После публикации нескольких острых материалов о конфликтах железнодорожников с начальством в редакцию пошёл поток писем с жалобами на несправедливость. Жалобы есть разные. Есть похожие на кляузы, есть похожие на анонимные доносы, но подавляющее большинство — это крик души рядовых сотрудников.
Обратная связь доносит до редакции, что наши публикации не остаются неуслышанными. Кто-то из зарвавшихся начальников «получает по шапке», где-то начинаются более строгие проверки. Но удивительным для нас остаётся факт, что мы не слышим голоса руководителей среднего звена РЖД. Ведь их работа тоже не курорт. Есть пьянство на рабочем месте, прогулы, несоблюдение ТБ и прочие ежедневные проблемы. Но условные начальники станций молчат. Они выполняют свои обязанности, несмотря на то что на них давят и «сверху» и «снизу».
«Страшно представить итог всего этого…» (с)
Конечно, железные дороги — это мир особой ответственности. Здесь гражданская жизнь соседствует с почти военной дисциплиной. В РЖД создана такая чёткая иерархия, в которой сотрудник низшего звена и не подумает вступать в диалог с руководством или тем более жаловаться на него. Может быть, такое положение дел и есть проблема: отсутствие взаимодействия между руководителями и подчинёнными разных уровней.
Это приводит к тому, что реальные люди подменяются цифрами оптимизации, пот и недосып в бесстрастные рабочие часы. А тенденции и прогнозы никак не коррелируются с возможностями живых организмов. Может, поэтому до сих пор вспоминают профессионалы Геннадия Фадеева: при нём атмосфера была, что ли, человечнее.
Автор очередного письма постарался уйти от частных проблем и взглянуть на проблемы сотрудников РЖД в целом:
«Здравствуйте. Вы опубликовали любопытную информацию о борьбе машинистов с руководством. Но можно однозначно сказать, что участь работников тч ещё не самая худшая:). Всё сказанное коллегами можно переложить на любую структуру РЖД, любой дороги и любого подразделения.
Вкратце только тезисы:
— вакханалия, безумие, беспредел, произвол, вседозволенность, криминал, принуждение, рабство, отсутствие нравственных ценностей, всеобщая боязнь правды.
— нет технического обучения, нет транспорта, нет материалов, нет инструмента.
— норма 70 часов считается спокойной, рядовой рабочей неделей. Выработка человека доходит до 88 часов в неделю без учета нахождения в дежурстве на дому, с дежурством до 136 часов при том, что в неделю всего 168. При особом режиме вообще накладывается бумажный запрет покидать рабочее место до отмены, вводится он при любых изменениях погоды, проведении проверок, саммитах, чемпионатах, т.е. практически действует всегда.
— при этом для обеспечения своей работы человек вынужден вкладывать свои же средства, использовать личный транспорт, инструмент.
— одновременно ресурс вкладывается в не требующее этого оборудование, в непродуманные решения; нецелевой расход просто зашкаливает.
— существуют целые предприятия, центры, не оправдывающие своего назначения, содержание которых обходится в сотни раз дороже результата, который они приносят.
— штат уменьшен, объемы работ увеличены, квалификация работников стремительно падает. Предъявляемые требования заведомо не выполнимы. Двойные стандарты стали повседневным явлением.
— плановое техническое обслуживание отвергнуто, работу приходится вести по принципу 20/80, закрыв глаза на указания сверху, чтоб хоть как-то поддержать работоспособность устройств и сопровождать при этом работы смежных служб, подрядных организаций.
— безопасность движения и охрана труда полностью отрицается в угоду внешнего эстетического состояния, финансовой выгоде и пропуску поездов.
— износ фондов громадный настолько, что во многих местах обустройства просто разваливаются от воздействия времени и из-за качества изготовления.
— статистика по отказам полностью подложная.
— благодарность за работу отсутствует полностью, а оплата совершенно не адекватная, люди и их вклад не ценятся, как расходный восполнимый материал.
— инструкции полностью не действуют в деле, используются только для поиска виноватых.
