Что такое проект и проектная деятельность
Образовательная деятельность школ регулируется Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). В этих стандартах введено такое понятие как проектная деятельность.
Проектная деятельность — это не каприз учителя, это требование Минобрнауки.
Проектная деятельность — это самостоятельная деятельность, направленная на достижение определённого результата, цели или решение какой-либо проблемы (научной, личностной или социальной).
Проект — это то, что предпринимается для создания и получения нового продукта/результата или решения проблемы.
Проекты могут быть совершенно разных направленностей: от творческих до исследовательских:
Цели проектной деятельности
- Формирование у школьников основ исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов проекта.
- Овладение приёмами сотрудничества и взаимодействия со школьниками и взрослыми в совместной проектной деятельности.
- Формирование умения планировать исследование или проектную работу с учётом поставленной цели: формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи исследования, выбирать методы, делать выводы по результатам проведённой работы.
Особенности проектной деятельности
Проект ограничен во времени: у него есть начало и конец. Работа над проектом происходит в несколько этапов. И время, и этапы определяются ещё до начала работы над проектом, во время его планирования.
В результате проекта должен быть создан новый продукт или выполнено исследование научной проблемы
От того, какой продукт вы хотите создать в результате проекта, будет зависеть количество этапов проекта. Но общий ход работы над проектом будет для всех одинаковый:
Шаг «Реализация задач и создание продукта» будет зависеть от конкретного проекта и может содержать неограниченное число этапов.
Содержание каждого этапа может меняться в процессе работы над проектом. Это нормально. Почему? Потому что что-то может пойти не так, могут измениться условия, вы можете узнать что-то новое, чего раньше не знали и пр. Всё как во взрослой жизни. Поэтому корректируем курс и идём дальше к поставленной цели!
Как выбрать тему школьного проекта
Тему надо выбирать актуальную и интересную. Вам должна быть интересна та область знаний, в которой вы выполняете проект. Иначе работать над проектом будет скучно, а защищать — трудно.
Есть несколько вариантов того, как школьники выбирают тему для своего проекта:
Вариант 1. Выбрать одну из тем, которые предложит классный руководитель.
Вариант 2. Выбрать школьный предмет и учителя, который предложит тему по своему предмету.
Вариант 3. Придумать тему самостоятельно. Подумайте, чего не хватает вам, вашим одноклассникам или взрослым, и попробуйте сформулировать тему проекта, чтобы решить проблему.
Так как результатом проекта должен стать новый продукт, то надо основательно подумать над тем, что можно создать в результате проекта. В следующей таблице мы приводим примеры того, что можно сделать в качестве результата проекта:
Тема проекта | Продукт/результат проекта |
---|---|
Компьютерные игры: польза или вред | Видео-ролик или компьютерная анимация по безопасной работе за компьютером. |
Что означают наши имена? | Буклет с именами одноклассников и их значениями. |
История футбола | Буклет со списком секций по футболу, которые есть в городе. Можно поделить на две категории: бесплатные и платные. |
Таблица умножения на пальцах | Брошюра или буклет с правилами умножения на пальцах. Видео-ролик, демонстрирующий умножение на пальцах. |
Поэты писатели о моём родном городе | Блог в Интернет, посвящённый этой теме. Можно создать на бесплатных платформах (Blogger от Google, https://www.blogger.com). |
Звонкие и глухие согласные | Программа на языке Scratch для проверки знаний звонких и глухих согласных. |
Вегетарианство | Брошюра с рецептами вегетарианских блюд. Интернет-блог, посвящённый вегетарианству. Можно сделать бесплатной платформе Blogger от Google, https://www.blogger.com. |
Актуальность, цель, задачи и гипотеза проекта
Об актуальности, цели, задачах и гипотезе вы будете писать в тексте проекта и рассказывать на его защите.
Актуальность — это важность проекта для настоящего времени. Если проект не актуален, не важен, то и делать его не стоит. Актуальность можно рассматривать как набор некоторых проблем, которые существуют в обществе или у какой-то группы людей (например, одноклассников, учителей, родителей), и которые нужно решить. Просто написать «тема актуальна, потому что лично мне интересна» — неправильно. Актуальность придётся раскрыть, доказать.
