Обучаем ребенка с нуля игре в шахматы: пошаговый метод
Выбирая ребенку занятие вне дома: кружок, секцию, организовывая семейный досуг, мудрые родители вспомнят о шахматах. Прославленный советский педагог Василий Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». Это не просто слова: результаты исследований показывают, что дети, занимающиеся этой игрой, лучше обучаются, более организованны и уравновешенны.
Польза шахмат для детей
Весь перечень качеств, развитию которых способствует древняя игра, трудно передать. Вот несколько основных преимуществ:
- Развитие способности рассуждать и мыслить логически. Игра требует обдумывания каждого шага, навыка предвидеть возможную реакцию партнера, умения решать многоцелевые задачи.
- Игра в шахматы может влиять на рост творческих способностей и фантазии. Во время игры работают оба полушария головного мозга, что повышает умение нестандартно мыслить.
- Закрепление спортивных навыков: длительное пребывание в статическом положении формирует усидчивость, выносливость, внимательность, умение правильно проигрывать и стремление к победе. Игра требует собранности и сдержанности.
Занятия шахматами улучшают память, учат ответственности и самостоятельности. Не зря многие детсады вводят дополнительные занятия по этому виду спорта в качестве подготовки к школе.
Для чего вы хотите научить ребенка шахматам?
Когда начинать обучение
Споры, со скольких лет обучать игре, не дают однозначного ответа.
- С правилами игры знакомят, начиная с 3 лет, когда дети живо интересуются всем вокруг.
- В 4 года у ребенка лучше развиты навыки общения.
- В 5 лет обученный ребенок уже сможет предвосхитить ход соперника.
- Многие из гроссмейстеров осваивали азы игры, впервые взяв в руки шахматы в этом возрасте, а 6 — 7-летними уже были достойными противниками взрослым игрокам.
Известно фото будущего гроссмейстера Хосе Рауля Капабланка, где он четырехлетним играет с отцом.
Но цели вырастить нового чемпиона ставить не стоит. Лучше ввести игровую форму обучения.
Главное — на любом этапе заинтересовать малыша. По возможности начинать обучение детей шахматам лучше в домашних условиях. Во-первых, родители лучше знают, чем можно увлечь чадо, во-вторых, нет привязанности к режиму, в-третьих, укрепляются семейные узы и экономится бюджет.
Как заинтересовать малыша игрой
Как известно, запретный плод — сладок. Используйте этот принцип следующим образом. До того, как познакомить ребенка с шахматами периодически доставайте игру, расставляйте фигурки, можете даже сыграть несколько партий с членом семьи или друзьями на глазах у малыша.
На его вопросы и просьбы поиграть отвечайте, что это для детей постарше и, что он обязательно сможет поиграть в нее, но позже, когда подрастет. После этого убирайте игру подальше, чтобы ребенок не смог ее достать сам.
Важно! Будьте непреклонны и не идите на встречу просьбам ребенка дать ему игру. Помните, что в эти минуты его желание будет расти и ваш ребенок скоро начнет мечтать познакомиться с шахматами поближе.
Через некоторое время (от 2 недель до двух месяцев) торжественно сообщите ребенку, что он уже подрос и готов приобщиться к этой великой игре.
Но первое знакомство должно быть непродолжительным (не более 10 минут). Дайте ребенку возможность потрогать фигуры, доску, позадавать вам вопросы, но приступать к обучению правилам игры нужно на следующем занятии, которое тоже должно быть непродолжительным (не более 10-15 минут).
Таким образом, ваш ребенок будет с нетерпением ждать первого знакомства с шахматами и каждого последующего занятия. Помните, что все люди и особенно дети ценят то, что в дефиците.
Также вы можете заинтересовать ребенка, дав ему посмотреть мультик про шахматы, например «Фиксики».
Правила игры
От первого урока во многом зависит, заинтересуется ли малыш игрой. Хорошо вначале детям просто наблюдать за состязанием родителей или близких людей, это своеобразный подготовительный период.
При возникновении интереса можно придумать сказку о шахматной стране, в которой ведутся сражения. Цель игры — лишить возможности двигаться короля противника.
Бой ведется по особым правилам, и у каждой фигуры есть положение на доске и преимущественные возможности:
Это интересно! Во времена Средневековья ферзь был одной из самых слабых фигур. Особыми полномочиями его наделила королева Испании Изабелла, придумав новые правила.
Процесс обучения
К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.
Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.
На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку»: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого.
Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.
Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:
- Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
- Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
- Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
- Желательно играть всем шахматным войском. Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
- Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.
Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.
На заметку! Сначала можно поиграть только пешками, затем предложить сыграть несложные этюды с участием других фигурок.
Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.
В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.
Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.
Полезные советы
Чтобы сохранить интерес к игре и повышать мастерство малыша, существует несколько рекомендаций от преподавателей шахматных школ:
- Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться крохе не надо, иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости. Но если он все время будет в проигрыше, быстро потеряет интерес к шахматам.
- Лучше играть с определенной периодичностью и продолжительностью занятий.
На первых порах они должны носить краткий характер.
- Заинтересовывайте дополнительно: рисуйте и лепите фигурки, смотрите мультфильмы про шахматы. Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками.
- Полезно после игры обсуждать ее ход, какие были совершены ошибки, а какие действия были удачными. Нелишней будет своевременная подсказка.
- Нужно отмечать успехи ребенка, хвалить за нетривиальные решения.
- Дошколятам в турнирах участвовать не стоит: проигрыш может травмировать детскую психику.
- Полезно рассказывать сказки о шахматных фигурках. Можно водить кроху на занятия в кружок или использовать компьютерные программы, но лучше, если он будет обучаться у близких людей. На образ жизни дошколенка больше всего влияет именно родительская модель поведения.
На заметку! Многие преподаватели советуют приобрести набор с крупными деревянными фигурами, покрытыми блестящим лаком: малыши от них в восторге.
Посмотрите, как проводит свое обучение опытный тренер и на чем он акцентирует внимание ученика.
Людям, обучающим ребенка, стоит тоже развивать свои умения и опыт, во-первых, он начнет задавать вопросы, во-вторых, вскоре бывший новичок может перерасти учителя.
Какой учебник выбрать
В настоящее время существует немало учебных пособий? а также онлайн книг по игре в шахматы для детей. Преподавание по ним помогает достичь нужного эффекта. Выберите методику из следующих:
Важно! Никакая самая лучшая книга или инструкция не дадут эффекта, если обучение детей шахматам не будет носить систематического характера. Чем перебирать методики, лучше тщательно изучить одну из них.
Если в детском садике действует кружок, запишите сына или дочь в него. Видеоуроки и мастер-классы из интернета тоже могут быть полезны. Главное, чтобы время, проведенное дошкольником за компьютером, не превышало рекомендованное. Дидактические материалы, книги – все это будет работать, если родители искренне поддерживают желание ребенка обучиться шахматным премудростям.
