1. В случаях невыполнения представлений Счетной палаты, несоблюдения сроков их выполнения Счетная палата имеет право направлять руководителям объектов аудита (контроля) обязательные для выполнения предписания для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Предписания Счетной палаты принимаются Коллегией Счетной палаты и подписываются Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты.
(в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 N 341-ФЗ, от 27.10.2015 N 291-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В предписании Счетной палаты должны быть указаны основания для его вынесения, информация о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений, сроки выполнения указанного предписания и ответственность за его невыполнение.
(в ред. Федеральных законов от 27.10.2015 N 291-ФЗ, от 07.02.2017 N 11-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. При невыполнении или ненадлежащем выполнении предписаний Счетной палаты Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля).
(в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 N 341-ФЗ, от 27.10.2015 N 291-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. О принятых мерах по результатам выполнения предписания Счетная палата уведомляется в письменной форме руководителем объекта аудита (контроля) или лицом, исполняющим его обязанности.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 27.10.2015 N 291-ФЗ)
5. Отменить предписание или внести в него изменения может Коллегия Счетной палаты. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
На современном этапе развития общественных отношений, связанных с деятельностью Счётной палаты РФ значительную актуальность приобретает проблема применения санкций Счётной палатой РФ в условиях развития экономики нашего государства на практике.
Весьма важное значение имеет государственный финансовый контроль, особенно в сфере применения санкций.
Вообще санкция является нормой права и носит характер предписания. Санкция – это структурный элемент нормы права, предусматривающий последствия её нарушения, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителя правового предписания.1 Именно санкция даёт силу норме права.
Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счётную палату РФ. Состав и порядок деятельности Счётной палаты определяются федеральным законом.2
То есть, Счётная палата РФ наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля, а также обладает организационной и функциональной независимостью. А сама деятельность Счетной палаты направлена непосредственно на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведённых государственных расходов, но тем не менее, заметна проблема игнорирования применения санкций Счётной палатой РФ на практике.
Важно понимать, что санкция должна наступать в результате выявления Счётной палатой РФ нарушения нормы права, то есть таким образом санкция является необходимой частью ответственности правонарушителя.
Поскольку Счетная палата РФ должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации, можно привести известный факт применения санкций Счётной палатой РФ в сфере браконьерства.
Например, проанализировав законодательство РФ, можно сделать вывод, что в нём не содержатся меры принуждения и санкции за нарушения, совершаемые в районах открытого моря, в том числе в районах действия международных договоров России, в области рыболовства, а также сохранения водных биоресурсов. Данный вывод можно сделать на основании проверки эффективности государственного контроля и сохранения биоресурсов Баренцева, а также Норвежского морей. Также в законодательстве РФ не предусмотрена ответственность за выбросы рыбы за борт судна, а также за перегрузку и переработку, а также хранение и транспортировку незаконно добытых водных биоресурсов. И в результате, Счетная палата предложила существенно ужесточить системы санкций за браконьерство и нелегальный вывоз рыбной продукции за рубеж.
Существует регламентСчетной палаты Российской Федерации3, согласно которому можно выделить следующие эффективные виды санкций данной структуры:
-
предписание Счётной палаты РФ;
-
уведомления Счетной палаты о применении бюджетных мер принуждения;
-
конфликт интересов.
К сожалению, данные виды санкций достаточно редко применимы на практике, но имеют достаточную силу воздействия, как на нарушителя, так и на аудиторов, в случае конфликта интересов.
Развитие института санкций для Счётной палаты необходимо, поскольку лишь совершенствуя законодательство в сфере финансового контроля можно добиться развития государства и экономики страны в целом.
Наиболее эффективными на практике могут быть уголовно – правовые и административно – правовые санкции, поскольку именно от них правонарушитель понесёт справедливую ответственность, а государство окажет при этом достаточное принуждение. Также в случае применения административно – правовых санкций государство сможет пополнить бюджет дополнительными поступлениями от штрафов за соответствующие правонарушения и другими видами взысканий.
Таким образом, законодателю необходимо совершенствовать нормативно – правовую базу в сфере применения санкций Счётной палатой РФ и совершенствовать сами виды этих санкций. Это позволит укрепить государственный строй и экономику России.
Список литературы:
-
Чибинёв В.М. «Счётная палата РФ как постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля)», «Мир экономики и права», 2013, № 7 – 8, С. 35 – 38;
-
Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. «Экономика уголовных санкций за нарушение антимонопольного законодательства», «Вопросы экономики», 2010, № 1, С. 129 – 142;
-
Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ;
-
Бирюков Е.С. «Санкции: угроза или шанс для экономики? Взгляд через призму внешнеэкономических связей России», «Экономика в промышленности», 2014, № 3, С. 34 – 42;
-
Клыканова В.А. «Контрольно – счётная палата как инструмент государственного финансового контроля», «Приоритетные научные направления: от теории к практике», 2013, № 4, С. 124 – 129;
-
Степашин С.В. «Счётная палата России: основные итоги работы за 13 лет», «Вестник АКСОР», 2013, № 3, С. 33 – 36;
-
Лагутин И.Б. «Счётная палата РФ в системе государственного бюджетного контроля и аудита: вопросы теории и практики», «Налоги и финансовое право», 2013, № 6, С. 86 – 91.
1 Смоленский М.Б. «Теория государства и права», 2012 г.
2 Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г.
3 «РегламентСчетной палаты Российской Федерации» от 7 июня 2013 г.
Правомерны ли действия Счетной палаты РФ?
Коммерческое предприятие получило из бюджета субъекта РФ средства в качестве инвестиций для расширения и модернизации производства и создания новых рабочих мест, однако израсходовало часть этих средств на выплату заработной платы своим работникам и уплату налогов. Счетная палата РФ узнала об этом, провела на предприятии проверку и приняла решение о наложении санкций на руководство предприятия.
Правомерны ли действия Счетной палаты РФ?
Вопрос от 25.01.2021, 10:19
Ответы на вопрос (1):
Лика, не возможно в данном формате, давать полноценную правовую оценку деятельности Счетной палаты РФ. Ее деятельность, регулирует Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»
Статья 1. Предмет регулирования и цель настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления Счетной палатой Российской Федерации (далее — Счетная палата) внешнего государственного аудита (контроля) порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью (далее — федеральные ресурсы) и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, обеспечивающими безопасность и социально-экономическое развитие Российской Федерации, а также задачи, функции, полномочия и организацию деятельности Счетной палаты.
Статья 5. Задачи Счетной палаты
1) организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
Из вашего вопроса, скорее всего, есть нарушение не целевое использование, деньги дали на расширение и модернизацию производства, и создание новых рабочих мест — а потрачены, на з/п и налоги. При определенных обстоятельствах, может быть и уголовная ответственность (ст.285.1 УК РФ).
Делайте выводы.
Спросить
Похожие вопросы
Материальные ресурсы на расширение производства
Частное предприятие получило из средств бюджета субъекта Российской Федерации материальные ресурсы на расширение своего производства, однако израсходовало их на заработную плату своим работникам. Узнав о нарушении, Счетная палата Российской Федерации провела проверку на предприятии и наложила санкцию на его руководство.
Правомерны ли действия Счетной палаты Российской Федерации?
Читать ответы: 1
Вопрос от 29.11.2012
Правомерны ли действия Счетной палаты Российской Федерации?
2. Частное предприятие получило из средств бюджета субъекта Российской Федерации материальные ресурсы на расширение своего производства, однако израсходовало их на заработную плату своим работникам. Узнав о нарушении, Счетная палата Российской Федерации провела проверку на предприятии и наложила санкцию на его руководство.
Правомерны ли действия Счетной палаты Российской Федерации?
Читать ответы: 1
Вопрос от 18.05.2015
Могут ли основному предприятию списать долги?
Предприятие, имеющее крупные долги по налогам и страховым взносам, запускает процедуру добровольного банкротства. При этом основные средства передаются на баланс дочернего предприятия. В процессе ликвидации предприятия остаточная балансовая стоимость основных средств выдается в виде акций рабочим предприятия. В дочернем предприятии продолжает действовать то же производство и приносить доход. Могут ли основному предприятию списать долги?
Читать ответы: 1
Вопрос от 06.05.2014
Счетная палата начисление заработной платы.
Пожалуйста, имеет ли право счетная палата проверять начисление заработной платы главного бухгалтера и работников коммерческого унитарного предприятия, которое не получает бюджетных средств на хозяйственную деятельность, и которое реорганизовано путем присоединения к другому предприятию? Проверка реорганизованного предприятия проведена спустя девять месяцев после завершения реорганизации и снятия с ЕГРЮЛ уже у правоприемника, в отсутствии главного бухгалтера реорганизованного предприятия. Должна ли счетная палата план проверок публиковать на своем сайте? Может ли счетная палата увеличивать период проверяемого периода? Допустим, проверяемый период 2006-2014 год, а счетная палата проверила с 2003-2014 года. Ответ прошу направить по адресу ly-net@yandex.ru Спасибо.
Читать ответы: 1
Вопрос от 10.05.2015
Должны ли быть оплачены долги предприятием, перед тем, как будут даны электроэнергия и газ?
Предприятие признается банкротом, назначается процедура конкурсного производства, предприятие простаивало, были отключены коммуникации, как по закону осуществляется подача на предприятие электроэнергии, газа, воды, при условии, что эти предприятия-поставщики внесены в список кредиторов? Должны ли быть оплачены долги предприятием, перед тем, как будут даны электроэнергия и газ, или возможна оплата текущих счетов при сохранении долгов и статуса кредиторов этих предприятий? Или, если, перед запуском предприятия, необходимо провести экспертизу газопровода, на какие средства она должна проводится, ведь товар на предприятии пока не произведен и возможности выручить за него какие-то средства у конкурсного управляющего нет?
Читать ответы: 1
Вопрос от 05.11.2012