Схема переключения передач т 16 мг инструкция

Рычаг переключения передач (4) [рис. 1] используется для переключения шестерён коробки передач. При включении и переключении передач следует нажать на педаль муфты сцепления (6) на половину её хода и, перемещая рычаг, включить требуемую скорость. При выключении передач рычаг нужно установить в нейтральное положение [рис. 2].

Расположение органов управления и контрольных приборов самоходного шасси Т-16М

Рис. 1. Расположение органов управления и контрольных приборов самоходного шасси Т-16М.

1) – Включатель «массы»;

2) – Рычаг включения декомпрессионного механизма;

3) – Рычаг выключения независимого вала отбора мощности;

4) – Рычаг переключения передач;

5) – Рычаг горного тормоза;

6) – Педаль муфты сцепления;

7) – Рычаг распределителя гидравлической системы;

8) – Переключатель света фар;

9) – Переключатель указателей поворота;

10) – Включатель габаритных огней;

11) – Щиток контрольных приборов;

12) – Рулевое колесо;

13) – Рычаг ручного управления подачей топлива;

14) – Соединительная планка;

15) – Педаль правого тормоза;

16) – Педаль управления подачей топлива;

17) – Педаль блокировки дифференциала;

18) – Педаль левого тормоза.

Схема расположения рукоятки рычага переключения передач самоходного шасси Т-16М

Рис. 2. Схема расположения рукоятки рычага переключения передач самоходного шасси Т-16М.

21*

Трактор Т-16, выпускаемый Харьковским Тракторным Заводом, в независимости от своих модификаций оснащался коробкой передач, выполненной аналогично КПП трактора Т-40, с поперечным размещением валов и идентичной схемой переключения передач. Скоростные и тяговые характеристики модификаций самоходного шасси отличались в результате установки разных силовых агрегатов, где на базовой модели Т-16 был установлен дизель Д-16 мощностью 13.4 кВт, а на версиях Т-16М и Т-16МГ установлен дизель Д- 21А1 мощностью 18.4 к Вт.

Коробка передач Т 16

Коробка передач трактора Т-16 в сборе

Функциональность КПП

Коробка скоростей сконструирована по типу трактора Т-40, где редуктор обеспечивает шесть стандартных скоростей переднего хода, одну замедленную передачу переднего хода и одну скорость заднего хода. Отличием от коробки Т-40, есть отсутствие функции реверса, и естественно отличные передаточные числа формируемых скоростей.

Трактор шассик

Трактор Т-16М

Модификация Скорость I-й передачи км. в час Скорость VI передачи км. в час Скорость замедленной передачи км. в час
Т-16 3.72 19.6 1.38
Т-16М 5.51 23.17 1.6
Т-16МГ 5.51 23.17 1.6

Вместе с формированием передаточных чисел для ходовой части трактора, в корпусе КПП, размещён вал отбора мощности, для привода используемого с машиной активного оборудования. Мощность для ВОМ трактора идёт параллельным потоком от двигателя через дополнительную муфту в составе механизма сцепления трактора, обеспечивая оборудованию независимый привод.

Схема переключения

Учитывая конструктивную особенность коробки трактора Т-16, где валы расположены поперёк оси движения трактора, переключение осуществляется при продольном движении рычага управления по нейтрали и поперечным движением при непосредственном включении выбранной скорости.
Коробка передач имеет полностью идентичную схему переключения с коробкой колёсного трактора ЛТЗ Т-40.

Переключение скоростей трактора Т 16

Схема переключения передач трактора Т-16

Спецификой переключения передач Т-16 является то, что выжим муфты сцепления для включения или выключения скорости осуществляется на половину рабочего хода педали. Такого выжима достаточно для отсоединения основного фрикционного диска муфты от маховика двигателя и разблокировки механизма переключения КПП. Полный выжим педали муфты, в пол кабины, осуществляют только при включении и выключении вала отбора мощности трактора. При таком выжиме, в дополнение отвода основного диска, отводится второй диск в составе сдвоенной муфты трактора, отвечающий за передачу мощности на ВОМ.

Устройство КПП

Редуктор КПП размещён в общем корпусе трансмиссии вместе с дифференциалом ведущего моста трактора. Коробка передач представляет собой редуктор с цилиндрическими шестернями, где переключение передаточных чисел осуществляется осевым скольжением по волам и взаимным вхождением в зацепление соответствующих шестерён.

Силовая передача трактора Т 16

Трансмиссия трактора Т-16 в сборе

Схема трансмиссии Т 16

Кинематическая схема трансмиссии трактора Т -16

Коробка состоит из двух основных валов первичного и вторичного с помощью которых формируется основная часть передач. Дополнительный вал включён в конструкцию для формирования передачи заднего и замедленного хода. Для формирования замедленной передачи в конструкцию включена отдельная промежуточная шестерня.

Корпус КПП Т16

Корпус коробки

Коробка передач Т 16

Схема КПП Т-16

Первичный вал

Деталь получает вращение через коническую шестерню от основного силового вала передающего поток мощности от двигателя через муфту сцепления, меняя осевое направление вращения с продольного на поперечное. Деталь опирается на два шариковых подшипника марки 6306.

Детали вала сцепления трактора Т 16

Сборка главного вала сцепления Т-16

На шлицы вала посажены два скользящих ведущих зубчатых блока: V и VI передачи, II и III передач. А также на валу установлены неподвижные ведущие шестерня IV передачи, и шестерня I передачи, посаженная на призматическую шпонку.

Первичный вал коробки Т 16

Сборка первичного вала

Подвижные блоки первичного вала взаимодействуют с соответствующими ведомыми шестернями на вторичном валу. Неподвижная шестерня I передачи находится в постоянном зацеплении с большой шестерней блока заднего хода.

Детали первичного вала коробки Т 16

Детализация первичного вала

Особенностью установки первичного вала является регулировка его осевого положения, обеспечивающего оптимальное зацепление в паре конических шестерён главной передачи. Такую же осевую регулировку выполняют на главном валу являющимся ведущей частью конической передачи. Регулировка зацепления осуществляется подбором пакета прокладок в опорах валов. На первичном валу устанавливают прокладки под стакан внешней опоры. На ведущем валу пакет прокладок установлен под фланцем стакана, который крепится к перегородке в корпусе КПП.

