Ржд структура компании руководство

EmailЛогин

Логин не должен быть короче 3 символов, может содержать латинские или русские буквы (кроме Ё), цифры, спецсимволы «.», «_», «-», «?», «!», «№», «%». Логин не должен начинаться с символов «.», «-», иметь 2 символа «-» подряд или состоять только из 16 цифр.

ПарольПароль должен быть не менее 8 символов. Пароль должен содержать как минимум три вида из подмножеств символов:
— буквы в верхнем регистре A-Z;
— буквы в нижнем регистре a-z;
— цифры 0-9;
— спецсимволы «.», «-», «_», «?»
Подтверждение пароляИмяФамилияТелефон

Даю свое согласие на получение рекламно-информационных рассылок от АО «Федеральная пассажирская компания».

Организационной структурой называют совокупность служб и отделов, основной задачей которых является разработка и реализация разного рода управленческих решений. РЖД — одна из самых крупных в мире транспортных компаний. Эксплуатационная длина железнодорожных путей у нас в стране составляет 85.5 тыс. км. При этом электрифицированных — 42.3 тыс. км. Разумеется, управлять таким крупным холдингом довольно-таки сложно. Организационная структура РЖД включается в себя множество отделов и организаций.

Немного истории

Годом начала развития в России железных дорог считается 1834-й. Тогда по приглашению Горного общества в страну приехал известный инженер Франц фон Герстнер. Он объездил все государство с целью определения выгодности строительства железных дорог в тех или иных регионах и предоставил отчет царю.

Первой была построена знаменитая Царскосельская дорога (в 1836 г.). В 1845 году Россия уже начала производить собственные паровозы. В основном в это время железные дороги строились на деньги, полученные от продажи Аляски.

На сегодняшний день 80% путей в России — это то, что было проложено еще до 1917 года. Однако довольно-таки активно строились железные дороги и в советское время. К примеру, были проложены Северо-Печерская и Байкало-Амурская магистрали.

К настоящему времени ООО РЖД является активно развивающейся вертикально-интегрированной компанией. Следуя лучшим стандартам организационной деятельности она признает корпоративное управление нужным условием успешности хозяйственной деятельности и повышения привлекательности в плане инвестирования. Собственно сами железные дороги в 21 веке развиваются в духе времени — запускаются скоростные магистрали, открываются онлайн-кассы и т. д.

Структура РЖД: органы управления

Зарегистрированы Российские железные дороги в качестве открытого акционерного общества. Основными органами управления компании являются:

  1. Общее собрание акционеров.

  2. Совет директоров.

  3. Правление.

Организационная структура РЖД: схема

Основными же органами, входящими в состав РЖД, являются:

  1. Аппарат управления.

  2. Разного рода структурные подразделения.

  3. Представительства в других странах.

  4. Филиалы на территории России.

  5. Зависимые и дочерние общества.

Аппарат управления

Структура РЖД включает в себя в том числе и разного рода Департаменты, собственно управляющие персоналом, а также контролирующие инвестиционную и коммерческую деятельность и внедряющие разного рода инновационные технологии. Существуют, к примеру, Управления РЖД, занимающиеся организационной деятельностью филиалов. Входящая же в аппарат бухгалтерская служба отвечает за имущественное и финансовое положение компании.

Подразделения

От дочерних обществ такие отделы отличаются тем, что не являются самостоятельным юридическим лицом и выступают только от имени самой компании, в данном случае ОАО РЖД. Структурные подразделения Российские железные дороги включают в себя самые разные. К примеру, Центр по таможенной деятельности занимается организацией работы по снижению издержек при прохождении таможенного контроля грузов, рисков при заключении внешнеэкономических сделок, развитием сети складов временного хранения и т. д. Структура ОАО РЖД и ее подразделений довольно-таки сложна. Компания эта на самом деле очень большая.

Представительства в других странах

Организационная структура РЖД включает в себя и такие отделы. Занимаются они координацией перевозок за пределами России. На настоящий момент Российскими железными дорогами открыты представительства в таких государствах, как Китай, Беларусь, Эстония, Словакия, Финляндия, Украина и т. д. Основной их задачей является повышение эффективности эксплуатации подвижного состава РЖД на территории той или иной страны, максимально быстрой выгрузки вагонов и возвращению их в Россию, повышению пропускной способности путей.

Филиалы РЖД на территории РФ

Включает в себя структура РЖД включает и 16 железных дорог. К примеру, филиалами РЖД являются Восточно-Сибирская, Куйбышевская, Южно-Уральская и т. д. железные дороги. Также в состав этой компании входят:

  • в области строительства — 2 филиала;

  • ремонта подвижного состава — 2;

  • путевого хозяйства — 4;

  • социальной сферы — 1;

  • экономического и финансового обеспечения — 6;

  • информации и связи — 3.

Помимо этого, структура ОАО РЖД включает в себя целых девять проектных бюро. Их основной задачей является инженерное обеспечение обслуживания, эксплуатации и ремонта подвижного состава.

Зависимые и дочерние общества

Организацией работы этих отделов в РЖД занимается отдельный департамент. В качестве примера дочернего общества РЖД можно привести ООО «РЖДстрой», страховую компанию «ЖАСО», оператора пригородных поездов, обслуживающих аэропорты, ООО «Аэроэкспресс». Являются дочерними обществами РЖД на данный момент также ОАО «Якутские железные дороги» и ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога». К филиалам эти организации, в отличие от других подобных, не относятся.

