Смольный институт руководство

ENGLISH VERSION

Ректор Смольного института РАО

Казанцев Виктор Прокопьевич, Академик Российской академии естественных наук, доктор исторических наук, доцент.
Адрес: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., 59, лит. Щ

Приемная 540-57-35

E-mail: smun_spb@mail.ru
 

Президент, Председатель Ученого совета

Советов Борис Яковлевич, доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, действительный член Российской академии образования, лауреат Государственной премии Правительства Российской Федерации в области образования, Председатель научного совета по информатизации при Губернаторе Санкт-Петербурга.
Адрес: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., 59. лит. Щ, каб. 312 

Часы приема: ВТ с 14:00-16:00 по предварительной записи

E-mail: smun_spb@mail.ru

Проректор по непрерывному образованию и учебно-воспитательной работе

Черкасова Екатерина Павловна, кандидат экономических наук, доцент.

Адрес: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., 59. лит. Щ, каб. 302

E-mail: smun_spb@mail.ru

Проректор по научной работе и инновации

Резункова Ольга Петровна,    кандидат биологических наук, ст. научный сотрудник, Член-корр. Российской академии естественных наук.

E-mail: smun_spb@mail.ru

Проректор по связям с общественностью

Ермаков Анатолий Артемьевич, доктор военных наук, профессор, генерал-полковник, член Президиума Общественного совета Санкт-Петербурга, Советник Губернатора Санкт-Петербурга

Адрес: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., 59. лит. Щ, каб. 314 

Часы приема: СР с 14:00-16:00 по предварительной записи

E-mail: smun_spb@mail.ru

Советник по ноосферному образованию

Субетто Александр Иванович, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Действительный член Петровской академии наук и искусств, Академии проблем качества, Международной академии информатизации, Санкт-Петербургской Академии ис-тории науки и техники, Европейской академии естественных наук, член-корреспондент Международной Академии организационных и управленческих наук, Международной академии наук по экологии и безопасности жизнедеятельности, член корреспондент Российской ассоциации Качества («СовАСК»). Президент Ноосферной общественной академии наук с 2009 года. Оратор 2014 года

Адрес: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., 59. лит. Щ, каб. 310

Часы приема: СР с 14:00-16:00 по предварительной записи

E-mail: smun_spb@mail.ru

Проректор по гуманитарному и художественному образованию

Григорьева Ольга Александрова

Адрес: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., 59. лит. Щ

E-mail: smun_spb@mail.ru

Помощник ректора по инновационному развитию

Морозов Николай Константинович

Адрес: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., 59. лит. Щ

E-mail: smun_spb@mail.ru

Главный ученый секретарь

Барабаш Павел Александрович

Адрес: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., 59. лит. Щ

E-mail: smun_spb@mail.ru

Вице-ректор

Агаммедов Мубариз Тархан Оглы, кандидат экономических наук, доцент 

Адрес: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., 59. лит. Щ

Проректор по экономике и финансам, главный бухгалтер

Бучерова Елена Геннадиевна 

Адрес: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., 59. лит. Щ, каб. 304

Cipher for best graduates of Smolny institute

Смольный институт благородных девиц – первое в России учебное заведение для девочек.

Смольный монастырь[]

В 1748 году по желанию императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге, на месте её летнего дворца (левый берег Невы) совершается закладка женского Смольного (Воскресенского) монастыря. По замыслу архитектора Ф.Б. Растрелли монастырский храм с колокольней должен был стать самым высоким в городе, но Елизавета Петровна попросила изменить проект, и Растрелли вместо третьего шпиля завершил храм пятиглавием. Растрелли руководил строительством монастыря с 1748 по 1764 год. После постройки монастырского корпуса зодчий хотел заняться возведением колокольни, но Елизавета Петровна умирает, и строительство приходится откладывать. После её смерти распоряжаться судьбой монастыря стала уже Екатерина II.

Создание Смольного института[]

Galaktionov Smolny institute 1823

Галактионов С.Ф. Смольный институт. 1823

Императрица Екатерина II была великим гуманитарием и реформатором. Она мечтала о России как о новом государстве, построенном по законам разума и порядка. Для такого государства нужен новый человек – благородный и добродетельный, просвещенный и способный к созиданию. Выполнить это можно воспитанием воспитателей, прежде всего, матерей будущих граждан. К созданию программы будущего воспитательного общества Екатерина II подошла очень основательно. Активно велась переписка с Вольтером и Дидро, изучалась просветительная литература. В лице Ивана Ивановича Бецкого Екатерина II нашла верного единомышленника и сподвижника. Именно ему она поручила организацию нового учебного заведения. И. И. Бецкой родился и долго жил в Европе, поэтому был сторонником европейского просвещения. По распоряжению Императрицы он объехал ряд стран Западной Европы с целью заимствовать опыт в женском воспитании. Образцом стал французский институт для благородных девиц Сен-Сир, основанный в 1686 году фавориткой, а затем супругой Людовика ХIV мадам де Ментенон. В это время в России не было ни одной школы, где учились бы девочки, образование получали только мужчины.

24 апреля 1764 года указом Екатерины II в Петербурге был учреждён Смольный институт благородных девиц, он стал располагаться в Смольном монастыре, который к этому времени потерял свой статус. В указе говорилось «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Смольный институт при Екатерине[]

Rosbetsk

Рослин А. Портрет И.И. Бецкого в халате. 1776-1777

Устав, по которому жил Смольный институт, был составлен И. И. Бецким, который считал «Корень всему злу и добру – воспитание». Во главе Смольного института стоял Совет, в который входили – начальница и советники, их кандидатуры определяла Императрица. Начальница – это были высокопоставленные особы, имеющие большой личный опыт воспитания детей. Более тридцати лет пост Начальницы занимала француженка, выпускница Сен-Сира, София де Лафон. Членами Совета были министры просвещения, поэты — Гавриил Державин, князь Петр Вяземский, князь Николай Юсупов, принц Петр Ольденбургский, внук императрицы Марии Федоровны.

В Смольном институте давали образование потомственным дворянкам и дочерям чиновников, а также дочерям обер-офицеров. Поступить в институт было не так уж и просто, необходимо было сдать экзамены, иметь хорошие религиозное воспитание и пройти отбор по происхождению. В институте существовали классы. Классы делились на младшие – «кофейные» и старшие – «белые» — по цвету платьев. Получать знания в институте могли сразу 200 воспитанниц. По окончанию института лучшие ученицы получали особый знак почета — вензель, из золота имеющий инициалы императрицы и после этого могли поступать на придворную службу.

В Смольном, девочки обучались многим наукам. В расписание входили: арифметика, грамота, три иностранных языка, география, история, религиоведение, этикет, кулинарное искусство, рисование, музыка, вокал, танцы и другие предметы. Упор в учебе делали на правила поведения в обществе и слово Божье. День воспитанниц начинался и заканчивался молитвой. Обязательным было присутствие на воскресных и праздничных богослужениях, соблюдение постов. Для учениц не православного вероисповедания приглашались католический ксендз (священник) и протестантский пастор. Учились и представительницы исламских фамилий. Уделялось внимание физическому состоянию девушек, были уроки с легкими физическими упражнениями.

Первый выпуск Смольного был поистине знаменит: императрица знала почти вех девушек по именам, некоторых определила ко двору. В дальнейшем традиция повторялась: лучшие кандидатки благородного происхождения становились фрейлинами, те, кому меньше повезло с родословной искали место учительницы или гувернантки.

  • Глафира Алымова
  • Наталья Борщова
  • Екатерина Нелидова
  • Феодосия Ржевская и Анастасия Давыдова

    Феодосия Ржевская и Анастасия Давыдова

Есть воспоминания ученицы первого выпуска Глафиры Ивановны Алымовой, получившей по окончании Золотую медаль первой величины с золотым шифром, ставшую сразу после выхода из института фрейлиной Екатерины II. Она рисует Смольный времен Екатерины как в высшей степени демократичное заведение, дававшее отличное образование и воспитание.

«Сироты, бедные и богатые, имели одинаковое право пользоваться прекрасным воспитанием, основою которому служило совершенное равенство. Это была община сестер, подчиненных одним правилам. Единственным отличием служили достоинства и таланты. Скрывая всегда расстояние, отделяющее подданных от государыни, мать и покровительница заведения не могла лишь скрыть от воспитанниц великих качеств, ее отличавших. Дозволяя детям короткое обращение с собою, она никогда не роняла своего величия. Первый выпуск, к которому я принадлежала, наиболее воспользовался всеми выгодами заведения. Плоды хорошего воспитания проявляются во всяком положении: я это испытала как в счастии, так и в горе. Теперь же, в преклонных летах, я с признательностию вспоминаю об этой счастливой поре моей жизни. Прожив долго в свете и при Дворе, среди вражды и страстей людских, я вполне могу оценить прелесть этого мирного приюта».

В 1776 году состоялся выпуск из института девиц «старшего возраста». Императрица заказала художнику Д. Г. Левицкому портреты семи наиболее отличившихся воспитанниц, которые пользовались ее особым благоволением. Левицкий использовал увеселения, сопровождавшие выпуск в качестве «сюжетной основы» портретов «благородных девиц». Благодаря таланту художника мы можем увидеть, словно в волшебном зеркале, первых смолянок — образцовых «новых женщин, для новой России»: на фоне театральных декораций танцуют Нелидова и Борщова, в танцевальной позе изображена Левшина, сценку из спектакля разыгрывают Хованская и Хрущева, Глафира Алымова играет на арфе. Даже самые младшие смолянки — Давыдова и Ржевская — демонстрируют свои светские манеры. Такими они и остались в веках.

Смольный институт после Екатерины II[]

После смерти Императрицы, женским учебным заведением стала управлять супруга Павла I Мария Федоровна. Руководя заведениями 32 года, она успела многое изменить. Период обучения сократился сразу на три года. Произошли и возрастные изменения, девочек в пансион брали с 8-9 лет, а мещанок с 11-12 лет. Так же изменилось направление преподавания, во времена Екатерины учениц обучали работе фрейлин, а при Марии Федоровне подготавливали к «должности» жен.

Smolny Institute, the last graduates

Последний выпуск Смольного института. 1917

Императрицы регулярно приглашали смолянок осматривать дворцы, они посещали Академию художеств, Публичную библиотеку, музеи. Смолянки присутствовали на исторических событиях. С 1880 года Смолянки старшего возраста имели ложу в Императорском театре, которую они посещали в сопровождении классных дам. Уже к началу 19 века монастырских помещений стало не хватать и был возведен Смольный институт (1806-1808, арх.Д.Кваренги).

Революция 1917 года положила конец благородному воспитанию. В октябре Смольный институт выехал в Новочеркасск, и в феврале 1919 года состоялся последний выпуск. В здании Смольного института сформировалось новое правительство во главе с В. И. Лениным. С тех пор здание занимают различные структуры власти.

