Сочинение егэ руководство

30 июня 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Памятка по написанию сочинения ЕГЭ

1. Внимательно прочитайте текст, мысленно перескажите его, чтобы понять, о чём он и ради чего написан. (Это поможет найти позицию автора).

2. Укажите авторскую позицию, то есть то главное, что хотел сказать автор. Авторская позиция — это ответ на вопрос, который надо задать в начале сочинения: это и будет проблемой текста.

3. Когда определена проблема текста, надо подобрать 2 примера-иллюстрации, которые и подведут к авторской позиции.

4. К каждому примеру нужно дать пояснение – короткий вывод из иллюстрации: для чего нужен этот пример?

5. После 2 примеров и пояснений к ним укажите смысловую связь между примерами: они либо дополняют друг друга, либо противопоставлены друг другу, либо это причинно-следственная связь и т.п.) и проанализируйте эту связь: для чего именно так показаны примеры?

6. Далее запишите авторскую позицию.

7. Далее укажите согласие (несогласие) с автором и объясните свою позицию, подтвердив её фактами или из личного опыта, или из истории, или из художественной литературы.

8. Сделайте вывод, причём вывод должен быть связан и с проблемой, и с авторской позицией, и с собственным мнением.

Абзацы Разделы сочинения Клише к каждому разделу сочинения
Абзац I. Проблема. …? Таким вопросом задаётся автор предложенного для анализа текста. (Такую проблему затрагивает в тексте писатель ФИО).
Абзац II. Комментарий I.

Пояснение к I комментарию.

Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает (описывает…(Рассуждая об этом, писатель приводит пример…)

Так автор показывает…(выражает своё отношение к…)

Абзац III. Комментарий II.

Пояснение к II комментарию .

Далее автор (показывает, замечает… )

Таким образом, автор… (Здесь автор…)

Абзац IV. Смысловая связь.

Анализ связи.

Эти два примера (дополняют друг друга, противопоставлены друг другу…). В первом примере показано (рассказывалось о…, описано …), а по втором — … Это для того, чтобы показать (убедить, заострить внимание на…)
Абзац V. Позиция автора. Позиция автора ясна: ФИО утверждает, что…
Абзац VI. Согласие с автором. Я согласен с автором, потому что считаю, что…
Абзац VII. Подтверждение своей точки зрения Подтверждением моей позиции служит пример из … (романа ФИО писателя «Название произведения», в котором герой…)
Абзац VIII. Вывод. В заключение хочу сказать, что…(призыв) (Из вышесказанного видно, что… Таким образом, можно сделать вывод, что…)

Для успешного прохождения порогового балла по русскому языку необязательно иметь какие-то выдающиеся лингвистические навыки. Однако наибольшее количество вопросов у выпускников и их родителей вызывает последнее задание экзамена. А именно — написание сочинения по прочитанному тексту. В этой статье мы приведём не только подробную инструкцию, как написать сочинение ЕГЭ по русскому. Но и дадим полезные советы для подготовки.

Структура сочинения

В ЕГЭ 2023 по русскому языку сочинение является 27 заданием. По условию требуется сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста. В комментарии нужно привести два примера-иллюстрации. Разумеется, между ними должна прослеживаться смысловая связь, проанализированная учеником. Далее формулируется позиция автора к этой проблеме. Затем выпускник сам выражает и аргументирует своё отношение к авторской позиции. И только потом завершает текст выводом по всей работе. Объём сочинения — не менее 150 слов.

Написать сочинение поможет следующий алгоритм:

  1. Короткое вступление (не является обязательным, однако поможет выдержать смысловую цельность сочинения);
  2. Проблема – одна из сторон идеи текста: обобщённая ситуация, которая не касается вопросов сюжета. Можно сформулировать её как с помощью вопроса, например, «В чём заключается любовь к Родине?», так и с помощью утвердительного предложения – «Проблема любви к Родине»;
  3. Комментарий – самая объёмная часть сочинения. Выглядит она так: первый пример с иллюстрацией из текста (размышления автора по проблеме или его точка зрения, события из текста) и обязательное пояснение к нему (что автор хотел этим показать?); второй пример – также с иллюстрацией из текста и обязательным пояснением. Важно: иллюстрировать примеры необходимо цитатами, прямым обращением к тексту (так ученик доказывает, что он пишет сочинение с опорой на него);
  4. Выявление и анализ смысловой связи между примерами из комментария. Эти примеры могут дополнять, пояснять, опровергать друг друга. После того как экзаменуемый подобрал верный тип связи, ему необходимо сделать небольшой вывод, основанный на мысли, которую несут в себе оба примера-иллюстрации;
  5. Авторская позиция. Лучше всего прямо отвечать на вопрос (см. п.1: «Автор стремится донести до нас мысль о том, что любовь к Родине заключается в…»);
  6. Собственная позиция: согласие или несогласие с мнением автора. Нужно привести аргумент с обоснованием вашей позиции. Доказательство может быть взято из любого источника, однако оно должно подтвердить именно точку зрения ученика;
  7. Заключение. Вывод в сочинении должен органично соединяться со всей работой. Заключение является логическим и структурным завершением всех рассуждений ученика по проблеме текста.

Максимальный первичный балл за сочинение — 24.

Как видно из схемы, сочинение ЕГЭ отклоняется от стандартного и привычного шаблона «вступление-основная часть-заключение». Однако для успешного выполнения задания достаточно попробовать выполнить его несколько раз. Уже после двух-трёх попыток написания этот алгоритм быстро закрепится в голове.

Какие темы могут встретиться в задании №27

Как уже было сказано, в сочинении ЕГЭ по русскому постановка проблемы напрямую зависит от идеи текста. Ниже мы перечислили только основные и самые часто встречающиеся из них:

  1. Война (подвиг и героизм, в т.ч. массовый, влияние на судьбу человека);
  2. Природа (отношение к природе, красота и влияние на человеческую жизнь);
  3. Память (тоска о прошлом, память об истории);
  4. Русский язык (жаргон, сленг, состояние родного языка и отношение к нему);
  5. Литература (поэзия, значимость чтения и роль книг);
  6. Культура, искусство, музыка (значение в жизни человека и влияние на неё);
  7. История (исторические памятники, отношение к прошлому своей страны);
  8. Положительные и отрицательные черты личности (доброта, сочувствие и сострадание, человечность; равнодушие и пороки, подлость, эгоизм);
  9. Смысл жизни;
  10. Нравственный выбор;
  11. Опыт и цена ошибок;
  12. Человек и общество;
  13. Любовь (материнская и отцовская любовь, влияние на человека) и т.д.

Что важно помнить при написании сочинения ЕГЭ

Прежде всего следует помнить, что хорошее сочинение — это отлично проанализированный текст. Чтобы написать сочинение ЕГЭ без проблем, необходимо читать и анализировать тексты прошлых лет. Например, из архивов вариантов или тренировочных баз заданий.

Важно также не забывать, что тексты для анализа разнообразны по сложности. Например, художественные и публицистические тексты по стилю сильно отличаются друг от друга. Некоторые из них содержат в себе более наглядную проблематику, например, художественные тексты о войне. В тех случаях, когда проблему в тексте определить трудно, уделите время сюжетному анализу. А также повторному прочтению текста.

Напоследок: подготовка к написанию сочинений неразрывно связана с уверенными знаниями по тестовой части ЕГЭ. Например, возьмём орфографию. Чем лучше вы решаете тестовые задания этого раздела (№ 9–15), тем выше вероятность, что в сочинении не будут допущены орфографические ошибки. В критерии проверки также входят:

  1. Грамматика (соответствует заданиям № 7–8 в тестовой части ЕГЭ);
  2. Пунктуация (соответствует заданиям № 16–21 в тестовой части ЕГЭ);
  3. Речевые ошибки (соответствует заданиям № 5–6 в тестовой части);
  4. Фактические ошибки, стилистика и анализ текста (эти умения тренируются на заданиях № 1–3, а также № 22–26).

