Рвдп 2017 скачать руководство по воздушно десантной

Глава 1. Основы воздушно-десантной подготовки …………….………. 4 1.1. Цель, задачи и мероприятия воздушно-десантной подготовки ….. 4 1.2. Общие положения, понятия и определения ……….………..……… 6 1.3. Организация воздушно-десантной подготовки …………………… 10 1.4. Учет воздушно-десантной подготовки ..…………………………….. 16 1.5. Классификация прыжков с парашютом………………….…………. 16 Глава 2. Обязанности должностных лиц по воздушно-десантной подготовке ………………………………………………………………… 19 Глава 3. Подготовка личного состава к совершению прыжков с парашютом …………..……………………………..……………..……… 36 3.1. Начальная парашютная подготовка ………………….……………. 36 3.2. Наземная отработка элементов прыжка с парашютом …………… 38 3.2.1. Организация и проведение занятий ……………….……… 38 3.2.2. Оборудование и содержание воздушно-десантного комплекса ………………………………………………………………….. 40 Глава 4. Организация и проведение учебно-тренировочных прыжков с парашютом ……………………………………………………………… 44 4.1. Общие положения …………………………………………………… 44 4.2. Условия десантирования личного состава ………………………… 50 4.3. Укладка людских парашютных систем для совершения прыжка … 53 4.3.1. Общие требования ………………………………………….. 53 4.3.2. Укладка людских парашютных систем взводами ВДТ (подготовки к применению) ………..…………………………….. 55 4.3.3. Укладка людских парашютных систем
подразделениями воинских частей …..…………………………… 57 4.4. Проведение предпрыжковой тренировки ………………………….. 61 4.5. Совершение прыжков с парашютом ……………………………….. 63 4.5.1. Подготовка десантников на аэродроме ……..…………….. 63 4.5.2. Обеспечение приема десантников на площадке
приземления …………………………….…………………………. 67 4.6. Особенности организации и проведения прыжков с парашютом в различных условиях ……………………………………………………… 70 4.6.1. Особенности организации и проведения прыжков с парашютом на воду …………..…………………………………… 70 4.6.2. Особенности организации и проведения прыжков с парашютом зимой ………………………………………………… 71 4.6.3. Особенности организации и проведения прыжков с парашютом ночью ………………………………………………… 72

4.6.4. Особенности организации и проведения прыжков с парашютом с задержкой раскрытия основного парашюта ……….

73

4.6.5. Особенности организации и проведения прыжков с парашютом в горах …………………………………………………. 74 4.6.6. Особенности организации и проведения прыжков с парашютом на ограниченные площадки приземления ………… 75 4.6.7. Особенности организации и проведения прыжков с парашютом на учении …………………………………………….. 75 4.7. Обязанности должностных лиц, назначаемых для организации и обеспечения прыжков с парашютом ….……………………………….. 79 Глава 5. Правила совершения учебно-тренировочных прыжков с парашютом ………………………………….….………………………… 96 5.1. Общие требования …………………………………………………… 96 5.2. Совершение прыжков с парашютом с оружием и
снаряжением …..………………………………………………………….. 100 5.3. Действия десантника при совершении прыжка с парашютом в различных условиях ……………………………………………………… 101 5.3.1. Действия десантника при совершении прыжка
с парашютом на воду ………………………………………………. 101 5.3.2. Действия десантника при совершении прыжка
с парашютом зимой ……………………………………………….. 102 5.3.3. Действия десантника при совершении прыжка
с задержкой в раскрытии основного парашюта …………………… 103 5.4. Действия парашютиста в особых случаях …………………………. 104 5.5. Применение запасного парашюта ………………………………….. 110 Глава 6. Основные положения по специальной парашютной
подготовке ………………………………………………………………… 112 6.1. Особенности организации специальной парашютной
подготовки ………………………………………………………………….. 112 6.2. Действия в особых случаях и при применении запасного парашюта …………………………………………………………………. 116 6.3. Совершение прыжков с парашютом с кислородным
оборудованием …………………………………………………………… 119 Глава 7. Подготовка вооружения, военной, специальной техники и грузов к десантированию парашютным способом …………………….. 121 7.1. Общие положения …………………………………………………… 121 7.2. Организация и проведение занятий по подготовке ВВСТиГ к десантированию в составе подразделения ……………………………… 124 7.3. Организация и проведение занятий по подготовке ВВСТиГ к десантированию в составе аэродромной группы ……………………….

125

7.4. Организация и проведение занятий по погрузке ВВСТиГ, подготовленных к десантированию, в самолеты (тренажеры) ……….. 130 7.5. Подготовка ВВСТиГ к десантированию …………………………… 134 Глава 8. Основные положения по парашютному спорту ……………… 137 8.1. Организация и обеспечение мероприятий парашютного спорта … 137 8.2. Правила выполнения спортивных прыжков с парашютом ………. 142 8.3. Действия спортсмена-парашютиста в особых случаях …………… 143 8.4. Обязанности должностных лиц нештатной спортивной
парашютной команды ……………………………………………………. 145 Приложения: 1. Задачи и мероприятия воздушно-десантной подготовки …………… 149 2. Положение о присвоении звания «Парашютист-отличник» ………….. 150 3. Положение о присвоении звания «Инструктор воздушно-десантной подготовки» …………………………………………………………………….. 151 4. Положение о проведении ежегодной аттестации военнослужащих по воздушно-десантной подготовке ……………………………………………. 157 5. Перечень документов учета мероприятий воздушно-десантной подготовки ………………………………………………………………….. 160 6. Журнал учета прыжков с парашютом ……………………….………. 162 7. Журнал учета воздушно-десантной подготовки …………………….. 164 8. Журнал учета занятий по подготовке вооружения, военной, специальной техники и грузов к десантированию …………………….. 171 9. Назначение снарядов и тренажеров воздушно-десантного комплекса …………………………………………………………………. 173 10. Требования безопасности при проведении занятий
на воздушно-десантном комплексе ..…………………………………………….. 178 11. Журнал учета занятий на воздушно-десантном комплексе ……….. 181 12. План технического обслуживания снарядов и тренажеров ВДК на период обучения …………………………………………………………. 183 13. План технического обслуживания снарядов и тренажеров ВДК на месяц ..…………………………………………………………………….. 184 14. Ведомость технического состояния и проведенных работ
(испытаний) тренажерных средств ……………………………………… 185 15. Акт технического состояния тренажерных средств воздушно-десантного комплекса …………………………………………………….

