ШТАБ РУКОВОДСТВА УЧЕНИЕМ
временный орган управления войсками, создаваемый для помощи руководителю учения в его подготовке и проведении. Обычно формируется из управления объед. (соед.), с к-рым проводится учение. Состав Ш.р.у. зависит от масштабов учения и кол-ва привлекаемых войск (сил). Во всех случаях Ш.р.у. должен обеспечить своеврем. разработку всех учебных материалов, организов. проведение учения и поучительную отработку запланированных учебных вопросов всеми инстанциями обучаемых. До начала учения Ш.р.у. планирует и организует его подготовку, разрабатывает и доводит до обучаемых необходимые учебные документы, контролирует занятия войсками и органами управления исходного положения. В ходе учения Ш.р.у. собирает и обобщает данные учебной обстановки, готовит предложения руководителю по розыгрышу действий в соответствии с решениями обучаемых и положением войск (сил), контролирует выполнение войсками (силами) поставленных задач, готовит разбор учения.
< Назад
Вперёд >
Формулируя цель учения, необходимо ответить на вопрос, для чего оно проводится, что ожидают руководители от его проведения. Иными словами, чему предполагается научить, что проверить, какие знания закрепить, а также каким образом выработать соответствующие навыки, чтобы адекватно действовать в той или иной обстановке. Однако, разработчикам следует помнить, что чрезмерная детализация общей цели приводит к усложнению учения, к потере их целенаправленности.
Важным элементом в разрабатываемом учении является определение круга сотрудников, т.е. состава обучаемых, привлекаемых к учению, степень подготовленности которых надо оценить, либо предстоит научить тем или иным действиям в соответствии с замыслом учения.
Этапы и учебные вопросы конкретизируют содержание темы учения. Планирование и проведение учения по этапам осуществляется для достижения четкой последовательности отработки темы, а также для более целеустремленной работы самого руководителя и штаба руководства. Каждый этап должен включать взаимосвязанные учебные вопросы, охватывающие по времени и пространству законченный период организации и выполнения полученной задачи.
Одновременно с определением этапов и учебных вопросов учения с учетом их всесторонней отработки производится расчет учебного времени. При расчете обязательно учитывается реальная потребность времени на выполнение намеченной работы руководителями отделов, служб, штабом в целом, в том числе на оформление документов, а также на организацию и управление для отработки этапов учения.
Время проведения учения устанавливается в соответствии с учебным планом и расписанием занятий. Продолжительность командно-штабных учений зависит от его масштаба. Например, КШУ с низовыми звеньями органов внутренних дел проводится от одних до полутора суток, в республике и области – от двух до трех суток, в регионе – от трех до пяти суток и более.
При определении продолжительности учения следует исходить из положения целесообразности и не изнурять сотрудников длительным пребыванием в служебной обстановке. Иногда длительное учение приносит не только пользу, но и определенный вред.
Практика показывает, что распределение времени на учении может быть следующим: не менее 80% на отработку учебных вопросов по обучению подразделений (групп), привлекаемых на учение; до 20% – на организационные вопросы и проведение разборов.
Район проведения КШУ на местности выбирается исходя из содержания темы, этапов и учебных вопросов, условий местности, особенностей региона, возможностей для размещения пунктов управления и их последовательного перемещения. Размеры района зависят от масштаба и замысла учения. Характер местности должен позволять поучительно отрабатывать все поставленные учебные вопросы.
При выборе места проведения учения (если оно планируется с практической отработкой отдельных тактических эпизодов) должны учитываться не только сложившаяся оперативная обстановка (например, наиболее характерная для региона в целом), но и реальное положение дел в органе внутренних дел. При умелой организации отработки поставленных задач личному составу легче будет понять, какие именно ошибки имели место в реальной ситуации, как их можно было избежать, а также иные альтернативные варианты действий в той или иной обстановке.
Определив исходные данные — основы замысла (их еще иногда называют концепцией учения), начальник органа внутренних дел поручает разработку замысла проведения учения одному из своих заместителей, как правило, начальнику штаба, который и назначается начальником штаба руководства учением. Необходимо подчеркнуть, что во всех случаях ответственность за разработку и проведение учения лежит на руководителе органа внутренних дел.
Начальник штаба руководства учением, уяснив замысел руководителя на подготовку и проведение учения, готовит предложения по составу руководства учением, штаба руководства и посреднического аппарата и приступает к разработке замысла.
-
В состав руководства учением обычно входят руководитель учения, его заместители и помощники, в зависимости от масштаба учения и его тематики. Так, при подготовке учения с городским отделом у руководителя учения может быть лишь один заместитель, а при проведении учения с органами внутренних дел региона – несколько. Штаб руководства – это временно создаваемый орган управления, предназначенный для качественной подготовки и эффективного проведения учения.
Штаб руководства на учении выступает в двух ролях: в качестве вышестоящего штаба и в качестве органа управления учением. Он должен быть минимальным по составу и комплектоваться наиболее подготовленными сотрудниками. При создании штаба необходимо руководствоваться принципом – в его состав должны входить только те должностные лица, без которых руководителю невозможно провести учение.
При подготовке к командно-штабному учению разрабатываются организационные, учебно-методические, оперативно-служебные документы, документы по обеспечению и справочные документы.
К организационным документам относятся:
-
календарный план подготовки КШУ;
-
организационные указания по подготовке и проведению учения (с приложениями);
-
схема организации руководства учением;
-
состав органов управления и подразделений ОВД, привлекаемых на КШУ;
-
план рекогносцировки района проведения КШУ;
-
план вывода органов управления, сил и средств в район проведения КШУ и возвращения в пункты постоянной дислокации (ППД);
-
план перемещения штаба руководства;
К учебно-методическим документам относятся:
-
замысел проведения КШУ на карте (основной документ);
-
пояснительная записка к замыслу (текстуально);
-
план-календарь проведения учения;
-
задание обучаемым (оперативное, оперативно-тактическое, тактическое) с картой исходной обстановки и другими приложениями;
-
материалы оперативных скачков с картами обстановки на время скачка;
-
план наращивания обстановки по этапам учения с приложением комплекта вводных;
-
план розыгрыша действий ОВД (в зависимости от замысла);
-
план подготовки руководства учением и посреднического аппарата;
-
личный план работы руководителя;
-
частные планы работ заместителей руководителя (помощников) руководителя и старших посредников при ОВД;
-
план обозначения действий противоборствующей стороны (при необходимости);
-
план имитации.
При подготовке опытных и исследовательских учений дополнительно разрабатываются:
-
план организации и проведения исследования (опыта);
-
задание на проведение исследования (опыта);
-
карточка эксперимента (опыта).
К оперативно-служебным документам относятся:
-
оперативные директивы (приказы, распоряжения) старших начальников;
-
распоряжения по различным службам, видам всестороннего обеспечения;
-
табель срочных донесений.
Другие оперативно-служебные документы разрабатываются по решению руководителя.
Документы по обеспечению учения представляют собой:
-
план связи руководства учением;
-
план оперативной маскировки (легендирование, меры по сохранению служебной и государственной тайны, по скрытому управлению и др.);
-
план создания реальных радиоэлектронных помех;
-
план применения систем и средств автоматизации;
-
планы по видам всестороннего обеспечения на период подготовки и проведения специальных операций (разведка, охранение, инженерное обеспечение, радиационная, химическая и биологическая (РХБ) защита, химическое обеспечение, тыловое обеспечение, техническое обеспечение, медицинское обеспечение);
-
смету планируемого расхода денежных средств.
Другие документы разрабатываются по решению руководителя учения.
При подготовке учения готовятся следующие справочные документы:
-
списки руководящего состава обучаемых органов управления;
-
списки должностных лиц руководителей региона и крупных административных центров, руководящего состава взаимодействующих органов (сил и средств);
-
схема размещения руководства и посреднического аппарата;
-
тактико-технические характеристики (ТТХ) техники и вооружения, привлекаемого на КШУ и т.д.;
-
справки и схемы по специальным операциям, проведенным ОВД в годы войны, локальных вооруженных конфликтов, применительно к вопросам, отрабатываемым на КШУ;
-
справка об общественно-политической обстановке в регионе;
-
прогноз погоды на период проведения КШУ.
Другие справочные документы также разрабатываются по решению руководителя учения.
Необходимо подчеркнуть, что два документа – организационные указания и задание обучаемым направляются обучаемым заблаговременно до начала учения. В отдельных случаях – когда готовится проверочное учение – эти документы могут и не направляться заранее, а с началом учения обучаемым вручается только оперативное задание с картой исходной обстановки и дается необходимое время (не менее двух — четырех часов) для его изучения.
Организационные указания оформляются в виде директивы Министра внутренних дел Российской Федерации, приказов, указаний, распоряжений министров, начальников УВД субъектов РФ и направляются обучаемым и в органы управления привлекаемых взаимодействующих органов, как правило, за месяц, но не менее чем за 20 дней. Вместе с организационными указаниями может направляться выписка из календарного плана подготовки учения (раздел «Подготовка обучаемых органов управления и сотрудников подразделений, привлекаемых к учению».
Задание обучаемым с картой исходной обстановки на начало учения оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к документам по учению и направляются обучаемым от имени руководства учением, как правило, за 10-15 дней, с таким расчетом, чтобы обучаемые имели возможность глубоко его изучить и провести необходимые мероприятия по подготовке к учению.
Рассмотрим более подробно подготовку некоторых из выше представленных документов.
Замысел проведения командно-штабного учения разрабатывается на карте. В нем обычно отражаются:
-
исходные данные (тема, учебные и воспитательные цели и время проведения, органы управления и подразделения, привлекаемые на учение);
-
нормы расхода моторесурсов и имитационных средств;
-
исходная обстановка к началу учения (дислокация, исходное положение органов и подразделений внутренних дел, противоборствующей стороны), их задачи и характер (замысел) их действий;
-
районы розыгрыша действий сторон;
-
этапы учения, их содержание и продолжительность.
Кроме того, штаб руководства отрабатывает карту розыгрыша действий, на которой для каждого этапа показываются:
-
возможное положение (рубежи) органов и подразделений внутренних дел, их соседей и взаимодействующих органов и сил к определенному времени;
-
данные о воздушной, радиоэлектронной, радиационной и химической обстановке;
-
порядок наращивания обстановки (какие данные, в какое время и каким способом доводятся до обучаемых руководителей и штабов).
При необходимости на карте разрабатываются вводные для оперативных скачков с таблицами, отражающими результаты действий, предшествующих каждому оперативному скачку. К карте розыгрыша боевых действий может разрабатываться текстуальный план наращивания обстановки.
Пояснительная записка к замыслу учения оформляется текстуально, в ней указывается:
-
боевой и численный состав ОВД, привлекаемых на учение;
-
общий характер действий сторон;
-
основные показатели учения;
-
расчет (соотношение) сил и средств по этапам учения;
-
состав руководства и посреднического аппарата;
-
мероприятия, проводимые руководством, и действия обучаемых при отработке учебных вопросов в ходе каждого этапа;
-
время и место проведения разбора учения;
-
порядок занятия исходного района и возвращения в пункт постоянной дислокации.
Завершающим элементом подготовки к учению является проверка готовности технических средств управления, оперативно-служебной документации и помещений. Эту работу осуществляет организационная группа штаба руководства с помощью сотрудников обучаемого штаба. При проверке готовности технических средств управления (радио- и проводной связи, электронно-вычислительной техники, средств кино- и телевидения) основное внимание обращается на исправность этих средств, установленных как в штабе руководства учением, так и в помещениях обучаемых органов управления.
Руководство учениями
КШУ
организуются и проводятся по принципу:
начальник обучает своих подчиненных.
Основным организатором всей работы
является руководитель организации-
начальник ГО или председатель КЧС.
Выступая в роли руководителя учения,
они одновременно, как правило, выполняют
и функциональные обязанности по ГСЧС
и ГО.