Еще одно дочернее предприятие РЖД — ОАО «Петуховский литейный завод». Это один из старейших машиностроительных заводов Курганской области, основанный в 1903 году. Занимается оно выпуском такой продукции, как домкраты, виброплиты, амортизаторы, локомотивные колодки, тормозные башмаки и т. д.

Еще одним довольно-таки известным в стране дочерним обществом РЖД является компания «ФГК» — главный оператор по грузовым перевозкам.

Помимо этого, к зависимым предприятиям РЖД относятся:

  1. Коммуникационная компания «ТрансТелеКом». Эта компания магистральной цифровой связи была основана в 1997 году именно для нужд железных дорог.

  2. ОАО «ПГК». Эта компания была образована в 2007 году в период реорганизации РЖД.

  3. Оператор высокоскоростных составов Allegro.

  4. ОАО «ВагонРемМаш».

  5. ОАО «БетЭлТранс».

  6. АО «Федеральная пассажирская компания».

В общей сложности структура РЖД включает в себя почти 100 зависимых и дочерних обществ.

Руководство РЖД

Президентом ОАО «Российские железные дороги» на 2015 г. является Олег Валентинович Белозеров. Помимо всего прочего, он входит в состав Правления союза промышленников и предпринимателей РФ и Совета сотрудничества Россия — Франция.

Основные руководящие функции в РЖД, кроме президента, Совета директоров и Правления, выполняют Научно-технический совет и Ревизионная комиссия. Работает руководящий состав РЖД по адресу г. Москва, ул. Новая Басманная, д 2.

Единственным акционером РЖД на сегодняшний день является государство. Полномочия от его имени осуществляются Правительством РФ. Всего в структуре управления действует 221 совещательный орган.

Основные виды деятельности

Занимается компания РЖД, структура управления которой была рассмотрена нами выше, прежде всего:

  1. Перевозкой грузов и пассажиров.

  2. Обслуживанием и ремонтом подвижного состава.

  3. Проектированием и конструкторской деятельностью.

  4. Обслуживанием инфраструктуры.

  5. Торговлей промышленными и продовольственными товарами.

  6. Снабженческо-сбытовой деятельностью.

  7. Образовательной деятельностью.

  8. Внешнеэкономической деятельностью.

Таким образом, структура управления ОАО РЖД, как видите, очень продумана и эффективна. К настоящему времени Советом директоров компании утверждена тщательно разработанная бизнес-модель, предполагающая дальнейшее ее развитие в качестве крупнейшего мирового транспортного холдинга. Задачи, поставленные перед «Российскими железными дорогами» государством, остаются неизменными: обеспечение бесперебойной перевозки грузов и пассажиров на дальние и короткие расстояния, расширение «узких» мест в инфраструктуре. Конечно же, достигнуто это может быть только при условии повышения внутренней эффективности и сокращения эксплуатационных расходов. Причем самое активное участие в разработке проектов развития должна принимать в том числе и российская наука.

Часть 2.2.
Структура и кадры ОАО «РЖД»

Как следует из предыдущей части, ОАО «РЖД» представляет собой вертикально интегрированную структуру, с управлением от вышестоящих к нижестоящим, от высших органов управления к рядовым исполнителям. Но в силу особенностей месторасположения отделений Общества развиты также и горизонтальные связи
Общее собрание акционеров является высшим органом управления ОАО «РЖД», которое представлено в единственном лице единственным акционером Правительством России. Поэтому Правительство России единолично принимает решение о численном и личном состав Совета директоров ОАО «РЖД».
Совет директоров (Наблюдательный Совет), в 2011-м году состоял из Председателя Совета и 10 членов. Согласно Главы VIII Федерального Закона «Об акционерных обществах», Совет Директоров занимается общим руководством деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания акционеров, т о есть Правительству России, которое остаётся полновластным собственником ОАО «РЖД».
Формально членам Совета директоров ОАО «РЖД» вознаграждение за исполнение своих обязанностей в рамках Совета не выплачивается. Однако членство в Совете директоров Президента и Председателя Правления Общества В.И.Якунина ставит под сомнение эту прописную истину.
Правление ОАО «РЖД» осуществляет общее руководство хозяйственной деятельностью Компании. Оно состоит из 25 человек: Председателя Правления Общества – Президента ОАО «РЖД», вице-президентов, Главного бухгалтера, начальников Департаментов корпоративных финансов, корпоративных коммуникаций, правового, генерального директора ОАО «ВНИИЖТ», руководителя Западно-Сибирской железной дороги и Советника Председателя.
Президент, возглавляющий ОАО «РЖД», согласно абз.3 п.2 ст.69 Федерального Закона «Об акционерных обществах», «без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества». То есть Президент ОАО «РЖД» является высшим единоначальным руководителем персонала Общества.
Ревизионная комиссия ОАО «РЖД» формально создаётся и действует с целью контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества. Члены Ревизионной комиссии формально не могут одновременно занимать какие-либо должности в органах управления ОАО «РЖД».
К вертикальной структуре управления Обществом примыкают совещательные органы без права голоса. В значительной части своей деятельности они являются синекурами и прибежищами, как для «молодой поросли» высших руководителей Общества, так и для «почётно отставленных» руководителей. Также они являются местом для штатных фантазёров и профессиональных «дружителей со странами Африки». Единственно полезным в их деятельности является «вероятность нахождении крупиц здравого смысла в отвалах повседневной жизнедеятельности».
Научно-технический совет на 2011-ый год состоял из 30 членов под председательством всё того-же В.И.Якунина. Этот орган Общества осуществляет разработку решений важнейших направлений развития транспорта и представляет Председателю предложения по их воплощению. В его состав входит Объединенный ученый совет ОАО «РЖД», членами которого являются 33 человека, в том числе и однофамилец Председателя учёного совета.

