https://ria.ru/20200923/sekta-1577626671.html
Страна Виссариония. Как бывший милиционер провозгласил себя Христом
Страна Виссариония. Как бывший милиционер провозгласил себя Христом — РИА Новости, 15.03.2021
Страна Виссариония. Как бывший милиционер провозгласил себя Христом
В Красноярском крае задержали руководителя религиозной организации «Церковь последнего завета» Сергея Торопа, больше известного как Виссарион. Почти тридцать… РИА Новости, 15.03.2021
2020-09-23T08:00
2020-09-23T08:00
2021-03-15T14:27
общество
александр дворкин
религия
религия
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/09/16/1577583470_0:14:1383:791_1920x0_80_0_0_4393efdd8179ee47f163b0379dc68387.jpg
МОСКВА, 23 сен — РИА Новости, Анастасия Гнединская. В Красноярском крае задержали руководителя религиозной организации «Церковь последнего завета» Сергея Торопа, больше известного как Виссарион. Почти тридцать лет он называл себя «сыном Бога» и «новым Христом», внушал это ученикам и грозил концом света. Фактически выстроил в тайге государство в государстве — с налоговой системой, охраной и верными подданными. Члены общины годами отказывались от медицинской помощи и жили по своим законам.Конец света откладываетсяК Виссариону Елену Мельникову привел муж — физик-ядерщик. Прежде чем переселиться к «праведникам», Мельниковы продали квартиру в новосибирском Академгородке. В общину супруг Елены передал четверть полученной суммы. Но были и те, кто расстался с последним.»В открытую Тороп и его сподвижники деньги не требовали, — вспоминает женщина. — Но в проповедях говорили: «Вы приехали сюда отдавать без меры, не требуя ничего взамен». И люди в порыве верности приносили все. Внушающие установки точно использовались — это я могу сказать как дипломированный психолог».Вся община живет в ожидании конца света, дата которого постоянно смещается. Елена с мужем провели в секте двенадцать лет — и для них судный день «наступал» дважды.»Церковь последнего завета», она же «секта Виссариона», появилась в начале девяностых, когда бывший сотрудник ГАИ из Минусинска Сергей Тороп провозгласил себя новым мессией. «Спаситель» довольно быстро собрал единомышленников, привел их на гору Сухая (юг Красноярского края), где решили строить «Обитель рассвета». В СМИ это место также называют «Город Солнца».Табу и проповедиСо временем количество адептов увеличилось, они расселились по окрестным деревням. Сейчас в Красноярском крае около трех тысяч последователей Торопа — во всех населенных пунктах Курагинского и Каратузского районов. В «Обители рассвета» остались только приближенные — порядка сорока семей.В первые годы в общине действовали строгие ограничения, например, на медицинскую помощь. Виссарион говорил: «Верующего уже не надо лечить, а неверующему ничего не поможет». По словам Елены, было несколько смертей, в том числе младенческих при родах. «Кого-то в последний момент успевали доставить в реанимацию на вертолете».Из-за этого в 2000-м медработники из районной больницы и учителя инициировали судебный процесс против общины. После первых же заседаний в печатном органе виссарионовцев — газете «Земля обетованная» — появились заметки с призывами рожать в больнице. А медпомощь перестала быть «грехом».Были строжайшие пищевые запреты. Соратники Виссариона ходили по домам и заявляли, что с этого дня сахар и мясо — яд. Люди не пили молоко, не ели яйца. Вне закона оказались чай и масло — даже растительное.Продуктовое табу распространилось и на детей. Урезанный рацион довел старшего сына Елены до анемии. Ребенку в то время было около трех лет, ему требовалось усиленное питание. Женщина признается, что не поддерживала такой «пост», ссорилась с мужем, но тот был непреклонен. В итоге к двенадцати годам давление у мальчика не поднималось выше чем 70 на 40.Право на налевоТороп называл себя учителем, и подписывался везде как ВСХС — сокращение от Виссарион-Христос. В общине разрешил многоженство — так называемые треугольники.Сейчас, по ее словам, правила заметно смягчились. Дети, например, посещают общеобразовательные школы — раньше это было запрещено. На тех, кто водил своих в поселковую, сильно давили. Обеспечить доступ к обязательной учебной программе виссарионовцев обязал суд. В итоге в двух деревнях секта построила собственные школы, в остальных дети пошли в обычные.За последние годы община заметно изменилась. Но стремление ее основателей к обособленности никуда не делось. «В «Обители рассвета», например, есть даже охрана. Просто так, с улицы, туда не попасть. Хотя официально это вполне открытый населенный пункт. Сохранилась и десятина — своеобразный подоходный налог, который виссарионовцы регулярно отдают в бюджет общины.Государство в государствеВо вторник Сергея Торопа и двоих его ближайших сподвижников — Вадима Редькина и Владимира Ведерникова — задержали оперативники СК и ФСБ России. По версии следствия, троица использовала деньги участников сообщества и применяла к людям психологическое насилие.По словам сектоведа, президента Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) Александра Дворкина, задержание вполне ожидаемое. Единственное, чего он не может понять, — почему тянули так долго. По меньшей мере лет 20. По словам Дворкина, «жалобы с очень серьезной доказательной базой» поступали регулярно.»На территории Красноярского края фактически существовало независимое государство, условно называемое Виссариония, — объясняет эксперт. — Несколько районов, где проживали адепты секты, по площади занимают две трети Бельгии. Там стояли блокпосты, которые пропускали только кого хотели. Как мы видели из репортажей, местная полиция даже боялась туда соваться».»У нас все спокойно»Как отмечает сектовед, всякий раз виссарионовцам удавалось уйти от правосудия, из-за чего они все сильнее убеждались в безнаказанности, «наглели и множили трагедии».Мы позвонили в Черемшанский сельсовет — именно на его территории построен так называемый Город Солнца. Но глава муниципального образования Вячеслав Осипов сделал вид, будто не понимает, о чем идет речь: «Да, живут у нас люди — у каждого свой дом, огород. Нет никаких закрытых территорий, спокойно можете пройти куда угодно. Единственный запрет — в этих поселениях нельзя ругаться матом и курить. Но разве это плохо?»По ходу диалога становится ясно: глава сельсовета сам довольно тесно общается с виссарионовцами, поэтому всячески их защищает. Например, на вопрос, приезжают ли в общину родственники, чтобы вызволить близких, Осипов ответил: «Да вы что, наоборот, сюда своих мам и пап перевозят. Все мирно — никакого давления».На прямой вопрос обозревателя РИА Новости, адепт ли общины он сам, глава сельсовета отвечать наотрез отказался. Несколько членов объединения на просьбу корреспондента об интервью написали, что сперва следует «получить благословение Владыки». Без этого виссарионовцы не могут «ничего творить». Сам «владыка» в этот момент был в суде — ему избирали меру пресечения. Все обвинения Сергей Тороп назвал выдумкой.
https://ria.ru/20200922/vissarion-1577611895.html
https://ria.ru/20200922/religiya-1577590765.html
https://ria.ru/20200922/sekta-1577614835.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/09/16/1577583470_31:100:1118:915_1920x0_80_0_0_15a78dddbf579eb7c666cc23cabefead.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, александр дворкин, религия
Общество, Александр Дворкин, Религия, Религия
МОСКВА, 23 сен — РИА Новости, Анастасия Гнединская. В Красноярском крае задержали руководителя религиозной организации «Церковь последнего завета» Сергея Торопа, больше известного как Виссарион. Почти тридцать лет он называл себя «сыном Бога» и «новым Христом», внушал это ученикам и грозил концом света. Фактически выстроил в тайге государство в государстве — с налоговой системой, охраной и верными подданными. Члены общины годами отказывались от медицинской помощи и жили по своим законам.
Конец света откладывается
К Виссариону Елену Мельникову привел муж — физик-ядерщик. Прежде чем переселиться к «праведникам», Мельниковы продали квартиру в новосибирском Академгородке. В общину супруг Елены передал четверть полученной суммы. Но были и те, кто расстался с последним.
«В открытую Тороп и его сподвижники деньги не требовали, — вспоминает женщина. — Но в проповедях говорили: «Вы приехали сюда отдавать без меры, не требуя ничего взамен». И люди в порыве верности приносили все. Внушающие установки точно использовались — это я могу сказать как дипломированный психолог».
Вся община живет в ожидании конца света, дата которого постоянно смещается. Елена с мужем провели в секте двенадцать лет — и для них судный день «наступал» дважды.