186

16. Паспорт воздушно-десантного комплекса …………………………. 188 17. Приказ командира воинской части об организации прыжков с парашютом .………………..………………………………………………

197

18. Инструкция по подготовке выпускающих из самолетов
и вертолетов .……………………………………………………………… 201 19. Примерный перечень материального обеспечения наряда по руководству и обеспечению десантирования личного состава, ВВСТиГ на аэродроме …………………………………………………… 205 20. Примерный перечень материального обеспечения наряда по руководству и обеспечению десантирования личного состава, ВВСТиГ на площадке приземления …………………………………….. 208 21. Схема размещения средств обеспечения приема десанта на площадке приземления …………………………………………………….. 210 22. Программа подготовки руководителей прыжков с парашютом…… 212 23. Журнал регистрации корабельных групп на аэродроме ……….. 216 24. Журнал учета десантирования личного состава, ВВСТиГ на площадке приземления …………………………………………………….. 217 25. Удостоверение укладчика парашютных систем …………………… 218 26. Карточка учета работы укладчика парашютов …………………….. 219 27. Книга учета подготовки воздушно-десантной техники
к применению взводом ВДТ (подготовки к применению) ……………. 220 28. Журнал инструктажа выпускающих из самолетов
(вертолетов) ………………………………………………………………. 221 29. Схема района подготовки личного состава к совершению прыжков с парашютом …………………………………………………… 222 37. Порядок проверки десантного оборудования в самолетах (вертолетах) перед посадкой корабельной группы ……………………. 244 38. План-задание на десантирование личного состава, ВВСТиГ……. 248 39. Выписка из Положения об организации и порядке
проведения расследования парашютных происшествий
и инцидентов .…………………………………………………………….. 250 40. Правила совершения прыжков с парашютом
из самолета Ан-2 …………………………………………………………. 254 41. Правила совершения прыжков с парашютом
из вертолета Ми-8 ………………………………………………………….. 257 42. Правила совершения прыжков с парашютом
из самолета Ан-12 …………………………………………………………..

260

43. Правила совершения прыжков с парашютом
из самолета Ан-26 ………………………………………………………….. 263 44. Правила совершения прыжков с парашютом
из самолета Ил-76 ………………………………………………………… 267 45. Таблица расчетных минимальных размеров площадок приземления при совершении учебно-тренировочных прыжков с парашютными системами специального назначения …………………… 276 46. Физиологические основы защиты от неблагоприятного
воздействия высотных факторов ………………………………………….

278

47. План погрузки ВВСТиГ и посадки личного состава
в самолеты ………………………………………………………………… 281 48. Контрольный лист подготовки ВВСТиГ к десантированию и монтажа МКС (ПБС, ПРС) ………………………………………………. 286 49. Погрузочный лист на десантирование личного состава, вооружения, военной, специальной техники и грузов из самолета ….. 287

Аннотация

Настоящее Руководство определяет обязанности должностных лиц по воздушно-десантной подготовке, основы методики наземной подготовки парашютистов-десантников, правила выполнения прыжков с парашютом с различных типов военно-транспортных самолетов, организацию прыжков с парашютом, а также меры безопасности при проведении прыжков и основные правила применения средств десантирования грузов и боевой техники. В Руководстве определены также основные обязанности должностных лиц военно-транспортной авиации в части, касающейся обеспечения учебно-тренировочных прыжков с парашютом

Текст книги «Боевая подготовка ВДВ. Универсальный солдат»

Автор книги: Алексей Ардашев

сообщить о нарушении

Текущая страница: 8 (всего у книги 31 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Руководство по воздушно-десантной подготовке ВДВ (РВДП-63)

1. Воздушно-десантная подготовка является одной из ведущих дисциплин боевой подготовки Воздушно-десантных войск. Она имеет целью обеспечить постоянную готовность личного состава и боевой техники к десантированию войск в тыл противника для выполнения боевых задач.

2. Основная задача воздушно-десантной подготовки – обучить личный состав умелому выполнению прыжков с парашютом из военно-транспортных самолетов с полной боевой выкладкой, днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях, в различное время года и на различную местность, а также быстро готовить боевую технику и грузы для десантирования парашютным способом.

Теоретические основы прыжка с парашютом

Десантники покидают самолет

Любое тело при падении в атмосфере Земли испытывает сопротивление воздуха. На этом свойстве воздуха основан принцип действия парашюта. Введение парашюта в действие производится либо сразу после отделения парашютиста от самолета, либо спустя некоторое время. В зависимости от того, через какое время парашют введен в действие, раскрытие его будет происходить в разных условиях. Сведения о составе и строении атмосферы, метеорологических элементах и явлениях, определяющих условия прыжков с парашютом, практические рекомендации для расчета основных параметров движения тел в воздухе и при приземлении, общие сведения о десантных парашютных системах, назначении и составе, работе купола парашюта позволяют наиболее грамотно эксплуатировать материальную часть парашютных систем, глубже осваивать наземную подготовку и повышают безопасность совершения прыжков.

Сброс боевой машины десанта

Работа десантной парашютной системы. Последовательность работы десантной парашютной системы в начальный период определяется прежде всего скоростью полета самолета при десантировании. Как известно, с ростом скорости растет нагрузка на купол парашюта. Это вызывает необходимость увеличивать прочность купола, как следствие, увеличивать массу парашюта и принимать защитные меры для уменьшения динамической нагрузки на тело парашютиста-десантника в момент раскрытия купола основного парашюта.

Работа десантной парашютной системы имеет следующие этапы:

I – снижение на стабилизирующей парашютной системе с момента отделения от самолета до введения основного парашюта в действие;

II – выход строп из сот и купола из камеры основного парашюта;

III– наполнение купола основного парашюта воздухом;

IV – гашение скорости системы от конца третьего этапа до достижения системой установившейся скорости снижения.