В
крупных организациях, где на КШУ
привлекается значительное количество
РиКНС, руководителей структурных
подразделений (цехов, комплексов,
участков, отделов) и формирований,
начальник ГО организации может выступать
только в роли руководителя учений,
поручая выполнять обязанности начальника
ГО главному инженеру или одному из своих
заместителей. В организациях, расположенных
на одной или нескольких разрозненных
территориях, имеющих филиалы, для
выполнения задач по непосредственной
подготовке и проведению командно-штабных
учений, назначаются заместители
(помощники) руководителя учения, создается
штаб руководства, и назначаются посредники
из числа наиболее подготовленных
работников.
Штаб
руководства создается в минимально
необходимом составе, обеспечивающем
надлежащую организацию и качественное
проведение учения. В небольших организациях
вместо штаба руководства может создаваться
группа управления, состоящая из двух-трех
человек.
Руководитель
учения обеспечивает своевременную
подготовку: определяет исходные данные
для проведения учения и его общий
замысел. Исходными данными являются:
тема, учебные цели, этапы учения и их
учебные вопросы (для каждого из обучаемых
звеньев); состав обучаемых руководителей
и органов управления, служб гражданской
обороны, перечень штатных аварийно-спасательных
подразделений, невоенизированных
(специальных) формирований, привлекаемых
для проведения отдельных работ в ходе
учения (исследование вопросов повышения
устойчивости работы, предупреждение и
ликвидация последствий чрезвычайных
ситуаций); продолжительность, время и
места проведения. Одновременно
определяется требуемый состав посредников,
намечаются мероприятия по подготовке
учебных мест, при необходимости точки
и средства для имитации обстановки и в
целом масштабы учебно-материальной
базы. После этого он осуществляет
руководство разработкой основных
документов, готовит своих заместителей
и помощников, посредников и штаб
руководства, организует подготовку
участников учения.
В
ходе КШУ руководитель добивается, чтобы
оно проходило в соответствии с планом,
отработка учебных вопросов и проведение
практических мероприятий осуществлялись
в полном объеме, особое внимание обращает
на полноту, правильность и четкость
постановки руководящим составом задач
своим подчиненным. При выполнении
практических мероприятий лично проводит
отработку наиболее важных эпизодов,
связанных с защитой рабочих, служащих
и членов их семей, повышением устойчивости
работы, организацией и проведением
АСДНР.
По
окончании учения оценивает действия
обучаемых и ставит задачи по устранению
выявленных недостатков.
Штаб
руководства (группа управления) по
указанию руководителя организует и
обеспечивает подготовку и проведение
учения. В обязанности штаба руководства
входит разработка в соответствии с
замыслом руководителя учебно-методических
документов, организация подготовки
посредников, контроль за подготовкой
всех участников, учебно-материальной
базы, пунктов управления, рабочих мест
обучаемых, средств связи и оповещения.
В ходе учения организует работу
посредников, обобщает и оценивает
действия участников, осуществляет
контроль за подачей вводных (сигналов)
и их прохождением, наблюдает за сбором
и анализом данных об обстановке, за
подготовкой предложений для принятия
решений, их оформлением и доведением
до исполнителей, осуществляет подготовку
материалов для разбора и обеспечивает
его проведение.
Начальник
штаба руководства является заместителем
руководителя. При подготовке учения он
руководит разработкой всех
учебно-методических документов и
контролирует их доведение до исполнителей,
оказывает необходимую помощь руководителю
учения.
Посредники
назначаются при руководителях органов
управления ГСЧС и ГО, а также командирах
подразделений (формирований) сил ГСЧС
и ГО, если такие привлекаются к участию
в учении. Они подчиняются руководителю
и отвечают за обеспечение своевременного
выполнения всеми участниками поставленных
задач (для достижения целей). В
подготовительный период изучают план
проведения учения, свои обязанности,
порядок работы с обучаемыми, разрабатывают
частные планы. В ходе учения они должны
постоянно знать общую обстановку и
грамотно наращивать ее на своем участке,
направлять действия участников на
качественную отработку учебных вопросов
(помогать им правильно понять стоящие
задачи) и своевременное выполнение
мероприятий, предусмотренных планирующими
документами по ГСЧС и ГО. Они также
контролируют полноту и правильность
оценки обстановки, в установленном
порядке докладывают руководству учением
о принятых их «подопечными» решениях
и отданных распоряжениях, представляют
материалы для разбора учения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #