75.Система и структура органов управления здравоохранением на уровне области (края). (2-в-1)
Система
управления здравоохранением в РФ:
-
высший
орган, определяющий основное направление
политики и утверждающий законы и бюджет
относительно здравоохранения (президент,
руководящий реализацией) -
правительство,
осуществляющее федерально-государственную
компетенцию и финансирование программ -
Министерство
Здравоохранения РФ
Структура
министерства:
—
министр здравоохранения
—
зам министра (5 человек), 2 их них не
являются врачами
—
аппарат министерства (помощники, совет
секретаря)
—
центральный аппарат (департамент)
Департаменты:
-
организация
экстренной мед помощи и экспертной
деятельности -
организация
мед помощи и санаторно-курортного дела -
организация
мед помощи детям и женщинам при
родовспоможении -
охрана
сан-эпид благополучия человека -
мониторинг
и анализ и планирование стратегического
развития здравоохранения -
инновационное
развитие и научное проектирование -
лекарственное
обеспечение и регулярное обращение
мед изделий -
гос
регуляция обращения ЛС -
международное
сотрудничество и связи с общественностью -
правовой
-
финансово-экономический
-
учетной
политики и контроля -
инфраструктуры
развития и гос частного партнерства -
управление
делами и кадрами
В
ведомстве министерства находится ряд
служб и агентств, физ служба по надзору
в сфере защиты прав потребителя и
благополучия человека (Роспотреб
надзор), федеральная служба по надзору
в сфере здравоохранения и соц развития
(Росздрав), федеральное медико-биологическое
агентство (ФМБА), федеральный фонд
обязательного медицинского страхования.
Комиссия
минздрава РФ:
-
министр
-
зам
министра -
руководитель
департаментами -
ряд
ведущих специалистов
В
расширенных комиссиях — руководители
здравоохранения субъектов.
Субъект
РФ (областное министерство, департамент,
комитет по здравоохранению) —-
муниципальный уровень —- уровень района
(главврач ЦРБ).
Вопросами
управления здравоохранением занимаются
как ор-ганы исполнительной, так и
законодательной власти. В Совете
Федерации действует Комитет по науке,
культуре, образованию, здравоохранению
и экологии, в Государственной Думе –
Комитет по охране здоровья. Высшие
органы законодательной власти определяют
основные направления государственной
политики, принимают законы, утверждают
федеральные программы по вопросам
охраны здоровья населения, расходы на
здравоохранение в рамках консолидированного
бюджета РФ.
Министерство
здравоохранения и социального развития
РФ (МЗиСР) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативному правовому
регулированию в сфере охраны здоровья
граждан, а именно:
-
демографической
политики; -
санитарно-эпидемиологического
благополучия; -
организации
медицинской профилактики, в том числе
инфекционных заболеваний и СПИД;
-
медицинской
помощи, медицинской реабилитации,
курортного дела; -
фармацевтической
деятельности, качества, эффективности
и безопасности лекарственных средств; -
медико-санитарного
обеспечения работников отдельных
от-раслей экономики с особо опасными
условиями труда; -
социальной
защиты населения, в том числе семьи,
женщин и детей; -
разработки
и реализации современных медицинских
технологий, новых методов диагностики
и организации оказания медицинской
помощи (в том числе высокотехнологичной); -
организации
судебно-медицинских и судебно-психиатрических
экспертиз, проведения медико-социальной
экспертизы; -
профессиональной
подготовки, переподготовки, повышения
квалификации медицинских, фармацевтических
и санитарно-эпидемиологических
работников и др.
МЗиСР
РФ возглавляет министр, назначаемый на
должность Президентом РФ по представлению
Председателя Правительства РФ. Министр
несет персональную ответственность за
выполнение возложенных на министерство
полномочий и реализацию государственной
политики в установленной сфере
деятельности. Министр имеет заместителей,
назначаемых на должность Правительством
РФ.
Министерство
осуществляет координацию и контроль
деятельности находящихся в его ведении
Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека, Феде-ральной службы по надзору
в сфере здравоохранения и социального
развития, Федеральной службы по труду
и занятости, Федерального медико-биологического
агентства, а также координацию
деятельно-сти Федерального фонда
обязательного медицинского страхования,
Пенсионного фонда РФ, Фонда социального
страхования РФ.
