Сэм анализ со стороны руководства

Высшее
руководство
должно
анализировать
СЭМ
организации
с
запланированной
периодичностью,
чтобы
обеспечить
ее
постоянную
пригодность,
адекватность
и
результативность.
Анализы
должны
включать
оценку
возможностей
для
улучшения
и
потребность
внесения
в
СЭМ
изменений,
включая
изменения
экологической
политики
и
экологических
целей
и
задач.
Записи
таких
анализов
должны
сохраняться.

Данные
для
анализов
со
стороны
руководства
должны
включать:

  1. результаты
    внутренних
    аудитов
    и
    оценки
    соответствия
    законодательным
    требованиям
    и
    другим
    требованиям,
    с
    которыми
    организация
    согласилась;

  2. сообщение(я)
    от
    внешних
    заинтересованных
    сторон,
    включая
    жалобы;

  3. экологическую
    результативность
    организации;

  4. степень
    выполнения
    целей
    и
    задач;

  5. статус
    корректирующих
    и
    предупреждающих
    действий;

  1. действия,
    предпринятые
    по
    результатам предыдущих
    анализов
    со
    стороны руководства;

  2. меняющиеся
    обстоятельства,
    включая
    модификации
    законодательных
    и иных
    требований,
    относящихся
    к
    ее
    экологическим
    аспектам;
    и

  3. рекомендации
    по
    улучшению.

Результаты
анализов
со
стороны
руководства должны
включать
любые
решения
и
действия,
связанные
с
возможными
изменениями
экологической
политики,
целей,
задач
и
других
элементах
СЭМ, в
соответствии
с
обязательством
по постоянному
улучшению.

Приложение а (информативное) Руководство по применению настоящего стандарта

А.1
Общие
требования

Дополнительный
текст,
приведенный
в
данном
приложении,
имеет
исключительно
справочный
характер
и
предназначен
для
исключения
возможности
неправильного
толкования
требований
Раздела
4
настоящего
международного
стандарта.
Хотя
данная
информация
касается
требований
Раздела
4 и
согласована
с
ними,
она
не
предполагает
дополнения,
сокращения
или
иного
изменения
этих
требований.

Предполагается,
что
внедрение
СЭМ,
требования
к
которой
установлены
в
настоящем
международном
стандарте,
приведет
к
повышению
экологической
результативности.
Как
следствие,
основой
настоящего
международного
стандарта
является
концепция,
согласно
которой
организация
должна
периодически
анализировать
и
оценивать
свою
СЭМ,
чтобы
выявить
возможности
для
ее
улучшения
и
пути
их
осуществления.
Темпы,
степень
и
график
такого
постоянного
улучшения
определяются
организацией
в
свете
экономических
и
иных
условий.
Улучшение
СЭМ
нацелено
на
дальнейшее
повышение
экологической
результативности.

Настоящий
международный
стандарт
требует
от
организации:

  1. установить
    соответствующую
    экологическую
    политику;

  2. идентифицировать
    экологические
    аспекты,
    являющиеся
    результатом
    осуществляемых
    ранее,
    существующих
    или
    планируемых
    видов
    деятельности,
    продукции
    и
    услуг
    с
    целью
    определения
    существенных
    экологических
    воздействий;

  3. определить
    применимые
    законодательные
    требования
    и
    иные
    требования,
    которые
    организация
    обязуется
    выполнять;

  4. определить
    приоритеты
    и
    установить
    соответствующие
    экологические
    цели
    и
    задачи;

  5. установить
    структуру
    и
    программу(ы)
    для
    реализации
    политики
    и
    достижения
    экологических
    целей
    и
    задач;

  6. способствовать
    планированию,
    управлению,
    мониторингу,
    предупреждающим
    и
    корректирующим
    действиям,
    аудиту
    и
    анализу
    для
    обеспечения
    выполнения
    политики
    и
    соблюдения
    соответствия
    СЭМ;
    и

д) обеспечить
возможность
адаптироваться
к
меняющимся
обстоятельствам.

Организации,
в
которой
отсутствует
СЭМ,
следует
сначала
установить
свой
текущий
статус
относительно
окружающей
среды,
выполнив
анализ.
Целью
такого
анализа
должно
быть
рассмотрение
всех
экологических
аспектов
организации,
как
основы
для
создания
СЭМ.

В
ходе
анализа
следует
рассмотреть
4 ключевые
области:

  • идентифицировать
    экологические
    аспекты,
    включая
    те,
    которые
    связаны
    с
    штатными
    условиями
    работы,
    нештатными
    условиями,
    включая
    пуски
    и
    остановы,
    и
    чрезвычайными
    ситуациями
    и
    авариями;

  • определить
    применимые
    законодательные
    требования
    и
    иные
    требования,
    с
    которыми
    организация
    согласилась;

  • изучить
    существующую
    практику
    экологического
    менеджмента
    и
    процедуры,
    включая
    те,
    которые
    связаны
    с
    закупками
    и
    заключением
    контрактов;

  • оценить
    имевшие
    место
    чрезвычайные
    ситуации
    и
    аварии.

Средства
и
методы
проведения
анализа
могут
включать
контрольные
листы,
проведение
интервью,
непосредственные
проверки
и
измерения,
результаты
предшествующих
аудитов
или
других
анализов,
в
зависимости
от
характера
деятельности
организации.

Организации
предоставляется
свобода
и
гибкость
в
определении
границ
системы.
Организация
может
внедрить
настоящий
международный
стандарт
в
отношении
организации
в
целом
или
применительно
к
конкретным
рабочим
подразделениям.
Организации
следует
определить
и
документировать
область
применения
своей
СЭМ.

Область
применения
определяется
для
уточнения
границ
организации,
в
пределах
которых
будет
применяться
СЭМ,
особенно,
если
организация
является
частью
более
крупной
организации
в
конкретном
месте.
После
определения
области
применения
вся
деятельность,
продукция
и
услуги
организации
в
рамках
этой
области
должны
быть
включены
в
СЭМ.
Следует
заметить,
что
при
определении
области
применения
достоверность
СЭМ
будет
зависеть
от
выбора
организационных
границ.
Если
часть
организации
исключается
из
области
применения
СЭМ,
организации
следует
пояснить
такое
исключение.
Если
настоящий
международный
стандарт
внедряется
для
определенного
рабочего
подразделения,
для
соответствия
требованиям
настоящего
международного
стандарта
допускается
использование
политики
и
процедур,
разработанных
для
других
частей
организации,
при
условии,
что
они
применимы
к
определенному
рабочему
подразделению.

А.2
Экологическая
политика

Экологическая
политика
является
движущей
силой
при
внедрении
и
улучшении
СЭМ
организации,
позволяющей
соблюдать
и,
по
возможности,
повышать
ее
экологическую
результативность.
По
этой
причине
в
политике
следует
отразить
обязательство
высшего
руководства
соответствовать
применимым
законодательным
и
иным
требованиям,
предотвращению
загрязнения
и
постоянному
улучшению.
Экологическая
политика
создает
основу
для
постановки
организацией
своих
целей
и
задач.
Экологическая
политика
должна
быть
достаточно
четкой
для
понимания
внутренними
и
внешними
заинтересованными
сторонами;
ее
следует
периодически
анализировать
и
пересматривать
для
отражения
изменяющихся
условий
и
информации.
Область
применения
экологической
политики
следует
точно
определить,
отразив
уникальный
характер,
масштаб
и
экологические
воздействия
деятельности,
продукции
и
услуг
в
рамках
определенной
области
применения
СЭМ.

Экологическую
политику
следует
довести
до
сведения
всех
лиц,
работающих
в
организации
или
в
ее
интересах,
включая
подрядчиков,
работающих
в
подразделении
организации.
Информирование
подрядчиков
может
проводиться
в
форме,
отличной
от
изложения
политики
как
таковой,
например,
иметь
вид
правил,
директив
и
процедур
и,
следовательно,
может
включать
только
уместные
разделы
политики.
Экологическая
политика
организации
должна
быть
определена
и
документирована
высшим
руководством
в
контексте
экологической
политики
более
крупной
корпорации,
частью
которой
она
является,
и
с
одобрения
этой
корпорации,
если
таковая
имеется.

Примечание
— высшее
руководство
может
состоять
из
лица
или
группы
лиц,
управляющих
и
руководящих
деятельностью
организации
на
высшем
уровне.

А.З
Планирование

А.3.1
Экологические
аспекты

Подпункт
4.3.1 предлагает
организации
процесс
идентификации
экологических
аспектов
и
определения
тех
аспектов,
которые
являются
существенными,
и
которые
организации
следует
рассматривать,
как
приоритетные
в
рамках
СЭМ.