…Страшно представить итог этого всего…»
Наш вывод: внутри монополии идёт классовая война. Надо чётко понимать, что сегодня это анахронизм. В XXI веке не должно быть постоянно тлеющего, местами вспыхивающего социального конфликта. Накалённая атмосфера способствует трудовым конфликтам, а не рекордным достижениям. Так под рельсы РЖД закладывается замедленный фугас не только технологический, но и моральный. Умирает командный дух, коллективная ответственность и стремление добиться наилучших результатов.
Письма железнодорожников говорят о том, что нынешние рекорды воспринимаются как итог работы «из-под палки». Мы не призываем к возрождению стахановского духа, но сигнализируем о том, что рядовые сотрудники чувствуют, что их заставляют больше работать за меньшие деньги, называя это более эффективной организацией труда. Стимулирование сотрудников становится серьёзной проблемой управления, а в масштабах монополии нарастающее сословное противостояние грозит большими проблемами.
Дмитрий Борисов
Над РЖД медленно сгущаются тучи. Силовики подкапываются под высокое руководство РЖД, используя старые добрые оперативные схемы. Кольцо силового внимания сжимается, постепенно наращивая темп и ранг обвиняемых руководителей. К чему приведет неприметная на первый взгляд тенденция, разбиралась редакция сетевого издания «Компромат Групп».
Таинственные миллионы
В начале апреля 2023 года, в Выборгском районном суде состоялся вроде бы непримечательный приговор. Судили очередного коррупционера в погонах, что вовсе не является чем-то из ряда вон выходящим для Петербурга. Но, если вчитаться в строчки документов, то многое покажется странным. Обвиняют подполковника Илью Афанасьева, старшего оперативника транспортной полиции, в получении взятки в особо крупном размере (ч. 3 ст. 30 — ч. 6 ст. 290 УК РФ). Одну часть взятки, в почти 9 млн. рублей, оперативник успел получить через посредника. Затем посредник был задержан с поличным.
Предметом торговли (неожиданно) стала некая информация о проверках, которые проводятся в отношении ряда лиц РЖД. Посредник должен был сбегать к этим неким лицам и сообщить им:
а) о материалах проверки;
б) о том, что они могут поспособствовать помещению этих материалов глубоко под сукно.
Цена вопроса была – 20 млн. рублей.
Подполковник Афанасьев утверждает, что он не причем, и свою вину отрицает. Как сообщили нам знающие люди, вероятно прямых улик вины оперативника у следствия нет. И вообще дело то не простое.
«Речь скорее всего идет о некой группе людей из руководящего состава, — объясняет инсайдер, — проверяют их, разумеется, на коррупционную составляющую. Дело пахло керосином, иначе не была бы затребована такая крупная сумма. Скорее всего, из этой группы товарищей, кто-то решил одарить мздой не опера, а кого-то из своих покровителей, а те уже толкнули информацию о вымогательстве взятки кому надо. В итоге материалы проверки, скорее всего, не будут реализованы, или будут реализованы частично, те кому надо получили «палку» за поимку взяточника, а чины из РЖД остались на своих местах».
По словам других наших источников, «тема с веерными проверками РЖД» в воздухе реет давно. Еще в 2019 году, в конце лета, в Москве прошла крупная операция ФСБ РФ и СК РФ в рамках дела о хищении средств РЖД на 300 млрд рублей. Одновременно шли несколько десятков обысков. Ловили «крупную рыбу» в РЖД. Тогда же было возбуждено уголовное дело по популярной нынче статье 210 УК (организация преступного сообщества).
Сегодня, как утверждают инсайдеры, тихая работа по выявлению растратчиков, взяточников и любителей набить карман на госконтрактах, пошла на второй круг. Но теперь «рыбная ловля» будет куда жестче и нянчится с подозреваемыми никто не будет. Ведь от железной дороги сегодня зависят новые логистические цепочки параллельного импорта, а это уже прямое влияние на экономику страны.
