Штраф за не пересмотренные инструкции по охране труда

Не за горами январь 2023 года и специалисту по охране труда предстоит актуализировать локальные нормативные акты. Очередь дойдет и до переработки инструкций по охране труда. Расскажем все по порядку.

Кто разрабатывает и утверждает ИОТ

1 марта 2022 года вступил в силу Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н, однако действие документа приостановили до 1 января 2023 года (Приказ Минтруда РФ от 17.03.2022 № 140н). Именно в соответствии с требованиями этого документа работодателям и предстоит пересмотреть инструкции по охране труда.

О нюансах разработки инструкций по новым требованиям поговорим с экспертом Контур.Школы Андреем Любимовым на онлайн-конференции «Главные изменения в охране труда. Итоги-2022. Перспективы-2023». Участие бесплатно!Согласно ст. 214 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда, в том числе инструкций, с учетом мнения профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа, если такой есть. Порядок действий установлен ст. 372 ТК РФ.

Количество инструкций в каждом конкретном случае зависит от специфики деятельности. Логичным будет передать полномочия по разработке инструкций руководителям структурных подразделений, но, скорее всего, работодатель делегирует эту задачу специалисту по охране труда.

Порядок утверждения документа так же регламентирован ст. 372 ТК РФ.  Шапка инструкции может выглядеть как на образце.

Что взять за основу при разработке

Инструкция по охране труда разрабатывается исходя из должности работника или профессии, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы.

Если раньше мы опирались на типовые инструкции, то новые требования четко определяют, что за основу надо брать государственные нормативные требования охраны труда и разработанные работодателем правила. А это не что иное, как правила по охране труда для безопасного проведения определенных видов работ, и система управления охраной труда в организации. Кроме того, при разработке инструкций за основу можно взять:

  • анализ трудовой функции работников по профессии, должности, виду и составу работы, для которых разрабатывается инструкция по охране труда;
  • результаты СОУТ на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии, в том числе определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
  • анализ требований соответствующих профессиональных стандартов;
  • определение профессиональных рисков и опасностей, характерных для выполняемых работ;
  • анализ результатов расследования несчастных случаев на производстве, а также их типичных причин, и профессиональных заболеваний;
  • определение безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ.

При создании инструкций по охране труда важно учесть требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации изготовителей и технологической документации организации. Включая эту информацию в инструкции предусмотрите конкретные условия производства, применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой им работы.

Какие разделы включить в инструкции по охране труда

Пункт 21 раздела 3 Требований определяет перечень разделов, которые должна содержать инструкция по ОТ:

Бесплатная онлайн-конференция

Изменения в законодательстве. Практические ситуации.

Расписание вебинаров

  • Общие требования охраны труда.
  • Требования охраны труда перед началом работы.
  • Требования охраны труда во время работы.
  • Требования охраны труда в аварийных ситуациях.
  • Требования охраны труда по окончании работы.

В разделе «Общие требования охраны труда» надо показать:

  • требование соблюдать ПВТР;
  • требования к режиму рабочего времени и времени отдыха при соответствующих работах;
  • перечень вредных или опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника;
  • перечень профессиональных рисков и опасностей;
  • перечень спецодежды, обуви и других СИЗ, выдаваемых работникам согласно госнормативам или ссылку на локальный нормативный акт (ЛНА);
  • порядок уведомления о травмировании работника или неисправности оборудования, приспособлений и инструмента — или ссылку на ЛНА;
  • правила личной гигиены и эпидемиологические нормы, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.

Пример раздела «Общие требования безопасности» инструкции по охране труда для работника, использующего ПЭВМ, вы найдете в шпаргалке. Используйте формулировки при составлении своего документа.

В конце статьи есть шпаргалка

В разделе «Требования охраны труда перед началом работы» необходимо отразить порядок:

  • подготовки рабочего места;
  • проверки исходных материалов, заготовок или полуфабрикатов;
  • осмотра и подготовки работником СИЗ до использования;
  • проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения;
  • проверки предупреждающих и предписывающих плакатов или знаков.

В шпаргалке вы найдете пример соответствующего раздела.

В конце статьи есть шпаргалка

В требования охраны труда во время работы необходимо включить:

  • способы и приемы безопасного выполнения работ и использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов и иных приспособлений;
  • требования безопасного обращения с исходными материалами — сырьем, заготовками или полуфабрикатами;
  • указания по безопасному содержанию рабочего места;
  • действия, которые помогут предотвратить аварийные ситуации;
  • требования к использованию СИЗ.

Пример раздела «Требования охраны труда во время работы» — в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

Раздел «Требования охраны труда в аварийных ситуациях» должен включать:

  • перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций, а также их возможные причины;
  • порядок извещения руководителя работ о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, и о каждом несчастном случае;
  • действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций;
  • действия по оказанию первой помощи пострадавшим при различных повреждениях здоровья, исходя из результатов оценки профрисков.

Пример раздела «Требования охраны труда в аварийных ситуациях» вы также найдете в конце статьи. На его основе вы можете составить свою инструкцию.

В конце статьи есть шпаргалка

В разделе «Требования охраны труда по окончании работ» надо указать:

  • порядок приема и передачи смены при непрерывном технологическом процессе и работе оборудования;
  • последовательность отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования и аппаратуры;
  • действия при уборке отходов, полученных в ходе производственной деятельности;
  • требования соблюдения личной гигиены;
  • порядок извещения руководителя работ об обнаруженных недостатках, влияющих на безопасность труда.

