10 марта 1908 года родился Жозеф Яковлевич Котин ‒ разработчик самых мощных танков Великой Отечественной войны. Если танк Т-34 у всех на слуху, то о таких «крепостях из металла», как КВ и ИС-2, сегодня вспоминают гораздо реже. А ведь именно эти танки прорыва вызывали трепет у врага и во многом обеспечили победу.
Производство тяжелых танков было налажено на челябинском заводе-гиганте, получившем в народе название «Танкоград», главным конструктором которого до конца войны был Жозеф Котин. После победы ученый продолжал заниматься бронетехникой, создавал лучшие в стране трактора, участвовал в ракетной программе. О жизненном пути и важнейших разработках Жозефа Яковлевича – в нашем материале.
Из Харькова в Ленинград
Конструкторский талант Жозефа Котина впервые проявился в 1920-е годы, когда он еще подростком устроился работать на харьковский котельно-механический завод «Труд». Здесь будущий конструктор придумал усовершенствование для слесарного станка и даже получил патент на изобретение.
Закончив параллельно с работой рабфак, Котин по настоянию родителей поступает учиться на медика. Но тяга к технике пересиливает, и он переводится на автомобильный факультет Харьковского технологического института. Оттуда в 1929 году за отличную учебу его командируют в ленинградскую Военно-техническую академию на факультет механизации и моторизации РККА. На защите дипломного проекта Котина присутствовал сам маршал М.Н. Тухачевский, тогда руководивший перевооружением армии. До 1937 года военинженер 3-го ранга Жозеф Котин работал в академии, где занимался танковым направлением, изучал вопросы десантирования тяжелой техники и дослужился до начальника научно-исследовательского отдела.
В возрасте 29 лет Котин – уже руководитель танкового конструкторского бюро СКБ-2 на крупнейшем в стране машиностроительном Кировском заводе в Ленинграде. Энергичное решение Котиным организационных вопросов ускорило работу коллектива. С 1938 года СКБ-2 занимается разработкой тяжелого трехбашенного танка прорыва СМК («Сергей Миронович Киров»). Позже к нему добавляется однобашенный танк с усиленной противоснарядной броней КВ («Клим Ворошилов»). Такие имена давались танкам не случайно – само название повышало ответственность разработки.
Танк-призрак
Танк КВ был разработан в кратчайшие сроки и испытан во время Советско-финской войны. Военные использовали его на линии Маннергейма, и ни одно орудие не смогло поразить усиленную броню танка. Однако пушка КВ оказалась недостаточно сильной для борьбы с фортификационными сооружениями противника. Через несколько дней после боя танк был принят на вооружение РККА. Уже к концу конфликта был разработан и опробован в боях танк КВ-2 с увеличенной огневой мощью.
Танк КВ-2 на полигоне в Кубинке
Еще одним преимуществом танков КВ, кроме усиленной брони, стал дизельный двигатель. До этого танки заправляли бензином, который легко загорался, уничтожая машину, а дизельный танк поджечь было уже не так легко. К началу Великой Отечественной войны котинские танки еще страдали некоторыми «детскими» болезнями, но даже в таком виде они вызывали трепет врага. Засвидетельствованы факты, когда один «Клим Ворошилов» сутки сдерживал половину танковой дивизии немцев или в ходе одного боя уничтожал десятки танков противника. Под впечатлением от несокрушимости танка КВ немцы прозвали его «Призраком».
С началом войны Жозеф Котин назначается заместителем наркома танковой промышленности. Под его началом серийное производство тяжелых машин увеличивается вдвое. Прямо с завода выпущенные танки шли сразу в бой. Однако оставлять важнейшее предприятие под прицелом наступающего врага было рискованно, и принимается решение об эвакуации − Кировский завод вывозится на Урал.
Котин − генерал Танкограда
Уже через неделю после прибытия завода в Челябинск первые танки отправили на фронт. Из семи эвакуированных в город предприятий формируется танкостроительный гигант − Челябинский Кировский завод с неофициальным названием «Танкоград». Под началом Котина здесь ведется работа по усовершенствованию танков КВ, создаются модификации с несколькими орудиями (КВ-7), огнеметом (КВ-8), гаубицей калибра 122 мм (КВ-9). Разрабатывается самоходная артиллерийская установка СУ-152, вооруженная 152-мм гаубицей.
Танки ИС-2, участвовавшие в штурме Берлина
Немецким ответом «Климу Ворошилову» стали принципиально новые танки «Тигр» и «Пантера». Советским танкостроителям нужно было что-то противопоставить технике врага. Новый танк прорыва получил название «Иосиф Сталин» (ИС). По бронезащите новая машина превосходила немецкие танки в полтора-два раза, а огневая мощь по сравнению с «Климом Ворошиловым» выросла в пять раз. Самой успешной стала модификация ИС-2, созданная под руководством Котина.
ИС-2 был самым тяжелобронированным и одним и самых мощных танков Второй мировой войны. Серийное производство машины началось в ноябре 1943 года. Основным назначением ИС-2 являлся прорыв хорошо укрепленных позиций противника и штурм захваченных городов. Первый бой новый котинский танк принял в апреле 1944 года и до конца войны продолжал совершенствоваться. ИС-2 отлично справлялся со своими обязанностями и хорошо зарекомендовал себя в войсках. Немецкое командование не советовало своим военнослужащим вступать в открытый бой с ИС-2, предпочитая нападения из засад. «Иосиф Сталин-2» стал настолько успешной машиной, что оставался на вооружении СССР, а затем России вплоть до 1990-х годов.
Создатель мирной техники
К моменту окончания Великой Отечественной войны коллектив Жозефа Котина разработал более 50 боевых машин. Под руководством самого молодого в Союзе генерала в течение войны Танкоград выпустил более 18 тысяч танков и самоходных установок.