Управление
здравоохранением осуществляется как
на федеральном уровне, так и на уровне
субъектов РФ. Непосредственное руководство
здравоохранением в субъектах РФ
осуществляют органы исполнительной
власти субъектов РФ в области
здравоохранения.
В
муниципальных образованиях функцию
руководства здраво-охранением исполняют
органы местного самоуправления,
уполномоченные на осуществление
управления в сфере здравоохранения
(городские и районные комитеты (отделы)
здравоохранения).
Органы
управления здравоохранением субъектов
РФ имеют двойное подчинение: с одной
стороны – органам исполнительной власти
субъектов РФ, с другой – Министерству
здравоохранения и социального развития
РФ.
Особая
роль в управлении здравоохранением на
местах отводится муниципальным органам
управления. Муниципальные органы
управления здравоохранением несут
ответственность за санитарно-гигиеническое
просвещение населения, обеспечение
доступности населению бесплатной
медико-социальной помощи в рамках
Про-граммы госгарантий, развитие
муниципальной системы здравоохранения
на подведомственной территории, создание
условий для развития и доступности
лекарственного обеспечения граждан.
Кроме того, муниципальные органы
управления здравоохранением
осуществляют организацию первичной
медико-санитарной помощи, скорой
медицинской помощи (за исключением
санитарно-авиационной), медицинской
помощи женщинам в период беременности,
во время и после родов, в том числе
формирование муниципального задания
по оказанию этой помощи в медицинских
организациях.
Важную
роль в демократизации управления
здравоохранением страны выполняет
Общественная палата, которая призвана
обеспечить согласование общественно
значимых интересов граждан РФ, общественных
объединений, органов государственной
власти и органов местного самоуправления
для решения наиболее важных вопросов
жизни страны, в том числе и касающихся
охраны здоровья населения. В составе
Общественной палаты действуют Комиссия
по вопросам здравоохранения и Комиссия
по формированию здорового образа жизни.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
HEALTH MANAGEMENT AUTHORITIES Borisova E.K. (Russian Federation) Email: Borisova566@scientifictext.ru
Borisova Ekaterina Konstantinovna — Student, DEPARTMENT OF THEORY AND HISTORY OF STATE AND LAW, ADMINISTRATIVE LAW, TOMSK STATE UNIVERSITY, TOMSK
Abstract: healthcare is the system and everyday reality of the life support of the nation and each individual person, it is one of the most important institutions of national security, this is the highest priority of a civilized state. Health care, like most social sectors, is also a strategic sector. The low level of its development can lead to population degradation and social unrest. It is such a strategic importance of the industry that requires priority on the part of the state [1]. Keywords: management, healthcare, control.
ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Борисова Е.К. (Российская Федерация)
Борисова Екатерина Константиновна — студент, кафедра теории и истории государства и права, административного права, Томский государственный университет, г. Томск
Аннотация: здравоохранение — система и каждодневная реальность жизнеобеспечения нации и каждого конкретного человека, это один из важнейших институтов безопасности нации, это высший приоритет цивилизованного государства. Здравоохранение, как и большинство социальных отраслей, является еще и стратегической отраслью. Низкий уровень ее развития может привести к деградации населения и социальным беспорядкам. Именно такая стратегическая значимость отрасли требует приоритетного отношения к ней со стороны государства [1].
Ключевые слова: управление, здравоохранение, контроль.
УДК-34
Система управления — это состав и номенклатура управленческих органов и должностей. Некоторые авторы под организационной структурой понимают лишь аппарат управления предприятием. Большинство же авторов учитывает взаимосвязи между элементами, и система управления определяется как: «конструкция» организационной системы, характеризующая состав, взаимосвязь звеньев управления и исполнения (объекта и субъекта управления); строение управляющей системы, способ ее внутренней организации, связи элементов субъекта управления между собой, позволяющие выполнять необходимые функции управления; элементы системы, их связи, ее целостные свойства, если они, так или иначе, обеспечивают устойчивое существование системы; состав элементов, их права, ответственность и взаимосвязи по реализации задач управления объектом; взаимоотношения подразделений и должностей в организации, распределение ролей, полномочий, ответственности, а также функциональной и технологической связей, возникающих в процессах управления.
Общее руководство здравоохранением осуществляют Президент и Правительство.
Образована Правительственная комиссия по охране здоровья граждан. Положение о ней утверждено постановлением Правительства РФ от 29 марта 1999 г. Это координационный орган, созданный для согласования деятельности органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях и организаций, отвечающих за проведение государственной политики в области охраны здоровья. Комиссия сотрудничает с общественными и религиозными объединениями. Ее основными задачами являются разработка предложений по формированию и осуществлению единой государственной политики в области охраны здоровья, координация деятельности по разработке федеральных и иных программ; анализирует ситуацию, складывающуюся в сфере охраны здоровья, запрашивает и получает у соответствующих органов
и учреждений информацию о состоянии здоровья населения и на этой основе дает рекомендации по совершенствованию их деятельности.
В систему Минздрава входят его территориальные органы (зональные управления специализированных санаториев), государственные лечебно-профилактические, образовательные учреждения, фармацевтические и аптечные предприятия, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, службы материально-технического обеспечения и т.д.
В субъектах Федерации нет единообразия форм органов управления здравоохранением: действуют министерства, департаменты, главные управления, отделы здравоохранения и т.п. Задачи и функции этих органов сходны с теми, что решает Минздрав России, но с учетом региональных особенностей.
Помимо органов управления здравоохранением государственные функции в этой сфере осуществляют другие органы, имеющие в своем ведении учреждения здравоохранения. Медицинские службы входят в структуру 23 министерств и ведомств (Минобороны, ФСБ, МВД и др.).
Учреждения здравоохранения, занимающиеся непосредственно медицинским обслуживанием граждан и обеспечением санитарно-эпидемиологического обслуживания, делятся на два вида в зависимости от условий предоставления медицинской помощи: стационарные и амбулаторные. Основными типами таких учреждений являются лечебно-профилактические, аптечные, санитарно-профилактические, судебно-медицинские.
Конкретных разновидностей медицинских учреждений довольно много: больницы, поликлиники, родильные дома, станции скорой медицинской помощи, медико-санитарные части при предприятиях.
Учреждения государственной системы здравоохранения, как правило, находятся в ведении вышестоящих органов управления здравоохранением, направляющих и контролирующих их деятельность. Руководители таких учреждений назначаются на должность и освобождаются от нее вышестоящими органами здравоохранения.
Муниципальные и частные учреждения здравоохранения, будучи неподведомственны государственным органам управления здравоохранением, тем не менее, подконтрольны им в вопросах качества медицинского обслуживания, соблюдения правовых актов, общих для всех учреждений здравоохранения.
Список литературы /References
1. Найговзина Н.Б., Ковалевский М.А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. М., 2003. C. 134.
2. Борисова Е.К. Возраст как один из признаков субъекта преступления I // Наука, образования и культура. Научно-методический журнал. № 5 (40)., 2019. С. 93-95.
3. Борисова Е.К. Специальный субъект преступления // Отечественная юриспруденция. № 3 (35). Москва: Издательство «Проблемы науки», 2019. С. 4-6.
4. Борисова Е.К. Причины и условия, способствующие совершению халатности // Academy. Научно-методический журнал. № 4 (43)., 2019. С. 49-51.
5. Борисова Е.К. Соотношение мотива и целей совершения преступления // Проблемы науки. Научно-методический журнал. № 4 (40).Москва: Издательство «Проблемы науки», 2019. С. 78-80.
6. Борисова Е.К. Цели и виды наказаний по Воинским Артикулам Петра I // Наука, образования и культура. Научно-методический журнал. № 4 (38), 2019. С. 38-40.
7. Борисова Е.К. Личность преступника, совершившего халатность // Отечественная юриспруденция. Научно-методический журнал. № 2 (34). Москва, 2019. С. 49-50.
Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Задать вопрос автору статьи
Значение органов управления здравоохранением и его уровни
Определение 1
Система органов управления здравоохранением — это система органов государственного и муниципального управления, ответственных за вопросы медицинского обслуживания населения.
В структуре управления здравоохранением можно выделить три уровня, соответствующих уровням организации системы здравоохранения:
- во-первых, уровень государственного управления здравоохранением;
- во-вторых, уровень регионального управления здравоохранением;
- в-третьих, уровень местного управления здравоохранением.
В настоящий момент система здравоохранения в России не характеризуется полноценной единой политикой, но стремится к ней. Основной проблемой функционирования сферы здравоохранения является низкий уровень финансирования, составляющий от 3 до 4% валового национального продукта.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Роль Министерства здравоохранения в управлении системой здравоохранения
Центральным органом управления здравоохранением является Министерство здравоохранения, которое находится в городе Москве.