Организации
следует
идентифицировать
экологические
аспекты
в
рамках
СЭМ
с
учетом
входной
информации
и
результатов
(запланированных
и
незапланированных),
связанных
с
ее
текущей
и
ранее
осуществляемой
деятельностью,
продукцией
и
услугами,
запланированными
или
новыми
разработками
или
новыми
или
измененными
видами
деятельности,
продукции
и
услуг.
В
ходе
процесса
следует
учитывать
штатные
и
нештатные
условия
работы,
остановы
и
пуски,
а
также
предполагаемые
чрезвычайные
ситуации.

От
организаций
не
требуется
рассматривать
всю
продукцию,
компоненты
или
сырье
в
отдельности.
Допускается
выбор
категорий
видов
деятельности,
продукции
и
услуг
для
идентификации
их
аспектов.

Хотя
не
существует
единого
подхода
к
идентификации
экологических
аспектов,
выбранный
подход
может,
например,
учитывать:

  1. выбросы
    в
    воздух,

  2. сбросы
    в
    воду,

  3. сбросы
    в
    почву,

  4. использование
    сырья
    и
    природных
    ресурсов,

  5. использование
    энергии,

  6. виды
    излучения
    энергии,
    например,
    тепло,
    радиация,
    вибрация,

  7. отходы
    и
    побочные
    продукты,
    и

h)
физические
характеристики,
например,
размер,
форма,
цвет,
внешний
вид.

В
добавление
к
тем
экологическим
аспектам,
которыми
организация
может
непосредственно
управлять,
организации
также
следует
рассмотреть
аспекты,
на
которые
она
может
оказывать
влияние,
например,
те,
которые
связаны
с
продукцией
и
услугами,
используемыми
организацией
и
те,
которые
относятся
к
продукции
и
услугам,
которые
она
предоставляет.
Ниже
приведено
несколько
рекомендаций
по
оценке
управления
и
влияния.
Однако,
в
любых
условиях
именно
организация
определяет
степень
управления
и
аспекты,
на
которые
она
может
оказывать
влияние.

Следует
уделить
внимание
аспектам,
связанным
с
деятельностью
организации,
продукцией
и
услугами,
такими,
как:

  • проектирование
    и
    разработка,

  • производственные
    процессы,

  • упаковка
    и
    транспортировка,

  • экологическая
    результативность
    и
    практика
    работы
    подрядчиков
    и
    поставщиков;

  • организация
    сбора
    и
    удаления
    отходов,

  • добыча
    и
    распределение
    сырья
    и
    природных
    ресурсов,

  • распределение,
    использование
    и
    окончание
    срока
    службы
    продукции,
    и

  • живая
    природа
    и
    биологическое
    разнообразие.

Управление
экологическими
аспектами
продукции,
поставляемой
организации,
и
влияние
на
них
могут
существенно
меняться
в
зависимости
от
рыночной
ситуации
и
поставщиков
организации.
Организация,
ответственная
за
проектирование
собственной
продукции,
может
существенно
повлиять
на
такие
аспекты,
изменив,
например,
лишь
один
материал
для
изготовления,
в
то
время,
как
организация,
которая
должна
осуществлять
поставки
в
соответствии
с
техническими
характеристиками
продукции,
определенными
извне,
имеет
небольшой
выбор.

В
отношении
продукции,
поставляемой
организацией,
считается
общепризнанным,
что
организации
могут
иметь
ограниченную
возможность
управления
использованием
и
утилизацией
своей
продукции,
например,
пользователями,
но
им
все
же
следует
предусмотреть
там,
где
это
возможно,
надлежащие
методы
переработки
и
утилизации
продукции
для
пользователей.

Любое
отрицательное
или
положительное
изменение
в
окружающей
среде,
полностью
или
частично
являющееся
результатом
экологических
аспектов
организации,
называется
экологическим
воздействием.
Отношение
экологических
аспектов
к
воздействиям
то
же,
что
и
причины
к
следствию.

В
некоторых
случаях
культурное
наследие
может
быть
значимым
элементом
окружающей
среды,
в
которой
функционирует
организация,
и,
по
этой
причине,
его
следует
принимать
во
внимание
при
изучении
экологических
воздействий.

Поскольку
у
организации
может
быть
много
экологических
аспектов
и
связанных
с
ними
воздействий,
следует
установить
критерии
и
метод
определения
тех,
которые
являются
существенными.
Единого
метода
определения
существенных
экологических
аспектов
нет.
Тем
не
менее,
применяемые
методы
будут
обеспечивать
согласованные
результаты
и
включать
установление
и
применение
критериев
оценки,
например,
тех,
которые
относятся
к
экологическим
вопросам,
законодательным
аспектам
и
участию
внутренних
и
внешних
заинтересованных
сторон.

При
разработке
информации,
касающейся
существенных
экологических
аспектов,
организации
следует
учитывать
необходимость
сохранения
информации
в
справочных
целях,
а
также
способы
ее
использования
при
разработке
и
внедрении
СЭМ.

В
процессе
идентификации
и
оценки
экологических
аспектов
следует
учитывать
местоположение
видов
деятельности,
затраты
и
время
на
проведение
анализа
и
наличие
достоверных
данных.
Для
идентификации
экологических
аспектов
не
требуется
подробной
оценки
жизненного
цикла.
В
этом
процессе
можно
использовать
информацию,
уже
разработанную
в
нормативных
или
иных
целях.

Этот
процесс
идентификации
и
оценки
экологических
аспектов
не
предполагает
изменений
или
усиления
юридических
обязательств
организации.

А.3.2
Законодательные
и
иные
требования

Организация
должна
определить
законодательные
требования,
применимые
к
своим
экологическим
аспектам.
Таковыми
могут
быть:

  1. национальные
    и
    международные
    законодательные
    требования,

  2. законодательные
    требования
    штата/провинции/департамента,

  3. законодательные
    требования
    местных
    органов
    власти.

Примеры
иных
требований,
с
которыми
организация
согласилась,
включают,
где
применимо:

  • соглашения
    с
    государственными
    органами
    власти,

  • соглашения
    с
    потребителями,

  • вспомогательные
    руководства,

  • добровольные
    принципы
    или
    своды
    норм
    и
    правил,

  • добровольную
    экологическую
    маркировку
    или
    добровольное
    обязательство
    по
    управлению
    продукцией,

  • требования
    торговых
    ассоциаций,

  • соглашения
    с
    общественными
    или
    неправительственными
    организациями,

  • публичное
    обязательство
    организации
    или
    дочерней
    организации,

  • корпоративные
    требования/
    требования
    компании.

Определение
того,
как
законодательные
и
иные
требования
применимы
к
экологическим
аспектам
организации,
обычно
достигается
в
процессе
идентификации
этих
требований.
Поэтому,
отдельная
или
дополнительная
процедура
для
такого
определения,
возможно,
не
нужна.

А.3.3
Цели,
задачи
и
программа(ы)

Цели
и
задачи
следует
четко
определить
и,
где
осуществимо,
измерять.
В
них
следует
учитывать
краткосрочные
и
долгосрочные
вопросы.

При
рассмотрении
своих
технологических
возможностей
организации
следует
учитывать
использование
оптимальных
технологий,
если
таковые
экономически
оправданы,
экономичны
и
считаются
уместными.

Упоминание
финансовых
требований
организации
не
предполагает,
что
организации
обязаны
применять
хозрасчетные
экологические
методы.

Создание
и
использование
одной
или
нескольких
программ
важно
для
успешного
внедрения
СЭМ.
В
каждую
программу
следует
включить
описание
того,
как
будут
выполняться
цели
и
задачи
организации,
включая
графики,
необходимые
ресурсы
и
персонал,
ответственный
за
внедрение
программ(ы).
Эта(и)
программа(ы)
может
содержать
несколько
разделов,
рассматривающих
конкретные
элементы
операций
организации.

В
программу
следует
включать,
где
возможно
и
целесообразно,
этапы
планирования,
проектирования,
производства,
маркетинга
и
утилизации.
Это
применимо
как
к
текущим,
так
и
к
новым
видам
деятельности,
продукции
и
услуг.
В
отношении
продукции
можно
рассматривать
проектирование,
материалы,
производственные
процессы,
использование
и
конечную
утилизацию.
Для
установок
или
существенной
модификации
процессов
можно
предусмотреть
планирование,
проектирование,
строительство,
ввод
в
эксплуатацию,
эксплуатацию
и
в
установленный
организацией
срок
вывод
из
эксплуатации.

