Русские в руководстве казахстана есть

Националисты и русофобы в новом правительстве Казахстана: опять «многовекторность»?

В состав нового правительства Казахстана вошел ряд националистов и «грантоедов».

К.Ж.Токаев назначил министром информации Казахстана откровенного русофоба Аскара Умарова. 

Вот как Умаров высказывается о русских ценностях и России:

«Когда все будут напиваться водкой и праздновать непонятный День Победы, вы помяните молитвой наших несчастных дедов, не вернувшихся с чужой войны. Кого победили, что победили?»

«В Казахстане идеология всеобщей дружбы народов — это идеология лишь переходного периода. На сегодня эффективность демонстрирует лишь национализм…»

«Не забывайте, что вы тут навязанная диаспора, а не автохтоны, и скажи спасибо, что ваши права соблюдаются и вас как колонизаторов в иных странах никто не гонит»

Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан занимается построением идеологии, по которой будет жить вся Республика. 

Сохранил свой пост и министр науки министр образования и науки Асхат Аймагамбетов

Как уже писал Станрадар, Асхат Аймагамбетов прошел обучение в Московской школе политических исследований, которая, по сути, являлась организацией по подготовке агентов влияния. Министр скрыл факт обучения в этой организации на деньги Сороса, скрыл контакты с членами оппозиции и представителями разведсообществ иностранных государств. Выпускники Школы участвовали в подготовках «цветных» революций и государственных переворотов в Грузии, в Украине, в Белоруссии и Кыргызстане.
В 2014 г. Московская школа политических исследований была включена Россией в реестр иностранных агентов за иностранное финансирование, получаемое из частных западных фондов, имевших отношение к организации государственных переворотов.  18 января 2020 года по решению Генеральной прокуратуры РФ интернет-ресурсы Ассоциации школ политических исследований при Совете Европы внесены в реестр запрещенной информации на территории России. В январе 2021 года власти России, по представлению Генеральной прокуратуры РФ внесли Московскую школу (в составе Ассоциации школ политических исследований при Совете Европы) в список нежелательных организаций, представляющих угрозу конституционному строю и безопасности России.
Недавно свет увидело фото, где А.Аймагамбетов стоит рядом с директором ЦРУ Уильямом Бернсом. 

Как сообщают источники, близкие к Администрации Президента Казахстана, заместителем руководителя АП должна стать бывший министр информации и общественного развития Аида Балаева. Она известна попыткой запретить в Казахстане трансляции российского телеканала «Звезда». В июне 2020 г. она написала на своей странице в Facebook:

«Казахстанский телеканал «ОҢ ТВ» ретранслирует программу «Военная приемка» российского телеканала «Звезда».

Однако, к сожалению, ретрансляция последнего выпуска цикла данной телевизионной передачи идет вразрез с официальной позицией Республики Казахстан по важным вопросам международной повестки.
Констатируя этот факт, считаю важным руководству всех телеканалов Казахстана, в том числе телеканала «ОҢ ТВ», не допускать выдачу в эфир телепрограмм с подобным содержанием в целях исключения неправильного толкования позиций Республики Казахстан по международным вопросам.
Также призываю местные исполнительные органы активизировать профилактическую работу с региональными СМИ, в особенности с телеканалами, транслирующими иностранный контент нехудожественного и развлекательного характера», — заявила глава МИОР РК.

Таким образом, просматривается намерение официальной Астаны продолжить политику заигрывания с националистами, продвижения нациократической идеологии, реабилитации гитлеровских коллаборантов, пропаганды «голодомора», вытеснения русского языка и фальсификации истории. Всего того, что на днях едва не поставило Казахстан на грань гражданской войны и что удалось предотвратить лишь общими усилиями стран ОДКБ. 

Продолжение же подобной «многовекторной» политики приведет лишь к усугублению и интенсификации кризиса казахстанской государственности, новым, еще более сильным вспышкам экстремизма и терроризма. 

Это также позволяет сделать вывод, что проблема гораздо глубже, нежели пытается ее представить власть Казахстана, делая виноватым в кризисе Нурсултана Назарбаева и часть силовиков. 

Впрочем, вряд ли Акорде удалось кого-либо обмануть. Сколько ни пытайся «перевести стрелки» на предшественников, все отлично помнят и включение пещерных националистов в состав Национального совета общественного доверия при Президенте Республики Казахстан, и их прохождение в парламент в составе правящей «Нур Отан», и вольницу для западных фондов, и срыв углубления интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Все это происходило уже при президентстве Касым-Жомарте Токаеве и, судя по кадровой политике, он намерен продолжать в том же духе. Выводов, похоже, так и не сделано. 

Невольно возникает впечатление, что действующая власть Казахстана пытается использовать ОДКБ для решения проблем перераспределения власти при продолжении той же политической линии, которая привела к попытке государственного переворота. Рассчитывать на это, по меньшей мере, наивно, но надежда, как известно, умирает последней. 
В составе нового правительства всего двое русских: заместитель премьера Роман Скляр и глава МЧС Юрий Ильин.
Доля русского населения в Казахстане всё ещё около 20%.
Из Казахстана за последние 30 лет уехали более трёх миллионов русских….

Источник: http://asiais.ru/society/55261.html


30


1144

В период выборов Госдуму ряд кандидатов в депутаты и СМИ обратили свое внимание на положение русских в странах Центральной Азии. В Казахстане, например, минувшим летом были организованы так называемые «языковые патрули», которые заставляли русскоязычных граждан республики извиняться за незнание казахского. Мы поговорили с русскими жителями Казахстана, чтобы выяснить, чувствуют ли они давление казахских националистов.