В конце 1945 года Котин возвращается в Ленинград, где продолжает создавать танки и гражданскую технику. Огромный опыт разработки боевых машин удалось перевести в мирное русло: под руководством Жозефа Яковлевича был создан очень успешный трактор К-700 «Кировец» и трелевочный трактор К-12. Для покорителей Арктики был разработан уникальный вездеход «Пингвин».
Трактор К-700 «Кировец»
В военном деле эпоха танков сменялась эпохой ракет, и здесь Котин тоже проявил себя как незаурядный конструктор. Под научным руководством самого Сергея Павловича Королева на Кировском заводе на базе котинских разработок создаются первые в СССР подвижные грунтовые комплексы с ракетным вооружением. Последней работой Котина в качестве главного конструктора Кировского завода стал первый в Союзе подвижный ракетный комплекс РТ-20П с межконтинентальной баллистической ракетой. В 1968 году Жозеф Котин становится замминистра оборонной промышленности СССР.
С 1972 года и до последних дней жизни Котин был членом Научно-технического совета Министерства оборонной промышленности СССР. Скончался Жозеф Яковлевич 21 октября 1979 года в Москве.
По воспоминаниям современников, Котин был талантливым организатором и незаурядным политиком. Он был готов реализовывать любые идеи вышестоящего начальства, будь то танк на воздушной подушке или танк с газотурбинным двигателем. Настойчивый, работоспособный, глубокомысленный, хорошо знающий и любящий людей – так о нем отзывались коллеги. Работа Котина была по достоинству оценена государством: Жозеф Яковлевич был Героем Социалистического Труда, лауреатом четырех Сталинских премий, награжден четырьмя орденами Ленина и другими наградами. Его имя носят улицы в Санкт-Петербурге и Челябинске, санкт-петербургская Академия машиностроения и горная вершина на Тянь-Шане.
10 марта 1908 года родился Жозеф Котин — создатель легендарного советского танка КВ. Конструктор вооружил Красную армию боевыми машинами, с которыми войска вермахта боялись вступать в открытый бой. По окончании Великой Отечественной войны Котин продолжил модернизацию советского ВПК, помогая запускать в космос ракеты и осваивать Антарктиду. О жизненном пути советского инженера-изобретателя — в материале RT.
От Харькова до Ленинграда
Жозеф Котин родился 10 марта 1908 года в небольшом украинском городке Павлограде (в настоящее время это территория Днепропетровской области) в семье обрусевших поляков. В годы Гражданской войны Котины переехали в Харьков, где 15-летний Жозеф устроился слесарем на котельно-механический завод. Там впервые и проявился его конструкторский талант: юный Котин усовершенствовал слесарные тиски и запатентовал своё изобретение.
Также по теме
Автоматический пистолет и боевой портсигар: как Стечкин изменил представление о стрелковом оружии
15 ноября 1922 года родился советский и российский конструктор стрелкового оружия Игорь Яковлевич Стечкин. Всемирную известность…
Окончив местный рабфак, Жозеф по желанию родителей поступил в мединститут, но быстро понял, что его увлечение техникой сильнее. В итоге он перевёлся на автомобильный факультет Харьковского политеха, где после третьего курса его как одного из лучших студентов направили на учёбу в ленинградскую Военно-техническую академию РККА. Там Котин защитил диплом, посвящённый разработкам колёсно-гусеничного танка. После этого его вызвали на повторную защиту, где присутствовал сам Михаил Тухачевский.
Командующий Ленинградским военным округом обратил внимание на перспективного инженера-изобретателя и распорядился, чтобы тот остался работать в научно-исследовательском отделе академии. Через некоторое время Котина назначили начальником специально созданного проектно-конструкторского сектора.
Молодой инженер занимался новаторскими танковыми проектами и готовил диссертацию по десантированию бронетехники, но в 1937 году в его судьбе произошёл крутой поворот. Котин возглавил специализированное конструкторское бюро ленинградского Кировского завода — одного из самых больших в стране — и приступил к работе над новыми образцами танков.
- Жозеф Котин
- РИА Новости
В то время перед советскими инженерами стояла приоритетная задача по разработке многобашенной танковой техники, однако Котин параллельно работал и над однобашенной моделью.
Также по теме
«Теперь она в наших руках»: как создавалась первая советская атомная бомба
Ровно 75 лет назад, 11 февраля 1943 года, Иосиф Сталин подписал решение Государственного комитета обороны о начале проведения в СССР…
Появлению танка КВ невольно способствовал сам Иосиф Сталин. В декабре 1938 года на совместном заседании Комитета обороны и Политбюро глава государства снял одну из башен с макета трёхбашенного танка СМК и поинтересовался у Котина, сколько она весит. Инженер ответил, что около трёх тонн. Сталин тут же распорядился обратить эту массу на броневую защиту.
Котин также рассказал вождю о своих однобашенных наработках и получил одобрение на их развитие. Так Советский Союз, наряду с многобашенным тяжёлым СМК, получил танк КВ («Клим Ворошилов»), оказавший огромное влияние на развитие бронетанковой техники не только в нашей стране, но и во всём мире.
Маршал СССР, чьим именем был назван танк, сыграл важную роль в судьбе Котина. Благодаря участию Ворошилова будущая жена конструктора Наталья Поклонова после двух неудачных попыток смогла поступить в военную академию, где и познакомилась с Котиным.
Первое детище конструктора — ещё «сырой» танк КВ — прошло боевое крещение во время Советско-финляндской войны в 1939 году. Танк участвовал в боях 17 декабря на линии Маннергейма. Мощности его 76-миллиметровой пушки не хватило для того, чтобы разгромить дот противника, однако сам танк остался неуязвимым для вражеской артиллерии благодаря своей непревзойдённой броне. Ещё одним важным достоинством КВ стал дизельный двигатель, риск возгорания которого был существенно ниже, чем у бензиновых аналогов. Через пару дней после боя КВ был официально принят на вооружение РККА.