история Смольного института, фото № 1

Как всем известно, императрица Екатерина II была великим гуманитарием и реформатором. Она мечтала о России как о новом государстве, построенном по законам «разума» и «порядка». А для нового государства нужен новый человек — благородный и добродетельный, просвещенный и способный к созиданию. Выполнить это просто указами и законами невозможно. Нужно было сначала воспитать воспитателей. А кто же будет воспитывать нового человека? Ответ прост и естественен: прежде всего матери будущих граждан. Надо сказать, что к созданию программы будущего воспитательного общества Екатерина подошла основательно. Активно велась переписка с Вольтером и Дидро, изучалась просветительская литература и традиция. Русским дипломатам и послам во всех странах Европы был отдан тайный приказ добыть программы существующих государственных воспитательных заведений для девиц. Но в Европе аналогов не оказалось, кроме знаменитого пансиона благородных девиц для девочек из обедневших дворянских семей, учрежденного в Сен-Сире под Парижем еще при Людовике XIV его фавориткой Франсуазой де Ментенон. Но и в Сен-Сире программы как таковой то ли не оказалось, то ли ее не хотели показывать, и потому свою программу русским пришлось разрабатывать самим.

Это архиважное для государства дело было поручено Ивану Бецкому. Иван Иванович был незаконным сыном князя И.Д. Трубецкого и получил от отца только вторую половину фамилии. Воспитывался он за границей, много путешествовал по Европе. 15 лет провел в Париже на дипломатической службе. Там он основательно проштудировал всех энциклопедистов, просветительскую философскую литературу и новые педагогические теории. Петр III вызвал его в Петербург и назначил начальником Канцелярии строения домов и садов Его Величества. Но Бецкий сблизился не с императором, а с его умной и развитой женой Екатериной, у которой стал часто бывать как приятный собеседник. Тридцать лет возглавлял он Канцелярию строений. При нем оделись в гранит берега Невы, с его именем связано строительство Эрмитажа и здания Академии художеств, создание Медного всадника и решетки Летнего сада. Он стал основателем и попечителем воспитательных домов и училищ, больниц для бедных, Смольного института, был президентом Академии художеств и шефом Шляхетского сухопутного корпуса.

Екатерина II

история Смольного института, фото № 2

история Смольного института, фото № 3

Иван Бецкой

Надо сказать, что в то время в России не было ни одной школы, где бы учились девочки, т.к. дворянок учили дома, а девочек из бедных семей, как правило, не учили совсем. И вот Екатерина II решила открыть в недавно построенном и не использовавшемся по прямому назначению Смольном монастыре «Воспитательное общество благородных девиц», чтобы, как говорилось в указе, «… дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Устав Института разослали «по всем губерниям, провинциям и городам… дабы каждый из дворян мог, ежели пожелает, дочерей своих в молодых летах препоручить сему от Нас учрежденному воспитанию». Но желающих отдать своих детей в заточение на 12 лет было немного. Многие сомневались, чему же будут учить там их чад. Но все же в 1764 году, в августе первый набор состоялся. Правда, вместо предполагаемых 200 учениц набрали только 60 девочек 4-6 лет. Это были дети из малообеспеченных, но родовитых дворянских семей. Год спустя в институте открыли факультет «для мещанских девиц». Крестьянских девочек в заведение не принимали.

М.Леонтьева — первая начальница Смольного института

история Смольного института, фото № 4

Открытие Смольного института, было настолько революционным решением для своего времени, что весь мир с интересом наблюдал за ходом этого великого эксперимента. И ни один иностранец, попадавший в Петербург того времени, не оставлял без внимания Смольный. Удивление и восхищение — вот главные впечатления от него. Ведь впервые в Европе задача воспитания и образования женщин была поставлена на государственном уровне, глубоко и очень практически осознана их роль в обществе. Знаменитый Дидро посвящает Смольному восторженные строчки: «Была решена неразрешимая проблема — воспитывать, воспитывать без принуждения. Там воспитываются Дамы благородные и очень образованные. Там у каждой есть возможность найти применение своим силам и развиваться. И было совершено настоящее чудо — была создана школа, которой никогда не было, нет, и вряд ли появится. Если это заведение пройдет испытание временем, дамы мало в чем будут уступать рыцарям, а лицо империи изменится за каких-нибудь 20 лет»
Главная цель преподавателей Смольного заключалась в том, чтобы сделать из девушки «парфетку» (parfaite франц. — «совершенный»). Выговор девушка могла получить за малейшее отступление от правил: недостаточно аккуратно заправленная постель, громкий разговор на перемене, выбившийся локон, завязанный не по уставу бант на переднике. За порванный чулок из-за неаккуратности или за проделки девочек оставляли стоять посреди столовой в то время, как другие обедали. Девушек так тщательно оберегали от пороков, что в Библиях заклеивали седьмую заповедь о прелюбодеянии.

история Смольного института, фото № 5

коридоры Смольного

история Смольного института, фото № 6

история Смольного института, фото № 7

урок гимнастики

история Смольного института, фото № 8

Комната для умывания

Распорядок дня в институте был строгий: подъем в 6 часов утра, потом — 6 или 8 уроков. Время для игр очень ограничивалось. Жили девочки в дортуарах по 9 человек с приставленной к ним дамой. Кроме того, была еще и классная дама, которая следила за поведением девочек на уроках.

Самые маленькие девочки учились в первом возрасте. Они носили платья коричневого или вишневого цвета и белые передники. Позднее цвет их платьев изменился на кофейный, за что девочек стали называть «кофейницами». Девочек «среднего возраста» называли по цвету их форменного платья «голубыми», а девочек «старшего возраста» — «белыми», хотя на уроки они приходили в зеленых платьях, а белыми были их бальные платья.

Кроме бальных танцев в программе обучения смолянок значились такие дисциплины, как чтение, правописание, французский и немецкий языки (потом был добавлен еще итальянский), физика, химия, география, математика, история, этикет, рукоделие, домоводство, закон Божий, риторика.

Условия в институте были спартанские, поскольку И. Бецкой был уверен, что только в здоровом теле обитает здоровый дух. Он считал, что детей нужно приучать к холоду, поэтому в спальнях Смольного температуры была не более 16 градусов. Спали девушки на жестких кроватях, утром обязательно выходили на зарядку и умывались холодной водой из Невы.

Рацион питания в Смольном был по сегодняшним временам более, чем скромным. Дневное меню выглядело так:

— Утренний чай с булкой.
— Завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон.
— Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок.
— Вечерний чай с булкой.

В посты рацион становился еще менее питательным: на завтрак давали шесть маленьких картофелин (или три средних) с постным маслом и кашу-размазню, в обед был суп с крупой, небольшой кусок отварной рыбы, метко прозванной голодными институтками «мертвечиной», и миниатюрный постный пирожок.
Таким образом кормили не только в продолжительные посты, но и каждую среду и пятницу. В один прекрасный момент более половины девочек оказались в лазарете с диагнозом «истощение» — посты сократили… до полутора месяцев в год. Среды и пятницы никто не отменил.

Если девушка имела карманные деньги, то можно было, внеся специальную плату, пить утром чай с более питательной пищей в комнате воспитательниц, отдельно от других институток, или договориться с прислугой и втридорога купить чего-либо из еды. Впрочем, последнее сурово карались классными дамами.
В лазарете было теплее, нежели в огромных дортуарах, выдавалось усиленное питание и многие девицы устраивали себе «каникулы», симулируя соответствующие болезни. Впрочем, многим и притворяться не приходилось.
Обычно существовало два помещения: запасной лазарет, который использовали во время эпидемий или для тяжелобольных, и обычный, куда помещались все остальные пациентки.

Бывали дни, когда в институте говорили только на французском или на немецком, а за пророненное русское слово невнимательной девочке надевали на шею картонный язык. Она должна была блуждать по галереям института и не могла даже сесть. Это длилось до того времени, пока она не услышит русскую речь от кого-то другого, и тогда язык переходил к другой жертве.

На втором этапе обучения добавляли географию и историю, а на третьем – чтение нравоучительных и исторических книг, геральдику, архитектуру и физику. На последнем этапе обучения повторяли всё ранее изученное, уделяя особое внимание Закону Божьему и домоводству, что должно было подготовить девушку к будущей семейной жизни. Кроме этого, в последний год обучения девушки проводили уроки в младших классах, чтобы получить опыт в воспитании детей. Вручали выпускницам и золотые и серебряные медали. После окончания Института смолянок или устраивали при дворе фрейлиной, или выдавали замуж, или оставляли в родном институте в качестве преподаватели или классной дамы

Во главе института стояла начальница, обладавшая огромными правами. От нее требовались особые качества: она должна быть любима и почитаема, должна вести себя кротко, весело, ей вменялось в обязанность «изгонять все то, что имеет вид скуки, задумчивости, печали». Помощницей начальницы была правительница (или инспектрисса), она «наблюдает за учительницами и имеет крайнее радение о чистоте». Для ближайшего надзора за воспитанницами в институте состояли четыре надзирательницы, по одной на каждый возраст. Они неусыпно смотрят за девочками, а также заменяют отсутствующих учительниц.

Учительниц на институт полагалось 12, по три на каждый возраст. Они не только учат девиц, но и «воспитывают их в благоразумии и искусными словами внедряют благонравие в нежные сердца их». Учительницы должны были учить всем предметам, и только в крайнем случае разрешалось пригласить учителя или, как тогда говорили, мастера.

.Между прочим, после 1825 года многие дети декабристов учились в институтах: обе дочери Каховского, например, закончили курс с серебряными медалями. Говорят, что когда в институт приезжали княжны, то дочери императора и дочери руководителей восстания весело играли вместе.
Учились здесь и «иноземки»: внучка Шамиля и дочери грузинских князей, княжны Черногории и шведские аристократки. Несмотря на то, что, согласно пафосным официальным источникам, начальница Смольного, княжна Ливен, говорила молодой классной даме: «Вы, может быть, еще не знаете традиций Смольного. С принцессы надо требовать вдвое и втрое, потому что от ея характера будут зависеть судьбы ея подданных», отношение к ним, безусловно не было обычным.