Шестерни коробки передач Т 16

Схема коробки передач трактора Т-16

Вторичный вал

Деталь установлена на две опоры в составе с шариковыми подшипниками марки 6405 и 6307. На валу установлены неподвижные: ведомый блок V и VI передач; ведомый блок II и III передачи; шестерня, взаимодействующая с шестерней дифференциала. А также подвижная ведомая шестерня IV передачи и заднего хода, подвижная ведомая шестерня I-й и замедленной скорости.

Вал вторичный коробки Т 16

Вторичный вал в сборе

Детализация вторичного вала кпп Т 16

Сборка вторичного вала

Дополнительный вал заднего хода

Через шестерни данного вала осуществляется формирование передаточного числа для обратного вращения вторичного вала получая задний ход, а также для при взаимодействии с промежуточной шестерней формируется замедленная скорость переднего хода.

Вал задней передачи Т 16

Дополнительный вал задней передачи и промежуточная шестерня коробки Т-16

Вал опирается в корпусе КПП на два шариковых подшипника марок 6305 и 6205. На валу размещены неподвижные шестерни: заднего хода взаимодействующая с шестернёй вторичного вала; приводная шестерня, взаимодействующая с ведущей шестерней первой передачи на первичном валу; шестерня замедленной передачи, взаимодействующая через промежуточную шестерню с ведомым зубчатым скользящим колесом на вторичном валу.

Промежуточная шестерня

Данное зубчатое колесо вращается на отдельной оси и опирается на роликовый подшипник игольчатого типа марки 64805. На оси размещена шестерня, взаимодействующая с зубчатым колесом на дополнительном валу и скользящей шестерней на вторичном валу при включении замедленной скорости.

Механизм переключения

Движение скользящих шестерен при переключении передаточного числа осуществляется скользящими валиками с закреплёнными вилками. Фиксация включённой передачи осуществляется пружинными фиксаторами, шарики которых заходят в радиальные выточки валиков переключения.

Кулиса коробки передач Т-16

Рычаг переключения КПП Т-16

Для защиты механизма КПП и исключения переключения без отключения муфты сцепления механизм управления оснащён блокировкой. Механизм представляет собой поперечно расположенный валикам переключения валик с фрезерованными выточками, которые должны совпадать при разблокировке механизма переключения. Осевой рабочий ход валика блокировки ограничивается штифтом. Сам валик связан через систему тяг с педалью управления муфтой, и его осевое передвижение для разблокировки механизма переключения осуществляется только при выжиме педали.

Корпус КПП Т 16

Детализация корпуса коробки

Дифференциал Т 16

Детали сборки дифференциала Т-16

Детали вала отбора мощности Т 16

Детализация вала отбора мощности

Передачи трактора Т-16 переключаются рычагом 28, перемещающим валики 21, 22, 35 и 36 с жестко закрепленными на них вилками 37, 38, 39 и 40. Рычаг смонтирован в колонке на сферической опоре и фиксируется от проворачивания вокруг вертикальной оси штифтом 30.

Как переключать передачи на тракторе Т 25?

Сами рычаги служащие для переключения передач установлены только на первых выпусках тракторов Т-25. Они служат для того чтобы выбрать требуемую передачу, поменять тягу машины или скорость её движения. Рычаг нужно переместить вперед по направлению от водителя или назад, затем отклонить в левом или правом направлении.

Коробка переключения передач (КПП) тракторов Т-16 обеспечивает агрегату семь передач переднего хода и одну заднего. Валы КПП размещены поперек продольной оси шасси, благодаря чему уменьшены продольные размеры трансмиссии и осуществлена передача вращения к дифференциалу с помощью цилиндрических шестерен.

Как переключать передачи на тракторе Т 40?

Как правильно переключить передачи на Т-40

Правила переключения мало чем отличны от стандартных: Обязательно отключаем сцепление от двигателя выжимая педаль; По схеме (смотрите ниже) включаем нужную передачу; Менять направление движение (вперед и в зад) на ходу категорически нельзя.

Сколько скоростей на тракторе Т 25?

Трактор Т-25 оснащен 6-ступнечатой КПП с поперечными валами. Помимо 6 реверсивных, предусмотрено две замедленные передачи. При 900 об/мин (пониженные обороты) машина может двигаться со скоростью 0,935 км/ч.

Как включить заднюю скорость на Т 25?

Для того чтобы перевести трактор в режим заднего хода (ЗХ), перемещаем рычаг сперва в крайнее заднее положение, затем вправо. Переключать передачи, удвоителя или реверса нужно выполнять при полностью отключенном сцеплении.

Как установить ходоуменьшитель на Т 40?

Ходоуменьшитель трактора Т-40 и Т-40А включается рычагом реверса, который имеет три положения: «вперёд», «реверс», а также «ходоуменьшитель».

Какой расход топлива у т 16?

Расход топлива в 274 г/кВт*ч считается довольно низким: этого удалось достичь благодаря тому, что в силовом агрегате трактора Т-16 было использовано предкамерное смесеобразование.

Какой расход топлива Т 16?

Маневренность трактора в закрытых помещениях и небольших площадках обеспечивается небольшим радиусом разворота. Дизельный двигатель машины двухцилиндровый марки Д-16. При мощности в 16 л. с, средний расход дизельного топлива 274 г/кВт в час считается достаточно экономичным.

Какое давление в шинах т 16?

Давление воздуха в камерах шин передних и задних колёс самоходного шасси Т-16М В камеры передних колёс накачивается воздух до давления 1,4-2,5 кгс/см2 – для полевых работ, а для транспортных – 2,5-3,4 кгс/см2.

Сколько передач на тракторе Т 40?

Механическая, реверсивная. коробка передач – четырехходовая, 8 скоростей, реверс, блокиратор.

Как расположены Скоростя на Т 40?

Схема ходоуменьшителя трактора Т-40: 1 — крышка с маслоподводящей трубкой; 2 — ведомая шестерня; 3 — сателлит; 4 — стакан; 5 — ось педали муфты сцепления ВОМ; 6 — маслоприемник с трубкой; 7 — коронная шестерня; 8 — первичный вал; 9 — муфта; 10 — коническая шестерня; 11 — ведущий вал; 12 — солнечная шестерня; 13 — …

Какой расход топлива у т 40?

Расход у Т-40 от 5 до 7 литров в час, но если брать нынешнее время, то можно с уверенностью сказать из за износа, час на многих Т-40 расход примерно около 10 литров в час, не сказать что мало для 50 л.