Проверка уложенных парашютов

Введение в действие парашютной системы начинается в момент отделения парашютиста от самолета с последовательным включением всех элементов парашютной системы. Для упорядочения раскрытия и удобства укладки основного парашюта его помещают в парашютную камеру, она, в свою очередь, укладывается в ранец, который прикреплен к подвесной системе. Крепится десантная парашютная система на десантнике с помощью подвесной системы, которая позволяет удобно поместить уложенный парашют и равномерно распределить динамическую нагрузку на тело во время наполнения основного парашюта. Серийные десантные парашютные системы рассчитаны на совершение прыжков из всех типов военно-транспортных самолетов на большой скорости полета. Основной парашют вводится в действие через несколько секунд после отделения десантника от самолета, что обеспечивает минимальную нагрузку, действующую на купол парашюта при его наполнении, и позволяет выйти из возмущенного потока воздуха. Эти требования определяют наличие в десантной системе стабилизирующего парашюта, который обеспечивает устойчивое движение и уменьшает начальную скорость снижения до оптимально необходимой. При достижении заданной высоты или после установленного времени снижения стабилизирующий парашют с помощью специального устройства (звена ручного раскрытия или парашютного прибора) отсоединяется от ранца основного парашюта, увлекает за собой камеру основного парашюта с уложенным в нее основным парашютом и вводит его в действие. В таком положении купол парашюта наполняется без рывков, на допустимой скорости, чем обеспечивается его надежность в работе, а также снижается динамическая нагрузка. Установившаяся скорость вертикального снижения системы постепенно уменьшается из-за увеличения плотности воздуха и в момент приземления достигает безопасной скорости.

Перед посадкой в самолет

Сначала десантники отрабатывают технику отделения от самолета и приземления на наземных тренажерах и имитаторах, и лишь затем начинаются тренировочные прыжки с самолета и вертолета. Сложность прыжка последовательно увеличивается, вплоть до ночного десантирования в сложных метеоусловиях или со сверхмалой высоты. При проведении воздушно-десантной подготовки большое внимание уделяется прыжкам в сложных условиях: ночью, при сильном ветре, с малых высот.

Программа парашютно-десантной подготовки

1. Ознакомительный полет молодых бойцов на самолете и вертолете.

2. Учебные прыжки без оружия и снаряжения.

3. Прыжки с оружием и снаряжением.

4. Прыжки с оружием и грузовым контейнером ГК30.

5. Прыжки зимой.

6. Прыжки на воду.

7. Прыжки на лес.

8. Прыжки с длительной стабилизацией падения.

9. Прыжки на горы.

10. Прыжки из-за облаков.

11. Прыжки со стрельбой и гранатометанием в воздухе.

12. Прыжки в сложных метеоусловиях.

13. Прыжки со сверхмалой высоты 100–200 м.

14. Прыжки ночью.

15. Десантирование с вертолета по фалу, канату.

Броня в воздухе. Приготовиться к десантированию!

Начало 30-х гг. прошлого века ознаменовалось появлением в РККА нового рода войск – Воздушно-десантных. Их задачей была высадка в заданном районе, куда их доставляла авиационная техника. С личным составом все было просто. Солдат с парашютом мог спокойно перевозиться на любом существующем самолете: от легкого учебного У-2 до тяжелого бомбардировщика ТБ-1. Разница была только в количестве перевозимых бойцов. А вот с техникой и тяжелым вооружением дело обстояло гораздо сложнее.

Пушки, автомобили и не только. В качестве носителя танкеток, артиллерийских орудий и легких автомобилей был выбран бомбардировщик ТБ-1, с которым и был связан целый ряд первых работ. В основном созданием систем для десантирования техники занимались в Особом конструкторском бюро ВВС (Осконбюро) под руководством конструктора П.И. Гроховского. Первым типом оружия, который инженеры Осконбюро стали приспосабливать под авиаперевозку и десантирование, была 76-мм горная пушка обр. 1909 г. Вероятно, Гроховского и его сотрудников заинтересовали сравнительно небольшие габариты орудия и его малый вес. В 1932 г. испытали парашютную систему ПД-О для этой пушки. Орудие подвешивалось между стойками шасси самолета-носителя, а за ней, прямо под фюзеляжем, на бомбовый держатель устанавливался цилиндрический контейнер с парашютом. Орудийный расчет мог прыгать с парашютами из этого же самолета, правда, такая нагрузка снижала летные данные ТБ-1. Тем не менее первый шаг был сделан.

БМД готова к загрузке в самолет

Перед посадкой в самолет

В том же 1932 г. Гроховский создал более компактную парашютную систему для техники меньшего размера. Эта система, названная Г-9, позволяла сбрасывать с самолета (на испытаниях это был биплан Р-5) мотоциклы. Железный конь крепился к специальной раме, на которой размещалась подвесная система и контейнеры для двух парашютов. Немного позже Г-9 усовершенствовали: новая версия была названа ПД-М2 и позволяла сбрасывать мотоцикл с коляской. Правда, из-за размеров полезной нагрузки ПД-М2 можно было использовать только с тяжелыми самолетами, такими, как ТБ-1. А вскоре в Осконбюро дошли и до автомобилей. Из серийного ГАЗ-А сделали пикап, поставили в кузове динамореактивную пушку, усилили рессоры, облагородили аэродинамику и установили крепления для новой парашютной системы ПД-А. Испытания показали, что артиллерию и автомобили с самолетов десантировать можно. Ну а поскольку автомобили, при всем желании, нельзя назвать полноценной боевой техникой, в середине 1933 г. начали приспосабливать к «парашютному спорту» и бронетехнику.

Боевая техника выдвигается на погрузочные площадки

Первой танкеткой, освоившей парашютное десантирование, была Т-27, созданная на основе английской Carden Lloyd Mk.IV. На танкетку устанавливалась парашютная система ПД-Т (Г-49). Боевая масса Т-27 около 2,5–2,7 тонны значительно превышала полезную нагрузку самолета ТБ-1. Поэтому пришлось снять с танкетки все что можно и что нельзя. Фактически экипажу после десантирования пришлось бы не только устанавливать на Т-27 оружие и загружать боекомплект, но еще заливать бензин и даже воду в систему охлаждения. Похожим образом обошлись и с самолетом, хотя и в меньших масштабах: сняли все пулеметы, заднюю турель и уменьшили заправку. Тем не менее, несмотря на проблемы с весом, систему ПД-Т признали удачной.

Погрузка БМД в самолет

В 1934 г. в том же Осконбюро разработали две унифицированные платформы – ПГ-12П и ПГ-12. Первая предназначалась для десантирования грузов с парашютом, а вторая подразумевала выгрузку после посадки. На платформах можно было перевозить любую полезную нагрузку массой до трех тонн, имеющую соответствующие размеры. Например, пикап ГАЗ-А, грузовик ГАЗ-АА (в этом случае требовалось демонтировать верх кабины) и до четырех артиллерийских орудий. Также на ПГ-12(П) помещался броневик Д-12 или легкий танк Т-37А. Обе платформы были приняты на вооружение в 1935 г., тогда же на учениях впервые осуществили массовое десантирование различной техники, в том числе и танков Т-37А.