Пример такого раздела поможет вам правильно составить свой документ.

В конце статьи есть шпаргалка

Как ознакомить работника

Инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится в том объеме, что предусмотрен инструкциями и правилами по охране труда, разрабатываемыми работодателем (п. 18 разд. 2 Правил обучения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.21 № 2464). Это значит, что работник знакомится с инструкциями по охране труда еще до получения допуска к самостоятельной работе. Далее освежает свои знания на повторных инструктажах с периодичностью не реже одного раза в полгода. 

Разобраться в новых требованиях к проведению и оформлению инструктажей поможет бесплатный вебинар Натальи Герасименко «Новые порядки обучения по охране труда и пожарной безопасности. Отвечаем на вопросы работников и работодателей»Инструкции могут быть выданы сотрудникам на руки для изучения при первичном инструктаже или вывешены на рабочих местах. Их можно хранить в любом удобном месте, главное — обеспечить простой доступ сотрудников, если им надо будет обновить знания. В конце каждой инструкции по охране труда необходимо сформировать лист ознакомления.

Пример листа ознакомления с ИОТ:

Нужно ли проводить внеплановый инструктаж после изменения инструкций

В соответствии с пп. в) п. 16 разд. 2 Правил обучения (Постановление от 24.12.21 № 2464), внеплановый инструктаж по охране труда проводится, если меняются локальные нормативные акты организации, затрагивающие требования охраны труда в организации — а это не что иное, как инструкции по охране труда работников.

Внеплановый инструктаж поручают непосредственному руководителю работ на конкретном рабочем месте только с теми сотрудниками, которых касаются изменяемые инструкции. И не забудьте про регистрацию в журнале учета инструктажа на рабочем месте.

Как часто пересматривать 

Работодатель не может продолжать работу по ИОТ, в которых не учел требований нового Приказа № 772н. Поэтому придется нарушить периодичность пересмотра инструкций и внепланово обновить документы к 1 марта 2023 года.  Сделать это можно двумя способами: внести изменения в действующие инструкции по охране труда или издать их заново.

Новые требования не регламентируют срок пересмотра. Единственное, что указано — они должны быть актуальными. Если НПА, на основе которых разрабатывают ИОТ, утратят силу или изменятся, это станет основанием скорректировать инструкцию. Следовательно, инструкция действует, пока есть необходимость в ее применении, и обязательных требований к сроку проверки нет.

Можно утверждать, что работодатель должен сам определить порядок актуализации инструкций и закрепить это в своей системе управления охраной труда: определить сроки, ответственных за пересмотр и поддержание инструкций в актуальном состоянии.

Что грозит, если не разработать 

Административная ответственность за нарушения в этой сфере описана в ст. 5.27.1 КоАП. За нее работодателю грозит или предупреждение, или штраф — на усмотрение территориального отделения государственной инспекции труда.

Размер штрафа варьируется:

  • от 1 000 до 5 000 рублей — для должностного лица, нарушившего правила трудового законодательства;
  • от 30 000 до 50 000 рублей — для юрлица.

Образцы инструкций по охране труда, разработанные с учетом новых правил, найдете в разделе «Образцы документов».

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Лист ознакомления
    377.1 КБ

  • Общие требования безопасности
    401.9 КБ

  • Требования охраны труда во время работы
    401.7 КБ

  • Требования охраны труда в аварийных ситуациях
    385.5 КБ

  • Требования охраны труда до начала работ
    391.9 КБ

  • Требования охраны труда после окончания работ
    368.5 КБ

Скачать

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

(введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, —

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Работодатель разрабатывает инструкции по охране труда (ИОТ) по требованиям ст. 214 ТК РФ. От этой обязанности освобождены только работодатели-физические лица без статуса ИП. Микропредприятия и некоммерческие организации также издают ИОТ, если не включили их положения в трудовой договор с работником. 

Роструд на сайте «Онлайнинспекция.рф» разъяснил, что освобождение от разработки локальных нормативных актов по ст. 309.2 ТК РФ не распространяется на выполнение требований охраны труда.

Инструкция по охране труда — локальный нормативный акт, содержащий требования по безопасному выполнению работ для сотрудника. Роструд считает, что ИОТ должна быть на каждую должность в штатном расписании, даже если компания не занимается производством, а оказывает юридические или финансовые услуги.

Это не означает, что для каждого сотрудника следует выпустить персональный документ, например «Инструкция по охране труда слесаря Иванова И.И.». Локальные нормативные акты имеют обезличенный характер и действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места их выполняемой работы (ст. 13 ТК РФ).

Инструкции по охране труда бывают трех видов (п. 18 Основных требований по Приказу Минтруда России № 772н):

  1. По должности или профессии. Работодатель разрабатывает локальный акт по позициям в штатном расписании. Если работники выполняют похожие трудовые функции, а на их рабочих местах имеются схожие опасности и условия труда, то можно издать один документ для аналогичных должностей. Например, ИОТ юрисконсульта может распространяться на юрисконсульта, главного юрисконсульта и начальника юридического отдела, которые работают в одном кабинете и делают примерно одинаковую работу.

