Схема руководства партии

Структура политических партий

Политические партии — это объединение граждан страны, созданные с целью выражения политической позиции определенной группы граждан. Партии имеют собственную иерархию и классифицируются в зависимости от выбранной её представителями идеологией, ценностями, отношению к действующей власти, принадлежности к определенному партийному спектру и участию в управлении страной.

Внутренняя структура

Политические партии свободны в выборе внутренней структуры и правил, но большинство имеют общую структуру:

• Руководство и главный штаб — выполняют роль организации собственных политических сил и их координацию. Штаб является информационным центром партии, а руководство — представителем политических взглядов партии.

• Бюрократический аппарат — устанавливает порядок предоставления услуг между партийными структурами, выполняет роль связующего звена между партией и населением.

• Активные силы — люди, являющиеся участниками партии, которые участвуют в ее жизни и всячески помогают реализовать курс партии.

• Пассивные силы — пассивные члены партии не выполняющие поставленной задачи и не принимающие активного участия в ее развитии.

• Электорат или социальная база — это некоторый слой населения заинтересованный в идеологии и программе партии. Электорат также поддерживает партию на выборах своим избирательным правом.

Эта структура может меняться в зависимости от степени централизации и автономности и политической направленности партии.

Организационная структура

Организационная структура партии прежде всего характеризуется следующими признаками:

• Организационно оформленные, где члены партии платят взносы и имеют партийные билеты.

• Организационно неоформленные, где для вступления в партию необходимо согласование ее комитета, партийных билетов и взносов такая система не предусматривает.

Типичной схемой для принятия в партию будет прохождение через некоторые ее инстанции или рекомендация от двух и более членов партии. Вне зависимости от курса и идеологии партии, членство не может быть ограничено ввиду расовой, национальной или религиозной принадлежности.

196

Глава 5. Внутреннее устройство политических партий

решает первичным партийным организациям самостоятельно определять порядок работы со сторонниками партии, в том числе привлекать их для участия в различных политических кампаниях и мероприятиях.

Институт сторонника члена партии предметно регламентирован Уставом Всероссийской партии «Единство и Отечество» – Единая Россия. Согласно пункту 4.6 Устава, сторонниками партии признаются граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, поддерживающие программные цели и практические действия партии, оказывающие ей любое содействие, не противоречащее действующему законодательству и уставу партии. Сторонниками партии автоматически становятся и граждане, временно приостановившие свое членство в связи с назначением на государственные и иные должности, на которых не допускается членство в партиях. Устав предусматривает право сторонников партии, выдвинутых от партии на выборные должности, на поддержку партии в проведении их избирательных кампаний. В соответствии с решениями руководящих органов периодически проводятся совещания сторонников партии – представителей различных социальных слоев (работников образования, военнослужащих, представителей малого и среднего бизнеса и т.д.).

Создание руководящих органов представляет собой, по сути, процесс установления системы разделения властей внутри партии. Помимо упорядочения внутрипартийных отношений создание руководящих органов партии вызывается потребностями в «институционализации политического капитала» ее создателей и в разграничении между ними «зон влияния». На выбор формы организации центральных руководящих органов оказывает большое влияние характер взаимоотношений потенциальных руководителей образуемых партий, а в случае их слияния – также баланс сил между партиями, стремящимися к объединению.

Согласно классификации, предложенной М.Дюверже, политические партии подразделяются на партии, имеющие, соответственно, прямую структуру и непрямую. По данным сравнительного анализа, проведенного Г.М.Михалевой, в настоящее время оргструктура большинства партий зарубежных стран, имеющих в своей основе прямую структуру, выстроена по следующему принципу:

съезд (конгресс) делегатов организаций нижнего уровня, на котором принимаются устав и программа партии, избираются руководящие органы;

исполнительный орган с ограниченным по сравнению со съездом объемом полномочий;

5.3. Система руководящих органов политических партий

197

руководящий орган партии, выполняющий политические и административные функции; может дополняться президиумом правления или комиссиями, выполняющими специфические функции;

председатель (лидер партии);

фракция, имеющая зачастую особые права;

партийный суд, разрешающий внутрипартийные конфликты;

другие организационные единицы.

Высший орган партии. В статье 25 Федерального закона «О политических партиях» выделены два вида руководящих органов партии: «высший руководящий орган» и «руководящие органы партии». Отличительными признаками высшего руководящего органа партии являются:

верховенство решений, принимаемых от имени партии высшим руководящим органом;

формирование им иных руководящих органов партии;

подотчетность иных руководящих органов политической партии ее высшему руководящему органу;

наличие у высшего руководящего органа исключительных (в том числе учредительных) полномочий, которые в соответствии с нормами публичного права не могут быть делегированы иным руководящим органам.

В соответствии с Законом высшим руководящим органом общероссийской партии является ее съезд, к ведению которого относятся:

принятие устава и программы политической партии, внесение в них изменений и дополнений;

избрание руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии;

выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов)

вдепутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

рассмотрение вопросов о реорганизации или ликвидации политической партии.

Кроме того, к исключительной компетенции съезда политической партии относится принятие решения о вхождении партии в избирательный блок с иным избирательным объединением.

Как мы видим, законодатель, устанавливая указанный перечень вопросов, подлежащих решению исключительно на съезде, руководствовался необходимостью обеспечения правовых гарантий внутрипартийной демократии при решении наиболее важных вопросов, содержание которых во многом выходит за рамки внутрипартийной жизни и составляет предмет публичной политики.

Перечень полномочий съезда как высшего органа партии не является исчерпывающим и может быть расширен в уставе партии за счет отнесения к ведению съезда иных вопросов. В уставных документах значитель-

198

Глава 5. Внутреннее устройство политических партий

ной части партий компетенция съезда в решении вопросов деятельности партий в принципе не имеет ограничения по предмету. Так, согласно Уставу КПРФ, съезд партии вправе рассмотреть и принять любое решение по любому вопросу деятельности партии. В ряде партий к исключительным полномочиям съезда отнесены вопросы, связанные с реорганизацией и ликвидацией региональных отделений (ЛДПР, КПРФ, РПСТ), с изменением одномандатного округа, по которому кандидат был первоначально выдвинут (ЛДПР), с рассмотрением апелляций от исключенных членов партии и принятием по ним окончательных решений (ДПР), с определением количественного состава коллегиальных руководящих органов (Народная партия) и т.д.

Процедура избрания делегатов съезда и квоты представительства от региональных отделений определяются в соответствии с уставом политической партии. При определении состава делегатов съезда может использоваться как избрание региональными отделениями делегатов по квотам, так и представительство по должности глав региональных отделений. В ряде случаев уставы предусматривают возможность участия в съезде в качестве делегатов отдельных категорий партийного истеблишмента: представителей от партии в Государственной Думе, членов высших руководящих органов партии и т.д.

Применительно к учредительному съезду политической партии или съезду общественного объединения, подлежащего преобразованию в партию, Закон предусматривает жесткие требования к норме представительства: не менее трех делегатов от каждого из региональных отделений, находящихся на территории более чем половины субъектов Российской Федерации и постоянно либо преимущественно проживающих на территориях указанных субъектов.

Подобные нормы не могут рассматриваться как обязательные применительно к проведению съездов партии, не являющихся учредительными. Вместе с тем относительно критериев определения кворума очередного либо внеочередного съезда следует руководствоваться аналогией нормы статьи 14 Федерального закона «О политических партиях», согласно которой съезд не может считаться легитимным в случае, если в его работе не участвуют делегаты от организаций, находящихся на территориях более чем половины субъектов Российской Федерации. Правомерность такой трактовки также вытекает из необходимости подтверждения политической партией своего общероссийского статуса и реального функционирования региональных отделений политической партии.

Федеральный закон «О политических партиях» не регламентирует процедуру принятия съездом решений (в том числе и по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с пунктом 1 статьи 25а), указывая лишь, что они должны приниматься большинством голосов от числа присутствующих на съезде делегатов. При этом Закон не определяет,

5.3. Система руководящих органов политических партий

199

какое именно большинство – простое или квалифицированное – необходимо для принятия указанных решений. В отсутствие таких требований партии могут предусматривать в уставах, что решения по тем либо иным вопросам принимаются простым либо квалифицированным большинством голосов. Вместе с тем следует учесть, что, согласно статье 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», по некоторым вопросам (изменение устава организации; образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий; реорганизация и ликвидация организации) предусмотрена необходимость квалифицированного большинства.

Кроме того, пункт 3 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях» закрепляет тайное голосование как обязательную процедурную форму принятия решений об избрании руководящих и контрольно-реви- зионных органов партии и ее региональных отделений, о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Применительно к порядку голосования за выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления необходимость соблюдения тайной формы голосования явствует также из положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Это вызвано необходимостью обеспечения реальной свободы волеизъявления делегатов съезда, принципов и норм внутрипартийной демократии, а также потребностью исключить возможность манипулирования процедурой голосования.

С учетом отмеченных требований процедура принятия решений съездом партии может существенно варьироваться. Так, выдвижение кандидатур может осуществляться как на альтернативной, так и на безальтернативной основе; право выдвижения может иметь либо делегат, либо группа определенной численности, либо выборный партийный орган. Решения могут приниматься как путем голосования за список в целом, так и персональным голосованием по каждой кандидатуре. Возможны и иные различия в подходе к процедуре принятия указанных решений в рамках общих законодательно закрепленных требований. Решения же по иным вопросам деятельности партии (в том числе порядок обсуждения и принятия заявлений и резолюций; решение вопросов о наличии и размере членских взносов, о структуре и кадровом составе работников партийного аппарата и т.д.) принимаются съездом в соответствии с уставом партии.

