Социологические методы управления
Социологические
методы играют важную роль в управлении
персоналом, они позволяют установить
назначение и место сотрудников в
коллективе, выявить лидеров и обеспечить
их поддержку, связать мотивацию людей
с конечными результатами производства,
обеспечить эффективные коммуникации
и разрешение конфликтов в коллективе.
Классификация элементов, регулируемых
с помощью социологических методов,
показана на рис. 3.3.4.
Социальное
планирование
обеспечивает
постановку социальных целей и критериев,
разработку социальных нормативов
(уровень жизни, оплата труда, потребность
в жилье, условия труда и др.) и плановых
показателей, достижение конечных
социальных результатов.
Социологические
методы исследования
составляют
научный инструментарий в работе с
персоналом, они предоставляют необходимые
данные для подбора, оценки, расстановки
и обучения персонала и позволяют
обоснованно принимать кадровые решения.
Личностные
качества
характеризуют
внешний образ сотрудника, который
достаточно стабильно проявляется в
коллективе и является неотъемлемой
частью социологии личности.
Мораль
является особой
формой общественного сознания,
регулирующего действия и поведение
человека в обществе с помощью нравственных
норм.
Партнерство
составляет
важный компонент любой социальной
группы и заключается в налаживании
разнообразных форм взаимоотношений,
на базе которых организуется общение
людей.
Соревнование
является
специфической формой общественных
отношений и характеризуется стремлением
людей к успеху, первенству, достижениям
и самоутверждению.
Общение
— это специфическая
форма взаимодействия людей на основе
непрерывного обмена информацией.
Межличностное общение возникает между
различными людьми в формах: руководитель
— подчиненный — сотрудник — друг и
других более сложных формах общения
нескольких людей.
Переговоры
— это специфическая
форма человеческого общения, когда
две или более сторон, имеющие различные
цели и задачи, пытаются увязать между
собой различные интересы на основе
продуманной схемы разговора (диалога)
и, как правило, избегают прямого конфликта.
Конфликт
— форма
столкновения противоборствующих сторон,
имеющая свой сюжет, композицию, энергию,
которые по ходу действия трансформируются
в кульминацию и развязку и заканчиваются
положительным или отрицательным решением
проблемы.
Психологические методы управления
Психологические
методы играют очень важную роль в работе
с персоналом, т. к. направлены на
конкретную личность рабочего или
служащего и, как правило, строго
персонифицированы и индивидуальны.
Главной их особенностью является
обращение к внутреннему миру человека,
его личности, интеллекту, чувствам,
образам и поведению с тем, чтобы направить
внутренний потенциал человека на решение
конкретных задач организации.
Классификация элементов, регулируемых
с помощью психологических методов,
показана на рис. 3.3.5.
Психологическое
планирование
составляет
новое направление в работе с персоналом
по формированию эффективного
психологического состояния коллектива
организации. Оно исходит из необходимости
концепции всестороннего развития
личности человека, устранения негативных
тенденций деградации отсталой части
трудового коллектива.
Отрасли
психологи,
знание методов
их исследования позволяют сделать
правильный анализ душевного состояния
людей, построить их психологические
портреты, разработать способы устранения
психологического дискомфорта и
формировать хороший климат коллектива.
Типы
личности
характеризуют
внутренний потенциал человека и его
общую направленность на выполнение
определенных видов работ и предрасположенность
к тем или иным сферам деятельности.
Известно несколько подходов к типизации
личности человека: 16-факторная
характеристика личности по качеству
Кеттела, теория сновидений и влечений
3. Фрейда, на основе классификации ролей
поведения и др.
Наталья Николаевна Чувелева
Эксперт по предмету «Социология»
преподавательский стаж — 20 лет
Задать вопрос автору статьи
Понятие и структура социологии управления
Определение 1
Социология управления — наука, изучающая социальные механизмы управления, направленных на развитие общества, в том числе совокупность форм воздействия на поведение и сознание людей, групп и общностей.
В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия, предмета и места социологии управления в структуре социологического знания.
Социология управления — наука, изучающая взаимосвязи и отношения между людьми, их поведение и сознание в процессе совместной реализации задач (Ж.Т. Тощенко).
Структура содержания: технологический блок (совокупность научных способов и приемов оптимизации управленческой деятельности); властно-политический (отношения власти в управлении, модели поведения руководителя); коммуникационный блок (соотношение управляющей и управляемой подсистем).
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Социология управления – наука об отношениях, возникающих в системе управления (О.А. Уржа). Она изучает систему, методы и средства, формы управления; процессы и субъекты управления; проблемы ответственности, дисциплины, исполнительности как особое проявление социальных отношений в управлении; отношения руководства-подчинения.
Социология управления выявляет специфические закономерности возникновения и дальнейшего развития в сфере управления социальных отношений, что отображено в ее структуре, включающей блоки:
- объекты и субъекты управления различного уровня;
- теория и методология изучения управленческих отношений;
- структура управленческих решений;
- средства оптимизации отношений;
- формы управленческих отношений;
- практики исследования взаимоотношений в сфере управления.
Социология управления рассматривает процессы управления в разных типах общностей, институтов, общества, осуществляемых для обеспечения устойчивого развития и сохранения соответствующей системы, совершенствования и упорядочения ее структуры (Е.М. Бабосов). Предмет социологии управления — анализ, оценка, совершенствование процессов управления, проходящих в разных типах социальных систем
«Социология управления, ее методы и функции» 👇
Замечание 1
Некоторые социологи (В.В. Щербина, М.В. Удальцова) отождествляют предмет социологии управления и предмет теории социального управления.
Предметом социологии управления они считают формальные и неформальные отношения, появляющиеся в социальной организации.
Предметная область состоит из вопросов понятия социальной организации и ее характеристики; управляемости организационных отношений; организационной культуры; трудового поведения и управления трудовым поведением; управленческого общения как механизма функционально-ролевого взаимодействия индивида; развития конфликтов и управления ими.
Определение 2
Объект социологии управления – процесс одновременной деятельности людей, определенная структура, основная функция которой – координация и программирование данной деятельности.
Методы социологии управления
Система социального управления включает ряд основных элементов: объект управления, или управляемая подсистема; субъект управления, или управляющая подсистема; концепция управления; подсистемы методов анализа управленческой информации и методов управленческого воздействия.
Определение 3
Концепция управления — это совокупность взглядов, мнений, правил, принципов, которыми руководствуется субъект управления при реализации управляющего воздействия. На основании избранной концепции управления определяются методы социального управления.
В зависимости от заданных критериев и поставленных задач выделяют следующие методы описания системы управления: посредством структуры, то есть состава подсистем (элементов), назначения, способов взаимосвязи подсистем, функционального состояния системы с применением математического моделирования. Данному описанию предшествует сбор информации о системе.
Полученные данные представляются в виде выводов о состоянии и эффективности функционирования системы управления, после чего поступают в Банк данных информации – специально созданный архив сведений о состоянии объекта и субъекта управления, совокупность инструментов, программ, результатов социологических исследований и т.д.
Методы социального управления – совокупность приемов, процедур, операций по подготовке и принятию управленческих решений, организации и контроля за их исполнением с целью повышения эффективной деятельности, модификации управляемой системы, придания ей нового качества.
Классификация методов социального управления:
- методы анализа и диагностики управленческой ситуации (экспериментальный анализ, контент-анализ, натурный и мысленный эксперимент, анализ управленческой ситуации и среды);
- методы измерения исполнения и диапазона руководства;
- психологические методы управленческого воздействия (метод тройного воздействия, психологические приемы и правила общения);
- социально-психологические (методы прямого воздействия, методы косвенного воздействия);
- прикладные методы (экспертные методы, метод экстраполяций, методы прогнозных сценариев и граф, методы социального проектирования, метод моделирования, управленческое консультирование);
- методы управления и регулирования отношений в организациях (экономические, мотивационные, административно-организационные методы, правовые способы воздействия).
Функции социологии управления
Социология управления выполняет следующие функции:
- познавательная функция – изучение управления как особой сферы трудовой деятельности, развитие нового знания о процессах и явлениях управления;
- методологическая функция — формирование методологической базы для создания программ социологических исследований явлений и процессов управления;
- оценочная функция – определение соответствия системы управления тенденциям развития общества, ожиданиям граждан; исследование деятельности органов управления, проблем, связанных с формированием управленческих кадров, взаимоотношений внутри аппарата управления;
- практически-прикладная функция – научное и методическое сопровождение обоснования и разработки проектов управления, входящих в систему народного хозяйства;
- преобразовательная функция – овладение органами управления новыми технологиями, приемами принятия управленческих решений; организация взаимодействия с разными социальными группами;
- просветительская функция – пропаганда социологического знания об управлении, ее принципах и методах научной организации, задачах и функциях.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Роль социологических методов управления: позволяют руководителю коллектива выполнять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на высоком уровне корпоративную культуру организации.
Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов, достижение конечных социальных результатов.
Социологические методы управления являются научным инструментарием в работе с персоналом и помогают принимать эффективные кадровые решения в организации. Наблюдение позволяет обнаружить качества сотрудников, которые проявляются в неформальной обстановке или различных жизненных ситуациях. Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию с помощью массового опроса в форме анкет. Интервьюирование – получение необходимой информации в ходе беседы.
Социометрический метод используется при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.
Собеседование – метод, при котором в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.
Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности.
Разновидности личностных качеств:
- деловые (организационные), они необходимы для выполнения конкретных функций и задач,
- моральные (нравственные) – отражают проявление личной морали человека.
Партнерство представляет собой налаживание разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых происходит общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях.
Основные этапы управленческого общения:
- выдача распорядительной информации;
- получение обратной информации;
- выдача оценочной информации.
Переговоры – форма человеческого общения, в которой две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются сопоставить различные интересы на основе продуманной схемы разговора и достигнуть соглашения в решении поставленного вопроса.
Соревнование – специфическая форма общественных отношений и основанная на стремлении людей к успеху, достижениям и самоутверждению.
Общение – специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией, получаемой в ходе осуществления каких-либо действий, совершаемых ими.
Конфликт – форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, направленность, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением поставленной проблемы.
Разновидности конфликтов:
- личностный конфликт между внешней средой и внутренней моралью;
- межличностные конфликты;
- конфликты по поводу распределения ролей на работе;
- деловые конфликты из-за столкновения интересов;
- семейные конфликты по различным проблемам и др.