«
«Сначала Виссарион грозил, что уже в 1996 году на планете не останется ни одного неверующего, — говорит Мельникова. — Спастись имели шанс только общинники. Потом конец света отодвинули на 2003-й — ждали взрыва в Неваде. Очередная теория — всех грешников уничтожит летящая к земле планета Нибиру».
«Церковь последнего завета», она же «секта Виссариона», появилась в начале девяностых, когда бывший сотрудник ГАИ из Минусинска Сергей Тороп провозгласил себя новым мессией. «Спаситель» довольно быстро собрал единомышленников, привел их на гору Сухая (юг Красноярского края), где решили строить «Обитель рассвета». В СМИ это место также называют «Город Солнца».
Табу и проповеди
Со временем количество адептов увеличилось, они расселились по окрестным деревням. Сейчас в Красноярском крае около трех тысяч последователей Торопа — во всех населенных пунктах Курагинского и Каратузского районов. В «Обители рассвета» остались только приближенные — порядка сорока семей.
В первые годы в общине действовали строгие ограничения, например, на медицинскую помощь. Виссарион говорил: «Верующего уже не надо лечить, а неверующему ничего не поможет». По словам Елены, было несколько смертей, в том числе младенческих при родах. «Кого-то в последний момент успевали доставить в реанимацию на вертолете».
Из-за этого в 2000-м медработники из районной больницы и учителя инициировали судебный процесс против общины. После первых же заседаний в печатном органе виссарионовцев — газете «Земля обетованная» — появились заметки с призывами рожать в больнице. А медпомощь перестала быть «грехом».
Были строжайшие пищевые запреты. Соратники Виссариона ходили по домам и заявляли, что с этого дня сахар и мясо — яд. Люди не пили молоко, не ели яйца. Вне закона оказались чай и масло — даже растительное.
Продуктовое табу распространилось и на детей. Урезанный рацион довел старшего сына Елены до анемии. Ребенку в то время было около трех лет, ему требовалось усиленное питание. Женщина признается, что не поддерживала такой «пост», ссорилась с мужем, но тот был непреклонен. В итоге к двенадцати годам давление у мальчика не поднималось выше чем 70 на 40.
Право на налево
Тороп называл себя учителем, и подписывался везде как ВСХС — сокращение от Виссарион-Христос. В общине разрешил многоженство — так называемые треугольники.
«
«Такой привилегией обладали только мужчины, — отмечает Мельникова. — Женщины все это очень тяжело переживали: были нервные срывы, доходило до психозов».
Сейчас, по ее словам, правила заметно смягчились. Дети, например, посещают общеобразовательные школы — раньше это было запрещено. На тех, кто водил своих в поселковую, сильно давили. Обеспечить доступ к обязательной учебной программе виссарионовцев обязал суд. В итоге в двух деревнях секта построила собственные школы, в остальных дети пошли в обычные.
За последние годы община заметно изменилась. Но стремление ее основателей к обособленности никуда не делось. «В «Обители рассвета», например, есть даже охрана. Просто так, с улицы, туда не попасть. Хотя официально это вполне открытый населенный пункт.
Сохранилась и десятина — своеобразный подоходный налог, который виссарионовцы регулярно отдают в бюджет общины.
Государство в государстве
Во вторник Сергея Торопа и двоих его ближайших сподвижников — Вадима Редькина и Владимира Ведерникова — задержали оперативники СК и ФСБ России. По версии следствия, троица использовала деньги участников сообщества и применяла к людям психологическое насилие.
По словам сектоведа, президента Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) Александра Дворкина, задержание вполне ожидаемое. Единственное, чего он не может понять, — почему тянули так долго. По меньшей мере лет 20. По словам Дворкина, «жалобы с очень серьезной доказательной базой» поступали регулярно.
Сектовед: Виссарион создал в Красноярском крае государство в государстве
«На территории Красноярского края фактически существовало независимое государство, условно называемое Виссариония, — объясняет эксперт. — Несколько районов, где проживали адепты секты, по площади занимают две трети Бельгии. Там стояли блокпосты, которые пропускали только кого хотели. Как мы видели из репортажей, местная полиция даже боялась туда соваться».
«У нас все спокойно»
Как отмечает сектовед, всякий раз виссарионовцам удавалось уйти от правосудия, из-за чего они все сильнее убеждались в безнаказанности, «наглели и множили трагедии».
Религиовед рассказал о секте «Церковь последнего завета»
Мы позвонили в Черемшанский сельсовет — именно на его территории построен так называемый Город Солнца. Но глава муниципального образования Вячеслав Осипов сделал вид, будто не понимает, о чем идет речь: «Да, живут у нас люди — у каждого свой дом, огород. Нет никаких закрытых территорий, спокойно можете пройти куда угодно. Единственный запрет — в этих поселениях нельзя ругаться матом и курить. Но разве это плохо?»
По ходу диалога становится ясно: глава сельсовета сам довольно тесно общается с виссарионовцами, поэтому всячески их защищает. Например, на вопрос, приезжают ли в общину родственники, чтобы вызволить близких, Осипов ответил: «Да вы что, наоборот, сюда своих мам и пап перевозят. Все мирно — никакого давления».
Глава секты Виссариона заявил в суде, что не согласен с обвинением
На прямой вопрос обозревателя РИА Новости, адепт ли общины он сам, глава сельсовета отвечать наотрез отказался. Несколько членов объединения на просьбу корреспондента об интервью написали, что сперва следует «получить благословение Владыки». Без этого виссарионовцы не могут «ничего творить». Сам «владыка» в этот момент был в суде — ему избирали меру пресечения. Все обвинения Сергей Тороп назвал выдумкой.
В райсуде Центрального района Новосибирска на скамье подсудимых сидит седовласый мужчина. Заметно, что он растерян и нервничает. Это глава секты Сергей Тороп, более известный среди прихожан под именем Виссарион. Его самого и двух его подручных — Владимира Ведерникова и директора школы «Истоки» Вадима Редькина — привезли в суд, чтобы избрать меру пресечения.
— Я всего лишь принимал людей, общался с ними, разговаривал. Никаких решений я не принимал. За 30 лет я не взял ни у кого никаких денег, люди сами организовывались, сами арендовали залы и сами делали мероприятия, — разводит руками Виссарион на вопросы журналистов.
По версии следствия, ещё в 1991 году они основали в Кургане «Церковь последнего завета». На протяжении многих лет Тороп и его помощники, как считают силовики, качали деньги с прихожан под видом оказания им различных религиозных услуг. При этом использовали приёмы психологического давления и даже били людей, а также якобы развращали детей.
Рассмотрев материалы по каждому, суд согласился с доводами следствия и арестовал всех троих на ближайшие два месяца. Их отправили в один из следственных изоляторов Новосибирска.
Фото © СК РФ
Спецоперация МВД и ФСБ началась во вторник рано утром. Люди в камуфляже ворвались на территорию общины, которая представляла собой мини-городок в глухой тайге Курагинского района Красноярского края. Сюда силовики добирались всю ночь. В спецоперации участвовало несколько десятков бойцов. В колонне были автозаки и машины с врачами. Пройти незаметно на территорию общины им не удалось.
— Ребята, к нам едут 50 автозаков и медицинские работники. Похоже, они пустые. Непонятно, как дальше будет. Развития событий могут быть разные, — выложил в соцсетях сообщение один из жителей общины Александр Староверов.
Сразу после задержания Виссариона и его помощников увезли на вертолёте в Новосибирск. В секте остались оперативники, которые начали обыск. Они изымали всё, что могло иметь отношение к делу. Как рассказал Лайфу один из жителей лагеря, силовики включали глушилки, поэтому у них пропадал интернет и мобильная связь. Через некоторое время оперативники разрешили людям покинуть лагерь.
Учение — свет?
История секты началась в 1990 году. Миусский инспектор ГАИ Сергей Тороп вдруг решил, что он новый пророк Виссарион. Ушёл со службы, начал посещать курсы по изучению аномальных явлений и новых воздействий на человека. Вернулся в родной город и решил проводить проповеди на местном телеканале. 29-летний Виссарион понравился людям, и некоторые даже стали его последователями. Их становилось всё больше и больше, поэтому было принято решение создать общину. Впервые организацию зарегистрировали в 1994 году под названием «Община единой веры», но уже через шесть лет Виссарион его поменял на «Церковь последнего завета».