  История с «языковыми патрулями» пока завершилась: организатор акции Куат Ахметов сбежал на Украину, а на родине против него возбудили уголовное дело по статье «Разжигание межнациональной ненависти». Однако, несмотря на осуждение националиста властями Казахстана, в стране нашлись публично ему сочувствующие, которые посчитали, что государство недостаточно защищает казахский язык.

   Особенно националистов волнует проблема Северного Казахстана, где проживает  много русских, а по-казахски часто не говорят даже сами казахи. Технически в этом нет никакой проблемы – русский язык закреплен в Конституции республики в качестве языка межнационального общения. Однако в последнее время националисты активизировались. 

   На этом фоне политики продвигают различные инициативы, нацеленные на преобладание казахского языка над русским. Одной из них стал законопроект, который обязывает все вывески, меню, рекламные стенды и казахские названия населенных пунктов писать на казахском языке, а на других языках — по желанию.

Справка «МК»: Всего в Казахстане проживают около 19 миллионов человек. Из них казахами себя считают 63,1%, а русскими – 23,7%.

Кроме того, по данным переписи населения 2009 года, наиболее распространённым языком в Казахстане является русский: 94,4% населения страны понимают устную русскую речь, 84,8% населения умеют читать и писать по-русски, а 3,4% — только читать. Для сравнения, казахскую устную речь понимают 74% населения, читать и писать по-казахски могут 62%, а только читать умеют 2,9%.

Больше всего русский язык, культура и традиции заметны в северной части Казахстана, где проживают около 4 миллионов человек. В макрорегион входят Акмолинская, Костанайская, Павлодарская и Северо-Казахстанская область, а также столица республики Нур-Султан.

В областных центрах Петропавловск и Костанай проживают около 60% русских и 40% казахов. В Павлодаре их примерно поровну, а в Кокшетау уже казахов около 60%. Зато в Нур-Султане титульная нация республики составляет 80% населения города, а русских там только 12%.

Северный Казахстан – по большей части аграрный регион. На этом фоне заметно выделяется Павлодарская область, которая является одним из промышленных локомотивов республики. Там развита добывающая промышленность, металлургические заводы, машиностроение, топливно-энергетический комплекс …

  «МК» поговорил с жителями Казахстана, которые могут говорить только по-русски, чтобы выяснить, чувствуют ли они какие-то притеснения. 

Житель Алма-Аты IT-специалист Сергей, детство которого прошло в Северном Казахстане, утверждает, что лично никогда ни с чем подобным не сталкивался, но подчеркивает: в данном случае многое зависит от того, где именно ты живешь.

«Грубо говоря, Казахстан можно разделить на три региона: Север (включая Астану), где казахского языка почти нет, Юг (Алма-Ата и так далее), где русский язык преобладает, и Запад (Жанаозен, Актау и так далее), где проживают уралманы – репатрианты, среди которых даже русское население казахоязычное.

Почему я говорю про язык — именно на языковой почве возникают противостояния. В культурном плане казахи и русские слишком близки, чтобы здесь возникала какая-то дискриминация, — говорит Сергей. — В Алма-Ате, если ты знаешь казахский и русский язык, можно устроиться куда угодно. Если ты знаешь только русский – тебя возьмут не на все работы.

Прежде всего, это касается тех вакансий, где тебе придется общаться с казахоязычным населением: колл-центры, продажи и так далее. При этом верхний класс в основном русскоязычный, в том числе этнические казахи друг с другом говорят по-русски. Многие националисты этим сильно недовольны, называют их «манкуртами»»

   По словам Сергея, многое зависит от экономического положения тех, с кем ты общаешься: «Сначала я работал на заводе, принадлежавшем международной компании, потом его закрыли, и меня перевели в офис. Завод был в нижней части Алма-Аты, которая считается бедным районом, и там в основном говорили по-казахски. Офис располагался ближе к горам, где жили более успешные люди, и там уже говорили по-русски, и иногда по-английски. Вообще, иностранцу, приехавшему в Казахстан работать, проще выучить русский, чем казахский, и большинство из них именно так и поступают».

  В целом Сергей считает, что без знания казахского языка вполне можно жить и работать на севере и юге Казахстана. И его жизнь это подтверждает, потому что сам он пытался выучить казахский в школе и уже во взрослом возрасте, но оба раза безуспешно. «Некоторые слова понимаю, но если быстро говорят, то и это не получается. Сам изъясняться не могу даже на примитивном уровне. 

В школе казахскому учили очень плохо, самоучителей почти нет, онлайн-курсы тоже никак не помогают. В основном язык знают те, кто жил в сельской местности. Плюс к этому многие русские, отслужившие в армии, знают казахский язык.

Тут еще важно отметить, что в городах нет людей, которые говорят по-казахски, но не говорят по-русски. Они все двуязычные. Русский – это язык международного общения. Если ты приходишь в магазин, а за прилавком казашка, на русскую речь она будет отвечать по-русски, а на казахскую – по-казахски.

По моим наблюдениям, те, кто приезжают из сел только со знанием казахского, в городе быстро выучивают русский и стараются говорить на нем. А вот казахскими националистами часто становятся выходцы из городской интеллигенции, которые изначально говорили по-русски, а потом выучили казахский. Причем носители языка часто говорят, что националисты говорят на нем плохо»

  Сергей подчеркивает, что его родители всегда были патриотами СССР, и, когда страну развалили, они остались жить в Казахстане, продолжая воспринимать его как часть единого целого. Кроме того, они остаются патриотами своей земли и города, поэтому, когда появилась такая возможность, отец Сергея решил переехать из Северного Казахстана не в Россию, а в родную для себя Алма-Ату. При этом, как и сын, он не говорит по-казахски.

