Слесарь по ремонту двигателей моторист должностная инструкция

Инструкция по охране труда для моториста

1.    Общие требования охрана труда

1.1.    К работе мотористом по ремонту двигателей автомобилей (далее – моторист) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными к выполнению данной работы, прошедшие вводный и первичный инструктаж по охране труда и противопожарный инструктаж, обучение по охране труда, стажировкупроверку знаний по охране труда.

1.2.    Перед допуском к самостоятельной работе моторист должен пройти подготовку по новой должности, которая включает в себя: стажировку, проверку знаний,  контрольную противопожарную тренировку.

1.3.      Стажировка моториста проводится под руководством ответственного обучающего лица. Допуск к стажировке оформляется распоряжением начальника ремонтно-транспортного цеха. Продолжительность стажировки составляет от 2 до 5 смен.

1.4.    После окончания стажировки мотористу проводится проверка знаний инструкций по технической эксплуатации, охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности в комиссии предприятия.

1.5.    Очередная проверка знаний проводится не реже 1 раза в 12 месяцев.

1.6.    Внеочередная проверка знаний проводится:

—          при переходе в другую организацию;

—          в случае внесения изменений в производственные инструкции;

—          по предписанию должностных лиц в случае выявления недостаточных знаний инструкций.

1.7.    Моторист должен знать:

—          инструкцию по охране труда для моториста,

—          инструкции предприятий-изготовителей по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту двигателей,

—          инструкции предприятий-изготовителей по эксплуатации применяемого в процессе производства ремонтных работ оборудования, оснастки, материалов,

—          инструкцию по содержанию и  применению средств защиты,

—          инструкцию по эксплуатации и ремонту автомобильной техники в зимних условиях,

—          инструкцию по охране труда при работе с ручным слесарно-кузнечным инструментом,

—          инструкцию по оказанию первой помощи,

—          инструкции о мерах пожарной безопасности в помещениях,

—          инструкцию по содержанию и применению первичных средств пожаротушения,

—          опасные и вредные производственные факторы, связанные с выполняемыми работами,

—          вредные вещества (пары, газы, этилированный бензин, дизтопливо, масла и т.п.) в воздухе рабочей зоны и характер их действия на организм человека.

1.8.    Инструктажи по охране труда и пожарной безопасности моторист проходит в установленном на предприятии порядке:

1.8.1    Вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности при приеме на работу независимо от образования, стажа работы по данной профессии.

1.8.2    Первичный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности  на рабочем месте проводится со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, при переводе из одного структурного подразделения в другое. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов работы.

1.8.3    Повторный инструктаж по охране труда мотористу проводится не реже одного раза в три месяца.

1.8.4 Внеплановый инструктаж проводится при:

—          при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;

—          при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;

—          при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария ит.п.);

—          по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;

—          при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями — более 30 календарных дней, а для остальных работ — более двух месяцев);

—          по решению работодателя (или уполномоченного им лица).

1.9.    Моторист, не прошедший своевременно проверку знаний или инструктажи по охране труда, не должен приступать к работе.

1.10. Допуск к самостоятельной работе оформляется распоряжением начальника ремонтно-транспортного цеха после участия моториста в противопожарной тренировке.

1.11. Моторист проходит предварительный перед приемом на работу медицинский осмотр.

1.12. Моторист обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, режимы труда и отдыха, установленные на предприятии:

—          режим работы с 8-00 до 17-00,

—          перерыв на обед с 12-00 до 13-00.

1.13. На моториста при выполнении работ могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

—          вывешенный автомобиль и его агрегаты,

—          легковоспламеняющиеся вещества,

—          газы и другие токсичные вещества,

—          этилированный бензин,

—          движущиеся машины и механизмы,

—          недостаточная освещенность рабочего места.

1.14. Согласно «Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты» мотористу необходимо использовать:

— Костюм хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий 1 на год

— Ботинки кожаные с жестким подноском или сапоги кожаные с жестким подноском 1 пара на год

— Перчатки трикотажные с полимерным покрытием 12 пар на год

— Очки защитные До износа

— Вкладыши противошумные До износа

При работе с этилированным бензином дополнительно:

— Фартук защитный из полимерных материалов с нагрудником Дежурный

— Сапоги резиновые с жестким подноском 1 пара на год

— Перчатки резиновые 6 пар на год

При выполнении работ по ремонту электрооборудования, карбюраторов и их регулировке дополнительно:

— Нарукавники хлопчатобумажные 2 пары на год

На наружных работах зимой дополнительно:

— Костюм на утепляющей прокладке 1 на 3 года

— Валенки с резиновым низом или сапоги кожаные утепленные с жестким подноском 1 / 36 мес.

1.15. Моторист обязан:

—          соблюдать требования инструкции по охране труда для моториста;

—          правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

—          проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктажи по охране труда, стажировку, проверку знаний, противопожарные тренировки, повышение квалификации;

—          немедленно извещать непосредственного или вышестоящего руководителя о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении своего здоровья;

—          проходить обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр;

—          знать правила и порядок поведения при пожаре;

—          уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;

—          не допускать на рабочее место посторонних лиц;

—          курить в специально отведенных местах;

—          не допускать распития спиртных напитков в рабочее и нерабочее время на рабочих местах;

—          уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим при  несчастных случаях на производстве;

—          содержать рабочее место в чистоте, не допускать его загромождения;

—          содержать в чистоте спецодежду.

1.1.    Запрещается пользоваться инструментами, приспособлениями, работать на оборудовании, обращению с которым моторист не обучен и не проинструктирован.

1.2.    За нарушение требований, инструкции по охране труда для моториста, моторист несет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

2.    Требования охраны труда перед началом работы

2.1.       Перед началом работы моторист должен:

—          надеть спецодежду, застегнуть ее на все пуговицы, застегнуть обшлага рукавов, надеть  спецобувь установленного образца. Работник должен работать в спецодежде, застегнутой на все пуговицы. На одежде не должно быть развевающихся частей, которые могут быть захвачены движущимися (вращающимися) частями механизмов. Засучивать рукава спецодежды и подворачивать голенища сапог запрещается;

—          получить задание на выполнение работ у механика;

—          предъявить механику удостоверение о проверке знаний безопасных методов работы и пройти инструктаж на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ.