Сколько стоит трактор Т 25?

Масса — 1550 кг. Машина идет со всеми документами и инструкциями. Цена — около 600 000 рублей без навесного оборудования. Следующим достойным аналогом Российского трактора Т-25 служит китайский производитель тракторов Xingtai (Синтай), выпускающий агрегаты различной мощности.

Сколько весит трактор Т 25?

Мощность двигателя (Дизель) – 19,5 (26,6) кВт (л. с.) Колея — 1200–1400 мм. Масса — 2020 кг.

Какой расход топлива на тракторе Т 25?

При умеренной нагрузки на двигатель расход топлива составляет 223 (164,3) г/кВт/ч (г/л. с./ч). При пахоте, в зависимости от влажности и плотности почвы, трактор т-25 расходует 18-22 литра в час. Норма расхода солярки на холостом ходу — 0,7 литра в час.

Содержание

  1. Органы управления самоходного шасси Т-16М. Рычаг переключения передач
  2. Коробка передач Т-16, дифференциал Т-25, Т-40.
  3. История создания
  4. Коробка передач трактора Т-16
  5. Назначение
  6. Технические характеристики
  7. Двигатель
  8. Расход топлива
  9. Коробка передач
  10. Гидравлическая система
  11. Рулевое управление
  12. Ходовая система
  13. Расхода топлива трактора Т-16
  14. Устройство
  15. Габаритные размеры
  16. Кабина
  17. Модификации
  18. Преимущества и недостатки эксплуатации
  19. Навесное оборудование

Органы управления самоходного шасси Т-16М. Рычаг переключения передач

Рычаг переключения передач (4) [рис. 1] используется для переключения шестерён коробки передач. При включении и переключении передач следует нажать на педаль муфты сцепления (6) на половину её хода и, перемещая рычаг, включить требуемую скорость. При выключении передач рычаг нужно установить в нейтральное положение [рис. 2].

Рис. 1. Расположение органов управления и контрольных приборов самоходного шасси Т-16М.

2) – Рычаг включения декомпрессионного механизма;

3) – Рычаг выключения независимого вала отбора мощности;

4) – Рычаг переключения передач;

6) – Педаль муфты сцепления;

7) – Рычаг распределителя гидравлической системы;

8) – Переключатель света фар;

9) – Переключатель указателей поворота;

10) – Включатель габаритных огней;

11) – Щиток контрольных приборов;

13) – Рычаг ручного управления подачей топлива;

14) – Соединительная планка;

15) – Педаль правого тормоза;

16) – Педаль управления подачей топлива;

17) – Педаль блокировки дифференциала;

18) – Педаль левого тормоза.

Рис. 2. Схема расположения рукоятки рычага переключения передач самоходного шасси Т-16М.

Источник

Коробка передач Т-16, дифференциал Т-25, Т-40.

Трактор Т-16 или «Шассик» — так его называют в народе, детище Харьковского тракторного завода. Является глубокой модернизацией самоходного шасси ДСШ-14. Задумывался конструкторами, как самоходная, универсальная платформа, для различного сельскохозяйственного и промышленного оборудования.

На шасси предусматривалась установка оборудования для междурядной обработки: опрыскиватель, культиватор.

Для заготовки кормов, широко применяют косилку с использованием бокового ВОМ, стогомёты. Погрузчики разных видов, кузов – самосвал, большой перечень промышленного оборудования. Несмотря на свою универсальность, наибольшую популярность у населения он приобрел, как компактный, маневренный и проходимый грузовик.

На таком хоть в лес за дровами, хоть песка для или гравия для приусадебной стройки привезти, самое то. За комплектацию с передним расположением кузова, Т-16 получил второе свое народное прозвище — «Попрошайка»!

История создания

В середине 50-х годов на Харьковском заводе тракторных самоходных шасси начинается производство и сборка ДСШ-14. Этот трактор станет началом целой линейки самоходных шасси, которые обретут большую популярность у населения на всей территории бывшего Советского Союза.

ДСШ-14 имел оригинальную для того времени конструкцию. Двигатель было решено перенести назад, за кабину, а спереди на трубчатой раме, устанавливать нужное оборудование.

Первая машина была выпущена в 1956. Дизельный мотор мощностью в 14 л.с. позволяла двигаться со скоростью до 13,7 км/ч, коробка передач имела шесть скоростей, а масса достигала 1,67 т. В такой комплектации трактор выпускался 2 года, после чего завод перешёл на сборку модернизированного ДВСШ-16. Модернизированная машина имела уменьшенный на 200 кг. вес и возросшую до 17 км.ч. скорость.

Дальнейшие работы по усовершенствованию самоходных шасси привели к рождению новой модели Т-16 в 1961 году. Здесь был применён уже более мощный 16 л.с. двухцилиндровый дизель. При массе трактора Т-16 в 1,43 тонны грузоподъёмность составила 750 кг, а скорость выросла до 19,5 км/ч.

На платформе этого трактора в разное время выпускались машины самого разного назначения: экскаваторы, вышки, краны, виброуплотнители. Устанавливалось оборудование для дорожной разметки, уборки улиц и конечно же, масса сельскохозяйственных агрегатов.

Непосредственно Т-16 выпускали в течение шести лет, всего их было собранно 600 тысяч. Модификации этого выдающегося трактора выпускались вплоть до 1995 года.

Коробка передач трактора Т-16

Ознакомьтесь также с этими статьями

  • Косилка для минитрактора
  • Трактор МТЗ 82
  • Мотоблок Салют 100-БС-В
  • Мотоблок Кентавр МБ 2070Б

Коробка передач, включенная в состав трансмиссии вместе с сухой ленточной тормозной системой, имеет 7-ступенчатую конструкцию, работающую по механическому принципу. С ее помощью скорость движения регулировалась в диапазоне от полутора до 17,5 км/час.

Назначение

  • сельскохозяйственные манипуляции (такие как опрыскивание культур антипаразитарными средствами);
  • работа в сочетании с культиваторами;
  • работа вместе с уборочными машинами; грузовые операции (после выпуска в последующие годы трактор стал популярен именно благодаря его грузовым функциям);
  • модель, также называемая в кругах фермеров «шассик», использовалась в колхозах, совхозах, а затем — в частных и государственных фермерских хозяйствах;
  • благодаря навесному оборудованию, к агрегату возможно подключение циркулярной пилы, лебедки, генератора;
  • перевозка строительных материалов;
  • вывоз строительного мусора.

