Бизнес ,
21 мая 2022, 16:32
0
Экс-глава Минтранса Максим Соколов возглавил АвтоВАЗ
Он вступит в должность 23 мая. О том, что Соколов является кандидатом на этот пост, сообщали источники ТАСС, RTVI и депутат Хинштейн. Источники РБК говорили, что еще одним кандидатом был замглавы «Ростеха» Владимир Аветисян
Максим Соколов
Максим Соколов, бывший министр транспорта России и вице-губернатор Санкт-Петербурга, стал президентом АвтоВАЗа и вступит в должность с 23 мая, об этом он сам сообщил ТАСС.
Соколов занимал пост министра транспорта с 2012 по 2018 год, затем он был гендиректором строительной компании «Группа ЛСР». В правительстве Санкт-Петербурга Соколов работал с декабря 2019 года, в его обязанности входила координация комитетов по транспорту, развитию туризма, инвестициям, промышленной политике и торговле.
16 мая 67,69% акций автоконцерна АвтоВАЗ, которые ранее принадлежали французской группе Renault, перешли в собственность ФГУП «НАМИ», оставшаяся часть акций, которая принадлежала госкорпорации «Ростех», осталась в ее собственности. Кроме того, Renault передала в собственность правительства Москвы 100% акций «Рено Россия», таким образом получив контроль над автомобильным заводом в столице, где, как сообщал мэр Сергей Собянин, возродят производство «Москвичей».
В Renault решение о продаже назвали сложным, но необходимым. Стоимость своих активов в России компания в пресс-релизе оценила в €2,195 млрд.
Video
Как говорил глава Минпромторга Денис Мантуров, сделка c НАМИ «будет условно сделкой «за рубль», но при этом у Renault сохранится возможность вернуться в Россию в будущем в течение пяти-шести лет. «Если мы в этот период будем осуществлять инвестиции, это также будет учтено в стоимости. Никаких подарков здесь не будет», — заявил министр.
При этом АвтоВАЗ этой весной уже несколько раз вводил простой, а также отправлял сотрудников в плановый корпоративный отпуск из-за недостатка комплектующих. Сейчас простой объявлен с 23 по 27 мая, на этот период работникам обещали компенсировать две трети средней заработной платы.
«АвтоВАЗ» возглавит экс-министр транспорта Максим Соколов
Председателем совета директоров станет министр промышленности и торговли Денис Мантуров
Евгений Разумный / Ведомости
Акционеры «АвтоВАЗа» определились с новой конфигурацией руководства автоконцерна. Президентом «АвтоВАЗа» вместо француза Николя Мора станет действующий вице-губернатор Санкт-Петербурга и экс-министр транспорта РФ Максим Соколов. Председателем совета директоров компании станет министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, близких к акционерам предприятия.
Официально о назначениях должно быть объявлено в понедельник, 23 мая, знает еще один собеседник «Ведомостей», знакомый с планами «АвтоВАЗа».
Смена руководства происходит из-за ухода Renault из России («Ведомости» писали об этом 26 апреля). Французский концерн продает свою долю в «АвтоВАЗе» (67,69%) за 1 руб. подведомственному Минпромторгу ФГУП НАМИ с опционом обратного выкупа в течение шести лет. Блокпакет (32%) остается у «Ростеха».
«Ведомости» направили запросы в «Ростех», Минпромторг и «АвтоВАЗ».
Действующий президент «АвтоВАЗа» Николя Мор сказал «Ведомостям», что сожалеет о складывающейся ситуации и планирует вернуться во Францию, как только акционеры назначат нового руководителя предприятия. Это должно произойти «достаточно скоро», добавил топ-менеджер.
Соколову 53 года, в 2004-2012 гг. работал в администрации, а затем правительстве Петербурга. Он принимал участие в привлечении в регион глобальных игроков автопрома — Toyota, Nissan, Hyundai, GM. 12 мая 2012 г. Соколов был назначен министром транспорта РФ на шестилетний срок. По его окончании Соколов вошел в руководство девелопера из Санкт-Петербурга «Группа ЛСР». В 2019 г. занял пост вице-губернатора города по вопросам транспортной инфраструктуры.
Мантурову сейчас также 53, он возглавляет министерство с 2012 г. Он работает в ведомстве с 2007 г., будучи заместителем министра (тогда оно называлось Минпромэнерго). До этого Мантуров возглавлял государственный «Оборонпром», а еще ранее работал на руководящих должностях в предприятиях авиационной промышленности. Министр сейчас также возглавляет наблюдательный совет «Ростеха».