  2. По виду выполняемых работ. В этом случае составляют инструкцию с требованиями безопасности при выполнении конкретной деятельности, например, ИОТ при работе с копировально-множительной техникой. Один локальный акт может распространяться на сотрудников разных должностей и профессий, если они выполняют указанные работы.

  3. По направлению трудовой деятельности. Работодатель разрабатывает документ для аналогичных условий труда и опасностей, которая может распространяться на сотрудников разных должностей и профессий. Например, ИОТ для работников столовой или ИОТ офисного работника административного здания по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ленина, д. 7.

Работодатель самостоятельно определяет перечень инструкций, которые ему нужны (п. 4 Основных требований № 772н). Он также имеет право выпустить временные ИОТ для новых производств, чтобы обеспечить безопасность работ. Инструкции будут действовать до приемки объектов в эксплуатацию (п. 27 Основных требований № 772н). 

ИОТ не разрабатываются для лиц, которые не заключили с работодателем трудовой договор: членов Совета директоров, самого ИП-работодателя, исполнителей по договорам ГПХ (ст. 11 ТК РФ).

Сотрудники «на удаленке» трудятся вне территории работодателя. Для них охрана труда имеет свои особенности. Работодатель обязан ознакомить дистанционных работников с требованиями безопасности при работе с оборудованием или средствами, которые он сам им выдал или рекомендовал (ст. 312.7 ТК РФ). Например, компания предоставила удаленному бухгалтеру ноутбук для выполнения трудовой функции.

Если же дистанционный работник использует собственное имущество, то ответственности за безопасность работ работодатель не несет и ИОТ для этого случая не разрабатывает. Но и здесь есть исключения.

Дистанционный работник может чередовать труд дома с работой в офисе. Если ему выделяется стационарное рабочее место у работодателя, то работника нужно ознакомить с правилами безопасной работы на нем.

Работодатель может сам распространить действие ИОТ на дистанционных сотрудников, указав это условие в коллективном договоре, локальном нормативном акте или в трудовом договоре (ст. 312.7 ТК РФ).

До 1 января 2021 года работодатели разрабатывали ИОТ на основании Типовых инструкций по охране труда. Но «регуляторная гильотина» отменила действие 178 таких документов (Приказ Минтруда России от 11.08.2020 № 495).

С 1 января 2023 года инструкции составляют на основании:

  • правил по охране труда работодателя, если они есть;
  • государственных нормативных требований, например, Приказа Минтруда России от 15.12.2020 № 903н;
  • анализа трудовой функции работников по профессии, должности, составу и виду работ;
  • результатов специальной оценки условий труда (СОУТ) и оценки профессиональных рисков (ОПР) на конкретных рабочих местах;
  • анализа требований профстандартов — в них указана трудовая функция и особые условия допуска к ней, если они есть;
  • определения безопасных методов и приемов выполнения отдельных работ;
  • анализа результатов расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний, их типичных причин.

extern

Сдавайте ЕФС-1 через Экстерн. В сервисе всегда актуальные формы и встроенные проверки

Попробовать

 

Работодатель также учитывает в ИОТ требования безопасности из руководств по эксплуатации оборудования, ремонтной документации от завода-изготовителя применительно к должности или профессии сотрудника, виду работ (п. 19 Основных требований № 772н). 

Например, инструкция по эксплуатации к принтеру Canon i-SENSYS LBP312x содержит меры предосторожности:

  • не помещать на аппарат браслеты, металлические предметы, емкости с водой;
  • при подключении к принтеру других устройств предварительно выключить аппарат, отсоединить все шнуры и кабели, чтобы не вызвать пожар или удар электротоком при их повреждении;
  • не устанавливать оборудование в неустойчивых местах или местах с вибрацией и т.д.

Этот документ можно использовать для составления ИОТ для сотрудника, который использует такой принтер, или ИОТ при работе с офисной техникой.

В Приказе № 772н приведены обязательные разделы, которые должны быть в инструкции (п. 21-26 Основных требований № 772н). Рекомендуем также использовать при составлении документа правила делопроизводства и управления документацией, принятые в вашей организации, или правила Росархива (п. 3.1-3.14 приложения к Приказу от 11.04.2018 № 44).

Таблица. Примерная структура и содержание ИОТ

Название элемента инструкции

Краткое содержание

Титульный лист

Наименование организации

Гриф утверждения

Гриф согласования с профсоюзом (если он есть в компании)

Название и регистрационный номер инструкции

Город издания

Основные положения

Для кого разработана инструкция и в каких целях

Порядок изменения, пересмотра, отмены ИОТ

Нормативные ссылки

(можно оформить приложением)

Список документов, на основании которых составлена инструкция

Общие требования охраны труда

п. 22 Основных требований № 772н

Требования охраны труда перед началом работы

п. 23 Основных требований № 772н

Требования охраны труда во время работы

п. 24 Основных требований № 772н

Требования охраны труда в аварийной ситуации

п. 25 Основных требований № 772н

Требования охраны труда при окончании работ

п. 26 Основных требований № 772н

Приложения

Таблицы, списки. Например, перечень выдаваемых СИЗ

Лист согласования

Таблица для сбора подписей лиц, участвующих в согласовании

Лист ознакомления работников

Ф.И.О., должность, подпись, дата

Приведенная в таблице структура ИОТ — рекомендуемая. Обязательными являются только разделы из Основных требований № 772н. Разработчик может включать в документ дополнительные требования безопасности, если они не противоречат государственным нормативным требованиям (п. 2 Основных требований № 772н).

Повторим, что ИОТ — локальный нормативный акт. Локальный акт принимается с учетом мотивированного мнения профсоюза (ст. 372 ТК РФ, п. 3 Основных требований № 772н).

ИОТ утверждается руководителем компании или уполномоченным им лицом. На практике это обычно делегируется главному инженеру или заместителю директора, ответственному за охрану труда на предприятии.

После утверждения ИОТ до сотрудников доводят ее требования:

  • проводят внеплановый инструктаж с проверкой знаний (п. 16 «в» Правил обучения охране труда по Постановлению Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464);
  • получают личную подпись работника в листе ознакомления (ст. 22 ТК РФ).

В последующем требования ИОТ напоминают сотрудникам раз в полгода в ходе повторных инструктажей по охране труда (п. 13 Правил № 2464).

При приеме на работу нового сотрудника ему разъясняют содержание инструкции при первичном инструктаже на рабочем месте. Если работник от него освобожден, то правила безопасности включают в программу вводного инструктажа. В любом случае ознакомить сотрудника с ИОТ нужно до допуска его к самостоятельной работе (п. 13 Правил № 2464).

extern

Отчитывайтесь по сотрудникам через Экстерн. В сервисе всегда актуальные формы и встроенные проверки

Отчитаться

 

В Приказе 772н нет требования о ведении Журналов учета инструкций по охране труда и выдачи ИОТ. Напомним, что такая практика существовала по рекомендациям Минтруда от 13.05.2044. Работодатель сам решает, будет ли он применять ее дальше. Также руководитель самостоятельно определяет, сколько экземпляров ИОТ нужно предприятию, и где они будут храниться.

Мы рекомендуем следующую схему:

  • один оригинал ИОТ вместе с перечнем ИОТ хранится в службе охраны труда — так будет легче представить документы на проверку ГИТ;
  • второй экземпляр инструкции находится в подразделении по месту работы сотрудника для проведения инструктажей и оперативного ознакомления с изменениями документа;
  • работнику выдается копия ИОТ, которая должна быть на его рабочем месте.

Инструкции по охране труда хранятся постоянно (п. 8 Перечня типовых документов в редакции Приказа Росархива от 20.12.2019 № 236). Это означает, что организация после минования надобности в ИОТ передает их в государственный или муниципальный архив. Если компания архивный фонд не комплектует, то инструкции хранятся у нее не меньше 10 лет.

Автор сталкивался с практикой, что организации используют ИОТ как должностные инструкции для рабочих. А у таких документов срок хранения не может быть менее 50 лет. Но ИОТ и должностная инструкция — два разных по назначению документа, поэтому лучше их не объединять.

Работодатель сам решает и закрепляет в локальных актах (правилах делопроизводства), в какой срок он будет актуализировать инструкции по охране труда. Например, планово пересматривать их можно раз в три года, как производственные инструкции по Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей.

Внеочередная актуализации ИОТ проводится (п. 30 Основных требований № 772н):

  • при изменении условий труда работника, например, при новой СОУТ изменен их класс;
  • при внедрении новой техники и технологии;
  • по результатам анализа материалов расследований несчастных случаев, профзаболеваний, аварий;
  • по требованию трудовой инспекции или надзорных органов в области охраны труда региона.

В компании могут происходить организационные изменения: например, в названиях должностей или отделов. Если условия труда для работника при этом остаются прежними, то пересматривать ИОТ не нужно. Достаточно внести в документ соответствующие изменения.

extern

Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет. Дарим доступ в Экстерн на 14 дней!

Попробовать

С 1 января 2023 года появился новый вид локального нормативного акта — Правила (стандарты) по охране труда работодателя. По содержанию это адаптированные под организацию государственные нормативные требования — например, ПОТЭЭ № 903н.

Отличия правил от ИОТ:

  • стандарт организации распространяется на всех или большинство работников, а инструкция содержит требования безопасности для отдельной должности, вида или направления деятельности;
  • ИОТ могут быть разработаны на основе правил;
  • стандарты по охране труда организации содержат контрольные и организационные меры по обеспечению безопасной работы, а инструкция — набор конкретных действий исполнителя.

По сути правила по охране труда — это документ верхнего уровня по отношению к ИОТ.

Инспектор ГИТ при проверке работодателя запросит ИОТ, чтобы убедиться в ознакомлении с ней работников. Также на основании инструкций по охране труда проводятся инструктажи на рабочем месте. ИОТ нужны при расследовании несчастных случаев и профзаболеваний.

Отсутствие инструкций по охране труда или их несвоевременный пересмотр относится к нарушениям государственных нормативных требований охраны труда. Работодателя привлекут к административной ответственности. Это предупреждение или штраф для ИП, должностных лиц — от 2 000 до 5 000 рублей; для юрлиц — от 50 000 до 80 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

С 1 сентября 2022 в силу вступают новые «Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 (далее – Постановление №2464). Предлагаем вам подробный алгоритм действий работодателя перед и после вступления в силу этих изменений в охране труда.

Алгоритм действий работодателя перед и после изменений в охране труда с 01.09.2022

Содержание статьи:

  • 1 Что делать работодателю, как подготовиться к изменениям в охране труда с 1 сентября? 
    • 1.1 Итак, что нужно сделать работодателю:
  • 2 Разъяснения относительно внепланового/внеочередного инструктажа и обучения по причине вступления в силу Постановления №2464

Что делать работодателю, как подготовиться к изменениям в охране труда с 1 сентября? 