Технические характеристики

Технические характеристики трактора Т-16 сделали его любимцем многих поколений фермеров. Из конструктивных особенностей устройства особенно можно выделить заднее расположение мотора. Тяговый класс 0,6. Размеры шин ведущих колес — 9.50-32, направляющих — 6.50-16. Грузоподъемность самосвальной платформы, расположенной в передней части кабины — 1000 кг.

Двигатель

Базовые тракторы Т-16 были оборудованы четырехтактным мотором с мощностью 16 л.с., более поздние модели были оборудованы двигателем Д-21А1 с 22 лошадиными силами. Этого мотора хватает для приведения в действие не только трактора Т-16, но и навесного оборудования, которое может весить до 150 кг. Оба мотора имеют воздушное охлаждение. На головках и боковых сторонах цилиндров расположены ребра, которые обеспечивают их охлаждение. Можно регулировать скорость воздушного потока при помощи поворотного диска в соответствующем канале.

1- счетчик моточасов; 2 — центрифуга; 3 — топливные фильтры; 4 — выпускной трубопровод; 5 — средний дефлектор; в — топливный насос; 7 — маховик; 8 — подогревательная свеча накаливания.

Расход топлива

Удельный расход топлива у «шассика» составлял 272 г/кВт в час.

На агрегате «шассика» использовался предкамерный метод смесеобразования. При этом предкамера формировалась специальной вставкой, впрессованной в головку цилиндров, и полостью, расположенной в головке. Предкамера занимала до 35% объема камеры сгорания.

Коробка передач

На минитракторе Т-16 установлена механическая коробка передач. На первых моделях было четыре положения для езды вперед, на последующих модификациях их количество было увеличено до 7. Ходовая и трансмиссия Валы коробки передач находятся под прямым углом по отношению к продольной оси. Благодаря этому удалось уменьшить размеры трансмиссии и машины в целом. Схема сцепления трактора Т-16 Сцепление включает в себя два однодисковых узла, которые предназначаются для передачи момента вращения на коробку передач и регулировку работы ВОМ. Ведущий мост – задний.

Гидравлическая система

Гидравлика тракторов состоит из шестеренного насоса, установленного на моторе, распределителя, исполнительных цилиндров и соединительных магистралей. На Т-16МГ установлено гидрообъемное рулевое управление, подключенное к основной магистрали.

Оборудование, которое используется на Т-16, устанавливается на раме перед кабиной. В сельском хозяйстве машина прекрасно сочетается с опрыскивателями, оборудованием для подкормки и внесения удобрений, косилками и стогомётами. Бороны и катки удобно цеплять на скобу, за передний поперечный брус, так чтоб борона располагалась между передними и задними колёсами.

Так же с трактором прекрасно агрегатируется различное коммунальное оборудование. Разные виды погрузчиков, включая самопогрузчик с кузовом самосвалом. Сварочное оборудование, помпы для воды, пилорамы.

Рулевое управление

Штампованная колонка прикреплена к фланцевой части заднего силового бруса рамы. В колонке установлены на подшипниках 2 вала, имеющих карданный узел соединения. На Т-16МГ колонка оборудована системой регулировки по длине и углу наклона. Настройка выполняется вручную, после этого шарнирное соединение зажимается фиксатором.

Ходовая система

В состав ходовой входят рама, передний и задний мост, колеса. Рама Т-16 служит для установки различного оборудования. Это жёсткая сварная конструкция, состоящая из двух продольных труб, левой и правой, а так же поперечных переднего и заднего брусьев, соединяющих трубы.

В отверстие в переднем брусе запрессованы две втулки, которые служат опорой для оси качения моста. Сам передний мост состоит из балансира и двух поворотных кулаков вставленных в него. Задний мост ведущий.

Колеса ведущего заднего моста состоят из профилированного обода, диска и шины низкого давления. По внутреннему диаметру обода равномерно распределены и приварены стойки, к которым при помощи шести болтов крепится диск. К ступице колесо крепится на специальные болты, которые подходят как для передних, так и задних колёс.

Расхода топлива трактора Т-16

Советуем к прочтению другие наши статьи

  • Трактор John Deere 6920
  • Культиватор сплошной обработки
  • Сеялка СЗ 3,6
  • Трактор Кировец К-700

Трактор работает на дизельном топливе и потребляет его по норме расхода двигателя 272 г/кВт.ч. Особенности конструкции не позволяли использовать трактор в зимнее время года, соответственно расход топлива зависел исключительно от выполненной работы.

Устройство

На «шассик» устанавливали жесткий каркас, облицованный различными элементами. В более поздних версиях он получил крышу, двери и панели со стеклами. Каркас защищал водителя от травм в случае опрокидывания шасси, укрывал от плохой погоды и выхлопных газов. Летом быстросъемные элементы с него можно было демонтировать. Сам он крепился на шасси в 6 местах посредством резиновых амортизаторов.

Каркас был сварен из прямоугольных труб, соединенных болтами. Крыша каркаса для вентиляции могла фиксироваться в приподнятом положении. Внутри него также были установлены стеклоочистители, солнцезащитный щиток, зеркала и крючок для одежды.

Навесное оборудование для Т-16 заслуживает дополнительного внимания. Благодаря нему трактор оказался настоящим универсалом, готовым к выполнению множества работ. Специализированная машина представляла собой лишь малофункциональный транспорт, но агрегирование с дополнительным оборудованием делало из нее эффективную технику. Спереди «шассика» на раме находились места креплений, позволяющие устанавливать особые устройства, мотопилы, дорожные щетки, сенокосилки, погрузчики различных вариаций грузовую платформу и дополнительные агрегаты. Управление Т-16 осуществлялось посредством педалей, соединенных через наконечники, пальцы и тяги с рычагами управления. У модели была механическая ступенчатая трансмиссия.

Главным отличием «шассика» от классических тракторов было заднее расположение трансмиссии и мотора и переднее расположение навесных орудий. Подобная конструкция обеспечивала отличный обзор междурядий и органов орудий с места водителя. Надежное покрытие с грунтом в Т-16 поддерживалось благодаря смещенному к задним колесам центру тяжести.