Главный конструктор Танкограда
К началу Великой Отечественной войны КВ всё ещё оставался частично недоработанным — особенно часто подводила его трансмиссия. А быстро растущей армии не хватало квалифицированных танкистов. Потенциал разработанного Котиным танка летом 1941 года раскрывать было фактически некому, к тому же вышедшую из строя технику при отступлении либо уничтожали, либо бросали.
Однако первые же столкновения с КВ повергли гитлеровцев в шок. В июне 1941 года единственный танк КВ под городом Расейняй целые сутки сдерживал половину немецкой танковой дивизии, вооружённой чехословацкими Pz35 (t). А 20 августа старший лейтенант Зиновий Колобанов под Гатчиной на КВ в ходе одного боя сумел уничтожить 22 танка и два орудия противника. Из-за неуязвимости советского бронированного титана, выдерживавшего десятки артиллерийских попаданий, немцы прозвали его Gespenst — «призрак».
- Советские тяжёлые танки КВ-1 выходят на позицию для атаки.
- РИА Новости
- © Самарий Гурарий
Жозеф Котин работал в Ленинграде до последнего. Выпущенные под его руководством танки шли в бой прямо с завода. Однако руководство страны посчитало неблагоразумным оставлять производство бронетехники в семи трамвайных остановках от линии фронта. Поэтому ленинградский Кировский и Харьковский паровозостроительный заводы были эвакуированы в Челябинск, где на базе местного тракторного предприятия развернулся Танкоград, главным конструктором которого и стал Котин.
Также по теме
Век славы: как создавалась Красная армия
23 февраля 1918 года в России появилась новая военная сила — Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА). Боевое крещение участники…
Война ставила перед конструктором и его коллективом всё новые и новые задачи. На базе КВ была создана облегчённая модель КВ-1с и вооружённый 152-миллиметровой гаубицей КВ-2. Впрочем, эти версии «Клима Ворошилова» не стали по-настоящему массовыми. Из цехов завода вышло также всего 130 единиц сконструированного на базе КВ-1с танка ИС («Иосиф Сталин»). При этом разработанный при участии Котина тяжёлый ИС-2 прославился на фронтах Великой Отечественной. Он был самым тяжелобронированным танком в армиях союзников и одним из самых сильных танков на планете.
«Иосиф Сталин-2» оказался настолько удачным, что вплоть до самого распада СССР состоял на вооружении Советской армии, а затем и Вооружённых сил Российской Федерации (до 1995 года). Танк идеально подходил для прорыва хорошо подготовленной обороны противника. Его 122-миллиметровая пушка представляла смертельную угрозу для вражеских дотов и бронетехники. Немецкое командование официально рекомендовало военнослужащим вермахта не вступать в открытый бой с ИС-2 и «стрелять по нему из засад и укрытий». Всего за время войны из цехов советских заводов вышло 3385 танков данной модели. На немецкие «Тигры» и «Пантеры» Котин ответил «Зверобоями» — самоходками СУ-122 и СУ-152.
«Сегодня в массовом сознании КВ и ИС-2 почему-то недооценены, все больше помнят о Т-34. Но тяжёлые танки — это стратегия, это прорыв вражеской обороны. Как можно оценить вклад Жозефа Яковлевича Котина в победу? С огромным уважением, склонив перед ним голову. Это был человек потрясающей внутренней красоты, особого отношения к работе», — рассказала в интервью RT директор Музея трудовой и боевой славы Челябинского тракторного завода Надежда Дида.
За годы войны Котин успел побыть заместителем наркома танковой промышленности, получить звание генерал-лейтенанта, стать Героем Социалистического Труда. Однако, несмотря на высокие звания и награды, Котин лично выезжал на фронт и изучал выпущенную под его руководством технику после боя, общался с экипажем, стремясь усовершенствовать свой танк.
После войны
Вскоре после прихода к власти Никиты Хрущёва советский ВПК переориентировался на ракетные технологии, а бронетехника отошла на второй план.
Тем не менее о Котине новое советское руководство отзывалось с неизменным уважением.
«Этот человек помог нам выиграть войну», — так говорил о конструкторе первый секретарь ЦК КПСС.
В мирное время Котин продолжил проектировать различную технику, используя свой колоссальный танковый опыт. Так, при его участии появился один из лучших в мире тракторов — К-700 «Кировец», отмеченный многочисленными наградами, а также К-12, используемый при лесозаготовках. Конструктор создал и вездеход «Пингвин», долгое время применявшийся в Арктике и Антарктике. На базе «котинских» танков были разработаны подвижные грунтовые комплексы с ракетным вооружением.
- Жозеф Котин
- © Wikimedia Commons
В 1968 году Жозеф Котин стал заместителем министра оборонной промышленности СССР, дослужился до звания генерал-полковника инженерно-технической службы. В отставку из министерства Жозеф Яковлевич вышел только в 1972 году.
Родные Котина вспоминают, что он не был в отпуске 17 лет. А когда после войны руководство чуть ли не силой отправило конструктора в санаторий, он каждый день звонил на работу и умудрялся летать с отдыха на завод, чтобы лично устранить какие-то неполадки.
Генерал-полковник инженерно-технической службы, Герой Социалистического труда Жозеф Котин (10.03(27.02) 1908 – 21.10.1979) в годы Великой Отечественной войны работал в Челябинске – трудился на знаменитом тракторном (танковом) заводе. И не просто трудился – Котин был одним из создателей той челябинской инфраструктуры времен войны, той самой, что мы называем Танкоградом.
Улица Котина своим именем напоминает челябинцам о вкладе Ж.Я. Котина и легендарного Танкограда в Великую Отечественную войну.
