Снк год руководство

Сове́т наро́дных комисса́ров РСФСР (Совнарком РСФСР, СНК РСФСР) — название правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с Октябрьской революции 1917 до 1946. Совет состоял из народных комиссаров — фактически министров, руководивших народными комиссариатами (наркоматами) — аналогами министерств. После образования СССР аналогичный орган был создан и на союзном уровне.

Содержание

  • 1 Общая информация
  • 2 Законодательная база СНК РСФСР
  • 3 Первый состав Совета Народных Комиссаров Советской России
  • 4 Председатели Совета Народных Комиссаров РСФСР
  • 5 Народные комиссары
  • 6 Источники
  • 7 Примечания
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки

Общая информация

СНК сформирован в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 27 октября 1917 года.

Согласно Конституции 1918 года, он именовался Совет Народных Комиссаров РСФСР.

СНК являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, имеющим полную исполнительно-распорядительную власть, право издания декретов, имеющих силу закона, при этом сочетая законодательные, распорядительные и исполнительные функции.

СНК утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 г.

Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены Правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств.

Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло прием делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 чел. (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 — 20.)

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 г. СНК был преобразован в Совет министров.

Законодательная база СНК РСФСР

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в:

  • управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37)
  • издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38)

Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45).

О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40).

Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18).[1].

Далее цитируется перечень народных комиссариатов СНК РСФСР согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года[2]:

  • по иностранным делам;
  • по военным делам;
  • по морским делам;
  • по внутренним делам;
  • юстиции;
  • труда;
  • социального обеспечения;
  • просвещения;
  • почт и телеграфов;
  • по делам национальностей;
  • по финансовым делам;
  • путей сообщения;
  • земледелия;
  • торговли и промышленности;
  • продовольствия;
  • Государственного контроля;
  • Высший Совет Народного Хозяйства;
  • здравоохранения.

При каждом народном комиссаре и под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК (ст. 44).

С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г.

С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов:

  • внутренней торговли;
  • труда
  • финансов
  • РКИ
  • внутренних дел
  • юстиции
  • просвещения
  • здравоохранения
  • земледелия
  • социального обеспечения
  • ВСНХ

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.)

С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года, СНК РСФСР подотчётен лишь Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями — Президиуму Верховного Совета РСФСР.

С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывает 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):

  • пищевой промышленности
  • легкой промышленности
  • лесной промышленности
  • земледелия
  • зерновых совхозов
  • животноводческих совхозов
  • финансов
  • внутренней торговли
  • юстиции
  • здравоохранения
  • просвещения
  • местной промышленности
  • коммунального хозяйства
  • социального обеспечения

Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.

Первый состав Совета Народных Комиссаров Советской России

Совет Народных Комиссаров — правительство России во главе с В. И. Лениным. Слева направо: И. З. Штейнберг, И. И. Скворцов-Степанов, Б.Д. Камков, В. Д. Бонч-Бруевич, В. Е. Трутовский, А. Г. Шляпников, П. П. Прошьян, В. И. Ленин, И. В. Сталин, А. М. Коллонтай, П. Е. Дыбенко, Е. К. Кошарова, Н. И. Подвойский, Н. П. Грбунов, В. И. Невский, А. В. Шотман, Г. В. Чичерин. декабрь 1917-январь 1918

  • Председатель Совета Народных Комиссаров — Владимир Ульянов (Ленин)
  • Нарком по внутренним делам — А. И. Рыков
  • Нарком земледелия — В. П. Милютин
  • Нарком труда — А. Г. Шляпников
  • Наркомат по военным и морским делам — комитет, в составе: В. А. Овсеенко (Антонов) (в тексте Декрета об образовании СНК — Авсеенко), Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко
  • Нарком по делам торговли и промышленности — В. П. Ногин
  • Нарком народного просвещения — А. В. Луначарский
  • Нарком финансов — И. И. Скворцов (Степанов)
  • Нарком по иностранным делам — Л. Д. Бронштейн (Троцкий)
  • Нарком юстиции — Г. И. Оппоков (Ломов)
  • Нарком по делам продовольствия — И. А. Теодорович
  • Нарком почт и телеграфов — Н. П. Авилов (Глебов)
  • Нарком по делам национальностей — И. В. Джугашвили (Сталин)
  • Пост Народного Комиссара по делам железнодорожным временно остался не замещенным.

Председатели Совета Народных Комиссаров РСФСР

  • Ленин, Владимир Ильич (27 октября (9 ноября) 1917 — 21 января 1924)
  • Рыков, Алексей Иванович (2 февраля 1924 — 18 мая 1929)
  • Сырцов, Сергей Иванович (18 мая 1929 — 3 ноября 1930)
  • Сулимов, Даниил Егорович (3 ноября 1930 — 22 июля 1937)
  • Булганин, Николай Александрович (22 июля 1937 — 17 сентября 1938)
  • Вахрушев, Василий Васильевич (29 июля 1939 — 2 июня 1940)
  • Хохлов, Иван Сергеевич (2 июня 1940 — 23 июня 1943)
  • Косыгин, Алексей Николаевич (23 июня 1943 — 23 марта 1946)

Народные комиссары

Заместители председателя:

  • Рыков А. И. (с кон. мая 1921-?)
  • Цюрупа А. Д. (5.12.1921-?)
  • Каменев Л. Б. (янв. 1922-?)

Иностранных дел:

  • Троцкий Л. Д. (26.10.1917 — 8.04.1918)
  • Чичерин Г. В. (30.05.1918 — 21.07.1930)

По военным и морским делам:

  • Антонов-Овсеенко В. А. (26.10.1917-?)
  • Крыленко Н. В. (26.10.1917-?)
  • Дыбенко П. Е. (26.10.1917-18.3.1918)
  • Троцкий Л. Д. (8.4.1918 — 26.1.1925)

Внутренних дел:

  • Рыков А. И. (26.10. — 4.11.1917)
  • Петровский Г. И. (17.11.1917-25.3.1919)
  • Дзержинский Ф. И. (30.3.1919-6.7.1923)

Юстиции:

  • Ломов-Оппоков Г. И. (26.10 — 12.12.1917)
  • Штейнберг И. З. (12.12.1917 — 18.3.1918)
  • Стучка П. И. (18.3. — 22.8.1918)
  • Курский Д. И. (22.8.1918 — 1928)

Труда:

  • Шляпников А. Г. (26.10.1917 — 8.10.1918)
  • Шмидт В. В. (8.10.1918-4.11.1919 и 26.4.1920-29.11.1920)

Государственного призрения (с 26.4.1918 — Социального обеспечения; НКСО 4.11.1919 объединён с НК Труда, 26.4.1920 разделён):

  • Коллонтай А. М. (30.10.1917-март 1918)
  • Винокуров А. Н. (март 1918-4.11.1919; 26.4.1919-16.4.1921)
  • Милютин Н. А. (и. д. наркома, июнь-6.7.1921)

Просвещения:

  • Луначарский А. В. (26.10.1917-12.9.1929)

Почт и телеграфов:

  • Глебов (Авилов) Н. П. (26.10.1917-9.12.1917)
  • Прошьян П. П. (9.12.1917 — 18.03.1918)
  • Подбельский В. Н. (11.4.1918 — 25.2.1920)
  • Любович А. М. (24.3-26.5.1921)
  • Довгалевский В. С. (26.5.1921-6.7.1923)

По делам национальностей:

  • Сталин И. В. (26.10.1917-6.7.1923)

Финансов:

  • Скворцов-Степанов И. И. (26.10.1917 — 20.1.1918)
  • Бриллиантов М. А. (19.1.-18.03.1918)
  • Гуковский И. Э. (апрель-16.8.1918)
  • Крестинский Н. Н. (16.8.1918-октябрь 1922)
  • Сокольников Г. Я. (23.11.1922-16.1.1923)

Путей сообщения:

  • Елизаров М. Т. (8.11.1917-7.1.1918)
  • Рогов А. Г. (24.2.-9.5.1918)
  • Кобозев П. А. (9.5.-июнь 1918)
  • Невский В. И. (25.7.1918-15.3.1919)
  • Красин Л. Б. (30.3.1919-20.3.1920)
  • Троцкий Л. Д. (20.3-10.12.1920)
  • Емшанов А. И. (20.12.1920-14.4.1921)
  • Дзержинский Ф. Э. (14.4.1921-6.7.1923)

Земледелия:

  • Милютин В. П. (26.10 — 4.11.1917)
  • Колегаев А. Л. (24.11.1917 — 18.3.1918)
  • Середа С. П. (3.4.1918 — 10.02.1921)
  • Осинский Н. (зам. Наркома, 24.3.1921-18.1.1922)
  • Яковенко В. Г. (18.1.1922-7.7.1923)

Торговли и промышленности:

  • Ногин В. П. (26.10. — 4.11.1917)
  • Шляпников А. Г. (19.11.1917-янв.1918)
  • Смирнов В. М. (25.1.1918-18.3.1918)
  • Бронский М. Г. (18.3.-12.11.1918)
  • Красин Л. Б. (12.11.1918-6.7.1923)

Продовольствия:

  • Теодорович И. А. (26.10-18.12.1917)
  • Шлихтер А. Г. (18.12.1917 — 25.2.1918)
  • Цюрупа А. Д. (25.2.1918-12.12.1921)
  • Брюханов Н. П. (12.12.1921-6.7.1923)

Государственного контроля РСФСР:

  • Ландер К. И. (9.5.1918 — 25.3.1919)
  • Сталин И. В. (30.3.1919-7.2.1920)

Здравоохранения:

  • Семашко Н. А. (11.7.1918 — 25.1.1930)

Рабоче-Крестьянской инспекции:

  • Сталин И. В. (24.2.1920-25.4.1922)
  • Цюрупа А. Д. (25.4.1922-6.7.1923)

Государственных имуществ:

  • Карелин В. А. (9.12.1917 — 18.03.1918)
  • Малиновский П. П. (18.3. — 11.7.1918)

По местному самоуправлению:

  • Трутовский В. Е. (19.12.1917 — 18.3.1918)

Высший совет народного хозяйства (председатели):

  • Осинский Н. (2.12.1917-22.3.1918)
  • Милютин В. П. (врид) (23.3-28.5.1921)
  • Рыков А. И. (3.4.1918-28.5.1921)
  • Богданов П. А. (28.5.1921-9.5.1923)
  • Рыков А. И. (9.5.1923-2.2.1924)

Источники

  • Деятели СССР и революционного движения России. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — С. 826—827.

Примечания

  1. «Высшие органы государственной власти и органы центрального управления РСФСР (1917—1967 гг.). Справочник (по материалам государственных архивов)» (подготовлен ЦГА РСФСР), гл. I разд. «Правительство РСФСР»
  2. «Конституция (основной закон) РСФСР» (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918)

См. также

  • Совет Народных Комиссаров СССР
  • Совет министров РСФСР
  • Премьер-министры России

Ссылки

  • Декреты Советской власти. Том 1. 25 октября 1917 — 16 марта 1918
  • Правители России и Советского Союза, биографическо-хронологический справочник
  • Октябрьская революция: главное событие XX века или трагическая ошибка?

Wikimedia Foundation.
2010.

Автор статьи

Дмитрий Сергеевич Занков

Эксперт по предмету «История России»

Задать вопрос автору статьи

Создание СНК

Определение 1

Совет Народных Комиссаров (СНК) — это высший распорядительный и исполнительный орган государственной власти, фактически он являлся правительством Советского государства с 1917 по 1946 год.

Незадолго до захвата власти, в день начала революции, Центральный комитет большевиков поручил Винтеру (Берзину) и Льву Каменеву установить политические связи с левыми эсерами и обсудить с ними состав будущего правительства. На II съезде Советов большевики предложили левым эсерам присоединиться к правительству, но они отклонили предложение. Правые фракции эсеров и меньшевиков ушли, когда II съезд Советов только приступил к работе. В итоге большевики сформировали однопартийное правительство.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

СНК был избран 8 ноября 1917 года на II Всероссийском съезде Советов. Он возглавлялся Владимиром Лениным и выполнял функции Временного рабоче-крестьянского правительства (до Учредительного собрания). Управление различными отраслями жизни государства осуществлялось комитетами. Власть в государстве принадлежала коллективу председателей этих комитетов – СНК. Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьян и солдатских депутатов, и его Центральный исполнительный комитет (ЦИК) получали контроль над деятельностью народных комиссаров и могли по своему желанию снимать их с должности.

Когда Учредительное собрание вновь было распущено, 31 января 1918 г. III Всероссийский съезд Советов постановил отменить слово «временное» в названии рабоче-крестьянского правительства, назвав его «Рабочее и Крестьянское Правительство Российской Советской Республики».

Конституция РСФСР 1918 г., принятая V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г., предписывала называть правительство Советом Народных Комиссаров РСФСР.

«Совет Народных Комиссаров, СНК» 👇

К числу народных комиссариатов СНК РСФСР относились комиссариаты:

  • по военным делам;
  • по внутренним делам;
  • по иностранным делам;
  • по делам национальностей;
  • по морским делам;
  • труда;
  • юстиции;
  • просвещения;
  • почт и телеграфов;
  • социального обеспечения;
  • путей сообщения;
  • продовольствия;
  • здравоохранения;
  • по финансовым делам;
  • торговли и промышленности;
  • земледелия;
  • народного хозяйства;
  • государственного контроля.

В рамках образования СССР в декабре 1922 г. было создано союзное правительство – Совет Народных Комиссаров СССР под председательством В. И. Ленина.

Функции СНК

Согласно советской Конституции 1924 года Совет Народных Комиссаров Советского Союза являлся распорядительным и исполнительным органом Центрального исполнительного комитета Советского Союза. Совнарком должен был регулярно отчитываться о своей работе на Съездах Советов и заседаниях Центрального Исполнительного Комитета Советского Союза.

В полномочия Совнаркома Советского Союза входила организация непосредственного управления народным хозяйством и всеми другими отраслями жизни государства. За это отвечали союзные и союзно-республиканские наркоматы СССР.

Совет Народных Комиссаров СССР:

  • контролировал деятельность наркомов,
  • рассматривал их отчеты,
  • разрешал споры между различными ведомствами,
  • утверждал концессионные соглашения,
  • разрешал споры между Совнаркомами федеративных республик,
  • рассматривал протесты и жалобы на решения Совета Труда и Обороны СССР и других подведомственных ему учреждений,
  • утверждал штабы общесоюзных учреждений и назначал их руководителей.

В компетенцию Совнаркома СССР входило принятие мер, направленных на:

  • реализацию народнохозяйственного плана и государственного бюджета,
  • укрепление и развитие денежной системы,
  • обеспечение общественного порядка,
  • создание генерального управления в области внешних сношений с зарубежными странами и т. д.

Законодательная работа также была возложена на Совет Народных Комиссаров СССР: он сначала рассматривал проекты постановлений, которые затем выносились на утверждение в ЦИК СССР и его Президиум; с начала 30-х годов все законопроекты приходилось заранее вносить на рассмотрение в СНК СССР, хотя это не было предусмотрено Конституцией.

Деятельность Совета Народных Комиссаров распространилась на ключевые процессы в государстве с 1920-х по 1940-е годы. Это касалось, в том числе, репрессивной политики – в частности, функционирования системы ГУЛАГа. Созданный в 1934 году Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) включал и главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ).

Место СНК в государственном аппарате

Конституция 1936 г. завершила определение места правительства в государственном аппарате. Совет Народных Комиссаров СССР был определен как «высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти».

СНК подчинялся Верховному Совету СССР (ВС) и был подотчетен ему, при этом в период между сессиями Верховного Совета СНК отчитывался перед Президиумом Верховного Совета СССР. Важно отметить, что СНК мог издавать на основании и в соответствии с действующими законами постановления, обязательные на всей территории СССР, и проверять их исполнение.

Приказы, как и государственные акты, Совнарком СССР начал издавать в 1941 году.

Для надлежащего выполнения возложенных на него функций СНК СССР мог создавать комиссии, управления, комитеты и другие учреждения.

В результате в различных ветвях власти появилась обширная сеть специальных отделов, действовавших при СНК СССР.

Председатели СНК СССР на протяжении всей истории его существования:

  • В. Ленин (1923-1924),
  • А. Рыков (1924-1930),
  • В. Молотов (1930-1941),
  • И. Сталин (1941-1946).

После войны с целью внедрения общепринятых в международной практике наименований законом от 15 марта 1946 г. СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР, при этом наркоматы были переименованы в министерства.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Council of People’s Commissars of the Russian Soviet Federative Socialist Republic

Совет народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики
Coat of arms of the Russian Soviet Federative Socialist Republic (1920-1954).svg
Agency overview
Formed November 7, 1917
Preceding
  • Provisional Government of Russia
Dissolved March 15, 1946
Superseding agency
  • Council of Ministers of the Russian Soviet Federative Socialist Republic (1946–1992)
Jurisdiction Flag of the Russian Soviet Federative Socialist Republic (1918–1925).svg Russian Soviet Republic (1917–1918)
 Russian Soviet Federative Socialist Republic (1918–1946)
Headquarters Moscow, Russian SFSR, Soviet Union
Agency executive
  • Vladimir Lenin (first),
    Alexei Kosygin (last)
Parent agency All-Russian Central Executive Committee (1918–1937),
Supreme Council of the Russian Soviet Federated Socialist Republic (1937–1946)
Map
{{{map_alt}}}

Territory of the Russian Soviet Federative Socialist Republic (1940–1944)

The Council of People’s Commissars of the Russian Soviet Federative Socialist Republic was the government of Soviet Russia in 1917–1946. It was established by the Second All-Russian Congress of Soviets of Workers’, Soldiers’, and Peasants’ Deputies on November 7, 1917 «as an interim workers’ and peasants’ government» under the name of the Council of People’s Commissars,[1] which was used before the adoption of the Constitution of the Russian Socialist Federative Soviet Republic of 1918.

Since 1918, the formation of the Council of People’s Commissars of the Russian Socialist Federative Soviet Republic was the prerogative of the All-Russian Central Executive Committee,[2] and since 1937, the Supreme Council of the Russian Soviet Federative Socialist Republic. The Council of People’s Commissars of the Russian Soviet Federative Socialist Republic was formed from the people’s commissars – the leaders of the People’s Commissariats of Soviet Russia – headed by the chairman of the Council of People’s Commissars of the Russian Soviet Federative Socialist Republic. Similar Councils of People’s Commissars were created in other Soviet republics.

By the law of the Soviet Union of March 15, 1946[3] and the Decree of the Presidium of the Supreme Council of the Russian Soviet Federative Socialist Republic of March 23 of the same year,[4] the Council of People’s Commissars of the Russian Soviet Federative Socialist Republic was transformed into the Council of Ministers of the Russian Soviet Federative Socialist Republic.

Origin of name[edit]

In his memoirs, Leon Trotsky ascribes the name «Council of People’s Commissars» to himself.[5] According to the memoirs of Vladimir Milyutin, the name «People’s Commissar» was proposed by Trotsky, and Kamenev proposed the government as the «Council of People’s Commissars». Some have also claimed that the authorship of the term was first coined by Vladimir Antonov-Ovseyenko.[6]

At the same time, from Lenin’s notes written no later than October 25, 1917:

«Immediate creation… of a commission of people’s commissars… (ministers and comrades of the minister)».

It follows that the name «commissars» (etymologically «the heads of commissions»), as a replacement for the term «ministers», even earlier appeared in the outline of the organization of a new apparatus of government of the future head of the Council of People’s Commissars. In the same document, it was planned to create other central government bodies in the rank of commissions (commissions of a revolutionary order, commissions of legislative assumptions, and a number of commissions in various branches of the state life of the country).[7]

History[edit]

Immediately before the seizure of power on the day of the revolution, the Central Committee of the Bolsheviks instructed Kamenev and Berzin to make political contact with the Left Socialist Revolutionaries and begin negotiations with them on the composition of the future government. During the work of the Second Congress of Soviets, the Bolsheviks proposed that the Left Socialist Revolutionaries enter the government, but they refused. The factions of the Right Socialist Revolutionaries and Mensheviks left the Second Congress of Soviets at the very beginning of its work – before the formation of the government. The Bolsheviks were forced to form a one-party government.[8]

The Council of People’s Commissars was formed in accordance with the «Decree on the Establishment of the Council of People’s Commissars» adopted by the Second All-Russian Congress of Soviets of Workers’ and Soldiers’ Deputies on October 27, 1917. The decree began with the words:

To form for the government of the country, until the convocation of the Constituent Assembly, an interim workers’ and peasants’ government, which will be called the Council of People’s Commissars.

The Council of People’s Commissars lost the character of an interim governing body after the dissolution of the Constituent Assembly, which was legislated by the Constitution of the Russian Socialist Federative Soviet Republic of 1918. The All-Russian Central Executive Committee received the right to form the Council of People’s Commissars; the Council of People’s Commissars was the general management body for the affairs of the Russian Socialist Federative Soviet Republic authorized to issue decrees, and the All-Russian Central Executive Committee was entitled to cancel or suspend any decision or decision of the Council of People’s Commissars.

The issues considered by the Council of People’s Commissars were decided by a simple majority of votes. The meetings were attended by members of the government, chairman of the All-Russian Central Executive Committee, executive manager and secretaries of the Council of People’s Commissars, representatives of departments.

The permanent working body of the Council of People’s Commissars of the Russian Socialist Federative Soviet Republic was the Department of Affairs, which prepared questions for meetings of the Council of People’s Commissars and its standing commissions, and received delegations. The staff of the executive administration in 1921 consisted of 135 people (according to the Central State Archive of the October Revolution of the Soviet Union).[9]

By the law of the Soviet Union of March 15, 1946 and the Decree of the Presidium of the Supreme Council of the Russian Soviet Federative Socialist Republic of March 23, 1946, the Council of People’s Commissars of the Russian Soviet Federative Socialist Republic was transformed into the Council of Ministers of the Russian Soviet Federative Socialist Republic. On March 18, the last decree of the government of the Russian Soviet Federative Socialist Republic was issued with the name «Council of People’s Commissars».[10] On February 25, 1947, the corresponding amendments were made to the Constitution of the Soviet Union, and on March 13, 1948, the Constitution of the Russian Soviet Federative Socialist Republic.

[edit]

According to the Constitution of the Russian Socialist Federative Soviet Republic of July 10, 1918, the activities of the Council of People’s Commissars consisted of:

  • Management of the general affairs of the Russian Socialist Federative Soviet Republic;
  • The management of individual branches of management (Articles 35, 37);
  • The promulgation of legislative acts and the adoption of measures «necessary for the correct and rapid course of public life» (Article 38).

The Council of People’s Commissars informed the All-Russian Central Executive Committee of all decisions and decisions adopted (Article 39), which had the right to suspend and annul a resolution or decision of the Council of People’s Commissars (Article 40).

It was created 18 people’s commissariats.[4][11]

The following is a list of People’s Commissariats of the Council of People’s Commissars of the Russian Socialist Federative Soviet Republic according to the Constitution of the Russian Socialist Federative Soviet Republic of July 10, 1918:[12]

  • Of Foreign Affairs;
  • Of Military Affairs;
  • Of Maritime Affairs;
  • Of Domestic Affairs;
  • Justice;
  • Labour;
  • Social Security;
  • Enlightenment;
  • Mail and Telegraphs;
  • Of National Affairs;
  • Of Financial Affairs;
  • Ways of Communication;
  • Agriculture;
  • Trade and Industry;
  • Food;
  • State Control;
  • Supreme Council of the National Economy;
  • Health Care.

At each people’s commissar and under his chairmanship, a collegium was formed, the members of which were approved by the Council of People’s Commissars (Article 44).

The People’s Commissar had the right to single-handedly make decisions on all issues under the jurisdiction of the commissariat led by him, bringing them to the attention of the board (Article 45).

With the formation of the Soviet Union in December 1922 and the creation of an all-Union government, the Council of People’s Commissars of the Russian Socialist Federative Soviet Republic became the executive and administrative body of state power of the Russian Socialist Federative Soviet Republic. The organization, composition, competence and procedure of the Council of People’s Commissars were determined by the Constitution of the Soviet Union of 1924 and the Constitution of the Russian Socialist Federative Soviet Republic of 1925. From that moment, the composition of the Council of People’s Commissars was changed in connection with the transfer of a number of powers to the Union departments. 11 republican people’s commissariats were established:

  • Domestic Trade;
  • Labour;
  • Finance;
  • Workers and Peasants Inspection;
  • Internal Affairs;
  • Justice;
  • Enlightenment;
  • Health Care;
  • Agriculture;
  • Social Security;
  • Supreme Council of the National Economy.

The Council of People’s Commissars of the Russian Socialist Federative Soviet Republic now included with a decisive or deliberative vote authorized representatives of the People’s Commissariats of the Soviet Union under the Government of the Russian Socialist Federative Soviet Republic. The Council of People’s Commissars of the Russian Socialist Federative Soviet Republic, in turn, allocated a permanent representative to the Council of People’s Commissars of the Soviet Union (according to information to the Legislative Assembly, 1924, No. 70, Article 691).

Since February 22, 1924, the Council of People’s Commissars of the Russian Socialist Federative Soviet Republic and the Council of People’s Commissars of the Soviet Union had a single Office of Affairs (based on materials from the Central State Archive of the October Revolution of the Soviet Union).[13]

With the adoption of the Constitution of the Russian Soviet Federative Socialist Republic of January 21, 1937, the Council of People’s Commissars of the Russian Soviet Federative Socialist Republic was accountable only to the Supreme Council of the Russian Soviet Federative Socialist Republic, between its sessions, to the Presidium of the Supreme Council of the Russian Soviet Federative Socialist Republic.

Since October 5, 1937, the composition of the Council of People’s Commissars of the Russian Soviet Federative Socialist Republic totaled 13 people’s commissariats (data from the Central State Archive of the Russian Soviet Federative Socialist Republic):[14]

  • Food Industry;
  • Light Industry;
  • Forest Industry;
  • Agriculture;
  • Grain Soviet Farms;
  • Livestock Soviet Farms;
  • Finance;
  • Domestic Trade;
  • Justice;
  • Health Care;
  • Enlightenment;
  • Local Industry;
  • Communal Economy;
  • Social Security.

The Council of People’s Commissars also included the chairman of the State Planning Committee of the Russian Soviet Federative Socialist Republic and the head of the Department of Arts under the Council of People’s Commissars of the Russian Soviet Federative Socialist Republic.

First composition of the Council of People’s Commissars of Soviet Russia[edit]

First composition of the Council of People’s Commissars of the Russian Soviet Federative Socialist Republic

  • Chairman of the Council of People’s Commissars – Vladimir Lenin;
  • People’s Commissar of Internal Affairs – Alexey Rykov;
  • People’s Commissar of Agriculture – Vladimir Milyutin;
  • People’s Commissar of Labour – Alexander Shlyapnikov;
  • People’s Commissariat of Military and Naval Affairs – the committee, composed of: Vladimir Ovseenko (Antonov) (in the text of the Decree on the Formation of the Council of People’s Commissars – Avseenko), Nikolai Krylenko and Pavel Dybenko;
  • People’s Commissar of Trade and Industry – Victor Nogin;
  • People’s Commissar of Public Education – Anatoly Lunacharsky;
  • People’s Commissar of Finance – Ivan Skvortsov (Stepanov);
  • People’s Commissar of Foreign Affairs – Lev Bronstein (Trotsky);
  • People’s Commissar of Justice – Georgy Oppokov;
  • People’s Commissar of Food – Ivan Theodorovich;
  • People’s Commissar of Posts and Telegraphs – Nikolai Avilov (Glebov);
  • People’s Commissar of Nationalities – Joseph Stalin;
  • The post of People’s Commissar of Rail Affairs remained temporarily not replaced.

The vacant post of People’s Commissar for Rail Affairs later took Mark Elizarov. On November 12, in addition to the Decree establishing the Council of People’s Commissars, Alexandra Kollontai, the first woman minister in the world, was appointed People’s Commissar of State Charity. On November 19, Edward Essen was appointed Commissar of State Control.

The historical first composition of the Council of People’s Commissars was formed in the context of a tough struggle for power. In connection with the demarche of the executive committee of the railway trade union, Vikzhel, who did not recognize the October Revolution, and demanded the formation of a «homogeneous socialist government» of representatives of all socialist parties, the post of People’s Commissar of Rail Affairs remained unsubstituted. Subsequently, in January 1918, the Bolsheviks managed to split the railway union by forming the Vikzhedor Executive Committee parallel to Vikzhel, which consisted mainly of Bolsheviks and Left Socialist Revolutionaries. By March 1918, Vikzhel’s resistance was finally broken, and the main powers of both Vikzhel and Vikzhedor were transferred to the People’s Commissariat of Railways.

The People’s Commissariat of Military and Naval Affairs was formed as a collegium, composed of Antonov-Ovseenko, Krylenko, Dybenko. By April 1918, this committee virtually ceased to exist.

According to the memoirs of the first People’s Commissar of Education Anatoly Lunacharsky, the first composition of the Council of People’s Commissars was largely random, and the discussion of the list was accompanied by Lenin’s comments: «if we are unsuitable, we will be able to change». As the first People’s Commissar of Justice, the Bolshevik Lomov (Georgy Oppokov) wrote, his knowledge of justice included mainly detailed knowledge of the Tsar’s prisons with the features of the regime, «we knew where they beat, how they beat, where and how they put in punishment cells, but we didn’t know how to rule the state».

Many People’s Commissars of the first composition of the Council of People’s Commissars of Soviet Russia were repressed in the 1930s.

[edit]

Council of People’s Commissars, 1919

  • Vladimir Lenin (November 9, 1917 – January 21, 1924; after the assassination attempt on Lenin, in August–September 1918, the duties of the chairman were performed by Yakov Sverdlov);
  • Alexey Rykov (February 2, 1924 – May 18, 1929);
  • Sergey Syrtsov (May 18, 1929 – November 3, 1930);
  • Daniil Sulimov (November 3, 1930 – July 22, 1937);
  • Nikolai Bulganin (July 22, 1937 – September 17, 1938);
  • Vasily Vakhrushev (July 29, 1939 – June 2, 1940);
  • Ivan Khokhlov (June 2, 1940 – June 23, 1943);
  • Konstantin Pamfilov (acting from May 5, 1942, to May 2, 1943);[15]
  • Alexei Kosygin (June 23, 1943 – March 15, 1946).

People’s Commissars[edit]

Vice-chairmen:

  • Alexey Rykov (end of May 1921 – ?);
  • Alexander Tsyurupa (December 5, 1921 – ?);
  • Lev Kamenev (January 1922 – ?);
  • Turar Ryskulov (June 1926 – May 1937).

Foreign Affairs:

  • Leon Trotsky (November 8, 1917 – April 8, 1918);
  • Georgy Chicherin (May 30, 1918 – July 6, 1923);
  • Anatoly Lavrentiev (1944 – March 15, 1946).

Military and Naval Affairs:

  • Vladimir Antonov-Ovseenko (November 8, 1917 – ?);
  • Nikolay Krylenko (November 8, 1917 – ?);
  • Pavel Dybenko (November 8, 1917 – March 18, 1918);
  • Nikolay Podvoisky (November 1917 – March 1918);
  • Leon Trotsky (April 8, 1918 – January 26, 1925).

Internal Affairs:

  • Alexey Rykov (November 8, 1917 – November 17, 1917);
  • Grigory Petrovsky (November 30, 1917 – March 25, 1919);
  • Felix Dzerzhinsky (March 30, 1919 – July 6, 1923).

Justice:

  • Georgy Lomov-Oppokov (November 8, 1917 – November 16, 1917);
  • Peter Stuchka (November 16, 1917 – December 9, 1917);
  • Isaac Steinberg (December 9, 1917 – March 18, 1918);
  • Peter Stuchka (March 18, 1918 – August 22, 1918);
  • Dmitry Kursky (August 22, 1918 – 1928).

Labour:

  • Alexander Shlyapnikov (November 8, 1917 – October 8, 1918);
  • Vasily Schmidt (October 8, 1918 – November 4, 1919 and April 26, 1920 – November 29, 1920).

State Charity (from April 26, 1918 – Social Security; People’s Commissariat of Social Security on November 4, 1919, combined with the People’s Commissariat of Labor, on April 26, 1920, divided):

  • Alexandra Kollontai (November 12, 1917 – March 1918);
  • Alexander Vinokurov (March 1918 – November 4, 1919; April 26, 1919 – April 16, 1921);
  • Nikolai Milyutin (Acting People’s Commissar, June – July 6, 1921).

Enlightenment:

  • Anatoly Lunacharsky (November 8, 1917 – September 12, 1929).

Mail and Telegraphs:

  • Nikolai Glebov (Avilov) (November 8, 1917 – December 22, 1917);
  • Prosh Proshyan (December 22, 1917 – March 18, 1918);
  • Vadim Podbelsky (April 11, 1918 – February 25, 1920);
  • Artemy Lyubovich (March 24 – May 26, 1921);
  • Valerian Dovgalevsky (May 26, 1921 – July 6, 1923).

Nationalities:

  • Joseph Stalin (November 8, 1917 – July 6, 1923).

Finance:

  • Ivan Skvortsov-Stepanov (November 8, 1917 – November 12, 1917);
  • Vyacheslav Menzhinsky (November 12, 1917 – March 21, 1918);
  • Isidor Gukovsky (April – August 16, 1918);
  • Nikolay Krestinsky (August 16, 1918 – October 1922);
  • Grigory Sokolnikov (November 23, 1922 – January 16, 1923).

Ways of Communication:

  • Mark Elizarov (November 21, 1917 – January 20, 1918);
  • Alexey Rogov (February 24, 1918 – May 9, 1918);
  • Peter Kobozev (May 9, 1918 – June 1918);
  • Vladimir Nevsky (July 25, 1918 – March 15, 1919);
  • Leonid Krasin (March 30, 1919 – March 20, 1920);
  • Leon Trotsky (March 20, 1920 – December 10, 1920);
  • Alexander Emshanov (December 20, 1920 – April 14, 1921);
  • Felix Dzerzhinsky (April 14, 1921 – July 6, 1923).

Agriculture:

  • Vladimir Milyutin (November 8, 1917 – November 17, 1917);
  • Andrey Kolegaev (December 7, 1917 – March 18, 1918);
  • Semyon Sereda (April 3, 1918 – February 10, 1921);
  • Valerian Obolensky (Deputy People’s Commissar, March 24, 1921 – January 18, 1922);
  • Vasily Yakovenko (January 18, 1922 – July 7, 1923).

Trade and Industry:

  • Victor Nogin (November 8, 1917 – November 17, 1917);
  • Alexander Shlyapnikov (December 2, 1917 – January 1918);
  • Vladimir Smirnov (February 7, 1918 – March 18, 1918);
  • Mechislav Bronsky (March 18, 1918 – November 12, 1918);
  • Leonid Krasin (November 12, 1918 – July 6, 1923).

Food:

  • Ivan Theodorovich (November 8, 1917 – December 31, 1917);
  • Alexander Schlichter (December 31, 1917 – February 25, 1918);
  • Alexander Tsyurupa (February 25, 1918 – December 12, 1921);
  • Nikolai Bryukhanov (December 12, 1921 – July 6, 1923).

State Control of the Russian Socialist Federative Soviet Republic:

  • Eduard Essen (December 2, 1917 – May 1918);
  • Karl Lander (May 9, 1918 – March 25, 1919);
  • Joseph Stalin (March 30, 1919 – February 7, 1920).

Health:

  • Nikolay Semashko (July 11, 1918 – January 25, 1930).

Workers and Peasants Inspection:

  • Joseph Stalin (February 24, 1920 – April 25, 1922);
  • Alexander Tsyurupa (April 25, 1922 – July 6, 1923).

State Property:

  • Vladimir Karelin (December 22, 1917 – March 18, 1918);
  • Pavel Malinovsky (March 18, 1918 – July 11, 1918).

Local Government:

  • Vladimir Trutovsky (January 1, 1918 – March 18, 1918).

Supreme Council of the National Economy (chairpersons):

  • Valerian Obolensky (December 15, 1917 – March 22, 1918);
  • Alexey Rykov (April 3, 1918 – May 28, 1921);
  • Vladimir Milyutin (interim) (March 23 – May 28, 1921);
  • Peter Bogdanov (May 28, 1921 – May 9, 1923);
  • Alexey Rykov (May 9, 1923 – February 2, 1924);
  • Felix Dzerzhinsky (February 2, 1924 – July 20, 1926);
  • Semyon Lobov (1926–1930).

Subordinate bodies[edit]

  • The Financial Three (May 2, 1922 – May 29, 1922);[16]
  • Finance Committee (1922–1923).[17]

Assessments[edit]

[edit]

Researcher Mikhail Voslensky in his fundamental work «Nomenclature» notes that the «social origin» of the first composition of the Council of People’s Commissars was of little use for the Bolshevik party, which declared itself «the vanguard of the working class». In fact, the first composition of the Council of People’s Commissars was almost entirely intelligent, and in fact there were only two out of 16 workers in it: Alexander Shlyapnikov and Victor Nogin. In addition, in the first composition of the Council of People’s Commissars, there were five nobles: Vladimir Lenin, Anatoly Lunacharsky, Vladimir Antonov-Ovseenko, Ivan Teodorovich and Georgy Oppokov. Trotsky’s father was, according to the Soviet classification, a «fist», and Stalin a craftsman, that is, they both belonged, in the Soviet classification, to «petty-bourgeois elements». This state of affairs created the ground for the emergence of the so-called «Labour Opposition» at the end of the Civil War, which also expressed irritation that the workers were actually ruled by intellectuals on their behalf; oppositionists have accused of «degenerating the party leaders» and their «isolation from the party masses»[18] (see also Makhaevschina). At the 10th Congress of the Russian Communist Party (Bolsheviks), the «Workers’ Opposition» was accused of:

…criticiz[ing] the intelligentsia in the sense that it sees all evil in our governing bodies and in the fact that intellectuals sit everywhere.[19]

National composition[edit]

The national composition of the Council of People’s Commissars of Soviet Russia was a subject of speculation.

Vlasovets Andrey Dikiy in his work «Jews in Russia and the Soviet Union» claims that the composition of the Council of People’s Commissars was allegedly as follows:

Council of People’s Commissars, 1918:

Lenin – Chairman, Chicherin – Foreign Affairs, Russian; Lunacharsky – Enlightenment, Jew; Dzhugashvili (Stalin) – Nationalities, Georgian; Protian – Agriculture, Armenian; Larin (Lurie) – Economic Council, Jew; Schlichter – Supply, Jew; Trotsky (Bronstein) – Army and Navy, Jew; Lander – State Control, Jew; Kaufman – State Property, Jew; Vasily Schmidt – Work, Jew; Lilina (Knigissen) – Public Health, Jew; Svalbard – Cults, Jew; Zinoviev (Apfelbaum) – Internal Affairs, Jew; Anvelt – Hygiene, Jew; Isidor Gukovsky – Finance, Jew; Volodarsky – Print, Jew; Uritsky – Elections, Jew; I. Steinberg – Justice, Jew; Fengstein – Refugees, Jew.

In total, out of 20 people’s commissars – one Russian, one Georgian, one Armenian and 17 Jews.

Yuri Emelyanov in his work «Trotsky. Myths and Personality» provides an analysis of this list. The analysis shows that the «Jewish» character of the Council of People’s Commissars was obtained through fraud: it was not the first composition of the Council of People’s Commissars that was published in the decree of the Second Congress of Soviets, but only those people’s commissariats whose heads either were Jews. So, Leo Trotsky, who was appointed to this post on April 8, 1918, is mentioned as the People’s Commissar of Military and Naval Affairs, and Alexander Schlichter, who really held this post until February 25, 1918, was mentioned as the People’s Commissar of Food (here: «supply»), by the way, he was not a Jew either (Schlichter – Polish landowners of German origin). At the time when Trotsky really became the People’s Commissar of Military and Naval Affairs, Alexander Tsyurupa instead of Schlichter already became the People’s Commissar of Food.

Another method of fraud is the invention of a number of never-existing people’s commissariats.[20] So, Andrei Dikiy in the list of people’s commissariats mentioned the never-existent people’s commissariats of cults, of elections, of refugees, of hygiene. Volodarsky is mentioned as the People’s Commissar of the Press; in fact, he was indeed the commissar of the press, propaganda and agitation, but not the people’s commissar, a member of the Council of People’s Commissars (that is, in fact the government), but the commissar of the Union of Northern Communes[21] (regional union of Soviets),[22][23] an active conductor of the Bolshevik Press Decree.[24]

And, conversely, the list does not include, for example, the really existing People’s Commissariat of Railways and the People’s Commissariat of Posts and Telegraphs. As a result, Andrey Dikiy does not even agree on the number of people’s commissariats: he mentions the number 20, although there were 14 people in the first composition, in 1918 the number was increased to 18.

Some posts are indicated with errors. So, the Chairman of the Petrograd Council Grigory Zinoviev was mentioned as the People’s Commissar of Internal Affairs, although he never held this position. The People’s Commissar of Posts and Telegraphs Proshyan (here – «Protian») is attributed the leadership of «agriculture».

Jewish identity are arbitrarily attributed to a number of people, for example, Russian nobleman Anatoly Lunacharsky, Estonian Jan Anvelt, Russified Germans Vasily Schmidt, Alexander Schlichter, Latvian Karl Landers and others.

Some individuals are generally fictitious: Spitsberg (perhaps referring to the investigator of the 8th Liquidation Department of the People’s Commissariat of Justice Ivan Spitsberg, who was famous for his aggressive atheistic position),[25][26] Lilina-Knigissen (possibly referring to actress Maria Lilina, who never entered the government, or Zlata Lilina (Bernshtein), who was also not a member of the Council of People’s Commissars, but who worked as the head of the Department of Public Education at the executive committee of the Petrograd Council), Kaufman (possibly referring to the constitutional democrat Alexander Kaufman, who, according to some sources, was involved by the Bolsheviks as an expert in the development of land reform but never entered the Council of People’s Commissars).

Also on the list are two leftist Socialist Revolutionaries whose rejection of Bolshevism is not indicated at all: People’s Commissar of Justice Isaac Steinberg (referred to as «I. Steinberg») and People’s Commissar of Posts and Telegraphs Prosh Proshyan, referred to as «Protian – Agriculture». Both politicians reacted extremely negatively to post-October Bolshevik politics. Prior to the revolution, Isidor Gukovsky was a Menshevik «liquidator» and he accepted the post of People’s Commissar of Finance only under the pressure of Lenin.

Literary critic Vadim Kozhinov wrote about the membership in the Council of People’s Commissars of one of the few Jews there, Leon Trotsky, objecting to the philosopher Vadim Rogovin:

Likewise – perhaps not without «imitation» to Abram Gotz – capable of foresight, Trotsky insisted that «there should not be a single Jew in the first revolutionary government, because otherwise the reactionary propaganda would portray the October Revolution as a «Jewish revolution»…». Commenting on this «position» of Trotsky, his current ardent admirer Vadim Rogovin seeks, in particular, to convince readers that Lev Davidovich was de lacking in power, had the firm intention «to remain outside the government after the coup and… agreed to take government posts only by persistent demand of the Central Committee». But these considerations are designed for completely simple-minded people, because Trotsky never refused membership in the Central Committee and the Political Bureau, and a member of the Political Bureau stood incomparably higher in the hierarchy of power than any people’s commissar! And Trotsky, by the way, did not hide his extreme indignation when he was «released from duties of a member of the Political Bureau» in 1926…

— Vadim Kozhinov. «What Was the Role of the Jews in Post-Revolutionary Russia?»[27]

A similar point of view was shared by Igor Shafarevich.[28]

In 2013, speaking about the Schneerson Collection at the Moscow Jewish Museum and the Center for Tolerance, Russian President Vladimir Putin noted that «The decision to nationalize the library was made by the first Soviet government, and Jews were approximately 80–85% members».[29] According to historian Vladimir Ryzhkov, Putin’s ignorant statement about the predominance of Jews in the Council of People’s Commissars is due to the fact that «during the years of perestroika, he read the tabloid press».[30] Some media outlets also criticized the statements of the President of the Russian Federation. So the editors of the newspaper Vedomosti, condemning the head of state for marginality, posted the following statistics:[31][32]

«If we discard the speculations of pseudoscientists who know how to find the Jewish origin of every revolutionary, it turns out that in the first composition of the Council of People’s Commissars of Jews there were 8%: of its 16 members, only Leon Trotsky was a Jew. In the government of the Russian Socialist Federative Soviet Republic of 1917–1922 Jews were 12% (six out of 50 people). Apart from the government, the Central Committee of the Russian Social Democratic Labour Party (Bolsheviks) on the eve of October 1917 had 20% Jews (6 out of 30), and in the first composition of the political bureau of the Central Committee of the Russian Communist Party (Bolsheviks) – 40% (3 out of 7)».

References[edit]

  1. ^ Decree on the Formation of the Council of People’s Commissars
  2. ^ The Constitution of the Russian Socialist Federative Soviet Republic of 1918: «The All-Russian Central Executive Committee of Soviets forms the Council of People’s Commissars for the general management of the affairs of the Russian Socialist Federative Soviet Republic and departments (People’s Commissariats) for the management of individual branches of government».
  3. ^ The Law of the Soviet Union of March 15, 1946 «On the Transformation of the Council of People’s Commissars of the Soviet Union into the Council of Ministers of the Soviet Union and the Councils of People’s Commissars of the Union and Autonomous Republics – into Councils of Ministers of the Union and Autonomous Republics» // Vedomosti of the Supreme Council of the Soviet Union: Collection – 1946 – No. 10
  4. ^ a b «The Supreme Bodies of State Power and Central Government Bodies of the Russian Soviet Federative Socialist Republic (1917–1967). Handbook (Based on Materials From State Archives)» (Prepared by the Central State Archive of the Russian Soviet Federative Socialist Republic), Chapter I, Section «Government of the Russian Soviet Federative Socialist Republic»
  5. ^ Evgeny Guslyarov. Lenin in Life. A Systematic Set of Memoirs of Contemporaries, Documents of the Era, Versions of Historians, OLMA–PRESS, 2004, ISBN 5-94850-191-4
  6. ^ The Bitter Bread of Twenty People’s Commissars and Ministers
  7. ^ Albert Nenarokov. (Editor) «The First Soviet Government. October 1917 – July 1918». Moscow. Political Publishing House, 1991. ISBN 5-250-00919-0
  8. ^ (Doctor of Historical Sciences Agdas Burganov). Scientific Work, Page 27
  9. ^ The Central State Archive of the October Revolution of the Soviet Union, Fund 130, Inventory 25, Case 2, Sheets 19–20
  10. ^ «Council of People’s Commissars of the Russian Soviet Federative Socialist Republic. Legal Russia». Archived from the original on 2016-12-22.
  11. ^ The text of the Constitution mistakenly indicates 17, and in the list presented in Article 43, there are 18 of them
  12. ^ «The Constitution (Basic Law) of the Russian Socialist Federative Soviet Republic» (adopted by the 5th All-Russian Congress of Soviets on July 10, 1918)
  13. ^ The Central State Archive of the October Revolution of the Soviet Union, Fund 130, Inventory 25, Case 5, Sheet 8
  14. ^ Central State Archive of the Russian Soviet Federative Socialist Republic, Fund 259, Inventory 1, Case 27, Sheet 204
  15. ^ «Biography: Pamfilov Konstantin Dmitrievich – Rulers of Russia and the Soviet Union». Archived from the original on 2014-08-12.
  16. ^ The body under the Council of People’s Commissars of the Russian Socialist Federative Soviet Republic to review the decisions of the Small Council of People’s Commissars on the release of funds protested by the People’s Commissariat of Finance; control over the spending of the reserve fund of the Council of People’s Commissars; consideration of individual estimates of people’s commissariats and other state institutions. Renamed the Finance Committee on May 29, 1922
  17. ^ In 1923, transferred to the Council of People’s Commissars of the Soviet Union
  18. ^ Workers’ Opposition / Great Soviet Encyclopedia // Great Soviet Encyclopedia: in 30 Volumes / Editor-in-Chief Alexander Prokhorov – 3rd Edition – Moscow: Soviet Encyclopedia, 1969–1978
  19. ^ «Materials of the 10th Congress of the Russian Communist Party (Bolsheviks)». Archived from the original on 2016-03-05.
  20. ^ Yuri Emelyanov. Trotsky. Myths and Personality
  21. ^ Chrono Project. «V. Volodarsky (Moisey Goldstein)».
  22. ^ Encyclopedia of Saint Petersburg. «Union of Commons of the Northern Region».
  23. ^ «Departmental Heraldry».
  24. ^ «V. Volodarsky (1891–1918)».
  25. ^ Konstantin Kovalev-Sluchevsky. «The Return of Reverend Savva».
  26. ^ Archpriest Vladislav Tsypin. «Russian Orthodox Church during the Civil War».
  27. ^ «Russia. 20th Century», ISBN 978-5-699-53295-7, Vadim Kozhinov, Chapter 13 «What Was the Role of the Jews in Post-Revolutionary Russia?», Page 420
  28. ^ Shafarevich Igor. Three Thousand Year Old Riddle. Chapter 11. In the Russian Revolution of 1917
  29. ^ «One for All. The President has Decided the Fate of the Schneerson Library». Rossiyskaya Gazeta – Federal Issue No. 6103 (127)
  30. ^ The Interception Program of June 15, 2013. Radio Station «Echo of Moscow»
  31. ^ The Article «From the Editor: A Collection of Misconceptions», «Vedomosti» dated June 17, 2013
  32. ^ Message «From the Editor: Fifth Fad. The Rhetoric of the First Persons of the Russian State Feeds the Prejudices of the Backward Part of the Inhabitants». «Vedomosti» dated June 17, 2013

Sources[edit]

  • Figures of the Soviet Union and the Revolutionary Movement of Russia – Moscow: Soviet Encyclopedia, 1989 – Pages 826–827

External links[edit]

  • Decrees of the Soviet Government. Volume 1. October 25, 1917 – March 16, 1918
  • Rulers of Russia and the Soviet Union, a Biographical and Chronological Directory
  • The October Revolution: the Main Event of the 20th Century or a Tragic Mistake?
  • Decree of the Council of People’s Commissars on freedom of Conscience, Church and Religious Societies
  • Council of People’s Commissars of the Russian Soviet Federative Socialist Republic–Soviet Union: Heads of State Bodies of the Russian Soviet Federative Socialist Republic and the Soviet Union, 1917–1993

Недавно отмеченные памятные даты, а именно – 100-летия со дня свершения февральской и октябрьской революций, начала гражданской войны – вновь возродили интерес к событиям той далёкой эпохи, одним из которых является создание и деятельность первого советского правительства.

В ночь с 7 на 8 ноября (по новому стилю) 1917 года 2-й Всероссийский Съезд Советов, проходивший в Петрограде, принял три важнейших исторических документа, в числе которых было и Постановление об образовании Совета Народных Комиссаров.

В первый состав Совета Народных Комиссаров (СНК) было включено всего 15 человек, при этом должность 16-го народного комиссара – по делам железнодорожным – в этом постановлении была указана вакантной. Фактически было создано 13 отраслевых комиссий (комиссариатов), по аналогии с царскими министерствами, причем одну из важнейших комиссий – по военным и морским делам – возглавило аж три человека.

Надо сказать, что национальный состав первых народных комиссаров страны Советов, уровень их образования и сословное происхождение всегда были темой для различных обсуждений, домыслов и даже возникновения разнообразных мифов. А ведь, если более внимательно покопаться в этой исторической страничке нашего государства, то для многих станет удивительным, что после во главе советского рабоче-крестьянского государства встали неплохо образованные люди, среди которых было немало дворян, а по национальности большинство из них были русскими. Единственное, что их объединяло кроме партийной принадлежности и революционного прошлого – это отсутствие опыта государственного управления, что и привело впоследствии к кадровым перестановкам.

Для того чтобы получить более полное представление о руководителях государства той эпохи, представляем вашему вниманию список членов первого советского правительства с краткими сведениями о персоналиях.

Справедливости ради стоит отметить, что многие «старые» большевики в результате своего активного участия в революционной деятельности не смогли окончить свои университеты, поэтому иногда сложно установить – законченное высшее образование у того или иного деятеля или нет, к тому же многие революционеры замалчивали эти вопросы в своих автобиографиях. У некоторых ситуация с образованием ещё сложнее, например: известно, что нарком почты и телеграфа Н.П. Авилов с 12 лет работал в типографии, но окончил ли он хотя бы пару классов начальной школы – не известно, а высшая партийная школа, занятие которой он посещал в Болонье, вузом считаться не может, однако, этот малограмотный большевик первым возглавил, как бы сейчас сказали, «министерство связи и информатики».

Как бы то ни было, высшее или незаконченное высшее образование в первом составе СНК имело 10 человек, среднее (полный курс реального училища) – 2, начальное или самообразование – 3.

Что касается национальностей, то картина сложилась такая: 9 русских, 3 украинца (или как тогда называли – малоросса) и по 1-му поляку, еврею и грузину. Пять народных комиссаров (⅓) имели дворянское происхождение.

Немногим позже – в конце 1917 и в начале 1918 года – в состав СНК вошли новые люди, в т.ч. сменившие первых народных комиссаров, которые были не согласны с политической линией председателя – В.И. Ленина, а поэтому сложили свои полномочия в качестве протеста.

Надо отметить, что 1918 год стал годом самой большой кадровой чехарды в Совнаркоме. В нём происходила не только ротация кадров, но и приходило пополнение, т.к. в июле, после принятия Конституции РСФСР, количество народных комиссариатов увеличилось до 18-ти. В рядах народных комиссаров ненадолго появились временные союзники большевиков – левые эсеры.

Как видно, пополнение в СНК также было неплохо образовано: из 31 человека, пришедших в него на работу до 1919 года, 24 (77%) имели высшее или незаконченное высшее образование. Как минимум, 8 из них имели дворянское происхождение.

Интересен и национальный состав вновь прибывших: русских – 18 человек; украинцев (малороссов) и поляков – по 3 человека; немцев, латышей и евреев – по 2 человека; армянин – 1 человек.

Теперь подведём общие итоги анализа кадрового состава Совета Народных Комиссаров в период с ноября 1917 года по декабрь 1918 года:

— всего в СНК в результате ротации прошло 46 человек;

— из них 34 человека, т.е. 74% (почти ¾), имели высшее или незаконченное высшее образование;

— из них 27 человек, т.е. 59%, по национальности были русскими;

— из них 13 человек, т.е. 28%, имели дворянское происхождение;

— из них только 39 человек были большевиками.

Интересно взглянуть и на возраст народных комиссаров. Самым старшим был народный комиссар путей сообщения М.Т. Елизаров, которому было в момент назначения 54 года, самым молодым – народный комиссар госимущества В.А. Карелин, 26 лет. Средний возраст комиссаров составлял 37,7 лет – достаточно зрелый для управленца возраст.

В заключении необходимо констатировать следующее: безусловно, первые кандидаты в народные комиссары отбирались по принципу преданности революции, умению работать с массами людей, личной репутации, но отсутствие опыта государственного управления, стратегического мышления или наличие политических амбиций привело к тому, что почти половина из них была на посту весьма непродолжительное время. Только этим можно объяснить кадровую чехарду 1918 года в главном исполнительном органе молодого Советского государства.

СОВЕ́Т НАРО́ДНЫХ КОМИССА́РОВ (Сов­нар­ком, СНК), выс­ший ис­пол­ни­тель­ный и рас­по­ря­ди­тель­ный ор­ган вла­сти в РСФСР в 1917–46 (пра­ви­тель­ст­во РСФСР) и в СССР в 1923–46 (пра­ви­тель­ст­во СССР). До 1936 оба ор­га­на из­да­ва­ли так­же дек­ре­ты, имев­шие си­лу за­ко­на. 1) СНК РСФСР об­ра­зо­ван в хо­де Окт. ре­во­лю­ции 1917 дек­ре­том 2-го Все­рос. съез­да Со­ве­тов от 26.10(8.11).1917. Был под­от­чё­тен Все­рос. съез­ду Со­ве­тов (в 1917–36), ВЦИК и Пре­зи­диу­му ВЦИК (1917–38), ВС РСФСР и его Пре­зи­диу­му (1938–46). Со­став СНК (фор­ми­ро­вал­ся ВЦИК, с 1938 ВС РСФСР): пред­се­да­тель, его за­мес­ти­те­ли, нар­ко­мы РСФСР, упол­но­мо­чен­ные об­ще­со­юз­ных нар­ко­ма­тов (с 1926), упол­но­мо­чен­ный ОГПУ СССР (1929–34), а так­же иные ли­ца по по­ста­нов­ле­нию ВЦИК или его Пре­зи­диу­ма (с 1929). Ре­ше­ния при­ни­ма­лись кол­ле­ги­аль­но. В пер­вый со­став Сов­нар­ко­ма во­шли толь­ко боль­ше­ви­ки: В. И. Ле­нин, А. И. Ры­ков, Л. Д. Троц­кий, И. В. Ста­лин, В. А. Ан­то­нов-Ов­се­ен­ко, Н. В. Кры­лен­ко, П. Е. Ды­бен­ко, А. В. Лу­на­чар­ский, А. Г. Шляп­ни­ков, В. П. Ми­лю­тин, В. П. Но­гин, И. И. Сквор­цов-Сте­па­нов, И. А. Тео­до­ро­вич, Н. П. Ави­лов (Гле­бов), Г. И. Ло­мов (Оп­по­ков). В но­яб./дек. 1917 – мар­те 1918 в со­ста­ве СНК бы­ли так­же ле­вые эсе­ры (вы­шли в знак про­тес­та про­тив под­пи­са­ния Бре­ст­ско­го ми­ра 1918): А. Л. Ко­ле­га­ев, И. З. Штейн­берг, П. П. Про­шьян, В. Е. Тру­тов­ский. Для опе­ра­тив­но­го ре­ше­ния во­про­сов, не тре­бо­вав­ших кол­ле­ги­аль­но­го рас­смот­ре­ния, в но­яб. 1917 был сфор­ми­ро­ван «Ма­лый сов­нар­ком». СНК РСФСР с об­ра­зо­ва­ни­ем СССР ру­ко­во­д­ство­вал­ся в сво­ей дея­тель­но­сти дек­ре­та­ми и по­ста­нов­ле­ния­ми со­юз­но­го СНК. В 1946 пре­об­ра­зо­ван в Со­вет Ми­ни­ст­ров РСФСР.

2) СНК СССР об­ра­зо­ван 6.7.1923 в со­от­вет­ст­вии с До­го­во­ром об об­ра­зо­ва­нии Сою­за ССР 1922. Был под­от­чё­тен ЦИК СССР (1923–37), ВС СССР, а в пе­ри­од ме­ж­ду сес­сия­ми – его Пре­зи­диу­му (1938–46). Со­став (фор­ми­ро­вал­ся ЦИК СССР, с 1938 ВС СССР): пред­седа­тель, его за­мес­ти­тель, нар­ко­мы, ру­ко­во­ди­те­ли не­ко­то­рых при­рав­нен­ных к нар­ко­ма­там ве­домств. На пра­вах по­сто­ян­ной ко­мис­сии Сов­нар­ко­ма функ­цио­ни­ро­вал Со­вет тру­да и обо­ро­ны. В со­юз­ных и ав­то­ном­ных рес­пуб­ли­ках соз­да­ва­лись рес­пуб­ли­кан­ские СНК. Сов­нар­ком СССР ру­ко­во­дил нар. хо­зяй­ст­вом, про­све­ще­ни­ем, здра­во­охра­не­ни­ем, ор­га­ни­за­ци­ей обо­ро­ны стра­ны, её внеш­ни­ми сно­ше­ния­ми, при­ни­мал ме­ры по осу­ще­ст­в­ле­нию на­род­но-хо­зяйств. пла­на и бюд­же­та, обес­пе­че­нию об­ществ. по­ряд­ка и т. д. СНК фор­ми­ро­вал спец. от­рас­ле­вые ко­ми­те­ты, управ­ле­ния, ко­мис­сии, с 1940 – от­рас­ле­вые хо­зяй­ств. со­ве­ты (ру­ко­во­ди­ли ра­бо­той нар­ко­ма­тов, воз­глав­ля­лись за­мес­ти­те­ля­ми пред. СНК). В Вел. Отеч. вой­ну СНК СССР тес­но взаи­мо­дей­ст­во­вал с Го­су­дар­ст­вен­ным Ко­ми­те­том Обо­ро­ны, при Сов­нар­ко­ме дей­ст­во­вал Со­вет по эва­куа­ции (24.6.1941). В 1946 СНК СССР пре­об­ра­зо­ван в Со­вет Ми­ни­ст­ров СССР.

Пред­се­да­те­ли СНК РСФСР: В. И. Ле­нин [26.10(8.11).1917–21.1.1924], А. И. Ры­ков (2.2.1924–18.5.1929), С. И. Сыр­цов (18.5.1929–3.11.1930), Д. Е. Су­ли­мов (3.11.1930–22.7.1937), Н. А. Бул­га­нин (22.7.1937–17.9.1938), В. В. Вах­ру­шев (29.7.1939–2.6.1940), И. С. Хох­лов (2.6.1940–23.6.1943, с 5.5.1942 по 2.5.1943 его обя­зан­но­сти вре­мен­но ис­пол­нял К. Д. Пам­фи­лов), А. Н. Ко­сы­гин (23.6.1943–15.3.1946; до 23.3.1946 ос­та­вал­ся на по­сту в ка­че­ст­ве пред. СМ РСФСР).

Пред­се­да­те­ли СНК СССР: В. И. Ле­нин (6.7.1923–21.1.1924), А. И. Ры­ков (2.2.1924–19.12.1930), В. М. Мо­ло­тов (19.12.1930–6.5.1941), И. В. Ста­лин (6.5.1941–15.3.1946).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Читать книги про руководство
  • Руководство для мицубиси аутлендер
  • Силан в стоматологии инструкция по применению
  • Флуконазол инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена аналоги
  • Ацц инструкция по применению взрослым при кашле отзывы цена таблетки