Мор впервые возглавил «АвтоВАЗ» в апреле 2016 г., когда акционеры решили отправить в отставку взятого с ГАЗа шведского топ-менеджера Бу Андерссона. Два года спустя Мор передал пост тогдашнему директору румынской Dacia (входит в группу Renault) Иву Каракатзанису, а в середине 2021 г. снова возглавил «АвтоВАЗ». С 2018 г. Мор также является старшим вице-президентом, операционным директором по региону Евразия Renault.
По словам источника «Ведомостей», близкого к «АвтоВАЗу», французская команда управленцев складывает свои полномочия постепенно. Например, 19 мая на должность исполнительного вице-президента по инжинирингу компании был назначен Евгений Шмелев, сообщал «АвтоВАЗ». До него эту позицию занимал Сельчук Кура из группы Renault.
«АвтоВАЗ» на протяжении половины 2021 г. боролся с дефицитом микроэлектроники, возникшем в мировом автопроме как следствие пандемии коронавируса. За прошлый год компания смогла увеличить продажи лишь на 2% до 350 714 машин, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса. После начала СВО на Украине и вследствие усложнившейся логистики компонентов продажи «АвтоВАЗа» рухнули на 64% в марте (12 289 машин) и на 78% — в апреле (8506 штук).
Большую часть апреля компания находилась в корпоративном отпуске, за время которого предполагалось создать запас комплектующих для сборки. Но и выйдя из отпуска в мае, «АвтоВАЗ» вновь начал вводить простои. Текущий действует до 27 мая.
Новым руководителем «АвтоВАЗа» станет Максим Соколов — он сменит на этой должности Николя Мора, который вслед за компанией Renault покидает Россию. Официального подтверждения этой информации со стороны «АвтоВАЗа» пока нет, но сам Соколов уже рассказал о своем новом назначении. «Из Смольного я, к сожалению, действительно ухожу. С благодарностью к губернатору и с сожалением, что не удалось до конца выполнить задуманные проекты», — сказал Соколов «Интерфаксу». При этом он добавил, что с понедельника приступает к работе на «АвтоВАЗе».
Напомним, что 16 мая 2022 года стало известно, что 67,69% акций автоконцерна «АвтоВАЗ», которыми владела французская компания Renault, переходят в собственность ФГУП «НАМИ». При этом, оставшиеся акции автоконцерна сохранят ГК «Ростех». Таким образом, Волжский автозавод вновь становится полностью российским и фактически переходит под контроль государства. Одновременно с этим Renault передала правительству Москвы все акции московского завода, где выпускали кроссоверы Renault Duster, Arkana и Kaptur (при этом было объявлено, что выпуск «Дастера» переносится в Тольятти, его будут делать под маркой Lada).
После перехода акций «АвтоВАЗа» стало понятно, что скоро последуют и кадровые перестановки. Так, 19 мая было объявлено, что должность исполнительного вице-президента по инжинирингу «АвтоВАЗа» займет Евгений Шмелев (ранее эту позицию занимал Сельчук Кура). А на роль главы «АвтоВАЗа» сватали Владимира Аветисяна, который является заместителем председателя правления «Роснано» и членом бюро центрального совета «Союзмаша России», а до 2020 года входил в совет директоров «АвтоВАЗа».
Однако в итоге выбор пал на Максима Соколова, который ранее не работал на автомобильных заводах, но имеет значительный управленческий опыт в госструктурах. Так, в период с 2012 по 2018 годы он был министром транспорта РФ в правительстве Дмитрия Медведева, а ранее возглавлял в Петербурге комитет по инвестициям и стратегическим проектам (там, в частности, Соколов занимался работой с Toyota, Nissan, Hyundai, GM). С 2019 года Максим Соколов работал в администрации Санкт-Петербурга в должности вице-губернатора и отвечал за развитие транспортной инфраструктуры, инвестиционной политики и туризма.
Первоочередной задачей нового руководителя будет разработка нового плана развития Волжского автозавода после ухода Renault. Кроме того, одной из срочных задач станет запуск производства. «АвтоВАЗ» фактически не работал в апреле и мае: сборка машин была прекращена из-за нехватки комплектующих.
«Нужна мобилизация, и уверен, мы найдем верные управленческие, инженерные, конструкторские решения, выстроим вновь ритмичную деятельность предприятия, логистические цепочки как в сфере снабжения, так и в сфере продаж. И, преодолев эти сложности, станем сильнее», — заявил губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.
В федеральные структуры Соколов перешел в 2009 году с поста председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства Санкт-Петербурга. Именно на этой должности в его жизни проявилась «автомобильная» тема: тогда город начал становиться «российским Детройтом»: производства в Петербурге разместили Toyota, Nissan, Hyunday, General Motors.
В самом конце 2019 года чиновник вернулся в Петербург на должность вице-губернатора, где со временем сосредоточил в своих руках ключевые направления городской экономики. Чиновник курировал деятельность комитетов по развитию транспортной инфраструктуры и по развитию туризма, а также комитетов по транспорту, по инвестициям и по промышленной политике, инновациям и торговле.
