Правило(стандарт) №22 «Сообщение информации,полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»
ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 22.
СООБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
АУДИТА, РУКОВОДСТВУ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА И ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ
ЕГО СОБСТВЕННИКА
(в ред. Постановлений Правительства РФ
от 19.11.2008 N 863, от 02.08.2010 N 586)
Введение
1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования в отношении сообщения информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее — информация), руководству аудируемого лица и представителям собственника этого лица. Настоящее федеральное правило (стандарт) не распространяется на сообщение аудитором информации каким-либо иным лицам.
2. Для целей настоящего правила (стандарта) информация представляет собой сведения, ставшие известными аудитору в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые, по мнению аудитора, являются важными для руководства и (или) представителей собственника аудируемого лица при осуществлении ими контроля за подготовкой достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и раскрытием информации в ней, результативностью и эффективностью хозяйственных операций и эффективным использованием ресурсов, а также соответствием деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам Российской Федерации. В настоящем федеральном правиле (стандарте) речь идет об информации по вопросам, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита. Аудитор не обязан в ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом.
3. Аудитор должен сообщать информацию руководству и (или) представителям собственника аудируемого лица.
4. Для целей настоящего правила (стандарта) используются следующие определения:
- «руководство аудируемого лица» — лица, отвечающие за повседневное руководство аудируемым лицом, а также осуществление хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, генеральный директор, главный бухгалтер и др.);
- «представители собственника аудируемого лица» — лица или коллегиальные органы, которые осуществляют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемого лица, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность его руководства, в том числе назначать или освобождать от должности представителей высшего руководства.
Надлежащие получатели информации
5. Аудитор должен установить надлежащих получателей информации из числа руководства и представителей собственника аудируемого лица.
6. Организационная структура и принципы корпоративного управления могут быть различными для разных аудируемых лиц. Это усложняет задачу определения круга лиц, которым аудитор сообщает информацию, представляющую интерес для управления аудируемым лицом. Аудитор с учетом требований пункта 4 настоящего правила (стандарта) основывается на собственном профессиональном суждении для определения тех лиц, которым должна сообщаться информация, принимая во внимание управленческую структуру аудируемого лица, обстоятельства аудиторского задания и особенности законодательства Российской Федерации. Аудитору следует учитывать права и обязанности соответствующих лиц.
Например, в аудируемых лицах, где имеется совет директоров и комитет по аудиту, надлежащими получателями информации могут быть как оба эти органа, так и один из них.
7. Если управленческая структура аудируемого лица четко не определена либо представители собственника не могут быть четко определены в соответствии с условиями задания или согласно законодательству Российской Федерации, то аудитор приходит к соглашению с аудируемым лицом в отношении того, кому должна сообщаться информация.
8. Во избежание недоразумений в договоре оказания аудиторских услуг может быть разъяснено, что аудитор будет сообщать только ту информацию, представляющую интерес для управления, на которую он обратит внимание в результате аудита, и что аудитор не обязан разрабатывать аудиторские процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом. В договоре оказания аудиторских услуг могут также:
- а) указываться форма, в которой будет сообщаться информация;
- б) определяться надлежащие получатели информации;
- в) определяться конкретные вопросы аудита, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, в отношении сообщения информации о которых была достигнута договоренность.
9. Сообщение информации будет более эффективно при налаживании конструктивных рабочих взаимоотношений между аудитором и руководством или представителями собственника аудируемого лица. Данные взаимоотношения должны развиваться с учетом соблюдения требований профессиональной этики, независимости и объективности.
Информация, сообщаемая руководству аудируемого лица и представителям его собственника
10. Информация, сообщаемая аудитором руководству аудируемого лица и (или) представителям его собственника, как правило, отражает:
- а) общий подход аудитора к проведению аудита и его объему, обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемого лица;
- б) выбор учетной политики или ее изменение руководством аудируемого лица, которое оказывает или может оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица;
- в) возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица каких-либо существенных рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, судебных разбирательств);
- г) предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой (бухгалтерской) отчетности, как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом;
- д) существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать непрерывно вести свою деятельность;
- е) разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица или аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать пояснения важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;
- ж) предполагаемые модификации аудиторского заключения;
- з) другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области внутреннего контроля, вопросы, касающиеся деловой репутации руководства аудируемого лица, а также случаи недобросовестных действий руководства);
- и) вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре оказания аудиторских услуг.
11. Аудитор должен сообщить представителям собственника о не исправленных аудируемым лицом корректировках, предложенных аудитором в ходе аудита, признанных руководством аудируемого лица несущественными, по отдельности или в совокупности для финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом.
12. Неосуществленные корректировки, о которых сообщается представителям собственника, не должны быть ниже выбранного значения уровня существенности.
13. Аудитор также должен проинформировать надлежащих получателей информации о том, что:
- а) сведения, сообщаемые аудитором, включают только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита;
- б) аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не направлен на выявление всех вопросов, которые могут представлять интерес для управления аудируемым лицом.
Сроки сообщения информации руководству аудируемого лица и представителям его собственника
14. Аудитор должен своевременно сообщать информацию таким образом, чтобы представители собственника и руководство аудируемого лица имели возможность оперативно принимать надлежащие меры.
15. В целях своевременного сообщения информации аудитор должен обсудить с представителями собственника и руководства аудируемого лица порядок, принципы и сроки сообщения такой информации.
16. В определенных случаях в связи с необходимостью решения срочного вопроса аудитор может сообщить о нем раньше, чем это было согласовано предварительно.
Формы сообщения информации надлежащим получателям
17. Аудитор может сообщать надлежащим получателям информацию в устной или письменной форме. На решение аудитора о том, сообщать ли информацию в устной или письменной форме, влияют:
- а) размер и сложная структура, организационно-правовая форма и техническое обеспечение аудируемого лица;
- б) характер, важность и особенности информации, полученной по результатам аудита, представляющей интерес для управления аудируемым лицом;
- в) существующие договоренности между аудитором и аудируемым лицом в отношении регулярных встреч или докладов;
- г) принятые аудитором формы взаимодействия с представителями собственника и руководства аудируемого лица.
18. Если информация, представляющая интерес для управления аудируемым лицом, сообщается в устной форме, аудитору следует документально отразить в рабочих документах эту информацию и реакцию на нее получателей информации. Такие документы могут иметь форму копий протоколов обсуждений, проводимых аудитором с представителями собственника и руководства аудируемого лица. В некоторых случаях в зависимости от характера, важности и особенностей информации целесообразно, чтобы аудитор получал от представителей собственника и руководства аудируемого лица письменные подтверждения в отношении любых устных сообщений по вопросам аудита, представляющих интерес для управления аудируемым лицом.
19. Как правило, аудитор предварительно обсуждает с руководством аудируемого лица вопросы аудита, представляющие интерес для аудируемого лица, за исключением тех вопросов, которые ставят под сомнение компетентность или деловую репутацию самого руководства. Предварительные обсуждения с руководством аудируемого лица имеют важное значение для прояснения фактов и вопросов, а также для того, чтобы дать возможность руководству аудируемого лица предоставить дополнительную информацию. Если руководство аудируемого лица соглашается самостоятельно (без участия аудитора) сообщить информацию, представляющую интерес для управления аудируемым лицом, представителям собственника, то аудитору может не потребоваться повторное сообщение данной информации при условии, что аудитор удовлетворен эффективностью и надлежащим характером сообщения такой информации.
20. Если аудитор считает, что необходимо модифицировать аудиторское заключение, то любая иная письменная информация, направляемая аудитором руководству или представителям собственника аудируемого лица, не может рассматриваться в качестве надлежащей замены модифицированного аудиторского заключения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2010 N 586)
21. Аудитор должен проанализировать, может ли какая-либо информация, полученная по результатам предыдущего аудита, иметь значение для достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности текущего года. Если аудитор приходит к выводу, что такая информация представляет интерес для управления аудируемым лицом, он может принять решение повторно сообщить ее представителям собственника аудируемого лица.
Конфиденциальность
22. Аудитор обязан выполнять требования законодательства Российской Федерации и Кодекса этики аудиторов России в отношении конфиденциальности информации, полученной по результатам аудита. В некоторых случаях потенциальные конфликты между этическими и правовыми обязательствами аудитора в отношении конфиденциальности и требованиями по предоставлению информации могут носить сложный характер. В данном случае аудитору целесообразно получить юридическую консультацию.
Информация
представляет собой сведения, ставшие
известными аудитору в ходе аудита
финансовой (бухгалтерской) отчетности,
которые, по мнению аудитора, являются
одновременно важными для руководства
и представителей собственника аудируемого
лица при осуществлении ими контроля за
подготовкой достоверной финансовой
(бухгалтерской) отчетности аудируемого
лица и раскрытием информации в ней.
Аудитор
должен сообщать информацию руководству
и (или) представителям собственника
аудируемого лица.
Во
избежание недоразумений в договоре
оказания аудиторских услуг может быть
разъяснено, что аудитор будет сообщать
только ту информацию, представляющую
интерес для управления, на которую он
обратит внимание в результате аудита.
Аудитор не обязан в ходе аудита
разрабатывать процедуры, специально
направленные на поиск информации,
имеющей значение для управления
аудируемым лицом. В договоре оказания
аудиторских услуг могут также:
1)
указываться форма, в которой будет
сообщаться информация;
2)
определяться надлежащие получатели
информации;
3)
определяться конкретные вопросы аудита,
представляющие интерес для управления
аудируемым лицом, в отношении сообщения
информации о которых была достигнута
договоренность.
Информация,
которую следует сообщать руководству
аудируемого лица и представителям его
собственника отражает:
а)
общий подход аудитора к проведению
аудита и его объему, обеспокоенность
аудитора по поводу любых ограничений
объема аудита, а также комментарии по
поводу уместности любых дополнительных
требований руководства аудируемого
лица;
б)
выбор
учетной политики или ее изменение
руководством аудируемого лица, которое
оказывает или может оказать существенное
влияние на финансовую (бухгалтерскую)
отчетность аудируемого лица;
в)
возможное влияние на финансовую
(бухгалтерскую) отчетность аудируемого
лица каких-либо существенных
рисков
и внешних факторов, которые должны быть
раскрыты в финансовой (бухгалтерской)
отчетности (например, судебных
разбирательств);
г)
предлагаемые аудитором существенные
корректировки финансовой (бухгалтерской)
отчетности, как осуществленные, так и
не осуществленные аудируемым лицом;
д)
существенные неопределенности, касающиеся
событий или условий, которые могут в
значительной мере поставить под сомнение
способность аудируемого лица продолжать
непрерывно вести свою деятельность;
е)
разногласия аудитора с руководством
аудируемого лица по вопросам, которые
по отдельности или в совокупности могут
являться значимыми для финансовой
(бухгалтерской) отчетности аудируемого
лица или аудиторского заключения.
Сообщаемая в этой связи информация
должна включать пояснения важности
этого вопроса и сведения о том, был ли
данный вопрос разрешен или нет;
ж)
предполагаемые модификации аудиторского
заключения;
з)
другие вопросы, заслуживающие внимания
представителей собственника (например,
существенные недочеты в области
внутреннего контроля, вопросы, касающиеся
порядочности руководства аудируемого
лица, а также случаи недобросовестных
действий руководства);
и)
вопросы, освещение которых согласовано
аудитором с аудируемым лицом в договоре
оказания аудиторских услуг.
Аудитор
должен сообщить представителям
собственника о не исправленных аудируемым
лицом корректировках, предложенных
аудитором в ходе аудита, признанных
руководством аудируемого лица
несущественными, по отдельности или в
совокупности для финансовой (бухгалтерской)
отчетности в целом.
Неосуществленные
корректировки, о которых сообщается
представителям собственника, не должны
быть ниже выбранного значения уровня
существенности.
В
целях своевременного сообщения информации
аудитор должен обсудить с представителями
собственника и руководства аудируемого
лица порядок, принципы и сроки сообщения
такой информации. В определенных случаях
в связи с необходимостью решения срочного
вопроса аудитор может сообщить о нем
раньше, чем это было согласовано
предварительно.
Аудитор может сообщать надлежащим
получателям информацию в устной или
письменной форме.
Если информация, представляющая
интерес для управления аудируемым
лицом, сообщается в устной форме, аудитору
следует документально отразить в рабочих
документах эту информацию и реакцию на
нее получателей информации. Такие
документы могут иметь форму копий
протоколов обсуждений, проводимых
аудитором с представителями собственника
и руководства аудируемого лица.
Как правило, аудитор предварительно
обсуждает с руководством аудируемого
лица вопросы аудита, представляющие
интерес для управления аудируемым
лицом, за исключением тех вопросов,
которые ставят под сомнение компетентность
или порядочность самого руководства.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
В России с 2017 г. применяются международные стандарты аудита (МСА). Вряд ли переход на МСА можно назвать революционным: действовавшие ранее в нашей стране федеральные стандарты аудиторской деятельности были основаны на МСА. Однако отечественные стандарты аудита не успевали за ежегодными изменениями, вносимыми в МСА, и поэтому не в полной мере соответствовали международной практике аудита и не совсем отвечали текущей экономической ситуации. Тем не менее, переход на МСА ознаменован большими переменами для российского аудитора. Причиной таких перемен являются последние изменения в самих МСА. Одним из таких значимых изменений являются новации в МСА, затрагивающие вопросы взаимодействия аудитора с лицами, отвечающими за корпоративное управление клиента.
“Лица, отвечающие за корпоративное управление” — новый термин для отечественного аудита. Такие лица были и раньше, правда, назывались они в федеральных стандартах аудиторской деятельности представителями собственника. В английском тексте МСА термин не менялся (those charged with governance). Но главное здесь не название (хотя, конечно, новое название более точно отражает суть). Важно то, что вследствие последних изменений у аудитора появились дополнительные обязанности по информационному взаимодействию с лицами, отвечающими за корпоративное управление клиента.
В ходе аудита очень важно эффективное двустороннее информационное взаимодействие между аудитором и лицами, отвечающими за корпоративное управление. Такое взаимодействие является важным процессом, который помогает сторонам понимать вопросы, относящиеся к аудиту, в определенном контексте и формировать конструктивные рабочие взаимоотношения. Также оно помогает аудитору получать от лиц, отвечающих за корпоративное управление, значимую для аудита информацию, а последним — выполнять свои обязанности по надзору за процессом составления финансовой отчетности, что уменьшает риски ее существенного искажения.
Прежде чем перейти к содержательной составляющей информационного взаимодействия, рассмотрим, кто же относится к лицам, отвечающим за корпоративное управление, для целей МСА.
Определимся с терминами
Основным стандартом, регулирующим взаимодействие аудитора с лицами, отвечающими за корпоративное управление клиента, является Международный стандарт аудита (МСА) 260 (пересмотренный) “Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление” . В соответствии с данным стандартом лица, отвечающие за корпоративное управление, — лицо (лица) или организация (организации) (например, доверительный управляющий), которые несут ответственность за надзор за стратегическим направлением деятельности организации и имеют обязанности, связанные с обеспечением подотчетности организации. К таким обязанностям относится надзор за составлением финансовой отчетности.
Надзор за руководством со стороны лиц, отвечающих за корпоративное управление, включает в себя контроль за разработкой, внедрением и поддержанием системы внутреннего контроля организации в отношении надежности процесса подготовки финансовой отчетности, эффективности и результативности операций и соблюдения применимых законов и нормативных актов.
Под руководством понимается лицо или лица, наделенные исполнительными полномочиями и отвечающие за осуществление организацией своей деятельности. В некоторых организациях в состав руководства также входят некоторые или все лица, отвечающие за корпоративное управление, например исполнительные члены коллегиального органа управления или руководитель-собственник.
Структуры корпоративного управления различаются в зависимости от конкретной юрисдикции и организации, отражая влияние специфики культурной и правовой среды, а также размер организации и ее структуру собственности. Например, в некоторых юрисдикциях существует наблюдательный совет (не являющийся полностью или преимущественно исполнительным органом), который юридически отделен от исполнительного (руководящего) органа (двухуровневая структура управления). В других юрисдикциях и надзорная, и исполнительная функции юридически возложены на один (или единый) орган (одноуровневая структура управления). В ряде случаев некоторые или все лица, отвечающие за корпоративное управление, участвуют в руководстве организацией. В других случаях лица, отвечающие за корпоративное управление, и руководство являются разными людьми. В некоторых случаях лица, отвечающие за корпоративное управление, несут ответственность также за утверждение финансовой отчетности организации, в других организациях эта функция возложена на руководство (ответственность за утверждение отчетности в данном контексте означает наличие полномочий по вынесению заключения о том, что были подготовлены все отчеты, составляющие финансовую отчетность, с соответствующими примечаниями).
В большинстве организаций корпоративное управление является коллективной ответственностью органа управления, например совета директоров, наблюдательного совета, партнеров, собственников, управляющего комитета, совета управляющих, доверительных управляющих или лиц с аналогичными полномочиями. Однако в некоторых малых организациях функция корпоративного управления может быть возложена на одно лицо, например на руководителя-собственника, если нет других собственников, или на единственного доверительного управляющего; если корпоративное управление является коллективной ответственностью — то на подгруппу, такую как аудиторский комитет (комитет по аудиту). Даже на отдельное лицо может быть возложена ответственность за выполнение определенных задач с целью оказания содействия органу управления в выполнении его обязанностей. В качестве альтернативы подгруппа или отдельное лицо могут иметь определенный, юридически установленный круг обязанностей, которые отличаются от обязанностей органа управления.
Среди такого возможного разнообразия аудитор должен определить соответствующее лицо или лиц в структуре корпоративного управления клиента, с которыми он будет осуществлять информационное взаимодействие.
При определении лиц для информирования большое значение имеет понимание аудитором структуры и процессов корпоративного управления клиента. Соответствующее лицо или лица, которых необходимо информировать, могут меняться в зависимости от вопроса, информация о котором должна быть сообщена.
Если аудитор осуществляет информационное взаимодействие с подгруппой лиц, отвечающих за корпоративное управление, например с аудиторским комитетом (комитетом по аудиту), или каким-либо отдельным лицом, аудитор должен определить, обязан ли он также осуществлять информационное взаимодействие с органом управления.
При принятии решения о необходимости довести информацию (в полной или краткой форме) также до сведения органа управления аудитор может учитывать свою оценку того, насколько эффективно и надлежащим ли образом подгруппа сообщает соответствующую информацию органу управления. При согласовании условий задания (при заключении договора на аудит) аудитор может прямо заявить, что он оставляет за собой право непосредственно информировать орган управления, кроме случаев, когда это запрещено законом или нормативным актом.
Аудиторские комитеты (комитеты по аудиту) существуют во многих юрисдикциях. Информационное взаимодействие с аудиторскими комитетами (при их наличии) стало ключевым элементом в информационном взаимодействии аудитора с лицами, отвечающими за корпоративное управление. Принципы надлежащего корпоративного управления предполагают, что:
В некоторых ситуациях все лица, отвечающие за корпоративное управление, участвуют и в руководстве клиента, например в случае малого бизнеса, когда организацией управляет единственный собственник и полномочий управления больше ни у кого нет. В таких случаях, если вопросы, о которых необходимо информировать в соответствии с требованиями МСА, доводятся до сведения лица или лиц, наделенных руководящими полномочиями, и это лицо или лица также отвечают за корпоративное управление, нет необходимости еще раз информировать о данных вопросах то же лицо или тех же лиц, но уже в роли ответственных за корпоративное управление. Тем не менее аудитор должен удостовериться в том, что, информируя лицо или лиц, наделенных руководящими полномочиями, он должным образом информирует всех тех, кого в иных обстоятельствах он был бы обязан проинформировать как лиц, отвечающих за корпоративное управление.
Вопросы, о которых необходимо информировать
Рассмотрим вопросы, о которых аудитор должен информировать лиц, отвечающих за корпоративное управление. При этом МСА не запрещают аудитору информировать данных лиц и о любых других вопросах.
Аудитору может стать известно о каких-либо дополнительных вопросах, которые не обязательно касаются надзора за процессом подготовки финансовой отчетности, но которые, тем не менее, могут быть значимыми в контексте обязанностей лиц, отвечающих за корпоративное управление, при осуществлении надзора за стратегическим направлением деятельности организации или обязательствами организации, связанными с подотчетностью. Такие вопросы могут включать в себя, например, значимые вопросы, касающиеся структуры или процессов корпоративного управления, и значимые решения или действия старшего руководства, осуществляемые без надлежащих полномочий.
Обязанности аудитора в отношении аудита финансовой отчетности
Аудитор должен информировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, об обязанностях аудитора в отношении аудита финансовой отчетности. Перечень таких обязанностей часто включается в письмо-соглашение об условиях задания или в письменное соглашение другой подходящей формы, в котором отражены условия задания. В российской практике, как правило, условия задания определяются договором. Лица, отвечающие за корпоративное управление, возможно, должны будут согласовать условия задания с аудитором. Если такие требования отсутствуют, предоставление лицам, отвечающим за корпоративное управление, копии договора может оказаться надлежащим способом информирования указанных лиц.
Аспекты информирования |
Комментарии |
Ответственность аудитора за формирование и выражение мнения о финансовой отчетности, которая была подготовлена руководством организации под надзором лиц, отвечающих за корпоративное управление |
Ответственность аудитора за проведение аудита в соответствии с МСА, который проводится с целью выражения мнения о финансовой отчетности. Следовательно, вопросы, о которых необходимо информировать в соответствии с МСА, включают в себя значимые вопросы, возникающие в ходе аудита финансовой отчетности и имеющие значение для лиц, отвечающих за корпоративное управление, при осуществлении ими надзора за процессом составления финансовой отчетности. Отсутствие в МСА требования о том, чтобы аудитор разрабатывал процедуры с целью выявления дополнительных вопросов для информирования лиц, отвечающих за корпоративное управление. Обязанность аудитора определять ключевые вопросы аудита и информировать о них в аудиторском заключении (только в случаях применения МСА 701 “Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении”). Обязанность аудитора сообщать информацию об особых вопросах в соответствии с законом или нормативным актом, по соглашению с организацией или в соответствии с дополнительными требованиями к заданию (только если применимо) |
Указание на то, что аудит финансовой отчетности не освобождает руководство и лиц, отвечающих за корпоративное управление, от их обязанностей |
Хотя аудитор несет ответственность за информирование в соответствии с МСА 260, руководство организации также обязано информировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, о вопросах, имеющих значение для корпоративного управления. Сообщение информации аудитором не освобождает руководство организации от этой обязанности |
Планируемый объем и сроки проведения аудита
Информирование о планируемом объеме и сроках проведения аудита может помочь лицам, отвечающим за корпоративное управление, лучше понять результаты работы аудитора, обсудить с ним вопросы риска и понятие существенности, а также определить области, в отношении которых они могут попросить аудитора выполнить дополнительные процедуры. Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, о значимых рисках может помочь таким лицам в выполнении своих обязанностей по надзору за процессом составления финансовой отчетности.
Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление, может помочь аудитору в планировании объема и сроков аудита. Несмотря на это, такое информирование не влияет на единоличную ответственность аудитора за определение общей стратегии аудита и плана аудита, включая характер, сроки и объем процедур, необходимых для получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств.
В процессе информирования лиц, отвечающих за корпоративное управление, о планируемых сроках и объемах аудита необходимо соблюдать осторожность, чтобы не подвергнуть риску эффективность аудита, особенно в случаях, когда некоторые или все лица, отвечающие за корпоративное управление, участвуют в руководстве организацией. Например, информирование о характере и сроках детальных аудиторских процедур может снизить эффективность данных процедур, поскольку они станут слишком предсказуемыми.
Аспекты информирования |
Комментарии |
Краткая информация о запланированном объеме и сроках проведения аудита, включая сообщение сведений о значимых рисках, выявленных аудитором |
Вопросы для информирования могут включать в себя следующее:
|
Другие аспекты планирования |
Другие аспекты планирования, обсуждение которых с лицами, отвечающими за корпоративное управление, может быть целесообразно, включают в себя следующее:
— о соответствующем лице или лицах в структуре корпоративного управления организации, с которыми необходимо осуществлять информационное взаимодействие, о распределении обязанностей между лицами, отвечающими за корпоративное управление, и руководством, — целях и стратегиях организации и соответствующих бизнес-рисках, которые могут привести к существенным искажениям, — вопросах, которые, по мнению лиц, отвечающих за корпоративное управление, требуют особого внимания в ходе аудита, а также об областях, в отношении которых они попросили аудитора провести дополнительные процедуры, — действиях лиц, отвечающих за корпоративное управление, в ответ на изменения в стандартах бухгалтерского учета, практике корпоративного управления, правилах получения доступа к организованным торгам и связанных с этим вопросах, а также влияние таких обстоятельств, например, на общее представление, структуру и содержание финансовой отчетности |
Значимые вопросы, выявленные в ходе аудита
Аудитор должен довести до сведения лиц, отвечающих за корпоративное управление, значимые вопросы, выявленные в ходе аудита.
Аспект информирования |
Комментарии |
Мнение аудитора о значительных качественных аспектах учетной практики организации |
Концепция подготовки финансовой отчетности, как правило, позволяет организации определить оценочные значения и вынести суждения в отношении учетной политики и раскрытия информации в финансовой отчетности, например, в связи с применением ключевых допущений для формирования оценочных значений, в отношении которых существует значительная неопределенность оценки. Лиц, отвечающих за корпоративное управление, может, например, интересовать оценка аудитором адекватности раскрытия информации о неопределенности оценки, характерной для оценочных значений, которые влекут за собой возникновение значительных рисков. Открытое и конструктивное информирование о значимых качественных аспектах учетной политики организации также может включать комментарии о приемлемости значимых принципов учетной практики |
Информация о значительных трудностях, если такие существуют, с которыми столкнулся аудитор |
Значительные трудности, с которыми аудитор сталкивается в ходе аудита, могут включать в себя:
|
Значимые вопросы, которые возникли в ходе аудита и которые обсуждались или были предметом переписки с руководством, а также письменные заявления, запрашиваемые аудитором (кроме случаев, когда все лица, отвечающие за корпоративное управление, участвуют в руководстве организацией) |
Значимые вопросы, которые обсуждались или были предметом переписки с руководством, могут включать в себя:
|
Обстоятельства, влияющие на форму и содержание аудиторского заключения, если такие имеются |
Согласованные условия аудиторского задания должны включать в себя в том числе ссылку на ожидаемую форму и содержание аудиторского заключения. Цель информационного взаимодействия заключается в информировании лиц, отвечающих за корпоративное управление, об обстоятельствах, в связи с которыми аудиторское заключение может отличаться по своей форме и содержанию от ожидаемого заключения или может включать дополнительную информацию о проведенном аудите. Обстоятельства, при которых аудитор должен или в иных случаях может счесть необходимым включить в аудиторское заключение дополнительную информацию в соответствии с МСА и о которых он должен проинформировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, включают в себя следующие ситуации:
В таких обстоятельствах аудитор может счесть целесообразным предоставить лицам, отвечающим за корпоративное управление, проект аудиторского заключения, чтобы способствовать обсуждению того, как эти вопросы будут отражены в аудиторском заключении. В тех редких случаях, когда аудитор намерен не включать имя руководителя аудита в аудиторское заключение, он должен обсудить это намерение с лицами, отвечающими за корпоративное управление, и проинформировать их о своей оценке вероятности существования и серьезности значительной угрозы личной безопасности |
Прочие значимые вопросы, возникшие в ходе аудита, которые согласно профессиональному суждению аудитора имеют значение для надзора за процессом подготовки финансовой отчетности |
В связи с непредвиденными событиями, изменением условий или аудиторскими доказательствами, полученными в результате выполнения аудиторских процедур, аудитору может потребоваться модифицировать общую стратегию и план аудита, а следовательно, и запланированный характер, сроки и объем дальнейших аудиторских процедур на основе пересмотренной оценки рисков. Аудитор может проинформировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, о таких вопросах |
Независимость аудитора
Если аудируемым лицом является организация, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам, аудитор должен проинформировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, о соблюдении независимости.
Требования к информационному взаимодействию в связи с независимостью аудитора, применяемые в отношении организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, могут оказаться надлежащими и для применения к некоторым другим организациям, включая организации, которые могут быть общественно значимыми, например, в связи с многочисленностью или разнообразием заинтересованных лиц или с учетом характера и размеров бизнеса. Примерами таких организаций могут быть финансовые учреждения (такие, как банки, страховые компании и пенсионные фонды), а также другие организации, например благотворительные.
Аспект информирования |
Комментарии |
Во всех случаях |
|
Заявление о соблюдении независимости |
Заявление должно содержать утверждение о том, что аудиторская группа и другие сотрудники аудиторской организации (при необходимости), сама аудиторская организация и, если применимо, организации, входящие в сеть, соблюдают соответствующие этические требования в отношении независимости |
В случае выявления отношений, которые могут обоснованно считаться влияющими на независимость |
|
Все отношения и прочие вопросы, возникающие между аудиторской организацией, организациями, входящими в сеть, и проверяемой организацией, которые согласно профессиональному суждению аудитора могут обоснованно считаться влияющими на независимость |
Такие отношения и вопросы включают в себя общее вознаграждение, начисленное в течение периода, за который составлялась финансовая отчетность, как за аудит, так и за иные, чем аудит, услуги, оказанные аудиторской организацией и организациями, входящими в сеть, проверяемой организации и компонентам, контролируемым этой организацией. Указанное вознаграждение должно быть распределено по соответствующим категориям, чтобы помочь лицам, отвечающим за корпоративное управление, оценить влияние услуг на независимость аудитора |
Соответствующие меры предосторожности, которые были применены с целью устранения выявленных угроз нарушения независимости или уменьшения их до приемлемого уровня |
Информация о взаимоотношениях и прочих вопросах, а также о мерах предосторожности, которую необходимо сообщать, зависит от конкретных обстоятельств задания. Соответствующие этические требования или требования законов или нормативных актов могут также определять конкретные информационные сообщения в адрес лиц, отвечающих за корпоративное управление, в случаях выявления нарушения требований независимости. Например, в соответствии с Кодексом этики профессиональных бухгалтеров Совета по международным стандартам этики для бухгалтеров (Кодекс СМСЭБ) аудитор должен письменно информировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, обо всех нарушениях, а также о действиях, которые аудиторская организация предприняла или планирует предпринять в связи с этими нарушениями |
Организация процесса
Аудитор должен проинформировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, о форме, сроках и предполагаемом общем содержании информационных сообщений. Однозначное информирование об обязанностях аудитора, о запланированном объеме и сроках проведения аудита, а также об ожидаемом общем содержании информационных сообщений помогает сформировать основу для эффективного двустороннего информационного взаимодействия.
В случае аудита малых организаций аудитор может использовать менее структурированный процесс информационного взаимодействия с лицами, отвечающими за корпоративное управление, чем при работе с организациями, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, или с более крупными организациями.
Многие вопросы могут быть обсуждены с руководством в рамках обычного процесса аудита, включая вопросы, о которых необходимо информировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, в соответствии с требованиями МСА 260.
Прежде чем информировать о каких-либо вопросах лиц, отвечающих за корпоративное управление, аудитор может обсудить эти вопросы с руководством, за исключением случаев, когда это нецелесообразно. Например, было бы неуместно обсуждать вопросы компетентности или честности руководства с самим руководством организации. Помимо признания исполнительных полномочий и ответственности руководства такие предварительные обсуждения могут прояснить факты и вопросы и дать руководству возможность предоставить более подробную информацию и дополнительные разъяснения. Также, если у организации есть служба внутреннего аудита, аудитор может обсудить некоторые вопросы с внутренним аудитором, прежде чем информировать о них лиц, отвечающих за корпоративное управление.
Лица, отвечающие за корпоративное управление, возможно, должны будут в соответствии с требованиями законов или нормативных актов либо по собственному желанию предоставить третьим лицам, например банкирам или регулирующим органам, копии письменных информационных сообщений аудитора. В некоторых случаях раскрытие информации третьим лицам может быть или незаконным, или неправомерным по каким-либо причинам. В случае, когда письменное сообщение, подготовленное аудитором для лиц, отвечающих за корпоративное управление, предоставлено третьим лицам, может быть важно, чтобы в этих обстоятельствах третьи лица были проинформированы: данное сообщение было подготовлено не для них. Например, аудитор может указать в письменных сообщениях лицам, отвечающим за корпоративное управление, что:
- такое сообщение подготовлено исключительно для использования лицами, отвечающими за корпоративное управление, и, если применимо, руководством группы и аудитором группы, а также что третьим лицам не следует на него полагаться;
- аудитор не несет никакой ответственности перед третьими лицами;
- имеются ограничения в отношении раскрытия или распространения информации третьим лицам.
В некоторых юрисдикциях в соответствии с законом или нормативным актом аудитор, в частности, может быть обязан уведомлять регулирующий или правоохранительный орган об определенных вопросах, о которых были проинформированы лица, отвечающие за корпоративное управление. Например, в некоторых странах аудитор обязан информировать органы власти о выявленных искажениях, если руководство и лица, отвечающие за корпоративное управление, не приняли мер по их устранению.
Так, в Российской Федерации в соответствии с п. 31 ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны информировать учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших известными аудиторской организации, индивидуальному аудитору случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе случаях подкупа иностранных должностных лиц, случаях иных нарушений законодательства РФ, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 307-ФЗ учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель обязаны рассмотреть информацию аудиторской организации, индивидуального аудитора о ставших известными аудиторской организации, индивидуальному аудитору при оказании аудиторских услуг случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе случаях подкупа иностранных должностных лиц, случаях иных нарушений законодательства РФ, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев и в письменной форме проинформировать о результатах рассмотрения аудиторскую организацию, индивидуального аудитора не позднее 90 календарных дней со дня, следующего за днем получения указанной информации.
Если учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не принимают надлежащих мер по рассмотрению указанной информации, аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы.
Выбор формы
Аудитор также должен письменно информировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, о независимости аудитора (когда это обязательно) и о значимых вопросах, выявленных в ходе аудита, если согласно профессиональному суждению аудитора устное информирование не является адекватным. В соответствии с МСА 265 “Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля” аудитор также должен письменно сообщать лицам, отвечающим за корпоративное управление, о значительных недостатках системы внутреннего контроля, выявленных в ходе аудита. Об остальных вопросах аудитор может информировать как в устной, так и в письменной форме.
Если информация о вопросах, о которых необходимо информировать, сообщается в устной форме, аудитор должен отразить эти вопросы в аудиторской документации вместе с информацией о том, кто и когда был о них проинформирован. Если информация о вопросах сообщается в письменной форме, аудитор должен сохранить копию такого сообщения в составе аудиторской документации.
Эффективное информационное взаимодействие может предполагать предоставление как структурированных материалов и письменных отчетов, так и менее структурированных сообщений, включая обсуждения. Когда какой-либо значимый вопрос обсуждается с одним из лиц, отвечающих за корпоративное управление, например с председателем аудиторского комитета (комитета по аудиту), для аудитора может быть целесообразно включить краткую информацию о данном вопросе в более поздние сообщения, чтобы у всех лиц, отвечающих за корпоративное управление, имелась полная и сбалансированная информация.
Всему свое время
Аудитор должен своевременно осуществлять информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление. Такое взаимодействие в течение всего аудита способствует полноценному двустороннему диалогу. При этом выбор надлежащего времени для информационного взаимодействия будет зависеть от обстоятельств выполнения задания.
Например, информирование о вопросах планирования может осуществляться на начальных этапах выполнения аудиторского задания, а в случае его выполнения в первый раз такое информационное взаимодействие может осуществляться в рамках согласования условий задания.
Незамедлительное информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, о значительных трудностях, с которыми аудитор столкнулся в ходе аудита, может быть целесообразно, если эти лица способны оказать аудитору содействие в преодолении данных трудностей или существует вероятность, что такие трудности могут привести к модификации аудиторского мнения.
Также аудитор может незамедлительно информировать в устной форме лиц, отвечающих за корпоративное управление, о существенных недостатках системы внутреннего контроля, выявленных аудитором, до предоставления соответствующей информации об этих недостатках в письменной форме.
Информирование о вопросах независимости может быть целесообразно всякий раз, когда применяются значимые суждения об угрозах нарушения независимости и о соответствующих мерах предосторожности, например при принятии задания о предоставлении неаудиторских услуг и при заключительном обсуждении.
Оценка адекватности
Аудитор должен установить, был ли процесс двустороннего информационного взаимодействия между аудитором и лицами, отвечающими за корпоративное управление, адекватным с точки зрения целей аудита. Если нет, то аудитор должен оценить последствия, если такие имеются, для оценки им рисков существенного искажения и возможности получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства, а также принять соответствующие меры.
Аудитор не должен разрабатывать какие-либо особые процедуры, чтобы подтвердить оценку двустороннего информационного взаимодействия между ним и лицами, отвечающими за корпоративное управление; скорее, такая оценка может быть основана на наблюдениях, сделанных в ходе выполнения аудиторских процедур для других целей.
Такие наблюдения могут включать в себя информацию:
- о надлежащем характере и своевременности действий, предпринятых лицами, отвечающими за корпоративное управление, в ответ на вопросы, поднятые аудитором;
- об очевидной открытости и прямоте лиц, отвечающих за корпоративное управление, в ходе информационного взаимодействия с аудитором;
- о готовности лиц, отвечающих за корпоративное управление, и наличии у них возможности встречаться с аудитором без участия руководства;
- об очевидной способности лиц, отвечающих за корпоративное управление, досконально понимать вопросы, поднятые аудитором, например о тщательности, с которой лица, отвечающие за корпоративное управление, анализируют проблемы и задают вопросы по представленным им рекомендациям;
- о трудностях в установлении взаимопонимания с лицами, отвечающими за корпоративное управление, в вопросах формы, сроков и ожидаемого общего содержания информационного взаимодействия.
Если двустороннее информационное взаимодействие между аудитором и лицами, отвечающими за корпоративное управление, не является адекватным и ситуация не может быть урегулирована, аудитор может принять соответствующие меры, например модифицировать мнение в аудиторском заключении по причине ограничения объема аудита или воспользоваться услугами юриста для рассмотрения последствий различных планов действий.
Смотрим в будущее с оптимизмом
Значительные новации в МСА, возможно, вызовут некоторые трудности в вопросах информационного взаимодействия аудитора и лиц, отвечающих за корпоративное управление клиента, поэтому особенно важно, чтобы и они, и руководство вовлекались в процесс аудита на более ранних этапах. Тем не менее, будем надеяться, что более структурированное и расширенное взаимодействие аудитора и лиц, отвечающих за корпоративное управление, будет способствовать улучшению качества аудита, а также повысит доверие к процессу аудита и его результатам.