Служебный транспорт для руководства

Содержание

  1. Что значит служебный транспорт
  2. Служебный транспорт –это как?
  3. 5 ответов
  4. Что такое служебный транспорт?
  5. Использование служебного автомобиля в личных целях
  6. Служебный автомобиль в личных целях
  7. Когда можно приватно использовать коммерческий транспорт?
  8. Какие нужны документы?
  9. Как оформить автомобиль сотрудника (аренда)
  10. Возмещение расходов при использовании служебного авто
  11. FAQ (часто задаваемые вопросы)

Что значит служебный транспорт

С 01.01.2022 в абз. 1 ст. 2 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 336-ФЗ). См. будущую редакцию.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) багаж — вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;

2) билет — перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира;

3) груз — материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;

4) грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной;

5) грузополучатель — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза;

6) заказ-наряд — форма договора фрахтования;

7) контейнер — оборудование, имеющее объем не менее одного кубического метра, пригодное для многократного пользования и приспособленное для погрузки, выгрузки груза, его перегрузки с одного транспортного средства на другое транспортное средство без промежуточной перегрузки груза;

8) маршрут — путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения;

9) маршрут регулярных перевозок — предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;

10) объекты транспортной инфраструктуры — сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств;

11) остановочный пункт — место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств;

12) пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

(п. 12 в ред. Федерального закона от 14.06.2012 N 78-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

14) путевой лист — документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя;

15) расписание — график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта;

16) ручная кладь — вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой в транспортном средстве и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром;

17) скоропортящийся груз — груз, сохранность которого при перевозке транспортным средством обеспечивается посредством соблюдения определенного температурного режима;

18) специализированное транспортное средство — транспортное средство, предназначенное и оборудованное для перевозки определенных видов грузов;

19) терминал — производственно-технологический комплекс, предназначенный для осуществления операций, связанных с перевозками грузов;

20) транспортная накладная — перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза;

21) фрахтователь — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;

22) фрахтовщик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.

Источник

Служебный транспорт –это как?

5 ответов

Служебный транспорт- это транспорт, осуществляющий перевозку и доставку сотрудников к месту работы. В основном к служебному транспорту относятся легковые автомобили, автобусы и микроавтобусы, а также железнодорожные, воздушные и иные виды транспорта, принадлежащего предприятию и используемого для служебных целей.

Служебный транспорт имеет каждая мало мальски приличная контора, даже если штат сотрудников у неё не велик, обычно служебный автомобиль есть, как минимум, у директора. И, как правило, в случае необходимости остальные сотрудники тоже могут им воспользоваться в рабочих целях.

Служебный транспорт — это когда компания или организация покупает, берет в аренду автобус (несколько), БУС, автомобиль (предоставляется для некоторых работников, обычно при хорошей должности) для доставки своих работников к (с) места работы.

Транспорт, который возит только работников определенного предприятия. Если хорошая фирма, предприятие, то все работники записываются. Либо есть своя карта, удостоверение. То есть, что-то, что подтверждает личность работника. В таких автобусах почти все работники занимают сидячие места. Ведь автобус рассчитан на определённое количество людей. У транспорта есть свой установленный маршрут. А также, время, в которое он должен быть в таком то месте.

В моем городе есть шахта, туда возят работников. Автобус едит по всему городу и собирает работников. Так как город маленький, то все друг другу знают. Но, я тоже не понимаю, почему нет никаких ограничений. Любой человек может зайти в этот автобус и поехать. И здесь вся надежда на водителя, который будет запоминать каждое лицо.

Такой транспорт считается бесплатным, так как он доставляет каждого работника на место работы. И часто рабочий транспорт ездит даже в другой город за своими сотрудниками. Но, как правило, это делают только крупные предприятия, где очень много работников.

Служебный транспорт, это транспорт, который находится в собственности компании и им могут пользоваться работники. Это и обычные автомобили легковые, и микроавтобусы, автобусы. Собственник компания, либо она берет его во временное пользование, и перевозит сотрудников, к примеру утром служебный автобус забирает работников с остановок и привозит на предприятия, завод или фабрику. Часто крупные фирмы имеют даже свой целый автопарк, они пользуются даже несколькими видами транспорта.

К примеру авто и водитель нанятый, который возит директора, тоже является служебным транспортом. К примеру часто бухгалтера пользуются служебным авто, чтоб попасть в налоговую для сдачи документов.

Служебный транспорт может утром забирать и вечером довозить до остановки, если транспорт находится в промышленном и отдаленном района или даже области. Это удобно для всех сотрудников, когда в пользовании есть авто, то и проблем меньше организационных.

Источник

Что такое служебный транспорт?

Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ

Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

11) расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта) . Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;

Прежде всего, отметим, что такого понятия как служебный транспорт действующее законодательство не содержит. Как правило, этот термин обозначает транспорт, используемый для осуществления управленческих функций. В основном к служебному транспорту относятся легковые автомобили, автобусы и микроавтобусы, осуществляющие функции перевозки пассажиров, а также железнодорожные, воздушные и иные виды транспорта, принадлежащего предприятию и используемого для служебных целей.

Отметим, что по данной статье к затратам можно относить оплату стоянки служебного автомобиля. Однако, для правильного оформления данных затрат рекомендуется взаимоотношения с предприятием, содержащим автостоянку, оформить в виде письменного договора на оказание услуг с формулировкой «за услуги по содержанию автомобиля N . на автостоянке предприятия «. «. Кроме того, предприятие должно подтвердить необходимость содержания автотранспорта, в том числе арендованного, на платной стоянке (например, у предприятия нет собственного гаража или стоянки) .

В том случае, если для служебных поездок используется личный автотранспорт, то компенсация учитывается в составе расходов в пределах норм, установленных Правительством РФ. Данные нормы были установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. N 92 «Об установлении норм расходов организации на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».

В соответствии с указанным постановлением установлены следующие нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией:

— по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно — 1200 рублей в месяц;

— по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см — 1500 рублей в месяц.

Нормы на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, не установлены.

Источник

Использование служебного автомобиля в личных целях

Использование служебного транспорта в личных целях директором коммерческой компании или сотрудниками фирмы — явление в Российском бизнесе достаточно частое. Нередко оно рассматривается как дополнительный элемент мотивации сотрудников. Насколько законно и безопасно так использовать машину?

Служебный автомобиль в личных целях

Согласно законодательству РФ, свободное использование коммерческого (служебного) транспорта в личных целях запрещено. Связано это, в первую очередь, с тем, что вся деятельность бизнеса подконтрольна и регламентирована обязательной бухгалтерской отчетностью.