А.4.4
Внедрение
и
функционирование

А.4.4.1
Ресурсы,
роли,
ответственность
и
полномочия

Успешное
внедрение
СЭМ
требует
наличие
обязательств
у
всех
сотрудников
организации
или
лиц,
работающих
в
ее
интересах.
По
этой
причине
не
следует
рассматривать
экологические
роли
и
ответственность,
как
обязанности
службы
экологического
менеджмента.
Они
могут
возлагаться
и
на
другие
подразделения
организации,
например,
на
оперативное
руководство
или
персонал,
функции
которого
не
включают
экологические
вопросы.

Обязательства
должны
исходить
от
руководства
высших
уровней.
Соответственно,
высшему
руководству
следует
установить
экологическую
политику
организации
и
обеспечить
внедрение
СЭМ.
Частью
этих
обязательств
является
назначение
высшим
руководством
специального(ых)
представителя(ей)
с
определенной
ответственностью
и
полномочиями
по
внедрению
СЭМ.
В
больших
организациях
или
организациях
со
сложной
структурой
может
быть
назначено
несколько
представителей.
На
малых
или
средних
предприятиях
эти
обязанности
может
выполнять
одно
лицо.
Кроме
того,
руководству
следует
обеспечить
предоставление
соответствующих
ресурсов,
например,
организационной
инфраструктуры,
для
гарантии
установления,
внедрения
и
поддержания
в
рабочем
состоянии
СЭМ.
Примеры
организационной
инфрастуктуры
включают
здания,
линии
связи,
подземные
резервуары,
канализацию
и
т.п.

Важно
также
четко
определить
основные
роли
и
ответственность
в
СЭМ
и
сообщить
об
этом
всем
лицам,
работающим
в
организации
или
от
ее
имени.

А.4.2
Компетентность
обучение
и
осведомленность

Организации
следует
определить
уровень
осведомленности,
знаний,
понимания
и
умений,
необходимых
каждому
лицу,
наделенному
ответственностью
и
полномочиями
выполнять
работу
в
ее
интересах.

Настоящий
международный
стандарт
требует,
чтобы:

  1. те
    лица,
    работа
    которых,
    может
    вызывать
    существенное(ые)
    экологическое(ие)
    воздействие(я),
    установленные
    организацией,
    были
    компетентны
    для
    выполнения
    назначенных
    задач,

  2. выполнялась
    идентификация
    потребностей
    в
    обучении
    и
    предпринимались
    действия
    для
    предоставления
    обучения,

  3. все
    лица
    были
    осведомлены
    об
    экологической
    политике
    организации
    и
    СЭМ,
    а
    также
    экологических
    аспектах
    деятельности,
    продукции
    и
    услуг
    организации,
    на
    которые
    может
    влиять
    выполняемая
    ими
    работа.

Осведомленность,
знания,
понимание
и
компетентность
могут
быть
получены
или
повышены
в
процессе
обучения,
образования
или
опыта
работы.

Организации
следует
требовать
от
подрядчиков,
работающих
от
в
ее
интересах,
возможность
продемонстрировать
должный
уровень
компетентности
своих
сотрудников
и/или
наличие
соответствующей
подготовки.

Руководству
следует
определить
уровень
опыта,
компетентности
и
обучения,
необходимый
для
обеспечения
возможностей
сотрудников,
особенно
тех,
которые
выполняют
специальные
функции
экологического
менеджмента.

А.4.3
Информирование

Внутреннее
информирование
играет
важную
роль
в
обеспечении
эффективного
внедрения
СЭМ.
Методы
внутреннего
информирования
могут
включать
регулярные
собрания
рабочей
группы,
информационные
рассылки,
бюллетени
и
внутрисетевые
сайты.

Организациям
следует
внедрить
процедуру
получения,
документирования
и
ответа
на
соответствующие
сообщения
от
заинтересованных
сторон.
Эта
процедура
может
включать
диалог
с
заинтересованными
сторонами
и
рассмотрение
их
проблем.
В
некоторых
ситуациях
ответы
заинтересованным
сторонам
могут
включать
соответствующую
информацию
об
экологических
аспектах
и
воздействиях,
связанных
с
деятельностью
организации.
В
этих
процедурах
также
следует
рассмотреть
необходимое
информирование
органов
государственной
власти
по
вопросам
планирования
в
чрезвычайных
ситуациях
и
иным
применимым
вопросам.

По
своему
усмотрению,
организация
может
планировать
информирование,
учитывая
решения,
принятые
по
соответствующим
целевым
группам,
соответствующие
сообщения
и
темы,
а
также
выбор
средств.

При
рассмотрении
внешнего
информирования
по
экологическим
аспектам,
организациям
следует
учитывать
мнения
и
потребности
в
информации
всех
заинтересованных
сторон.
Если
организация
принимает
решение
о
внешнем
информировании
о
своих
экологических
аспектах,
организация
может
установить
соответствующую
процедуру.
Эта
процедура
может
меняться
в
зависимости
от
ряда
факторов,
включая
вид
сообщаемой
информации,
целевую
группу
и
конкретную
ситуацию
в
организации.
Методы
внешнего
информирования
могут
включать
ежегодные
отчеты,
информационные
рассылки,
вебсайты
и
собрания
общественности.

А.4.4
Документация

Степень
детализации
документации
должна
быть
достаточной
для
описания
СЭМ
и
взаимодействия
ее
основных
элементов,
а
также
для
определения
путей
получения
более
подробной
информации
о
функционировании
отдельных
частей
СЭМ.
Эта
документация
может
быть
объединена
с
документацией
других
систем,
внедренных
в
данной
организации.
Не
требуется
представлять
эту
информацию
в
виде
отдельного
руководства.

Объем
документации
СЭМ
может
отличаться
в
различных
организациях
в
зависимости
от:

а) размера
и
типа
организации
и
ее
деятельности,
продукции
или
услуг,

б) сложности
процессов
и
их
взаимодействия,
и

с) компетентности
персонала.

Примеры
документации
включают:

  • изложение
    политики,
    цели
    и
    задачи;

  • информацию
    о
    существенных
    экологических
    аспектах,

  • процедуры;

  • информацию
    о
    процессах;

  • организационные
    схемы,

  • внутренние
    и
    внешние
    стандарты,

  • планы
    реагирования
    в
    чрезвычайных
    ситуациях
    на
    объекте;
    и

  • записи.

Любое
решение
о
документировании
процедур(ы)
следует
основывать
на
таких
вопросах,
как:
последствия,
включая
последствия
для
окружающей
среды,
при
отсутствии
действий;
необходимость
продемонстрировать
соответствие
законодательным
и
иным
требованиям,
с
которыми
организация
согласилась;

необходимость
обеспечить
согласованное
выполнение
деятельности;

преимущества
таких
подходов,
которые
могут
включать
более
простое
внедрение
посредством
информирования
и
обучения,
более
простое
поддержание
и
пересмотр,
меньший
риск
неопределённости
и
отклонений,
а
также
демонстрируемость
и
видимость,
требования
настоящего
международного
стандарта.

Документы,
изначально
созданные
не
для
СЭМ,
а
в
иных
целях,
могут
быть
использованы,
как
часть
этой
системы
и,
если
используются
таким
образом,
на
них
должны
иметься
ссылки
в
системе.

А.4.5
Управление
документацией

Цель
подпункта
4.4.5 — обеспечить,
что
организация
разрабатывает
и
ведет
документацию
таким
образом,
который
является
достаточным
для
внедрения
СЭМ.
Однако,
основное
внимание
организациям
следует
уделять
эффективному
внедрению
СЭМ
и
экологической
результативности,
а
не
сложной
системе
управления
документацией.

А.4.6
Управление
операциями

Организации
следует
оценить
те
из
своих
операций,
которые
связаны
с
идентифицированными
существенными
аспектами,
и
обеспечить
их
выполнение
в
условиях
управления
или
уменьшения
связанных
с
ними
негативных
воздействий,
в
целях
соответствия
требованиям
экологической
политики
и
достижения
целей
и
задач.
Это
включает
все
части
ее
операций,
включая
техническое
обслуживание.

Поскольку
эта
часть
СЭМ
содержит
указание
на
то,
как
внедрить
требования
системы
в
повседневную
деятельность,
подпункт
4.4.6а)
требует
применения
документированных(ой)
процедур(ы)
для
управления
ситуациями,
в
которых
отсутствие
документированных
процедур
может
привести
к
отклонениям
от
экологической
политики,
целей
и
задач.