Нужно ли проходить внеочередную проверку знаний по охране труда после 1 сентября?

Множество вопросов возникают относительно п.2 Постановления 2464 «документы, подтверждающие проверку у работников знания требований охраны труда, выданные в установленном порядке до введения в действие Правил, действительны до окончания срока их действия».

Отвечаем: применять положения этого пункта можно только в том случае, если обучения работников, проведенные ранее «покрывают» те требования по обучению (работники обучены по первой помощи, применению СИЗ и требованиям охраны труда), которые изложены в Постановлении №2464.

В процессе рассмотрим, что делать организациям, в которых внеочередное обучение проводилось. Надо ли переобучать работников и в каком случае можно воспользоваться положениями п.2 Постановления 2464 («документы, подтверждающие проверку у работников знания требований охраны труда, выданные в установленном порядке до введения в действие Правил, действительны до окончания срока их действия»)?

Отметим, что Постановление №2464 регламентирует форму обучения и дополняет и так  ранее существовавшие требования по обучению оказанию первой помощи пострадавшим, применению СИЗ и обучению требования охраны труда.

Итак, что нужно сделать работодателю:

  1. «Вписать» процедуру обучения по охране труда по новым требованиям в Систему управления охраной труда (можно включить в само Положение по СУОТ или сделать отдельное положение/порядок по обучению);
  2. Удостовериться, будет ли легитимно после 1 сентября 2022 года имеющееся обучение работников, а именно, нужно проверить «полноту» этого обучения на соответствие положениям Постановления №2464, «покрывает» ли имеющееся обучение те требования, которые оно излагает.

    Приведем несколько примеров. Нужно проверить:

    • обучен ли электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования правилам использования (применения) СИЗ (пусть даже в рамках обучения по охране труда);
    • обучены ли лица, которым требуется обучение по оказанию первой помощи согласно Постановления 2464 (не важно, в Учебном центре, отдельной программой, или в рамках обучения по охране труда);
    • обучен ли руководитель и другие лица по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда (Возможно эти темы изучались во время прохождения обучения по охране труда для руководителей и специалистов в Учебном центре в рамках Постановления 1/29. Правда, для подтверждения этого необходимо будет запросить в Учебном центре программу обучения, по которой обучались руководители и специалисты);- обучен ли специалист по охране труда правилам использования (применения) СИЗ (вот это обучение вряд ли будет иметься);
    • обучены ли работники, выполняющие работы повышенной опасности, безопасным методам и приемам выполнения этих работ (отдельной программой или в рамках обучения требованиям охраны труда);
    • т.п.

    Допустим, что обучения имеются и +/- соответствуют требованиям Постановления №2464.

    Тогда можем оставить обучение «рядовых» работников «в покое» до следующего планового обучения, а уже плановое обучение проводить по новому порядку.

  3. Для обеспечения непрерывности процесса обучения (инструктажи и прием на работу новых работников никто не отменял) необходимо обучить в Учебном центре некоторые категории работников, а именно:
    • для проведения инструктажей – обучаем проводящих их работников по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков (по всем программам обучения, обязательным для работников, которым этот инструктирующий проводит инструктажи);
    • для проведения обучения – лиц, проводящих обучение, по всем программам обучения, обязательным для работников, которым этот обучающий проводит обучение;

      Здесь мы считаем, что в целях экономии средств имеет смысл назначать обучающим и инструктирующим одних и тех же работников, а именно непосредственных руководителей, т.к. инструктаж на рабочем месте в любом случае должен проводить непосредственный руководитель работника (п.22).

    • для проведения проверки знаний – членов комиссии по проверке знаний (по всем тем направлениям, по которым она проводит проверку: первая помощь, СИЗ и все программы обучения требованиям охраны труда, которые обязательны для работников, в отношении которых проводится проверка знаний);
    • для проведения обучения оказанию первой помощи – лицо, проводящее обучение по оказанию первой помощи, должно быть обучено по программе обучения по оказанию первой помощи и по программе дополнительного профессионального образования повышения квалификации по подготовке преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи.
  4. Для работников, обучающихся у вас в организации, проверить соответствие документов по инструктажам (программ первичного инструктажа или других документов, т.к. определение объема инструктажа теперь возможно не только в программах) и программ обучения требованиям Постановления №2464. При несоответствии их требованиям Постановления №2464 – актуализировать. Не забыть обратить внимание, кому необходимо проходить обучение по оказанию первой помощи и использованию (применению) СИЗ, включить эти темы в программы обучения по охране труда;
  5. Составить перечни по обучению с указанием количества работников по каждому перечню:
    • перечень работников, которым нужно обучение (по каждой программе обучения) и которые освобождены от него;
    • перечень работников, подлежащих инструктажам и освобожденных от него;
    • перечень работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте и которые освобождены от нее;

    В случае выполнения работниками организации работ повышенной опасности в организации должны быть разработаны и утверждены следующие перечни:

    • Перечень работ повышенной опасности;
    • Перечень работников, непосредственно выполняющих работы повышенной опасности;
    • Перечень профессий и должностей работников, ответственных за организацию, выполнение и контроль работ повышенной опасности.
  6. Обновить формы журналов инструктажей, по старым – оформить завершение их ведения;
  7. Проверить наличие матерально-технической базы, учебно-методической базы для проведения обучения у себя (с 1 марта работодателям, проводящих обучение у себя в организации необходимо будет подавать сведения об их наличии для внесения себя в реестр организаций, осуществляющих деятельность по обучению своих работникам вопросам охраны труда).