На каждую поездку служебного автомобиля составляется путевой лист, списывается топливо, насчитывается заработная плата водителю. Затраты на поездку четко рассчитываются и списываются бухгалтерией как затраты на производственную деятельность, после чего вычитаются из налогооблагаемой прибыли.

Если коммерческий транспорт используется несанкционировано, не подтверждается никакими внутренними правилами и инструкциями, не проводится по бухгалтерии и не сопровождается списанием затрат, то компания несет потери:

  • имущественные — износ механизмов автомобиля, расход горюче-смазочных материалов, увеличение амортизационных затрат (расходы на ремонт);
  • материальные — повреждение или неумышленное уничтожение автомобиля.

Разумеется, будут проблемы с налоговыми органами, которые любые расходы и затраты на служебный транспорт воспринимают как расходы деятельности компании.

Когда можно приватно использовать коммерческий транспорт?

Только когда в коммерческой компании на этот счет действуют легальные правила (один из вариантов):

  • транспорт должен быть под строгим контролем, использоваться только в служебных целях и только в рабочее время;
  • сотрудникам разрешено использовать транспорт личных целях в нерабочее время (требуется соответствующая регламентирующая документация — инструкции, протоколы, узаконенные правила).

Первый вариант понятен и прозрачен — все затраты проводятся по бухгалтерской отчетности. Во втором случае компания должна четко определить «правила игры» и сформулировать в инструкциях основные вопросы: как компенсируется расход ГСМ, как контролируется пробег по спидометру, как ведется отчетность по использованию транспорта, и как используются автомобили.

Правила частного использования служебного автомобиля должно быть утверждены руководящими органами компании и согласованы с налоговыми органами в рамках действующего законодательства.

Какие нужны документы?

Чтобы сотрудник компании мог без последствий управлять служебным автомобилем в нерабочее время, у него на руках должны быть:

  • приказ о закреплении автомобиля за определенным сотрудником;
  • акт приема/передачи машины (с фиксацией показаний спидометра);
  • договор аренды (субаренды) авто;
  • приказ о предоставлении сотруднику выходного дня (если машина используется в рабочее время).

Любой из этих документов временно снимает транспортное средство с баланса компании и переносит ответственность за сохранность и целостность авто, а также затрат на ГСМ и амортизацию на водителя, сидящего за рулем. При этом, документы должны оформляться каждый раз, когда автомобиль выезжает из парка компании не по служебной надобности (то есть, по путевому листу). Именно по этой причине такой механизм использования машины не слишком практичен.

Путевой лист сотруднику, использующему авто в неслужебных целях не нужен. Однако, инспектор ГИБДД может его затребовать, и водителю придется самостоятельно решать вопрос его отсутствия .

Как оформить автомобиль сотрудника (аренда)

Еще один, более простой и законный способ использовать служебный автомобиль в личных целях — аренда. Но не аренда авто сотрудником у компании, а наоборот: аренда компанией личного транспорта сотрудника. При этом, аренда может быть оформлена как на само авто, так и на машину с водителем.

  • На основании статьи 642 ГК РФ, если компания арендует только авто, то управлять машиной имеет право и сам владелец-сотрудник, и другие сотрудники фирмы.
  • На основании статьи 632 ГК РФ, при аренде компанией частного авто с водителем, управлять машиной может только арендодатель.

И в том, и в другом случае, использовать в нерабочее время арендованную машину можно без дополнительных документов, так как владелец авто имеет к нему право доступа в любое время.

Если же оба варианта аренды транспортного средства компанию не устраивают, потребуется акт приема/передачи служебного транспортного средства определенному сотруднику, который может использовать его во внеслужебных целях.

Допускается также аренда сотрудником служебного автомобиля на определенное время. Но в этом случае, система бухгалтерского учета будет сложнее, так как придется рассчитывать налог на доход компании с аренды своего транспорта.

Возмещение расходов при использовании служебного авто

Вопросы возмещения затрат на используемый в личных целях служебный автомобиль — один из главных вопросов, которые компания должна сразу решить и узаконить документально, чтобы не нести убытки и не подвергнуться санкциям сотрудников налоговой инспекции.

Способов возмещения сотрудником денежных расходов при эксплуатации служебного транспорта несколько:

  • в документах (инструкции, правила компании, договора) сразу указывается лимит количества топлива или стоимости ГСМ, и эту сумму в конце отчетного периода сотрудник возмещает компании;
  • сотрудник, эксплуатирующий авто, получает на руки оговоренную сумму на расходы;
  • сумма затрат прописывается в договоре аренды (любом из вариантов).

Руководство компании само выбирает форму начисления и погашения затрат, после чего схема прописывается в правилах фирмы и отражается в бухгалтерской документации.

Точно так же контроль неслужебной эксплуатации автомобиля может вестись по пробегу (разрешенное количество километров, которые можно проехать на коммерческом авто при личной эксплуатации), что позволяет ограничить и контролировать амортизацию машины и затраты на ее обслуживание и ремонт.

Схема такого контроля проста: руководство компании учитывает цифру пробега до и после поездки в оговоренные временные периоды, а затем отнимает от общего пробега пробег по служебным заданиям (высчитывается по путевым листам). Полученный остаток — и есть расстояние, которое машина проехала в личных целях сотрудников, и оно переводится в количество топлива по техническим характеристикам и амортизацию и диагностической карте автомобиля.

FAQ (часто задаваемые вопросы)

  1. Можно ли по договоренности с руководством компании использовать авто в личных целях в выходные и праздничные дни?
    Чаще всего, такое использование подразумевается по умолчанию, но может быть отдельно прописано в правилах политики компании.
  2. Можно ли использовать служебное авто в личных целях, если сотрудник в отпуске?
    Это необязательное условие. Обычно такое не практикуется, но по договоренности с руководством, такой вариант возможен (необходимо заявление сотрудника и согласие директора).
  3. Нужен ли путевой лист, если служебный автомобиль используется в личных целях?
    По договоренности с руководством, путевой лист может выписываться, чтобы исключить вопросы сотрудников ГИБДД во время проверки на дороге. По закону, машина, которая находится не на служебном задании, путевой лист иметь не обязана, но тогда необходимо подтверждение (приказ, заверенное заявление, договор аренды), что неслужебная поездка допускается руководством компании и контролируется.
  4. Кто несет ответственность в случае, если автомобиль во время личной поездки сотрудника попал в ДТП?
    Это один из самых важных и сложных вопросов в ситуации, когда коммерческая компания допускает использование служебного транспорта в личных целях сотрудников.
    Если схема контроля предполагает возмещение затрат в конце отчетного периода, то восстановлением может заняться сама компания. Если машина застрахована, то страховка действовать не будет — частное использование служебного авто при ДТП, и управление водителем, не вписанным в страховку, не относится к числу страховых случаев. Если схема стандартная, то машина по акту приема/передачи временно находится полностью на ответственности сотрудника, и восстанавливать ТС придется ему а свой счет.