    Сергей считает, что на севере Казахстана есть определенные сепаратистские настроения, но они не настолько сильны, как это может показаться из просмотра социальный сетей. «Вообще все разговоры о сепаратизме мне встречаются только в интернете. Вот там люди как будто специально находят друг друга, чтобы поспорить на эту тему. А в повседневной жизни ничего подобного нет. 

Хотя в Казахстане периодически происходят столкновения на межнациональной почве, но русских это не касается. Во-первых, это второй по численности народ в Казахстане, который не замкнут в каком-то анклаве, а распределен по всей стране. Во-вторых, есть фактор России», — заключил Сергей.

Фото: pixabay.com



А вот у сотрудницы колл-центра Кристины, которая родилась на севере Казахстана, а теперь живет в Алма-Ате, иной опыт межнационального общения.

«Я много где работала, и в основном все было связано с продажами. Естественно, я часто сталкиваюсь с людьми, которые говорят только по-казахски, а я на нем не разговариваю, но понимаю. Обычно в случае невозможности изъясниться с клиентом приходится звать кого-то, кто говорит по-казахски. 

Если магазин находится на окраине города, то такие случаи бывают очень часто. Если клиент попался озлобленный, то он может дойти со своей жалобой до администрации. Возмущаются тем, что их обслуживает человек, который не знает казахского, и так далее. Вообще, жалобщики, как правило, приходят со стороны тех, кто говорит на казахском. Русские на казахский язык не жалуются», — рассказала «МК» Кристина.

  При этом она подчеркивает, что реакция администрации на жалобу во многом зависит от того, кто владеет компанией. «Если речь идет о российской фирме, или о фирме, которую создали русские, то на язык большого внимания обращать не будут, а жалобщикам напомнят, что русский – это язык международного общения. Если же речь о казахской фирме, то там тебе придется извиняться за незнание казахского, а при приеме на работу тебе дадут понять, что язык нужно будет выучить, иначе придется довольствоваться низшей должностью», — говорит девушка.

  Вместе с тем, казахи, говорящие на казахском, иногда обсуждают русских, за их спинами, если думают, что те их не понимают. 

«Моя сестра говорит по-казахски, поэтому она может мне иногда сказать, что кто-то на нас косо смотрит, обсуждают нас и так далее. Кроме того, мои друзья, которые говорят по-казахски, довольно часто за меня заступаются из-за того, что я не знаю языка, — говорит Кристина. — С другой стороны, парни, с которыми я встречалась, говорили мне, что их родители не одобряли их выбор из-за моей национальности. Они требовали, чтобы я выучила язык, казахские традиции, приняла ислам.

Моя сестра встречалась с казахом, говорила с ним только по-казахски, когда жила в его семье, носила платок… Вообще, если девушка выходит замуж за казаха, на нее начинают давить казахскими традициями. Поэтому многие казашки мечтают выйти замуж за русского»

  У Кристины остались родственники на севере Казахстана. «Я езжу к ним в гости. Казахов на Севере почти нет, и по-казахски там не говорят. Казахских традиций тоже нет. 

При этом люди, которые живут на севере Казахстана все-таки патриоты Казахстана, но не такого, каким он является сейчас. При этом мой дядя 10 лет назад переехал в Омск. Моя мама тоже надеется переехать, но постоянно что-то мешает. Переехать хотят многие студенты. Многих в России привлекает высокий заработок. Вообще жители Северного Казахстана кажутся более разочарованными в жизни, чем жители остальной части страны. Их можно понять: тоскливая погода, маленькие холмики, степь, ужасные дороги и старые машины», — говорит Кристина.

С начала беспорядков в Казахстане некоторые СМИ и Telegram-каналы рассуждали об угрозе русским, проживающим в республике. Якобы из-за ввода военных ОДКБ они окажутся в опасности из-за роста казахского национализма. «Известия» поговорили с русскими жителями страны, чтобы разобраться, как январские события повлияли на их отношения с казахами. Опрошенные констатировали: ввод миротворцев ОДКБ никак не сказался на межнациональном диалоге, поскольку русские, живущие в республике, не ассоциируются с Россией — они местные. Однако на бытовом уровне проявления неприятия всё же есть, отметили собеседники «Известий».

Отголоски в YouTube

«Русские — гастарбайтеры, потому что они не знают языка страны, где живут». С такими плакатами в августе 2021 года видеоблогер Куат Ахметов начал ходить по магазинам Алма-Аты и других городов Казахстана и требовать от продавцов говорить с ним на казахском языке. Если продавец отказывался, молодые люди из компании Ахметова заставляли записать извинения на камеру.

Свои рейды парни назвали языковыми патрулями, каждую вылазку националисты записывали и выкладывали на YouTube. Примечательно, что названия видеороликов на канале даны на русском языке, но с большим количеством ошибок.

Рейды продолжаются и сейчас. Последний видеоролик опубликован 14 января, правда, на нем нет привычных извинений — женщина приходит в госучреждение и возмущается, что инструкции по борьбе с коронавирусом и план эвакуации из здания даны на русском языке.

школа в казахстане

Фото: REUTERS/Shamil Zhumatov

Помимо таких рейдов, авторы канала сознательно искажают факты, преподнося их в подчеркнуто русофобском ключе. По следам январских беспорядков один из роликов назвали «Российские снайреры отстреливают детей в Казахстане» (орфография сохранена). В видео авторы канала утверждают, что российские военные якобы участвовали в убийствах мирных граждан во время протестов, в частности говорится о гибели 12-летнего Султана у здания Ауэзовского РОВД в Алма-Ате.

Это неправда. Согласно показаниям брата погибшего мальчика, которые передает Telegram-канал ORDA, Султан погиб в ходе перестрелки вечером 5 января. Российские миротворцы начали прибывать в Казахстан только 7 января.