Так называемое посадочное десантирование требовало, чтобы самолет-носитель совершал посадку в месте выброски десанта, что само по себе не так уж и безопасно для него. Возникла идея сбрасывать танки с бреющего полета. Как покажет практика, разумное зерно в ней было, но на поверхность земли таким образом «высаживать» технику оказалось невозможно. Высокая горизонтальная скорость в сочетании с твердой поверхностью не давала танкам, а тем более другой технике, шанса остаться работоспособным после приземления. Оставалось сбрасывать танки на воду. Именно так решили в научно-испытательном отделе Военной академии механизации и моторизации. Главным конструктором по этой теме стал Ж.Я. Котин; впоследствии он прославится как создатель тяжелых танков. Подвесная система ТВД-2 подразумевала сброс танка на воду с высоты около пяти метров. Для смягчения удара под днище танка установили амортизационную конструкцию из деревянных балок, металлических листов и еловых веток. Последние и служили главным элементом, компенсирующим удар. Правда, испытания, прошедшие осенью 1936-го на подмосковных Медвежьих озерах, доказали бесперспективность как елового «амортизатора», так и всей системы в целом. При первом сбросе (высота 5–6 м, скорость около 160 км/ч) танкетка Т-37А сделала несколько прыжков по поверхности, как в игре «Блинчики», а потом выяснилось, что от удара помялось днище и вылетело несколько заклепок. Минут пятнадцать-двадцать танкетка еще плавала, а потом медленно, но верно стала набирать воду через образовавшиеся щели. Еще две танкетки буквально «допрыгались» до трещин в корпусе и пошли на дно. Можно было, конечно, улучшить систему, чтобы танкетки не разбивались о воду, но начальство решило, что это будет излишним. ТВД-2 закрыли и к высадке на воду более не возвращались.

Десантники-разведчики готовят площадку к приему основных сил десанта

В 1938 г. на смену ПГ-12 и ПГ-12П пришли новые подвесные платформы – ДТП-2. В плане конструкции новая платформа не сильно отличалась от старых, зато позволяла перевозить большее количество типов техники. Кроме того, ГАЗ-АА теперь помещался под самолетом безо всяких доработок и демонтажей. В следующем году ДТП-2 приняли на вооружение.

Десантирование бронетехники

Каждая последующая конструкция систем десантирования выходила удачнее, чем предыдущая, но корнем зла, мешавшим нормальному развитию авиадесантных средств, были не они. Наибольшей грузоподъемностью из всего имеющегося авиапарка обладал бомбардировщик ТБ-3, который уже к концу 30-х гг. безнадежно устарел. Вероятно, именно поэтому в Великой Отечественной войне было очень мало крупных высадок десанта с воздуха, тем более с боевой техникой.

Без мотора. Куда более перспективными – их как минимум строили серийно – оказались десантные планеры. Подобных конструкций отечественного производства насчитывается порядка полутора десятков типов, но широкое распространение получили всего лишь несколько из них.

Ярким примером отечественных десантных планеров является Г-29, разработанный в ОКБ-28 под руководством В.К. Грибовского. Приказ о создании этого летательного аппарата был выдан в первые недели войны – 7 июля 1941 г. На все про все давалось всего два месяца. В Наркомате авиационной промышленности с Грибовского даже взяли расписку, касавшуюся сроков. И конструкторы справились: уже в начале сентября готовый планер отправили на испытания. В первых числах ноября был построен первый серийный планер Г-11 (в ходе испытаний изменили обозначение проекта – цифра «11» обозначала количество посадочных мест). Бывший Г-29, а теперь уже Г-11 широко использовался в ходе Великой Отечественной для переброски грузов партизанам, высадки парашютистов в тылу противника и т. д. Однако Г-11, равно как и масса других отечественных планеров, мог перевозить только солдат. При надобности можно было загрузить и небольшое артиллерийское орудие, но что-то наподобие танка ни в один из отечественных планеров попросту не помещалось.

Самоходные орудия десанта приземлились и готовы вступить в бой

Большего успеха в деле танкодесантных планеров достигли союзники. Так, в 1941 г. английские военные вспомнили о танке Виккерс «Тетрарх», созданном незадолго до начала Второй мировой войны. Боевые качества этой машины с самого начала показались военным недостаточными, поэтому вскоре после начала в 1940-м серийное производство «Тетрархов» свернули. Теперь предлагалось использовать легкий танк как средство поддержки десанта. Его снова запустили в серию и довели общее количество выпущенных «Тетрархов» до 177 штук. Для доставки танков к месту высадки потребовалось создать новый планер GAL.49 Hamilcar. Максимальная взлетная масса планера превысила 16 тонн, что позволило перевозить на нем «Тетрарх» с экипажем или два БТР Universal Carrier. Выгрузка бронемашин происходила после посадки через носовой люк. Самый известный (он же первый) случай боевого применения планеров с «Тетрархами» на борту относится к 6 июня 1944 г. Тогда восемь «Гамилькаров» должны были доставить танки в район реки Орн. Первая операция оказалась не очень удачной: при полете над Ла-Маншем у одного из планеров раскрылся грузовой люк; танк вывалился и затонул. Экипаж, находившийся в нем, погиб. Оставшиеся семь «Тетрархов» тоже не смогли повоевать, хотя и остались живы. Дело в том, что в день «Д» англичане высадили на территории противника более 12 тысяч парашютистов. «Тетрархи» попросту запутались гусеницами в брошенных парашютах и стропах. Еще одна восьмерка легких танков была высажена с моря, но тоже не имела успеха в бою. «Тетрархи» в десантных подразделениях вскоре заменили на «Кромвели», а планеры «Гамилькар» стали использовать только для перевозки личного состава и легкой техники. Единственное исключение из этого списка – форсирование Рейна весной 1945 г., когда восемь «Гамилькаров» доставили в район боев американские легкие танки M22 Locust.