Габаритные размеры

Габариты «Шассика» следующие: ДВШ — 3280/2600/2000 мм. Клиренс 56 мм., общий вес трактора 1685 кг. без навесных устройств.

Кабина

На первых моделях кабина на Т-16 отсутствовала. Позже на «шассик» начали устанавливать прочный каркас, для защиты тракториста от опрокидывания. Ещё позже к каркасу добавили различные съёмные элементы кабины: крышу, панели со стёклами, двери. Такая кабина уже служила защитой не только защитой от механических воздействий, но и от непогоды и выхлопных газов.

Плюсом было ещё и то, что в жаркое время года все быстросъемные элементы легко снимались, оставляя только каркас, который крепился к раме на резиновые амортизаторы в шести местах.

Т-16 получил подрессоренное одноместное сиденье с регулировкой по росту и весу водителя. Настройка осуществлялась перестановкой чаши. Сиденья были дополнены подлокотниками и твердой спинкой. На левом крыле каркаса находился инструментальный ящик. Его техническое обслуживание особой трудности не представляло. Необходимо было регулярно очищать сиденья, иногда подкрашивать проблемные места и подтягивать болтовые соединения.

Модификации

Т-16 выпускался только с 1961 по 1967 год, все более поздние модели – это его модификации.

Рассмотрим их более подробно:

  • Т-16М – первая модернизация «шассика». Отличался в первую очередь установкой более мощного двигателя 25 л.с. Максимальная скорость машины возросла до 23 км/ч. А минимальная скорость выполнения работ с помощью ходоуменьшителя была снижена до 1,6 км/ч, это значительно расширило диапазон выполняемых сельскохозяйственных работ. Масса модернизированной машины возросла до 1810 градусов. Появилась каркасная кабина с тентом и дверьми.
  • Т-16МГ – пошёл в серию с 1986 года. Мощность двигателя осталась прежней 25 л.с. но в целом двигатель подвергся большому количеству доработок, благодаря чему стал более эффективно использовать своих лошадок. Максимальная скорость трактора возросла до 40 км/ч. Наконец трактор получил закрытую, цельнометаллическую кабину и в целом стал более комфортным для тракториста. На тракторе предусматривалось аж три ВОМ, два синхронных и третий независимый. Выпуск этой модификации остановили в 1995 году.

Преимущества и недостатки эксплуатации

Почему же трактор Т-16 обрёл такую популярность среди населения? Думаю дело в его главном преимуществе, а именно, низкой стоимости при хорошей надёжности и широком диапазоне выполняемых работ.

Так же из плюсов можно выделить:

  1. Простота в эксплуатации, управлять «шассиком» вполне способен человек без каких — либо специальных навыков.
  2. Техническое обслуживание и ремонт, так же не составят труда, если человек, как механик, знаком хотя бы с основами.
  3. Небольшие размеры позволяют маневрировать там, где большему трактору не развернуться.
  4. Хорошая проходимость позволит забрать или доставить груз туда, где обычному грузовику не пройти.
  5. За счёт малого веса не сильно прикатывается грунт во время сельскохозяйственных работ.
  6. Большой выбор навесного оборудования делает машину универсальной.

Основным и чуть ли не единственным недостатком принято считать воздушную систему охлаждения двигателя. В зимний период запустить двигатель без предварительного подогрева не получится, а система холодного пуска на двигателе не предусмотрена.

«Попрошайка» является очень простым трактором в плане ежедневного и периодического обслуживания. Перед каждым выездом следует проверять и при необходимости доливать топливо, охлаждающую жидкость и масло, проверять работоспособность тормозной и рулевой системы, заряд аккумулятора.

Правила безопасной эксплуатации трактора Т-16:

  • во время движения держите двери кабины закрытой;
  • высоту сиденья регулируйте соответственно росту оператора;
  • ремонт двигателя и разбор КПП производите только после того, как мотор остыл;
  • следите за уровнем давления охлаждающей жидкости;
  • контролируйте показатели дизельного топлива, уровня масла;
  • не курите вблизи работающего двигателя машины.

Правила обслуживания трактора Т-16:

  • как и любая техника подобного класса, Т-16 нуждается в периодической проверке состояния деталей устройства, скрепленных частей, навесок, КПП, данная проверка выполняется каждые 50, 100, 200 и более часов;
  • на время бездействия «законсервируйте» трактор, выполнив слив топлива и установив машину на хранение в сухом помещении;
  • при сложных условиях эксплуатации (высокий уровень влажности, высокая запыленность и т.д) может потребоваться внеплановый ТО, выполните его согласно инструкции по эксплуатации трактора;
  • все отработанные жидкости сдавайте в утилизацию;
  • избегайте течи масла и топлива, в особенности в жаркие летние дни — и масло, и дизельное топливо весьма горючи и легко воспламеняются.

Навесное оборудование

Навесное оборудование является незаменимой составляющей производственных процессов и специализации тракторного шасси. Для его установки на трубчатой раме Т-16 предусмотрены специальные отверстия и платформы. Благодаря возможности использования практически всех существующих видов навески позволяет расширить функционал машины до максимума.

На трактор Т-16 устанавливаются следующие виды навесного оборудования:

  • Различные виды плугов, сеялок и культиваторов.
  • Картофелеобработчики – сажалки и копалки.
  • Оборудование экскаваторного назначения.
  • Механизмы, используемые для заготовки кормов (сенокосилки и др.).
  • Транспортные прицепы и платформы.

ВНИМАНИЕ! Навесное оборудование не поставляется в стандартном заводском комплекте — обычно оно приобретается отдельно, в зависимости от нужд потребителя.

Источник

Тракторное самоходное шасси Т-16 – один из примеров транспортного средства, которое получило более широкое применение, чем изначально планировали разработчики.

Этот трактор выпускался с 1961 по 1967 годы для сельскохозяйственных работ. Его главными функциями были опрыскивание, вспахивание почвы, обработка посевов, окучивание, борьба с сорняками, уборка урожая.

Для большей функциональности СШ имел спереди крепления для установки самого разного дополнительного оборудования – культиваторов, опрыскивателей, пропашных и уборочных машин, пил, грейдерных лопат и т.п. Все они приводились в движение с помощью вала отбора мощности, то есть за счет передачи крутящего момента от трактора к навесному оборудованию. Это значит, что машина разрабатывалась как мощное средство с показателями высокой проходимости и надежности.

Именно поэтому трактор смог найти применение в других областях хозяйства – его активно использовали в строительстве для доставки строительных материалов и привода строительных механизмов. Фактически относительно небольшой компактный Т-16 смог выполнять работу грузовика, при этом его проходимость и функциональность была намного выше.

Даже спустя полвека после окончания выпуска Т-16, машины продолжают служить и модернизироваться. Самоходное шасси стало раритетом, а специалисты считают его символом качественного транспортного средства широкого профиля.

В середине 50-х годов на Харьковском заводе тракторных самоходных шасси начинается производство и сборка ДСШ-14. Этот трактор станет началом целой линейки самоходных шасси, которые обретут большую популярность у населения на всей территории бывшего Советского Союза.

— (это оформление блока в CSS)

ДСШ-14 имел оригинальную для того времени конструкцию. Двигатель было решено перенести назад, за кабину, а спереди на трубчатой раме, устанавливать нужное оборудование.

Шасси ДСШ-14 с сеялкой

Первая машина была выпущена в 1956. Дизельный мотор мощностью в 14 л.с. позволяла двигаться со скоростью до 13,7 км/ч, коробка передач имела шесть скоростей, а масса достигала 1,67 т. В такой комплектации трактор выпускался 2 года, после чего завод перешёл на сборку модернизированного ДВСШ-16. Модернизированная машина имела уменьшенный на 200 кг. вес и возросшую до 17 км.ч. скорость.

Дальнейшие работы по усовершенствованию самоходных шасси привели к рождению новой модели Т-16 в 1961 году. Здесь был применён уже более мощный 16 л.с. двухцилиндровый дизель. При массе трактора Т-16 в 1,43 тонны грузоподъёмность составила 750 кг, а скорость выросла до 19,5 км/ч.

На платформе этого трактора в разное время выпускались машины самого разного назначения: экскаваторы, вышки, краны, виброуплотнители. Устанавливалось оборудование для дорожной разметки, уборки улиц и конечно же, масса сельскохозяйственных агрегатов.

Непосредственно Т-16 выпускали в течение шести лет, всего их было собранно 600 тысяч. Модификации этого выдающегося трактора выпускались вплоть до 1995 года.

Сделать печку на трактор

Из-за отсутствия системы отопления работа на машинах Т-16 в холодное время года не рекомендуется. Стекла быстро запотевают и покрываются инеем, ограничивая обзор оператора.

Для обогрева кабины может использоваться нагретый резонатором глушителя воздух.

Вокруг корпуса резонатора устанавливается дополнительный кожух с заборным отверстием, которое соединяется шлангом, проведенным в кабину через специальное отверстие. В кабине установлена улитка вентилятора с выключателем. От улитки проложены воздуховоды обогрева ветрового стекла.

Другим вариантом является установка теплоизолирующего чехла на двигатель и снятие защитных экранов в кабине. Мероприятие помогает при температурах воздуха не ниже -5°С.

Технические характеристики трактора Т-16

  • Марка двигателя – Д16
  • Мощность – 16 л.с.
  • Скорость – от 3,72 до 19,5 км/ч
  • Габариты длина/ширина/высота – 3280/2500/2600 мм.
  • Колея регулируемая – от 1550 до 2000 мм.
  • Масса – 1685 кг.
  • Грузоподъёмность платформы – 750 кг.
  • Агротехнический просвет – 560 мм.
  • ВОМ – независимый 533 об/мин.

Двигатель трактора Т-16

Д16 – это четырёхтактный, двухцилиндровый дизель мощностью 16 л.с. с воздушным охлаждением. Его особенностью является использование предкамерного способа смесеобразования. Образуется предкамера полостью, которая запрессована в головку цилиндра в специальной вставке.

  • Мощность двигателя – 16 л.с.
  • Номинальные обороты – 1750 об/мин.
  • Диаметр цилиндра/ход поршня – 95/120 мм.
  • Расход топлива – 272 г/КВтч
  • Охлаждение – воздушное.
  • Тяговый класс – 0,6 т.

Цилиндр отливается из чугуна, с рёбрами охлаждения, всего их 17. Чугун используют высокопрочных легированных марок. Для точной установки цилиндров, на картере имеется центровочный пояс.

Материалом для изготовления головки цилиндра является серый чугун. Крепление её к цилиндру осуществляется с помощью четырех шпилек. Роль прокладки между головкой цилиндра и цилиндром выполняет медное кольцо.

Поршня отливаются из высококачественного алюминиевого сплава. Для увеличения объёма камеры сгораниям и улучшения смесеобразования в днище поршня сделано углубление.

Система смазки комбинированная, к мотылевым и коренным подшипникам коленвала масло по специальным каналам поступает под давлением, остальные детали смазываются методом разбрызгивания.

Пуск двигателя осуществляется с помощью стартера, непосредственно из кабины. Для облегчения пуска, установлен декомпрессор.

Коробка передач

Т-16 получил восьмиступенчатую (7 вперёд и 1 назад), механическую коробку передач. Валы в коробке, относительно продольной оси, имеют поперечное расположение. Такая конструкция позволила сделать её более компактной, а так же использовать цилиндрические шестерни при передаче вращения дифференциалу.

От силовой установки с помощью конической шестерни главного вала сцепления, крутящий момент передаётся на КПП. Специальный механизм блокировки, полностью исключает переключение скоростей, при не полностью выключенном сцеплении.

Т-16 имеет полунезависимый вал отбора мощности, расположен он в левой части корпуса главной передачи. Вращается вал со скоростью 533 об/мин, при номинальных оборотах работы двигателя. Приводится в движение ВОМ от вала, приводящего в движение муфту сцепления.

Ходовая и управление трактором Т-16

В состав ходовой входят рама, передний и задний мост, колеса. Рама Т-16 служит для установки различного оборудования. Это жёсткая сварная конструкция, состоящая из двух продольных труб, левой и правой, а так же поперечных переднего и заднего брусьев, соединяющих трубы.

В отверстие в переднем брусе запрессованы две втулки, которые служат опорой для оси качения моста. Сам передний мост состоит из балансира и двух поворотных кулаков вставленных в него. Задний мост ведущий.

Колеса ведущего заднего моста состоят из профилированного обода, диска и шины низкого давления. По внутреннему диаметру обода равномерно распределены и приварены стойки, к которым при помощи шести болтов крепится диск. К ступице колесо крепится на специальные болты, которые подходят как для передних, так и задних колёс.

