Шиномонтаж — одна из самых востребованных услуг по обслуживанию автомобиля. С заменой резины автолюбители сталкиваются как минимум дважды в год — каждую весну и осень. Причин заглянуть в мастерскую посреди года тоже достаточно: почти 50% россиян оценивают дорожное покрытие в своём городе или посёлке как откровенно плохое. А значит, проколотая или лопнувшая шина — нередкая проблема.
В этой статье расскажем, когда менять резину, как выбрать качественный, профессиональный шиномонтаж и стоит ли делать что-то самостоятельно.
Содержание
-
Когда необходим шиномонтаж
- Сезонный шиномонтаж
- Ремонт резины и дисков
-
Основные виды услуг в шиномонтажном сервисе
- Демонтаж и монтаж шин
- Вулканизация
- Балансировка
- Ошиповка шин
- Накачка шин
- Ремонт дисков
-
Экстренный шиномонтаж
- Выездной шиномонтаж
- Круглосуточный шиномонтаж
-
Шиномонтаж для других видов транспорта
- Мотошиномонтаж
- Грузовой шиномонтаж
- Как выбрать профессиональный шиномонтаж
- Шиномонтаж своими руками или у профессионалов?
- Полезные советы
Когда необходим шиномонтаж
Как минимум каждую осень и весну. Но и от внеплановой «переобувки» никто не застрахован. Шина может проколоться, пострадать из-за резкого наезда на яму или лежачего полицейского. Или попросту износиться: ПДД гласят, что минимально допустимая глубина протектора для летней резины — 1,6 мм, а для зимней — 4 мм.
Сезонный шиномонтаж
При выборе времени для смены резины специалисты советуют ориентироваться на температуру воздуха +7 градусов. Причём это касается и летнего, и зимнего периода.
В противном случае вы рискуете:
- Зимой — комфортом и безопасностью. Летняя резина на холоде «дубеет» и теряет сцепку с дорогой.
- Летом — долговечностью резины. Жаркая погода опасна для зимних покрышек. Они становятся мягкими и «плывут».
Есть ещё несколько нюансов. Во-первых, в некоторых регионах температура может днём повыситься до +7 градусов, а ночью опуститься до —3. Утром автолюбителей встретит лёд на дороге, к которому летняя резина не приспособлена. В такой ситуации лучше дождаться, когда температура станет стабильно положительной.
Во-вторых, состав резиновой смеси у всех производителей разный. А значит, и вести себя покрышки будут по-разному. Поэтому перед установкой лучше ознакомиться с инструкцией.
Ремонт резины и дисков
Кроме сезонной замены шин, шиномонтажные работы понадобятся при разного рода повреждениях: проколах, порезах или спуске шин, поломке дисков.
Ремонту не подлежат шины:
- с боковым порезом длиной более 8 см;
- с боковым порезом, расположенным близко к диску;
- с проколом в области протектора диаметром более 5 см.
Основные виды услуг в шиномонтажном сервисе
Шиномонтаж в буквальном смысле — это процесс снятия или установки шины на диск. Но фактически процедура может включать в себя несколько манипуляций: вулканизацию, балансировку или ошиповку покрышек, шлифовку и покраску дисков.
Демонтаж и монтаж шин
Смену покрышек производят с помощью шиномонтажного станка. Посадочную зону, которая прилегает к колесу, обрабатывают специальным составом — он обеспечивает герметичность и защищает металл от коррозии.
Резина должна быть:
- чистой,
- сухой,
- подходящего размера и типа,
- правильной температуры.
Вулканизация
Вулканизацию применяют для ремонта небольших повреждений: поперечный разрез не должен быть длиннее 2,5 см, а продольный — 3,5 см. Процедура бывает двух видов — горячая и холодная.
При горячем способе покрышку обезжиривают, затем на место повреждения наносят специальный ремонтный раствор и просушивают его. После добавляют каучук и при высоких температурах нагревают его. В финале укрепляют место разреза заплаткой с внутренней стороны.
При холодной вулканизации резину восстанавливают с помощью заплаток и специального клея, который скрепляет материал на уровне молекул.
Вулканизация — это недорогой, эффективный, а главное, быстрый способ ремонта. Шины легковых авто можно отремонтировать за 1–2 часа, грузовых — за 2–4 часа. Однако после процедуры центр тяжести шины смещается. Поэтому следом обязательно нужно провести балансировку колёс.
Балансировка
Балансировка — это восстановление центра тяжести шины при помощи специальных грузов. Она обеспечивает равномерное вращение колеса, помогает избежать вибрации руля и кузова, увеличивает срок службы деталей подвески.
Балансировку проводят:
- после ремонта колёс;
- после смены резины;
- при вибрации в руле или кузове;
- перед длительной поездкой;
- через каждые 10 тысяч километров пробега.
Работы мастер выполняет на балансировочном станке. Сначала смывает с колеса грязь, удаляет камни и ранее установленные грузы — от этого зависит точность результата. Затем вводит параметры колеса и раскручивает его на оборудовании. Программа сама показывает, в каком месте нужно установить грузы.
Ошиповка шин
Если шипы на резине стёрлись, а приобрести новый комплект не позволяет бюджет — можно сделать ошиповку. В большинстве сервисов вам предложат на выбор одно-, двух- или трёхфланцевые шипы. Чем больше фланцев — зазубрин на шипе, тем дольше будет срок службы.
«Не рекомендую делать ошиповку, если протектор шины менее 6 мм. При таком износе использовать покрышки может быть просто опасно».
Накачка шин
От правильной накачки колёс зависит:
- Управляемость автомобиля. Если вы ощущаете жёсткий ход и низкую чувствительность тормоза — шины перекачаны.
- Долговечность покрышки. Перекачанная шина преждевременно истирается посередине, а спущенная — по краям.
- Расход топлива. Автомобиль с приспущенными шинами потребляет больше бензина.
Рекомендуемое давление чаще всего указано на крышке бензобака. Проверить его можно с помощью манометра.
Ремонт дисков
На дисках могут появляться микротрещины, сколы, царапины. Для каждого из повреждений есть свой способ ремонта.
При вмятинах диск восстанавливают с помощью прокатки: выпрямляют на прокатном станке.
Аргонную сварку применяют при глубоких трещинах. Их заполняют металлом, варят, шлифуют и полируют.
Шлифовка и покраска помогут справиться с микроцарапинами, которые не угрожают целостности диска.
Экстренный шиномонтаж
В некоторых ситуациях сменить шину требуется в течение пары часов. Для этого существуют выездной и круглосуточный сервисы шиномонтажа.
Выездной шиномонтаж
Настоящее спасение в экстренных ситуациях.
Выездной, или мобильный шиномонтаж выполняет целый спектр услуг: ремонт и мойка шин, замена дисков, балансировка колёс. Кроме того, вы сэкономите время на дорогу до сервиса и деньги на эвакуатор.
Такая служба пригодится и предприятиям с собственным автопарком, который нуждается в постоянном обслуживании. Отпадает необходимость перегонять автомобили в сервисный центр.
Мобильный шиномонтаж востребован и в разгар сезонной смены резины, когда очередь в стационарные сервисные центры слишком большая. Микроавтобус, оборудованный современными инструментами, сам приедет к вам.
При всех прелестях стоит такой сервис дороже стационарных услуг.
Круглосуточный шиномонтаж
Стационарные сервисы тоже могут оказывать услуги круглосуточно.
Когда может пригодиться круглосуточный шиномонтаж:
- В период сезонной смены резины. Некоторые водители предпочитают приезжать в шиномонтаж ночью, когда очереди значительно меньше.
- В любой экстренной ситуации, когда ждать до утра открытия сервиса нет возможности.
Шиномонтаж для других видов транспорта
Мотошиномонтаж
Байки, скутеры, мотоциклы, мопеды и квадроциклы тоже нужно «переобувать». Специально для них существует мотошиномонтаж. Мастера такого сервиса могут не только отремонтировать колёса и резину, но и установить кофры, заменить вентили мотоколёс, провести монтаж и демонтаж крыльев.
Грузовой шиномонтаж
Этот вид шиномонтажа подходит для крупногабаритного транспорта: грузовиков, автобусов, спецтехники. Из-за больших размеров и веса такие машины требуют оборудования с высокой грузоподъёмностью.