Рис.14. Высший уровень управления ОАО «РЖД».
С точки зрения военной структуры в ОАО «РЖД» существует 4 уровня руководства.
I – высший уровень руководства.
II – старший уровень руководства.
III – средний уровень руководства.
IV – нижний уровень руководства.

Рис.15 Вертикаль управления железнодорожным транспортом.
В непосредственном подчинении Президента ОАО «РЖД» находятся 17-ть Начальников железных дорог: Восточно-Сибирской, Дальневосточной, Екатеринбургской, Забайкальской, Западно-Сибирской, Калининградской, Красноярской, Московской, Нижегородской, Николаевской, Поволжской, Самарской, Сахалинской, Северной, Северо-Кавказской, Юго-Восточной, и Южно-Уральской.
Начальники железных дорог, в свою очередь, руководят 64-мя отделениями железных дорог.
Вице-президенты Общества осуществляют руководство работой 28-ю департаментами центрального аппарата ОАО «РЖД», в состав которых входит и Департамент управления персоналом. Вопросы по управлению персоналом и социальные вопросы находятся в ведении вице-президента Д.С.Шаханова. Руководит Департаментом Васина Л.И.

Рис.16. Руководство Департамента управления персоналом ОАО «РЖД»
В перечень задач Департамента входит изучение профессиональных, деловых и личных качеств работников и служащих ОАО «РЖД», оценка их организаторских и лидерских способностей и подготовка на этой основе резерва руководящих кадров на выдвижение. В этой связи Департамент готовит предложения по его развитию и обучению, формирование единого в рамках создаваемого холдинга кадрового резерва и принятие мер к его эффективному использованию.
Также Департамент управления персоналом ответственен за совершенствование корпоративной системы непрерывного обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и рабочих кадров в целях перехода к обучающейся организации, имеющей эффективную систему непрерывного индивидуализированного обучения и профессионального развития персонала, собственную базу интеллектуальной собственности и знаний. То есть, образовательные процессы рассматриваются как внутреннее дело.
Одним из высокоэффективных современных инструментов реализации «Стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 года» является кадровый аудит. Основная цель его заключается в регулярной оценке кадрового потенциала Общества, его филиалов, дочерних и зависимых обществ, выявлении кадровых проблем и причин их возникновения, а также разработке предложений по их разрешению. В рамках кадрового аудита осуществляется целенаправленный поиск лидеров, талантливых специалистов из числа работников Общества, которые способны усилить кадровое ядро предприятий, определяются сферы, уровни и участки их эффективного применения, разрабатываются индивидуальные программы карьерного продвижения. Изучение и оценка перспективных работников позволяет осуществлять своевременную грамотную расстановку и смену кадров, повышать образовательный уровень. Всё это позволяет получать большую отдачу от имеющегося кадрового потенциала Общества.
Кадровый аудит включает плановые и внеплановые оценочные мероприятия, анализ, обобщение и разработку предложений для руководства ОАО «РЖД» по возможным изменениям в численности работников и служащих общества.
Согласно отчётности Департамента управления персоналом, по состоянию на 01 января 2010-го года численность работников ОАО «Российские железные дороги» была снижена к уровню 2008 года на 7,7% и составила 1 075 700 человека, из них 305,8 тыс. составляют руководители и специалистов. В ходе выполнения мероприятий по изысканию резервов и избавления от балласта выросла обеспеченность ОАО «РЖД» инженерами на 1,7%, а работниками со средне-специальным образованием на 1,2%, что составило в итоге 165,5 тыс. инженеров и 117,7 тыс. техников.
Укомплектованность по сети железных дорог и основным функциональным филиалам составляет 97,9% к штатному расписанию.
При этом существенных изменений в возрасте персонала Общества не произошло. Так средний возраст работников Общества составляет 40 лет. Количество женщин в ОАО «РЖД», занимающих должности руководителей и специалистов, составляет 55%.

Рис. Возраст работников ОАО «РЖД» в сравнении на 2008 и 2009 г.г., в %.
Текучесть кадров по сети железных дорог в целом в сравнении с 2008 годом снизилась на 2,4% и составила 8,7%. Вместе с тем в разрезе основных профессий текучесть возросла среди дежурных по станции с 5,4% до 6,1%, машинистов электровозов – с 4,0% до 4,4%, машинистов тепловозов – с 5,6% до 6,8%, приемосдатчиков груза и багажа – с 8,0% до 9,5%.
Даже будучи сниженной до 8,7%, текучесть кадров тем не менее достаточно высока, так как это составляет полный оборот персонала Общества в течении 11,5 лет. Самыми неустойчивыми являются выпускники высших учебных заведений первых лет службы. У них малы оклады и выплаты, что приводит к текучести. Для удержания их очень хороши срочные трудовые договоры с обязанностью отработать вложенные в обучение средства.
Система управления персоналом в ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии со «Стратегией развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 года». Задачей Стратегии явилось определение главной стратегической цели, функциональных задач, ключевых направлений и мероприятий по их реализации на период до 2015 года в сфере управления персоналом холдинга ОАО «РЖД».
Основным документом, определяющим деятельность и формирование структур управления персоналом в ОАО «РЖД» является на сегодняшний день Распоряжение заместителя Председателя ОАО «РЖД» Г.В.Корнилова от 04.10.2006 г. №1999р «О нормативах численности специалистов по управлению персоналом структурных подразделений, дирекций и функциональных филиалов ОАО «РЖД».
В ходе исследований выполнения специалистами по управлению персоналом основных и дополнительных обязанностей были разработаны нормативы численности специалистов по управлению персоналом. Они рекомендованы для всех структурных подразделений, дирекций и функциональных филиалов ОАО «РЖД».
Таблица . Нормативы численности специалистов по управлению персоналом.
Группа
предприятий Численность работающих
на предприятии,
тыс. чел. Нормативы численности
специалистов по управлению
персоналом, чел.
I свыше 2,0 7 — 10
II 1,5 — 2,0 5 — 7
III 1,0 — 1,5 4 — 5
IV 0,5 — 1,0 2 — 4
V 0,2 — 0,5 1 — 2
При численности работающих менее 200 работников исполнение обязанностей специалиста по управлению персоналом возлагается на одного из работников структурного подразделения, дирекции или функционального филиала ОАО «РЖД».
Контроль за исполнением этого распоряжения возложен на Начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Васину Л.И.
Уделим внимание функциональной структуре ОАО «РЖД» включает подразделения центрального аппарата управления, филиалы, структурные подразделения, дочерние общества, оказывающие влияние на политику общества в части обучения.

Рис. Функциональная структура ОАО «РЖД»
Функциональные филиалы ОАО «РЖД» представлены оперативно-самостоятельными учереждениями, от работы которых зависит слаженность работы всего ОАО «РЖД». В их состав входят Дирекция железнодорожных вокзалов, дирекции по ремонту пути, грузовых вагонов, управления движением и другие.
Структурные подразделения ОАО «РЖД» в отличии от функциональных выполняют вспомогательные действия по отношению к самой структуре Общества и направлены на совершенствование взаимоотношений внутри самого предприятия. В их состав входят Инспекция по сохранности вагонного парка, Координационный центр по вопросам совершенствования системы управления ОАО «РЖД» (ЦКС), Центр контроля и внутреннего аудита «Желдорконтроль», Объединенный ученый совет ОАО «РЖД» и другие.
Дочерние зависимые общества юридически самостоятельны и формально ведут независимую от ОАО «РЖД» хозяйственную деятельность. Тем не менее они находятся под управлением ОАО «РЖД», как держателя основного пакета их акций. Происходит это в режиме «limited», то есть материнское общество не несёт ответственности за деятельность дочерних обществ. Однако как акционер, оно участвует в оприходовании их прибылей. Стоит отметить, что дочерние общества часто оказываются очень прибыльными, так как они используют доставшиеся им основные фонды, не имея особых затрат по их содержанию.
На 1 января 2010 года ОАО «РЖД» владеет пакетами акций в 158-ми дочерних и зависимых обществах. Но это положение не вечно, обо ничто не вечно под Луной и sic transit Gloria Mundi.
В качестве примера стоит привести следующие дочерние предприятия:
«Первая грузовая компания» (ОАО «ПГК»), 99,99 % акций которой принадлежало Обществу. Однако 28 октября 2011-го года «Независимая транспортная компания (НТК)», входящая в «UCL Holding» Владимира Лисина, выиграла аукцион по приобретению 75% минус две акции ПГК.
«Вторая грузовая компания» (ОАО «ВГК»), только что созданная в 2010 году, также может похвастаться тем, что основным учредителем и владельцем обыкновенных акций ОАО «ВГК» является ОАО «РЖД». АНО «Центр организационного обеспечения структурной реформы на железнодорожном транспорте» в качестве соучредителя принадлежит 1(одна) обыкновенная акция ОАО «ВГК».
«ТрансКонтейнер» (ОАО) было выделено из состава ОАО «РЖД» в юридически самостоятельное лицо в 2006-м году, главной задачей которого являлось обеспечение контейнерных перевозок. По состоянию на март 2011 года среди основных акционеров компании были: ОАО «РЖД» (50 % плюс 1 акция), группа FESCO (12,5 %), Европейский банк реконструкции и развития (9,25 %), ЗАО «Управляющая компания «Трансфингрупп», осуществляющая доверительное управление пенсионными резервами НПФ «Благосостояние» (5,2 %), ещё 16,63 % находится в руках мелких акционеров.
«ТрансКредитБанк» (ОАО) – это один из крупнейших российских коммерческих банков, который был основан металлургическими и энергетическими предприятиями России и зарегистрирован 4 ноября 1992 года. В 1999-м он был захвачен структурами, подконтрольными МПС, которые подмяли под себя 74,995% акций. Затем эти акции перешли в собственность Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. В 2007 году Указом Президента РФ №178 от 15.02.2007 г. пакет акций, принадлежащий государству, внесен в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги».
«ТрансТелеКом» (ЗАО), обслуживающую корпоративную сеть передачи данных Общества, 99,95 % акций которой также принадлежат ОАО «РЖД».
«Федеральная пассажирская компания» (ОАО) осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность с 1 апреля 2010 года. ФПК создана на основе имущественного комплекса, входившего в состав Федеральной пассажирской дирекции филиала ОАО «РЖД». Основным учредителем и владельцем обыкновенных акций ОАО «ФПК» является ОАО «РЖД». ОАО «Баминвест» принадлежит 1(одна) обыкновенная акция компании.
«Экспресс-пригород» в настоящее время переформируется в 32 отдельных общества пригородного сообщения. В сентябре 2010 года начала свою деятельность компания «Пермский экспресс», первая в сегодняшней России частная пригородная компания. 17 пригородных компаний на сегодняшний день принадлежат ОАО «РЖД».
«БетЭлТранс» (ОАО) владельцем 99,99 % обыкновенных акций является ОАО «РЖД». Основным направлением деятельности этого предприятия является производство железобетонных, деревянных шпал и комплектов бруса стрелочных переводов для ОАО «РЖД».
«НИИТКД» (ОАО), занимающаяся прикладными исследованиями в области изготовления, обслуживания и ремонта, технического контроля и диагностирования железнодорожной техники, разработкой (переработкой) нормативной и технической документации, методических указаний по процессам научно-исследовательской, производственной и управленческой деятельности ОАО «РЖД» и других дочерних организаций, является дочерним предприятием Общества.
«ВагонРемМаш» (ОАО), объединяющий Воронежский, Новороссийский и Тамбовский заводы, также на 99,99% принадлежит ОАО «РЖД».
«РЖДстрой» (ОАО), владельцем 99,99 % обыкновенных акций является ОАО «РЖД». Примерно в таком же положении находится по отношению к материнской «Deutsche Bahn AG» строительное подразделение «Deutsche Bahn Gleisbau AG».
«Аэроэкспресс» (ООО) – предприятие занимающееся перевозками между столичными вокзалами и аэропортами, 50 % акций которого на сегодняшний день принадлежит ОАО «РЖД». Но по состоянию на август 2011-го года Общество готово расстаться с ещё 25% акций.
«Скоростные магистрали» (ОАО), согласно Указа Президента России Д.А.Медведева №321 от 16 марта 2010 г. «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в РФ», филиал ОАО «Российские железные дороги».
Все эти компании имеют отношение к судьбе выпускников и лиц в образованием, позволяющем трудиться на железных дорогах.