В заключении отметим, что использование коммерческого (служебного, корпоративного) транспорта в личных целях директора или сотрудников компании допускается. Но только в том случае, если в Политике, должностных инструкциях и приказах четко указаны условия такой эксплуатации и методы контроля затрат. Отдельный случай — аренда авто у компании и аренда машины компанией у сотрудника, где действуют правила аренды движимого имущества.

Несогласованная с руководством и никак не контролируемая неслужебная эксплуатация корпоративного транспортного средства запрещена законом, так как ведет к прямым имущественным и материальным убыткам (расходы на ГСМ, амортизация ТС). В случае ее выявления, сотрудник будет нести финансовую, административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.

Источник

СЛУЖЕБНЫЙ ТРАНСПОРТ

Сегодня многие компании не имеющие отношения к автомобильной отрасли держат на балансе транспортные средства. Данное обстоятельство является источником постоянной головной боли у специалиста по охране труда, поскольку транспорт выдается не только водителям, но и торговым представителям, менеджерам по продажам, руководству и прочим.

Тема служебного транспорта хорошо (или не очень) проработана с точки зрения бухгалтерского учета, но совершенно забыта с позиций охраны труда.

Возникает путаница по целому ряду процедур. Как оформлять выпуск на линию? Нужно ли проходить медосмотр? Что делать если служебный автомобиль попал в ДТП? Нужен ли дежурный механик? Нужен ли путевой лист? Как списать ГСМ? И много других вопросов, которые мы постараемся разобрать в этой статье.

Для начала давайте определимся с вариантами принадлежности транспортного средства

Мы можем приобрести транспорт на юридическое лицо, можем заключить договор с организацией, у которой берем машину в аренду, а можем заключить договор с работником об аренде его личного автомобиля. Это важно, потому что в гражданском праве есть понятие ответственности без вины. Поскольку автомобиль является источником повышенной опасности в соответствии со статьей 1079 ГК РФ (Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих), обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности.

Кроме того, юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. В соответствии со Статьей 1068. ГК РФ. (Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником).

Таким образом, если предприятие приобрело транспорт и передало его в управление работнику, то при ДТП, фирма, в лице своего директора делит всю ответственность с работником, управляющим транспортным средством.

Переложить ответственность на работника можно только в случае если вместе с трудовым договором предприятие заключило с ним договор аренды его личного автомобиля или дополнительное соглашение к трудовому договору о использовании личного автомобиля в служебных целях.

Многие горе-авторы пишут о том, что для компенсации затрат необходимо, что бы работник предоставлял чеки на бензин, иначе будут проблемы с налоговой. На самом деле единственный способ списать ГСМ – это путевой лист, но об этом мы поговорим попозже.

Теперь важно понять для чего мы используем транспорт

Есть два варианта: собственные нужды и для извлечения прибыли.

Если мы заключаем договора перевозки, осуществляем доставку людей или грузов, то это вариант «извлечение прибыли» и тут организация охраны труда в компании ничем не отличается от обычного автотранспортного предприятия. А именно, назначается работник ответственный за безопасность дорожного движения и ответственные за выпуск машин на линию (дежурные механики). Эти люди должны обладать соответствующей квалификацией.

Если же мы используем машины исключительно для собственных нужд, то нам нужно понять, кем является работник, управляющий автотранспортом.

Здесь тоже возможны два варианта. Водитель и обычный сотрудник.

Поскольку ничего не мешает назвать водителя в штатном расписании менеджером, то все упирается в определение его трудовой функции. Работник, который приходит на работу для того, что бы возить кого-то или чего-то, выполняет функционал водителя.

Водитель обязан проходить (В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ):

  • Обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств;
  • Обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года) медицинские осмотры;
  • Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.

В свою очередь и юридические лица обязаны обеспечить требования указанные в законе «О безопасности дорожного движения»:

Статья 20 Федерального закона № 196-ФЗ:

  1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:

соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом;

обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте;

организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Данное требование распространяется не только на компании, использующие служебный транспорт для извлечения прибыли, но и на тех, кто использует автомобили для собственных нужд. Такое мнение было высказано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 26.

  1. На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (например, статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Из вышесказанного следует, что если сотрудник возит только одного себя любимого (управление автомобилем не изменяет его трудовую функцию), то формально он не является водителем и медосмотры проходить не обязан. Также нет необходимости в полноценной службе эксплуатации транспорта (или еще хуже передаче всех полномочий специалисту по охране труда).

Получается, что для водителя обязанность управлять автомобилем может быть фактором, определяющим вредные условия труда. А менеджерам машина выдается как бонус или элемент статуса.

Но большинство компаний хотят списывать (принимать к учету) ГСМ

А мы с вами уже говорили, что единственный инструмент для списания ГСМ – это путевой лист. Не важно, оформлен он по типовой форме или утвержден приказом по предприятию, путевой лист будет действительным, если на нем указаны данные о прохождении медосмотров, стоит отметка дежурного механика об исправности ТС, указаны километраж и количество топлива в баке.

Если сотрудник приходит с утра на работу и берет со стоянки закрепленный за ним транспорт, то проблем не возникает. А если он ездит на служебном транспорте и по рабочим делам и после работы? Как тогда списать бензин, потраченный за выходные в поездке на дачу?

Тут рискует не только предприятие, но и сам сотрудник у которого могут найти прибыль (компания фактически компенсировала ему стоимость бензина) с которой не уплачен НДФЛ.

Опять же возникнут проблемы в случае ДТП в нерабочее время.

Выходом является каждый раз передавать транспорт в личное пользование, оформляя соответствующий акт, а утром принимать его обратно, но в силу трудозатратности данного процесса мы даже не будем его рассматривать.

Подведем итог

Если посмотреть на проблему с другой стороны, нам нужно выбрать хотим ли мы оформлять документацию, обеспечивать наличие квалифицированного персонала и списывать ГСМ? Или для нас важнее сделать систему как можно проще.

Если по закону мы можем обойтись без оформления путевых листов, медосмотров и ответственных, а это возможно в случае если мы не выполняем работ по перевозке за деньги и не имеем необходимости в водителях по сути, то можно передать служебный автомобиль сотруднику в виде «куска металла».

Для этого у нас должно быть разработано соответствующее положение, где мы закрепляем ответственность и обязанности по содержанию транспортного средства за сотрудником. Приказ о передаче ему автомобиля и доверенность, на основании которой он будет управлять предоставленным ему служебным транспортом.