Высшим руководящим органом регионального отделения партии является конференция или общее собрание регионального отделения партии. Процедура избрания данного органа регламентирована в пунктах 2–3 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях». Тот факт, что законодатель в данном случае предусмотрел два варианта организации

200

Глава 5. Внутреннее устройство политических партий

высшего руководящего органа регионального уровня, объясняется возможными существенными различиями в численности региональных отделений, самые малочисленные из которых могут состоять из 50 членов, а самые многочисленные (судя по наиболее крупным российским партиям) вполне могут насчитывать по 5–10 тысяч членов. Поскольку Закон не содержит указаний о порядке выбора региональным отделением одной из предложенных форм, партии самостоятельно решают этот вопрос. Исходя из практики партийного строительства, адекватной формой урегулирования данного вопроса является внесение в устав партии нормы, соотносящей численность регионального отделения и рекомендуемую форму высшего руководящего органа.

При этом следует иметь в виду, что конференция (в отличие от общего собрания) представляет собой двухступенчатую форму внутрипартийной демократии: на первом этапе осуществляются выборы делегатов конференции, а на втором – сама работа конференции. Использование такой усложненной процедуры целесообразно, как правило, в крупных региональных отделениях, где проведение общих собраний сопряжено со значительными организационными и финансовыми трудностями и потому практически невозможно.

Федеральный закон «О политических партиях» напрямую не устанавливает периодичность проведения съездов партии и ее региональных конференций, однако соответствующие требования вытекают из положений пунктов 3 и 4 статьи 24, согласно которым избрание руководящих органов политической партии должно осуществляться не реже одного раза в четыре года, а избрание руководящих органов региональных отделений – не реже одного раза в два года. Реализация этой нормы предполагает, что очередные съезды партии, на которых должны обновляться руководящие органы партии, проводятся не реже чем это требуется для перевыборов. Вместе с тем уставы политических партий, как показывает практика партстроительства, могут предусматривать и более короткие временные интервалы между проведением очередных съездов: два года (Демократическая партия России, «Союз Правых Сил», партия «Единая Россия»). Созыв и организация очередного съезда возлагается в соответствии с уставами политических партий на различные органы: Политический совет (Демократическая партия России), ЦК партии (Народная партия Российской Федерации), Федеральный политический совет («Союз Правых Сил»). Как правило, орган, принимающий решение о созыве съезда, определяет нормы представительства региональных отделений, а также формирует проект повестки, выносимой на рассмотрение съезда.

Анализ практики проведения партийных съездов показывает, что при определении квот представительства региональных отделений могут использоваться различные критерии. В большинстве политических партий (АПР, КПРФ, Народная партия Российской Федерации) квота предста-

5.3. Система руководящих органов политических партий

201

вительства на съезде определяется пропорционально количеству членов, состоящих в региональном отделении политической партии. При этом масштаб представительства далеко не всегда выдерживается, поскольку во многих партиях минимально необходимое представительство региональных отделений составляет, как правило, три человека.

Иной – электоральный – порядок квотирования предполагает определение числа делегатов съезда регионального отделения партии в соответствии с результатами голосования (в абсолютном и относительном выражении) в соответствующем субъекте Федерации за партию (избирательный блок, в состав которого входит партия) при проведении последних перед съездом выборов депутатов Государственной Думы. Именно такой порядок предусмотрен Уставом партии «Союз Правых Сил». При этом каждое региональное отделение должно быть представлено не менее чем одним делегатом.

В ряде партий при утверждении нормы представительства делегатов от региональных организаций допускается возможность сверхлимитного делегирования отдельных категорий членов партии (так называемые VIP-персоны). Так, согласно Уставу Демократической партии России, члены Центрального комитета, председатели региональных отделений, а по решению Политического совета ДПР – члены ДПР из числа депутатов представительных органов власти субъектов Российской Федерации делегируются на съезд региональными отделениями сверх установленной квоты с правом решающего голоса. Члены КРК ДПР принимают участие в работе съезда с правом совещательного голоса.

Наряду с очередными возможно проведение и внеочередных съездов партий, конференций и общих собраний их региональных отделений. Основания проведения внеочередных съездов и круг лиц, имеющих право требовать их проведения, определяются уставами партий. Такое право может быть предоставлено председателю партии, коллегиальному руководящему органу (Коммунистическая партия Российской Федерации, Либе- рально-демократическая партия России, Народная партия РФ), контроль- но-ревизионному органу (КПРФ, Народная партия РФ), определенной части региональных отделений (Народная партия РФ – не менее трети, ЛДПР – более половины), региональным отделениям, объединяющим в совокупности определенную часть членов партии (в КПРФ – не менее трети от общего числа членов).

Помимо съезда как высшего органа уставы ряда партий предусматривают также возможность проведения общепартийной конференции, к решению которой могло относиться рассмотрение и принятие решений по широкому кругу задач. Так, в КПРФ в период между съездами ЦК партии может созывать Всероссийскую конференцию партии для обсуждения назревших вопросов политики и практической деятельности партии и заслушивания отчетов фракции КПРФ в Государственной Думе.

202

Глава 5. Внутреннее устройство политических партий

Председатель (лидер) партии. Федеральный закон «О политических партиях» оперирует общим понятием «руководящие органы партии», не раскрывая его содержание. Вместе с тем следует учесть требования, установленные Федеральным законом «О некоммерческих организациях», которые распространяются на партию как разновидность некоммерческих организаций (в той части, в которой отсутствует специальное правовое регулирование). Это возможность создания постоянно действующего коллегиального органа управления данной организацией, избираемого на собрании высшего органа управления (для политических партий – съезда) путем тайного голосования (п.1 и 3 ст.25).

С учетом вышеназванных факторов организационно-правовое решение проблемы институционализации лидерства может иметь различные варианты. В ситуации, когда лидер создаваемой партии известен заранее, а его право на руководство партией признается большинством членов партии, обычно выбирается «персонифицированная» организационная модель с учреждением должности главы партии (председателя партии, генерального секретаря, лидера и т.д.), наделенного широкими полномочиями по совершению политических действий от имени партии. По этому принципу построена значительная часть российских партий, позиция которых зачастую определяется политическими интересами ее лидера.

Наделение лидера партии полномочиями может осуществляться как путем прямых выборов на съезде партии (Народная партия РФ, ЛДПР, ДПР, Партия возрождения России), так и в результате непрямых выборов – решением избранного съездом коллегиального органа (например, председатель ЦК КПРФ избирается решением пленума ЦК на срок осуществления его полномочий). Крайне редко встречающаяся форма избрания – общепартийное предварительное голосование за кандидатуру лидера – в настоящее время предусмотрена только в Российской демократической партии «Яблоко», причем ее назначение является правом, а не обязанностью руководящего органа партии – Бюро Федерального Совета партии).

Объем и содержание полномочий лидеров различных партий существенно различаются. Вместе с тем в большинстве из них функции главы партии предусматривают наличие следующих полномочий:

представлять партию и ее руководящие органы во взаимоотношениях с органами власти, государственными учреждениями, общественными организациями, политическими партиями, средствами массовой информации и другими структурами;

осуществлять руководство партийным аппаратом, подбором кадров на ключевые руководящие должности (в том числе и вносить кандидатуры на те из них, которые являются выборными);

распоряжаться финансовыми активами и имуществом партии;

подписывать документы партии.

5.3. Система руководящих органов политических партий

203

Следует отметить, что диапазон возможных различий в положениях уставов, определяющих полномочия глав политических партий, в связи

спринятием Федерального закона «О политических партиях» несколько уменьшился из-за невозможности сохранения прежних полномочий у лидеров партий, «вождистский» характер власти которых общеизвестен.

Так, согласно прежней редакции Устава Либерально-демократической партии России, Председатель партии, избираемый на шесть лет, обладал правом назначать заместителей Председателя партии, утверждать или назначать и отстранять от должности руководителей региональных, городских и районных организаций ЛДПР, а также уполномоченных представителей Высшего совета. В новой редакции указанные полномочия были упразднены, а срок осуществления полномочий сокращен до четырех лет.

Вслучаях, когда партия не имеет общепризнанного лидера либо имеет место соперничество внутрипартийных группировок, организационная модель партии обычно строится на основе коллегиального принятия решений. В рамках этой модели возможны два варианта: либо все принципиальные решения принимаются высшим коллегиальным органом с председателем, имеющим ограниченный круг функций, либо вводится институт сопредседательства.

Классическим примером коллегиальной формы правления во главе

спредседателем являлся Политический совет Российской христианскодемократической партии (до 2001 года). На заседании Политсовета решалось подавляющее большинство политических и кадровых вопросов. Председатель Политсовета РХДП мог распоряжаться имуществом и денежными средствами партии в пределах, установленных Политическим советом, обладал правом первой подписи на финансовых документах, был вправе представлять партию во взаимоотношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления, иными партиями и общественными организациями. В то же время его деятельность по ряду существенных позиций подлежала согласованию с Политсоветом партии.

Справедливости ради следует отметить, что коллегиальная модель управления партией может на деле оборачиваться сильной властью высшего лица партии, хотя де-юре он является лишь «первым среди равных». Уместно вспомнить, что именно по такой модели формально было организовано Политбюро ЦК Коммунистической партии Советского Союза, десятилетиями находившейся у руля политической власти в стране. Да и схема внутрипартийной организации ее правопреемницы – Коммунистической партии Российской Федерации – в целом укладывается (по крайней мере, на бумаге) в традиционные каноны коллективного руководства.

Если коллегиальное управление во главе с председателем может сохраняться и по мере укрепления партийных рядов, то введение института сопредседательства, как правило, характерно для новообразованных политических партий, которые пока не приобрели четкой организационной

204

Глава 5. Внутреннее устройство политических партий

структуры, или для партий, отличающихся большим числом внутрипартийных «центров влияния». К последним относятся и значительная часть политических партий, образованных уже после вступления в силу Федерального закона «О политических партиях» путем объединения двух и более партий в одну.

В90-х годах институт сопредседателей действовал в ряде партий, в том числе во Всероссийском союзе «Обновление», Народной партии России, Народно-патриотической партии России, Свободной демократической партии России, Социал-демократической партии России. По состоянию на июнь 2003 года данный институт предусматривался уставами Республиканской партии России, Партии «Либеральная Россия», Партии гражданРоссии,Партиисоциальнойсправедливости,Партиироссийскихрегионов, причем в зависимости от партии число сопредседателей колеблется от двух до восьми. Практика, однако, показала, что такая организационная модель малоэффективна, и прежде всего из за невозможности ведения в

еерамках активной политики вследствие ее организационной аморфности и потенциальной угрозы внутрипартийных расколов. Вместе с тем, как показала практика партстроительства 2000–2002 годов, выбор института сопредседательства является основным (если не единственным) способом обеспечения организационно-политического единства на этапе учреждения объединенной партии и выборов руководящих органов.

Поэтому особый интерес представляет собой избранная СПС гибридная модель организации высших партийных органов, сочетающая коллегиальность высшего руководства и единоличный характер решения ряда вопросов. В соответствии со статьей 18 Устава партии «Союз Правых Сил» сопредседатели партии избираются Съездом в количестве, определяемом Съездом, сроком на два года, а Председатель Федерального политического совета избирается из числа сопредседателей партии сроком на два года Съездом по представлению Федерального политического совета.

Вцелом же по мере становления и укрепления партийных рядов, а также появления перспективного политического лидера некоторые партии (например, Российская партии жизни) вводят в свои уставы положения о должности лидера партии,

Вряде политических партий проблема институционализации политического капитала ее лидеров разрешена за счет учреждения нескольких руководящих должностей с различным объемом полномочий. Так, Уставом Партии любителей пива предусмотрено наличие сразу двух руководителей партии: Генерального секретаря и Председателя партии. В Национальнореспубликанской партии России помимо должности Председателя партии одно время существовала должность Политического секретаря партии. В ходе партийной реформы 2001–2003 годов этот опыт был активно использован при создании новых партий. В частности, в Социал-демокра- тической партии России, образованной посредством слияния Российской

5.3. Система руководящих органов политических партий

205

партии социальной демократии (К.А.Титов) и Социал-демократической объединенной партии (М.С.Горбачев), были учреждены сразу три должности: лидера партии, ее председателя и генерального секретаря.

Обогащение форм, в соответствии с которыми определяется правовой статус персонального руководителя партий, не в последнюю очередь связано с тем, что федеральное законодательство не допускает возможности совмещения государственной должности категории «А», а также должности государственной службы и руководящих должностей в политических партиях. В связи с этим политические партии, возглавляемые лицами, занимающими соответствующие должности в органах государственной власти, традиционно используют «обходной маневр» с учреждением должности лидера, формально не имеющего права распоряжаться материальными средствами партии, подписывать документы. Хотя в правовом отношении легитимность такой модели вызывает серьезные сомнения, она позволяет отграничить лидерские функции от функций, осуществляемых исполнительным органом партии.

Руководящий и исполнительный органы. Обязательным условием для партии, является существование в ней руководящего коллегиального органа, определяющего в период между съездами вопросы ее текущей деятельности. Его наименование, процедура избрания, численность и механизмы формирования определяются уставами партий. Практика партийного строительства характеризуется заметным разнообразием при формировании постоянно действующих коллегиальных органов партий. Что касается наименований, то это может быть Центральный комитет, Высший совет партии, Политсовет, Правление и т.д.

Анализ существующей практики внутрипартийного разделения властей выявляет различные сложноустроенные модели организации центральных органов партии. Согласно первой модели, высший орган партии – Съезд избирает постоянно действующий коллегиальный орган партийного руководства. Именно такая модель заложена в уставах Аграрной партии России, КПРФ, Народной партии Российской Федерации, ЛДПР. Высшие органы партии действуют на сессионной основе; периодичность их деятельности определяется уставами партий. К компетенции указанных органов относится решение как политико-идеологических, так и организационных и кадровых вопросов.

Уставы многих политических партий (КПРФ, Народной партии РФ, «Яблока» и др.) предусматривают создание в рамках таких руководящих органов также и рабочих координационных органов (президиума ЦК, президиума Политсовета, правления Центрального совета), обеспечивающих текущую деятельность партии в перерыве между заседаниями и принимающих решения по неотложным вопросам.

Для обеспечения и реализации принимаемых решений может создаваться исполнительная структура, правовой статус которой, однако, может

206

Глава 5. Внутреннее устройство политических партий

быть разным. В ЛДПР это фактически техническая служба – Центральный аппарат партии, в КПРФ – Секретариат, формируемый из членов ЦК партии, в состав которого входят секретари, курирующие отдельные виды деятельности. При всей значительности в статусности и порядке формирования данных структур их роднит то, что они фактически являются исполнительными органами не всей партии, а ее руководящего органа, у которого они находятся в подчинении.

Воснову второй модели организации руководящих органов политических партий положено структурно-функциональное разделение избираемых на съезде и формально не находящихся в отношениях субординации руководящих органов партии. Мотивом такого разделения обычно выступало стремление избежать чрезмерной концентрации полномочий путем их рассредоточения по нескольким выборным структурам, обладающим как раздельной, так и совместной компетенцией (своего рода аналог парламентского бикамерализма). В ряде случаев, однако, множественность руководящих органов партии имела и более прозаичное объяснение: лиц, претендовавших на занятие руководящих должностей, было так много, что без создания дополнительных реальных и мнимых «параллельных» структур безболезненно решить проблему формирования руководящих органов не представлялось возможным.

Вряде партий при структурно-функциональном построении системы руководящих органов использовалось разделение их на политико-идеоло- гические (политсовет) и организационно-распорядительные (ЦК, правление) органы. Именно такая дуалистическая система руководящих органов существует в ДПР, Устав которой предусматривает одновременное сосуществование двух органов – Правления и Политсовета, причем их компетенция по ряду позиций пересекается.

Сложную и разветвленную структуру руководящих органов предусматривает Устав «Единой России». Она включает постоянно действующие координационные органы: Генеральный совет партии со своим Президиумом (высший политический орган партии в составе 13 членов) и Центральный исполнительный комитет, обеспечивающий исполнение принятых партией решений. Высшим же руководящим органом в период между съездами партии является Центральный политический совет.

Наряду с высшим органом управления как обязательным для всякой некоммерческой организации, а также с постоянно действующим высшим коллегиальным органом, наличие которого зависит от решения самой организации, некоммерческая организация (в том числе и политическая партия) в обязательном порядке должна иметь исполнительный орган. К его компетенции относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию иных органов управления организацией.

Контрольно-ревизионные органы. Необходимость создания конт-

рольно-ревизионных органов в структуре политических партий и избрания

5.3. Система руководящих органов политических партий

207

их непосредственно на съезде партии закреплена в действующем законодательстве. Соответственно, уставы всех без исключения зарегистрированных партий предусматривают создание этой структуры, наделяя ее фактически одинаковым объемом полномочий. К последним относится осуществление контроля:

за соблюдением членами партии и ее структурными подразделениями устава партии;

за ведением хозяйственно-финансовой деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;

за выполнением решений съезда партии.

В ряде партий контрольно-ревизионный орган, кроме того, выполняет функции апелляционной инстанции и партийного арбитража для разрешения возможных внутренних разногласий. Так, согласно Уставу КПРФ, Центральная контрольно-ревизионная комиссия рассматривает апелляции членов партии по вопросам наложения на них партийных взысканий и по поводу исключения из партии, осуществляет контроль за соблюдением порядка рассмотрения жалоб, заявлений, писем членов КПРФ и других граждан. В целях обеспечения независимости контрольно-реви- зионных структур уставы большинства партий предусматривают запрет на совмещение членства в них с занятием должностей в иных руководящих партийных органах.

Партийный суд (партийный арбитраж) для разрешения внутрипартийных разногласий в настоящее время существует только в Российской демократической партии «Яблоко». Партийный арбитраж рассматривает споры и конфликты внутри партии, обращения Бюро Федерального Совета и Федерального Совета об исключении из партии членов обращения Бюро Федерального Совета, Федерального Совета и Контрольно-ревизи- онной комиссии, а также – в качестве второй инстанции – жалобы граждан, исключенных из партии, жалобы на отказ в приеме в партию и т.д. Политические вопросы арбитраж не рассматривает, кроме оценки действий, связанных с нанесением политического ущерба, при рассмотрении обращений и жалоб об исключении из партии по этим основаниям. Решения арбитража вступают в силу немедленно, но могут быть обжалованы Съезду партии.