Структура
управления ОАО «РЖД»

Высшим
органом управления ОАО «РЖД» является
Общее собрание акционеров. Единственным
акционером Компании является Российская
Федерация, от имени которой полномочия
осуществляются Правительством Российской
Федерации.

Правительство РФ
единолично (Путин В. В.) принимает решение
и оформляет письменно численный и
персональный состав Совета директоров
ОАО «РЖД».

Правление ОАО
«РЖД» осуществляет общее руководство
хозяйственной деятельностью Компании,
состоит из: председателя Правления
Общества – Президента ОАО «РЖД»,
вице-президентов, руководителей железных
дорог, руководителей подразделений
аппарата управления Общества и др.

Ревизионная
комиссия создана для контроля над
финансово-хозяйственной деятельностью
ОАО. Члены Ревизионной комиссии не могут
одновременно занимать какие-либо
должности в органах управления ОАО
«РЖД». В настоящее время ревизионная
комиссия ОАО «РЖД» состоит из 7 человек
– чиновников Минэкономразвития России,
Росимущества, Минтранса.

Имущество компании
было сформировано путем внесения в
уставный капитал ОАО «РЖД» по
балансовой стоимости активов 987
организаций федерального железнодорожного
транспорта. По состоянию на 31.12.2009 г. в
собственности компании находятся 385
тыс. объектов недвижимости (включая
земельные участки).

Органы управления ОАО «РЖД»

1. Общее собрание
акционеров. Решения собраний акционеров
принимаются Правительством единолично
и оформляются письменно.

2. Совет директоров
общества. Назначается Правительством
РФ (см. список совета директоров на сайте
ОАО «РЖД»).

3. Президент
общества. Назначается Правительством
РФ.

4. Правление
общества.

Департаменты ОАО «РЖД»

  1. Бухгалтерская служба ОАО «РЖД»;

Виды деятельности:
Финансовые
службы, бухгалтерия

  • Обеспечение
    ведения бухгалтерского и  налогового
    учета;

  • Формирование и
    реализация учетной политики Компании;

  • Формирование
    бухгалтерской отчетности ОАО «РЖД»;

  • Контроль за
    состоянием расчетов ОАО «РЖД» с
    бюджетами;

  • Формирование
    налоговой политики Компании;

  • Контроль за
    своевременностью и полнотой уплаты
    налогов в соответствии с законодательством 
    Российской Федерации.

В структуру Службы
входят департаменты:

  • Департамент
    бухгалтерского учета

  • Департамент
    налоговой политики

  • Управление
    консолидированной отчетности по
    международным стандартам финансовой
    отчетности.

  • Департамент «Казначейство»;
    Виды
    деятельности: Финансовые
    службы, бухгалтерия

      • Управление
        денежными средствами на расчетных
        счетах ОАО «РЖД» для учета выручки
        от перевозок

      • Осуществление
        контроля за целевым использованием
        денежных средств ОАО «РЖД» в
        пределах утвержденного платежного
        баланса

  • Департамент по организации, оплате и
    мотивации труда;
    Виды
    деятельности: «Обеспечение работы ОАО
    «РЖД»

      • формирование
        и реализация политики ОАО «РЖД»
        в области оплаты труда работников ОАО
        «РЖД», негосударственных учреждений
        здравоохранения и негосударственных
        образовательных учреждений ОАО «РЖД»;

      • повышение
        материальной мотивации работников к
        труду на основе развития и совершенствования
        систем оплаты труда;

      • формирование
        и реализация политики ОАО «РЖД»
        в области организации труда, тарифного
        и технического нормирования,
        использования рабочего времени и
        времени отдыха.

  • Департамент автоматики и телемеханики;

  • Департамент безопасности;

  • Департамент безопасности движения;

  • Департамент бухгалтерского учета
    Бухгалтерской службы ОАО «РЖД»;

  • Департамент вагонного хозяйства;

  • Департамент здравоохранения;

  • Департамент инвестиционной деятельности;

  • Департамент информатизации и корпоративных
    процессов управления;

  • Департамент капитального строительства;

  • Департамент корпоративного строительства
    и реформирования;

  • Департамент корпоративных коммуникаций;

  • Департамент корпоративных финансов;

  • Департамент международных связей;

  • Департамент налоговой политики и
    методологии налогового учета Бухгалтерской
    службы ОАО «РЖД»;

  • Департамент пассажирских сообщений;

  • Департамент планирования и бюджетирования;

  • Департамент по взаимодействию с
    федеральными и региональными органами
    власти;

  • Департамент по маркетингу грузовых
    перевозок и тарифной политике;

  • Департамент по организационно-штатным
    вопросам;

  • Департамент пути и сооружений;

  • Департамент социального развития;

  • Департамент технической политики;

  • Департамент управления делами;

  • Департамент управления дочерними и
    зависимыми обществами;

  • Департамент управления имуществом;

  • Департамент управления персоналом;

  • Департамент экономической конъюнктуры
    и стратегического развития;

  • Департамент электрификации и
    электроснабжения;

  • Инспекция при президенте ОАО «РЖД»;

  • Правовой департамент.

    Структурные подразделения ОАО «РЖД»

    1. Инспекция по сохранности вагонного
      парка.

    -Обеспечение
    сохранности вагонного парка, приемка
    грузовых вагонов

    и
    комплектующих к ним после ремонта и
    новой постройки

    1. Центр организации конкурсных закупок.
      Виды
      деятельности: Обеспечение работы ОАО
      «РЖД».
      -Организация конкурсных
      закупок.

    2. Центр по таможенной деятельности.
      Виды
      деятельности: Грузовые перевозки

      Инфраструктура

      -организация и функционирование
      складов временного
      хранения и железнодорожных пограничных
      переходов;


      организация таможенных услуг,

      — контроль за соблюдением таможенных
      правил.

    3. Координационный центр по вопросам
      совершенствования системы управления
      ОАО «РЖД» (ЦКС).

    4. Корпоративный центр развития
      профессионального обучения персонала.

    5. Центр контроля и внутреннего аудита
      «Желдорконтроль».

    6. Центр по корпоративному управлению
      пригородным комплексом (ЦОПР).

    7. Центр по развитию терминалов.

    8. Центр по управлению локомотивным
      комплексом (ЦТЦУ).

    9. Центр расчетов за международные
      железнодорожные перевозки «Желдоррасчет».

    10. Центр технического аудита.

  • Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Продолжаем разговор о текущей ситуации в руководящих структурах ОАО «РЖД», который мы начали с публикации, посвящённой обновленному совету директоров монополии. Сегодня настала очередь главного исполнительного органа компании — правления.

    Мы — ребята-октябрята

    Год назад, описывая расклады в верхушке РЖД, vgudok.com условно выделил в ней несколько основных групп: «технари», «лоббисты», «технократы» и «смотрящие». «Технари-железнодорожники» группируются вокруг представителя команды карьерных железнодорожников — первого заместителя гендиректора Анатолия КРАСНОЩЁКА, который в настоящее время координирует действия штаба монополии по борьбе с коронавирусом. Сейчас первый замгендира РЖД, по сути, отвечает за все подразделения компании и за операционную работу. Это ли не подтверждение «человека номер два» в корпорации? Вокруг г-на Краснощёка собрались опытные специалисты, его бывшие сослуживцы по Октябрьской железной дороге: начальник Дирекции тяги Олег ВАЛИНСКИЙ, начальник Центральной дирекции инфраструктуры Геннадий ВЕРХОВЫХ и директор РЖД по пассажирским перевозкам Дмитрий ПЕГОВ. К этой же группе примыкают протеже Краснощёка: директор Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТОАлексей ШИЛО и начальник Центральной дирекции управления движением Павел ИВАНОВ.

    Во многом благодаря старым связям с Краснощёком и Валинским держится на плаву начальник Департамента безопасности движения Шевкет ШАЙДУЛЛИН, являющийся главой целого семейного клана. В ноябре 2019 года его сын Марат стал заместителем начальника МЖД по территориальному управлению. Ещё раньше  аналогичную должность на Куйбышевской железной дороге занял брат Шевкета Нургалиевича Шамиль. Чтобы избежать конфликта интересов, по распоряжению Олега Белозёрова вопросы безопасности движения, подконтрольные родственникам Шайдуллина,  рассматривает Анатолий Краснощёк.

    Группу «технарей» отличает известная стабильность, чему есть очевидные причины. Все вышеперечисленные руководители отвечают за основной функционал железной дороги, резкие кадровые подвижки на данных позициях могут непосредственно отразиться на операционной деятельности компании, а значит, должны быть обусловлены исключительно серьёзными причинами. Короче, здесь требуется семь раз отмерить, прежде чем отрезать.
     

    Тем не менее, в желающих покуситься на доминирующую позицию «технарей», которая вызывает в недрах РЖД определённое раздражение, недостатка не наблюдается. Отсюда разговоры об уходе Краснощёка из монополии, которые возникли буквально с момента его назначения. В декабре 2019 года слухи разгорелись с новой силой. После выхода из отпуска своей деловой активностью Анатолию Анисимовичу удалось эти обсуждения нивелировать, но ненадолго. На его место даже прочат Олега Валинского, что так же выглядит элементом провокации.

    Впрочем, подобные инсинуации можно расценивать скорее как проявление слабости недоброжелателей. Добавим, что в прошлом году после снятия Владимира Молдавера с поста начальника Московской железной дороги Краснощёку удалось провести на эту должность «октябрёнка» Михаила Глазкова.

    Инфраструктурная революция

    Принадлежность к влиятельной группе «технарей», разумеется, не гарантия от неприятностей. Например, говорят, что отношения Павла Иванова с генеральным директором РЖД далеки от идеала. Явно сгущаются тучи над головой Геннадия Верховых. Неблагополучие в подведомственном ему инфраструктурном блоке отразилось в оргштатных трансформациях. В марте 2019 года глава Департамента капитального строительства Андрей МАКАРОВ был назначен заместителем генерального директора ОАО «РЖД» по вопросам строительного комплекса вместо Олега ТОНИ. У Андрея Сергеевича не совсем характерная для руководителей монополии биография: филолог по образованию, он попал на железную дорогу в качестве бухгалтера, но в итоге обрёл себя на строительной стезе. На новом месте Макаров отметился кадровой чисткой, в течение недели после назначения сменив всё руководство Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта. Некоторые наблюдатели считают, что именно эта чистка привела к полной дезорганизации строительного блока монополии и провалам на Восточном полигоне.

    Олег Тони сохранил статус заместителя гендиректора и членство в правлении, получив в кормление Центральный транспортный узел, параллельно возглавив Центр по развитию Московского ТУ. Предполагают, что данное назначение является плавным выходом Олега Тони из монополии. Хотя, как показал последний год с его проблемами на Восточном полигоне, г-н Тони нужен РЖД не менее, чем эта высокая должность в монополии нужна самому Тони.  

    Наиболее существенные изменения произошли в группе «лоббистов», которая, собственно, перестала существовать.

    Неопределёнными можно назвать и новые функции главного инженера РЖД Сергея КОБЗЕВА. До сих пор обширный опыт не помогает, а личные недостатки мешают Сергею Алексеевичу раскрыть себя в компании. В мае 2019 года он получил кураторство над проектами по высокоскоростному движению и возглавил совет директоров АО «Скоростные магистрали». Тема эта последовательно затухает, несмотря на спорадические попытки руководства РЖД вдохнуть жизнь в этот зомби-проект, так что и это назначение можно рассматривать как почётную ссылку.

    Последнее серьёзное перемещение в инфраструктурном блоке случилось в декабре минувшего года, когда отправился в отставку первый заместитель начальника Дирекции развития железных дорог Восточного полигона Александр Терлеев, который, по сути, руководил данной структурой. Дирекцию в ранге заместителя генерального директора РЖД возглавил экс-глава Хакасии Виктор ЗИМИН, некогда имевший опыт работы на Красноярской железной дороге. Таким образом, был найден стрелочник, наказанный за срыв работ на Восточном полигоне в 2019 году, и одновременно назначен ответственный за будущие провалы. В результате всех этих кадровых перипетий в инфраструктурном блоке образовалось несколько центров силы, что существенно ослабляет потенциал Геннадия Верховых.

    Наиболее существенные изменения произошли в группе «лоббистов», которая, по сути, перестала существовать. В эту небольшую, но яркую группу год назад мы включили самодостаточные фигуры, чьи связи и возможности позволяли решать вопросы на благо монополии самостоятельно, без привлечения личного ресурса главы РЖД.

    Таких тяжеловесов, как Петр Кацыв и Александр Мишарин, в прошлом году Белозёров отправил на пенсию. Тем паче, что лоббируемые ими направления утратили прежнюю актуальность. О стагнации идеи высокоскоростного движения, признанным энтузиастом которого являлся Мишарин, мы уже говорили, а после запуска МЦК и МЦД вопросы взаимодействия со столичными и подмосковными властями, которыми ведал Кацыв, отошли на второй план. Из когорты лоббистов на посту остался лишь статс-секретарь РЖД Анатолий МЕЩЕРЯКОВ, отвечающий за информационную политику и взаимодействие с органами власти. К этой же весьма авторитетной группе можно отнести ещё двух господ: первого заместителя генерального директора монополии Вадима Михайлова и заместителя главы компании Вячеслава Павловского.

    О главном экономисте ОАО «РЖД» мы уже неоднократно рассказывали. Г-н Михайлов, безусловно, один из самых авторитетных «топов» корпорации. Выходец из московского офиса «Эрнст энд Янг» управляет экономическом блоком более чем уверенно, параллельно делая заявления, касающиеся стратегического развития монополии. Именно Михайлов защищал интересы РЖД во время всех последних тарифных войн, представляя Новую Басманную на переговорах с ФОИВами и членами Совета потребителей. Не стоит забывать и о том, что г-н Михайлов является ключевой фигурой на переговорах с правительством и крупнейшими клиентами монополии по дотационной и доходной части бюджета компании.

    Лоббистской деятельностью, в том числе и за рубежом, по своим должностным обязанностям занимается и ещё один зам Белозёрова — глава «железнодорожного МИДа» Вячеслав Павловский. Выпускник МГИМО, полиглот и дипломат высшей категории курирует международную деятельность монополии с 2016 года. И параллельно помогает «внутренним» лоббистам решать серьёзные вопросы «дома». В том числе и по линии законодательной власти и регуляторов, среди которых хватает ярых антагонистов РЖД. Чего только стоит Федеральная антимонопольная служба, постоянно пытающаяся укусить компанию. Как все мы знаем, пытается безрезультатно, перманентно уступая в кулуарных боях железнодорожникам в лице как раз-таки представителей блока «решал-лоббистов».

    Наблюдение за наблюдающими

    Ожидаемо растёт группа «смотрящих», которая состоит из назначенцев Олега Белозёрова и лиц, которым он доверяет. Это, прежде всего, заместитель генерального директора по вопросам внутреннего контроля и аудита Анатолий ЧАБУНИН и его бывший сослуживец по Минэнерго заместитель гендиректора по вопросам управления дочерними обществами и распоряжения имуществом Андрей СТАРКОВ.

    Во второй половине 2019 года участились разговоры об уходе Старкова. Тем не менее, в декабре 2019 года Старков добился ухода гендиректора АО «РЖД Логистика» Вячеслава Валентика и начал зачистку предприятия от его людей. Однако этот кадровый манёвр стал «лебединой песней» в РЖДшной карьере Старкова. В июне совет директоров госкомпании снял его с должности замгендира, разжаловав до обычного директора, и вывел из состава правления. Есть версия, что именно волюнтаристская кадровая политика топ-менеджера, который не считался с устоявшейся корпоративной культурой РЖД, стала одной из причин его отставки. Кроме того, в условиях кризиса и падения грузоперевозок возрастает значение доходов от продажи непрофильных активов, дополнительный импульс, которому должен придать новый куратор этого направления, замгендира РЖД Александр ПЛУТНИК. Этот менеджер, которого называют креатурой главы ВЭБ Игоря Шувалова, кроме прочего скрепит взаимовыгодный бизнес-союз двух госкорпораций: ВЭБ выкупил почти треть эмиссии «вечных облигаций» РЖД.

    Среди новых лиц в группе «смотрящих» — Владимир ГАПОНЬКО. В январе 2020 года последнего назначили директором ОАО «РЖД» по операционной эффективности — начальником Департамента экономики, а совсем недавно Владимир Викторович стал членом правления.

    «Смотрящие» ведают финансово-экономическими вопросами и управлением имуществом, причём зачастую действуя помимо куратора этих направлений — первого заместителя генерального директора Вадима МИХАЙЛОВА. То, что Михайлова время от времени называют одним из возможных преемников Олега Белозёрова, что, предположим, не добавляет ему доверия со стороны гендиректора РЖД. Однако, как в той поговорке про «ехать или шашечки», именно многоопытный и изощрённый г-н Михайлов позволяет монополии обеспечивать сводимость бюджета монополии, а в условиях кризиса-2020  сложно представить кого-то ещё на этой «расстрельной» должности.

    Есть в правлении РЖД ещё один фигурант, который может быть отнесён к «смотрящим», правда, если он за кем и присматривает, то, скорее, за самим Олегом Белозёровым.

    Непосредственным назначенцем Олега Белозёрова является и Сергей ПАВЛОВ. Как и в случае с Гапонько, у Сергея Алексеевича имеется профильное «железнодорожное» образование и стаж работы в якунинском РЖД, однако оба продвижению по службе обязаны непосредственно главе корпорации. Переход Павлова с поста главы дочерней структуры монополии «РЖД Интернешнл», которой он руководил шесть лет, на позицию первого заместителя гендиректора РЖД можно считать примером завидного карьерного роста.

    Данное назначение, несомненно, снижает потенциал заместителя гендиректора по вопросам международных связей и внешнеэкономической деятельности Вячеслава ПАВЛОВСКОГО. Надо сказать, что у выходцев из МИДа как-то фатально не складывается «роман» с железной дорогой. Не оправдал доверия и прежний «отраслевой дипломат» — экс-директор Департамента международных связей Алексей Аверин, до недавнего времени пребывавший в статусе советника гендиректора.

    Есть в правлении РЖД ещё один фигурант, который может быть отнесён к «смотрящим», правда, если он за кем и присматривает, то, скорее, за самим Олегом Белозёровым. Это Дмитрий ШАХАНОВ, заместитель генерального директора, курирующий управление персоналом и социальные вопросы. Шаханов имеет за плечами работу в правоохранительных органах и Главном контрольном управлении президента РФ. По информации СМИ, в 1997 году он вместе с Владимиром Путиным принимал участие в операции по вывозу Анатолия Собчака во Францию. Появление Шаханова на съезде «Единой России» в ноябре 2019 года ещё более чётко обозначило специфику его позиции в РЖД.

    Наконец, уже традиционно замыкают наш обзор правления ОАО «РЖД» так называемые «технократы»: заместитель гендиректора по экономике Ольга ГНЕДКОВА, глава Правового управления Вадим БЫНКОВ, заместитель генерального директора по корпоративной безопасности Николай ФЕДОСЕЕВ и главный бухгалтер Елена ХАРЫБИНА. Это люди сами по себе, ни с кем особенно не блокирующиеся, да и не очень-то в этом нуждающиеся специалисты своего профиля, которые уже пережили и пересидели разных начальников и достаточно уверенно смотрят в будущее. 

    В публикации использованы материалы аналитического выпуска «Кто есть кто в железнодорожной отрасли» Института исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖТ).

    Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем новом разделе LIGHT 

    Михаил Задорожный

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Холодильник либхер как настроить температуру инструкция liebherr sbs 66i2
  • Папаверин свечи инструкция по применению в гинекологии от чего помогает
  • Ветом 1 для животных инструкция по применению для попугаев
  • Сигнализация jvc cd021 инструкция на русском
  • Руководство каширского овд