Правда при этом придется смириться с тем, что мы не сможем принять к учету ГСМ.

Ответ:

Нужно ли директору организации проходить предрейсовый медосмотр для управления служебным автомобилем?

Как известно, работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры (ч. 1 ст. 213 ТК РФ).

Напомним, что трудовая инспекция вправе привлечь организацию к ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, а также обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены).

Также в ч. 3 ст. 213 ТК РФ сказано, что для отдельных категорий работников ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале, в течение или в конце рабочего дня (смены).

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (абз. 6 п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).

Таким образом, по существующему мнению, проходить указанные медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в должности водителя (абз. 3 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ), что подтверждается и судебной практикой (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 24.05.2019 по делу N 33а-2857/2019). То, что директор (заместитель) управляет автомобилем, не создает ему новую трудовую функцию, так как (ст. ст. 15, 17, 56, ч. 2 ст. 57 ТК РФ):

  • работа в должности водителя предполагает перевозку грузов, пассажиров, а в данном случае директор (заместитель) возит только себя;
  • директор (заместитель) вправе, но не обязан ездить на автомобиле;
  • предоставление автомобиля можно рассматривать как вид социальной гарантии для отдельных категорий работников.

Следовательно, проходить предрейсовые медосмотры ни директор, ни его заместитель не обязаны. Аналогичная правовая позиция по рассматриваемому вопросу содержится в информационном материале, размещенном в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс»:

-Вопрос: Правомерно ли привлечение организации к административной ответственности за непроведение предрейсового медосмотра директора и его заместителя перед допуском их к управлению служебным автомобилем? (Консультация эксперта, 2021);

-Вопрос: Организация приобретает автомобиль. Управлять автомобилем будет только директор. Водителей в штате нет. Обязан ли директор, в чьи обязанности не входит управление автомобилем, проходить предрейсовые медицинские осмотры? (Подборки и консультации Горячей линии, 2021).

См. также:

-Нужно ли проходить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры курьерам организации, которые будут работать один-два дня в неделю на своем либо на служебном автомобиле?

Нужен ли директору организации путевой лист для управления служебным автомобилем?

Унифицированная форма первичной учетной документации N 3 «Путевой лист легкового автомобиля» утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 11.09.2020 N 368. При этом данный Приказ издан в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В соответствии со ст. 6 Устава путевые листы обязательны только при перевозке пассажиров или багажа. Из этого следует вывод, что если руководитель управляет автомобилем сам, не перевозит пассажиров и багаж, путевой лист ему не обязателен.

Для подтверждения расходов на ГСМ в целях исчисления налога на прибыль путевые листы обязательны для применения при осуществлении перевозок пассажиров или багажа. При этом в иных случаях использовать путевые листы возможно в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, а также подтверждать расходы на приобретение ГСМ иными документами. При этом выбранный порядок подтверждения стоит закрепить в учетной политике (Письма УФНС России по г. Москве от 09.07.2019 N 16-15/116577@, Минфина России от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354).

Применительно к рассматриваемому вопросу, с учетом перечисленных норм, следует, что если руководитель управляет автомобилем сам, не перевозит пассажиров и багаж, путевой лист ему не обязателен.

Аналогичная правовая позиция по рассматриваемому вопросу содержится в информационном материале, размещенном в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс»:

Вопрос: Можно ли в целях налога на прибыль учесть расходы на ГСМ, амортизацию автомобиля руководителя, если в путевом листе нет отметки о предрейсовом медицинском осмотре? (Консультация эксперта, Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, 2021).

Нужна ли водителю, в том числе директору организации, доверенность для управления автомобилем?

Нет. Такой вывод можно сделать из п. 2.1.1 Правил дорожного движения. Эта норма содержит исчерпывающий перечень документов, которые обязан иметь при себе водитель, и доверенность он не включает. Кроме того, предоставить полномочия владеть и пользоваться (в том числе управлять) автомобилем вы можете не только на основании доверенности, но и, например, по договору аренды (ст. 642 ГК РФ). Но в целях исполнения ПДД, обязательное наличие и предъявление таких документов третьим лицам, в том числе сотрудникам полиции, действующим законодательством не предусмотрено.

Аналогичная правовая позиция по рассматриваемому вопросу содержится в информационном материале, размещенном в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс»:

-Готовое решение: Когда нужна доверенность на автомобиль и как ее составить (КонсультантПлюс, 2021).

Служебный транспорт –это как?

5 ответов

Служебный транспорт- это транспорт, осуществляющий перевозку и доставку сотрудников к месту работы. В основном к служебному транспорту относятся легковые автомобили, автобусы и микроавтобусы, а также железнодорожные, воздушные и иные виды транспорта, принадлежащего предприятию и используемого для служебных целей.

Служебный транспорт имеет каждая мало мальски приличная контора, даже если штат сотрудников у неё не велик, обычно служебный автомобиль есть, как минимум, у директора. И, как правило, в случае необходимости остальные сотрудники тоже могут им воспользоваться в рабочих целях.

Служебный транспорт — это когда компания или организация покупает, берет в аренду автобус (несколько), БУС, автомобиль (предоставляется для некоторых работников, обычно при хорошей должности) для доставки своих работников к (с) места работы.

Транспорт, который возит только работников определенного предприятия. Если хорошая фирма, предприятие, то все работники записываются. Либо есть своя карта, удостоверение. То есть, что-то, что подтверждает личность работника. В таких автобусах почти все работники занимают сидячие места. Ведь автобус рассчитан на определённое количество людей. У транспорта есть свой установленный маршрут. А также, время, в которое он должен быть в таком то месте.

В моем городе есть шахта, туда возят работников. Автобус едит по всему городу и собирает работников. Так как город маленький, то все друг другу знают. Но, я тоже не понимаю, почему нет никаких ограничений. Любой человек может зайти в этот автобус и поехать. И здесь вся надежда на водителя, который будет запоминать каждое лицо.

Такой транспорт считается бесплатным, так как он доставляет каждого работника на место работы. И часто рабочий транспорт ездит даже в другой город за своими сотрудниками. Но, как правило, это делают только крупные предприятия, где очень много работников.

Служебный транспорт, это транспорт, который находится в собственности компании и им могут пользоваться работники. Это и обычные автомобили легковые, и микроавтобусы, автобусы. Собственник компания, либо она берет его во временное пользование, и перевозит сотрудников, к примеру утром служебный автобус забирает работников с остановок и привозит на предприятия, завод или фабрику. Часто крупные фирмы имеют даже свой целый автопарк, они пользуются даже несколькими видами транспорта.

