на территории станции. Несмотря на убеждение во вредности новшества для паломников, он освятил вокзал[13][14]. Однако после первого путешествия железнодорожным транспортом с членами правления дороги митрополит Филарет переменил своё мнение:
Рекомендую железную дорогу. Сколько употреблено искусства, усилий и средств, чтобы вместо пяти часов ехать полтора[8]. |
К 1870 году окончилось строительство железнодорожной магистрали до Ярославля, в связи с чем увеличился пассажиропоток, а вокзал переименовали в Ярославский[10][8][6]. В августе 1897 года прибывавший на перрон поезд разогнался слишком сильно и врезался в здание. Газеты того времени так описывали происшествие:
30 августа на Московской пассажирской станции Ярославской дороги потерпел крушение пассажирский поезд № 9‑бис, прибывающий из Сергиева в 10 часов утра. <…> Катастрофа произошла вследствие того, что поезд подходил к вокзалу таким быстрым ходом, какой допускается только в пути. Поезд следовал в составе 13 вагонов, снабженных автотормозами Вестингауза, которые по неизвестной причине в данный момент не действовали. Тогда машинист начал давать тревожные свистки для поездной прислуги, чтобы пустить в ход ручные тормоза, что ими тут же было исполнено. Но так как это было слишком поздно, уже в конце платформы вокзала, то удержать поезд не было никакой возможности — он с силой ударился в стоявший в конце пути, у отбойного бруса, порожний багажный вагон. Причем паровоз вошел в него наполовину и разрушил упорный брус, укрепленный довольно прочно на нескольких рельсах. Затем вся эта масса устремилась через деревянный переход в здание пассажирского вокзала и ударилась в оконный переплет. Багажным вагоном была разбита стена вокзала до потолка в помещении конторы, где, к счастью, никого не было в это время. Следующие за паровозом вагоны стали напирать, багажный вагон взгромоздился на тендер, который ударил о стену здания Правления дороги[8].
Современный видПравить
Так как здание не справлялось с возросшим количеством пассажиров, его решили реконструировать. Изначально, работы поручили главному архитектору домостроительного общества Льву Кекушеву. Под его руководством в 1895—1897 годах перестроили восточное крыло вокзала, а также приступили к возведению водонапорной башни. Вскоре после начала реконструкции глава общества Московско-Ярославской дороги Савва Мамонтов, покровительствовавший архитектору, был обвинён в хищении средств и новое правление предпочло выбрать более экономичный проект[10][17][18]. В 1900 году здание вокзала расширили за счёт двух флигелей, однако это не решило проблему[19][8][20]. Автором нового архитектурного замысла стал Фёдор Шехтель. Начальник Ярославской железной дороги Н. Казаков заказал архитектору здание в «северорусском стиле с некоторым монастырским оттенком»[2][13]. Сам Шехтель так описывал свою идею:
… я изобразил уголок моих построек в Глазго [павильон Международной выставки в Глазго 1901 года]. Эти постройки, в которых я старался придать русскому стилю суровость и стройность северных построек, мне милы более других произведений. Для меня это мой девиз[19]. |
Задумка архитектора получила единогласное одобрение заказчиков, а также понравилась Николаю II. Шехтель сохранил часть корпуса Кузьмина, расширив только пассажирскую зону за счёт двух боковых корпусов со стороны Каланчёвской площади и одного у заднего фасада. Он использовал новые для того времени материалы: железобетон и металлоконструкции, что значительно удешевило и облегчило строительство. Работы начались весной 1902-го, а завершились через два года[21][8][6]. Однако отдельные исследователи указывают, что реконструкция продолжалась вплоть до 1906 года[7][2][22].
Новое здание превосходило старое по площади более чем в три раза. Правую часть строения занимали служебные и парадные помещения, левую — залы ожидания. Второй этаж отвели под кабинеты членов правления дороги, там же обустроили зал заседаний. Планировка обновлённого вокзала была схожа с прежней, однако Шехтелю удалось умело организовать пространство и разместить большой вестибюль с кассами, просторные залы для пассажиров, а также оборудовать удобные выходы к платформам[8]. Согласно некоторым данным, в 1910 году под руководством Льва Кекушева возвели перрон вокзала, однако отдельные исследователи полагают, что он был создан ещё в конце XIX века. По задумке архитектора над правой посадочной зоной нависали верхние этажи строения, поддерживаемые рядом толстых колонн[15][2][6].