А.4.7
Готовность
к
чрезвычайным
ситуациям
и
реагирование

Каждая
организация
обязана
разработать
процедуру(ы)
реагирования
в
чрезвычайных
ситуациях,
соответствующую
ее
конкретным
потребностям.
При
разработке
таких(ой)
процедур(ы)
организации
следует
учитывать:

  1. характер
    опасностей
    на
    объекте,
    например,
    легковоспламеняющиеся
    жидкости,
    резервуары
    для
    хранения
    и
    сжатые
    газы,
    а
    также
    меры,
    которые
    необходимо
    предпринять
    в
    случае
    разлива
    или
    случайных
    выбросов;

  2. наиболее
    вероятный
    тип
    и
    масштаб
    чрезвычайной
    ситуации
    или
    аварии;

  3. наиболее
    подходящий(ие)
    метод(ы)
    реагирования
    в
    чрезвычайной
    ситуации
    или
    при
    аварии;

  4. планы
    внутреннего
    и
    внешнего
    информирования;

  5. действие(я),
    необходимое(ые)
    для
    минимизации
    экологического
    ущерба;

  6. действие(я)
    по
    смягчению
    последствий
    и
    реагированию
    для
    различных
    видов
    чрезвычайных
    ситуаций
    и
    аварий;

  7. потребность
    в
    процессе(ах)
    для
    последующей
    оценки
    для
    разработки
    и
    выполнения
    корректирующих
    и
    предупреждающих
    действий;

  8. периодическое
    тестирование
    процедур(ы)
    чрезвычайного
    реагирования;

  9. обучение
    персонала,
    ответственного
    за
    реагирование
    в
    чрезвычайных
    ситуациях;

  10. перечень
    сотрудников
    и
    служб,
    включая
    контактную
    информацию
    (например,
    пожарное
    отделение,
    служба
    очистки);

  11. пути
    эвакуации
    и
    места
    сбора;

  12. возможность
    возникновения
    чрезвычайной(ых)
    ситуации(й)
    или
    аварии
    на
    ближайших
    объектах
    (например,
    на
    заводах,
    дорогах,
    железнодорожных
    путях);
    и

  13. возможность
    помощи
    со
    стороны
    близлежащих
    организаций.

А.5
Проверка

А.5.1
Мониторинг
и
измерения

Операции,
выполняемые
организацией,
могут
иметь
множество
характеристик.
Например,
характеристики,
связанные
с
мониторингом
и
измерениями
сточных
вод,
могут
включать
биохимическую
потребность
в
кислороде,
температуру
и
уровень
кислотности.

Данные,
полученные
в
результате
мониторинга
и
измерений,
можно
проанализировать
для
идентификации
общей
картины
и
получения
информации.
Полученные
сведения
можно
использовать
для
выполнения
корректирующих
и
предупреждающих
действий.

Ключевыми
характеристиками
считаются
те,
которые
организация
должна
учитывать
при
определении
того,
как
она
управляет
своими
существенными
экологическими
аспектами,
достигает
поставленных
целей
и
задач
и
улучшает
экологическую
результативность.

Если
необходимо
гарантировать
достоверные
результаты,
оборудование
для
измерений
следует
калибровать
или
поверять
с
установленной
периодичностью
или
перед
использованием
в
соответствии
со
стандартами
измерений,
прослеживаемыми
до
международных
или
национальных
стандартов.
Если
таких
стандартов
не
существует,
следует
указать
основу
для
калибровки.

А.5.2
Оценка
соответствия

Организации
следует
уметь
продемонстрировать
то,
что
она
выполнила
оценку
соответствия
идентифицированным
законодательным
требованиям,
включая
применимые
разрешения
и
лицензии.

Организации
следует
уметь
продемонстрировать
то,
что
она
выполнила
оценку
соответствия
другим
идентифицированным
требованиям,
которые
она
обязуется
выполнять.

А.5.3
Несоответствия,
корректирующие
и
предупреждающие
действия

В
зависимости
от
характера
несоответствия
при
установлении
процедур,
рассматривающих
эти
требования,
организации
могут
ограничиться
минимальным
объемом
формального
планирования
или
же
могут
осуществить
более
сложный
и
долгосрочный
процесс.
Любую
документацию
следует
соразмерять
с
уровнем
действий.

А.5.4
Управление
записями

Экологические
записи
могут
включать,
среди
прочего:

  1. записи
    о
    жалобах,

  2. записи
    по
    обучению,

  3. записи
    о
    мониторинге
    процесса,

  4. записи
    по
    итогам
    проверок,
    технического
    обслуживания
    и
    калибровки,

  5. соответствующие
    записи
    о
    подрядчиках
    и
    поставщиках,

  6. отчеты
    о
    чрезвычайных
    ситуациях,

  7. записи
    о
    практическом
    тестировании
    готовности
    к
    чрезвычайной
    ситуации,

  8. результаты
    аудита,

  9. результаты
    анализов
    со
    стороны
    руководства,

  10. решения
    о
    внешнем
    информировании,

  11. записи
    о
    применимых
    законодательных
    требованиях,

  12. записи
    по
    существенным
    экологическим
    аспектам,

  13. записи о
    собраниях
    по
    экологическим
    вопросам

  14. информацию
    об
    экологической
    результативности,

  15. записи
    о
    законодательном
    соответствии,
    и

  16. сообщения
    по
    результатам
    информирования
    заинтересованных
    сторон.

С
конфиденциальной
информацией
следует
обращаться
должным
образом.

Примечание.
Записи
не
являются
единственным
источником
свидетельств
для
демонстрации
соответствия
настоящему
международному
стандарту.

А.5.5
Внутренний
аудит

Внутренние
аудиты
СЭМ
могут
выполняться
сотрудниками
организации
или,
по
выбору
организации,
сторонними
лицами,
работающими
от
имени
организации.
В
любом
случае
лица,
выполняющие
аудит,
должны
быть
компетентны
и
проводить
аудит
непредвзято
и
объективно.
В
небольших
организациях
независимость
аудитора
можно
подтвердить
отсутствием
у
аудитора
ответственности
за
проверяемый
вид
деятельности.

Примечание
1 — Если
организация
планирует
сочетать
аудит
СЭМ
с
аудитом
экологического
соответствия,
то
следует
четко
определить
цели
и
область
каждого
аудита.
Аудиты
экологического
соответствия
не
рассматриваются
в
настоящем
международном
стандарте.

Примечание
2 — Руководство
по
аудитам
СЭМ
приведено
в
ISO
19011:2000.

А.6
Анализ
со
стороны
руководства

При
анализе
со
стороны
руководства
следует
рассмотреть
область
применения
СЭМ,
хотя
не
все
элементы
СЭМ
требуют
одновременного
рассмотрения,
и
процесс
анализа
может
быть
проведен
спустя
некоторое
время.

Источник: автором статьи является Марк Хаммар – сертифицированный в ASQ (American Society for Quality, – ред.) специалист по качеству и деловому совершенству. В сфере качества эксперт трудится с 1994 года. У него есть опыт работы в сфере аудитов, улучшения процессов, написания процедур для систем управления качеством и систем экологического менеджмента. Марк Хаммар – сертифицированный главный аудитор по стандартам ISO 9001, AS 9100, ISO 14001. Этот текст представляет собой перевод статьи Марка Хаммара.

Вы не одиноки, если думаете, что анализ со стороны руководства – пустая трата времени для вашей СЭМ (Система экологического менеджмента, – ред.). Во многих компаниях так думают. Что такое – этот анализ? Да, по сути, ревизия собранных в результате мониторинга деятельности данных. Обидно, что к процессу, о котором здесь идет речь, так относятся, ведь при правильном подходе анализ данных может стать мощнейшим инструментом постоянного улучшения СЭМ. Большинство компаний подходят к анализу со стороны руководства шаблонно: внедряют жесткий график встреч анализа со стороны руководства в ответ на необходимость соответствовать ISO 14001. На практике это выглядит просто: вдруг, нужно проводить совещание анализа со стороны руководства, о котором успели все забыть и к которому не знают, как готовиться. Но есть другие и лучшие пути, например, можно сделать процесс менее спорадическим, более постоянным и как следствие, результативным. Ключ к решению проблемы – не соответствие требованиям, а улучшение системы менеджмента (больше о том, как наладить стабильный вы можете узнать в нашей статье об анализе со стороны руководства в ISO 9001, – ред.) – «Как сделать анализ со стороны руководства более практическим инструментом?».

Какие для процессов анализа со стороны руководства нужны входные данные?