К примеру авто и водитель нанятый, который возит директора, тоже является служебным транспортом. К примеру часто бухгалтера пользуются служебным авто, чтоб попасть в налоговую для сдачи документов.

Служебный транспорт может утром забирать и вечером довозить до остановки, если транспорт находится в промышленном и отдаленном района или даже области. Это удобно для всех сотрудников, когда в пользовании есть авто, то и проблем меньше организационных.

Источник

СЛУЖЕБНЫЙ ТРАНСПОРТ

Сегодня многие компании не имеющие отношения к автомобильной отрасли держат на балансе транспортные средства. Данное обстоятельство является источником постоянной головной боли у специалиста по охране труда, поскольку транспорт выдается не только водителям, но и торговым представителям, менеджерам по продажам, руководству и прочим.

Тема служебного транспорта хорошо (или не очень) проработана с точки зрения бухгалтерского учета, но совершенно забыта с позиций охраны труда.

Возникает путаница по целому ряду процедур. Как оформлять выпуск на линию? Нужно ли проходить медосмотр? Что делать если служебный автомобиль попал в ДТП? Нужен ли дежурный механик? Нужен ли путевой лист? Как списать ГСМ? И много других вопросов, которые мы постараемся разобрать в этой статье.

Для начала давайте определимся с вариантами принадлежности транспортного средства

Мы можем приобрести транспорт на юридическое лицо, можем заключить договор с организацией, у которой берем машину в аренду, а можем заключить договор с работником об аренде его личного автомобиля. Это важно, потому что в гражданском праве есть понятие ответственности без вины. Поскольку автомобиль является источником повышенной опасности в соответствии со статьей 1079 ГК РФ (Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих), обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности.

Кроме того, юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. В соответствии со Статьей 1068. ГК РФ. (Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником).

Таким образом, если предприятие приобрело транспорт и передало его в управление работнику, то при ДТП, фирма, в лице своего директора делит всю ответственность с работником, управляющим транспортным средством.

Переложить ответственность на работника можно только в случае если вместе с трудовым договором предприятие заключило с ним договор аренды его личного автомобиля или дополнительное соглашение к трудовому договору о использовании личного автомобиля в служебных целях.

Многие горе-авторы пишут о том, что для компенсации затрат необходимо, что бы работник предоставлял чеки на бензин, иначе будут проблемы с налоговой. На самом деле единственный способ списать ГСМ – это путевой лист, но об этом мы поговорим попозже.

Теперь важно понять для чего мы используем транспорт

Есть два варианта: собственные нужды и для извлечения прибыли.

Если мы заключаем договора перевозки, осуществляем доставку людей или грузов, то это вариант «извлечение прибыли» и тут организация охраны труда в компании ничем не отличается от обычного автотранспортного предприятия. А именно, назначается работник ответственный за безопасность дорожного движения и ответственные за выпуск машин на линию (дежурные механики). Эти люди должны обладать соответствующей квалификацией.

Если же мы используем машины исключительно для собственных нужд, то нам нужно понять, кем является работник, управляющий автотранспортом.

Здесь тоже возможны два варианта. Водитель и обычный сотрудник.

Поскольку ничего не мешает назвать водителя в штатном расписании менеджером, то все упирается в определение его трудовой функции. Работник, который приходит на работу для того, что бы возить кого-то или чего-то, выполняет функционал водителя.

Водитель обязан проходить (В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ):

В свою очередь и юридические лица обязаны обеспечить требования указанные в законе «О безопасности дорожного движения»:

Статья 20 Федерального закона № 196-ФЗ:

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:

соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом;

обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте;

организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Данное требование распространяется не только на компании, использующие служебный транспорт для извлечения прибыли, но и на тех, кто использует автомобили для собственных нужд. Такое мнение было высказано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 26.

На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (например, статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Из вышесказанного следует, что если сотрудник возит только одного себя любимого (управление автомобилем не изменяет его трудовую функцию), то формально он не является водителем и медосмотры проходить не обязан. Также нет необходимости в полноценной службе эксплуатации транспорта (или еще хуже передаче всех полномочий специалисту по охране труда).

Получается, что для водителя обязанность управлять автомобилем может быть фактором, определяющим вредные условия труда. А менеджерам машина выдается как бонус или элемент статуса.

Но большинство компаний хотят списывать (принимать к учету) ГСМ

А мы с вами уже говорили, что единственный инструмент для списания ГСМ – это путевой лист. Не важно, оформлен он по типовой форме или утвержден приказом по предприятию, путевой лист будет действительным, если на нем указаны данные о прохождении медосмотров, стоит отметка дежурного механика об исправности ТС, указаны километраж и количество топлива в баке.

Если сотрудник приходит с утра на работу и берет со стоянки закрепленный за ним транспорт, то проблем не возникает. А если он ездит на служебном транспорте и по рабочим делам и после работы? Как тогда списать бензин, потраченный за выходные в поездке на дачу?

Тут рискует не только предприятие, но и сам сотрудник у которого могут найти прибыль (компания фактически компенсировала ему стоимость бензина) с которой не уплачен НДФЛ.

Опять же возникнут проблемы в случае ДТП в нерабочее время.

Выходом является каждый раз передавать транспорт в личное пользование, оформляя соответствующий акт, а утром принимать его обратно, но в силу трудозатратности данного процесса мы даже не будем его рассматривать.

Подведем итог

Если посмотреть на проблему с другой стороны, нам нужно выбрать хотим ли мы оформлять документацию, обеспечивать наличие квалифицированного персонала и списывать ГСМ? Или для нас важнее сделать систему как можно проще.

Если по закону мы можем обойтись без оформления путевых листов, медосмотров и ответственных, а это возможно в случае если мы не выполняем работ по перевозке за деньги и не имеем необходимости в водителях по сути, то можно передать служебный автомобиль сотруднику в виде «куска металла».

Для этого у нас должно быть разработано соответствующее положение, где мы закрепляем ответственность и обязанности по содержанию транспортного средства за сотрудником. Приказ о передаче ему автомобиля и доверенность, на основании которой он будет управлять предоставленным ему служебным транспортом.

Правда при этом придется смириться с тем, что мы не сможем принять к учету ГСМ.

Источник

Как использовать автомобиль сотрудника в служебных целях

7dd3f89af146188b28ddc8b363fd49b4 compressed v1

Очень часто организация не имеет собственного транспорта, но остро в нем нуждается. В этом случае организация видит как одним из выхода из ситуации использование транспортных средств сотрудников.

Какие возможно оформить договоры, и как учесть выплаты в пользу сотрудников в расходах компании рассмотрим в данной статье. Уточним сразу, что плательщиками транспортного налога согласно положениям ст. 357 НК РФ признаются собственники транспортного средства, соответственно налог уплачивает непосредственно сотрудник — арендодатель. при любом оформлении использования личного транспортного средства в служебных целях.

В случае использования личного автомобиля в служебных целях законодательство предусматривает возможность заключить с сотрудником договор аренды с экипажем, договор аренды без экипажа или заключить соглашение о компенсации за использование автотранспорта.

Рассмотрим эти три способа.

Договор аренды с экипажем (ст. 632 ГК РФ)

При аренде автомобиля с экипажем расходы на ремонт автомобиля, как и обязательства по страхованию транспортного средства несет арендодатель. Однако расходы, связанные с эксплуатацией транспортного средства, например приобретение ГСМ, оплачивает арендатор, т.е. организация.

С суммы арендной платы необходимо исчислить НДФЛ, а вот страховыми взносами данная выплата не облагается на основании п. 4 ст. 420 НК РФ. Взносы на страхование от несчастных случаев организация может уплачивать, но только в том случае, если такая обязанность будет четко закреплена условиями договора аренды.

Договор аренды без экипажа (ст. 642 ГК РФ)

При аренде автомобиля без экипажа расходы на содержание автомобиля несет организация-арендатор.

С суммы арендной платы необходимо исчислить НДФЛ, страховыми взносами данные выплаты не облагаются.

При любой форме заключаемого договора необходимо указать в договоре данные из свидетельства о регистрации транспортного средства, а именно: марку автомобиля, год его выпуска, цвет, номер кузова, номер двигателя, гос. номер автомобиля, номер и серию свидетельства о регистрации транспортного средства. Также в договоре необходимо установить срок аренды, сумму и порядок оплаты арендной платы.

Бухгалтерия организации-арендатора должна будет отразить получение в аренду автомобиля на основании акта о приеме — передаче транспортного средства, отразив эту операцию на забалансовых счетах.

Дебет 001 — принят на забалансовый учет автомобиль, полученный по договору аренды.

При начислении сумм арендной платы за пользование автомобилем у сотрудника в бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:

Дебет 73 Кредит 68 — удержан НДФЛ.

Соглашение о компенсации (ст. 188 ТК РФ)

Размер компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях трудовым законодательством не предусмотрен, соответственно методику расчета компенсации организация устанавливает самостоятельно, либо установив фиксированную твердую цену ежемесячной оплаты, либо ежемесячно производя расчет компенсации в зависимости от интенсивности использования автомобиля.

Основанием для выплаты компенсации при использовании личного автотранспорта является приказ руководителя компании о выплате компенсации, предусматривающий размер такой компенсации.

Учет расходов в целях налогообложения для компании

Согласно п. 1 данного Постановления нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в целях налогообложения установлены в пределах 1200 руб. для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2000 куб. см. включительно и 1500 руб. для легковых автомобилей с объемом двигателей свыше 2000 куб. см.

Компаниям на УСН также необходимо обратить внимание на то, что учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую базу, можно только компенсацию за использование в служебных целях легковых автомобилей и мотоциклов (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Компенсация за использование личного грузового автотранспорта сотрудника в закрытом перечне расходов при УСН не поименована и следовательно не уменьшает налогооблагаемую базу при УСН. В случае использования грузового транспорта сотрудника в служебных целях компаниям на УСН оптимальнее заключить с сотрудником договор аренды автотранспорта, в этом случае арендные платежи смогут уменьшить налогооблагаемую базу организации — арендатора.

Если же компания применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «Доходы», то учесть компенсационные выплаты в целях налогообложения нельзя.

Для получения компенсации сотруднику необходимо подать заявление с указанием периодичности использования личного транспорта в служебных целях, приложив к заявлению копию свидетельства о регистрации транспортного средства и документы (квитанции, кассовые чеки и т.п.) подтверждающие понесенные сотрудником расходы на ГСМ.

Бухгалтерские проводки при начислении компенсации сотруднику аналогичны начислениям по договорам аренды:

Путевой лист

Соответственно для подтверждения маршрутов следования и обоснованности расходов на бензин, возможно использовать другие документы, подтверждающие произведенные расходы. Однако в любом случае формальный порядок оформления документов может быть признан лишь как попыткой уклонения от уплаты налогов и взносов.

Подводя итог, можно сказать, что выбрать, как оформить использование личного транспорта сотрудника в служебных целях не такая уж дилемма, необходимо просто юридически грамотно документально составить договоры или соглашение, чтобы у проверяющих органов не возникло желания спорить с налогоплательщиком.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

Источник

Служебные автомобили – престиж или ловушка?

35В современной компании служебные автомобили – это не просто «рабочий инструмент». Зачастую они являются не только способом облегчения трудового процесса, но и показателем определенного карьерного статуса. Ведь, с одной стороны, служебный автомобиль обязателен для ряда профессий, таких как водители, торговые агенты, аварийные комиссары и т. д., для которых выполнение трудовой функции без него просто невозможно. А с другой стороны, для топ-менеджеров служебный автомобиль предоставляется зачастую как дополнительный бонус. При этом не секрет, что не всегда служебный автомобиль используется исключительно в рабочих целях. Внутренние политики многих международных компаний, которые работают и на украинском рынке, позволяют использование данных автомобилей и в личных целях сотрудников.

Использование служебных автомобилей условно можно разделить на использование в служебных и в личных целях. Использование служебного автомобиля в рабочих целях означает, что работник эксплуатирует его в рамках и с целью выполнения трудовых обязанностей. Как правило, функции персонала регулируются трудовыми договорами, должностными инструкциями, внутренними политиками компании. Что же касается использования служебного автомобиля в не служебных целях, подразумевается, что сотрудник ездит на служебном автомобиле по личным делам, которые никоим образом не связаны с его трудовыми функциями. К примеру, после завершения рабочего дня, во время отпуска или в период пребывания на больничном. В свою очередь цели использования служебных автомобилей влекут за собой соответствующие правовые и налоговые последствия для персонала и работодателей.

Ответственность сотрудника за перерасход горюче-смазочных материалов

При использовании служебных автомобилей сотрудники не должны превышать установленные нормы расхода горюче-смазочных материалов. Именно для этого приказом Министерства транспорта Украины № 43 от 10.02.98 и утверждены Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Несмотря на это, довольно часто работники допускают превышение лимитов расхода горюче-смазочных материалов при использовании служебных автомобилей. Поэтому необходимо знать, что в случае перерасхода топлива по вине сотрудника (к примеру, человек отклонился от установленного маршрута, превысил допустимый километраж и т. д.) в соответствии с законодательством он всегда будет нести полную материальную ответственность за такой перерасход – т. е. в размере полной стоимости перерасходованного топлива.

При этом стоимость такого перерасхода может быть компенсирована сотрудником как добровольно через кассу предприятия, так и быть взыскана работодателем принудительно, если он отказывается возместить причиненный предприятию ущерб добровольно. Если человек желает компенсировать нанесенные убытки добровольно, он также может вернуть предприятию перерасходованное топливо в натуре.

В противном случае, если сотрудник отказывается возмещать стоимость перерасходованного топлива добровольно, но при этом размер такого перерасхода не превышает среднюю зарплату данного специалиста, то стоимость перерасхода отчисляется из его заработной платы по письменному распоряжению руководителя компании. Однако провести такое отчисление в полном размере за один раз вряд ли удастся, поскольку при каждой выплате заработной платы общий размер всех отчислений не может превышать 20 % зарплаты. Исключение составляют случаи, когда из заработной платы сотрудника взыскиваются алименты, тогда размер отчислений не может превышать 70 %. Если же стоимость перерасходованного топлива превышает среднюю зарплату сотрудника, предприятие не вправе самостоятельно удерживать сумму такого перерасхода из зарплаты. В этом случае работодатель вынужден будет обратиться в суд с иском к работнику о возмещении стоимости перерасходованного топлива. И такое взыскание будет проводиться органами государственной исполнительной службы на основании решения суда.

Ответственность сотрудника за повреждение служебного автомобиля

В ряде случаев трудовое законодательство ориентировано на интересы работника, а не работодателя. В частности, при повреждении служебного автомобиля при выполнении трудовых обязанностей по общему правилу сотрудник несет не полную, а ограниченную материальную ответственность в размере своей средней зарплаты. Это означает, что он обязан возместить стоимость причиненных по его вине повреждений служебного автомобиля, но в любом случае не больше своего среднемесячного заработка.

Наиболее распространенная причина повреждения служебных автомобилей – это дорожно-транспортное происшествие. В таком случае вина сотрудника должна быть подтверждена постановлением суда о признании его виновным в нарушении правил дорожного движения и привлечении его к административной ответственности.

По согласованию с работодателем работник может возместить стоимость причиненных по его вине повреждений служебного автомобиля в кассу предприятия или устранить повреждения за свой счет.

Если зарплаты сотрудника будет недостаточно для устранения повреждений служебного автомобиля, то остальные расходы предприятие будет вынуждено нести за свой счет. Если же автомобиль застрахован, то эти расходы будут покрыты страховкой.

В случае отказа от добровольного возмещения повреждений автомобиля, по распоряжению руководителя предприятия сума такой компенсации может быть удержана из заработной платы сотрудника. Здесь также действуют ограничения на общую сумму отчислений из ежемесячной зарплаты – не более 20 % заработной платы по общему правилу и не более 70 % заработной платы в случае уплаты алиментов.

Вместе с тем ответственность сотрудника за повреждение служебного автомобиля не всегда ограничена размером его зарплаты. И это логично, иначе такие ограничения привели бы к неоправданным злоупотреблениям. К примеру, работник будет нести полную материальную ответственность за повреждение служебного автомобиля по его вине, если он:

• повредил служебный автомобиль не при выполнении своих трудовых обязанностей – например, при его использовании в личных целях (после завершения рабочего времени, в отпуске, на больничном);

• повредил служебный автомобиль, находясь в нетрезвом состоянии – при этом не имеет никакого значения, произошло это при исполнении трудовых обязанностей или нет. Обращаем внимание на то, что факт алкогольного или наркотического опьянения должен быть установлен либо специальными техническими средствами сотрудниками милиции, либо заключением медицинского учреждения. Интересно, что заключение не каждого медицинского учреждения имеет юридическую силу. На самом деле право проводить осмотры и устанавливать факт пребывания в нетрезвом состоянии имеют только те медучреждения, которые включены в соответствующий перечень управлениями здравоохранения в каждом регионе. Проведение таких осмотров другими учреждениями, которые не входят в указанный перечень, запрещено;

• повредил служебный автомобиль вследствие действий, которые имеют признаки преступления – т. е. к повреждению служебного автомобиля привели уголовно наказуемые действия сотрудника (например, когда работник без разрешения руководства взял служебный автомобиль – незаконно завладел им – и совершил ДТП).

Таким образом, от обстоятельств, при которых произошло повреждение служебного автомобиля, и зависит степень материальной ответственности сотрудника – полная или ограниченная.

Пример из судебной практики

Предприятие обратилось в суд с иском к своему сотруднику о взыскании стоимости повреждений служебного автомобиля вследствие дорожно-транспортного происшествия и ссылалось на то, что во время аварии работник находился в нетрезвом состоянии. Несмотря на это, суд отказал в удовлетворении иска, поскольку для доказательства факта пребывания сотрудника в состоянии алкогольного опьянения предприятие предъявило медицинское заключение медпункта предприятия. Суд принял такое решение именно по той причине, что медпункт предприятия не входил в перечень уполномоченных медицинских учреждений, которые вправе давать такие заключения.

Ответственность сотрудника за вред, причиненный третьим лицам

Обстоятельства и цели использования служебного автомобиля также определяют условия возмещения вреда, причиненного работником третьим лицам. К примеру, если он причинил вред третьим лицам при исполнении трудовых обязанностей, его должно возместить предприятие. Так, если он, находясь при исполнении трудовых обязанностей на служебном автомобиле, совершил по своей вине ДТП, то работодатель обязан возместить потерпевшим причиненный вред в полном размере. В дальнейшем предприятие имеет право через суд в порядке регресса взыскать с сотрудника выплаченную сумму в полном объеме.

Если гражданская ответственность сотрудника застрахована и этот случай покрывается страховкой, то причиненный им вред будет выплачен за счет страховки. При недостаточности страхового возмещения предприятие выплачивает только разницу между фактическим размером вреда и суммой страховой выплаты. В свою очередь, предприятие в дальнейшем может взыскать эту разницу с сотрудника.

Совершенно иные правовые последствия будут наступать, если работник причинил вред третьим лицам при использовании служебного автомобиля в своих личных целях. В этом случае он возмещает причиненный вред в полном объеме и за свой счет. При этом работодатель не будет нести никакой ответственности за вред, причиненный его сотрудником не при исполнении служебных обязанностей.

Пример из судебной практики

Потерпевший после ДТП обратился в суд с иском к предприятию и требовал возмещения вреда, причиненного сотрудником этого предприятия на служебном автомобиле. Однако суд отказал потерпевшему в удовлетворении таких требований, потому что в день, когда произошло ДТП, у работника был выходной и он использовал служебный автомобиль в своих личных целях, а не для выполнения трудовых обязанностей.

Налоговые последствия использования служебного автомобиля

С точки зрения Налогового кодекса Украины, использование работниками служебных автомобилей в личных целях считается дополнительным благом, которое должно облагаться налогом на доходы физических лиц по ставке 15 %. И поскольку работодатель является налоговым агентом своих сотрудников, именно он обязан начислять, удерживать за счет работника и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц. Помимо этого, на работодателя (а не на сотрудника) возлагается также ответственность за неуплату налога. Так, за неначисление, неудержание и/или за неуплату (неперечисление) налога работодателю грозит штраф в размере 25 % от суммы налога, который подлежал уплате. Кроме того, за несвоевременную уплату налогового обязательства работодателю будет начисляться пеня в размере 120 % годовых учетной ставки Национального банка Украины.

Итак, служебный автомобиль – это не только престиж, но и ответственность, и налоговые обязательства в определенных случаях. При этом стоит обратить внимание на то, что если бесплатное использование персоналом автомобилей в личных целях предусмотрено коллективным договором, то это не будет считаться дополнительным благом и облагаться налогом на доходы физических лиц. С помощью коллективного договора можно абсолютно законно устранить налоговые риски в связи с использованием сотрудниками служебных автомобилей в нерабочих целях.

Как видим, знание законодательных нюансов позволяет определить оптимальную политику использования служебных автомобилей, сбалансировать интересы компании и работников и минимизировать налоговые риски.

Источник

Служебный автомобиль  — это транспортное средство, принадлежащее корпорации или другой организации, которое используется сотрудником в рабочих целях. Это хороший выбор для мотивации, который могут сделать организации, тем самым облегчая жизнь и работу своим сотрудникам или бизнесу. Какие же  могут быть нюансы использования корпоративного автомобиля и как получить лучший сервис  — колонка от Cadillac

Автомобиль компании — это, в некотором роде, маркетинговый инструмент, который, при правильном брендировании, может сэкономить деньги на рекламе

Служебный автомобиль — это автомобиль, который работодатель предоставляет сотруднику в пользование как свой собственный, обычно в качестве поощрения за работу или потому, что его профессия требует много вождения.

Логотип компании на боку автомобиля является эффективным рекламным инструментом. Однако важно отметить, что программное обеспечение для управления автопарком может помочь вам повысить эффективность и результативность использования автомобилей вашей компании. Вы можете отслеживать запросы на доставку в режиме реального времени   для управления, а ваши водители могут видеть текущий пункт назначения и получать предупреждения о связи.

Это не следует путать с автопарком, который представляет собой транспортное средство, используемое исключительно в деловых целях группой сотрудников. Когда автомобиль компании используется в личных целях, пробег личного и делового использования должен документироваться отдельно (водителем) для налоговых и юридических целей. Как правило, корпорация оплачивает техническое обслуживание и связанные с бизнесом расходы на топливо. Таким образом, служебные автомобили являются желательным преимуществом компании.

black mercedes benz c class parked on road during daytime

Существуют различные деловые мотивы для предоставления автомобилей сотрудникам:

  • Прием на работу: Автомобили компании — это желанный бонус, который может повлиять на выбор места работы.
  • Удобство: Наличие служебного автомобиля дает сотрудникам больше свободы. Автомобиль компании может облегчить поездки на работу и с работы, а также деловые встречи вне офиса.
  • Благодаря предоставлению автомобилей с низким уровнем выбросов углекислого газа можно уменьшить «углеродный след» сотрудников. Это также поможет вам сэкономить деньги на бензине.
  • Репутация: Предоставление автомобилей компании в качестве вознаграждения может повысить моральный дух сотрудников и улучшить имидж работодателя.
  • Экономика: Требования работодателей к могут быть снижены за счет предоставления корпоративного автомобиля в рамках схемы  компенсации заработной платы.

Страховка для корпоративного автомобиля

Автострахование — это договор, который заключает работодатель и страховая компания, чтобы защитить вас от финансовых потерь в случае аварии или кражи. Страховая компания соглашается возместить ваш ущерб, как указано в страховом покрытии, в обмен на то, что вы заплатите страховую премию. Автострахование защищает вас финансово, если вы несете ответственность за травмы или ущерб, причиненный другим людям. Медицинские расходы могут быть покрыты автострахованием, если вы или ваши пассажиры пострадали в аварии или если вас сбил незастрахованный или недостаточно застрахованный автомобилист. Ваш полис защищает вас до определенных ограничений, о которых договорились вы и ваш страховщик.

Что делает автомобиль служебным автомобилем?

Рабочий автомобиль — это, как правило, легковой автомобиль, грузовик, фургон или внедорожник, который корпорация использует для выполнения своих деловых операций. Самосвалы и другие автомобили с оборудованием не считаются рабочими автомобилями.

black chevrolet camaro on road during daytime

Является ли автомобиль компании доходом?

Принадлежащий компании автомобиль, используемый для деловой деятельности, не является налогооблагаемым доходом (при условии, что это документально подтверждено). Однако, когда ваш сотрудник использует автомобиль в личных целях, это облагается налогом и должно быть отражено в декларации

Можно ли использовать служебный автомобиль в личных целях?

Согласно общим правилам , любое использование служебного автомобиля считается личным использованием, если только сотрудник не подтвердит документально использование автомобиля в служебных целях. В большинстве случаев использование служебного автомобиля в личных целях приводит к тому, что заработная плата сотрудника облагается налогом.

Что считается служебным автомобилем?

Коммерческие автомобили  могут перевозить товары или пассажиров за определенную плату. Когда коммерческий автомобиль оформлен или зарегистрирован на фирму, он часто обозначается как «коммерческий». Это могут быть автомобили компании, автомобили автопарка или другие коммерческие автомобили.

Могу ли я приобрести служебный автомобиль?

Обычно вполне возможно получить автокредит на имя вашей компании.

Добавляет ли служебный автомобиль к вашей зарплате?

Согласно правилам  корпораций служебный автомобиль, используемый исключительно для бизнеса, не облагается налогом на прибыль. Независимо от того, сколько километров вы проехали, это не влияет ни на вашу заработную плату, ни на сумму подоходного налога.

Дайджест  «Журнал КОМПЕТЕНЦИИ»  раз в неделю — для развития HR-карьеры и личной эффективности

Email*

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Crane scale ocs s инструкция на русском
  • Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд всн 197 91
  • Руководств ваз 1118
  • Инструкция по работе с бизнес онлайн втб
  • Тенотен таблетки для рассасывания инструкция по применению взрослым