Абсолютный рекорд в области транспортно-десантных планеров принадлежит немцам. В конце 1940 г. Имперское министерство авиации объявило конкурс на создание грузового планера, способного перевозить широкий спектр техники, в том числе и средние танки PzKpfw III и PzKpfw IV. Конструкция летательного аппарата должна была быть максимально простой, ведь, скорее всего, он был бы одноразовым. В конце февраля 1941-го в воздух впервые поднялся планер фирмы «Мессершмитт» под обозначением Me-321 Gigant. Планер вышел немаленьким – отсюда и прозвище «Гигант»: одна только грузовая кабина имела размеры 11×3,15×3,3 м и могла вместить груз весом до 20 тонн. Вскоре начали полеты с нагрузкой. Начали с четырех тонн и в итоге дошли до двадцати двух. Если не считать больших нагрузок на штурвал, планер имел хорошую управляемость и прилично «сидел в воздухе». Однако уже в ходе испытаний вскрылась незапланированная проблема, схожая с теми, с какими столкнулись в Советском Союзе. Пустой Me-321 без особого труда получалось буксировать имеющимися самолетами, а взятый на борт груз резко ухудшал ситуацию. Поначалу для подъема планера использовали три истребителя Bf-110 и три буксировочных троса.

Небо для десантника – дом родной

Взлет с такой «тройкой» несколько раз заканчивался авариями и катастрофами. В итоге пришлось в срочном порядке делать на базе бомбардировщика He-111 специальный буксировщик He-111Z. Этот самолет мог поднимать «Гиганта» с полной нагрузкой, однако их было построено всего 12 штук. К тому же управление пятимоторным самолетом с двумя фюзеляжами было далеко не простым делом. До 1943 г. планеры Me-321 активно использовались на различных направлениях, после чего их собрали на одном аэродроме – «Гигантам» в основном приходилось возить далеко не 20-тонные грузы, что было не совсем целесообразно. К концу 1941 г. на «Гигант» установили сразу шесть (!) 14-цилиндровых поршневых двигателей воздушного охлаждения Gnome-Rhône 14N (6×950 л.с.), в немалом количестве доставшихся Германии от завоеванной Франции. Моторизованные версии планера-гиганта под названием Me-323 использовались в основном на Средиземноморье, хотя есть информация об их полетах в районе Сталинграда.

Под белым куполом. По окончании Второй мировой войны общемировой тенденцией стало продолжение работ по тяжелым транспортным планерам и «совместимым» с ними типами бронетехники. В Соединенных Штатах, к примеру, представителем последних стал легкий танк M551 Sheridan. Правда, работы по его созданию очень сильно затянулись, и производство началось только в середине 60-х. В СССР свои авиатранспортабельные образцы бронетехники появились значительно раньше. А отсутствие соответствующих военно-транспортных самолетов решалось сразу двумя методами. Оба в различной мере напоминали уже применявшиеся способы транспортировки техники. Первый заключался в использовании транспортных планеров, а второй – специальных контейнеров П-90 для подвески под крыло тяжелого бомбардировщика Ту-4. Первым типом техники, специально созданным для использования в ВДВ и перевозки самолетами, стала самоходка АСУ-57.

В 50-х гг. реактивная техника делала свои уже не первые, а потому большие и успешные шаги. Тогда же создается, несомненно, удачный турбовинтовой двигатель АИ-20. Одним из первых самолетов с этим двигателем стал военно-транспортный самолет Ан-8, разработанный под руководством О.К. Антонова. 11 тонн полезной нагрузки и немалые размеры кабины наконец позволили перевозить бронетехнику внутри самолета и даже сбрасывать ее на парашютах. После будут Ан-12, гигант Ан-22, супергигант Ан-124 и не очень большой, но достаточно резвый Ил-76. Полезная нагрузка и допустимые габариты груза постоянно росли, появилась возможность десантировать большое количество типов техники. Для этих целей было создано немало различных платформ. Ввиду их количества остановимся только на некоторых.

Не самой первой, но удачной получилась десантная платформа ПП-128-5000. Позже ее место заняли платформы П-7, П-7М и другие. На платформу устанавливается и фиксируется боевая машина или другой десантируемый груз. Грузом может быть БМД, грузовая или легковая машина и даже ящики с боеприпасами. Все зависит от желания командиров и тактической обстановки. Также к платформе крепятся стропы парашютной системы, например МКС-5-128Р. Ее характерной чертой, как и многих последующих моделей, стало большое количество парашютов. Это, конечно, увеличивает общий вес оборудования, но, с другой стороны, масса полезного груза распределяется на большую площадь, что снижает вертикальную скорость спуска и уменьшает риск потери боевой машины при сильных повреждениях одного из куполов.

Кратко рассмотрим порядок работы десантирования при помощи платформы и указанной выше парашютной системы. Военно-транспортный самолет выходит в район десантирования и открывает задний грузовой люк. По команде сброса из люка выпадает вытяжная система ВПС-8. Ее тормозной парашют вытаскивает из укладки основной вытяжной купол, после чего срывает с него чехол и отделяется. Вытяжное полотнище наполняется встречным потоком и начинает тянуть платформу с грузом в направлении люка. Не выдержав напряжения, ломается специальная чека, и шток, удерживающий платформу в самолете, отпускает последнюю. Далее при помощи вытяжного парашюта платформа начинает движение к срезу люка. При его прохождении специальный рычаг цепляется за ролик рольганга на полу грузовой кабины и приводит в действие систему раскрытия основной парашютной системы. Одновременно с этим происходит наполнение пневматических амортизаторов платформы. После раскрытия основных куполов платформа вместе с грузом на приемлемой скорости достигает земли. Непосредственно при касании воздушные амортизаторы деформируются, чем уменьшают силу удара о поверхность.

По такому же принципу работают и другие парашютные системы для десантирования техники. Правда, некоторые из них оснащаются дополнительными твердотопливными ракетными двигателями. Когда платформа с грузом спускается до определенной высоты, происходит зажигание. Тяга двигателей за считаные секунды ощутимо снижает вертикальную скорость. Также на разных системах используется различное количество парашютов. Разнятся и их площади. И тем не менее принцип действия у всех одинаков. И, похоже, неспроста. Именно такая система имеет наилучшие практические характеристики. Так, в 1970 г. на учениях в Белоруссии всего за 22 минуты было десантировано 7000 человек и полторы сотни единиц техники из состава 76-й гвардейской воздушно-десантной Черниговской Краснознаменной дивизии.

Однако, как это часто бывает, не обошлось без проблем. Главная из них заключалась в том, что экипажи боевых машин прыгали с парашютом отдельно от своего броневого «товарища». Даже если машина с экипажем и доставлялась на одном и том же самолете, спуск их проходил по-разному. В итоге некоторым экипажам пришлось в течение нескольких десятков минут искать друг друга и свою боевую машину. Командование ВДВ в лице генерала В.Ф. Маргелова затребовало создать десантную систему, позволяющую спускаться экипажу вместе с техникой. К работам привлекли ГНИИ авиационной и космической медицины, заводы «Универсал» и «Звезда». Итогом исследований, изысканий и проектирования стали амортизирующие кресла «Казбек» в составе комплекса «Кентавр», позволяющие экипажу боевой машины десанта без последствий для здоровья спускаться на парашютах прямо внутри бронемашины. В самом начале 1973 г. прошли первые испытания «Кентавра». БМД-1, в составе экипажа которой был старший лейтенант А.В. Маргелов – сын командующего, успешно приземлилась и уже через минуту после касания поверхности произвела учебный выстрел. Таким нехитрым образом десантники продемонстрировали, что спуск и приземление никак не повлияли на них. Разве только оставили сильное впечатление.

Последующие годы не были отмечены остановкой в развитии. В 80-х были созданы универсальные парашютные системы МКС-350-12 и МКС-350-9. Обе они имеют общую площадь куполов в 350 кв. м, но отличаются их количеством: 12 и 9 соответственно. Эти системы могут использоваться со всеми имеющимися военно-транспортными самолетами и обеспечивают безопасный спуск грузов весом от 600 кг до 25 т. Также примерно в то же время были созданы бесплатформенные десантные системы. Как понятно из названия, в них отсутствует платформа, к которой крепятся груз и парашютная система. Подвесные стропы в таких системах крепятся непосредственно к боевой машине, а под ее днищем подвешиваются амортизирующие устройства. Принцип действия бесплатформенных десантных систем аналогичен предыдущим комплектам.

Как видим, системы переброски бронетехники по воздуху прошли большой и непростой путь от фантастических крылатых конструкций до банальных, но таких эффективных парашютов. Вряд ли в ближайшее время нам доведется увидеть кардинально новые системы для десантирования боевых машин десанта и другой подобной техники. Однако и в существующих конструкциях есть что добавить. Например, оснастить их управляемыми парашютами, что позволит технике приземляться в строго заданном районе или улучшить грузовые характеристики парашютов, что позволит сбрасывать с самолетов грузы, чей вес плотно подходит к верхней границе крылатых машин. В целом еще рано ставить точку в развитии систем десантирования, ведь конструкторам удалось найти очень простой, удобный и перспективный способ безопасного спуска техники с небес на землю.

 

S_force

Пользователь

Сообщений: 852
Регистрация: 12.08.2003

Никто не знает ,где эту радость можно скачать? Или может ,у кого есть в цифоровом виде? Очень нужно.

Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны.

 

Des

Администратор

Сообщений: 16105
Регистрация: 27.06.2003

я где-то рядом…

#2

12.05.2004 12:55:33

Цитата
S_force  пишет
Никто не знает ,где эту радость можно скачать? Или может ,у кого есть в цифоровом виде? Очень нужно.

У меня есть РВДП-79 в бумажном виде и РВДП-63 в электронном (сканы), но переслать по электронной почте не могу — трафик платный  :(

Попробуй обратиться к Alex‘у — я у него с FTP-сервера брал.

 С неба об землю… и в бой!

 

S_force

Пользователь

Сообщений: 852
Регистрация: 12.08.2003

Спасибо. :)

Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны.

 

Alex19711

Пользователь

Сообщений: 476
Регистрация: 02.04.2004

У меня есть новое РВДП. «Двухтысячное» по моему?
Могу скинуть через недельку
Если нужно — скинь свой адрес.
С ув. Алекс

Армия любит делиться с Разведкой только лишь своими поражениями

 

Des

Администратор

Сообщений: 16105
Регистрация: 27.06.2003

я где-то рядом…

#5

14.05.2004 16:33:04

Цитата
Alex19711  пишет
У меня есть новое РВДП. «Двухтысячное» по моему?
Могу скинуть через недельку

У тебя сканы (графические файлы) или уже распознанный текст?

 С неба об землю… и в бой!

 

S_force

Пользователь

Сообщений: 852
Регистрация: 12.08.2003

ОЧЕНЬ нужно.Честно.
Что бы ни было -сканы или текст — скидывай.
admin@berets.ru

Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны.

 

Alex19711

Пользователь

Сообщений: 476
Регистрация: 02.04.2004

Распознанный текст в электронном виде.
В след. пятницу скину. Сейчас он далеко от меня.

С ув. Алекс

Армия любит делиться с Разведкой только лишь своими поражениями

 

Des

Администратор

Сообщений: 16105
Регистрация: 27.06.2003

я где-то рядом…

#8

14.05.2004 17:20:15

Цитата
Alex19711  пишет
Распознанный текст в электронном виде.

Сколько весит? А картинки остались?

 С неба об землю… и в бой!

 

Alex19711

Пользователь

Сообщений: 476
Регистрация: 02.04.2004

Картинок не видел — просмотрел быстро.
Но поместилась на одной дискете.

Армия любит делиться с Разведкой только лишь своими поражениями

 

Alex_Pr

Пользователь

Сообщений: 508
Регистрация: 17.11.2003

заберу
только дай знать откуда забирать

 

Мышь

Пользователь

Сообщений: 40
Регистрация: 23.04.2004

Народ, посмотрите на

http://skydive.h1.ru/index.shtml

там было РПП-83…
Кстати, имеется опыт перевода документов в цифровой вид

http://www.dz-kirzhach.ru/

, если есть возможность взять у Вас РВДП (я территориально — Москва или Киржач), можно пополнить рунет полезной информацией.

и если песню не суждено допеть, так хотя бы успеть сложить.