Юный шахматист, играя даже эпизодически, в дальнейшем легче освоит математику и прочие точные науки. Влияние игры на формирование личности трудно переоценить. Станет кроха гроссмейстером или нет, не угадать, но то, что он вырастет самостоятельным, научится побеждать и проигрывать, анализировать и принимать решение — однозначно.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_igrat_v_shahmati.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Понравился наш контент?
Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.
Советский педагог Василий Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». И это не просто слова: результаты исследований показывают, что дети, играющие в шахматы показывают более высокий уровень интеллектуального развития.
Игра в шахматы развивает:
- способность рассуждать;
- логику;
- умение решать задачи;
- усидчивость;
- терпение;
- внимание;
- память.
Во время игры работают оба полушария головного мозга, что повышает умение нестандартно мыслить. Также следует отметить умение правильно проигрывать и стремление к победе.
Когда следует начинать обучать детей игре в шахматы?
Конечно же все зависит от ребёнка. Но, как показывает практика, ребёнок в четырёхлетнем возрасте уже спокойно может освоить правила этой игры.
Как заинтересовать малыша игрой?
Дети очень любят играть и у каждого ребёнка свои любимые игры. Предложите малышу новую игру. Если она его заинтересует, то замечательно. Если нет, то попробуйте предложить спустя какое-то время, когда малыш немного подрастёт.
Играйте между собой в присутствии малыша. Возможно, ребёнка заинтересует игра и он захочет попробовать.
Шахматы: правила для начинающих детей
Первое занятие следует со знакомства с фигурами. Малышу требуется запомнить их названия. Возможно он захочет поиграть с шахматными фигурами, как ему хочется. Позвольте ему сделать это. Если ваш малыш любит фантазировать, то можно придумать сказку о шахматной стране.
Второе занятие посвятите с того, что расскажите ребенку о том, у каждой фигуры есть положение на доске и ходят фигуры по определённым правилам:
Пешка делает только один шаг на плоскости доски вперед, а съедает фигурку противника по диагонали. Также пешка превращается в любую фигуру, если ей удастся дойти до противоположного края доски.
На один шажок может ходить и король, правда, в любую сторону.
Ферзь — самая могущественная во всей игре. Передвигается и прямо, и в бок, и по диагонали.
У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок. Его ход похож на букву «Г».
Слон продвигается по диагонали на нужное количество клеток.
Ладья вперед или в боковом направлении.
Все фигурки убираются с доски, а короля съесть нельзя. Можно только объявить мат.
Каждой можно посвятить отдельное занятие. Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Если малыш устал, то не нужно настаивать на занятии. Так можно отбить интерес к игре навсегда.
Не торопитесь, сопровождайте освоение правил различными играми:
- Чудесный мешочек. B непрозрачном мешочке по очереди спрячьте все шахматные фигуры и попросите ребенка на ощупь определить, какую фигуру вы спрятали. Для большего эффекта позвольте и малышу прятать фигуры, a сами угадывайте, какая шахматная фигура в мешочке.
- «Найди отличия». Попросите ребёнка перечислить все отличия одной фигуры от другой.
- «Что пропало». Выставляете на стол всех представителей шахматных фигур и, когда ребёнок отворачивается, то убираете одну фигуру. Малыш должен отгадать, какую фигуру вы спрятали. Эта игра отлично развивает зрительную память.
-
Лепка шахматных фигур из пластилина или глины.
- «Кубик». Возьмите один из старых кубиков, нарисуйте на бумаге каждую из шести шахматных фигур и приклейте рисунки к граням кубика. Или склейте кубик из ватмана. Бросайте кубик по очереди. Бросивший должен назвать фигуру, которая выпадет на верхней грани кубика.
- «Угадайка». Словесно опишите ребенку какую-нибудь шахматную фигуру и предложите догадаться, что это за фигура. Потом поменяйтесь ролями.
- «Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребенком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть все показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия запретной фигyры надо сказать: «Секрет».
- «Поигpаем — угадаем». Загадайте ребенку какую-нибудь шахматную фигуру. Малыш перечисляет фигуры, пока не назовет задуманную. Потом поменяйтесь ролями.
- «Буква». Спросите ребенка, названия каких шахматных фигур начинаются c букв K, Л, П, C, Ф.
- «Что общего?». Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите ребенка: чем они похожи? Чем отличаются? (Цветом, формой).
- «Большая и маленькая». Поставьте перед ребенком шесть разных шахматных фигур, попросите выбрать самую высокую, назвать ее и отставить в сторону. Затем ребенок определит самую высокую из оставшихся фигур и т.д. B конце игpы все шахматные фигуры возвращаются на место, и начинается новая игра, в которой выбирается самая низкая шахматная фигура.
- «Шахматный теремок». Постройте из кубиков домик-теремок, в который будут по одной, от самой маленькой до самой большой, забегать шахматные фигуры. Ребенок должен назвать каждую из них.
- «Шахматная репка». Посадите «репку». Около нее ребенок по росту выстраивает шахматные фигуры, поясняя: «Дед — это король, бабка — ферзь, внучка — слон, жучка — конь, кошка —ладья, мышка — пешка».
- «Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: дед — король, баба — ферзь, заяц — пешка, лиса — конь, волк — слон, медведь — ладья, а колобок — шарик или клубок. Ребенок должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. B конце сказки пусть лиса колобка не съест, колобок от нее убежит.
- «Белые и черные». B беспорядке поставьте на столе по шесть рaзных белых и черных шахматных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте одну из фигур в сторону, назвав ее и указав ее цвет, например: «Белый конь». Ребенок продолжает игру и выбирает шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя ее, например: «Черный ферзь». Далее новую шахматную фигуру представляете вы и т.д.
- «Школа». Переверните деревянную шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребенку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика? А этого? A этого?…»
- «Цвет». Попросите ребенка поставить в один ряд все белые или все черные шахматные фигуры. Когда ребенок выполнит задание, поменяйтесь ролями, и, к примеру, располагая друг около дружки белые фигуры, «по ошибке» поставьте там же одну-две черные шахматные фигуры. Ребенок должен заметить вашу ошибку и указать на нее.
- «Пирамида». Посоветуйте ребенку на белую ладью поставить черную, затем снова белую и черную, a на самый верх — белого короля. Спросите y ребенка, нельзя ли построить пирамиду из других шахматных фигур.
- «Догонялки». Выберите одну из белых фигур, к примеру ферзя, и имитируйте его бег по столу. После этого предложите ребенку выбрать и назвать какую-либо черную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашим ферзем. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура ребенка ее догонит. Потом поменяйтесь ролями.