При принятии решения о том, организовывать обучение у себя в организации или в Учебном центре, необходимо просчитать кого обучать, по скольким программам и где необходимо проводить обучение. Самые большие затраты, по нашему мнению, могут возникнуть при обучении инструктирующих и членов комиссии по проверке знаний, т.к. их нужно обучать всем программам, обязательным для работников, которых они инструктируют или знания которых проверяют.

Так же отмечаем, что часть обучений можно проводить у себя, а часть в Учебном центре. Так же на выгоду повлияет количество работников и текучка в вашей организации. Универсальной формулы «как будет выгоднее» привести нельзя, организация индивидуально должна это просчитать. Для примера лишь приведем расчет, чтобы показать, как влияет количество обучаемых работников, и место проведения обучения и различные сочетания мест обучения в зависимости от программы.

Экономический расчет обучения

Скачать образец экономического расчета обучения (файл Excel)

Разъяснения относительно внепланового/внеочередного инструктажа и обучения по причине вступления в силу Постановления №2464

Согласно Письму Минтруда России от 01.02.2022 № 15-2/ООГ-163 внеплановые инструктажи и проверку знаний нужно провести до вступления в силу новых нормативно-правовых актов (далее – НПА). Департамент придерживается такого мнения, опираясь на Постановление №1/29 и аргументируя тем, что с момента опубликования работодатель актуализирует и утверждает локальные документы (далее — ЛНА) согласно новым НПА (Напоминаем, что письма не являются официальным толкованием нормативно-правовых актов).

Вступающее в силу с 1 сентября 2022 года взамен Постановлению №1/29, Постановление №2464 в пп.17, 61 содержит требование организации внепланового обучения в течении 60 календарных дней со дня вступления новых НПА (без необходимости проведения внепланового инструктажа).

Таким образом мы считаем, что до вступления в силу Постановления №2464 проводить внеплановые/внеочередные инструктажи/проверки знаний не требуется (если вы утверждаете новые документы по обучению не ранее 1 сентября 2022 года). После вступления его в силу необходимо провести обучение тем работникам, на «работу которых это повлияет». Но как мы писали выше, комиссию, инструктирующих и обучающих в любом случае нужно будет обучить по новому порядку в первую очередь.

Не забудьте, что с 1 сентября 2022 года инструктажи и обучения должны будут проводиться по новому порядку, поэтому позаботьтесь о том, чтобы на период обучения инструктирующих, обучающих и членов комиссии у вас не выпало время проведения повторных инструктажей и плановой проверки знаний (проведите их заранее).

Актуальные изменения в разделе 10 Трудового кодекса РФ

Актуальные изменения в разделе 10 Трудового кодекса РФ

2021 год без грамма сомнения можно считать переломным годом в области охраны труда для работодателей и профильных служб (специалистов). Регуляторная […]

Обязательное психиатрическое освидетельствование работников ОПО часть 2

Обязательное психиатрическое освидетельствование работников ОПО (часть 2)

Продолжаем разбираться в этом нелегком вопросе. Напоминаю, что с первой частью вы можете ознакомиться по ссылке. Содержание статьи:1 Порядок  прохождения […]

Производственный контроль

Производственный контроль: ответы на вопросы

Доброго времени суток! Уважаемые коллеги, сегодня тема нашего обзора – это Производственный  контроль. Что это такое, для чего и кто его […]

Штрафы, которые могут грозить ИП или организации за нарушения норм трудового законодательства, собраны в КоАП РФ, и разобраться в них поначалу довольно трудно. Для тех, кто не хочет рыскат» по нормативке и тратить на это много времени, мы подготовили таблицу административных правонарушений в области трудового законодательства.

Составленная нами таблица содержит перечень нарушений трудового законодательства и виды административной ответственности, предусмотренной за это КоАП РФ.

Основным наказанием является штраф, в отдельных случаях — приостановление деятельности на определенный срок, предупреждение или дисквалификация должностных лиц.

Ответственность за административные правонарушения в области трудового законодательства
Статья КоАП РФ Правонарушение Штраф Альтернативные виды ответственности
5.27

ч. 1

Нарушение норм трудового права и трудового законодательства (если иное не предусмотрено ч. 3, 4 и 6 данной статьи, а также ст. 5.27.1)
  • На должностных лиц — от 1 000 до 5 000 руб.
  • На ИП — от 1 000 до 5 000 руб.
  • На юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.
На должностных лиц — предупреждение
5.27

ч. 2

Повторное нарушение норм трудового права лицом, ранее привлеченным к ответственности за данное правонарушение
  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На ИП — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На юрлиц — от 50 000 до 70 000 руб.
На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
5.27

ч. 3

Фактическое допущение сотрудника к работе лицом, на то не уполномоченным. При этом работодатель или уполномоченное лицо отказываются признать возникшие отношение трудовыми и заключить трудовой договор
  • На граждан — от 3 000 до 5 000 руб.
  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
5.27

