Насколько был готов СССР к войне в 1941 г.?
Абсолютно готов к войне СССР не был. Однако благодаря последовательной и продуманной политике советскому правительству удалось отсрочить начало войны, а, значит, лучше подготовиться, несмотря на форсированное развитие промышленности, наладить производство вооружения в полной мере не удалось, но это облегчило перевод промышленности на военные рельсы в первый год войны.
1. Какие мероприятия проводились для первоочередного развития отраслей оборонной промышленности?
Мероприятия:
— построено 3 тыс. промышленных предприятий;
— 50% капиталовложений направлено на оборонные стройки и предприятия;
— заводы-дублеры на востоке страны;
— передача в оборонное ведомство 40 заводов в 1940-м году;
— производство танков в Сталинграде и в Челябинске;
— рост НИИ и КБ по созданию новой военной техники (Микояна, Лавочкина, Сухого, Котина).
2. Какие международные договоры и соглашения были заключены СССР накануне Великой Отечественной войны?
28.09.1939 г. – договор между Германией и СССР
Ноябрь – законодательное включение в состав СССР западных областей Украины и Белоруссии
Октябрь-ноябрь – договоры о взаимопомощи с Эстонией, Латвией, Литвой
Август 1940 – законодательное включение в состав СССР Латвии, Литвы, Эстонии
Август 1940 – образование на переданных Румынией землях Молдавской ССР, вхождение в состав УССР Северной Буковины
Апрель 1941 – договор о нейтралитете с Японией
3. Почему война с Финляндией приобрела затяжной характер?
Война с Финляндией приобрела затяжной характер потому, что Красная Армия встретила ожесточенное сопротивление с финской стороны и на финской границе была хорошо укрепленная оборонительная линия Маннергейма.
4. Назовите основные направления реорганизации Красной Армии.
— закон о всеобщей воинской повинности – переход к кадровому комплектованию армии
— увеличение стрелковых дивизий
— назначение на высшие командные должности офицеров, прошедших реальные военные действия на Холхин-Голе и в Финляндии
— подготовка кадров для армии – открытие военных учебных заведений
5. Как руководство страны укрепляло трудовую дисциплину и пополняло ряды рабочего класса?
— указ «О переходе на 8ми часовой рабочий день, на 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»
— введение трудовых книжек
— указ об ответственности за выпуск некачественной продукции
— указ «О государственных трудовых резервах» (об открытии училищ для подготовки рабочих)
— указ об уголовной ответственности для учащихся, нарушивших дисциплину и самовольно ушедших из училища
1. Сформулируйте в виде тезисов основные задачи, стоявшие перед руководством СССР в 1939-1941гг. Как решались эти задачи?
Основные задачи, стоявшие перед руководством СССР в 1939-1941гг.:
— развитие промышленности
— производство военной техники
— реформирование и модернизация армии
— поиск и закрепление связей с государствами-партнерами в грядущей войне
Эти задачи решались достаточно успешно, но не были решены в полном объеме из-за малого количества времени.
2. Какие недостатки в боевой подготовке Красной Армии выявила война с Финляндией? Как полученный боевой опыт повлиял на реорганизацию вооруженных сил СССР?
Недостатки:
— подготовка к ведению боевых действий только в наступлении, неумение вести боевые действия в условиях обороны;
— недостаточный образовательный уровень командиров;
— отсталость технического оснащения.
Полученный боевой опыт кардинально повлиял на реорганизацию вооруженных сил СССР:
— закон о всеобщей воинской повинности – переход к кадровому комплектованию армии;
— увеличение стрелковых дивизий;
— назначение на высшие командные должности офицеров, прошедших реальные военные действия на Холхин-Голе и в Финляндии;
— подготовка кадров для армии – открытие военных учебных заведений.
3. Расскажите об изменениях в национально-государственном устройстве СССР накануне войны. Как сказалось расширение западных границ на обороноспособность нашей страны?
Изменения в национально-государственном устройстве СССР накануне войны заключались в присоединении новых земель:
Ноябрь – законодательное включение в состав СССР западных областей Украины и Белоруссии.
Август 1940 – законодательное включение в состав СССР Латвии, Литвы, Эстонии.
Август 1940 – образование на переданных Румынией землях Молдавской ССР, вхождение в состав УССР Северной Буковины.
С одной стороны, расширение границ отодвинуло территорию боевых действий от центральных районов страны, с другой стороны – эти территории за столь короткий срок не стали по-настоящему советскими, не были должным образом укреплены границы, не успели создать оборонительные линии и укрепления. Таким образом, расширение западных границ на обороноспособность нашей страны значительного влияния не оказало.
4. В чем вы видите значение военно-патриотического воспитания молодежи для укрепления обороноспособности страны?
Военно-патриотическое воспитание молодежи для укрепления обороноспособности страны имело большое значение. Создавались и успешно работали оборонно-массовые организации Осоавиахима, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Здесь велась подготовка стрелков, связистов, летчиков, парашютистов, кавалеристов, медицинских сестер. Военная подготовка населения в начале войны сыграла положительную роль.
5. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику СССР в начале Второй мировой войны.
Внутренняя и внешняя политика СССР в начале Второй мировой войны характеризуется одной фразой – подготовка к войне. Все усилия советского правительства на международной арене были направлены на оттягивание, отсрочку начала войны.
6. Прослушайте исполнение известной советской песни братьев Покрасс и В.И. Лебедева-Кумача «Если завтра война». Опираясь на исторические факты и аргументы, дайте анализ текста песни и оцените готовность СССР, советского народа к войне.
Текст песни отражает желаемую картину подготовки к войне. Действительно для подготовки к войне делалось очень много, но песня несколько преувеличивает степень готовности к войне. Однако общее настроение советских граждан, их готовность к войне, решимость защищать Родину отражает очень точно. Кроме того, основная идея ведения войны на территории врага, наступательный характер войны также присутствует в песне.
поделиться знаниями или
запомнить страничку
- Все категории
-
экономические
43,655 -
гуманитарные
33,653 -
юридические
17,917 -
школьный раздел
611,944 -
разное
16,904
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Содержание
- Главный вопрос параграфа
- Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
- Работаем с картой
- Думаем, сравниваем, размышляем
СССР накануне Великой Отечественной войны
Главный вопрос параграфа
Насколько был готов СССР к войне в 1941 г.?
СССР не был полностью готов к войне в 1941 г, поскольку реорганизация и перевооружение Красной Армии не были окончены.
Стр. 10
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какие мероприятия проводились для первоочередного развития отраслей оборонной промышленности?
Для первоочередного развития отраслей оборонной промышленности был почти в три раза увеличен выпуск военной продукции, построено около трёх тысяч новых промышленных предприятий (среди них – т.н. заводы-дублёры на востоке страны), существенно увеличены оборонные заказы, начат выпуск новых образцов военной техники и вооружения.
2. Какие международные договоры и соглашения были заключены СССР накануне Великой Отечественной войны?
Накануне Великой Отечественной войны СССР заключил с Германией договор «О дружбе и границах» (28 сентября 1939 г.), договора о взаимопомощи с Эстонией, Латвией и Литвой (октябрь – ноябрь 1939 г.), мирный договор с Финляндией (март 1940 г.).
3. Почему война с Финляндией приобрела затяжной характер?
Война с Финляндией приобрела затяжной характер, потому что финская армия оказала Красной Армии ожесточённое сопротивление. Кроме того, существенную роль сыграли наличие у Финляндии мощной системы пограничных укреплений – линии Маннергейма.
4. Назовите основные направления реорганизации Красной Армии.
Основными направлениями реорганизации Красной Армии были: переход к кадровой системе комплектования, увеличение количества стрелковых дивизий и механизированных корпусов, расширение сети военных учебных заведений, повышение образовательного уровня командного состава.
5. Как руководство страны укрепляло трудовую дисциплину и пополняло ряды рабочего класса?
Укрепление трудовой дисциплины происходило путём увеличения рабочего дня, закреплением рабочих по месту своей трудовой деятельности (т.е. фактически ограничивалась возможность сменить место работы) и введением уголовной ответственности за прогулы и самовольный уход с предприятия, а также за выпуск некачественной продукции. Пополнение рядов рабочего класса происходило за счёт создания системы ремесленных, железнодорожных и фабрично-заводских училищ, которые централизованно готовили для нужд советской экономики квалифицированных рабочих кадров.
Стр. 11
Работаем с картой
1. Покажите на карте изменения в национально-государственном устройстве СССР 1939 – 1941 гг.
На протяжении 1939 – 1941 гг. в состав СССР вошли территории Западной Украины, Западной Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, часть Карелии, Бессарабия и Северная Буковина.
2. Покажите западные границы СССР к июню 1941 г.
Западные границы СССР обозначены на карте серой пунктирной линией. К июню 1941 г. западными соседями СССР были Финляндия, Германия и Румыния.
Стр. 11
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Сформулируйте в виде тезисов основные задачи, стоявшие перед руководством СССР в 1939 – 1941 гг. Как решались эти задачи?
Основными задачами, стоявшими перед руководством СССР в 1939 – 1941 гг. были:
а) максимально возможное сдерживание и отсрочка будущей войны с Германией;
б) достижение численного и качественного превосходства Красной Армии над немецким вермахтом (и в живой силе, и в военной технике);
в) подготовка населения СССР к возможной войне.
Реализация первой задачи происходила дипломатическими методами. Советскому правительству было крайне выгодно, чтобы война началась как можно позже. Поэтому отечественные дипломаты старались выиграть время, контактируя с Германией, Италией и Японией, а также стремились заручиться поддержкой США и Великобритании в случае начала войны.