 

skyvik

Пользователь

Сообщений: 16
Регистрация: 12.02.2005

Привет, Братцы!
У меня таже проблема, позарез нужно РВДП — самое новое, которое используют на сегодняшний день в ВДВ. И курс парашютно-десантной подготовки тоже для ВДВ.
Может кто знает, видел ссылку или у кого есть возможность переслать в электронном виде.
Заранее благодарен.
Виктор. ICQ 259359821

skyvik@km.ru

 

УТ-15

Пользователь

Сообщений: 365
Регистрация: 05.01.2004

данное РВДП у кого -нибудь появилось??
выложите где-нить  плиз

Голодный парашютист-ходячая предпосылка к парашютному проишествию….
(РПП-83)

 

Des

Администратор

Сообщений: 16105
Регистрация: 27.06.2003

я где-то рядом…

#14

15.03.2005 18:49:32

Цитата
УТ-15  пишет
данное РВДП у кого -нибудь появилось??
выложите где-нить  плиз

Потихоньку размещаю на сайте статьи из РВДП-79.
Кому лень искать самому, жми

сюда

 С неба об землю… и в бой!

 

УТ-15

Пользователь

Сообщений: 365
Регистрация: 05.01.2004

хотелось бы новое «двухтысячное»…
и чебы картинки))

Голодный парашютист-ходячая предпосылка к парашютному проишествию….
(РПП-83)

 

skiff

Пользователь

Сообщений: 1020
Регистрация: 22.05.2004

Des — спасибо!
…теперь о многих вещах спорить не прийдется! ;)

 

skyvik

Пользователь

Сообщений: 16
Регистрация: 12.02.2005

у меня есть Наставление по парашютно- десантной и спасательной подготовке для ВВС, новое, а мне позарез нужно РВДП (крайнее) для частей ВДВ.  ПАРНИ, КТО МОЖЕТ ПОМОЧЬ???

 

УТ-15

Пользователь

Сообщений: 365
Регистрация: 05.01.2004

а ВВСное можешь выложить/мылой прислать?

Голодный парашютист-ходячая предпосылка к парашютному проишествию….
(РПП-83)

 

Des

Администратор

Сообщений: 16105
Регистрация: 27.06.2003

я где-то рядом…

#19

19.03.2005 16:14:10

Цитата
УТ-15  пишет
хотелось бы новое «двухтысячное»…
и чебы картинки))

Никаких «новых» не существует!
Сейчас официально используется РВДП-79 с многочисленными дополнениями.
Новое издание пока только разрабатывается и будет совмещать в себе РВДП и РВДТ. Пока «в природе» существует только проект.

skyvik: Если ты в Москве, могу дать сканы РВДП-79.

 С неба об землю… и в бой!

 

skyvik

Пользователь

Сообщений: 16
Регистрация: 12.02.2005

Парни, ВВСовское выложить могу, только подскажите куда и как. И подскажите где найти дополнения к РВДП-79.
А это точная информация , что до сих пор в частях ВДВ пользуются РВДП-79 ?

 

ССА

Пользователь

Сообщений: 196
Регистрация: 28.12.2004

#21

22.03.2005 16:30:49

Цитата
skyvik  пишет
Парни, ВВСовское выложить могу, только подскажите куда и как. И подскажите где найти дополнения к РВДП-79.
А это точная информация , что до сих пор в частях ВДВ пользуются РВДП-79 ?

До сих пор, во всех ВДВ.Дополнений как таковых нет.Отдельные изпенения даются в приказах и директивах Командующего.

 

skyvik

Пользователь

Сообщений: 16
Регистрация: 12.02.2005

 

skyvik

Пользователь

Сообщений: 16
Регистрация: 12.02.2005

Так где всё это взять, и у кого есть РВДП-79 в электронном виде (полностью)????

 

Des

Администратор

Сообщений: 16105
Регистрация: 27.06.2003

я где-то рядом…

#24

18.04.2005 16:27:51

Цитата
skyvik  пишет
Так где всё это взять, и у кого есть РВДП-79 в электронном виде (полностью)????

Поторяю ещё раз:
skyvik: Если ты в Москве, могу дать сканы РВДП-79.

PS Сканы, это графические файлы полуаемые после сканирования. тобы полуить текст их нужно ещё распознать специальной программой (например Файнридер).

 С неба об землю… и в бой!

 

skyvik

Пользователь

Сообщений: 16
Регистрация: 12.02.2005

Да в том то и дело, что я не в Москве, а в городе Тирасполе (если слышали о таком граде)

 

skyvik

Пользователь

Сообщений: 16
Регистрация: 12.02.2005

Des- СПАСИБО за помещённый материал в Воздушно- десантной подготовке
Думаю парни, кто пользуется этим материалом тебе тоже благодарны

 

s_33

Пользователь

Сообщений: 503
Регистрация: 10.07.2004

http://www.mil.ru/releases/2005/08/050913_10565.shtml

Фото «Занятия по специальности».
Так и не нашел ответа на вопрос «Можно ли совершать прыжки с зактанными рукавами»?

 

Бандит

Пользователь

Сообщений: 24
Регистрация: 11.03.2005

#28

15.08.2005 23:15:42

Цитата
Так и не нашел ответа на вопрос «Можно ли совершать прыжки с зактанными рукавами»?

Можно прыгать хоть голым, если тебя допустят.

Раскатанные рукава — это прежде всего мера безопасности применяемая для предупреждения травм, при приземлении парашютиста на различного рода препятствия, а так же в случае протаскивания.
Об этом упоминается в ВДП ч.1, правда немного в другой форме изложения.

Если нам прикажут, Мы поставим весь Мир на колени![/COLOR]

 

Alex

Пользователь

Сообщений: 1571
Регистрация: 24.06.2003

Des!

Я вот чего раздобыл.  Напрягаться сканировать или у тебя все это есть и на сайте появится ?

«Синяя «- 1977 года
«Белая» -1985 года

 

Des

Администратор

Сообщений: 16105
Регистрация: 27.06.2003

я где-то рядом…

#30

01.12.2005 00:08:20

О, отлично. «Белая», вернее учебник по ВДП ч.2 как раз и остался неотсканированным.
ч.1 (людские парашюты) и ч.3 (ПРСМ) у меня уже отсканированы.
В бумажном виде есть все части.

А вот «синюю» книгу можно и посканить. Что в ней? Пришли оглавление на мыло мне.

 С неба об землю… и в бой!