Смена руководства на «АвтоВАЗе» происходит из-за ухода концерна Renault из России и, как следствие, французской команды управленцев. Соколов станет первым россиянином на посту гендиректора «АвтоВАЗа» за почти 10 лет.
Первым иностранцем в 2013 году стал швед Бу Андерссон, который проработал более двух лет. Под его началом были выпущены первые Cross-версии Lada Largus и Kalina, «городская» версия Lada 4×4 (ныне — Niva Legend), дан старт производству Lada Vesta и Xray.
В 2016 году «АвтоВАЗ» вошел в состав Renault Group. Тогда же компанию возглавил француз Николя Мор. В 2018 году он уступил должность своему соотечественнику Иву Каракатзанису, а летом 2021 года вновь вернулся в «АвтоВАЗ». Всего за постсоветский период на предприятии сменилось 10 гендиректоров.
Ожидается, что новая стратегия развития компании будет представлена уже в ближайшее время. Эксперт, автор Telegram-канала «Автотелеграм» Дмитрий Баринов считает, что сейчас у «АвтоВАЗа» есть три сценария работы. Первый заключается в том, что компания использует собственные старые разработки и перейдет к производству «морально устаревших моделей, совсем простых и относительно дешевых».
«Второй вариант — компания постарается использовать нынешние платформы Renault. Правда, в этом случае необходимо решить сложную проблему поставок комплектующих в условиях санкций», — говорит эксперт.
Наконец, третий сценарий — на «АвтоВАЗ» пустят китайцев с их технологиями и новыми моделями. По мнению Баринова, такое развитие событий станет самым дорогим вариантом — на полную «перезагрузку» потребуются инвестиции в несколько миллиардов долларов. «Вряд ли новые партнеры «АвтоВАЗа» согласятся полностью оплатить «банкет». Весомую часть инвестиций потребуют внести и от россиян», — уверен автоэксперт.
Максим Соколов станет первым россиянином на посту гендиректора «АвтоВАЗа» за почти 10 лет
Обозреватель автомобильного сайта «Дром» Сергей Цыганов говорит, что потенциал «АвтоВАЗа» сейчас больше, чем у любого другого автозавода в России. «Иностранные сейчас либо закрылись, либо остановились. А работающий в Тульской области Haval ни по объему, ни по модельному ряду никак с «АвтоВАЗом» не конкурирует. Поэтому «АвтоВАЗ», конечно, будет лидером рынка», — считает эксперт.
Основу производственной программы могут составить «Нива», «Гранта» и «Веста». «Эти машины в ближайшее время собираются делать в самых скромных модификациях. Возможности «АвтоВАЗа» производить такие автомобили составляют примерно 720 тысяч в год, это в два раза больше, чем «АвтоВАЗ» производил в прошлом и позапрошлом годах», — отметил аналитик.
Цыганов добавил, что не уверен в том, что «АвтоВАЗ» продолжит сборку Sandero и Duster, как было заявлено ранее, из-за проблем с поставкой компонентов. Маржинальность этих моделей невысока — около 5-6%, что «съест» логистика.
«Скорее всего, удорожание доставки компонентов будет больше, чем итоговая маржинальность продукта. Мне кажется, что «АвтоВАЗ» не сможет быстро восстановить производство французских автомобилей», — полагает эксперт.
Максим Соколов вступит в должность с понедельника
Нового президента «АвтоВАЗа» подбирали долго, и в итоге подобрали. Им стал бывший министр транспорта РФ и вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Соколов. Первые слухи о том, что именно Соколов возглавит «АвтоВАЗ», появились еще вчера, сегодня же он сам сообщил о назначении. Согласно соответствующему решению совета директоров предприятия, Соколов вступит в должность с понедельника.
Представление Соколова коллективу «АвтоВАЗа» состоится на следующей неделе. Ожидается, что новый менеджмент предприятия в ближайшее время представит новую стратегию развития компании, однако автор Telegram-канала «Русский автомобиль», хорошо информированный о закулисье российского автопрома, отмечает, что на заводе «не очень верят в его [Соколова] способность предложить реальную программу производства». Отмечается, что пока сохраняется аварийный «План Б»: выпуск Lada Granta, Niva и Vesta в ободранных модификациях (Special Edition).
Остальное, отмечает «Русский автомобиль», будет зависеть даже не от нового президента, а от способности Renault выполнить обязательства по поставкам компонентов: «точнее, не обязательства, а обещания: французам вряд ли что можно предъявить в случае его неисполнения».
21 мая 2022 в 21:01
| Теги: авто, АвтоВАЗ, Lada
| Источник: ТАСС, Русский автомобиль