Например, для темы «Компьютерные игры: польза или вред» актуальность можно описать следующим образом:
Мои друзья владеют больше чем одним гаджетом. В основном, это смартфон и ноутбук. Кроме этого, у многих дома есть ещё и приставка для видеоигр. Все эти устройства становятся доступнее, поэтому в семьях их появляется всё больше. Но так ли это безопасно — надолго погружаться в виртуальную реальность? Об этом моё исследование.
Лайфхак: чтобы доказать актуальность проекта, воспользуйтесь сервисом https://wordstat.yandex.ru. На этом сервисе показывается статистика запросов пользователей на Яндексе. Чем больше люди что-то ищут, тем это актуальнее. В проект можно включить скриншоты из этого сервиса.
Цель — это глобальный результат, который хочется достичь в проекте. Например, «информирование школьников (или одноклассников) о пользе и вреде компьютерных игр«, «повышение грамотности одноклассников в области звонких и глухих согласных«.
Чтобы сформулировать актуальность и цель, ответьте на вопросы «Почему ты это делаешь?» (актуальность) и «Чего ты этим хочешь добиться?» (цель). Не надо придумывать лишних и непонятных слов, пишите так, как есть.
Задачи — это те действия, которые нужно предпринять для достижения поставленной цели. Здесь вы должны перечислить этапы работы над проектом от изучения литературы до получения продукта.
Гипотеза — это предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза строится не для всех проектов, а только для научно-исследовательского характера, и то не всегда.
Определение этапов проекта и выполнение проекта
О том, как в общем виде выглядят этапы работы над проектом, мы показали на рисунке.
Шаг «Реализация задач и создание продукта» надо разбить на несоклько этапов, определить сроки выполнения кадого из них.
Здесь мы не можем дать какие-то конкретные рекомендации, так как эти этапы будут уникальны для каждого проекта. Даже два проекта, выполненных разными авторами, но по одной теме, будут отличаться в этой части. Каждый решает свой проект по-своему, и достигает цели тоже по-разному.
Приведём пример этапов для проекта «Звонкие и глухие согласные», который предполагает создание небольшой компьютерной программы в качестве итогового продукта:
- Определить функциональные требования к приложению «Тренажёр для обучения школьников звонким и глухим согласным».
- Выбрать программу для создания приложения.
- Создать приложение.
- Протестировать приложение.
- Создать Руководство пользователя.
Оформление проекта
Оформление проекта — это создание текстового документа, в котором будут описаны все этапы работы над проектом, указаны цель, задачи, обоснована актуальность, написаны выводы. В текст проекта не обязательно включать много текста, большую его часть можно заменить картинками: графиками, скриншотами, фотографиями. Это, во-первых, упрощает написание текста проекта, и во-вторых, отлично его иллюстрирует и доказывает то, что вы сами его сделали.
В некоторых школах и на конкурсах от авторов требуют наличия фотографий того, как они работают над своим проектом.
В какой программе оформить проект?
Microsoft WORD — это часть пакета Microsoft Office и сама популярная программа для работы с с текстом. Но она коммерческая, и поэтому поэтому может быть и не установлена на вашем компьютере.
Что же делать в этом случае? Вариантов, на самом деле, много. Есть немало программ и сервисов, которые позволяю работать с текстом точно так же, как и WORD. И, кстати, в государственных учреждениях зачастую установлен не MicrosoftWORD, с его бесплатные аналоги. Это уже давно является чем-то вроде корпоративного стандарта.
Итак, бесплатные аналоги Microsoft Office:
- LibreOffice (https://ru.libreoffice.org).
- OpenOffice.org (https://www.openoffice.org/ru/).
- Сервис Google Документы (https://docs.google.com/document).
Требования к оформлению
Если вы будете представлять проект на какой-нибудь конкурс, то требования к оформлению будут содержаться в Информационном сообщении этого мероприятия. Ничего выдумывать не надо: оформите так, как просят Организаторы конкурса или конференции.