Министерство здравоохранения выступает в качестве федерального органа исполнительного характера, призванного осуществлять и вырабатывать государственную политику и правовое регулирование сферы здравоохранения, медицинского страхования, обращения лекарств и прочего.
Министерство здравоохранения регулирует не только сферу оказания медицинских услуг, но и деятельность в области фармацевтики, обращения лекарств, контроля качества, безопасности и эффективности лекарств, обращения медицинских изделий, курортного дела, санитарно- эпидемиологической обстановки и прочего.
Министерство здравоохранения признано осуществлять следующие функции:
- разрабатывать основные направления государственной политики в сфере охраны здоровья населения;
- осуществлять мониторинг, аналитическую обработку и оценку состояния здоровья российских граждан;
- разрабатывать и реализовывать целевые программы в сфере здравоохранения;
- осуществлять координацию мероприятий по подготовке медицинских работников;
- осуществлять стандартизацию и сертификацию услуг в сфере здравоохранения.
«Система органов управления здравоохранением» 👇
Региональный уровень управления здравоохранением
На региональном уровне функция управления здравоохранением возлагается на департамент здравоохранения, который призван осуществлять следующие функции:
- во-первых, осуществление разработки и реализации региональных программ в сфере здравоохранения совместно с иными органами государственного федерального и регионального управления;
- во-вторых, организация медицинской профилактики, помощи и экспертизы;
- в-третьих, организация охраны материнства, семьи и детства;
- в-четвертых, осуществление подготовки и повышения квалификации медицинского персонала;
- в-пятых, организация охраны труда и обеспечения социальных гарантий медицинскому персоналу;
- в-шестых, обеспечение организации медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций.
Региональные органы управления здравоохранением осуществляют работу в рамках соглашений между региональной администрацией, Министерством здравоохранения и государственным Фондом обязательного медицинского страхования, разграничивающих их обязанности и полномочия, а также в рамках территориальных программ оказания бесплатной медицинской помощи и так далее.
Особенности управления здравоохранением на муниципальном уровне
Управление здравоохранением на муниципальном уровне занимаются Горздравотделы.
Функции Горздравотдела в сфере управления здравоохранением включает в себя осуществление следующих действий:
- проведение анализа состояния здоровья граждан и оказания медицинской помощи;
- установление приоритетных направлений развития сферы здравоохранения;
- организация функционирования и координации действий в сфере здравоохранения;
- осуществление разработки и реализации муниципальных программ в сфере здравоохранения;
- осуществление регулирования политики финансового управления лечебно-профилактическими учреждениями;
- осуществление работы по обращениям граждан по вопросам здравоохранения;
- организация профилактики, экспертизы и экстренной медицинской помощи;
- осуществление контроля за качеством оказания медицинских услуг лечебно-профилактическими учреждениями;
- осуществление охраны труда работников в лечебно-профилактических учреждений на территории муниципального образования и так далее.
Принципы функционирования органов управления здравоохранением
Органы управления системой здравоохранения функционируют в соответствии с определенными принципами, под которыми понимается совокупность основных правил и требований законодательства в отношении организации процесса управления здравоохранением.
К числу этих принципов относятся:
- во-первых, целенаправленность, подразумевающая наличие цели управления системой здравоохранения;
- во-вторых, правовая защищенность, подразумевающая соблюдение требований законодательства при разработке и осуществлении реализации управленческого решения в сфере здравоохранения;
- в-третьих, непрерывность оптимизации системы управления здравоохранением, подразумевающая осуществление постоянного совершенствования структуры органов государственного и муниципального управления здравоохранением;
- в-четвертых, достаточность централизации и децентрализации управления здравоохранением. Децентрализация и централизация власти выступает в качестве двух взаимно противоположных процессов управления здравоохранением, предполагающих наличие единой политики здравоохранения при делегировании ряда полномочий управления здравоохранением на места;
- в-пятых, единоначалие, подразумевающее реализацию единого подхода к управлению системой здравоохранения на территории всей страны;
- в-шестых, делегирование полномочий, подразумевающее передачу части функций по управлению системой здравоохранения региональным и местным органам власти.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
1. Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, функции по выработке и реализации государственной политики в сфере медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела.
(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.04.2021 N 540)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.04.2021 N 540)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Министерство здравоохранения Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.