Канал Куата Ахметова, где 32,3 тыс. подписчиков, по-прежнему не заблокирован ни в России, ни в Казахстане, несмотря на многочисленные жалобы со стороны российских политиков (в республике в августе в отношении владельцев канала возбудили уголовное дело по статье «Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни»). В Россотрудничестве не ответили на запрос «Известий».

Помимо языковых патрулей, напряжения в российско-казахстанские отношения добавили и высказывания нового министра информации и связи республики Аскара Умарова в бытность его директором агентства «‎Казинформ»‎.

«Не забывайте, что вы тут навязанная диаспора, а не автохтоны, и скажи спасибо, что ваши права соблюдаются и вас как колонизаторов в иных странах никто не гонит» — так Умаров обратился к русским, проживающим в Казахстане около 10 лет назад, сообщали СМИ.

Аскар Умаров

Аскар Умаров

Фото: ТАСС/Владимир Смирнов

По мнению старшего научного сотрудника центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислава Притчина, сам факт того, что Умарова назначили на министерский пост, говорит о большом кадровом голоде в республике.

— Не то чтобы специально на этот пост назначили откровенного русофоба. Просто у нынешнего президента скамейка запасных небольшая, учитывая какой большой раскол был в элите, — пояснил эксперт «‎Известиям»‎.

«Известия» попытались оперативно получить комментарий Аскара Умарова в социальных сетях по поводу отношения к русской диаспоре и его высказываниям, но не получили ответа.

«Русофобия, конечно, есть»

Сами русские жители Казахстана или те, кого Аскар Умаров назвал «навязанной диаспорой,‎ рассказали «‎Известиям»‎, что сторонники националистов вроде Куата Ахметова — в меньшинстве. В основном на севере страны не сталкиваются с проявлениями национализма.

Я никакой русофобии не заметила. Тот круг людей, с которыми я общаюсь, также никакого давления не ощутил. Вы знаете, у нас не различают национальности. И ввод ОДКБ нормально приняли, и казахи сами писали в «‎‎Одноклассниках», что вынужденная мера и президент правильно сделал, что пригласил ОДКБ. Конечно, есть и те, кто опасается, называет это оккупацией, боится, что русские заселятся — такие мнения тоже были. Но ничего криминального, никакой русофобии не было, — подчеркнула в беседе с «‎Известиями»‎ Светлана из Павлодара, одного из русских центров на севере Казахстана.

миротворцы

Фото: REUTERS/Pavel Mikheyev

Вообще русские — вторая по численности национальная группа Казахстана. В 1991 году в республике проживало 6,2 млн русских (40% населения), но к началу 2021-го их число сократилось до 3,4 млн (18% населения). Большинство русских граждан страны проживают на севере, в городах Павлодар, Петропавловск, Костанай и Кокшетау.

Согласно прошлогодней переписи населения (третьей за 30-летнюю историю республики), устный русский в Казахстане понимают 94% населения (казахский — 74%).

Примечательно, что в республике до сих пор сохранилась пятая графа в паспорте — во всех документах указывается национальность. При этом выбрать ее самому нельзя — она дается исходя из национальности отца или матери.

Из-за этой пятой графы возникает много проблем при устройстве на работу или поступлении в вуз. В программу «‎Болашак»‎, по которой талантливая молодежь может уехать учиться за границу, в основном отбирают казахов, на пятую графу там внимательно смотрят, — отметила в беседе с «‎Известиями»‎ Анна из Костаная.

На уточняющий вопрос: сталкивалась ли она сама с проблемами при приеме на работу, Анна уточнила: «‎Казахи стараются брать казахов, желательно из своего ру (рода)»‎. По ее словам, родоплеменные связи в республике по-прежнему играют большую, если не определяющую роль как при устройстве на работу, так и при создании семьи.

паспорт

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

Коренной житель Алма-Аты Дмитрий противоположного мнения. Он пояснил «‎Известиям»‎, что в стране нет как такового разделения на кружки «‎русские»‎ или «‎казахи»‎, все общаются со всеми.

— С приходом ОДКБ ничего не поменялось, все в основном благодарны, и многие не хотят, чтобы миротворцы уходили, так как боятся, что недобитые бандиты опять начнут беспределить, — отметил Дмитрий.

При этом, по его словам, есть «‎‎неадекваты, которые говорят — зря, власти сами бы справились». Но таких мало, подчеркнул собеседник «‎Известий»‎.

— И в данном случае речь не про русофобию, а про попранную национальную гордость, что они не смогли сами своим же гражданам обеспечить безопасность. А по факту русофобия имеется, к сожалению, безотносительно этих событий, — добавил житель Алма-Аты.

Он уточнил, что между собой казахи называют русских «борщи» или «орыспаи», но это скорее «‎по приколу»‎. В быту национализм проявляется редко, подчеркнул Дмитрий. Хотя один пример всё же рассказал: его родственник как-то сделал замечание на улице пьяному казаху, который вел себя неподобающе. Тот ответил: «Я тут на своей земле».

люди

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Житель смешанной семьи с юга республики — его мама русская, а папа татарин — Ибрагим рассказал «Известиям», что в Казахстане под «русскими» понимаются все, кто «не азиатской внешности».

Русские в Казахстане не ассоциируются с Россией, они свои. Потому национальный вопрос и отношения между русскими и казахами никак не поменялись из-за ввода миротворцев ОДКБ. Это скорее внутренний вопрос, а не вопрос отношений с Россией, — пояснил Ибрагим.

Однако баланс может измениться от того, как «российские медиа мусолят эту тему «защищая русских», которым это не нужно», подчеркнул собеседник «Известий».

