ПРАКТИКУМ 2. Должностные обязанности
Задание: познакомившись с официальными должностными обязанностями, определите содержание своей деятельности.
Должностная инструкция
заместителя директора школы по воспитательной работе
- Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики заместителя руководителя (директора, начальника, заведующего) учреждения образования, директора (начальника, заведующего) филиала учреждения образования, старшего мастера, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 92.
1.2. Заместитель директора школы по воспитательной работе назначается и освобождается от должности директором школы.
На период отпуска и временной нетрудоспособности заместителя директора школы по воспитательной работе его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по учебно-воспитательной работе или воспитателя из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.3. Заместитель директора школы по воспитательной работе должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих должностях.
1.4. Заместитель директора школы по воспитательной работе подчиняется непосредственно директору школы.
1.5. Заместителю директора школы по воспитательной работе непосредственно подчиняются: __________
1.6. В своей деятельности заместитель директора школы по воспитательной работе руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации (указать: Конституцией или Уставом и законами или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации по месту нахождения школы)________, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, ______(указать высший орган (органы) исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Заместитель директора школы по воспитательной работе соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
2. Функции
Основными направлениями деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе являются:
2.1. организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы с обучающимися;
2.2. методическое руководство воспитательным процессом;
2.3. обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности во внеклассной и внешкольной работе с обучающимися;
2.4.
2.5. ______________________________________________________________
3. Должностные обязанности
Заместитель директора школы по воспитательной работе
выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. организует текущее и перспективное планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы с обучающимися и ее проведение;
3.2. координирует работу воспитателей, классных воспитателей, старшего вожатого и других непосредственно подчиненных работников;
3.3. организует и координирует разработку необходимой учебно-методической документации;
3.4. осуществляет систематический контроль за качеством воспитательного процесса, работой кружков, групп продленного дня и проведением внешкольных мероприятий; посещает внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия кружков и групп продленного дня (не менее 180 часов в учебный год), анализирует их форму и содержание, доводит результаты анализа до сведения педагогов;
3.5. организует просветительскую работу для родителей, принимает родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации воспитательного процесса;
3.6. оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных воспитательных программ и технологий;
3.7. совместно с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе составляет расписание занятий групп продленного дня и других видов воспитательной и культурно-досуговой деятельности; обеспечивает своевременную и качественную замену временно отсутствующих воспитателей и других непосредственно подчиненных педагогов;
3.8. обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации, контролирует правильное и своевременное ведение воспитателями, классными воспитателями, старшим вожатым, другими педагогами журналов групп продленного дня, классных журналов, другой документации;
3.9. оказывает помощь коллективам обучающихся в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий;
3.10. участвует в комплектовании школы, принимает меры по сохранению контингента обучающихся в кружках и т.п.;
3.11. контролирует соблюдение обучающимися Устава и Правил для учащихся школы;
3.12. участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства, руководит работой методическим объединением, повышают свою квалификацию;
3.13. вносит предложения по совершенствованию воспитательного процесса, участвует в работе педагогического совета школы;
3.14. принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников школы;
3.15. ведет, подписывает и передает директору школы табель учета рабочего времени непосредственно подчиненных ему педагогов и учебно-вспомогательного состава;
3.16. принимает меры к пополнению библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами по профилю своей работы;
3.17. обеспечивает выполнение классными воспитателями, воспитателями, другими непосредственно подчиненными ему работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся; организует воспитательную работы, добровольный общественно полезный труд обучающихся в строгом соответствии с нормами и правилами охраны труда;
3.18. участвует в проведении административно-общественного контроля по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, в расследовании несчастных случаев, происшедших с работниками, обучающимися;
3.19. оказывает методическую помощь классным воспитателям, руководителям групп, кружков, спортсекций, руководителям походов, экскурсий, трудовых объединений в организации общественно полезного, производительного труда и т.п., в том числе по вопросам обеспечения охраны труда обучающихся, предупреждения травматизма и других несчастных случаев;
3.20. инструктирует непосредственно подчиненных работников по вопросам охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности с оформлением соответствующей документации; составляет инструкции по технике безопасности для школьных кружков;
