Штраф за отсутствие инструкции по обращению с отходами

(в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 8.2. КоАП РФ

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, —

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Загрязнение и (или) засорение окружающей среды, выразившееся в выгрузке или сбросе с автомототранспортных средств и прицепов к ним отходов производства и потребления вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.3 настоящей статьи, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

3.2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

3.3. Действия, предусмотренные частью 3.1 настоящей статьи, совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста двадцати тысяч рублей.

(часть 3.3 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

3.4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3.3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, являющихся орудиями совершения административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, являющихся орудиями совершения административного правонарушения, или без таковой.

(часть 3.4 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 287-ФЗ)

4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от шести тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от шестисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

8. Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

9. Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I — V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I — IV классов опасности —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

10. Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

11. Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

12. Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

СПб, Бухарестская ул, дом № 24

Работаем по всей России

  • Отходы

    • Договор с региональным оператором
    • Проект ПНООЛР
    • Инвентаризация отходов
    • Паспорт отхода 1-4 класса
    • Разработка технических условий (ТУ)
    • Инструкция по обращению с отходами
  • Воздух

    • Мероприятия при НМУ
    • Инвентаризация источников выбросов
    • Паспорт ГОУ
    • Проект ПДВ
  • Вода

    • Программа наблюдения за водным объектом
    • Решение о предоставлении водного объекта в пользование
    • Проект НДС
    • Проект ЗСО
    • Баланс водопотребления и водоотведения
    • Санитарно-эпидемиологическое заключение на водный объект
    • Декларация о составе и свойствах сточных вод
  • СЗЗ

    • Проект санитарно-защитной зоны
    • Санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение объекта в приаэродромной территории
  • Лицензирование

    • Лицензия на воду
    • Лицензия на обращение с отходами
    • Подбор земельного участка для лицензии на отходы
    • Проект геологического изучения недр
    • Полевые испытания и оценка запасов недр
    • Государственная экологическая экспертиза
  • Экосопровождение

    • Экологическое сопровождение (аутсорсинг)
    • Экологический аудит
    • Экологический сбор
    • Постановка на учет объектов НВОС
    • Комплексное экологическое разрешение (КЭР)
    • Производственный экологический контроль (ПЭК)
    • Обучение по экологии и охране труда
    • Отчетность 2-ТП (отходы, воздух, водхоз)
    • Расчет платы за НВОС
    • Ведение журнала отходов
    • Декларация о воздействии на окружающую среду (ВОС)
    • Отчет в региональный кадастр отходов
  • Охрана труда

    • Сопровождение по охране труда
    • Специальная оценка условий труда
  • Главная
  • 5 поводов
  • Таблица-подсказка по видам экологической документации и экологические штрафы

Таблица-подсказка по видам экологической документации и экологические штрафы

В. Старков, инженер-эколог ФГУ «РГИА» (г. Санкт-Петербург)

Представляем вашему вниманию таблицу-подсказку по всем видам экологической документации

Пользуйтесь таблицей, чтобы уточнить периодичность сдачи документации, органы согласования, нормативно-правовые акты и штрафы за отсутствие документов.