Чтобы обеспечить хорошее сцепление протектора с поверхностью, необходимо следить за правильностью монтажа. Стрелка на покрышка должна быть направлена вперёд по ходу движения.

Рулевое управление

Рулевое управление на Т-16 может быть, как механическое так и с гидроусилителем. Рулевая колонка трактора крепится фланцем, на заднем брусе рамы. При механическом управлении усилия от рулевого колеса передаются на передние колеса с помощью системы карданных валов, шестерен и секторов.

При рулевом управлении с гидроусилителем, усилие от рулевого колеса передаётся на хвостовок дозатора, который в свою очередь направляет поток жидкости под давлением от шестерёнчатого насоса НШ, в ту или иную полость гидроцилиндра. Гидроцилиндр в свою очередь через поворотный рычаг, воздействует на колеса переднего моста.

Ремонт трактора

При ремонте шасси Т-16 производится замена изношенных элементов трансмиссии и силовой установки, устранение механических повреждений или трещин на подрамнике или деталях кабины. Трещины на подрамнике свидетельствуют о работе машины с перегрузками, поэтому узел рекомендуется заменить. Поврежденные коррозией части очищаются, покрываются грунтом и окрашиваются.

Ремонт коробки передач

Ремонт коробки передач может потребоваться при износе или выкрашивании зубьев шестерен или валов, повреждениях валов или подшипников, выходе из строя вилок переключения. Для ремонта коробка передач снимается с трактора — откручивается передний подрамник, снимается кабина и двигатель.

Ремонт КПП

Краткая последовательность шагов при разборке коробки:

  1. Перед началом разборки коробки и бортовых передач требуется слить масло.
  2. Отделить конечные бортовые передачи, провести проверку состояния шестерен и подшипников.
  3. Снять крышки подшипников на картере коробки и вынуть валы. Изношенные детали заменить узлами без износа.
  4. Сборка коробки производится в обратной последовательности. Резьбовые соединения требуется затягивать динамометрическим ключом в соответствии с моментами, рекомендованными заводом. Соединяемые поверхности не должны иметь вмятин, поскольку через повреждения стыков станет сочиться масло.

Проблемой является качество запасных частей, из-за чего требуется длительная регулировка зазоров главной передачи. Для регулировки используется краска, которая наносится на зубцы ведущей шестерни. Опечаток на ведомой шестерне должен находиться по центру грани зуба. Если пятно контакта иное, то требуется настроить узел путем замены регулировочных прокладок.

Разборка двигателя

Разборка двигателя применяется при проведении капитального ремонта с заменой элементов поршневой группы. Сигналом к ремонту становится затрудненный запуск, падение мощности и увеличенный расход масла.

Двигатель Д-21 оснащается индивидуальными цилиндрами и головками. Цилиндры отлиты из износостойкого чугуна, внутри поверхность отполирована и образует рабочее зеркало. При износе или повреждениях зеркала цилиндр меняется на изделие с номинальным размером. Для замены головки и цилиндра требуется отвернуть 4 гайки и снять элементы. Вместе с заменой цилиндра осуществляется обновление поршневых колец.

Двигатель Д-21

Ремонт механизма газораспределения проводится на снятых головках. Направляющие толкателей и распределительный вал возможно заменить только после снятия двигателя с трактора и разборки картера. Двигатель крепится на шпильках через картер сцепления к коробке передач. Для снятия мотора требуется отсоединить топливные трубки, провода стартера и генератора, открутить гайки. Демонтаж выполняется с помощью кран-балки.

Для замены коренных или шатунных подшипников требуется разборка нижней части картера. Предварительно требуется снять навесное оборудование, слить масло и открутить гайки крепления масляного поддона. После этого откручиваются анкерные боты крышек подшипников, снимается и проверяется коленчатый вал. Изношенные детали заменяются.

Сборка мотора должна производиться в чистом помещении с соблюдением моментов затяжки крепежа. Необходимо следить за установкой контрящих шайб, которые предотвращают самопроизвольное откручивание гаек и болтов. Отремонтированный двигатель должен пройти обкатку, в ходе которой запрещается давать высокие нагрузки и обороты. После обкатки масло в картере подлежит замене.

Кабина трактора Т-16

На первых моделях кабина на Т-16 отсутствовала. Позже на «шассик» начали устанавливать прочный каркас, для защиты тракториста от опрокидывания. Ещё позже к каркасу добавили различные съёмные элементы кабины: крышу, панели со стёклами, двери. Такая кабина уже служила защитой не только защитой от механических воздействий, но и от непогоды и выхлопных газов.

Плюсом было ещё и то, что в жаркое время года все быстросъемные элементы легко снимались, оставляя только каркас, который крепился к раме на резиновые амортизаторы в шести местах.

Водитель в кабине Т-16 располагался на подрессоренном, одноместном сиденье, которое регулировалось по весу и росту тракториста.

Система гидравлики и навесное оборудование трактора Т-16

Машина оснащена раздельно – агрегатной гидравлической системой, предназначенной для управления и контроля различным гидрофицированным навесным оборудованием. В состав системы входят: гидравлический насос, гидрораспределитель, расширительный масляный бак, маслопроводы и два гидроцилиндра.

Оборудование, которое используется на Т-16, устанавливается на раме перед кабиной. В сельском хозяйстве машина прекрасно сочетается с опрыскивателями, оборудованием для подкормки и внесения удобрений, косилками и стогомётами. Бороны и катки удобно цеплять на скобу, за передний поперечный брус, так чтоб борона располагалась между передними и задними колёсами.

Так же с трактором прекрасно агрегатируется различное коммунальное оборудование. Разные виды погрузчиков, включая самопогрузчик с кузовом самосвалом. Сварочное оборудование, помпы для воды, пилорамы.

Достоинства и недостатки

Владельцы машин отмечают ряд положительных сторон Т-16, это:

  • надежная схема трансмиссии;
  • возможность самостоятельного ремонта с использованием минимального набора инструмента;
  • маневренность, обеспеченная компоновочной схемой;
  • возможность самостоятельной модернизации и установки узлов от другой техники;
  • проходимость;
  • отсутствие магистралей и радиатора системы жидкостного охлаждения упрощает эксплуатацию.