- «Прятки». Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребенок должен найти и назвать их. B этой дидактической игре, в отличие от прочих, весьма опасно меняться ролями, так как вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур.
- «Над головой». Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Ребенок должен ее выбрать и поднять над головой.
- «На стуле». Поставьте на стул одну из шахматных фигур. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте c ребенком. Досчитайте до трех и на счет «три» бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать ее.
- «Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите ребенка назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т.д.
- «Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом полями вниз лежит раскрытая деревянная шахматная доска или коробка для шахматных фигур. Предложите ребенку взять одну из шахматных фигур, назвать ее и уложить «спать» в коробку или в шахматную доску. Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого ребенок закрывает коробку или защелкивает шахматную доску.
Последние две дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после окончания занятия достаточно занимательным.
На третьем занятии отработайте с ребёнком правильную расстановку фигур и простейшие шаги каждой фигуры по памяти.
Как только он запомнит, где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. Маленький шахматист должен понять основные принципы:
- Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
- Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
- Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
- Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен.
- Желательно первым нейтрализовать ферзя противника.
Чтобы сохранить интерес к игре и повышать мастерство малыша, существует несколько рекомендаций от преподавателей шахматных школ:
- Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться ребёнку не стоит, иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости.
- Играть только тогда, когда у ребёнка есть желание.
- Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками.
- Полезно после игры обсуждать ее ход, какие были совершены ошибки, а какие действия были удачными.
- Купите книгу с шахматными задачами для детей.
- Нужно отмечать успехи ребенка, хвалить за удачные ходы.
Учите своих детей играть в шахматы. Надеюсь, что советы, как провести с малышом первые шахматные уроки, помогут вам увлечь ребёнка этой замечательной и очень полезной игрой.
Также можете скачать для себя замечательную иллюстрированную книгу для детей
Ф. Халас, З. Геци «Приключения в шахматном королевстве».
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Как играть в шахматы — такой вопрос возникает не только у детей, но и у взрослых. Каждый человек в игре находит собственный смысл. Одним это просто игра, возможность провести время, развлечение. Другим — спорт, соревнования и возможность продемонстрировать умения. Третьи подходят к вопросу сугубо философски и творчески, считая шахматную доску олицетворением холста, на котором можно творить, создавать красивые и оригинальные этюды.
В широком понимании шахматы — мини-инсценировка военных действий, где человек может почувствовать себя великим полководцем, выиграть сложнейшее противостояние. Мало хотеть побеждать в шахматы, перед тем, как погрузиться в загадочный мир мини-баталий — нужно узнать, как выглядит доска, какие есть фигуры как они передвигаются, чтобы построить стратегический план для победы.
Расположение доски
Шахматная состоит из 64 клеток, поровну «белых» и «черных» клеток. Доска представляет большой квадрат, на каждой стороне располагается по 8 клеток. В зависимости от производителя, оттенки клеток отличаются, могут быть коричневыми, серыми, оранжевыми, желтыми, но темный цвет на доске будет называться «черным», а светлый — «белым».
Для профессионального спорта каждая клетка имеет цифро-буквенное обозначение. По горизонтали располагается буквенный ряд, состоящий из латинского алфавита: «A, B, C, D, E, F, G, H», по вертикали клетки обозначаются цифрами от 1 до 8. Это необходимо для подсчета и обозначения ходов играющих. Запись в спортивном противостоянии будет выглядеть: «Ход 11. Игрок ФИО, конь на G5, время начала и окончания хода».
Обязательным условием правильного расположения доски, является угловая левая клетка черного цвета у обоих игроков. Такое расположение считается верным, можно расставлять фигуры.
Кто ходит первым в шахматах и как располагаются фигуры
Расположение шахматных фигур строгое. Нарушение в расстановке поведет игру наперекосяк. Важно правильно расставить фигуры на свои места. С расстановки учителя стараются начинать урок обучения шахматам.
Шахматных фигур 32: 16 белых и 16 черных. Они расставляются на горизонталях. В начале партии игроки путем жеребьевки или предварительной договоренности выбирают цвет фигур. Шахматисты расставляют фигуры одного цвета между двумя горизонталями. Белые на 1 и 2, а черные на 7 и 8.
Какие существуют шахматные фигуры и как они выглядят
На доске 6 видов фигур:
- король;
- ферзь;
- ладья;
- слон;
- конь
- пешка;
У каждого игрока будет король и ферзь, по две фигуры: ладьи, слона, коня, и 8 пешек. Различать фигуры несложно, в классическом варианте они изображаются одинаково. Например:
ладья похожа на башню;
конь — в форме головы этого животного;
слон — с высоким остроконечным шлемом;
ферзь похож на короля, но наверху с небольшим шариком;
король отличается от ферзя высоким «ростом» и крестом на верхней части.
Есть дорогие коллекционные шахматы, в которых фигуры могут иметь другое стилистическое исполнение. Стоит заглянуть в инструкцию, если не получается определить предназначение фигуры, или спросить у владельца доски.
Как шахматные фигуры располагаются на доске
Все 8 пешек обоих цветов занимают полностью игровой ряд доски. Белые выставляются на 2 горизонтальном ряду, а черные на 7.
Дальше фигуры расставляются симметрично:
-
Угловые клетки 1 горизонтальной линии занимают белые ладьи, на 8 линии — черные.
-
Следом ставят коней.
-
После конных отрядов для охраны короля и ферзя ставят слонов.
-
Основная путаница у начинающих игроков связана с определением месторасположение короля и ферзя. В начале партии ферзь занимает клетку своего цвета. Черный на темной клетке, белый на светлой.
-
Последнее свободное место достается королю.
Достаточно несколько раз потренироваться, чтобы не возникало путаниц с начальным построением фигур.
Как ходят фигуры в шахматах
Начинающим игрокам в шахматах важно понять и запомнить, как ходят и бьют различные фигуры. Правила игры в шахматы состоят из того, как можно или нельзя играть различными видами фигур. Для ведения шахматных боевых действий необходимо знать, как правильно ходить.
Пешка
Чтобы научиться играть пешками, нужно запомнить:
-
В начальной позиции, когда пешка находится на 2 и 7 линии — может двигаться на одну или две клетки вперед по желанию шахматиста.
-
Когда пешка изменила начальную позицию — может двигаться на одну клетку вперед.
-
Пешки бьют по диагонали, они не могут ударить по горизонтали, вперед или назад.
-
Бить фигуры пешка может расположенные слева или справа по диагонали в следующем ряду. Например, пешка находится на D4, ударить может фигуры, расположенные на C5 и E5.