Если проект готовится для защиты в школе, то требования вам может озвучить учитель. Спросите об этом вашего классного руководителя, так как в школе, скорее всего, есть специальный локальный акт, в котором всё это описано.
Если правила оформления вам не выдали или они оставлены на ваше усмотрение, то воспользуйтесь требованиями к созданию документов из ГОСТ Р 7.0.97-2016:
- Страницы должны быть пронумерованы, начиная со второй. Таким образом, титульный лист нумеровать не надо. Номера страниц проставляются посередине верхнего поля документа на расстоянии не менее 10 мм от верхнего края листа.
- Используйте свободно распространяемые бесплатные шрифты. Например, Times New Roman. Допустимые размеры шрифта: 12, 13, 14 (оптимально). В таблицах можно использовать шрифты меньших размеров.
- Абзацный отступ текста документа — 1,25 см.
- Заголовки разделов и подразделов печатаются с абзацным отступом 1,25 см или по центру.
- Текст документа печатается через 1,5 межстрочных интервала.
- Интервал между буквами в словах — обычный.
- Интервал между словами — один пробел.
- Текст документа выравнивается по ширине листа.
Создание презентации и защита проекта
Это завершающие этапы. От того, на сколько качественно вы сделаете электронную презентацию, зависит то, как пройдёт защита.
В какой программе сделать презентацию?
Воспользуйтесь теми же рекомендациями, которые мы дали выше.
Какие должны быть слайды в презентации
Правила хорошего тона для оформления презентации нами рассмотрены в статье Какой должна быть презентация на конференцию или конкурс
Как написать речь защиты проекта
О том, как грамотно составить речь для защиты проекта, мы написали ранее в статье Подготовка речи для защиты проекта.
Проектная деятельность школьников.
Что такое проект для ученика и для педагога.
Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Для ученика проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер и значим для самих открывателей.
А для педагога проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: постановка проблемы, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности от традиционного обучения — это то, что учащиеся получая навыки сотрудничества, развитие поисковых и исследовательских умений, самостоятельной работы по приобретению новых знаний, развивают специфическое качество мышления, ориентированное на созидание.
Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности.
,
Методические рекомендации педагогу по организация проектной деятельности
- Подходите к проведению этой работы творчески. Не сдерживайте инициативу учащихся.
- Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.
- При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.
- Проблематика будущих проектов должна быть в области интересов учеников.
- Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности. Обсудить с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д. Целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.
- Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).
- Руководить проектами- это значит помогать ученикам, консультировать их, направлять.
- Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ
- Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
- Выполняй проект в следующем порядке:
- Выбери с помощью родителей и учителя тему;
- Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)
- Разбей на этапы весь объем работы и процесс ее выполнения;
- Выполни теоретическую и практическую части проекта;
- Вноси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения практической части;
- Если необходимо отрази практическую часть в схемах, таблицах, графиках;
- Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;
- Защити проект;
- Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.
- Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, фотоаппарат, ресурсы Интернет.
- Думай о том, как твоя работа будет полезна обществу.
- Приобретай самостоятельно недостающие знания.
- Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.
Особенности проекта
- прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом;
- проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение.
- результатом проекта является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Проблема проекта |
«Почему?» (это важно для меня лично) |
Цель проекта |
«Зачем?» (мы делаем проект) |
Задачи проекта |
«Что?» (для этого мы делаем) |
Методы и способы |
«Как?» (мы можем это делать) |
Результат |
«Что получится?» (как решение проблемы) |
Виды проектов
По доминирующей деятельности:
Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций, моделей или макетов, учебных фильмов, реже мероприятий, например, учебная экскурсия или докладов;
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме статьи, брошюры, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного мероприятия, образовательного события, акции по охране окружающей среды, видеофильма, выставки и многого другого. Фантазии нет предела.
По продолжительности выполнения:
· краткосрочные – 1-3 месяца;
· среднесрочные – от 3 месяцев до 1 года;
· долгосрочные – более 1 года.
По количеству участников:
· индивидуальные;
· групповые.