3.21 контролирует соблюдение и принимает меры по выполнению санитарно-гигиенических норм, требований, правил по охране труда, пожарной безопасности при проведении воспитательных мероприятий и работ с обучающимися вне образовательного учреждения;
3.22 организует с обучающимися и их родителями (лицами, их заменяющими) мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных
происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т.д.;
организует вовлечение родителей в проведение воспитательной работы с обучающимися, содействует созданию комплексной системы воспитания;
3.23 устанавливает и поддерживает связи школы с учреждениями
дополнительного образования детей, другими организациями для совместной деятельности по внешкольному воспитанию;
3.24 соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;
3.25 проходит периодически бесплатные медицинские обследования;
3.26_______________________________________________________
4. Права
Заместитель директора школы по воспитательной работе имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. проверять работу непосредственно подчиненных работников; присутствовать на проводимых ими занятиях и мероприятиях; давать им обязательные для исполнения распоряжения (без права делать замечания во время проведения занятий и других мероприятий);
4.2. привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие воспитательный процесс, в порядке, установленном Уставом школы, Правилами внутреннего распорядка школы;
4.3. вносить в необходимых случаях временные изменения в расписание занятий кружков и групп продленного дня, спортивных секций и т.п., отменять занятия, временно объединять группы для проведения совместных занятий;
4.4. требовать у работников необходимые сведения, документы, объяснения;
4.5._______._________-
4.6.
5. Ответственность
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, заместитель директора школы по воспитательной работе несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка заместитель директора школы по воспитательной работе может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса заместитель директора школы по воспитательной работе привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в стяги с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей заместитель директора школы по воспитательной работе несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Заместитель директора школы по воспитательной работе:
6.1. работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;
6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть, План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.3. представляет директору письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти;
6.4. получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.5. визирует приказы директора школы по вопросам организации воспитательной работы;
6.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы;
6.7. исполняет обязанности заместителя директора школы по учебной работе в период его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.д.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде на основании приказа директора школы;
6.8.
_(подпись)
С инструкцией ознакомлен(а):
(расшифровка подписи)
ДОЛЖНОСТНАЯ
ИНСТРУКЦИЯ
ЗАМЕСТИТЕЛЯ
ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ
ПО
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.
Заместитель директора (воспитательная работа) назначается и освобождается от
должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности
заместителя директора (воспитательная работа) его обязанности могут быть
возложены на других заместителей директора, старшего вожатого или классного
руководителя из числа наиболее опытных. Временное исполнение обязанностей в
этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с
соблюдением требований законодательства о труде.
1.2. Заместитель
директора (воспитательная работа) должен, как правило, иметь высшее образование
по направлениям подготовки «Государственное и
муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы
на педагогических должностях не менее 5 лет, или высшее образование и
дополнительное профессиональное образование в области государственного и
муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на
педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
1.3.
Заместитель директора (воспитательная работа) подчиняется непосредственно
директору школы.
1.4.
Заместителю директора (воспитательная работа) непосредственно подчиняются:
— старшие вожатые;
— классные руководители;
— социальный педагог;
-педагог-организатор ОБЖ.
1.5.
Заместитель директора (воспитательная работа) должен знать:
— приоритетные направления развития
образовательной системы РФ;
— законы и иные нормативные
правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную
деятельность;
— Конвенцию о правах ребенка;
— Федеральные государственные
образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных
программ;
— педагогику;
— достижения современной
психолого-педагогической науки и практики;
— психологию;
— основы физиологии, гигиены;
— теорию и методы управления
образовательными системами;
— современные педагогические
технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации
компетентностного подхода, развивающего обучения;
— методы убеждения, аргументации
своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми)
разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
— технологии диагностики причин
конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
— основы работы с текстовыми
редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием;
— основы экономики, социологии;
— гражданское, административное,
трудовое в части, касающейся регулирования деятельности образовательных
учреждений и органов управления образованием различных уровней;
— основы менеджмента, управления
персоналом; основы управления проектами;
— правила внутреннего трудового
распорядка;
— режим работы школы;
— правила по охране труда и
пожарной безопасности.