история Смольного института, фото № 9

танцевальное представление

Надо сказать, что первый выпуск Воспитательного общества благородных девиц был действительно блестящим. Он состоялся 30 августа 1776 г. Выпускалось всего 39 девиц. Восемь лучших учениц получили кроме медалей шифр – металлический вензель царствующей императрицы. Его носили на левом плече на белом в полоску банте. Но очень тонка грань между настоящим просвещением и воспитанием и показной образованностью, манерностью, сентиментальной отрешенностью. Будучи падкой на комплименты, Екатерина любила показывать девиц, щеголять ими. И вместо воспитания добродетельных жен и матерей Смольный стал воспитывать светских женщин. В Смольном часто давались балы, на которые приглашались кадеты; зачастую кадеты вместе с девицами давали театральные представления. Раз в неделю по воскресеньям девочки публично танцевали. Екатерина сообщала Вольтеру о брате крымского султана Калге Султане, который каждое воскресенье повадился ездить смотреть эти танцы. Все эти любования и смотрины вредно сказывались как на самих девочках, так и на атмосфере в институте. От смолянок ждали высоких результатов, и основополагающий принцип развития и поощрения сменился принуждением и муштровкой, учение превратилось в «долбню». Хорошо учиться, по мнению одной из воспитанниц, — это «уметь хорошо болтать по-французски и делать «книксены». Появилось понятие — особая «институтская складка», т. е. манера: «У нас был тихий и осторожный голос, воздушная и вместе с тем торопливая походка, движения и спокойные и робкие. Яркая краска беспрестанно разливалась на наших щеках, а приседая, мы наклоняли голову с неподражаемой скромностью». Вот тогда-то и появилось ироничное «институтка». В конце концов Екатерина и сама увидела, что из Смольного не получилось того, что было задумано. Была составлена комиссия, проведены изменения в программе. Смольный должен был стать по преимуществу учебным заведением. Однако в царствование Екатерины новый план еще не выполнялся в полной мере. А перемены в уставе института начались после смерти Императрицы. Павел I поручил своей супруге Марии Федоровне руководство всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. Она впоследствии управляла институтом 32 года и многое изменила. При Марии Федоровне появилось почасовое расписание преподавания каждого предмета, а весь курс обучения сократился с 12 до 9 лет. «Возрастов» осталось только три, и каждый был разделен на три параллельных группы: для отличниц, «середнячков» и неуспевающих. Каждый урок в институте длился два часа. Дважды в год «смолянки» сдавали промежуточные экзамены, а в конце года им предстоял итоговый экзамен.

история Смольного института, фото № 10

смолянки

история Смольного института, фото № 11

холл жилого корпуса

урок игры на арфе

история Смольного института, фото № 12

история Смольного института, фото № 13

гостинная

Девочек стали принимать в институт с более позднего возраста – в 8-9 лет, а мещанок принимали и вовсе с 11-12, поскольку их программа ограничивалась шестью годами обучения. С приходом Марии Федоровны институток стали готовить скорее в жены, чем во фрейлины, поэтому вместо книги «О должностях человека и гражданина», которая читалась в Екатерининское время, стали читать «Отеческие советы моей дочери». Практически все нововведения Марии Федоровны просуществовали в институте вплоть до его закрытия в 1917 году. Не изменился только его устав. Екатерина позаботилась о том, чтобы в уставе были прописаны не только профессиональные требования к преподавателям и самим «смолянкам», но и правила поведения, обращения друг с другом. Телесные наказания в институте были категорически запрещены, а все служащие заведения обязаны были не только передавать знания воспитанницам, но и подавать им пример для подражания.

Самые первые институтки были отгорожены от влияния семьи, но не от мира вообще. Их частно вывозили на прогулки и придворные мероприятия, в стенах Смольного устраивались торжественные обеды и спектакли. В XIX же веке концепция поменялась и в иную, не казарменную, жизнь воспитанниц старались не выпускать. Если раз в год выводили в Таврический сад, то под строгим контролем, делая все, чтобы не допустить контакт институток с другими гуляющими. Несколько раз в год (в день именин императора и императрицы, на Новый год) устраивались балы, на которых присутствовали все воспитанницы и начальство.

А с началом Первой мировой войны прекратились и эти малочисленные праздники: считалось предосудительным веселиться, когда идут бои.
Учителей набирали преимущественно из женатых, если же попадался холостяк, то или в возрасте, или весьма невзрачной внешности, зачастую с физическими недостатками, дабы не вводил непорочных девиц во искушение.

«Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души». Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности, — писала Зинаида Мордвинова в 1914 году в своем историческом очерке «Смольный институт в эпоху Екатерины II». — Что касается системы воспитания, то в уставе дается наставление самим воспитательницам, начиная с начальницы. В обращении с детьми требуются: «кротость, благопристойность, учтивость, благоразумие, справедливость и также непритворная веселость и отсутствие лишней важности в обращении».

Средством исправления провинившихся служило пристыжение перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков». Но применялась эта мера лишь в очень важных случаях, к которым относились малейшее нарушение благочиния во время молитвы или при церковном богослужении. «Очевидно, тут идет вопрос не только о светских манерах, но о выработке того культурного типа, который осуществлял бы ее государственную задачу: создать новую породу людей», — пишет Мордвинова.

«Новая порода» людей, значительно отличавшаяся от прочего русского общества, была создана, и это было признано самим обществом. Впервые в русской семье появляются образованные женщины, которые внесли в убежище дедовских предрассудков струю нового света и воздуха — новые здоровые и гуманные начала способствовали возникновению интереса к вопросам воспитания и пробуждали стремление к подражанию. Идея женского воспитания и положительный опыт были использованы во вновь образующихся гимназиях, а затем и в создании женского университета — Высших женских курсах (Бестужевских). Ни в одной стране мира правительство не уделяло столько внимания женскому воспитанию — это неоспоримый факт.

За 153 года существования Смольного института через него прошли 85 выпусков. Разумеется, среди сотен благородных выпускниц были и те, чьи имена остались в истории. О них и о нравах, царивших в Смольном я расскажу в следующей публикации.

история Смольного института, фото № 14

история Смольного института, фото № 15

жилой корпус Смольного института

история Смольного института, фото № 16

в коридоде

урок хореографии

история Смольного института, фото № 17

история Смольного института, фото № 18

на катке

история Смольного института, фото № 19

история Смольного института, фото № 20

история Смольного института, фото № 21

урок рисования

история Смольного института, фото № 22

история Смольного института, фото № 23

лазарет

история Смольного института, фото № 24

история Смольного института, фото № 25

столовая

история Смольного института, фото № 26

на уроке гимнастики

пение

история Смольного института, фото № 27

рисование

история Смольного института, фото № 28

история Смольного института, фото № 29

игра в теннис

урок рукоделия

история Смольного института, фото № 30

история Смольного института, фото № 31

история Смольного института, фото № 32

физика

история Смольного института, фото № 33

география

история Смольного института, фото № 34

первые смолянки Феодосия Ржевская и Настасья Давыдова

история Смольного института, фото № 35

хореография

история Смольного института, фото № 36

хоровое пение

история Смольного института, фото № 37

в учительской

история Смольного института, фото № 38

история Смольного института, фото № 39

чаепитие с гостями

история Смольного института, фото № 40

экзамен

история Смольного института, фото № 41

история Смольного института, фото № 42

Запрос «Смольный» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Координаты: 59°56′47″ с. ш. 30°23′47″ в. д. / 59.946389° с. ш. 30.396389° в. д. (G)

Смольный институт — здание в Петербурге, памятник истории и архитектуры, резиденция губернатора Петербурга и музей. Здание возведено в 1806 году по проекту архитектора Джакомо Кваренги.

В XIX — начале XX века в здании размещался Смольный институт благородных девиц (1764 -1917). Известен своей ролью в событиях Октябрьской революции 1917 года, после которой в здании размещался Ленинградский городской Совет депутатов трудящихся и городской комитет ВКП(б)/КПСС (вплоть до 1991). Затем резиденция мэра и, с 1996, губернатора города. Имеется ряд музейных экспозиций, отражающих всю историю здания.

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1901)

Содержание

  • 1 Институт благородных девиц
  • 2 Воспитанницы Института благородных девиц
  • 3 1917 год
  • 4 Резиденция партийного руководства
  • 5 Постсоветский период
  • 6 См. также
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Институт благородных девиц

Смольный институт благородных девиц — первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию. Основано по инициативе И. И. Бецкого в соответствии с указом Екатерины II в 1764 году в Санкт-Петербурге, при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре (проектировавшемся Растрелли), под названием «Воспитательное общество благородных девиц».

В институт принимали дочерей дворян и готовили их для придворной и светской жизни. В программу входило обучение словесности, истории, географии, иностранным языкам, музыке, танцам, рисованию, светским манерам и др. Обучение продолжалось 12 лет и делилось на четыре возраста по 3 года каждый.

Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — темно-синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого. Коричневый цвет символизирует близость к земле и, вдобавок, более практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизируют возрастающую образованность, аккуратность. По окончании института шесть лучших выпускниц получали «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками.

Некоторые воспитанницы становились фрейлинами двора.

Воспитанницы Института благородных девиц

  • Нелидова, Екатерина Ивановна (1776 г. выпуска — 1-й выпуск)
  • Алымова, Глафира Ивановна (1776 г. выпуска)
  • Вяземская, Евдокия Григорьевна (1776 г. выпуска)
  • Борщова, Наталья Семёновна (1776 г. выпуска)
  • Левшина, Александра Петровна (1776 г. выпуска)
  • Молчанова, Екатерина Ивановна (1776 г. выпуска)
  • Ржевская, Феодосия Степановна (1779 г. выпуска)
  • Нарышкина, Мария Алексеевна (1779 г. выпуска)
  • Хованская, Екатерина Николаевна (1779 г. выпуска)
  • Хрущова, Екатерина Николаевна (1779 г. выпуска)
  • Графиня Ефимовская
  • Баронесса Черкассова (в замужестве фон Пальменбах), Елизавета Александровна (1779 г. выпуска)
  • Давыдова, Настасья Михайловна (1782 г. выпуска)
  • Полтавцева (в замужестве Скоблева), О. Н. (180- г. 23-го выпуска)
  • Бурман, Елена Ивановна (в замужестве Молоховец) (180- г. 25-го выпуска)
  • Шипова (в замужестве Леонтьева), Мария Павловна (1809 г. выпуска)
  • Энгельгардт (в замужестве Томилова), Ольга Александровра (18—г. выпуска)
  • Бельгард, В. В. (181- г. 37-го выпуска)
  • Квашнина (в замужестве Родзиянко), Екатерина Владимировна (1812 г. выпуска)
  • Белгард, М. В. (43-го выпуска)
  • Любица-Зорка, (182- г. 49-го выпуска)
  • Великая Княгиня Милица Николаевна (182- г. 50-го выпуска)
  • Великая Княгиня Анастасия Николаевна (182- г. 52-го выпуска)
  • Королева Италии Елена (183- г. 59-го выпуска)
  • Ельчанинова (в замужестве Невельская), Е. И. (1848 г. выпуска)
  • Языкова (в замужестве Дюррафур), Г. Ал. (185- г. 75-го выпуска)
  • Водовозова, Елизавета Николаевна (1844—1923)
  • Филиппова, М. (1866 г. выпуска)
  • Мертваго, София Петровна (1868 г. выпуска)
  • Кононова, В. В. (186- г. 85-го выпуска)
  • Шустова (в замужестве Гриипенберг), Александра Николаевна
  • Новикова (в замужестве Котельникова), Екатерина Ал. (1891 г. выпуска)
  • Оленина (в замужестве Розе), Мария Григорьевна (1872—1942, обучалась в 1889 г.)
  • Де Опик, Л. В. (1892 г. выпуска)
  • аф Энегельм, Екатерина Фёдоровна (в замужестве кн.Багратион-Мухранская) (1893 г.выпуска)
  • Грессер (в замужестве Баратова), В. Н. (1893 г. выпуска)
  • Петрова (в замужестве Адамова), Клавдия Андреевна (1894 г. выпуска)
  • Игельстром (в замужестве Постовская), С. Г.
  • Бибикова (в замужестве Татищева), В. М. (1895 г. выпуска)
  • Кременецкая, Е. (1898 г. выпуска)
  • Новаковская, Н. А. (1901 г. выпуска)
  • Тхоржевская (в замужестве Эрдели), Наталия Корнельевна (1905 г. выпуска)
  • Хитрово (в замужестве Эрдели), Маргарита С. (1910 г. выпуска)
  • Младенцова (в замужестве Грудзинская), Анна Дмитриевна
  • Петровская (в замужестве Мещанинова), Ал. Ал. (1905 г. выпуска)
  • Рогович, Мария Михайловна (1909 г. выпуска)
  • Перекрестова (в замужестве фон Гессе), О. С. (1911 г. выпуска)
  • Лысова (зам. Захаренко-Шульц), Мария Владимировна (1911 г. выпуска)
  • Хроновская (в замужестве Устругова), Мария Ивановна (1895—198х, 1913 г. выпуска)
  • Бао (в замужестве Лавровская), Н. К. (1914 г. выпуска)
  • Чекмарёва (в замужестве Гансон), Анна Викторовна (1914 г. выпуска)
  • Розе, Зинаида Константиновна
  • Баронесса фон Боде, София (1914 г. выпуска)
  • Кулакова (в замужестве Дормуа), Е. Д. (1915 г. выпуска)
  • Кологивова (в замужестве Брак), Н. А. (1917 г. выпуска)
  • Ухтомская, Алла Фёдоровна (1904—1976)
  • Ухтомская, Кира Фёдоровна (1906—1971)

1917 год

В 1917 году в Смольном институте находился штаб по подготовке к восстанию большевиков под руководством Троцкого

Резиденция партийного руководства

В 1925 году архитекторами В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейхом были проведены работы по благоустройству (построены пропилеи перед входом в Смольный) с целью подчеркнуть роль Смольного как колыбели революции.

В 1934 году в Смольном был убит Сергей Киров.

Постсоветский период

  • Администрация Санкт-Петербурга

См. также

  • Смолянки Левицкого
  • Мария Фёдоровна (императрица, жена Павла I)
  • Государственный историко-мемориальный Санкт-Петербургский музей «Смольный».
  • Институт благородных девиц

Литература

  • Черепнин Н. П. Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк. 1764—1914. Т. 3 [Здесь списки воспитанниц]. Петроград, 1915.
  • Дмитрий Григорьевич Левицкий 1735—1822: Каталог временной выставки — Государственный русский музей. — Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1987. — 142 с.

Ссылки

  • История здания Смольного института. Фотографии, как добраться
  • Смольный (материал из книги В.Нестерова «Знаешь ли ты свой город?»)

Смольный институт Российской академии образования является высшим учебным заведением. Он находится в Ленинградской области. Ранее учреждение имело статус университета. Смольный институт (адрес: пр-т Полюстровский, 59) считается в настоящее время одним из самых респектабельных учебных заведений страны. смольный институт

Исторические сведения

Смольный институт был создан в 1998-м году по предложению академика Н.Д. Никандрова, который является президентом РАО. Эта организация выступила учредителем описываемого учебного заведения. Холдинговая компания «Электрокерамика» стала ее стратегическим партнером в осуществлении деятельности университета в 2004 году.

Спустя несколько лет появился Научно-образовательный комплекс «Смольный институт Российской академии образования». Решение было принято Президиумом государственной академии образования совместно с советом директоров компании «Электрокерамика». Получившийся проект имеет ряд преимуществ. Создание такого комплекса позволило устроить очередную экспериментальную площадку для реализации инновационных идей. В то же время существует возможность преобразования компании из узкоспециализированной в многопрофильную. Это может быть достигнуто за счет использования интеллектуальных ресурсов академии и привлечения наиболее талантливых молодых людей. Повышение эффективности работы холдинга обеспечат новые лица, которые будут задействованы в производственной деятельности компании.

Архитектура 19 века представляет собой отдельную часть русской культуры. Величественные здания…

Назначение научно-педагогического комплекса

Смольный институт выполняет множество различных функций:

1. Научную.

2. Исследовательскую.

3. Воспитательную.

4. Образовательную.

5. Издательскую.

6. Просветительскую.

В комплекс входят различные факультеты. Среди них есть следующие направления:

1. Экономическое.

2. Сервисное.

3. Гуманитарное.

4. Информационных технологий.

5. Искусствоведческое.

6. Безопасности.

7. Кинологии. смольный институт российской академии образования

Общие сведения об экономическом факультете

Он был основан в конце XX века. Каждый год для развития научной и учебной деятельности факультета приглашаются различные специалисты. Среди них — ведущие отечественные экономисты из научно-исследовательских организаций, различных сфер бизнеса и органов государственного управления. В состав факультета включены две кафедры. Ученый совет является его высшим управляющим органом. В него входят следующие звенья:

Каждая страна уникальна. И именно поэтому многие люди так любят путешествовать. Узнавать культуру…

1. Декан.

2. Заместители.

3. Руководители кафедр.

4. Преподаватели, которые были выбраны в качестве представителей.

5. Ученые.

6. Студенты.