В министерстве информации и связи республики оперативно не ответили на запрос «Известий»

Нейтральный Казахстан выгоден для России

По мнению руководителя информационно-аналитического центра МГУ (ИАЦ МГУ) Дарьи Чижовой, очень важно оставить Казахстан разбираться со своими проблемами самостоятельно, без привлечения излишнего внимания к внутренним процессам.

миротворцы

Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

Эксперт пояснила «‎Известиям»‎, что внутри общества есть определенное деление на шала и нагыз казахов. Шала казахи — те, кто владеет и предпочитает пользоваться русским языком, нагыз казахи («‎настоящие казахи»‎) — те, кто осуждает первых, считая что их позиция несет опасность для сохранения казахской культуры.

По мониторингу реакции на миротворческую миссию нельзя сказать, что все казахоязычные были против, а русскоязычные за. Раскол внутри происходил по политическим представлениям — те, кто считает сближение с Россией важным для страны, и те, кто опасается излишнего сближения в ущерб многовекторности, — уточнила эксперт.

Казахоязычные и русскоязычные могут иметь разные точки зрения по отношению к советскому прошлому, к декоммунизации, но это дискуссии между гражданами одной страны о выборе цивилизационного вектора. Это никоим образом не связано с Россией, заявил «‎Известиям»‎ член Национального совета общественного доверия при президенте республики, политолог Талгат Калиев.

По его словам, проблема русофобии на севере Казахстана из-за ввода ОДКБ — «‎надуманная»‎. При этом, по его мнению, обращение Касым-Жомарта Токаева за помощью к организации вряд ли сделает республику зависимой от РФ. Москве, как уточнил Талгат Калиев, выгодно, чтобы Казахстан сохранял свой нейтральный статус и поддерживал равные отношения и с Западом, и с Китаем, и с Россией.

Сергей МАСАУЛОВ – «Русские в Казахстане и Кыргызстане: Чем сердце успокоится?» — Русские в Казахстане и Кыргызстане находятся на распутье, на путевом камне, как в сказках, написана их судьба в зависимости от выбранного направления дальнейшего движения: направо пойдёшь…и т.д.

Действительно, живя в Казахстане или Кыргызстане уже в третьем и более поколении, русские испытывали себя неотделимой и неразделённой частью русского народа, но с азиатскими культурными традициями. Абсолютно естественным стало ходить в гости и принимать у себя дома друзей — казахов или кыргызов. Праздновались вместе, по-соседски праздники, включая Наурыз-Нооруз, Рождество и мусульманские знаменательные дни. Многие русские легко овладели набором бытовых и общепринятых фраз на языках народов Центральной Азии. Русские в Центральной Азии, и эмигрировавшие на историческую Родину, тем не менее сохраняют некоторые центральноазиатские обычаи, особенности бытового уклада, своеобразие предпочтений в еде и т.п. И это естественно, т.к. жизнь проходит в ареале определённого культурного своеобразия, отличающего один регион от другого. И все жители данного региона неизбежно принимают на себя черты этого своеобразия. Поэтому ничего удивительного в том, что русские, приехавшие в Россию из Казахстана или Кыргызстана, имеют определённые отличия в менталитете, как сейчас принято говорить.

Для населения российской глубинки они долгое время будут оставаться «казахами» и «кыргызами». И это так, ведь в рязанской деревеньке, вдали от областного центра приехавшие из Кыргызстана русские варят бешбармак на праздники, делают манты, стараются разнообразно использовать подаваемые к столу овощи и зелень. А в праздники поют песни своей прежней Родины. Это не просто образ, а зафиксированное в исследованиях явление.

Наиболее точно это можно было определить, как наследие земли, где они прожили большую часть жизни.

Ведь никто не оспаривает, что есть люди, для которых «своими» являются все представители человечества. Так мыслили Ч. Айтматов и М. Ауэзов. Но есть также и те, кто «чужих/иных» видит уже за окраиной своего села. От таких людей и культуры стараются уехать подальше.

Насколько способны национальные элиты, находящиеся у власти в Казахстане и Кыргызстане выстроить политику включающего, а не исключающего, наследия – вот вопрос на который ждут ответа русские. В зависимости от ответа на этот вызов сложится судьба не только русских, но и формат суверенной национальной государственности Казахстана и Кыргызстана.

Асель ИХСАНОВА — «Быть ли казахорусу?» — У русских в Казахстане сложилась ментальность, отличная от российских русских. Это однозначно. Тому подтверждение – сложная социализация казахских русских в России. Таких историй достаточно. Немало примеров и когда казахские русские возвращаются в Казахстан, не сумев адаптироваться к действительности российского общества. Другое подтверждение – иммигрировавших из Казахстана в России называют казахами. Так кто он казахский русский? Чем он отличается от российского русского? Можно ли говорить, что это разность основывается на культурных и мировоззренческих особенностях?

Андрей ЧЕБОТАРЕВ, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» — Нас, на мой взгляд, особенно характеризуют открытость, позитивное отношение к казахам и другим этносам, принятие ряда их материальных и духовных ценностей. Так, в детстве слушаем и читаем казахские сказки. С интересом смотрим многие казахские фильмы. С удовольствием едим баурсаки, бешбармак, казы и т.д. Имеем широкий интернациональный круг общения.

В то же время в своем большинстве здешние русские не владеют казахским языком. У каждого, конечно, на это есть свои причины. Но в целом здесь сказывается фактор русскоязычной среды, которая стала естественной и привычной для многих казахстанцев.

И жизненный опыт, и всевозможные научные исследования показывают, что русские, живущие долгое время в Казахстане и других странах, то есть вне исторической родины, осознанно или неосознанно преуспевают в сохранении и развитии родного языка и культуры. Именно это, по моему мнению, наиболее всего выделяет нас в России, особенно в ее глубинке. Казахские русские также более склонны к созданию семейных союзов на интернациональной, смешанной основе, чем российские. Есть явные различия между ними и в разных социально-бытовых вопросах, включая общение, гостеприимство, отношение к людям других национальностей и т.д.

Кроме того, в политическом отношении лояльность большой части россиян к своей центральной власти обусловлена преимущественно внешними факторами. Там наблюдается консолидация вокруг властей под воздействием экономических санкций, всевозможных политических и военных демаршей со стороны Запада. В Казахстане же русские в большинстве лояльны к руководству страны вследствие проводимой им политики поддержания межэтнического и межконфессионального согласия.

русские в казахстане

Петр СВОИК — С одной стороны, можно согласиться и подтвердить, что казахстанские русские имеют несколько иной менталитет, чем российские русские. Но я бы это назвал вторичным признаком. А первичным это то, что казахстанских русских, русских-русских и казахстанских казахов — это большая часть городских, со всеми остальными обитателями России, объединяет общая культура, общий язык, общее информационное пространство. И в этом смысле некая особенность казахстанских русских она почти такая же, как особость дальневосточных русских или кавказских русских и дальневосточно-украинских русских.

Поскольку в Казахстане государственность во многом по факту выстроена на этническом принципе, есть на иной взгляд, некое раздвоение принятие у русских Казахстана как страны проживания, своей родины и как государства. Как страна проживания, если ты здесь родился это действительно твоя страна, комфортно здесь жить в сообществе с казахами. А вот на счет государственности есть нюансы. Это скорей все-таки не наша государственность, это казахская государственность. Тут есть некое различие.

Казахстанские русские – это уже наполовину казахи. Во-первых, многие просто перемешаны с казахами. Во-вторых, в любом случае тот, кто живет в Казахстане постоянно, хорошо знает казахский и достаточно много казахских традиций перенимаются и входят в быт как бы не осознанно, это факт, как и казахи во многом русифицируются по культуре, по обрядам. Тут есть некий симбиоз.

Денис КРИВОШЕЕВ — Если говорить о ментальном отличии русских Казахстана и России, важно понимать, что и в России они не однородны и у них отличается не только говор, но и восприятие происходящих событий, от региона меняется чувство защищенности, уверенности или перспективы. Никто же не ставит вопрос отличаются ли корейцы в северной и южной Кореи, а как они отличаются от корейцев выросших в Казахстане? Разве есть возможность у русских в Казахстане высказать свое мнение открыто? Но и вступать в конфронтацию ради того, чтобы называть вещи своими именами никто не собирается.

Все это больше похоже на попытку цивилизованного развода. Конечно, есть и те, кто связывают свою жизнь и будущее своих детей с Казахстаном, и они выстраивают соответствующие стратегии, для того, чтобы максимально эффективно срастись со страной. К сожалению, кризис, повлекший за собой тотальное обнищание, сократил список причин, которые делали бы страну желанной, но для многих и этого достаточно.

Очевидно, что в обществе нарастают антирусские настроения. Сеть просто поражена антироссийскими высказываниями, любой голос, призывающий к более взвешенным оценкам, подвергается обструкции. Как и предполагалось, Евразийский экономический союз только усилил эмоции. Импорт инфляции, эхо санкций, при этом он не дал доступа к рынкам, чтобы явно компенсировать нежеланные последствия интеграции. Высказывания становятся все более жесткими. Все чаще поднимаются вопросы из совместной истории и предопределения. Исход русских и русскоязычных будет количественно только прирастать. Последними анклавами в этих процессах будут северные регионы и Алматы, и во всех остальных регионах количество русских будет стремительно сокращаться. Уже есть области, в которых их доля стремиться к нулю. Пик этих процессов придется на 2022 год.

Руководитель республиканского славянского движения «Лад» Максим КРАМАРЕНКО — Современные русские Казахстана условно делятся на три группы. К первой группе можно отнести тех, кто родился в СССР, которые с ностальгией вспоминают времена, когда русские были старшим братом. Не потому, что жилось лучше, а потому, что ощущали себя более востребованными в социальной жизни, более ответственными за все, что происходит вокруг. Казахстан не зря называли лабораторией интернационализма. Коллективы, целые города были супер разноязычные. И это формировалось веками, сюда и сбегали от барщины, и ссылали, и отправляли по комсомольским путевкам, взять хотя бы Целинную эпопею. Эта группа болезненно воспринимает тенденции этнократизма в развитии Казахстана. Многие из них уже уехали, остались те, кому ехать некуда – это те, кто здесь родился и вырос. А также, кто привык к климату, природе.

Вторая группа это те, кто родился в суверенном Казахстане, а точнее в конце ХХ века и до настоящего времени. Они воспринимают все происходящее как данность, лишены синдрома «старшего брата», но слишком медленно воспринимают позицию представителя национального меньшинства. Политически менее активны, чем их родители, предпочитают заниматься бизнесом.

И в третьих, в силу отъезда русских за все эти годы в Казахстане формируется более гомогенная этносреда. Появились те, кто пытается интегрироваться в эту новую этносреду. Это молодые русские, близкие к элите районного и городского масштаба, имеющие родственные связи в казахской среде.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.

После протестов в Казахстане президент страны Касым-Жомарт Токаев утвердил новое правительство. Министром информации назначили Аскара Умарова, что вызвало негодование у представителей российской элиты. Умарову приписывают высказывания, в которых он называл русских в Казахстане «навязанной диаспорой» и призывал быть благодарными, что их «не гонят как колонизаторов». Сам министр отверг обвинения в русофобии и, по сути, списал заявления на ошибки молодости.

Так или иначе тенденция к оттоку русских из Казахстана и снижению их доли среди населения очевидна и в последние годы усилилась. В 2021 г. убыль русских составила 48 600 человек и оказалась рекордной с 2003 г., следует из данных Бюро национальной статистики республики и подтверждается результатами исследования замруководителя Центра языковой политики и международного образования ГИРЯ им. А. С. Пушкина Александра Арефьева. С начала 1990-х гг. смертность русского населения в Казахстане превышает рождаемость, причем в 2021 г. убыль выросла почти 2,7 раза по сравнению с допандемийным 2019 годом – до 28 000 человек. Чистая эмиграция составила еще около 20 600 человек. В итоге к началу 2022 г. численность русских сократилась до 3,43 млн, или 18% населения, хотя в 1989 г. доля составляла 38%. Поскольку уезжает молодежь, а остаются люди пожилого возраста, к 2050 г. русских в Казахстане может стать меньше 10%.

Как русские уходили из Казахстана

Большая часть убыли русских пришлась на эмиграцию – это более 1,8 млн человек со времен последней советской переписи 1989 г. Особенно активно русские покидали Казахстан в 1990-е гг. – чистый отток составил 1,2 млн человек. Уезжали не только в Россию, но и на Украину, в Белоруссию и на Запад, прежде всего в Германию, Израиль, США.

С 2000 по 2021 г. чистый отток русских из республики составил 584 000 человек, причем к 2019 г. по сравнению с 2013 г. он усилился примерно в 2 раза. В годы пандемии отток замедлился: за девять месяцев 2021 г. чистый отток составил 15 447 человек, тогда как за аналогичный период предыдущего года – 13 062, а в 2019 г. – 23 244 человека, следует из данных Бюро национальной статистики. Тем не менее тренд восходящий и в годовом выражении чистый отток русских из страны – не меньше 20 600 человек, оценивает Арефьев.

Примерно 480 000 человек составила естественная убыль населения. В частности, в 2021 г. в Казахстане родилось 32 300 русских, а умерло – 60 300, в результате чего естественная убыль составила 28 000 человек. Вместе с миграцией это дало рекордную с 2003 г. общую убыль в 48 600 человек.

Еще около 520 000 русских приходится на прочую убыль – в основном это незарегистрированная миграция и те, кто во время переписи предпочел себя считать не русским, а представителем титульной нации.

В итоге численность русских в Казахстане сократилась с 6,23 млн человек в 1989 г. до 3,43 млн в начале 2022 г., или почти на 2,8 млн человек – т. е. почти вдвое.

Казахстанский исследователь демографической статистики Максат Имандосов считает, что убыль русских на самом деле еще выше. По его словам, данные миграционных служб России и Казахстана разнятся. Росстат отчитывается о 2,06-миллионном миграционном приросте из Казахстана с 1993 по 2021 г., тогда как их казахские коллеги – о 1,78 млн человек убыли. «Согласно нашим процедурам, человек считается эмигрантом, когда снялся с учета и сдал голубой паспорт. В России же наличие иностранного паспорта не только не является преградой для получения российского гражданства, но даже приветствуется», – отмечает Имандосов. В результате эти 278 000 человек могут быть теми, кто фактически перебрался из Казахстана в Россию, но оставил казахстанский паспорт.

В итоге если раньше Казахстан был единственной советской республикой, в которой русских было примерно столько же, сколько представителей титульной нации (38%), то сейчас их всего 18%.

Больше не русские города

Территории Казахстана начали контролироваться Российской империи с середины XVIII в., а до 1936 г. он входил в состав РСФСР. В советские времена русские были большинством в городах Казахстана, которые зачастую ими же и основывались, отмечает Арефьев. Например, южная столица республики Алма-Ата была основана в 1854 г. как военное укрепление, разросшееся до города Верный. Сто лет назад в нем проживало 25 000 человек, 60% из которых были русскими и только 8% – казахами. В 1989 г. русские преобладали в Алма-Ате (57%), но сейчас их осталось только 23%.

Такая же история и с северной столицей Казахстана. Она была основана в 1830 г. как русская крепость Акмолинск. После Великой Отечественной войны ее переименовали в Целиноград, а после распада СССР – в Астану и лишь недавно – в Нур-Султан (в честь елбасы Нурсултана Назарбаева). В 1989 г. доля русских среди жителей составляла 54%, а в настоящее время – не более 12%.

В результате убыли скоро не останется ни одного крупного города, где русские бы составляли большинство. Сейчас из 22 городов с численностью более 100 000 человек они преобладают только в четырех – Усть-Каменогорске (50%), Петропавловске (59%), Темиртау (52%) и Рудном (54%).

Эти города, кроме Темиртау, близки к границе с Россией. Также их отличает развитая промышленность. В Петропавловске градообразующее предприятие – завод тяжелого машиностроения, Усть-Каменогорск – центр цветной металлургии, а Темиртау и Рудный специализируются на черной металлургии.

«Деколонизация сознания»

«В бывшей метрополии все еще пытаются вести себя на правах хозяина. Нам элементарно не дают провести деколонизацию сознания», – жаловался в молодости будущий министр информации Аскар Умаров.

Министр информации и общественного развития Казахстана Аскар Умаров /Сайт правительства РК /gov.kz

Отчуждение от России диктовала логика перехода от единой экономики СССР к новой формации. Тем более что на волне антирусских протестов декабря 1986 г. поднялся и сам Назарбаев. Его приход к власти на фоне распада Союза сопровождался взятием курса на создание национального государства и замещение русского населения, считает Арефьев.