Пешка — единственная фигура, у которой правило хода и атаки отличаются. У остальных фигур совпадают. Незаметная фигура может быть выигрышной. Дойдя до края противоположной стороны (белым — 8 горизонталь, черным — 1) пешка может превращаться в любую игровую фигуру по желанию шахматиста, кроме короля.
Номинальная стоимость — 1 очко.
Конь
Конь имеет интересную Г-образную траекторию движения. Это хитрая фигура, которую невнимательные соперники упускают из вида. Стоит далеко, а потом легко поражает армию противников.
От клетки, где стоит Конь, траектория движения захватывает 2 клетки вперед по горизонтали или вертикали, и еще одну клетку в сторону, чтобы получилась буква Г. Фигура соперника, которую планируется взять в плен должна находиться на клетке, образующей букву Г в траектории хода коня.
Конь может перепрыгивать фигуры, стоящие на пути, кроме конечной точки «приземления».
Номинальная стоимость — 3 очка.
Слон
Слон может переставляться на любое количество клеток, необходимых играющему игроку. Двигаться может только по диагонали, по клеткам того цвета, на которых стоял в самом начале игры. Каждый игрок имеет двух слонов, один атакует фигуры противника на белых клетках, второй — на черных.
Минус слона — не может перепрыгивать через другие шахматные фигуры. Может ударить любую фигуру, стоящую на пути, но должен занять клетку, где она стояла. Правило действует даже на свои фигуры, через них перепрыгивать или атаковать — нельзя.
Номинальная стоимость — 3 очка.
Ладья
Слон может ходить в любую сторону, на любые расстояния по диагонали, а ладья может двигаться аналогично по прямым линиям. Она может поражать соперника по вертикали или горизонтали, на любом расстоянии.
Не может перепрыгивать через другие фигуры, при атаке ладья должна занять клетку, которую занимала атакованная фигура. Из-за высокой номинальной стоимости и неповоротливости, шахматисты не используют ладью в центре поля, стараясь держать отстраненно, но готовую вступить в бой.
Номинальная стоимость — 5 очков.
Ферзь
Ферзь может ходить во все стороны: по диагонали, по вертикали, на любые расстояния. Не может перепрыгивать через другие фигуры. Это сильная и мобильная фигура, которой можно успешно играть в защите и нападении. Однако постоянно следует контролировать ее положение на поле, чтобы не отдать за фигуру меньшего номинала, оказавшись в невыгодном положении.
Номинальная стоимость — 10 очков.
Король
Король — самая слабая фигура, нуждается в постоянной защите. У нее нет номинальной стоимости, ее нельзя разменять. Когда у короля не остается ходов, чтобы уйти из-под угрозы — партия считается законченной, а игрок, попавший в такое положение считается проигравшим.
Ходит на одну клетку вперед, назад, по диагонали или в бок. Может сбить фигуру, стоящую рядом, если она не защищена любой другой. Ударить фигуру, стоящую на клетке под защитой — король не может.
У короля есть запасной ход — рокировка. Когда слона и коня нет на фланге, а ладья и король еще не делали ход, можно произвести рокировку. Ход начинается с короля, его нужно передвинуть на С1, С8 (в зависимости от цвета) или G1, G8 (зависит от направления рокировки). Затем сдвинуть ладью F1,F8 или D1, D8. По правилам ход считается короля, если игрок первым коснулся ладьи, противник может настоять, чтобы игрок играл ей. Когда ладья сделает ход — рокировка будет невозможна.
Дополнительные правила
Цель игры в шахматы — взять в плен короля противника. Для её достижения используют правила передвижения фигур по шахматной доске. Чем больше фигур забрано в плен, тем легче это осуществить. Бывают ситуации, когда мат ставят в первые четыре хода, расклад называется «Детский мат».
Среди правил, кроме перемещения фигур, необходимо запомнить:
-
Право первого хода достается игроку, играющему за «светлую» сторону.
-
Ходы совершаются по очереди, вне зависимости, была атака результативной, закончилась ли взятием фигуры в плен.
-
За один ход можно выполнить либо передвижение фигуры по доске, либо атаку. Когда вы ставите фигуру на клетку, а рядом фигура противника оказывается под боем, ударить можно только в следующий ход. Нужно иметь в виду, атаковать вашу фигуру может противник в свой ход.
-
В шахматах существует правило первого прикосновения, игрок должен ходить фигурой, до которой дотронулся первой.
-
Когда королю объявляется шах, игрок может: отойти королем в сторону, закрыть его другой фигурой, ударить нападающую фигуру.
-
Когда объявлен шах, а идти некуда, закрыться и ударить тоже — ставится мат. Партия закончена.
-
Шахматная партия, по решению игроков, может закончиться сдачей противника или ничьей.
-
Когда возникает ситуация без шаха, что все фигуры игрока заблокированы и не могут сделать ход — это пат, объявляется ничья.
-
Если в партии три раза повторяется ситуация с объявлением шаха, чтобы избежать бесконечной партии, объявляется ничья.
-
«Мировая» достигается, когда на доске остается мало фигур, чтобы сделать мат, или когда за 50 последних ходов противники не ходили пешкой, не было забрано ни одной фигуры в плен.
Не слишком много правил для интеллектуальной игры, поэтому попотеть придется занимаясь не теорией, а практикой.
Как победить в шахматах
Чтобы освоить шахматы, для начинающих есть несколько эффективных советов профессиональных шахматистов:
-
Постоянно практиковаться с сильными противниками. Усложнение уровня необходимо, чтобы совершенствовать навыки игры.
-
Играя впервые с новичком, особенно, если это ребенок, можно попробовать поставить мат в 4 хода: белые фигуры (пешка на Е6, слон на С5, ферзь сначала на F6, затем F2); черные фигуры (пешка E3, слон C4, ферзь F3 затем на F7).
-
Понять ценность фигур, основные усилия прилагать, чтобы защитить ценные, а у противника наоборот постараться их забрать.
-
Шахматы, обучение которым заключается в постоянном совершенствовании навыков, стратегическая игра, побеждает в ней тот, кто может продумать ходы, предвидеть действия противника на 4-5 ходов вперед. Новичкам лучше практиковаться, продумывая стратегию на 1-2 хода.
-
Играя белыми — нужно проводить агрессивные действия, не давая возможности противнику перехватить инициативу. Черным, наоборот, заняться обороной, выводя на поле коня и слона, делая рокировку, создавая вокруг короля неприступную крепость.
- Не стоит много ходить пешками. Можно сделать два первых хода, чтобы открыть проход сильным фигурам, ведущим эффективную защиту и нападение. Если много ходить пешками, инициатива перейдет к противнику, а сильные фигуры не успеют вступить в игру.