Смольный институт в Санкт-Петербурге имеет свой устав. Он регулирует решение стратегических вопросов, возникающих в ходе деятельности заведения. Ученый совет избирается для повседневного руководства. смольный институт благородных девиц

Современность

В настоящее время Смольный институт представляет собой многопрофильный вуз, имеющий гибкую организационную образовательную систему. Сейчас учреждение осуществляет учебную деятельность по нескольким группам направлений. Среди них следующие:

1. Социальное.

2. Гуманитарное.

3. Педагогическое.

4. Образовательное.

5. Экономическое.

6. Управленческое.

7. Культурное.

8. Искусствоведческое.

9. Информационной безопасности.

10. Вычислительной техники.

11. Информатики.

12. Сферы обслуживания.

13. Транспортных средств.

Учреждение осуществляет подготовку бакалавров по двадцати направлениям педагогики, дипломированных выпускников — по четырнадцати специальностям, а также магистров информационных систем и технологий. Учебная программа института полностью соответствует государственным стандартам высшего профессионального образования. Учреждение постоянно совершенствуется, а также организует ряд курсов по специальным дисциплинам. В заведении осуществляют свою деятельность четырнадцать докторов и несколько десятков кандидатов наук. На очной форме обучения количество студентов доходит до нескольких тысяч человек. смольный институт адрес

Домохозяйки и пенсионеры, школьницы и студенты, работающие и сидящие в декрете — все мы любим…

Профиль

Образовательная структура включает следующие виды деятельности:

1. Экономическую.

2. Управленческую.

3. Гуманитарную.

4. Информационной безопасности.

5. Сервисную.

6. Информатики и вычислительной техники.

7. Художественную.

Научная структура включает такие виды деятельности:

1. Медико-социальные исследования.

2. Ноосферное обществознание.

3. Экологию человека.

4. Телекоммуникационные и информационные технологии. смольный институт в санкт петербурге

Международная структура включает следующие виды деятельности:

1. Подготовку кадров для стран СНГ и ближнего Востока.

2. Организацию симпозиумов и конференций международного масштаба.

3. Создание центров для изучения культурного наследия народов СНГ.

Главные задачи, которые ставит перед собой Смольный институт

1. Гарантия высокого качества образования по востребованным специальностям в сфере информационных технологий.

2. Разработка и внедрение инноваций в образовательный процесс, осуществление контроля над ним.

3. Научно-исследовательская деятельность в области телекоммуникаций и информатики.

4. Гарантия непрерывного и единого образовательного процесса на каждом этапе обучения — от дошкольного заведения до аспирантуры включительно, причем в системе одного учреждения.

5. Участие в программах улучшения интеграции национальных и российских школ.

6. Внесение вкладов в процессы формирования единой образовательной системы в странах СНГ.

7. Подготовка высококвалифицированных кадров. смольный институт архитектор

Деятельность проекта «Образование и мир на Кавказе»

Цель программы — интеграционная. Задачей является создание объединения вузов Санкт-Петербурга для организации обучения студентов, которые проживают в Центральной Азии и на Северном Кавказе. Образовательная деятельность будет осуществляться по программам высших профессиональных учреждений Российской Федерации. Организация планирует развивать свою деятельность в Республике Дагестан.

Вектор работы

Проект имеет несколько основных задач. Среди них следующие:

1. Подготовка местных специалистов.

2. Создание необходимых условий проживания в Санкт-Петербурге для жителей Северного Кавказа. Приоритет отдан тем гражданам, которые являются студентами высших учебных заведений города.

3. Создание необходимых условий для проведения совместной деятельности по таким направлениям, как творческое, образовательное, спортивное, культурное и др.

4. Реализация обменных учебных программ по системе открытого образования.

5. Проведение различных мероприятий сценического и выставочного характера.

6. Открытие колледжа женского образования в Республике Дагестан.

Смольный институт благородных девиц. Историческая справка

здание смольного института

Существует давнее предание. Согласно ему, императрица Елизавета Петровна планировала на исходе своей жизни переселиться в тихий монастырь. Ответственным за создание проекта и возведение здания был назначен Франческо Бартоломео Растрелли. Суть замысла заключалась в постройке женского монастыря на том месте, где располагался загородный Смольный дворец. Закладка фундамента состоялась в середине XVIII века. План, составленный архитектором, требовал много затрат. В то время началась Семилетняя война, средств на завершение постройки не хватало. В результате монастырь так и не использовался по прямому назначению. Только в 1764 году был открыт Смольный институт. Архитектор В.П. Стасов продолжил работать над собором. смольный институт благородных девиц

Развитие событий после смерти императрицы

В последующие годы судьба Смольного монастыря была в руках Екатерины II. Она решила распорядиться им по-своему. В тот период в Российской империи не было ни одного учреждения, в котором могли бы обучаться девочки. Дворянские дочери получали образование преимущественно на дому. В то же время девочки из бедных семей не учились вовсе. По этой причине императрица приняла решение об открытии в монастыре «Воспитательного общества». Так начал свое существование Смольный институт благородных девиц. По вопросу открытия учреждения был издан специальный указ. В нем говорилось, что здание Смольного института отныне будет использовано для того, чтобы женщины имели возможность получать образование. В дальнейшем они смогли бы стать образцовыми матерями, полезными членами семьи и общества.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Carver sm pro 2030 инструкция по эксплуатации
  • Davinci resolve руководство на русском pdf скачать
  • Сложно ли продать квартиру без риэлтора пошаговая инструкция
  • Инструкция к квадрокоптеру на русском drone pro e88
  • Превикур инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки