Версия для печати
8. Требования к проведению сливо-наливных операций
8.1 Общие положения
8.1.1 При выполнении сливо-наливных операций следует выполнять требования раздела 5.
8.1.2 Поступление СУГ на объекты должно осуществляться железнодорожными цистернами и/или автоцистернами, и/или по трубопроводам с газоперерабатывающих и нефтеперерабатывающих предприятий. На АГЗС допускается подача СУГ из резервуаров ГНС, если это предусмотрено проектом.
8.1.3 При подаче СУГ по газопроводам на ГНС, ГНП с нефтеперерабатывающего предприятия граница обслуживания газопроводов персоналом ГНС, ГНП устанавливается актом разграничения зон эксплуатационной ответственности.
8.1.4 СУГ, поставляемые на объекты, должны соответствовать ГОСТ Р 52087, ГОСТ 27578, ГОСТ 20448, в т.ч. по показателям давления СУГ и степени одоризации.
8.1.5 Перед въездом на территорию объекта должен быть установлен знак, ограничения скорости движения железнодорожного и автомобильного транспорта.
8.1.6 При сливе СУГ из железнодорожных цистерн запрещается заход другого подвижного состава на путь, где выполняется данная операция. При нахождении транспортной автоцистерны на территории АГЗС нахождение посторонних лиц на территории АГЗС не допускается.
8.1.7 Для безопасного проведения слива СУГ должны предусматриваться меры, исключающие возможность парообразования, кавитации, гидравлических ударов и других явлений в трубопроводах, способных привести к механическому разрушению элементов технологической системы.
8.1.8 Слив СУГ должен проводиться через линии слива.
8.1.9 Применение линий слива с соединительными рукавами в качестве стационарных трубопроводов запрещается.
8.1.10 При сливе СУГ из железнодорожных или автомобильных цистерн должны соблюдаться следующие основные требования, обеспечивающие безопасность объекта и его персонала:
— проведение проверки внешних отличительных признаков и обозначений железнодорожных и автомобильных цистерн;
— в период слива должен быть обеспечен непрерывный контроль за давлением и уровнем СУГ в цистернах и резервуарах. Степень наполнения не должна быть более 85 % вместимости резервуара;
— не допускается создание перепада давления при сливе между цистерной и резервуаром посредством сброса в атмосферу паровой фазы СУГ из наполняемого резервуара;
— не допускается во время сливо-наливных операций оставлять без надзора наполнительные, сливные и заправочные колонки, железнодорожные и автомобильные цистерны, резервуары СУГ;
— не допускается повышение давления паровой фазы СУГ, создаваемое в цистерне при сливе, выше рабочего давления, указанного на цистерне;
— при сливе СУГ перепад давления между цистерной и резервуаром базы хранения должен быть в пределах от 0,1 до 0,2 МПа, при сливе СУГ самотеком перепад давления должен обеспечиваться высотой столба жидкой фазы СУГ при расположении резервуара ниже цистерны;
— персонал, выполняющий сливо-наливные операции на железнодорожных цистернах, должен состоять из трех рабочих, на автомобильных цистернах — из двух рабочих;
— перед началом сливо-наливных операций железнодорожные и автомобильные цистерны, линии слива должны заземляться.
8.1.11 При обнаружении утечки СУГ из железнодорожной цистерны должны быть приняты меры по немедленному ее устранению. При невозможности устранения утечки СУГ должны быть оповещены органы МЧС, Ростехнадзора и другие организации, указанные в плане взаимодействия организаций, привлекаемых к устранению аварий.
8.1.12 Не допускается наполнение резервуаров:
а) с истекшим сроком технического освидетельствования;
б) при обнаружении:
1) дефектов в сварных швах и фланцевых соединениях,
2) отсутствия или неисправности предохранительных сбросных клапанов и других устройств и систем противоаварийной защиты,
3) отсутствия или неисправности систем противопожарной защиты, предусмотренной проектом,
4) отсутствия или неисправности уровнемерных устройств, манометров,
5) отсутствия или неисправности арматуры,
6) отсутствия надлежащей окраски и надписей надземных резервуаров,
7) дефектов крепежных деталей на лазах и люках или неполном их количестве,
недопустимых осадок, выпучивания, крена фундаментов резервуаров и опор подводящих газопроводов.