- Ферзь должен вступать в игру, когда часть сильных фигур противника убраны с поля боя. Раннее введение ферзя в игру может поставить его под бой, а лишиться самой сильной фигуры в начале игры не очень хорошо.
- Многие новички выводят сильные фигуры по краям, чтобы минимизировать риски. Это неверная тактика, для победы нужно стараться максимально контролировать центр доски.
- Внимательно следите за перемещениями фигур противника на доске, просчитывайте варианты, старайтесь не отдавать свои фигуры просто так. Самым оптимальным вариантом в такой ситуации является размен равнозначных по номинальной стоимости фигур, например, слона на коня.
- Слоны и другие дальнобойные фигуры должны быть открыты. Для этого можно даже отдать несколько пешек.
Для победы в шахматах нужна практика. Просмотр противостояний хороших шахматистов, изучение партий, их анализ. Это если говорить о профессиональной игре. В случае, когда желание просто хорошо провести время, главное знать основные правила расстановки фигур и их перемещения.
Видео о том, как играть в шахматы
Предлагаем несколько видео, которые помогут ответить на вопрос, как научится играть в шахматы:
- знакомство с фигурами, правила игры:
- стратегия и применение связок:
- начало партии:
- нападение:
- мат ладьей или ферзем:
Теперь вы знаете как играть в шахматы, для начинающих мы предложили изучение правил и основной тактики, необходимых для победы. Для тренировок подойдут электронные платформы, где можно попросить подсказку и выбрать уровень сложности, а также проанализировать классические шахматные этюды, они научат делать первые шаги в шахматах, но не стоит забывать, что шахматное противостояние — это искусство тактики и стратегии, искусственный интеллект никогда не заменит настоящего противника.
Содержание статьи
- Поэтапное обучение
- Первое занятие – игра пешками
- Второе занятие – пешки и слоны
- Третье занятие – пешки, слоны и ладьи
- Четвертое занятие – добавьте коня
- Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки
- Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками
- Седьмое занятие – полная игра
- Как быть хорошим учителем?
Шахматы – отличная игра, которая учит стратегически мыслить и анализировать ситуации. Научить ребенка играть в шахматы на начальном уровне может любой взрослый или подросток, который имеет хотя бы базовые представления об этом. Не обязательно быть профессионалом и чемпионом. Важнее запастись терпением, быть дружелюбным и не стремиться сделать из ребенка гроссмейстера.
Поэтапное обучение
По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.
Важные принципы организации занятий:
- Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
- Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
- Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.
Первое занятие – игра пешками
Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.
Объясните ребенку, как ходят пешки:
Второе занятие – пешки и слоны
После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в игру слонов. Цель игры остается прежней.
В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:
- какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
- когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
- как использовать пешки, чтобы защитить слона;
- как заблокировать слона соперника своими пешками.
Третье занятие – пешки, слоны и ладьи
К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.
В процессе игры ребенок должен начать понимать:
- важность сохранения ладьи до конца игры;
- ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
- большие возможности ладьи на половине соперника;
- разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.
Играйте в этот этап столько раз, сколько захочет сам ребенок. Не спешите переходить к следующим, пока ученик не освоит первые важные стратегические маневры.
Четвертое занятие – добавьте коня
Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.
Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.
Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки
Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.
На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.
Самое замечательное в таких урезанных уровнях то, что все они являются почти настоящими играми в шахматы. Учащийся не изучает ничего постороннего, а наслаивает реальные шахматные узоры.
Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками
Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.
На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.
Седьмое занятие – полная игра
Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».
Как быть хорошим учителем?
Будьте подбадривающим и воодушевляющим наставником. Хвалите ребенка за достижения независимо от его возраста. Даже если он проиграл, похвалите за удачные ходы и решения, которые были сделаны в процессе.
Никогда не делайте преднамеренную ошибку. Ученик должен накапливать знания через применение игровых шаблонов и понимание их последствий. Незаслуженный выигрыш не делает процесс забавным, а лишь серьезно подрывает потенциал обучения.
Помните, что единственный способ развить навык – регулярные занятия, для которых у ребенка должен быть партнер. Существует множество компьютерных игр, видеоигр и приложений, которые могут быть использованы как дополнительные средства обучения после того, как ученик освоит базовые приемы.
Ответственные и заботливые родители стремятся развивать своего ребенка всесторонне. Шахматы – захватывающая, но и самая сложная интеллектуальная игра. Главное при обучении детей – сохранить высокий интерес на каждом этапе и не форсировать события. Тогда можно достичь вполне реальных результатов практически за несколько недель и, возможно, привить любовь к шахматам на долгое время.
Вы новичок и хотите знать, как устроены шахматы? Тогда вы по адресу. В этой статье мы поговорим о том, как играть в шахматы для начинающих.
Для игры в шахматы нужна специальная доска, имеющая размер сетки 8 на 8, т.е. она должна быть разделена на 64 маленьких одинаковых квадратов, расположенных по всей доске.
Доска очень похожа на ту, что используется в шашках. Поля доски обычно чередуются стандартным белым и чёрным цветом. Однако они могут быть любого цвета, главное, чтобы они имели более светлую и тёмную цветовую гамму.
Независимо от того, какого цвета доска, более светлые поля называются белыми или светлыми полями, а более тёмные поля называются чёрными или тёмными полями.
- Содержание
- 1. Как работает игра в шахматы (для начинающих)
- 1.1 Цель игры в шахматы
- 1.2 Выбор цвета
- 1.3 Важные правила игры в шахматы для начинающих
- 2. Названия шахматных фигур и как они ходят
- 2.1 Король
- 2.2 Ферзь
- 2.3 Ладья
- 2.4 Слон
- 2.5 Конь
- 2.6 Пешка
- 3. Установка шахматной доски
- 3.1 Размещение фигур
- 4. Понимание стоимости фигур и размены
- 4.1 Ценность короля
- 4.2 Ценность ферзя
- 4.3 Ценность ладьи
- 4.4 Ценность слона
- 4.5 Ценность коня
- 4.6 Ценность пешки
- 4.7 Хорошие размены
- 4.8 Плохие размены
- 4.9 Честный размен
- 4.10 Меняться или не меняться?
- 5. Развитие ваших фигур
- 5.1 Контроль центра доски
- 5.2 Развитие с целью контроля центра
- 6. Атака и защита
- 6.1 Атакующий план
- 6.2 Успешные атаки
- 6.3 Потеря фигуры
- 6.4 Защита фигуры
- 6.5 Защищайте своего короля
- 7. Победа в первых играх — мат для новичков
- 7.1 Детский мат для начинающих
- 7.2 Мат двумя ладьями
- 7.3 Мат ферзём и королем
- 1. Как работает игра в шахматы (для начинающих)
Как играть в шахматы для начинающих
В игре два игрока. Один играет белыми фигурами, а другой чёрными. Игрок с белыми шахматными фигурами считается «белым», а игрок с чёрными фигурами — «чёрным».