Полное и сокращенное название документа Периодичность сдачи документа в проверяющий орган (организация)
Название нормативного акта, обязывающее предприятие готовить документ Возможные штрафы за отсутствие документа по КоАП
Паспорт отхода, (ПО) Бессрочно в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Далее -Росприроднадзор) ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», ФЗ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» 8.2 и 8.5 КоАП РФ — штраф от 100 до 250 тыс.руб.
Отчётность субъектов малого и среднего бизнеса об обращении с отходами, (Отчетность СМ СБ) Один раз в год в Росприроднадзор ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», ФЗ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» 8.2 и 8.5 КоАП РФ — штраф от 100 до 250 тыс.руб.
Cправки о вывозе мусора Каждый раз после вывоза отходов предъявить  полигону и компании, которая вывозит отходы ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», ФЗ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» 8.2 и 8.5 КоАП РФ — штраф от 100 до 250 тыс.руб.
Ежегодное продление лимитов на размещение отходов (при наличии лимитов на отходы) Один раз в год в Росприроднадзор ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», ФЗ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» 8.2 и 8.5 КоАП РФ — штраф от 100 до 250 тыс. руб.
Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности предприятия,(Аутсорсинг экологической службы предприятия) Законодательство не обязывает, но аутсорсинг пригодится в том случае, если в компании небольшой штат сотрудников, и нет должности эколога
Лицензия на недропользование в части добычи воды Один раз в 25 лет (или иной срок, указанный при выдаче лицензии); Органы согласования: Департамент по недропользованию субъекта РФ, Роснедра, Роспотребнадзор, территориальный геологический фонд и Росгеофонд. Новая лицензия нужна в случае изменения технологического процесса или законодательства РФ ФЗ №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах», Водный кодекс от 03.06.2006 N 74-ФЗ, СанПин 2.1.4.1110 п.2.2.1.1 Статья 8.13. КоАП РФ — штраф от 200 до 300 тыс. руб.
Проект зон санитарной охраны подземного источника водозабора, (Проект ЗСО) Один раз в Роспотребнадзор. Новый проект нужен в случае изменения технологического процесса или законодательства Водный кодекс N 74-ФЗ, СанПин 2.1.4.1110 п.2.2.1.1 Статья 8.13. КоАП РФ- штраф от 200 до 300 тыс. руб.
Проект зон санитарной охраны поверхностного источника водозабора, (Проект ЗСО) Один раз в Роспотребнадзор. Новый проект нужен в случае изменения технологического процесса или законодательства РФ Водный кодекс N 74-ФЗ, СанПин 2.1.4.1110 п.2.2.1.1 Статья 8.13. КоАП РФ — штраф от 200 до 300 тыс. руб.
Перевод отходов в сырье Разработка ТУ (Технических условий) на сырье делается один раз в аккредитованной экспертной организации и
Роспотребнадзор
Расчет платы за негативное воздействие за размещение отходов, выбросы и сбросы Один раз в квартал в Росприроднадзор ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», ФЗ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» КоАП РФ, Статья 8.41. — от 50 до 100 тыс. руб.
Проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, (Проект ПДВ) Раз в пять лет в Роспотребнадзор и Комитет по природопользованию. Также необходимо проводить контроль выбросов, график которого указан в проекте ПДВ. ФЗ №96 «Об охране атмосферного воздуха», ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» Статья 8.21. КоАП РФ — штраф от 180 до 250 тыс. руб.
2-ТП отходы Один раз в год до 1 февраля в Росприроднадзор Приказ №17 от 28.01.2011 г. «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» Статья 13.19 КоАП РФ — штраф от 3 до 5 тыс. руб.
2-ТП воздух Один раз в год до 22 января в Росстат Ст. 69 ФЗ от 10.01.2002 ФЗ № 7 “Об охране окружающей среды”Приказ № 441 от 09.08.2012 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой» Статья 8.2 и 8.21 КоАП РФ — штраф от 100 до 250 тыс. руб.
2-ТП воздух (срочное) Один раз в год до 7 июля в Росстат Приказ Росстата от 29.08.2014 N 540 (с изм. от 28.07.2015) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой» Статья 8.2 и 8.21 КоАП РФ — штраф от 100 до 250 тыс. руб.
2-ТП водхоз Один раз в год до 22 января в Невско-Ладожское бассейновое водное управление Приказ Росстата от 19.10.2009 N 230 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росводресурсами федерального статистического наблюдения об использовании воды» Статья 8.14. КоАП РФ — штраф от 80 до 100 тыс. руб.
Проект расчётной (окончательной) санитарно-защитной зоны, (Проект СЗЗ) Бессрочно, до изменения технологического процесса в Росприроднадзор Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ.СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов (новая редакция);

СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещения, жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»;

Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7 — ФЗ.
Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ.

ст. 6.3, 8.1, КоАП РФ — штраф от 20 до 100 тыс. руб.
Мониторинг точек на границе санитарно-защитной зоны по шуму и замерам загрязняющих веществ, (Мониторинг СЗЗ) Проводится контроль выбросов на границе СЗЗ в Росприроднадзор (график мониторинга указан в проекте СЗЗ) Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ.СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7 — ФЗ.
Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ.
ст. 6.3, 8.1, КоАП РФ — штраф от 20 до 100 тыс. руб.
Проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в открытые водные источники, (Проект НДС) Раз в пять лет для тех, у кого сбросы в сточные воды. Органы согласования: Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Невско-Ладожское бассейновое управление, Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству ФЗ №7 «Об охране окружающей среды»ФЗ №416 «О водоснабжении и водоотведении»

Постановление Правительства РФ №393 «Об утверждении Правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение…»

Приказ МПР №333 от 17.12.2007 Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»

«Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ

Ст. 8.14 КоАП РФ — штраф от 80 до 100 тыс. руб. Плюс плата в 25-кратном размере.
Проект нормативов допустимых сбросов в центральные сети Водоканала, (НДС в Водоканал) Необходим в случае, если сбросы в канализацию превышает 200 м. куб. Водоканал; сдавать в Росприроднадзор
ФЗ №7 «Об охране окружающей среды»ФЗ №416 «О водоснабжении и водоотведении»»Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ ст. 8.14 КоАП РФ — штраф от 10 до 20 тыс. руб.
Декларация по составу и качеству сточных вод Один раз до изменения технологического процесса в ГУП «Водоканал» ФЗ №416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении»Постановление Правительства от 29.07.2013 г. N 644 «Правила холодного водоснабжения и водоотведения» ст. 8.14 КоАП РФ — штраф от 10 до 20 тыс. руб.
Производственно-экологический контроль, (ПЭК) Бессрочно, до изменения производственного процесса. Сдается до 25 марта Росприроднадзор или Комитет по природопользованию ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», ФЗ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Статья 8.1, 8.2 КоАП РФ — штраф от 100 до 250 тыс. руб.
Паспорт газоочистного оборудования, (Паспорт ГОУ) Один раз, зарегистрировать в Росприроднадзоре №96-ФЗ от 04.05.99г. «Об охране атмосферного воздуха» Статья 8.21. КоАП РФ — штраф от 180 до 250 тыс. руб.
Журнал учета отходов Ежеквартально. Хранится на предприятии Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду…»
Приказ Минприроды РФ от 1.09.2011 г. № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами»
Статья 8.1, 8.2 КоАП РФ — штраф от 100 до 250 тыс. руб.
Лицензия по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности  

Один раз. Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года.После 1 января 2016 года осуществление деятельности по обращению с отходами без лицензии не допускается.

Материалы обоснования деятельности по обращению с отходами согласовываются с Территориальным отделом Роспотребнадзора по району нахождения промышленной площадки, Территориальным управлением Роспотребнадзора субъекту РФ,  Департаментом Росприроднадзора по субъекту РФ.

ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды», ФЗ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Ст. 8.2 КоАП РФ — штраф от 100 до 250 тыс. руб. Потери от простоя производства организации
Получение свидетельства о прохождении обучения по экологии Один раз в пять лет. Свидетельства находятся на предприятии для проверки
ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления»
Ст. 8.2 КоАП РФ — штраф от 100 до 250 тыс. руб.

Сентябрь 2015

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услуги можно обратившись по почте office@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.

Экологическое сопровождение

Вам также может быть полезно

  • Кто обязан разрабатывать проект СЗЗ предприятия?
  • Нормативы допустимых выбросов для 1 2 3 категории НВОС
  • 5 способов расчета нормативов образования отходов для организаций
  • Как происходит разработка проекта ПДВ инженером-экологом
  • Новая лицензия на обращение с отходами: получать или нет?

Получайте ежемесячно свежие новости в области экологического законодательства!

С 1 марта 2022 г. законодатели изменили условия работы предприятий-отходообразователей и операторов по обращению с отходами I и II классов опасности. Однако не все представляют, какие новые требования вступили в законную силу и кто их обязан соблюдать. Рассмотрим некоторые нюансы обращения с отходами I и II классов опасности, опираясь на разъяснения ФГУП «ФЭО»[1].

Напомним, с 1 марта 2022 г. применяется п. 1 ст. 14.4 Закона № 89-ФЗ[2], в соответствии с которым индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности и не осуществляющие самостоятельное обращение с отходами, обязаны передавать данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.

Распоряжением Правительства РФ от 14.11.2019 № 2684-р ФГУП «ФЭО» определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории РФ.

В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности создана федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее — ФГИС ОПВК), которая содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, и иную предусмотренную законодательством РФ информацию[3].

Каждому отходообразователю необходимо пройти регистрацию во ФГИС ОПВК, для этого нужно иметь учетную запись в единой системе идентификации и аутентификации (далее — ЕСИА) и подать заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности в электронном формате посредством ФГИС ОПВК.

После регистрации во ФГИС ОПВК будет создан Личный кабинет. Формирование заявок на исполнение договоров на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности будет осуществляться с использованием функционала ФГИС ОПВК.

Рассмотрим часто задаваемые вопросы, касающиеся новой системы обращения с отходами I и II классов опасности.

Есть ли необходимость передавать отходы ФГУП «ФЭО», если они образуются в малых количествах? Если не передать отходы ФГУП «ФЭО», законодательство будет нарушено?

Хозяйствующие субъекты, у которых образуются отходы I и II классов опасности, не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором, за исключением случаев самостоятельного обращения с отходами I и II классов опасности, при наличии в собственности объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности[4].

С 1 марта 2022 г. отходообразователи должны заключать договоры на обращение с отходами I и II классов опасности исключительно с ФГУП «ФЭО» независимо от вида и массы образующихся отходов.

На данный момент административная ответственность за непредставление данных во ФГИС ОПВК не предусмотрена. Однако за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа[5]:

• на граждан в размере от 1 до 2 тыс. руб.;

• на должностных лиц — от 10 до 30 тыс. руб.;

• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• на юридических лиц — от 100 до 250 тыс. руб.

В какой срок будут приняты отходы у отходообразователя?