8.1.13 При использовании в качестве линий слива соединительных рукавов они должны иметь маркировку предприятия-изготовителя с указанием стандарта (технических условий), диаметра, рабочего давления.
8.1.14 Перед сливом СУГ должен быть проведен внешний осмотр сливных устройств и соединительных рукавов с целью выявления неисправностей.
8.1.15 Не допускается применять соединительные рукава, имеющие трещины, переломы, выбоины и другие неисправности. Соединительные рукава должны подвергаться гидравлическим испытаниям один раз в 3 мес давлением, равным 1,25 рабочего. На бирке, прикрепленной к рукаву, должна быть нанесена дата следующего испытания. На каждом рукаве должен быть нанесен инвентарный номер несмываемой краской.
8.1.16 При проведении сливо-наливных операций должна поддерживаться постоянная связь между персоналом участков объекта (на ГНС, ГНП, АГЗС).
8.1.17 Аварийная остановка слива СУГ из цистерн должна проводиться при:
— наполнении резервуаров жидкой фазой СУГ более 85 % внутреннего объема;
— срыве или разрыве соединительных рукавов;
— обнаружении негерметичности газопроводов обвязки, запорной и предохранительной арматуры;
— обнаружении утечек СУГ или потения в сварных швах, во фланцевых и резьбовых соединениях резервуаров;
— выявлении неисправности предохранительной арматуры;
— выявлении неисправности манометра;
— выходе из строя указателей уровнемерных устройств;
— отклонении рабочего давления от предельно допустимого;
— срабатывании блокировок систем автоматизации;
— аварии, пожаре, землетрясении, грозе, отключении электроэнергии на ГНС, ГНП, АГЗС.
8.1.18 При наполнении резервуаров жидкой фазой СУГ более 85% внутреннего объема или разгерметизации одного из резервуаров СУГ следует откачать в другие резервуары базы хранения или в аварийный резервуар посредством специально предназначенной для этого технологической линии, входящей в технологическую систему объекта.
8.1.19 После окончания слива жидкая фаза СУГ из линий слива должна быть возвращена в резервуар или автоцистерну, а паровая фаза удалена через сбросную трубу с обеспечением рассеивания до пожаробезопасной концентрации в местах возможного появления источника зажигания.
8.1.20 При проведении сливо-наливных операций рядом с местом их выполнения должны быть установлены предупреждающие знаки «Стоп», «Производится слив СУГ».
8.1.21 Формы эксплуатационной документации, заполняемой при сливо-наливных операциях, приведены в приложениях Н-Т.
8.2 Слив СУГ из железнодорожных цистерн в резервуары ГНС
8.2.1 Скорость движения железнодорожного состава по территории объекта не должна превышать 5 км/ч. Резкое торможение не допускается.
8.2.2 Слив СУГ из железнодорожных цистерн должен проводиться после полной остановки железнодорожного состава, установки временного ограждения с предупреждающими знаками «Стоп», «Проезд запрещен», «Проводится слив цистерн» и получения разрешения лица, ответственного за сливные работы на железнодорожной эстакаде.
8.2.3 Порядок установки (подачи) железнодорожных цистерн под слив СУГ и проведение слива должны обеспечивать безопасность выполнения этих работ и осуществляться в соответствии с производственной инструкцией.
8.2.4 Установка железнодорожных цистерн у эстакады, перемещение цистерн за пределы территории объекта и маневровые работы в железнодорожном тупике должны проводиться под наблюдением: в рабочее время — ответственного за безопасную эксплуатацию участка слива-налива СУГ, в нерабочее время — дежурного персонала.