Когда стоит начинать готовиться к написанию сочинения

Конечно, лучше всего начинать готовиться в десятом классе вместе с подготовкой к тестовой части экзамена. Тогда у вас будет гораздо больше времени на чтение текстов и тренировку написания, соответственно.

Но ни в коем случае не стоит расстраиваться тем, у кого до экзамена осталось немного. Единственным важным моментом здесь будет только необходимость уделить сочинению много внимания. Несмотря на объём материала в тестовой части, 27 задание тоже требует большого количества практики.

Можно ли подготовиться к написанию сочинения ЕГЭ самостоятельно 

Главное — взяться за подготовку. В открытом доступе можно найти не только большое количество текстов, но и готовые образцы сочинений. Безусловно, это значительно всё облегчает. Но, с другой стороны, в таком количестве материала очень легко запутаться.

Порой трудно найти в себе силы и мотивацию для регулярного разбора текстов. Бывает, что некоторые темы сложно понять. Также могут возникнуть вопросы с критериями проверки, точностью оформления и грамотностью.

Разобраться с большим количеством информации и научиться без ошибок писать сочинения вам поможет преподаватель. Наши репетиторы готовы не только систематизировать знания, но и выстроить удобный график подготовки.

Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика

Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок

Советы по подготовке к ЕГЭ

Не забывайте про черновик

Черновик — ваш лучший помощник в составлении «скелета» будущего сочинения. Смело визуализируйте прочитанное. Например, делайте схемы, прописывайте сразу несколько вариантов проблемных вопросов. Если попался сложный или объёмный текст, можно выделить микротемы из каждого абзаца. А уже затем вывести общую смысловую линию. Это позволит выйти к заветной проблеме и написать сочинение ЕГЭ на высокий балл. Помимо этого, черновик поможет научиться избегать чрезмерного цитирования и сплошного пересказа текста.

Больше читайте и смотрите

Речь здесь идёт не только о текстах ЕГЭ. Читайте, к примеру, небольшие рассказы, тематические истории, интересные книги. Если любите кино, — смотрите фильмы, соответствующие проблематике текстов. Кстати, написать сочинение ЕГЭ помогут даже посты в социальных сетях: используйте их, чтобы аргументировать свою позицию.

Предлагайте родным, учителям или друзьям читать ваши работы

Если вы сомневаетесь в грамотности своих мыслей, лучшим выходом будет чтение сочинения другими. Если вы — родитель, то предложите ребёнку помощь в чтении его работы. Чтение вслух особенно полезно! Такой способ помогает услышать речевые и логические ошибки, которые не заметны при чтении про себя. А ещё, скажем по секрету, это поможет избавиться от так называемых «этических ошибок». Например, использования сниженной лексики или проявления неуважения к автору текста. 

О типичных ошибках на ЕГЭ по русскому языку можно прочитать в нашей статье.

                                                                                                                             
   11 А класс  РЯ    ЕГЭ -2021-22 г.

План
сочинения


1.Проблема (1-2 предложения).
2. Комментарий проблемы:

два примера + пояснения
к ним + смысловая связь между ними или после них
.
3. Позиция автора. Употребить само слово
«позиция»!
4.
Собственное отношение к позиции автора с обязательным его
обоснованием.
5. Заключение.

1.
Проблема

 Текст  (кого?) выбираем ! (см. в конце текста)
известного русского писателя, прозаика, драматурга, публициста,
литературоведа, журналиста и т.д. заставил меня задуматься над (какой?)( выбираем!
актуальной, сложной, важной, серьёзной, злободневной, философской и т.д.)
проблемой (сочетание слова проблемой+ сущ. в Р.п),например, над проблемой
преодоления эгоизма; истинных ценностей на войне; нравственного выбора
человека,  богатых и бедных ,роли детских воспоминаний в  жизни человека и
т.д. Формулируем второе предложение как вопросительное. Например, какова роль
детских воспоминаний в жизни человека?

2. Комментарий
проблемы (пишем в одном абзаце!)

Комментарий-это
пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы. К
. показывает,
насколько глубоко  вы поняли проблему.

Текстуальный К.предполагает объяснение текста,
следование за автором в раскрытии проблемы.

Кратко пересказать сюжет текста +

 ответить на вопросы:

-На каком жизненном материале автор раскрывает
проблему?

-Какой случай из жизни приводит и как оценивает
поступки героев?

-На каких мыслях героев автор акцентирует внимание
читателя и почему?

-Какие имена, факты, события, цитаты и мудрые
изречения известных людей упоминаются в тексте и почему?

-Какие эмоции вызывают у автора описанные им
события, поступки героев и почему?

Концептуальный К.предполагает, что, опираясь на
текст, вы дадите различного рода интерпретации.

Примеры – иллюстрации ( цитирование
или краткий пересказ!) Проблема раскрывается автором на примере… Автор
обращает внимание читателя на … Не случайно автор изображает (кого, что?)…
Поступок героя свидетельствует о том, что… В качестве примера автор
рассматривает…

Пояснение к примерам: Писатель
убеждает читателя в том, что… Этот пример показывает, что… Этот пример убедительно
доказывает, что… Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить
так… Автор неслучайно обращает внимание на… Эти события (факты, примеры)
помогают понять… Автор отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается
на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…

Связь между примерами: Размышляя над
проблемой, автор противопоставляет приведённые примеры…Для сравнения автор
обращается к … Оба примера, дополняя друг друга, иллюстрируют важную мысль
автора:…. Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что… Несмотря на
очевидную правоту героя, автор думает иначе… Объясняя причину поступка героя,
автор приводит….

3.
Авторская позиция

Писатель
не выражает прямо свою позицию, но подводит читателя к мысли о том, что…

Автор
считает (полагает, убеждает, призывает…)

Автор
убедительно доказывает свою мысль…,

Позиция
автора чётко выражена. Он убеждён, что…

Автор
пытается понять, почему …

Публицист 
(писатель) придерживается такой точки зрения:…

Как
полагает автор, ….

Автор
открыто заявляет нам о своей гражданской позиции….

Автор
убежден, что….,

Задача
автора —  убедить читателя в том, что…

Автор
стремится донести до читателя мысль о том, что

4.Моё
отношение к позиции автора и его обоснование

Отношение к позиции автора по проблеме:

Я
 полностью согласен с мнением автора и считаю…

Нельзя
не согласиться с мнением автора.

Безусловно,
автор прав.

Моя
точка зрения совпадает с позицией автора…

Трудно
не согласиться с автором.

Я
полностью разделяю позицию автора.

Обоснование собственной позиции:

Сама
история человечества не раз доказывала справедливость этого…

Нужно
вспомнить и тот научный факт, который еще раз подтверждает…

Когда-то
и я впервые услышал о том, что…

Известный
ученый/ политик/ спортсмен/ общественный деятель/писатель об этом говорил
так…

Нельзя
не вспомнить героя известного фильма/ романа…

Вспомним
стихотворение (автор), где поэт говорит о своем отношении к (кому?ч?) …Эти
строки полностью соответствуют моему представлению об отношении  (кого? к
кому?)

5.Заключение

Таким
образом, можно сделать вывод, что..

6. Способы
оформления заключения

1.      Это может
быть предложение о том, что Вас затронуло в тексте, как говорится, до глубины
души и какой вывод для себя Вы сделали.

  1. Призыв,
    обращение к читателю.

«Так
давайте же сохраним то неоценимое наследие, которое досталось нам от предков!»

  1. Цитата
    из исходного текста или иных источников, афоризм, пословица:

«Итак,
мастерство – это финал профессиональной подготовки. К чему надо стремиться,
чтобы достичь высот в освоении профессии.
«Дело мастера боится», — так гласит пословица. И чтобы в собственной профессии
для нас не было белых пятен, надо стремиться стать Мастером».

