Социальное руководство это в социологии

— основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве какового может выступать общество в целом и его отдельные сферы — экономическая, политическая, социальная, духовная, с тем, чтобы обеспечить их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение к заданной цели. Современное С.У. руководствуется следующими основополагающими принципами:

1. Принцип органической взаимообусловленности целостности субъекта и объекта управления. Управление как процесс целенаправленного и организующего воздействия субъекта (управляющей подсистемы) на объект (коллектив, организация, техническая система, информация и т.п.) должно составлять единую комплексную систему, имеющую одну цель, связь с внешней средой, обратную связь с внешней средой, обратную связь от цели к действию, направленному на ее достижение.

2. Принцип государственной законности системы управления организацией, фирмой, учреждением. Суть его такова: организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям и нормам государственного законодательства.

3. Принцип обеспечения внутренней правовой регламентации создания, функционирования и развития фирмы (организации, учреждения и т.п.). Вся деятельность фирмы должна осуществляться в соответствии с требованиями внутреннего устава (учредительного договора), содержание которого должно отвечать законодательству страны и проходить регистрацию в Министерстве юстиции.

4. Принцип найма руководителя: в соответствии с ним решается вопрос — назначать или избирать руководителя. Это определяется содержанием деятельности, целей и задач организации.

5. Принцип единства специализации и унификации процессов управления. Специализация повышает его эффективность. Однако это не всегда можно использовать из-за низкой повторяемости управленческих процессов. Поэтому специализация должна дополняться универсализацией управления, выработкой общих методов.

6. Принцип многовариантности управленческих решений диктуется необходимостью осуществлять выбор одного рационального и эффективного решения из множества возможных, в том числе и альтернативных решений по выполнению функций системы и достижению ею поставленной цели.

7. Принцип обеспечения устойчивости системы по отношению к внешней среде. Устойчивость и стабильность управленческой системы определяется качеством стратегического управления и оперативного регулирования, приводящего к лучшей приспособляемости системы (организации) к изменениям во внешней среде, в том числе и к благоприятным.

8. Принцип мобильности процесса управления. Наряду с устойчивостью управление должно быть мобильным, т.е. быстро и без особых трудностей приспосабливать изменения внутренней среды (организации фирмы) и внешней среды (потребителей товаров и услуг, конъюнктуры рынка) к научно-техническим изменениям.

9. Принцип автоматизации управления. Чем выше уровень автоматизации управления, тем выше качество процесса управления и ниже затраты. Условием автоматизации управления является развитие унификации и стандартизации элементов управленческой системы, производства, специализации выполняемых функций.

10. Принцип единства руководства, сущность которого можно выразить так: в одной организации, будь то промышленное предприятие, торговая фирма, научное учреждение или армия, должны функционировать один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.

Французский специалист в области теории управления А. Файоль отмечал, что дело не в недостатке или избытке принципов, а в том, что надо уметь ими оперировать. «Без принципов, — утверждал он, — мы во тьме, в хаосе; без опыта и меры, даже с наилучшими принципами, мы тоже в трудном положении. Принцип — это маяк, помогающий ориентироваться: служить он может только тем, кто знает путь в порт». А знать сущность принципов можно только на основе изучения теории, в том числе и социологии управления, которая оставляет широкое поле для творческой инициативы и самодеятельности руководителей в процессе осуществления ими управленческой деятельности.

Субъект и объект управления являются исходными, первичными компонентами управленческой структуры. Субъект управления — это лицо, группа лиц или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект. Объекты управления можно типологизировать: по масштабам и уровням управленческого воздействия (страна, отрасль, регионы и т.п.); по видам регулируемой деятельности (производственная, социальная, политическая, культурная и т.п.); по адресату управленческого воздействия (население социально-территориальных общностей, персонал министерств и ведомств, предприятий и учреждений и т.п.). При этом на передний план  в социологическом исследовании управленческой деятельности выдвигаются социальные отношения  и взаимодействия людей, вовлеченных в тот или иной вид деятельности,  объединенных в те или иные социальные общности и организации.

Особенности С.У. в плане распределения целей и задач между различными уровнями и звеньями управленческой деятельности связаны с организационной структурой управления. Под организационной структурой управления понимается совокупность уровней и звеньев управленческой деятельности в единстве с их функциональными областями, расположенными в строгой соподчиненности и обеспечивающими взаимосвязь между управляющей и управляемой системами для эффективного достижения целей. Она ориентирована на установление четких взаимодействий между отдельными подразделениями системы управления, распределением между ними прав, обязанностей и ответственности.

В организационной структуре управления выделяются следующие основные элементы: уровни (ступени) управления, его звенья и связи горизонтальные и вертикальные. Под уровнем управления понимается иерархическая соподчиненность подразделений и звеньев управленческой деятельности, занимающих определенную ступень в системе управления. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости друг от друга и подчиняются друг другу по иерархии: руководители более высокой ступени управления разрабатывают и принимают решения, которые конкретизируются и осуществляются руководителями более низкой ступени, а каждое должностное лицо ответственно как за свои собственные решения и действия, так и за решения и действия своих подчиненных, в силу чего каждое должностное лицо располагает властью над теми, кто находится ниже его в управленческой пирамиде.

Т. Парсонс выделил три основных уровня управления в зависимости от того, какие функции выполняются руководителями разного ранга. Согласно его определению, руководители низового звена, действующие на техническом уровне, в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Руководители, действующие на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители, действующие на институциональном уровне, т.е. на уровне социальных институтов, таких, например, как государство, религия, правовая система, вооруженные силы и т.п., заняты в основном формулированием целей, разработкой стратегических решений и долговременных (перспективных) планов, адаптацией управляемой социальной системы к различного рода переменам, управлением взаимодействий данной системы с внешней средой.

Руководители низового звена (операционные руководители) в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, отвечают за непосредственное использование выделенных им людских, финансовых, материально-технических и иных ресурсов. Типичные представители этого низового уровня управления — мастер смены, сержант, старшая медсестра, заведующий отделом и т.д.

Руководители среднего звена чаще всего возглавляют крупное подразделение или отделение в организации, а характер их работы определяется прежде всего координированием и управлением работой руководителей низового звена, подготовкой информации для решений, принимаемых руководителями высшего звена, последующей трансформацией полученных сверху решений в технологически удобную форму в виде конкретных заданий руководителям низового звена, а также осуществлением этих решений. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан (в университете), директор филиала, армейский офицер от лейтенанта до полковника.

Руководители высшего звена — это высший организационный уровень управления. Они отвечают за принятие и осуществление важнейших решений на уровне социального института или крупнейших его подразделений, координируют деятельность нижестоящих уровней управления, направляя ее к единой цели. Сильные руководители высшего звена обычно накладывают отпечаток своей личности на деятельность возглавляемого ими социального института. Например, атмосфера, в которой действует правительство, да и вся страна, обычно претерпевает значительные изменения при новом президенте. Типичные представители руководителей высшего звена — президент страны, председатель правительства, министры, генералы, ректоры вузов.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также специалисты, выполняющие соответствующие управленческие функции. Управленческие звенья органично связаны с уровнями управления, в содержании своей деятельности определяются последними.

В структуре управления обычно выделяют два типа управленческих связей — горизонтальные и вертикальные. Вертикальные связи образуют иерархическую соподчиненность, при которой низовое звено управления находится в вертикальной управленческой зависимости от среднего звена, а то, в свою очередь, в вертикальной зависимости от высшего управленческого звена.

Кроме того, в системе управления существуют и горизонтальные связи, характеризующиеся расстановкой конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Например, на многих предприятиях имеются начальники производственного отдела, финансового отдела, энергетической, конструкторской службы, службы маркетинга.

В линейной организационной структуре управления каждый подчиненный имеет одного начальника, а каждый начальник — несколько подчиненных. Такая структура функционирует обычно в небольших организациях и на низших уровнях управления. Ее преимущества состоят в том, что она обеспечивает: а) единство и четкость распорядительства; б) согласованность действий распорядителей; в) простоту канала управления (один канал сверху); г) оперативность в принятии решений; д) личную ответственность руководителя за конечный результат деятельности своего подразделения. Но она обладает и рядом недостатков: а) отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений; б) перегрузку руководителя информацией; в) затруднительность связей между управленческими инстанциями; г) концентрацию власти в управленческой верхушке.

Подобные недостатки устраняются при введении функциональной организационной структуры управления. Ее основная идея заключается в том, что выполнение отдельных функций по конкретным направлениям деятельности возлагается на специалистов, т.е. каждое звено управления (либо исполнитель) специализированы на выполнение отдельных видов деятельности. В таком случае специалисты одного профиля и уровня объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например, плановый отдел, бухгалтерия, отдел маркетинга и т.д. Таким образом, общая задача управления организацией подразделяется, начиная со среднего управленческого уровня, по функциональному критерию. Поэтому и управление такого рода носит название — функциональная структура управления.

Преимущества функциональной структуры таковы: а) высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций; б) освобождение линейных менеджеров, осуществляющих конкретные функции; в) стандартизация, формализация и программирование некоторых специальных вопросов. Но ей присущи и определенные недостатки. Они состоят в следующем: а) чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений; б) трудности в поддержании взаимосвязей между различными функциональными службами; в) длительность процедур принятия решений.

В связи с тем, что в системе управления наряду с горизонтальными связями функционируют и связи вертикальные, существуют и вертикальные структуры управления. В них отчетливо вырисовывается иерархическая соподчиненность разных структурных уровней управленческой деятельности. Типичным проявлением такой управленческой структуры является «управленческая вертикаль», функционирующая ныне в Республике Беларусь. На вершине этой вертикали действует президент страны — высшее должностное лицо, гарант суверенитета, независимости и территориальной целостности государства. В его непосредственном подчинении — администрация президента. Ниже ее по степени убывания властности и масштабов управленческой деятельности располагаются областные администрации, еще ниже — администрации районов и городов. В итоге складывается и функционирует многоступенчатая, построенная по принципу вертикальной зависимости, пирамидальная структура управления.

Нередко в системе управления создается специфический симбиоз, конструируемый путем органического совмещения структур двух видов: линейной и вертикальной. Такое совмещение обусловлено необходимостью координации деятельности в тех случаях, когда такая деятельность распределяется по своим целям, задачам, содержанию как по горизонтали, так и по вертикали, что имеет место в крупных современных организациях и в социальных институтах. Подобного рода организационная структура управления называется матричной. Такая матричная структура управления функционирует на крупных предприятиях.

При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает не с подчиненными ему непосредственно специалистами, которые подчинены линейным руководителям, а в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе, линейные же руководители решают, кто будет выполнять ту или иную работу.

Матричная структура тоже имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества ее таковы: 1) возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации; 2) рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности; 3) увеличение мотивации деятельности за счет децентрализации управления и усиления демократических принципов руководства; 4) сокращение нагрузки на руководителя высокого уровня за счет делегирования определенной части полномочий; 5) повышение личной ответственности управленцев каждого уровня. Но она имеет и определенные недостатки, которые сводятся к следующему: 1) сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение; 2) присутствие нездорового соперничества между руководителями программ; 3) необходимость постоянного контроля за соотношением сил между распределяемыми целями. Создание матричной организационной структуры управления организацией считается целесообразным в том случае, если существует необходимость освоения ряда новых сложных изделий в сжатые сроки, внедрения технологических новшеств и быстрого реагирования на конъюнктурные колебания рынка.

Матричные структуры управления открыли качественно новое направление в развитии наиболее гибких и активных программно-целевых структур управления. Они нацелены на подъем творческой инициативы руководителей и специалистов и выявление возможностей значительного повышения эффективности производства и других сфер деятельности.

Наряду с организационными структурами управления выделяют структуры управления, различающиеся характером и содержанием управленческой деятельности. Так, в частности, в некоторых организациях и учреждениях функционирует механическая структура управления, при которой управленческое воздействие на подчиненных сотрудников осуществляется традиционно-бюрократическими методами, а инновационные приемы управленческой деятельности и изменения в окружающей среде в расчет не принимаются. Совершенно иной характер имеет адаптивная структура управления, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и принимающая в расчет все инновационные приемы управленческой деятельности. Значительным своеобразием отличается патисипативная структура управления, основанная на активном включении сотрудников и их представителей в процессы выработки, принятия и реализации управленческих решений (от обмена информацией, консультаций и переговоров до включения представителей сотрудников в наблюдательные и исполнительные советы, их участия в распределении прибылей и в разработке программ совершенствования производства).

Структурная динамика управленческой деятельности органично взаимоувязана с выполняемыми ею функциями. Их единство и взаимообусловленность (функция порождает соответствующую структуру, а возникновение новой структуры неизбежно приводит к появлению новой функции либо превращает латентную функцию, ранее не заметную для управления, в открытую) образует сложную и многогранную систему управленческой деятельности.

Одна из основных функций управленческой деятельности заключается в обеспечении целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы.

Функция целеполагания и целедостижения — первая функция управления — реализуется посредством выдвижения: 1) целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений; 2) целей-заданий — планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией; 3) целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимые для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации — фирмы, предприятия, корпорации и т.п. Четкое согласование всех трех компонентов этой функции — важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование — источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности.

Вторая функция управления — административная, отражающая деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения,  в том числе составление штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижений кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п.

Управленческая деятельность неосуществима без выполнения третьей — информационно-аналитической — функции, которая обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчиненных ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включенных в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п., без чего невозможно обеспечение целеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач.

Четвертая функция управления — социальная, заключающаяся в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха.

Пятая функция управленческой деятельности — прогнозирование, заключающаяся в определении возможных изменений в окружающей социальной среде, например, конъюнктуры рынка, и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации, а также внутренних изменений в самой организации, в том числе ее кадровом потенциале, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры.

Шестой функцией управления является планирование, представляющее собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.

Для своей успешной реализации управленческая деятельность должна включать в себя седьмую — мотивационно-стимулирующую функцию, предполагающую создание необходимых условий (материально-технических, финансовых, социально-психологических, бытовых и др.), побуждающих сотрудников к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических (зарплата, премия и т.п.), моральных (благодарность, награда, почетное звание и др.) и иных рычагов, в первую очередь, с учетом необходимости оценки работы в соответствии с ее качеством, эффективностью и результатом.

Восьмая функция управления — корректирующая деятельность управляемой системы (организации), направленная на недопущение срывов и невыполнения полученных заданий, на повышение эффективности и качества работы всех подразделений и звеньев данного объекта управления.

Девятая функция управленческой деятельности — удерживание возможных отклонений в функционировании системы (организации) в определенных пределах, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики и динамической устойчивости.

Десятая функция управления — обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности.

Одиннадцатая функция управленческой деятельности — осуществление контроля всех подразделений данной организации, обеспечивающего упорядочивающее и эффективное взаимодействие ее элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования.

Двенадцатая функция управленческой деятельности — создание благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации, способствующего достижению высоких результатов в деятельности данной организации.

Тринадцатая функция успешной управленческой деятельности воплощается в обеспечении целостности системы (организации), сохранении и упрочении ее качественной специфики и динамичного устойчивого развития.

Четырнадцатая функция управления — повышение качества и эффективности служебной деятельности. Она включает в себя разработку прогнозных оценок внешнесредовых и внутрифирменных изменений, формулирование и реализацию предложений и планов по совершенствованию организации труда, по ориентационным изменениям в структурных подразделениях, по улучшению мотивации и стимулирования всех направлений деятельности организации, по обеспечению высокой эффективности ее деятельности.

Оптимальное соотношение рассмотренных функций управленческой деятельности предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и пределов каждой из них, их непротиворечивого сочетания и взаимодействия. Например, руководитель любой организации — завода, вуза, банка, торговой фирмы и т.п. — заинтересован в том, чтобы как можно больший объем управленческих решений (распоряжений, заданий, указаний и т.д.) перевести из формы разовых воздействий в форму оптимально действующей системы в соответствии с целями, стоящими перед данной организацией.

Всякий процесс управления носит циклический, относительно замкнутый характер. Этот процесс, взятый в его единичном виде, начинается с определения целей и задач и планирования действий, направленных на их достижение, и завершается их осуществлением, достижением желаемого и планируемого результата. Затем на основе информации о результатах (достижение или недостижение цели) выдвигаются новые задачи, формулируется новая цель и начинается новый управленческий цикл. Единичных циклов управления в социальной системе очень много, чем более масштабной является данная система, тем больше в ней управленческих циклов и тем более они разнообразны. Так, если в качестве объекта управления выступает белорусское общество, то его пространственные рамки определяются территорией Беларуси, ее границами, а временное протяжение — сроками полномочий Президента и Парламента страны. Кроме того, управленческий цикл, особенно если он затрагивает такую большую социальную систему, как общество в целом (например, белорусское общество), включает в себя целый ряд подциклов, которые связаны с управлением промышленностью, сельским хозяйством, торговлей, наукой, здравоохранением и т.п., а те, в свою очередь, дифференцируются на управленческие циклы, осуществляемые в отраслях производства, сельского хозяйства, науки и т.д., а также на отдельных предприятиях и в учреждениях.

В процессе осуществления каждого отдельного цикла независимо от того, в какой области общественной жизни он реализуется, какой объект управляется, действующий субъект управления — работники аппарата управления — совершают ряд определенных, последовательно сменяющих друг друга операций. Эта последовательность операций обусловлена тем, что, имея циклический характер, всякий конкретный процесс управления расчленяется на определенные этапы, стадии, вытекающие друг из друга и сменяющие друг друга. Так, например, выдвижение определенной цели субъектом управления сопровождается формулированием соответствующих задач, за ними следует разработка планов, затем — выработка и принятие управленческого решения, организация его исполнения, регулирования деятельности данной организации или социального института, корректирование этой деятельности в соответствии с изменяющимися условиями, контроль за ее эффективностью, подведением итогов и оценка результатов.

Каждый управленческий цикл начинается со сбора информации, ее осмысления, включает в себя переработку информации в управленческие решения и передачу последних исполнителям и заканчивается получением новой информации, которая является исходной для нового управленческого цикла.

Разработка стратегии управления (перспективных целей и задач), выработка и выбор управленческих решений, организация их выполнения, регулирование и контроль, подведение итогов исходят из получения информации и ее преобразования в команды, но этим не ограничивается. Она предполагает четкое распределение времени и выделение приоритетов в деятельности как системы управления, так и в управляемой системе.

Е.М. бабосов

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом.
.
2003.

Для поддержания порядка в обществе и правильного его функционирования необходимо вводить определенные элементы контроля со стороны руководства. Совокупность всех элементов образует систему управления обществом.

Система социального управления является сознательным, организованным и постоянным взаимодействием субъекта и объекта процесса управления. Подобное регулирование совершается с целью упорядочивания и дальнейшего развития.

Регулирование общества

Социальное управление – это одно из важнейших видов руководства и регулирования. С его помощью государство добивается следующих целей:

  • реализация потребностей, необходимых для развития общества и его элементов;
  • формирование наиболее приоритетных в данный момент показателей развития рассматриваемого социума;
  • разработка и внедрение способов решения проблем, появляющихся при достижении плана по развитию социальных процессов и взаимоотношений между членами общества.

система социального управления

Таким образом, главной целью управления социальной системой является обеспечение развития общества и сохранение заданной положительной тенденции.

Направления

Управление общественным развитием можно разделить на три направления:

  • управление социально-экономическими системами – обеспечение социального контроля за выполнением управленческих программ, создание мотивации экономической активности людей, а также регулирование поведения человека в сфере экономических отношений;
  • управление политическими процессами общества – определение ведущей политической стратегии и разработка плана по ее внедрению;
  • управление процессами духовной сферы общества – образование и воспитание, разработка способов активного привлечения будущих поколений к общественной жизни.

управление развитием

Предмет социального руководства

Система управления обществом осуществляется при помощи регулирования отношений между его членами. Оно осуществляется в соответствии с основными задачами развития социума.

Одной из теоретических функций системы управления социальной сферой можно назвать определение содержания методов и средств достижения главных целей развития. Эта задача заключается в уменьшении числа противоречий развития и гармонизации интересов определенных групп из разных сообществ.

Планомерное регулирование жизнедеятельности общества является процессом приведения человеческой деятельности к такой ее форме, которая удовлетворяет основные потребности развития. Но подобное достижение единства происходит только с внедрением государственного управления в систему социального управления.

Таким образом, вся система управления функционирует на различных уровнях действия социальных процессов (государство, сообщество, личность).

Элементы системы

Система управления обществом состоит из нескольких компонентов:

  1. Методы управления. Это контроль, анализ, планирование, учет, стимулирование.
  2. Средства воздействия. Это поощрения, санкции, управленческие решения, приказы, нормы, производственные задачи.
  3. Структуры — внутренняя организация системы рассматриваемого сообщества.

Ядром системы управления социальной организации являются сотрудники, занимающие различные должности: руководители, узкие специалисты и рабочие. Их цель деятельности – это наиболее полное использование всех возможностей структуры управления для решения задач, связанных с общественными процессами.

Объекты системы

В рассматриваемой схеме системы управления социальным развитием общество является и субъектом, и объектом управления одновременно. Поэтому субъект и объект необходимо рассматривать как две находящиеся в постоянной зависимости составляющие. Опишем проще. Субъект в виде механизма управления является частью объекта – управляемого элемента. Во взаимной связи также находятся его форма и размер. Таким образом, способ функционирования системы руководства устанавливается особенностями самого объекта.

цель управления социальной системой

Можно выделить три вида объектов системы:

  1. Производственные, в которые входят все элементы организации процессов производства.
  2. Структурные, которые являются элементами управляющей структуры.
  3. Функциональные, устанавливаемые специальным механизмом управления в качестве функций.

Исходя из этого, объектом можно назвать всю деятельность людей, которая входит в социальную среду либо как элемент системы социального управления, либо как специальная функция с особым механизмом управления.

Объекты формируются выделением их в качестве основных элементов общественной структуры внутри рассматриваемой организации. Например, такой элемент — это экономическое предприятие, с которого начинается отсчет уровней в макросистеме финансового управления, а также в микросистеме внутри самой компании. Одно предприятие можно назвать основой формирования объектов любых масштабов — начиная от отрасли, заканчивая государством.

Выделение объектов производства является основным для создания структуры в системе управления, каждый элемент которой становится также объектом управления внутри рассматриваемого механизма. Все они делятся на подгруппы по выполняемым функциям и необходимым затратам труда. Формирование и модернизация каждого из объектов управления необходимо для улучшения работы всей системы управления обществом.

Большое значение в процессе развития объектов имеют финансовые, технологические, организационные и социально-психологические факторы. Все они связаны между собой.

Развитие объектов также определяется формами согласования отраслевой и общей территориальной организации, уровнями централизации управления. Формирование объектов, в свою очередь, влияет на их внутреннюю структуру, положение в социальной и экономической системах, общий статус и масштаб.

Механизм управления

Решение проблем в области общественного развития и осуществление стратегической политики требуют формирования механизма единого управления развитием социально-экономических систем. Оно должно стать формой использования и реализации имеющихся законов и обязательств. Система управления создается и модернизируется людьми, которые упорядочивают методику, свойства, формы и рычаги влияния воздействия на социум. Это необходимо для того, чтобы достичь высокой эффективности общества в текущих исторических и культурных условиях.

Качество конкретного механизма управления, его объективная оценка и соответствие требованиям законов зависят от квалификации членов управления. Они должны уметь выявлять приоритетные элементы и взаимоотношения структуры руководства, признаки их проявления и возможные последствия при развитии текущих тенденций.

Структура управления состоит из таких важных элементов, как общие принципы, цели, методика и функции. Сложная, многосоставная система в виде общества требует, чтобы процесс его регулирования предоставлял постоянное взаимодействие всех его участников и решал имеющиеся задачи и проблемы.

Исходя из этого, структура управления обществом и общественными отношениями является совокупностью приемов и методов влияния. Их взаимосвязь предоставляет для общества возможность наиболее эффективного постоянного развития и модернизации.

Модернизация системы

Для правильного функционирования любого социального устройства необходимо постоянное совершенствование системы управления, исключающей бюрократизм и формализм. Они, как правило, замедляют этот процесс.

Разработка плана по модернизации системы управления социальными процессами начинается со сбора имеющейся информации. С ее помощью можно составить обоснование поставленной цели, задач и способов их реализации.

На сегодняшний день управление производством испытывает нехватку социальной информации. Как правило, руководство уделяет больше внимания технической и экономической информации. Сотрудники имеют представление о технических характеристиках компании, об экономических показателях. А в организационной культуре и в факторах механизма трудового поведения они разбираются намного хуже. Эффективный метод руководства организацией требует знаний в обеих областях трудовой деятельности.

Большое значение должно уделяться трендам – приоритетным направлениям в развитии любых процессов, преобладанием определенной точки зрения во мнении членов сообщества.

В конце 20-го века экономика совершила резкий переход от плановой к рыночной, а общественная структура – от тоталитарной к демократической. В связи с этим современная система управления социально-экономическими процессами требует реорганизации. Необходима кардинальная переориентация деятельности органов руководства в соответствии со стандартами, принятыми на международном уровне. Экономические критерии должны выступать в качестве ресурсных возможностей или факторов, ограничивающих реализацию некоторых проектов. Они не должны рассматриваться как единственная цель. Это было актуально в период плановой экономики, когда приоритет устанавливался на валовые объемы продукции, а не на ее качество.

цель управления социальной системой

На основании социальной информации можно также производить осуществление следующих функций:

  • прогнозирование ситуации;
  • планирование деятельности;
  • организация объектов управления;
  • регулирование с целью поддержания и модернизации системы управления;
  • воздействие на сознание и поведение людей.

Модернизация управления развитием социально-экономических систем завершается учетом и контролем соответствия настоящих результатов и стратегии, составленной на первом этапе планирования.

Средства воздействия

Функции осуществляются при помощи управленческого решения – способа организованного воздействия на объект управления. Такие решения классифицируются по следующим свойствам:

  • структура объекта: республиканский, областной, городской;
  • структура субъекта: коллективный, общественный, коллегиальный;
  • характером реализации воздействия: социальный, управленческий, экономический.

Содержание процесса составления и осуществления управленческих решений зависит от социальной специфики. Для принятия любого управленческого решения необходимо установить основную проблему и пути ее решения. Одним из методов поиска нужного решения можно назвать «мозговую атаку» — дискуссию между всеми участниками процесса.

После нахождения путей устранения проблемы выполнение плана организуют при помощи экономического или административного регламента. Регламент — это свод правил и законов, которые определяют деятельность государственных учреждений на разных уровнях.

Процесс государственного управления в системе социального управления является непрерывным. После исполнения разработанных мероприятий производят сбор новой информации о специфике того же самого объекта. При этом собранные сведения должны отражать его другие стороны, не затронутые ранее.

Социально-психологические методы

Важное место в системе управления социальной защитой занимает разработка социально-психологических способов влияния на отношения в обществе. Особенность этих способов заключается в концентрации внимания на объекте неформальных отношений. С их помощью можно управлять потребностями и интересами отдельных групп людей.

система управления социальной организации

Социально-психологические способы управления осуществляются при помощи следующих процессов:

  1. Выбор сотрудников организации с учетом их взаимной совместимости. Это создает условия для эффективного развития коллективов и, как следствие, всей организации.
  2. Установка социальных норм в коллективе на основе сохранения традиций предыдущих поколений.
  3. Реализация норм социального регулирования при помощи заключения договоров.
  4. Создание у работников мотивации к более эффективной деятельности, достижению целей компании и высоких результатов в работе.
  5. Оказание помощи в удовлетворении основных потребностей сотрудников через организацию досуга и внепроизводственной деятельности.

Таким образом, социальная система управления персоналом заключается в использовании психологических методов. Тем не менее, подобная организация деятельности является не менее эффективной, чем применение экономических или административных методик воздействия.

Самоуправление

Социальное самоопределение работника сильно зависит от того, насколько активное участие он принимает в важных для компании процессах. Поэтому введение самоуправления – важное условие для успешной деятельности любой организации.

Главным элементом самоуправления является формирование структуры коллектива – выборности руководителей некоторых должностей, возможности продвижения по карьерной лестнице. Большое значение в этом процессе имеют общественные организации.

управление системой социальной защиты

Кроме того, сотрудникам можно предоставить возможность принимать участие в решении организационных вопросов, которые затрагивают непосредственно интересы коллектива. Например, в процессе организации труда, времени, или технологической дисциплины. При этом в процессе самоуправления должны быть в той или иной степени задействованы все сотрудники организации.

Сущность самоуправления может быть реализована через все вышеперечисленные функции системы социального управления. Примером может быть участие сотрудников компании в решении некоторых организационных вопросов, активность в принятии других важных решений, касающихся предприятия.

Социальная работа

Менеджмент в социальной работе — это гибкая система управления обществом, нацеленная на регулирование общественного положения и взаимоотношений между его представителями. С ее помощью можно обеспечить развитие членов социума в качестве субъектов всех типов социальных взаимоотношений.

Систему управления социальной работой составляют субъект и объект управления, а также имеющиеся между ними взаимоотношения.

Объектами управления в общественной работе являются сотрудники служб социальной защиты, социальные работники, а также вся совокупность взаимоотношений между людьми в процессе предоставления помощи обществу. Субъектами являются органы управления социальной защиты со всеми входящими в состав организациями и учреждениями.

система управления социальной сферой

Таким образом, система социального управления является важным элементом общественных взаимоотношений. С ее помощью обеспечивается постоянное развитие сообществ, успешное решение имеющихся проблем, регулирование наиболее важных процессов, а также эффективное распределение имеющихся ресурсов.

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ, ТИПЫ, ШКОЛЫ

Социология управления — это отрасль социологии, которая изучает процессы управления в различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом, в целях сохранения и обеспечения их устойчивого развития, упорядочения и совершенствования их структуры1.

Эквивалентом понятия «социология управления» часто выступает понятие «менеджмент». Эти термины имеют много общего, у них одинаковы цели и задачи, проблемы управления людьми и объектами, но они используют разные методы и подходы к решаемым проблемам.

В менеджменте рассматривается более широкий круг вопросов: особые социально-экономические институты, специальный круг работников управления (менеджеров), технико-организационные и социальные аспекты управления производством и людьми, вопросы маркетинга в рыночном обществе.

Социологию управления интересуют:

социально-политические и экономические институты, влияющие на ту или иную общественную деятельность, т. е. различные органы управления;

вопросы выработки и реализации управленческих решений, самоуправления;

вопросы подбора, расстановки и формирования управленческих кадров, отношения и взаимодействия, складывающиеся между ними, управляющими и управляемыми;

организационно-технические и социальные аспекты общественного производства как результаты управленческой деятельности;

различные методы и принципы стимулирования и мотивации управленческой и трудовой деятельности;

вопросы эффективности, социальных последствий принимаемых управленческих решений.

Социология управления изучает также систему информации, необходимую для осуществления управленческой деятельности и т. д.

Социальное управление — это процесс воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую

систему) для сохранения ее качественной специфики и целостности,

1 Следует сказать, что в настоящее время вопросами управления, поиском путей повышения эффективности управленческой и трудовой деятельности занимаются не только социология управления, социология менеджмента, но и социология организаций, социология труда, экономическая социология и другие.

196

обеспечения ее нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

Социальное управление представляет собой целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организованный процесс, способствующий достижению максимальной эффективности при минимальной затрате ресурсов, усилий и времени.

Управление является неотъемлемым условием существования любой биологической, технической и социальной системы.

Особенно в эффективном управлении нуждается общество и его отдельные сферы. Современное общество — это сложная социальная система, состоящая из множества разнородных элементов и процессов, которые влияют друг на друга и находятся в причинно-следственной зависимости. Его развитие предполагает согласование, регулирование, приведение в соответствие с общественно значимыми целями, т. е. социальное управление. Необходимость управления диктуется не только общественными потребностями, но и потребностями отдельных субъектов общественной и хозяйственной деятельности.

Общество, общественная и производственная деятельность строится на разделении труда и специализации. Например, современное производство, предприятия представляют собой множество отраслей, цехов, служб. Сложную структуру имеет современная клиническая больница, поликлиника. Все это вызывает потребность в согласовании, согласованности деятельности различных служб, установлении между ними определенного порядка, организованности. «Всякий непосредственно-общест- венный или совместный труд.., — писал К. Маркс, — нуждается в большей или меньшей степени в управлении. Скрипач управляет сам собой, оркестр нуждается в дирижере».

Управлению подвержены не только трудовая деятельность людей, но и их поведение, духовная жизнь. Каждый человек принадлежит к определенному коллективу, общности, которые предъявляют ему специфические требования, ставят его деятельность и мышление в определенные рамки.

Социальное управление обеспечивает единство, согласованность, взаимосвязь элементов общественной системы, деятельности людей в интересах общества и каждого человека, сохранение целостности и гармоничности развития. Оно обеспечивает целеполагание и целенаправленность общества и его отдельных элементов. Основными функциями социального управления являются:

– в экономической сфере — раскрыть, разрешить противоречия между потребностями, интересами, ценностными ориентациями людей и существующей системой экономических отношений, обеспечение эффективности производства на благо людей;

197

социально–политической — привести в движение социальные силы, обеспечить взаимодействие между властью и народом таким образом, чтобы общество развивалось гармонично в интересах людей;

социальной — создание эффективной системы решения противоречий, установление гармоничных отношений между отдельными общностями людей, обеспечение высокого уровня социального благополучия;

духовной — на основе организации общественной жизни обеспечить высокий уровень нравственности, политической культуры, уважение

кзаконам.

Социальное управление строится на взаимодействии субъекта и объекта управления. Объектом управления является все общество в целом и его отдельные структуры, отдельные предприятия, организации и учреждения, социальные общности. Субъект управления — системы управляющих, отдельные руководители, которые воздействуют на объект, согласуют его различные элементы, направляют, координируют их в зависимости от происходящих изменений. Таким субъектом управления является система государственных (президент, парламент, правительство, министерства и т. д.) и негосударственных органов и организаций (советов директоров, правлений и т. д.), органы управления конкретных предприятий и учреждений (например, в БГМУ субъектами управления выступают: Совет университета, ректорат, Совет факультета, деканат и т. д.). Важнейшая роль в этой системе принадлежит руководителям, управляющим.

В каждой стране главным субъектом управления является государство, которое выступает основным институтом власти. Государство вырабатывает стратегию развития и управления. Его воля в управлении возводится в закон. Роль государства в управлении определяется и тем, что оно располагает органами принуждения (суд, прокуратура и милиция), обладает средствами идеологического воздействия (радио, телевидение, печать).

Непосредственную работу в государстве по управлению проводит аппарат управления — Президент, Совет Министров, министерства, госкомитеты. В их работе важна организованность и систематичность, строгая упорядоченность, увязанность друг с другом во времени и пространстве. Это предполагает строгую специализацию каждого из органов управления и его отдельных работников, их согласованность, отсутствие дублирования, а также ненужных промежуточных звеньев. Главная особенность социального управления состоит в том, что субъектом и объектом в нем является человек.

С точки зрения социологии, социальное управление представляет собой иерархическую систему отношений людей, основанную на различиях и должностном положении, статусе, доходах, диапазоне властных полномочий.

198

В процессе исторического развития сложились три основных структуры управления: линейная, линейно-штабная и матричная. Самый древний тип структуры управления — линейный, т. е. управление по вертикали и горизонтали. В ХХ в. появился линейно-штабной тип. Он представляет собой структуру, включающую, наряду с соподчиненными по иерархии руководителями, наличие группы (штаба) специалистов-консультан- тов. Во второй половине ХХ в. возникла матричная система управления (адхократия). Она состоит из временных рабочих групп, которые после решения конкретной проблемы переформируются.

Социальное управление подразделяется на государственное, экономическое, производственное, военное, семейное и иное. Различают и разнообразные типы его. В частности, выделяют такие модели управления, как:

коллективистская. Она характеризуется единоначалием в принятии решений лидером коллектива, его руководителем. При данной модели главным рычагом управления является авторитет руководителя;

рыночная. При ней решения принимаются в соответствии с законами рынка, который выступает главным мерилом ответственности. При рыночной модели управления основным рычагом воздействия на персонал служат деньги. Управляющий будет казаться сильным, успешным, если он сможет обеспечить своим сотрудникам высокое вознаграждение;

бюрократическая. В этом случае решения принимаются вышестоящим руководителем. Главным очагом влияния на подчиненных оказывается силовое воздействие (приказы, наказания). Сильным управляющим при таком управлении является человек, чьи приказы не обсуждаются, а сразу выполняются;

демократическая. Эта модель управления связана с использованием закона как основного рычага воздействия. При подобной модели законы должны быть демократичными и обеспечивать как достижение интересов большинства, так и соблюдение прав меньшинства;

диалоговая. Для этой модели управления присуще распределение управленческих функций такими путями, которые могут быть эффективно реализованы при активном, равноправном участии всех субъектов управления. Подобная модель возможна при использовании знаний множества различных профессионалов, обладающих опытом управления. Выделяют и другие модели управления (табл. 10).

Таблица 10

Модели управления

Управленческая форма

Рычаг управления

Коллективистская

Авторитет

Рыночная

Деньги

Бюрократическая

Сила

Демократическая

Закон

Диалоговая

Знание

199

Социальное управление как особый вид трудовой деятельности в своем развитии прошло два этапа: донаучный (эмпирический, непрофессиональный) и научный. Начало научного этапа связано с организационным, социологическим и психологическим изучением вопросов управления в конце ХIХ – начале ХХ вв. Именно с этого времени в трудах Ф. Тэйлора, А. Файоля, М. Вебера, Г. Форда, Э. Мэйо, Р. Мертона и многих других заложены основы научного управления, разрабатывались вопросы повышения эффективности управления.

Благодаря поискам эффективности способов управления сложились две школы научного управления — классическая и школа человеческих отношений.

Основы классической школы научного управления заложил Ф. Тейлор в своей книге «Основы научного менеджмента» (1911 г.). К разработке вопросов управления его подтолкнул тот факт, что в начале ХХ в. рост производительности труда, вызванный промышленной революцией, исчерпал себя. Нужно было искать новые рычаги его повышения. Тейлор на основе хронометража рабочих операций стандартизировал их для каждого работника, определил нормы выработки, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки кадров, стимулирование труда.

Разновидностью классической школы управления стала административная школа, которая основное внимание уделяла вопросам роли

ифункций управления. Основатель этой школы Анри Файоль считал, что важно определить функции управляющего и путем их усовершенствования можно выявить наиболее эффективные методы руководства. Он разделил весь управленческий процесс на пять основных функций: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация и контроль). А. Файоль выделил и принципы управления.

Представители административной школы М. Блюмфилд, М. Вебер

идругие разработали концепцию управления рабочей силой, рациональной бюрократии.

Главная черта классической школы заключается в утверждении, что существует только один путь достижения эффективности управления — четкое нормирование, правильное распределение кадров, наведение четкого порядка.

В30-е гг. сложилась школа человеческих отношений, родоначальником которой считается Э. Мэйо. В ходе социологических исследований он обнаружил, что группа рабочих является социальной системой, в которой есть собственная система управления. Определенным образом, воздействуя на эту систему, можно улучшить результаты труда. Согласно теории человеческих отношений в первую очередь следует заботиться о работнике, а не о производстве.

200

А. Маслоу, продолжая разрабатывать теорию человеческих отношений, обосновал положение о том, что эффективность труда будет выше, если будут удовлетворены физиологические (потребность в безопасности), социальные и престижные потребности работника.

Д. Макгрегор предложил относиться к работникам дифференцированно. Он делил их на X и Y. X — работник, стремящийся увильнуть от труда, нуждается в понукании. Y — ответственный, не нуждается в контроле.

Методы использования человеческого фактора для повышения эффективности труда чаще применяются японскими фирмами. В США

иЕвропе больше опираются на классические методы управления.

ВСССР, а также в Беларуси, вопросы повышения эффективности управления стали разрабатываться с 1974 г., когда Д. Гвишиани в своей книге «Социология бизнеса» впервые дал развернутый анализ социологии американского бизнеса. Значительный вклад в разработку вопросов управления внесли В. Подмарков, Н. Лапин, Н. Куртиков, В. Иванова, А. Зворыкин, А. Пригожин и многие другие. Постепенно сложились четыре основных подхода к исследованию проблем управления: конкрет- но-исторический (рассматривается в динамике исторического развития), комплексный (управление рассматривается во взаимосвязи правовых, экономических, социально-психологических аспектов), аспектный (когда управление рассматривается в философском, психологическом, социологическом и других аспектах) и системный (управление — это целостная система, пронизанная общей целью).

В Беларуси вопросы социального управления разрабатываются в работах Е. Бабосова, В. Князева и других.

ЗАКОНЫ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Социальное управление — весьма сложный и многогранный процесс. Оно базируется на определенных законах, принципах и методах.

Законы управления носят объективный характер и не зависят от воли людей. Они, наоборот, определяют их волю, сознание и намерения. Важнейшими выступают следующие законы социального управления:

специализации управления, который предусматривает разделение функций управления на разных уровнях и направлениях;

необходимого разнообразия. Управление не будет эффективным, если оно осуществляется с применением одних и тех же методов и приемов;

интеграции управления, т. е. объединение различных специализированных действий на различных уровнях и направлениях в единый управленческий процесс;

201

приоритетности социальных целей. В системе целей управления главным должно быть повышение качества жизни общества, членов управляемого объекта, поддержание их равновесия;

доминирования глобальной цели управляемой системы, т. е. все элементы управления должны быть направлены на достижение единой глобальной цели, задачи;

возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении. Данный закон предполагает не только высокий уровень профессионализма управляющего, но и формирование у управляемых осознанных действий;

экономии времени. Этот закон ставит задачу достижения поставленных целей в минимальные сроки;

развития самодеятельной активности и творчества каждой подсистемы в рамках единой цели и другие.

Социальное управление основывается не только на определенных законах, но и принципах. Принципы управления — это правила, положения

инормы поведения, которыми руководствуются органы управления в условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления являются результатом обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, фактов

ипризнаков, которые становятся основой их деятельности. Это руководящие идеи, исходные положения, которым следуют в процессе управленческой деятельности.

Косновным относятся следующие принципы социального управления:

единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении, коллегиальности управления в отдельных случаях;

единства взаимодействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;

сочетания отраслевого и территориального управления;

прогнозирования социального управления;

научности социального управления;

мотивации (стимулирования) управленческой и трудовой деятельности;

ответственности за результаты социального управления;

рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;

экономичности и эффективности управления;

системности (рассмотрение субъекта и объекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);

иерархичности, соподчинения систем управления;

делегирования полномочий;

202

программно-целевого обеспечения;

гласности в принятии решений;

обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую путем сравнивания фактического состояния с заданным);

гуманизма и нравственности в управлении и др.

Принципы социального управления призваны не только основываться на законах управления, но и соответствовать целям управления, учитывать временные и территориальные аспекты процессов управленческой деятельности. В необходимых случаях они могут иметь правовое оформление, закрепление в различных нормативных документах.

Реализация законов и принципов управления осуществляется при помощи применения различных методов управления. Методы управления — это, прежде всего, использование различных приемов и способов воздействия на элементы социальной системы в целях достижения поставленной цели.

Метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Методы управления имеют свою направленность, организационную форму и содержание. Направленность ориентирует на определенный объект (на что направлена), организационная форма может быть в виде прямого (непосредственного) или косвенного (ограничиться постановкой задач или созданием стимулирующих условий) воздействия. В общем виде все методы управления подразделяются на основные и комплексные. К основным относятся такие методы, в которых четко выделяется содержательный аспект, к комплексным (сложным) — различные комбинации основных методов. Основные и комплексные способы управления находятся в диалектическом взаимодействии и взаимосвязи. Основные методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе имеется ведущий, главный, который задает вектор другим методам воздействия.

По своему содержанию методы социального управления подразделяются на экономические, организационно-технические (административные), демографические, социологические, психологические, гуманизации труда, самоуправления и т. д.

Социальные методы управления носят комплексный характер. Они включают в себя не только экономические, организационно-администра- тивные мотивации человеческого поведения, но и мероприятия по повышению качества жизни, укреплению социальных организаций, постановку социальных целей и др. Например, наряду с экономическим стимулированием (повышением оплаты труда, премированием и т. д.), сегодня широко используется стимулирование путем повышения социальной защищенности, организации и проведения совместного отдыха, привле-

203

чения подчиненных к принятию решений, воспитания чувства сопричастности к делам фирмы, созданием собственной униформы, оплатой учебы детей сотрудников и т. п.

Социальные методы включают также широкий спектр методов социального нормирования, морального стимулирования, установления правил внутреннего распорядка, внутрифирменного этикета, форм дисциплинарного воздействия, методов регулирования интересов.

Среди многообразия экономических методов следует выделить методы материального стимулирования (оплата, премирование и др.) и экономических санкций (штрафы, лишение премиальных, снижение оплаты или перевод на более низкооплачиваемую работу и т. п.). К экономическим методам относится управление кредитами, налогами, льготами и др. способами, что характерно для рыночной системы управления.

Демографические методы — это методы и способы, направленные на решение демографической ситуации (например, меры по созданию баланса количества мужчин и женщин в определенном регионе, коллективе), стимулирование деятельности отдельных социально-демографических групп и т. д.

К социологическим методам относятся различные способы сбора информации, мониторинги общественного мнения, отношения к тем или иным принимаемым решениям, опросы, тесты и другое, что помогает своевременно выявлять проблемы и оперативно их устранять. Социологические методы помогают предсказать многие управленческие решения.

Организационно-технические, или административные, методы базируются на власти, дисциплине и ответственности. Управленческое воздействие при них осуществляется в виде прямого административного указания, предписания, приказа, запрета, путем установления правил, стандартов, рекомендаций, пожеланий, оперативного вмешательства, контроля и надзора. Важным аспектом организационно-административного метода является функция организации, координации, консультирования, общения, компромиссов.

Организационно-административные методы отличаются от других четкой адресностью, обязанностью выполнения распоряжений и указаний: их невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.

Характерной чертой организационно-административного метода является наличие огромного бюрократического аппарата, что во многих случаях тормозит своевременность, быстроту принятия и исполнения управленческих решений. В этом заключается один из недостатков данного метода.

Психологические методы включают в себя разные приемы и способы психологического воздействия на субъектов и объекты управления. Это,

204

прежде всего, подбор и расстановка персонала с учетом их психологической совместимости, создание определенной психологической обстановки в стране, коллективе.

Методы гуманизации труда в управлении направлены на использование психологического воздействия на управляемых: цвета, музыки и т. д., исключения монотонности трудовой деятельности путем создания комнат, уголков психологической разгрузки, разного рода клубов, расширения творческих процессов в вопросах труда.

Одной из главных задач современной системы управления является создание благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются благодаря расширению ее прав, свобод и ответственности, развитию самоуправления. Сегодня решать вопросы эффективности управления можно через заинтересованность и творческую инициативу управляемых, осознающих себя полноправными и реальными участниками управления производственными и социальными процессами.

Самоуправление выступает как процесс превращения человека, трудового коллектива из объекта управления в ее субъект. Это особый метод организации управления, когда каждый сам решает вопросы

впределах отведенных компетенций, распределяет ресурсы, трудовые функции, заработок. Самоуправление соединяет в себе труд и управление, формирует новый тип социально-экономических отношений.

Внашей республике, где доминирующее значение имеют организа- ционно-административные методы управления, должен быть обеспечен разумный баланс между администрированием и свободой трудовой деятельности. В условиях глобализации, интеграции в глобальном, региональном и других уровнях административный ресурс должен быть сведен

квыработке стратегических решений, институционально-правовых рамок развития с предоставлением свободы, автономности субъектам хозяйствования. Это позволит шире использовать инициативу, творчество, интеллектуальный потенциал страны. Важным показателем эффективности такого управления является пример НЭПа в 20-е гг. ХХ в., развитие

внастоящее время теневого бизнеса и т. д.

Системой льгот, кредитов, налогов центральные органы призваны нацеливать свободу субъектов управления на внедрение новых технологий, инновационное развитие. При этом очень важно стимулировать развитие малого и среднего бизнеса. Предоставление таким предприятиям права широкой инициативы, свободы позволит решить многие экономические, социальные и политические проблемы.

К необходимости такого подхода к управлению подталкивает нашу республику ее геополитическое положение (как страны, расположенной в центре Европы, как транзитной страны), а также высокий образователь-

205

ный, профессиональный и интеллектуальный потенциал белорусского народа. Держать его в жестких рамках административных органов, ограничивающих законов, в рамках администрирования неправильно. Управление должно строиться на централизации и широчайшей свободе нижестоящих структур.

Наряду с развитием самоуправления, побуждающими способами повышения эффективности объектов управления могут быть:

постановка перед работниками четких и достижимых (реальных) целей и поощрение за их реализацию, применение наказаний и поощрений, повышение квалификации за счет управляющей и управляемой структур;

усовершенствование рабочего места, предоставление гибкого графика работы, при котором работник сам может планировать свою деятельность; разрешение работы на дому с подключенным к офису, рабочему месту телефоном, компьютером, факсом; сокращение рабочего дня, рабочей нагрузки;

расширение полномочий сотрудников и т. д.

Важно то, что применение этих методов должно строиться на учете специфики каждого управляемого объекта, его сотрудников.

В системе социального управления различают и такие методы, как моделирование, прогнозирование, программирование, эксперимент, экспертные оценки, информационные технологии.

Законы, принципы и методы социального управления изменяются в зависимости от характера общественного строя, форм государственной власти. Они, например, могут быть жестко детерминированы, когда управляющая система стремится однозначно программировать поведение объекта и могут предоставлять относительно широкий спектр возможных видов и форм поведения объектов управления. Последнее характерно для рыночных методов управления, когда допускается свободная игра объектов управления и в то же время диктуются жесткие правила игры в направлении поставленных задач и целей.

Жестко детерминированные методы присущи для стран с тоталитарным режимом.

РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

В системе социального управления ключевой фигурой является руководитель, управляющий. От его профессионализма во многом зависит качество организации управления и его результативность.

Руководителю, управляющему предъявляются высокие требования. От него требуется наличие общих знаний об обществе, управлении вообще и компетентность в той области, в которой осуществляется управление. Он должен обладать навыками администратора, уметь владеть ситуа-

206

цией, проявлять инициативу, принимать обоснованные и компетентные решения.

Управление — это творческий акт субъекта управления. Социология управления учит, что руководитель призван исполнять следующие роли:

представительскую, что предполагает наличие у руководителя способности достойно представлять свой коллектив, организацию в общественной системе, наличие у него культуры общения, умения слушать, говорить, убеждать;

генератора идей и целевых установок;

аналитика при принятии управленческих решений. В своей профессиональной деятельности управляющему приходится встречаться

сразличными экономическими, политическими, правовыми, социальнопсихологическими и иными ситуациями, которые требуют развитых способностей аналитической деятельности;

командира, принимающего решение. Это важнейшая и ответственная роль руководителя. Для принятия решения он должен иметь такие качества, как сила воли, целеустремленность, взвешенность, объективность, сдержанность и предусмотрительность, решительность;

организатора, предполагающую наличие организаторских способностей и личной организованности;

коммуникатора, человека владеющего техникой и методами общения;

инноватора нововведений. Общественная практика не стоит на месте и руководитель призван иметь такое качество как способность предвидеть.

арбитра, способного согласовывать различные точки зрения, идеи, противоречия и конфликты;

психотерапевта, способного приращивать нравственно-психоло- гический потенциал каждого сотрудника и коллектива в целом, заботящегося о психическом здоровье подчиненных, здоровом социально-психоло- гическом климате в коллективе;

педагога-воспитателя и другие.

Управленческая деятельность руководителя проходит определенные этапы, стадии. Общими, независимыми от субъекта управления стадиями, являются: прогнозирование, принятие решений (планирование), организация, регулирование (координация), стимулирование (мотивации), учет и контроль.

Прогнозирование представляет собой сбор и анализ полученной информации, уяснение проблемы, выяснение ее актуальности и условий, при которых она может быть решена.

Решение, основанное на прогнозе, может быть оформлено в виде плана, приказа, распоряжения и т. д. Оно должно содержать цель управ-

207

ленческих действий, быть обоснованным и компетентным, полномочным

инепротиворечивым, своевременным и логически последовательным, простым и ясным. Решение предполагает обеспечение его определенными ресурсами (финансовыми, материальными, человеческими, моральными

ит. д.), назначение ответственных, сроки исполнения. Необходимым условием принятия решения должна быть выработка альтернативных вариантов решения по эффективности, социальным последствиям.

Выполнение решения предусматривает разработку и составление детального плана действий и мероприятий.

Организация — это мобилизация, расстановка сил и делегирование полномочий, обеспечение условий и ресурсами.

Всякая социальная система, общность подвержена действию 2 противоположных тенденций и организаций, упорядочиванию и тенденции дезорганизации, обусловленная неупорядоченными изменениями, такими как болезнь людей, стихийные бедствия, изменения конъюнктуры и т. п. Все это нарушает сложившиеся связи и предполагает регулирование (административно-правовое, экономическое, оперативно-техническое).

Стимулирование как функция управления ставит своей целью выработку мер поощрения (материальных, социальных, моральных) за выполнение принятых управленческих решений.

Учет как функция управления ставит задачу получения, обработки, анализа и систематизации сведений о ходе реализации принятых решений

изаданий, ресурсах, результатах. Учет может быть статистическим (учеты, переписи, обследования), дающий количественную характеристику выполнения поставленной цели; бухгалтерский учет, предоставляющий совокупность данных об обороте финансовых средств, а также материалов, трудовых ресурсов, выраженных через деньги; оперативнотехнический учет, отражающий повседневное движение людей, материалов, течение технологических процессов.

Контроль — это система наблюдения и проверки того, насколько действенна работа по исполнению принятых решений. Он включает получение как количественных, так и качественных данных.

Обозначенные на рис. 6 стадии управленческих решений неразрывно связаны и тесно переплетаются друг с другом. Выработка и принятие решений, например, необходимы не только на начальном этапе управленческих действий, но и в процессе организации, регулирования, учета и контроля. Функция организации осуществляется при выработке решений, учете и контроле. Учет и контроль необходимы как при принятии решений, так и для организации и регулирования. Ни одна из функций не существует сама по себе, они осуществляются в неразрывном единстве и взаимосвязи.

208

Прогнозирование

Принятие решения (планирование)

Организация

Регулирование

Стимулирование

Учет и контроль

Рис. 6. Стадии принятия управленческих решений

Социология управления сформулировала и основные методы принятия управленческих решений:

декомпозиции, при котором сложная проблема раскладывается на совокупность простых;

диагностики. При данном методе в проблеме выделяется главное, которое решается в первую очередь;

экспертной оценки, когда формулируются какие-либо идеи, изучаются, оцениваются, сравниваются и выбирается единственная;

метод Делфи. Экспертам, сотрудникам разных отделов службы обозначается проблема, которую они должны решить, при этом мнение меньшинства доводится до большинства. Все мнения анализируются, согласовываются или опровергаются. Данная процедура повторяется несколько раз, пока не будет найдено взаимоприемлемое решение;

метод неспециалиста, когда решение вопроса предлагается лицам, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях;

метод аналогии;

метод имитации и др.

При принятии управленческого решения руководитель может обратиться с консультацией к специальным службам, институтам, оказывающим такого рода помощь.

В принятии управленческих решений управляющему важно учитывать факторы, которые будут влиять на управленческую деятельность: стрессы, давление и неопределенность, которые присутствуют в боль-

209

шинстве форм жизни; разрушение традиционных ценностей; широкую возможность выбора; возрастание количества проблем; конкуренцию и др.

Подобные условия предъявляют управляющему высокие требования. Руководителю важно не только учитывать данные факторы, но и умело использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы, с помощью ко-

торых он может организовать эффективную работу. К социальным ресурсам управления относятся: мотивационные, интеллектуальные, информационные, коммуникативные, социально-психологические, соревновательные, демографические, социально-экономические, инновационные, стратегические, кадровые, организационные, управленческие, научные. Важным ресурсом управления является решение проблемы статуса как управляющего, так и управляемых (продвижение по службе, повышение разряда, категории и т. д.).

Эффективность управленческой деятельности обеспечивается при наличии достоверной информации. Она особенно необходима при выработке и принятии решения, организации и регулировании. Органы управления должны иметь информацию о ходе выполнения решения, на основе чего уточняется старое или принимается новое решение. Отсутствие надежной информации является источником субъективизма, волевых и необоснованных решений и действий, несовместимых с научной организацией труда.

Сбор, систематизация и переработка огромных потоков информации невозможна без хорошо поставленной службы информации, применения ЭВМ, различных диагностических и деловых методик.

Реализация управленческих функций, эффективность управления во многом зависит от личности руководителя. Американские социологи Р. Блейк и Д. Моутон выделяют пять основных типов руководителей: диктатор, демократ, пессимист, организатор, манипулятор. Ими же составлена матрица типов руководителей (рис. 7).

9

8

7

6

5

4

3

2

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Рис. 7. Матрица типов руководителей:

9,1 — диктатор; 1,9 — демократ; 1,1 — пессимист; 9,9 — организатор; 5,5 — манипулятор

210

Для диктатора характерен такой стиль управления, который полностью ориентирован на производство. Он жесткий администратор и мало уделяет внимания людям. Работники для него являются средством достижения целей. При таком руководителе работа не приносит удовлетворения.

У руководителя-демократа вопросы повышения эффективности трудовой деятельности находятся на последнем месте, главное для него быть самим собой, внимательным ко всем. Подобный руководитель нравится подчиненным, однако польза от него небольшая, все уходит в дискуссии.

Управляющий-пессимист, как правило, является случайным человеком, назначенный сверху. Для него главное не вмешиваться в ход событий, плыть по течению.

Руководитель-организатор — это самый продуктивный тип управляющего. Он стремится к инновациям, нацелен на развитие организации, учитывает интересы производителя и людей.

Манипулятор как руководитель склонен к различным манипуляциям, хитросплетениям во имя обеспечения своей должности. Он не хватает с неба звезд, стремится сохранить устойчивость положения.

Следует отметить, что эффективность управления зависит в определенной степени от государственного устройства, пути получения управленческой должности. В западных странах, основанных на рыночных отношениях, управляющий представляет собой производное от функциональных и профессиональных качеств. Независимо от наличия или отсутствия базового образования, главное в таком руководителе — деловые качества. Ни родственные связи, ни знакомства не защитят его от увольнения, если он не справляется с поставленными задачами. В Беларуси в основном действует административная система. Руководящие посты предоставляются за преданность, по распоряжению, распределению и т. д., что не всегда побуждает их к эффективной работе. Какого типа не был бы руководитель, он всегда должен помнить о том, что предметом его воздействия является человек, обладающий собственным сознанием, психикой. Поэтому его деятельность должна способствовать развитию личности управляемого, повышению её сознательности и дисциплинированности, профессионализма, уровня жизни. Профессионализм управляющего, качество и эффективность управления проявляются не только в понимании им специфики и предмета управленческого труда, но и в умении пользоваться разнообразными средствами и методами преобразования этих предметов на благо людей. Управление — это не только указания, но и процесс преобразования предметов труда в соответствии с целями управления.

Управляющий выступает обладателем властных полномочий, поэтому у него должно быть развито чувство меры, властвования, искусство и профессионализм в использовании власти с учетом конкретных управ-

211

ленческих ситуаций, в том числе и индивидуального положения управляемого. Важно соблюдать баланс власти, выбирать оптимальное между единоначалием и коллегиальностью, между централизмом и демократией.

В заключение вопроса следует отметить огромную роль личного общения руководителя и подчиненного.

Д. Карнеги сформулировал 12 правил убеждающего воздействия во взаимоотношениях руководителя и подчиненного.

Правило 1. Единственный способ одержать верх в споре — это уклониться от него.

Правило 2. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите собеседнику, что он не прав.

Правило 3. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно. Правило 4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона. Правило 5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам «Да».

Правило 6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник. Правило 7. Пусть собеседник считает, что данная мысль принадле-

жит ему.

Правило 8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

Правило 9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других. Правило 10. Взывайте к более благородным мотивам.

Правило 11. Драматизируйте ваши идеи, подавайте их эффектно. Правило 12. Бросайте вызов, задевайте за живое.

Социальное управление не стоит на месте, оно должно проявлять гибкость и эластичность, соответствовать динамике изменений общественной жизни. Как особый вид общественных отношений, оно является необходимым элементом любой сферы общественной жизни.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.Чем обусловлена необходимость социального управления?

2.Какие вопросы исследует социология управления?

3.Какие факторы обусловили необходимость научного исследования проблем социального управления?

4.Каковы законы социального управления?

5.Что является главным субъектом управления и почему?

6.Важнейшими типами социального управления являются (перечислите). В чем заключается их отличие?

7.Какой из методов социального управления, на Ваш взгляд, является главным?

8.Какие роли призван выполнять руководитель в системе управления?

9.Назовите основные этапы (стадии) управленческих действий.

212

Литература

1.Американская социологическая мысль. М., 1994.

2.Бабосов, Е. М. Социология управления / Е. М. Бабосов // Социология. Энциклопедия. Минск, 2002.

3.Социальное управление / А. Г. Гладышев [и др.]. М., 2001.

4.Громов, И. А. Западная социология / И. А. Громов. СПб.,1997.

5.Иванов, В. Основы социального управления / В. Иванов. М., 2001.

6.Социология : учеб. пособие / под ред. Н. В. Павловой [и др.]. Минск, 2002.

7.Социология. Общий курс. М., 2004.

8.Тихонов, А. В. Социология управления. Теоретические основы / А. В. Тихо-

нов. СПб., 2000.

213

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Современные предприниматели все больше отходят от учений классических школ управления и ищут новые, более эффективные методики менеджмента. Одним из молодых направлений, пытающихся искать ответы и решения в этом ракурсе, считается социология управления.

В отличие от классической школы научного менеджмента, которая акцентирует внимание на технологическом процессе, социология предлагает заниматься отношениями, сложившимися в коллективе.

социология управления

Чем занимается социальное управление

Социология управления в качестве объекта своих интересов рассматривает все происходящие в обществе процессы (на всех уровнях). Объектом исследования становится и государство, и регион, и отдельный человек. Можно утверждать, что социология и психология управления интересуются всеми людьми в мире, а также организациями и процессами, протекающими во время их взаимодействия в любой исторической эпохе.

Кроме того, эта наука изучает и спонтанность общественной самоорганизации, которая очень важна для управления предприятием. Ведь помимо формального коллектива – штата сотрудников – на предприятии постоянно образуются неформальные организации: между людьми завязываются дружеские отношения, у них появляются какие-то общие интересы, не связанные с работой, и т. д. А неформальный лидер может доставить руководству массу проблем, если вдруг решит противопоставить себя начальству. В глобальном смысле социология определяет такие спонтанные процессы:

  • репродуктивное поведение человека;
  • образование теневой экономики;
  • миграция населения;
  • формирование общественного мнения;
  • потребительское поведение.

Предмет

Важным аспектом изучения любой проблемы является определение не только интересов науки, но и характеристик, процессов и свойств объектов исследования, т. е. ее (дисциплины) предмет. Социология управления анализирует закономерности функционирования отдельных социальных объектов и выявляет механизмы воздействия на их составляющие.

социология и психология управления

При этом зарубежные и отечественные теоретики стремятся выделить алгоритмы, по которым реализуются социальные закономерности, и на их основе создают рекомендации по стратегическому и тактическому управлению предприятием. Кроме того, социология управления называет одним из своих предметных интересов изучение исторического пути менеджмента: от общинного общественного уклада до современного государственного управления.

Проблематика

На современном этапе развития социологии управления выделено четыре блока задач, для решения которых требуются специальные знания и навыки:

  • необходимость управления людьми в тех случаях, когда личные качества сотрудника оказываются выше его профессиональных умений;
  • необходимость управления взаимоотношениями в коллективе, выделяя при этом вопросы руководства и лидерства, противопоставления формальных и неформальных структур и т. п.;
  • необходимость разработки четких критериев определения эффективности управления;
  • необходимость управления системами.

Еще одним немаловажным вопросом, которым занимается социология управления, является прогнозирование развития спонтанных процессов и выработка методики их оптимизации.

Масштабы изучаемых проблем

Как и практически любая наука, социология управления занимается не только фундаментальными, но и прикладными исследованиями. Иерархические принципы построения общества диктуют руководителям свои правила и методики деятельности. Выделяя четыре уровня взаимодействия социума, теоретики ищут решения поставленных задач; переходя от общего к частному и наоборот, зачастую удается выработать по-настоящему эффективные рекомендации.

социология государственного управления

На макросоциологическом уровне анализируются процессы межгосударственного, государственного, межэтнического и этнического характера. Теория среднего уровня занята управлением обществом, проживающим в локальной местности (регион, муниципалитет, организация). Микроуровень анализирует деятельность и поведение личности: поведение в обществе, потребительские привычки, мотивацию и т. п. И, наконец, на операциональном уровне проводится анализ и выбор оптимальных для управления организацией методологий, разрабатываются программы конкретных исследований по вопросам менеджмента.

функции социология управления

Функции

Каждая наука выполняет определенные функции. Социология управления – не исключение. Исследователями выделены такие:

  • познавательная – определяет сущность менеджмента, его роль и значение в развитии социума и подсистем;
  • методологическая — позволяет сформировать принципы и подходы не только к изучению управленческих проблем, но и к их решению;
  • социально-инженерная – дает возможность корректировать деятельность социальных институтов в заданном (актуальном) направлении;
  • культурологическая – формирует культуру менеджмента и обеспечивает оптимальные условия для руководящего воздействия;
  • поисково-прогностическая – занимается поиском возможных альтернатив развития менеджмента и изучением возможных состояний подсистем и систем;
  • нормативная – вырабатывает управленческие технологии, которые помогут достичь оптимального состояния системы;
  • идеологическая – соединяет современные взаимоотношения в обществе и интересы каждой отдельной личности (социальных групп).

    социология управления и социальное управление

Итак, социология управления изучает методологию менеджмента, опираясь на социально значимые цели; при этом разработанные механизмы базируются на результатах прикладных исследований. Сегодня это направление еще не владеет сложившимся понятийным аппаратом и не получило своего места в общей системе познания, т. к. оно находится на грани двух наук – собственно социологии и менеджмента.

Содержание управления

Если с определением социологии все более-менее точно и однозначно, то понятие «управление» — очень широкое и размытое. Во-первых, потому что, в зависимости от ситуации, менеджмент может относиться не к личности или группе, а к целой системе (организации). В отдельных случаях дисциплина рассматривает и управление механизмами. Во-вторых, само понятие управления трактуется по-разному – от выработки управляющего воздействия до тотального контроля деятельности. В-третьих, менеджмент зачастую воспринимается как власть одного над другим (руководителя над подчиненным). И, наконец, механизм руководящей работы присущ всем без исключения сферам деятельности человека.

Все это и провоцирует появление таких направлений, как социология управления и социальное управление. В общем смысле принято считать, что менеджмент – это основанная на постоянном взаимодействии выработка руководящего воздействия.

Уровни управления

В зависимости от размеров управляемой подсистемы, выделяют такие уровни социального управления:

  • Институциональный – руководство высшего звена (президент, глава совета директоров и т. п.), сюда же относится и социология государственного управления.
  • Управленческий – руководство среднего звена. Предполагает управление группами людей.
  • Технический – оперативное руководство. Занимается вопросами менеджмента персонала (отдельными людьми), разрабатывая индивидуальные подходы к подчиненным.

предмет социология управления

Управление персоналом

Наиболее действенным и необходимым принято считать технический уровень управления. Безусловно, в качестве стратегических целей важны и институциональный, и управленческий уровни. Но ежедневная деятельность людей и взаимодействие друг с другом дают возможность заниматься созданием продукции (т. е. создавать добавленную стоимость, согласно теории экономики). А именно это и ведет к получению дохода.

Это еще раз подтверждает необходимость изучения такой науки, как социология управления. Темы для рассмотрения здесь безграничны:

  • построение организационной иерархии и системы власти, создание организационной культуры;
  • формирование социальных групп, выделение в них статусов и распределение ролей между участниками;
  • привлечение подчиненных к разработке производственных общих решений и т. д.

Все это позволяет значительно повысить ответственность исполнителей и их производительность.

Корректное управление – двигатель прогресса

Кроме того, на количественные и качественные показатели производства влияет так называемый социальный климат коллектива. А значит, социология управления персоналом интересуется и такими вопросами, как межличностные отношения сотрудников, возникновение и решение организационных конфликтов, адаптация и удовлетворенность персонала, социальное планирование и ответственность.

социология управления персоналом

Занимаясь структурными связями в коллективе, это направление может не только отследить, но и объяснить, как и почему в менеджменте постоянно появляются инновации. А возможность трансформации методов управления из одной производственной отрасли в другую создает новые способы их реализации и, в какой-то степени, стимулирует развитие технологий.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Престариум цена инструкция по применению при каком давлении
  • Телефон филипс se175 инструкция на русском
  • Руководство гу мвд россии по краснодарскому краю список
  • Инструкция для сканера honeywell 1450g на русском
  • Руководство здоровье семьи