Выбор темы и постановка цели проекта
Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является социально значимый проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Вид проекта |
Цель проекта |
Проектный продукт |
Тип деятельности учащегося |
Формируемая компетентность |
Практико-ориентированный |
Решение практических задач заказчика проекта |
Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации |
Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области |
Деятельностная |
Исследовательский проект |
Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы |
Результат исследования, оформленный в виде презентаций, стенгазет, буклетов |
Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями |
Мыслительная |
Информационный проект |
Сбор информации о каком-либо объекте или явлении |
Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу, представленные в виде журнала, газеты, альманаха, презентации |
Деятельность, связанная со сбором, проверкой, систематизации информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации |
Информационная |
Творческий проект |
Привлечение интереса публики к проблеме проекта |
Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, акции, внеклассные занятия |
Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики |
Коммуникативная |
Игровой или ролевой проект |
Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта |
Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное ) |
Деятельность, связанная с групповой коммуникацией |
Коммуникативная |
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом |
Содержание работы |
Деятельность учащихся |
Деятельность педагога |
Подготовка |
Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы |
Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию |
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников. |
Планирование |
а) Определение источников необходимой информации. |
Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. |
Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся. |
Исследование |
1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) |
Поэтапно выполняют задачи проекта |
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
Выводы |
Анализ информации. Формулирование выводов |
Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект |
Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) |
Представление (защита) проекта и оценка его результатов |
Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого |
Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. |
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта |
Рейтинговая оценка проекта
Оценка этапов |
Критерии оценки |
Баллы |
Оценка работы |
Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы |
5, 10, 20 |
Объём разработок и количество предлагаемых решений |
5, 10, 20 |
|
Практическая ценность |
5, 10 |
|
Уровень самостоятельности участников |
10, 20 |
|
Качество оформления проектных записей, графиков, таблиц и др. |
5, 10, 15 |
|
Оценка защиты |
Качество доклада |
5, 10, 20 |
Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме |
5, 10, 20 |
|
Проявление глубины и широты представлений по данному предмету |
5, 10 |
|
Ответы на вопросы учителя |
5, 10 |
180 – 140 баллов – «отлично»;
135 – 100 баллов – «хорошо»;
95 – 65 баллов – «удовлетворительно»;
менее 65 баллов — «неудовлетворительно».
Общий вид и структура пояснительной записки проекта
Титульный лист.
Оглавление (содержание).
Введение.
Главы основной части.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.
Структурные элементы пояснительной записки.
Титульный лист
Титульный лист — первая страница пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова «тема» и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным — соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.
В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова «год»).
Оглавление
Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводится все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заготовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Введение к работе
В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.
Главы основной части
Содержание и структура основной части пояснительной записки зависит от вида работы (проекта) определяется заданием. Актуальность — обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых социально значимых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.
Следующее ставится формулировки цели, и конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с ней.
В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.
В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.
В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения задач. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов выполнения.
Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценку проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого продукта. Далее реклама проекта и маркетинговое исследование. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого продукта не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
Заключение
В заключении проекта излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении, дается самооценка учащимися проделанной ими работы.
Список используемой литературы
После Заключения помещают список используемой литературы. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы.
Приложения
Вспомогательные или дополнительные материалы помещают в приложениях. В приложении содержатся таблицы, графики, карты, схемы, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2», и т.д.
План:
- Пояснительная записка.
- Методическая помощь в подготовке и проведении проектов.
- Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ.
- Этапы проведения проекта
- Материалы для диагностики учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности).
- Анкета.
- Общие правила для руководителя проекта.
- Памятка руководителю (организатору) проекта.
- В помощь учащимся.
- Методическое планирование проектной деятельности.
- Литература.
Пояснительная записка
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Технология, классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем_ профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Школе в современных условиях потребовались такие методы обучения, которые:
- формировал бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся
Одной из форм в образовательной деятельности является «метод проектов». В краткой форме в своей работе я изложила разные подходы к некоторым вопросам организации проектной деятельности учащихся и учителей в школе
Методическая помощь в подготовке и проведении проектов
В помощь учителю.
Самое главное в проекте посте определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов.
Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.
1 этап формирования культуры умственного труда учащихся в ходе подготовки и презентации проекта – урок-исследование.