Выездной грузовой шиномонтаж — тоже достаточно популярная услуга: нередко помощь водителям грузовиков требуется на дороге, вдали от стационарных мастерских.
Как выбрать профессиональный шиномонтаж
Выбирая сервис для очередного или экстренного обслуживания, обратите внимание на следующие вещи:
- Оборудование. Наличие на станции современных станков и инструментов — хороший признак. Значит, владелец серьёзно относится к своему бизнесу. Инновационное оборудование исключает человеческий фактор. Например, машина безошибочно укажет место на шине, куда необходимо поставить грузы.
- Компетентность работников. На сайте компании посмотрите лицензии и документы об образовании сотрудников. Обратите внимание, проходят ли специалисты повышение квалификации, посещают ли обучение.
- Порядок в мастерской. Ручной инструмент должен не валяться по всему помещению, а находиться на специальных стендах. Чистота и тепло в помещении, опрятная униформа персонала — всё это говорит о заботе владельца бизнеса в первую очередь о своих работниках. И как следствие — об уважении к клиенту.
- Гарантия на услуги. Важно, чтобы поставщик услуг давал гарантию на проведённые работы. Некачественная работа или брак должны быть исправлены по вашему требованию.
- Имидж компании. Перед тем как остановить выбор на конкретном автосервисе, изучите отзывы клиентов в интернете. Можете заглянуть на страницы компании в соцсетях.
- Прозрачная ценовая политика. Компании, которые дорожат своей репутацией, не станут скрывать от клиентов информацию о стоимости услуг. Чаще всего она опубликована на сайте или непосредственно в самом автосервисе, на видном месте. А на ваш вопрос о разъяснении цены должен последовать однозначный развёрнутый ответ.
- Финальная диагностика. Качественный сервис по окончании работ проводит финишное измерение давления в шинах. И не важно, какие виды работ производились до этого. Давление в шинах влияет на важные параметры, в том числе и расход топлива.
- Возможность предварительной записи. Необязательный, но приятный бонус. Так владелец сервиса даёт понять, что заботится о комфорте своих клиентов и ценит их время.
Шиномонтаж своими руками или у профессионалов?
Нехитрые манипуляции с колёсами по силам и опытным водителям, и новичкам на дорогах. Например, накачка шин и замена пробитого колеса или ремонт небольших повреждений. Для этих случаев рекомендуем всегда иметь в багажнике базовый набор инструментов:
- ключи,
- домкрат,
- насос,
- инструмент для измерения давления в шинах — манометр,
- запасное колесо.
Однако выполнить большую часть работ самостоятельно просто невозможно. Ремонт без профессионального оборудования, опыта и квалификации может в результате привести к ещё более серьёзным поломкам автомобиля.
Так, например, некачественная балансировка вызывает сильную вибрацию при движении и износ деталей подвески. Повреждение силовой части покрышки может повлечь её поломку в самый неподходящий момент. А неправильная накачка шин приводит к износу покрышек и плохой устойчивости автомобиля на дороге.
Полезные советы
Отказывайтесь от лишних услуг. Иногда даже предварительное изучение рынка не ограждает от нечистых на руку бизнесменов. В целях наживы работники сервиса могут добавить ненужные услуги. Например, правку диска или ремонт резины, которые находятся в идеальном состоянии. Или накачку шин азотом, которая пригодится вам, только если вы приехали в сервис на гоночном болиде.
«Чтобы уберечься от ненужных услуг, не стесняйтесь задавать больше вопросов. Спрашивайте мастера, для чего нужны эти процедуры, и делайте выводы, соглашаться на них или нет».
Не ориентируйтесь на ценник. Высокая цена — не всегда показатель высокого качества. Делать выбор в пользу компании, основываясь только на этом критерии, не стоит.
Шиномонтажные работы: этапы и стоимость
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Способы организации шиномонтажных работ
- Основные этапы шиномонтажных работ
- Недопустимые ошибки при выполнении шиномонтажных работ
- Как выбрать мастерскую для проведения шиномонтажных работ
- От чего зависит цена на шиномонтажные работы
- Что, по мнению автовладельцев, лучше: проводить шиномонтажные работы самому или обращаться в сервис
Шиномонтажные работы – услуга, которая востребована всегда. И дело не только в низком качестве российских дорог и стремлении некоторых водителей полихачить. Нельзя забывать о такой вещи, как замена летней резины на зимнюю, и наоборот.
Но если последнюю процедуру вполне можно провести самостоятельно, то некоторые работы без специального оборудования и определенных навыков осуществить не представляется возможным, к примеру, ту же балансировку колес.
Тут волей-неволей придется ехать в автомастерскую. Как не прогадать с выбором сервиса? Как понять, что его сотрудники все делают должным образом? Как определить, что запрошенная за работу цена – разумная? На эти и другие вопросы отвечаем в нашей статье.
Способы организации шиномонтажных работ
Шиномонтаж хорошо знаком всем, кто так или иначе связан с автомобильной техникой. В наши дни эта услуга предоставляется в нескольких видах, каждый водитель выбирает то, что ему больше подходит. Традиционно шиномонтаж производят на специализированной станции, куда водитель должен перегнать машину. Опытные мастера знают, как привести в порядок автомобильную резину, заменить и отрегулировать колеса.
Не менее популярны и мобильные шиномонтажные работы. Когда по каким-то причинам выходит из строя хотя бы одно колесо, добраться до стационарной мастерской своим ходом довольно проблематично. А если это произошло на трассе, где поблизости нет населенных пунктов, то спасет водителя только выездная бригада ремонтников. Они прибудут по вызову в любую точку и выполнят все, что указано в заявке (комплексный или частичный монтаж шин, другие виды работ). Мастера обладают широкой специализацией и могут обслужить любой автомобиль – легковой, грузовой и даже спецтехнику, если она на колесах. Хотя шиномонтажные работы для каждого вида машин требуют знания характерных приемов и особенностей.
Проще всего найти повреждения на колесах легковушки и быстро их заклеить. Нагрузка на шины грузовика гораздо больше, и просто клеем здесь не обойтись. С помощью современного оборудования стертая изношенная резина может быть восстановлена до состояния новой. Потрепанные куски выбрасываются, вместо них кладется хороший материал, и вся покрышка отправляется на вулканизацию. Сформировавшийся в результате резиновый слой невозможно отличить от новых колес грузового автомобиля.
Восстановление колес специального автотранспорта – задача не из легких. Эта техника применяется в экстремальных условиях, и шиномонтажные работы для нее должны быть проведены на высоком уровне, качественно и быстро. Простаивать такие машины не могут – их рабочее время стоит больших денег. Поэтому в бригаду подбираются специалисты широкого профиля, которые не просто заменят покрышки, но отремонтируют их и на вулканизацию отправят.
Кроме прочной резины не менее важна для автомобиля точная балансировка колес, которая также входит в шиномонтажные работы. Если колесная база разбалансирована, это грозит быстрым износом покрышек, элементов подвески и рулевого управления. При таком состоянии уменьшается площадь сцепления машины с дорожным покрытием, она плохо слушается руля, тормозной путь возрастает. Отсутствие балансировки становится угрозой для жизни и безопасности не только владельца транспортного средства, но и других участников движения, в том числе пешеходов. В такой ситуации поход в автосервис становится обязательным.
Тем более что сегодня мастерские работают круглосуточно, выполняя шиномонтажные работы в любое время дня и ночи. Это очень удобно для водителей, которым необходимо заклеить порез, прокол, заменить покрышки или произвести балансировку. Здесь же созданы все условия для хранения сезонной резины. За небольшую арендную плату зимние или летние колеса можно оставить в автосервисе на хранение в определенных температурных условиях. Площадь помещения позволяет складировать их в свободном положении, избегая случайной деформации покрышек. Поэтому в очередном сезоне колеса будут эксплуатироваться без риска для жизни на любой автотрассе.
Чтобы водителям не искать каждый раз станцию техобслуживания, ее чаще всего оборудуют там, где большая проходимость автотранспорта: рядом с основными развязками, на заправочных станциях, возле крупных автостоянок. Чтобы выполнить любой заказ водителя, участок шиномонтажных работ оснащается современным оборудованием и инструментами, все процессы максимально автоматизированы и управляются компьютерами.