Срок вывоза отходов ФГУП «ФЭО» не может превышать 2 месяцев с момента направления заявки во ФГИС ОПВК, если более поздний срок не указан в самой заявке. Вывоз отходов, образование которых обусловлено регулярным технологическим процессом и требует удаления с промышленной площадки в более короткие сроки, будет согласован с соответствующими отходообразователями отдельно и с возможностью сохранения прежней схемы передачи отходов.

С момента подачи заявки до вывоза пройдет до 2 месяцев. Если транспортная партия увеличится, то нужна будет новая заявка?

Данные в заявке не меняют. Нужна будет новая заявка.

Как будет заключаться договор с отходообразователем, закупки которого регулируются Законом № 223-ФЗ[6]?

Договор будет заключаться с учетом требований Закона № 223-ФЗ и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 30.12.2021).

На основании какого закона ФГУП «ФЭО» будет проводить конкурс для привлечения оператора?

На основании Закона № 223-ФЗ.

Как транспортировщик узнает, что выиграл конкурс?

После сбора ценовых предложений в Личный кабинет ФГИС ОПВК придет протокол подведения итогов, где будет назначен победитель на определенный вид работ.

Предприятие ведет обращение с отходами I и II классов опасности самостоятельно и имеет лицензию на виды деятельности с этими отходами. Нужно ли предоставлять данные в систему?

У таких предприятий исчезает обязанность только заключать договор с ФГУП «ФЭО», но при этом обязанность по представлению данных в систему сохраняется.

Поставщиками информации во ФГИС ОПВК являются[7]:

• индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами — в части информации, предусмотренной подпунктами «а»–«г», «з», «л», «м» п. 8 Положения № 1346;

• оператор системы, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности — в части информации, предусмотренной подпунктами «д»–«м» п. 8 Положения № 1346.

На предприятии образуются отходы I и II классов опасности, срок вывоза таких отходов составляет 5–7 дней. Ежегодно образуется более 1000 тонн отходов. Будет ли работа по вывозу отходов с территории предприятия выполняться без задержек?

ФГУП «ФЭО» выбирает транспортировщиков отходов, в рамках заключения договора с контрагентами проводит их технический аудит и дает оценку их способностей по вывозу отходов. В случае сомнений по мощностям договор с контрагентом будет расторгнут, а контрагент будет внесен в реестр недобросовестных поставщиков и исчезнет с рынка, где осуществляется обращение с отходами I и II классов опасности на ближайшие 2 года.

Будут ли транспортировщики иметь право накапливать у себя принятые отходы в соответствии с лицензией сроком не более 11 месяцев?

Да, с целью накопления транспортных партий.

Возможно ли сохранение клиентской базы у предприятий, которые имеют лицензию на сбор, транспортирование, обезвреживание, утилизацию отходов I и II классов опасности?

Нет. Клиентской базой будет являться ФГУП «ФЭО», которое займется направлением заявки.

Юридическое лицо имеет несколько филиалов, а у филиалов есть несколько объектов НВОС[8]. Договор заключается в целом по юридическому лицу или по каждому филиалу в отдельности?

Заключение договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности возможно как с головным предприятием, так и с филиалами, в зависимости от установленного на предприятии порядка обращения с отходами и полномочиями филиалов. Регистрация отходообразователя во ФГИС ОПВК доступна только в отношении одного юридического лица.

Филиалы в лице ответственных должностных лиц, прошедших идентификацию и аутентификацию в ЕСИА, рекомендуется регистрировать в Личном кабинете ФГИС ОПВК отдельно с привязкой к месту накопления отходов (в соответствии с адресом фактического осуществления деятельности, указанного в паспорте на отход). В дальнейшем ответственное должностное лицо от филиала направляет заявку на вывоз отходов I и II классов опасности и заключение договора на оказание услуг по обращению с данными отходами.

Отходы I и II классов опасности образуются от населения в жилых помещениях. Кто должен заключать договор с ФГУП «ФЭО»? Также в муниципалитете имеются экобоксы для приема ртутьсодержащих отходов от физических лиц. Кто должен заключать договор в таком случае? Как работать с населением?

Отходы I и II классов опасности не должны смешиваться с ТКО[9]. Для них должен быть организован раздельный сбор.

Организация накопления отходов I–IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов[10].

Соответственно, управляющей компании (далее — УК) необходимо организовать место накопления отходов I и II классов опасности. После заполнения отходами места накопления УК должна подать заявку на вывоз отходов через ФГИС ОПВК и осуществить передачу отходов ФГУП «ФЭО». Если нет УК, то привлекается муниципальное образование как юридическое лицо.

У компании, осуществляющей транспортирование отходов, должны быть ГЛОНАСС[11], а у водителей — ДОПОГ[12]?

Отход I и II классов опасности может подпадать под понятие «опасный груз». Соответственно, водитель должен иметь разрешение на транспортирование опасных грузов, так же должен быть ГЛОНАСС-мониторинг. Кроме того, необходимо соблюдать требования к дорожной перевозке опасных грузов.