Иные партийные органы. В ряде случаев наряду с руководящими органами устав партии предусматривает и наличие консультативных органов, не являющихся руководящими. Так, Устав СПС предусматривает существование наряду с руководящими органами деятельность Креативного совета, являющегося консультативно-экспертным органом по вопросам электоральной политики при Федеральном политическом совете СПС. Руководитель Креативного совета назначается Федеральным политическим советом и по должности принимает участие в совещаниях сопредседателей партии.

208

Глава 5. Внутреннее устройство политических партий

Устав Демократической партии России помимо политсовета также предусматривает возможность создания Совета Лидера на правах консультативного органа при руководителе партии. Устав Евразийской партии предусматривает создание консультативного органа – Наблюдательного Совета.

Особое место в системе руководящих органов партии «Единая Россия» занимает Высший совет, избираемый из числа выдающихся общественных и политических деятелей (не обязательно членов партии), имеющих большой авторитет в российском обществе. Основным предназначением Высшего совета является выработка предложений для Съезда партии и его руководящих органов по наиболее важным вопросам общественнополитической жизни страны.

Аппарат партии. Аппарат политической партии фактически выступает в роли рабочего механизма, приводящего в движение политическую волю партии и ее руководящих органов. Его действиями опосредованы все решения, требующие закрепления в какой-либо документированной форме, все сколь-либо значимые мероприятия, проводимые со значительным количеством участвующих, для чего необходимы предварительное планирование и соответствующий уровень организационного обеспечения, профессиональные навыки и умение. Использование для этой цели лишь партийных активистов, работающих на общественных началах, было бы непродуктивно.

Аппарат является неотъемлемым элементом партийной организации практически во всех партиях, однако он не относится к руководящим и контрольно-ревизионным органам, а лишь обеспечивает их деятельность. На практике подчас трудно отделить статус сотрудников аппарата от статуса освобожденных партийных работников, что связано с функциональным единством их деятельности, а также с общностью требований, обычно предъявляемых к тем и другим (профессиональный и возмездный характер деятельности и т.д.). Нередко подбор руководящих работников исполнительных органов партии производится по конкурсу – аналогично подбору менеджеров в коммерческих структурах. В связи с этим подобное различие усматривается, как минимум, по двум критериям: по основаниям, порядку назначения и освобождения от должности, а также по различным соотношениям требований, предъявляемых к ним трудовым законодательством и уставом партии.

Так, сотрудники аппарата партии в большинстве своем назначаются на должность и освобождаются от нее решением должностных лиц партии (исключением являются только руководящие сотрудники аппарата партии, утверждение которых в должности нередко составляет прерогативу коллегиального органа). Вопросы приема на работу, осуществления трудовой деятельности, увольнения с работы регулируются требованиями трудового законодательства, условиями трудового договора. Реорга-

Автор статьи

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Политология»

преподавательский стаж — 20 лет

Задать вопрос автору статьи

Политическая партия как часть политической системы

Определение 1

Политическая партия – это организация, объединяющая единомышленников и представляющая интересы отдельных классов, социальных групп и граждан, целью которой является реализация данных интересов путем прихода к государственной власти и участия в ее осуществлении.

Политические партии в современном обществе являются обязательной составляющей любой политической системы. Партии представляют собой общественные организации, которые стремятся принимать участие в осуществлении власти и непосредственно ее представлять.

Взаимодействие государства и общества осуществляется специфическим способом – через политику. Именно общественно-политические движения и политические партии выступают связующим звеном между государством и обществом. Партии, выступая структурным элементом гражданского общества, позволяют эффективно влиять на политику государства.

От общественно-политических организаций политические партии отличаются по ряду признаков: нацеленность на овладение властью; четкая организационная структура; претензии на выражение интересов широких масс населения; конкретная система идеологических ориентаций; групповая стратегия и тактика действий.

Сущность политических партий можно представить разными способами, когда партия выступает, как: группа индивидов, которая придерживается общей идеологической доктрины; выразитель интересов отдельных классов; организация, функционирующая в системе государства; как носитель определенной идеологии и др.

Все представления о сущности политических партий можно представить кратко тремя группами:

  1. Классовый подход. Становление партий происходит в связи с формированием больших социальных групп — классов, партии являются наиболее активной и организованной частью определенного класса, выражает интересы этого класса. В современном мире наблюдается размывание классов, поэтому данный подход встречает все больше критики.
  2. Идеологический подход. Становление партий происходит в связи с выделением групп людей, объединенных едиными идеологическими взглядами (а не социально-экономическим положением). Партия – это группа людей, поддерживающих одну политическую доктрину.
  3. Функционально-прагматический подход. Создание партий связано с целью завоевания власти, а сами партии представляют группы людей, стремящихся прийти к власти.

«Структура политических партий » 👇

Замечание 1

В современной политике доминирующее положение занимает функционально-прагматический подход.

Структура политических партий

Структура политических партий – это достаточно сложный механизм, включающий ряд компонентов:

  • штаб и политический лидер — выполняют руководящую роль, а именно, принимают наиболее важные решения, манипулируют поведением и сознанием партийных масс, концентрируют все данные и всю информацию о деятельности партии в своих руках;
  • бюрократический аппарат – осуществляет связи между нижестоящими и вышестоящими партийными структурами, исполняет приказы и указания руководства (в отдельных случаях бюрократический аппарат способен брать партийное руководство в свои руки и/или обосабливаться от других партийных звеньев);
  • активные члены партии – участвуют в жизни партии, способствуют реализации программы партии, в бюрократический аппарат не входят;
  • пассивные члены партии – входят в состав политической партии, но в ее жизни практически не участвуют и не помогают реализовать политическую программу партии;
  • электорат партии, или социальная база партии – отдельные слои населения, на которые ориентирована программа партии; данные слои поддерживают программу партии, голосуют за эту программу на выборах.

Процессы появления внутрипартийной иерархии, зарождение отношений вертикальной зависимости нашли закрепление в нормах уставов партий. Политические партии свободны в определении своей внутренней организации (исключение составляют позиции, которые отнесены в соответствии с законодательством к сфере публично-правового регулирования).

Внутрипартийные правила по своему содержанию неодинаковы. Одни из них относятся исключительно к сфере собственно партийной жизни, другие – тем или иным образом связаны с созданием и деятельностью различных государственных институтов. Являясь по форме исключительно партийными, данные нормы и правила по своей роли и содержанию выходят за рамки только партийных установлений, оказывают воздействие (иногда довольно значительное) на функционирование отдельных звеньев государственного механизма.

В отдельных случаях структура организации не зависит в полной мере от выбора самой партии. Как правило, схему политической игры определяет государство, которое законодательно может регулировать моменты, относящиеся к функционированию и внутреннему устройству партий, принуждая соответствовать определенным требованиям по численности, структуре, территориальному масштабу деятельности партии. Когда государство стремится к стабильности политической системы, оно воздействует на правила определения партийного построения.

Замечание 2

Партийное строительство представляет собой совокупность разных мер, реализуемых органами партийного управления по вопросам организации и поддержания функционирования партии в политическом пространстве.

Проблемы правового регулирования внутренней организации партий лежат сфере поиска необходимого баланса между уровнем правовой регламентации каких-либо общественных отношений и мерой их внутренней саморегуляции.

Внутреннюю структуру политических партий можно оценить по ряду качественных параметров:

  • централизация власти;
  • степень соответствия между общими установками политической партии и поведением ее отдельных членов, единство парламентариев при голосовании в представительных органах, то есть согласованность действий;
  • наличие/ отсутствие внутрипартийных организаций;
  • степень структурной автономии политической партии от других организаций и институтов;
  • степень вовлеченности в партию ее членов.

Организационная структура политических партий

Организационная структура политических партий современности очень разнообразна и зависит от множества факторов, среди которых первостепенное значение имеют исторические особенности партии, ее специфика и национальные традиции.

В политической партии институт членства представляет собой совокупность политических и организационных прав и обязанностей, связей, которые вытекают из принадлежности индивида к той или иной политической партии. Политико-организационные связи регулируются главным образом закрепляемыми в уставах партии корпоративными нормами, но отдельные правовые требования, которым должны соответствовать уставные положения, могут найти отображение и в национальном законодательстве. Это дает возможность утверждать в правовом отношении о членстве в партии.

Организационную структуру современных политических партий можно представить двумя основными типами:

  • Организационно оформленные политические партии. Члены партии платят взносы и получают партийные билеты.
  • Организационно неоформленные политические партии. Нет официально установленного членства в партии. Для того, чтобы стать членом данной партии, необходимо согласие комитета партии.

Оба типа партий имеют партийный аппарат — организованную группу людей, партийная политическая деятельность которых является их профессиональной деятельностью.

В партиях выделяют отдельные фракции – группы людей, которые выдвигают свои собственные политические программы, имеющие некоторые отличия от основной, общей программы политической партии. Наличие в партии нескольких фракций позволяет сохранить влияние среди разных групп избирателей и делает политику партии более гибкой, соблюдающей разные интересы.

Политика партии создается и вырабатывается в процессе политической внутрипартийной борьбы между разными течениями и фракциями. Руководящие органы во многих партиях формируются, основываясь на представительстве от разных фракций. Как правило, в программах партии подчеркивается намерение служить интересам большинства граждан всей страны.

Замечание 3

На практике политические партии стараются учесть интересы всех категорий избирателей для того, чтобы одержать победу на демократических выборах.

В уставах современных политических партий прописаны варианты порядка приема новых членов в партию:

  • вопрос решается в первичной партийной организации;
  • вопрос решается в первичной партийной организации с утверждением вышестоящим партийным органом;
  • вопрос решается в местной или региональной партийной организации.