Анализ со стороны руководства требуется по стандарту ISO 14001, потому что данный процесс позволяет удостовериться в том, что система экологического менеджмента функционирует нормально. Также на совещаниях анализа данных руководители вместе определяют перспективные пути улучшения системы на основе фактов о СЭМ, которые были представлены им. Условием эффективной организации совещаний в рамках анализа со стороны руководства являются правильные входные данные процесса (см. Процессный подход, – ред.). Все необходимые «входы» перечислены в стандарте ISO 14001 (Восемь типов входных данных, – ред.). Однако это совсем не значит, что вы обязаны ограничиваться только теми входами, которые прописаны в нормативы, вы вольны добавить что-то исходя из своей специфики. Ниже я перечислил восемь входов и присовокупил к ним некоторую информацию от себя о том, что следует обдумать и вопросы, которые следует раскрыть, размышляя о состоянии дел с каждым из них у вас:

  • Результаты аудитов и соответствие законодательству. Целью аудитов, которые компания проводит у себя, обычно является установление того, насколько работа процессов соответствует запланированным требованиям. Тут важно забеспокоиться, если эта основная функция внутреннего аудита по каким-то причинам не реализуется. Нужно обратить внимание на то, насколько быстро были обнаружены и решены проблемы в системе, которые привели к неэффективным аудитам и соответствует ли скорость потребностям вашего бизнеса. Затем, примите в расчет еще такой момент: как обстоят дела с соответствием СЭМ и деятельности вашей компании внешним по отношению к ней требованиям, требованиям законодательства.
  • Обратная связь с заинтересованными лицами. Обратная связь и обмен информацией (communication, – ред.) имеет в СЭМ огромное значение. Обследуя процессы коммуникации, постарайтесь установить, удовлетворены ли внешние заинтересованные лица контактами с вами. Уменьшается ли количество жалоб? Растет ли количество позитивных откликов? Можно ли повлиять на работу так, чтобы действия по незначительным жалобам следовали до того, как они сделаются значительными (Жалобы жителей окрестных по отношению к заводу мест на дурной запах, к примеру, – ред.). И самое важное. Есть ли некоторые отклики на вашу работу со стороны госслужб или муниципальных властей?
  • Экологическая деятельность. Как осуществляются ваши процессы в рамках экологических мероприятий? Есть выбросы в атмосферу? Увеличиваются ли они в сторону превышения лимитов или сокращаются? Если есть потребность в улучшении на каком-либо направлении, обеспечены ли улучшения достаточным количеством ресурсов?
  • Статус достижения целей и задач. Насколько успешны и хороши ваши планы достижения целей и задач в области экологического менеджмента? Движетесь ли вы в направлении достижения поставленных задач? С какими результатами вы подошли к промежуточной дате реализации проекта? По этому вы можете судить о том, насколько оправдываются ваши ожидания от него. Если к определенному моменту вы подходите с неудовлетворительными результатами, то, что тогда нужно делать: выделить в программу достижения целей большие ресурсы, скорректировать поставленные задачи или сдвинуть даты? Напротив, если вы двигаетесь быстрее, чем ожидали, то не следует ли сменить цели на более смелые и радикальные?
  • Статус корректирующих и предупреждающих действий. Поймите, вы вкладываете реальные деньги в разработку и внедрение корректирующих действий. Вы платите за устранение «корневых причин» проблем – платите за то, чтобы проблемы не только были устранены, но и больше не давали о себе знать никогда. Отслеживать статус корректирующих и предупреждающих действий крайне важно. Если действие в рамках процессов корректирующих и предупреждающих действий отнимает слишком много времени или на него уходят большие суммы, тогда что-то не в порядке. Своевременное исправление ситуации может быть равносильно разнице между успешным решением проблемы и пустой тратой ресурсов. Больше по этому вопросу читайте в нашей статье «Корректирующие и предупреждающие действия для поддержки экологического менеджмента предприятия».

Проверка результативности действий, предпринятых по результатам предыдущего совещания анализа со стороны руководства

Не понимаю, зачем вообще что-то делать, беспокоиться, если не получить окончательного ответа на вопрос: были ли предпринятые действия результативными? Проверочные мероприятия вслед за изменениями в работе СЭМ нужны, чтобы понять насколько оперативно все было сделано и точно ли удалось избавиться от потенциальных проблем. Не это ли главная причина добросовестно анализировать проделанную работу? Или вы делаете работу, потому что кто-то вам сказал ее делать?

  • Изменение обстоятельств. Если вы отслеживаете изменения конъюнктуры вокруг вас, то знаете о предстоящих изменениях законодательных требований к вашим процессам. Гораздо проще вводить необходимые новшества в свою работу по своему графику, а не плетясь в хвосте событий, когда вы вынуждены в спешке, узнав в последний момент о наличии нового закона, что-то предпринимать. Если вы аккуратно анализируете предстоящие изменения внешних обстоятельств, то на уровне менеджмента получаете шанс адекватно принять необходимые решения и эффективно распределить ресурсы, а также время их предоставления исполнителям. В конечном счете все это должно сэкономить ваше время и ваши деньги при реализации процессов СЭМ.
  • Рекомендации по улучшениям. Вы когда-нибудь получали рационализаторские предложения от сотрудников и предложения по улучшениям от внешних заинтересованных в вашей работе сторон? Если так, то была неизбежна фаза их оценки на предмет, применимы ли они и могут ли они сэкономить издержки. Что тут надо сказать, так это то, что при отрицательном решении по инициативе важно ответить тому, кто ее подал.

Каковы требуемые выходные данные из процессов анализа со стороны руководства СЭМ?

По вопросу анализа со стороны руководства в стандарте на системы экологического менеджмента существует полная ясность: «Выходные данные должны содержать любые решения и действия, имеющие отношение к изменениям в экологической политике, целях, задачах и в других элементах СЭМ, которая функционирует в соответствии с принципами постоянного улучшения». Резюмируя это, можно свести требование ISO 14001 к тому, что выходными данными является все, что делается и используется вами для улучшения СЭМ.

Анализ со стороны руководства может быть мощным драйвером улучшения

Помните, что в ходе совещаний анализа со стороны руководства вы пытаетесь установить не только то, что СЭМ подходящим для вас образом внедрена и служит организационным хребтом, к которому крепятся ваши экологические мероприятия, но и определяете работоспособность этой СЭМ – насколько ее функционирование поддерживается в каждодневной практике. Вот зачем вам анализ со стороны руководства в системе. Но улучшение самих процессов анализа руководства – тоже часть поддержки работы СЭМ, в том числе снабжение программ улучшения достаточными ресурсами. Если вы хорошо управляете ресурсами организации, то ничто не может вам помешать через управление СЭМ делать инвестиции в улучшение и пожинать оправдывающие их обильные плоды.

Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту

На чтение 20 мин Просмотров 1.6к. Опубликовано 22 сентября, 2021 Обновлено 28 сентября, 2021

Руководство по системе экологического менеджмента (СЭМ) описывает СЭМ, разработанную и внедренную в соответствии со стандартом ИСО в организации.

Что такое СЭМ – читаем здесь.

Руководство предназначено для использования работниками организации в процессе их деятельности, а также для предоставления потребителям, поставщикам и другим заинтересованным сторонам.

Система экологического менеджмента

Содержание

  1. Среда организации
  2. Лидерство / обязанности
  3. Требования к системе экологического менеджмента
  4. Документация системы экологического менеджмента
  5. Экологическая политика
  6. Функции, ответственность и полномочия
  7. Среда организации
  8. Планирование
  9. Экологические аспекты
  10. Правовые, нормативные и другие требования
  11. Принятые обязательства
  12. Цели, показатели
  13. Реализация и эксплуатация
  14. Ресурсы, роли, обязанности и полномочия
  15. Компетентность, обучение и осведомленность
  16. Информационный обмен
  17. Документация
  18. Контроль документов
  19. Оперативный контроль
  20. Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них
  21. Осмотр
  22. Мониторинг и измерение
  23. Оценка соответствия
  24. Несоответствие требованиям, корректирующие действия и превентивные меры
  25. Контроль записей
  26. Внутренний аудит
  27. Анализ со стороны руководства

Среда организации

Понимание организации и ее среды : внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность организации и на которые она влияет; заинтересованные стороны, имеющие отношение к СЭМ, их потребности и ожидания.

Внешние и внутренние факторы учитываются при разработке экологической политики, определении экологических целей, рисков и возможностей.

Информация об изменении внешних и внутренних факторов является исходными данными для анализа СЭМ со стороны руководства.

Разрабатывается документ: Результаты идентификации внутренних и внешних факторов, потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.

Лидерство / обязанности

В Экологическое руководство должны быть включены чёткие требования к компетенции ПСЭМ, внутренних аудиторов СЭМ, руководителей подразделений и ответственных по СЭМ в подразделениях.

Высшее руководство отвечает за:
a) утверждение экологической политики.
b) предоставление соответствующих ресурсов для эффективного функционирования и постоянного улучшения системы экологического менеджмента.