Такие приборы успешно проводят полную диагностику состояния резины, определяя все дефекты и повреждения. На вулканизаторах выполняется термическая обработка шин, инновационные установки с высокой точностью делают балансировку колес, монтаж и демонтаж производится тоже с помощью высокоточных инструментов.
Основные этапы шиномонтажных работ
Обслуживание автомобиля в мастерской производится в несколько этапов.
Этап демонтажа колес
Машина жестко фиксируется на платформе. Для этого следует опустить рычаг ручного тормоза и установить тормозные башмаки. Корпус слегка приподнимается домкратом.
Колеса получают определенную степень свободы, в результате легко и быстро производится процедура скручивания гаек, а затем со ступицы снимается или само колесо, или весь комплект – смотря какие шиномонтажные работы надо провести.
Для правильной балансировки чрезвычайно важно, чтобы в протекторе не было мусора, поэтому диски и шины полностью освобождают от грязи.
После того, как колесо будет закреплено в станке, из него извлекается золотник, удерживающий шину, и ее можно отделить от диска.
Все шиномонтажные работы выполняются с помощью специальных приспособлений, которые не сгибают диск и не рвут шину. Об использовании кувалды и других инструментов такого же типа не может быть и речи.
Этап выявления дефектов и бортировки покрышек
Для поиска возможных дефектов – порезов, проколов – используются спредеры, расширители, бортовыворачиватели и другое шиномонтажное оборудование. При положительном результате выполняется текущий ремонт.
Если пробита не только шина, но и камера, ее отправляют на вулканизацию. При отверстии меньше 3 см для заплатки берется невулканизированная резина, если 3 см и больше – вулканизированная.
Сравнение цен актуально на 21.05.2023
Получите скидку на летние шины до 15% от средней рыночной цены 2023 года!
Мы сравнили цены в ряде магазинов шин и дисков и предлагаем вам лучшую цену
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
4 528.78 ₽
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
5 582.38 ₽
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
4 906.86 ₽
Выбирайте свой комплект шин и экономьте уже сегодня!
У бескамерных шин ремонт тоже зависит от ширины прокола. Если его диаметр меньше 2 мм, то дырку забивают специальной пастой. В более крупные отверстия вставляются резиновые пробки или грибки.
Теперь колесо надо собрать. Старые балансировочные грузики удаляются. Также на поверхности обода ликвидируются обнаруженные вмятины, заусенцы и ржавчина.
При обязательной проверке тормозного диска обнаруженные шпильки очищаются специальной щеткой по металлу.
Для лучшего скольжения шины по диску в процессе монтажа применяется смазывающий раствор. А чтобы не происходило склеивания поверхностей, внутренняя часть шины и камера обрабатываются тальком. Во избежание повреждений при монтаже камеру после укладки в шину слегка накачивают.
Это помогает определить возможные скручивания и защемления, устранить которые после завершения монтажа будет невозможно. Полностью смонтированную шину разрешается накачивать только в специально отведенном месте – монтажной камере или использовать особые устройства.
В процессе накачивания мастер руководствуется показаниями манометра. В морозную погоду шину перед монтажом необходимо какое-то время подержать в тепле.
Если протектор на шине имеет характерный рисунок, то при монтаже таких колес учитывается и его направление, и расположение колес по обеим сторонам автомобиля.
Этап балансировки колес
Следующий шаг после монтажа колес – балансировка. Она делается для того, чтобы установить центр тяжести колеса в точке оси вращения. За счет того, что удельный вес резины и диска не совпадает, приходится использовать дополнительные приспособления для равномерного распределения общей массы всех деталей относительно данной точки. Только после проведения этой несложной процедуры можно будет свести к минимуму вибрацию и биение колеса, способного повредить ступицу.
Существует два основных способа приведения колес в сбалансированное положение. В первом приближении мастер добивается этого с помощью балансировочного станка со специальным конусом. В процессе раскручивания колеса на станке он периодически передвигает свинцовые грузики. В момент остановки они могут занимать случайное положение. Этот способ довольно приблизительный.
Более точно балансировка делается на электронном станке. В него заносятся основные параметры колеса, а специальная программа вычисляет равновесие колеса при различных положениях.
В результате на экран выводятся точки, в которых требуется установить дополнительные грузики с определенным весом. Приклеенные грузики выглядят более эстетично, чем набивные, но последние получают преимущество в зимнее время из-за разницы температур.
После окончания шиномонтажных работ колеса устанавливаются на транспортное средство.
Недопустимые ошибки при выполнении шиномонтажных работ
Поскольку от состояния колес зависит безопасность водителя и пассажиров, сотрудники станции техобслуживания знают правила шиномонтажных работ и выполняют их на отлично. К сожалению, от ошибок никто не застрахован, поэтому важно помнить о самых частых и чреватых опасными последствиями неправильных действиях мастеров, чтобы их остановить. А потом подумать, стоит ли приезжать в этот автосервис еще раз.
- Монтажник поднимает и держит машину на одном домкрате. Некоторые «умельцы», пытаясь сэкономить время на демонтаже, поднимают машину мощным домкратом и снимают сразу три колеса. В результате легкой деформации кузова начнут плохо закрываться двери, при сильном изменении очертаний автомобиль станет малоуправляемым, что повлияет на безопасность движения. В серьезном автосервисе машину ставят на подъемник и спокойно «переобувают». Если шиномонтажные работы проводят в гараже, то колеса снимают по очереди, поднимая каждую сторону двумя подкатными домкратами под лонжероны.
- Мастер не ставит метки на шинах. Если вы заметили, что в начале шиномонтажных работ вам сняли колеса или демонтировали шины, не отметив, на каком месте стояла каждая из них, потребуйте надписать их. Это очень серьезное нарушение, поскольку колеса должны вернуться на свои позиции. Если же из-за сильного износа их требуется переставить, то это делается не произвольно, а по конкретной схеме.
- Не моются колёса и резина. Шиномонтажники-самоучки не стараются отмыть шины и диски, что является грубой ошибкой при проведении балансировки. Из-за кусочков засохшей грязи или застрявших в протекторе камешков неправильно определится центр тяжести, что приведет к разбалансировке колеса, биению руля и быстрому износу подвески.
- Не используются капроновые защитные накладки на станке. В руках шиномонтажников может оказаться машина, цена дисков и шин которой превышает стоимость всей мастерской. Чтобы не повредить поверхность дорогих дисков и не сломать ценную резину, грамотные мастера используют в работе на шиномонтажном станке специальные капроновые накладки на тех частях инструментов и оборудования, которые будут касаться гладкой поверхности. Это прижимные лапы станка, монтировки, даже гаечные ключи. Справедливости ради надо отметить, что и самые обычные штампованные диски тоже могут проржаветь в покоцанных местах.
- Специалист не пользуется шиномонтажной пастой. Стараясь сэкономить на всем, недобросовестные мастера автосервиса заменяют шиномонтажную пасту мыльным раствором или используют отработанный материал, что еще хуже. Дело в том, что паста не только является смазкой при посадке шины на диск, но также обеспечивает герметичность и антикоррозийную защиту. Высыхает она не сразу, а через некоторое время. Чтобы дать пасте хорошо схватиться, после смены колес первое время надо ездить аккуратно и не очень разгоняться. Иначе шина провернется на диске и снесет всю балансировку. К слову, если мастер использует «отработку», имейте в виду, что эта смазка не сохнет в принципе, да еще и резину разъедает. Так что в этот шиномонтаж больше не обращайтесь.
- Ремонтник не обращает внимания на цветную маркировку шин. Еще одна основная ошибка происходит чаще всего из-за недостаточной компетентности мастеров шиномонтажа, когда они пытаются совместить цветные метки на шинах и дисках. Все покрышки выпускаются производителями со специально нанесенной цветной маркировкой и рекомендациями, как ее применять. Красная метка – это точка максимума центробежной силы покрышки, белая – минимальный радиус диска. При проведении шиномонтажных работ желательно, чтобы они совпали. В другом варианте (когда нет красной метки) самое легкое место на покрышке, отмеченное желтым маркером, должно совпасть с самой тяжелой точкой диска. Тогда колесо будет уже частично сбалансировано, останется довести его до идеала с минимальным количеством дополнительных грузиков. А ведь многие горе-монтажники считают цветные метки причудой изготовителя, не имея ни малейшего понятия об их назначении.
- Мастер накачивает шины одинаково во всех колесах. Стараясь обслужить как можно больше клиентов, многие «специалисты» шиномонтажных работ старательно закачивают во все колеса двоечку, не тратя время на определение колеса – переднее или заднее. Хотя давление в них по большей части различается, и автопроизводитель заранее побеспокоился о том, по какой схеме следует накачивать колеса, разместив информацию об этом на шильдике в торце двери или на лючке бензобака. Давление в колесах определяется конструкцией автомобиля и зависит от степени загрузки (нагрузив как следует машину, не забудьте подкачать колеса или, наоборот, слегка спустите, если нагрузка уменьшилась). Накачка колес должна полностью соответствовать тому, что прописано в инструкции по шиномонтажным работам. Если не соблюдать эти правила, то при сниженном давлении резина будет сильно стираться по краям. Если давление в шине будет выше нормы, то износ в первую очередь ударит по центру покрышки. В любом случае ситуация скажется на управлении, тормозном пути и времени эксплуатации резины. А особенно – на вашей безопасности! Шиномонтажник, заботящийся о своих клиентах, обязательно проверит давление во всех колесах, даже если работал только с одним.
- Балансировочный станок закреплен ненадежно. Довольно часто станок для проведения балансировки просто стоит в вагончике, ничем не прикрепленный к полу. А это грубейшее нарушение правил эксплуатации. Ведь он должен быть установлен на ровную массивную поверхность (лучше бетонную) и прикреплен к ней анкерными болтами. Никакие вибрации не допустимы, иначе провести правильную балансировку просто не получится. Та же проблема появится, если обратиться за помощью в передвижной шиномонтаж. Возить с собой бетонный блок в таком, конечно, не будут, поэтому подобная балансировка только отнимет время и деньги, но не даст желаемого результата.
- Шиномонтажник не поверяет балансировочное оборудование. По техническому регламенту такое измерительное оборудование, как балансировочный станок, должно калиброваться несколько раз в течение рабочего сезона. Для небольшой мастерской с ограниченным бюджетом данная процедура весьма накладна, поэтому калибровка здесь делается нечасто. Особенно если для этого приходится вызывать специалиста с соответствующей оплатой его работы.
- Мастер ненадежно закрепляет балансировочные грузики. В процессе балансировки колеса дополнительные грузики на литой диск обычно приклеиваются. Понятно, что при вибрации (из-за высокой скорости вращения) да и на мойке (под напором струи кёрхера) любой плохо закрепленный на колесе предмет рано или поздно отвалится. Чтобы этого избежать, поверхность и диска, и груза надо тщательно подготовить. В первую очередь диск надо хорошо вымыть. Затем в точке приклеивания его поверхность обезжирить растворителем средней агрессивности и прогреть строительным феном и это место, и сам груз. Тогда он приклеится намертво и сможет выдержать не одну мойку. Наблюдательные водители замечали, что там, где автомойки работают в режиме самообслуживания, на полу частенько остаются отвалившиеся грузики.
- Ремонтник не добивается точной балансировки. Шиномонтажник, считая себя классным специалистом, попытается вас убедить, что небольшой дисбаланс колеса не играет никакой роли: «Да вы эти 5 грамм и не почувствуете». Но не забывайте, что при установке колеса на место дисбаланс станет еще больше. Поэтому требуйте от мастера всех показаний балансировочного станка по нулям – и снаружи, и внутри. Ведь даже эти пресловутые 5 грамм дисбаланса очень быстро приведут к тому, что начнет бить руль, снизится управляемость автомобиля, выйдет из строя подвеска.
- Мастер прикручивает колёса гайковёртом. Очень вредная ошибка, получившая широкое распространение из-за того, что такой способ заметно экономит силы и время работника шиномонтажа, но он же нарушает вашу безопасность. Этим инструментом при бездумном использовании можно повредить резьбу на шпильках, гайках и болтах, что чревато серьезной аварией. Или перекосить посадочное место на диске, что сорвет балансировку, и колесо начнет бить. Допускается использование гайковерта только в тех шиномонтажных мастерских, где к этому вопросу подошли продуманно, отрегулировав инструмент так, чтобы прикладывать лишь минимальное усилие. А до нужного положения гайки доводить уже с помощью динамометрического ключа. Поэтому продвинутые шиномонтажники гайковертом гайки только откручивают.
- Специалист затягивает болты или гайки на колесе по кругу. Может быть, это удобно – двигаться по кругу, затягивая каждую гайку, но такая работа приводит к печальным последствиям. Нарушается центровка колеса относительно оси вращения, появляется серьезный дисбаланс, ведущий к биению колеса. Соответственно, увеличивается нагрузка на ступицу и детали подвески. Избежать такого «букета» можно только одним способом – закручивать гайки и болты не подряд, а крест-накрест.
- Шиномонтажник затягивает гайки с усилием «на глазок». Многие мастера, особенно с большим опытом, считают, что они в состоянии установить колесо, затягивая гайки вручную, «на глазок» или с помощью гайковерта, чего делать категорически нельзя. Металл колесных дисков не такой уж твердый. При сильной затяжке его можно повредить, а даже небольшая вмятина приведет к дисбалансу. Чтобы равномерно и точно затянуть болты или гайки на колесе, необходим динамометрический ключ. Только при его использовании соблюдается необходимое усилие, рассчитанное производителем для каждого автомобиля и указанное в его документах.
Как выбрать мастерскую для проведения шиномонтажных работ
Владельцам авто хорошо знакомы метания по станциям техобслуживания, когда требуется ремонт КПП, мотора или подвески. Поэтому советы о том, как выбрать грамотного специалиста для этих работ, пользуются большим спросом. Но мало кто интересуется, куда и к кому отправиться на шиномонтаж. Такое разделение легко объяснить. Автовладельцы считают, что важнее получить грамотную помощь в восстановлении коробки передач или квалифицированный ремонт двигателя, потому что все недочеты очень быстро проявятся и принесут еще больше проблем. Если же балансировка или монтаж покрышки проведены не очень качественно, то результат будет заметен не сразу, да потом еще и доказать надо, что в возникшей проблеме виноват недобросовестный мастер шиномонтажной станции.
Рекомендуемые товары
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
4 366.76 ₽
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
5 582.38 ₽
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
5 193 ₽
А ведь от состояния колес после шиномонтажных работ зависит очень многое: поведение авто на дороге, тишина и комфорт в салоне при езде на любой скорости, сохранность подвески. Если во время движения вдруг заглохнет двигатель, машина остановится. Максимум, что может случиться – удар сзади от того, кто не соблюдает дистанцию. Если же сломается ступица или на большой скорости разорвет покрышку, ситуацию на дороге предсказать практически невозможно.
Найти добросовестных специалистов шиномонтажных работ просто. Надо только придерживаться определенных правил.
- Если вы увидели у дороги невзрачную будку с нацарапанной мелом надписью «шиномонтаж», проезжайте мимо. Остановиться можно только в том случае, когда в радиусе десятков километров ничего другого нет. Но если без замены резины или балансировки колес вы не можете тронуться с места, то после проведенных шиномонтажных работ доберитесь до ближайшей станции техобслуживания и тщательно проверьте состояние машины. При необходимости все недочеты будут исправлены.
- Не надейтесь, что удастся сэкономить время, обращаясь в мастерскую за углом. То, что она находится рядом с домом, не гарантирует высокий уровень профессионализма сотрудников. Если вы живете в большом городе, то не поленитесь и покатайтесь по окрестностям. Наверняка вы найдете СТО, сервис в которой устроит вас по всем показателям. И не гонитесь за дешевизной шиномонтажных работ. Скупой всегда платит дважды.
- Немаловажную роль играет обстановка в мастерской. Вряд ли вам понравится, что по грязному помещению бродят нетрезвые работники в промасленных спецовках. Ожидать от них высококлассного шиномонтажа не стоит, лучше поискать станцию, хозяин которой заботится об условиях работы и внешнем виде своего персонала.