  1. Открытый
    финал.

Наверное, 
каждый человек расстраивается, видя вокруг себя хамство, лицемерие. А может
быть, так происходит, потому что мы просто не хотим ничего менять в себе?

1.
Возможные проблемы текстов:

Проблемы
семьи, воспитания

Проблема отцов и
детей

Проблема отношения
к пожилым людям

Проблема
взаимопонимания взрослых и детей

Проблема
воспитания подрастающего поколения

Проблема
восприятия мира детства взрослыми людьми

Проблема
воспитания сострадания

Проблема силы
человеческого духа

Проблема памяти о прожитых
испытаниях

Проблема героизма
и самопожертвования

Проблема любви

Проблема
способности к сочувствию

Проблема
человеческих взаимоотношений

Проблема
взаимоотношения личности и коллектива

Проблема
самоотдачи в отношениях

Проблема
преодоления эгоизма

Проблема подвига и
долга

Проблема
нравственного выбора человека

Проблема
определения критериев героического

Проблема
патриотизма

Проблема
героической личности

Проблема роли
личности в истории

Проблема
выдающейся личности

Проблема отношения
к прошлому своей родины

Проблема
патриотизма как общезначимой ценности

Проблема
объективной оценки исторических событий и личности

Проблема любви к
родине

Проблема
исторической памяти

Проблема войны и
сохранения человеческого в человеке

Проблема чувства
долга в годы войны

Проблема чувства самосохранения в годы
войны

Проблема героизма
и стойкости перед лицом суровых военных испытаний

Проблема истинных
ценностей на войне

Проблема
нравственной оценки факта войны

Нравственно-этические
проблемы

Проблема чести и
совести

Проблема
нравственных возможностей человека

Проблема истинной
дружбы

Проблема памяти

Проблема ценности
личности

Проблема
проявления грубости

Проблема
человеческого благородства

Проблема чести и
достоинства

Проблема
становления и крушения любви

Проблема человеческой
памяти

Проблема отношения
человека к своему делу

Проблема истинной
любви и дружбы

Проблема чуткости
и бездушия

Проблема
одиночества

Проблема
ответственности человека за свои поступки

Проблема совести

Проблема
самоуважения

Проблема активной
жизненной позиции

Проблема
взаимоотношения человека и мира

Проблема
восприятия природы, её красоты

Проблема
литературы, искусства, творчества, назначения писателя (поэта)

Проблема
ответственности писателя перед соотечественниками

Проблема
восприятия произведений искусства

Проблема
назначения подлинного искусства

Проблема роли
книги в становлении личности человека

Проблема соотношения человеческих качеств
и творческой одержимости

Проблема
назначения книги

Проблема
сохранения человеческой культуры и духовной свободы общества

Проблема
сохранения культуры и духовной свободы общества

Проблема
вытеснения литературы

Проблема бережного
отношения к книгам

Проблема
нравственного долга писателя

Проблема роли
литературы в духовной жизни современного общества

Социальные

Взаимоотношение
человека и общества («квартирный вопрос», право на труд, выбор
профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования,
экономики)
Проблемы социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных
Проблема национализма
Проблема интеллигенции
Проблемы цивилизации

Проблема
толерантности

Проблемы
патриотизма (образ Родины, прошлое России, защита Родины)

Проблема
сохранения мира на Земле

Проблема отношения
к родине

Проблема
противостояния злу и человеконенавистничеству

Проблема героизма
и лжегероизма

Проблема роли
детства в становлении личности человека

Проблема вины и
раскаяния за причинённое близким зло

Проблема
воспитания умения противостоять трудностям

Проблема влияния
эпохи на формирование нравственных качеств человека

Проблема
нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения


Информационно-коммуникативные:

Проблемы развития
русского языка.
Проблема языковой культуры или бескультурья.
Проблема медиапространства (СМИ) и культуры в них.
Коммерциализации культуры.

Философские проблемы

Проблема добра и зла

Проблема истинных ценностей

Проблема активной жизненной позиции

Проблема выбора

Проблема человеческой памяти

Проблема места человека в мире

Проблема памяти

Проблема значимости человеческой личности

Проблема смысла жизни

Проблема мировосприятия

Проблема силы человеческого духа

Проблема самооценки личности

Проблема взаимоотношения человека и мира

Проблема понимания истинных человеческих
ценностей

Проблема влияния времени на характер ценностей

Проблема  сопоставления добра и зла

Проблема
существования вечных ценностей в контексте времени

Проблемы
экологии

Проблема человека
и природы

Проблема
воздействия природы на человеческую натуру

Проблема бездомных
животных

Текст

 (1)На задворках нашего села стояло на
сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку
— скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка?
(5)О чём-то очень большом, (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась?
(7)Тревожно и горько мне, (8)Хочется заплакать, оттого что мнежалко самого
себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

   (9)Вася, не переставая играть,
говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если
у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё
проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда
не проходит и негаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк
Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей
последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска
его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

      
(17)«Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18)«3а что, мальчик?» -(19)«3а то,
что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной,
спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла.
(22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о
неистребимой любви к родине. (24)А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое
село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в
крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,— это
и была моя родина
.
   (
25)…Прошло много лет. (26)И вот
однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе.
(27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)1 вдруг в доме, стоящем через улицу от меня,
раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то
мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал
полонез Огинского, (31)Нотеперь та же
музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и
закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так
же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не
прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы
потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящихразвалинах, чтобы небо не
подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом,
та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек,
никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.     (В. Астафьев,
русский писатель)

Обратите
внимание, что пояснение к примеру может стоять перед ним или после него. Смысловая
связка может быть между примерами или после них.

Сочинение по тексту

1.Формулировка проблемы

Текст
известного русского писателя Виктора Астафьева заставил меня задуматься над
проблемой влияния музыки на человека. Как воздействует музыка на человека?

2. Комментарий+ два примера из текста с пояснением каждого из
них и смысловой связью

КОММЕНТАРИЙ ПИШЕМ В ОДИН АБЗАЦ!!!

1-й пример+ пояснение. Раскрывая проблему, писатель  повествует  о
мальчике, который первый раз в жизни услышал полонез Огинского. О чем эта
прекрасная мелодия рассказала ему? Музыка разбередила его душу,  она пела об
одиночестве,  о тоске по родине, поэтому герой  заплакал.  Восторженные слёзы 
 благодарности лились у мальчика из глаз, потому что он в этот момент не
чувствовал себя сиротой (предложение №19), а    мир  вокруг ему казался
добрым. Автор акцентирует внимание читателя на мысли о том, что музыка
помогла открыть герою обостренное чувство родины,   зазвучала в нем
неистребимой любовью.

Пояснение+2-й пример. В.Астафьев
 приводит другой пример, не случайно обращая внимание на те чувства , которые
эта же музыка пробудила в герое через много лет.
В конце войны  он услышал её «в разрушенном польском
городе».  Она как будто переломилась в герое, но не выжимала слез, не
прорастала жалостью. Музыка побуждала к действиям, заставляла что-то делать,
чтобы небо «не подбрасывало взрывами».

Смысловая связь. Оба примера
взаимосвязаны и подчеркивают, что
если
в первом случае музыка породила любовь к родине, то во втором -позвала на ее
защиту.        

3.Авторская позиция

 Автор   прямо не выражает свою позицию, но подводит читателя к мысли
о том, что музыкальные произведения оказывают огромное влияние на человека,
помогают справиться с трудностями, вдохновляют на поступки, поддерживают в
трудную минуту. 