РеконструкцияПравить
В 1918 году группа архитекторов под руководством Алексея Щусева предложила проект реконструкции Москвы, согласно которому Николаевский и Ярославский вокзалы должны были объединить дебаркадером, однако позднее от этой идеи отказались[11]. В 1922-м вокзал переименовали в Северный. По некоторым данным, это решение приняли, так как топоним напоминал о Ярославском мятеже[5][1][13]. 20 июня 1929 года с Северного вокзала отправился первый электрический поезд[7]. В этот период здание не справлялось с увеличившимся пассажиропотоком и через два года его реконструировали. Железнодорожные пути отодвинули, увеличив внутреннюю часть строения. За счёт этого колонны над северо-восточным перроном, возведённые по проекту Кекушева, оказались в центре зала ожидания. Созданные по эскизам Шехтеля светильники сняли, деревянную облицовку стен, скамьи и продовольственные ларьки демонтировали[23].
В послевоенные годы «жутковатые и тревожные» интерьеры Шехтеля перестроили под руководством архитектора Алексея Душкина и скульптора Ивана Ефимова. Верхнюю часть стен между полуколоннами вестибюля заполнили рельефами, изображавшими рыбную ловлю и охоту, а прежние картины Константина Коровина переместили в запасники Третьяковской галереи, однако некоторые исследователи полагают, что их отдали на хранение ещё в 1930-х годах. Название Ярославский вокзал вернули только в 1955-м[24][19][15].
Во время реконструкции 1965—1966 годов железнодорожные пути отодвинули и между крыльями старого здания возвели двухэтажную пристройку со стеклянной стеной и железобетонными сводами. По задумке архитекторов А. Кулагина и Г. Матохина такое решение помогло создать образ, соответствовавший «духу времени». При этом в проектной документации отмечалось, что строение «не представляет из себя единого композиционного замысла. Крылья здания вокзала, выполненные в стиле модерн с витиеватым грузным карнизом, со случайно расположенными проемами — безвкусны»[23]. Осенью 1961-го дирекция Ярославского вокзала первой в городе приняла решение решение взимать плату за проход провожатых к вагонам для уменьшения толчеи на перронах. В дальнейшем правило отменяли и возобновляли. В 1995 году планировку вокзала сильно изменили, что позволило увеличить пропускную способность объекта в два раза. Кроме того, были отреставрированы колонный и гербовый залы. В том же году на территории вокзала обустроили гостиницу из списанных вагонов, однако вскоре её закрыли из-за участившихся краж[2][15][5].
Интерьеры Ярославского вокзала, 1901 год
Здание Ярославского вокзала считается одним из выдающихся творений Фёдора Шехтеля. Он сумел совместить элементы древнерусского зодчества с декором в стиле модерн. Особую схожесть с теремом строение приобретает за счёт соединения разных архитектурных объёмов. Благодаря такому приёму с разных точек обзора формируются уникальные образы строения, единым компонентом которых является левая башня. По задумке архитектора она и вестибюль стали основными вертикальными осями Ярославского вокзала[6][7][2]. Их значимость подчёркивает форма кровель: над вестибюлем возвышается гребневидная крыша, а башню венчает высокий шатёр[29][30].
Так как при возведении нового здания Шехтель частично использовал старое строение, фасады сохранили отдельные элементы творения Кузьмина. Так, в левой части главного фасада виден монотонный ряд небольших окон, а левый боковой фасад почти не перестраивался[15].
Массивный объём вестибюля выделен ризалитом и призван олицетворять «городские ворота», ведущие в просторный сводчатый зал ожидания. Над входом архитектор расположил гербы главных городов Ярославской железной дороги — Москвы, Архангельска и Ярославля. Эту часть строения украшают полукруглые пилоны и высокая кровля с подзором, что создаёт причудливое очертание строения[7][2]. Внешнее убранство вокзала вызывает ассоциации с древним искусством Ярославской и Архангельской губерний, а также с мотивами русского севера. Вокзал опоясывает широкий керамический фриз с растительным узором бирюзового цвета. Он был выполнен по эскизам Шехтеля в Абрамцевской мастерской Саввы Мамонтова[31]. Над крышей вестибюля возвышаются кованые украшения, напоминающие северные орнаменты[21][30][32].
Изначально интерьеры вокзала были сходны с мотивами внешнего убранства. Помещения украшали картины Константина Коровина, посвящённые быту людей на севере страны. Среди них: «Лодки поморов в море», «Съёмка жира с кита», «Охота на моржей», «Базар в приморском становище», «Прокладка железной дороги» «Северное сияние», «Оленья упряжка» и другие[7][19].
Электропоезд ЭД4М на перроне вокзала, 2006 год
По состоянию на 2017 год вокзал занимает первое место по объёму пассажиропотока в стране. При этом основная доля перевозок приходится на поезда пригородного сообщения — более 6 миллионов человек в месяц, в то время как маршрутами дальнего следования в месяц пользуется только чуть более 500 тысяч человек[4]. По оценкам экспертов, к 2020 году объём перевозок по направлению Москва-Пассажирская-Ярославская-Мытищи должен составить 52 — 55 тысяч человек в сутки. Планируется, что строительство дополнительного пути от Ярославского вокзала поможет ввести 53 дополнительных поезда и увеличит пропускную способность вокзала на 24 %. Это должно увеличить пропускную способность станции до 270 в сутки к 2025 году[28].
По состоянию на июль 2018 года с Ярославского вокзала отправляются пригородные электропоезда по следующим направлениям: Александров I, Балакирево, Болшево, Зелёный Бор, Красноармейск, Монино, Мытищи, Пушкино, Сергиев Посад, Софрино, Фрязево,Фрязино-Пассажирская, Щёлково.
Вокзал служит отправной точкой транссибирской магистрали, «нулевой километр» которой располагается между третьим и четвёртым перронами[10][7]. По состоянию на июль 2018 года с вокзала отправляются следующие поезда дальнего следования:
Направления, перевозчики и расписаниеПравить
Перевозчик | Дистанция | Расписание и направления |
---|---|---|
Российские железные дороги | Дальнее следование | Яндекс |
Китайские железные дороги | ||
Монгольские железные дороги | ||
Министерство железных дорог КНДР | ||
ТрансКлассСервис | ||
Центральная пригородная пассажирская компания | Межрегиональное и пригородное сообщение | ЦППК |
Ускоренное движениеПравить
Дистанция | Трасса следования | Протяжённость | Время в пути | Тип поезда | Вагонов | |
---|---|---|---|---|---|---|
Москва Ярославский вокзал |
||||||
Межрегиональное ускоренное движение | ||||||
↔ | Александров | Пушкино, Сергиев Посад | 112 км. | 1 ч. 37 мин. | ЭД4М «Экспресс» |
10 |
Пригородное ускоренное движение | ||||||
↔ | Болшево | Лосиноостровская, Мытищи | 25 км | 0 ч. 28 мин. | ЭД4М «Экспресс» РЭКС |
11 |
↔ | Пушкино | Лосиноостровская, Мытищи | 30 км | 0 ч. 30 мин. | ||
↔ | Монино | Лосиноостровская, Мытищи, Подлипки-Дачные, Болшево, Загорянская, Воронок, Чкаловская, Бахчиванджи | 49 км | 1 ч. 02 мин. |
Наземный общественный транспорт (Комсомольская площадь)Править
Список маршрутов наземного общественного транспорта | ||||
---|---|---|---|---|
Номер | Маршрут | Трасса следования | ||
Регулярные маршруты автобуса | ||||
H3 |
Уссурийская ул. Гольяново |
↔ | Китай-город Славянская площадь |
Уральская ул., Щёлковская, 3-я Парковая ул., Первомайская, Первомайская ул., Измайловское шоссе, Партизанская, Ткацкая ул., Вельяминовская ул., Большая Семёновская ул., Электрозаводский мост, Бакунинская ул., Бауманская, Нижняя Красносельская ул., Краснопрудная ул., Комсомольская пл., Каланчевская ул., Орликов пер., Садовое кольцо, Покровка ул., Маросейка ул., Лубянка, Новая пл. |
40 |
Дворец спорта Сокольники Сокольники |
↔ | Завод Красный путь Новорогожская ул. |
Сокольнический Вал ул., 1-я Рыбинская ул., 3-я Рыбинская ул., Лобачика ул., Шумкина ул., Маленковская улица, Русаковская ул., Красносельская, Комсомольская площадь, Рязанский пр., Новорязанская ул., Спартаковская ул., Старая Басманная ул., Садовое Кольцо, Курский вокзал, Верхняя Сыромятническая ул., Костомаровский пер., Сергия Родонежского ул., Площадь Ильича, Римская, Рабочая ул. |
122 |
Дворец спорта Сокольники Сокольники |
↔ | Лубянка Лубянская площадь |
Сокольнический Вал ул., 1-я Рыбинская ул., 3-я Рыбинская ул., Лобачика ул., Шумкина ул., Маленковская улица, Русаковская ул., Русаковская эстакада, Красносельская, Комсомольская площадь, Каланчевская ул., Орликов пер., Мясницкая ул. |
Регулярные маршруты троллейбуса | ||||
14 |
Платформа Северянин Ростокино |
↔ | Электрозаводский мост Большая Семёновская ул. |
Проспект Мира, ВДНХ, Алексеевская, Крестовский мост, Орлово-Давыдовский пер., Большая Перяславская ул., Каланчевская ул., Комсомольская пл., Краснопрудная ул., Красносельская, Русаковская ул., Сокольники, Стромынка ул., Преображенская ул., Электрозаводская ул. |
41 |
Уссурийская ул. Гольяново |
↔ | Комсомольская пл. Комсомольская |
Хабаровская ул., Щёлковское шоссе, Щёлковская, Щёлковский путепровод, Большая Черкизовская ул., Черкизовская, Преображенская пл., Преображенская площадь, Стромынка ул., Сокольники, Русаковская ул., Красносельская, Краснопрудная ул. |
Регулярные маршруты трамвая | ||||
7 |
Бульвар Рокоссовского Ивантеевская ул. |
↔ | Тверская Застава Белорусский вокзал |
Игральная улица, Погонный проезд, Богородское, 1-я Прогонная улица, Мосгорсуд, Преображенская площадь, Театр Романа Виктюка, Сокольники, Маленковская улица, Красносельская, Комсомольская площадь, Каланчевская улица, Проспект Мира, Улица Гиляровского, Театр зверей имени Дурова, Самотечная улица, Улица Достоевского, Новослободская улица, Лесная улица |
13 |
Детский санаторий Метрогородок |
↔ | Каланчевская ул. Комсомольская |
Открытое шоссе, Бульвар Рокоссовского, Халтуринский пр., Халтуринская ул., Большая Черкизовская ул., Преображенская площадь, Стромынка ул., Сокольники, Русаковская ул., Красносельская, Краснопрудная ул. Комсомольская площадь |
37 |
Новогиреево 2-й просп. Новогиреева |
↔ | Каланчевская ул. Комсомольская |
Алексея Дикого ул., Зелёный проспект, Новогиреево, 3-я Владимирская ул., Шоссе Энтузиастов, Шоссе Энтузиастов, Авиамоторная, Авиамоторный пр., Красноказарменная ул., Лефортовский мост, Улица Радио, Бауманская ул., Ольховская ул., Нижняя Красносельская ул., Красносельская, Краснопрудная ул., Комсомольская площадь |
50 |
Проезд Энтузиастов Дангауэровка |
↔ | Каланчевская ул. Комсомольская |
Шоссе Энтузиастов, Авиамоторная, Авиамоторный пр., Красноказарменная ул., Лефортовский мост, Улица Радио, Бауманская ул., Ольховская ул., Нижняя Красносельская ул., Красносельская, Краснопрудная ул., Комсомольская площадь |
Комментарий: к — кольцевой; 902 — экспресс; 454 477 Б — муниципальный автобус; 91 — частный автобус; 34к — троллейбус, 42 — электробус; Б — трамвай; 1011 — маршрутное такси.[33][34][35]
См. также: Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве
Моя профессиональная жизнь, начиная с 2000 года, неразрывно связана с Московской железной дорогой.
Молодым специалистом я пришёл на станцию Перово на должность составителя поездов. Затем работал дежурным по станции, заместителем начальника станции Раменское, её начальником, был ревизором движения, заместителем начальника отдела безопасности Московско-Курского центра организации работы железнодорожных станций, начальником станции Яничкино.
И вот теперь возглавляю станцию Москва-Пассажирская-Ярославская. На эту должность был назначен в тот момент, когда здесь разворачивалась реконструкция станционного хозяйства. Она продолжается и в данный момент. В завершающей стадии находится возведение 5-го главного пути от Москвы до Пушкино. Окончание работ намечено на ноябрь. После этого к нынешним 237 парам пригородных поездов, которые обслуживаются на Москве-Пассажирской-Ярославской, добавятся ещё 22 пары. Это самый высокий показатель на сети российских железных дорог. На территории станции будет возведён железнодорожный путепровод длиною 147 м, по которому поезда станут перемещаться из парка Москва-1 в парк Москва-4. В перспективе это новое сооружение войдёт в состав МЦД-3.
Пригородные электропоезда прибывают и отправляются со станции с интервалом всего 5–7 мин. Такая интенсивность движения, естественно, требует от всех участников перевозочного процесса максимальной концентрации внимания.
Конечно, работать в таких условиях непросто, члены коллектива делают это с полной отдачей сил. Неукоснительное выполнение графика движения, отсутствие отказов и производственного травматизма, повышение производительности труда стали на станции нормой.
Постоянно добиваться этого необходимо не только потому, что железнодорожный транспорт по своему значению занимает ведущие позиции в России, но и по причине всё возрастающей конкуренции, в частности, со стороны автомобилистов и пассажирской авиации. Но я уверен, что железные дороги каждый день демонстрируют свою конкурентоспособность, а мы для этого сделаем всё от нас зависящее.
В год же 60-летия МЖД от имени всего нашего дружного коллектива желаю, чтобы на столичной магистрали внедрялись новые прогрессивные технологии, успешно завершалась реконструкция всех объектов и в соответствии с графиком входили в строй Московские центральные диаметры.
Координаты: 55°46′35″ с. ш. 37°39′26″ в. д. / 55.776389° с. ш. 37.657222° в. д. (G)
Станция Москва-Ярославская | |
---|---|
Ярославское направление | |
Московская железная дорога | |
|
|
Дата открытия | 1862[1] |
Количество путей | 16 |
Расположена | Комсомольская площадь, д. 5. |
Переходы на станции | Комсомольская КЛ, Комсомольская СЛ |
Тарифная зона | 0 |
Код станции | 195506 |
Код в «Экспресс-3» | 2000002 |
Яросла́вский вокза́л — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Ярославская, один из 9-ти железнодорожных вокзалов Москвы, крупнейший по объёму перевозок, ежесуточно обслуживающий около 300 пар поездов.
Построен в 1862 на Каланчёвской площади (ныне Комсомольской, площади «трёх вокзалов») недалеко от Николаевского (ныне Ленинградского) вокзала для Ярославской железной дороги. Первый поезд по маршруту Москва — Сергиев Посад отправился с вокзала 22 июля 1862 года.
Ярославский вокзал связывает Москву с районами Севера, Урала, Сибири, Дальнего Востока (здесь начинается самая длинная в мире Транссибирская железнодорожная магистраль Москва — Владивосток длиной 9302 км), а также со столицами Китая, Монголии, КНДР; принимает часть пассажиропотока Нижегородского направления Курского вокзала по соединительной ветке Фрязево — Мытищи (с 1978).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[править] |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[править] |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[править] |
Рядом с вокзалом расположен наземный павильон станции метро «Комсомольская», Казанский и Ленинградский вокзалы, платформа Каланчёвская Курского, Рижского и Смоленского направлений МЖД.
Ярославский вокзал имеет 16 путей, 6 из которых обслуживают поезда дальнего следования, 2 — поезда «Спутник», 8 — остальные пригородные поезда.
Содержание
- 1 Пригородное сообщение
- 2 История
- 3 Примечания
- 4 Ссылки
Пригородное сообщение
Ярославский вокзал связывает Москву с городами Московской области: Мытищи, Королёв, Пушкино, Ивантеевка, Фрязино, Щёлково, Сергиев Посад, Лосино-Петровский, Красноармейск и т. д.
История
В XVII веке на современной площади трех вокзалов раскинулось обширное Каланчевское поле. На западе оно доходило до середины современной Большой Спасской улицы, где в XVII в. стоял деревянный царский дворец. Этот дворец имел вышку, по-татарски «каланчу», отчего назывался Каланчевским дворцом, а по нему и простиравшееся к востоку, до Красного пруда, поле тоже получило название Каланчевское.
На месте нынешнего Ярославского вокзала с конца XVII в. находился Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и снарядов, со многими деревянными строениями. Артиллерийский двор располагался на земле ямщиков Переяславской ямской слободы и занимал около 20 га. Мимо него пролегала дорога на Красное село и дальше на восток. В 1812 г. Новый артиллерийский двор сгорел от взрыва находившихся там снарядов (взрыв потряс дома всей восточной части Москвы).
В 1862 г. между Красным прудом и Николаевский вокзалом (сейчас Ленинградский) был построен маленький вокзал Ярославской железной дороги, поезда которого до 1870 г. ходили лишь до Сергиева Посада. Это была дорога длиной в 65 вёрст (69 км).
В 1902—1904 Ф. О. Шехтелем построено новое здание вокзала в неорусском стиле. Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек, архитектор выделил объём главного пассажирского зала, соединённого с вестибюлем и аванзалом и обеспечивающего прямой проход к перронам. В наружном оформлении вестибюля использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, обрамляющих её полукруглых пилонов со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной кровли» с подзором и венчающим гребнем, делающими облик здания неповторимо причудливым. Вертикальному силуэту вестибюля вторит высокая левая башня с шатровым завершением. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно было рождать ассоциативные связи с образом русского Севера. В нише фронтона над входом в вестибюль вокзала Шехтель расположил рельефные изображения гербов трех городов, что связала Ярославская железная дорога. Это Георгий Победоносец — Москва, поражающий дьявола Михаил Архангел — Архангельск и медведь с секирой — Ярославль. Все они — символы главного хода Ярославского направления.
Вид на вокзал, правая сторона
Перрон построен в 1910-х гг. по проекту Л. Н. Кекушева. При реконструкции в 1965—1966 со стороны перрона пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной.
В 1995 закончилась вторая реконструкция, целью которой являлось расширение площади для пассажиров, улучшение обслуживания в связи с возросшими пассажиропотоками. В результате перепланировки внутренних помещений высвободилась площадь, позволяющая увеличить в два раза число обслуживаемых пассажиров, более удобно расположены 35 билетных касс, для чего кассовый зал вынесен на первый этаж, а освободившаяся площадь (1,5 тыс. м²) переоборудована под зал ожидания; отремонтированы галерея, колонный зал; заново отделан потолок, смонтированы автоматические средства пожаротушения, электронная информационная система.
Примечания
- ↑ Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М., Транспорт, 1981
Ссылки
- Расписание поездов Ярославского вокзала
- Расписание электропоездов Ярославского вокзала
- Схема маршрутов электричек с Ярославского вокзала
- Ярославский вокзал — историческая справка
- Виртуальный тур по Казанскому, Ленинградскому и Ярославскому вокзалам Москвы
Wikimedia Foundation.
2010.