Руководство по воздушно-десантной подготовке ВДВ (РВДП-63)

Книги Вооружение

Год издания: 1963

Формат: doc

Издат.: 

Военное издательство Министерства обороны СССР

Страниц: 174

Размер: 5,6 МБ

Язык: Русский

  • 0

 (голосов: 0)

Оценка:

Руководство по воздушно-десантной подготовке ВДВ (РВДП-63)

Качество: OCR без ошибок. С иллюстрациями. Настоящее Руководство определяет обязанности должностных лиц по воздушно-десантной подготовке, основы методики наземной подготовки парашютистов-десантников, правила выполнения прыжков с парашютом с различных типов военно-транспортных самолетов, организацию прыжков с парашютом, а также меры безопасности при проведении прыжков и основные правила применения средств десантирования грузов и боевой техники. В Руководстве определены также основные обязанности должностных лиц военно-транспортной авиации в части, касающейся обеспечения учебно-тренировочных прыжков с парашютом (см.»Содержание»).

СОДЕРЖАНИЕ:

Глава первая.

Общие положения

Глава вторая.

Обязанности должностных лиц но воздушно-десантной подготовке

Общие положения

Обязанности должностных лиц части

Обязанности должностных лиц парашютно-десантной службы

Глава третья.

Правила выполнения учебно-тренировочных прыжков с парашютом и наземная подготовка парашютистов

Общие правила прыжков

Правила применения запасного парашюта

Правила совершения прыжков с парашютом с оружием и снаряжением

Действия парашютиста в случаях спуска на препятствия

Особенности прыжка с парашютом ночью

Прыжки с парашютом на воду

Прыжки с задержкой раскрытия парашюта

Правила управления телом при свободном падении парашютиста с парашютом без стабилизирующего устройства

Правила управления телом при спуске парашютиста на стабилизирующем парашюте

Прыжки с парашютом с больших высот

Действия парашютиста в воздухе в особых случаях

Правила выполнения прыжков с парашютом из военно-транспортных самолетов

Прыжки с парашютом из самолета Ан-2

Прыжки с парашютом из самолета Ан-12 (Ан-8)

Особенности прыжков с парашютом из самолетов Ан-12 (Ан-8) вслед за боевой техникой

Прыжки с парашютом из самолета Ан-10

Прыжки с парашютом из самолетов типа Ли-2, Ил-12, Ил-14

Правила пользования кислородным оборудованием в военно-транспортных самолетах

Наземная подготовка к прыжкам с парашютом

Глава четвертая.

Организация и проведение учебно-тренировочных прыжков с парашютом

Общие положения

Организация и проведение укладки парашютов для совершения прыжков

Подготовка парашютистов на аэродроме

Обеспечение приема парашютистов на площадке приземления (в районе приводнения)

Особенности организации и проведения учебно-тренировочных прыжков с парашютом на воду

Особенности организации и проведения прыжков с парашютом зимой

Обязанности должностных лиц наряда при проведении учебно-тренировочных прыжков с парашютом

Руководитель прыжков

Помощник руководителя прыжков

Дежурный начальник парашютно-десантной службы на аэродроме

Дежурный по площадке приземления

Дежурный по району приводнения

Дежурный начальник парашютно-десантной службы на площадке приземления

Дежурный врач на площадке приземления (в районе приводнения)

Выпускающий

Обязанности должностных лиц Военно-транспортной авиации по обеспечению учебно-тренировочных прыжков с парашютом

Руководитель выброски парашютистов

Командир экипажа

Штурман самолета

Бортовой техник по десантному оборудованию самолета Ан-12 (Ан-8)

Бортовой техник (механик) самолета (Ли-2, Ан-2, Ил-12, Ил-14)

Глава пятая.

Основные правила применения средств парашютного десантирования боевой техники и грузов

Общие положения

Подготовка грузов для десантирования в парашютно-десантной таре

Укладка грузовых парашютов

Упаковка грузов в парашютно-десантную тару

Монтаж грузовых парашютов к парашютно-десантной таре

Погрузка грузов, упакованных в парашютно-десантной таре, в самолет Ан-12 (Ан-8)

Подготовка боевой техники и грузов к десантированию на парашютных платформах

Укладка многокупольных систем

Погрузка боевой техники и грузов на парашютные платформы

Монтаж многокупольных систем (блоков) на платформы

Погрузка парашютных платформ с боевой техникой и грузами в самолеты

Приложения:

1. Положение о присвоении звания

«Инструктор парашютно-десантной подготовки» и «Парашютист-отличник»

2. Представление на присвоение звания «Инструктор парашютно-десантной подготовки»

3. Рюкзак парашютиста -десантника РД-54

4. Грузовой контейнер ГК-ЗО

5. Основные правила подгонки оружня и снаряжения на парашютисте-десантнике

6. Спасательные средства при прыжках с парашютом на воду

7. Схема размещения парашютистов в самолете Ан-12

8. Схема размещения парашютистов в самолете Ан-8

9. Схема размещения парашютистов в самолете Ан-10

10. Схема парашютно-десантного городка

11. Оборудование парашютно-десантного городка

12. Стартовый журнал регистрации парашютистов на аэродроме

13. Журнал учета парашютистов и работы материальной части на площадке приземления

14. Именной список личного состава, назначенного к выполнению прыжков с парашютом из самолета

15. Корабельный список личного состава, назначенного для выполнения прыжков с парашютом

16. Посадочный лист на перевозку личного состава в самолете для выполнения учебно-тренировочных прыжков

17. Таблицы размеров площадок приземления

18. Схема размещения средств обеспечения приема парашютистов на площадке приземления при

проведении учебно-тренировочных прыжков (вариант)

19. Погрузочный лист на перевозку боевой техники (грузов) в самолете для парашютного сбрасывания

20. Ведомость укладки многокупольной парашютной системы (МКС)

21. Схема размещения боевой техники и парашютных платформ на погрузочной площадке (вариант)

22. Контрольный лист погрузки боевой техники (грузов) на парашютную платформу и монтаж МКС

23. Журнал учета прыжков с парашютом личного состава роты

24. Особенности организации и проведения полетов самолетов Ан-2 для производства учебно-тренировочных прыжков с парашютом

25. Справочная таблица по основным тактико-техническим данным людских и грузовых десантных парашютов

{sape_links}

http://ifolder.ru/25641514http://depositfiles.com/files/gp2vtrdfx

http://turbobit.net/wr4utetkupo5.html

lara17

0

9 сентября 2011

Добавление комментария к книге Руководство по воздушно-десантной подготовке ВДВ (РВДП-63)

{sape_links}

Яндекс цитирования

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ibox alpha wifi руководство пользователя
  • Дилакса 100 мг инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Дозор 78 видеорегистратор инструкция по применению
  • Руководство практикой студентов справка
  • Гост р исо 54869 2011 руководство по проектному менеджменту