Скачать руководство по воспитанию собак

О книге «Дрессировка щенка шаг за шагом»

Дрессировка щенка шаг за шагом • Ответы на ваши вопросы • Решение проблем • Обучение щенка командам • Первые уроки расписаны пошагово Уникальность книги – обучении вас, как тренера вашей собаки. Вы учитесь понимать собаку и объяснять ей задания. Пес вам доверяет и легко обучается. Эта книга поможет — обучить щенка бесконфликтно – щенку будет нравиться заниматься, он с удовольствием будет выполнять ваши команды. Это основа послушания. А послушная собака – источник радости и отдыха! Мы помогаем вам достичь своей мечты – воспитать настоящего друга легко! Начни сейчас! Автор книги профессиональный тренер, разработчик методики дистанционного обучения и лицензированный инструктор, которые помог обучить и решить проблемы более 2000 собак!

На нашем сайте можно скачать бесплатно книгу «Дрессировка щенка шаг за шагом» в формате pdf или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Данный раздел содержит литературу по общей дрессировке собак в кинологии и ссылки на эти книги. Далее размещена подробная статья, посвящённая ОКД — общий курс дрессировки, последняя редакция правил проведения испытаний. В статье все основные нормативы по данному курсу послушания.Более подробные критерии оценки выполнения навыков можно изучить на официальном сайте РКФ.

Бесплатные программы для чтения электронных книг. Файлы-установщики под Windows

Общий курс дрессировки.

Источник — Правила испытаний собак по дисциплине «Общий курс дрессировки», утв. решением Президиума РКФ от 11.12.2019 в ред.16.03.2022, вступил в силу 15.04.2022. (Оф. сайт РКФ http://myrkf.ru/)

Собачья Академия, экзамен по ОКД (08.2018) на видеохостинге Rutube.

Минимальный допустимый возраст к сдаче норматива по дисциплине Общий Курс Дрессировки — 12 месяцев.

Общий курс дрессировки включает проверку навыков:

  • общее впечатление (оценивается в течение всего испытания);
  • движение собаки рядом с дрессировщиком, движение через группу людей;
  • отношение к разбросанному корму;
  • показ прикуса у собаки и отношение к наморднику;
  • посадка, укладка, стойка собаки (проверяется в комплексе, 6 смен положения);
  • команда «место», подход к дрессировщику, возвращение на место;
  • апортировка, подача предмета;
  • прекращение действия по команде проводника с последующим его возобновлением;
  • преодоление препятствий: легкоатлетического барьера, глухого забора или окопа (допускается преодоление наклонной стены, высотой 1,6 м. и шириной 1,5 м.), сквозной лестницы и бума:
  • отношение к выстрелу.

Выдержка у собаки по навыкам «место» и «отношение к наморднику» до 30 сек., по остальным до 15 сек. Отсчет выдержки производится с момента выполнения собакой поданной ей команды.

Проверка навыков на испытаниях проводится в любой последовательности за исключением тех, которые проверяются одновременно или в комплексе.

Общие правила выполнения навыков.

Общий курс дрессировки и общие положения.

Всеми действиями проводника руководит судья.

Проводник имеет право войти в ринг только после разрешения судьи.

Судья информирует проводника о начале и окончании судейства каждого навыка.

После выполнения навыка разрешается поощрение собаки: голосом или оглаживанием. Поощрение лакомством между демонстрацией навыков не допускаются. Проводнику не разрешается каким-либо образом механически воздействовать на собаку во время выполнения навыка.

Если собака уходит с площадки, проводник должен подозвать собаку, допускается подача еще двух повторных команд.Собака, которая не возвращается после третьей команды, снимается с испытаний. Если собака уходит с площадки повторно, то она снимается с испытаний.

Начало и окончание выполнения навыка.

Испытания начинаются с доклада.

Проводник с собакой подходит к судье и останавливается примерно в 2 метрах от него, отстегивает поводок, убирает его в рюкзак или наплечную сумку, представляется и докладывает о готовности к испытаниям. После доклада проводника судья проверяет экипировку проводника и собаки.

Каждый навык начинается и заканчивается основным положением. В основном положении собака должна быть внимательна к проводнику, сидеть параллельно и плотно у левой ноги проводника, не заваливаясь. В основном положении проводник не должен стоять, расставив ноги, переступать с ноги на ногу. Обе руки должны быть свободно опущены вдоль туловища. Собака должна находиться слева от проводника во время выполнения навыка и во время перехода от выполнения одного навыка к другому.

Если физические особенности проводника не позволяют ему выполнять жесты, принимать основное положение или выполнять часть навыка предписанным образом, то он должен сообщить об этом судье до начала своего выступления.

Собака может занимать основное положение обходом проводника сзади или с разворотом перед проводником (флипом).

Команды и жесты.

Допускается подача команд как голосом, так и жестом, а также, если это не запрещено в описании выполнения навыка, одновременное использование голоса и жеста.

Команды голосом и/или жестом проводник должен подавать сразу после указания судьи (задержка в подаче команд не должна превышать 3 секунд). Если проводник не подает команды, то судья должен подать сигнал на управление собакой.

Все жесты подаются правой рукой в одинаковом темпе без прерывистых движений. При этом проводник не должен наклоняться/отклоняться, подавать дополнительные сигналы телом и/или головой. Жест не должен производить впечатление двух или нескольких движений и не может удерживаться дольше 3 секунд. В случае, если жест выглядит как два движения или удерживается дольше разрешённого времени, начисляется штраф за повторную команду.

При отвлечении собаки проводник имеет право привлечь ее внимание кличкой, при этом ему начисляется штраф за дополнительную команду. Исключение составляет однократное и слитное с последующей командой произнесение клички при подзыве.

При выполнении каждой команды допускается еще два ее повтора. Если собака не выполняет требуемое после третьей команды, то навык считается невыполненным и баллы не начисляются.  Если собака не выполняет команду или не занимает требуемого

правилами положения, проводник обязан подать повторную команду, если иное не предусматривает описание упражнения. Повторные команды подаются проводником самостоятельно. В случае, если проводник не подает команду, то судья должен подать сигнал на управление собакой.

Допускаются любые голосовые команды. Команды должны произноситься нормальным тоном, коротко и состоять из одного слова.

Общий курс дрессировки и необходимые навыки.

Движение собаки рядом с дрессировщиком, движение через группу людей.

Целью навыка является проверка способности собаки следовать рядом с проводником в различных направлениях и темпах движения, сохраняя требуемое положение.

Команды.

Подача команд на начало движения рядом с проводником разрешается в начале движения, при смене направления и смене темпа движения, при выполнении поворотов на месте.

Выполнение.

Маршрут движения определяется судьей до начала испытаний. Движение по маршруту всегда

начинается с поворотов на месте. Любой поворот может быть выполнен дважды для возвращения на траекторию дальнейшего движения по маршруту. Основные точки маршрута (старт, финиш, места поворотов и точки смены темпа) должны быть размечены. Участки движения с изменением темпа (бег, медленный шаг должны быть не меньше 10-15 шагов).

По указанию судьи проводник с собакой производит повороты на месте (направо, налево, кругом) и начинает движение по маршруту. По сигналу судьи проводник меняет темп движения (бег, медленный шаг, обычный шаг) и направление движения. Собака должна находиться рядом с проводником на протяжении всего выполнения навыка, не тесня его, у его левой ноги (не забегая вперед и не отставая), сохраняя это положение при различных темпах движения и при

поворотах. Примерная ширина зазора между собакой и проводником на протяжении всего маршрута – 10-20 см (в зависимости от размера собаки).

В конце маршрута собака должна самостоятельно принять основное положение при остановке проводника. При остановке собака должна самостоятельно сесть у левой ноги проводника, параллельно с ним, не заваливаясь. После выполнения первой части навыка судья направляет проводника с собакой в группу, состоящую минимум из 3 человек. Проводник и собака должны плотно обойти по траектории «восьмерка» минимум двух человек в группе, а затем остановиться в центре группы в основном положении. На этом выполнение навыка считается оконченным.

Оценка навыка.

Максимальный бал за упражнение – 10 баллов.

Навык считается невыполненным, если:

  • на протяжении всего маршрута «просвет» между собакой и проводником составляет более длины корпуса собаки;
  • проводник во время всего движения по маршруту слишком сильно помогает собаке, так, что создается впечатление, что это он сопровождает собаку, а не собака следует с проводником;
  • проводник неоднократно (более 3 раз) преднамеренно касается собаки с целью управления;
  • собака сопротивляется при попытке входа в группу, собака пытается убежать во время движения через группу.

Общий курс дрессировки и показ прикуса.

Целью навыка является проверка способности собаки спокойно переносить осмотр прикуса.

Команды.

Допускаются следующие команды без начисления штрафа:

  • на принятие основного положения;
  • фиксирующая команда;
  • команда на показ прикуса.
Выполнение.

По указанию судьи проводник с собакой, двигающейся по команде «Рядом», подходит к судье, останавливается, принимает основное положение и демонстрирует прикус собаки. Перед началом показа прикуса разрешается подать фиксирующую команду. Если собака меняет положение в любой момент выполнения упражнения, то проводник должен перевести ее в основное положение командой. Такая команда штрафуется как повторная. После сигнала судьи об окончании показа

прикуса, проводник занимает основное положение.

Оценка навыка.

Максимальный бал за упражнение – 10.

Невыполнением навыка «показ прикуса» считается невозможность осмотра прикуса собаки.

Отношение к наморднику.

Целью навыка является проверка способности собаки спокойно переносить надевание намордника и спокойно находиться в наморднике на протяжении некоторого времени.

Команды.

Допускаются следующие команды без начисления штрафа:

на принятие основного положения;

  • фиксирующая команда;
  • команда, отпускающая в свободное состояние;
  • подзыв.

В случае посадки собаки перед проводником допускается еще одна команда на принятие основного положения.

Выполнение.

По указанию судьи проводник подает команду собаке на принятие основного положения. По указанию судьи проводник надевает собаке намордник (допускается подача фиксирующей команды непосредственно перед надеванием намордника) и переводит ее в свободное состояние командой (не в сторону судьи). Если собака не отходит от проводника, судья может дать указание проводнику начать двигаться в любом направлении, но не в сторону судьи.

По указанию судьи, проводник подзывает собаку. Собака должна занять основное положение, затем проводник по указанию судьи снимает с собаки намордник. В случае посадки собаки перед проводником, последний, по указанию судьи снимает намордник с собаки, затем самостоятельно подает команду на занятие основного положения, после которой собака должна сесть рядом у левой ноги проводника. При подзыве собаки проводнику разрешается подать кличку один раз слитно с командой подзыва, далее подача клички штрафуется как повторная команда.

Собака не должна оказывать сопротивление при надевании намордника, должна спокойно относиться к наморднику, не пытаться скинуть его, не проявлять беспокойства при его снятии, а при подаче проводником команды, переводящей собаку в свободное состояние, перейти в свободное положение (достаточно изменить положение, например, встать, отойти от проводника, лечь или спокойно следовать за проводником).

Оценка навыка.

Максимальный бал за упражнение – 10 баллов.

Невыполнением навыка «отношение к наморднику» является:

  • невозможность надеть намордник на собаку в течение 30 секунд;
  • сбрасывание намордника собакой;
  • непрекращающиеся попытки сбросить намордник, несмотря на запрещающие команды проводника.

В случае невыполнения навыка собака снимается с испытаний.

Отношение к разбросанному корму.

Целью навыка является проверка способности собаки игнорировать разбросанный на земле корм.

Допускаются следующие команды без начисления штрафа:

  • перевод в свободное состояние и/или жест рукой;
  • одна запрещающая команда;
  • подзыв;
  • команда на принятие основного положения.
Выполнение.

Навык проверяется на участке 3м х 4м, где заранее ассистентом судьи разбрасывается несколько заметных кусочков лакомства. Лакомство должно быть диаметром приблизительно 3-4 см. Лакомство может быть из вареного или сырого мяса, фарша, рыбы, пахучего сыра и т.п. Запрещены все виды костей, тушек птиц или животных, сырая свинина, копчености и солонина, хлебобулочные изделия.

По указанию судьи проводник подает команду собаке на принятие основного положения. По указанию судьи проводник с собакой, идущей рядом без поводка, подходит к участку, где разбросан корм, останавливается в основном положении на расстоянии примерно 2 м от границы участка, на котором разбросан корм.

Затем командой, переводящей собаку в свободное состояние (возможно одновременное сопровождение жестом), посылает собаку на этот участок. После того, как собака перешла в свободное состояние, проводник также начинает свободно двигаться по участку с разбросанным кормом. Если собака не переходит после команды в свободное состояние, то проводник начинает двигаться по участку, позвав с собой собаку. Собака штрафуется за повторную команду.

При попытке собаки взять корм, проводник может подать запрещающую команду (первая поданная команда не штрафуется).

Примерно через 30 секунд судья дает указание подозвать собаку. Собака должна подбежать к проводнику и занять основное положение.

В случае посадки собаки перед проводником, проводник самостоятельно подает команду собаке на занятие основного положения.

Оценка навыка.

Максимальный бал за упражнение – 10 баллов.

Если собака, несмотря на запрет, взяла корм в пасть, то она снимается с испытаний.

Прекращение действия по команде проводника с последующим его возобновлением.

Целью навыка является проверка способности собаки прекращать действие по команде проводника, а затем возобновлять действие по разрешению проводника.

Допускаются следующие команды без начисления штрафа:

  • на принятие основного положения;
  • разрешающая команда на поедание корма,
  • запрещающая команда,
  • разрешающая команда.
Выполнение.

Перед началом проверки навыка судья сообщает проводнику, какой по счету кусок тот должен будет запретить съесть собаке. Запрещаемый кусок не может быть первым. По указанию судьи проводник подает команду собаке на принятие основного положения. Если собака меняет положение, то проводник должен перевести ее в основное положение командой. Такая команда штрафуется как повторная.

По сигналу судьи проводник начинает скармливать собаке по одному куску лакомства. Лакомство дается с раскрытой ладони, единообразно, проводник при этом не должен подавать каких-либо команд или других сигналов собаке.

Для того чтобы навык мог быть проверен, собака должна без разрешающей команды есть корм, предлагаемый дрессировщиком. В случае если собака не ест корм без команды, проводнику разрешается подать одну разрешающую команду на поедание корма без начисления штрафа.

При даче очередного куска (согласно полученным от судьи указаниям) проводник подает собаке запрещающую команду. Команда должна быть подана в тот момент, когда собака уже тянется за кормом. Собака должна по первой команде прекратить начатое действие (попытку взять корм), при этом она не должна показывать признаков страха или избегания проводника, или корма. Если собака меняет положение после запрещающей команды, то проводник должен перевести ее в основное положение командой. Такая команда штрафуется как повторная. Дополнительно собака штрафуется за изменение положения после запрещающей команды.

При подаче запрещающей команды любое движение ладонью запрещается (сжимание в кулак, прижимание куска большим пальцем и тому подобное).

После небольшой выдержки длительностью около 3 секунд судья дает проводнику указание убрать ладонь с кормом (рука убирается за спину). После этого, по сигналу судьи, проводник снова подносит ладонь с лакомством к морде собаки и подает команду, разрешающую возобновить поедание корма. Разрешающая команда допускается единожды. Последующие разрешающие команды штрафуются как повторные. После того, как собака съела разрешенный кусок, проводник занимает основное положение, а выполнение навыка считается законченным.

Оценка навыка.

Максимальный бал за упражнение – 10 баллов.

Навык считается невыполненным, если собака после поданной

запрещающей команды съедает корм или не возобновляет поедание корма

после третьей поданной разрешающей команды.

Общий курс дрессировки и апортировка.

Целью навыка является проверка способности собаки принести брошенный предмет и отдать его по первой команде проводника. Допускаются следующие команды без начисления штрафа:

  • на принятие основного положения;
  • фиксирующая команда;
  • посыл на апортировку (голосом или голосом и жестом);
  • команда на отдачу предмета;
  • на принятие основного положения в случае посадки собаки перед проводником при отдаче предмета.
Выполнение.

По указанию судьи проводник берет апортировочный предмет и показывает его собаке. Допускается предварительное ознакомление собаки (обнюхивание) с предметом до занятия основного положения. Игра с предметом или взятие собакой предмета в пасть не допускаются.

Проводник и собака занимают основное положение. По указанию судьи проводник бросает предмет на расстояние не менее 10 метров от себя. Допускаются подача собаке фиксирующей команды перед выбросом предмета.

По сигналу судьи (примерно через 3 секунды) командой на апортировку (голосом или голосом и жестом) проводник посылает собаку за предметом. Собака должна целеустремленно и по прямой подбежать к брошенному предмету, взять его в пасть и вернуться к проводнику, сесть с предметом у левой ноги (допускается посадка собаки перед проводником). После подноса предмета и выдержки до 3 секунд проводник по команде судьи подает команду на отдачу предмета и забирает предмет у собаки. Затем проводник подает команду на принятие собакой основного положения. В случае посадки собаки перед проводником последний по указанию судьи после выдержки примерно 3 секунды подает команду на отдачу предмета и забирает предмет у собаки, затем самостоятельно подает команду собаке на занятие основного положения.

Если собака потеряла предмет на расстоянии далее, чем 1 метр от проводника, и не подняла его самостоятельно, проводник обязан подать команду на подбор предмета, которая штрафуется как повторная команда. При потере собакой предмета на расстоянии ближе чем 1 метр от проводника, то проводник может не подавать команду на подбор предмета, штрафные баллы начисляются по соответствующему пункту. Если собака сорвалась с места до команды на поднос предмета, то

начисляется штраф за «старт без команды».

Оценка навыка.

Максимальный балл за упражнение – 10 баллов. Навык считается не выполненным, если:

  • собака берет предмет в пасть при ознакомлении с предметом;
  • собака бросает предмет в радиусе далее 2 м от проводника и не поднимает его после трех команд;
  • не подносит предмет в течение 30 секунд.

Комплекс «Сидеть — лежать — стоять».

Общий курс дрессировки предполагает обучение собаки правильному выполнению  команд сидеть, лежать и стоять. Целью навыка является проверка способности собаки по первой команде проводника демонстрировать различные положения (сидеть, лежать, стоять) без продвижения. Допускаются следующие команды без начисления штрафных баллов:

  • на принятие основного положения;
  • фиксирующая команда;
  • шесть команд на смену положения: на принятие положения «лежать» (2 раза), на принятие положения «стоять» (2 раза), на принятие положения сидеть (2 раза).

При этом для принятия каждого из положений допускается подача  одной нормативной команды и два ее повтора (со штрафом). Последовательность команд определяется судьей испытаний до начала мероприятия.

Выполнение.

Собака должна поменять положение 6 раз (каждое положение занимается дважды), и при этом оставаться в размеченной 3-х метровой зоне в процессе выполнения всех смен положения. Проводник определяет способ управления собакой при смене положений: голосом, жестом или голосом и жестом одновременно. Исключение: стартовое положение и принятие основного положения в конце упражнения, которые занимаются всегда по команде голосом.

Проводник с собакой занимают основное положение на стартовой линии в основной позиции. По указанию судьи проводник отходит от собаки на 10 м. Разрешается подача фиксирующей команды перед отходом от собаки. По сигналу судьи проводник начинает подавать собаке команды на смену положения с выдержкой каждого положения 3 секунды. Команду на каждую смену положения подает судья.

По команде проводника собака должна менять свое положение в соответствии с командами. Каждая смена положения должна быть выполнена собакой дважды. Собака должна по первой команде принять требуемое положение и не менять его. При самостоятельном изменении собакой положения проводник должен вернуть ее в требуемое положение повторной командой.

Если собака не занимает требуемого положения, проводник обязан подать еще одну команду. После того, как собака заняла все требуемые положения проводник по команде судьи должен вернуться к собаке, встать справа от собаки и подать команду на принятие основного положения. На этом упражнение считается законченным.

Оценка навыка.

Максимальный бал за упражнение – 10 баллов. Каждое сменное положение собака должна принять дважды. Навык считается невыполненным, если:

  • собака после 3 поданных команд не заняла требуемого положения;
  • во время смены всех положений собака продвигается более чем на 3 метра;
  • собака покидает трехметровую зону в третий раз.

Команда «Место».

Целью навыка является проверка способности собаки по первой команде возвращаться на место, отмеченное вещью проводника. Допускаются следующие команды без начисления штрафных баллов:

  • на принятие основного положения;
  • команда на принятие положения «лежать»;
  • команда на подзыв;
  • фиксирующая команда на месте;
  • команда на принятие основного положения в случае фронтальной посадки собаки;
  • команда на посыл в заданном направлении (голосом или голосом и жестом одновременно);
Выполнение.

Проводник достает вещь для обозначения места, затем вместе с собакой занимают основное положение в указанном судьей месте. По указанию судьи проводник укладывает собаку голосовой командой. Кладет около локтя собаки свою вещь, подает фиксирующую команду и отходит от собаки на 10 метров. Останавливается и разворачивается к собаке лицом. Допускается одна фиксирующая команда до начала отхода от собаки.

После выдержки не менее 10 секунд по указанию судьи проводник подзывает собаку. Собака по первой команде должна подбежать к проводнику и занять основное положение. В случае посадки собаки перед проводником, проводник самостоятельно подает команду собаке на занятие основного положения.

После подхода собаки и выдержки до 5 секунд по указанию судьи проводник голосовой командой или голосом и жестом (одновременно) посылает собаку на место. Собака по первой команде должна вернуться на обозначенное место. И занять положение «лежать» в пределах 1 метра от вещи, обозначающей место.

После выдержки до 10 секунд по указанию судьи проводник подходит к собаке. И переводит собаку в основное положение. На этом выполнение навыка считается законченным. Выдержка отсчитывается с момента принятия собакой положения «лежать». В непосредственной близости от вещи, или по решению судьи, если собака не занимает нужного положения. 

Оценка навыка.

Максимальный бал за упражнение – 10 баллов. Навык считается невыполненным, если:

  • собака не зафиксировалась в любом положении у вещи в круге диаметром 3 (1,5) м;
  • испытуемая собака выползла/вышла от вещи без команды за пределы круга диаметром в 3 (1,5) м при отходе проводника до принятия им положения «лицом к собаке» на линии управления;
  • собака грызет вещь и/или хватает и переносит ее с места.

Преодоление препятствий.

Целью навыка является проверка способности собаки по первой команде проводника преодолевать различные виды препятствий. Допускаются команды:

  • на принятие основного положения;
  • посыл на препятствие;
  • подзыв после преодоления препятствия;
  • на принятие основного положения, если собака после подзыва приходит во фронтальную позицию;
  • команда на следование рядом с проводником;
  • команда на занятие основного положения в конце выполнения навыка.

Если имеется выбор препятствий в каждой группе, проводник выбирает по одному препятствию из каждой группы и называет их судье. Порядок преодоления препятствий может определяться проводником. Количество повторных попыток преодоления любого препятствия не более двух. Но при этом каждая повторная попытка штрафуется.
Попыткой является:

  • касание лапами трапов препятствия без последующего входа на препятствие. Или спрыгивание с препятствия до преодоления примерно половины длины препятствия;
  • касание барьера или забора собакой без прыжка;
  • преодоление препятствия не в том направлении;
  • опрокидывание л/а барьера;
  • проход под планкой л/а барьера.

Преодоление (или попытка преодоления) всех трех выбранных препятствий обязательно.

Выполнение.

Выполнение начинается после объявления проводником маршрута движения и последовательности преодоления препятствий. Проводник до начала движения по маршруту должен сообщить судье, каким образом он будет осуществлять переходы между препятствиями. Или сразу начинать движение с собакой по команде следования рядом с проводником к следующему препятствию. Или, после преодоления препятствия, использовать команду на подзыв. В этом случае посадка собаки у левой ноги проводника до начала движения обязательна.

Проводник с собакой занимают основное положение в стартовой зоне перед первым препятствием. По указанию судьи проводник начинает движение по маршруту. Он останавливается в 3-х метровой зоне перед каждым препятствием и подает команду на преодоление препятствия.

Легкоатлетический барьер

собака должна преодолеть безопорным прыжком, не касаясь его.

На бум

собака поднимается по трапу, уверенно проходит по буму и сходит по трапу с другой стороны. Спрыгивание со сходного трапа или с бума вбок – штрафуется, также штрафуется запрыгивание на входной трап сбоку. Если собака спрыгивает до достижения ею середины бума, то она должна быть послана повторно. В противном случае препятствие считается не пройденным. Кроме того, собака штрафуется за спрыгивание с бума. Если собака спрыгивает с бума после преодоления отметки половины горизонтального трапа, то она только штрафуется. Посылать ее на повторное его прохождение не нужно.

Окоп

собака преодолевает, поднимаясь на его высокий помост по наклонному трапу. И сразу перепрыгивает на низкий, далее без задержки спускается по наклонному трапу. Собака должна коснуться наклонных трапов при входе на и сходе с препятствия 2 передними лапами. Спрыгивание со сходного трапа или со второй площадки окопа вбок – штрафуется. Также штрафуется запрыгивание на входной трап сбоку. Если собака спрыгивает с первой площадки окопа, то она должна преодолеть препятствие повторно.

Глухой забор

собака преодолевает лазающим прыжком.

При преодолении горки

собака быстро поднимается по входному трапу, преодолевая гребень горки. И без задержки спускается по сходному трапу.

На лестницу

собака вскарабкивается по ступенькам до площадки наверху, и также по ступенькам спускается вниз. Спрыгивание собаки с высоты более 0,5 м при возвращении штрафуется.

Оказывать собаке какую-либо механическую помощь (подсаживание собаки, поддержка собаки под живот и т.д.) не разрешается. После преодоления всех выбранных препятствий проводник с собакой занимают основное положение.

Оценка навыка.

Максимальный бал за упражнение – 10 баллов. Невыполнением навыка считается не преодоление собакой двух из трех выбранных препятствий.

общий курс дрессировки

Отношение собаки к резким звукам.

Общий курс дрессировки включает в себя обучение собаки спокойно реагировать на резкие звуки.

Выполнение.

В зависимости от количества собак, проходящих испытания, проверка навыка проводится индивидуально или группами от 2 до 5 собак. Проводники в сопровождении собак на поводках входят на территорию проведения испытаний. И становятся в линию на расстоянии 2-3 м друг от

друга. Собаки находятся в основном положении. По команде судьи проводники подают фиксирующую команду, отходят от собак на расстояние 2 м. Оставляют поводок в провисшем состоянии и разворачиваются лицом к собаке. Помощник судьи производит два раза с интервалом 5-7 секунд выстрелы из стартового пистолета. Он располагается на расстоянии 20-25 м позади сидящих собак.

После выстрела по команде судьи проводники возвращаются к собакам и занимают основное положение справа от собаки. Собаки должны демонстрировать нейтральное отношение к выстрелу.

Оставаться в положении «сидеть» до возвращения проводника и подачи им команды на окончание выполнения навыка.

Оценка навыка.

Максимальный бал за упражнение – 10 баллов. Оценка за упражнение выставляется судьей в зависимости от реакции, которую демонстрируется собакой. Допускается проявление контролируемого агрессивного поведения в сторону стрелявшего.

Штрафуется любое отклонение  поведения. В том числе: смена положения, лай, продвижение, необходимость коррекции проводником и тому подобное. Величину штрафа определяет судья.

Если собака демонстрирует явную трусость, неуверенность в себе или длительное ориентировочное поведение, которое не поддается коррекции со стороны дрессировщика (по нормативным командам «сидеть» или «лежать»), то испытания считаются оконченными, собака снимается с испытаний и временный рабочий сертификат не выдается.

ДЛЯ СОБАК РОСТОМ МЕНЕЕ 42 см: проводник имеет право заранее отказаться от выполнения навыка «отношение собаки к резким звукам». За этот навык собака получает 10 штрафных баллов. И дополнительно вычитается ОДИН штрафной балл из итоговой суммы баллов, но собака не снимается с испытаний.

Общий курс дрессировки — самый основной вид испытаний для оценки обученности и послушания дрессированной собаки.

Частые ошибки в дрессировке собак на видеохостинге Rutube.

Инструктор-кинолог Яговитина Ю.А.

Книга: Воспитание щенка

В.Н. Зубко Воспитание щенка Общие сведения и рекомендации

Одним
из важных условий успешной работы в
собаководстве является любовь к животным,
особенно к собакам. Только любовь может
оправдать траты времени и материальных
средств, физических и душевных сил на
четвероногого друга. Без любви собака
скоро надоест вам с станет обузой.

Однако
любовь к собаке должна быть осмысленной,
сочетаться с твердыми знаниями основ
собаководства, умением продумано,
целесообразно вести это дело. Ее следует
сочетать с твердостью характера,
решительными действиями в интересах
правильного воспитания щенка.

Немалую
роль играет и способность терпеливо и
настойчиво изо дня в день обучать щенка,
вырабатывать у него полезные навыки и
изживать нежелательные действия и
вредные привычки. При этом всегда надо
быть терпеливым. Тот, кто тяготится
повседневной черновой работой по
содержанию, кормлению и воспитанию
щенка чистка, уборка нечистот, приготовление
корма, ежедневное двух-трехразовое
выгуливание и прогулки и др.), кто легко
возбуждается и не может справиться со
своей раздражительностью, не должен
заводить животное.

Для
выращивания и воспитания питомца
необходимы определенные условия, а
именно: хорошее размещение, наличие
соответствующего инвентаря, тщательный
ежедневный уход, полноценное кормление,
ежедневный выгул для отправления
естественных надобностей щенка,
продолжительные прогулки и игры. И,
пожалуй, главное: нужно всегда быть
готовым к малым и большим неприятностям
и переживаниям, связанные с содержанием
у вас щенка (лужи и кучки, когда он еще
не приучен к чистоплотности, попытки
царапать и грызть стены и мебель, нередкие
болезни щенячьего возраста, недостаточная
понятливость щенка, а порой и явное
упрямство и др., способным терпеливо и
настойчиво преодолевать все трудности,
не терять спокойствия и уверенности,
что они вскоре пройдут. Наградой за все
будет верный четвероногий друг, преданный,
неподкупный, способный понимать вас,
по первой команде или жесту защитить
от нападения.

У
щенка, а затем и у выросшей взрослой
собаки должен быть хозяин. Он ухаживает
за ним, чистит его, кормит, выгуливает,
занимается воспитанием и начальной
дрессировкой. Остальные члены семьи
могут привлекаться для ухода и кормления
щенка лишь в случаях, когда хозяин болен
или его нет дома. Очень полезно использовать
в роли помощников детей, но только под
наблюдением взрослых, и опять-таки,
когда за щенком не может ухаживать
хозяин. Только при этом условии можно
обеспечить правильное выращивание и
воспитание щенка.

Хозяином
щенка может быть не только взрослый
член семьи, но и взрослые дети-старшеклассники,
учащиеся ПТУ и др., — предварительно
получившие практические навыки ухода
за животными в роли помощников взрослых
и под их наблюдением.

Выращивание
и воспитание щенка — интересный,
увлекательный, но требующий терпения,
повседневный труд, к которому нужно
готовиться заранее, а не когда щенок
уже появился в доме. Хозяин должен иметь
необходимый минимум знаний и владеть
практическими навыками и объеме программы
подготовки собаководов-любителей.
Неподготовленный собаковод неизбежно
совершит множество ошибок, последствия
которых могут стать плачевными. Так,
например, плохой уход, неполноценное
кормление, недостаточные прогулки
приведут к отставанию в росте и развитии
щенка, появлению рахита и других болезней.
Из щенка вырастет излишне злобная, а
чаще трусливая собака, трудно поддающаяся
дрессировке. Необходимые знания по
собаководству можно получить из
специальной литературы, бесед с опытными
собаководами-любителями, но наиболее
надежным и эффективным способом является
подготовка при клубе служебного
собаководства пор программе
собаководов-любителей. Кроме того,
настоятельно рекомендуем при возникновении
у вас неясных вопросов в процессе
выращивания и воспитания щенка обращаться
за помощью к соответствующим специалистам
клуба. Лучше затратить на это несколько
часов своего времени, чем допускать
серьезные ошибки, от которых пострадает
ваш щенок, а в конечном счете и вы.

Рекомендуем
также завести у себя небольшую библиотечку
книг по собаководству и периодически
обмениваться книгами с другими
собаководами-любителями.

Регулярно
посещайте проводимые клубом выводки
молодняка, выставки и соревнования
собак, что будет расширять ваш кругозор
по собаководству. На выводках и выставках
вы сможете также обменяться полезными
сведениями с другими собаководами,
выслушать их советы. Но только слишком
не увлекайтесь советами других, принимайте
к руководству лишь советы действительно
опытных компетентных собаководов,
заслуживающих вашего доверия. Но даже
и такие рекомендации двух собаководов
по одному и тому же вопросу могут быть
прямо противоположными. Приучите себя
сопоставлять каждый совет с тем, что вы
услышали от других собаководом с большим
стажем, приобрела на курсах собаководов,
вычитали из специальной литературы и,
наконец, с вашими личными наблюдениями
и только после этого принимайте решение.
Если вопрос сложный, то решающее слово
оставьте за опытными специалистами
клуба служебного собаководства. Только
при соблюдении этих правил вы сможете
избежать при выращивании и воспитании
щенка серьезных упущений и ошибок.

Обязательно
заведите и регулярно заполняйте журнал
наблюдений за ростом и развитием вашего
питомца. Вести его можно в произвольной
форме, но желательно, чтобы в нем
учитывались в динамике следующие данные:
масса тела (вес); рост в холке; даты
появления и смены молочных зубов на
постоянные; дата поднятия ушей (у немецких
овчарок, колли, ризеншнауцеров и др.);
наблюдения за возрастными изменениями
в поведении щенка; результаты воспитания
и начальной дрессировки; оценки и
рекомендации специалистов, осматривавших
его, отметки об их выполнении; даты
проведения ветеринарных осмотров,
профилактических обработок (против
гельминтов и др.) и прививок (против
бешенства, чумы и др.). Эти записи позволят
вам с любое время восстановить в памяти
все, что связано с ростом и воспитанием
щенка, сравнивать показатели при
выращивании других щенков, приучат вас
к наблюдательности и своевременности
проведения мероприятий, обеспечивающих
здоровье щенка, хорошее его развитие.

Постарайтесь
с первого дня появления у вас малыша
установить с ним и поддерживать
взаимопонимание и правильные
взаимоотношения, которые принято
называть хорошим контактом. Это позволит
выработать у него привязанность к вам,
послушание, преданность, а впоследствии
и любовь. Все это вполне достижимо, если
вы будете спокойно относиться к вашему
воспитаннику, регулярно его чистить,
своевременно кормить, прогуливать,
проводить с ним игры, занятия по начальной
дрессировке.

Постарайтесь,
насколько возможно, чтобы любые
неприятности в вашей жизни не отражались
на вашем обращении со щенком. Собака
очень тонко чувствует настроение своего
хозяина и соответствующим образом на
него реагирует.

Не
требуйте от щенка выполнения непосильных
для него задач, но в то же время не
оставляйте без внимания проявления им
явной недисциплинированности и дурные
поступки. Спокойно, но твердо давайте
понять ему о совершенном им поступке,
о вашем неудовольствии его поведением.
Это достигается повышенным тоном
команды, воздействием поводком, но
делайте это только в тот период, когда
щенок проявляет дурное поведение или
немедленно после него. При сравнительно
легких поступках для их прекращения
достаточно отвлечь щенка игрой, пробежкой
с ним и т. п. Еще раз повторяем, что
ваше воздействие должно при совершении
щенком поступки или немедленно после
него, чтобы щенок мог понять, что от него
требуют, чем вызвано неудовольствие
хозяина. Наказывать малыша спустя
некоторое время, исчисляемое даже
десятками секунд бесполезно: он вас не
поймет.

Трех-четырехмесячные
щенки по своему характеру уже отличаются
друг от друга и требуют индивидуального
подхода. Для одних достаточно легкого
механического воздействия (надавливания
рукой, воздействие поводком и др.) или
повышения тона команды, чтобы они
правильно прореагировали, а для других
этого недостаточно. Требуется более
сильное механическое воздействие, более
повелительный тон и зачастую повторение
команды, чтобы добиться нужного
результата. Но для любого щенка остается
обязательным правило щадящего воздействия
с учетом возраста, иначе вы можете
нарушить установившийся контакт и даже
запугать его, что крайне нежелательно.

Со
щенками, как, впрочем, и со взрослыми
собаками, нельзя чрезмерно формировать
интенсивность занятий по их воспитанию
и дрессировке. Сложность и продолжительность
упражнений должны наращиваться
постепенно. Так, например, первые прогулки
со щенком и занятия с ним должны проводится
в спокойных местах, где вовсе нет или
имеется немного посторонних людей,
транспортных средств, животных и других
отвлекающих раздражителей. По мере того
как ваш питомец привыкнет к такой
обстановке, можно переходить к занятиям
по начальной дрессировке в более сложных
условиях. Соответственно усложняются
и отрабатываемые приемы воспитания и
дрессировки.

Не
требуйте от щенка особой четкости в
выполнении ваших команд. Достаточно,
если он начнет на них соответствующим
образом реагировать. Требования
увеличивайте пропорционально возрасту
щенка, но не забывайте, что возможности
молодого организма ограничены и нельзя
ожидать от него результатов, как при
дрессировке взрослых собак: может
наступить переутомление и отказ от
работы. Если вы заметили, что щенок
устал, сделайте перерыв на 5–7 минут, а
при сильной усталости прекратите
занятия. Во время перерыва предоставьте
щенку возможность побегать, поиграть.

По
мере того как щенок вырастает и у него
на ту или иную команду уже выработан
начальный условный рефлекс, требования
увеличиваются. При невыполнении команды
повторите ее громе и в более повелительном
тоне, если нужно, примените механическое
воздействие (нажим рукой, воздействие
поводком и др.), но добейтесь ее выполнения,
пусть даже и не очень четкого. Если этого
не делать, то щенок, а впоследствии и
взрослая собака усвоит, что для нее ваши
команды необязательны, их можно и не
выполнять. Так по вине хозяев вырастают
недисциплинированные плохо управляемые
собаки. Некоторые из них на механические
воздействия отвечают агрессивным
поведением и могут укусить даже хозяина.
Такие собаки становятся в семье и для
посторонних небезопасными. Поэтому от
взрослых щенков спокойно, но настойчиво
добивайтесь выполнения ваших команд,
достаточного подчинения.

Очень
важно научиться правильно подавать
щенку команды. Перед подачей команды
обратите на себя внимание щенка, произнеся
его кличку. Затем четко, умеренно громко,
в повелительном тоне произнесите
команду. Если команда не выполнена,
подайте ее повторно, более громко и в
более повелительном тоне, но ни в коем
случае не выкрикивая, иначе щенок
привыкнет выполнять лишь «кричащие»
команды. В то же время и слишком тихо
поданные команды щенок может не услышать,
особенно если он в это время чем-то
отвлечен.

Применяемых
для служебных собак стандартных команд
(общепринятых) вполне достаточно, чтобы
управлять поведением животных,
использовать их для различных довольно
сложных видом работы. Поэтому мы не
рекомендует применять другие, придуманные
вами команды, хотя собака в состоянии
усвоить и выполнять при интенсивной
дрессировке более сотни команд.

Не
разрешайте посторонним людям, в том
числе и вашим знакомым, гладить вашего
щенка, ласкать его, играть с ним и другими
действиями располагать к себе. Щенок
ко всем посторонним людям должен
относиться спокойно, нейтрально,
незаинтересованно, но и смело, без
какого-либо страха. Поэтому ни ласкать,
ни кормить, ни запугивать вашего щенка
посторонним людям не позволяйте.

Приход
посторонних людей в квартиру или во
двор у многих щенков вызывает стремление
подбежать к ним, облаять. Эти задатки
полезны и немедленно пресекать их не
следует. Если малыш сильно возбудился,
то подзовите его к себе, успокойте
поглаживанием, добейтесь его отхода в
сторону. Если же щенок потянется к
посторонним ласкаться, удержите его от
этого, а при повторных попытках попросите
вошедшего человека ударить слегка по
спинке прутиком подбежавшего к нему
щенка. Аналогичным образом поступайте,
если во время прогулки щенок начнет
лаять на проходящих людей, животным,
транспортные средства. Отвлеките его
от этого и успокойте. Не допускайте
также, чтобы щенок, стремясь поиграть
со взрослыми и детьми, подбегал к ним.
Иначе это станет у него навязчивой
привычкой, которая принесет вам много
неприятностей. Совершенно недопустимы
контакты с незнакомыми детьми. Все ваши
заверения о том, что щенок не кусается,
для детей и особенно их родителей в
большинстве случаев будут малоубедительны
и неприятностей вам не избежать.

Еще
один совет. Когда вы собираетесь со
щенком на прогулку, он начинает прыгать
и бегать вокруг вас, лаять и проявлять
другие признаки радости. Как вам это ни
приятно, постарайтесь утихомирить
вашего питомца и заодно не разрешайте
ему прыгать на вас с опорой передними
лапами. Ведь собачий лай — не радость
для соседей, особенно если люди нездоровы,
и не считаться с ними нельзя. В большинстве
случаев достаточно на щенка надеть
шлейку или ошейник и он сразу успокоится.

Итак,
владелец суки решил ее повязать, а не
имеющий собаки решил обзавестись ею.
Что надо знать этим людям?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Книга «Cобака. Полное руководство по дрессировке и уходу» начинается так:

Когда автор этой книги был мальчиком, собак держали немногие, в основном охотники. Некоторые энтузиасты держали служебных собак, главным образом, овчарок. Именно овчарок, поскольку в те времена литература и кино были наполнены повестями, рассказами и фильмами о милиционерах и пограничниках, плечом к плечу с которыми действовали самоотверженные овчарки. Ну а что касается декоративных пород, то они, особенно в небольших городах, вообще были диковинкой.

Сейчас в каждом подъезде многоквартирного дома живет как минимум одна семья, владеющая собакой. А то и две семьи, и три. Соответственно, интерес к книгам про собак существенно вырос и этих книг ныне великое множество. Зачем же нужна еще одна книга? Дело в том, что как возросло число собак, так выросло и число проблем, с которыми сталкиваются их владельцы. Причем проблемы эти в большинстве случаев касаются не содержания собак и даже не их здоровья, а их поведения. Непослушная собака, агрессивная собака, пугливая собака – с такими чертами характера своих любимцев сталкивается очень много людей. И если раньше владелец мог получить более или менее профессиональный совет в клубе собаководов или в «своем» отделении ДОСААФ (все служебные собаки были фактически военнообязанными и обязательно регистрировались), то ныне получить толковую консультацию по воспитанию и обучению собаки гораздо труднее. Подавляющее большинство современных книг про собак – это справочники, содержащие сведения о многообразных собачьих породах, их особенностях и происхождении. Реже встречаются книги о содержании собак и уходе за ними. А вот книг о воспитании и обучении совсем мало.

Алексей Юрьевич Целлариус

Cобака. Полное руководство по воспитанию и уходу

Моей жене, Елене Целлариус, с любовью и благодарностью

© ООО «Издательство Астрель»

Предисловие

Когда автор этой книги был мальчиком, собак держали немногие, в основном охотники. Некоторые энтузиасты держали служебных собак, главным образом, овчарок. Именно овчарок, поскольку в те времена литература и кино были наполнены повестями, рассказами и фильмами о милиционерах и пограничниках, плечом к плечу с которыми действовали самоотверженные овчарки. Ну а что касается декоративных пород, то они, особенно в небольших городах, вообще были диковинкой.

Сейчас в каждом подъезде многоквартирного дома живет как минимум одна семья, владеющая собакой. А то и две семьи, и три. Соответственно, интерес к книгам про собак существенно вырос и этих книг ныне великое множество. Зачем же нужна еще одна книга? Дело в том, что как возросло число собак, так выросло и число проблем, с которыми сталкиваются их владельцы. Причем проблемы эти в большинстве случаев касаются не содержания собак и даже не их здоровья, а их поведения. Непослушная собака, агрессивная собака, пугливая собака – с такими чертами характера своих любимцев сталкивается очень много людей. И если раньше владелец мог получить более или менее профессиональный совет в клубе собаководов или в «своем» отделении ДОСААФ (все служебные собаки были фактически военнообязанными и обязательно регистрировались), то ныне получить толковую консультацию по воспитанию и обучению собаки гораздо труднее. Подавляющее большинство современных книг про собак – это справочники, содержащие сведения о многообразных собачьих породах, их особенностях и происхождении. Реже встречаются книги о содержании собак и уходе за ними. А вот книг о воспитании и обучении совсем мало.

В этой книге есть сведения и о содержании собак, и о том, как собаку выбрать, и об особенностях основных породных групп. Но главное место в ней занимает рассказ о том, чем собачья личность отличается от нас, что такое собачий характер, как и из чего он складывается, как можно попытаться его изменить и чему можно и нужно обучить свою собаку.

Теперь необходимо сказать несколько слов о том, как автор подходит к воспитанию и обучению собак. Так вот, всякая собака – личность, причем личность порой очень непростая. В области разума собака уступает человеку на огромную дистанцию, хотя мне кажется порой, что лабораторные эксперименты собачий ум недооценивают. Но вот что касается памяти, чувств и эмоций, то здесь собака отличается от человека очень немного. Иными словами, собака отчасти похожа на ребенка – преобладанием чувств над разумом. А каждый знает, как непросто формируется характер ребенка. С собакой, конечно, намного проще, но тоже довольно сложно. Однако при чтении этой книги у вас частенько будет возникать ощущение, что автор относится к собаке не как к личности, а как к автомату, у которого вся психика состоит лишь из безусловных и условных рефлексов. Почему? Дело в том, что высшие области собачьей психики изучены очень слабо. Плохо известны не только собственно психические процессы, но и процессы чисто физиологические, которые определяют, скажем, силу нервной системы или подвижность нервных реакций. А подход к собаке как, своего рода автомату уже многие десятилетия доказывает свою эффективность. И особенности этого подхода, конкретные методы и приемы, выработаны и отшлифованы поколениями дрессировщиков, егерей-натасчиков и проводников служебных собак. Но не забывайте – хороший дрессировщик не просто тупо применяет конкретные методы, довольно подробно описанные в этой книге, но старается учесть и все остальные стороны собачьей личности. Для этого нужно не просто любить свою собаку, но и стараться ее понять. И моя книга предназначена еще и для того, чтобы хотя бы отчасти облегчить вам это понимание.

Важно помнить еще и о том, что как нет двух совершенно одинаковых собак, так нет и двух дрессировщиков, взгляды которых бы полностью совпадали. Существуют разные школы дрессировки. Очень многие профессионалы, особенно те, кто имеет дело с собаками служебных пород, придерживаются гораздо более жестких методов воспитания и обучения. Моя «мягкость» обусловлена, вероятно, тем, что я близко знаком, главным образом, со зверовыми собаками – терьерами и лайками – и с собаками-пастухами – алабаями. Собаки эти весьма самолюбивы, сильны и неуступчивы, чтобы их согнуть жесткими методами, нужно быть действительно жестким. При этом велик риск собаку «сломать». А сломанные – они никакие работники. Самостоятельность и чувство собственного достоинства – основа их характера, с ними прямо связаны их рабочие качества. Но вообще, надо сказать, что среди собак всех пород есть такие, для которых более эффективны жесткие методы, и такие, с которыми предпочтительно обращаться помягче.

Собственно, на этом предисловие можно было бы и закончить. Но я хочу воспользоваться случаем и поблагодарить тех, чьей помощью и поддержкой я пользовался и на тернистом порой пути собачника, и при написании этой книги. В первую очередь, это моя жена, Елена Целлариус. Кроме того, в течение многих лет я бессовестно пользовался знаниями и бескорыстной помощью Марины Анатольевны Декань, Андрея Дмитриевича Пояркова, Ольги Олеговны Тарасовой и Юрия Генриховича Меньшикова.

Соратник, друг или слуга?

Кто был предком домашней собаки?

Домашняя собака (ее зоологическое «имя» Canis familiaris) имеет немало близких родственников, вместе с которыми она составляет род Canis. В русской зоологической традиции принято называть этот род родом волков, хотя правильней было бы называть его родом псов, поскольку canis по-латыни – собака (волк – lupus). Я не буду вдаваться в тонкости зоологической систематики, это уведет нас слишком далеко в сторону. Поверьте мне на слово – палеонтологические, анатомические и генетические данные говорят, что предков собаки следует искать только среди членов рода волков, никакие другие псовые на эту роль претендовать не могут.

Родом зоологи называют группу близких по происхождению видов. Род Canis относится к семейству псовых (семейство объединяет близкие роды) отряда хищных (отряд – группа родственных семейств). В семейство псовых, помимо рода волков, входят роды лисиц, красных волков, гривистых волков, гиеновых собак, енотовидных собак, песцов, фенеков, серых лисиц, южноамериканских лисиц и кустарниковых собак.

В род волков из ныне живущих созданий, кроме собаки, входит несколько видов шакалов, койот, американский рыжий волк (не путать с красным) и хорошо нам всем знакомый, хотя бы по детским сказкам, волк серый. Большинство зоологов уверены, что предком домашней собаки был серый волк и только он. Споры в основном идут вокруг того, какая географическая раса волков стала предком собаки – европейская, азиатская, или волка одновременно приручили в разных местах. Одно время пользовалась популярностью версия происхождения домашней собаки от обыкновенного шакала. Койот в качестве предка собаки не рассматривался вообще, поскольку считался коренным американцем, тогда как собаку человек впервые приручил в Старом Свете, в этом не было и нет никаких сомнений.

Серый волк свободно скрещивается с собакой, потомство таких браков весьма живуче и плодовито, ничуть не уступая во всех отношениях своим родителям. По строению хромосом (а это очень важный признак) собака намного ближе к волку, чем любой другой вид ныне живущих членов рода Canis. О близком родстве волка и собаки человечество знало испокон века, собак в некоторых местах, особенно на севере, намеренно вязали с волками, чтобы улучшить породу. Сибирские лайки, например, несут в себе изрядную долю волчьей крови. Да, в общем, на севере для этого не требовалось никаких специальных усилий. До сих пор в сибирских деревнях все лето лайки предоставлены сами себе. Лето – это как раз тот период, когда матерые заняты только что родившимися волчатами, а молодые члены стаи бродят сами по себе. И оставшиеся без присмотра молодые волки-самцы отнюдь не прочь затеять интрижку с сукой, которая, пользуясь каникулами, уходит порой на десятки километров от дома в поисках пропитания и развлечений. А вот что касается шакалов, то естественные гибриды этих псовых с домашними собаками неизвестны. Неизвестны и попытки каких-либо народов специально вязать шакала с домашними собаками.

Вопрос, однако, не так ясен, как хотелось бы. Дело в том, что в недавнем еще прошлом на просторах Евразии обитало около десятка ныне вымерших видов волчьего рода, среди которых были как достаточно крупные «волки», так и более мелкие «шакалы» с «койотами», и все они, как и современные представители рода, обладали типичной «собачьей» внешностью. Род Canis сравнительно молод, ему около полутора миллионов лет. А в молодых родах довольно обычны, как говорят генетики, «плохие» виды, еще не утерявшие способности к скрещиванию друг с другом. Некоторые ископаемые псы вымерли совсем недавно – сто, пятьдесят, двадцать тысяч лет назад, то есть во времена, когда человек уже был человеком, изготовлял орудия и владел огнем. Так что предком собаки мог быть и какой-то другой, ныне вымерший, вид псов, близкий к современному волку. С практической точки зрения все это не очень важно. Гораздо важнее то, что предком собаки должен был быть именно «волк», то есть зверь с типичным для серого волка обликом и, главное, складом характера и поведения. И почти наверняка таким предком не мог быть «шакал» или «койот». Почему? Попробуем разобраться.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Внутренний контроль является обязанностью руководства
  • Mini atomization humidifier j 003 инструкция на русском
  • Должностная инструкция главного механика по автотранспорту образец
  • Vestel f2wm 1041 стиральная машина инструкция
  • Формула пяти элементов 0121 инструкция на русском