В некоторых партия (КПРФ) для вступления необходимо заявление и рекомендации двух членов, которые уже имеют партийный стаж не менее одного года.

В Законе «О политических партиях» предусмотрено, что членство в любой политической партии не может быть ограничено признаками национальной, расовой, социальной, профессиональной или религиозной принадлежностями, происхождением, полом, местом жительства или имущественным положением. Для отдельных категорий граждан (судей, военнослужащих, работников прокуратуры) устанавливаются ограничения на вступление в политическую партию, обязанность приостановления членства после назначения на должность.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Текущая страница: 4 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]

Новые условия партийной работы

Происходящие изменения институциональной и общественной среды провоцируют изменения политического процесса. Важно все время помнить о том, что главное, от чего зависит успех партии, – это переосмысление партийными лидерами и рядовыми партийцами отношения к выборам и к партийной работе в перерывах между ними. От реализации этих задач зависит поддержание жизнеспособности партии. И для партии успешность в этих задачах не менее важна, чем достижение ее политических целей.

Уже сейчас можно прогнозировать, что значимость процедуры выборов в новом электоральном цикле очень возрастет. Еще в ходе прошлых кампаний была возможна ситуация, когда партия регистрировалась в Министерстве юстиции только для того, чтобы соблюсти процессуальные формальности. В реальности же выборы «делались» группой приезжих политтехнологов. В будущей предвыборной кампании подобные действия будут невозможны. Наемных политтехнологов и пиарщиков станет выгодно привлекать только на второстепенные технологические задачи вроде расклейки листовок или ведения информационного блока в СМИ. Но кампанию в целом можно будет выиграть только партийными силами, партийными штабами.

Основная причина невозможности в ближайшем будущем отдавать выборную кампанию на аутсортинг состоит в том, что в России в разы упала эффективность политической рекламы. Листовки с портретами улыбающихся кандидатов, в течение десятилетия заполнявшие города перед выборами, вызывают все меньше доверия у избирателей. В самое ближайшее время грядет необходимость во взаимоотношениях партии с гражданским обществом сместить акцент от «холодной» коммуникации посредством листовок на «горячую» коммуникацию личных встреч, серьезных разговоров и рукопожатий.

От того, кому люди поверят и отдадут свой голос, они ожидают живого диалога и узнаваемых стандартов жизни: в жилье, в покупках, в проведении досуга. Голосовать будут не за лозунги или слоганы, а за живых людей – представителей партии. И тут нельзя будет ограничиться парой-тройкой ярких «звезд», привлеченных для повышения узнаваемости партийного списка. Партия должна воспитать множество своих достойных представителей, за которых отдадут свои голоса избиратели.

Новые требования к организационной структуре партии гораздо шире, чем подготовка «лиц» партии, ее кандидатов, депутатов и должностных лиц. В партии должно существовать крепкое ядро – ее активисты, постоянно и искренне заинтересованные в партийной политике, информированные о последних событиях в партии и вне ее, берущие на себя обязательства перед партией и выполняющие партийные поручения. Актив призывается в помощь функционерам партии не только во время выборов, когда «горячая» коммуникация личных встреч требует массовой поддержки. Ничуть не меньше эти люди необходимы между выборами – для обеспечения идеологической целостности партии, ее управляемости и даже финансовой деятельности.

Партия должна превратиться в машину постоянной подготовки и переподготовки, совершенствования кадров на всех уровнях, начиная с рядовых членов и заканчивая Центральным исполнительным комитетом и советами партии. Та партия, которой не удастся превратить себя в постоянно действующий университет, не выживет на политическом рынке.

Изменяются требования не только к форме организации, но и к содержанию кампаний. Так, партийная программа из пары разнородных популистских пунктов («поделить все среди всех, а также провести газ в пару отдаленных деревень»), которая легко обеспечивала победу в середине и конце 1990-х годов, теперь не найдет своего избирателя. Содержание программы, которая заинтересует сегодняшний электорат, должно быть хорошо структурированным и проработанным и – что не менее важно – отвечать сегодняшней актуальной повестке дня.

ПАРТИЙНАЯ ВЕРТИКАЛЬ

Члены партии

Партия, объединяющая миллионы людей, должна обладать не только широким территориальным представительством, но и четкой вертикальной структурой. Это необходимо для того, чтобы сделать партийную работу более эффективной: поддерживать единообразие партийных целей и задач в разных регионах, координировать масштабные проекты.

Организационное строение партии определяется ее Уставом. В соответствии с Уставом «Единой России» структуру партии составляют первичные, местные и региональные отделения, объединенные в национальную партию. Решение о создании или реорганизации партийной организации на первичном, местном и региональном уровне принимают организации, занимающие более высокое место в организационной иерархии.

Никакие решения о создании нового партийного отделения не приведут к успеху, если не удастся организовать приток новых членов в партию. Рост численности партии, которая обладает общезначимой, понятной и разделяемой идеологией, как правило, процесс самоорганизующийся. Напротив, партия, идеология которой не разделяется населением, или же партия, у которой и вовсе отсутствует идеология, рискует не приобрести сторонников. Но неверным будет полагать, что только поддержка идеологии сделает партию по-настоящему массовой. Для эффективного расширения рядов партии действующие активисты и функционеры партии могут использовать ряд несложных приемов.

Схема 3. Партийная организационная вертикаль

Как любой организатор, партийный функционер или активист, ответственный за привлечение в ряды партии новых членов, должен сперва наметить для себя круг лиц, которые потенциально могут вступить в партию. Проще всего сделать это на массовых мероприятиях партии, куда приходят сочувствующие ей граждане, или на приеме в общественной приемной партии. Поскольку такая активность обычно носит разовый характер или перемежается долгими периодами политической пассивности, решение должно быть принято быстро.

Привлечение новых членов в партию – процесс в большой мере технологический. Он позволяет выявить и мобилизовать на сотрудничество тех людей, которые потенциально к этому готовы. Это своеобразный толчок, без которого социально активный гражданин не осознает для себя, что он может способствовать достижению своих целей в поддержку местного сообщества при помощи партии.

Впервые войдя в контакт с представителями партии, гражданин может не в полной мере понимать, как он сможет способствовать работе партии, в том числе для решения волнующей его самого проблемы. На самом деле в каждом партийном отделении всегда есть потребность в какой-либо деятельности публичного характера. И те граждане, для которых проблема, поставленная партией, является близкой и значимой, вполне могут принять участие в этой деятельности.

Среди необходимой партийной работы найдется немало такой, которая не является особо обременительной, но окажется привлекательной для социально активного человека и поможет ему почувствовать свою значимость для партии. Особенно результативно получится, если эта работа связана с решением проблемы, из-за которой гражданин и обратился к сотрудничеству с партией. К примеру, того, кто является противником нового жилищного строительства в своем районе, можно попросить расклеить несколько (или распространить по почтовым ящикам в своем и соседнем домах) приглашений на митинг протеста, проводимый партией.

Если после участия в решении проблемы, непосредственно волнующей его, гражданин выкажет желание продолжать участвовать в работе партии – это реальный показатель того, что в будущем он может стать не просто членом партии, но одним из ее активистов.

Партийные функционеры (в особенности это касается именно их, так как неформальные лидеры, как правило, изначально ориентированы на активную работу в команде) должны быть особо аккуратными, поддерживая мотивацию к партийной работе. В результате их действий гражданин должен осознать, как он реально может быть задействован в реализации партийных проектов на соответствующей территории и что его участие станет видимым вкладом в решение существующих проблем.

Одна из важнейших целей успешного партийного строительства заключается в том, чтобы активисты постоянно осознавали себя членами общепартийной «команды». От этого зависит, насколько они разделяют цели и задачи партии, насколько искренне и активно готовы будут отстаивать партийные позиции в беседах с коллегами, друзьями, родными. В конечном счете, от этого зависит роль партии в жизни общества. То есть сможет ли она перерасти роль избирательной машины и стать постоянно значимой общественной силой.

Создание возможностей для горизонтальной кооперации может продвинуть партию на много пунктов вперед на пути партийного строительства. В настоящее время люди испытывают недостаток в таких формах кооперации. При этом уменьшившиеся расколы внутри общества увеличили поле, в котором такая кооперация может принести хорошие плоды. Партийные проекты по решению общественно значимых проблем могут не только сплотить членов отделения, но и привести к росту их числа.

К примеру, готовы совместно защищать свои права инвесторы в жилищное строительство, пострадавшие от непорядочных подрядчиков, жители микрорайонов, в которых запланирована дополнительная застройка с вырубкой зеленых насаждений и уничтожением детских площадок, недовольные потребители, различные категории льготников. Люди готовы объединяться и для решения острых социальных проблем: помогая детям-сиротам, больным и престарелым, развивая социальную или культурную инфраструктуру.

Партийный активист, который профессионально занимается публичной политической работой, имеет необходимые знания и навыки, возможно, прошел специальные курсы партийной учебы, может, участвуя в этих движениях, способствовать не только решению насущных социальных проблем, но и успешному партийному строительству.

Совместная работа членов партийного отделения чрезвычайно важна для организационного развития, но для повышения чувства команды и мотивации на политическую деятельность ее недостаточно. Помимо горизонтальной кооперации, местные и региональные партийные активисты должны постоянно находиться в контакте со своим непосредственным руководством, а также иметь возможность встречаться и обсуждать проблемы с партийными руководителями более высокого ранга и с политиками, избранными от партии в органы власти разного уровня, с журналистами, разделяющими партийную позицию.