1.6. В своей
деятельности заместитель директора (воспитательная работа) должен
руководствоваться:
— Конституцией РФ;
— Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации»;
— Cемейным кодексом РФ;
— Федеральным законом «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
— указами Президента РФ, нормативными актами Правительства РФ, Правительства
Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования
и воспитания обучающихся;
— административным, трудовым и хозяйственным
законодательством;
— правилами и нормами охраны труда,
техники безопасности и противопожарной защиты;
— Уставом и локальными нормативными
актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами
и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым
договором.
Заместитель директора школы
(воспитательная работа) должен соблюдать Конвенцию о правах ребенка и
требования Положения о нормах профессиональной этики педагогических работников.
2. ФУНКЦИИ
Основными функциями, выполняемыми
Заместителем директора (воспитательная работа), являются:
2.1.
организация воспитательного процесса в школе, руководство им и контроль за
развитием этого процесса;
2.2.
методическое руководство работой старших вожатых, социального педагога и
классных руководителей;
2.3.
обеспечение соблюдения норм и правил охраны труда и техники безопасности в
воспитательном процессе;
2.4.
обеспечение использования и совершенствования методов организации
воспитательного процесса и современных воспитательных технологий, в том числе
дистанционных.
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ
ОБЯЗАННОСТИ
Заместитель директора
(воспитательная работа) выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. анализирует:
— проблемы, ход и развитие
воспитательного процесса;
— результаты воспитательной работы;
— наличие и перспективные
возможности школы в области воспитательной работы;
— форму и
содержание посещенных внеклассных мероприятий и других видов воспитательной
деятельности (не менее 180 часов в год);
3.2. прогнозирует:
— тенденции изменения ситуации в
обществе и в образовании для корректировки стратегии развития воспитательной
работы школы;
— последствия запланированной
воспитательной работы;
3.3. планирует и
организует:
— текущее и перспективное
планирование деятельности старших вожатых, классных воспитателей, классных
руководителей;
— процесс разработки и реализации
воспитательной программы школы;
— разработку необходимой
методической документации по воспитательной работе;
— осуществление
систематического контроля за качеством воспитательного процесса в школе;
— работу по подготовке и проведению
общешкольных вечеров, дискотек, праздников и других культурно-воспитательных
мероприятий;
— просветительскую работу для
родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного
процесса;
— культурно-массовую и внекласную
работу;
— контроль за индивидуальной
воспитательной работой с детьми из педагогически неблагополучных семей;
— правильное ведение
непосредственно подчиненными сотрудниками установленной отчетной документации;
— работу старших вожатых, классных
воспитателей, классных руководителей;
— изучение с учениками Правил для
учащихся;
— повышение квалификации и
профессионального мастерства сотрудников, занятых воспитательной работой в
школе;
— совместную воспитательную работу
представителей общественности, правоохранительных органов и школы;
3.4. координирует:
— разработку необходимой
документации по организации воспитательной работы;
— взаимодействие представителей
администрации, служб и подразделений школы, обеспечивающих воспитательный
процесс, представителей общественности и правоохранительных органов;
— работу классных руководителей и
других работников школы по выполнению программы воспитательной работы;
3.5. руководит:
— воспитательной работой в школе;
— созданием благоприятного
микроклимата в школе;
— осуществлением системы
стимулирования участников воспитательной работы;
3.6. контролирует:
— правильное и своевременное
ведение участниками воспитательного процесса установленной отчетной
документации;
— безопасность используемых в
воспитательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных
средств;
— работу непосредственно
подчиненных сотрудников;
— соблюдение учениками Правил для
учащихся;
— качество воспитательного процесса
и объективность оценки уровня культуры и воспитанности обучающихся;
— оптимальность распределения во
времени воспитательных мероприятий;
3.7. корректирует:
— воспитательную программу школы;
— ход выполнения программы
воспитательной работы;
— планы работы участников
воспитательного процесса;
3.8.