4. Собственное отношение к позиции автора с обоснованием

Я 
согласен с позицией  автора и считаю, что влияние музыки на человека велико.  Я
всегда испытываю шквал эмоций, прослушивая  композиции Чайковского. Мир
вокруг окрашивается в светлые тона, на душе тепло и радостно. Я считаю, что
каждый человек, слушая хорошую музыку,   становится духовно богаче.

 5. Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что музыка оказывает
колоссальное влияние на духовный мир человека.

Обратите внимание
на глаголы-действия автора: раскрывает проблему, повествует, акцентирует
внимание читателя, показывает, подводит читателей к мысли о том…

  • 3.03
    (32 голосов)

  • 47052

10.01.2023 (Обновлено 10.01.2023)

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку

В этой статье мы подробно расскажем, как должно выглядеть сочинение ЕГЭ в 2023 году, как подготовиться к экзамену и написать сочинение на заветные 24 балла. Итак, обо всем по порядку.

Экзаменационная работа ЕГЭ по русскому языку 2023 года состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. На выполнение работы автору отводится 3 часа 30 минут (210 минут).

Первая часть имеет формат теста и содержит 26 заданий. Ответами к заданиям 1-26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел).

Вторая часть экзаменационной работы содержит всего одно задание — сочинение на заданную тему. Это задание с развернутым ответом проверяет умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Задание №27 — самое объемное, именно оно сильно пугает 11-классников.

В этой статье мы подробно расскажем, как должно выглядеть сочинение ЕГЭ в 2023 году, как подготовиться к экзамену и написать сочинение на заветные 24 балла. Итак, обо всем по порядку.

Умения и навыки, необходимые для успешного выполнения задания

Для успешного выполнения задания №27 (сочинение) экзаменуемый должен продемонстрировать следующие коммуникативные навыки:

  • умение анализировать содержание и проблематику представленного текста;
  • способность комментировать поднятую в исходном тексте проблему;
  • умение определять позицию автора текста по затронутой проблематике, выражать собственное мнение;
  • способность последовательно и логично излагать мысли в письменной форме;
  • умение использовать в письменной речи разнообразные грамматические формы и демонстрировать лексическое богатство русского языка;
  • умение письменно оформлять высказывания в соответствии с нормами современного русского литературного языка (орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми).

Пример задания №27 из демонстрационного варианта ФИПИ 2023 года

  • «Напишите сочинение по прочитанному тексту.
  • Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
  • Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.
  • Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
  • Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
  • Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика)
    по проблеме исходного текста.
  • Объём сочинения — не менее 150 слов.
  • Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.»

Сочинение должно соответствовать определенной структуре (каждый пункт плана — отдельный абзац):
1. Вступительная часть.
2. Постановка проблемы.
3. Комментарий.
4. Отношение автора.
5. Ваша позиция.
6. Заключение.

Разберем каждый раздел более подробно:

Вступление. Ваша задача во вступительной части — подвести читателя к проблеме, которую предстоит сформулировать и разобрать. Трех-четырех предложений будет достаточно, чтобы дать понять экзаменатору, что вы приступаете к выполнению работы, понимая содержание текста. Начать вступление можно с развернутого обобщения, сообщив, например, о масштабах и актуальности проблемы, что она давно обсуждается и т.п. Вступление придает целостность работе, поэтому постарайтесь сконцентрировать в нем суть предстоящей работы.

Постановка проблемы. Во втором абзаце необходимо сообщить о прочтении текста, четко и конкретно сформулировать затронутую в тексте проблему, назвать автора. Важно понимать, что проблема — это фундамент, вокруг которого будет строиться сочинение. Приступая к этому пункту, рекомендуем набросать сразу несколько проблем и вопросов, которые возникают после прочтения текста. Из нескольких проблем следует заранее выбрать ту, к которой в тексте можно найти аргументы.

Сформулировать проблему можно разными способами. Например, при помощи вопросительного предложения (Какими должны быть отношения между представителями разных поколений? Автор подробно раскрывает эту проблему в тексте). Можно задействовать конструкцию «Проблема + существительное в родительном падеже». Можно использовать заранее подготовленные речевые клише («В предложенном тексте автор размышляет…», «В произведении поднимается проблема…», «Поиском ответа на этот вопрос занимается автор…» и т.п.).

Комментарий. Это самая объемная часть сочинения. В рамках третьего абзаца нужно дать два комментария, опираясь на исходный текст, дать объяснения и использовать связки между ними. Ваша задача — показать, что проблема действительно является первостепенной в тексте, подтвердив это двумя примерами. В качестве комментария можно использовать короткие цитаты, пересказ истории, размышления автора и т.п. Приведенные примеры должны иметь логическую связь (можно их сравнить или противопоставить).

Для оформления смысловой связи можно использовать готовые клише («Автор обращает внимание читателя на…», «Автор раскрывает проблему на примере…», «В поисках ответа на поставленные вопросы автор произведения…» и т.п.).

Отношение автора. Здесь нужно подвести текст к следующей части сочинения — выражение собственного мнения. Отношение автора — это его ответ на сформулированные вами вопросы, его видение проблемы. В этой части стоит изложить мысль, которая соотносится с общепринятой позицией, но не нужно вдаваться в спорные утверждения. Для выражения отношения автора также можно использовать клише, например:
Автор приводит читателя к выводу, что…
Автору удалось убедить читателя в том, что…
Позиция автора такова: он считает…
Авторская позиция состоит в том, что…

Ваша собственная позиция. В этой части пришло время обозначить вашу собственную позицию относительно рассматриваемой проблемы. Обратите внимание: мнение автора текста и ваша позиция не обязательно должны совпадать, но агрессивно протестовать и настаивать на своей точке зрения не нужно, поскольку жанр экзаменационного сочинения не оставляет места полемике. Обоснование своей позиции должно быть кратким, чтобы экзаменатор убедился в вашей способности компактно излагать свои мысли. Для выражения собственной позиции можно использовать готовые клише, например:
Я полностью разделяю точку зрения писателя и придерживаюсь мнения, что…
Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
Трудно не согласиться с автором…
Я согласен с мнением автора, но…

Заключение. В этой части постройте заключение в обратной последовательности вступительной части, начав кратко и закончив развернуто. Обобщение всего написанного должно быть кратким и емким, отражать концентрированно проблему, позицию автора и собственное мнение. Простой пересказ текста вступления не подойдет, проведите параллель с ним, поделитесь впечатлением. В заключении должна быть проведена логическая связь между всеми частями и сделан общий вывод. Сделать это помогут клише:
После прочтения этого произведения становится понятно…
Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод…
Этот текст заставил меня еще раз убедиться…
Прочитав произведение, осознаешь…

Критерии оценивания сочинения ЕГЭ 2023

При выполнении задания важно не только грамотно и логично изложить текст, но и продемонстрировать способность выявлять проблему, высказывать собственное мнение, уметь приводить правильную и максимально точную аргументацию. Чтобы получить наивысший балл, нужно разбираться в критериях оценивания сочинения.

Письменное задание с развернутым ответом оценивается по 12 критериям:

1. Формулировка проблем исходного текста. Проблема — ядро, вокруг которого создается сочинение ЕГЭ по русскому языку. Это вопрос, который поднимает автор, на который пытается найти ответ. В тексте публицистического характера проблема часто называется прямо, поэтому ее не нужно долго искать. В художественном же тексте часто необходимо провести полный анализ текста, чтобы уловить идею автора.

2. Комментарий к проблеме исходного текста. Это ваш анализ исходного текста, посредством которого вы показываете свою способность следить за логикой текста, выделять важные моменты и использовать их для формулировки позиции автора и собственного мнения.

3. Отражение позиции автора по проблеме исходного текста. Этот критерий оценивает ваше умение адекватно воспринять отношение автора к рассказанному. Оно может быть позитивным, негативным, двояким и т.п. Тут же нужно обозначить предлагаемый ответ автора на поставленный им в тексте вопрос.

