“Подскажите, пожалуйста, такой вопрос. В этом году я работала в школе первые полгода и сразу «повесили» классное руководство … При том, что опыта педагогического раньше не было. Сейчас закончили учебный год, я очень хочу отказаться от этого. Как это делается? Пишется заявление в кадры? Могут ли мне отказать?”
Отвечает юрист.
Мало где это практикуется, но по закону если вам предлагают взять классное руководство, то вы имеете полное право отказаться. Отказ от классного руководства практически невозможен, если вы являетесь учителем младших классов и ведете у них все уроки. Это единственный случай, во всех остальных — все должно быть добровольно.
Только предложили быть классным руководителем
Есть
Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 года №536, согласно которому классное руководство — это дополнительная работа, а значит выполняется только с согласия педагога. При назначении на классное руководство составляется отдельное дополнительное соглашение, которое вы можете не подписывать и вас никто не может заставить это сделать. Администрация школы не может привлечь вас к дисциплинарной ответственности за отказ, лишить стимулирующих и как-то еще воздействовать.
Работа педагога в каникулы
Проще всего отказываться от классного руководства именно на этапе заключения письменного соглашения о выполнении обязанностей классного руководителя. Здесь никаких дополнительных заявлений об отказе писать не надо.
Уже работаю классным руководителем, но хочу оказаться
Если документ подписан, то вы тоже можете отказаться от дополнительных обязанностей, предупредив своего работодателя письменным заявлением за три дня. Такое право вам дает
Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 60.2. Отказ от выполнения дополнительной работы, не входящий в основные должностные обязанности, не влечет за собой увольнение работника или иные меры.
Но есть очень важный нюанс! Внимательно прочитайте свой трудовой договор. Если классное руководство указано в нем в качестве предмета работы и является частью трудовой функции работника, то отказаться вы можете только при согласии администрации школы: одностороннее изменение условий трудового договора недопустимо. Если же в трудовом договоре у вас в качестве трудовой функции указана только педагогическая работа, а классное руководство осуществлялось по отдельному приказу — за надбавку к заработной плате, то вы имеете право от него отказаться и без согласия администрации.
В любом варианте на этом этапе нужно написать письменное заявление на имя директора в произвольной форме. Можно указать, что в случае отказа в удовлетворении просьбы, вынуждены будете обратиться в прокуратуру и в инспекцию по труду. Это ваше право.
По каким причинам можно отказаться от классного руководства
Причинами отказа могут быть причины как частного характера, так и профессиональные. Например, состояние здоровья, семейные обстоятельства, разработка собственного экспериментального учебно-методического комплекса, другая научная работа, полная загрузка и отсутствие времени.
Приказ о замене классного руководителя на время болезни представляет собой распорядительный акт директора школы, направленный на решение вопроса о замещении временно отсутствующего учителя. Поскольку на практике необходимость замены заболевшего сотрудника возникает довольно часто, рассмотрим подробнее особенности оформления такого приказа в 2023 году.
Способы передачи полномочий
Одним из поводов для замены классного руководителя в школе может стать болезнь. В таких случаях, на период больничного, директор учебного заведения назначает на эту должность другого специалиста. Существует несколько способов передачи полномочий, которые чаще всего применяются на практике.
-
Согласно ст. 60.2 ТК РФ, законным способом решить эту проблему замены классного руководителя можно путем совмещения профессий (должностей), а также посредством увеличения объема полномочий.
-
Временный перевод на должность классного руководителя на основании ст. 72.2 ТК РФ. При этом от основных обязанностей специалист освобождается, а к его трудовому договору составляется соответствующее допсоглашение. В подобной ситуации придется получить письменное согласие замещающего работника.
Следует обратить внимание на то, что совмещение должностей и замещение это два разных понятия. Так, при совмещении специалист выполняет работу исключительно по другой должности, когда штатная единица по той или иной причине, например, болезни, оказалась временно незаполненной. Вместе с тем, при замещении подчиненный может работать как аналогичной профессии, так и выполнять абсолютно другие обязанности.
В процессе оформления сотрудника для временной замены отсутствующего по причине болезни классного руководителя, обязательно оформляется приказ, образец, которого можно скачать на нашем сайте.
Составление приказа
Специальных требований для оформления приказа о замене в учебном заведении классного руководителя на период болезни, в действующем законодательстве не установлено. Разработать подходящую форму этого документа работодатель может самостоятельно.