Подготовка этого типа урока предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогическую деятельность учителя.
Модель исследовательской деятельности учащихся:
- постановка проблемы
- прояснение неясных вопросов
- формирование Гипотезы исследования
- планирование учебных действий
- сбор данных
- анализ и синтез данных
- подготовка сообщений
- выступление с сообщениями
- ответы на вопросы, корректировка
- обобщение, выводы
- самооценка
Педагогическая деятельность учителя
- Целеполагание.
- Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).
- Осмысление способов, приемов, средств мотивации;
- Планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;
- Организация процесса рефлексии.
- Анализ процесса учителем.
2 этап – урок-проект.
Педагогическая деятельность учителя такая же, как и на уроке-исследовании.
Учебный проект как технология
Основная ценность проекта – общий конечный результат
Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.
Мотивация:
- Определение цели проекта и этапов достижения цели;
- Распределение ролей и планирование работы
Этапы работы:
- Сбор информации
- Обсуждение данных, систематизация
- Выдвижение гипотезы
- Изготовление моделей (макеты, сценарии)
- Выбор способа представления результатов
- Распределение ролей для защиты
- Защита (презентация)
- Коллективное обсуждение защиты, оценка
Таким образом, проводя эти два вида уроков, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской дельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.
Типология проектов
- Исследовательские
Требую хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
- Творческие
Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм)
- Игровые
Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.
- Информационные
Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.
- Практико-ориентированые
Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.
Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ
Методические рекомендации ученику.
- Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
- Выполняй проект в следующем порядке:
- Выбери с помощью родителей и учителя тему;
- Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)
- Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя;
- Выполни теоретическую и практическую части проекта;
- Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
- Напечатай графическую часть проекта;
- Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;
- Защити проект;
- Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.
- Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
- Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией.
- Учитывай традиции и обычаи округ и города, в котором ты живешь.
- Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
- Используй знания по любым предмеам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
- Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.
…Итак, понятие «Проект» снова вброшено в российскую педагогику. Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем!
Школа настоящего – школа проектов!!!
Что же такое проект?
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публичную достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проблема проекта |
«Почему?» |
Актуальность проблемы – мотивация |
Цель проекта |
«Зачем?» |
Целеполагание |
Задачи проекта |
«Что?» |
Постановка задач |
Методы и способы |
«Как?» |
Выбор способов и методов планирования |
Результат |
«Что получится?» |
Ожидаемый результат |
Учебный проект
Учитель |
Учащиеся |
1 |
2 |
1-й этап – погружение в проект |
|
Формулирует |
Осуществляет |
1) Проблему проекта |
1) личностное присвоение проблемы |
2) Сюжетную ситуацию |
2) вживание в ситуацию |
3) Цель и задачи |
3) принятие, уточнение и конкретизация цели задач |
2-й этап – организация деятельности |
|
Организует деятельность – предполагает: |
Осуществляют: |
4) Организовать группы |
4) разбивку на группы |
5) Распределить амплуа в группах |
5) распределение ролей в группе |
6) Спланировать деятельность по решению задач проекта |
6) планирование работы |
7) Возможные формы презентации результатов |
7) выбор формы и способа презентации предполагаемый результатов |
3-й этап – осуществление деятельности |
|
Не учувствует, но: |
Работают активно и самостоятельно: |
Консультирует учащихся по необходимости |
каждый в соответствии со своим амплуа и сообща |
9) Ненавязчиво контролирует |
9) консультируются по необходимости |
10) Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость |
10) «добывают» недостающие знания |
11) Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов |
11) подготавливают презентацию результатов |
4-й этап — презентация |
|
Принимает отчет: |
Демонстрируют: |
12) Обобщает и резюмирует полученные результаты |
12) понимание проблемы, цели задачи |
13) Подводит итог обучения |
13) умение планировать и осуществлять работу |
14) Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте наблюдений) |
14) найденный способ решения проблемы |
15) рефлексию деятельности и результата |
|
16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности |
Этапы проведения проекта
- Подготовительный, или вводный (погружение в проект)
- Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
- Определение цели, формулирование задач.
- Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
- Выдача письменных рекомендаций участникам проектный групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.)
- Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
- Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления
- Поискво-исслеовательский этап
- Определение источников информации
- Планирование способов сора и анализа информации.
- Подготовка к исследованию и его планирование.
- Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстрации.
- Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
- Трансляционно-оформительский этап
- Предзащита проекта
- Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
- Подготовка к публичной защите проекта:
- определение даты и места защиты
- определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.)
- стендовая информации о проекте
- Заключительный этап
- Публичная защита проекта.
- Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
Материалы для диагностики учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)
Анкета
- Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?
- Какой школьный предмет вам наиболее интересен?
- По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?
- Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее.
- Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?
- Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?
- Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?
- Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, города?
- Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их.
- Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантов, советчиком при организации и проведении проекта?
- Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (да/нет)
Общие правила для руководителя проекта
- Подходите к проведению этой работы творчески.
- Не сдерживайте инициативу учащихся.
- Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.
- Помните о главном педагогическом результате – не делайте за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
- Не спешите с вынесением оценочных суждений.
- Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.
- Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:
- учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
- старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
- старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию
- В процессе работы не забывайте о воспитании.
Памятка руководителю (организатору) проекта
- Предложите темы проектов с различными доминирующими методами (научно-исследовательский, социальный, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и т.п.)
- Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников). Выберите один наиболее актуальный (по результатам обсуждения в группе слушателей курсов).
- Укажите проблему, сформулируйте цели т задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи (в форме дидактических единиц), которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.
- Продумайте практическую или теоретическую значимость проекта.
- Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).
- Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.
- Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.
- Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.
- Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.
- Предложите критерии оценки успешности проекта.
- Продумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию к труду в избранной сфере (только для старшеклассников)
- Подумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.
В помощь учащимся
- Точно сформулировать вопрос, ответ на который мы ищем. Необходимо строго ограничить область исследования.
- Оценить с точки зрения имеющихся знаний, возможно ли получить истинный ответ на поставленный вопрос.
- Разбить задачу на подзадачи и подвопросов, искать ответы на них сначала выведением решения из известных истин или сведением к решению подобных задач.
- Прямо вывести решение из ума имеющихся знаний, если это возможно.
- Выдвинуть гипотезы методом полной или неполной индукции или аналогии.
- Использовать четвертый и пятый приемы в совокупности.
- Сопоставить полученный результат с известными знаниями.
- Проверить точность применяемых логических приемов.
- Проверить правильность всех определений и суждений, используемых в решении.
- Выразить все понятия решаемой задачи в «целсообразных» знаках (воспользовавшись символическим языком).
- Стремиться к выработке наглядных образов объектов задачи.
- Результат решения сформулировать логически строго.
- Оценить все «за» и «против» в полученном результате.
- Решать задачу по возможности сосредоточено.
Методическое планирование проектной деятельности
- Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.
- Подготовка информации о проектной работе.
- Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.)
- Консультация по выбору тематики учебных проектов, формулирование идеи и замыслов.
- Формирование проектных групп.
- Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.
- Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над проектами.
- Поисковый этап
- Промежуточные отчеты учащихся
- Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
- Обобщающий этап: оформление результатов.
- Предзащита проектов.
- Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
- Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.
- Подготовка к публичной защите проектов.
- Генеральная репетиция публичной защиты проектов.
- Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятия.
- Заключительный этап: публичная защита проектов.
- Подведение итогов, анализ выполненной работы.
- Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.
Литература:
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
- Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. – М., 1995. – №6.
- Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л., 1925.
- Килпатрик В.Х. Основы метода – М. – Л., 1928.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
- Петрова В. Метод проектов. – М., 1995.
«Как организовать проектную деятельность в школе» |
|
|
|
|
|
|
2. Структурно-функциональная организация проектного пространства в школе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Школьные проекты: как выбрать тему и подготовиться к презентации.
Содержание статьи
- Кто придумал школьные проекты?
- Почему создавать проекты — действительно важно?
- Какими бывают школьные проекты?
- Этапы работы над проектом
- Как выбрать тему проекта?
- Презентация проекта
Слово «проект» не так давно использовали только в управленческой деятельности. Сегодня проекты делают школьники. Расскажем, почему это важно.