4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Это не только согласие или несогласие с мнением автора, но и аргументация своей позиции. В сочинении можно привести практический любой аргумент (исторический факт, случай из личного опыта и т.д.).

5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Сочинение должно быть последовательным, связным, логичным. Для этого необходимо уметь составлять план, использовать средства связи между предложениями и структурными элементами сочинения. Текст сочинения должен быть разбит на абзацы, каждое предложение должно быть связано с предыдущим.

6. Точность и выразительность речи. По этим подразумевается умение четко донести смысл высказывания. Большое количество повторов, грамматические и речевые ошибки портят текст и затрудняют понимание смысла. Точность сочинения по русскому языку заключена в использовании средств выразительности, интересных синтаксических конструкций, стилистических приемов.

7. Соблюдение орфографических норм.

8. Соблюдение пунктуационных норм.

9. Соблюдение грамматических норм.

10. Соблюдение речевых норм.

11. Соблюдение этических норм.

12. Соблюдение фактологической точности.

Пример сочинения на максимальный балл

Сочинение по тексту А.П.Чехова:

“Какое влияние оказывает на человека тяжёлый труд? Наверное, именно по этой причине многим людям не хватает времени на саморазвитие и самообразование. Какую роль могут играть духовные ценности для того, кто думает лишь об удовлетворении физиологических потребностей? Многим приходится заниматься изнурительной работой ради куска хлеба. А.П. Чехов поднимает проблему влияния непосильного труда на человека.

Герой размышляет о том, что главная причина несчастной жизни некоторых людей заключается в необходимости много трудиться. Именно поэтому открытие медицинских пунктов, школ или библиотек не поможет обществу. Какой в этом смысл, если человек не находит времени и средств для лечения или чтения книг? Картина, которую создает рассказчик, выглядит трагической: «…миллиарды людей живут хуже животных – только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх». Вот почему им некогда подумать о душе, и они не виноваты в этом, потому что не знают другой, лучшей жизни.

Люди, которым приходится постоянно заниматься тяжёлым трудом, живут на автомате, выполняя одни и те же действия изо дня в день. Такая пустая, бессодержательная жизнь не дает никакой пищи для размышлений, не подталкивает человека задаваться закономерными вопросами о смысле существования и собственном предназначении. Герой А.П. Чехова уверен в том, что «мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности». Корень зла гораздо глубже, и чтобы люди становились грамотными и духовно развитыми, нужно освободить их от ежедневного непосильного труда.

Оба аргумента взаимосвязаны и дополняют друг друга. Автор подчёркивает, что смыслом существования многих людей становится обыкновенное желание выжить, поэтому их пониманию недоступно ни образование, ни искусство.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: от непосильного труда люди болеют, рано старятся и умирают. Кроме того, это мешает приобщиться к духовной деятельности.

Нельзя не согласиться с точкой зрения А.П. Чехова. Действительно, изнурительная работа разрушает личность. Вспомним, например, роман Д. Лондона «Мартин Иден», герой которого мечтал стать писателем. Для того чтобы заработать на жизнь, ему пришлось устроиться в прачечную. Это отнимало у него практически всё время и силы, поэтому после работы Мартин уже не мог заниматься литературным творчеством, так как чувствовал сильную усталость. Этот пример доказывает, что непосильный труд требует от человека больших жертв.

В заключение хочется сказать, что малые дела не решают важных социальных проблем, а только усугубляют зло, царящее в обществе. Чтобы материальные ценности не вытесняли духовные, надо помочь конкретным людям, вынужденным жить в тяжелых условиях. Для этого, по мнению чеховского героя, необходимо избавить их от непосильного труда.”

Традиционно всех больше вопросов по ЕГЭ возникает по русскому языку. Как писать сочинение ЕГЭ по русскому 2022, какая у него должна быть структура, где взять примеры и клише, как производится оценка, можно ли подать на апелляцию – мы постарались охватить все возможные вопросы, касающиеся сочинения, и помочь читателю разобраться в экзамене в формате ЕГЭ по русскому языку в 2022 году.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку

Что ФИПИ хочет увидеть в сочинении

Структура сочинения ЕГЭ по русскому 2022 с клише

Изменения в ЕГЭ по русскому языку

Задания ЕГЭ по русскому языку в 2022 году по основным характеристикам теста остались без изменения. Количество заданий также осталось прежним.

Что поменялось:

  • Снижен до 58 первичный балл.
  • Из первой части убрали составное задание (1– 3), проверяющее умение сжато передавать главную информацию прочитанного текста.
  • Появилось новое здание на проверку умения выполнять стилистический анализ текста.
  • В задании 16 изменилась формулировка, порядок оценки и спектр предъявляемого языкового материала.
  • В задании 19 расширен языковой материал, предъявляемый для пунктуационного анализа.

Что касается сочинения, то произведено уточнение норм его оценивания при объеме 70-150 слов. Сочинение идет 27 заданием, за него можно заработать 24 балла.

Что ФИПИ хочет увидеть в сочинении

Сочинение ЕГЭ по русскому 2022, что требует ФИПИ:

  • Прочитать приведенный в КИМе текст, найти и поставить правильную проблему.
  • Составить два комментария-иллюстрации: примеры с пояснением и смысловой связью между ними.
  • Написать позицию автора данного текста.
  • Донести свое отношение к словам автора и аргументировать его.
  • Не должно быть много цитат.
  • Не допускаются полный пересказ или переписка текста.
  • Объем должен быть не менее 150 слов.
  • Текст должен быть написан строго по КИМу.

Структура сочинения ЕГЭ по русскому 2022 с клише

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2022 следующая:

  • Введение.
  • Проблема.
  • Комментарий.
  • Отношение автора.
  • Ваша позиция.
  • Заключение.

Давайте подробнее разберем каждый раздел.

Введение

Задача введения подвести читателя к проблеме. Можно написать об эпохе, биографии автора текста, кратко описать актуальность поставленной проблемы. Размер должен быть 2-3 предложения. Оценка его не производится, он оно придает целостность работе.

Проблема

Необходимо четко и точно сформулировать ту проблему текста, для которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.

Как правильно формулировать проблему:

  • Вопросительными предложениями. Пример: Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Автор подробно раскрывает эту проблему в тексте.
  • Конструкцией «Формулировка проблемы + существительное в родительном падеже». Примеры: автор поднимает проблему отцов и детей; автор предлагает своим читателям задуматься над проблемой отцов и детей.

Найти проблему быстро удается не всегда. Воспользуйтесь нашими советами, чтобы облегчить задачу:

  • Проблема наиболее часто обозначается либо в начале, либо в конце текста. Автор может сначала аргументировать проблему, затем сформулировать ее или наоборот, сначала обозначает проблематику, затем приводит аргументы.
  • Используйте ключевую лексику. Она есть в любом тексте – это слова, которые несут в себе основную мысль текста. Они пригодятся и на следующем этапе, при составлении комментария к исходной проблеме.

Размер раздела 2–4 предложения, оценивается в 1 балл.

Раскрыть проблематику сочинения помогут следующие клише:

  • Поиском ответа на этот вопрос занимается автор.
  • На эту проблему обращает внимание автор.
  • Эту проблему ставит автор в тексте.
  • Именно этот вопрос составляет проблематику текста.
  • Автор заставил меня задуматься над проблемой.
  • На этот вопрос отвечает автор.

Комментарий

Комментарий самая большая часть сочинения. За нее можно получить до 6 баллов.

Он должен подтвердить, что обозначенная проблема действительно присутствует в тексте. Это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на примеры из текста или на то, что думает сам автор о проблеме.

Что используют в качестве комментария:

  • Примеры, которые приводят авторы в своих текстах.
  • Размышления автора, связанные с проблемой.
  • Цитаты.
  • Истории.

Обратите внимание, это не простой пересказ текста, а анализ приведенных примеров и цитат.

Нужно дать два примера-иллюстрации, которые являются важными для понимания проблемы. Они должны быть логически связаны (противопоставлением, сравнением, причиной-следствием, выводом, уступкой).

Примеры-иллюстрации:

  • Автор обращает внимание читателя на.
  • Автор начинает рассуждения с того, что.
  • Поступок героя говорит о том, что.
  • Обратим внимание на следующую мысль.
  • Автор рассказывает историю, которая произошла с ним.
  • Чтобы раскрыть проблему автор рассуждает.
  • Проблема раскрыта автором на примере.
  • В центре внимания автора.
  • Особого внимания заслуживает.
  • Нельзя не обратить внимание на слова автора.
  • Автор раскрывает понятие через описание.

Примеры оформления пояснений:

  • Этот пример убедительно доказывает.
  • Эти факты (события) помогают понять.
  • В этих словах заключен глубокий смысл, который можно обозначить как.
  • На этом примере видно, что (как).
  • Благодаря этому мы понимаем, что Данные строки помогают читателю понять.
  • Эти рассуждения подводят нас к выводу о том.

Отношение автора

Здесь ученик должен подвести текст к следующей части, где он будет выражать собственное мнение.

Примеры:

  • Писатель приходит к выводу.
  • Автор считает, что.
  • Авторская позиция очевидна Автор приводит читателя к выводу.
  • Хотя позиция автора не выражена четко, из текста мы понимаем.

Ваша позиция

Далее приводится собственная позиция. Мнение автора текста и ученика не обязательно должны совпадать, однако агрессивно настаивать на своей точке зрения будет ошибкой. Отстаивать свое мнение лучше на конкретных примерах.

Какие клише можно использовать:

  • Невозможно не согласиться с мнением автора, действительно.
  • Я согласен с мнением автора, безусловно.
  • Я полностью разделяю точку зрения писателя и придерживаюсь мнения, что.
  • Я согласен с мнением автора, но.
  • Чтобы обосновать собственную позицию, я приведу пример из жизни.
  • В подтверждение своей точки зрения приведу пример.
  • Подтверждением моих слов служит.

Заключение

Обобщение всего написанного должно быть кратким и емким, отражать концентрированно проблему, позицию автора и собственное мнение. Однако простой пересказ текста не подойдет. Должна быть проведена логическая связь между всеми частями и сделан общий вывод.

Какие клише сочинения можно использовать в заключении:

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод.
  • Таким образом, можно сделать вывод, что.
  • Таким образом, на примере мы увидели.
  • В заключение можно сказать, что.
  • Итак, этот текст заставил меня еще раз убедиться.
  • Таким образом, автор стремится убедить нас в следующем.

Критерии оценивания

Работа оценивается не только по грамотному и логичному изложению текста без ошибок, но и по способности выпускника обозначить проблему, высказать собственное мнение, уметь приводить правильную и максимально точную аргументацию. Чтобы быть уверенным в качестве своей работы, нужно разбираться в критериях оценивания.

Проверка сочинения происходит по специально разработанному стандарту.

Если проблема сформулирована верно – 1 балл.

Критерии оценивания части «Проблема»: если проблема прокомментирована с опорой на исходный текст, приведено не менее 2 примеров-иллюстраций, даны пояснения к каждому, указана смысловая связь между ними, нет фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы, ставится максимальный балл – 6.

За что снимают баллы в части «Проблема»:

  • Смысловая связь между примерами-иллюстрациями указана, но не сделан ее анализ или сделан, но неверно; Анализ смысловой связи между примерами-иллюстрациями есть, но не указан (может быть указан неправильно); Дано пояснение только к одному из примеров-иллюстраций. В каждом из этих случаев снимается 1 балл и за эту часть сочинения начисляют 5 баллов.
  • Нет смысловой связи между примерами-иллюстрациями или она указана неверно и отсутствует ее анализ (или анализ сделан неправильно); Отсутствуют пояснения к примерам-иллюстрациям; Если ученик пояснил только один пример, указал, но не проанализировал смысловую связь между примерами-иллюстрациями; Когда дано пояснение только к одному из примеров-иллюстраций, проанализирована, но не указана смысловая связь между примерами-иллюстрациями. В любом из этих случаев снимается 2 балла и за эту часть сочинения начисляют 4 балла.
  • Есть пояснения к одному примеру, но при этом не указывается смысловая связь между примерами-иллюстрациями и отсутствует ее анализ; Когда пояснений к примерам-иллюстрациям нет, указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями; Нет пояснений к примерам-иллюстрациям, есть анализ, но отсутствует. смысловая связь между примерами-иллюстрациями. В каждом из этих случаев снимается 3 балла и за эту часть сочинения начисляют 3 балла.
  • Ученик не дает пояснения к примерам-иллюстрациям, не указывает и не анализирует смысловую связь; Когда в сочинении указан только один пример-иллюстрация, важный для понимания поставленной проблемы, из всего заданного текста и дано к нему пояснение. В любом из этих случаев снимается 4 балла и за эту часть сочинения начисляют 2 балла.
  • При приведении одного примера-иллюстрации из заданного текста, который является важным для понимания сформулированной проблемы, но без пояснений, снимается 5 баллов и за эту часть сочинения начисляют 1 балл.
  • Если ученик комментирует проблему, не опираясь на исходный текст; Если он не приводит важные для понимания примеры-иллюстрации из заданного текста; В случае наличия фактических ошибок (даже одной), которые связаны с пониманием текста; Комментарий дан по сторонней проблеме, которая не была сформулирована учеником; Если вместо комментария ученик просто пересказывает текст; Если ученик вместо комментария приводит цитату большого фрагмента заданного текста. В каждом из этих случаев работа не оценивается, и ученик получает за сочинение 0 баллов.

Как производится оценка части «Позиция автора»:

  • Отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано – 1 балл.
  • Отношение к позиции автора исходного текста не сформулировано и не обосновано; Формулировка и обоснование отношения к позиции автора исходного текста не соответствуют сформулированной проблеме; Мнение ученика заявлено лишь формально (например, «Я согласен/не согласен с автором») – 0 баллов.

Дополнительно начисляются баллы (максимум):

  • Речевое оформление сочинения – 2 балла.
  • Точность и выразительность речи – 2 балла.
  • Орфография – 3 балла.
  • Пунктуация – 3 балла.
  • Грамматика – 2 балла.
  • Речевые нормы – 2 балла.
  • Этические нормы – 1 балл.
  • Фактологическая точность в фоновом материале – 1 балл.

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

Получить более подробную информацию о критериях оценивания можно в Методических материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2022 года.

Апелляция

Подать апелляцию по результатам ЕГЭ 2022 можно в двух случаях:

  • Если нарушена процедура проведения экзамена.
  • Если вы не согласны с полученными баллами.

Потребуется написать заявление, указать в нем свои аргументы. Комиссия рассмотрит заявление и примет решение. Балы изменят в том случае, если будет доказано, что были технические ошибки и оценивание работы произведено неправильно. Баллы могут как поднять, так и понизить, поэтому лишний раз искушать судьбу не стоит.

Советы педагогов

Для написания сочинения на максимальный балл специалисты советуют следующее:

  • Начинать готовиться заранее, минимум за 1–2 месяца до экзамена.
  • Выполнять больше практических заданий.
  • Изучить критерии оценивания сочинения по методическим рекомендациям ФИПИ ЕГЭ 2022 русский язык.
  • Запомнить максимум возможных клише к сочинениям.
  • Заранее составить план сочинения ЕГЭ по русскому 2022.
  • Больше читать, тогда у вас не будет проблем с выражением собственных мыслей.

Алгоритм написания сочинения по русскому языку в 11 классе

Сочинение необходимо писать по определенному плану:

1

Вступление

2

Постановка проблемы

3

Комментарий к поставленной проблеме

4

Аргумент №1

5

Аргумент № 2

6

Позиция автора

7

Собственная позиция

8

Заключение

I. Вступление может быть написано в форме:

1. Лирического размышления.

2. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста)

3. Рассуждение о заглавии (которое бы вы дали данному тексту)

4. Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста

5. Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста.

6. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки, но выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику.

7. Может начинаться с ключевого слова текста

8. Описательного утверждения

9. Описания впечатления, которое произвел данный текст. (Почему именно такое? Чем вызвано?)

Виды вступлений к сочинению по русскому языку

1.Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет сделать вступление более энергичным.

Что такое риск? Словарь дает ответ, что это возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода. Почему же люди рискуют? Об этом и размышляет автор предложенного текста М .Веллер.

2. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста.

Что такое забота? Из чего вырастает чувство сострадания? Такие вопросы возникают после прочтения текста Д.С. Лихачева.

3. Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором будет рассказываться в тексте.

Черная обугленная земля до самого горизонта. Мертвая тишина. Жизнь остановилась. Все это ждет человека, если он продолжит тот пагубный путь, о котором пишет автор в своей статье.

4. Риторический вопрос. Предложение, вопросительное по форме и утвердительное по содержанию.

Кто из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы, наверняка, сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть разные способы ведения спора. Их и рассматривает в тексте Л.Павлова.

5. Цитата.

«Жизнь сильнее смерти». Это не банальная фраза, а одна из вселенских истин.

6. Лирическое вступление.

Рябина… Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод-огоньков и скромность ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых осенним дождем.

7. Краткая справка о писателе.

М. Веллер — современный писатель. За свою жизнь он сменил около тридцати профессий! Был и учителем, и лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, журналистом. Огромное число разных людских судеб знакомо ему. Какие качества в человеке главные? Что может человек? Об этом пишет он в своих произведениях, об этом размышляет и в предложенном тексте.

8.Определение темы текста.

Настоящий текст о том, что память- творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память- тесно взаимосвязанные вещи.

9. Сравнение прошлого и настоящего, сравнение понятий.

В жизни много таких событий, которые надолго остаются в памяти инее забываются почти никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжелые.

10. Заглавие, которое можно дать тексту.

Заклятые друзья природы- вот название, которое я бы дал предложенному тексту. Парадоксально? А разве то, о чем пишет В. Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся к этому тексту.

11. Связь с современностью.

В человеке существуют два начала- рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувством, но, несмотря на это, в нас живет душа поэта. Даже в городе, где, казалось, все заполнено машинами, пылью, в нас живет чувство прекрасного.

12. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.

Я очень люблю слушать музыку. Нельзя не согласиться с В. Астафьевым, который говорил, что «музыка-это самое дивное создание человека, его загадка, услада». Музыка — это часть нашей культуры.

13. Историческая характеристика соответствующей эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, культурных особенностей.

В истории человечества есть примеры того, как новая наука, не всеми до конца понятая и принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз бывало отказано даже в самом праве на ее существование.

II. Основная проблема – это та,

— которая стала объектом раздумий автора;

— над которой он в основном размышляет;

— к которой он неоднократно возвращается;

— по которой отчетливо заявлена авторская позиция.

Проблема формулируется

  • либо в виде вопроса;
  • либо в виде четкого и лаконичного предложения: проблема (чего?) поднимается в тексте

Используйте памятки:

В тексте

  • поднимается
  • рассматривается
  • исследуется
  • затрагивается
  • анализируется

проблема (чего?) (род. падеж)

Автора текста волнует проблема…

Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…

Текст … заставил меня задуматься над проблемой…

Проблема, обозначенная …, заключается в следующем:

Памятку, которая поможет вам избежать ошибок при формулировке проблемы текста.

  1. Вступление должно быть соотнесено с проблематикой текста.
  2. Избегать повторов слова «проблема»
  3. Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что…», «проблема о мужестве и стойкости» и т.д. (Проблема чего?) 
  4. Не искажать фамилию автора.

— Какие проблемы чаще всего рассматриваются в художественных и публицистических текстах?

1. нравственные;

2. экологические;

3. социальные;

4. психологические;

5. философские;

6. морально – этические и т.д.

— Проблема, рассматриваемая автором, может быть:

  • злободневной
  • актуальной
  • острой
  • важной
  • серьезной
  • спорной
  • назревшей
  • неразрешимой
  • наболевшей
  • мучительной
  • жгучей
  • сложной и т.д.

III. Что значит «прокомментировать» проблему исходного текста?

Необходимо изложить собственные мысли по данной проблеме с учетом аспектов, намеченных самим автором, т.к. комментарий должен объяснять авторский взгляд на поставленный вопрос.

— Какие вопросы следует осветить в комментарии?

1. Почему автор предпочел именно эту проблему?

2. Актуальна ли она?

3. Можно ли говорить о типичности этой проблемы?

4. Какие факты приводит автор, исследуя данную проблему? Что особо подчеркивает?

5. Каков эмоциональный пафос текста? Чем он вызван?

6. Поднималась ли до автора подобная проблема в художественной литературе и как авторы ее решали?

7. К каким выводам приходит автор?

 Как можно изложить в сочинении комментарий проблемы?

Два варианта:

1. от комментария к формулировке проблемы (индуктивное изложение);

2. от формулировки проблемы к ее комментарию (дедуктивное изложение).

— Обратите внимание! В комментарии не должно быть

  1. Пересказа исходного текста или любой его части.
  2. Рассуждения по поводу всех проблем текста.
  3. Комментария по неназванной проблеме (называется одна проблема, а комментируется другая)
  4. Излишнего цитирования.
  5. Комментариев о действиях героев текста.
  6. Общих рассуждений о тексте: вам нужно прокомментировать одну из проблем!

IV. Что значит « позиция автора»?

Это его отношение к обсуждаемой проблеме.

— Какой может быть авторская позиция по отношению к изображаемому?

  • положительной;
  • отрицательной;
  • иронической;
  • саркастической;
  • неоднозначной;
  • юмористической;
  • двойственной;
  • осуждающей;
  • скептической;
  • оптимистической и др.

— При формулировке авторской позиции вам помогут следующие типовые конструкции:

  • Автор считает, что…
  • Автор утверждает, что…
  • Автор убежден, что …и подобная уверенность небезосновательна…
  • Автору важно убедить читателя в том, что…
  • Бесспорно мнение автора о том, что …
  • Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…
  • Задача автора – убедить читателей в том, что…
  • Автор подводит свое отношение к поднятой проблеме …
  • Автор стремиться донести до читателей мысль о том, что…
  • Решая проблему, автор приходит к следующему выводу…
  • «…» — в этих словах, по – моему, отражена идея текста.
  • «…» — в этом высказывании (указать автора) нашла свое отражение идея текста.
  • «…» — именно эта мысль отражает авторскую позицию.
  • «…» — эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию.
  • — в этом предложении звучит прямая авторская оценка…
  • — все это позволило автору выразить мысль о том, что…
  • — вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.
  • — вот итог авторских раздумий по основной проблеме.
  • Позиция автора очевидна: …

 Прокомментировать авторскую мысль помогут такие варианты высказываний:

  • Подобный негативный авторский взгляд на проблему вызван тем, что…
  • Позицию автора наглядно иллюстрируют примеры, которые приводятся в тексте.
  • Утверждение автора, что… , бесспорно
  • Справедливость высказанных автором суждений несомненна
  • Резкая категоричность автора вызвана тем, что…
  • Подобная авторская позиция нова и интересна: автор призывает к …
  • На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к подобным явлениям.
  • Категоричность авторских оценок позволяет увидеть его негативное отношение к …
  • Используя конкретные факты, автор обосновал свою (негативную, позитивную) точку зрения на то, что…
  • По мнению автора, подобные явления все чаще и чаще встречаются в нашей жизни.
  • Называя это явление…, автор подчеркивает свое (положительное, отрицательное, ироническое и т.д.) отношение к нему.
  • Автор формирует (положительное, негативное) общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателей.
  • Автор дает прямые оценки явлениям и событиям:…
  • Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя …
  • Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры
  • Доводы, приведенные автором, убедительны
  • Оптимистический (пессимистический, ироничный, саркастичный и т.п. ) взгляд автора на поднятую проблему основан на…
  • Автор с сожалением говорит о том, что…
  • Автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения

V. Моя позиция.
1. Читательский опыт:
— художественная литература;
— историческая литература;
— научно-популярная литература.
Лучше начинать этот пункт плана со слов:
«Я полностью разделяю позицию автора…»
«Я согласен(сна) с позицией автора…»

 Как аргументировать свою позицию?

Аргументация — это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис.

Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская позиция по рассматриваемой проблеме. Аргументы ученика должны подтвердить или опровергнуть мнение автора.

Существуют различные виды аргументов (логические, психологические, иллюстративные).

Логические аргументы — это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму. К ним относятся:

• научные аксиомы;

• положения законов и официальных документов;

• законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;

• заключения экспертов;

• цитаты из авторитетных источников;

• показания очевидцев;

• статистические данные;

• примеры из жизни или художественной литературы.

Психологические аргументы — это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:

• эмоциональная убежденность пишущего;

• ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы);

• примеры, вызывающие эмоциональный отклик адресата;

• указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора;

• апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т.д.).

Иллюстративные аргументы. Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.

При опровергающей аргументации возможны два варианта:

1) вы подбираете два аргумента, опровергающие истинность позиции автора, а в заключении формулируете контртезис (мысль, противоположную авторской);

2) формулируя собственную позицию по проблеме, пишущий выдвигает контртезис и доказывает его истинность двумя аргументами.

В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

• тезис (положение, которое надо доказать);

• аргументация (доказательства, доводы);

• вывод (общий итог).

Однако следует помнить, что от вас требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Тезис — это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…». Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.

Типичная ошибка всех пишущих сочинение заключается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Такая работа не предусмотрена условием задания, а значит, не нужно тратить на нее драгоценного времени. Аргументы «за» должны быть:

• правдивыми, опираться на авторитетные источники;

• доступными, простыми, понятными;

• отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Критерий 4 гласит: Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов)

Используйте в сочинении вводные слова и предложения, отражающие вашу точку зрения: на мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении; возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственноё видение проблемы и др.

Можно воспользоваться и такими выражениями:

NN открыл для меня новый взгляд на проблему…, помог мне по-новому взглянуть на….

Словно повторил мои мысли о…, выразил близкие мне чувства о… и т. д.


VIII. Вывод. Заключение.
1. Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой.
2. Должно завершить сочинение, ещё раз обратить внимание на самое главное.
3. Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.
4. Может содержать твой вариант решения проблемы, поставленной автором.
5. Может отражать твоё личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.
6. Может дополнять мысль автора.
7. Может содержать рассуждение о злободневности рассматриваемых темы и проблем.
8. Может представлять собой развёрнутую или логически завершённую мысль, высказанную во вступлении.

Виды заключений к сочинению по русскому языку

1. Итог и обобщение сказанному.

Прочитав текст Д.С. Лихачева, понимаешь, что заботе, состраданию, добру надо учиться, но творить добро надо каждый день, каждый час и каждую минуту по отношению к родственникам, друзьям, маленьким и беззащитным детям, и ко всему живому.

2. Может быть развернута мысль, выраженная во вступительной части.

Жизнь, действительно, сильнее смерти. Любой человек, не разучившийся быть человеком, знает это. Жизнь никогда не прекращается. Она находит свое отражение в детях и последующих поколениях, в звуках, наполняющих мир, в самых нежных и теплых словах… И пока мы будем осознавать это, жизнь не остановится.

3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.

Рассуждение Д.С. Лихачева не может никого оставить равнодушным. Я согласна с автором, что из заботы о близких вырастает и чувство сострадания, и любовь к родине, потому что забота- это доброе чувство. Добро порождает добро.

4.Концовка — афоризм.

Снова и снова мы убеждаемся в том, что мужественное начало сильнее разрушающего и обывательского. То, что сделал человек во имя жизни и свободы, никогда не пропадет, наоборот, оно растет, укрепляется, все более утверждает и украшает жизнь на земле.

«Безумству храбрых поем мы песню»!

5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

Для чего же люди рискуют? Счастье риска заключено в победе. Над своими страхами. Над самим собой. Преодолевая себя, ты учишься быть настоящим человеком.

6.Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблему текста.

Отношение к Д.С.Лихачеву как к человеку высокой нравственности хорошо определил Даниил Гранин. «Я привык, что есть человек, по которому можно сверять свои поступки. Его присутствие мешало идти на сделки со своими слабостями. Он защищал нас от того злого, мстительного, циничного, что ежедневно порождало наше время».

7. Корректное возражение автору.

Сложно не согласиться с автором текста М. Веллером, что риск ведет к счастью победы. Но где же проходит грань между самоотверженностью и безрассудством? Все- таки нельзя пренебрегать опасностью и принимать осторожность за трусость. Не всякому риску – слава. Не всякая жертва – подвиг.

8.Яркий пример, обобщающий рассуждение.

Когда-то я читала сказку о жадном человек, мечтавшем о том, чтобы все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Бог решил осчастливить глупца и выполнил его просьбу. Итог был страшен: человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли мы роковую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый случай, когда не хочется, чтоб сказка стала былью.

Шаблон сочинения для задания №27 ЕГЭ.

«…» (наиболее яркая фраза, отражающая идейное содержание текста). Мне кажется, предложенный N (имя автора) текст именно об этом. В нем говорится о … (тема — в двух словах: о войне, о природе, о чувствах и т.д.). Рассуждая на эту тему, автор рассказывает (повествует, размышляет) о … (краткий пересказ). Таким образом, N поднимает важную, на мой взгляд, проблему … (и ставит перед читателем вопрос: «..?»). В заключение публицист (писатель) приводит нас к выводу о том, что: (основная мысль). В этом, я думаю, заключена основная мысль текста.

Я полностью согласна с мнением N: …(тот же вывод, но другими словами). Действительно, проблема, затронутая автором, актуальна во все времена и поэтому не может оставить нас равнодушными. К ней обращались многие писатели и поэты. N1 (другой автор) в повести (романе, произведении) «…» показал (отразил, выразил), как… (название произведения, имена персонажей, связанных с данной проблемой, конкретные ситуации из книги). Так и N отмечает, что (ссылка на предложенный текст, обращение к тексту, короткая цитата, сложноподчиненное предложение).

… (тезис-вывод в виде утверждения), потому что …(второй читательский аргумент или свой аргумент, основанный на личном опыте в виде размышления). N тоже пишет, что… (ссылка на предложенный текст, обращение к тексту, короткая цитата, сложноподчиненное предложение). … (свое размышление).

… ( размышляем, обыгрываем начальную фразу, связывая с проблемой текста, показывая значимость проблемы для общества, конкретно для определенной группы людей, обращаясь к содержанию предложенного текста). Подводим итог.

P.S.Очень важно!!! Не забывайте про абзацное членение. Лучше, если каждая смысловая часть будет выделена в отдельный абзац. Каждый аргумент тоже нужно выделить в отдельный абзац.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство к своду знаний по управлению проектами руководство pmbok пятое издание 2013
  • Раствор алоэ для инъекций инструкция по применению
  • Настойка пассифлоры японской инструкция по применению
  • Микосептин мазь от грибка цена инструкция
  • Витамины компливит для детей от 7 лет инструкция по применению