ч. 4

  • Уклонение от оформления трудового договора.
  • Ненадлежащее оформление трудового договора.
  • Подмена трудового договора гражданско-правовым.
  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На ИП — от 5 000 до 10 000 руб.
  • На юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.
5.27

ч. 5

Повторное совершение правонарушений, предусмотренных ч. 3 или ч. 4 ст. 5.27. Ранее лицо уже было привлечено к ответственности за данное правонарушение
  • На граждан — 5 000 руб.
  • На ИП — от 30 000 до 40 000 руб.
  • На юрлиц — от 100 000 до 200 000 руб.
На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
5.27

ч. 6

  • Выдача зарплаты (иных выплат) с опозданием или невыплата ее вовсе.
  • Установление зарплаты в размере меньшем, чем установлено трудовым законодательством
  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На ИП — от 1 000 до 5 000 руб.
  • На юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.
На должностных лиц — предупреждение
5.27

ч. 7

Повторное правонарушение, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27. Ранее лицо уже было привлечено к ответственности за данное правонарушение
  • На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.
  • На ИП — от 10 000 до 30 000 руб.
  • На юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.
На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
5.27.1

ч. 1

Нарушение требований охраны труда (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2-4 ст. 5.27.1)
  • На должностных лиц — от 2 000 до 5 000 руб.
  • На ИП — от 2 000 до 5 000 руб.
  • На юрлиц — от 50 000 до 80 000 руб.
На должностных лиц — предупреждение
5.27.1

ч. 2

Нарушение порядка проведения спецоценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение вовсе
  • На должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.
  • На ИП — от 5 000 до 10 000 руб.
  • На юрлиц — от 60 000 до 80 000 руб.
На должностных лиц — предупреждение
5.27.1

ч. 3

Допуск сотрудника к работе без:

  • обучения и проверки знаний требований охраны труда;
  • предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров;
  • обязательных медосмотров в начале смены;
  • обязательных психиатрических освидетельствований
  • На должностных лиц — от 15 000 до 25 000 руб.
  • На ИП — от 15 000 до 25 000 руб.
  • На юрлиц — от 110 000 до 130 000 руб.
5.27.1

ч. 4

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты
  • На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.
  • На ИП — от 20 000 до 30 000 руб.
  • На юрлиц — от 130 000 до 150 000 руб.
5.27.1

ч. 5

Повторное совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1-4 ст.5.27.1. Ранее лицо уже было привлечено к ответственности за данные правонарушения
  • На должностных лиц — от 30 000 до 40 000 руб.
  • На ИП — от 30 000 до 40 000 руб.
  • На юрлиц — от 100 000 до 200 000 руб.
  • На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.
  • На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
5.28
  • Уклонение работодателя от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения.
  • Нарушение срока проведения переговоров.
  • Необеспечение в срок работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения
От 1 000 до 3 000 руб. Предупреждение
5.29 Непредоставление в установленный срок работодателем информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения От 1 000 до 3 000 руб. Предупреждение
5.30 Необоснованный отказ работодателя от заключения коллективного договора, соглашения От 3 000 до 5 000 руб. Предупреждение
5.31 Нарушение (невыполнение) работодателем обязательств по коллективному договору, соглашению От 3 000 до 5 000 руб. Предупреждение
5.32
  • Уклонение работодателя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах
  • Непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований.
  • Создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции)
От 1 000 до 3 000 руб.
5.33 Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры От 2 000 до 4 000 руб.
5.34 Увольнение работников из-за забастовки от 4 000 до 5 000 руб.
5.42

ч. 1

  • Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов (в соответствии с квотой).
  • Отказ в приеме на работу инвалида (в пределах квоты)
На должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.
11.23 Выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров:

  • без тахографа (если его установка предусмотрена законодательно);
  • с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным)тахографом;
  • с тахографом, не соответствующим установленным требованиям (за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства)
  • На граждан — от 1 000 до 3 000 руб.
  • На должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.
11.32
  • Нарушение порядка проведения медицинского освидетельствования водителей (кандидатов в водители) транспортных средств.
  • Нарушение порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров.
  • На граждан — от 1 000 до 1 500 руб.
  • На должностных лиц — от 2 000 до 3 000 руб.
  • На ИП — от 30 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.
13.11

ч. 1

Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ
  • На граждан — от 1 000 до 3 000 руб.
  • На должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.
  • На юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.
На граждан — предупреждение
13.11

ч. 2

  • Обработка персональных данных без согласия работника, данного в письменной форме.
  • Обработка персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие, данное работником в письменной форме
  • На граждан — от 3 000 до 5 000 руб.
  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На юрлиц — от 15 000 до 75 000 руб.
13.11

ч. 3

Невыполнение оператором обязанности по опубликованию (отсутствию неограниченного доступа) к документу с политикой по обработке персональных данных или сведениям по их защите
  • На граждан — от 700 до 1 500 руб.
  • На должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.
  • На ИП — от 5 000 до 10 000 руб.
  • На юрлиц — от 15 000 до 30 000 руб.
На граждан — предупреждение
13.11

ч. 4

Невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных
  • На граждан — от 1 000 до 2 000 руб.
  • На должностных лиц — от 4 000 до 6 000 руб.
  • На ИП — от 10 000 до 15 000 руб.
  • На юрлиц — от 20 000 до 40 000 руб.
На граждан — предупреждение
13.11

ч. 5

Невыполнение оператором в установленные сроки требования субъекта персональных данных:

  • об уточнении персональных данных;
  • их блокировании или уничтожении.