разрабатывает:
— методические документы,
обеспечивающие воспитательный процесс;
— нормативные документы для
участников воспитательного процесса;
— воспитательную программу школы и
фрагменты стратегических документов школы;
— правила ведения необходимой
отчетной документации участниками воспитательного процесса;
— методику и порядок проведения
воспитательных мероприятий;
— формулировки главных ценностей
школы, новых задач школы, варианты моделей выпускника школы (для последующего
обсуждения);
3.9.
консультирует:
— участников воспитательного
процесса по принципиальным методическим вопросам;
3.10. оценивает и
экспертирует:
— стратегические документы школы
(воспитательную программу, учебный план и т. п.);
— предложения по организации
воспитательной работы и установлению связей с внешними партнерами;
3.11. редактирует:
— подготовленные к изданию
методические материалы по воспитательной работе;
3.12. принимает
участие в:
— подборе и расстановке
педагогических кадров;
3.13.
обеспечивает:
— своевременное составление,
утверждение и предоставление отчетной документации в пределах своей
компетенции;
— использование в своей
деятельности компьютерных технологий, в т.ч. текстовых редакторов и электронных
таблиц;
— соблюдение прав и свобод
учащихся;
— уважение человеческого
достоинства, чести и репутации учащихся;
— поддержание учебной дисциплины,
режима посещения занятий;
— охрану жизни и здоровья учащихся
во время образовательного процесса;
— соответствие содержания и художественного оформления
полиграфической и иной информационной продукции, используемой в образовательном
процессе и при оформлении школы, требованиям, предъявляемым к информационной
продукции для детей соответствующей возрастной группы;
— выполнение правил охраны труда и
пожарной безопасности;
— своевременную и качественную паспортизацию
кабинета или другого закрепленного за ним помещения;
— сохранность оборудования, мебели
и санитарного состояния закрепленного помещения;
— своевременное информирование
заместителя директора (организационно-педагогическая работа) и дежурного
администратора о невозможности выхода на работу из-за болезни;
— в течение 7 календарных дней
после письменного уведомления специалистом по кадрам об истечении срока
действия квалификационной категории, срока решения аттестационной комиссии о
соответствии занимаемой должности, срока отсрочки от такой аттестации
непосредственно подчиненных педагогических работников предоставление директору
школы мотивированной, объективной и всесторонней характеристики на таких
педагогических работников;
3.14. проходит:
— обязательные предварительные и
периодические медицинские осмотры;
— обязательное обучение безопасным
методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
4. ПРАВА
Заместитель директора
(воспитательная работа) имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. присутствовать:
— на любых мероприятиях, проводимых
участниками воспитательного процесса с учащимися школы (без права входить в
помещение после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания
педагогу в течение занятия), предупредив педагога не позднее, чем накануне;
4.2. давать:
— обязательные распоряжения
участникам воспитательного процесса и младшему обслуживающему персоналу;
4.3. привлекать:
— к дисциплинарной ответственности
обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в
порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка учащихся;
4.4. принимать
участие в:
— разработке воспитательной
политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегических
документов;
— разработке любых управленческих
решений, касающихся вопросов воспитательной работы школы;
— ведении переговоров с партнерами
школы по воспитательной работе;
— работе Педагогического совета;
— подборе и расстановке педагогических
кадров, участвующих в воспитательном процессе;
4.5. вносить
предложения:
— о начале, прекращении или
приостановлении конкретных воспитательных проектов;
— о поощрении, моральном и
материальном стимулировании участников воспитательной работы;
— по совершенствованию
воспитательной работы;
4.6.
устанавливать:
— от имени школы деловые контакты с
лицами и организациями, могущими способствовать совершенствованию
воспитательной работы в школе;
4.7. запрашивать:
— для контроля и внесения корректив
рабочую документацию различных подразделений и отдельных лиц, находящихся в
непосредственном подчинении;
— у руководства, получать и
использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы,
необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;
4.8. проводить:
— приемку
воспитательно-методических работ, выполненных по заказу школы различными
исполнителями (как из числа сотрудников школы, так и из сторонних организаций);
4.9.
контролировать и оценивать:
— ход и результаты групповой и индивидуальной
воспитательной работы, налагать вето на методические разработки по
воспитательной работе, чреватые перегрузкой учащихся и педагогов, ухудшением их
здоровья, нарушением техники безопасности, не предусматривающие профилактики,
компенсации и преодоления возможных негативных последствий;
4.10. требовать:
— от участников воспитательного
процесса соблюдения норм и требований профессиональной этики, выполнения
принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный
характер);
4.11. повышать:
— свою квалификацию.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. За
неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и
Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора
школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей,
установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование прав,
предоставленных настоящей Инструкцией, а также принятие управленческих решений,
повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, заместитель директора (воспитательная
работа) несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым
законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве
дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За
применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим
и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, заместитель директора
(воспитательная работа) может быть освобожден от занимаемой должности в
соответствии с трудовым законодательством и Федеральным законом «Об образовании
в Российской Федерации».
5.3. За
нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических
правил организации учебно-воспитательного процесса заместитель директора
(воспитательная работа) привлекается к административной ответственности в
порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4. За
виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в
том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных
обязанностей, а также не использование прав, предоставленных настоящей
инструкцией заместитель директора (воспитательная работа) несет материальную
ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или)
гражданским законодательством.
6.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ
Заместитель директора
(воспитательная работа):
6.1. работает
в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному, исходя из
40-часовой рабочей недели, и утвержденному директором школы;
5.2.
самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждый учебный
модуль. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала
планируемого периода;
6.3.
представляет директору письменный отчет о своей деятельности объемом не более
пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждого учебного
модуля;
6.4. получает
от директора школы информацию нормативно-правового и
организационно-методического характера, знакомится под расписку с
соответствующими документами;
6.5.
систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою
компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы;
6.6. исполняет
обязанности директора школы, его заместителей, старших вожатых, классных
руководителей в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.).
Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о
труде и Уставом школы на основании приказа директора или решения
Педагогического совета школы, если соответствующий приказ не может быть издан
по объективным причинам;
6.7. передает
директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно
после ее получения.
Должностная инструкция заместителя директора школы по воспитательной работе
1. Общие положения
1.1. Заместитель директора школы относится к категории руководителей.
1.2. Заместитель директора школы назначается на должность и освобождается от нее приказом директора школы.
1.3. Заместитель директора школы подчиняется непосредственно директору школы.
1.4. На должность заместителя директора школы назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее педагогическое образование, стаж воспитательной работы не менее 3 лет.
1.5. На время отсутствия заместителя директора школы его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.6. Заместитель директора школы должен знать:
— законодательные акты РФ и нормативно-правовые документы в области образования и правам ребенка;
— основы педагогики, общую психологию отношений, теорию и методику воспитательной работы;
— основы государственной молодежной политики;
— методику анализа результатов деятельности школьного коллектива.
1.7. Заместитель директора школы руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом школы и другими локальными нормативными актами;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.
2. Должностные обязанности заместителя директора школы
Заместитель директора школы выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Разрабатывает оптимальную в условиях данного учебного заведения модель воспитательной деятельности, формирует ближайшие и перспективные цели совершенствования воспитательного процесса.
2.2. Координирует и направляет воспитательную деятельность учителей, классных руководителей, преподавателей, руководителей кружков, клубов и самодеятельных объединений учащихся, психолога,
библиотекаря, оказывает им организационную и методическую помощь.
2.3. Осуществляет контроль над качественной организацией воспитательного процесса, организует разработку программ воспитания учащихся, текущее и перспективное планирование воспитательного
процесса, составляет расписание воспитательных мероприятий.
2.4. Организует в учебном заведении кружки, клубы, другие объединения учащихся по интересам, анализирует, контролирует и пропагандирует их деятельность.
2.5. Привлекает представителей предприятий, спортивных и общественных организаций, творческих союзов, культурно-просветительных учреждений к воспитанию и организации свободного времени
учащихся.
2.6. Координирует работу по профилактике правонарушений и преступности среди учащихся, устанавливает связи по этим вопросам с правоохранительными органами, комиссиями по делам несовершеннолетних,
другими заинтересованными организациями.
2.7. Обеспечивает планирование и организацию отдыха и оздоровления учащихся в период каникул, в выходные, праздничные дни и вечернее время.
2.8. Участвует в организации питания и медицинского обслуживания учащихся.
2.9. Координирует деятельность психологической и социально-педагогической службы учебного заведения.
2.10. Организует проведение социологических и психолого-педагогических исследований, использование иных форм анализа эффективности воспитательной работы.
2.11. Участвует в обсуждении вопросов воспитательной работы на заседаниях педагогического совета, совещаниях и собраниях учебного заведения.
2.12. Обеспечивает своевременную подготовку установленной отчетности по проведению воспитательной работы.
2.13. Совершенствует свой профессиональный и методический уровни, повышает свою квалификацию на курсах, семинарах, практикумах, конференциях и т.п.
3. Права заместителя директора школы
Заместитель директора школы имеет право:
3.1. Проверять работу подчиненных непосредственно ему работников; присутствовать на проводимых ими занятиях и мероприятиях; давать им обязательные для исполнения распоряжения.
3.2. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие воспитательный процесс, в порядке, установленном уставом школы правилами поведения учащихся.
3.3. Вносить в необходимых случаях временные изменения в расписание занятий кружков и групп продленного дня, спортивных секций, отменять занятия, временно объединять группы для проведения
совместных занятий.
3.4. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.5. Требовать от руководства обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
4. Ответственность заместителя директора школы
Заместитель директора школы несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.
3.5. прогнозирует:
— тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для корректировки стратегии развития воспитательной работы школы;
— последствия запланированной воспитательной работы;
3.6. планирует и организует:
— текущее и перспективное планирование деятельности старших вожатых, классных воспитателей, классных руководителей;
— процесс разработки и реализации воспитательной программы школы;
— разработку необходимой методической документации по воспитательной работе;
— осуществление систематического контроля за качеством воспитательного процесса в школе;
— работу по подготовке и проведению общешкольных вечеров, дискотек, праздников и других культурно-воспитательных мероприятий;
— просветительскую работу для родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного процесса;
— контроль за индивидуальной воспитательной работой с детьми из педагогически неблагополучных семей;
— правильное ведение непосредственно подчиненными сотрудниками установленной отчетной документации;
— работу старших вожатых, классных воспитателей, классных руководителей;
— изучение с учениками Правил для учащихся;
— повышение квалификации и профессионального мастерства сотрудников, занятых воспитательной работой в школе;
— совместную воспитательную работу представителей общественности, правоохранительных органов и школы;
3.7. координирует:
— разработку необходимой документации по организации воспитательной работе;
— взаимодействие представителей администрации, служб и подразделений школы, обеспечивающих воспитательный процесс, представителей общественности и правоохранительных органов;
— работу классных руководителей и других работников школы по выполнению программы воспитательной работы;
3.8. руководит:
— воспитательной работой в школе;
— созданием благоприятного микроклимата в школе;
— осуществлением системы стимулирования участников воспитательной работы;
3.9. контролирует:
— правильное и своевременное ведение участниками воспитательного процесса установленной отчетной документации;
— безопасность используемых в воспитательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств;
— работу непосредственно подчиненных сотрудников;
— соблюдение учениками Правил для учащихся;
— качество воспитательного процесса и объективность оценки уровня культуры и воспитанности обучающихся;
— оптимальность распределения во времени воспитательных мероприятий;
3.10. корректирует:
— воспитательную программу школы;
— ход выполнения программы воспитательной работы;
— планы работы участников воспитательного процесса;
3.11. разрабатывает:
— методические документы, обеспечивающие воспитательный процесс;
— нормативные документы для участников воспитательного процесса;
— воспитательную программу школы и фрагменты стратегических документов школы;
— правила ведения необходимой отчетной документации участниками воспитательного процесса;
— методику и порядок проведения воспитательных мероприятий;
— формулировки главных ценностей школы, новых задач школы, варианты моделей выпускника школы (для последующего обсуждения);
3.12. консультирует:
— участников воспитательного процесса по принципиальным методическим вопросам;
3.13. оценивает и экспертирует:
— стратегические документы школы (воспитательную программу, учебный план и т. п.);
— предложения по организации воспитательной работы и установлению связей с внешними партнерами;
3.14. редактирует:
— подготовленные к изданию методические материалы по воспитательной работе.
4. Права
Заместитель директора (воспитательная работа) имеет право на основе Федерального Закона РФ 120 статьи 14 пункта 4:
Должностные лица органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания имеют право:
1) в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)
2) запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.
(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)
в пределах своей компетенции:
4.1.присутствовать:
— на любых мероприятиях, проводимых участниками воспитательного процесса с учащимися школы (без права входить в помещение после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение занятия), предупредив педагога не позднее, чем накануне;
4.2. давать:
— обязательные распоряжения участникам воспитательного процесса и младшему обслуживающему персоналу;
4.3. привлекать:
— к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях;
4.4. принимать участие в:
— разработке воспитательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегических документов;
— разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов воспитательной работы школы;
— ведении переговоров с партнерами школы по воспитательной работе;
— аттестации педагогов;
— работе Педагогического совета;
— подборе и расстановке педагогических кадров, участвующих в воспитательном процессе;
4.5. вносить предложения:
— о начале, прекращении или приостановлении конкретных воспитательных проектов;
— о поощрении, моральном и материальном стимулировании участников воспитательной работы;
— по совершенствованию воспитательной работы;
4.6. устанавливать:
— от имени школы деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать совершенствованию воспитательной работы в школе;
4.7. запрашивать:
— для контроля и внесения корректив рабочую документацию различных подразделений и отдельных лиц, находящихся в непосредственном подчинении;
— у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;
4.8. проводить:
— приемку воспитательно-методических работ, выполненных по заказу школы различными исполнителями (как из числа сотрудников школы, так и из сторонних организаций);
4.9. контролировать и оценивать:
— ход и результаты групповой и индивидуальной воспитательной работы, налагать вето на методические разработки по воспитательной работе, чреватые перегрузкой учащихся и педагогов, ухудшением их здоровья, нарушением техники безопасности, не предусматривающие профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий;
4.10. требовать:
— от участников воспитательного процесса соблюдения норм и требований профессиональной этики, выполнения принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный характер);
4.11. повышать:
— свою квалификацию.
5. Взаимодействие
Заместитель директора школы по воспитательной работе:
5.1. работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели, утвержденному директором школы;
5.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается директором школы не позднее 10 дней с начала планируемого периода;
5.3. получает от директора школы информацию нормативно-правового, директивного и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
5.4. визирует приказы директора школы по вопросам организации воспитательной работы;
5.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы;
5.6. исполняет обязанности заместителя директора школы по учебной работе в период его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде на основании приказа директора школы;
6. Ответственность
6.1.За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, а также принятие управленческих решений, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, заместитель директора (воспитательная работа) несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
6.2.За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, заместитель
директора (воспитательная работа) может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».
6.3.За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса заместитель директора (воспитательная работа) привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
6.4.За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также не использование прав, предоставленных настоящей инструкцией заместитель директора (воспитательная работа) материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
С инструкцией ознакомлен:
____________________________________
Дата: _________________________