Соц политика руководство

1. Понятие социальной политики, ее
субъекты, задачи и приоритеты.

2. Основные принципы разработки социальной
политики, функции и модели.

3. Типология
социальных изменений. Основные формы
социальных процессов.

1. Понятие социальной политики, ее субъекты, задачи и приоритеты.

Социальная политика – это разрабатываемый
и реализуемый целевой комплекс
принципиальных направлений и задач
улучшения жизнедеятельности людей в
данном социальном пространстве (страна,
регион, город, предприятие).

В качестве субъектов социальной политики
могут выступать:

  • Государство в лице федеральных и
    региональных органов власти;

  • Органы местного самоуправления;

  • Общественные организации;

  • Политические партии;

  • Благотворительные организации;

  • Частные лица, выдвигающие инициативы
    и реализующие их.

Основной проблемой во взаимоотношениях
федеральных и региональных органов
власти является разграничение полномочий.
Негативными последствиями этого являются
управленческое иждивенчество и
игнорирование местных особенностей.

Главная цель осуществления любой
социальной политики – это гармонизация
общественных отношений (регулирование
деятельности системы пенсионных фондов,
органов здравоохранения, общественных
организаций и т.п.). Поэтому в качестве
основных задач социальной политики
можно отметить предотвращение резкой
социальной дифференциации, смягчение
и снижение конфликтных отношений между
гражданами, а также ликвидацию негативных
экономических, социальных, культурных
и др. факторов, ведущих к депривации
отдельных групп или населения в целом.

Таким образом, социальная политика
направлена на создание условий для
развития экономической самостоятельности
населения, предотвращение имущественной
дифференциации. Поэтому на сегодняшний
день приоритетными направлениями
развития социальной политики являются:

  • Повышение уровня жизни и доходов
    населения;

  • Социальная поддержка и защита семьи,
    материнства и детства;

  • Социальное обеспечение и обслуживание
    пожилых людей и инвалидов;

  • Поддержание и развитие системы
    образования;

  • Совершенствование системы здравоохранения;

  • Реализация комплекса мер по профилактике
    девиантного поведения (алкоголизм,
    наркомания, суицид и др.).

2. Основные принципы разработки социальной политики, функции и модели.

А) Выделение приоритетов
включает в себя принятие социальной
доктрины общества, определение социальных
целей и разработку мер по социальной
защите «групп риска».

Социальная доктрина предполагает
определение стратегических целей
социальной политики. Это четкое
обозначение национальных интересов,
которые соответствовали бы перспективным
целям страны (например, концепция
национальной безопасности), выделение
среди главных национальных интересов
первоочередных, от реализации
которых в первую очередь зависит
национальная безопасность, выживание
нации, выделение первоочередных
социальных ресурсов
.

Определение социальных целей подразумевает
разделение их на долгосрочные,
среднесрочные и краткосрочные и их
согласование. Учет наличных ресурсов.

Б) Разработка комплексных целевых
программ (направлений).

В) Системный анализ целевых программ
(уточнение приоритетов, ресурсное
обеспечение, определение ответственности
и технология реализации этих целевых
программ).

Любая социальная политика призвана
выполнять следующие функции:

  • Выражение и защита интересов социальных
    слоев и групп общества;

  • Оптимальное разрешение противоречий,
    существующих в социальной сфере;

  • Управление и руководство социальными
    процессами, к примеру миграционными.

  • Социализация личности, содействие ее
    развитию как самостоятельного и
    социально активного субъекта;

  • Прогнозирование развития социальных
    процессов. В этой области возникает
    необходимость создания и использования
    социальных технологий. Поэтому необходимо
    развивать технологическое звено –
    социальных технологов (социальных
    работников).

Cоциальная
политика
это деятельность
государства и/или общественных институтов,
связанная с отношениями между социальными
группами и общностями по поводу условий
создания и распределения общественного
продукта, позволяющая согласовывать
коренные интересы и потребности указанных
групп населения с долговременными
интересами и целями общества.

Основной целью социальной политики
является обеспечение динамичного
развития общественно-политической
системы путем создания трудоспособным
гражданам условий для поддержания
благосостояния своим трудом и
предприимчивостью, а нетрудоспособным,
социально уязвимым группам предоставление
социальной помощи и поддержки.

Социальная политика включает в себя
четыре основные части:

• создание правовых, организационных
и финансовых условий организациям
социальной сферы для удовлетворения
различных потребностей членов общества;

• создание правовых, организационных,
производственных предпосылок для
самостоятельного зарабатывания
гражданами средств на поддержание
необходимого уровня жизни;

• создание условий для удовлетворения
потребностей населения путем развития
социальной инфраструктуры, находящейся
в собственности и/или распоряжении
государственных или муниципальных
органов управления;

• организация производства, распределения
и потребления отдельных товаров и
продуктов на производственных предприятиях
и в учреждениях социальной сферы,
находящихся в собственности и/или
распоряжении государственных или
муниципальных органов управления.

Выбор в качестве приоритетных тех или
иных составляющих социальной политики
означает не только соответст­вующий
маневр ресурсами, направляемыми в
различные отрасли социальной сферы, но
и обусловливает социальные гарантии
со стороны общества, которые оно дает
своим членам по поводу обеспечения их
потребностей в рамках каждой из
составляющих социальной политики.

Сочетание этих элементов социальной
политики в ее конкретных мероприятиях,
осуществляемых государством или другими
субъектами, придает определенное
своеобразие социальной политике
отдельных государств, выражающееся в
ее различных моделях.

Рассмотрим некоторые модели социальной
политики, применявшиеся в различных
странах в последние десятилетия.

Под моделью социальной политики
подразумевается общая схема описания
важнейших элементов социальной политики,
ее целей, задач, инструментария, форм
реализации во взаимосвязи с обусловливающими
ее экономическими факторами.

В директивной экономике нашей страны
и других социалистических стран
реализовывалась так называемая
патерналистская модель
социальной политики. Именно патернализм
представлял собой важнейшую черту
данной социальной модели. Патернализм
выступает как модель, при которой
центральное руководство берет на себя
ответственность за экономическое
положение и одновременно претендует
на использование любого инструмента
из арсенала административных средств,
который представляется ему наиболее
целесообразным.

На первый взгляд, государство сосредотачивая
в своих руках основную массу ресурсов,
необходимых для экономического и
социального развития, может распределять
их с наибольшей эффективностью,
удовлетворяя по мере возможности
наиболее насущные потребности членов
общества. Однако в условиях тоталитарного
правления патернализм оборачивается
засильем и бесконтрольностью бюрократии,
что создает предпосылки для возникновения
коррупции, принятия неэффективных
решений, вторжения государства в частную
жизнь граждан. Еще худшим последствием
патернализма является рост социальной
пассивности граждан, упование на
государство как на «высшую инстанцию»
в решении всех социальных проблем.

Еще одна характерная черта патерналистской
модели — жесткое директивное регулирование
производства, распределения и обмена
социальными благами и услугами.
Последствием этого явилась не только
непомерная для государства «ноша» в
виде попытки директивно сбалансировать
объем и структуру спроса и предложения
на товары и услуги, но и резкое снижение
заинтересованности производителя в
изучении потребительского рынка, что
привело в конечном счете к полному
диктату производителя.

Следующей моделью социальной политики,
получившей распространение в индустриально
развитых странах, является концепция
«
государства всеобщего
благосостояния».