Технические маневры
В этой связи за основу, как говорят, взят технический надзор за безопасностью движения поездов и вообще безопасность перевозок на РЖД. В марте 2023 года, таким образом был тихо осужден заместитель начальника отдела экономики эксплуатационного вагонного депо Санкт-Петербург – Сортировочный-Московский Октябрьской дирекции инфраструктуры филиала — ОАО «РЖД» Василий Гришунин. Он собирался, в рамках заключения договора по техническому надзору за безопасностью движения, стрясти с фирм контрагентов ООО «ЛСК» и ООО СМЭУ «Заневка» мзду за снижение условий официального контракта. Для этого он потребовал с одной фирмы 2,5 млн. рублей, а со второй 2 млн. рублей. Деньги надо было перечислить на счета компаний его приятеля. В процессе судебного следствия, подсудимый заявил, что делал все эти веселые передвижения с госконтрактами и деньгами вдали от взора своего начальника, который по счастливой случайности находился на тот момент в отпуске.
Но очень поразительно, что за два коррупционных эпизода крупных взяток, Гришунин получил от суда только штраф в 3,9 млн. рублей, который впоследствии неожиданно снизился до 2 млн. рублей. Волшебные сказки железнодорожных шпал, да и только.
Поразительные истории с госконтрактами руководящих лиц ОАО РЖД стали всплывать еще в 2022 году, тогда в Колпинский районный суд все же отправил за решетку начальника Октябрьского центра организации закупок — структурного подразделения Центральной дирекции закупок и снабжения — филиала ОАО «РЖД». Ловкий снабженец Александр Сулла, посулил гендиректору ООО «Восходстрой» безусловный успех на аукционе на право заключения договоров по организации техобслуживания водоснабжения и инженерных сетей Октябрьской ЖД. Взамен требовалось немного, всего то 1,6 млн. рублей «благодарности».
Дальнейшая операция, под кодовым названием «не благодари», прошла уже под контролем сотрудников УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленобласти. Правда спалить с поличным ловкого снабженца Суллу, не удалось. Он прислал ничего не ведающего посредника. Но это не помогло и суд, в итоге, отправил мздоимца в колонию строгого режима на 5,5 лет.
Справка «Компромат Групп»:
В 2022 году на объектах жд-транспорта было выявлено более 2 тысяч нарушений, принято более 500 мер прокурорского реагирования. К административной ответственности привлечено 209 лиц, к дисциплинарной – 360, возбуждены 4 уголовных дела.
Дорожное противостояние
Тем временем само ОАО «РЖД» отчитывается о своей чистоте чиновничьих рук. В 2022 году компания получила специальную награду Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) – «Национальный лидер антикоррупционного комплаенса». Но это лукавство.
Ведь последнее время наблюдается плотное противостояние двух больших госорганизаций — прокуратуры и РЖД. По словам наших источников, прокурорам дана команда искать и выискивать все нарушения, которые имеются в госгиганте. В РЖД и его филиалах руководство периодически пропускает мимо ушей строгие окрики надзорного органа. Так, на недавнем коллегиальном совещании, руководство транспортной прокуратуры выдвигали свои требования к начальникам разных подразделений железной дороги.
Требования прокуроров касались восстановления экономических интересов государства, противодействия коррупции, прав пассажиров, незаконных коммерческих перевозок и безопасной эксплуатации транспорта.
Тихое противостояние начало заходить уже слишком далеко. Вот примеры: транспортная прокуратура возбудила дело об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ (умышленное невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом). Виновный – один из руководителей подразделений ОАО «РЖД» — Октябрьской железной дороги.
Известный факт, что РЖД очень любит повышать тарифы на свои услуги и экономить на всем, чем можно. Так, отстаивать безопасность ж/д перевозок прокурорам пришлось … в суде. Да не в простом. С целью обязать ОАО «РЖД» устранить нарушения прокуратура направила в Басманный районный суд г. Москвы исковое заявление. Решением суда требования прокуратуры удовлетворены в полном объеме. Ход его исполнения контролируется.