Место для расположения общины выбрали красивое и живописное — на юге Красноярского края в Курагинском районе в тайге вблизи реки Тиберкуль. Последователи Виссариона начали строить поселение, которое назвали «Обитель рассвета» (или «Город солнца»). Проезд на территорию поселения был закрытым вплоть до 2017 года. Да и в целом городскому жителю было достаточно сложно добраться до поселения, поскольку вокруг раскинулись бескрайние леса и поля — дорога на машине из города занимала семь часов.
Фото © ТАСС / Александр Рюмин
Основным правилом общины была вера в «Учителя» Виссариона, который якобы исцеляет от всех болезней. «Виссарионовцы» практиковали отказ от всех мирских благ: не разрешалась электроника и техника, все должны были отказаться от мяса и рыбы, дома строились из природных материалов. Поэтому, чтобы выжить среди дикого леса, жителям необходимо было научиться заниматься земледелием, питаться овощами и фруктами со своего огорода. Изнурительный физический труд зачастую приводил к различным заболеваниям. Из-за отказа от благ цивилизации жители поселения часто являлись переносчиками инфекционных заболеваний и ВИЧ, у некоторых был рак. Причём обращаться к врачам было запрещено — всё лечили народными методами и верили в исцеление от прикосновения Виссариона.
Кроме всего прочего, церковью также поощрялись любовные треугольники. Например, если в мужчину влюбилась другая женщина, то жена должна принять её в семью, чтобы жить втроём. Но не все такой уклад принимали.
Поп-звёзды в секте
Популярная российская певица 90-х Светлана Владимирская в 1993 году уехала за Виссарионом и поселилась в соседнем селе Петропавловка. Она заявила, что жила в обители, а Сергей Тороп был и остаётся её учителем. Шесть лет назад Владимирская вышла замуж за одного из последователей Виссариона.
Ещё один последователь общины — Вадим Редькин. До знакомства с Виссарионом он выступал в составе группы «Ласковый май», где был барабанщиком. Редькина называют правой рукой Торопа и пресс-секретарём общины.
Убежище для преступников
В 2000-х община «Город солнца» была замешана в криминальном скандале. Одну из последовательниц — Татьяну Нехорошеву-Соколову — задержали по подозрению в совершении теракта возле здания ФСБ в Москве. Она находилась в федеральном розыске с 1998 года, и убежище в общине ей предоставил сам Виссарион. С тех пор община приобрела негативную репутацию.
Фото © ТАСС / Александр Рюмин
Ещё один скандал произошёл спустя год. Связан он был с попыткой изнасилования болгарской девочки Чечи Виссарионом. В общине состояли не только русские, но и жители Болгарии. После инцидента они спешно покинули «Город солнца».
В «Город солнца» уже приходили с обысками в 2019 году и даже возбудили уголовное дело о создании некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан. «Виссарионовцев» обвиняли в растлении детей и применении психотропов. В феврале 2020 года в общине снова проводились обыски с допросом местных жителей.
Повышенное внимание силовиков сами сектанты связывают с залежами золота и других ценных ископаемых, которые якобы есть в районе лагеря. А за всеми проблемами якобы стоят московские бизнесмены, которые бы хотели получить эти земли. Однажды москвичи даже заявили о намерении построить трассу, которая облегчила бы добычу руды и золота. Но «виссарионовцы» и местные вели борьбу за экологию. В разгорающийся скандал подлил масло репортаж журналистов, вышедший буквально несколько недель назад. В нём сообщалось, что руководство секты обманывает людей.
Адвокат общины Иван Хорошев связал все неприятности с местью журналистов.
— Журналисты усилили давление на общину. Давление было и раньше, но не в таком масштабе. После их приезда СКР возбудил уголовное дело по факту препятствования журналистской деятельности в отношении одного из жителей. Затем приехали силовики на автозаках и всех задержали. В самой общине до сих пор проводятся обыски, — рассказал Хорошев.
Сейчас руководителям секты предъявлено обвинение по статье «Создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, причинение тяжкого вреда здоровью двум и более лицам». Расследование только начинается.
Похожие обвинения были и у секты, которую возглавлял Андрей Попов, более известный как бог Кузя. Попов и его помощники были задержаны в 2015 году. В ходе обысков по семи адресам в московских квартирах было изъято около 43 миллионов рублей и более 100 тысяч долларов. Кроме того, были обнаружены содержащиеся в ненадлежащих условиях экзотические животные и специфическая литература. За восемь лет деятельности колоритного и креативного мошенника секта заработала сотни миллионов рублей. Часть этих денег так и не нашли. В 2018 году Пресненский суд Москвы приговорил «бога Кузю» к пяти годам колонии общего режима, признав его виновным по делу об избиении адептов и мошенничестве на сумму более семи миллионов рублей.
К разным срокам заключения приговорены также и трое других фигурантов дела. Так, главный бухгалтер секты Галина Маркевич получила четыре года и девять месяцев колонии, Надежда Розанова — четыре года и десять месяцев, Жанна Фролушкина — четыре года и 11 месяцев.
-
Тренд на несчастливое детство. Дочь планирует побег и говорит об уходе из жизни, пока её мама строит карьеру и новую семью
22 сентября 2020, 21:40
-
Крутое пике под Тверью. Почему разбился истребитель Су-30 и кто ответит за аварию?
22 сентября 2020, 15:05
-
Короли недвиги: пока сын Жириновского Игорь Лебедев прячет старые активы, его супруга заводит новые
21 сентября 2020, 21:40
Величественная, наполненная жизнью тайга в предгорьях Восточного Саяна, тысячелетиями нетронутая стопами и эмоциями человеческими. По древним преданиям, арии, населяющие эти места несколько тысячелетий назад, запрещали охоту в этих землях, оберегая их для будущего времени, когда на заре Золотого века потомки древних арийских племён вновь соберутся в единый народ, зарождая новую эпоху в истории человечества.
3. Ныне — время Истины, и Она вновь пришла на Землю собирать в единый народ чад, жаждущих Её…
История становления Общины
В 1991 году 18 августа в поселке Городок, недалеко от города Минусинска, впервые прозвучало Слово Виссариона – Предвозвещение. Первые последователи Учения Виссариона появились в Минусинске в 1992 году. В Малой Минусе началось строительство первого общинного дома. Уже в июне 1994 года Дом-Храм – первое творение первых поселенцев – принимал гостей. С лета 1993 года начала зарождаться Община: первые несколько десятков человек из разных мест бывшего Советского Союза начали селиться в деревнях Минусинского и Курагинского районов. Тогда-то земли эти и приобрели название «Земля Обетованная».
Сюда съезжаются люди со всей России, из ближнего и дальнего зарубежья. Разворачивается большое строительство: возводятся Святыни, рубятся жилые дома. Во второй половине 1994 года инициативная группа последователей Виссариона выступила с предложением создать вблизи озера Тиберкуль эконоосферное поселение. В 1998 году это поселение на Горе получило официальное название «Обитель Рассвета».
Большая часть последователей расселилась в деревнях, близлежащих к Горе: в Жаровске, Гуляеевке, Черемшанке, Петропавловке, Тюхтятах.
В 1995 году в Гуляевке Виссарион освятил первую часовенку, воздвигнутую строителями Земли Обетованной. В 1996 году в Черемшанке освящён Дом Молитвы, где устанавливается звонница в 17 колоколов и начинается ежедневная утренняя служба. В 1997 году Дом-Храм из Малой Минусы переносится в Петропавловку и становится гостевым домом, там же начинается воздвижение Дома-Храма Благословения. В 1998 году освящена часовня в Журавлёво. В 2000 году в Петропавловке начинается строительство большого учебно-концертного комплекса, позднее названного Детским Домом Творчества
Жизнеустройство
Растёт и развивается Община, основанная на новых, Учителем определенных принципах жизнеустройства.
В основе жизнеустройства общины – понятие «Единая Семья», которое подразумевает гармоничные взаимоотношения между людьми, их умение бескорыстно создавать друг для друга всё необходимое своими руками, развитие искусств и ремёсел, умение жить и работать на земле, правильное воспитание подрастающего поколения, уменьшение роли денежных отношений.
А для создания именно такой жизни необходимы ежедневные усилия и устремлённость каждого к единению в мыслях и в действиях.