Представитель руководства по СЭМ (ПСЭМ) – это (должность), на которую возложены следующие обязанности:
a) Обеспечить создание, внедрение и поддержание системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта.
b) Обеспечить наличие достаточных ресурсов для надлежащей реализации экологической политики и системы экологического менеджмента.
c) регулярно анализировать эффективность экологической политики и системы экологического менеджмента и обеспечивать внедрение необходимых улучшений.

Представитель руководства по СЭМ назначается Приказом высшего руководства.

Функции ПСЭМ

Представитель руководства по СЭМ осуществляет следующие функции:

  • Обеспечение разработки экологической политики и экологических целей.
  • Организация разработки документации СЭМ в соответствии с требованиями внешних и внутренних заинтересованных сторон.
  • Доведение понимания важности результативного экологического менеджмента и соответствия требованиям СЭМ.
  • Организация внешних  и внутренних аудитов  СЭМ, анализ результатов аудитов и представление результатов анализа высшему руководству.
  • Организация работ по улучшению функционирования СЭМ.
  • Анализ мониторинга выполнения мероприятий по функционированию и улучшению СЭМ.
  • Организация подготовки и подтверждения компетентности аудиторов внутренних аудитов СЭМ.

Ответственный за работу СЭМ имеет следующие обязанности:
a) создание и внедрение системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта; контроль эффективности системы экологического менеджмента.

b) возложена ответственность за координацию внутренних аудитов системы экологического менеджмента для обеспечения надлежащего внедрения и поддержания системы экологического менеджмента.

c) возложена ответственность за рассмотрение и расследование случаев несоблюдения системы экологического менеджмента и обеспечение внедрения корректирующих и предупреждающих мер для снижения воздействия на окружающую среду.

d) возложена ответственность за предоставление отчетов о результатах работы системы экологического менеджмента высшему руководству для анализа и внесения соответствующих улучшений.

е) по разработке и пересмотру целей, задач и программ системы экологического менеджмента.

c) по обеспечению внутренней коммуникацию между руководством и персоналом и повышению осведомленности персонала об охране окружающей среды.

e) по рассмотрению записей, отчетов о несоблюдении и корректирующих и предупреждающих действиях, а также, при необходимости, за реализацию предупреждающих действий.

Ответственный (ые) за работу СЭМ назначаются Приказом высшего руководства.

Руководители отделов
Обязанности руководителя отдела заключаются в следующем:
a) разрабатывать практику экологического менеджмента, относящуюся к отделу их функциональной группы, в соответствии с процедурами и руководящими принципами для контроля критических экологических факторов;
b) обеспечить эффективное внедрение системы экологического менеджмента и надлежащее решение экологических вопросов на всех этапах.

Сотрудники
Обязанности каждого из сотрудников организации заключаются в следующем:
a) выполнять конкретные обязанности в соответствии с соответствующими процедурами и руководствами по экологическому менеджменту;
b) сообщать руководителю об экологических проблемах и отклонениях от системы экологического менеджмента.

Руководство по СЭМ

Требования к системе экологического менеджмента

В целях снижения воздействия значимых экологических факторов на окружающую среду в компании создана система экологического менеджмента. Система экологического менеджмента соответствует стандарту ISO. Процедуры по каждому из стандартных положений изложены в соответствующих процедурах экологического менеджмента.

Документация системы экологического менеджмента

Роль документа системы экологического менеджмента заключается в следующем.

Экологическая политика

Образец политики – здесь.

Экологическая политика– описывает цели и принципы экологической деятельности компании, включая, помимо прочего, обязательство соблюдать законодательство, постоянно совершенствоваться и предотвращать загрязнение окружающей среды.

  • содержит намерения по улучшению экологических показателей
  • включает обязательства по защите окружающей среды, предотвращению загрязнения окружающей среды;
  • включает обязательства по выполнению принятых обязательств;
  • включает постоянное улучшение СЭМ.

Высшее руководство через ПСЭМ обеспечивает разработку экологической политики, организует работы по формированию и актуализации Политики и доведению ее до работников предприятия.

Формирование проекта Политики и согласование его выполняет ответственный за работу СЭМ.

Политика доводится и разъясняется персоналу руководством предприятия и руководителями отделов через:

  • инструктаж при приеме на работу;
  • ознакомления с Политикой всех работников предприятия под роспись;
  • внутреннее обучение;
  • размещение на общедоступных информационных системах.

Срок действия Политики – неограничен.

Ежегодно ПСЭМ при участии ответственных за работу СЭМ Политика анализируется и уточняется (при необходимости).

Политика принимается без ограничения срока действия, анализируется, ежегодно оценивается на совещании высшего руководства по оценке функционирования СЭМ и, при необходимости, уточняется.

Экологическая политика описывает обязательства организации по операциям, деятельности и общим экологическим показателям. При разработке экологической политики учитывается масштаб деятельности организации, а также воздействие на окружающую среду.

Экологическая политика должна определять приверженность организации постоянному совершенствованию управления окружающей средой и предотвращению загрязнения. Кроме того,организация обязуется соблюдать действующие законы, нормативные акты и другие требования, касающиеся экологических факторов.

Компания должна сделать свою экологическую политику публичной и доступной для общественности.

Функции, ответственность и полномочия

Для обеспечения функционирования и постоянного улучшения системы экологического менеджмента, удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных сторон высшее руководство приказом № **** от _____назначило представителя руководства по СЭМ. Ответственность и полномочия представителя руководства по СЭМ определены положением «О Представителе руководства по СЭМ» и распространяются на:

  • обеспечение поддержания в рабочем состоянии процесса и процедур СЭМ;
  • предоставление данных о функционировании СЭМ и предложений по ее улучшению.

Ответственность за функционирование СЭМ в подразделениях организации возлагается на руководителей подразделений.

Доведение ответственности и полномочий до персонала организации осуществляется посредством ознакомления с перечисленными выше документами. Ответственность  за доведение  информации до персонала несет вышестоящий функциональный руководитель согласно организационной структуре управления.

Среда организации

Среда организации – это внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность предприятия и на которые влияет предприятие.

Внешние и внутренней факторы учитываются при разработке экологической политики, определении экологических целей, рисков и возможностей.

Информация об изменении внешних и внутренних факторов является исходными данными для анализа системы экологического менеджмента со стороны руководства организации.
Документ: Идентификация внутренних и внешних факторов, потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.

Планирование

Организация должна следовать процессу “планируй – делай – проверяй – действуй” для постоянного улучшения экологических показателей.

Планирование включает определение и обновление реестра экологических факторов организации и реестра правовых, нормативных и других требований.

При планировании в СЭМ рассматриваются:

– внешние и внутренние факторы,

– требования и ожидания заинтересованных сторон,

– область применения СЭМ,

– риски и возможности, связанные с экологическими аспектами, принятыми обязательствами, потребностями и ожиданиями заинтересованных сторон.

Разработаны и поддерживаются в рабочем состоянии:

  • процедура идентификации рисков и возможностей в форме документа «Идентификация и оценка рисков». Проводится актуализация документа в соответствии ….. Информация о рисках и возможностях и об их изменениях является исходными данными для анализа СЭМ со стороны руководства;
  • процедура идентификации аварийных ситуаций в форме документов: «Идентификация и оценка экологических аспектов» и «Сводный реестр значимых экологических аспектов”. Аварийные ситуации идентифицированы на основании оценки руководителями подразделений, оформленной протоколом в произвольной форме. Пересмотр перечня аварийных ситуаций производится не реже 1 раза в год до ***февраля  текущего года или при необходимости.

Экологические аспекты

Процесс планирования начинается с определения и обновления аспектов окружающей среды. Для оценки воздействия своей деятельности на окружающую среду организация должна установить, внедрить и поддерживать процесс идентификации тех экологических аспектов, которые можно контролировать или на которые можно влиять с помощью деятельности, продукции и услуг, охватываемых его системой экологического менеджмента (с учетом планируемых или новых разработок, новых или измененных видов деятельности, продукции и услуг).

Эти экологические аспекты, включая те, которые возникают в результате работ, выполняемых подрядчиком, регистрируются в Реестре экологических аспектов.

Перечень общих экологических аспектов здесь.

Организация должна:

  • обеспечить контроль всех экологических аспектов, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду, и определить приоритеты для постоянного улучшения;
  • регулярно обновлять информацию об экологических аспектах.

Внеплановый пересмотр реестра экологических аспектов производится:

– при изменении технологии производства в соответствии;

– при реконструкции и техническом перевооружении

– при изменении требований природоохранного законодательства;

– по результатам предписаний органов государственного контроля;

– по результатам внутренних и внешних аудитов.