Стандартный документ обычно содержит следующие сведения:
- наименование документа
- табельный номер и дата;
- ФИО, а также должность педагога, который будет замещать классного руководителя;
- сроки, в течение которых будут выполняться новые обязанности. На практике, если работодатель не может установить точную дату выхода сотрудника на работу, то в приказе она не обозначается. Вместо этого можно прописать «на период болезни или до выхода на работу основного сотрудника»;
- наименование должности, которую временно будет выполнять работник;
- причина для замещения. В данном случае таковой является болезнь классного руководителя;
- документ, на основании которого происходит замещение. Например, если оно совершается путем совмещения должностей, то в приказе следует указать дату и номер допсоглашения, а также реквизиты трудового договора;
- размер доплаты за новые обязанности на должности классного руководителя;
- подпись директора учебного учреждения;
- дата и ознакомительная подпись педагога, который будет осуществлять временное замещение.
Кроме того, должностное лицо, оформляя временный перевод, может использовать унифицированную форму Т-5, утвержденную в 2004 году Постановлением Госкомстата №1.
В том случае, если работнику, замещающему классного руководителя, понадобится подтвердить факт работы на данной должности, то работодатель может выдать ему справку либо копию приказа о временном переводе.
Получение согласия на замещение
Перед изданием приказа на временное замещение классного руководителя другим сотрудником, работодателю необходимо получить от него письменное согласие, что прямо следует из ст. 60.2 ТК РФ.
Для этого с подчиненным составляется дополнительное соглашение к заключенному при трудоустройстве трудовому договору. Фактически, в таком случае подобное соглашение подтверждает волеизъявление сотрудника на временное замещение основного работника.
В дополнительном соглашении указывается:
- период, на который будет производиться замена классного руководителя;
- наименование должности;
- содержание и объем работы, временно возложенной на педагога;
- доплата за исполнение новых обязанностей.
Кроме того, письменное согласие на временное выполнение иной работы может быть выражено в заявлении подчиненного директору или же оформлено непосредственно в предложении о временном замещении классного руководителя.
Замещающий сотрудник на основании ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ может досрочно отказаться от исполнения возложенных на него обязанностей классного руководителя. Для этого необходимо как минимум за три дня известить об этом директора, направив письменное уведомление.
Что касается оплаты за замещение классного руководителя, то ее величина, прописанная в соглашении, согласно ст. 151 ТК РФ, устанавливается с учетом объема и содержания новой работы. А также работодатель при установлении оплаты за замещение должен руководствоваться абз. 6 ст. 22 ТК РФ, согласно которому, за труд равной ценности должна быть обеспечена одинаковая оплата. Доплата на практике устанавливается в конкретной сумме или же в процентах к ставке или зарплате подчиненного.
Таким образом, специалист может временно выполнять обязанности классного руководителя на период его болезни путем совмещения должностей либо замещения. Для этого работодателем должно быть составлено допсоглашение и оформлен соответствующий приказ о замене классного руководителя.
Источник: «Юридическая азбука»
Насколько полезной оказалась эта статья?
Оцените статью!
Средний рейтинг 4.6 / 5. Всего голосов: 14
БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ всегда доступны для Вас! Именно Вашу проблему можно решить так:
- опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
- напишите вопрос в форме ниже;
- позвоните 8 (499) 350-55-06 доб. 145 — Москва и Московская область
- позвоните 8 (812) 309-06-71 доб. 704 — Санкт-Петербург и область
- позвоните 8-800-555-67-55 доб. 686 — По России, звонок бесплатный
Подписывайтесь на наш юридический канал Яндекс.Дзен
Подписаться
Автор статьи
Пишет статьи, в которых отвечает на важные и популярные вопросы наших читателей. Описывает примеры из судебной практики, раскрывает ответы на часто задаваемые вопросы в гражданско-правовой сфере, в трудовом праве. Компетенции автора позволяют писать статьи на легком и простом языке. Окончила Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ), кафедра «Гражданское право и процесс», специальность «Юрист» Гражданско-правовой профиль.
Школа № 1 имени А.М.Ижаева
369380, Карачаево-Черкесская Республика, Малокарачаевский район, село Учкекен,
улица Ленина, 114 А
Официальный сайт
Контактная информация: 347024, Ростовская область, Белокалитвинский район, х.Ленин, ул.Карла Маркса, 18 Руководитель: Сологуб Клавдия Петровна Телефон: 8-863 75-1-99 E-mail: skpschkola@mail.ru |
Режим работы: понедельник-четверг: с 9:00 до 18:00 пятница: с 9:00 до 17:00 перерыв: 13:00 до 13:48
|
Программа работы с родителями
«Родители, дети, школа»
Возраст учащихся:16-18лет
Срок реализации : 2018-2020
Автор –составитель:
Галиева З.Х.
учитель физики,
классный руководитель
Когалым, 2018
Пояснительная записка
- Актуальность.
Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде.
Согласно концепции общественного воспитания в настоящее время главные воспитательные функции должны принадлежать семье, т.е. семья выступает как воспитательная единица во взаимодействии семьи и школы в воспитании и обучении детей.
Существует ряд проблем:
— Как найти подход каждой семье и оказать необходимую помощь?
— Как, работая с неблагополучными семьями, не потерять благополучные?
— Как скоординировать работу всех служб на благо семьи?
— Как изменить взгляды родителей и сделать их сотрудниками и соавторами всего учебно-воспитательного процесса в классе, школе вместе с учителями?
— Как построить работу с семьями на авторитете и доверии: учеников, родителей, педагогов, администрации, поселения?
Решение этих проблем возможно в рамках программно-целевого подхода к работе с различными категориями семей.
2. Общая характеристика программы.
Предполагаемая программа предусматривает систему новых подходов в воспитании детей и их родителей. Она должна быть гуманизированной, комфортной и безопасной, способствовать самореализации личности, удовлетворению ее творческих интересов и склонностей.
Принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания и образования, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечиваться разными путями. Воспитывать – это значит организовать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и у других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
В работе с различными категориями семей сложился определенный стиль работы как школы, так и других общественных формирований. Совместно с администрацией, социальной службой школы проводятся различные встречи, консультации, посещение семьи. Вопросы о родителях, не занимающихся воспитанием детей, рассматриваются на всех уровнях (от родительского комитета класса до муниципальных комиссий). Прочно вошли в практику открытые уроки, родительские собрания, совместные педконсилиумы, педсоветы, где решают, и учат, и советуются с родителями как воспитателями. Школьная администрация организовывает выступления специалистов: врачей, психологов, юристов и т.д., учителя проводят лекции, беседы по вопросам воспитания и развития детей, конференции с целью обучения родителей и привлечения их к проблемам школы. Кроме школы этим занимаются учреждения вне школы: библиотеки, средства массовой информации, кружки и секции, система дополнительного образования.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.
Современный педагог должен хорошо представлять себе эти особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение.
Учитывая все эти факторы, педагогу следует тщательнее выбирать направления и формы работы с родителями. Ведь становление личности во многом зависит от окружающей его социальной среды. Взаимодействие педагогов с родителями учащегося как раз и направлено на создание такой воспитательной среды. Установлению партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа «Родители, дети, школа», которая позволяет скоординировать усилия классного руководителя, психолога, родительских организаций.
Участники реализации программы.
В реализации программы принимают участие родители, дети, члены педагогического коллектива, представители различных организаций, учреждений и общественности.
Цели и задачи программы.
Целью программы является создание открытой социально-педагогической системы, готовой к взаимодействию с родителями в воспитании и обучение подрастающего поколения.
Задачи:
— установление постоянной связи с родителями, взаимопонимание и согласованное
взаимодействие семьи и школы ;
— оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей;
— привлечение родителей к управлению школой;
— обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
— установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по
охране прав детей и семьи в целом;
— организация общественно значимой деятельности родителей и учащихся, формирование
активной педагогической позиции родителей.
Основные направления работы:
- создание системы социальной и социально-психологической помощи семье;
- изучение личности каждого ребенка, его ближнего окружения, основных факторов, влияющих на формирование его нравственных установок, жизненного опыта, состояния здоровья каждого учащегося;
- изучение социального состава семей класса, круга интересов, склонностей, социальных проблем, различных социальных групп;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Основные направления реализации программы:
- выявление различных категорий семей: полные и неполные; благополучные и неблагополучные; семьи группы риска; малообеспеченные; опекаемые; многодетные;
- оформление индивидуальной карточки семьи, банка данных;
- изучение жизненного пространства ребенка, анализ социума каждой семьи;
- участие в родительских конференциях, собраниях.
- организация серии психолого-педагогических семинаров, тренингов по данной проблеме;
- обобщение и распространение опыта воспитания детей благополучных семей;
- групповые и индивидуальные консультации.
Ожидаемые результаты.
- Укрепление связи с семьёй;
- Повышение психолого-педагогического просвещения родителей;
- Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит создать систему работы с различными категориями семей в данных условиях и оказать помощь детям и родителям, направить их к социально-одобряемому образу жизни и поведения.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год.
Формы работы с родителями:
Коллективные :
- родительские собрания;
- круглые столы;
- лектории;
Групповые:
- работа с родительским комитетом;
- тренинги;
Индивидуальные:
- беседы;
- консультации;