8.2.5 При подготовке к сливу СУГ из железнодорожных цистерн следует дополнительно к работам, приведенным в 8.1, выполнить следующие работы:
— установить цистерны у соответствующих стояков сливной эстакады;
— заземлить цистерны;
— установить противооткатные башмаки, выполненные из искробезопасного и прочного материала, имеющие инвентарные номера. Башмаки должен устанавливать ответственный за слив СУГ из железнодорожных цистерн;
— проверить наличие СУГ в цистернах по контрольным вентилям;
— не допустить слив СУГ при давлении в железнодорожной цистерне менее 0,05 МПа. Для СУГ, упругость паров которых в холодное время может быть ниже 0,05 МПа, слив необходимо проводить по производственной инструкции;
— проверить соответствие цистерны и количество ее содержимого накладной (при наличии железнодорожных весов);
— проверить наличие пломб;
— проверить крышку люка-лаза с установленной на ней арматурой на работоспособность арматуры и отсутствие неисправностей;
— проверить срок освидетельствования цистерны. При наличии цистерн с истекшим сроком слив из них запрещается;
— при использовании в качестве линий слива соединительных рукавов проверить их исправность, наличие маркировки и сведений о проведении гидравлических испытаний. Соединительные рукава должны быть обвиты медной проволокой и припаяны (или прикреплены другим способом) к наконечникам рукава для исключения возникновения статического электричества. Допускается пропускать проволоку внутри рукава, обеспечив надежное соединение ее с наконечниками рукава;
— присоединить линии слива к запорной арматуре железнодорожной цистерны и сливных узлов;
— плавно (во избежание гидравлического удара) открыть запорную арматуру, проводить слив СУГ самотеком и/или созданием перепада давления (с помощью компрессора или испарителя) насосом или другими способами, предусмотренными проектной документацией.
8.2.6 Число железнодорожных цистерн на территории ГНС не должно превышать число постов слива на железнодорожной эстакаде.
8.2.7 После окончания слива СУГ линии слива должны быть отсоединены от газопроводов обвязки железнодорожной эстакады, цистерны опломбированы и удалены с территории объекта.
8.2.8 Остаточное давление паров СУГ в железнодорожных цистернах после слива не должно быть менее 0,05 МПа.
8.3 Слив СУГ из автомобильных цистерн в резервуары ГНП, АГЗС
8.3.1 Скорость движения автомобильных цистерн по территории объекта не должна превышать 5 км/ч. Резкое торможение не допускается.
8.3.2 При подготовке к сливу СУГ из автомобильной цистерны следует:
— взвесить цистерну на автомобильных весах (при наличии);
— установить цистерну у сливной колонки (поста);
— заглушить двигатель автоцистерны;
— установить противооткатные башмаки, выполненные из искробезопасного и прочного материала;
— заземлить цистерну;
— проверить соответствие цистерны и количества ее содержимого накладной;
— при отсутствии автомобильных весов содержимое автоцистерны проверить по уровнемерному устройству и данным, приведенным в накладной;
— проверить наличие пломб;
— проверить цистерну и крышку люка-лаза с установленной на ней арматурой на работоспособность арматуры и отсутствие неисправностей;
— проверить срок освидетельствования цистерны;
— при использовании в качестве линий слива соединительных рукавов проверить их исправность, наличие маркировки и сведений о проведении гидравлических испытаний соединительных рукавов. Соединительные рукава должны быть обвиты медной проволокой и припаяны (или прикреплены другим способом) к наконечникам рукава для исключения возникновения статического электричества. Допускается пропускать проволоку внутри рукава, обеспечив надежное соединение ее с наконечниками рукава;
— присоединить линии слива к обвязке автоцистерны и сливного поста (колонки);
— плавно (во избежание гидравлического удара) открыть запорную арматуру, производить слив СУГ самотеком и/или созданием перепада давления (с помощью компрессора или испарителя), насосом или другими способами, предусмотренными проектной документацией.
8.3.3 После окончания слива линии слива должны быть отсоединены от сливной колонки (поста) и автоцистерны, цистерна опломбирована и взвешена (при наличии автомобильных весов).
