Социологические методы руководства

Социологические методы управления

Социологические
методы играют важную роль в управлении
пер­соналом, они позволяют установить
назначение и место сотрудников в
коллективе, выявить лидеров и обеспечить
их поддержку, связать мо­тивацию людей
с конечными результатами производства,
обеспечить эффективные коммуникации
и разрешение конфликтов в коллективе.
Классификация элементов, регулируемых
с помощью социологиче­ских методов,
показана на рис. 3.3.4.

Социальное
планирование

обеспечивает
постановку социальных целей и критериев,
разработку социальных нормативов
(уровень жиз­ни, оплата труда, потребность
в жилье, условия труда и др.) и плано­вых
показателей, достижение конечных
социальных результатов.

Социологические
методы исследования

составляют
научный инст­рументарий в работе с
персоналом, они предоставляют необходимые
данные для подбора, оценки, расстановки
и обучения персонала и по­зволяют
обоснованно принимать кадровые решения.

Личностные
качества

характеризуют
внешний образ сотрудника, который
достаточно стабильно проявляется в
коллективе и является неотъемлемой
частью социологии личности.

Мораль
является особой
формой общественного сознания,
регули­рующего действия и поведение
человека в обществе с помощью нрав­ственных
норм.

Партнерство
составляет
важный компонент любой социальной
группы и заключается в налаживании
разнообразных форм взаимоот­ношений,
на базе которых организуется общение
людей.

Соревнование
является
специфической формой общественных
от­ношений и характеризуется стремлением
людей к успеху, первенству, достижениям
и самоутверждению.

Общение
— это специфическая
форма взаимодействия людей на ос­нове
непрерывного обмена информацией.
Межличностное общение возникает между
различными людьми в формах: руководитель
— под­чиненный — сотрудник — друг и
других более сложных формах обще­ния
нескольких людей.

Переговоры
— это специфическая
форма человеческого общения, ко­гда
две или более сторон, имеющие различные
цели и задачи, пытаются увязать между
собой различные интересы на основе
продуманной схемы разговора (диалога)
и, как правило, избегают прямого конфликта.

Конфликт
— форма
столкновения противоборствующих сторон,
имеющая свой сюжет, композицию, энергию,
которые по ходу дейст­вия трансформируются
в кульминацию и развязку и заканчиваются
положительным или отрицательным решением
проблемы.

Психологические методы управления

Психологические
методы играют очень важную роль в работе
с пер­соналом, т. к. направлены на
конкретную личность рабочего или
слу­жащего и, как правило, строго
персонифицированы и индивидуальны.
Главной их особенностью является
обращение к внутреннему миру че­ловека,
его личности, интеллекту, чувствам,
образам и поведению с тем, чтобы направить
внутренний потенциал человека на решение
конкрет­ных задач организации.
Классификация элементов, регулируемых
с по­мощью психологических методов,
показана на рис. 3.3.5.

Психологическое
планирование

составляет
новое направление в работе с персоналом
по формированию эффективного
психологического состоя­ния коллектива
организации. Оно исходит из необходимости
концепции всестороннего развития
личности человека, устранения негативных
тен­денций деградации отсталой части
трудового коллектива.

Отрасли
психологи
,
знание методов
их исследования позволяют сделать
правильный анализ душевного состояния
людей, построить их психологические
портреты, разработать способы устранения
психоло­гического дискомфорта и
формировать хороший климат коллектива.

Типы
личности

характеризуют
внутренний потенциал человека и его
общую направленность на выполнение
определенных видов работ и предрасположенность
к тем или иным сферам деятельности.
Известно несколько подходов к типизации
личности человека: 16-факторная
ха­рактеристика личности по качеству
Кеттела, теория сновидений и вле­чений
3. Фрейда, на основе классификации ролей
поведения и др.

Автор статьи

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Социология»

преподавательский стаж — 20 лет

Задать вопрос автору статьи

Понятие и структура социологии управления

Определение 1

Социология управления — наука, изучающая социальные механизмы управления, направленных на развитие общества, в том числе совокупность форм воздействия на поведение и сознание людей, групп и общностей.

В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия, предмета и места социологии управления в структуре социологического знания.

Социология управления — наука, изучающая взаимосвязи и отношения между людьми, их поведение и сознание в процессе совместной реализации задач (Ж.Т. Тощенко).

Структура содержания: технологический блок (совокупность научных способов и приемов оптимизации управленческой деятельности); властно-политический (отношения власти в управлении, модели поведения руководителя); коммуникационный блок (соотношение управляющей и управляемой подсистем).

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Социология управления – наука об отношениях, возникающих в системе управления (О.А. Уржа). Она изучает систему, методы и средства, формы управления; процессы и субъекты управления; проблемы ответственности, дисциплины, исполнительности как особое проявление социальных отношений в управлении; отношения руководства-подчинения.

Социология управления выявляет специфические закономерности возникновения и дальнейшего развития в сфере управления социальных отношений, что отображено в ее структуре, включающей блоки:

  • объекты и субъекты управления различного уровня;
  • теория и методология изучения управленческих отношений;
  • структура управленческих решений;
  • средства оптимизации отношений;
  • формы управленческих отношений;
  • практики исследования взаимоотношений в сфере управления.

Социология управления рассматривает процессы управления в разных типах общностей, институтов, общества, осуществляемых для обеспечения устойчивого развития и сохранения соответствующей системы, совершенствования и упорядочения ее структуры (Е.М. Бабосов). Предмет социологии управления — анализ, оценка, совершенствование процессов управления, проходящих в разных типах социальных систем

«Социология управления, ее методы и функции» 👇

Замечание 1

Некоторые социологи (В.В. Щербина, М.В. Удальцова) отождествляют предмет социологии управления и предмет теории социального управления.