Постоянное внимание со стороны партийного руководства не просто льстит активистам. Не только во время избирательных кампаний, но и в ходе реализации любых партийных проектов, в которых он принимает участие, активист должен видеть, что его участие ценят, что к его мнению прислушиваются. Этот механизм обратной связи внутри партийной вертикали позволяет создавать и поддерживать огромный мобилизационный потенциал активиста, а партии обеспечивает живую общественную поддержку.

Партия, которая заинтересована в том, чтобы оставаться не бюрократической или избирательной машиной, а действенным механизмом просвещения и мобилизации масс, широкого общественного консенсуса, должна любовно пестовать свой актив. Именно он является стержневым механизмом горизонтального общественного сплочения, и ни один политический технолог, ни одно пиар-агентство не сможет обеспечить партии подобного результата в долгосрочной перспективе. Инструменты здесь совсем несложны: живое участие руководства в делах отделений, информационная поддержка «из первых уст», личное разъяснение позиции партии по тем или иным вопросам. Залог действенности всех этих инструментов – их регулярное применение. Именно в этом случае мобилизованный актив будет составлять большинство членов партии, что является одной из первейших задач успешной партийной работы с обществом.

Первичные отделения партии

Первичные организации – базовое структурное подразделение партии. Оно представляет собой форму добровольного объединения членов партии по месту постоянного или преимущественного проживания. Как правило, первичное отделение объединяет членов партии, проживающих в близлежащих домах одной или нескольких улиц, в жилом квартале, а также в пределах территории (части территории) городского или сельского поселения. Это люди, лично знакомые друг с другом и, как правило, поддерживающие связи между собой вне партийной работы. На этом уровне партийная работа наиболее схожа с другими видами социальной активности.

Первичное отделение – это группа, в которой человек, как правило, получает первый опыт партийной работы. Важно помнить, что это совершенно новый опыт, аналогов которому в жизни человека еще не было. Здесь партийное отделение сходно со школой, семьей, клубом по интересам. Попав в партийное отделение, человек должен получить некоторый набор знаний о содержании деятельности отделения, о том, что в нем принято и поощряемо. В дальнейшем, накопив базовые навыки и знания, каждый партиец сам становится носителем образцов, усваиваемых другими. Как всякий первый опыт, работа первичного отделения партии должна проходить под контролем вышестоящих партийных структур.

Внутрипартийный контроль деятельности первичного отделения необходим прежде всего для того, чтобы вовремя канализировать партийную активность – если она примет формы, неприемлемые для партии в целом, – в конструктивное русло. Основная функция контроля заключается в том, чтобы сохранять и поддерживать единство партии. Но кроме ограничительных контроль имеет и другие функции. В их числе: трансляция идей и позитивного опыта, которого иными средствами достичь было бы гораздо сложнее, а также привлечение активистов к работе вышестоящих структур партии.

Партийные лидеры в вышестоящих структурах должны постоянно отслеживать состояние дел в партийных отделениях. Поддержка «первичек» – важнейшая задача для каждой партии. Именно по рядовым партийцам, которые являются лицом партии, окружающие судят о политическом и культурном уровне партии в целом, а также о повседневной партийной работе. В то же время вертикальный партийный контроль не должен отменять или исключать общий контроль группы над каждым ее членом. Такой внутренний контроль повышает общность ценностей, способствует установлению близких неформальных отношений.

Деление на небольшие организованные отделения само по себе способствует повышению сплоченности партийцев и увеличению их численности. С одной стороны, организованная работа партийцев в рамках первичных организаций позволяет им быстрее донести свою позицию до руководящих органов партии. С другой стороны, «первички» являются наиболее доступными для обращений граждан, заинтересованных в помощи и поддержке партии.

Одна из важнейших функций первичных отделений – продвигать вперед местных лидеров. Именно первичные партийные отделения формируют список лиц, которые рекомендуются местным или региональным отделениям для выдвижения в качестве кандидатов в депутаты на выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Еще больше самостоятельности первичные отделения имеют в борьбе за другие выборные должности в органах местного самоуправления.

В партийную иерархию первичное отделение включено посредством предложения местному (региональному) отделению партии кандидатур для выдвижения или поддержки кандидатов на выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, именно партийное отделение утверждает и представляет на рассмотрение местных политических советов кандидатуры для выдвижения в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления.

В соответствии с решениями вышестоящих руководящих органов партии первичная организация участвует в проведении социальных, политических и культурных мероприятий, выдвижении кандидатов в органы законодательной (представительной) власти и органы местного самоуправления. Еще большей самостоятельностью обладают первичные отделения в решении местных вопросов. Первичные организации несут на себе важнейшие функции по формированию позиции по местным проблемам и по решению этих проблем, привлечению новых членов партии.

Первичным отделениям принадлежит определяющая роль в практической реализации генеральной линии партии в вопросах партийного строительства. Также первичные организации – основной исполнитель подготовительной работы к предстоящим выборам любого уровня, организации агитационно-массовой работы на местах в период выборных кампаний и между ними. И, конечно же, неоценима роль первичных организаций в вопросах приема в партию и конкретной, всесторонней и последовательной работы с членами партии.

Основная задача по поддержанию и увеличению численности партий, повышению числа активистов среди членов партии лежит именно на первичных отделениях. Центральные руководящие органы партии, сделав яркое заявление, обнародовав новую политическую программу, проведя вызвавшую широкий общественный отклик акцию, могут способствовать единовременному притоку новых членов партии. «Область ответственности» национальных партийных лидеров – выработка идеологии, а ее популяризация и внедрение основных положений в практику деятельности ложится на плечи руководителей первичных и местных отделений.

Повседневная работа по адаптации новых членов партии в партийном отделении, максимально эффективному их встраиванию в совместную работу – это задача первичных организаций. Именно здесь реализуется индивидуальный подход к членам партии. Внутренняя организационная работа руководителей первичных организаций призвана перевести отношения общности, которые формируются принятием общей идеологии, на более высокий качественный уровень. По большому счету, превращение партийного отделения из группы единомышленников в сплоченную команду в наибольшей степени помогает реализации программы.

Технологии, которые можно привлечь для сплочения членов отделения, разнообразны. К простейшим из них относятся собрания, обсуждения злободневных проблем. Более действенным методом оказывается совместная работа: волонтерство, где зачинщиком инициативы может стать любой член отделения в зависимости от своих интересов, агитационная работа на выборных кампаниях и вне их, организация массовых мероприятий, издание и распространение партийной прессы, общественный контроль политических и общественных событий и многое другое. В первичных отделениях это могут быть и совместные праздники, когда отделение отмечает успех одного из своих членов или торжественные даты.

Местные и региональные отделения партии

Первичные партийные отделения – «кирпичи» в фундаменте национальной партийной организации. Они вполне самостоятельны в выборе методов и путей действий, содержание которых определяют решения вышестоящих партийных органов. В то же время от результатов их работы зависит итог деятельности местных и региональных партийных отделений, которые направляют и координируют деятельность первичных отделений.

Партийная структура предполагает еще два основных уровня внутрипартийной иерархии над первичными отделениями: это местные и региональные отделения. В местные отделения объединяются первичные в пределах территории муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения, входящих в состав одного субъекта Российской Федерации.

При планировании работы местных отделений активистам партии необходимо четко понимать, что наименованием муниципального района охватываются самые разные сообщества, к которым нельзя подходить с одной меркой. Среди них и мегаполисы, и другие крупные и средненаселенные городские поселения, в том числе столицы субъектов Федерации, и центры районов, и небольшие сельские поселения.

Таким образом, если рассматривать муниципалитет как сообщество, то первым, что бросается в глаза, будет большая разнородность этого сообщества. Но, будучи жителями одной страны, представители всех муниципалитетов заинтересованы в одном и том же: экономическом росте, стабильном международном положении страны, четком исполнении законов и тому подобном. Тем не менее жители различных муниципальных образований различаются массой особенностей, связанных с конкретными географическими, экономическими, социальными, инфраструктурными показателями своего региона.

Немаловажно, что гражданское общество в муниципалитетах действует непосредственно, через видимые и осязаемые для всех поступки партийцев и последствия этих поступков. Те, кто при работе с муниципалитетом не учитывает интересы проживающих на данной территории людей, рискуют столкнуться не с абстрактным «общественным мнением», а с вполне конкретными митингами, демонстрациями, пикетами.

Структуры партии, действующие на субнациональном уровне – ее региональные отделения. Региональные отделения действуют в пределах субъекта Российской Федерации. До последнего времени существовала коллизия, связанная с тем, что некоторые субъекты РФ являются сложноустроенными, то есть в их состав входит автономный округ или несколько автономных округов.

В части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации перечислено десять автономных округов, девять из которых входят в состав шести областей и одного края. Это Архангельская, Иркутская, Камчатская, Пермская, Тюменская, Читинская области и Красноярский край. Соответственно в их состав входят Еврейская автономная область, Агинский Бурятский, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Современная тенденция такова, что автономные округа стремятся влиться в состав граничащей с ними (или включающей их) области, оставаясь в их рамках административно-территориальными единицами с особым статусом. Устав «Единой России» предполагает, что региональное партийное строительство идет в русле этой тенденции: в сложносоставном субъекте РФ может быть создано единое региональное партийное отделение. Это нисколько не снижает для руководителей регионального партийного отделения необходимости учитывать в своей работе интересы национальных меньшинств и других групп, проживающих на территории объединенного административно-территориального образования. В этом случае существование единого центра принятия решений сказывается только на оперативности взаимодействия с государственными органами и ни в коем случае не является основанием для преимущества или пренебрежения интересами тех или иных территориальных (национальных) групп на территории отделения.

«Единая Россия» стремится выйти на интегральные позиции от имени муниципального сообщества и для этого организует большое количество мероприятий с участием местного сообщества и руководителей муниципалитетов. Среди них: «круглый стол», инициаторами которого выступили Всероссийский совет местного самоуправления и Союз финансистов России, прошедший на базе двух комитетов ГД – комитета по бюджету и комитета по местному самоуправлению, активное участие Всероссийского совета местного самоуправления в бюджетном процессе, региональные финансовые форумы для обсуждения проблем межбюджетных отношений в разрезе муниципального сообщества и т. п.

На каждом уровне партийной иерархии основные задачи руководящих органов партийного отделения очень схожи. Неверно думать, что с повышением уровня партийной иерархии существенно растет и ответственность партийного руководства. Растет самостоятельность действий, но в пределах своей зоны ответственности руководитель любого звена партийной иерархии не может позволить себе некомпетентность. Секретари и советы первичных отделений партии должны быть не менее сведущи и опытны, чем секретари и советы местных и региональных отделений. Там, где речь идет о доверии людей, не существует разницы в масштабах ошибки – она просто недопустима.

Основное различие в подходе к работе с людьми первичных, местных и региональных отделений заключается в широте социального горизонта, который могут охватить лидеры. С расширением границ общей картины партийной и социальной жизни местные и региональные отделения партии могут помочь первичным отделениям в выборе наиболее эффективных форм работы с населением. Поэтому очень важной задачей местных и региональных партийных конференций является не только выработка общей позиции (консенсус мнений), но и сравнение, обобщение опыта и обмен опытом.

Задача по аккумулированию, обобщению и распространению успешного партийного опыта, которая стоит перед местными и региональными партийными отделениями, предполагает кроме агитационной работы еще и аналитическую. Последняя включает в себя как внутренний анализ, то есть изучение программных и политических заявлений руководителей партии, так и внешний анализ социально-экономического положения, общественного климата и политических предпочтений на территории действия отделения.

Прерогативой региональных отделений является составление и распространение специально созданных информационных материалов, содержащих не только объективные данные (с упором на соответствующий регион), но и разъяснения партийной позиции по соответствующим вопросам, а также рекомендации по действиям партийцев в указанных ситуациях. При этом ответственные за анализ и оперативное руководство члены региональных отделений должны находиться в контакте с представителями местных и первичных отделений. Это нужно по двум причинам. Во-первых, нельзя подавлять инициативу, оперативные самостоятельные действия, которые в наибольшей мере могут соответствовать обстановке. Во-вторых, инструктирующие материалы регионального отделения не должны оставаться только декларацией о намерениях или «отпиской» о работе партии; их содержание должно быть доведено до сведения каждого партийного активиста, каждого члена партии и через них – до максимального числа сторонников партии.

При всех видах партийной деятельности предельно важно не терять контакта с партийцами и гражданами: в конечном итоге, эффективность работы партии определяется не количеством действий, а успешностью проведения в жизнь политики партии. Эффективность эта тем выше, чем ближе и понятнее деятельность партии для гражданского общества.

Партии, для того чтобы стать лидером, нужно иметь в своих рядах не только умелых хозяйственников и ответственных руководителей. Партийцы должны показать себя как яркие лидеры, способные обнаружить новые ориентиры развития общества и вести к ним страну. Напротив, та партия, которая не может стать по-настоящему широким общественным объединением, выйти за рамки сложившегося стереотипа о политической партии как замкнутом корпоративном образовании, отстаивающем исключительно интересы своих членов, не сможет стать и по-настоящему успешной.

Обновлено: 20.05.2023

Политические партии — это объединение граждан страны, созданные с целью выражения политической позиции определенной группы граждан. Партии имеют собственную иерархию и классифицируются в зависимости от выбранной её представителями идеологией, ценностями, отношению к действующей власти, принадлежности к определенному партийному спектру и участию в управлении страной.

Внутренняя структура

Политические партии свободны в выборе внутренней структуры и правил, но большинство имеют общую структуру:

• Руководство и главный штаб — выполняют роль организации собственных политических сил и их координацию. Штаб является информационным центром партии, а руководство — представителем политических взглядов партии.

• Бюрократический аппарат — устанавливает порядок предоставления услуг между партийными структурами, выполняет роль связующего звена между партией и населением.

• Активные силы — люди, являющиеся участниками партии, которые участвуют в ее жизни и всячески помогают реализовать курс партии.

• Пассивные силы — пассивные члены партии не выполняющие поставленной задачи и не принимающие активного участия в ее развитии.

• Электорат или социальная база — это некоторый слой населения заинтересованный в идеологии и программе партии. Электорат также поддерживает партию на выборах своим избирательным правом.

Эта структура может меняться в зависимости от степени централизации и автономности и политической направленности партии.

Организационная структура

Организационная структура партии прежде всего характеризуется следующими признаками:

• Организационно оформленные, где члены партии платят взносы и имеют партийные билеты.

• Организационно неоформленные, где для вступления в партию необходимо согласование ее комитета, партийных билетов и взносов такая система не предусматривает.

Типичной схемой для принятия в партию будет прохождение через некоторые ее инстанции или рекомендация от двух и более членов партии. Вне зависимости от курса и идеологии партии, членство не может быть ограничено ввиду расовой, национальной или религиозной принадлежности.

Политическая партия – это организация, объединяющая единомышленников и представляющая интересы отдельных классов, социальных групп и граждан, целью которой является реализация данных интересов путем прихода к государственной власти и участия в ее осуществлении.

Политические партии в современном обществе являются обязательной составляющей любой политической системы. Партии представляют собой общественные организации, которые стремятся принимать участие в осуществлении власти и непосредственно ее представлять.

Взаимодействие государства и общества осуществляется специфическим способом – через политику. Именно общественно-политические движения и политические партии выступают связующим звеном между государством и обществом. Партии, выступая структурным элементом гражданского общества, позволяют эффективно влиять на политику государства.

От общественно-политических организаций политические партии отличаются по ряду признаков: нацеленность на овладение властью; четкая организационная структура; претензии на выражение интересов широких масс населения; конкретная система идеологических ориентаций; групповая стратегия и тактика действий.

Сущность политических партий можно представить разными способами, когда партия выступает, как: группа индивидов, которая придерживается общей идеологической доктрины; выразитель интересов отдельных классов; организация, функционирующая в системе государства; как носитель определенной идеологии и др.

Все представления о сущности политических партий можно представить кратко тремя группами:

  1. Классовый подход. Становление партий происходит в связи с формированием больших социальных групп — классов, партии являются наиболее активной и организованной частью определенного класса, выражает интересы этого класса. В современном мире наблюдается размывание классов, поэтому данный подход встречает все больше критики.
  2. Идеологический подход. Становление партий происходит в связи с выделением групп людей, объединенных едиными идеологическими взглядами (а не социально-экономическим положением). Партия – это группа людей, поддерживающих одну политическую доктрину.
  3. Функционально-прагматический подход. Создание партий связано с целью завоевания власти, а сами партии представляют группы людей, стремящихся прийти к власти.

Готовые работы на аналогичную тему

В современной политике доминирующее положение занимает функционально-прагматический подход.

Структура политических партий

Структура политических партий – это достаточно сложный механизм, включающий ряд компонентов:

  • штаб и политический лидер — выполняют руководящую роль, а именно, принимают наиболее важные решения, манипулируют поведением и сознанием партийных масс, концентрируют все данные и всю информацию о деятельности партии в своих руках;
  • бюрократический аппарат – осуществляет связи между нижестоящими и вышестоящими партийными структурами, исполняет приказы и указания руководства (в отдельных случаях бюрократический аппарат способен брать партийное руководство в свои руки и/или обосабливаться от других партийных звеньев);
  • активные члены партии – участвуют в жизни партии, способствуют реализации программы партии, в бюрократический аппарат не входят;
  • пассивные члены партии – входят в состав политической партии, но в ее жизни практически не участвуют и не помогают реализовать политическую программу партии;
  • электорат партии, или социальная база партии – отдельные слои населения, на которые ориентирована программа партии; данные слои поддерживают программу партии, голосуют за эту программу на выборах.

Процессы появления внутрипартийной иерархии, зарождение отношений вертикальной зависимости нашли закрепление в нормах уставов партий. Политические партии свободны в определении своей внутренней организации (исключение составляют позиции, которые отнесены в соответствии с законодательством к сфере публично-правового регулирования).

Внутрипартийные правила по своему содержанию неодинаковы. Одни из них относятся исключительно к сфере собственно партийной жизни, другие – тем или иным образом связаны с созданием и деятельностью различных государственных институтов. Являясь по форме исключительно партийными, данные нормы и правила по своей роли и содержанию выходят за рамки только партийных установлений, оказывают воздействие (иногда довольно значительное) на функционирование отдельных звеньев государственного механизма.

В отдельных случаях структура организации не зависит в полной мере от выбора самой партии. Как правило, схему политической игры определяет государство, которое законодательно может регулировать моменты, относящиеся к функционированию и внутреннему устройству партий, принуждая соответствовать определенным требованиям по численности, структуре, территориальному масштабу деятельности партии. Когда государство стремится к стабильности политической системы, оно воздействует на правила определения партийного построения.

Партийное строительство представляет собой совокупность разных мер, реализуемых органами партийного управления по вопросам организации и поддержания функционирования партии в политическом пространстве.

Проблемы правового регулирования внутренней организации партий лежат сфере поиска необходимого баланса между уровнем правовой регламентации каких-либо общественных отношений и мерой их внутренней саморегуляции.

Внутреннюю структуру политических партий можно оценить по ряду качественных параметров:

  • централизация власти;
  • степень соответствия между общими установками политической партии и поведением ее отдельных членов, единство парламентариев при голосовании в представительных органах, то есть согласованность действий;
  • наличие/ отсутствие внутрипартийных организаций;
  • степень структурной автономии политической партии от других организаций и институтов;
  • степень вовлеченности в партию ее членов.

Организационная структура политических партий

Организационная структура политических партий современности очень разнообразна и зависит от множества факторов, среди которых первостепенное значение имеют исторические особенности партии, ее специфика и национальные традиции.

В политической партии институт членства представляет собой совокупность политических и организационных прав и обязанностей, связей, которые вытекают из принадлежности индивида к той или иной политической партии. Политико-организационные связи регулируются главным образом закрепляемыми в уставах партии корпоративными нормами, но отдельные правовые требования, которым должны соответствовать уставные положения, могут найти отображение и в национальном законодательстве. Это дает возможность утверждать в правовом отношении о членстве в партии.

Организационную структуру современных политических партий можно представить двумя основными типами:

  • Организационно оформленные политические партии. Члены партии платят взносы и получают партийные билеты.
  • Организационно неоформленные политические партии. Нет официально установленного членства в партии. Для того, чтобы стать членом данной партии, необходимо согласие комитета партии.

Оба типа партий имеют партийный аппарат — организованную группу людей, партийная политическая деятельность которых является их профессиональной деятельностью.

В партиях выделяют отдельные фракции – группы людей, которые выдвигают свои собственные политические программы, имеющие некоторые отличия от основной, общей программы политической партии. Наличие в партии нескольких фракций позволяет сохранить влияние среди разных групп избирателей и делает политику партии более гибкой, соблюдающей разные интересы.

Политика партии создается и вырабатывается в процессе политической внутрипартийной борьбы между разными течениями и фракциями. Руководящие органы во многих партиях формируются, основываясь на представительстве от разных фракций. Как правило, в программах партии подчеркивается намерение служить интересам большинства граждан всей страны.

На практике политические партии стараются учесть интересы всех категорий избирателей для того, чтобы одержать победу на демократических выборах.

В уставах современных политических партий прописаны варианты порядка приема новых членов в партию:

  • вопрос решается в первичной партийной организации;
  • вопрос решается в первичной партийной организации с утверждением вышестоящим партийным органом;
  • вопрос решается в местной или региональной партийной организации.

В некоторых партия (КПРФ) для вступления необходимо заявление и рекомендации двух членов, которые уже имеют партийный стаж не менее одного года.

Политическая партия — это организованная группа единомышленников (почти как анимешники или толкинисты). В этой статье узнаем, какие бывают виды политических партий и их характеристики.

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие, функции, признаки политических партий

Политическая партия — это организованная группа единомышленников, которая выражает интересы конкретных социальных слоев и при этом стремится достигнуть власти в государстве. Примеры таких целей — завоевание государственной власти или участие в ее реализации.

Элементы, которые образуют структуру партии: партийный лидер, партийный аппарат, рядовые члены, сторонники партии.

Основные функции политических партий:

  • борьба за власть в государстве и влияние на политику государства;
  • участие в осуществлении власти;
  • участие в формировании политической системы государства;
  • формирование общественного мнения;
  • выражение интересов социальных групп;
  • политическое воспитание;
  • подготовка и выдвижение политических кадров;
  • защита интересов различных социальных групп.

Отличительные признаки политических партий:

  • нацеленность на завоевание и осуществление власти;
  • наличие политической программы — документа, в котором формулируются цели и задачи партии;
  • наличие организации — руководящие органы, членство, устав партии;
  • наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы;
  • наличие определенной идеологии или особого видения мира и человека.

Перейдем к самому главному — основным видам политических партий.

Классификация политических партий

Политические партии можно классифицировать на виды и типы по разным критериям.

По типу идеологии:

По отношению к социальной действительности:

  • Революционные партии направлены на коренное преобразование общества при помощи средств борьбы.
  • Реформистские партии стремятся к постепенным преобразованиям общества с помощью законных средств.

По характеру членства:

Кадровые партии основаны на немногочисленном, свободном членстве, при этом опираются на профессионалов и активную деятельность в период выборов.

Массовые партии основаны на многочисленных массах народа, нацелены на политическое воспитание, обладают разветвленной структурой и систематически принимают участие в политической жизни.

Централизованные партии основаны на системе массового членства и жесткой дисциплине, которая предполагает выполнение каждым членом партии определенных функций.

Виды политических партий по отношению к власти:

  • Правящие находятся у власти в определенный момент.
  • Оппозиционные (легальные, нелегальные) добиваются власти.

По месту в политическом спектре:

  • Левые партии выступают за проведение реформ, государственное регулирование экономики и вытеснение частного сектора, за социальную защиту трудящихся и радикально-революционные методы осуществления преобразований. К этой группе относят социалистические и коммунистические партии.
  • Центристские партии основаны на балансе между общественным равенством, общественной иерархией и противостоянии политическим изменениям как влево, так и вправо.
  • Правые партии выступают за идею сильного государства, стабильность социальной жизни, охрану частной собственности. К ним относят либеральные и консервативные партии.

По источнику возникновения:

  • Самостоятельные возникают в результате инициативы граждан.
  • Проправительственные создаются по инициативе государства в период выборов.
  • Созданные на основе объединения социальных групп.

По положению в управляющей структуре:

  • Парламентские реализуют свою политику через парламент. Их главная цель — получить максимальное число голосов избирателей и мест в выборных органах.
  • Авангардные не считают участие в выборах ключевым направлением деятельности. Активно участвуют в общественной жизни.

Виды политических партий по организационной структуре:

  • Классические — с четкой организационной структурой и постоянным членством.
  • Движенческие — характерно формальное членство.
  • Политические клубы — характерно свободное членство.

Теперь мы знаем виды деятельности различных политических партий.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Понятие партийной системы

Партийная система — это совокупность партий, которые участвуют в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

В зависимости от того, сколько партий реализуют политическую власть, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

Рассмотрим типы партийных систем в таблице.

В обществе активна одна политическая партия, власть которой закреплена в законодательстве и является неоспоримой. Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. При этом часто руководящая роль единственной партии получает конституционное закрепление.

Примеры стран с однопартийной системой: СССР, Куба, Индия, КНР, КНДР.

В обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти, сменяя друг друга в результате выборов. Другие партии не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти и оказывать влияние на политическую жизнь.

Примеры стран с двухпартийной системой: США (республиканская и демократическая партии), Великобритания (партии лейбористов и консерваторов).

В обществе существует конкуренция между между несколькими влиятельными партиями. При этом ни у одной из них нет явных преимуществ перед другими. Формируется в развитых демократических обществах.

Примеры стран с многопартийной политической системой: Франция, Италия, Испания, Дания, Швеция, Германия, Израиль.

Партия может прийти к власти демократическим путем, а также в ходе революции или военных переворотов. В Бутане, Омане, Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии деятельность политических партий официально запрещена.

Система политических партий в законодательстве РФ

Точное юридическое определение политической партии закреплено в законодательстве каждой конкретной страны. Эти определения могут различаться в зависимости от местных политических и правовых традиций.

Политическая партия в РФ должна отвечать следующим требованиям:

  • Иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной партии.
  • Состоять из не менее пятидесяти тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов партии.
  • Руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
  • Под региональным отделением политической партии понимается ее структурное подразделение, которое создано по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
  • В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит один или несколько автономных округов, может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями партии являются:

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова полиомиелит (существительное):

Синонимы к слову «партаппарат»

Предложения со словом «партаппарат»

  • В первую очередь это касалось особенно тревожащего партаппарат сталинского курса на департизацию государственной власти.

Национал-коммунизм — идеология построения социалистического государства, а затем и коммунистического общества, основанная на национально-культурных особенностях народов, их географическом положении и историческом наследии. Национал-коммунизм отвергает замену национальной культуры и языка какой-либо одной всеобщей универсальной культурой и языком. Национал-коммунизм выступает за идею независимого самостоятельного государства входящего на добровольной основе в гипотетический союз социалистических республик.

Сталини́зм (по фамилии главного выразителя его идеологии и практики — Иосифа Сталина, родился в 1878 и умер в 1953) — политическая система в СССР в конце 1920-х — начале 1950-х годов и лежавшая в её основе идеология. Сталинизм характеризовался господством авторитаризма, усилением карательных функций государства, сращиванием государственных органов и правящей Коммунистической партии, жёстким идеологическим контролем над всеми сторонами жизни общества. Ряд исследователей считают сталинизм одной из.

Читайте также:

      

  • Гоголь о жуковском кратко
  •   

  • Культура в ссср кратко
  •   

  • Кратко нюансы санаторного бизнеса
  •   

  • Действительность мышление логика и язык кратко
  •   

  • Отношение к женщинам в турции кратко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Asus zenfone 5 ze620kl инструкция на русском
  • Турецкий педифен сироп инструкция на русском
  • Артрон хондрекс таблетки инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Уколы ферматрон плюс в коленный сустав цена отзывы инструкция
  • Босвеллия коралловый клуб инструкция по применению цена