Недостатки шасси Т-16:

  • малая мощность для обработки крупных земельных участков;
  • необходимы контроль над системой смазки и очистка ребер от замасливания и загрязнения;
  • поломки, связанные с естественным износом техники;
  • сложности с установкой навесного оборудования;
  • отсутствие качественных запасных частей.

Модификации трактора Т-16

Т-16 выпускался только с 1961 по 1967 год, все более поздние модели – это его модификации. Рассмотрим их более подробно:

Т-16М – первая модернизация «шассика». Отличался в первую очередь установкой более мощного двигателя 25 л.с. Максимальная скорость машины возросла до 23 км/ч. А минимальная скорость выполнения работ с помощью ходоуменьшителя была снижена до 1,6 км/ч, это значительно расширило диапазон выполняемых сельскохозяйственных работ. Масса модернизированной машины возросла до 1810 градусов. Появилась каркасная кабина с тентом и дверьми.

Т-16МГ – пошёл в серию с 1986 года. Мощность двигателя осталась прежней 25 л.с. но в целом двигатель подвергся большому количеству доработок, благодаря чему стал более эффективно использовать своих лошадок. Максимальная скорость трактора возросла до 40 км/ч. Наконец трактор получил закрытую, цельнометаллическую кабину и в целом стал более комфортным для тракториста. На тракторе предусматривалось аж три ВОМ, два синхронных и третий независимый. Выпуск этой модификации остановили в 1995 году.

Инструкция по эксплуатации

Трактор Т-16 и сейчас часто встречается в сельской местности. Наличие такого устройства значительно облегчает ручную работу. Но с каждым годом износ трактора увеличивается, а запчасти становится найти все труднее. Поэтому нужно постоянно проводить осмотр техники, так как производитель больше не выпускает запчасти этой серии. Трактор Т-16 достаточно прост в обслуживании. Хотя бы раз в месяц необходимо проверять и менять топливо, проверять работоспособность деталей, при необходимости подзарядить аккумулятор.

Рекомендации по замене масла:

  • каждые 250 часов необходимо обязательно менять масло;
  • транспирационное масло нужно менять через каждые 500 часов.

Эксплуатация трактора Т-16: отзывы владельцев

Почему же трактор Т-16 обрёл такую популярность среди населения? Думаю дело в его главном преимуществе, а именно, низкой стоимости при хорошей надёжности и широком диапазоне выполняемых работ.

Так же из плюсов можно выделить:

  • Простота в эксплуатации, управлять «шассиком» вполне способен человек без каких — либо специальных навыков. Техническое обслуживание и ремонт, так же не составят труда, если человек, как механик, знаком хотя бы с основами.
  • Небольшие размеры позволяют маневрировать там, где большему трактору не развернуться.
  • Хорошая проходимость позволит забрать или доставить груз туда, где обычному грузовику не пройти.
  • За счёт малого веса не сильно прикатывается грунт во время сельскохозяйственных работ.
  • Большой выбор навесного оборудования делает машину универсальной.

Основным и чуть ли не единственным недостатком принято считать воздушную систему охлаждения двигателя. В зимний период запустить двигатель без предварительного подогрева не получится, а система холодного пуска на двигателе не предусмотрена.

Почитаем, что по этому поводу говорят владельцы Т-16:

  1. Техника отличная, правда, с множеством недоработок, но их легко можно подправить самостоятельно. Трактор прекрасно подходит для работы с косилкой, не нужно постоянно крутить головой – все перед глазами. Окучивать картошку тоже одно удовольствие, окучник, находящийся между осей устойчиво работают в междурядье, все контролируется визуально. Прекрасно показывает себя на перевозке грузов.
  2. Поделюсь своими впечатлениями от трактора. На моем Т-16 нет никакого дополнительного навесного, использую его исключительно как грузовик. И вот здесь машина показала себя с наилучшей стороны, отличная проходимость делает его не заменимым там, где не пройдёт обычный грузовик. Идеален для поездок в лес, дрова, грибы, шишки. Проехать можно в самую дремучую чащу.
  3. Лично для себя никогда не приобрету такую технику. Огромным минусом для себя считаю отвратительный обзор, если кузов загружен выше бортиков, то впереди образуется обширная мёртвая зона. Так же ужасная вибрация в кабине, как будто скачешь на отбойном молотке.

Аналоги

Прямыми аналогами шасси Т-16 являются машины Владимирского тракторного завода ВТЗ-30СШ и 50СШ. Машины комплектуются усовершенствованным дизелем Д120, комфортабельной кабиной с системой обогрева и вентиляции. Техника выпускается серийно, поэтому проблем с запасными частями и обслуживанием нет. Стоимость машин без пробега начинается от 652 тыс. рублей.

Трактор Т-16 является некой модернизацией модели Т-12. Новый современный аналог этого агрегата — это линейка тракторов Т-16М.

Покупка трактора Т-16 б/у: особенности выбора

Трактор считается относительно надёжным и не убиваемым, за что и ценится. Но при выборе поддержанного трактора все же нужно быть внимательным.

Обратите внимание в первую очередь на внешний вид, насколько машина подвержена карозии, наличие подтёков на двигателе и элементах гидравлики. Все это скажет вам о том, какой уход осуществлялся за машиной, и насколько трепетно хозяин относился к своей рабочей лошадке.

Проверьте на ходу как переключаются передачи. Не должно быть, ни каких посторонних шумов в коробке или хрустов при переключении. Так же не маловажен износ протектора, если резина требует замены, смело сбивайте цену, так как покупка новой влетит вам в копеечку.

Разбег цен на трактора Т-16 варьируется в зависимости от года и состояния машины и составляет от 50 до 250 тысяч рублей.

Особенности техники

Трактор Т-16 отличается компоновочной схемой с расположением грузового кузова впереди кабины. Кузов оснащен механизмом разгрузки в боковые стороны и вперед. Силовой агрегат и трансмиссия представляют собой единый блок, установленный в задней части «шассика» Т-16.

Компоновка позволила обеспечить хорошие параметры распределения веса по осям при полной загрузке. Расположение кабины оператора над двигателем обеспечивает обзор при работе в поле или разгрузке самосвального кузова.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Программа для переводов мануалов
  • Дефислез глазные капли инструкция по применению цена отзывы пациентов
  • Ксеникал для похудения цена инструкция по применению отзывы таблетки
  • Руководство уик это кто такие
  • Руководство группой специалистов