Щелевая лампа офтальмологическая инструкция по эксплуатации

Невозможно представить кабинет современного офтальмолога без щелевой лампы. Она необходима при проведении биомикроскопических исследований частей глаза, доступных при наружном осмотре – склеры, роговицы, конъюнктивы, хрусталика, радужной оболочки. Прибор позволяет изучить живые ткани перечисленных элементов органа зрения с использованием сильного оптического увеличения. Такое исследование необходимо для постановки диагноза при многих офтальмологических заболеваниях и повреждениях глаз. Осмотр с использованием щелевой лампы особенно необходим людям, постоянно пользующимся контактными линзами. Он позволяет обнаруживать нарушения в оптических структурах глаза и выстилающих тканях, чтобы вовремя проводить соответствующее лечение.

Какие болезни выявляются офтальмологической лампой?

Оборудование используется для определения многочисленных заболеваний, среди которых:

  • патология радужной оболочки
  • глаукома
  • воспаление век
  • опухоль
  • склерит
  • катаракта
  • дистрофические изменения роговицы

История создания глазной лампы

В 1823 году естествоиспытатель из Чехии Ян Пуркинье собрал устройство, в котором одно увеличительное стекло использовалось собственно для увеличения изучаемых объектов, а второе – чтобы сфокусировать лучи источника света, размещённого сбоку. Однако в то время идея не могла быть должным образом реализована из-за недостаточного развития (а вернее, полного отсутствия) осветительной техники.

Идея получила развитие в 1911 году благодаря шведскому офтальмологу Альвару Гульстранду, который придумал и изготовил первый прототип современного устройства. Это была достаточно простая система оптики с щелевидной диафрагмой. В качестве источника света использовалась лампа Нернста на креплении, позволявшем перемещать её в двух осях. Современное название закрепилось за прибором лишь три года спустя.

В дальнейшем конструкция была улучшена и дополнена. Так, вместо обычного увеличительного стекла начали использовать микроскоп, что существенно расширило возможности прибора. Источник света тоже подвергался неоднократным усовершенствованиям. В 1926 году в конструкцию ввели специальный столик, чтобы фиксировать подбородок пациента. В 1927 году оборудование впервые было использовано для фотографирования структур глаза.  Щелевую лампу к тому времени изготавливали многие компании, которые вносили свои изменения и дополнения в её конструкцию. Наиболее удачные идеи использовались в дальнейшем производстве приборов.

Устройство щелевой лампы

Конструкция обязательно содержит:

  • мощный источник световых волн – в настоящее время это галогеновая либо светодиодная лампа, обеспечивающая световой поток необходимой интенсивности;
  • увеличительная оптика, в качестве которой используется микроскоп с бинокуляром;
  • опорные подставки для головы пациента с добавочными столиками.

Специальные ручки предусмотрены для изменения фокусного расстояния, перемещения оптики в двух направлениях. По умолчанию оси оптической и осветительной системы сведены воедино, кроме выполнения специфических исследований, когда их разделяют специально.

Осветительная система оборудована щелевидной диафрагмой и дополнительными фильтрами, комплектация которых зависит от модели прибора. Система линз микроскопа, как правило, обеспечивает кратность увеличения в пределах 3-3,5 раз. Окуляр предусматривает изменение (преимущественно ступенчатое) оптической силы в диапазоне 5 — 50 раз. Возможно добавление более мощного окуляра с увеличением до 70 раз.

Щелевые лампы комплектуются двумя разновидностями микроскопов:

  • обычными с источником света, размещаемым сверху или снизу (3-ступенчатое либо 5-ступенчатое увеличение);
  • микроскопами Грену (2-ступенчатое увеличение).

Западноевропейские офтальмологи предпочитают пользоваться щелевыми лампами с осветительным прибором верхнего расположения, японские – с нижним размещением источника света. В нашей стране в ходу оба варианта.

Базовые фильтры, входящие в комплектацию лампы

  • фильтр поглощения тепла или нейтрально-серый (чтобы приглушить интенсивность светового потока);
  • белый свет;
  • синий кобальт, чтобы выполнять обследование с применением флюоресцеина;
  • барьерный фильтр Враттена жёлтого цвета, который располагают перед линзами и применяют одновременно с синим кобальтом, чтобы увеличить контрастность флюоресцеина – такое сочетание пропускает зелёные флюоресцентные лучи и блокирует голубое излучение, которое отражает поверхность роговицы;
  • зелёный, не пропускающий красные лучи и усиливающий контрастность при исследовании роговицы на признаки васкуляризации, а также для улучшения восприятия при прокрашивании бенгальским розовым красителем;
  • диффузный, обычно устанавливаемый снаружи;
  • поляризационный, чтобы убирать ненужные отражённые лучи и для усиления незначительных изменений.

Как обследуют глаза с использованием щелевой лампы

  1. Офтальмолог усаживает пациента за столик, на котором расположена щелевая лампа. Высоту устанавливают в средней области имеющегося диапазона, окуляры заранее настроены под межзрачковое расстояние врача и силу его зрения. Благодаря подстройке положение столика и подпорки под голову регулируют, чтобы пациент не испытывал дискомфорта.
  2. Врач садится напротив пациента и направляет на исследуемый глаз луч, испускаемый щелью диафрагмы. При повышенной чувствительности к световым лучам глаза предварительно обрабатывают анестезирующим раствором.
  3. Проходящий через узкую щель сфокусированный пучок света формирует так называемый световой срез глазного яблока, который офтальмолог изучает при помощи микроскопа. Чтобы лучше рассмотреть те или иные детали, он периодически регулирует интенсивность и линейные размеры освещаемой области. Смена фильтров, контрастности и освещённости позволяет тщательно изучить мельчайшие изменения в тканях глазного яблока. Чтобы выделить дефекты, сделав их более заметными, используют безвредные окрашивающие растворы – флюоресцеин, бенгальский розовый, лиссамин зелёный.

Методы биомикроскопии с использованием щелевой лампы

  • Прямое освещение. Осветительный пучок направляют прямо на изучаемый участок глаза. Это начальный этап любого исследования, на котором оценивают прозрачность хрусталика и других глазных оптических сред, выявляют очаги помутнения и другие наиболее грубые патологии. Сужение щели позволяет рассмотреть более мелкие и тонкие детали.
  • Непрямое освещение. Осветительный пучок направлен рядом с изучаемым участком, фокусы микроскопа и источника света разведены. Врач рассматривает участок глаза, освещённый отражённым светом. Контраст между хорошо подсвеченными и слабо освещёнными участками позволяет выявить мелкие патологии – атрофию участков радужной оболочки, кровоизлияния, кистозные образования и т.д.
  • Переменное освещение. Метод заключается в варьировании двух вышеописанных способов и позволяет обнаруживать мелкие инородные частицы, в том числе стеклянную крошку в хрусталике и роговице, которые невозможно обнаружить другими способами.
  • Отражённый свет. В этом случае используются световые лучи, отражаемые глазным дном или радужной оболочкой. В результате становятся заметны мелкие дефекты эндотелиальной и эпителиальной ткани, присутствие инородных частиц, локальные отёки и другие патологии, а также недавно образованные капилляры.
  • Проходящий свет. В этом случае световой луч фокусируется позади исследуемого участка, отражается от непрозрачного экрана и подсвечивает нужный фрагмент глазной структуры. Чтобы подсветить роговицу, используют оболочку радужки, для изучения радужной оболочки – хрусталик. При изучении передней части хрусталика используется отражающая способность его задней поверхности, для задней части стекловидного тела роль экрана выполняет глазное дно. Отражённый свет тоже позволяет выявлять малозаметные дефекты и патологические образования, которые трудно рассмотреть в других условиях.

Как правило, в процессе биомикроскопического исследования используют два основных приёма.

  • Скользящий луч. Полосу света передвигают по изучаемому участку глаза из стороны в сторону для выявления неровностей, образуемых патологиями роговицы, инфильтратами, новообразованными сосудами. Метод позволяет определить глубину дефектных участков.
  • Зеркальное поле. Метод эффективен, если возникает необходимость в изучении границы оптических сред: хрусталика и роговицы. При этом ось микроскопа ориентируется не на сфокусированное пятно света, а на луч, отражённый от границ сред.

Хит продаж компании!

Щелевая лампа серии HS-5500 компании Huvitz (Ю. Корея)

Современная 5-ти ступенчатая лампа, надежная и качественная. Микроскоп построен по схеме Галлилея, признанной мировым стандартом, обеспечивает широкое поле зрения и реалистичное изображение. Особое преимущество — наличие желтого фильтра, который может использоваться в комбинации с синим, что необходимо для проверки правильности посадки контактных линз и дефектов эпителия. 

Высокодиоптрийные асферические линзы предназначаются для исследования всей внутриглазной полости и глазного дна при помощи щелевой лампы (она может иметь любую конструкцию), а также для проведения коагулирующих лазерных вмешательств на внутренних оболочках глаза бесконтактным методом. В этой статье мы дадим основные практические советы, которые призваны облегчить процесс усвоения методики осмотра глазного дна с помощью этого вида линз.

Особенности работы с данным видом линз

Выскодиоптрийные асферические линзы формируют действенное и обратное изображение глазного дна в больших полях обзора — 60° и 90°. Под этим полем обзора подразумевается та площадь сетчатой оболочки глаза, которая может быть осмотрена одномоментно в условиях неподвижности глазного яблока пациента. В связи с тем, что световая щель от осветителя щелевой лампы при стандартных увеличениях значительно меньше поля обзора, осмотр проводится методом “сканирования” — так называемого перемещением световой щели по глазному дну в произвольной последовательности. При изменении степени увеличения микроскопа щелевой лампы, появляется возможность обнаруживать и оценивать самые первые стадии разнообразных хориоретинальных изменений, а также особенности структур внутриглазной полости. Перемещение линзы и изменение взора пациента делают доступной осмотру дальнюю периферию сетчатки (и, соответственно, возможность при необходимости выполнить лазеркоагуляцию).

Высокодиоптрийные асферические линзы дают возможность врачу:

  • Получать стереоскопическую широкопольную картину глазного дна и при необходимости его фотографировать;
  • Обнаруживать и оценивать тончайшие изменения в состоянии заднего полюса и на крайней периферии сетчатки, получать исчерпывающие офтальмоскопические данные;
  • “Сканировать” глазное дно, вести ориентировочную топическую диагностику (по типу обзорной офтальмоскопии);
  • Проводить коагулирующие лазерные вмешательства во всех зонах глазного дна.

Линза с оптической силой 60 диоптрий дает большее увеличение, чем линза 90 диоптрий, и особенно незаменима при осмотре заднего полюса с детальной оценкой диска и макулы. При одинаковой оптической силе линза с большим диаметром позволяет исследовать и большее поле глазного дна.

Линза с оптической силой 90 диоптрий более адекватна при малых увеличениях микроскопа щелевой лампы, а также при небольших зрачках.

Линза должна быть обращена светофильтром в сторону микроскопа щелевой лампы.

Наблюдая передний отдел глазного яблока через микроскоп щелевой лампы, следует добиться общей фокусировки. Степень увеличения микроскопа в начале исследования целесообразно устанавливать в пределах от 5 до 8. Это облегчит ориентировочную наводку (фокусировку) на глазное дно. После получения четкого изображения оптического среза роговицы одну руку следует оставить на рукоятке координатного столика, а с помощью другой расположить линзу между объективом микроскопа и глазом пациента — примерно в 16 мм (для линзы 60 диоптрий) или в 11 мм (для линзы 90 диоптрий) от поверхности роговицы.

Самая распространенная на данном этапе ошибка начинающих специалистов заключается в привычном стандартном прижимании лба пациента к оголовнику щелевой лампы. Это абсолютно неправильно! Поскольку изображение сетчатки формируется перед линзой, может не хватить движения на себя (по оси “вперед — назад”) координатного столика для выхода на фокусное расстояние. Поэтому голова пациента должна находиться на расстоянии 10-15 мм от упора. Тогда перемещения столика, а точнее всей наблюдательной системы, хватит для четкого изображения как передних отделов стекловидного тела, так и непосредственно для сетчатки.

Хотя предполагается, что линза расположена на фокусном расстоянии от роговицы, не надо бояться “уйти” от него, нет необходимости специально следить за этим расстоянием, вымеряя его линейкой. Ровно как и не обязательно строго следить за фронтальным положением линзы: небольшой ее наклон не скажется на визуализации глазного дна.

При введении асферической линзы в такую оптическую схему появляется рефлекс от глазного дна. Когда он яркий и устойчивый, выбирается оптимальное взаиморасположение оптических элементов (микроскоп, осветитель щелевой лампы, глаз пациента) до получения четкого изображения глазного дна. Это достигается согласованными манипуляциями по изменению положения линзы, угла поворота осветителя (он не должен быть больше 20 градусов) и микрофокусировкой.

На этапе получения визуального изображения у начинающих специалистов возникает еще одна типичная ошибка. При том, что все манипуляционные движения должны быть максимально осторожными, необходимо, чтобы они в то же время оставались свободными и раскованными: изменяя положение линзы по всем осям, другой рукой следует активно добиваться микрофокусировки — нужно искать рефлекс. Как только он “пойман”, движение линзы можно останавливать и продолжать работать координатным столиком щелевой лампы до получения четкой картины сетчатки. После этого активные движения можно прекратить совсем и далее добиваться комфортной визуализации путем изменения степени увеличения микроскопа, поиском оптимального угла осветителя щелевой лампы и т.д. Удобнее держать линзу большим и указательным пальцами, сохраняя средний “в запасе” для упора на него или для придерживания верхнего века (когда рассматриваются нижние отделы глазного дна).

При работе с любым типом высокодиоптрийных линз необходимо помнить: чем ближе линза располагается к глазу пациента, тем большая часть глазного дна попадает в окулярное поле. При большем ее отстоянии в окулярное поле наблюдения может попасть и радужка, тогда полезная площадь обзора глазного дна будет меньшей, что, естественно, создаст неудобства при осмотре. Чем меньше угол поворота осветителя, тем легче добиться бинокулярности наблюдаемого изображения.

Нужно отметить, что практически всегда в поле зрения врача оказывается блик, образованный отражением от поверхности линзы. Однако небольшим ее наклоном блик легко выводится из наблюдаемой зоны изображения.

Как уже было сказано выше, исследование глазного дна проводится методом “сканирования” световой щелью. В дополнение к этому нельзя не сказать о том, что видимая область непрямого освещения обогащает визуальную картину и способствует правильной топографической ориентировке. Очень широкую щель при этом делать нельзя: во-первых, пациент хуже переносит более яркую засветку, во-вторых, возникает много дополнительных бликов. При фиксированном положении линзы и глаза пациента перемещением микроскопа и осветителя щелевой лампы можно добиться равномерно освещаемой зоны глазного дна и получения четкого изображения в пределах 60 градусов. При перемещении линзы и/или взора пациента в условиях хорошего мидриаза исследователю становятся доступны периферические участки глазного дна, вплоть до зубчатой линии. Эта зона осматривается при максимальном отведении взора и на краю линзы. Осмотр глазного дна возможен, в принципе, уже с 3-миллиметровым зрачком (хотя для этого нужен хороший опыт). При зрачке размером более 4 мм осмотр заднего полюса не вызывает затруднений (он информативен и максимально комфортен для врача).

Такая биомикроофтальмоскопия позволяет в деталях осмотреть диск зрительного нерва, макулу, любые витреальные и хориоретинальные изменения во всех областях глазного яблока, оценить периферические дегенерации, особенности отслойки сетчатки глаза, размеры и рельеф опухолей, вести динамическое наблюдение за послеоперационным состоянием.

Процедуры выполнения лазеркоагуляции сетчатки с использованием высокодиоптрийных асферических линз и линз типа Гольдмана практически ничем не отличаются друг от друга. Единственное отличие состоит лишь в отсутствии контакта линзы с поверхностью глазного яблока.

В заключение отметим, что биомикроофтальмоскопия с помощью высокодиоптрийных асферических линз довольно непростая, и на ее овладение, как впрочем, любой другой методикой, требуется время и много практики. Но она нисколько не сложней остальных. Для многих врачей с появлением навыка данный вид осмотра глазного дна становится предпочтительным во всем многообразии офтальмоскопических методик, что, разумеется, не исключает его использования как дополнительного исследования. Дерзайте, совершенствуйтесь и вы станете настоящим профессионалом.

Лампы
щелевые ЩЛ -2

1
Техническое описание
предназначено для изучения работы ламп
щелевых моделей   ЩЛ- 2, ЩЛ-2Б, ЩЛ-2Т*.

В техническом описании изложены назначение и
технические данные ламп.

В инструкции по эксплуатации изложены сведения,
необходимые для монтажа, подготовки к работе, правильной эксплуатации и
поддержания ламп в постоянной готовности.

2
Назначение

Лампа щелевая универсальная ЩЛ-2 предназначена для
комплексного микроскопического исследования переднего и заднего отделов глаза,
фотографирования переднего отдела глаза в рассеянном свете и определения внутриглазного
давления.

Лампа щелевая  ЩЛ-2Б (базовая модель) предназначена для визуальной  биомикроскопии и офтальмоскопии глаза.

Лампа щелевая ЩЛ-2Т предназначена для визуальной
биомикроскопии, офтальмоскопии глаза и определения внутриглазного давления.

Приборы работают при нормальной комнатной
температуре в закрытых незапыленных помещениях.

3
Технические данные

Источник света — галогенная лампа КГМН 12В, 30Вт

Напряжение питания сети переменного тока , В 220±22

Увеличение микроскопа переменное, крат. От 8 до 40

Поле зрение микроскопа согласно увеличениям, мм     25-5

Перейти к описанию или заказу прибора Лампа щелевая ЩЛ-2Б

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кто осуществляет руководство деятельностью общеобразовательной организации
  • Руководство для хомяка
  • Мометазон сандоз спрей для носа инструкция по применению цена отзывы
  • Птрк корнет руководство скачать
  • Хондра джект ампулы инструкция по применению