По словам наших источников, Басманный суд — это был последний оплот чаяний прокуроров потому, что в РЖД пока не воспринимают придирки надзорного органа всерьез. А тем временем безопасность главной артерии страны – железной дороги уже стало большой государственной ответственностью. Но госкорпорация, которая очень любит получать всякие бонусы от государства, не очень любит тратить свои деньги. Например, капитальный ремонт 168 км. железнодорожного пути произошел только после представления Ленинград-Финляндского транспортного прокурора. После силового нажима, от эксплуатации отстранены 27 локомотивов с истекшим сроком, 79 единиц железнодорожного подвижного состава отстранено от эксплуатации, на повторный ремонт направлены 44 колесные пары и 38 тележек вагонов.
Сегодня госкорпорация фактически «на карандаше» у надзорных органов и силовиков. Но трансформируется ли «пригляд в оба глаза», за руководством РЖД, в крупные уголовные дела или многое из оперативной информации ляжет в стол «до лучших времен», мы узнаем не раньше, чем через полгода.
Справка «Компромат Групп»:
В 2022 году Северо-Западная транспортная прокуратура направила в суд 960 исков на сумму более 78 млн руб.
В редакцию «Кривое-Зеркало» обратились сотрудники вагонного депо ВЧДЭ-12 станции Максима Горького. Работники возмущены незаконными действиями ведущего специалиста отдела труда и зарплаты эксплуатационного вагонного депо Волгоград ст.М.Горький ВЧДЭ-12 Елены Козловой.
В своем письме они просят привлечь внимание общественности к фактам хищения денежных средств из фонда оплаты труда ОАО «РЖД» и злоупотребления полномочиями. По словам работников, Козлова уже несколько лет при попустительстве руководства депо и содействия начальника отдела Андрея Гармашова незаконно начисляет себе, членам семьи, подругам и знакомым, а также своим родственникам все возможные виды доплат, хотя эта работа делается простыми работниками вагонных парков. В качестве примера авторы письма приводят мужа Козловой – Сергея Козлова, который оформлен старшим осмотрщиком вагонов, и мужа сестры Алексея Царапенко, она начисляет деньги и за выход в выходные дни, когда они семьёй отдыхают на даче, за профмастерство, безаварийность и все другие доплаты, хотя за последние три года они ни разу в парках не появлялись, что зафиксировано в соответствующих журналах явки, инструктажа и производства работ.
При этом осмотрщики вагонов за них делают работу под страхом увольнения и за честно отработанное время никаких прибавок не получают, на все возмущения следует один ответ — нет фонда. Также, по словам обратившихся, Козлова через мастеров вагонных парков применяет следующую схему хищения: десяткам осмотрщиков начисляются деньги за невыполненные работы, а мастера после обналичивания их собирают и передают обратно Козловой.
— Всех приезжающих проверяющих из ОАО «РЖД», она кормит-поит, вручает сувениры, сама печатает за них акты проверки, собирает росписи и отправляет обратно, никто из них за последние два года не приходил в парки, не беседовал с работниками и т.д. После их отъезда, она всем заявляет, что мол «видите, как у меня все схвачено», только пикните… Какие последствия будут тем, кто рискнет «пикнуть», несложно догадаться, — отмечается в письме
Об этих фактах сотрудниками ВЧДЭ-12 уже направлялись обращения в отдел экономической безопасности и противодействия коррупции Волгоградского ЛУ МВД России на транспорте, Волгоградскую транспортную прокуратуру, осмотрщики Куцев и Петров передавали в транспортную полицию заявления на незаконные действия Елены Козловой. Однако никакого эффекта от этого не последовало, кроме того, что тех, кто писал и возмущался, стали выживать с места работы. Именно по этой причине авторы письма не подписывают своих настоящих имен и фамилий.