Жители Общины стремятся осваивать народные ремёсла и промыслы. Дети, наряду с общеобразовательными предметами, обучаются азам искусства и ремёслам.
Более половины взрослого населения общины — люди с высшим образованием. В общине большая рождаемость (трёхкратный прирост населения). Численность общины составляет более 4000 человек. Последователи Виссариона придерживаются вегетарианства (в основном не строгого, с употреблением молочных продуктов и яиц).
Цель существования общины — в экологически чистой среде жизни на земле. В том, чтобы создать общность людей с правильными духовными взаимоотношениями, где большая часть необходимого будет сделана своими руками и где новое поколение будет воспитываться в творческой, не агрессивной среде, что предполагает, в первую очередь, развитие разнообразных ремёсел и искусств.
Как устроена наша жизнь
Как устроена наша жизнь. Сюжет о том как мы здесь живём, как выстраиваем нашу хозяйственную и организационную жизнь.
Обитель Рассвета. Фильм четвертый
Заключительный фильм Игоря Утяшева по результатам посещения Обители Рассвета. Заглянем в потаенные уголки и послушаем жителей. А потом задумаемся…
Как живут в Тюхтятах
Как живут в Тюхтятах. Попробую познакомить вас с укладом жизни в разных деревнях.
В поисках гармонии. Юрий. Часть 1
Игорь Утяшев, одноклассник Учителя продолжает серию видео об Общине. Встреча с человеком, «стоявшим у истоков». Интересно. Первая часть из двух.
Об Общине
Краткая информация об Общине Виссариона, расположенной в Красноярском крае.
Ремесла
Община старается выстраивать свою жизнедеятельность на экологически чистых производствах, ремёслах и натуральном хозяйстве, которые не нарушают законов Природы и Гармонии, позволяют жить вне зависимости от денежной единицы.
Каждый мужчина в общине стремится обрести крепкое хозяйство и стать мастером своих рук. Компьютерщик овладевает лозоплетением, автомобилист становится гончаром, металлург — кузнецом. Количество жителей общины постоянно растет, здесь строится много жилых домов и общественных зданий, поэтому всегда востребованы строители, рубщики, плотники, столяры, печники; неудивительно, что молодые парни чаще всего стремятся обучиться именно этим ремеслам. Но постепенно развиваются и другие ремесла, более редкие в современном обществе, требующие особых навыков, узкоспециализированные.
В стремлении достигнуть совершенства в своем деле некоторые мастера уходят за черту, разделяющую ремесло и искусство. Это можно сказать о таких ремеслах, как резьба по дереву, керамика, кузнечное и ювелирное дело, роспись. Большой популярностью пользуется бондарные, берестяные, плетеные из лозы изделия, сотворенные новыми мастерами, наполненные теплом рук и светом души. В общине процветают многие виды женского рукоделия, искусные поделки мастериц украшают быт людей. А чтобы ремесла успешно развивались и в будущем, здесь стараются с раннего возраста обучать детей навыкам ручного труда.
Культура
В общине живёт много творческих людей переехавших из крупных культурных центров: Москвы, Петербурга, городов Прибалтики, Болгарии, Германии. Это, как правило, люди с высшим образованием, среди них большое количество работников культуры, деятелей науки, разных видов искусств: художники, музыканты, поэты, актёры, певцы, танцоры. Своим умениям они находят реализацию в праздничных концертах и выставках, которые здесь проходят несколько раз в году. Подрастающее поколение тоже принимает участие в литургийных псалмопениях, в круговых танцах, в танцах народов мира, на праздничных вечерах. Почти в каждой деревне есть один или даже несколько танцевальных коллективов, литургийные хоры. Дети с раннего возраста обучаются ремёслам и искусствам.
Постигая духовные законы и стремясь жить по ним, люди всё больше открываются сердцами друг к другу, к окружающей природе, к Богу. Это рождает прилив творческих сил и вдохновения. Развивается культура без отрицательных образов, где противостояние добра и зла не является главным движителем развития сюжетной линии. Духовность ищет своё выражение в разных видах культуры, а культура всё более становится духовной, поскольку творится устремлёнными к постижению Истины.
С 1997 года община стала членом Международного Экологического Союза, как Красноярское отделение «Тиберкуль», и является одной из самых крупных в мире.
Звонница и храм находятся высоко на горе, у подножия которой и расположен Город Солнца
Поделиться
В 90-е годы новости об общине Виссариона не сходили с первых полос постперестроечных газет — во-первых, потому что туда начали уезжать известные деятели российской эстрады (например, исполнительница хита «Мальчик мой» Светлана Владимирская, которая и по сей день там живёт), во-вторых, потому что то время было расцветом разного рода сект, общин и вероучений, так как разочаровавшиеся в идее социализма люди начали искать для себя новую путеводную звезду.
В этом году об общине заговорили вновь: в феврале там прошли обыски, силовики нагрянули в местную школу по делу о коррупции и мошенничестве, проводили обыски в семьях, изымая компьютеры и книги, речь шла даже о каких-то совсем ненормальных явлениях вроде сексуальных извращений. При этом Следственный комитет все это никак не комментирует, порождая все новые домыслы и загадки. Пока мы работали над этим материалом, общину в очередной раз навестили следователи.
Прими надежду, всяк сюда входящий — говорит надпись на воротах в общину
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
Последний эпизод — воспрепятствование журналистской деятельности членами общины, по факту чего было даже возбуждено уголовное дело. По предварительной версии СК, съемочная группа МИЦ «Известия» прибыла в Обитель Рассвета для подготовки материала и в ходе встречи с одним из руководителей журналисты пытались снять литургию (в общине это религиозное таинство), но столкнулись с сопротивлением местных. И снова обыски, допросы, следственные действия. Фигуранта этого дела поместили в СИЗО, в итоге все закончилось тем, что оттуда его выпустили и помещать вновь не стали, он вернулся домой.
Предварительно мы почитали, что пишут и говорят про общину Виссариона. Например, адептов Церкви последнего завета обвиняют в многоженстве, скудности пищи, принуждению к тяжелому физическому труду.
Забегая вперед, скажем: слухи сильно преувеличены. К тому же это подтверждали еще зимой жители близлежащих деревень, которые отмечали, что там все хорошо и виссарионовцы ни к кому своей верой не лезут, спокойно существуя рядом с обычными деревенскими жителями.
Важное примечание для читателей: этим репортажем мы не пытаемся навесить ярлыки или кого-то оправдывать, мы лишь показываем один день из жизни общины и общаемся с жителями Города Солнца. Все выводы вам предстоит сделать самим.
Еще чуть-чуть и видео загрузится
Видео: Анатолий Васильев/NGS24.RU
Обитель Рассвета, или Город Солнца — поселение последователей религиозной организации «Церковь последнего завета», основанной в начале 90-х бывшим работником милиции Сергеем Торопом (Виссарионом). Поселение находится на юге Красноярского края (в Курагинском районе на берегу озера Тиберкуль) прямо посреди тайги, где сейчас живет около 90 семей. Большая часть последователей живет в деревнях Курагинского района — Жаровск, Черемшанка, Петропавловка, Можарка. В 1991 году Сергей Тороп, с его слов, принял учение небесного отца и получил новое имя. Он создал Единую объединяющую веру, объединяющую уже существующие религии. Центры последователей Виссариона есть в Болгарии, Молдове, Белоруссии, Казахстане, Латвии, а также в Германии и США.
Виссарион живет на горе, встречается с последователями во время литургий, где каждый может задать ему любой вопрос и получить ответ на него
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
Город Солнца раскинулся в долине среди тайги и гор, рядом с живописным озером Тиберкуль. Когда-то здесь была тайга, но именно это место показалось Сергею Торопу самым подходящим и безопасным для основания общины, так как оно было не тронуто другими цивилизациями, поэтому последователи пробирались сюда сквозь тайгу. А уже позже построили дорогу к Обители Рассвета, даже установили шлагбаум, чтобы защитить себя, но местные чиновники заставили их эту дорогу открыть для всех. Сейчас по договоренности с местными туда на экскурсию может приехать любой желающий, отдохнуть на озере или даже пожить в гостевом домике. В последнем случае вам предстоит принять обычаи общины, в особенности полюбить тяжелый физический труд.
Коров в поселении держит только Владимир Тиньков и раздает молоко всем жителям. Для этого даже есть специальный журнал, каждый получает молоко в определенный день
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
— А вам не страшно было к сектантам ехать, — с улыбкой в голосе говорит нам немолодой мужчина через забор коровника, насыпая двум симпатичным ухоженным буренкам корм.
Страшно не было. Интересно, любопытно, волнительно, но уж точно не страшно.
Массовая культура сформировала в нашем сознании образы «секты» и «общины»: в кадре люди с блаженными лицами в белых одеждах, они говорят на только им понятном диалекте, творят странные ритуалы, верят в своего, особенного бога. Они все живут вместе, у них все общее, а ещё они приносят что-нибудь в жертву. Или кого-нибудь.
Жизнь в общине Виссариона отличается от киношных сект — люди одеваются в ту одежду, в которой удобно работать, в основном это люди, покинувшие свои шумные, неуютные города, отринувшие несправедливую жизнь, но действительно нашедшие себе нового Христа в лице своего Учителя (так многие называют Виссариона, обязательно с большой буквы).
Скульптура женщины находится на горе, в ее руках — шар с эмбрионом
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
Жертву здесь не приносят даже ради еды — виссарионовцы не едят мясо и рыбу. Владелец коров Владимир Тиньков приглашает нас к себе в гости в богатый двухэтажный дом с мансардой. Современная кухня, телевизор, хорошая бытовая техника, теплый туалет и вода — все атрибуты зажиточной, неаскетичной жизни. Пока мы ведем непринужденную беседу, супруга Татьяна в это время накрывает стол — борщ без мяса, картошка, свежие овощи, домашняя сметана и творог, шарлотка, которую принесла соседка. Доверие между друг другом — важнейшая составляющая в жизни общины.
— Мы когда уходим, дверь веником подпираем, чтобы было понятно, что нас дома нет. Тут все наше. Так и в городе раньше так было — оставишь ключ под ковриком и пошел. И неинтересно было воровать. Когда вскрыл, что-то своровал, тогда интересно, а так нет, — шутит Владимир.
Мы сидим за большим деревянным столом, Владимир много говорит, смеется, вспоминает прошлое, показывает нам свои старые снимки — на них он с женой и детьми в молодости, он вместе с Виссарионом и другими последователями, на самых старых и черно-белых — он же, лет 20–25, на ринге и в борцовских перчатках. Татьяна предпочитает в разговор не вмешиваться, лишь во всем кивками соглашается с мужем.
— Тогда у меня не получилось выделить главное: нужно было все-таки оставить работу и раньше сюда уехать. То, что внутри отзывается, то и правильно, — делится Владимир. — Это был самый сложный бой — победить в себе эгоизм и гордыню. Я на ринг выходил — да это вообще ни о чем по сравнению с тем, чтобы победить самого себя.
Пока мы беседуем в непринужденной обстановке, Владимир много шутит и смеется, вспоминая прошлое и рассказывая о настоящем. Делится, что отказаться от мяса было сложно, несколько раз даже срывался, но сейчас есть его совсем уже не хочется
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
Владимир встретил Виссариона в 1992 году и проникся его учениями, когда был главой Маломинусинского района, где Сергей Тороп начал свое учение и основал первую общину в большом деревянном доме на несколько семей. Переломным для Тинькова моментом стала встреча Виссариона и заключенных в Тыве в колонии строгого режима, куда Владимир поехал вместе с ним и другими последователями.
— У них на зоне есть красный уголок, мы сели, учитель стоял, а мужички-зэки расселись. Учитель сказал: можете задать мне любые вопросы. Я сейчас прямо увидел все это, даже помню лицо этого человека, дяди такого, который с детства там сидит. И после встречи мужики подходят, говорят: «Нам зачтется?». Потом они начали целовать ему руки. Я вспоминаю это — и прямо эмоции нахлынули.
Рассказ об этой судьбоносной встрече дается мужчине тяжело: голос завибрировал, глаза покраснели, в какой-то момент Владимир попросил выключить камеру
Фото: Артем Ленц / NGS24.RU
Поделиться
После короткой паузы он продолжил.
Спустя некоторое время супруги переехали в Петропавловку, прожили там три года. Владимир работал лесником, потом помогал местным — не только последователям — решать бытовые вопросы, чем заработал доверие людей. Они предложили ему пойти на местные выборы. Поддавшись уговорам, Владимир выиграл выборы главы местного сельсовета, но до конца срока не остался. После 2,5 лет ушел и переехал в Город Солнца.
Говоря о доверии, в общине его нужно заслужить делом, точнее, делами — тяжелыми и регулярными. К чужакам в Городе Солнца относятся благосклонно и уважительно, но не более. В день нашего визита на улицах маленького поселка было немноголюдно, а съемочную группу выверенными маршрутами водил обязательный сопровождающий. По секрету один из местных нам рассказал, что такая настороженность как раз после визита федеральных журналистов, доставивших общине новых проблем с законом.
Кормятся местные со своего огорода, но иногда ездят в деревни за продуктами — закупаются на всех сразу
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
Что бросается в глаза в Городе Солнца — это невероятно красивые ухоженные лужайки. Это неудивительно, учитывая, что в коммуне живет создатель Садов мечты. Поселок на полном самообеспечении, но не оторван от цивилизации, жители закупаются в магазинах и при необходимости посещают врачей.
— Проблемы с лечением, питанием детей, если и были, то только в самом начале, когда они только переселились. Сейчас таких проблем нет вообще — дети получают лечение, едят хорошо, опрятные, вежливые, глазки у них горят, всегда здороваются, рукодельничать умеют. Так что все хорошо, — рассказали нам в местном отделении соцзащиты.
Кстати, в общине нет единого архитектурного стиля — каждый может строить дом себе по душе. Дом своей мечты. Аккуратные, минималистичные домики из бруса соседствуют с пагодами в японском стиле или пузатыми, но не лишенными вкуса особняками, которые вполне бы вписали в пейзаж красноярского «Удачного».
ЛЭП к поселку не протянуты — у каждого дома есть солнечная панель
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
Озеро Тиберкуль
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
Центр Города Солнца — круглая лужайка, где проходят собрания и праздники. Увы, мы такого собрания не застали
Фото: Артем Ленц / NGS24.RU
Поделиться
Центр города — лужайка с идеально подстриженной травой, высаженными по кругу деревьями и деревянным изваянием в центре, символом веры Церкви последнего завета. Лучами от него отходят улицы с поэтичными названиями вроде улицы Млечного Пути и Звездных полей.
Здесь каждое утро проходит литургия, на которую приходят только мужчины. Это своеобразный храм, где они молятся под открытым небом, а потом проводят небольшое собрание.
Символ веры Церкви последнего завета находится в центре города, где каждое утро собираются мужчины на литургию. Для людей это место свято, как храм
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
Жизнь в общине предполагает работу на ее благо и взаимопомощь товарищу. Такой уклад подходит не всем, но для кубинца Адриана Кастро — это детская мечта, воплощенная в реальности.
— Я хотел жить общинной жизнью, вместе с людьми, вместе решать проблемы, вместе строить мир. На Кубе я тоже жил в деревне, я гулял по ней и мечтал, как мы будем делать ее красивой, озеленять. Я мечтал жить рядом с озером среди озер и гор, и там мы ходим как братья и сестры, с доверием друг с другом. Не знаю, откуда этот образ взялся, но уже живя здесь, я вспомнил про него и удивился тому, что тут все так, как я мечтал, — делится Адриан.
Адриан Кастро — кубинец, окончивший вуз на Украине, переехавший на Украину, а потом и сюда, в Обитель Рассвета
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
И хотя Адриан — кубинец, на Кубе он не живет уже очень давно. После того как Адриан отучился на физика в Харьковском национальном университете, встретил там свою жену и стал отцом двух мальчиков, его вдруг потянуло на север. Сначала в холодную и благоустроенную Швецию, а потом и вовсе в Сибирь.
— В 90-е годы Виссарион ездил по республикам Советского Союза, тогда я познакомился с его учением — про него мне рассказали друзья из института. Я по своей натуре глобалист, с детства смотрел на мир будто сверху, и больше всего мне не нравилось, что страны ссорятся между собой. Ну извините, вот так я мыслю такими большими понятиями. В общем, все это меня беспокоило, я жил в Швеции, благополучной и комфортной стране, там все было хорошо, работа и друзья, но чего-то не хватало. И я узнал, что здесь, в Сибири, формируется такая община, чьи ценности мне близки — это взаимоотношения между людьми, уважительное отношение к земле и природе, — делится Адриан, пока мы идем по деревне.
Адриану нравится общинная жизнь, здесь у него родились две дочери, а двое старших сыновей уехали в Красноярск — один выучился, а второй еще учится
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
В общине Адриан работает учителем, он преподает детям физику, математику, природоведение. Правда, местная школа недавно сгорела, и, когда в октябре начнется учеба (в сентябре дети обычно помогают родителям собирать урожай), Адриан будет ходить домой и вести уроки.
— В нашей школе основное — это не столько общеобразовательные предметы, ремесло или искусство. Самое главное — это воспитание и взаимоотношения между ними, чтобы не было такого, чтобы кто-то издевался или возвышался над кем-то. Иногда я вижу, как дети образуют «банды», когда решают, кого будут обижать или руководить. Я обращаю внимание на такие вещи, мы собираемся с семьями и с детьми, разговариваем. Ищем причину проблемы и решаем ее, — рассказывает Адриан.
Напоминающее пагоду здание — центр детского творчества
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
Размеренно вязкую и убаюкивающую тишину поселка пронзает звук колокола. Мы останавливаемся вместе с Андрианом. Хоть мы этого и не видим, но замирает вся жизнь. Это происходит несколько раз в день, и для виссарионовцев эти несколько минут — сакральные. Люди перестают работать, останавливаются и прислушиваются к звукам вокруг себя. В это время они обычно молятся или думают о чем-то хорошем. Находясь посреди тайги, в поселении, где нет шумового загрязнения, можно расслышать шелест травы, крики птиц и блеяние козы, флегматично поедающей листья с куста.
Рядом с поселением виссарионовцев находится староверское поселение, еще более изолированное от внешнего мира. На этом сходство между двумя этими общинами заканчивается: в Городе Солнца есть интернет, у многих на домах установлены спутниковые тарелки — люди не отрезаны информационно от внешнего мира, но они не особо интересуются происходящим, не смотрят телевизор и не читают новости.
У многих домов в Обители Рассвета необычные крыши
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
Но здесь нет архитектурного стиля — каждый строит, как ему нравится
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
Последователи Виссариона живут не только в этой общине, они раскиданы по близлежащим деревням, где спокойно соседствуют с обычными деревенскими жителями. У последних к виссарионовцам хорошее отношение — они не курят, не пьют, работают и в целом даже будто повышают общий культурный уровень, ведь среди последователей много учителей, музыкантов, художников. Люди сосуществуют друг с другом бесконфликтно.
Кстати, коров тут держит только Владимир. Остальные жители предпочитают в хозяйстве коз — их гораздо легче поднять на высокогорье
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
А маленькие нубийские козочки — это еще и отличные домашние животные, они привязаны к людям, ласковые и очень симпатичные
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
Бесконфликтность — это вообще отличительная черта виссарионовцев, неспособность обижать и обижаться — это то, что написано в учении Церкви последнего завета, которое собрано в несколько десятков книжных томов. Этому здесь учат детей и учатся сами.
— Наша глобальная цель — выстроить человеческие взаимоотношения. Мы стараемся не источать из себя агрессию (это наша задача) и показать, что так жить можно. В этом все дело. Мы являемся идеальными? Нет, но мы такое же общество, связанное со всеми живыми организмами на планете. Наше отличие только в том, что мы понимаем, что надо меняться, — рассказывает нам Вадим Редькин, в общине он отвечает в том числе и за связи с общественностью.
Вадим Редькин — один из первых последователей Виссариона, жил в гостевом доме еще в Маломинусинске, потом вместе с остальными перебрался сюда, в Город Солнца
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
У Вадима тихий, вкрадчивый, спокойный голос. Мы сидим на красивой по-европейски лужайке с видом на горы. В прошлом Вадим — музыкант, пел в ВИА «Интеграл», созданном Бари Алибасовым. В общине он живет с самого ее основания.
— Это был 1992 год, я приехал в Минусинск из Москвы. Встретился с Учителем, когда между гастролями мне выбили зуб в Ворошиловграде. Так как я в тот период времени пел песни, на концерт в Ригу не поехал из-за зуба. И благодаря тому человеку, который выбил мне его, встретился с Учителем. Потом жизнь быстро поменялась, возник выбор, и я быстро оказался в Сибири.
С супругой и дочерьми Вадим живет в большом доме на возвышенности
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
Здесь он стал отцом пятерых девочек, построил дом, даже научился выращивать виноград в теплице. Вадим признается, что ему хотелось построить то, о чем мечтают люди с детства, — общество, где бы понятие «родная семья» распространялось на гораздо большее число людей, где можно друг на друга положиться. Таких попыток было много: когда-то хиппи из обеспеченных семей пытались это сделать, а они здесь живут уже 29 лет и своим примером стремятся показать наглядно: такое общество построить возможно. Главное — суметь отказаться от эгоистических порывов.
В теплицах растет виноград
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
Ландшафтный дизайн не пустое слово для местных. А некоторые прямо заморачиваются, получается Европа посреди тайги
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
— Работа над собой — самый тяжелый труд. Но постоянное удовлетворение своего эго приводит к напряжению вокруг, поэтому приходилось учиться жить так, как правильно, а не так, как хочется.
Внезапно Вадима срочно вызывают по рации, и он уходит, это связано с тем, что в общину приехали следователи. В последнее время они здесь частые гости.
Уважение к природе — один из краеугольных камней жизни последователей церкви Виссариона. Это проявляется не только в том, что люди не едят мясо и рыбу. Виссарионовцы сортируют мусор, который собирают в складах и потом вывозят в Абакан для дальнейшей его переработки, ездят на велосипедах, убирают пляж озера Тиберкуль, который в погожие летние деньки после приезда городских частенько бывает завален мусором.
Пешком, на велосипеде, на квадроцикле, на лошадях — так перемещаются по Обители Рассвета ее жители
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
Мы гуляли по поселению весь день, общались с местными. Мужчины подходили к нам поговорить, женщины же предпочитали здороваться издалека. Уклад жизни здесь патриархальный, и когда-то даже ходили слухи о том, что здесь практикуют многоженство. Мы спросили про это у виссарионовцев. Нам объяснили: в миру и так часто мужчины живут с двумя женщинами, часто скрывая одну от другой и обманывая при этом обеих женщин. Здесь вторая жена может появиться, если на это согласна первая. Она даже сама может привести мужу вторую жену.
Есть и те, кто уезжают из общины и устраивают свою жизнь за ее пределами, часто это дети, которых родители привезли с собой, когда переселялись. Поселение можно сравнить с монастырем, имеющим свой уклад и правила, и такая жизнь подходит не всем.
Дети играют на улице без присмотра взрослых. А чего бояться? Здесь все свои
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
В начале сентября в Городе Солнца убирают урожай. На помощь приезжают родственники из Красноярска. Не все являются последователями веры, но отношения с родными поддерживают и даже гостят у них
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
— Среди последователей есть и неадекватные люди, это нельзя отрицать, так как, мне кажется, религия часто притягивает к себе в том числе и таких. Но, как и в миру, люди там разные. Мне очень повезло — мои родители умные, образованные, они никогда не воспрепятствовали тому, чтобы я уехал, — на условиях анонимности поделился с нами молодой человек, который уехал из Города Солнца и возвращаться не собирается.
С горы открывается потрясающий вид на озеро Тиберкуль. На закате оно красиво особенно
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
Жители поселения — городская интеллигенция. Когда они присоединились к общине, приходилось учиться работать руками, быть плотниками, скульпторами, гончарами
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
Когда Город Солнца только строился, дороги к нему не было вообще. Все стройматериалы местные несли на себе, иногда — на лошадях. В том числе тяжеленные колокола. Уже потом к поселению проложили дорогу, которую администрация заставила отдать себе
Фото: Артём Ленц / NGS24.RU
Поделиться
Несмотря на то что Город Солнца сейчас находится под пристальным вниманием силовиков, жизнь здесь идет своим чередом — дети играют на улице и поют в творческих кружках, люди выкапывают картошку, стригут газоны, выгуливают коз, улыбаются незнакомцам и друг другу.
Возможно, секрет их внутреннего дзена в чистом воздухе, красивом пейзаже вокруг, а возможно, в чем-то другом.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края хочет через суд забрать часть земли у общины Виссариона. Власти считают, что «Церковь последнего завета» нарушила договор: лесные участки выделялись для осуществления религиозной деятельности, а ведомство выявило на этой территории незаконные постройки. Заседание суда пройдет 4 декабря. Это уже второе разбирательство в суде по поводу общины Виссариона. До этого прокуратура Красноярского края потребовала исключить «Церковь последнего завета» из списка религиозных организаций. Ее лидера Сергея Торопа (Виссариона) и его ближайших соратников задержали в конце сентября. Корреспондент RTVI Михаил Шептун отправился в Красноярский край, чтобы выяснить, как живут виссарионовцы без своего учителя.
В главном поселении общины Виссариона — Обители Рассвета — колокола звонят пять раз в день. Одновременно с главной звонницы, с вершины горы и в центре города.
Веселин Даов, житель общины Виссариона: «Это молитва. Это как напоминание. Все мы, сограждане, в этот момент останавливаются. Они творят молитву».
Ежедневное таинство чаще всего доверяют Веселину Даову. О Последнем Завете — новом религиозном учении, он узнал 20 лет назад дома, в Болгарии. Теперь его дом в России, в 500 километрах от Красноярска.
Веселин Даов, житель общины Виссариона: «Искренне верили, что там, в Болгарии, успеем построить тоже что-то типа общины, по подобию того, что здесь, в Сибири, уже было. Но оказалось, это непростое действие. После того, как убедился, что живое присутствие учителя является сплачивающим, момент, который как магнит всех объединяет, я почувствовал, что надо переезжать».
До переезда из Болгарии Веселин работал архитектором. Профессиональные навыки пригодились на новом месте. В Обители он проектировал дома для единоверцев. А начали строить Обитель Рассвета почти 30 лет назад. В 1991 году бывший инспектор ГАИ Сергей Тороп взял себе греческое имя Виссарион, что означает «лесной», и вскоре повел своих последователей в тайгу, в предгорье Западных Саян. С этого времени люди здесь живут согласно его учению, а поселение разрослось почти до 100 домов. От центра с Символом Веры отходят лучи-улицы.
Один из лучей ведет на склон горы. Это место здесь называют хутор. Тут располагается дом самого учителя — Виссариона. Но после случившегося к нему уже не пройти. Прессу сюда не пускают. 22 сентября прямо над двором завис вертолет со спецназом.
В то утро в Обитель Рассвета прилетели сотрудники ФСБ и следователи. Похоже это было больше на войсковую операцию с экипированными бойцами и колонной автозаков.
Александр Староверов, житель общины Виссариона: «Все в этот момент шли на службу в праздничных одеждах. Я прибежал сюда, здесь уже было оцепление везде. И как раз я начал снимать. Попытался пройти немножко туда за цепочку, но прошел метров 20, а потом мне сказали, что дальше идти не нужно».
Когда в домах жителей шли обыски и допросы, лидеров общины уже пересаживали в другой вертолет, на котором отправили в Новосибирск. Там суд арестовал на два месяца самого Виссариона, его пресс-секретаря Вадима Редькина (в прошлом участника группы «Ласковый май») и директора общинной школы Владимира Ведерникова.
Те, кто поверил в Последний Завет, не допускают мысли, что Виссарион может быть обычным человеком. Последователи и в задержании своего учителя увидели знамение.
Галина Тараканова, жительница общины Виссариона: «Обычно учитель не говорит так напрямую: „Я Христос‟. Нет, он говорит: „Я — слово Бога‟. Но что это означает, каждый понимает по-своему. Я поняла, что это Христос. Я понимаю, конечно, что для него это испытание. Если раньше распяли физически, сейчас распинают психологически».
Основатель «Церкви последнего завета» Виссарион (Сергей Тороп) в поселении «Обитель Рассвета» неподалеку от деревни Жаровск Курагинского района
Фотография: Александр Рюмин / ТАСС
Галина — одна из тех, кто живет в самой Обители Рассвета. Сейчас в поселении около 350 человек. Но всего последователей Виссариона насчитывают около пяти тысяч.
Большинство виссарионовцев живут в деревнях вдоль реки Казыр. От нее до главной святыни — Обители Рассвета — около 40 километров. Сама река для местных уникальна. Говорят, что пить воду можно прямо так — из течения. Ее даже не кипятят.
Добраться до общины непросто. Ближайший аэропорт в столице соседней Хакасии — Абакане. Оттуда еще четыре часа езды на машине, асфальт заканчивается где-то на полпути. Но деревни от цивилизации не отрезаны. Здесь работают соцучреждения, почта и магазины. Чего, кстати, нет в самой Обители.
Михаил Шалунов приехал в Красноярский край из Санкт-Петербурга. Здесь научился новому ремеслу: в общине он пекарь. Часть домашнего хлеба развозит по заявкам сам, остальное можно купить в местных магазинах.
Михаил Шалунов, пекарь: «Жизнь на земле, тайгу эту осваивали, ремесла, которые мы тут осваивали, семью, дом построить — всему этому нужно было учиться. Это все за эти годы произошло. И мы делали это совместно. У меня, скажем, всегда висел вопрос: ради чего я вообще приехал и какая у меня была цель? И сейчас мы пришли к такому моменту, что эти дни настали. Можно сказать, что мы готовились к этому и вот».
В своих проповедях Виссарион называл несколько дат конца света: в 95-м, 97-м, 2000-м. Последняя была в 2007 году. Армагеддон все не наступал, и ожидание превратилось в игру-зарницу. Сергей Тороп убеждал последователей, что все это проверка. Люди запасались, больше погружались в Последний Завет, но главным в подготовке было научиться жить обособленно от мира, полностью обеспечивая общину.
Михаил Шалунов, пекарь: «Если бы мы сюда не приехали, то этот край бы просто затух, многие деревни просто бы перестали существовать».
Вид на поселение «Обитель Рассвета» Фотография: Александр Рюмин / ТАСС
Деревни, где живут последователи Виссариона, с первого взгляда выгодно отличаются от привычной российской глубинки. Здесь есть свой симфонический оркестр, растет население, треть которого — несовершеннолетние. Но дети общинников учатся отдельно от детей коренных жителей. После задержания Владимира Ведерникова у школы «Истоки» появился новый директор. К Ведерникову у следствия вопрос: куда шли государственные субсидии? Школа хоть и частная, но на госпрограмму выделялись бюджетные деньги.
Станислав Казаков, директор общинной школы «Истоки»: «У нас программы все лицензированы, школа аккредитована. Без этих двух понятий мы не могли бы выдавать удостоверения об окончании начальной школы, общей школы и средней школы. В этом году, например, у нас две девочки закончили с золотой медалью 11 класс. Они отлично сдали ЕГЭ, поступили в институт».
В деревне Черемшанка виссарионовцы строят свой храм. Делают это на добровольные пожертвования, поэтому, по их словам, и строят уже пять лет. А работ по внутренней и внешней отделке еще много.
Алексей Рагс, житель общины Виссариона: «Это просто обычное место, где люди собираются и творят молитвы Богу».
Религиоведы отмечают, что в секте Виссариона молятся самому учителю. На протяжении 30 лет Сергей Тороп изменял свое учение. А еще до того, как взял себе новое имя, начинал с увлечения уфологией, рассказывая на красноярском телевидении о контактах с инопланетянами.
Игорь Иванишко, судебный эксперт-религиовед: «Сам Тороп своеобразно толкует священное писание — Ветхий и Новый Завет. Например, он говорит о 14 апостолах, а не о 12. Он указывает на то, что воскресение Иисуса Христа было не на третий день. Также видим элементы неоязычества, когда мы видим, что в его экопоселении возникают такие символы: на рубашках так называемых апостолов очень интересные рунические символы. Также мы видим его увлечение реинкарнацией, что отрицается христианством, но воспринимается многими восточными практиками».
Cвященник «Церкви последнего завета» Сергей Чевалков демонстрирует символ трех религий после службы Фотография: Александр Рюмин / ТАСС
Алексей Рагс, житель общины Виссариона: «Религиозный контекст, безусловно, присутствует. Но учение — это знание. Здесь у нас знание о том, как нам можно вместе жить и быть близкими друг к другу вне зависимости от вероисповедания».
Алексей Рагс показывает недостроенный храм. Он переехал в Сибирь в числе первых, в миру работал звукорежиссером. Здесь ведет свой ютьюб-канал о жизни общины. К нему тоже приходили с обыском, но еще в апреле.
Алексей Рагс, житель общины Виссариона: «Забрали жесткий диск, где был материал. Было много отснятого материала, были инструменты музыкальные виртуальные. Был готовый материал — полностью забитый двухтерабайтник. И забрали архив: 196 дисков начиная с 1993 года. Все, что снималось на видео — встречи с учителем».
За общиной и раньше присматривали из ФСБ и МВД. Но присутствие силовиков усилилось два с половиной года назад. Итогом и стала сентябрьская спецоперация, которую явно готовили из расчета на сопротивление виссарионовцев. Но отбивать своего учителя жители не пошли.
Галина Тараканова, жительница общины Виссариона: «У меня муж убежал туда сразу и взял с собой рацию, чтобы мы как-то могли связываться. Так его за это задержали».
Игорь Иванишко, судебный эксперт-религиовед: «Захват был тогда, когда была информация, что Сергей Тороп находится в состоянии алкогольного опьянения, чтобы не повторить ситуацию с американской сектой „Ветвь Давидова‟. Там на самом деле очень схожее учение с Сергеем Торопом. Но там, когда приехали ФБРовцы, попросили сдать оружие и выйти лидера секты. Но лидер секты сказал своим боевым братьям, что нужно отстреливаться».
Источники ТАСС сообщали, что у Сергея Торопа нашли несколько карабинов и ружья. Федеральные каналы показывали фото дорогих украшений и склада элитного алкоголя, якобы в доме Виссариона. Но следователи пока эти факты не подтвердили. Виссариона обвиняют пока по двум статьям: «Создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием» и «Причинение тяжкого вреда здоровью». В конце сентября прокуратура края обратилась в суд с требованием ликвидировать «Церковь последнего завета» как религиозную организацию. Среди претензий силовиков: ограничения в питании, отказ от медицинской помощи и двоеженство.
Иван Хорошев, адвокат «Церкви последнего завета»: «Эксперт-религиовед делает вывод о сексуальных девиациях на основании одного только утверждения Виссариона, что допустимо мужу иметь двух жен, и одной фразе какого-то человека о том, что он был впечатлен сексуальной распущенностью девочек».
Адвокат Иван Хорошев представляет интересы общины. Считает, что даже при существующей огласке и задержании лидеров секты у СК и прокуратуры нет убедительных доказательств, и недоволен проведенной экспертизой.
Иван Хорошев, адвокат «Церкви последнего завета»: «Мы признаем какую-то организацию нежелательной только на том основании, если она посягает на права граждан. Если люди взрослые, вменяемые, достигшие возраста половой зрелости, для себя определили такую форму жизни, она принимается. И она спокойно принимается российским обществом. У нас про это множество фильмов, у нас есть одна из государственных религий — ислам, в которой это прямо прописано».
По словам жителей общины, двоеженство среди виссарионовцев так и не прижилось. Куда сложнее, особенно на начальном этапе, было с ограничениями в еде. Создавая в тайге экопоселение, питаться общинники старались только тем, что вырастили сами. Опыта ведения хозяйства у еще недавно городских жителей, которые продали свои квартиры и приехали в тайгу, было немного.
Денис Коробков, бывший последователь Виссариона: «Тогда веганство — это было просто каша с водой. Масло было нельзя, сахар нельзя, соль тоже нельзя. Вообще ничего нельзя. Ну и трава всякая. Я лично чувствовал себя очень плохо. Первые два-три года я просто был бледно-зеленый как полотно, у меня не заживали раны на теле. У меня до сих пор большие шрамы на ногах».
Денис Коробков прожил в общине 16 лет. Переезжал туда, не сомневаясь в том, что следует за сыном Бога. Говорит, что не следовать учению, а значит и запретам, было невозможно. Иначе ты становишься изгоем, а из Обители Рассвета отщепенцев могут выселить.
Денис Коробков, бывший последователь Виссариона: «Все проповеди Виссариона пропитаны тем, что он очень часто говорит: „Вы, к сожалению, не исполнили истину. Я пришел к вам, но вы не исполняете, вы не успеваете за мной, я, наверное, умру, я, наверное, покину плоть свою, потому что я становлюсь вам ненужным‟. Человек все время сидит с чувством вины: „Да, я не успеваю, я не могу, у меня не получается‟».
Фотография: Александр Рюмин / ТАСС
Денис считает, что с чувством вины не смог справиться его друг, с которым они вместе приехали в Сибирь. Он покончил с собой. Еще в 90-е появлялась информация о смертях виссарионовцев, которые никак не учитывались и не расследовались. А причиной этому считали якобы отказ от медицинской помощи.
Марина Крыж, врач: «Обращаться они обращаются. Другое дело, что у нас не всегда есть возможность оказать помощь в том объеме, в котором желательно, чтобы она оказывалась. У нас скорая — очень интересная машина. Уже четвертую неделю стоит на приколе и чинится».
В деревне Черемшанка местный врач Марина Крыж — сама член общины. Она рассказывает, что виссарионовцы следят за здоровьем. И если кто-то и пытается лечиться народной медициной, то это мало связано с верой. Но в 2018 году Курагинский район потрясла смерть двухлетнего мальчика. Его родителей — последователей Виссариона — сразу заподозрили в несвоевременном обращении к врачам.
Марина Крыж, врач: «Там просто особенное течение пневмонии. Она была молниеносной и буквально за несколько часов ребенок ушел. На вскрытии там было, по-моему, гангренозное воспаление легких с инфарктом у ребенка двух лет. Его если бы даже привезли в больницу, ничего бы с ними не сделали уже».
Эту трагедию и связывают с началом пристального внимания силовиков. Сразу после ареста Виссариона стали обсуждать несколько версий давления на общину. Говорили о дороге к Аксугскому месторождению, которую собираются строить через эти места инвесторы, и о том, что виссарионовцы мешают крупным лесозаготовительным компаниям.
Иван Хорошев, адвокат «Церкви последнего завета»: «Это просто обыкновенная сопка в тайге, которую за 30 лет превратили в олимпийский луг. Никому эта земля не нужна. Никто не обладает такими полномочиями, чтобы послать туда четыре войсковых вертолета со спецназом ФСБ. Никто, ни один предприниматель, ни одна предпринимательская война не решалась такими путями. Это государство зачищает инакомыслие».
Александр Староверов, житель общины Виссариона: «Они открыто говорят о том, что все новые движения — религиозные и нерелигиозные — мешают национальной политике государства. Они опасны».
В общине считают, что с «Церковью последнего завета» хочет расправиться государство. Независимое поселение для власти и силовиков очень неудобно. А в Обители Рассвета почти демократия. Хотя больше это похоже на патриархальный феодализм.
Александр Староверов, житель общины Виссариона: «Здесь своего рода Мекка для верующих людей, которые живут и в российских деревнях, и за границей. Они приезжают сюда взять какую-то благодать. Здесь дополнительная ответственность, то есть это не круг более приближенных людей, в который могут попасть только особенные люди».
Но с государством сам Виссарион и его последователи старались не ссориться. В канун выборов в Обитель Рассвета приезжали политики, а недавно двое жителей общины сами стали муниципальными депутатами. Кстати, от партии власти.
Игорь Иванишко, судебный эксперт-религиовед: «Достаточно давно именно секта Виссариона в Красноярском крае выигрывает тендеры по деревянному строительству. В основном из дорогих кедровых пород деревьев, строят дорогие коттеджи. Сейчас, например, проверка, которая связана с уголовным преследованием и с гражданским процессом, выявила, что у значительного количества высокопоставленных чиновников Красноярского края их дачи строили рабочие секты Виссариона».
Коррупцию и слияние виссарионовцев с местными чиновниками называют одним из основных поводов прошедших арестов. Сергея Торопа, Вадима Редькина и Владимира Ведерникова в конце октября этапировали в Москву на психиатрическую экспертизу. Подробностей расследования за полтора месяца с задержания лидеров «Церкви последнего завета» от следствия нет.
Денис Коробков, бывший последователь Виссариона: «Все, чего бы я очень хотел, чтобы эти люди в какой-то момент сами признали свои ошибки. Может быть Виссарион вышел бы и сказал: „Ребята, я на самом деле обычный человек, дайте мне простую работу я буду художником-оформителем в сельском клубе‟».
Алексей Рагс, житель общины Виссариона: «Можно оценить все только по плодам. А плоды — вот они. Есть люди, которые собрались и стараются жить мирно, стараются друг другу помогать. Вот это и есть плоды».