Нужно ли указывать нормативы образования отходов в системе?

Да, необходимо указать, если они имеются.

В целях организации деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности разрабатывается федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности (ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ). Она создается с учетом сведений и информации, содержащихся во ФГИС ОПВК, и включает следующее:

• информацию о видах отходов, об источниках их образования, о нормативах их образования и лимитах на их размещение;

• сведения о фактическом количестве образующихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходах I и II классов опасности.

С 1 марта 2022 г. арендаторы сами должны заполнять данные в Личном кабинете и передавать отходы?

Тот, кто является отходообразователем по договору аренды, тот и должен заключать договор с ФГУП «ФЭО».

Сообщит ли ФГУП «ФЭО» при заключении договора о конечном утилизаторе или переработчике отходов?

Да, отходообразователь получит информацию о виде работ, которые были произведены с его отходом.

Кто будет проверять информацию, представляемую во ФГИС ОПВК?

Контроль своевременности и достоверности информации, представляемой поставщиками, осуществляет оператор системы (п. 20 Положения № 1346). Эта функция закреплена за ФГУП «ФЭО».

Нужно ли прикладывать паспорт отходов во ФГИС ОПВК?

Организация транспортирования отходов осуществляется при наличии паспорта отходов при транспортировании отходов I–IV класса опасности (п. 2 ст. 16 Закона № 89-ФЗ).

Соответственно, паспорт отхода необходимо отсканировать, приложить эту копию в Личном кабинете и указать место накопления отходов. Скан паспорта будет прикрепляться к заявке, которую передадут водителю вместе с комплектом необходимых для транспортирования отходов документов.

Нужно ли покупать специальную тару для транспортирования при упаковке отхода?

Грузоотправитель (отходообразователь) осуществляет упаковку. Лампы ртутные, например, могут транспортироваться в заводской упаковке (в гофрокартоне), а если будут битые, то передавать их необходимо в герметичной упаковке.

При передаче отходов для перевозки следует учитывать, что на отходы, имеющие опасные свойства, распространяются применимые к конкретному способу перевозки требования к транспортированию опасных грузов, указанные в таблице.

Таблица. Требования к транспортированию опасных грузов

Вид транспорта

Регулирующий документ

Воздушный транспорт

Конвенция о международной гражданской авиации, инструкции Международной организации гражданской авиации

Автомобильный транспорт

ДОПОГ

Морской транспорт

Правила морской перевозки опасных грузов

Железнодорожный транспорт

Правила перевозки опасных грузов по железным дорогам

Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренных стандартами или техническими условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319-2020 «Грузы опасные. Упаковка», который предусматривает разные группы упаковки (первую, вторую и третью) для перевозки грузов, представляющих какую-либо опасность.

Кто и как будет возвращать тару? Вернется ли она к отходообразователю?

По взаимному согласию и в соответствии с законодательством РФ стороны могут вносить в договор необходимые изменения, которые оформляются дополнительным соглашением и подписываются уполномоченными на то представителями сторон, если иное не установлено договором. Дополнительные соглашения являются неотъемлемой частью договора (см. п. 33 типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, утвержденного Постановлением № 1363[13]).

Таким образом, возврат тары может быть урегулирован договором. Транспортный контейнер будет у транспортировщика.

Заказчик обязан подготовить отходы для транспортирования федеральным оператором в упаковке, соответствующей требованиям, регулирующим перевозку опасных грузов (см. подп. «д» п. 12 типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, утвержденного Постановлением № 1363).

Тара от опасных грузов не вернется, т.к. будет утилизирована вместе с отходом.

Кто будет взвешивать отходы: ФГУП «ФЭО» или отходообразователь?

Транспортировщики будут иметь мобильные весы. Также взвешивание может осуществляться на объекте по переработке отходов. Кроме того, можно будет применять расчетные методы определения количества отходов.

Автотранспорт обслуживается на СТО[14], отходы остаются у СТО. Что делать с отходами аккумуляторных батарей?

Если договором установлено, что отходы остаются и принадлежат СТО, то СТО будет являться отходообразователем и заключать договор с ФГУП «ФЭО» на передачу отходов.

Как будут присваиваться QR-коды для тары?

QR-коды будут генерироваться в системе ФГИС ОПВК, в Личном кабинете отходообразователя в месте поданной заявки. Рядом с упаковкой отхода находится кнопка с возможностью сформировать код, который генерируется под определенную упаковку, тару, где привязаны вид и код отходов по ФККО[15]. Так вся информация об отходе будет зашита в код. Если, например, будет 10 шт. тары с отходами, то будет и 10 QR-кодов.

Право собственности на отходы переходит к ФГУП «ФЭО»?