— После подобных жалоб Козлова в сопровождении руководства депо приходила во все вагонные парки и под угрозой увольнения требовала, чтобы все осмотрщики писали расписки о том, что к ней не имеют претензий. Огромная просьба обратить внимание общественности на этот материал, чтобы в Саратове, в Службе вагонного хозяйства, и в Москве, в Дирекции вагонного хозяйства, узнали об этих фактах и провели настоящую проверку, — отмечают работники депо
Роман Шилов, по просьбе рабочего коллектива ВЧДЭ-12 ОАО «РЖД».
Всё-таки хорошо быть монополистом! Особенно госкорпорацией-монополистом! При любом раскладе сверхприбыли, а значит и сверхдоходы руководства, тебе обеспечены. Это куда лучше, чем быть в частном бизнесе, ведь тут тебе ни «прессовки» со стороны чиновников, ни конкуренции, ни борьбы за клиента – красота! И чинуши не докопаются – ведь ты делаешь государственное дело «стратегического» уровня, и весь рынок твой, ибо дела стратегического уровня можно доверить лишь самым «достойным». Быть работодателем-монополистом ещё лучше: привлекать и удерживать работников не надо, они сами придут – куда же они денутся? Кушать-то хочется, а выбора работодателей нет. И условия труда улучшать не надо: зачем, если люди итак будут на тебя работать, ведь альтернативы-то нет? (Про работу в «РЖД» и отношение компании к сотрудникам посмотрите хотя бы здесь) Такому монополисту жить куда лучше, чем и госструктуре, ведь госструктуры хотя бы формально несут ответственность перед народом, который может выходить против них на митинги с политическими требованиями, требовать отставок, писать жалобы и т.д. Если же это ОАО, то жалуйтесь в совет директоров. На этом довольно общих рассуждений – приведём конкретный пример.
Есть у нас такая компания-монополист – ОАО «РЖД», о ней я уже писал ранее. Это типичный пример российского госмонополиста, действующего по принципу: «насколько бы мы хреново ни работали – вы всё равно поедете, у вас же нет альтернативы». И властям по поводу их деятельности претензию не выкатишь – они же ОАО – не госструктура! Вот они и наглеют. Когда-то ими руководил Якунин, прославившийся зарплатой в 1,3 млн. рублей в день. Теперь он ушёл на тихую «пенсионную» должность посла, сменил его Олег Белозёров. Только для простых пассажиров от этой замены ничего не поменялось – как был бардак, так и есть. Причём неуважение к простому пассажиру чувствуется буквально во всём.
И я даже не буду здесь писать про вагоны, которые бегают с советских времён, про неэлектрифицированные ветки (до сих пор тепловозы ходят, позорище!!! А какой экологический вред от них, сколько выбросов в атмосферу!), про электрички со ржавыми «мордами», про обшарпанные сидячие вагоны и т.д. и т.п. Я напишу про прямое неуважение к людям: про проблемы, которые можно решить без особого труда. Но зачем их решать, если мы и так будем ездить по железным дорогам, а сэкономленные на нашем комфорте деньги можно разделить между топ-менеджерами «РЖД»?
Вот например, неужели так сложно сделать перрон, соответствующий длине поезда? Почему на большинстве станций перроны короткие – их хватает только на вагоны СВ и купе, а тем, кто в сидячих вагонах едет (они в конце) – бегите по щебёнке! Ладно, когда пассажиры выходят, а если им садиться? Когда на какой-нибудь провинциальной станции поезд стоит 3 минуты, и за них людям метров 30 пробежаться надо по щебёнке и колдобинам, да ещё и залезть как-то в поезд, ведь, если перрона нет, то от щебёночной насыпи до ступенек может быть и больше чем полметра! В сидячих же вагонах едут самые бедные в нашей стране люди – пенсионеры и многодетные родители. И ладно мы, молодые, можем пробежаться по щебёнке, а как пенсионерам бежать и залезать в вагон, да ещё и с 2 сумками в руках? А людям с детьми? А если зимой, да ещё и ночью? Мне лично в славном городе Барыше Ульяновской области в том году приходилось буквально поднимать пожилую женщину и ребёнка в поезд. Сумки же людям спускать и поднимать приходится в каждой поездке. А если это электричка с дачниками, где одни пожилые люди, а нас, молодых, рядом нет, да ещё и проводник хрупкой девушкой окажется – что тогда делать?! Помните ставшее хитом «Ютуба» видео про бабушку, вынужденную садиться в электричку при помощи ведра на верёвочке? – оно всё ещё очень актуально. Да, то видео было украинским и к РЖД никак не относится, но на «КбшЖД», например, подобные посадки пожилых людей на большинстве станций происходят, просто репортёра рядом не находится. А в Череповце, например, репортёры нашлись. Вот посмотрите, как люди там со стремянкой в поезд влезают! Если вы думаете, что такая ситуация только в провинции, вы ошибаетесь! В этом видео в Москве люди десантируются из электричек – перрона вообще нет. И ещё Москва – Казанский вокзал: фирменному двухэтажному составу перрона не хватило и там. Прекрасный перрон в Московской области. А это уже вопиющий случай – ширина перрона чуть больше метра! Вы только представьте, что будет, если два поезда по обе стороны от такого «перрона» на большой скорости проедут в разных направлениях?! Там же стоящих людей под поезд выбросить может! Скажите мне, господин Белозёров, как садиться и высаживаться на станциях, где перрона нет, а лезть надо на высоту до 1 метра (или прыгать оттуда)?! Как садиться в поезд, не опасаясь за свою жизнь, когда стоишь на перроне, как в последнем видео?! Про инвалидов и спрашивать нечего – комфорт только богатым и здоровым, а к бедным и больным в путинской России давно относятся как к людям второго сорта.
Теперь про освещение. Неужели трудно обеспечить провинциальные станции фонарями?! Я говорю даже не про деревенские станции – и в небольших городах, где регулярно садится достаточно большое количество пассажиров, полтора фонаря перрон освещают! Как людям ночью, да ещё и зимой в поезд садиться и высаживаться?
Про зиму. Лёд на перроне почистить слабо?! Та же моя любимая станция «Барыш», «КбшЖД», Ульяновская область: поезд отправляется в 6 утра, зима, темно, горят 3 фонаря, мороз, весь перрон во льду, стоянка поезда толи 2, то ли 3 минуты, в сидячий вагон полный перрон пожилых людей, которым по этому льду бежать за поездом. Слава Богу, без происшествий обошлось! И так по всей стране. Посмотрите, как чистят снег на «Северной железной дороге», станция «Шарья» – бардак полный: сугробы почти до середины голени!
Кстати, про безопасность – почему на провинциальных станциях люди должны гадать, на какую платформу придёт их поезд, прыгать через рельсы, обходить перекрытые грузовыми вагонами переходы, слушать какое-то бурчание из старого динамика вместо объявления поезда? Вот пример того, как на станции людям приходится обходить грузовые вагоны по рельсам, чтобы сесть на поезд. В Лазаревском руководство местной станции устроило пассажирам увлекательный забег с чемоданами по шпалам – им пришлось оббегать другой поезд, пришедший одновременно с их поездом, при том, что их поезд стоял всего 2 минуты. Похожий случай в Ульяновске.
Сайт «РЖД». Сделан кое-как, интерфейс идиотский, работает с задержками и тупит, в часы пик, т.е. вечером и, частенько, в выходные, туда вообще лучше не заходить – ждать замучаетесь. Покупка билетов – по сути, дело на 2 минуты, на полчаса и больше затягивается. А куда нам спешить? – подождём! Сравните этот сайт с любым сайтом средненькой транспортно-логистической компании и почувствуйте разницу. Оно и понятно: ТЛК за клиентов борются – у «РЖД» такой проблемы нет.
Очереди на крупных станциях. Турникеты поставили, а пропускную способность не рассчитали. Результат – пассажиры стоят! Полюбуйтесь. А вот наше, самарское видео, так у нас в Самаре на вокзале документы проверяют.
В завершении сего повествования приведём несколько ссылок на материалы, показывающие, что представляет собой ОАО «РЖД»:
Раз.
Два.
Три.
Четыре.
Пять.