- Без оборудования проводить качественные шиномонтажные работы невозможно. Убедитесь, что оно не только имеется, но и в исправном состоянии. Если шиномонтажная мастерская позиционирует себя как наиболее достойную, то ее балансировочный станок должен быть надежно закреплен на бетонной плите, что гарантирует точность показаний. Кроме того, его прижимные лапы в обязательном порядке комплектуются амортизирующими накладками из пластика, защищающими автомобильный диск от повреждений. В распоряжении мастеров должны быть манометры, прошедшие поверку и калибровку, и полный набор инструментов, позволяющий выполнить любые шиномонтажные работы.
Как только вы нашли мастера, работа которого вас полностью удовлетворила, постарайтесь стать его постоянным клиентом. В процессе общения он многое узнает об условиях эксплуатации и состоянии вашего автомобиля, сможет обслужить вас на хорошем уровне. В крайнем случае будет кому предъявлять претензии.
Именно поэтому компаниям, имеющим большой автопарк, выгодно заключить с надежной фирмой долгосрочный договор на шиномонтажные работы по типовому образцу. В результате руководство автотранспортной организации заметно сэкономит и время, и деньги, получив взамен качественное техобслуживание автомобилей.
Образец подобного договора можно скачать здесь.
От чего зависит цена на шиномонтажные работы
В условиях рынка стоимость одинаковых услуг практически не отличается, но экономических законов никто не отменял, поэтому в хорошо известном крупном шиномонтажном центре, с проверенным оборудованием, с дружным коллективом профессионалов, с заботливым отношением к клиентам (включая гарантийные обязательства) прайс на шиномонтажные работы будет выше, чем в заштатной мастерской небольшого городка.
Разброс цен по регионам тоже не очень существенный – и в Москве, и в глубинке они находятся примерно на одном уровне, учитывая высокую конкуренцию. Диктовать свои цены может, пожалуй, только мастерская, которая единственная на всю округу оказывает подобные услуги.
Прайс на шиномонтажные работы формируется в результате выполнения ряда условий, которые могут повлиять на стоимость услуг:
- Популярность компании у клиентов. Если руководство тратит большие деньги на рекламу, закупает современное оборудование и инструменты, набирает профессиональных работников и выдает им хорошую зарплату, то будьте готовы заплатить высокую цену за шиномонтажные работы.
- Качество услуг и гарантия положительного результата. Крупные центры заинтересованы в своих клиентах, им важны положительные отзывы и надежность собственной репутации, за это они и берут деньги. Но если вы решили сэкономить и обратились к соседу, который выполнил шиномонтажные работы в гаражной мастерской, то будьте готовы к проблемам с колесами, которые скоро у вас появятся.
- Место проведения шиномонтажных работ. Обычно это связано с выездом мобильной бригады на трассу по вашему звонку. Плюсы заявки: нет очереди и не надо никуда ехать самому. Минусы выездного шиномонтажа: высокая стоимость услуг.
- Затраты на оборудование автоматически включаются в стоимость шиномонтажа – если оно современное и дорогое, то и цены слегка подрастут, но, с другой стороны, фирма дает гарантию на шиномонтажные работы. Конечно, у хозяина мастерской есть соблазн увеличить доход за счет знаменитого бренда, используя при этом устаревшую или неисправную модель. Но тут уже надо клиенту быть начеку и не дать себя обмануть.
- Диаметр колес также влияет на цену шиномонтажных работ, но есть определенный нюанс. Шиномонтаж r16 обойдется дороже, чем r15, но, как правило, будет стоить столько же, сколько шиномонтаж r
- Как известно, оптом – дешевле. Это правило работает и здесь. Шиномонтаж одного колеса выйдет, в расчете на единицу, дороже, чем комплексные работы для всего автомобиля.
- Потребность в шиномонтаже резко возрастает в межсезонье, когда автовладельцы почти одновременно начинают менять зимние шины на летние или наоборот. Спрос увеличивается, поэтому стоимость шиномонтажных работ тоже растет.
Вот почему в двух мастерских одного города, оказывающих похожие услуги, цены на шиномонтажные работы могут отличаться чуть ли не в два раза.
Крупные компании, проявляя заботу о своих клиентах, делают хорошие скидки на оплату услуг. Например, при покупке резины или дисков шиномонтаж предлагается в виде бонуса, бесплатно.
Проводить шиномонтажные работы самому или обращаться в сервис: мнения автовладельцев
- Теперь все вежливы…
«Езжу в шиномонтаж, самой менять резину не хочется. Но машину знаю четко, любому механику фору дам, так что, если захотят лапшу на уши навешать, ответить смогу. Я постоянный клиент в двух сервисах, там меня хорошо знают. Сначала, конечно, пришлось кое-кого на место поставить. Но теперь встречают как самого дорогого клиента. Все дядьки со мной очень вежливо разговаривают».
- Терпеть не могу очереди!
«А я сам все делаю. Всегда в багажнике полный комплект (жгуты, клей настоящий, от фирмы, латки, прикатка, зачистка, компрессор и пшикалка с «Фейри», обязательно брызгаю, когда бортировать надо, с ней легче получается), поход в шинку время занимает. Да еще приедешь, а там очередина, стоять надо, ждать. Терпеть не могу очереди!».
- Балую мужа иногда
«У мужа ручки золотые, хоть и программист. Любимое место не за компом, а в гараже. Ни на что не жалуюсь, машина отлично ездит, а он все: надо то проверить, это поменять. Я понимаю, в своей машине копайся, раз так нравится, так нет же, ему и в моей поковыряться хочется. Зато резину менять – проблем нет. Ему в радость и мне хорошо – можно сказать, балую я его».
- Не стесняюсь спросить о цене
«Сам могу с шинами разобраться, но лень, в шиномонтаж катаюсь. Знаю, что обманывают там иногда, особенно при расчетах, друзья говорили. Но если сервис нормальный, прейскурант шиномонтажных работ всегда на видном месте. Берешь калькулятор и считаешь. Если же вижу, что у них больше получилось, всегда прошу объяснить, откуда такая разница».
- Дело принципа и вопрос экономии
«Всегда держу два комплекта резины и дисков. Перед началом зимы или лета еду на шинку и прошу только балансировку сделать. А колеса сам перекидываю. А что, там работы минут на 30–40, да и то с перекурами. И деньги сэкономил, и, вообще, принцип у меня такой».
Скоро сезон смены шин и эту статью мы решили посвятить шиномонтажу. Качественному, правильному.
Что же в этой теме особенного? Казалось бы, все уже придумано, многие автосервисы оснащены шиномонтажными станками, которые позволяют сделать как перебортировку покрышки, так и балансировку. При помощи дедовских способов замену покрышек уже давно никто не делает. Кроме того, существует огромное количество придорожных шиномонтажек-вагончиков с гастарбайтерами. Но многочисленные обращения к нам автовладельцев за устранением последствий некачественного шиномонтажа, особенно после работы таких точек, побудили нас осветить эту тему.
Из каких же операций состоит процедура шиномонтажа?
1. Подъем автомобиля.
2. Демонтаж колеса.
3. Демонтаж покрышки.
4. Установка новой покрышки.
5. Накачка колеса.
6. Балансировка колеса.
7. Установка колеса на место.
Эти нехитрые операции наверняка наблюдал почти каждый автовладелец. Однако на каждом из этапов незадачливых автомехаников подстерегают опасности. По пунктам разберем проблемы, возникающие регулярно, как показывает практика:
1. Подъем автомобиля.
Поднимать авто домкратом на улице – о каком качестве работ может идти речь? Улица, мокрый снег или дождь, низкая температура, промокший до нитки «мастер». Домкрат нужно использовать при замене колеса в дороге и не более того. Если есть возможность заехать на подъемник – почему же не сделать этого? А домкратом нередко гнут пороги, ломают различные детали, да и это, как ни крути, менее безопасно.
2. Демонтаж колеса.
Пневмогайковерт, разбитые головки, как итог – сорванные грани. Например, если используются гайки под внутренний шестигранник, где использовать гайковерты нежелательно, лучше потратить лишнюю минуту и открутить гайку ключом. Если грани начнут срываться, мастер всегда почувствует это. И можно будет принять необходимые меры, использовав, например, спецбиту для поврежденного крепежа. Сорванные грани на гайке, утопленной в диск, создадут серьезную проблему, так как весьма затруднительно будет удалить гайку, не повредив диск.
3. Демонтаж покрышки.
Для разбортировки колеса на станке необходимо сначала оторвать боковину от диска при помощи пневматического пресса, а затем, установив его на план-шайбу, разбортировать вращательным движением план-шайбы при помощи специальной лапы и монтажной лопатки.
Чуть неправильно установил лапу – и при вращении станка она царапает до металла спицы вашего красивого литья. После этого диск можно выбросить. Если у авто есть датчики давления в шинах, установленные внутри диска, их можно легко сломать, если начать разбортировать покрышку с того места, где они находятся. Тогда сальник покрышки с легкостью уничтожит пластиковый датчик. Оно вам надо?
4. Установка покрышки.
Необходимо осмотреть диск на наличие повреждений, очистить его поверхность, прилегающую к покрышке, саму покрышку ориентировать правильно относительно вращения колеса «вперед», если резина имеет направленный рисунок, либо имеет внутреннюю и внешнюю стороны (Inside и Outside). Смазав сальники спецжидкостью для монтажа, установить покрышку на диск, не забывая о правилах монтажа. Если делать это невнимательно, можно как порвать сальник на бескамерной покрышке, так и повредить диск. Обязательно осмотреть резиновые клапана, установленные в диск. Нередко они имеют трещины и нуждаются в своевременной замене.
5. Накачать колесо, наверное, могут все. Главное, не перекачать)
6. Балансировка.
Немного юмора. Видели не раз и не перестаем удивляться. Делается балансировка так: используя умный станок, налепить грузиков во все места, куда он покажет. Можно по кругу и в 2 слоя. Головой не думать. Камни не удалять (если попросит клиент, отказаться, сказав ему, что они же сами вылетят).
А если по уму, то делается так: удаляем обязательно крупные камни (в случае, если покрышка бывшая в употреблении), задаем на станке все параметры, а не только диаметр. Вылет и ширина диска тоже имеет значение. Есть, конечно, станки, полностью автоматизированные, которые учитывают даже количество спиц на литье, но мы используем более простой, который при выполнении всех заданных инструкцией процедур не менее точен. Учитываем конфигурацию диска, литой или стальной, выбирая соответствующую настройку. Устанавливаем грузик, если станок «перебрасывает» после повторного вращения груз на другую сторону, например на 90, не делаем этого, а соразмерным изменением груза добиваемся результата. На каждой стороне диска груз (или несколько грузов) должен быть один, в одной точке, а не в нескольких, разбросанных хаотично по окружности, как на фото ниже.
Также время от времени необходимо проверять калибровку самого станка, на что есть соответствующая процедура.
Самоклеящиеся грузики необходимо использовать свинцовые, а не стальные. Стальные дешевле, но вследствие того, что они не деформируются по ободу при наклейке, порой теряются и балансировка сбивается.
7. Установка колеса.
Что может быть проще? Ан-нет! Не попадая в резьбу, крутим гайковертом. Итог – испорченная шпилька и гайка, которая в конце хода окончательно срывает резьбу и открутить ее иногда уже невозможно. Или в резьбу попали, но гайковертом затянули так, что несколько шпилек деформированы, но остались на своем месте. Не раз приходилось наблюдать нам такую картину: приезжает клиент в автосервис, механик пытается снять колеса, а шпильки отваливаются при попытке открутить гайки. Или хуже того – шпилька проворачивается внутри ступицы. Тогда демонтаж колеса превращается и вовсе в сложную задачу. А как вообще автомобиль ездил? Ведь колесо могло оторваться в любой момент! Нередко бывает, когда колеса банально не затянуты. Говорить о безопасности здесь излишне. Немало клиентов приезжало к нам с жалобами на стуки, а оказывалось, что они недавно были в шиномонтаже у дороги.
Поэтому делаем так: вручную наживляем гайку, доводим до конца шпильки гайковертом, финальный затяг делаем вручную.
Ну и наконец, много ли найдется сервисов, которые как мы предложат услугу бесплатной диагностики ходовой части при проведении шиномонтажа? Машина на подъемнике, колеса сняты. Все элементы ходовой части, тормозной системы, рулевого управления как на ладони. Лучше лишний раз проверить, это не займет много времени и убережет от неожиданностей в недалеком будущем.
Добавим по секрету: еще посмотрим двигатель, при необходимости сделаем электронную диагностику, и все это как в мультике «БЕЗ-ВОЗ-МЕЗ-ДНО, то есть ДАРОМ».
Автосервис «Механика». Г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, 95. Телефон 8 (929) 408-77-88.
Несложные работы, связанные с колесами автомобиля, многие автовладельцы могут произвести и сами. Например, заменить зимнюю резину на летнюю или наоборот, заклеить прокол, поменять старые диски на новые. Но есть процедуры, требующие профессиональных умений и специализированного оборудования, имеющегося только в сервисных центрах.
Например, сюда можно отнести:
- ремонт легкосплавных дисков,
- вулканизацию камер,
- балансировку колес,
- исправление нарушения их геометрии,
- накачку шин азотом.
Все это профессионально выполнят только в хорошей шиномонтажке.
Если наблюдается неравномерное распределение тяжести на колеса и, как следствие, быстрый износ шин, тоже потребуется профессиональный шиномонтаж и опытные мастера. Процесс обслуживания авто в сервис-центре состоит из нескольких этапов.
Содержание
- Демонтаж колес
- Дефектация и бортировка покрышек
- Балансировка колес
Демонтаж колес
Машину паркуют на платформе. Возможность движения блокируется посредством ручного тормоза и автомобильного тормозного башмака. Затем авто поддомкрачивается.
С вывешенных колес гайковертом скручиваются гайки, затем со ступицы снимается непосредственно колесо или весь комплект – в зависимости от проводимой операции.
Диски и шины тщательно промываются от загрязнений – мусор, застрявший в протекторе, способен отрицательно сказаться в процессе балансировки.
Колесо укрепляется на станке, из него выкручивается золотник, после чего шина полностью спускается и снимается с диска.
При демонтажных работах применяется только специальные инструменты и оборудование для шиномонтажа. Чтобы избежать деформации диска и повреждения шины, ни в коем случае нельзя использовать кувалду и подобные инструменты.
Дефектация и бортировка покрышек
Снятую резину исследуют с помощью шиномонтажного оборудования – спредеров, расширителей, бортовыворачивателей. В процессе осмотра выявляются места проколов (если таковые имеются). При необходимости производится локальный или восстановительный ремонт.
Если шина камерная, и камера пробита, ее вулканизируют. На повреждения диметром меньше 3 см накладывают заплатки и невулканизированной резины, от 3 см и больше – из вулканизированной.
Способ ремонта бескамерных шин тоже выбирается в зависимости от диаметра прокола. Если он не достигает 2 мм в диаметре, повреждение шприцуют пастой. Более крупные проколы закрываются резиновыми грибками или пробками.
Следующий этап – монтаж колеса. Перед этим удаляются старые балансировочные грузики. Обод проверяется на наличие вмятин, заусениц и очагов ржавчины.
Проверяется и тормозной диск.
Если там имеются какие-нибудь шпильки, то их обязательно нужно очистить специальной щеткой по металлу.
Чтобы шина правильно села в диск, при монтаже используют специальный смазывающий раствор. Внутреннюю сторону шины и камеру посыпают тальком. Камеру после вложения в шину слегка накачивают – это поможет избежать возможных повреждений при монтаже.
Проверяют, нет ли скручивания камеры или её защемления. Накачивать шину, которая уже смонтирована, допустимо только в ограждении (монтажной камере) или с применением специальных устройств.
При накачивании мастер следит за давлением на манометре. Следует отметить, что в зимнее время перед монтажом шину предварительно прогревают при плюсовой температуре.
В процессе монтажа шин, имеющих направленный рисунок протектора, учитывается направленность рисунка и местоположение колес на транспортном средстве.
Балансировка колес
После монтажа проводится балансировка колес. Она необходима, чтобы масса составляющих деталей колеса равномерно распределилась относительно оси вращения. Сама процедура несложная, выполняется на компьютерных стендах.
Однако при всей простоте балансировка необходима, чтобы минимизировать биение и вибрацию колес, предотвратить поломку подшипника ступицы.
Балансировку можно проводить двумя способами. В первом случае применяется балансировочный станок со специальным конусом. Мастер раскручивает колесо на станке и иногда перемещает грузики из свинца. Таким образом он добивается случайного расположения в момент остановки. Так проводится грубая балансировка.
Второй способ более точный. В специальный электронный станок вносятся параметры колеса. На нем проводятся автоматические вычисления, которые при разных положениях колеса измеряют равновесие.
После проведения балансировки на экране выводятся точки, в которые следует установить балансировочные грузики, а также их вес. Грузики бывают клеящиеся и набивные. Клеящиеся балансиры выглядят более эстетично, а набивные имеют преимущество зимой из-за перепада температур.
Последним этапом осуществляется установка колёс на автомобиль.
Услуги по шиномонтажу более всего востребованы весной и осенью, ведь в соответствии с сезоном нужно выполнить монтаж зимней/летней покрышек.
Шиномонтажные работы: виды и особенности выполнения
О чем речь? Шиномонтажные работы – это целый спектр услуг, предлагаемых автомастерскими и сервисными центрами. Сюда входят снятие и установка покрышек на диск, вулканизация и ошиповка резины, шлифовка и покраска дисков.
Что учесть? Зная хотя бы в теории особенности проведения шиномонтажных работ, легко проконтролировать весь процесс. А значит, можно обезопасить себя от некачественного обслуживания, которое в итоге может сказаться не только на исправности автомобиля, но и личной безопасности водителя.
В этой статье:
- Места проведения шиномонтажных работ
- Основные виды шиномонтажных работ
- Грубые ошибки при выполнении шиномонтажных работ
- Советы по выбору автосервиса
- Факторы, влияющие на стоимость услуг
Места проведения шиномонтажных работ
Каждый владелец машины рано или поздно сталкивается с необходимостью проведения шиномонтажных работ. На сегодняшний день имеется широкий выбор среди соответствующих сервисов. Прайс-лист на работы зависит от многих факторов: марки и класса ТС, бренда и расположения СТО и т.д.
Чаще всего выбор падает на стационарные мастерские, зачастую имеющие круглосуточный режим работы. Такие сервисы для удобства клиентов оборудуются вблизи мест интенсивного движения: АЗС, транспортные развязки, большие стоянки и кемпинги.
Широко востребованы и передвижные мастерские по производству шиномонтажных работ. Особенно незаменимы эти услуги для водителей, получивших проблемы с колёсами в пути, вдали от населённых пунктов или в силу занятости не имеющих возможности самостоятельно перегнать автомобиль. Сотрудники мобильной бригады в соответствии с заявкой могут заняться любого вида колёсной техникой и в любом месте. Учитывая цену на шиномонтажные работы, каждый водитель может подобрать для своего автомобиля оптимальный вариант технического сервиса.
Основные виды шиномонтажных работ
Проведение ремонта и обслуживания шин и дисков колес является наиболее актуальной процедурой по техническому обслуживанию авто. Шиномонтажные работы проводятся, как минимум, два раза в год. При смене сезонов осуществляется и смена резины с летней на зимнюю, и наоборот. В межсезонье участки шиномонтажных работ тоже не остаются без работы. По причине не очень качественных дорог во многих населённых пунктах России почти у каждого водителя существует неприятная вероятность «поймать гвоздь». Есть и множество других причин заглянуть к мастерам СТО: усиленный износ шин, проблемы с дисками колёс, вибрация рулевой колонки и т.п.
Разбортировка и монтаж шин
Операции по снятию шины с обода колеса и её последующей установке после ремонта производятся на специальном оборудовании – шиномонтажных станках. Солидные мастерские имеют в своем арсенале автоматические станки, которые в большей степени обеспечивают безопасность шиномонтажных работ. Перед началом колесо должно быть тщательно вымыто, из протектора необходимо извлечь все камешки. Для разбортировки и бортировки применяют специальные монтажные пасты.
Шиповка шин
При износе или выпадении шипов на зимней резине можно сэкономить на покупке новых шин и заказать ошиповку в сервисах шиномонтажных работ, оборудование которых сбережёт вам время и нервы. Предпочтительнее устанавливать трёхфланцевые шипы. Запрещается ошиповка, если глубина остаточной части протектора меньше 7 мм, в шине отсутствуют специальные отверстия для крепления шипов.
Накачка шин
Соблюдение нормы давления в шинах влияет на:
- Сцепление с дорогой. Чем меньше сила сцепления с полотном дороги, тем хуже управляемость и комфорт вождения. У перекаченных шин уменьшается площадь контакта с дорогой.
- Длину тормозного пути, а следовательно, безопасность движения.
- Срок службы. Шины с избыточным давлением изнашиваются посередине, с недостаточным – по краям.
- Расход горючего.
Бирка с нормой давления располагается на люке бензобака или на стойке водительской двери.
Вулканизация
Вулканизация используется для устранения небольших порезов посредством превращения каучука в резину под воздействием температуры.
Различают два типа этого процесса: горячий и холодный. Горячую вулканизацию применяют для восстановления покрышек с боковыми порезами, а также для устранения дефектов протектора. Место повреждения зачищается, обезжиривается, с внутренней стороны закладывается латка по размеру, с внешней наносятся вулканизирующий агент и каучук. Процесс происходит под прессом и при воздействии высокой температуры. Горячая вулканизация сложный вид шиномонтажных работ, оборудование для которого требует определенных навыков при работе. Для холодной вулканизации лучше приобрести готовые наборы, содержащие заплатки и специальный клей. Процесс похож на горячий способ, но без применения нагрева.
После процесса вулканизации необходимо произвести балансировку колеса.
Балансировка
Балансировка – это процесс устранения статического и динамического дисбаланса. Статический дисбаланс устраняется совмещением центра тяжести и оси колеса. Динамический – установкой в определённых точках уравновешивающих грузиков.
Балансировка рекомендуется при:
- сборке новых колёс;
- износе диска, крепёжной системы;
- вибрации рулевой колонки;
- покраске;
- значительном пробеге.
Перед работой на балансировочном станке колесо подвергается предварительной подготовке: тщательная помывка, удаление камешков из ламелей протектора, удаление ранее смонтированных грузиков. Помещённое в станок колесо после введения его параметров раскручивается, и на дисплее отображается информация о весе и месте расположения грузиков. У грамотно сбалансированного колеса количество грузов минимально, и все они сконцентрированы в одном месте.
Товары из категории
Перейти в каталог
Ремонт колесных дисков
Во время эксплуатации диски подвержены коррозии, неизбежно возникают царапины. От ударных нагрузок обод может погнуться, образуются вмятины. Небольшие вмятины рихтуются, иногда необходимо прибегнуть к прокатке на станке.
Применение наплавки в среде аргона не рекомендуется, потому что при высоких температурах изменяется структура металла и он может потерять эксплуатационные свойства.
При вмятинах диск восстанавливают с помощью прокатки: выпрямляют на прокатном станке. Ржавчину зачищают, поверхность шлифуют, наносят грунтовку и красят специальными эмалями.
Грубые ошибки при выполнении шиномонтажных работ
Неправильно выполненный шиномонтаж влечет за собой неприятные последствия: от финансовых затрат на дополнительный ремонт до самых фатальных – получения травм при ДТП. Для ориентированных на клиента сервисов, производящих шиномонтажные работы, правила и технологический процесс становятся приоритетными.
- Специалист вывешивает машину на домкратах без фиксации от отката и снимает сразу 2-3 колеса. Часто от этих манипуляций повреждаются пороги, существует вероятность опрокидывания автомобиля с самыми серьёзными последствиями. В хороших сервисах всегда применяются подъёмники, машина фиксируется и поднимается только за специально предназначенные места.
- Монтажник не помечает колёса перед демонтажом. Несоблюдение этого правила шиномонтажных работ приводит к ускоренному износу шин, а также к снижению управляемости автомобиля. В отдельных случаях допускается менять шины местами, но не наобум, а по определённым схемам для сохранения поперечной устойчивости. Некоторые типы покрышек категорически запрещено менять местами.
- Работники сервиса приступают к балансировке грязных колёс с не удалёнными заранее грузиками. Такая балансировка будет пустой тратой времени и приведет лишь к проблемам в рулевой колонке и подвеске. После демонтажа грузиков поверхность диска обязательно должна быть зачищена с применением специальных растворов.
- Отсутствие специальных пластиковых накладок на зажимах станка. С целью предотвращения образования царапин все части станка и стального инструмента (монтировки, гаечные ключи) в местах контактов с поверхностью диска должны быть защищены пластиковыми накладками.
-
Инструменты для шиномонтажных работ также должны быть исправными, чистыми и располагаться в специальных местах. Захламление рабочего места неиспользуемым инструментом и приспособлениями недопустимо.
- Нерадивые шиномонтажники не применяют монтажную пасту-герметик. Замена специальной пасты на подручные средства, а тем более на отработанное моторное масло категорически противопоказана. Резина от контакта с маслом интенсивно разрушается. Механические примеси, содержащийся в «отработке», повреждают поверхность обода. Специальная монтажная паста не только обеспечит безопасный монтаж и демонтаж, но и предотвратит «прилипание» резины к диску в процессе эксплуатации, снизит коррозию диска.
- Механик игнорирует метки, нанесённые на покрышки. Производители шин наносят специальные цветные метки на свою продукцию. Следуя инструкциям по применению этой маркировки, можно добиться идеальной балансировки колеса с минимального количества грузиков. Жёлтой точкой на шине отмечается самое лёгкое место на покрышке. Красная точка – самое тяжёлое место. При наличии белой метки, обозначающей ближайшее место к центру колеса, резину при монтаже устанавливают так, чтобы белый маркер находился на противоположной стороне от метки в виде латинской буквы L, нанесённой на диск и отмечающей самое лёгкое его место.
- Накачка всех колёс до одинакового давления. Рекомендуемое давление в шинах отображено на табличке, расположенной, как правило, на средней стойке машины. Покрышка должна накачиваться с превышением номинального значения, проверяться на герметичность и только после этого доводиться до рабочего давления. Обычно давление в задних и передних колёсах различается. Следите за давлением в шинах – от этого зависит ваша безопасность на дороге. Ответственные мастера шиномонтажных работ обязательно проводят финишную диагностику давления после установки колёс на автомобиль.
- Техник не соблюдает порядок обжима крепежа. Часто работники автосервиса производят затяжку крепежа в произвольном порядке. Это недопустимо, потому что происходит смещение плоскости колеса к оси вращения, приводящее к усилению нагрузок на детали шасси. Затяжку следует производить, поочерёдно обжимая противоположные гайки в соответствии со схемой.
- Неправильный монтаж балансировочного станка. При эксплуатации станка необходимо строго выполнять все правила при его монтаже. Поверхность, на которой строится фундамент, должна быть виброустойчивой. Сам фундамент должен иметь глубину не менее 25 см. Станок выравнивается в горизонтали и крепится к фундаменту посредством анкерных болтов.
- Некачественная балансировка. Важно знать, что качество балансировки прямо зависит от количества уравновешивающих грузов. Чем их меньше по массе и количеству, тем лучше выполнены работы по балансировке. Обращайте внимание на сервисы, в которых цена услуги формируется в зависимости от количества установленных грузов. Будет лучше, если вы поищете другого исполнителя. Места крепления грузов должны быть дополнительно и очень тщательно подготовлены. Они зачищаются и обезжириваются специальными средствами и растворами. Иначе при эксплуатации автомобиля вы их неизбежно потеряете они попросту отвалятся, и баланс колеса нарушится. Применяющийся для монтажа грузов клей должен быть высокого качества.
- Использование пневмоинструмента и гайковёртов. В целях экономии рабочего времени работники некоторых сервисов прибегают к использованию гайковёртов при шиномонтажных работах, что является грубой ошибкой. Ведь при использовании подобного инструмента трудно фиксировать положение гайки на резьбе и контролировать момент затяжки. Гайка наживляется рукой, а затем затягивается динамометрическим ключом с заранее установленным моментом затяжки! В противном случае возможно нарушение геометрии диска, срыв резьбы на шпильке и появление некоторых других неприятных последствий, влияющих на безопасность вождения автомобиля.
Советы по выбору автосервиса
Выбирая мастерскую, которой вы доверите обслуживание своего автомобиля, нелишним будет внимательно прочитать отзывы клиентов. Сделать это можно в сети Интернет, так как практически все солидные СТО, предлагающие шиномонтажные работы, обладают своими сайтами. Это позволит отсечь недобросовестных исполнителей еще до посещения. Что следует учитывать при выборе мастерской:
- Укомплектованность современным оборудованием. Произвести быстрый качественный ремонт без использования самых современных станков, приспособлений и материалов практически невозможно, какими бы высокими навыками ни обладали работники.
- Квалификация технического персонала. Чем выше мастерство техников, занимающихся шиномонтажными работами, тем более качественное обслуживание получит ваш автомобиль. Если в автосервисе вам встретятся работники в грязной спецодежде, с признаками алкогольного опьянения, а инструменты и использованная ветошь разбросаны по всей территории, то вряд ли стоит доверять свой автомобиль этой «конторе», какие бы выгодные условия вам ни сулили.
- Организация и условия работы в цеху. Помещение мастерской хорошо освещенное, оборудованное принудительной вентиляцией. Рабочие места содержатся в чистоте, не захламлены инструментом, посторонними предметами. Персонал в чистой спецодежде, вежлив и опрятен, строго соблюдает технику безопасности и требования охраны труда. Наличие этих признаков красноречиво говорит о высоком уровне фирмы и о качестве предоставляемых услуг.
- Гарантия качества шиномонтажных работ. Обращайтесь только в те сервисы, которые гарантируют качество в течение определённого срока.
- Внятный прейскурант. Стоимость каждого вида шиномонтажных работ должна быть чётко прописана в прайсе. Обычно прейскурант располагается на стенде «Уголок потребителя» рядом с лицензией, Федеральным законом «О защите прав потребителей» и другими документами.
- Подписание договора. Солидные мастерские предложат составить и подписать договор с чётким указанием перечня производимых шиномонтажных работ, их ценой и сроком выполнения.
Факторы, влияющие на стоимость услуг
Прейскурант напрямую зависит от:
- Престижа и популярности фирмы. Раскрученные бренды, оснащенные самым современной техникой и аппаратурой, привлекающие высококвалифицированный персонал приличной зарплатой и условиями труда, просят за свои услуги повышенную цену. И если вас привлекает прежде всего качество, то этот вариант подойдёт наилучшим образом.
- Точки расположения неисправного автомобиля. Передвижные мастерские, производящие срочные шиномонтажные работы, при определении цены на свои услуги учитывают стоимость транспортного плеча до заказчика.
- Затрат автосервиса на модернизацию. Стоимость новейшего оборудования достаточно высока, но его внедрение значительно повышает качество услуг. В итоге потребители получают гарантированно качественное обслуживание, но и затраты предприятия на модернизацию ложатся ни их плечи.
- Времени года. Необходимость проведения шиномонтажных работ сильно зависит от сезона. При наплыве клиентов, желающих «переобуть» свой автомобиль, цена на услуги практически всех сервисов заметно увеличивается.
Перед автолюбителем часто встает дилемма: выполнить шиномонтажные работы самостоятельно либо же воспользоваться услугами специализированных сервисов. Люди, имеющие базовые технические навыки, вполне могут справиться с мелким ремонтом и своими силами, например, с установкой запаски, поддержанием рабочего давления в шинах и пр. Выполнение большинства шиномонтажных работ с качеством, которого требуют современные автомобили, без дорогостоящего специального оборудования обычному автовладельцу не по силам, каким бы опытом он ни обладал. Такие работы должны проводить высококвалифицированные специалисты, благо СТО различных ценовых категорий на рынке услуг имеется с избытком.