В основе концепции «государства всеобщего
благосостояния» лежало предположение,
что государство — единственный институт
современного общества, не имеющий
собственных интересов и поэтому способный
выступать посредником между классами
и действовать в соответствии с
общественными интересами. Исторически
концепция «государства всеобщего
благосостояния» формировалась в периоды
экономических и политических потрясений,
когда государство берет на себя все
управленческие функции, включая
социальную сферу, минимизируя при этом
действия рыночных факторов. Это, в свою
очередь, обеспечивало гарантию
общедоступности социальных благ и
услуг, причем критериями доступа к
указанным благам становилось гражданство
как право каждого гражданина получить
социальную поддержку и защиту со стороны
государства.

Следует отметить, что эта концепция
выполняла функции не только социального
амортизатора (например, в виде поддержки
безработных, программ занятости,
переподготов­ки и профессиональной
ориентации лиц, потерявших работу, и
т.п.), но и функции существенного улучшения
качества рабочей силы, что стало особенно
актуальным в условиях разворачивающейся
в эти же временные рамки научно-технической
революции. Еще одна важная функция
концепции «государства всеобщего
благосостояния», обеспечившая широкую
поддержку данной социальной модели —
предоставление социальных гарантий в
старости и в экстраординарных случаях.

На первоначальных этапах осуществления
концепции «государства благосостояния»
деловые круги воспринимали ее достаточно
лояльно, так как она способствовала
установлению «социального мира». Но со
временем налоговое бремя оказалось для
них (как и для широких слоев населения)
излишне тяжелым. При этом многочисленные
исследования показали, что «огосударствленная»
часть социальной сферы отличалась не
только более низким качеством услуг,
но и менее рациональным использованием
ресурсов, нежели аналогичные частные
и общественные организации и учреждения
социальных отраслей. Все это породило
требования о свертывании концепции
«государства всеобщего благосостояния»,
о приватизации отдельных отраслей
социальной сферы и о более широком
использовании в функционировании
социальных отраслей рыночных принципов,
что и было осущест­влено в большинстве
стран Западной Европы в середине 70-х —
начале 80-х годов.

Если концепция «государства всеобщего
благосостояния» получила наибольшее
развитие в Великобритании, Франции и
ряде других европейских стран, то
концепция «социального рыночного
хозяйства»
наиболее полно была
реализована в ФРГ.

Сущность концепции «социального
рыночного хозяйства» заключалась в
признании примата экономической свободы
предпринимателя и отрицании
административного вмешательства в
экономику, поскольку именно рыночная
свобода создает экономические, ресурсные
предпосылки для достижения социальных
целей.

На основе развития чисто рыночной
экономики западно­германское
государство развернуло целую систему
социальных амортизаторов, не позволяющих
любому гражданину опускаться ниже
установленной черты бедности. Но при
этом государство старается не брать на
себя выполнение таких социальных задач,
которые под силу самим гражданам.

Социальная политика, осуществляемая
на основе концепции «социального
рыночного хозяйства», не лишена некоторых
противоречий. Они заключаются в том,
что, с одной стороны, сохраняется рыночный
характер предоставления большинства
социальных услуг. Это позволяет
обеспечивать суверенитет потребителя
данных услуг, поддерживать конкуренцию
между отдельными организациями и
учреждениями социальной сферы. В то же
время, осуществление государственных
социальных программ потребовало создания
значительного бюрократического аппарата
со всеми присущими ему проблемами
неэффективности, отчуждения, низкой
степени ответственности за осуществляемую
работу.

«Социальное рыночное хозяйство»
представляет собой относительно более
рыночную, чем концепция «государства
всеобщего благосостояния» модель
социальной политики. Причем на протяжении
уже почти пятидесяти лет основные
постулаты «социального рыночного
хозяйства» сохраняются в практически
неизменном виде.

В русле либеральных экономических
воззрений находится рыночная
модель
социальной политики. Основной
идеей данной модели является тезис о
необходимости усиления рыночного начала
в социальной сфере взамен широкого
государственного вмешательства. Это
находит свое воплощение, во-первых, в
частичном разгосударствлении социальной
сферы, во-вторых, в расширении применения
рыночных инструментариев в функционировании
социальных отраслей.

В процессе разгосударствления происходит
диверсификация социальных учреждений
по формам собственности, условиям
предоставления услуг, нацеленности
услуг на определенные группы населения.

Вторая основополагающая идея рыночной
модели социальной политики — ее
селективность, избирательность,
ориентация на четко определенные группы
населения или на отдельные типичные
жизненные ситуации, требующие помощи
со стороны государства. Таким образом,
государственная социальная политика
складывается как бы из двух частей, в
зависимости от того, к какой группе
членов общества она применяется. Для
трудоспособных граждан помощь государства
сводится к созданию условий для повышения
их трудовой активности и развитию
самопомощи. Социальная же помощь со
стороны государства или других
общественных институтов оказывается
гражданам лишь по причинам болезни,
несчастного случая, старости и безработицы.

Третья черта рыночной модели социальной
политики — ее ориентация на традиционные
ценности и социальные институты, такие
как семья, местные общины, некоммерческие
организации.

Рыночная модель социальной политики
легла в основу конкретных шагов
правительства Великобритании,
возглавлявшимся М. Тэтчер, в середине
70-х годов.

Итак, подводя кратко итог отметим, что
социальная политика включает 2 основные
функции: экономическую, т.е. стимулирующую
экономическую деятельность, и
стабилизирующую (социальную), направленную
на сохранение стабильности в обществе,
чтобы существующий порядок воспринимался
как справедливый. Рассогласование этих
функций приводит к «маятниковой»
социальной политике.

«Жесткая» модель социальной политики
направлена на стимулирование экономически
активного населения и предполагает:

  • снижение налогов на доход;

  • свертывание социальных программ;

  • повышение уровня безработицы;

Такая модель социальной политики была
характерна для политики Р. Рейгана в
С.Ш.А в 1980-ые годы. Ее последствиями были
стабилизация доллара, экономический
рост, сбалансированный бюджет.

Мягкая модель социальной политики
направлена на:

  • снижение социальной напряженности,
    «подтягивание» низших слоев населения;

  • повышение налогов на доход;

  • увеличение расходов на различные
    социальные программы;

Эта версия социальной политики была
популярна в 1960-1970-ые годы в С.Ш.А. и привела
к дефициту государственного бюджета,
инфляции и социальному иждивенчеству.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #

    11.07.2019926.02 Кб8vv.rtf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Основные понятия социальной политики

Изменение внутренней структуры национальных экономических систем, развитие новых функциональных связей и изменение качества взаимодействия элементов этих систем оказывает влияние на появление качественно иных отношений в экономике, которые непосредственно касаются социальной сферы общества и, естественно, социальную политику, которое проводит государство.

Определённо роль социально-культурной сферы в новых экономических условиях с учётом всех преобразований мировоззрения общества, которые связаны с этим процессом, а также отдельных его граждан, достаточно велика. Наличие высокого уровня образования может стать адаптационным механизмом развития всех отраслей национальной экономики в условиях глобализации и тем самым способствовать обеспечению необходимого уровня инновационного потенциала населения. Важно понимать, что здоровые люди могут брать на себя сложные задачи и занимать активную жизненную позицию. Люди, которые обладают высоким уровнем культуры, могут принимать нестандартные решения и находить выходы при решении сложных проблем таким образом, чтобы никому не навредить, а, наоборот, приносить в свою и общественную жизнь гармонию и красоту.