Ж.Я. Котин родился 10 марта 1908 года (27 февраля по старому стилю) в городе Павлограде Екатеринославской губернии (Днепропетровской обл.), в семье рабочего. В 1923 году начал трудовую деятельность учеником слесаря на котельно-механическом заводе «Труд» в Харькове.
После окончания в 1927 году вечернего рабочего факультета (рабфака) учился в Харьковском политехническом институте.
В августе 1929 г. его, студента третьего курса, отличника, направили для продолжения учебы в Ленинградскую Военно-техническую академию им. Дзержинского.
С 1932 года Ж.Я. Котин проходит службу в научно-исследовательском отделе Военной академии механизации и моторизации РККА. В 1932 г. на Ленинградском Кировском заводе организовано производство танков.
В мае 1937 года Котин получил назначение на должность главного конструктора СКБ-2 Кировского завода.
Здесь стал складываться особый – «котинский» стиль работы.
В феврале 1939 года в СКБ-2 приступили к разработке однобашенного тяжелого танка КВ («Клим Ворошилов»). Первый образец танка KB был изготовлен в сентябре 1939 года.
19 декабря 1939 года тяжелый танк KB, как и новый танк Т-34, был принят решением правительства на вооружение Красной Армии.
С первых дней войны возникла необходимость в массовом производстве танков. Военное положение Ленинграда становилась все более напряженным. Немцы бомбили город постоянно и методично. Во время одной из этих бомбежек Котин получил легкое ранение и контузию.
В 1940-1941 годах в СКБ-2 разрабатывался вариант легкого танка с противоснарядным бронированием Т-50 («Объект 211»).
6 октября 1941 г. вышел приказ об эвакуации Кировского завода в Челябинск, где на базе ЧТЗ и других заводов, частично или полностью туда эвакуированных, был создан «Танкоград» – гигантский танковый завод.
С началом Великой Отечественной войны образуется Наркомат танковой промышленности (НКТП) и Котина назначают заместителем наркома и главным конструктором НКТП. Наркомат был эвакуирован в Челябинск.
9 октября 1941 года за выдающиеся заслуги в организации серийного производства танков КВ на ЧКЗ Ж.Я. Котину вместе с директором завода И.М. Зальцманом М.И. Калинин вручил орден Ленина и Золотую медаль «Серп и Молот».
28 марта 1942 г. был создан специальный Опытный завод № 100 на базе опытного завода ЧТЗ и Харьковского станкостроительного завода им. Молотова. В 1943 г. Ж.Я. Котин назначен его директором.
18 сентября 1943 г. за создание принципиально новой машины ему была присвоена ученая степень доктора технических наук.
При помощи Танкограда вдоль всей линии фронта были созданы ремонтные заводы и бригады. Котинские танки были приспособлены к ремонту в полевых условиях.
В 1942 году Котину было присвоено воинское звание «генерал-майор технических войск, а в 1944 году – звание «генерал-лейтенанта инженерно-танковой службы».
5 августа 1944 г. за особые заслуги в деле создания новых образцов тяжелых танков и артиллерийских самоходных установок Опытный завод № 100 был награжден орденом Ленина.
Под руководством Ж. Я. Котина проводились работы по созданию тяжёлых танков КВ-2, КВ-1, КВ-85, ИС-1, ИС-2.
В период 1943-1944 гг. на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.
Весной 1946 г. Жозеф Яковлевич вернулся в Ленинград на родной завод. Одновременно он – директор Всесоюзного научно-исследовательского института (ВНИИ-100), созданного на базе Опытного завода № 100.
С 1948 г. Жозеф Яковлевич – профессор Ленинградского политехнического института им. Калинина.
19 марта 1949 года Ж.Я. Котина назначили директором вновь образованного Всесоюзного научно-исследовательского института транспортного машиностроения (ВНИИ-100, ВНИИТМ).
С 1961 года Котин начинает разрабатывать новый колесный трактор — универсальный тягач, на котором можно было бы и грузы перевозить, и пахать, и сеять. Он получил название «Кировец» (К-700).
В 1968 году Котин становится заместителем министра оборонной промышленности и переезжает в Москву. Здесь он прожил и проработал одиннадцать лет.
Всю свою жизнь Жозеф Яковлевич посвятил созданию и производству бронетанковой техники, успешно совмещая конструкторскую, производственную, организаторскую работу с научной деятельностью.
Он был прирожденным конструктором и не мог совсем оставить практическую работу.
Жозеф Яковлевич обладал энергичным и общительным характером, пользовался большим уважением и авторитетом подчиненных.
Отличительной чертой деятельности Ж.Я. Котина являлся постоянный творческий поиск, стремление увидеть новое, перспективное даже там, где оно в явной форме еще не просматривается.
В памяти всех, кто соприкасался с Ж.Я. Котиным, он оставил глубокий след как талантливый инженер, крупный организатор промышленности.
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда (1941)
- Сталинская премия (1941, 1943, 1946, 1948)
- заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1968)
- 4 ордена Ленина (17.04.1940; 19.09.1941; 30.12.1956; 09.03.1978)
- 2 ордена Октябрьской Революции (25.10.1971; 08.10.1975)
- орден Красного Знамени (17.05.1951)
- орден Суворова 1-й степени (16.09.1945)
- орден Суворова 2-й степени (19.04.1945)
- орден Отечественной войны 1-й степени (05.08.1944)
- 3 ордена Трудового Красного Знамени (02.04.1951; 12.03.1958; 28.07.1966)
- 3 ордена Красной Звезды (05.06.1942; 20.01.1943; 06.11.1945)
- орден «Знак Почета» (21.06.1957)
- медаль «За боевые заслуги» (03.11.1944)
- и другие медали.
Жозеф Яковлевич умер в Москве в 1979 году.
Похоронили его на Новодевичьем кладбище.
Память о Ж.Я. Котине
- Имя выдающегося конструктора носят:
- Санкт-Петебургский машиностроительный техникум
- На территории Кировского завода установлен мраморный бюст Жозефа Яковлевича.
- Мемориальная доска установлена на дом в Санкт-Петербурге, где жил конструктор.
- Горная вершина на Тянь-Шане (Пик Котина, 4820 м).
Память о Ж.Я. Котине бережно хранят в Челябинске:
Музей Жозефа Котина
В челябинской школе № 86 Тракторозаводского района работает музей Жозефа Котина. На школе висит мемориальная доска,на которой текст:
«С 1980 года школа № 86 носит имя выдающегося танкостроителя Котина Жозефа Яковлевича».
Музей, несмотря на то, что собирался в основном более года получился хороший, с богатой экспозицией. Инициатива его создания принадлежит бывшей работнице ЧТЗ Анисе Нурмухаметовой – члену общества «Блокадное братство». Вокруг нее сплотились энтузиасты – педагоги, родители и учащиеся школы № 86.
Известный на ЧТЗ летописец Эдуард Соболев (на снимке) много времени провел на заводе, собирая материалы для музея Котина. Ему принадлежит книга «Конструкторское бюро: судьбы людей и машин», в которой он рассказал о фактах, что долгое время были скрыты от нас за семью печатями.
Помогала подготовке материалов и девяностопятилетняя Татьяна Шеметова, друг семьи Котиных. Судьба несколько раз сводила ее с женой Жозефа Яковлевича – Натальей Поклоновой Они вместе встречались и с людьми из творческого рабочего круга конструктора Котина.
Собирая материалы, создатели музея познакомились с редкими экспонатами и документами. Большой интерес у создателей музея вызвал документ, в котором было расписано перепрофилирование некоторых школ в госпитали еще за четыре месяца до войны. Некоторые из ветеранов войны согласились отдать в музей свои награды. Любопытно, что жители других городов к музею проявляют тоже большой интерес. Впрочем, сюда в музей просто нужно однажды прийти, окунуться в историю, познакомиться с интересными, редкими документами.
Мемориальные доски Ж.Я. Котину, установленные в Тракторозаводском районе г. Челябинска
Мемориальная доска установлена по адресу: Россия, Челябинская область, город Челябинск, проспект В.И. Ленина, дом № 15.
На доске надпись: «В годы Великой Отечественной войны в этом доме жили выдающиеся создатели боевой техники главные конструкторы трижды Герой Социалистического Труда Николай Леонидович .Духов; Герой Социалистического Труда Жозеф Яковлевич Котин».
Дата установки: в 1985 году, к 40-летию Победы.
Материал: Бронза 1,5х1,4 м
Автор: скульптор Э. Головницкая
Мемориальная доска установлена по адресу: Россия, Челябинская область, город Челябинск, улица Котина, дом № 17/улица Героев Танкограда, дом № 100
Мемориальная доска установлена на жилом доме, находящемся на пересечении улиц Котина и Героев Танкограда.
Надпись на доске: «Улица названа в честь Жозефа Яковлевича Котина главного конструктора бронетанковой техники, Героя Социалистического Труда, Лауреата Государственной премии СССР».
Дата установки:1 июня 2006 года.
Мемориальная доска установлена по адресу: Россия, Челябинская область, город Челябинск, улица Котина, дом 22, здание школы № 86.
Надпись на доске: «С 1980 года школа № 86 носит имя выдающегося танкостроителя Котина Жозефа Яковлевича».
Дата установки: 1980 год
Материал предоставила Г.В. Бречко, библиотека № 11 им. Я. Гашека
Южный
Урал в годы Великой Отечественной войны стал одним из самых крупных центром
танковой промышленности Советского Союза и стал известен и в нашей стране, и во
всем мире как Танкоград.
«Среди
названий славных и наград,
Которыми
особенно гордятся,
Есть
огненное слово: Танкоград,
Есть
боевое званье: Танкоградцы!
И в этом
пути, где год сменяет год,
Где для
волненья годы не преграды,
Хранит в
сердцах и памяти народ
Неугасимый
подвиг Танкограда!»
Ефим
Ховив
«Сердцем»
Танкограда в 1941 годом стал Челябинский тракторный завод. Осенью этого же года
года на ЧТЗ стало прибывать оборудование с промышленных предприятий СССР:
Ленинградского Кировского и Харьковского завода дизельных моторов.
Возглавил
объединение этих заводов Исаак Моисеевич Зальцман.
Непосредственно
эвакуацией заводов на Урал в первые месяцы войны занимался заместитель
Народного комиссара танковой промышленности, главный конструктор наркомата
танковой промышленности и главным конструктором танкового производства в
Челябинске Жозеф Яковлевич Котин.
Жозефу
Котину, Исааку Зальцману и другим прославленным инженерам и конструкторам
суждено было стать легендами Танкогограда.
Кто же
он легендарный конструктор Танкограда Жозеф Котин? О нем нам расскажет Михаил
Скрябин, главный библиограф библиотеки №32 им.М.Горького.
Жозеф
Яковлевич Котин родился 10 марта (26 февраля по старому стилю) 1908 года на
Украине в городе Павлограде в рабочей семье. Он начал трудовую деятельность
учеником слесаря на заводе «Труд» в Харькове. Затем Котин поступил учиться в
Харьковский политехнический институт, оттуда на третьем курсе в августе 1929
года он был переведен в Ленинградскую Военно-техническую академию им.
Дзержинского. После ее окончания в 1931 году Жозеф Котин остался работать в
академии в должности военного инженера-конструктора.
Дом на Кронверкской улице в Ленинграде, в котором жил Ж. Я. Котин |
Еще во
время учебы в Ленинградской Военно-технической академией им. Дзержинского Котин
знакомится со своей будущей женой, студенткой того же вуза Анастасией
Поклоновой. Вскоре они поженились. В 1935 году в семье Котиных родился сын
Феликс.
Анастасия Петровна Поклонова — жена Ж.Котина |
Жозеф Котин и Анастасия Поклонова |
Анастасия
Петровна Поклонова стала одной из первых советских женщин-танкистов. В годы
Великой Отечественной войны она работала военпредом на Челябинском Кировском
заводе.
А. П. Поклонова — военпред Челябинского Кировского завода |
В
середине 30-х годов карьера Жозефа Котина не стоит на месте. В 1937 году он
становится главным конструктором СКБ-2 Кировского завода. Его задачей стало
проектирование и разработка новых тяжёлых танков КВ («Клим Ворошилов»). Первый
образец этого танка был изготовлен в сентябре 1939 года, а уже через несколько
месяцев в декабре был принят на вооружение Красной Армии.
В
1940-1941 годах конструкторское бюро Жозефа Яковлевич Котина разрабатывает
вариант легкого танка с противоснарядным бронированием Т-50.
Началась
Великая Отечественная война, возникла необходимость в массовом производстве
танков. Между тем, обстановка в Ленинграде все более накалялась. Фашисты стали
бомбить город постоянно и методично. Вот тогда и было принято решение об
эвукуации танкового производства на Урал.
6 октября
1941 года Челябинский тракторный завод имени Сталина был переименован в
Челябинский Кировский завод Наркомата танковой промышленности (ЧКЗ).
Ж. Я. Котин дает пояснения о конструкции боевой машины Маршалу Советского Союза В. И. Чуйкову. |
Жорес
Яковлевич Котин, возглавивший конструкторский коллектив Челябинского Кировского
завода, принялся за разработку тяжелых танков КВ-1С, КВ-16, КВ-85. Его КБ
занялся также разработкой тяжелого танка с установкой нескольких орудий в
невращающейся башне КВ-7, огнеметного танка КВ-8 и тяжелого танка, вооруженного
гаубицой калибра 122 мм КВ-9.
19
сентября 1941 г. Жозефу Яковлевичу Котину за выдающиеся заслуги в создании и
освоении производства тяжелых танков в трудных условиях военного времени Указом
Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Социалистического
Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Следующее
«детище» конструкторского бюро Ж. Я. Котина – первая серийная советская
самоходная установка СУ-122. Она была сразу принята на вооружение. Самоходные
установки пришлись по душе танкистам за отличную проходимость и безотказность в
работе. А затем были созданы самоходные артиллерийской установки СУ-152,
ИСУ-152, ИСУ-122. Все это непрерывным потоком шло на фронт.
«Броню
и железо, свинец и литье
Везут по
дорогам, рожденным войною.
Страна
моя, мать моя, сердце мое,
Я слышу
дыханье твое за спиною,
Заботу,
привет согревающий твой,
Я
чувствую в каждом движенье и взгляде,
В письме
и посылке моей фронтовой,
В
челябинском танке, в уральском снаряде».
Михаил
Матусовский
В 1943
г.оду Ж. Я. Котин назначен директором специального Опытного завода № 100 на
базе опытного завода ЧТЗ и Харьковского станкостроительного завода им.
Молотова.
И. М. Зальцман и Ж. Я. Котин |
Жозеф
Котин и его КБ приняли участие в создании более совершенного тяжелого танка чем
КВ — танка ИС (Иосиф Сталин). Они превосходили немецкие танки по таким
параметрам, как огневая мощь, защита и подвижность. Осенью 1943 года тяжелые
танки ИС поступили в серийное производство и были приняты на вооружение Красной
Армии. Танк ИС-2 с 122-миллиметровой пушкой стал самым мощным танком 2-й
мировой войны и стал основным в гвардейских тяжелых танковых полках прорыва.
Ж. Я. Котин на испытаниях тяжелого танка ИС |
— Наш
тяжелый танк — это машина, способная прогрызать любую немецкую оборону на
танкодоступной местности, — говорил Ж. Я.Котин
За
создание тяжелых танков ИС Котину была присвоена ученая степень доктора
технических наук, кроме того в 1942 году Котину было присвоено воинское звание
«генерал-майор технических войск, а в 1944 году – звание «генерал-лейтенанта
инженерно-танковой службы».
А 5
августа 1944 г. за особые заслуги в деле создания новых образцов тяжелых танков
и артиллерийских самоходных установок Опытный завод № 100 под руководством Ж.
Я. Котина был награжден орденом Ленина.
Без этой
страницы истории
России
могло бы – не быть.
Отцы
становились героями,
Чтоб
внукам и правнукам – Жить!
Их
подвиг – во имя Отечества,
Во имя
Счастливого дня.
Спасла
от чумы – человечество
Их
танков святая броня!
Нина
Пикулева
В 1945
году Жозеф Котин и его жена Анастасия отмечали двойной праздник: День Победы и
рождения дочери Нади.
Ж. Я. Котин с женой, сыном Феликсом и дочерью Надей. 1948 г. |
Весной
1946 года Котин вернулся на Кировский завод в Ленинград. С 1948 года он работал
профессором и заведующим кафедрой Ленинградского политехнического института
Последние
годы жизни Жорес Яковлевич занимал должность заместителя министра оборонной
промышленности. Жил в Москве.
Легендарный
конструктор Танкограда Жозеф Котин скончался в 1979 году и был похоронен на
Новодевичьем кладбище.
Он был награждён золотой звездой Героя Социалистического
Труда, четырьмя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами
Суворова первой и второй степени, орденом Отечественной войны первой степени,
тремя орденами Красной Звезды, двумя орденами Октябрьской Революции, тремя
орденами Трудового Красного Знамени, орденом Знак Почёта, медалями, в том числе
«За боевые заслуги», четырьмя сталинскими премиями.
Соратники
и ученики Жозефа Яковлевича Котина издали о нем в 1988 году книгу «Конструктор
боевых машин».
В
Челябинске помнят Ж. Я. Котина. В Тракторозаводском районе Челябинска
установлены три мемориальные доски в его честь. Одна – на жилом доме,
находящемся в по адресу: проспект В.И. Ленина, дом № 15.
На ней можно прочесть
следующие слова: «В годы Великой Отечественной войны в этом доме жили
выдающиеся создатели боевой техники главные конструкторы трижды Герой
Социалистического Труда Николай Леонидович .Духов; Герой Социалистического
Труда Жозеф Яковлевич Котин».
Другая
мемориальная доска установлена на жилом доме, находящемся на пересечении улиц
Котина и Героев Танкограда. Надпись на ней гласит: «Улица названа в честь
Жозефа Яковлевича Котина главного конструктора бронетанковой техники, Героя
Социалистического Труда, Лауреата Государственной премии СССР».
Кроме
того, на здании школы № 86 Тракторозаводского района г. Челябинска имеется
мемориальная доска со словами: «С 1980 года школа № 86 носит имя выдающегося
танкостроителя Котина Жозефа Яковлевича». В школе работает музей Жозефа Котина.
73 года
прошло с окончания Великой Отечественной войны. Южный Урал чтит вклад
Танкоградцев в победу, помнит их имена.
Среди них имя талантливого конструктора, организатора танкового
производства в Челябинске Жозефа Яковлевича Котина.
Чтоб
стать мужчиной — мало им родиться,
чтоб
стать железом — мало быть рудой.
Ты
должен переплавиться, разбиться,
И, как
руда, пожертвовать собой.
Михаил
Львов
Бюст Ж. Я. Котина работы скульптора М. Л. Жоржевского |
Библиотека
№ 32 им. М. Горького предлагает вниманию читателей книги и статьи о Жозефе
Яковлевиче Котине:
1)
Конструктор боевых машин / [под редакцией Н. С. Попова]. — Ленинград :
Лениздат, 1988. — 382 с.
2)
Дмитриев, А. Ж. Я. Котин / А. Дмитриев // Врата Рифея : сб. / ред. В. С. Боже.
— М., 1996. — С. 279-280
3)
Моисеев, А. Конструктор боевых машин
прорыва. Ж. Я. Котин / А. Моисеев // Победа века : Челяб. обл. в Великой
Отечеств. войне: попул. воен. энцикл. / сост. А. П. Моисеев. — Челябинск, 2000.
— С. 383-384, 448
4)
Самсонов, В. Ф. Талантливые творцы
танковой техники / В. Ф. Самсонов //
Память о подвиге и славе : по мемор. местам Челябинска / В. Ф. Самсонов. —
Челябинск, 2005. — С. 133-140
5)
Пушкарева, Т. П. Котин Жозеф Яковлевич : 100 лет со дня рождения / Т. П.
Пушкарева // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2008
/ сост.: И. Н. Пережогина [и др.]. — Челябинск, 2007. — С. 57-61
6)
Соболев, Э. Поклон главному конструктору / Э. Соболев // Воспоминания.
1941-1945 гг. : 75-летию ЧТЗ посвящается / В. А. Осипов. — Челябинск, [б.г.]. —
С. 237-240
7) Соболев,
Э. Главный конструктор Танкограда. Ж. Я. Котин / Э. Соболев // «Мы — с
Автотракторного факультета…» : Люди и техника в современной истории /
сост. В. А. Путин, Ю. В. Рождественский. — Челябинск, 2008. — С. 133-135
Шубарина, Л. Трудные годы после войны / Л. Шубарина // Конструктор танковых
дизелей И. Я. Трашутин : Уральская школа двигателестроения / сост.: В. А. Путин
, В. Н. Бондарь. — Челябинск, 2006. — С. 138-146
Михаил Скрябин, главный библиограф библиотеки №32
им.М.Горького
Котин Жозеф Яковлевич — заместитель Народного комиссара танковой промышленности СССР, главный конструктор Народного комиссариата танковой промышленности СССР, главный конструктор СКБ-2 Кировского завода, город Ленинград.
Родился 26 февраля (10 марта) 1908 года в городе Павлоград ныне Днепропетровской области Украины. Из семьи обрусевших поляков.
С 1923 года — слесарь котельно-механического завода в Харькове, одновременно учился на вечернем рабфаке. С 1927 года учился в Харьковском политехническом институте.
С 1930 года – в Красной армии, по спецнабору. В 1932 году окончил Военно-техническую академию имени Ф.Э. Дзержинского. В 1932 — 1937 годах проходил службу инженером, начальником проектно-конструкторского сектора, начальником отделения в научно-исследовательском отделе Военной академии механизации и моторизации РККА имени И.В. Сталина.
В 1937 году назначен главным конструктором конструкторского бюро СКБ-2 на Кировском заводе в Ленинграде. Первой его самостоятельной конструкторской работой стала модернизация среднего танка Т-28. Однако изучая опыт боевых действий в Испании Котин пришел к выводу о неэффективности легких и средних танков с легкой броней, главным достоинством которых считалась высокая скорость и хорошая маневренность. В 1938 начал работу по созданию тяжелых танков с противоснарядной броней: СМК (двухбашенный двухорудийный) и однобашенный танк КВ с 76-мм пушкой. Танки были созданы в кратчайшие сроки, их опытные экземпляры прошли боевые испытания в советско-финляндской войне 1939–1940. В результате тяжелый и уязвимый СМК был забракован, а танк КВ («Клим Ворошилов») был принят на вооружение. Сразу же Котин развернул работы по созданию его модификации, в том же 1940 году принятой на вооружение под наименованием КВ-2. Его ведущим конструктором был Н.Л.Духов. Уступая иностранным тяжелым танкам по ряду показателей, тем не менее КВ-2 был достойным соперником гитлеровских танков в первый период Великой Отечественной войны. Там, где командование правильно применяло их в боевых действиях, КВ наносили большой урон врагу и выходили победителями в неравных боях.
Также в предвоенный период СКБ-2 под руководством Котина разработало в 1940 году еще более мощный танк – изделие 220, на котором была установлена 85-мм танковая пушка, применена планетарная трансмиссия. Развернуты работы по созданию литых танковых башен, выполненные на Ижорском заводе. Велась разработка других танков и самоходных артиллерийских установок: тяжелого танка КВ-3, САУ с 152-мм пушкой Бр-2, легкого танка с противоснарядным бронированием Т-50. Однако до начала войны эти работы завершены не были.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1941 года за выдающиеся достижения в создании новых типов танков Котину Жозефу Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В первые дни Великой Отечественной войны, в июне 1941 года, Котин был назначен заместителем Народного комиссара танковой промышленности (до 1943), главным конструктором наркомата танковой промышленности и главным конструктором танкового завода в Челябинске (Челябинский Кировский завод). В первые месяцы войны Котин непосредственно занимался эвакуацией Кировского завода на Урал, ряда иных заводов и созданием в Челябинске крупнейшего центра танковой промышленности, известного во всем мире как «Танкоград».
Принял участие в разработке тяжелых танков КВ-1С, КВ-16, КВ-85, тяжелого танка с установкой нескольких орудий в невращающейся башне КВ-7, огнеметного танка КВ-8, тяжелого танка, вооруженного гаубицой калибра 122 мм КВ-9. Непрерывно улучшался серийный танк KB: была поставлена более мощная пушка 76-мм калибра ЗИС-5, литая башня, на лобовые листы корпуса наваривалась дополнительная броня. Весной 1942 г. началась разработка нового танка KB-13, который, будучи выполненным в массе среднего (порядка 30 т.), должен был обладать свойствами тяжелого.
Понимая, что запас для улучшения танков КВ ограничен, Котин летом 1942 года организовал работу по созданию перспективного тяжелого танка ИС-1. Развитием его стало появление самого мощного танка 2-й мировой войны – ИС-2 с 122-миллиметровой пушкой. В период 1943–44 под руководством Котина на базе танков КВ, Т-34 и ИС конструктором Ф.Ф.Петровым были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. Их производство было стремительно налажено на заводах «Танкограда». За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.
В августе 1943 года танковые заводы СССР перешли к устойчивому выписку продукции для фронта, в связи с чем было принято решение об освобождении Котина от обязанностей заместителя Народного комиссара танковой промышленности СССР. Для концентрации усилий на конструкторской деятельности Ж.Я.Котин назначается главным конструктором и начальником опытного танкового завода № 100 в Челябинске. Им разработаны и поставлены на производство на ЧКЗ в конце 1943 года самоходная артустановка ИСУ-152 (заменившая СУ-152) и танк ИС-2 с мощной 122-мм пушкой Д-25 конструкции Ф.Ф.Петрова. Велось непрерывное улучшение серийных машин, для чего оперативно учитывался опыт боев на фронте, изучались новые образцы вражеской и союзной техники.
В 1945 году Котин вернулся в Ленинград на должность главного конструктора СКБ-2. 19 марта 1949 года в Министерстве среднего машиностроения СССР создается Всесоюзный научно-исследовательский институт (ВНИИ-100), главной задачей которого является конструирование новых танков и тракторной техники. Директором и главным конструктором института назначается Ж.Я.Котин. В 1951 году из состава ВНИИ-100 было выделено отдельное Опытное конструкторское бюро (ОКБТ) на базе Ленинградского Кировского завода, начальником и главным конструктором которого вновь назначен Котин.
В послевоенные годы Котин разработал тяжелый танк ИС-4 (1947), плавающий танк ПТ-76 (1951), тяжелый танк Т-10 (1953), плавающий бронетранспортер БТР-501 на базе танка ПТ-76, а также трелевочный трактор КТ-12 (1948) и колесный трактор К-700 «Кировец» (1963), ряд шасси под ракетные и артиллерийские установки. Одновременно был руководителем кафедры в Ленинградском политехническом институте.
С 1968 года — заместитель Mинистра оборонной промышленности СССР. С 1972 года – член научно-технического совета Министерства оборонной промышленности СССР.
Ж.Я. Костин скончался 21 октября 1979 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 7).
Депутат Верховного Совета СССР в 1946-1950 и в 1966-1970 годах.
Доктор технических наук (1943).
Лауреат четырёх Сталинских премий СССР (1941, 1943, 1946, 1948). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1968).
Военинженер 2 ранга.
Военинженер 1 ранга.
Генерал-майор технических войск (6.01.1942).
Генерал-лейтенант инженерно-танковой службы (31.07.1944).
Генерал-полковник инженерно-технической службы (13.11.1965).
Генерал-полковник-инженер (1971).
Награждён 4 орденами Ленина (17.04.1940; 19.09.1941; 30.12.1956; 9.03.1978), 2 орденами Октябрьской Революции (25.10.1971; 8.10.1975), Красного Знамени (17.05.1951), орденами Суворова 1-й (16.09.1945) и 2-й (19.04.1945) степеней, орденом Отечественной войны 1-й степени (5.08.1944), 3 орденами Трудового Красного Знамени (2.04.1951; 12.03.1958; 28.07.1966), 3 орденами Красной Звезды (5.06.1942, 20.01.1943; 6.11.1945), орденом «Знак Почёта» (21.06.1957), медалями.
На родине Героя, в городе Павлоград Днепропетровской области установлен памятник, в Санкт-Петербурге, на территории Кировского завода — бюст. Именем выдающегося конструктора названы улицы в Челябинске и Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский машиностроительный техникум, горная вершина на Тянь-Шане (Пик Котина, 4820 м). Мемориальные доски установлены на домах в Челябинске и Санкт-Петербурге, в которых жил Ж.Я. Котин.