Проект ( от англ. project от лат. projectus означает «брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд», то есть «устремленный в будущее»). Подготовка и защита собственных проектов помогает детям осознать, что они способны влиять на события в мире, оценивать, анализировать, решать проблемы. Это важный навык, который пригодится в их будущей взрослой жизни.
Кто придумал школьные проекты?
Проекты — это не нововведение, придуманное учителем. Образовательная деятельность в стране регулируется Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Сегодня Минобрнауки считает проектную деятельность обязательной частью школьного процесса.
Какие документы регламентируют проектную деятельность в школе?
- ФГОС начального общего образования (НОО).
- ФГОС основного общего образования (ООО).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (1–4-е классы).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (5–9-е классы).
Почему создавать проекты — действительно важно?
От теории к практике: школьные знания — теоретические, применить их на практике удается далеко не всегда. Несколько опытов или экспериментов в школьной лаборатории не заменят важный исследовательский проект. Например, когда ребенок сажает семечку, выращивает росток, из которого появится культурное растение, описывает свой опыт в дневнике и делает презентацию по итогам небольшого личного исследования. Это позволяет систематизировать знания по биологии, научит делиться своим опытом.
Навык сотрудничества: совместные проекты учат детей работать в команде, помогают развить лидерские качества, способствуют сплочению коллектива. Если дети вместе рисуют карту, на которой отмечают дома ветеранов, поздравляют их с праздниками, записывают воспоминания, важный социальный проект, где каждому отведена своя роль, даст прекрасный опыт, где дети учатся идти на уступки, поддерживать друг друга и добиваться совместных целей.
Развивает чувство ответственности и инициативность: результат проекта — определенный конечный продукт, проект нельзя списать из книги готовых домашних заданий. Ученик понимает, что от его усилий будет зависеть успешность проекта. Если он посвящен любимому предмету, это будет опыт своих навыков в будущей профессии.
Какими бывают школьные проекты?
- творческими,
- игровыми,
- прикладными,
- информационными,
- предметно-ориентированными,
- исследовательскими,
- социальными.
Проекты могут быть индивидуальными и групповыми.
У работы над проектом также есть определенные этапы.
Этапы работы над проектом
Для начала нужно определиться с темой и целью проекта. Затем выбрать методы, которыми будут достигнуты эти цели. Например, проект «Семья» для учеников начальной школы может представлять собой рисунок с рассказом о каждом члене семьи и плакат с семейными фотографиями, генеалогическое древо. Затем нужно подумать над реализацией проекта: что понадобится для его создания? Нужно ли привлечь к помощи родителей или попросить совета у педагога? Далее надо оформить проект, потренироваться «защищать его», представлять результаты своего труда аудитории и, наконец, подведение итогов.
Как выбрать тему проекта?
- Тема проекта должна быть актуальной, то есть интересной широкой аудитории, касаться действительно важных вопросов, решать проблемы, которые стоят сегодня перед классом, городом или всей планетой.
- Важно, чтобы проект был реализуемым. Это поможет научиться оценивать свои силы. Ученик вряд ли построит космический корабль, а вот сделать его модель из бумаги и рассказать об истории космонавтики — под силу школьнику.
- Тема проекта должна быть интересной. Сложно создать хороший продукт, если работа идет через силу. Когда есть право выбора, лучше взять ту тему, работа над которой принесет радость, вызовет живой интерес.
Презентация проекта
- Презентация проекта — один из самых сложных и важных этапов. То, как она будет выглядеть, зависит во многом от исполнения проекта. Иногда достаточно устного доклада, иногда лучше подкрепить свой рассказ визуальными материалами. Старшеклассники могут сделать презентацию проекта в электронном виде с помощью программы Power Point.
- Лучше всего провести несколько репетиций презентации, чтобы чувствовать себя уверенно. Можно сделать короткий конспект выступления.
- Презентация допускает рассказ об основных моментах работы для проекта, она должна быть четкой и емкой, выделять главное.
Читайте также:
- Японская школа — как учатся дети в Стране восходящего солнца
- Новогодние поделки своими руками
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.