2.2.        После получения задания моторист  обязан:

—          подготовить необходимые средства индивидуальной и коллективной защиты и проверить их  исправность;

—          проверить исправность инструмента, технологической оснастки, подготовить их к работе;

—          проверить рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности;

—          проверить состояние пола на рабочем месте, если пол скользкий или влажный потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками;

—          проверить наличие пожарного инвентаря в цехе и в случае его отсутствия сообщить об этом механику;

—          проверить наличие аптечки.

2.3.       Перед использованием переносного светильника проверить наличие  на лампе защитной сетки, исправность  шнура и изоляционной резиновой трубки. Переносные светильники включать в электросеть напряжением выше 42В запрещается.

2.4.       Моторист не должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:

—          неисправности инструментов, технологической оснастки, средств защиты,

—          несвоевременном проведении очередных испытаний (технического осмотра) технологической оснастки, инструментов, приспособлений, средств защиты,

—          неустойчивом положении узлов, агрегатов, автомобильной техники,

—          вблизи электрических проводов и электроустановок, находящихся под напряжением,

—          недостаточной освещенности или загроможденности рабочих мест и подходов к ним,

—          отсутствии первичных средств пожаротушения.

2.5.       Обнаруженные нарушения требований  охраны труда должны быть устранены собственными силами, а при отсутствии такой возможности, моторист обязан немедленно сообщить о них руководителю работ.

3.    Требования охраны труда  во время работы

3.1.       Во  время работы моторист  обязан выполнять только ту работу, которая ему поручена.

3.2.       Все виды технического обслуживания и ремонта силового оборудования автомобилей выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах (постах).

3.3.       Моторист должен приступать к техническому обслуживанию и ремонту двигателя автомобиля только после того, как автомобиль будет очищен от грязи, снега и вымыт.

3.4.       Перед снятием узлов и агрегатов системы питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания. Снимать двигатель с автомобиля и устанавливать на него допускается только тогда, когда автомобиль находится на колесах или на специальных подставках – козелках.

3.5.       Нельзя снимать с машины агрегаты, узлы, в то время, когда под машиной работают люди.

3.6.       Нельзя укладывать и ставить около машины, на подножки, на эстакады снятые агрегаты, узлы и детали, так как они могут упасть и нанести травму работающим.

3.7.       Перед разборкой необходимо обезвредить поверхность карбюраторов и бензонасосов, работающих на этилированном бензине, а также их детали керосином. На участке, где ведутся работы с деталями, загрязненными этилированным бензином, должны устанавливаться бачки с керосином, которые должны закрываться крышками.

3.8.       Производить разборку и ремонт топливной аппаратуры на специальных верстаках или стендах.

3.9.       Пользоваться при разборке и сборке топливной аппаратуры специальными приспособлениями.

3.10.    Продувку клапанов, трубок и жиклеров топливной аппаратуры производить воздухом от магистрали через шланг или насосом.

3.11.    При продувке деталей струей воздуха не направлять ее на рядом работающих людей или на себя.

3.12.    Проверку надежности пуска двигателя и регулировку минимальных оборотов холостого хода производить на специальных постах, оборудованных местным отсосом отработавших газов.

3.13.    Перед пуском двигателя проверить, заторможен ли автомобиль стояночным тормозом и есть ли специальные противооткатные упоры (башмаки) под колесами, установлен ли рычаг переключателя передач (контроллера) в нейтральное положение.

3.14.    При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты и т.п. Трудно отворачиваемые гайки при необходимости предварительно смачивать керосином или специальным составом («Унисма», ВТВ и т.п.).

3.15.    Перед началом работы с грузоподъемным механизмом убедиться в его исправности и соответствии веса поднимаемого агрегата грузоподъемности, указанной на трафарете грузоподъемного механизма, не просрочен ли срок его испытания, а на съемных грузозахватных приспособлениях проверить наличие бирок с указанием допустимой массы поднимаемого груза.

3.16.    Для снятия и установки узлов и агрегатов весом 15 кг и более пользоваться подъемными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами), другими вспомогательными средствами механизации.

3.17.    При перемещении деталей вручную соблюдать осторожность, так как деталь (агрегат) может мешать обзору пути движения, отвлекать от наблюдения за движением и создавать неустойчивое положение тела.

3.18.    Для проведения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала или самосвального прицепа и при работах по замене или ремонту подъемного механизма или его агрегатов предварительно освободить кузов от груза, обязательно установить дополнительное инвентарное приспособление (упор, фиксатор, штангу).

3.19.    Перед проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, работающих на газовом топливе, предварительно поднять капот для проветривания подкапотного пространства.

3.20.    Удалять разлитое масло или топливо с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

3.21.    Во время работы располагать инструмент так, чтобы не возникала необходимость тянуться за ним.

3.22.    Правильно подбирать размер гаечного ключа, преимущественно пользоваться накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах – ключами с трещотками или с шарнирной головкой.

3.23.    Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.

3.24.    При работе зубилом или другим рубящим инструментом пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.

3.25.    Выпрессовывать туго сидящие пальцы и втулки только с помощью специальных приспособлений.

3.26.    Снятые с автомобиля узлы и агрегаты складывать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали класть только горизонтально.

3.27.    Проверять соосность отверстий конусной оправкой.

3.28.    При работе электроинструментом напряжением более 42В пользоваться защитными средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинструментом.

3.29.    Подключать электроинструмент к сети только при наличии исправного штепсельного разъема.

3.30.    При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе отсоединять электроинструмент от электросети.

3.31.    Если на тело и средства индивидуальной защиты попал бензин или другая легковоспламеняющаяся жидкость, не подходить к источнику открытого огня, не курить и не зажигать спички; немедленно обмыть облитый участок кожи керосином, а затем вымыть теплой водой с мылом. Если этилированный бензин (капли или пары) попал в глаза, промыть их тепловой водой и немедленно обратиться в медицинское учреждение.

3.32.    При работе с этилированным бензином или деталями двигателя, работающего на этилированном бензине, соблюдать следующие требования:

—          обезвредить детали керосином;

—          если специальная одежда облита бензином, обратиться к своему  непосредственному руководителю для ее замены;

—          пролитый на пол бензин удалить с помощью опилок, ветоши и т.п., а этилированный бензин – предварительно обезвредить раствором хлорной извести и  удалить тем же способом;

—          перелить этилированный бензин с помощью специального приспособления.

3.33.    Перемещать вывешенные на подъемно-транспортных механизмах агрегаты с помощью крюков и расчалок.

3.34.    Разборку и сборку агрегатов выполнять в стационарном или передвижных мастерских только на специальных стендах, оснащенных устройствами закрепления.

3.35.    Не производить работы на отдельных узлах машин, поднятых грузоподъемным механизмом.

3.36.    Опустить на опоры или заблокировать сборочные единицы машин, агрегатов, которые могут перемещаться под действием собственной массы, а также подложить подгусеницы и колеса машин противооткатные упоры (башмаки).

3.37.    Не хранить на рабочем месте легковоспламеняющиеся жидкости и обтирочный материал. Использованный обтирочный материал убирать в специально установленные для этой цели металлические ящики и закрывать крышкой.

3.38.    При ремонте дорожно-строительных машин снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний и передний мосты, кузов и раму с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных инвентарными захватными приспособлениями, гарантирующими безопасное выполнение работ.

3.39.    Проверку соосности отверстий при сборке узлов выполнять с помощью конусной оправки.

3.40.    При сметании стружки и пыли с верстака или деталей пользоваться волосяной щеткой и защитными очками. Запрещается сдувать сжатым воздухом металлическую стружку (опилки).

3.41.    При осмотре машин в стационарных помещениях пользоваться переносной электролампой напряжением не выше 42В, а при повышенной влажности или на открытом воздухе – не выше 12В. Пользоваться открытым огнем при осмотре машин не разрешается.

3.42.    При работе с электросварщиком пользоваться очками с защитными светофильтрами.

3.43.    При применении грузоподъемных механизмов к строповке агрегатов и деталей допускаются слесари, имеющие удостоверение стропальщика.

3.44.    К работе с электрифицированным инструментом допускаются слесари, имеющие II квалификационную группу по электробезопасности.

3.45.    Мотористу  запрещается:

—          выполнять работы под автомобилем или агрегатом, вывешенным только на подъемном механизме (кроме стационарных электроподъемников) без подставки козелков или других страхующих устройств;

—          поднимать агрегаты при косом натяжении троса или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропом, проволокой и т.п.;

—          поднимать (вывешивать) автомобиль за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;

—          снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом  или канатами;

—          работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления;

—          использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;

—          работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;

—          проводить техническое обслуживание и ремонт при работающем двигателе за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;

—          переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;

—          сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или на себя;

—          хранить в рабочем месте промасленные обтирочные материалы и хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;

—          применять этилированный бензин для мытья деталей, рук и т.д.;

—          засасывать бензин ртом через шланг;

—          мыть агрегаты, узлы и детали и тому подобное легковоспламеняющимися жидкостями;

—          загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.;

—          хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;

—          выносить специальную одежду, загрязненную этилированным бензином, с предприятия, а также входить в ней в столовую и служебные помещения;

—          применять приставные лестницы;

—          выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжиженный газ на землю;

—          при открывании и закрывании магистрального и расходного вентилей применять дополнительные рычаги;

—          использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы;

—          скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;

—          использовать гайки и болты со смятыми гранями;

—          держать мелкие детали руками при их сверлении;

—          оставлять инструмент, детали и т.п. на краю смотровой канавы;

—          приступать к обслуживанию и ремонту топливной аппаратуры в случае обнаружения утечки газа при перекрытых кранах на газобаллоном автомобиле;

—          пользоваться открытым огнем в помещении, где проводятся ремонт и регулировка топливной аппаратуры;

—          продувать жиклеры, трубки и т.п. ртом;

—          во время проверки работы форсунок на стенде подставлять руку к распылителю;

—          применять для обезвреживания мест, облитых этилированным бензином, сухую хлорную известь;

—         нарушать требования инструкции по охране труда для моториста.

4.    Требования охраны труда  в аварийных ситуациях

4.1.    В случае возникновения возгорания, поломки оборудования, потери устойчивости узлов и агрегатов автомобильной техники и других аварийных ситуаций моторист обязан:

—          остановить работу,

—          отключить электрооборудование,

—          немедленно сообщить механику, начальнику цеха о случившемся, при необходимости позвонить в диспетчерскую;

—          при необходимости приступить к эвакуации людей из опасной зоны, покинуть опасную зону самому,

—          в случае возгорания горюче-смазочных или других материалов использовать первичные средства пожаротушения (огнетушитель), а отдельные горящие места засыпать песком, землей или накрыть брезентом (кошмой), тушить горящее топливо водой запрещается! При невозможности затушить очаг возгорания собственными силами моторист, обязан  вызвать пожарную охрану по телефону – 01, моб.101, 112,

—          принять меры к ликвидации аварии, предотвращению произвольного перемещения частей машин.

4.2.    При несчастном случае на производстве:

—          сообщить механику, руководителю подразделения, диспетчеру;

—          организовать первую доврачебную помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;

—          принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

—          сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести другие мероприятия).

5.    Требования охраны труда по окончании работы

5.1.       По окончании работы моторист обязан:

—          отключить от электросети электрооборудование;

—          привести в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления тщательно очистить от остатков этилированного бензина ветошью, обильно смоченной керосином, а затем протереть сухой ветошью, после чего убрать  в отведенное для их хранения  место. Сливать  остатки  керосина и других легковоспламеняющихся жидкостей в канализацию запрещается;

—          если автомобиль остается на специальных подставках (козелках), проверить надежность его установки. Запрещается оставлять автомобиль, агрегат вывешенным только подъемным механизмом;

—          снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для их хранения место;

—          вымыть руки и лицо с мылом по возможности принять душ, а после работы с деталями и узлами двигателя, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно вымыть руки керосином.

5.2.       Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

с вашего сайта.

Содержание

  1. Примерная форма должностной инструкции слесаря-моториста (подготовлено экспертами компании «Гарант»)
  2. ГАРАНТ:
  3. Должностная инструкция моториста электродвигателей 3-го разряда
  4. Должностные обязанности моториста, особенности профессии
  5. Кто такой моторист?
  6. Обязанности моториста
  7. Матрос-моторист
  8. Личностные требования
  9. Профессиональные требования
  10. Моторист: на все руки мастер
  11. Ответственность моториста
  12. В каких еще сферах трудятся мотористы?

Примерная форма должностной инструкции слесаря-моториста (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

[ организационно-правовая форма, наименование юридического лица ]

[ должность, подпись, Ф. И. О.
руководителя или иного должностного
лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию ]

[ число, месяц, год ]

[ наименование юридического лица ]

ГАРАНТ:

См. Справку по теме: «Должностные инструкции руководителей, специалистов, работников и порядок их составления» и Список должностных инструкций по подразделениям предприятия и отраслям деятельности

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Слесарь-моторист относится к категории рабочих, принимается на работу и увольняется с нее приказом [ наименование должности руководителя ].

1.2. Слесарь-моторист непосредственно подчиняется [ наименование должности непосредственного руководителя ].

1.3. Требования к квалификации: [ указать уровень профессионального образования или наличие профессиональной подготовки и требования к стажу работы] .

1.4. Слесарь-моторист должен знать:

— основные сведения об устройстве автомобилей;

— основные приемы выполнения работ по разборке отдельных простых узлов;

— назначение и правила применения используемого слесарного и контрольно-измерительных инструментов;

— наименование и маркировку металлов, масел, топлива, тормозной жидкости, моющих составов;

— порядок сборки простых узлов;

— приемы и способы разделки, сращивания, изоляции и пайки электропроводов;

— основные виды электротехнических и изоляционных материалов, их свойства и назначение;

— систему допусков и посадок;

— основы электротехники и технологии металлов в объеме выполняемой работы;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

— правила пользования средствами индивидуальной защиты.

2. Должностные обязанности

На слесаря-моториста возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Проведение диагностики и профилактического осмотра транспортного средства с целью выявления неисправностей.

2.2. Выбраковка деталей после разборки и мойки, проведение при необходимости слесарной обработки деталей, статической балансировки деталей и узлов.

2.3. Выполнение работ по разборке, ремонту и сборке узлов и механизмов транспортного средства в соответствии с техническими условиями завода-изготовителя и иными руководящими документами по организации работ.

2.4. Ремонт и обслуживание бензиновых и дизельных двигателей.

2.5. Работа с технической документацией.

2.6. [ Другие должностные обязанности ].

Слесарь-моторист имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.7. [ Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации ].

Слесарь-моторист несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [ наименование, номер и дата документа ].

Руководитель кадровой службы [ инициалы, фамилия, подпись ]

[ число, месяц, год ]

Согласовано: [ должность, инициалы, фамилия, подпись ]

[ число, месяц, год ]

С инструкцией ознакомлен: [ инициалы, фамилия, подпись ]

[ число, месяц, год ]

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма должностной инструкции слесаря-моториста

Разработана: Компания «Гарант», сентябрь 2016 г.

Должностная инструкция моториста электродвигателей 3-го разряда

«______» _______________ 20___ г.

Моториста электродвигателей 3-го разряда

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность моториста электродвигателей 3-го разряда [Наименование организации в родительном падеже] (далее – Компания).

1.2. Моторист электродвигателей 3-го разряда назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Моторист электродвигателей 3-го разряда относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. На должность моториста электродвигателей 3-го разряда назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование и соответствующую подготовку без предъявления требований к стажу работы.

1.5. В практической деятельности моторист электродвигателей 3-го разряда должен руководствоваться:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.6. Моторист электродвигателей 3-го разряда должен знать:

  • принцип работы обслуживаемого оборудования, режим работы агрегатов;
  • основные сведения по электротехнике;
  • расположение шиберов на котельных установках и правила управления ими;
  • принципы золоулавливания;
  • способы регулирования производительности установок;
  • принцип работы котлов и котельных установок и схемы газоходов;
  • назначение контрольно-измерительных приборов и правила пользования ими;
  • влияние процесса отсасывания газов и притока воздуха на режим работы котлов.

1.7. В период временного отсутствия моториста электродвигателей 3-го разряда его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Моторист электродвигателей 3-го разряда осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Обслуживание электродвигателей вентиляционных и дымососных установок, шлакоподъемников, эксгаустеров, скреперных лебедок, установок котельных и топливоподачи или других установок с суммарной мощностью электродвигателей свыше 100 кВт.

2.2. Подготовка к работе, пуск, регулирование режима работы и останов обслуживаемых механизмов.

2.3. Определение неисправностей в работе механизмов и агрегатов.

2.4. Выполнение текущего ремонта.

2.5. Участие в среднем и капитальном ремонтах оборудования.

2.6. Запись в журнале показаний контрольно-измерительных приборов.

В случае служебной необходимости моторист электродвигателей 3-го разряда может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Моторист электродвигателей 3-го разряда имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).

3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Моторист электродвигателей 3-го разряда несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы моториста электродвигателей 3-го разряда осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы моториста электродвигателей 3-го разряда является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы моториста электродвигателей 3-го разряда определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью моторист электродвигателей 3-го разряда обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/«_­­___» _______ 20__ г.

Должностные обязанности моториста, особенности профессии

Несмотря на активное внедрение на флоте современных механизмов управления и роста количества полностью автоматизированных систем, профессия моториста по-прежнему актуальна. Количество объявлений о вакансиях говорит нам: рынок не насыщен такими специалистами, для них всегда есть работа. Итак, что же это за должность такая, в которой беспилотная современная техника никак не может вытеснить человека?

Кто такой моторист?

Моторист – это работник, который занимается двигателями, устраняет неисправности и следит за их бесперебойной работой.

На слуху еще такая профессия, как моторист-рулевой. Это человек из морского или речного флота, который помимо стандартных обязанностей моториста еще и управляет судном и может корректировать курс. Что же именно он должен делать? Разберемся далее.

Обязанности моториста

Чем же занимается такой специалист на судне? Рассмотрим более детально должностные обязанности моториста:

  • Обслуживание и эксплуатация двигателей внутреннего сгорания.
  • Подготовка, пуск и остановка двигателей и вспомогательных механизмов.
  • Управление судном и курсом движения судна под наблюдением непосредственного начальника (входит в обязанности рулевого моториста на судне).
  • Чистка, смазка, текущий ремонт механизмов рулевого устройства.

Матрос-моторист

Если в должностной инструкции прописано, что сотрудник выполняет еще и обязанности матроса-моториста, то список его задач и умений расширяется. В этом случае он должен знать не только работу моториста, но и уметь выполнять те же обязанности, что и обычный матрос: вязать узлы, чистить палубу, знать приемы оказания первой помощи утопающим, производить малярные работы и т.п.

Личностные требования

Любая работа помимо знаний и профессиональных умений требует определенных личностных качеств. Человек, которому постоянно требуется общение, вряд ли будет эффективно выполнять работу на космической станции в полном одиночестве в течение полугода. И наоборот, если кто-то боится детей и «зажимается» при необходимости говорить речь, вряд ли он сделает успешную карьеру аниматора.

Точно так же дела обстоят с профессией моториста – есть определенные тонкости личности, особенности характера и здоровья, которые будут помогать в освоении этой профессии. Некоторые из них крайне желательны для человека, который решил взять на себя обязанности моториста.

  • Умение работать в команде. Мотористы, как и остальные члены экипажа, долгое время проводят в ограниченном пространстве с одними и теми же людьми. Логично, что пребывание в коллективе должно быть комфортным для всех его членов, это напрямую повышает производительность работы. Моторист должен быть командным игроком, а не волком-одиночкой, любящим уединение. Взаимовыручка и дружелюбие – вот те составляющие, которые обязательно должны присутствовать у человека, исполняющего обязанности моториста на судне.

  • Выносливость и хорошая физическая форма. Эта профессия не для белоручек. Часто придется иметь дело с тяжелыми частями двигателя, с узлами мотора. Мотористу желательно иметь хорошую физическую подготовку.
  • Дисциплинированность. Здесь вновь не будет лишним вспомнить о необходимости работы в команде. Если от вышестоящего руководства поступает приказ, моторист обязан выполнить его точно в срок и без лишних вопросов. Если человеку присуща некая расхлябанность, болезненное самолюбие и безответственность, то он может подвести всю команду и для работы мотористом, очевидно, не годится.
  • Хороший вестибулярный аппарат, слух, зрение. Все знают, что развитый вестибулярный аппарат нужен космонавтам, но работникам моря он требуется не меньше. Бури, штормы, качки – выполнять работу требуется подчас в экстремальных условиях. Страдать морской болезнью моторист точно не должен. Некоторые неисправности опытный специалист может определить по характерным звукам, соответственно, хороший слух тоже будет далеко не лишним в этой работе. Хорошее зрение потребуется, чтобы отмерять «на глазок» расстояние между двумя судами, расстояние до берега, визуально оценивать появляющиеся на пути следования препятствия. Понимая, что наблюдение придется вести в условиях тумана и дождя, а также в ночное время, делаем вывод, что острое зрение мотористу требуется не меньше, чем острый слух.
  • Развитое пространственное мышление. Водная гладь не федеральная трасса – обозначений километража или населенных пунктов на ней нет. Моторист должен хорошо ориентироваться на водном пространстве и запоминать детали тех мест, которые видел.
  • Хорошая реакция. Исполняя обязанности моториста, требуется контролировать одновременно несколько объектов. Нельзя рассеянно относиться к своему вниманию. Вдобавок при выходе из строя какого-либо элемента двигателя требуется оперативное принятие решения. А значит, необходима и быстрая реакция.

Профессиональные требования

  • Знание принципов работы двигателя, правил их эксплуатации и обслуживания. Это основное требование, так как моторист работает непосредственно с мотором и его составляющими.
  • Способы устранения возможных неполадок. Обязанность моториста – «чтоб все работало», поэтому мелкий ремонт он должен уметь выполнять самостоятельно.
  • Умение плавать и управляться со шлюпкой. Ситуации в море или на реке могут быть разные, и не умеющий плавать матрос-моторист – это, конечно, нонсенс.

Моторист: на все руки мастер

Чтобы успешно исполнять обязанности вахтенного моториста, сотрудник должен знать все о своем судне – назначении всех клапанов и вентилей, понимать, как действуют якорные механизмы, где на судне расположены трубопроводы, какие есть способы швартовки судна.

На его плечах — забота об исправности сигнальных фонарей и рулевого устройства, контроль за сменой режима работы двигателя, наличием в нем смазки и уровнем загрязнений.

Он обязан удерживать максимальную координацию внимания во время несения вахты. А это, на секундочку, до 8 часов на пассажирских судах и до 12 часов — на судах иного типа.

При этом надо ежесекундно помнить и соблюдать многочисленные правила безопасности и оперативно реагировать на неполадки. Такая работа максимально развивает многозадачность.

Ответственность моториста

Работа эта требует не только терпения, но и ответственности. Согласно статье 330 ТК РФ («Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан движением транспортных средств») за ненадлежащее исполнение по его вине прямых обязанностей моторист привлекается к дисциплинарной ответственности.

Ну и ко всему прочему, такой сотрудник материально ответственный за вверенные ему товарно-материальные ценности.

В каких еще сферах трудятся мотористы?

Помимо морского и речного судоходства мотористы могут работать еще в двух областях:

  • Авиация. Здесь они называются авиационными мотористами. В обязанности моториста в авиации входит ремонт и наблюдение за эксплуатацией поршневых авиационных двигателей. На данный момент эта профессия уходит в прошлое – современные самолеты в большинстве своем имеют газотурбинные двигатели.
  • Автосервисы. Здесь тоже трудятся рабочие, называющие себя мотористами. По факту это автомеханики, специализирующиеся на ремонте двигателей внутреннего сгорания.

Сотрудников из этих сфер мотористами называют нечасто. Все же в своей массе у большинства людей профессия моториста ассоциируется в первую очередь с водными пространствами.

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Моториста

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность моториста [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Моторист назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Моторист относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. На должность моториста назначается лицо, имеющее среднее образование, профессиональную подготовку и стаж работы не менее 1 года.

1.5. В практической деятельности моторист должен руководствоваться:

  • законами РФ в области гражданского и трудового права;
  • правилами внутреннего распорядка организации, нормами по охране труда, обеспечению пожарной безопасности и т.д.
  • Уставом организации;
  • приказами и распоряжениями руководства, нормативными актами компании.

1.6. Моторист должен знать:

  • правила плавания;
  • устройство судна, главных и вспомогательных механизмов и технических средств, обеспечивающих их работу, механической части палубных механизмов и рулевого устройства, судовых систем и обслуживающих их механизмов;
  • правила пользования аварийно-спасательным и противопожарным инвентарем, индивидуальными и коллективными спасательными средствами;
  • сигналы бедствия;
  • правила пользования системами внутренней связи и сигнализации.

1.7. В период временного отсутствия моториста его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Моторист выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Обслуживание и ремонт главных и вспомогательных судовых двигателей, их систем, механизмов и технических средств, обеспечивающих их работу, механической части палубных механизмов и рулевого устройства, судовых систем и обслуживающих их механизмов.

2.2. Технический уход за механизмами и оборудованием земснарядов, плавучих кранов и других специализированных судов.

2.3. Снятие показаний приборов и их регистрация в соответствующих судовых журналах.

2.4. Выполнение малярных, плотничных и слесарных работ.

2.5. Несение вахты согласно судовому расписанию.

В случае служебной необходимости моторист может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Моторист имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).

3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Моторист несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы моториста осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы моториста является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы моториста определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью моторист обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/«_­­___» _______ 20__ г.

(подпись)

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
наименование компании _______________________________
подпись _______________________________ / Ф.И.О. _______________________________
дата «___» ____________ 202__ г.

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 марта 2017 г. № 275н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист по мехатронным системам автомобиля”» и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

I. Общие положения

1.1. Должностная инструкция регулирует следующие параметры, касающиеся деятельности слесаря по ремонту автомобилей: должностные обязанности, права, ответственность, взаимоотношения и связи по должности.
1.2. Слесарь по ремонту автомобилей относится к категории рабочих.
1.3. Слесарь по ремонту автомобилей назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании.
1.4. Слесарь по ремонту автомобилей подчиняется непосредственно главному механику.
1.5. Во время отсутствия слесаря по ремонту автомобилей его права и обязанности возлагаются на других специалистов компании, о чем генеральным директором компании выпускается соответствующее распоряжение.
1.6. На должность слесаря по ремонту автомобилей назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (программы подготовки квалифицированных рабочих).
1.7. Слесарь по ремонту автомобилей должен знать:
• назначение, устройство и правила применения ручного слесарно-монтажного, пневматического и электрического инструмента, универсальных и специальных приспособлений;
• технологию проведения слесарных работ;
• допуски, посадки и система технических измерений;
• конструктивные особенности узлов, агрегатов и систем автомобильного транспортного средства (далее — АТС);
• технические и эксплуатационные характеристики АТС;
• порядок оформления и ведения сопроводительной документации АТС;
• наименование, маркировку технических жидкостей, смазок, моющих составов, горюче-смазочных материалов и правила их применения и взаимозаменяемости, в том числе в зависимости от сезона;
• устройство, принцип действия контрольно-измерительных инструментов, методы и технология проведения контрольно-измерительных операций, в том числе с применением специального диагностического оборудования, программного обеспечения и специальных приспособлений;
• методы проверки герметичности систем АТС;
• устройство и принципы действия механического и автоматизированного инструмента и оборудования;
• номенклатура запасных частей и материалов, применяемых в узлах, агрегатах и механических системах АТС;
• устройство и принцип действия диагностического оборудования;
• методики проведения тестирования узлов, агрегатов и систем АТС;
• устройство и принципы действия испытательных стендов узлов, агрегатов и систем АТС;
• инструкции по эксплуатации стендового оборудования и работе с ним;
• процедуры и правила дефектовки деталей узлов, агрегатов и систем АТС;
• принципы действия гидравлических, термодинамических систем и пневмосистем;
• принципы и методы осуществления шиномонтажа;
• электрические измерения и электроизмерительные приборы;
• принципы действия электронных систем АТС;
• принципы передачи и распределения электрической энергии;
• методики проведения функциональных тестов;
• особенности работы программного обеспечения диагностического оборудования;
• технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные особенности, назначение и режимы работы электронного оборудования АТС и правила его эксплуатации;
• особенности конструкции АТС;
• технология обновления программного обеспечения электронного оборудования АТС и диагностических программных продуктов;
• виды технических носителей информации;
• принципы передачи данных в мехатронных системах АТС;
• принципы работы датчиков мехатронных систем и исполнительных механизмов АТС;
• методы проведения расчетов электрических, электронных и микропроцессорных систем;
• методы работы с протоколами обмена данных в интерфейсе программного обеспечения оборудования;
• принципы действия электронных устройств;
• основы трудового законодательства и требования охраны труда.
1.8. Слесарь по ремонту автомобилей должен уметь:
• применять в работе ручной слесарно-монтажный, пневматический и электрический инструмент, оборудование и оснастку в соответствии с технологическим процессом;
• проверять герметичность систем АТС;
• проверять работоспособность узлов, агрегатов и систем АТС;
• проверять давление воздуха в шинах и при необходимости доводить до нормы;
• производить затяжку крепежных соединений узлов, агрегатов и систем АТС;
• проверять соответствие номеров номерных узлов и агрегатов АТС паспорту АТС;
• проверять соответствие комплектности АТС сопроводительной документации организации-изготовителя АТС;
• проверять соответствие моделей деталей, узлов и агрегатов АТС технической документации;
• визуально выявлять внешние повреждения АТС;
• производить уборку, мойку и сушку АТС;
• монтировать составные части АТС, демонтированные в процессе доставки АТС;
• проверять уровень горюче-смазочных материалов, технических жидкостей и смазок и при необходимости производить работы по их доливке и замене;
• заменять расходные материалы после замены жидкостей;
• проверять моменты затяжки крепежных соединений узлов, агрегатов и систем АТС;
• измерять зазоры в соединениях, биение вращающихся частей, люфты в рулевом управлении АТС;
• демонтировать составные части АТС;
• производить регулировку узлов, агрегатов и систем АТС;
• пользоваться справочными материалами и технической документацией по ТО и ремонту АТС;
• выбирать контрольно-измерительный инструмент в зависимости от погрешности измерения и проводить контрольно-измерительные операции;
• применять механический и автоматизированный инструмент и оборудование при проведении работ по ТО и ремонту;
• использовать специальные приспособления для поиска неисправностей в узлах, агрегатах и механических системах АТС;
• использовать инструменты, приспособления для разборки/сборки узлов, агрегатов и механических систем АТС;
• измерять размеры деталей, узлов, агрегатов и механических систем АТС;
• осуществлять шиномонтаж;
• осуществлять подготовительные работы по установке узлов, агрегатов и механических систем на испытательный стенд;
• настраивать стенды для проведения тестирования узлов, агрегатов и механических систем АТС;
• вводить в систему управления стендом значения контролируемых параметров;
• анализировать полученные результаты тестирования узлов, агрегатов и механических систем АТС;
• производить дефектовочные работы деталей, узлов, агрегатов и механических систем АТС;
• анализировать возможность восстановления и ремонта дефектной детали узлов, агрегатов и механических систем АТС;
• производить замену дефектной детали узлов, агрегатов и механических систем АТС на новую;
• производить настройку и регулировку деталей узлов, агрегатов и систем АТС;
• оценивать результаты регулировки узлов, агрегатов и механических систем АТС;
• производить тестовые проверки электронного оборудования АТС с целью обнаружения неисправностей;
• определять и выбирать методы диагностики мехатронных систем АТС;
• диагностировать мехатронные системы АТС с использованием диагностического оборудования, программного обеспечения и специальных приспособлений с целью выявления неисправностей;
• анализировать взаимодействие компонентов и взаимное влияние выходных параметров мехатронных систем АТС;
• использовать лучшие практики эксплуатации и технического обслуживания электронного оборудования АТС;
• применять стандартное программное обеспечение и специализированное программное обеспечение, предназначенное для диагностики мехатронных систем АТС;
• производить контрольно-измерительные операции с применением диагностического оборудования и специальной оснастки для последующей дефектовки и замены/восстановления компонентов мехатронных систем АТС;
• производить работы по наладке и вводу в эксплуатацию, калибровке и перепрограммированию мехатронных систем АТС;
• анализировать возможность подключения дополнительных внешних устройств с целью расширения технических возможностей АТС;
• контролировать параметры и надежность электронного оборудования и мехатронных систем АТС;
• читать электронные схемы.
1.9. Слесарь по ремонту автомобилей руководствуется в своей деятельности:
• законодательными актами РФ;
• Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
• приказами и распоряжениями генерального директора;
• настоящей должностной инструкцией.

II. Должностные обязанности слесаря по ремонту автомобилей

Слесарь по ремонту автомобилей выполняет следующие должностные обязанности:

2.1 техническое обслуживание, диагностика и ремонт автотранспорта;
2.2 контроль технического состояния автотранспорта;
2.3 проведение планово-предупредительного ремонта по графику;
2.4 замена узлов и агрегатов;
2.5 шиномонтаж.

III. Права слесаря по ремонту автомобилей

Слесарь по ремонту автомобилей имеет право:

3.1. Запрашивать у главного механика и других работников компании информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей, разъяснения и уточнения по выданным поручениям.
3.2. Знакомиться с проектами решений генерального директора, касающимися исполняемых должностных обязанностей, с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей.
3.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
3.4. Требовать предоставления рабочей одежды и места для переодевания.
3.5. Информировать главного механика о нарушениях трудового законодательства в компании.
3.6. Разрабатывать и вносить на рассмотрение главного механика предложения по организации труда в рамках своих должностных обязанностей.
3.7. На защиту профессиональной чести и достоинства, знакомиться с документами, содержащими оценку его деятельности, и давать по ним разъяснения.

IV. Ответственность слесаря по ремонту автомобилей

Слесарь по ремонту автомобилей несет ответственность:

4.1. За невыполнение, несвоевременное или халатное исполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За нарушение правил техники безопасности и противопожарной безопасности.
4.3. За нарушение или ненадлежащее исполнение Устава, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, трудовой дисциплины.
4.4. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальности информации.

V. Взаимоотношения и связи по должности

5.1 Слесарь по ремонту автомобилей работает в режиме нормированного рабочего дня по графику 40-часовой рабочей недели, утвержденному генеральным директором компании.
5.2. Под руководством главного механика планирует свою работу на отчетный период.
5.3. Представляет главному механику отчет о проделанной работе за отчетный период.
5.4. Получает от главного механика нормативно-правовую информацию и знакомится с ней под роспись.
5.5. Доводит до сведения главного механика информацию, полученную в ходе работы.
5.6. Оперативно взаимодействует с другими специалистами компании в целях повышения качества работы.
5.7. Исполняет должностные обязанности других специалистов компании в соответствии с распоряжением генерального директора компании.

VI. Заключительные положения

6.1 Сотрудник знакомится с должностной инструкцией под роспись при приеме на работу до подписания трудового договора.
6.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, другой — у сотрудника.
6.3. Сотрудник знакомится под роспись с изменениями в должностной инструкции, касающимися общих положений, должностных обязанностей, прав, ответственности и оформленными соответствующим распоряжением генерального директора компании.

С инструкцией ознакомлен:

подпись _______________________________ / Ф.И.О. _______________________________
дата «___» ____________ 202__ г.

Должностная инструкция слесаря по ремонту автомобилей используется как приложение к трудовому договору. У большинства работодателей эта инструкция, благодаря рекомендациям от Роструда и выгодам её практического использования, входит в типовой перечень трудовой документации, имея статус правового документа. Для того чтобы избежать проблем с контролирующими органами и потенциальных трудовых конфликтов, должностная инструкция должна быть корректно составлена и оформлена.

ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции слесаря по ремонту автомобилей .doc

Образец должностной инструкции слесаря по ремонту автомобилей

1. Общие положения

  1. Слесарь по ремонту автомобилей отвечает за плановый, оперативный и профилактический ремонт автопарка компании.
  2. В ходе исполнения должностных обязанностей слесарь по ремонту автомобилей подчиняется руководителю транспортного цеха.
  3. Слесарь по ремонту автомобилей принимается на свою должность и увольняется с неё директором компании, по представлению руководителя транспортного цеха.
  4. Лицо, претендующее на данную должность, обязано отвечать нижеперечисленным требованиям:
    • среднее профильное образование;
    • рабочий стаж по техническому обслуживанию автомобилей от 1 года.
  5. Слесарь по ремонту автомобилей обязан владеть навыками в следующих областях:
    • правилах безопасности по проведению ремонтно-технических работ;
    • алгоритмах проведения всего спектра ремонтных работ с автомобилем;
    • принципах работы автомашин, особенностях их конструкций и агрегатов;
    • стандартах, применяющихся при осмотрах автотранспорта;
    • принципах работы с технической документацией по машинам;
    • критериях, по которым оценивается его работа;
    • технологиях, инструментах и оборудовании, применяющиеся при ремонте автомашины;
    • принципах взаимодействия с шоферами ремонтируемых автомобилей;
    • правилах замены неисправных деталей и агрегатов требуемых машин;
    • критериях тестирования автомобиля и его агрегатов;
    • специфических особенностях работы с автомобилями разных марок и классов;
    • способах выявления неисправностей автомобиля и его составляющих;
    • правилах подбора и установки запасных частей и агрегатов;
    • принципах использования электронных систем автомобиля;
    • правилах, регулирующих пользование предоставленными работодателем инвентарем, спецодеждой и инструментами.
  6. Слесарь по ремонту автомобилей руководствуется при работе:
    • соответствующими нормативами, стандартами, ПДД;
    • документами компании;
    • положениями этой инструкции.
  7. Во время отсутствия слесаря по причине болезни, отпуска или командировки его функции переходят к другому слесарю, выбранному руководителем транспортного цеха.

2. Функции

В компании на слесаря по ремонту автомобилей возлагаются следующие функции:

  1. Проведение необходимых ремонтных мероприятий по указанию своего руководителя.
  2. Применение специальной аппаратуры для выявления проблем в функционировании автомашин.
  3. Проведение мероприятий по профилактике, тестированию и испытаниям автомобилей и их агрегатов.
  4. Слесарная обработка составляющих автомашины.
  5. Чистка необходимых деталей машин и их разбраковка.
  6. Балансировка узлов и деталей ремонтируемых автомобилей.
  7. Контроль за заменой изношенных и неисправных составляющих автомашины.
  8. Поддержание порядка на месте работы.
  9. Бережное обращение с инструментами, спецодеждой и инвентарем.
  10. Взаимодействие с коллегами по транспортному цеху для решения текущих рабочих вопросов.
  11. Донесение до руководства информации о проблемных моментах в сфере своей ответственности.
  12. Отслеживание ситуации с наличием необходимых запчастей и агрегатов.
  13. Соблюдение установленных стандартов по технологической и пожарной безопасности.
  14. Ведение необходимого документооборота по правилам компании.

3. Ответственность

Слесарь по ремонту автомобилей несет ответственность в следующих случаях:

  1. Неисполнение своих рабочих функций — в пределах, закрепленных в документах компании и трудовом законодательстве.
  2. Совершение правонарушений на рабочем месте — в тех пределах, которые прописаны в соответствующих статьях законодательства.
  3. Нанесение ущерба работодателю по причине некомпетентных действий — в соответствии с нормами действующего законодательства.

4. Права

Слесарь по ремонту автомобилей наделяется компанией следующим комплексом прав:

  1. Внесение предложений руководителю транспортного цеха по возможным мерам для улучшения своих рабочих процедур.
  2. Получение от сотрудников компании информации, нужной для выполнения своих должностных обязанностей.
  3. Получение премий и доплат по мере выполнения плановых показателей, установленных в соответствующих документах компании.
  4. Получение от компании рабочей спецодежды, а также части инструментов и инвентаря, необходимых в своей работе.
  5. Участие в собраниях сотрудников структурного подразделения по текущим рабочим вопросам.

Особенности написания должностной инструкции

В отечественном законодательстве нет положений по составлению должностной инструкции. На практике данный документ составляется путем приспосабливания работодателем содержания типовых инструкций для своих нужд. Формы этих инструкций, как правило, стандартны и включают следующие базовые разделы, оговаривающие основные аспекты деятельности работника:

  • Общая часть.
  • Обязанности служащего.
  • Его права.
  • Его ответственность.

Дополнительно к этим разделам многие компании, особенно крупные, добавляют те, где конкретизируют отдельные аспекты работы сотрудника, на которых им хочется заострить внимание. Наиболее популярны следующие дополнительные разделы:

  • Порядок должностных связей сотрудника.
  • Условия его работы.
  • Критерии оценки качества выполненных работ.
  • Требования к квалификации.

На объем и тщательность инструкции сильно влияют размер и отраслевая принадлежность компании-работодателя. Крупные фирмы стремятся к возможно большей формализации своих контактов с сотрудниками, устраняя необходимость вручную распутывать отношения с сотнями работников со множеством функций. У таких нанимателей должностная инструкция носит возможно более исчерпывающий характер.

Внимание! Как образец для должностных инструкций могут использоваться профессиональные стандарты, чье применение регламентировано ст. 195.3 ТК.

Общий раздел

В разделе даны основные параметры, на которые должен ориентироваться сотрудник. Здесь освещены следующие вопросы:

  • Кому подчиняется сотрудник.
  • От кого зависит его наём и увольнение.
  • Кто берет на себя его обязанности в случае временного отсутствия.
  • Каковы требования к навыкам и квалификации кандидата.
  • Чем руководствуется сотрудник в своей деятельности.

Требования по навыкам сотрудника могут довольно сильно различаться, в зависимости от отраслевой сферы деятельности работодателя и его размеров. В любом случае данные навыки должны примерно соответствовать обязанностям, перечисленным в следующем разделе.

Внимание! Если слесарей по ремонту машин несколько и они спокойно заменять друг друга, то имеет смысл составить для них типовую инструкцию. Если слесарь один, специализируется на ремонте машин какой-то одной марки или класса, то следует составить для него индивидуальную инструкцию, отобразив его специфику.

Функции

Раздел отведен под описание должностных функций слесаря. Сюда входят не только обязанности по ремонту автомобилей, но и те, которые касаются его повседневной деятельности в цехе — поддержание порядка на рабочем месте, хранение инструментов, кооперация в работе с другими сотрудниками. Обязательно нужно отдельно написать про обязанность соблюдать требования по пожарной и технологической безопасности.

Внимание! Многие работодатели практикуют предоставление слесарям необходимых рабочих инструментов и инвентаря. В таком случае требуется отдельно упомянуть обязанность слесаря бережно обращаться с ними, обеспечивая их сохранность.

Ответственность

Раздел содержит список нарушений, за которые работодатель может привлечь сотрудника к ответственности. Обычно здесь упоминают несколько основных нарушений, в общей форме описывая меры наказания, избегая конкретики, которая все равно определяется в ходе судебных и административных разбирательств.

Права

Заключительная часть стандартной инструкции содержит список прав, которыми наделяется сотрудник на рабочем месте. Для слесаря по ремонту машин этот перечень довольно типовой и совпадает с правами других технических специалистов.

Сама инструкция может составляться как приложение к трудовому договору или как локальный правовой акт. В любом случае она должна быть согласована с юристом и сотрудником отдела по персоналу. После окончания процесса согласования документ направляют к руководителю компании. Сам сотрудник знакомится с ним в процессе устройства на работу. Окончательный правовой статус инструкция приобретает после проставления подписей всеми сторонами: принимаемым на работу сотрудником, руководителем компании, другими лицами, участвовавшими в согласовании документа.

Сама инструкция должна быть оформлена с соблюдением всех параметров официального документа. В ней должны присутствовать дата составления, расшифровка подписей, перечень реквизитов компании.

Копия документа может быть выдана сотруднику или выложена в локальную сеть компании, но тогда необходимо удалить все его персональные данные.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Циннабсин капли в нос инструкция по применению
  • Руководство по зарядке аккумуляторных батарей
  • Верховный орган руководство экономикой страны
  • Руководство владимирской области фото
  • Руководство по замене замена масла