8.3.4 Остаточное давление паров СУГ в автоцистернах после слива не должно быть менее 0,05 МПа.
8.3.5 После окончания сливо-наливных работ запускать двигатель автомобильной цистерны без разрешения работника, производящего сливо-наливные операции, не допускается.
8.3.6 Наполнение автомобильных цистерн должно проводиться аналогично сливу, только через наполнительные колонки. При этом не допускается наполнение СУГ при давлении в автомобильной цистерне менее 0,05 МПа. При давлении в автомобильной цистерне в холодное время года менее 0,05 МПа наполнение должно проводиться по производственной инструкции.
8.3.7 Осуществлять слив СУГ из автомобильных цистерн в резервуары ГНП, АГЗС при давлении в них менее 0,05 МПа не допускается.
8.4 Слив СУГ в резервуарные установки
8.4.1 При подготовке к сливу СУГ из автомобильной цистерны в резервуарную установку следует:
— выставить посты для исключения нахождения посторонних лиц во взрывоопасной зоне (в радиусе 20 м от сливных постов);
— установить автомобильную цистерну у сливного поста или вблизи места размещения редукционной головки резервуара со сливными штуцерами;
— заглушить двигатель автомобильной цистерны;
— установить противооткатные башмаки, выполненные из искробезопасного и прочного материала;
— заземлить цистерну;
— проверить по уровнемерным устройствам уровень жидкой фазы СУГ в резервуарах резервуарной установки;
— присоединить линии слива к обвязке автомобильной цистерны и сливного поста (колонки) или к сливным штуцерам редукционной головки резервуара;
— медленно (во избежание гидравлического удара) открыть запорную арматуру сливного поста (колонки) и обвязки сосуда автомобильной цистерны, проводить слив СУГ самотеком или с помощью насоса.
8.4.2 После окончания слива СУГ линии слива (соединительные рукава) автомобильной цистерны должны быть отсоединены от сливной колонки (поста) или редукционной головки.
8.4.3 Приостанавливать подачу паровой фазы СУГ потребителям при наполнении резервуаров резервуарной установки не допускается.
8.4.4 Осуществлять слив СУГ из автомобильных цистерн в резервуары резервуарной установки при давлении в них менее 0,05 МПа не допускается.
8.5 Заправка газобаллонных автомобилей
8.5.1 При подготовке к заправке оператор должен убедиться в отсутствии пассажиров в автомобиле, проверить газобаллонное оборудование автомобиля на отсутствие неисправностей, утечки СУГ, наличие отличительной окраски баллона, надписей, таблички-паспорта, заземлить автомобиль.
8.5.2 На табличке-паспорте баллона должны быть выбиты и легко читаться следующие надписи:
— товарный знак предприятия-изготовителя;
— номер баллона;
— дата (месяц, год) изготовления и год следующего освидетельствования;
— рабочее давление Р, МПа;
— пробное гидравлическое давление , МПа;
— полная вместимость, л;
— полезная вместимость, л.
8.5.3 Не допускается заправлять неисправные баллоны или баллоны с истекшим сроком освидетельствования.
8.5.4 При выявлении утечек СУГ в газобаллонном оборудовании или наполнении баллона свыше 80% его внутреннего объема следует приостановить подачу СУГ и переключить заправочное устройство баллона на свечу рассеивания для сброса СУГ из баллона. При этом должны быть приняты меры, предупреждающие попадание СУГ в места, где возможно их воспламенение. Процесс сброса СУГ должен обеспечивать гарантированное рассеивание взрывоопасных концентраций в безопасной зоне объекта СУГ.
8.5.5 Заправка газобаллонных автомобилей при сливе СУГ из автомобильной цистерны в резервуары АГЗС не допускается.
8.5.6 Водитель газобаллонного автомобиля должен быть проинструктирован персоналом организации, установившей газобаллонное оборудование, по правилам безопасности по его эксплуатации и соблюдать их.
8.5.7 На АГЗС, не относящихся к топливозаправочным пунктам ГНС или ГНП, заправка автомобилей должна осуществляться только персоналом АГЗС.
8.5.8 Автомобили, ожидающие заправку, должны находиться вне территории зоны заправочных островков.
< назад / к содержанию / вперед >
10. Наполнение автоцистерн СУГ
10.1. Общие указания
10.1.1. На площадке колонки для наполнения автоцистерн на видном месте вывешиваются:
– производственная инструкция;
– технологическая схема колонок и соединение их с резервуарами базы хранения;
– планы локализации и ликвидации аварий и план эвакуации персонала при аварии.
10.1.2. Производственные инструкции также выдаются персоналу.
10.1.3. Наполнение автоцистерн производится персоналом в присутствии водителя, который должен установить автоцистерну, закрепить ее переносными башмаками-клиньями, устанавливаемыми под колеса, и произвести другие необходимые операции.
10.1.4. Персонал, обслуживающий колонки по наполнению автоцистерн, должен знать схему расположения и назначение арматуры, как на наполнительной колонке, так и на автоцистерне.
10.1.5. При наполнении автоцистерны водитель выполняет все указания и распоряжения мастера и обслуживающего персонала.
10.2. Требования, предъявляемые к автоцистернам для перевозки СУГ
10.2.1. Автоцистерны для перевозки сжиженных газов до пуска в работу должны быть зарегистрированы в органах Госгортехнадзора России.
10.2.2. Конструкция сосуда автоцистерны должна отвечать требованиям ПБ 10-115, ПБ 12-609 и настоящего подраздела.
10.2.3. Сосуд автоцистерны должен быть окрашен в светлый цвет, иметь отличительную полосу красного цвета и выше полосы — надписи черного цвета «Пропан-бутан» и «Огнеопасно».
10.2.4. По окружности фланца для люка-лаза сосуда автоцистерны должны быть выбиты следующие надписи:
– наименование завода-изготовителя или его товарный знак;
– номер цистерны;
– дата (месяц, год) изготовления и проведения очередного освидетельствования;
– масса цистерны в порожнем состоянии без ходовой части, в т;
– объем сосуда в м3;
– величина рабочего и пробного давлений в МПа (кгс/см2);
– клеймо ОТК завода-изготовителя.
На швеллерной раме автоцистерны должна быть прикреплена металлическая табличка с выбитыми на ней паспортными данными:
– наименование завода-изготовителя или его товарный знак;
– номер цистерны;
– год изготовления;
– масса цистерны с ходовой частью в порожнем состоянии в т;
– дата очередного освидетельствования;
– регистрационный номер цистерны (выбивается владельцем после регистрации в органах Госгортехнадзора России).
10.2.5. На автоцистернах для перевозки СУГ должна быть установлена следующая арматура:
– вентиль для слива и налива (окрашен в красный цвет);
– вентиль для выпуска паровой фазы СУГ из верхней части сосуда цистерны (окрашен в темно-коричневый цвет);
– предохранительный клапан;
– манометр;
– контрольный вентиль 85% наполнения;
– указатель уровня жидкости.
10.3. Требования, предъявляемые к колонкам для наполнения автоцистерн
10.3.1. Колонка должна быть оборудована:
– защитным устройством, исключающим наезд автомашин;
– комплектом башмаков-клиньев для фиксирования автомашины;
– приспособлениями для заземления автоцистерн;
– шлангами с заземляющими проводниками;
– манометрами с трехходовыми кранами;
– скоростным и обратным клапанами;
– свечой для сбрасывания остатков СУГ из соединительных рукавов в атмосферу.
10.3.2. Колонка заключается в металлический шкаф, имеющий жалюзи для вентиляции, и запирается на ключ. Ключ находится у мастера участка.
10.4. Технология налива СУГ в автоцистерны
10.4.1. Перед наполнением автоцистерны оператор производит осмотр наружных поверхностей арматуры и заглушек сосуда, проверяет наличие остаточного давления в сосуде и соответствие автоцистерны требованиям ПБ 10-115 и настоящего подраздела. Результаты осмотра с указанием заводского и регистрационного номеров автоцистерны, а также заключение о возможности ее наполнения заносятся мастером в эксплуатационный журнал. Наполнение автоцистерны должен выполнять персонал в составе не менее 2 человек.
10.4.2. Получив распоряжение мастера о наполнении автоцистерны, обслуживающий персонал должен:
– проверить фиксирование автомашины башмаками-клиньями;
– проверить исправность и надежность соединительных рукавов,
– заземлить автоцистерну;
– снять заглушки со сливных штуцеров цистерны;
– соединительные рукава жидкой фазы наполнительной колонки присоединить к штуцеру вентиля для слива и налива СУГ;
– дать сигнал персоналу насосно-компрессорного отделения на включение насоса (компрессора);
– плавно открыть вентиль жидкой фазы на колонке, чтобы не вызвать гидравлического удара;
– по вибрации рукава убедиться, что цистерна наполняется СУГ;
– периодически открывать контрольный вентиль и при появлении из него струи жидкой фазы СУГ закрыть вентиль колонки на газопроводе жидкой фазы;
– закрыть вентиль жидкой фазы на автоцистерне;
– дать сигнал персоналу насосно-компрессорного отделения на отключение насоса (компрессора);
– открыть вентиль свечи и выпустить из соединительного рукава остатки СУГ;
– отсоединить соединительный рукав от штуцера вентиля автоцистерны;
– заглушить вентиль жидкой фазы автоцистерны специальной заглушкой и опломбировать ее (пломбирование заглушки производит мастер участка слива — налива СУГ);
– проверить мыльной эмульсией или иным способом плотность закрытия и герметичность вентиля автоцистерны,
– снять заземление автоцистерны;
– установить автоцистерну на весы, произвести взвешивание и записать в журнал массу отпущенного СУГ.
10.4.3. Водитель автоцистерны должен:
– при въезде на территорию объекта СУГ соблюдать существующие на нем правила;
– перед наполнением поставить автоцистерну в фиксированное положение, сохраняя его в течение всего времени наполнения;
– выполнять указания персонала, производящего наполнение;
– не производить работы, не относящиеся к наполнению;
– при движении автоцистерны избегать резких торможений;
– включать зажигание после получения от персонала разрешения.
10.4.4. Во время наполнения автоцистерны персонал:
– следит за уровнем жидкой фазы в сосуде автоцистерны. Степень наполнения — не более 85% объема сосуда;
– следит за давлением СУГ по манометру колонки, давление СУГ не должно превышать 1,6 МПа;
– поддерживает связь с персоналом насосно-компрессорного отделения и базы хранения.
10.4.5. При переполнении сосуда автоцистерны излишек СУГ сливается в подземный резервуар для слива неиспарившихся остатков.
10.4.6. При повышении давления на колонке более 1,6 МПа оператор прекращает наполнение, перекрывает вентили на колонке, сообщает об этом мастеру и персоналу насосно-компрессорного отделения.
10.4.7. При обнаружении утечек СУГ на автоцистерне персонал прекращает наполнение, сливает СУГ из автоцистерны в подземный резервуар для слива неиспарившихся остатков или откачивает его компрессором в виде паров в резервуары базы хранения.
10.4.8. При обнаружении утечек СУГ на колонках персонал прекращает наполнение автоцистерн, перекрывает вентили на колонках и задвижки в насосно-компрессорном отделении.
10.4.9. При обнаружении утечек СУГ из соединительных рукавов или при их разрыве персонал перекрывает вентили на колонке и вентиль налива на автоцистерне.
10.4.10. Обо всех случаях утечек СУГ персонал сообщает мастеру, принимает меры к устранению повреждений и запрещает нахождение автомашин у колонок.
10.5. Техническое обслуживание наполнительных колонок
10.5.1. Эксплуатационный персонал должен ежесменно проверять правильность показаний манометров путем кратковременного отключения с помощью трехходового крана, не реже одного раза в месяц проверяет соединения арматуры и газопроводов обмыливанием или другим способом.
10.5.2. Техническое обслуживание автоцистерны для СУГ проводится на объекте СУГ в соответствии с требованиями ПБ 10-115.
<< назад / в начало / вперед >>
27 Февраля 2013 г.
Сжиженный углеводородный газ (далее – СУГ) поставляют на автомобильные газозаправочные станции (пункты) (далее – АГЗС) в специальных автомобильных цистернах.
Слив СУГ из автомобильных цистерн в резервуары осуществляется в светлое время суток или при обеспечении необходимого освещения, соответствующего освещенности в светлое время суток.
Работы, связанные с выполнением сливно-наливных операций на резервуарных установках АГЗС, заполнение СУГ резервуарных установок, слив СУГ из неисправных и переполненных баллонов, слив неиспарившихся остатков, заправка газобаллонных автомашин и баллонов относятся к газоопасным работам.
Работы по сливу-наливу СУГ производятся по решению технического руководителя АГЗС (далее – руководителя АГЗС). Количество работников, выполняющих первоначальный слив СУГ из автомобильных цистерн, должно быть не менее трех человек. Наполнение резервуаров СУГ из автоцистерн при эксплуатации АГЗС разрешается проводить бригадой из двух работников, при наличии быстросъемных соединений – одним работником.
Руководство указанными работами допускается поручать наиболее квалифицированному работнику.
Выполнение сливо-наливных операций во время грозы и при проведении огневых работ не допускается.
Для сливо-наливных операций применяются соединительные рукава, соответствующие требованиям технических условий, допускающих их применение для СУГ.
В процессе эксплуатации должны быть обеспечены проведение осмотра, испытаний и отбраковка соединительных рукавов, используемых при сливо-наливных операциях.
Соединительные рукава, применяемые при сливо-наливных операциях, не должны иметь трещин, надрезов, вздутий и потертостей.
При наличии на рукавах указанных дефектов рукава заменяют новыми.
Рукава должны подвергаться гидравлическому испытанию на прочность давлением, равным 1,25 рабочего давления, не реже одного раза в 3 месяца. Результаты испытания заносятся в эксплуатационный журнал.
Каждый рукав должен иметь обозначение с порядковым номером, датой проведения (месяц, год) испытания и последующего испытания (месяц, год).
Автомобильные цистерны, соединительные рукава должны быть заземлены.
Отсоединять заземляющие устройства допускается после окончания сливо-наливных операций и установки заглушек на штуцеры вентилей автоцистерн.
Металлокордовые и резинотканевые рукава должны быть защищены от статического электричества.
Для защиты от статического электричества они должны быть обвиты (или пропущены внутри) медной проволокой диаметром не менее 2 мм или медным тросиком площадью сечения не менее 4 мм2 с шагом витка не более 100 мм. Концы проволоки (тросика) соединяются с наконечниками рукава пайкой или гайкой под болт.
Не допускается подтягивать накидные гайки рукавов, отсоединять рукава, находящиеся под давлением, а также применять ударный инструмент при навинчивании и отвинчивании гаек.
Открывать запорную арматуру на газопроводах следует плавно, предотвращая гидравлические удары.
Въезд автомашин на АГЗС, а также слив и налив СУГ во время выполнения огневых работ запрещается.
Перед выполнением сливо-наливных операций на автоцистернах, за исключением оборудованных насосами для перекачки СУГ, двигатели автоцистерн должны быть отключены. Перед опорожнением автоцистерны, оборудованной насосом СУГ, должны быть проверены наличие и исправность искрогасителя на выхлопной трубе автоцистерны.
Включать двигатели допускается после отсоединения рукавов и установки заглушек на штуцеры.
Двигатели автомобильных цистерн должны быть оборудованы выхлопной трубой с глушителем и искрогасительной сеткой, выведенными к передней части автомобиля. Автоцистерна должна быть оснащена двумя огнетушителями.
При приемке автоцистерн на АГЗС проверяются:
- соответствие автоцистерны отгрузочным документам;
- отсутствие повреждений корпуса автоцистерны и исправность запорной и контрольной арматуры, установленной на сосуде автоцистерны;
- наличие и уровень СУГ в сосуде автоцистерны по контрольному вентилю (при наличии) и уровнемеру.
В сопроводительных документах проверяются наименование поставщика, дата отгрузки, номер цистерны, масса залитого в автоцистерну СУГ.
Исправность запорной арматуры на автоцистерне проверяется внешним осмотром.
До начала слива СУГ из автоцистерны следует:
- закрепить автоцистерну противооткатными искробезопасными башмаками;
- проверить исправность и надежность соединительных рукавов (шлангов) для слива СУГ из автоцистерн;
- заземлить автоцистерну.
Слив СУГ из автоцистерны в резервуары АГЗС допускается после проверки правильности открытия и закрытия запорной арматуры, связанной с технологической операцией слива СУГ.
Слив СУГ из автоцистерн осуществляется:
- перекачиванием СУГ насосами;
- путем передавливания среды из сосуда автоцистерны в резервуар автозаправочной станции;
- самотеком при расположении резервуаров ниже автоцистерны.
Не допускается создание перепада давления между автоцистерной и резервуаром сбросом в атмосферу паровой фазы СУГ из наполняемого резервуара.
Максимальный уровень наполнения не должен превышать 85% геометрического объема надземных резервуаров и цистерн и 90% – подземных резервуаров.
Нахождение водителя во время слива СУГ в кабине не допускается.
Двигатель транспортного средства может включаться после отсоединения соединительных рукавов от сливных штуцеров автоцистерны и установки на них заглушек.
После слива СУГ давление паров СУГ в цистерне должно быть не ниже 0,05 МПа.
Сброс СУГ в атмосферу не допускается.
Не занятые на операции слива СУГ работники не должны находиться на месте производства работ.
Не допускается оставлять автоцистерны присоединенными к газопроводам технологической системы АГЗС в период, когда слив СУГ не производится.
Во время слива СУГ не допускается производить работы по уплотнению соединений, находящихся под давлением.
В период слива СУГ должен быть осуществлен контроль за давлением и уровнем СУГ в автоцистерне и приемном резервуаре.
По окончании слива СУГ запорная арматура на автоцистерне должна быть закрыта, а сливные штуцеры заглушены.
В случае поступления автоцистерны с СУГ, имеющей течь, она должна быть немедленно освобождена от СУГ в резервуары АГЗС с соблюдением дополнительных мер безопасности согласно соответствующей производственной инструкции. При этом следует исключить нахождение в опасной зоне АГЗС всех посторонних, не участвующих в освобождении автоцистерны.
Работы по устранению утечек должны выполняться согласно плану ликвидации и локализации аварийных ситуаций, утвержденного работодателем и согласованного с МЧС ЛНР в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики.
В случае загорания газа вблизи надземных резервуаров – последние необходимо орошать водой во избежание повышения в них давления.
При возникновении огня вблизи автомобильных цистерн их следует немедленно вывезти в безопасное место. Если это сделать невозможно, цистерны необходимо орошать водой.
При образовании гидратных пробок для оттаивания арматуры и газопроводов следует применять нагретый песок, горячую воду или водяной пар.
В помещении операторной должны быть размещены:
- схема обвязки насосов с раздаточными колонками и резервуарами; схема слива СУГ из автомобильных цистерн;
- производственная инструкция, содержащая порядок проведения и меры безопасности при сливе СУГ.
Территории, производственные помещения АГЗС должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения согласно требований действующих нормативных документов.
На территории АГЗС должны быть вывешены предупредительные надписи о запрещении курения и применения открытого огня.
Въезд на территорию АГЗС и заправка автомобилей с пассажирами запрещается.