Вторая задача решалась благодаря комплексной и широкомасштабной реорганизации Красной Армии, увеличении выпуска военной продукции и замене устаревших образцов вооружения и военной техники новыми.
Подготовка населения СССР к возможной войне происходила как путём укрепления трудовой дисциплины и фактической мобилизации трудовых ресурсов для обеспечения потребностей экономики, так и массовым военно-патриотическим воспитанием советских граждан.
2. Какие недостатки в боевой подготовке Красной Армии выявила война с Финляндией? Как полученный боевой опыт повлиял на реорганизацию вооружённых сил СССР?
Война с Финляндией 1939 – 1940 гг. выявила необходимость наличия в Красной Армии механизированных корпусов, которые ранее были расформированы. На основании полученного боевого опыта военным командованием СССР было принято решение о формировании танковых корпусов, которые в ходе военных действий должны были обеспечивать поддержку пехоты.
3. Расскажите об изменениях в национально-государственном устройстве СССР накануне войны. Как сказалось расширение западных границ на обороноспособности нашей страны?
С 1939 – 1941 гг. территория СССР расширилась за счёт Западной Украины, Западной Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, части Карелии, Бессарабии и Северной Буковины. При этом, Эстония, Латвия и Литва получили статус отдельных союзных республик, а на базе присоединённой Карелии и Бессарабии были также основаны две новые советские социалистические республики (Карело-Финская и Молдавская). Таким образом, численность республик, входящих в состав СССР увеличилась с 11 до 16.
Расширение западных границ оказало положительное влияние на обороноспособность нашей страны. СССР получил дополнительные человеческие и материальные ресурсы, необходимые в будущей войне с Германией.
4. В чём вы видите значение военно-патриотического воспитания молодёжи для укрепления обороноспособности страны?
Военно-патриотическое воспитание молодёжи существенно способствовало укреплению обороноспособности страны, поскольку настраивало подрастающее поколение на необходимость защищать свою Родину от врага и помогало приобрести необходимые практические навыки (например, деятельность Осоавиахима).
5. Охарактеризуйте внешнюю и внутреннюю политику СССР в начале Второй мировой войны.
Внутренняя политика СССР в начале Второй мировой войны была направлена на всеобщее укрепление обороноспособности государства и техническое переоснащение Красной Армии, а внешняя – на то, чтобы оттянуть начало войны с Германией на как можно поздний срок.
6. Прослушайте исполнение известной советской песни братьев Покрасс и В. И. Лебедева-Кумача «Если завтра война». Опираясь на исторические факты и аргументы, дайте анализ текста песни и оцените готовность СССР, советского народа к войне
На основании текста песни «Если завтра война» можно утверждать, что морально советский народ был готов разве что к кратковременной войне, без существенных жертв и разрушений. Воспеваются мощь советского оружия и вера в его победу, но при этом ничего не говорится о возможных трудностях и потерях. И более того, прямо утверждается, что противник будет разбит «малой кровью, могучим ударом…». Этот факт также объясняется тем, что данная песня прозвучала в одноимённом фильме, снятом в 1938 г. Данная картина имела несколько пропагандистский характер и помимо прочего восхваляла полководческий талант советских вождей (Сталина и Ворошилова). В целом, фильм, как и песня, порождали несколько шапкозакидательские настроения среди широких народных масс, недооценку возможностей противника и переоценку собственных сил.
Источники информации:
http://www.sovmusic.ru/text.php?fname=zavvoina
http://a-pesni.org/ww2/oficial/eslizavtra.php
Стр. 11
Задача заключения договоров о взаимопомощи. Решение: заключение данных договоров с Эстонией, Латвией, Литвой.
Задача отодвигания государственной границы от Ленинграда для обеспечения безопасности СССР. Решение: взамен на отодвигание границы финнам предлагалось передать значительную часть территории Карелии. После их отказа — русско-финская война.
Задача отодвигания западных границ СССР. Решение: включение в состав СССР западных областей Украины и Белоруссии (по их просьбе). Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии, образование Молдавской СССР, вхождение в состав СССР Северной Буковины и района Измаила.
Задача максимально обезопасить себя в условиях надвигающейся войны: диалог с Англией, Францией и США, с лидерами Германии, Японии, Италии. Заключение договора о нейтралитете с Японией.
Задача форсирования военного производства и освоения новой военной техники. Решение: увеличение выпуска продукции оборонной промышленности, направление более 50% капиталовложений на оборонные стройки и предприятия.
Задача реорганизации Красной Армии. Решение: принятие закона о всеобщей воинской обязанности, переход к кадровой системе комплектования.
Задача укрепления трудовой и производственной инициативы.
Решение: принятие указа «О переходе на 8-часовои рабочий день, на 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений», указа об ответственности за выпуск недоброкачественной некомплектной продукции, указа «О государственных трудовых резервах СССР»
Задача военно-патриотического воспитания населения. Решение: деятельность оборонно-массовых организаций Осоавиахима, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и другая пропагандистская работа.
Вася Иванов
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.