На официальном уровне политика «казахизации» (или дерусификации) не провозглашалась, считает профессор ВШЭ и главный научный сотрудник МГИМО Андрей Казанцев. Но на деле у нее было много проявлений. Началась массовая замена русских по национальности руководителей органов власти, предприятий и учреждений представителями титульной нации. Одновременно начата политика репатриации оралманов – казахов, проживавших в бывших республиках СССР и сопредельных странах (прежде всего, Монголии).

В конце 1989 г. приняли закон о языках, по которому казахский объявили государственным языком, а русский получил статус языка межнационального общения, напоминает Арефьев. Стали переименовывать с русского на казахский населенные пункты, улицы, объекты культуры, в том числе в местах с русским большинством. Сносились памятники русской истории, а в учебниках пересматривали историю Казахстана и роль России.

Появился перечень профессий и должностей, для которых необходимо знание государственного языка «в определенном объеме в соответствии с квалификационными требованиями» (при том что казахским языком владело меньше 1% русского населения). На практике это означало запрет на работу в госорганизациях русским, не владеющим казахским языком.

Но отток славянского населения оказался слишком стремительным, что было невыгодно в условиях разразившегося кризиса в 1990-е гг., поскольку русские обладали более высокой квалификацией, считает ученый. Языковую политику смягчили: в конституции 1995 г. русский язык получил статус официального, а в новом законе о языках 1997 г. его разрешалось применять в делопроизводстве и работе органов власти наравне с казахским.

По мере того как подросло политически активное молодое поколение казахов, в обществе усилились националистические настроения и давление на русский язык, культуру и общественные объединения, говорит Казанцев: из-за этого рос отток русских из страны в последние годы.

Знаковым в 2017 г. стал указ Назарбаева о переводе казахского языка с кириллицы на латиницу, который должен завершиться к 2025 г. Делопроизводство наряду с государственным языком пока еще ведется и на русском, но существует программа его полного перевода на казахский язык, напоминает профессор ВШЭ. Год спустя националисты организовали скандальные «языковые патрули», которые запугивали граждан и заставляли публично извиняться под запись за то, что они используют русский язык.

Владеющих русским в стране пока много. В 1989 г. их было 12,1 млн человек, а в 2022 г. – 15,5 млн, оценивает Арефьев. Но обучаются на нем все меньше – только 31% школьников, причем эта доля за 30 лет сократилась в 2,3 раза, а в вузах – в 3 раза.

Пророссийского активиста из Казахстана Ермека Тайчибекова осудили на 7 лет строгого режима по делу об экстремизме /Страница Ермека Тайчибекова «Вконтакте» /vk.com/taychibekoff

Прорусская позиция в Казахстане, мягко говоря, не приветствуется. Одно из самых громких дел – против предпринимателя и правозащитника Ермека Тайчибекова. Поводом для его преследования стало интервью «Царьграду», в котором он рассказал о притеснении русских. Ему дали семь лет по делу об экстремизме, а в декабре прошлого года увеличили срок до 10 лет. Ранее Тайчибеков собрал 200 000 подписей за придание русскому языку статуса государственного и отстаивал воссоединение с Россией. «На обращение Ермека о предоставлении гражданства России МИД отказал – из-за наличия судимости, как ни парадоксально, за защиту прав русских в Казахстане», – рассказывает его брат Марлен Тайчибеков. Адвокат активиста Галым Нурпеисов надеется на кассацию в Верховном суде.

Без молодежи и будущего

Рождаемость среди русских в Казахстане упала с 9,9 в 2019 г. до 9,4 на 1000 человек. Смертность на фоне пандемии COVID-19 при этом возросла с 12,8 до 17,8 на 1000 человек. Естественная убыль населения в итоге увеличилась с 2,9 до 8,1 на 1000 человек. Для сравнения: в России убыль населения в преимущественно русских регионах (где титульной нации больше 80%) в 2021 г. составила около 7,7 на 1000 человек.

Рождаемость у казахов в 2021 г. составила 28 на 1000 человек, т. е. в 4,4 раза выше, чем в русской семье. С 1989 г. число казахов в стране удвоилось. Быстро увеличивается и число узбеков.

Русская молодежь и люди трудоспособного возраста стараются эмигрировать в Россию, потому что здесь выше уровень жизни и для них больше перспектив: «Доля казахов стала высокой, и клановость усилилась. Русским неуютно в таких условиях и сложно строить карьеру, когда другие продвигают своих родственников», – отмечает Казанцев.

«Многие выпускники школ из русских семей сразу уезжают в Россию и поступают в российские вузы», – говорит Арефьев. В 2019/20 учебном году в них насчитывалось свыше 70 000 студентов, стажеров, аспирантов из Казахстана – больше, чем из какой-либо другой страны мира. В самом Казахстане русских студентов в 2018–2019 гг. было 32 000 человек, на треть меньше, чем пятью годами ранее.

Прошедшие в стране протесты с последующим вводом войск ОДКБ вряд ли изменят динамику убыли русских. К 2050 г. в Казахстане будет 25,5 млн жителей, прогнозирует Центр развития трудовых ресурсов республики. Чуть большая величина следует из высокой оценки ООН. При сохранении допандемийных тенденций убыли и миграции русских может остаться не более 2,6 млн человек, или 10%. Арефьев более пессимистичен. «Доля русских в Казахстане будет менее 10% уже к 2035 г., а к 2050 г., можно предположить, станет 5%», – сетует ученый.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мелоксикам таблетки инструкция по применению сколько дней применять
  • Капли для горла тонзилгон для детей инструкция
  • Nissan caravan руководство по ремонту
  • Руководство заместителя главного бухгалтера
  • Нейрон 02 аппарат инструкция по применению