Доведение до персонала информации об экологических аспектах осуществляется ознакомлением с документами «Реестр экологических аспектов”. Ответственность за доведение экологических аспектов до персонала несет руководитель подразделения.

Правовые, нормативные и другие требования

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процесс идентификации законодательных и нормативных требований и других требований, которые необходимо соблюдать и которые относятся к экологическим аспектам организации, а также для установления доступа к этим требованиям.

Организация должна определить все соответствующие законодательные акты, кодексы практики и руководства, которые применяются к экологическим аспектам ее деятельности, продукции и услуг, и зарегистрировать эти требования в реестре нормативно-правовых и других требований.
Информация о юридических, нормативных и других требованиях должна регулярно обновляться.

Принятые обязательства

СЭМ направлена на выполнение законодательных, нормативных требований в области охраны окружающей среды, требований потребителей и других заинтересованных сторон, собственных требований.

Для идентификации принятых обязательств и доведения их до заинтересованных лиц формируется «Реестр принятых обязательств».

Для формирования «Реестра принятых обязательств» используются:

  • Правовые, нормативные и другие требования;
  • Разрешительная документация;
  • Организационно-распорядительные документы предприятия.

Реестр принятых обязательств содержит разделы:

– выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;

– сбросы загрязняющих веществ в хозяйственную и ливневую канализацию (водный объект);

– образование, накопление и размещение отходов;

– использование энергетических ресурсов;

– аварийные ситуации.

Реестр принятых обязательств актуализируется 1 раз в полугодие.

Требования, содержащиеся в «Реестре принятых обязательств», доводят до сведения:

  • руководителей и специалистов подразделений в процессе проведения обучения;
  • рабочего персонала подразделений .

Цели, показатели

В соответствии с экологической политикой компании и значимыми экологическими аспектами, организация должна установить, внедрить и поддерживать экологические цели и задачи для каждой соответствующей функции и уровня в компании.

Организация должна разрабатывать и поддерживать программу для достижения своих целей и задач.
При разработке и оценке целей организация должна учитывать:

  • правовые, нормативные и другие требования,
  • значимые экологические аспекты,
  • технические возможности,
  • финансовые/операционные/операционные требования.
  • перспективы заинтересованных сторон.

Организация должна обеспечивать соответствие целей и задач экологическим целям; выполнять обязательства по предотвращению загрязнения, соблюдению соответствующих законов и нормативных актов по охране окружающей среды и других требований, которые должны соблюдаться, стремиться к постоянному совершенствованию.

В программе определены обязанности, методы и сроки достижения целей и задач для каждой соответствующей функции и уровня.

Цели, задачи и программы должны быть утверждены (высшим руководством) до начала их реализации.

Представитель по экологическому менеджменту должен обеспечить измеримость целей и задач. Прогресс в их достижении должен регулярно отслеживаться и пересматриваться.

Рассмотрение выполнения целей, задач и программ должно происходить каждые три месяца.

Организация должна обеспечить пересмотр программы с учетом новых проектов и новых или измененных видов деятельности, продукции или услуг компании, чтобы обеспечить применение экологического менеджмента к этим новым проектам и видам деятельности.
Если в ходе реализации программы выявляются отклонения от целей и задач, представитель по экологическому менеджменту должен при необходимости пересмотреть программу управления и сохранить доказательства/записи корректирующих действий.
Представитель по экологическому менеджменту должен сохранять устаревшие цели, задачи и программы в течение как минимум трех лет.

Экологические цели доводятся до сведения персонала высшим руководством предприятия, ПСЭМ и руководителями подразделений.

Документ: Программа достижения экологических целей.

Реализация и эксплуатация

Организация должна внедрить систему экологического менеджмента, которая:

  • четко определяет роли, обязанности и полномочия ключевых сотрудников,
  • обеспечивает соответствующее обучение персонала,
  • поддерживает эффективные каналы связи,
  • принимает эффективную документацию и оперативный контроль,
  • поддерживает соответствующую осведомленность персонала о готовности к чрезвычайным ситуациям.

Ресурсы, роли, обязанности и полномочия

Высшее руководство должно обеспечить наличие необходимых ресурсов (включая человеческие ресурсы и опыт, организационную инфраструктуру, технические и финансовые ресурсы) для внедрения и контроля системы экологического менеджмента.

Для того чтобы экологический менеджмент был эффективным, роли, обязанности и полномочия ключевых сотрудников должны быть четко определены, задокументированы и доведены до сведения.
Организация назначает (должность) представителем по экологическому менеджменту и (должность) заместителем представителя по экологическому менеджменту для внедрения и поддержания системы экологического менеджмента.

Компетентность, обучение и осведомленность

Организация должна гарантировать, что весь персонал, выполняющий для организации или от ее имени работу, которая может оказать значительное воздействие на окружающую среду, имеет соответствующее образование, подготовку и/или опыт для выполнения работы, которая от него требуется.

Организация должна внедрить и поддерживать процесс определения и обеспечения потребностей в обучении, связанных с экологическими аспектами и системой экологического менеджмента.

Организация должна разработать программы обучения, чтобы персонал на каждой соответствующей функции и уровне был осведомлен и компетентен в следующих вопросах:
– их роли и обязанности в достижении требований системы экологического менеджмента,
– важность соблюдения экологических инструкций и процедур, а также требований системы экологического менеджмента,
– значимые экологические аспекты и фактическое или потенциальное воздействие на окружающую среду в их работе.

Персонал должен осознавать экологические преимущества, которые могут быть получены в результате улучшения их индивидуальной работы

Информационный обмен

С точки зрения внутренней коммуникации, представитель по экологическому менеджменту должен обеспечить, чтобы информация о системе экологического менеджмента (например, экологические цели, задачи, показатели и программы) и экологических показателях доводилась до сотрудников через доски объявлений, интернет или информационные бюллетени компании.

Сотрудники должны информировать своих функциональных руководителей/руководителей отделов о любых запросах/жалобах, касающихся системы экологического менеджмента и/или экологических вопросов, связанных с именем компании.

Ответственный за работу СЭМ должен вести соответствующий журнал консультаций/жалоб. В зависимости от характера и объема консультации/жалобы, ПСЭМ должен определить соответствующие действия и вести учет принятых ответных/корректирующих мер.

Экологическая политика организации должна быть доступна в офисах компании и на сайте для внешнего ознакомления.

Все внутренние и внешние запросы/жалобы/обмен информацией должны обсуждаться и оцениваться на заседаниях по системе экологического менеджмента, а их решения должны фиксироваться в протоколах заседаний.

Комиссия по системе экологического менеджмента должна решить, обмениваться или нет информацией с внешними сторонами по ключевым экологическим факторам, и задокументировать свое решение.

Если принято решение о внешней коммуникации, необходимо определить и реализовать средства коммуникации, например, публикация экологического отчета.

Документация

Документация системы экологического менеджмента состоит из следующих четырех уровней.

Уровень 1: Руководство по системе экологического менеджмента (данный документ) включает в себя экологический подход организации “Название компании” и описывает, как организация “Название компании” выполняет требования стандарта ISO. Руководство по системе экологического менеджмента – это интерфейс для интерпретации взаимосвязи между системой экологического менеджмента компании и стандартом.

Отдельный документ “Цели, задачи и программы” основан на экологическом подходе организации и демонстрирует стремление компании к постоянному улучшению экологических показателей.

Уровень 2: Процедуры экологического менеджмента, которые включают процедуры, которые “Название компании” должно внедрить в соответствии со стандартами, изложенными в ISO 14001. Эти процедуры детализируют элементы системы экологического менеджмента и определяют полномочия, ответственность, порядок работы и сроки.

Реестр экологических аспектов и Реестр законов, постановлений и других требований являются производными от Процедур экологического менеджмента и составляют основу системы экологического менеджмента, разработанной организацией.

Уровень 3: Экологические руководящие принципы (ЭР) – это процедуры оперативного контроля или руководящие принципы, которые устанавливают обязанности по контролю выявленных значимых экологических факторов, относящихся к операциям и деятельности компании с соответствующим названием.

Уровень 4: Экологические записи, которые создаются в результате внедрения Руководства по системе экологического менеджмента, процедур экологического менеджмента и экологических рекомендаций. Экологическая документация включает различные контрольные списки, отчеты и протоколы совещаний, как определено в каждой процедуре и руководстве по экологическому менеджменту.

Контроль документов

Суть контроля документов в системе экологического менеджмента заключается в следующем:

  • Документация пересматривается, при необходимости пересматривается, и ее применимость подтверждается уполномоченным персоналом.
  • Там, где должности имеют решающее значение для эффективного функционирования системы экологического менеджмента, имеется актуальная версия соответствующего документа.
  • Обеспечивается маркировка внешних документов, необходимых для планирования и функционирования системы экологического менеджмента, и контроль их выпуска.
  • Своевременно происходит изъятие недействительных документов из всех мест выдачи и использования или принятие других мер для предотвращения неправомерного использования.