Типовой договор не предусматривает перехода права собственности с момента подписания сторонами акта приема-передачи отходов.

Можно ли получить полезный компонент из отхода, если право собственности остается у отходообразователя?

Да. Возврат полезных компонентов должен быть урегулирован договором в индивидуальном порядке. В тарифе ФГУП «ФЭО» возврат полезного компонента не будет предусмотрен.

[1] Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор».

[2] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 02.07.2021).

[3] См. пп. 1, 2 ст. 14.3 Закона № 89-ФЗ.

[4] Пункт 3 ст. 14.4 Закона № 89-ФЗ.

[5] См. ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных нарушениях.

[6] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в ред. от 02.07.2021).

[7] Пункт 10 Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее — Положение № 1346), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.10.2019 № 1346.

[8] Негативное воздействие на окружающую среду.

[9] Твердые коммунальные отходы.

[10] Пункт 26.2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».

[11] Глобальная навигационная спутниковая система.

[12] Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов.

[13] Постановление Правительства РФ от 24.10.2019 № 1363 «Об утверждении формы типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности».

[14] Станция технического обслуживания.

[15] Федеральный классификационный каталог отходов.

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 3, 2022.

  1. Главная
  2. Кому необходимо пройти обучение?
  3. Штрафы

Программы

 

Штрафы

В случае, если руководители и специалисты своевременно не прошли повышение квалификации в области экологической безопасности, к ним могут быть применены санкции, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:


ст. 8.1 КоАП РФ:

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, —


влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.


Следует отметить, что штраф налагается как на должностное, так и на юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ)


Ответственность за работу с отходами без дополнительной подготовки установлена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ:

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, —


влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.


Кроме того, осуществление обращения отходами сотрудниками без профессиональной подготовки является грубым нарушением требований лицензии на обращение с отходами, ответственность предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ:

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —


влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ответственность за нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления

  • Главная
  • »

  • Ответственность за нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления

15.02.2018

Действующим законодательством предъявляются определенные требования к деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которая связана с образованием отходов, а также их обращением.

Так, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассматривая дисциплинарную ответственность, можно отметить, что к работникам, которые допустили неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них трудовых обязанностей в области обращения с отходами, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Административная ответственность предусмотрена статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений (далее- КоАП РФ). Например, игнорирование требований ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Санкция данной статьи предполагает наложение штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Ряд нарушений Федерального закона № 89-ФЗ влечет привлечение к ответственности по статье 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами):

1) неотнесение отходов I – V классов опасности, образующихся в процессе деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, к конкретному классу опасности;

2) несоставление паспортов отходов I — IV классов опасности;

3) отсутствие у лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности;

4) отсутствие у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) разработанных и утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

5) непредставление субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке;

6) отсутствие надлежащего учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

7) непредставление отчетности «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» по форме № 2-ТП (отходы).

По статье 8.2 КоАП РФ должностным лицам назначается наказание в виде штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, требования к деятельности по обращению с медицинским отходами содержатся в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163, которым  утверждены СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами». Нарушение данных правовых актов может быть квалифицировано по статье 6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения), которая предусматривает наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Уголовная ответственность за нарушения законодательства в области обращения с отходами предусмотрена в случае наступления определенных последствий неисполнения обязательных требований. Так, за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей) или особо крупном размере (более 9 млн. рублей), виновное лицо подлежит уголовной ответственности ч. 1 или 2 ст. 171 УК РФ соответственно. Максимальное наказание за совершение данного преступления – лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Гражданско-правовая ответственность заключается в обязанности возмещения вреда окружающей среде, имуществу органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, здоровью и имуществу физических лиц, причиненного вследствие нарушения правил обращения с данными отходами.

Необходимо отметить, что привлечение к ответственности не освобождает виновное лицо от обязанности устранить допущенные нарушения требований в области обращения с отходами

Благовещенская межрайонная природоохранная прокуратура

За обращение с ТКО в регионах отвечают единые операторы, но УО и ТСЖ сохранили за собой ряд обязанностей, которые касаются обращения с отходами, и не только твёрдыми коммунальными. Рассказываем о том, как ужесточилось законодательство в части нарушений требований в области обращения с отходами.

Можно ли размещать шины во дворах МКД и кто отвечает за их вывоз

Можно ли размещать шины во дворах МКД и кто отвечает за их вывоз

Обязанности УО в области обращения с отходами

Согласно жилищному законодательству, управляющая домом организация отвечает за создание на оформленной придомовой территории контейнерных площадок для сбора твёрдых коммунальных отходов и за надлежащее содержание таких мест (ПП РФ № 1039). Также УО организует очистку урн у подъездов, надлежащее содержание мусоропроводов внутри МКД, уборку территорию от мусора и смёта.

Помимо перечисленных обязанностей, которые касаются только ТКО, управляющие организации обязаны организовать в многоквартирных домах места для сбора и хранения опасных отходов, например, отработанных ртутных, кварцевых и люминесцентных ламп. Также УО отвечает за их вывоз на утилизацию. Эта обязанность прописана в пп. «д(1)» п. 11 ПП РФ № 491, п. 26 ПП РФ № 290.

К опасным отходам, которые жители домов нередко размещают на придомовой территории, относятся и отработанные автомобильные шины. Регоператор по обращению с ТКО не обязан их вывозить в рамках муниципального тарифа на услугу. За вывоз их с оформленного участка МКД несёт ответственность управляющая организация.

За неисполнение своих обязанностей по обращению с отходами УО нередко привлекаются к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Вот несколько примеров, о которых мы писали:

  • Суд обязал УО организовать в МКД место для сбора ртутных ламп.
  • Прокуратура Воркуты запретила УО хранить ртутные лампы в подвале.
  • Суд в Костроме постановил демонтировать 63 вкопанных во дворе шины и отправить на утилизацию.

Кто должен вывозить отходы после субботника: мнения и опыт

Кто должен вывозить отходы после субботника: мнения и опыт

Ответственность за нарушения в области обращения с отходами

До июня 2019 года ст. 8.2 КоАП РФ была единственной, по которой привлекались к ответственности лица, нарушившие требования законодательства в области обращения с отходами, в том числе управляющие организации.

Она включала в себя составы правонарушений в области обращения со всеми опасными отходами и вещества­ми, в том числе разрушающими озоновый слой. Составы таких нарушений были сформулированы обоб­щённо, без конкретизации.

Но в июне 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ, который детализировал ст. 8.2 КоАП РФ, дополнив частями по видам деятельности в обла­сти обращения с отходами. № 141-ФЗ также ввёл в КоАП РФ новые статьи со специальными составами правонарушений при обращении с опасными веществами и отходами, значительно увеличив штрафы за них.

Размер штрафа за то или иное нарушение теперь различен для разных ситуаций, среди них:

  • первичные пра­вонарушения;
  • правонарушения, совершённые повторно в течение года;
  • действия/бездей­ствие, причинившие вре­д здоровью людей или окружающей среде, ставшие причиной эпидемии.

Предлагаем вам обзор новых частей и статьи КоАП РФ по правонарушениям в сфере обращения с отходами, которые так или иначе могут коснуться управляющих организаций.

Наказание за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований

Одна из новых статей, введённых в Кодекс об административных правонарушениях № 141-ФЗ – статья 6.35. По ней нарушителей привлекут к ответственности за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. Дела о подобных правонарушениях рассматривают органы санитарно-эпидемиологического надзора.

Ответственность по ст. 6.35 КоАП РФ могут понести управляющие организации и товарищества собственников жилья, которые ответственны за содержание контейнерных площадок, региональные операторы и специализированные организации, осуществляющие транспортировку ТКО и их размещение на полигонах.

Привлекут к ответственности по указанной статье и простых граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые накапливают производственные отходы и отходы потребления. То есть складируют отходы более чем на одиннадцать месяцев для их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

За такие действия, как выбрасывание твёрдых коммунальных отходов мимо контейнера, приёмника мусоропровода или оставление их возле мусороприёмной камеры МКД, жители домов также понесут административную ответственность по ст. 6.35 КоАП РФ.

Новая статья 6.35 КоАП РФ состоит из 12 частей, каждая из которых предусматривает ответственность за разные степени тяжести правонарушения. Административные наказания самые разные: от штрафа до приостановления деятельности до 90 суток.

Минимальная сумма административного штрафа для юридических лиц по данной статье – 250 000 рублей, максимальная – 1 миллион рублей.

Кто отвечает за вывоз крупногабаритного и строительного мусора

Кто отвечает за вывоз крупногабаритного и строительного мусора

Штрафы за неправильное обращение с ТКО и повторные нарушения

В статье 8.2 КоАП РФ появилось двенадцать частей, некоторые из них напрямую касаются управляющих организаций. Обновлённая статья предусматривает увеличение размеров штрафов за повторное совершение нарушений и причинение вреда здоровью лю­дей или окружающей среде.

За несоблюдение требований в области охраны окружающей сре­ды при сборе, накоплении, транспор­тировании, обработке, утилизации или обезвреживании (но не разме­щении) отходов управляющую организацию могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Все перечисленные выше действия не касаются отходов животноводства.

Все противоправные действия лиц, в результате деятельности которых образуются отходы, будут квалифицироваться по статье 8.2 КоАП РФ, в том числе:

  • уклонение от заключения с регоператором договора на оказание услуг по обращению  ТКО;
  • выброс вместе с ТКО ртутьсодержащего оборудования, элементов питания, электронного оборудования и других опасных отходов.

Вот какие административные штрафы грозят должностным и юридическим лицам за нарушения по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ:

  • от 10 000 до 30 000 рублей – на должностных лиц;
  • от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток – на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 срок – на юридических лиц.

В части 2 указанной статьи описана административная ответственность, которая наступит за повторное совершение правонарушения в течение года. Для юридических лиц это штраф от 250 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Часть 4 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает отдельное наказание за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления. Административный штраф для юридических лиц составляет от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Часть 9 статьи 8.2 КоАП РФ применяется по отношению к отходам, которые образуются в результате деятельности управляющей организации как юридического лица.

Ответственность по этой части наступает за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I–V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов:

  • от 20 000 до 40 000 рублей – на должностных лиц;
  • от 40 000 до 60 000 рублей – на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • от 250 000 до 350 000 – на юридических лиц.

На заметку

Ответственность для управляющих организаций за несоблюдение законодательства по обращению с отходами немаленькая. Чтобы не получить административный штраф и не заработать приостановление деятельности организации, советуем придерживаться следующих правил:

  1. Организуйте сбор и передачу на утилизацию опасных отходов.

Механизм утилизации ртутьсодержащих ламп прописан в СанПиН 2.1.7.1322-03 и в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Экологи рекомендуют управляющим организациям, собирающим опасные отходы у населения, помещать ртутные лампы в коробки. Лучше всего, если это будут те же самые коробки, в которых лампы продавались.

Храните коробки в отдельном помещении и по мере накопления вывозите их в пункты приёма опасных отходов города для последующей нейтрализации и переработки.

  1. Изготовьте паспорт опасных отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности УО.

В результате хозяйственной деятельности управляющей организации образуются различные отходы, в том числе и офисные. По факту образования таких отходов и отнесения их к категории отходов I–IV класса опасности, паспорт отходов изготавливает управляющая организация.

  1. Следите за состоянием придомовой территории.

Своевременно убирайте придомовую территорию, проводите беседы с жителями домов, пресекайте образование несанкционированных свалок. Делайте двор комфортным.

Кодекс об административных правонарушениях>Раздел II КоАП РФ. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ>Глава 8 КоАП РФ. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ>Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

1. Статья включает формальный общий состав с альтернативными признаками объективной стороны и предмета правонарушения, выполняя, как и ст. 8.1, роль резервной нормы.

Цель статьи — обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду. Сфера ее действия охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, горнодобывающих и иных предприятий (объектов).

2. Нормы, регламентирующие обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, содержатся в Федеральных законах от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» и многих других, а также в нормативных правовых актах Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актах.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп.) содержит перечни общих запретов, ограничений и обязанностей в сфере обращения с отходами и опасными веществами, например запреты на сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, ввоз опасных и радиоактивных отходов на территорию РФ в целях их захоронения и обезвреживания и т.д. Санитарно-эпидемиологические требования содержатся в государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах, гигиенических и иных нормативах и включают различные по своему характеру ограничения, запреты, обязывания (Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп.)).

3. Объект правонарушения — общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет — отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества — бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.

Отходы производства и потребления — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (см. ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ). Российское экологическое законодательство использует разную терминологию и различает отходы производства и потребления, различая их по определенным видам. Статья 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» разделяет отходы на пять классов исходя из степени их опасности и степени негативного воздействия на окружающую среду. Вопросы отнесения отходов к определенному классу решаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Под опасными веществами понимаются все биологические, радиоактивные, а также органические или неорганические химические вещества, соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при поглощении или при контакте с организмом либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде. По степени опасности химические вещества разделяются на 4 класса: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные (ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»), по ГОСТу 17.4.02-83 «Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения» — на высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные. Специальные классификации разработаны для пестицидов. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» вводит понятие загрязняющего вещества — это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (см. также приложения к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» N 1 «Опасные производственные объекты» и N 2 «Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности»).

Приказом Минприроды РФ от 16 февраля 2010 г. N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Этот Порядок предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

4. Объективная сторона данного правонарушения — действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).

5. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.

6. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица.

7. Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности.

8. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13), органов, осуществляющих экологический контроль (ст. 23.29), а также органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (в части нарушений экологических требований на воздушном, морском, внутреннем водном, автомобильном транспорте, на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования) (ст. 23.36). В том случае, если возникает необходимость в применении к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу наказания в виде административного приостановления деятельности, дело передается на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Olympus vn 960pc инструкция на русском
  • 01m руководство по ремонту
  • Анвимакс от гриппа инструкция по применению цена
  • Перевод пластиковых окон в зимний режим самостоятельно инструкция для чайников
  • Перевод пластиковых окон в зимний режим самостоятельно инструкция для чайников