Люди остро нуждаются в том, чтобы быть удовлетворёнными своей жизнью, условиями труда, а негатив, который случается в повседневной жизни не должен влиять на качество их жизнедеятельности и труда. Таким образом, можно говорить о том, что активное развитие общественного сектора экономики и обеспечение высокого качества услуг данного сектора определяет все нужные для продвижения концепции новой экономики преобразования в экономических структурах и обществе.

Учреждения общественного сектора обязаны в полной мере обеспечивать реализацию услуг на должном уровне, тем самым они становятся более инновационно развитыми, чтобы распространять свой инновационный потенциал на все отрасли российской экономики. Высокое качество жизни населения и положительные ценностные изменения в обществе, которые стимулируют формирование новых экономических условий, могут быть обеспечены эффективностью становления общественного сектора экономики и конкурентоспособностью организаций общественного сектора.

Суть социальной политики государства

Выделяют три основных подхода к пониманию, что такое социальная политика государства. Именно они в полной мере показывают с какой точки зрения понимается термин социальной политики, они следующие:

  • Точка зрения социального администрирования.
  • Точка зрения общественного договора.
  • Точка зрения государственного управления.

С позиции социального администрирования социальная политика рассматривается в совокупности с политикой правительства в области социального обеспечения, в том числе посредством исследования процессов её развития, применения и влияния.

Замечание 1

Д. Дэвид и Дж. Джерри высказывают мнение, что этот процесс априорно противоречивый, поскольку термин зачастую, пусть и ошибочно, но применяют для контекста социальной администрации по отношению к институционализированным услугам, которые обеспечиваются государством всеобщего благоденствия в плане жилья, здравоохранения, образования, социального обеспечения, персональных социальных услуг и даже юриспруденции

В этой связи необходимо упомянуть, что выдающийся британский социолог Ричард Титмусс говорил в рамках данного подхода: «апартеид в Южной Африке тоже социальная политика».

С позиции общественного договора социальная политика представляет собой политику, которая концентрируется на достижении гармоничного развития общества, т.е. забота о том, чтобы богатые не лишали бедных хлеба, а бедные богатых – аппетита. Стоит отметить, что такого рода подход может стать причиной неоправданного перераспределения или прямой попытке откупиться от бедных в обмен на конкретные услуги.

С позиции государственного управления социальная политика представляет собой комплекс мер государства и некоторых иных институтов по управлению развитием социальной сферы общества, которые сконцентрированы на поддержании нормальных условий жизнедеятельности, социальной справедливости и социальной защиты населения.

Целенаправленное регулирование социальных процессов и правления социальной сферой реализуется посредством перераспределения внутреннего продукта. Выдающийся экономист и классик экономической политики Ян Тинберген смог оценить для ряда развитых стран долю перераспределения национального дохода на социальные нужды населения.

Пример 1

Доля перераспределения национального дохода на социальные нужды населения для Швеции составляет 0,299, Нидерландов – 0,28, США – 0,125, Японии – 0,15.

Таким образом, можно отметить, что социальная политика представляет собой ключевое звено политики государства, которое направлено на обеспечение расширенного воспроизводства социальных ресурсов общества. В этой связи необходимо выделить основные её цели:

  • Достижение стабильности в обществе, снижение социальных противоречий.
  • Достижение целостности и нужной динамики общественного развития.
  • Компенсация недостатков рыночного саморегулирования.
  • Обеспечение всеобщей допустимости и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг.

Этих целей можно достичь при помощи:

  • Предоставления социальных гарантий, которые помогают сократить вероятность или вовсе свести её к минимуму воздействия различных катастроф и форс-мажорных ситуаций.
  • Перераспределение различных материальных активов, в том числе организационных усилий с целью обеспечения достигнутого уровня жизни и изменения его качества в сторону снижения социальной напряжённости.
  • Регулирование образа жизни населения, которые относятся к разным социальным группам с точки зрения экономического положения, нравственного уровня, в том числе репрессивной направленности.
Определение

Социальная политика – это деятельность по управлению социальной сферой общества, а также обеспечению его воспроизводства.

Социальная политика направлена на:

  • Удовлетворение базовых материальных и культурных потребностей граждан на допустимом уровне.
  • Сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.
  • Регулирование процессов социальной дифференциации общества, в том числе доходов экономически активного населения и нетрудоспособных граждан.

Эта даёт возможность каждому всем гражданам реализовывать его важнейшие социально-экономические права, прежде всего на уровень и качество жизни, необходимые для нормального воспроизводства и развития каждого человека.

Структурные элементы социальной политики

Ключевыми структурными элементами социальной политики являются следующие:

  • Политика в области доходов населения, которая состоит из социальных ориентаций налоговой политики государства, установление определённого уровня прожиточного минимума, социальных пособий, пенсионного обеспечения и пр.
  • Политика в сфере труда, которая предусматривает регулирование занятости и безработицы, охрану труда, контроль за продолжительностью рабочего дня, а также регулирование трудовой миграции и пр.
  • Политика в образовании и здравоохранении.
  • Политика в области воспроизводства населения, которая предусматривает демографическую политику, охрану семьи и детства, борьбу с беспризорностью и бездомностью.
  • Политика в сфере культуры, которая предусматривает управление социально-культурной сферой общества, в которую входят музеи, театры и пр., поддержку на должном уровне культурных традиций и определённых сфер деятельности, таких как литература, кинематограф и пр.
  • Политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Необходимо понимать, что в каждой стране социальная политика имеет свой фундамент, в основном она базируется на:

  • Принципах социальной справедливости согласно с принятой в обществе доминирующей моделью.
  • Индивидуальной социальной ответственности.
  • Социальной солидарности.
  • Социальном партнёрстве.
  • Социальной компенсации.
  • Социальных гарантиях.

Направления социальной политики

Многолетний опыт проведения развитыми странами социальной политики поспособствовал формированию в этой области нескольких направлений:

  • Социальное страхование.
  • Общественное вспомоществование.
  • Развитие системы социальных услуг.
  • Социальная ориентация налоговой политики.
  • Позитивная дискриминация.

Социальное страхование, в первую очередь, распространяется на людей, которые не имеют постоянной работы или на перманентной основе не заняты в экономике по причине болезни, безработицы или в связи с выходом на пенсию. Стоит отметить, что потеря дохода этой части населения предусмотрена в качестве компенсации из фонда социальной защиты.

Общественное вспомоществование, которое осуществляется в денежной или натуральной форме и предназначено сугубо для лиц, которые имеют низкий уровень доходов вне зависимости от того, принимают ли они участие в трудовой деятельности и получают ли страховые выплаты. Наиболее важными формами общественного вспомоществования являются: прямая помощь семьям с маленькими детьми, бесплатный проезд в общественном транспорте для отдельных групп населения, к примеру, пенсионеров, студентов и школьников, бесплатное питание для людей без определённого места жительства, продовольственные талоны и специальные карты, продажа товаров по сниженным ценам и пр.

Замечание 2

Важно отметить, что подобного рода формы схожи с некоторыми другими мероприятиями, к примеру, разные банкеты и фуршеты, могут быть бесплатными, но не являются формой общественного вспомоществования.

Развитие системы социальных услуг для оказания помощи незащищённым слоям населения в охране здоровья, получения образования, профессиональной и квалификационной подготовке и переподготовке. Бесплатное предоставление данных услуг даёт возможность увеличить экономический статус личности, её защищённость от жёстких условий, который концентрируются на высокой экономической эффективности.

Социальная ориентация налоговой политики включается в себя прогрессивное налогообложение личных доходов, которые дают возможность перераспределять значительную часть доходов верхних состоятельных слоёв населения на нужды более нуждающихся.

Позитивная дискриминация состоит из совокупности прав, преимуществ и привилегий некоторым социальным группам и направленная на увеличение доступности услуг для некоторых категорий жителей. Отметим, что позитивная дискриминация наиболее часто применяется во многих развитых странах, таких как США, хотя в некоторых вовсе запрещена, к примеру, в Швеции и Словакии.

Одним из ключевых направлений преодоления дефицитности ресурсов для решения социальных проблем выступает применение механизма социального партнёрства, прошедшего длительную проверку в развитых странах и подтвердившего свою высокую эффективность.

Система социального партнёрства

Система социального партнёрства направлена на создание устойчивой системы согласования интересов предпринимателей, лиц наёмного труда и правительства, а также сконцентрирована на ослаблении напряжённости в стране. Социальное партнёрство предполагает, что все участники трудовых отношений, в том числе трудящиеся, государство и работодатель, вносят свой вклад в финансирование мер по социальной политике и являются ответственными за это. Одной из функций механизма социального партнёрства является обеспечение консенсуса в масштабах страны. Чтобы выполнить эту функцию экономические и социальные советы систематически консультируют правительство и парламент по законопроектам, которые касаются социальных проблем, вырабатывают согласованную политику, направленную на защиту интересов субъектов трудовых отношений, социальной справедливости.

Предпосылкой эффективного социального партнёрства трёх сторон выступает разумное распределение ролей между всеми участниками в выработке и реализации социальной политики.

Государство обязано разрабатывать законодательные акты, которые будут регулировать социальную сферу, определяет необходимые для исполнения минимальные стандарты в социально-трудовой сфере, к таковым относятся труд и его оплата, обеспечение финансовой поддержки в случае потери трудоспособности и пр. Кроме всего прочего, государство обязано создавать экономические и правовые условия с целью расширенного воспроизводства физического, интеллектуального и культурного потенциала общества.

Предприниматели, которые должны защищать собственные интересы в достижении максимума прибыли, ответственны за обеспечение надлежащих условий труда и социальной защиты работников. Они обеспечивают в обязательном порядке минимальные социальные гарантии, которые устанавливаются государством на основе собственных возможностей и трудовых соглашений.

Особое внимание также стоит уделить и трудящимся, которые вносят страховые платежи, связанные с охраной здоровья, возможной безработицей, принимают участие в обеспечении достойного уровня жизни в последующем пенсионном периоде и приводят другие социальные отчисления финансов с целью удовлетворения ряда жизненно необходимых потребностей.

Показателем превращения социального партнёрства в официальную политику государства может выступать законодательное становление в западноевропейских странах трёхсторонних экономико-социальных отношений из представителей объединений предпринимателей, профсоюзов и государства. В разных странах они по-разному называются.

Пример 2

В 1947 г. в Италии образовался Национальный совет экономики и труда. В Бельгии в 1948 г. был сформирован такой же орган. Во Франции был создан экономический и социальный комитет в 1958 г. Подобные органы были созданы и в других странах: в Нидерландах — 1950 г., в Великобритании – 1962 г., в Ирландии – 1973 г., в Люксембурге – 1966 г.

В пределах ЕС реализуется план экономического и социального комитета, который помимо всех прочих функций, также занят координацией деятельности национальных советов. Политика социального партнёрства переступает все национальные границы и превращаются в согласованную международную политику.

Автор статьи

Евгения Май-Резникова

Эксперт по предмету «Социальная работа»

Задать вопрос автору статьи

Несмотря на разные задания, у большинства органов управления социальной политики в Российской федерации существует одна благая цель.

Замечание 1

Все органы социальной защиты населения подчиняются двум ведомствам области края и Министерству труда и социального развития РФ.

Все эти органы имеют схожую структуру и обязанности. Разберём структуру управления социальной политики. Управление, все подведомственные ему учреждения и территории образуют собой локальный центр социальной защиты граждан, который обеспечивает поддержку таким группам населения как семья, граждане преклонного возраста, инвалиды и ветераны, а также лица, которые были уволены с военной службы и их семьи.

Управление и его основные задачи

Определение 1

Управление — это юридическое лицо, которое имеет свои счета в банке, собственные ресурсы для выполнения поставленных задач, бланки и печать с гербом Российской Федерации, а также некоторые управления имеют собственное печатное издание.

В перечень основных задач управления входит:

  • совместно с территориальными органами власти организация пенсионного обеспечения в области;
  • создание и поддержка работоспособности системы социальной защиты населения;
  • организация медицинской помощи населению, что включает в себя реабилитацию и протезирование;
  • социальная поддержка семье, людей преклонного возраста, ветеранов;
  • помощь гражданам, которые были уволены с военной службы, а также помощь их семья;
  • участие в проведении финансово-экономических программ связанных с обеспечением социальных проектов для населения;
  • подготовка и контроль над подготовкой кадров в сфере социального обслуживания;
  • защита прав и свобод граждан, предусмотренных в законодательстве, а также соблюдение трудовых прав граждан;
  • контроль за применением действующего законодательства в подведомственных структурах;
  • привлечение третьих лиц для разработки программ, проектов, планов социальной защиты и их внедрение на практике;
  • информирование назеленим по вопросам трудовой защиты и социального обеспечения.

«Управление социальной политикой» 👇

Функции Управления

В области пенсионного обеспечения входят:

  • организация органов, которые занимаются начислением транспортировкой перераспределением и выплатой государственных пенсий;
  • создание, развитие и внедрение автоматизированных систем по выплате и перерасчёту пенсий для населения;
  • организация и осуществление контроля по выплате государственных пенсий гражданам РФ, которые поступают в Управление из федерального, краевого бюджетов, а также из Пенсионного фонда Российской Федерации органам социальной защиты населения;
  • совместно с пенсионным фондом Управление обязано осуществлять выплату пенсий тем гражданам, которые находятся за пределами Российской Федерации.

В области социального обслуживания населения входят:

  • совместно с органами исполнительной власти Управление обязано развивать и контролировать процесс развития государственных, городских и подобных служб которые, которые занимаются специальным обслуживанием населения. Это учреждения связанные с социальной защитой и реабилитацией ветеранов, инвалидов, детских домов, детей сирот, недееспособных детей, одиноких матерей и т.д.
  • Оказание помощи гражданам, которые оказались в экстремальной ситуации. А именно людям без определённого места жительства, особям без гражданства, беженцам и вынужденным переселенцам

В области медицинско-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и оказания населению протезно-ортопедической помощи входят:

  • разработка идей для государственной медицинской политики в сфере инвалидов и реабилитации, в также внедрение этих разработок в реальной жизни совместно с органами исполнительной власти;
  • организация и усовершенствование службы медицинско-социальной экспертизы, служб реабилитации инвалидов с ограниченными возможностями, а также обеспечение вышеперечисленных категорий граждан социальным транспортом и уход за ним;
  • контроль по обеспечению населения протезно-ортопедической помощью, плюс контроль над соблюдением льгот и очерёдности оказания этой помощи;
  • создание и развитие медицинских реабилитационных центров, а также других учреждений и предприятий, которые всячески будут способствовать реабилитации и возвращению к нормальной жизни инвалидов;
  • помощь организациям инвалидов в их общественной деятельности, а также повышение социального статуса инвалидов и воинов-интернационалистов.

В области социальной поддержки пожилых граждан и ветеранов включены:

  • создание разработка и реализация проектов, которые касаются людей преклонного возраста и ветеранов, а также воплощение этих проектов в жизнь с органами исполнительной власти;
  • контроль в районе своих возможностей за соблюдением социальных гарантий для пожилых людей и ветеранов

В области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства входят:

  • создание и разработка проектов по государственной направленности программ связанных с семьей материнством отцовством и детством и реализация, внедрение данных проектов с органами исполнительной власти;
  • контролирование социальных гарантий, которые предоставляются локальным семьям в регионе;
  • поддержка выпускников из детдомов и школ-интернатов, которые не имеют родителей.

В области социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов их семей включены:

  • подготовка программ актов, нормативных документов, краевых проектов связанных с военнослужащими которые вышли на пенсию, были уволены, либо же были убиты в оде военных действий, и помощь семьям этих военнослужащих;
  • создание и верховенство в управлении системой реабилитации военнослужащих после получения ранения или инвалидности.

В области финансово-экономической и инвестиционной политики включены:

  • финансирование подведомственных организаций и учреждений согласно с краевым бюджетом, а также мониторинг потраченных средств этими ведомствами;
  • анализ отчетов организаций, которые находиться в структуре управления, и касаются материально-технического обеспечения социальных процессов;
  • улучшение условий труда работников подведомственных учреждений для соответствия нормам социальной защиты труда

В области подготовки и повышения квалификации кадров входят:

  • создание и усовершенствование программ, которые направлены на обучение и повышение квалификации работников социальной политики, а также внедрение этих программ на практике путем обучение новых работников социальной сферы и повышение квалификации старых работников

В области труда и охраны труда, обеспечения социальных льгот и гарантий входят:

  • принятие участия в повышение тарифного коэффициента между работником и работодателем что ведёт к увеличению заработной платы и соответственно повышению уровня жизни
  • контролирует своевременную оплату труда в полном объеме;
  • изучение трудовых массовых конфликтов и участие в их решении;
  • создание, разработка и совершенствование мероприятий направленных на улучшение условий труд и трудового отдыха, а также внедрение этих программ совместно с органами исполнительной власти.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Современная модель рыночных отношений с её напряжённой конкурентной средой, быстрым темпом изменений внешних условий и высокими требованиями к моральным принципам ведения бизнеса зачастую требует от предприятия мобилизации всех доступных ресурсов. Компании постоянно улучшают оборудование, внедряют новейшие производственные технологии, разрабатывают стратегии развития и продвижения организации. Однако ещё далеко не все руководители полностью отдают себе отчёт в том, что стратегический стиль управления расценивает персонал как наиболее важный, хотя и самый своеобразный ресурс.

Согласно учебнику экономики социальная политика компании — это система стратегических мер, планомерно внедряемая руководством, имеющая целью развитие коллектива, охрану труда и повышение престижа работодателя; при этом соцполитика рассматривает указанные аспекты как компоненты системы менеджмента.

Говоря человеческим языком, социальная политика — это мощный инструмент формирования мотивации персонала, поскольку она направлена на создание таких внутрикорпоративных условий, в которых люди действительно захотят работать, строить карьеру, быть полезными компании и рекомендовать её друзьям как надёжного работодателя.

Задача формирования социальной политики встала перед руководителями предприятий относительно недавно. В советские времена эта сторона трудовой жизни жёстко регламентировалась государственной идеологией, на балансе предприятий находилось множество социальных объектов: больницы, детские сады, организации общественного питания. При переходе на рыночную модель отношений социальная политика практически прекратила своё существование на целое десятилетие не только на уровне организаций, но даже в масштабах государства. В результате современным менеджерам практически не на что опереться: нет опыта, традиций, теории.

Социальная политика компании: основы, цели, задачи

Все собственники бизнеса знают о необходимости создавать систему мотивации, но мало кому из них удаётся выстроить эффективную, рабочую схему.

Термин «социальная политика организации» можно рассматривать в различных аспектах:

  • добровольный вклад в развитие внутренней среды компании, превышающий установленный законодательством минимум (страхование, отчисления в ПФР и т. д.);
  • нормативный документ, разработанный социальным отделом, дополненный необходимыми локальными актами, который позволяет структурировать и упорядочить предоставление льгот, компенсаций, а также других методов стимулирования;
  • управленческий инструмент увеличения производительности труда (следовательно, и прибылей);
  • формирование репутации предприятия с высокой социальной ответственностью (внешняя политика: участие в общественной жизни, поддержка государственных программ).

Немалая часть руководителей продолжает воспринимать социальную деятельность как неизбежную обузу, на которую расходуется значительная часть прибылей. Однако эффективная модель соцобеспечения способствует удержанию опытных работников и привлечению новых ценных специалистов. В результате снижается текучесть кадров, минимизируются затраты на обучение, повышается эффективность работы целых подразделений.

Реализация социальных программ приобретает тем большее значение, чем острее ощущается кадровый дефицит, уже несколько лет наблюдаемый экспертами. Во-первых, сказывается огромная демографическая яма девяностых и нулевых. Во-вторых, качество экономического образования в нашей стране, к сожалению, до сих пор оставляет желать лучшего: среди ежегодно выпускающихся менеджеров, экономистов, маркетологов очень сложно отыскать специалиста, достойного занять ключевой стратегический пост.

Задачи внешней и внутренней политики предприятия

Любая социальная деятельность организации имеет одну большую цель — увеличение прибыли путём повышения производительности за счёт внедрения различных соцпрограмм.

Эта глобальная цель достигается при помощи решения различных задач:

  1. поддержание комфортного социально-психологического климата в компании:
    — разработка корпоративной культуры;
    — выстраивание системы информирования работников о льготах, поощрениях, соцпрограммах (например, для молодых семей);
    — формирование комфортной системы адаптации новых кадров (сопровождение, наставничество);
  2. оптимизация системы выплат льгот, поощрений, компенсаций, внедрение адресного социального пакета:
    — внедрение единых методов и принципов формирования соцпакета;
    — введение адресности социальной поддержки;
    — оптимизация социальных расходов;
  3. привлечение эффективных менеджеров и квалифицированных специалистов, чья компетенция помогает реализовывать стратегические задачи:
    — повышение привлекательного имиджа компании на рынке труда;
    — внедрение нематериальной системы мотивации (оплата отдыха, расходов на транспорт, добавочные отпускные дни);
    — улучшение условий труда;
  4. формирование прозрачной системы финансовой отчётности по социальным программам:
    — мониторинг социально-психологического климата, при необходимости — внесение изменений в соцпакет;
    — унификация порядка обращения за социальными льготами;
    — создание единой базы данных по предоставлению материальной помощи и поощрений.

Социальное партнёрство

Социальным партнёрством называют свод методов и инструментов, призванный гармонизировать отношения работодателя и коллектива, интересы которых нередко вступают в противоречие друг с другом. Партнёрство строится на принципах законности, равноправия сторон, добровольного принятия обязательств по коллективному договору, обязательности исполнения достигнутых соглашений.

Социальное партнёрство может реализовываться через различные формы:

  • консультации по вопросам трудовых и связанных с ними отношений, обсуждение гарантий трудовых прав, корректировка или уточнение внутренних правовых актов;
  • коллегиальная подготовка проектов коллективных договоров, обязательств, соглашений;
  • активное участие сотрудников в управленческом процессе;
  • участие представителей коллектива в урегулировании трудовых споров.

Поскольку руководство и сотрудники вправе действовать только через своих уполномоченных представителей, законодательство предусматривает создание на предприятии органов социального партнёрства. Например, интересы работников представляют профессиональные союзы или профсоюзные организации, а работодателя (как юридическое лицо) может представлять руководитель, владелец компании или уполномоченный сотрудник руководящего органа. Из представителей сторон формируются специальные комиссии, чьей задачей является урегулирование конкретного трудового вопроса или спора.

Связь социальной и маркетинговой политики компании

Маркетинговой политикой называют избранную организацией модель поведения на рынке, набор установок поведения предприятия, отражающий стратегические цели и методы управления. Если стратегия представляет собой общий, слабо детализированный план продвижения, то маркетинговая политика определяет характер методов развития.

В силу своей природы маркетинговая политика отражает философию и социальные ценности компании, а потому неизбежно включает в себя многие инструменты внешней соцполитики: установление льготных цен на продукцию для своих сотрудников, партнёров, некоторых групп населения; участие в благотворительных или исследовательских программах, нацеленных на улучшение отдельных аспектов общественной жизни.

В качестве примера маркетинговой политики компании, преследующей социальные цели, можно привести решение «Philip Morris International Inc.», выдавшей в 2017 году гранты для биологов из «Сколково» на сумму без малого два миллиона рублей.

Разумеется, социальный маркетинг является, прежде всего, эффективным бизнес-инструментом, демонстрирующим «человечность» и высокие принципы компании, однако при всём при том, его польза для общества несомненна. Корпорации не выбрасывают свои деньги на авось (ради реализации соцпроектов часто жертвуют рекламным бюджетом), они стараются продемонстрировать понимание интересов своей аудитории. Так, команда американского сериала «Mum» приняла решение о перечислении крупного благотворительного взноса в центр планирования семьи «Planet Parenthood», который оказывает медицинскую помощь малообеспеченным женщинам, не желающим заводить детей. Несмотря на прямо противоположную внутреннюю политику США (а может быть, именно благодаря этому), пожертвование превратилось в крупномасштабную рекламную акцию: о ней писали ключевые издания, её обсуждали в ток-шоу, поддерживали телезвёзды, а интернет-порталы буквально захлебнулись от восторга.

Другой эффективный инструмент социального маркетинга компании — клиентская политика. Проанализировав российский рынок, можно заметить, что примерно десятилетие назад большинство компаний строило своё продвижение на наращивании объёмов продаж, которое достигалось благодаря массовым закупкам дешёвых моделей обуви, одежды, бытовой техники. Сегодня же организации проявляют демонстративную заботу о клиенте и стараются изыскать возможность предлагать качественный продукт по приемлемой цене.

Структура социальной политики

Структура соцполитики предприятия складывается из различных элементов корпоративной философии, культуры, правил взаимоотношений между руководством и коллективом, между предприятием и обществом, а также государственными органами. И хотя корпоративная соцполитика предполагает, прежде всего, решение внутренних социальных задач, она не может не затрагивать и внешние проблемы.

Пример построения структуры соцполитики

Развитая модель корпоративной социальной защиты обычно состоит из трёх базовых уровней:

  • забота об условиях труда — соразмерное вознаграждение за достижение поставленных целей; выплаты за стаж; повышение комфортности рабочих мест; качественное обучение;
  • забота об уровне жизни служащих — предоставление путёвок в оздоровительные учреждения; абонементы в спортзал, бассейн; расширенное медицинское страхование; материальная помощь сотрудникам, попавшим в сложные обстоятельства; программы по улучшению жилищных условий работников;
  • забота об имидже компании — ведение бизнеса строго в правовых рамках; программы по защите экологии; благотворительность.

Современная социальная защита работников корпорации обычно включает в себя такие направления, как молодёжная и жилищная политика.

Целью привлечения молодёжи на предприятие является развитие потенциала вчерашних студентов на пользу компании, основанное на совпадении интересов работодателя и сотрудника. Молодёжные программы подразумевают сотрудничество с вузами и даже школами, создание на предприятии качественной системы наставничества, формирование условий для повышения квалификации молодых специалистов.

Жилищная политика осуществляется с помощью внедрения различных программ: постройка жилья с предоставлением сотрудникам льготных условий приобретения; сотрудничество с банками, гарантирующее сниженные кредитные ставки работникам предприятия; формирование служебного жилищного фонда с правом выкупа жилья арендатором по истечении оговорённого времени.

Социальные программы

Если вспомнить, что стратегический менеджмент считает персонал важнейшим ресурсом, становится понятно, что внутрифирменные социальные продукты имеют огромное стратегическое значение для развития организации.

Основной целью социальных программ, проводимых компанией, является повышение мотивации сотрудников, стимулирование инициативного и добросовестного труда:

  1. ДМС — расширенный медицинский полис, позволяющий работникам получать более качественные и разнообразные медицинские услуги;
  2. материальная помощь, оплачиваемые отпуска к значимым событиям (вступление в брак, смерть члена семьи), система компенсационных выплат, например, сотрудникам, совмещающим работу и профильное обучение;
  3. негосударственное пенсионное обеспечение;
  4. страхование сотрудников от несчастных случаев в рабочее время и приобретения профессиональных заболеваний;
  5. пропагандирование здорового образа жизни, поддержка спортивных начинаний: льготы некурящим сотрудникам, санаторно-курортное оздоровление работников и их семей;
  6. социальная забота о пенсионерах и ветеранах труда: материальная помощь, санаторное лечение, организация досуга;
  7. поддержка семьи: содержание на балансе детского сада, организация детского дополнительного образования.

Реализация льгот и гарантий

Комплекс льгот, гарантий, стимулирования и прочих инструментов социальной поддержки представляет собой соцпакет, который компания формирует согласно своим внутрикорпоративным правилам. Внедрение принципа индивидуального соцпакета позволяет структурировать схему социальных расходов компании. Кроме того, подмечено, что сотрудники, обеспеченные индивидуальным соцпакетом, реже просят прибавки к зарплате. Здесь играет роль чисто психологический фактор: во-первых, продвигаясь по карьерной лестнице, работник автоматически получает дополнительные льготы; во-вторых, достигнув определённого уровня, специалист начинает ценить не только денежные, но и нематериальные поощрения — социальные «пряники» негласно демонстрируют ценность и значимость сотрудника для компании.

Распределение и учёт финансов

В отличие от льгот, реализуемых согласно нормативным актам, адресная поддержка персонала позволяет оптимизировать систему отчётности по расходам компании, а заодно позволяет вывести из мотивационной схемы непопулярные льготы, финансирование которых не приносит желаемого результата.

Отсутствие прописанной социальной структуры приводит к тому, что учёт возможно осуществлять только в общих чертах. Руководитель имеет всего лишь примерное представление о том, какими льготами воспользовались те или иные сотрудники, какой объём средств был затрачен на социальную защиту персонала. Делением реализованной суммы на численность штатного расписания можно рассчитать средние затраты на одного человека. Подобный подход совершенно бесполезен: в результате руководство получает вовсе не информативную «среднюю температуру по больнице».

Социальный пакет, учитывающий такие аспекты, как должность, стаж, заслуги, базовые (положенные всем) и минимальные (положенные подразделению) льготы, позволяет создать прозрачную систему учёта, поддающуюся анализу и контролю.

Оценка эффективности

Оценивать эффективность социальной сферы достаточно сложно, поскольку эта область отличается низким уровнем технологичности: обычно на предприятиях не хватает чёткого разграничения программ; разбивки процессов на понятные сегменты, этапы; единообразия в требованиях, предъявляемых к выполнению операций.

Эксперты часто отмечают отсутствие единого документооборота между центральным офисом и филиалами, дочерними компаниями, дивизионами. В силу существующего положения объективно оценивать эффективность социальных программ не представляется возможным. В результате часто складывается неблагоприятная ситуация, когда в регионе расположения основного производства компания пользуется уважением, а на периферии (в филиалах) наблюдается постоянная текучка кадров.

Между тем технологизация управления социальной сферой помогает решить ряд существенных задач:

  • определение необходимых процедур, регулирующих социально-психологические процессы;
  • обеспечение стандартизации операционных процессов;
  • разграничение сфер ответственности исполнителей;
  • формирование условий открытости, информированности всех участников реализации социальных программ;
  • определение системы показателей эффективности социального обеспечения.

Этапы внедрения социального обеспечения в компании

Менеджмент корпоративных социальных программ разделяется на следующие этапы:

  • утверждение приоритетов социального обеспечения;
  • создание структуры управления и контроля за социальными программами;
  • обучение уполномоченных лиц в рамках социальной ответственности предприятия;
  • осуществление социальных программ;
  • анализ, оценка, корректировка набора социальных инструментов в соответствии с полученными результатами.

Итоги реализации внешних и внутренних программ

Результатом проведения социальной политики должны являться:

  • улучшение имиджа бренда;
  • привлечение новых сегментов целевой аудитории;
  • позитивное влияние на уровень прибылей;
  • повышение популярности компании на рынке труда;
  • улучшение репутации предприятия в обществе.

Заключение

Грамотно организованная социальная структура служит профилактикой возникновения конфликтов и социально-психологической напряжённости, кроме того, помогает поддерживать стабильность в молодых, развивающихся организациях.

Важнейшими условиями эффективности внедряемых программ являются прозрачность и своевременность, поскольку работники многих предприятий попросту не знают, за что получают льготы и дополнительные выплаты, считая их чем-то само собой разумеющимся. Соответственно, часть программ утрачивает свою мотивационную роль и превращается в пустой расход финансов.

Разрабатывая методы и стиль социальной политики, необходимо учитывать не только сегодняшнее положение компании, но и процесс развития, определённый стратегическими задачами предприятия.

Что такое социальная политика предприятия

В современном мире большое значение имеют вопросы повышения эффективности производства за счет грамотного использования трудовых ресурсов.  В условиях высокой конкуренции наибольшие преимущества имеют предприятия, которые умеют предоставлять качественные товары и услуги по минимальной цене. Это обеспечивается во многом благодаря проведению разумной социальной политики, которая увеличивает мотивацию работников и повышает производительность труда.

Социальная политика предприятия — это раздел менеджмента, направленный на создание достойных условий работы для сотрудников организации.

Под менеджментом понимается вся деятельность по управлению, организации и контролю на предприятии. Те мероприятия менеджмента, которые касаются обеспечения прав и гарантий труда работников, и являются социальной политикой предприятия. В более широком смысле к ней относят все виды социальной активности организации, в том числе благотворительную деятельность и поддержку социально значимых проектов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

На начальном этапе формирования капиталистических отношений повсеместно наблюдалась беспощадная эксплуатация рабочих. Продолжительность рабочего дня практически не регламентировалась, отсутствовали или были минимальными выплаты по инвалидности, практиковался детский труд.

Пример 1

В XVIII веке продолжительность трудового дня для работников английских фабрик составляла 14—16 часов. Нередкими были случаи, когда рабочие ели и спали прямо у станков. Благодаря длительной и упорной борьбе рабочих за свои права им удалось постепенно сократить время обязательной работы. Только в XX веке рабочие большинства стран мира обрели право на восьмичасовой рабочий день.

Истоки современной системы взглядов на управление зародились в развитых государствах при переходе на стадию постиндустриального или информационного общества. Это произошло в 1970-е — 1980-е годы.

Главными принципами менеджмента в новой парадигме стали:

  • социально ориентированный характер бизнеса;
  • взаимная ответственность работников и работодателей;
  • функционирование предприятия на основах партнерства;
  • значительное внимание к формированию взаимной лояльности между управляющим персоналом и сотрудниками;
  • создание благожелательной атмосферы на предприятии, способствующей раскрытию потенциала работников;
  • соблюдение правил этики в ведении бизнеса;
  • создание условий для обеспечения удовлетворенности своей работой;
  • умение оперативно реагировать на поступающие запросы и меняющиеся обстоятельства.

В условиях постиндустриального общества в качестве основного источника прибыли рассматривается человек, обладающий определенными знаниями и навыками. Одна из главных целей социального менеджмента — создание благоприятных условий для раскрытия способностей сотрудника.

Цели и задачи

Каждое предприятие может по-разному формулировать цели и задачи своей социальной политики.

Как правило, целью социальной политики является повышение производительности труда за счет эффективного использования кадрового потенциала компании.

Цель реализуется через решение конкретных задач:

  1. Поддержание стабильного социально-психологического климата в коллективе.
  2. Обеспечение конкурентоспособного уровня заработной платы.
  3. Оптимизация предоставления социальных выплат, льгот и компенсаций.
  4. Создание безопасных условий работы, соответствующих всем современным стандартам.
  5. Совершенствование системы мотивации сотрудников.
  6. Обучение, развитие и продвижение персонала.
  7. Формирование эффективной системы регулирования трудовых отношений.
  8. Развитие корпоративной культуры.

Элементы

Социальная политика предприятия представляет собой сложную структуру, которая состоит из множества взаимосвязанных элементов.

В самом общем виде можно выделить три ее основных направления:

  1. Создание достойных условий труда. Включает не только соразмерную количеству вкладываемых усилий заработную плату, но и повышение комфортности рабочих мест, поддержание благоприятной атмосферы в коллективе, эффективные меры по охране труда.
  2. Забота об уровне жизни служащих. Состоит из комплекса мер по поддержанию достойного уровня жизни сотрудников, а в некоторых случаях и их семей. Сюда относятся такие меры, как предоставление путевок в санаторий, медицинское страхование, обеспечение жильем или льготной ипотекой, бесплатные абонементы в спортзал и бассейн, тренинги, услуги психологов.
  3. Формирование положительного имиджа компании. Реализуется за счет повышения лояльности сотрудников к работодателю, корпоративных программ, благотворительных мероприятий.

На некоторых предприятиях в качестве отдельного элемента социального менеджмента рассматривается молодежная политика.

Ее основные задачи:

  • привлечение в компанию молодых людей;
  • предоставление им возможности обучения и приобретения опыта;
  • встраивание их в трудовую деятельность;
  • развитие их профессионального потенциала;
  • формирование у молодых сотрудников основ корпоративной культуры.

В связи с повышением пенсионного возраста в социальной политике предприятий появился новый вызов — это потребность соцзащиты возрастных сотрудников. Это сопряжено с рядом дополнительных трудностей. За работниками предпенсионного возраста нужно сохранять рабочие места, в некоторых случаях их нужно переобучать и адаптировать к новым условиям работы. Также увеличиваются расходы на поддержание состояния здоровья персонала.

Структура социальной политики включает в себя многие элементы корпоративной культуры.

Корпоративная культура — это модели и стандарты поведения, соблюдаемые всеми сотрудниками компании.

Корпоративная культура состоит из следующих основных элементов:

  • философия организации;
  • система доминирующих ценностей;
  • моральные нормы;
  • правила поведения;
  • процедуры и ритуалы.

Формирование

Формирование социальной политики предприятия связано с общей стратегией развития компании. В небольших фирмах, у которых отсутствует долгосрочное стратегическое планирование, часто отношение к сотрудникам носит потребительский характер. В подобных организациях может иметь место невыполнением работодателем своих социальных обязательств, что создает «текучку кадров» и низкую эффективность работы. В случае недобросовестности работодателей возможны задержки в выдаче заработной платы, несоблюдение правил охраны труда, принуждение к сверхурочной работе.

Примечание 1

Во всех случаях нарушения трудового законодательства сотрудники имеют право обратиться в суд для защиты своих прав.

Как правило, компании, нацеленные на долгосрочное развитие, стремятся к обеспечению социальной стабильности на предприятии. С этой целью руководство стремится удерживать сотрудников за счет повышения их трудовой мотивации.

Примечание 2

Стратегический стиль управления рассматривает персонал как важнейший ресурс предприятия.

В советское время социальная политика жестко регламентировалась государством. К предприятиям были приписаны детские сады, поликлиники, пункты общественного питания и другие социальные объекты. Строго соблюдались правила охраны труда, нормирование рабочего дня, выплаты за стаж и работу во вредных условиях.

При переходе на рыночную модель экономики многие старые институты трудовых отношений были разрушены. Они стали восстанавливаться в начале 2000-х годов, при этом и в наши дни существуют многочисленные недостатки и проблемы в реализации социальной политики. Многие работодатели до сих пор воспринимают социальные обязательства как тяжелую обузу, на которую необходимо расходовать значительную часть прибыли. Вместе с тем в долгосрочной перспективе грамотно организованная социальная модель работы предприятия повышает его конкурентоспособность и обеспечивает более высокую производительность труда.

Реализация социальной политики предприятия

Первоочередными социальными мерами, которые должны реализовываться в организации — это установленные федеральными и местными законами льготы и привилегии.

К ним относятся:

  • пенсионные отчисления;
  • страховые выплаты по случаю временной или полной утери работоспособности;
  • предоставление положенного по закону оплачиваемого отпуска;
  • пособие по безработице в случае сокращения рабочего места.

В ряде регионов устанавливается особый порядок социальных гарантий, которые должны предоставлять работодатели.

Пример 2

Например, на Крайнем Севере России к основному отпуску в 28 календарных дней добавляются еще 24 дополнительных дня.

Также существуют льготы для отдельных профессий. В частности, к ним относятся те виды трудовой деятельности, которые представляют потенциальную угрозу для здоровья.

Пример 3

Например, шахтерам, работающим в подземных шахтах, работодатели должны обеспечивать помимо основного отпуска дополнительно 24 дня за труд в тяжелых условиях.

Помимо обязательных социальных гарантий каждое предприятие осуществляет индивидуальную политику соцобеспечения, наполнение которой зависит от философии компании, ее стратегии и стиля управления.

При реализации социальной политики перед руководством стоят следующие вопросы:

  1. Определение приоритетов соцобеспечения.
  2. Оценка финансовых возможностей предприятия.
  3. Выбор форм предоставления помощи: льготы, выплаты, система страхования и т.д.
  4. Дифференциация размеров выплат в зависимости от стажа, вклада в общую работу и иных факторов.

Для того чтобы у сотрудников не возникало чувства несправедливости при распределении помощи, необходимо предпринимать ряд важных мер.

Меры по профилактике напряжения в коллективе:

  • обеспечение прозрачности финансовой отчетности по социальным программам;
  • унификация порядка обращения за помощью;
  • создание единой базы данных по соцобеспечению;
  • мониторинг социально-психологической атмосферы;
  • анализ качества оказания социальных услуг;
  • своевременное внесение изменений в соцпакет.

Одним из важных направлений социальной политики является соцпартнерство.

Социальное партнерство — это система согласования интересов работодателей и сотрудников, основанная на равноправном сотрудничестве.

Формы соцпартнерства:

  • коллегиальное составление коллективных договоров;
  • обсуждение трудовых прав и гарантий;
  • долевое участие через приобретение акций;
  • взаимовыгодное урегулирование спорных ситуаций;
  • вовлечение сотрудников в управленческие процессы;
  • совместные консультации.

Мнения сотрудников во многих организациях представляют профессиональные союзы или их подразделения. В их полномочия входит защита прав и интересов работников по соблюдению трудового законодательства и соцобеспечению.

Пример

Образец социальной политики на примере предприятия «Норильский Никель».

Социальный пакет включает:

  1. Льготные путевки в санаторий для работников и их семей.
  2. Оплата один раз в два года проезда к месту отдыха и обратно сотрудникам и членам их семей.
  3. Прибавки к пенсиям.

Стимулирование производственной деятельности осуществляется за счет гибкой системы оплаты труда.

Заработная плата состоит из следующих частей:

  1. Тарифная часть — включает доплаты за условия труда и северные надбавки.
  2. Текущее премирование — составляет 12 % от общего компенсационного пакета.
  3. Премии за высокие трудовые показатели — ими отмечаются работники, отличившиеся в ходе индивидуальной или коллективной работы.

Важной частью корпоративной культуры горно-металлургической компании «Никель» является пропаганда здорового образа жизни.

Предприятие организует разные виды спортивных мероприятий:

  • лыжные гонки;
  • соревнования по легкой атлетике;
  • спортивные пробеги;
  • турниры по мини-футболу, волейболу и баскетболу;
  • семейные спортивные мероприятия.

Система соцпартнерства включает:

  • функционирование Комиссии по коллективному договору, куда входят по восемь представителей как со стороны работодателя, так и со стороны работников;
  • создание системы социально-трудовых советов, представляющих интересы сотрудников;
  • существование институтов приемных по производственным и трудовым вопросам.

Институт приемных выполняет следующие функции:

  • информирование персонала о текущих и долгосрочных целях и задачах компании;
  • получение обратной связи;
  • учет мнений сотрудников при принятии решений;
  • рассмотрение конкретных вопросов и предложений;
  • доведение информации о принятых мерах и решениях.

Для развития системы корпоративных связей на ежегодной основе проходит форум предприятий, входящих в компанию «Норильский Никель». В том числе на этом форуме происходит унификация социально-трудовых отношений, поднимаются острые вопросы по поводу улучшения соцобеспечения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нужен ли приказ для утверждения должностных инструкций
  • Секрет императора препарат для мужчин цена отзывы инструкция официальный сайт
  • Препарат тантум верде инструкция по применению
  • Хондрогард для собак инструкция по применению
  • Актовегин гель для наружного применения инструкция по применению