Организация должна гарантировать, что все документы читаемы, датированы (включая даты пересмотра), четко маркированы, надлежащим образом хранятся и сохраняются в течение требуемого периода времени. Название компании должно устанавливать, внедрять и поддерживать процедуры и обязанности по созданию и изменению всех типов документов.

Оперативный контроль

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуры оперативного контроля для управления критическими аспектами окружающей среды.
Организация должна гарантировать, что все операции и виды деятельности, связанные со значительными экологическими аспектами, осуществляемые сотрудниками или подрядчиками компании, контролируются надлежащим образом, и что соответствующие процедуры производственного контроля, также известные как экологические процедуры  и экологические руководства, доводятся до сведения сотрудников. Организация должна оказывать влияние на сотрудников и подрядчиков, сообщая об экологической политике компании и других соответствующих процедурах экологического менеджмента и/или экологических рекомендациях.

Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них

Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процесс выявления потенциальных чрезвычайных ситуаций, реагирования на них и предотвращения и/или снижения потенциального воздействия на окружающую среду.
В частности, после инцидента или чрезвычайной ситуации организация должна проанализировать и пересмотреть свои процедуры по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям и реагированию на них.

Действия по предупреждению или снижению последствий и устранению аварийных ситуаций, предусмотрены в «Плане действий при аварийных ситуациях».

Меры по предупреждению и смягчению воздействия на окружающую среду при аварийных ситуациях связаны с подготовкой персонала к реагированию на возможные аварийные ситуации.

«План действий на случай аварийных ситуаций» анализируется ежегодно после окончания года и, при необходимости, пересматриваются запланированные меры по реагированию после возникновения аварийных ситуаций.

Организацией ведется учет аварийных ситуаций и экологических происшествий.

Осмотр

При внедрении системы экологического менеджмента организация должна регулярно отслеживать и измерять критические характеристики операций и деятельности.

Результаты должны быть записаны вместе с несоответствиями и корректирующими и предупреждающими действиями. В рамках процесса проверки система экологического менеджмента должна регулярно подвергаться аудиту, чтобы обеспечить основу для анализа со стороны руководства.

Мониторинг и измерение

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуры для регулярного мониторинга и измерения ключевых характеристик операций и деятельности, которые могут оказывать значительное воздействие на окружающую среду, включая процедуры для регистрации экологических показателей, соответствующего операционного контроля и соответствия целям и задачам компании, а также для калибровки и обслуживания оборудования для мониторинга и для документирования информации о мониторинге окружающей среды.

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, производственный контроль в области охраны и использования водных объектов, производственный контроль в области обращения с отходами производится на основании программы производственного экологического контроля от _____

Контроль за потреблением топливно-энергетических ресурсов осуществляет подразделение в соответствии с приказом.

Мониторинг ключевых характеристик операций, связанных со значимыми экологическими аспектами осуществляется в соответствии с внутренними инструкциями в части соблюдения технологических режимов производственным персоналом.

Поверка средств измерений, метрологический контроль и надзор за их состоянием осуществляется в соответствии внутренними инструкциями. Результаты метрологического контроля идентифицируются и регистрируются.

Оценка соответствия

Для выполнения обязательств организации по охране окружающей среды “Название компании” должно регулярно контролировать и измерять соблюдение соответствующих законов и нормативных актов по охране окружающей среды  и других требований по соблюдению. Должен вестись учет результатов периодической оценки.

Оценка соответствия требованиям системы экологического менеджмента осуществляется:

– по результатам мониторинга выбросов загрязняющих веществ,

– по результатам производственного (экологического) контроля при обращении с отходами производства,

– по результатам мониторинга энергоресурсов,

– по результатам внутренних и внешних аудитов,

– при проведении анализа со стороны высшего руководства.

Результаты оценки документируются.

Несоответствие требованиям, корректирующие действия и превентивные меры

Система экологического менеджмента постоянно совершенствуется с целью выявления и устранения несоответствий и предотвращения их повторения.

По несоответствиям, выявленным в результате:

– замечаний контролирующих органов,

– рассмотрения предложений и жалоб заинтересованных сторон,

– внутренних и внешних аудитов СЭМ,

– оценки соответствия деятельности принятым обязательствам

разрабатываются корректирующие и предупреждающие действия на всех этапах деятельности предприятия по всем подразделениям. 

Контроль записей

“Название компании” должно вести учет для отслеживания экологических показателей и демонстрации того, что система экологического менеджмента отвечает требованиям законодательства и соответствует требованиям ISO 14001, а также достигнутых результатов.
Организация должна установить, внедрить и поддерживать процесс идентификации, хранения, защиты, извлечения, сохранения и утилизации записей, относящихся к экологическому менеджменту, чтобы обеспечить их четкую запись, четкую маркировку и прослеживаемость до соответствующей деятельности, продукта или услуги. Экологические записи должны храниться и управляться таким образом, чтобы к ним можно было легко получить доступ и защитить их от повреждения, порчи или потери.
Необходимо указать срок хранения для каждого типа экологических записей.

Внутренний аудит

Организация должна планировать, разрабатывать, внедрять и поддерживать программу и процедуры проведения периодических аудитов системы экологического менеджмента с целью
– выполняются ли запланированные мероприятия по экологическому менеджменту, включая требования стандарта ISO 14001,
– была ли она должным образом внедрена и поддерживается.

Результаты аудита и информация сообщаются высшему руководству для анализа в целях улучшения состояния окружающей среды.

Программа аудита, включая сроки, должна быть разработана с учетом экологической значимости деятельности и результатов предыдущих аудитов. Программа аудита должна включать критерии, объем, частоту и методику проведения аудита, а также обязанности и требования по проведению и представлению результатов аудита и ведению соответствующих записей.
Организация должна проводить периодические аудиты системы экологического менеджмента. Внутренние экологические аудиты должны проводиться своевременно, чтобы обеспечить планирование соответствующих превентивных мер и своевременное выполнение корректирующих действий.

Анализ со стороны руководства

Высшее руководство компании должно следовать процессу управления “планируй – делай – проверяй – действуй” для улучшения и регулярного пересмотра системы экологического менеджмента с целью обеспечения ее пригодности, адекватности и эффективности.
Перед проведением оценки представитель по экологическому менеджменту должен:

  • составить график проведения оценки,
  • уведомить всех участников,
  • собрать все соответствующие записи/требования (например, изменения в законодательстве),
  • подготовить краткий отчет для обсуждения при необходимости.

Высшее руководство, представитель по экологическому менеджменту, вместе с комиссией по системе экологического менеджмента должны участвовать в ежегодном обзоре менеджмента, чтобы рассмотреть экологический менеджмент компании за прошедший год и оценить текущую систему экологического менеджмента в свете пересмотренного законодательства, требований соответствующих сторон, (бизнеса), технических и продуктовых требований, а также анализа прошлого опыта.
Управленческий анализ включает, но не ограничивается следующим:
– Оценка экологических целей, задач, целей и программ экологического менеджмента.
– Оценка соответствия юридическим, нормативным и другим требованиям (включая деятельность, осуществляемую подрядчиком под названием компании).
– Экологические аспекты деятельности и раскрытие информации об экологических аспектах для общественности
– Результаты аудита.
– Оценка несоответствий и принятых корректирующих/предупреждающих мер.
– Информация из соответствующих внешних сообщений, включая жалобы.
– Области для улучшения экологических показателей.
– Адекватность готовности к чрезвычайным ситуациям и реагирования на них.
– Изменения в объективной среде, включая изменения в законодательстве, нормативных актах и других требованиях, относящихся к экологическим факторам.
– Определение необходимости пересмотра существующей системы экологического менеджмента в свете вышеизложенного и  последующие действия по результатам предыдущих управленческих обзоров.

Анализ со стороны руководства должен инициировать процесс управления по принципу “планируй – делай – проверяй – действуй” для улучшения экологических показателей организации и дальнейшего совершенствования системы экологического менеджмента.

Результаты анализа со стороны руководства должны быть задокументированы в протоколах заседаний и храниться у представителя по экологическому менеджменту как запись системы экологического менеджмента.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гемцитабин инструкция по применению при онкологии цена
  • Метопролол инструкция по применению таблетки 50мг инструкция по применению
  • Руководство по эксплуатации к присадочному станку
  • Канефрон в каплях инструкция по применению беременным
  • Должностная инструкция заведующего филиалом детского сада