Предметом социологии управления они считают формальные и неформальные отношения, появляющиеся в социальной организации.

Предметная область состоит из вопросов понятия социальной организации и ее характеристики; управляемости организационных отношений; организационной культуры; трудового поведения и управления трудовым поведением; управленческого общения как механизма функционально-ролевого взаимодействия индивида; развития конфликтов и управления ими.

Определение 2

Объект социологии управления – процесс одновременной деятельности людей, определенная структура, основная функция которой – координация и программирование данной деятельности.

Методы социологии управления

Система социального управления включает ряд основных элементов: объект управления, или управляемая подсистема; субъект управления, или управляющая подсистема; концепция управления; подсистемы методов анализа управленческой информации и методов управленческого воздействия.

Определение 3

Концепция управления — это совокупность взглядов, мнений, правил, принципов, которыми руководствуется субъект управления при реализации управляющего воздействия. На основании избранной концепции управления определяются методы социального управления.

В зависимости от заданных критериев и поставленных задач выделяют следующие методы описания системы управления: посредством структуры, то есть состава подсистем (элементов), назначения, способов взаимосвязи подсистем, функционального состояния системы с применением математического моделирования. Данному описанию предшествует сбор информации о системе.

Полученные данные представляются в виде выводов о состоянии и эффективности функционирования системы управления, после чего поступают в Банк данных информации – специально созданный архив сведений о состоянии объекта и субъекта управления, совокупность инструментов, программ, результатов социологических исследований и т.д.

Методы социального управления – совокупность приемов, процедур, операций по подготовке и принятию управленческих решений, организации и контроля за их исполнением с целью повышения эффективной деятельности, модификации управляемой системы, придания ей нового качества.

Классификация методов социального управления:

  • методы анализа и диагностики управленческой ситуации (экспериментальный анализ, контент-анализ, натурный и мысленный эксперимент, анализ управленческой ситуации и среды);
  • методы измерения исполнения и диапазона руководства;
  • психологические методы управленческого воздействия (метод тройного воздействия, психологические приемы и правила общения);
  • социально-психологические (методы прямого воздействия, методы косвенного воздействия);
  • прикладные методы (экспертные методы, метод экстраполяций, методы прогнозных сценариев и граф, методы социального проектирования, метод моделирования, управленческое консультирование);
  • методы управления и регулирования отношений в организациях (экономические, мотивационные, административно-организационные методы, правовые способы воздействия).

Функции социологии управления

Социология управления выполняет следующие функции:

  • познавательная функция – изучение управления как особой сферы трудовой деятельности, развитие нового знания о процессах и явлениях управления;
  • методологическая функция — формирование методологической базы для создания программ социологических исследований явлений и процессов управления;
  • оценочная функция – определение соответствия системы управления тенденциям развития общества, ожиданиям граждан; исследование деятельности органов управления, проблем, связанных с формированием управленческих кадров, взаимоотношений внутри аппарата управления;
  • практически-прикладная функция – научное и методическое сопровождение обоснования и разработки проектов управления, входящих в систему народного хозяйства;
  • преобразовательная функция – овладение органами управления новыми технологиями, приемами принятия управленческих решений; организация взаимодействия с разными социальными группами;
  • просветительская функция – пропаганда социологического знания об управлении, ее принципах и методах научной организации, задачах и функциях.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Роль социологических методов управления: позволяют руководителю коллектива выполнять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на высоком уровне корпоративную культуру организации.

Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов, достижение конечных социальных результатов.

Социологические методы управления являются научным инструментарием в работе с персоналом и помогают принимать эффективные кадровые решения в организации. Наблюдение позволяет обнаружить качества сотрудников, которые проявляются в неформальной обстановке или различных жизненных ситуациях. Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию с помощью массового опроса в форме анкет. Интервьюирование – получение необходимой информации в ходе беседы.

Социометрический метод используется при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.

Собеседование  – метод, при котором в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.

Личностные качества  характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности.

Разновидности личностных качеств:

  • деловые (организационные), они необходимы для выполнения конкретных функций и задач,
  • моральные (нравственные) – отражают проявление личной морали человека.

Партнерство  представляет собой налаживание разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых происходит общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях.

Основные этапы управленческого общения:

  • выдача распорядительной информации;
  • получение обратной информации;
  • выдача оценочной информации.

Переговоры  – форма человеческого общения, в которой две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются сопоставить различные интересы на основе продуманной схемы разговора и достигнуть соглашения в решении поставленного вопроса.

Соревнование  – специфическая форма общественных отношений и основанная на стремлении людей к успеху, достижениям и самоутверждению.

Общение  – специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией, получаемой в ходе осуществления каких-либо действий, совершаемых ими.

Конфликт  – форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, направленность, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением поставленной проблемы.

Разновидности конфликтов:

  • личностный конфликт между внешней средой и внутренней моралью;
  • межличностные конфликты;
  • конфликты по поводу распределения ролей на работе;
  • деловые конфликты из-за столкновения интересов;
  • семейные конфликты по различным проблемам и др.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Трамадол в ампулах инструкция по применению внутримышечно взрослым
  • Супрастин детский инструкция по применению цена
  • Tryone beauty natural skin инструкция по применению
  • Флешка для айфона инструкция по применению
  • Инструкция мфу hp laserjet 1536 dnf mfp