Первое правило — белый игрок делает первый ход. На каждом шагу игроки должны делать ход; пропускать ход — против правил. Даже если перемещение фигуры невыгодно, вы должны сделать ход, иначе игра не продолжится.
Цель игры в шахматы
Игра должна продолжаться до тех пор, пока один из королей не окажется в «матовой» ситуации, либо игра заканчивается вничью или до тех пор, пока один из игроков не решит сдаться.
Кроме того, в шахматы можно играть с «временным контролем». Это означает, что вся игра будет проходить в течение фиксированного времени, и тот, кто превысит лимит времени до объявления «мата», проигрывает партию.
Однако, если вам удастся захватить короля противника до истечения времени, вы выиграете этот матч. При игре на время в шахматах используется разные типы контроля времени. У игроков может быть фиксированное время до конца партии, либо на определённое количество ходов.
В такой спланированной игре у игроков также есть возможность продлить время, тем самым увеличивая количество ходов, которые они, вероятно, сделают.
Как только игра начинается, фигуры перемещаются по доске, используя законные ходы. Цель состоит в том, чтобы захватить как можно больше фигур вашего противника. По мере развития игры игра достигает точки, когда вы либо ставите сопернику «шах и мат», либо вам придётся смириться с поражением.
Если вы находитесь под «шахом», то вы можете выйти из этой ситуации следующим образом:
- Забрать фигуру, которая угрожает вашему королю другой фигурой, или использование вашего короля напрямую, чтобы убрать эту фигуру.
- Увести вашего короля из опасной зоны и поставить его на безопасное поле.
- Преградить противнику путь к вашему королю, перемещая другую фигуру перед фигурой противника.
Однако если вы не можете сделать ничего из вышеперечисленного, то вам поставили мат и следует признать поражение.
Также обратите внимание, что вы не можете поставить себя под «шах». Это означает, что вы не можете сделать ход, который позволит оппоненту захватить вашего короля на следующем ходу.
Выбор цвета
В официальных правилах нет пункта, указывающего, кто должен играет белыми фигурами. Это решение открыто для конкретных правил турнира.
Как правило, цвет определяется случайным образом. Берётся мешок, в который складываются все фигуры и затем главный судья или игрок с наибольшим рейтингом, который участвует в турнире вытаскивает фигуру, по которой и определяется, каким цветом будет играть рейтинг-фаворит на первой доске.
Важные правила игры в шахматы для начинающих
Мат: королю поставлен мат, когда ему некуда бежать и он больше не может защититься от атакующего удара.
Шах: атака на короля, которая угрожает захватить его на следующем ходу.
Пат: это особый случай, когда у игрока нет других допустимых ходов, но он не находится под шахом. Пат — это ничья. Есть также специальное правило пятидесяти ходов, означающее, что если оба игрока сделали пятьдесят ходов без взятия пешками, то игра заканчивается вничью.
Сдача партии: Игрок может в любое время отказаться или выйти из игры и признать поражение.
Смотрите больше шахматной терминологии здесь
Названия шахматных фигур и как они ходят
Многие новички не понимают, в чём разница между ферзём и королём. Практически в каждой шахматной партии король носит маленькую корону или крест.
Ферзь обычно меньше по размеру и имеет ребристый край на макушке. Чтобы лучше понимать правила, важно знать названия всех шахматных фигур и как они ходят. Итак, давайте посмотрим на все фигуры и на то, как они ходят.
Король
Король самая важная фигура в игре. Однако он также самый слабый. Король может двигаться только на одно поле в любом направлении, будь то вперёд, назад или в сторону. У короля также есть особый и уникальный ход, известный как рокировка. Король никогда не сможет занять опасную для него позицию. Игра проиграна, если вы потеряете своего короля.
Рокировка — это особое правило, применимое только к королю и ладье. Рокировка позволяет делать две важные вещи:
- Спрятать короля в безопасное место
- Переместите ладью из угла в центр игры.
Чтобы сделать рокировку, вам нужно переместить короля на два поля в одну сторону, а затем переместить ладью рядом с королём на противоположной стороне. Однако, чтобы рокировка была возможна, должны быть выполнены следующие условия:
- 1. Для ладьи это должен быть первый ход
- 2. Для короля это должен быть первый ход
- 3. Путь между королём и ладьёй должен быть свободным (никакие фигуры не могут его блокировать).
- 4. Король не может находиться под «шахом» или проходить атакованное поле.
Если вы делаете рокировку в направлении, где стоит король, то это называется «рокировка на королевский фланг». Если вы делаете рокировку на другую сторону, где стоит ферзь, это называется «рокировка на ферзевый фланг». Независимо от того, какую сторону вы выберете, при рокировке король переместится только на два поля.
Ферзь
Ферзь самая сильная фигура в шахматах. Ферзь может перемещаться на любое количество полей по горизонтали, вертикали или диагонали.
Однако ему не разрешается перепрыгивать через любые другие фигуры. Он может атаковать любым способом, как ходит. Однако, как и любая другая фигура на доске, если она взята, то она выбывает из игры.
Ладья
Ладья, известная также как тура, может перемещаться на любое количество полей, но только назад, вперёд или вбок. Она также не может перепрыгивать через другие фигуры. Ладьи считаются мощными фигурами, особенно когда речь идёт о защите и работе друг с другом для атаки противника. Взятия в шахматной игре необязательны. Ладья не обязательно должна делать какое-либо взятие. Забирать другие фигуры вы можете тогда, когда заходите, главное, чтобы это не противоречило правилам игры в шахматы.
Слон
Слон может перемещаться на любое количество полей, если все они диагональные. Он не может перепрыгивать через фигуры на своём пути. Если слон начинает с чёрного поля, то он должен всегда ходить по чёрным полям, и наоборот.
Слон хорош для прикрытия или защиты других фигур на доске. На доске у вас будет всего два слона — белопольный и чернопольный. Тот, кто стоит на белом поле, может двигаться по диагонали по белым полям, а кто на чёрном поле, тот движется только по чёрным полям по диагонали.
Конь
По сравнению со всеми остальными фигурами конь движется по-разному. Голова коня похожа на лошадь. В общих словах конь ходит на три поля, два поля в одном направлении, а затем ещё на одно поле под прямым углом.
В результате получается Г-образная форма хода. Это единственная фигура, которая может прыгать через другие шахматные фигуры. Конь может пойти на два поля по вертикали или горизонтали, а затем на одно перпендикулярно.
Другие фигуры никогда не могут заслонить коня. Он может легко перепрыгивать любые фигуры и забирать вражеские фигуры. Однако если конь стоит в углу, то он оказывается в ещё более затруднительном положении, чем ферзь или слон, и ещё более уязвим для того, чтобы его поймал противник.
Пешка
Пешки, с другой стороны, классифицируются как самые сложные фигуры на доске. Пешки необычны, потому что они могут брать другие фигуры и двигаться по-разному. Они продвигаются вперёд, но захватывают другие фигуры по диагонали. Пешки могут двигаться только на одно поле, за исключением первых ходов, в этом случае пешки могут перемещаться на два поля вперед.
Пешки могут брать фигуры только по диагонали перед собой. Они никогда не смогут забрать другую фигуру, задним ходом. Если фигура блокирует пешку, она не может двигаться, пока фигура впереди не уйдёт.
Превращение пешки
Если пешка успешно достигает другой стороны доски, она может стать любой другой фигурой. Это называется превращение в шахматах.
Взятие на проходе
Ещё одно правило, применимое к пешкам, — это «en passant», что по-французски означает «мимоходом». Во время игры, если пешка перемещает на две клетки своим первым ходом и при этом оказывается рядом с пешкой противника (это означает, что эта пешка перемещается на две клетки, чтобы избежать риска захвата), то у вражеской пешки есть возможность забрать эту «хитрую» пешку.
Этот ход возможен только в том случае, если игрок сразу же заметит его и начнёт действовать немедленно. В противном случае возможность взятия пешки исчезает.
После того как вы поймёте названия фигур и их движение, следующий шаг — узнать, как устроена доска.
Смотрите также: Взятие на проходе
Установка шахматной доски
Это исходное положение шахматной доски. Перед тем как начать расставлять фигуры, необходимо правильно установить доску. Доска должна быть установлена так, чтобы у каждого игрока было белое поле в правом нижнем углу шахматной доски.
Стартовая позиция шахматной партии
Размещение фигур
Ладьи: Ладьи ставятся на крайние угловые клетки шахматной доски.
Кони: Кони располагаются рядом с ладьёй (поля b1 и g1 для белых, поля b8 и g8 для чёрных).
Слоны: Слоны размещаются вдоль вертикалей c и f на заднем ряду. Они стоят рядом с конями.
Ферзь: остались два последних поля. Ферзь встаёт на поля своего цвета. Другими словами, если у вас белые фигуры, белый ферзь встанет на белое поле (d1). Точно так же чёрный ферзь пойдёт на чёрное поле (d8).
Король: Оставшийся квадрат — это место, где вы размещаете короля. Король должен быть размещён на поле другого цвета. Другими словами, белый король должен быть помещён на чёрный квадрат (противоположные цвета).
Пешки: Пешки размещаются вдоль второй горизонтали. Для чёрных это 7-я горизонталь.
После того как вы разместите все свои пешки, доска готова! Вы готовы начать игру.
Смотрите также: Как расставить шахматы: Пошаговая инструкция
Понимание стоимости фигур и размены
По ходу игры вы будете находить возможности для захвата фигур вашего соперника. Однако ваш оппонент вполне может отбить вашу фигуру; это называется разменом. Поэтому очень важно, чтобы вы знали цену каждой фигуры, чтобы вы могли с умом их разменивать.
Ценность короля
Короля нельзя менять, но если ему поставлен мат, игра проиграна, поэтому мы можем сказать, что Король бесценен.
Ценность ферзя
Ферзь стоит 9 очков. Ферзь — самая ценная фигура. Вы всегда должны тщательно охранять его и следить за тем, чтобы он не подвергся опасности.
Ценность ладьи
Каждая ладья стоит по 5 очков. Это вторые по силе фигуры на шахматной доске после ферзя. Поскольку они могут атаковать очень много полей, ладьи более ценны, чем кони и слоны.
Ценность слона
Слоны могут быстро перемещаться по доске, но они стоят всего три очка каждый.
Ценность коня
Кони обладают особым талантом прыгать через другие фигуры, но они тоже стоят всего три очка.
Ценность пешек
Пешки имеют наименьшую ценность на шахматной доске — только 1 балл. Если вам придётся чем-то пожертвовать, вы потеряете меньше всего, пожертвовав пешкой.
В шахматах есть три типа разменов:
- 1. Хороший размен
- 2. Плохой размен
- 3. Честный размен
Хороший размен
Здесь белые получат пять очков, если заберут ладью на a8, и потеряют только три очка, если их слон будет взят другой ладьёй на f8. Хороший размен за белых.
Стартовая позиция шахматной партии
Поскольку ладьи дороже слонов, белые счастливы взять чёрную ладью на а8.
Плохой размен
Стартовая позиция шахматной партии
Чёрный ферзь защищает чёрного коня на f6. В этой ситуации, если белый ферзь заберёт чёрного коня на f6, белые получат три очка, но потеряют девять очков, когда их ферзь будет быстро отбит чёрным ферзём на d8.
Честный размен
Честный размен включает обмен фигур одинаковой стоимости в баллах.
Например, размен ладьи на ладью или слона на слона является справедливым обменом, поскольку обе ладьи приносят по 5 очков или слоны по три. Если общее количество баллов с каждой стороны уравнения одинаково, то вы можете сказать, что размен справедлив.
Меняться или не меняться?
Когда вы играете партию, хорошо смотреть вперёд и осознавать положение фигур вашего противника. Если у вашего оппонента есть скрытый ответ, то захват ценной фигуры иногда может привести к катастрофе. Взгляните на позицию ниже и посмотрите, сможете ли вы решить, приведёт ли следующий ход к хорошему, плохому или справедливому размену за белых.
Стартовая позиция шахматной партии
Тест: следует ли белому коню брать ладью на c5 или на f6? Какой захват принесёт больше всего очков белым?
Развитие ваших фигур
Если вы хотите начать хорошо разбираться в шахматах, вы должны сначала овладеть принципом развития своих фигур. Говорят, что в начале игры, когда вы впервые передвигаете свои фигуры, вы их «развиваете». Четыре центральных поля чрезвычайно важны в этом развитии, и вы всегда должны пытаться атаковать или занимать эти поля, потому что это позволяет вашим фигурам контролировать большую площадь доски.
Контроль центра доски
Стартовая позиция шахматной партии
Белый слон в центре доски может перемещаться на 13 различных полей, покрывающих каждую часть доски, тогда как чёрный слон на краю доски может перемещаться только на семь разных полей справа от себя. Белый слон почти вдвое сильнее своего чёрного собрата.
Развитие с целью контроля центра
Стартовая позиция шахматной партии
В исходной позиции пешки блокируют двух слонов. Итак, первым ходом вы должны подтолкнуть пешку перед королём на два поля вперёд, освобождая слона f1 и ферзя.
Чёрным нужно ходить пешкой d7 или e7, чтобы освободить фигуры заднего ряда.
Теперь этот слон может действовать.
В позиции ниже белые развили обоих своих коней и одного слона, которые либо атакуют, либо занимают центральные поля. Слон на c1 по-прежнему застрял за пешками, следующим шагом будет перемещение пешки d2, чтобы ввести его в игру.
Стартовая позиция шахматной партии
Когда вы развили всех своих коней и слонов, важно сделать рокировку, чтобы обезопасить своего короля. Теперь ваша позиция должна выглядеть так: все кони и слоны развились централизованно и безопасно, а ваш король рокировался в безопасное место. Если вы достигли этой позиции, значит, вы играли как гроссмейстер по шахматам!
Атака и защита
Когда вы играете в шахматы, у вас всегда должен быть план. Вы всегда должны быть в состоянии обосновать свои действия. Хорошее развитие фигур — это только первый этап в управлении центром доски, что, в свою очередь, даёт вам сильную позицию для проведения яростных атак на вашего оппонента.
Атакующий план
Стартовая позиция шахматной партии
Если вы хотите захватить фигуру противника, вы должны сначала атаковать её. Здесь, когда мы перемещаем пешку с b2 на b4, чтобы атаковать чёрного коня на a5, конь оказывается в ловушке т.к. он не может уйти на безопасное поле.
Если чёрный конь заберёт эту пешку, белые отобьют его слоном d3.
Успешные атаки
Часто бывает хорошей идеей атаковать фигуру оппонента фигурой меньшей ценности, чем которую вы атакуете.
Здесь, если белые переместят своего ферзя на a4, чтобы атаковать коня, они не добьются успеха, потому что, при взятии коня чёрные отобьют его своим ферзём.
Стартовая позиция шахматной партии
Ладья в ловушке. Она не может убежать от атакующего Ферзя.
Здесь чёрная ладья бессильна от атаки ферзя. Она не может уйти на безопасное поле и не может быть защищён своими фигурами.
Когда ферзь берёт ладью, белые делают выгодный захват, потому что ферзя невозможно отбить.
Помните, что ферзь стоит девять очков — больше, чем любая другая фигура.
Потеря фигуры
Один мудрый человек однажды сказал: «Отпадают отдельные части», или сокращённо ООЧ. Если ваша фигура проиграна, значит, её не защищал ни один из её армейских коллег.
Атака незащищённой фигуры может быть очень эффективной выигрышной стратегией, и вам следует постоянно следить за возможностью срубить незащищённые фигуры. Вы также должны убедиться, что ваши фигуры защищают друг друга, чтобы они не были потеряны.
Защита фигуры
Здесь белый слон атакует незащищённого коня на f6. Если конь двинется, слон берёт ладью на d8. Чёрные могут защитить коня, переведя ладью на d6. Если белые затем возьмут коня, чёрные могут отбить ладьёй. Этот «честный размен».
Стартовая позиция шахматной партии
Защищайте своего короля
Самая важная фигура, которую нужно защищать, — это, конечно, ваш король. Здесь белый ферзь угрожает матом на h7. Чёрные могут защитить своего короля, переместив коня на f6 (Nf6). После чего взятие на h7 приведёт к катастрофе для белой ферзя, потому что его сможет взять конь.
Стартовая позиция шахматной партии
Победа в первых играх — мат для новичков
До сих пор вы в определённой степени научились играть в шахматы.
Однако для того, чтобы выиграть в шахматы, вы должны научиться ставить мат противнику. Вот несколько способов, которыми вы можете поставить мат и выиграть некоторые из ваших первых игр в качестве новичка.
Детский мат для начинающих
Детский мат, который также известен как мат в четыре хода, — отличный способ выиграть некоторые из ваших первых игр, и он действительно произведёт впечатление на ваших друзей.
Сначала переместите пешку перед вашим королём на два поля вперёд, чтобы открыть линии для вашего ферзя и слона f1. Затем выведите своего ферзя по диагонали как можно дальше на h5. Затем поставьте слона на c4. Ферзь и слон теперь атакуют чёрную пешку на f7.
Чёрные проигнорировали смертельную угрозу на f7 и позволили белому ферзю взять пешку, дав быстрый и смертельный мат.
Мат двумя ладьями
После того как вы срубите все фигуры оппонента, вы часто будете попадать в такую позицию, но как здесь поставить мат?
Вы быстро обнаружите, что в таких позициях практически невозможно поставить мат королю в середине доски. Будет намного проще, если вы сможете прижать его к одному из краёв. Всё, что вам нужно запомнить, — это три важных правила:
1. Сформируйте барьер
Эта ладья образовала преграду. Король теперь не может двигаться вперёд, так как он пойдёт под шах.
2. Шах другой ладьёй
Если ваш барьер на месте, то вам следует сделать шах другой ладьёй, отрезая больше полей у короля соперника. Теперь король должен отступить, чтобы избежать шаха. Король атакован и должен уйти из-под шаха.
3. Уберите свою ладью от опасности!
Если король вашего противника когда-либо атакует одну из ваших ладей, вы должны убрать её от опасности. Убедитесь, что ваш барьер всё ещё на месте, и, если возможно, отодвиньте ладью подальше от вражеского короля, когда он будет атаковать её по диагонали.
4. Мат!
Этот процесс вытеснения короля на край доски всегда приведёт к подобному мату. Чёрный король под шахом и не может уйти на безопасное поле, поэтому это мат!
Мат ферзём и королём
Ферзь — очень сильная фигура, но даже он не может поставить мат без помощи своего короля. Как только вы освоите мат королём и ферзём, то количество выигранных вами партий взлетит до небес.
Просто выполните следующие три шага:
1. Создайте барьер ферзём, как если бы вы делали мат с двумя ладьями, чтобы отрезать поля для побега короля.
2. Переместите своего ферзя так, чтобы он был на шаг коня от короля вашего оппонента, убедившись, что ваш барьер всё ещё на месте, а затем преследуйте его. Здесь чёрный король перемещается на одно поле по диагонали, так что это именно то, что должен делать ферзь.
3. В тот момент, когда король вашего оппонента переходит в угол доски, пора привести на помощь вашего короля. Вы должны оставить своего ферзя на месте, иначе вы рискуете поставить пат. Ферзь поймал чёрного короля в ловушку, а белый король встал на решающее поле, чтобы поддержите своего ферзя. Теперь у белых есть возможность поставить пять разных матов, ни один из которых не был возможен без помощи короля.
Наглядный пример
Со временем этот мат станет для вас второй натурой. Пока вы следуете трём простым правилам и избегаете опасностей запатовать короля, вы никогда не ошибётесь.
- Сформируйте барьер.
- Следуйте за вражеским королём.
- Подведите короля.