Шушарджан руководство по музыкальной терапии

Шушарджан, Сергей Ваганович — Руководство по музыкотерапии

Карточка

Шушарджан, Сергей Ваганович.

Шушарджан, Сергей Ваганович.

Руководство по музыкотерапии / С. В. Шушарждан. — Москва : Медицина, 2005 (ППП Тип. Наука). — 478 с. : ил., табл.; 22 см.; ISBN 5-225-04262-7 (в пер.)

В первой части руководства рассматриваются дисциплины, на базе которых возникла музыкальная терапия как наука. Во второй части обсуждается широкий спектр теоретических вопросов. Третья часть посвящена основам новейших технологий музыкальной терапии.

Здравоохранение. Медицинские науки — Общая терапия — Психотерапия — Музыкотерапия — Пособие для специалистов

Шифр хранения:

FB 1 05-19/273

FB 1 05-19/274

Описание

Автор
Заглавие Руководство по музыкотерапии
Коллекции ЭБ Научная и учебная литература
Дата поступления в ЭК 16.05.2005
Дата поступления в ЭБ 23.09.2016
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Сведения об ответственности С. В. Шушарждан
Выходные данные Москва : Медицина, 2005 (ППП Тип. Наука)
Физическое описание 478 с. : ил., табл.; 22 см
ISBN ISBN 5-225-04262-7 (в пер.)
Примечание В первой части руководства рассматриваются дисциплины, на базе которых возникла музыкальная терапия как наука. Во второй части обсуждается широкий спектр теоретических вопросов. Третья часть посвящена основам новейших технологий музыкальной терапии.
Тема Здравоохранение. Медицинские науки — Общая терапия — Психотерапия — Музыкотерапия — Пособие для специалистов
BBK-код Р357.4,07
Язык Русский
Места хранения FB 1 05-19/273
FB 1 05-19/274
Электронный адрес Электронный ресурс

Руководство по музыкотерапии

Руководство по музыкотерапии

Автор:

Шушарджан Сергей Ваганович

Описание:

Шушарджан С. В. Руководство по музыкотерапии / С.В. Шушарджан. — Москва : Медицина Шико, 2005. — 473 с. : ил., портр., нот., факс. ; 22 см. — Библиогр.: с. 400-418 (339 назв.) и в прил.

Рубрики:

Музыкотерапия → Руководства, пособия и т.п.

Примечания:

На с. 3 авт.: С.В. Шушарджан, д.м.н., проф., действ. чл. Петр. Акад. наук и искусств и Междунар. акад. мед.-техн. наук . — Библиогр.: с. 400-418 (339 назв.) и в прил.

Дата создания:

2020-11-20 20:23:25

Пожалуйста, помогите актуализировать информацию

Загрузить фотографию актуальной обложки книги

Дополнить или обновить информацию о книге

Купить

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Недоступно

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть





Реферат по теме Руководство по музыкотерапии

Семинар по музыкотерапии (Ч.1) проф Шушарджана в Моск.консерватории История развития

29 марта 2017 года по инициативе НЦ междисциплинарных исследований при Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского …

Сергей Шушарджан

Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Руководство по музыкотерапии

Содержание

  • Объявление о покупке
  • Книги этих же авторов
  • Наличие в библиотеках
  • Рецензии и отзывы
  • Похожие книги
  • Наличие в магазинах
  • Информация от пользователей
  • Книга находится в категориях

Реставрация Руководство по музыкотерапии

Мойка листов, чистка, отбеливание, устранение заломов, восстановление разрывов, следов от влаги,
травление насекомых, реставрация обложки и корешка, устранение укусов от собак и восстановление
заломов на картоне, восстановление после падений, восстановление тиснения и рисунков,
художественная покраска всех элементов обложки от мастеров Ленинской библиотеки.
Мелкий ремонт (удаление пятен, плесени) или реставрацию обложки, уголков, корешка, листов, переплета книги

Показать контакты

Объявление о покупке (разыскивается книга)

Подпишитесь на новые объявления

Здоровье по нотам или Моцарт по рецепту

Лечебное воздействие музыки имеет многовековую историю. В самых древних свидетельствах и документах, дошедших до нас, музыка фигурирует как …

Анатолий Гений

Музыкальная терапия

Открытый мастер-класс в институте практической психологии «Иматон» «День музыкотерапии» Ведущая — Ксения Борисовна Матвиенко, клинический …

Институт Иматон

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

Анна Михайлова, музыкальный терапевт, специализация — работа с детьми, имеющими различные особенности развития. ТЫ + Я + МУЗЫКА = ?

МузТерапевт.Ру

руководство по музыкальной терапии 2005 шушарджана с в

Квасимод Руванов
МАСТЕР-КЛАСС по музыкальной терапии при аутизме 1 часть

III международная научно-практическая конференция «Аутизм. Вызовы и решения» МАСТЕР-КЛАСС по музыкальной терапии Ведущая: Lucy Elizabeth …

Многие другие-ТВ
Музыкотерапия по чакрам левого канала

Музыкотерапия по чакрам левого канала.

Marina Udina
Музыкотерапия через классику. Активация (19 мая 2020 года)

Долгожданная премьера программ «Музыкотерапия через классику: Активация» Бесплатный эфир будет доступен только с 19:00 до 19:45. Но у вас есть …

Музыкотерапия через классику

Информация от пользователей

В полном объеме документ доступен для просмотра в электронных читальных залах библиотек-участников НЭБ

Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн в Электронном Читальном Зале (ЭЧЗ) книгу «Руководство по музыкотерапии», автора Шушарджан Сергей Ваганович. Книга была издана в 2005 году.

Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.

1. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: Музыка; 1993.

2. Кружковская О.И. Музыкальная терапия. Пятиминутка. 2016; (4): 23-6.

3. Старчеус М.С. Музыкальная психология: Хрестоматия. М.; 1992.

4. Spintge R., Droh R. Muzik in der Medizin. Berlin: Springer; 1987.

5. Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию. Пер. с англ. СПб.: Питер; 2003.

6. Колягина В.Г. Музыкотерапия в специальном образовании. Учебно-методическое пособие. М.: Прометей; 2019.

7. Чайклин Ш., Венгровер Х. Искусство и наука танцевально-двигательной терапии. Жизнь как танец. М.: Когито-центр; 2017.

8. Гринева И.М. Музыкотерапия в системе реабилитации больных с неврологическими проявлениями церебро-васкулярных заболеваний. Труды Ленинградского психоневрологического института. 1981; 98: 158-61.

9. Шушарджан С.В. Руководство по музыкотерапии. М.: Медицина; 2005.

10. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.: Антидор; 1998.

11. Орлова Е.М. Вопросы музыкальной психологии в творчестве В.М. Бехтерева. Теория и практика общественного развития. 2014; (10): 77-80.

12. Матейова З., Машура С. Музыкотерапия при заикании. Киев: Вища школа; 1984.

13. Kocher C. Musiktherapie, Theorie und Methodik. Jena: Fischer; 1971: 83-8.

14. Bruckner J., Mederacke I., Ulbrich C. Musiktherapi fur kinder. Berlin: Musik; 1982.

15. Коларова З.И., ред. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Медицина; 1968.

16. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение; 1968.

17. Чемберлен Д. Разум вашего новорожденного ребенка. Пер с англ. М.: Класс; 2004.

18. Hepper P.G., Shahidullah B.S. Development of fetal hearing. Arch. Dis. Child Fetal Neonatal. Ed. 1994; 71: 81-7. https://doi.org/10.1136/fn.71.2.F81

19. Kisilevsky B.S., Hains S.M. Onset and maturation of fetal heart rate response to the mother’s voice over late gestation. Dev. Sci. 2011; 14(2): 214-23. https://doi.org/10.1111/j.1467-7687.2010.00970.x

20. Sohmer H., Perez R., Sichel J.Y., Printer R., Freeman S. The pathway enabling external sounds to reach and excite the fetal inner ear. Audiol. Neurootol. 2001; 6(3): 109-16. https://doi.org/10.1159/000046817

21. Granier-Deferre C., Bassereau S., Ribeiro A., Jacquet A.Y., Decasper A.J. A melodic contour repeatedly experienced by human near-term fetuses elicits a profound cardiac reaction one month after birth. PLoS ONE. 2011; 6(2): e17304. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0017304

22. Лазарев М.Л. Сонатал. Школа дородовой педагогики. М.: Творческая педагогика; 1993.

23. Лазарев М.Л. Мамалыш, или Рождение до рождения. М.: Кодекс; 2009.

24. Лазарев М.Л. Музыка материнского молока. М.: ПедиатрЪ; 2015.

25. Черток Т.Я., Нибш Г., ред. Состояние здоровья и диспансеризация детей раннего возраста. М.: Медицина; 1987.

26. Барашнев Ю.И. Перинатальная медицина и инвалидность с детства. Акушерство и гинекология. 1991; 67(1): 12-7.

27. Федоров А.М., Саламова С.Р. Полипрагмазия в педиатрии. Педиатрическая фармакология. 2009; 6(5): 107-9.

28. Бомбардирова Е.П., Шищенко В.М., Аль-Згул Л.Б. Обоснование лечебного воздействия музыки у новорожденных детей. ВИНИТИ. Депонированная рукопись D24564; 1995.

29. Яцык Г.В., ред. Диагностика и комплексная реабилитация перинатальной патологии новорожденных детей. М.: ПедиатрЪ; 2012.

30. Беляева И.А., Бомбардирова Е.П., Токовая Е.И., Харитонова Н.А., Лазуренко С.Б., Турти Т.В. и др. Немедикаментозная абилитация детей с перинатальными поражениями нервной системы. Вопросы современной педиатрии. 2017; 16(5): 383-91. https://doi.org/10.15690/vsp.v16i5.1802

31. Волкова П.Д. Мост через бездну. М.: Зебра-Е; 2014.

32. Fifer W.P., Byrd D.L., Kuka M., Eigsti I.M., Isler J.R., Grose-Fifer J., et al. Newborn infants learn during sleep. Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 2010; 107(22): 10320-3. https://doi.org/10.1073/pnas.1005061107

33. Сахарова Е.С., Кешишан Е.С., Алямовская Г.А. «Недоношенность» как медико-социальная проблема здравоохранения. Часть 3. Система последующего наблюдения за недоношенными детьми. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2017; 62(5): 43-8. https://doi.org/10.21508/1027-4065-2017-62-5-43-48

34. Блохин Б.М., Садовская Ю.Е., Легкий С.В. Неблагоприятные жизненные события и сенсорная дезинтеграция — способы коррекции последствий. StatusPraesens. Педиатрия и неонатология. 2019; (3): 29-34.

35. Neel M.L., Yoder P., Matusz P.J., Marray M.M., Miller A., Burkhardt S., et al. Randomized controlled trial protocol to improve multisensory neural processing, language and motor outcomes in preterm infants. BMC Pediatrics. 2019; 19(1): 81. https://doi.org/10.1186/s12887-019-1455-1

36. Dusing S.C., Tripathi T., Marcinowski E.C., Tracker L.R., Brown L.F., Hendricks-Muñoz K.D. Supporting play exploration and early developmental intervention versus usual care to enhance developmental outcomes during the transition from the neonatal intensive care unit to home: a pilot randomized controlled trial. BMC Pediatrics. 2018; 18(1): 46. https://doi.org/10.1186/s12887-018-1011-4

37. Ho L.Y. Follow-up care and outcome evaluation of high-risk preterm infant: a life course commitment. Ann. Acad. Med. Singapore. 2018; 47(2): 51-5.

38. Partanen E., Kujala T., Tervaniemi M., Huotilainen M. Prenatal music exposure induces long-term neural effects. PLoS ONE. 2013; 8(10): e78946. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0078946

39. Dehaene-Lambertz G., Montavont A., Jobert A., Allirol L., Dubois J., Hertz-Pannier L., et al. Language or music, mother or Mozart? Structural and environmental influences on infants’ language networks. Brain Lang. 2010; 114(2): 53-65. https://doi.org/10.1016/j.bandl.2009.09.003

40. Ковтун О.П., Цывьян П.Б. Значение биологических звуков матери для ранней адаптации недоношенных детей. Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. 2020; 99(1): 160-3. https://doi.org/10.24110/0031-403X-2020-99-1-160-163

41. Arimitsu T., Minagawa Y., Yagihashi T., Marico O.U., Matsuzuki A., Ikeda K., et al. The cerebral hemodynamic response to phonetic changes of speech in preterm and term infants: The impact of postmenstrual age. Neuroimage: Clin. 2018; 19: 599-606. https://doi.org/10.1016/j.nici.2018.05.005

42. Krägeloh-Mann I., Lidzba K., Pavlova M.A., Wilke M., Staudt M. Plasticity during early brain development is determined by ontogenetic potential. Neuropediatrics. 2017; 48(2): 66-71. http://doi.org/10.1055/s-0037-1599234

43. Chorna O., Filippa M., Almeide S.D., Lordier L., Monaci M.G., Huppi P., et al. Neuroprocessing mechanisms of music during fetal and neonatal development: a role in neuroplasticity and neurodevelopment. Neural Plast. 2019; 2019: 3972918. https://doi.org/ 10.1155/2019/3972918

44. Lubetzky R., Mimouni F.B., Dollberg S., Reifen R., Ashbel G., Mandel D. Effect of music by Mozart on energy expenditure in growing preterm infants. Pediatrics. 2010; 125(1): e24-8. https://doi.org/10.1542/peds.2009-0990

45. Arnon S. Music therapy intervention in the neonatal intensive care unit environment. J. Pediatr. (Rio J). 2011; 87(3): 183-5. https://doi.org10.2223/JPED.2091

46. Fava E., Hull R., Baumbauer K., Bortfeld H. Hemodynamic responses to speech and music in preverbal infants. Child Neuropsychol. 2014; 20(4): 430-48. https://doi.org/10.1080/09297049.2013.803524

47. Gomella T.L., Cunningham M., Eyal F., Tuttle D.J. Neonatology: Management, Procedures, On Call Problems, Diseases and Drugs. New York: McGraw-Hill Education Medical; 2013.

48. Рюмина И.И., Нароган М.В., Орловская И.В., Мирошник Е.В. Вскармливание недоношенного ребенка и уход в отделении патологии новорожденных и недоношенных детей (пособие для родителей). М.; 2019.

49. Vianna M.S., Barbosa A.P., Carvalhaes A.S., Cunha A. Music therapy may increase breastfeeding rates among mothers of premature newborns: a randomized controlled trial. J. Pediatr. (Rio J). 2011; 87(3): 206-12. https://doi.org/10.2223/JPED.2086

50. Krueger C. Exposure to maternal voice in preterm infants: a review. Adv. Neonatal Care. 2010; 10(1): 13-8. https://doi.org/10.1097/ANC.0b013e3181cc3c69

51. White-Fraut R.C., Nelsen M.N., Silvesri J.M., Patel M., Berbaum M., Gu G.G., et al. Developmental patterns of physiological response to a multisensory intervention in extremely premature and high-risk infants. J. Obstet. Gynecol. Neonatal Nurs. 2004; 33(2): 266-75. https://doi.org/10.1177/0884217504263289

52. Lahav A., Skoe E. An acoustic gap between the NICUand womb: A potential risk for compromised neuroplasticity of the auditory system in preterm infants. Front. Neurosci. 2014; 8: 381-6. https://doi.org/10.3389/fnins.2014.00381

53. Манин Ю.И. Динамическая функциональная асимметрия полушарий головного мозга как цивилизационный фактор. Семь искусств. 2013; 11(47). https://7iskusstv.com/2013/Nomer11/Manin1.php

54. Черниговская Т.В. Мозг и язык: врожденные модули или обучающаяся сеть? Вестник Российской академии наук. 2010; 80(5-6): 461-5.

Сергей Ваганович Шушарджан

Научный деятель

Шушарджан, Сергей Ваганович.jpg

Место работы ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России
Известен как основоположник научной музыкотерапии и клеточной акустики, инновационного направления регенеративной медицины

Шушарджан Сергей Ваганович (р. 3 марта 1954 года, Пятигорск) — советский и российский врач-исследователь, ученый, специалист в области реабилитации, музыкальной терапии и медицинской робототехники, доктор медицинских наук, профессор, основоположник российской научной музыкотерапии, и клеточной акустики, инновационного направления в области регенеративной медицины. По второй профессии — профессиональный оперный певец. Автор и редактор ряда учебников, учебных пособий, статей и руководства по воздействию музыки на организм и психику человека, изданных в России, Канаде, Германии, более 170 научных работ и 11 патентов в области антивозрастной и регенеративной медицины, иммунологии, рефлексотерапии и психологии. Главный научный сотрудник ФГБУ «Российский национальный исследовательский центр реабилитации и курортологии» Министерства здравоохранения РФ, руководитель НИЦ музыкальной терапии и восстановительных технологий. Один из основателей Международной ассоциации «Музыка и Медицина». В наше время в России наблюдается возрождение науки воздействия музыки на организм человека — музыкотерапии. Официально с 2003 года в Москве ФГУ «Российский Hаучный Центр восстановительной медицины и курортологии» Минздравсоцразвития под руководством С. В. Шушарджана начал готовить профессиональных специалистов в области музыкотерапии[1][2][3].

Биография[править]

Родился 03.03.1954 г. в городе Пятигорске, Ставропольского края.

Окончил Пятигорскую музыкальную школу по классу скрипки.

Получил два высших образования: в 1977 окончил Ставропольский государственный медицинский институт с дипломом врача лечебного дела и в 1984 году получил диплом оперного и концертного певца Ростовской Государственной консерватории им. С.Рахманинова.

В начале трудовой деятельности совмещал работу врачом-кардиологом в Кисловодской городской больнице и вокальную деятельность в народном оперном театре г. Ессентуки.

Известен как обладатель оперного голоса — баритона, в репертуаре имеет более десятка ведущих оперных партий, исполненных на сценах Ереванского театра оперы и балета им. А. Спендиарова, Гранд-опера, Ковент-Гардена, в Государственном академическом Большом театре Российской Федерации.

В 1990 г. окончательно выбрал медицину для научно-исследовательской работы, защитил первую в России докторскую диссертацию по теме «Психофизиологические и биофизические основы адаптогенно-восстановительных эффектов музыко-вокалотерапии».

Шушарджан С. В. проводил международные авторские семинары и мастер-классы в сфере терапии музыкой: в Мюнхене (Германия) в 1995, в Лондоне (Великобритания) в 1996, в Пафосе (Кипр) в 1997, в Ницце (Франция) в 1998, в Бари (Италия) в 1999, в Ганновере (Германия) в 2004, в Святом Власе (Болгария) в 2010—2018, в Шаморине (Словакия) в 2018.

Является членом нескольких российских и международных организаций: Петровской Академии Наук и Искусств, Международной Академии Медико-технических наук, Ассоциации музыкотерапии (Италия), Международного общества электропунктуры EAV (Германия), Международной Ассоциации «Музыка и Медицина» (IAMM, США), Международного Общества Натуральной Медицины (Словакия).

С 1994 г. по настоящее время живет в Москве, работает в научно-исследовательском центре музыкальной терапии и восстановительных технологий (НИЦ МТиВТ)[4], является президентом Национальной ассоциации музыкальных терапевтов РФ, президентом Европейской академии музыкальной терапии[1][2][5][6].

С 2019 года занимает должность Главного научного сотрудника ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Министерства здравоохранения РФ.

Женат, есть сын — Рубен Сергеевич Шушарджан, дипломированный врач, кандидат медицинских наук, профессор РАЕ, соавтор нескольких научных работ.

Достижения[править]

После написания авторского пособия для врачей «Методы музыкальной терапии» в 2002 г., которое утвердил Минздрав РФ, музыкальная терапия стала официальным направлением восстановительной медицины в России[5][7][8].

Автор вокалотерапии, метода лечения бронхиальной астмы и психосоматических расстройств, получившего международное признание.

Является автором книги «Руководство по музыкальной терапии»[2][5][9]

Разработал алгоритм интеграции западной и восточной медицины, искусства, естественных наук и компьютерных технологий.

Разработал нейрогуморально-резонансную теорию музыкальной терапии, раскрывающую естественно-научный механизм воздействия музыки на человека.

Разработал классификацию методов музыкальной терапии[5][7][8].

Открыл акустические алгоритмы-регуляторы, влияющие на деятельность жизненно важных органов и клеточных структур.

Открыл эффект прямого влияния акустических волн на активность культур опухолевых клеток.

Открыл способ активизации и омоложения клеточного состава крови in Vitro.

Разработал аппаратно-программный метод нейрогормональной коррекции и омоложения — мезо-форте терапию.

Разработал робота-реабилитолога с опцией музыкальной терапии.

Разработал методику комплексной объективной оценки музыкально-терапевтических воздействий[5][7][8][9].

Организовал первые в России профессиональные курсы по музыкальной терапии в 2003 г. на базе российского научного центра восстановительной медицины и курортологии ФГУ Минздравсоцразвития.[1][2][5][7][10].

В 2019 году награжден Почетной медалью ЦИМС «ИМЕДИС».

В 2020 году создал международный виртуальный учебный центр по медицинской реабилитации и музыкальной терапии.

Библиография[править]

Учебники, пособия и диссертации по музыкальной терапии и ее видам[править]

  • Шушарджан С.В. с соавт Учебник по восстановительной медицине. — М: «Восстановительная медицина», 2009. — ISBN 978-5-9900234-2-0.
  • Шушарджан С.В. Руководство по музыкотерапии. — М: Медицина, 2005. — 478 с. — ISBN 5-225-04262-7.
  • Шушарджан С.В., Разумов А.Н. Методы музыкальной терапии (пособие для врачей). — М: РНЦВМ и К МЗ РФ, 2002. — 29 с.
  • Шушарджан С.В., Еремина Н.И., Шушарджан Р.С. Обоснование рефлекторно-резонансной теории акустических воздействий и перспективы использования технологий в музыкальной терапии и восстановительной медицине // Вестник восстановительной медицины. — 2009. — № 3. — С. 34-37. — ISSN 2078-1962.
  • Шушарджан С.В., Пушкина О.В. Эффективность рецептивной музыкотерапии больных гипертонической болезнью с позиции современной и традиционной китайской медицины // Рефлексотерапия. — 2006. — № 3. — С. 60-62.
  • Шушарджан С.В. Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека. — Диссертация на соиск.уч.ст.к.м.н. // РУДН. — 1994. — С. 146.
  • Шушарджан С. В. Психофизиологические и биофизические основы адаптогенно — восстановительных эффектов  музыко-вокалотерапии. — Диссертация на соискание уч.ст.доктора мед.н.// — М., Мед.акад. им. Сеченова, 1999. — С.  289.
  • Шушарджан С. В. Здоровье по нотам // — М., Издательство АО «Перспектива», 1994. — С. 170.

Патенты на изобретения[править]

  • Шушарджан С. В. «Устройство для массажа рефлекторных зон и точек». Патент № 1718708. Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий. 1991
  • Шушарджан С. В. «Способ изменения электрохимических параметров воды». Патент № 2195655. Российское агентство по патентам и товарным знакам. 2002.
  • Шушарджан С. В. «Способ изменения активности микроорганизмов in vitro». Патент № 2195493. Российское агентство по патентам и товарным знакам. 2002.
  • Шушарджан С. В. «Способ потенцирования лечебного эффекта сочетанием музыкально-акустического и лекарственного воздействий». Патент № 22240146. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. 2004.
  • Шушарджан С. В., Сагателова К. П., Шушарджан Р. С., Пушкина О. В. «Способ коррекции состояния свертывающей системы крови человека». Патент № 2336098. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. 2008.
  • Шушарджан С. В. «Способ оздоровления и омоложения кожи». Патент № 2429026.  Зарегистрировано в Государственном реестре изобретений РФ. 2011
  • Шушарджан С. В. «Программно-акустический комплекс  «Профи-Гранд» «. Патент № 126602. Зарегистрировано в Государственном реестре изобретений РФ. 2013
  • Шушарджан С. В. «Устройство для музыкально-акустического магнитно-вакуумного воздействия на точки акупунктуры и рефлексогенные зоны «акутон» «. Патент № 129398. Зарегистрировано в Государственном реестре изобретений РФ. 2013
  • Шушарджан С. В. «Устройство для омоложения кожи и оздоровления „Бонни-Гранд“».Патент № 129820. Зарегистрировано в Государственном реестре изобретений РФ. 2013
  • Шушарджан С. В. «Способ активизации роста лейкоцитарной массы и комплексной коррекции состава крови in Vitro».Патент № 2518534 Зарегистрировано в Государственном реестре изобретений РФ. 2014
  • Шушарджан С. В. «Способ нейрогормональной коррекции и омоложения с помощью музыкально-акустических воздействий». Патент № 2518538 Зарегистрировано в Государственном реестре изобретений РФ. 2014

Публикации ВАК[править]

  • Шушарджан С. В.,Еремина Н. И.,Шушарджан Р. С. (ВАК) Традиционная концепция музыкальной терапии и резонансно-рефлекторная теория акустических воздействий. — М., Журнал «Традиционная медицина», 2008, № 2 (13),— С.32-37.
  • Шушарджан С. В. , Шушарджан Р. С., Еремина Н. И. (ВАК) Обоснование рефлекторно-резонансной теории акустических воздействий и перспективы использования технологий музыкальной терапии. — М., Вестник восстановительной медицины № 3 (31). 2009. — С. 34-37

Источники[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 Шушарджан Сергей Ваганович. Проверено 26 апреля 2019.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Шушарджан Сергей Ваганович. Проверено 26 апреля 2019.
  3. Founding Members of the IAMM (англ.). Проверено 26 апреля 2019.
  4. Серафим Берестов Звуки музыки // Аргументы и факты. Здоровье. — 2015. — № 21 (1051). — С. 13. — ISSN 9785457815063.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Оленская Т. Л., Марченко А. А., Шебеко Л. Л., Врагов А. В., Марченко Е. А. История и современные тенденции музыкотерапии // Здоровье для всех. — Учреждение образования «Полесский государственный университет», 2015. — С. 15―21. — ISSN 2078-5445.
  6. Гордеева Т. Ю. Музыкальная терапия в Казанском государственном институте культуры // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Музыкальное искусство и образование: теория, методология, практика», 01.04.2016-01.04.2016. — Казань: Казанский федеральный университет, 2016. — С. 15―21. — ISSN 2078-5445.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Т.Н. Микушина, Е.Ю. Ильина Секреты Музыки. — Омск: Издательский Дом СириуС, 2017. — С. 88-90. — 112 с. — ISBN 978-5-9908749-1-6.
  8. 8,0 8,1 8,2 Список диссертаций, ссылавшихся на работы Шушарджана С.В.. Проверено 26 апреля 2019.
  9. 9,0 9,1 М.П. Файзулаева Музыкальная терапия в жизни человека. Проверено 26 апреля 2019.
  10. Музыка по рецепту (2001-08-02). Проверено 26 апреля 2019.
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Петухова М.И.

1


1 ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

В статье рассматриваются особенности информационно-волновой природы звука и отдельные аспекты музыкально-звукового воздействия на организм человека: акустический, информационный, эстетический, полевой. Музыкальное воздействие относится к информационному типу воздействия и рассматривается как эффективный внешний управляющий сигнал по отношению к различным системам организма в лечебных или профилактических целях. Раскрываются механизмы звукового воздействия на клетки живого организма (акустико-биорезонансный эффект), особенности слуховой и вибротактильной рецепции. Показаны возможности звука и музыки как в стимуляции интеллектуальной деятельности и физических возможностей человека, так и условия их деструктивного влияния, рассматриваются возможности механизмов музыкально-звукового воздействия в психотерапевтической работе с детьми. Делается вывод о необходимости использования данных механизмов в целях оздоровления организма ребенка, коррекции его психоэмоционального состояния и гармонизации различных сфер личности.

биорезонансный эффект

звуковая информация

информационно-волновая природа музыки

1. Кирнарская Д.К. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. — М., 2003. – 368 с.

2. Петухова М.И. Музыкальная терапия как метод социально-психологической адаптации младшего школьника // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. Ч. 2. – Тула : Издательство ТулГУ, 2013. – С. 254–263.

3. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. – М., 1999. – 175 с.

4. Практикум по арт-терапии / под ред. канд. псих. наук А.И. Копытина. — СПб. : Питер, 2001. – 443 с.

5. Самсонова Г.О. Звукотерапия: музыкальные оздоровительные технологии. — 2009. – 246 с.

6. Шутова Н.В. Интегрированное психическое развитие проблемных детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия : автореф. дис. … док. псих. наук – Нижний Новгород, 2009. – 49 с.

7. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. – М., 1998. – 178 с.

8. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию. – СПб. : Питер, 2003. – 205 с.

В индустриальном и постиндустриальном обществе, характеризующемся многочисленными экономическими, социальными, демографическими, экологическими и другого рода проблемами, происходит резкое увеличение числа психических заболеваний и психоэмоциональных расстройств. Человечество становится заложником цивилизации и начинает платить «налог на жизнь» в виде всевозможных болезней цивилизованного общества. Особенно болезненно данные процессы сказываются на детях.

«При анализе проблем современного человека и определении подходов к их решению наиболее адекватными существующим реалиям жизни, учитывающими пол, возраст, расовую и этническую принадлежность, культурный и социальный опыт личности, оказываются различные формы и виды оздоровления средствами искусства», — отмечает А.И. Копытин. На помощь традиционной медицине в лечении и оздоровлении человека вновь приходят звук и музыка. По существу, нет такого заболевания и болезненного состояния, при котором бы помощь оздоровления музыкой оказалась излишней [4].

Анализ научной литературы показывает, что на сегодняшний день отсутствует единое и однозначное определение здоровья. Принимая многомерность и полисемию данного феномена, отметим, что в русле нашего исследования особый интерес представляет точка зрения исследователей В.П. Казначеева (1980) и Р.М. Баевского (1991), которые рассматривают здоровье не как качество, а как процесс, которым можно управлять. Общая задача управления в данном случае состоит в достижении результата, который по своей направленности может быть лечебным или профилактическим. Внешнее воздействие является здесь управляющим сигналом, который подбирается таким образом, чтобы привести работу организма к норме. Особым видом воздействия на организм в целях управления им считается информационное воздействие, в результате которого внешняя система управления выдает управляющие смысловые сигналы, влияющие на изменение импульсации центральных или периферических нервных механизмов. К информационному типу относятся воздействие с помощью речи и музыкальное воздействие.

Как показывают результаты исследований (Mc. Whinney K., 1989; Юсфин А., 1990; Самсонова Г.О., 2005), в этом смысле музыка обладает возможностями, с одной стороны, стимуляции интеллектуальной деятельности и физических возможностей, с другой — повышения агрессивности, деформации характерологических свойств личности, разрушения социальных связей, нервных расстройств [5]. Это, как правило, происходит в условиях устойчивой шумовой нагрузки (продолжительная, излишне громкая, чрезвычайно насыщенная звуковая информация, несоответствие музыкального материала слуховому опыту или возрастным особенностям слушателя и т.д.). Так называемое акустическое наводнение — особый фактор риска для детей младшего школьного возраста. Формирующаяся психика ребенка чутко реагирует на все негативные воздействия среды. Психика младших школьников тем более требует бережного отношения, поскольку особенно уязвима в ситуации поступления ребенка в школу: дети вынуждены адаптироваться в новой для себя среде, в новом окружении, в новой деятельности — учении, которое представляет собой труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений.

Примером того, что звуковой сигнал является средством запуска определенных программ поведения, могут служить разнообразные реакции человека на музыкально-звуковое воздействие. Основные типы реакций человека на звуковые сигналы: коммуникативные (пение, крик, смех, плач), двигательные (ритмичные движения, танец), физиологические (изменения АД и ЧСС), сенситивные (возбуждение, эмоциональный отклик, переживание). Активность слуховых впечатлений объясняется тем, что последние психологически связываются с представлением о действии, движении, извлекающем звук, именно поэтому слуховые впечатления более динамичны по сравнению со зрительными, а слуховой анализатор — более чувствителен.

При рассмотрении механизма воздействия музыки на человека необходимо помнить, что основная структурная единица музыки — звук. Звук является акустическим сигналом, имеющим волновую природу, и начинает воздействовать на человека еще до его рождения. А. Томатис подчеркивает роль органов слуха в антенатальный и постнатальный период: восприятие сердцебиения матери, звуков внешнего мира оказывает определенное влияние не только на процесс внутриутробного, но и дальнейшего развития ребенка. Как отмечает исследователь, на протяжении девяти месяцев между матерью и ребенком происходит «диалог на языке организма». С рождением ребенка возникает новый диалог ребенка с матерью, в который постепенно вливаются посторонние голоса и шумы. Все звуки окружающего мира ребенок впитывает вместе с молоком матери из материнской груди. «Чуть позже оба «потока» — молока и звуков — разделяются» [8].

Известно, что звук в разных своих проявлениях (от фликкер-шума до произведений классической музыки) сильно воздействует на клетки живого организма, изменяя его активность. С.В. Шушарджан пишет, что это изменение может быть объяснено «как резонансными влияниями на заинтересованные внутриклеточные структуры, так и электромагнитным полевым воздействием». Можно сказать, что звук оказывает влияние на электромагнитную проводимость клеточных структур, а также на их электрохимическую активность. Подобное явление названо «неспецифическим акустико-биорезонансным эффектом», который является одной из реакций организма человека на музыкальное или звуковое воздействие [7].

Вместе с тем, не менее важными реакциями на звук являются слуховая и вибротактильная рецепция (восприятие). Так, Д.К. Кирнарская отмечает: «Древнейшие истоки слухового, а, следовательно, и музыкального восприятия восходят к тому непреложному факту, что слух изначально служит ориентирующим инструментом, который, информируя о состоянии внешнего мира, эмоционально настраивает человека по отношению к разнообразным внешним воздействиям. Всякий звук для древнего человека семантичен: он несет информацию о «намерениях» объекта по отношению к человеку … » [1].

Таким образом, изначально звук выполнял важнейшую адаптивную функцию, так как был необходим человеку для выживания в дикой природе. Постепенно звуковые образы в человеческом сознании приобрели определенную эмоциональную окраску, помогая вызвать в нужное время требуемое эмоциональное состояние при помощи определенных акустических форм.

Звуковые и музыкальные образы с самого начала служили средством общения, инструментом диалога между индивидом и социумом, а музыкальная деятельность человека всегда была связана с опытом социального общения: в ходе праздников, различных ритуалов и обрядов, в данном случае музыка служила обобщенным коммуникативным сигналом, определяющим принадлежность человека к данной культуре. Социальный смысл ситуации обусловливал и значение музыки.

В полной мере это касается и музыкальной деятельности детей. Если говорить о первоначальном музыкальном опыте детей, следует отметить, что для детского музыкального фольклора наиболее характерными являются интонации — обращения, т.е. интонации диалога, через которые ребенок обращается к слушателям и становится полноправным участником общения. Таким образом, музыка для ребенка после адаптивной функции выполняет важнейшую функцию социализации и тем самым обеспечивает социальный аспект психологического здоровья.

При восприятии музыки происходит общение личности слушающего с личностью автора. Более того, в процессе восприятия музыкального произведения срабатывает механизм идентификации личности с его «героем», автором. Именно этот механизм имеет большое значение в работе с детьми, поскольку дети активно идентифицируют себя с окружением. Воспринимая лучшие образцы музыкального искусства, ребенок получает возможность развиваться активно и гармонично [2].

Не менее важной реакцией на звук является вибротактильная рецепция. Вибротактильное восприятие основано на работе тактильного анализатора, который воспринимает разнообразные вибрации, в том числе и те, которые возникают во время музыкально-терапевтического воздействия. Наряду с другими анализаторными системами вибротактильное восприятие помогает организму ориентироваться в окружающей среде.

Все виды восприятия: слуховое, вибротактильное, а также биорезонансный эффект сопровождаются в организме человека многочисленными реакциями на телесном уровне.

Физиологические ритмы человека в процессе активного восприятия музыки резонируют и непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели. «Показано, что музыкальный темп, ритм, структурное построение произведения и другие музыкальные факторы могут подчинить себе ритм внутренних физиологических процессов» [7].

Нервная система человека, а вместе с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма, именно это обстоятельство является одной из причин физиологического воздействия музыки на человеческий организм. «Основой системного анализатора ритма является двигательный моторный аппарат человека. Мускульные, двигательные ощущения, представления, сопереживания — это и есть база ритмического восприятия» [там же].

Человек воспринимает весь диапазон частот колебательных движений в природе: от годичного цикла до рентгеновских лучей. Однако наиболее отчетливо человек воспринимает периодичность частот, соответствующих биоритмам своего организма: ритм дыхания, сердечного пульса, ходьбы, бега. Большинство музыкальных ритмов основывается на естественном фундаменте ритмов человеческого организма. Обусловленность восприятия человеком музыкальных произведений объясняется тем, что музыкальная метроритмика соответствует биоритмам человеческого организма и обладает реальной возможностью их перестройки. Как ритмический раздражитель музыка стимулирует физиологические процессы организма, которые сами по себе ритмичны и происходят как в двигательной, так и в вегетативной сфере.

В музыкальном восприятии правое полушарие играет ведущую роль. Так как у детей правое полушарие является доминирующим, то это делает восприятие музыки наиболее доступным ребенку, в отдельных случаях доступнее, чем речь.

Младшие школьники импульсивны — склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причиной выступает потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения. Для работы с детьми, которые не умеют контролировать свои двигательные реакции, прежде всего — гиперактивными, чье поведение сопровождается нарушением внимания, повышенной тревожностью и другими эмоциональными нарушениями, необходимы методики, развивающие экспрессивные возможности и определенным образом организующие их двигательные, невербальные реакции. В данном случае «музыкальная психотерапия вместе с арт-терапией, т.е. терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов» [3].

В качестве эффективных технологий здесь могут выступать музыкальная импровизация (вокальная и инструментальная), «пластическое интонирование», музыкальные игры. Данные музыкальные технологии являются средством психотерапевтического воздействия, способствующим интеграции и укреплению психического здоровья.

Как отмечает академик М.Н. Ливанов, предъявление музыки можно уподобить предъявлению положительного условного стимула, который приводит в действие некий механизм, синхронизирующий ритмическую активность различных участков коры головного мозга.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

  1. Музыкальное воздействие является внешним управляющим сигналом и относится к информационному типу воздействия. Общая задача управления в данном случае состоит в достижении результата, который по своей направленности может быть оздоровительным или профилактическим.
  2. Воздействие с помощью речи и музыкальное воздействие относятся к информационному типу воздействия. В структуре музыкально-звукового воздействия на организм выделяют следующие факторы: акустический, эстетический, полевой.
  3. Музыка вызывает многочисленные телесные и двигательные реакции в организме. Музыкальное воздействие можно представить в виде системы, подсистемами которой являются уровни: психофизиологического воздействия, психологический, личностный.

Используя данные механизмы, с помощью музыкально-звуковых технологий через изменение ритма дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, мозговой активности и других процессов можно успешно гармонизировать и стабилизировать психоэмоциональное состояние личности младшего школьника, решить проблемы адаптации, коммуникативной сферы и др.

Рецензенты:

Родин Ю.И., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии и педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула.

Самсонова Г.О., д.псх.н., ведущий научный сотрудник ФГБУ «Российский научный центр медицинской реабилитации», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Петухова М.И. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ВОЛНОВОЙ ПРИРОДЫ МУЗЫКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13726 (дата обращения: 21.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как пользоваться тарифным руководством 4
  • Руководство это социальная характеристика
  • Зарядное устройство такт 91с инструкция по применению
  • Набуметон таблетки инструкция по применению цена
  • Финансовый директор должен уметь должностная инструкция