При этом персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки

  • На граждан — от 1 000 до 2 000 руб.
  • На должностных лиц — от 4 000 до 10 000 руб.
  • На ИП — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На юрлиц — от 25 000 до 45 000 руб.
На граждан — предупреждение
13.11

ч. 6

Невыполнение оператором при обработке персональных данных (без использования средств автоматизации) обязанности по сохранению персональных данных при хранении их на материальных носителях, исключающих несанкционированный к ним доступ. При этом произошло уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо были совершены иные неправомерные действия в отношении персональных данных
  • На граждан — от 700 до 2 000 руб.
  • На должностных лиц — от 4 000 до 10 000 руб.
  • На ИП — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На юрлиц — от 25 000 до 50 000 руб.
13.11

ч. 7

  • Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом обязанности по обезличиванию персональных данных.
  • Несоблюдение требований или методов по обезличиванию персональных данных
На должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб. На должностных лиц — предупреждение
14.54

ч. 1

Нарушение организацией, проводившей спецоценку условий труда, порядка ее проведения
  • На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.
  • На юрлиц — от 70 000 до 100 000 руб.
14.54

ч. 2

Повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54. Ранее лицо уже было привлечено к ответственности за данное правонарушение
  • На должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 100 000 до 200 000 руб.
  • На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.
  • На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
15.34 Сокрытие несчастного случая на производстве
  • На граждан — от 300 до 500 руб.
  • На должностных лиц — от 500 до 1 000 руб.
  • На юрлиц — от 5 000 до 10 000 руб.
18.9

ч. 4

Неисполнение работодателем обязанности по постановке иностранного сотрудника на миграционный учет, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния
  • На граждан — от 2 000 до 4 000 руб.
  • На должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 400 000 до 500 000 руб.
18.9

ч. 5

Непринятие работодателем мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного сотрудника (лица без гражданства) в период его пребывания в РФ
  • На должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 400 000 до 500 000 руб.
18.9

ч. 6

Предоставление работодателем заведомо ложных сведений о цели пребывания в РФ иностранного сотрудника (лица без гражданства) при оформлении документов для въезда в РФ
  • На должностных лиц — от 45 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 400 000 до 500 000 руб.
18.15

ч. 1

  • Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) без разрешения на работу либо патента.
  • Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте.
  • Привлечение иностранного гражданина (лица без гражданства) к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание
  • На граждан — от 2 000 до 5 000 руб.
  • На должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 250 000 до 800 000 руб.
На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
18.15

ч. 2

Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) без разрешения на привлечение и использование иностранных работников (если это необходимо)
  • На граждан — от 2 000 до 5 000 руб.
  • На должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 250 000 до 800 000 руб.
На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
18.15

ч. 3

Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом
  • На граждан — от 2 000 до 5 000 руб.
  • На должностных лиц — от 35 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 400 000 до 800 000 руб.
На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
18.15

ч. 4

Совершение нарушений, предусмотренных ч. 1-3 ст. 18.15 в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской области
  • На граждан — от 5 000 до 7 000 руб.
  • На должностных лиц — от 35 000 до 70 000 руб.
  • На юрлиц — от 400 000 до 1 000 000 руб.
На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
18.15

ч. 5

Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления Главного управления по вопросам миграции МВД России об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам
  • На должностных лиц — от 35 000 до 70 000 руб.
  • На юрлиц — от 400 000 до 1 000 000 руб.
18.16

ч. 1

Нарушение правил привлечения иностранных граждан (лиц без гражданства) к трудовой деятельности на торговых объектах
  • На должностных лиц — от 45 000 до 50 000 руб.
  • На ИП — от 350 000 до 800 000 руб.
  • На юрлиц — от 450 000 до 800 000 руб.
На юрлиц и ИП — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
18.16

ч. 2

Предоставление организацией или ИП, управляющих торговым объектом, торгового места организации, использующей труд иностранных сотрудников без разрешения на работу или патента
  • На должностных лиц — от 45 000 до 50 000 руб.
  • На ИП — от 350 000 до 800 000 руб.
  • На юрлиц — от 450 000 до 800 000 руб.
На юрлиц и ИП — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
18.16

ч. 3

Совершение нарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 18.16 ч. 2 в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской области
  • На должностных лиц — от 45 000 до 70 000 руб.
  • На юрлиц — от 450 000 до 1 000 000 руб.
На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
18.17

ч. 1

Несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) в отношении иностранных граждан (лиц без гражданства) ограничений на осуществление отдельных видов деятельности
  • На граждан — от 2 000 до 4 000 руб.
  • На должностных лиц — от 45 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 800 000 до 1 000 000 руб.
На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
19.5

ч. 23

Невыполнение (ненадлежащее выполнение) в установленный срок предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  • На должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб.
  • На ИП — от 30 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 100 000 до 200 000 руб.
На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
19.29 Привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
  • На граждан — от 2 000 до 4 000 руб.
  • На должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Аторвастатин инструкция по применению до еды или после
  • Пистолет из лего своими руками инструкция
  • Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора battery charger инструкция по применению
  • Депантенол мазь инструкция по применению взрослым цена отзывы
  • Руководство аэропорта шереметьево кто они