Сообщение на тему классное руководство

 Введение

Работа современного классного руководителя – это целенаправленная,
системная деятельность планируется и осуществляется на основе программы
воспитания всего образовательного учреждения. Классный руководитель является фигурой
в системе внутри школьного управления, реализующий комплекс основных функций педагогического
управления. Вся сложная и разнообразная работа в процессе классного руководства
строится на основе анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных
тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом
актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в
классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений.

Сегодня трудно представить, что классные руководители, в
отличие от учителей и воспитателей, в массовой школе появились сравнительно
недавно: в 30-е гг. прошлого века.
До 1917 г. в средних учебных заведениях функции классного руководителя в
мужских гимназиях исполняли классные наставники, в женских – классные дамы.
Вследствие 1917 года наступает построение новой советской школы.

Преобладающей проблемой стало общественно-политическое
формирование учеников на базе коммунистической идеологии. Далеко не всегда
педагога хотели и умели воспитывать детей в духе условий новой власти. В
первичных коллективах воспитательной работе внимания почти не уделялось.

 Приоритетным существовало формирование и развитие
общешкольного ученического коллектива. 1923 г. классное наставничество
существовало формально ликвидировано и сделана ставка на ученическое
самоуправление. Желаемые итоги не были достигнуты, ученические организации в
половине 20-х гг. были в пребывании кризиса.

Факторами стали дефицит опыта организаторской работы у ребят,
переоценка возможностей и недооценивание значимости педагога в становлении
самоуправления. Выходом из сформировавшейся ситуации предстало присоединение преподавателей
к группам учащихся – первичным школьным коллективам. В область прямых
обязанностей групповодов вступали система самоуправления детского коллектива,
система учебно-воспитательного процесса, изучение учащихся, обстоятельств их
существования, работа с родителями.

В            
30-х гг.
в отечественной школе совершаются главнейшие перемены:

·             
Возобновляется
классно-урочная концепция,

·             
Индивидуальный
регулярный учет знаний,

·             
Разрабатываются
постоянные программы и учебники.

 В 1934 г. выходят Устав и Положение о единой трудовой школе,
где обозначается, что прямые обязанности согласно организации
учебно-воспитательного хода в первичных коллективах школы — классах — возлагаются
на классного руководителя. Просуществовав определенный период, не получившая
требуемого законодательного установленного официального статуса данная
должность была упразднена, что не мешало усложнению прямых обязанностей,
возлагаемых на педагогических сотрудников в взаимосвязи с исполнением функций
классного руководителя в добавление к главным обязанностям преподавателей-предметников.

Процесс послевоенного формирования организации общенародного
образования СССР был непростым. Особенно интерес в данный этап уделялось
вопросам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса.
Воспитательная деятельность отдалилась на второй план. В завершении 40-х –
начале 50-х гг. вне учебная работа несколько оживилась, хоть итоги были далеко
не лучшими.

В            
1947 г.
было подтверждено новое Положение о классном руководителе полнее и более четко
обусловило миссии и функции. В данном документе находились указания о
планировании воспитательной деятельность и формах отчётности.

Отрицательное воздействие на школу 40–50-х гг. проявил характерный
властно-исполнительный стиль руководства. Основной проблемой классного
руководителя, согласно Положению 1947 г., считалась организация и объединение
классного коллектива. Значимым нюансом работы было идейно-политическое
формирование учащихся.

 В область прямых обязанностей классного руководителя входили
и работа с пионерской и комсомольской организациями, исследование школьниками
«Правил для учащихся», надзор за посещаемостью и успеваемостью, контроль за
дисциплиной и поведением. Рекомендовалось увлекаться и исследованием учеников,
однако о конкретных методах речи практически не велось, несомненно и
реализовываться подобное исследование должно было не в заинтересованностях
отдельной личности, а с целью формирования работоспособного классного
коллектива.

В последующем круг прямых обязанностей классного руководителя
мало поменялся. Формирование детского коллектива и идеологическое влияние на
учеников остаются основными тенденциями работы. С 1970 ключевые обязанности
классного руководителя складывались Уставом средней общеобразовательной школы.
Положение о классном руководстве 1971 продолжило черту, произведенную в 30-е
гг. – направленность на состав учеников.

 В ключевые задачи классного руководителя «входило формирование
у учеников идеологической убеждённости, обществ, сознания и го-товности к инициативному
участию в обществ, жизни, формирование учеников в атмосфере коммунистической нравственности,
трудовое формирование учеников, к осознанному подбору специальности,
соперничество за высочайшее качество успеваемости, основательное понимание
основ наук, формирование познавательной инициативности; содействие
эстетическому и физиологическому обучению, укреплению самочувствия детей». К концу
1980-х годов был сконструирован проект программы «Освобожденный классный
руководитель (педагог)», ориентированный на введение принципиальных изменений,
в служебный статус классных руководителей, в понятия об исполняемой ими
деятельности, смыслом признавались защита и формирование личности учеников.

Проект был экспериментально апробирован в ряде регионов в
единичных школах возникли классные воспитатели. Невзирая на приобретенные
положительные результаты, феномен классного руководства самоценной формы
высококлассной преподавательской деятельности не приобрел законодательного
закрепления. В начале 1990-х гг., в соответствии с Российской педагогической энциклопедии,
в прямые обязанности классного руководителя были интегри-рованы всеобщее
руководство учебно-воспитательной работой в классе, система и координация
внешкольных занятий учащихся, предоставление физиологического и
высоконравственного формирования личности ученика, формирование обстоятельств с
целью формирования умственных, креативных возможностей, самоопределение,
самореализации, самоорганизации и самореабилитации учеников.

Целью дипломной работы является создание благоприятной среды,
обеспечивающей наиболее приемлемые условия для развития потребностей
обучающихся в постоянном пополнении своих знаний, успешного социального
становления, формирования личности, обладающей высоким уровнем образования и
интеллекта.
Предметом
дипломной работы является анкетирования являлось знание и личное принятие
обучающимися нравственных качеств личности. Актуальностью дипломной работы
является социально-педагогического сопровождения, то есть проблемы,
трудности определяются совместно педагогом и обучающимся.

В 2003 г. Воспитательный универсальный словарь закрепил предложенное
Российской преподавательской энциклопедией определение классного руководителя,
а выпущенной в 2005 г. словарь согласно педагогике, сменил классного
руководителя классным воспитателем, прямые обязанности входят организация и
формирование классного коллектива.
На сегодняшний день действует приказ № 21 Министерства образования и
науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 года «Об утверждении методических
рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими
работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской
Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», сохраняет свою актуальность
и сегодня.

Деятельность классного руководителя в первую очередь
направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к
учению каждого отдельного ребенка, изучая возрастные и индивидуальные
особенности. Через разнообразные формы и методы индивидуальной работы классный
руководитель создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой
культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности.

Глава
I. Классное руководство, как
основной компонент воспитательной системы школы.

1.1. Воспитание, как явление
воспитательной системы школы.

Несмотря на общность методологии и богатейший опыт,
накопленный в российской системе образования, оно предполагает творчество
педагогов, что и позволяет каждой школе, каждому классу в отдельности иметь
неповторимое лицо. Классному руководителю в воспитательном процессе 196 В МБОУ
«Гатчинская СОШ №9 с углублённым изучением отдельных предметов» сложилась
система методической и психолого-педагогической поддержки института классного
руководства, интеграции усилий всех субъектов воспитательного процесса, укрепления
взаимосвязи компонентов воспитательной системы. Как известно, целостное
развитие личности учащегося может обеспечить целостная воспитательная система,
по утверждению Л.И. Новиковой, «является ключевым понятием в педагогике
будущего».[1]

Созданная в нашем ОУ воспитательная система представляет
собой такой способ организации воспитательного процесса ОУ направлен на
воспитание гармонической, социально зрелой, готовой к дальнейшему образованию и
самостоятельному труду личности, обладающей гражданской позицией, нормами
морали и общечеловеческой культурой.

Системной является деятельность всех субъектов
образовательного процесса, осуществляемого, согласно уставу и образовательной
программе, разными структурными подразделениями:

·                   
Администрацией,

·                   
Педагогическим
советом,

·                   
Кафедрой
развития и воспитания, органами педагогического,

·                   
Родительского
и ученического самоуправления,

·                   
Попечительским
советом.

Но именно классные руководители, на наш взгляд, призваны,
объединившись, интегрировать усилия всех заинтересованных взрослых в целостное
влияние на класс и личность, чтобы обучающийся в школе по мере взросления
превращался из объекта деятельности в субъект, в ней участвующий и организующий.
По мнению В.А. Караковского, прошло то время, когда педагог уповал на
«чудодейственное средство», на «волшебную палочку», будь то «опорные сигналы»,
«коммунарская методика» и «дидактический театр», сегодня эффективны «не прием,
не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а система, и в этой
системе главный не педагог-одиночка, даже очень талантливый, а коллектив
единомышленников, создающий систему и развивающий». В этой связи, одной из
важнейших управленческих задач в школе является организация сотрудничества
классных руководителей между собой, с социальным педагогом, психологом,
библиотекарем, руководителями дополнительного образования.

Все вышеперечисленные педагоги объединены в кафедру развития
и воспитания, совместно осуществляется планирование, организацию
воспитательного процесса ОУ. А эффективное взаимодействие классного
руководителя с учителями-предметниками помогает решать не только насущные
учебные вопросы, но и определять пути индивидуального интеллектуального
развития детей во внеурочной деятельности. Потенциал классного руководства
обогащается за счёт сетевого взаимодействия с другими школами, научными и
культурными учреждениями, вузами Санкт-Петербурга и Ленинградской области. [2]

Классные руководители 1-6-ых классов проводят уроки музейной
педагогики в Гатчинском дворце, Приоратском дворце, краеведческом музее,
посещают хлебо- и молокозавод, принимают участие в традиционной муниципальной
«Ярмарке профессий», проходят научно лабораторную практику в Петербургском
институте ядерной физики, Технологическом университете, Педагогическом
университете им. А.И. Герцена, в зависимости от изучаемого профиля, что
позволяет не только расширять образовательное пространство учреждения, но и
представлять весь окружающий мир школу, дети проходят ступени социализации,
учатся жизни. В школе давно укрепилась практика совместной деятельности
классных руководителей параллели и создания творческих групп по подготовке тех
или иных событий в школе.

В циклограмме общешкольных мероприятий на год указаны
ответственные классы: Пятые классы отвечают за проведение Дня матери, Шестые –
Дня памяти о блокаде Ленинграда и освобождения Гатчины от фашистов, Дня
космонавтики, Дня Победы, организуют «Весёлые старты» для начальной школы и
«Зарницу» для основной проводят Дни самоуправления.

 Организуются эти события по методике КТД, позволяющей
задействовать большое количество детей из разных классов, что, безусловно,
способствует установлению традиций в школе и позволяет говорить о системности
педагогических влияний на детский коллектив. К Первому сентября, Новому году, 8
марта и Последнему звонку готовятся все: параллели объединяются, создаются
временные центры, студии, команды. Мы никогда не забываем, что школа – это жизнь
детей, и стараемся организовывать так, чтобы было интересно и на уроках после
них.

Внутри классная жизнь – прерогатива классного руководителя и
детского самоуправления, им поддерживаемого, но каждый знает, что ежегодно 1
сентября в школе стартует конкурс «Самый классный класс» и в мае следует
представить на общий суд жизнь своего класса: кто-то пишет роман в стихах и
устный журнал, кто-то создаёт агитбригаду и мультфильм, кто-то показывает свои
будни и праздники в лицах. Это становится возможным тогда, когда классные
руководители создают поле деятельности, объединяют в ней всех детей, замечают
каждого. Открываются новые таланты, заполняются новые страницы истории школы,
лидеры классов становятся лидерами школьного самоуправления. [3]

Классные руководители в зависимости от возрастных и
психологических особенностей своих классов, а также от собственных возможностей
и предпочтений выбирают разные формы воспитательной работы: классные часы, в
том числе единые, вечера, концерты, походы и экскурсии, беседы, дискуссии, игры
и соревнования, конкурсы, выставки, тренинги и многое, что в каждой школе. Но
есть у нас и свои общешкольные мероприятия- «изюминки», к готовятся все классы
во главе с классными руководителями – это Дни открытых дверей вузов в школе,
научно-практическая конференция «Путь в будущее», научно-исследовательская
конференция «Ровесник – ровеснику», «Минута славы», фестиваль постановок на
английском языке ―HELLO‖, фестиваль театральных миниатюр «Фарс-мажор»,
Межгалактический слёт инопланетян, флэш-моб «День радуги», акция «Поможем
Сиверскому детскому дому». [4]

Организация перечисленных событий способствует развитию
системного коллективного мышления, корпоративной культуры в школе, особого
стиля, узнают на разных мероприятиях в городе и районе. Основная роль в этой
деятельности также принадлежит классным руководителям.

Воспитательная работа в школе осуществляется непрерывно, с
применением эффективных образовательных технологий:

— КТД,

— Личностно-ориентированного воспитания,

— Самоуправления,

— ИКТ,

— Игровых и коммуникативных технологий.

Сочетание и интеграция позволяют классным руководителям
эффективно взаимодействовать с детским коллективом, помогают определять место
каждого ребёнка в системе внеклассной работы, организовывать жизнь класса
творчески и интересно. Специальное изучение включенности детей и родителей в
воспитательный процесс образовательного учреждения показало, что весь
ученический коллектив вовлечен в воспитательную работу школы, а 44% являются
организаторами и активными участниками проводимых дел. 70% родителей в
социальном заказе школе на первый план ставят обеспечение подготовки и развития
творческих способностей детей, 71% опрошенных считают, что в школе условия
созданы.

Отрадным является факт, что 92% не желают переводить своего
ребёнка в другую школу. Без всякого сомнения, значительная роль в этом
принадлежит эффективному классному руководству. Следует заметить, что
воспитывая здоровый соревновательный дух у своих учеников, между собой классные
руководители никогда не состязаются – они дружат. [5]

Как же иначе научишь дружить классы?! Административный
мониторинг, детские и родительские рейтинги, победы класса – это материал для
совместного анализа деятельности, определения лидеров и пространства обмена
опытом. Примечательно, что выдвижение претендентов на участие в муниципальном
конкурсе происходит на заседании кафедры развития и воспитания по итогам работы
и оценки вклада, классным руководителем в общешкольную жизнь и жизнь своего
класса. Как правило, споров здесь не возникает.

 И если мы участвуем в муниципальных и областных конкурсах,
минимум являемся лауреатами, максимум – победителями. Мы с удовольствием
делимся опытом, лучшими наработками и находками. У нас часто бывают гости,
большой резонанс среди коллег имеют муниципальные семинары, посвященные
воспитательной работе, запомнились всем наши городские и муниципальные линейки.

Наш опыт отражается на сайте школы, в любимой школьной газете
«Панорама», транслируется на родительских собраниях и различных мероприятиях.
Но главное, по нашим представлениям, он остается в сердцах всех воспитанников МБОУ
«Гатчинская СОШ №9 с углублённым изучением отдельных предметов».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что
именно классное руководство является основой воспитательной системы школы,
обеспечивает открытость и высокую результативность, делает привлекательной для
всех субъектов образовательного процесса:

— Педагогов,

— Детей,

— Родителей и общественности.

1.2.
Возникновение института классного руководства.

С установлением в России советской власти перед новым
правительством встала задача изменить систему воспитания в стране создать новый
тип воспитателя, способного развивать у молодежи политическое самосознание,
основанное на коммунистической идеологии. До революции 1917 года воспитание
детей носило классовый характер, в соответствии существовали следующие типы
Общая педагогика, история педагогики и образования Анализируя причины,
исследователи объясняют переоценкой сил и возможностей детей, недостатками
опыта, недооценкой личности учителя и места в системе ученического
самоуправления в школе.

Кроме того, учебные перегрузки учителей не оставляли места
для серьёзной работы с ученическим коллективом. Кризис самоуправления в школах вызвал
потребность прикрепления педагогов к ученическим коллективам для оказания
педагогической помощи. В стране началось движение по созданию групповодов в
школах.[6]

 В середине 20–х годов появляются групповодыметодисты, обязанностями
являлось организация работы учителей по предметам, воспитательной работы на
уроках. Но на практике групповоды
методисты не могли устраниться от
реальной работы по воспитанию школьников. «Трудности управления учебно
воспитательным процессом
подсказали в те годы один путь его разрешения – создание концентровых комиссий
для пятых –седьмых и восьмых – девятых классов, своеобразные малые педсоветы.

Наряду с учебнометодическими вопросами в их ведении
входило также обсуждение и планирование воспитательной работы в группах». Эта
форма необходима для разрешения проблем, связанных с развитием личности
школьника, коллективным поиском причин и способов коррекции поведения, но
слишком громоздкой и неповоротливой для решения мелких вопросов, нарушений, вполне
мог справиться один человек. В работах М.М. Пистрака указывается, что
накопленный опыт групповодства ставит необходимым создание института
групповода.

 Обязанностями групповодов являлись организация коллектива,
группы и оказание педагогической помощи органам самоуправления; организация
учебно
воспитательного процесса в группе изучение учащихся, их социальной среды
и домашних условий работа с родителями. Приоритетным направлением групповода
оставалось деятельность по управлению ученическим организациями. В «Примерной
инструкции классным руководителям школ I и II степени», утвержденной
Ленинградским ОНО в 1927 году, рассматриваются функциональные обязанности
классного руководителя. [7]

Содержание инструкции нацелено на приоритетное использование
индивидуального подхода к развитию личности ребенка классным руководителем. В
1934 году – выходят Устав и Положение о единой трудовой школе.

Они окончательно закрепляют должность классного руководителя.
Главным в работе педагога
экспериментатора считался
индивидуальный подход к развитию ребенка, оказание помощи ему в этом процессе.
30–е годы – «школа учебы», в основном авторитарный вариант не опора на личный
опыт, не открытие знаний, а потребление готовых образцов. Несмотря на то, что
целью воспитания декларировалось всестороннее развитие личности, на самом деле
готовились послушные исполнители, «винтики» системы, «кадры социализма».

 Все эти тенденции сохранялись на протяжении всего
существования советской школы, хотя в 50–60 гг., после разоблачения культа
личности Сталина, появились интересные и продуктивные педагогические теории.
Практика работы советского классного руководителя была полностью подчинена
идеологическим установкам тоталитарного государства. Эта работа в соответствии
с рекомендациями «Примерного содержания воспитания школьников» предусматривала,
прежде всего, формирование коммунистического мировоззрения и нравственности.

Процесс воспитания обезличивался. В 1947 году было утверждено
новое «Положение о классном руководителе», где отмечалось, что классные
руководители назначаются директором школы. Обозначено, что классный
руководитель изучает учащихся класса, наклонности, запросы, интересы.

Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики
Общая педагогика, история педагогики и образования Современный классный руководитель
совместно с педагогом
психологом, социальным педагогом изучает
индивидуальные особенности обучающихся, анализирует развитие коллектива класса,
определяет творческие, интеллектуальные, познавательные возможности детей.
Классные руководители в настоящее время играют ведущую роль в организации
сотрудничества школы и семьи.

Именно от работы зависит то, насколько семьи понимают
политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей и
участвуют в реализации. При этом семья должна рассматриваться главный заказчик
и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст
благоприятные условия для развития ребенка. В основе взаимодействия семьи и
классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки
и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

1.3. Критерии
эффективности классного руководства.

Основным критерием эффективности учительского труда являются
учебные успехи учащихся. Следует заметить, что данный показатель ориентирован
на функционально ролевой план взаимодействия педагога и ученика. Но если
подобный критерий применим к деятельности учителя-предметника, то вряд ли он
будет достаточен при оценке деятельности классного руководителя.[8]

 В социальной психологии традиционно в качестве критерия
эффективности руководства используется удовлетворенность групповым членством, в
том числе уровень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни в
классе интерпретируется показатель успешности деятельности педагога. Одним из результатов
активного взаимодействия учителя с учениками является формирование
определенного уровня авторитета педагога. Авторитет свойство личности,
состоящее в способности изменять психологические структуры других людей
психологическими средствами в силу значимости данной личности, является, с
одной стороны, следствием деятельности руководителя, а с другой – условием этой
деятельности.

 В социально-психологических исследованиях классного
руководства показана позитивная связь между различными параметрами удовлетворенности
учащихся и степенью авторитетности педагога.

Таким образом, уровень авторитета также может
свидетельствовать об эффективности деятельности педагога. Одна из важнейших
педагогических задач – воспитание коллектива в классе, поэтому справедливо
будет в качестве показателя, определяющего эффективность классного руководства,
использовать разные характеристики коллектива, например, сплоченность,
ответственность, дисциплинированность. В ряде работ эффективность классного
руководства определялась по уровню самооценки класса.[9]

 Учащиеся оценивали степень развития таких
социально-психологических качеств, сплоченность, дисциплинированность, взаимная
ответственность, сотрудничество, взаимопомощь. С целью обобщения используемых
показателей эффективности классного руководства коллективом учащихся нами были
факторизованы оценки удовлетворенности учащихся членством в классном
коллективе, оценки авторитета классного руководителя и самооценки класса по
ряду важнейших социально-психологических качеств. Имеет своим содержанием
характер отношений между учащимися, второй – отношения учащихся с классным
руководителем.

Полученные результаты могут оказаться весьма полезными для
руководителей школ при разработке критериев эффективности деятельности классных
руководителей.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Устьинская средняя общеобразовательная школа

Доклад

«Мастерство классного руководителя: сущность и методики его работы»

Заболотникова Ольга Александровна,

Учитель начальных классов

С. Устье, 2014г.

“Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет – соглашаюсь с этим – не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так лее хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте”.
Ж. Ж. Руссо

В современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, а огорчения и неудачи случаются чаще, чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем целенаправленное управление процессом развития личности ребенка, создание условий для проявления его внутренних сил, интересов и способностей, вовлечение воспитанников в общественно-ценностные отношения, реализация педагогического сотрудничества всех взрослых, влияющих на вхождение ребенка в социум.

Сущность деятельности классного руководителя заключается в координации внешних влияний, оказываемых на конкретного ученика, а также в организации воспитательной, образовательной, развивающей и вне учебной деятельности в классе. Отсюда – четыре основные функции классного руководителя: координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная.

По мнению М.А. Половцевой, основой деятельности классного руководителя служит подход “встречи–взаимопроникновения – взаимодействия” традиционного и инновационного (старого и нового, проверенного временем и создающегося сегодня). Его суть, на наш взгляд, заключается в том, чтобы, изменяя настоящее, не “перечеркивать”, не отрицать положительный опыт, а органически интегрировать его с новым, насущным, необходимым, диктуемым запросами современного общества. Лишь обеспечение единства между прошлым и будущим создает прочную основу для реализации цели (задач) целостного педагогического процесса. Этот подход позволит в значительной степени разрешить проблемы “отцов и детей”, противоречия между педагогами – традиционниками и педагогами, стремящимися принести элементы нового в свою деятельность, проблемы обучения и воспитания детей из различных общественных страт, ценностей и идеалов и др.

По моему мнению, условиями успешности деятельности классного руководителя являются:
– качественно новый уровень профессиональной готовности, предполагающий наличие исследовательской компетентности, профессиональной мобильности, конкурентоспособности, коммуникабельности (в аспекте делового общения);
– мотивацию его деятельности, ориентированную на результат, а не на процесс;
– возможность проявления самостоятельности и творчества;
– необходимость выстраивания (конструирования) и реализации системы работы классного руководителя;
– оценку его деятельности по результату.

Основные направления деятельности классного руководителя: работа с учениками, родителями и другими учителями.

Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, – это, значит, найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.

Н.К. Крупская в статье “О воспитательной работе” писала о том, что педагоги часто забывают основные положения педагогики: чтобы воспитывать ребенка, надо очень хорошо знать ребят вообще и тех ребят, которых воспитываешь в частности. Без такого знания ребят нельзя по-настоящему организовать не только воспитательной, но и учебной работы, без знания ребят легко скатиться на путь шаблона, уравниловки в подходе к детям.

Зная особенности учащихся, их интересы и склонности, уровень их воспитанности, легче составить целеустремленный и действенный план воспитательной работы.

Иногда классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения. Бесспорно, они нуждаются в особом внимании. Но не следует забывать и остальных. За внешним благополучием иногда скрываются отрицательные черты. Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех учеников.

А.С. Макаренко, будучи последовательным сторонником воспитания личности, в коллективе и через коллектив, в то же время указывал на необходимость учета индивидуальных особенностей воспитанников. В статье “Цель воспитания” он писал: “Каким бы цельным ни представлялся для нас человек в порядке широкого отвлечения, все же люди являются очень разнообразным материалом для воспитания…”.

Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д. – все эти интеллектуальные усилия требуют вне учебной разрядки. Служить этому может интересная увлекательная внеклассная работа, которая будет способствовать всестороннему личностному развитию. Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах.

Принцип открытости.

Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Если классный руководитель хочет включить в план, какие – то мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть убедителен и использовать в своем арсенале аргументы убеждения, соответствующие принципу привлекательности.

Принцип привлекательности будущего дела.

Классный руководитель может убедить и заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.

Принцип деятельности.

Ребятам нужна активная, полезная и значимая внеклассная деятельность. Внеклассную деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности. Словом, все, что изучено на уроке можно практически “потрогать” вне его. Этому могут служить предметные вечера, экскурсии и т.п.

Принцип свободы выбора.

Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств. Если классный руководитель использует этот принцип в своей деятельности, то желание участвовать в том или ином мероприятии у учащихся не пропадает, а наоборот – растет.

Принцип обратной связи.

Большое значение в работе классного руководителя имеет принцип обратной связи. Проведя любое внеклассное мероприятие – классный час, праздник или экскурсию – классный руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии. Если ребята видят, что классный руководитель не воспринимает результат формально и безразлично, то у них тоже формируется неформальное отношение к порученному делу.

Принцип сотворчества.

В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество – в подготовке внеклассного мероприятия – это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Иногда можно наблюдать ситуацию, когда классный руководитель навязывает и даже заставляет ребят сотрудничать друг с другом, однако, результат – нулевой. Зачастую получается так, что один и тот же ученик выполняет работу, а в подведении итогов звучит несколько фамилий. Гораздо эффективнее, если ребята сами имеют возможность определить себе партнеров для участия во внеклассном мероприятии. Стимулом творчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий внеклассного мероприятия самими учащимися, проявления самостоятельности и инициативы в порученном деле.

Принцип успешности.

И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Классный руководитель должен видеть участие каждого ученика класса во внеклассной работе, в жизни школы. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

Целесообразно привлечь учителей к отбору методик для изучения детей и коллектива, эффективности воспитательного процесса, т. к. учителя могут дополнить их содержания, имея свои проблемы в работе с классом.

Полезно организовать посещение учебных занятий с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.

Для того, что бы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними. У некоторых классных руководителей эта связь ограничивается проведением в конце учебной четверти родительских собраний по итогам успеваемости и вызовом в школу родителей неуспевающих или недисциплинированных учеников.

К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает авторитет педагога и школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей.

Темы взаимоотношений семьи и школы очень удачно коснулся Л. Камиль “Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие напротив, считают, что школа в основном все-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы. Если говорить образно, семья и школа – это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега – ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу”.

Очень важной формой связи классного руководителя с семьей является – классные родительские собрания. Очень хорошо иногда проводить родительские собрания вместе с детьми. На таком собрании нельзя говорить об успеваемости и поведении конкретных учащихся, надо создать доверительную, а не обвинительную атмосферу. Родители обязательно должны узнать что-то хорошее о детях.

Взрослым полезно услышать мнение детей, увидеть их рост, а ребятам важно, чтобы их услышали (дома могут и отмахнуться). Собрание – это общее дело. Следовательно, есть темы для совместного разговора, обсуждения. Вспомним японскую мудрость: “Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника”. Мне кажется, что на родительских собраниях, проводимых вместе с учащимися, мы воспитываем будущих родителей. Учащиеся видят различные варианты поведения взрослых, имеют возможность выбирать свой стиль поведения. Хорошо, если тему собрания подскажут родители и дети.

Классным руководителям также необходимо поддерживать тесную связь с общественными организациями и как можно чаще обращаться к ним за содействием и поддержкой. Классный руководитель помогает организовать походы в театры, музеи, экскурсии по предприятиям, где ученики познакомятся с разными профессиями, увидят в какой обстановке работают люди той или иной профессии. Привлекая общественность к воспитанию детей, классный руководитель значительно расширяет сферу своего воспитательного воздействия. Он находит много союзников и помощников в сложном и ответственном деле – в воспитании детей.

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог, принимать самостоятельные решении. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени “класс”.

Конечно, хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им может стать каждый учитель при условии упорной работы над собой и добросовестного, любовного отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств. В памяти школьников часто всплывают трудовые дела, увлекательные экскурсии и походы, школьные вечера и веселые новогодние елки, яркие доклады и горячие диспуты по волнующим вопросам. Не забываются и задушевные беседы с классным руководителем, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики после окончания школы не порывают связи со своим любимым классным руководителем. Они пишут ему письма, спрашивают у него совета, делятся своими радостями, своими достижениями и успехами в труде, в личной жизни.

Список литературы:

  1. Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М., 2006.
  2. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. Пед. соч., том 3. – М., 1965.
  3. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980.
  4. Кассиль Л.Н. Навстречу друг другу // Увидеть будущее. – М., 1985.
  5. Степанов Е.Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности: Учеб.-метод. пособие. – М.: Педагогический поиск, 2007.
  6. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001.
  7. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч. Том V. – М., 1978.
  8. Селиванова Н.П. Современный школьный класс:становление коллектива. Народное образование. 2007. № 4.
  9. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя – М. 2007.
  10. Степанов Е. Форма, структура и содержание плана воспитательной работы // Воспитание школьников. – 2003. – № 7.

Интернетссылки: 

  1. www.proshkolu.ru
  2. www.osoboedetstvo.ru
  3. www.sakhaedu.ru

Классное руководство

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Классное руководство – это разновидность педагогической деятельности, ориентированная на воспитание, социальное и общее развитие личностей учащихся разных возрастных категорий в системе образования.

Классное руководство связано с формированием коллектива учащихся и созданием системы коллективной жизнедеятельности и коллективного воспитания в рамках школы.

Реализацией классного руководства занимается классный руководитель, являющийся педагогом и духовным наставником. Его деятельность направлена на решение воспитательных задач, построение индивидуальных образовательных и воспитательных маршрутов учащихся, а также на гуманизацию образования.

История развития классного руководства

Классное руководство, как система воспитания в учебных заведениях возникла в России около трех столетий назад.

Рассмотрим этапы становления классного руководства:

  1. Досоветская система классного руководства. Появление классного руководства приходится на 1871 год. В это время осуществляется создание системы наставничества в учебных заведениях разного типа. Наставниками назначались педагоги, которые занимались ведением документации и контролем посещаемости и дисциплины. Кроме того, наставки занимались патриотическим воспитанием подрастающего поколения, прививали им трудовые навыки и воспитывали уважение к религиозным канонам.
  2. Советская система классного руководства. С созданием СССР происходит полная ликвидация системы наставничества. В новой системе образования вводится система ученического самоуправления. Она оказалась неэффективной, поскольку не решала задач воспитания. Должность классного руководителя впервые была введена в образовательную систему СССР в 1934 году. Было утверждено первое положение о классном руководстве, в котором установлены его функции по составлению характеристик учащихся, проведению мероприятий, установлению взаимодействия со всеми педагогами, ведущими занятия в классе, аналитическая работа. В 1960 году было принято новое положение о классном руководстве, согласно которому педагогу отводилась роль организатора мероприятий. Направленность воспитательной деятельности стала носить мероприятийный характер. С 1970 года классному руководителю стала отводится новая роль: воспитатель, организатор трудовой деятельности, организатор мероприятий. Классный руководитель занимался воспитанием учащихся, развитием у них навыков самостоятельности, проводил выезды на сельскохозяйственные работы, вел документацию, составлял отчетность и т.д. Это вело к огромному перенапряжению, перегруженности работой педагогов. При этом, классным руководителем не мог стать каждый педагог. Был жесткий отбор, выбирались только лучшие учителя, профессионалы, мастера своего дела.
  3. Постсоветский период развития классного руководства. После распада СССР была принята новая система образования, в которой классное руководство приобрело новый характер. Классное руководство становится творческим процессом. Современный педагог занимается воспитанием и развитием всесторонне развитой гармоничной личности. он воспитывает познавательный интерес учащихся, организует систему взаимодействия с родителями, занимается организацией классной и внеклассной работы. К современному классному руководителю предъявляются повышенные требования. Он должен быть не только мастером своего дела, профессиональным квалифицированным специалистом, но и владеть информационными-коммуникативными технологиями, общей культурой, коммуникативными навыками.

«Классное руководство» 👇

Целевое назначение классного руководства

Классное руководство нацелено на формирование в учебном заведении и коллективе учащихся условий, способствующих саморазвитию, самореализации и самоутверждению личности каждого учащегося.

Классный руководитель анализирует систему отношений в коллективе, изучает личность каждого учащегося и помогает в решении затруднений социального становления и развития этой личности.

Исходя из целевого назначения классного руководства можно обозначить ряд его задач. К ним относятся:

  • Формирование классного коллектива;
  • Развитие классного коллектива и построение положительных взаимоотношений между его участниками;
  • Создание положительного микроклимата в классном коллективе;
  • Защита прав и свобод, интересов каждого учащегося;
  • Создание системы воспитывающего обучения;
  • Формирование основ здорового образа жизни;
  • Нравственное воспитание и социальное развитие каждого учащегося;
  • Выстраивание системы гуманных отношений между учащимися;
  • Построение социально-ориентированного творческого образовательного процесса.

Классный руководитель реализует данную цель и задачи на основе планирования своей деятельности, основанного на методических рекомендациях и собственном творческом подходе к классному руководству.

Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные направления классного руководства

Классное руководство выступает деятельностью, носящей системный характер т.е. она имеет ряд связанных компонентов и направлений, каждое из которых тесно связано с другим и их функционирование взаимообусловлено. Таким образом, классное руководство является совокупностью следующих направлений, которые характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью:

  • Аналитическое направление. Оно связано с диагностикой личности каждого учащегося, составлением характеристик на них, а также проведением анализа существования и функционирования классного коллектива, оценкой динамики его развития, составление прогнозов дальнейшего существования и полноценного развития.
  • Организационно-педагогическое направление. Оно ориентировано на развитие всех аспектов деятельности учащихся в учебном заведении: творческого, познавательного, социального. Кроме того, осуществляется организация различных видов деятельности учащихся, организация внеклассной работы и установления взаимодействия с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
  • Коммуникативное направление. Оно связано с координацией взаимоотношений в учебном коллективе, а также отношений между учащимися и педагогами и созданием благоприятного взаимодействия в учебном коллективе и благоприятного психологического микроклимата.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 09.04.2023

Похожие материалы по теме

Социальная работа

#Статья

Автор(ы):
Александра Владимировна Каптюк

Автор(ы):
Елена Александровна Булахова

Автор(ы):
Нина Петровна Добренко

Автор(ы):
Юлия Алеквандровна Герцен

Автор(ы):
Юлия Альбиновна Хмельницкая

Автор(ы):
В.П. Ручкина

Решение любого учебного вопроса за 300

 Своё выступление я хочу начать с притчи о воспитании

 Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие. 
     Однажды родители не выдержали и пришли к нему: 
     — Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. 
     — Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?  

   Мы по роду своей деятельности каждый день встречаемся с  бесценным даром — детской душой, и от нас  во многом зависит, как будет развиваться эта детская душа.

   У педагога есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие — наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе — это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми а организатором этой деятельности является классный руководитель.

  Я работаю в школе — 13 лет, а мой стаж работы в должности классного руководителя — 12 лет, за это время у меня 1 выпуск. 

 В настоящее время являюсь классным руководителем 9 «а» класса.

О настоящем учителе говорят: «Учитель на все времена». Даже не обсуждаю, что учитель-это не профессия, это призвание

На сегодняшний день Министерством образования и науки РФ утверждён Федеральный государственный стандарт второго поколения начального общего образования, и с сентября 2011 – 2012 учебного года все школы России начали работать по нему. Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися начальной школы основной образовательной программы. Они отличны от тех, которые были представлены в стандарте, принятом в 2004 году. Теперь это не только предметные результаты (ЗУНы) и общеучебные умения и действия. Помимо предметных, теперь учитель должен обеспечить и новые результаты: личностные.Как мы с вами понимаем- эта задача в основном для классного руководителя

Пришло время каждому разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Переосмысление возможно только на основе анализа учителем своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами, установленными новым стандартом.

Стремительно меняется время и общество… Остается ли неизменной роль педагога? Кто он, современный классный руководитель? Какие трудности и радости ему приходится испытывать?

 Я считаю, что современный учитель должен разбираться в нынешней технике, электронике, уметь пользоваться интерактивной доской. Это очень важно. Учитель должен быть одновременно и чутким, и строгим. Он готовит тебя ко всему, что нужно в жизни, и играет огромную роль.

 Современный учитель – этот тот человек, который умеет учиться и быть в курсе всего происходящего. Нужно соответствовать нынешним детям. Что знают они, должна знать и я. Читать книги, которые читают они. Есть такая фраза: «Учитель – это ученик, навсегда вызванный к доске». С одной стороны вроде бы и грустно, а с другой – это значит, что всегда надо учиться и быть современным, интересным для учеников. И не только как предметник, но и как личность.

Современный учитель должен быть современен во всем и идти в ногу со временем. Ведь ученики взрослеют быстро, и учителю нужно оставаться для них интересным. Он должен понимать детей. Дистанцию между учителем и учеником необходимо соблюдать, но в то же время, нужно быть близким ученику, порою, даже намного ближе, чем родители. Трудности современного учителя в том, что в настоящее время много лишней информации, которая нам не нужна. 

 современный учитель – человек, который всегда учится. Это самое главное. Если мы не будем учиться, мы просто не будем учителями. Поэтому нам остается находить время для чтения книг и изучение компьютерной грамотности. То есть мы, в основном, догоняем своих учеников. Во-вторых, современный учитель – это человек, который, прежде всего, ответственно относится к самому себе, детям и своей профессии. Если мы хотим чему-то научить, значит, должны быть в меру требовательными, в меру снисходительными и стараться сделать так, чтобы дети все понимали.
Самая большая трудность сегодняшних учителей – это классное руководство. На него уходит уйма времени. Необходимость постоянной отчетности выбивает учителя из колеи. Когда думаешь о том, что нужно сделать еще три отчета, материал совсем не идет в голову. Классный руководитель должен заниматься только классом, а учитель непосредственно предметом. Когда у нас это поймут, положение улучшится: знания станут качественнее, у учителя будет хорошее настроение, он станет с радостью идти на урок и отдавать себя детям. Ну а радость – это когда проходит 10-15 лет, а дяденьки и тетеньки, которых ты уже не узнаешь, помнят тебя и здороваются.

Подводя итоги, можно сделать некоторые гипотетические выводы. Учитель, как и 80 лет назад, должен быть широкообразованным, добрым, чутким, интеллигентным, красивым, хорошим психологом. Причем, в век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет, и уже подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. То есть в идеальном сознании образ учителя — это образ какого-то универсального человека. Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования. Идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники — это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Таким образом, общество, как бы постоянно запаздывает. Какой же выход? Может быть, необходимо начинать менять сложившийся стереотип в обществе уже сегодня? Каким образом? Во-первых, должны произойти качественные изменения в образовании педагога. Акценты в образовании будущего учителя должны сместиться в сторону психолого-педагогических дисциплин, возможно, необходимо внедрение таких дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем учителе именно его творческой основы.

За последние 10 лет мир сильно изменился. Что произойдет ещё через 10 лет?

Учитель перестал быть источником знаний – на все вопросы ответит Гугл.

Как классный руководитель я всегда старалась быть авторитетом для своего класса , заинтересовывать их к познанию .обучению, самовоспитанию -и как я могла бы убедительно требовать от детей того чего не умею сама . поэтому я стараюсь во всем быть на шаг впереди своих учеников .знать и уметь разбираться в современной технологии лучше чем дети Ведь невозможно дать другому того, чем не владеешь сам. Поэтому современный учитель должен быть прежде всего образованным и воспитанным. Кругозор учителя не должен ограничиваться только школьной программой. Индивидуальность учителя- главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он призван мотивировать учеников, пробуждать у них то — же отношение к делу. . Современный учитель не должен тратить свое драгоценное время на поиск возможности отксерокопировать необходимый ему для урока материал. Он должен иметь персональный компьютер под рукой, причем с выходом в интернет. Для работы классного руководителя сейчас в социальных сетях просто огромное количество материала готовых ,проверенных –классные часы , разработки ,конкурсы и мероприятия , презентации ко всем без исключения школьным темам. Учителя классные руководители всей России щедро делятся своим материалом и это во многом упрощает нашу с вами работу . вот несколько сайтов где вы можете найти для работы классного руководителя интересный материал.

http://uchkopilka.ru/index.php

http://nsportal.ru/

http://allforedu.ru/

http://pedsovet.su/

http://www.proshkolu.ru/

http://www.it-n.ru/

http://ped-kopilka.ru/

о своей работе могу сказать что я постоянно работаю с интернетом ,научилась разрабатывать презентации и часто провожу классные часы с использованием интерактивной доски. за последнюю четверть я провела два интерактивных открытых классных часов на темы: «25 лет вывода войск с афганистана» и «юрий гагарин –первый космонавт». на классных часах я использовала материал взятый с интернета –это фотографии, видео и аудио записи, презентации и сценарии что намного упростило мою работу и разнообразило наши выступления

сейчас я предлагаю вам посмотреть краткую характеристику и особенности современного классного руководителя в виде презентации

«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая
наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух,
мечта, идея, которые увлекают сразу троих –
 ребенка, учителя, родителя – и тут же
реализуются. Если их нет, значит то не школа, а
обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по
звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и
считают дни до отпуска и минуты до очередного
звонка…
Учитель призван реализовывать мечты детей…»

А.А.Захаренко

Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте
взрослого. Ведь иногда так хочется
пофантазировать, представить себя на месте
учителя или даже строгого директора. В мечтах
ребенок чувствует себя взрослым. С его точки
зрения он умеет все: и правильно учить и
интересно рассказывать, помочь  кому – то в
трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за
плохо выученные уроки, советовать, заботиться и
заступаться за слабого.

Вспоминая детство, каждый из нас часто
воспроизводит события, связанные с  жизнью в
школьные годы. Добрая память осталась о том
педагоге, с которым связаны радостные минуты
общения, который помогал в решении личностных
проблем, в выборе жизненного пути, был интересной
личностью. Чаще всего это классный руководитель.
Он действительно ближе всех стоит к ребенку в
педагогическом коллективе школы.

Воспитание – это не набор неких действий и
операций, которым педагога можно обучить и
совершая которые он гарантированно достигает
успеха, а деятельность, которую педагог должен
выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её
ценностями, подбирая методы и средства,
сообразуя с имеющими условиями, рефлексируя
процесс этой деятельности.

Деятельность современного классного
руководителя является важнейшим звеном в
воспитательной системе учебного заведения,
основным механизмом реализации индивидуального
подхода к воспитанникам. Обусловлена она
современной задачей, которую ставят перед
учебным заведением мировое сообщество,
государство, родители – максимальное развитие
каждого ребенка, сохранение его неповторимости,
раскрытие его талантов и создание условий для
нормального духовного, умственного, физического
совершенства.

Классный руководитель прогнозирует,
анализирует, организует, сотрудничает,
контролирует повседневную жизнь и деятельность
учащихся своего класса. Современный классный
руководитель в своей деятельности применяет не
только известные формы воспитательной работы, а
так же в свою практику включает и новые формы
работы с ученическим коллективом. Формы работы
определяются исходя из педагогической ситуации.
Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии,
игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы,
общественно-полезный и творческий труд,
художественно-эстетическая деятельность,
ролевой тренинг и т.д. В последнее время получили
широкое распространение следующие формы
воспитательной работы:

Публичная лекция – лекция, насыщенная
яркой информацией с необычными примерами,
фактами, позволяющая «высветить» отношение к
рассматриваему явлению или событию.
Открытий микрофон – ученикам предлагается
обсудить события общественной жизни.
«Сократовская беседа» – поиск истины,
обсуждение поставленной проблемы с разных
сторон с поочередным решением дополнительных
вопросов.
Философский стол – обсуждение жизненных
ситуаций воспитанниками философской позиции.
Дискуссионные качели по предложенной теме
– беседы с чередованием суждений ведут две
группы учеников.
Разговор при свечах – беседа на темы
интимно-личностного общения или этического
содержания жизненных ценностей.

Каким должен быть современный классный
руководитель? Какова его роль в современном
воспитательном процессе?

Занимаясь поиском ответов, мною осознана
необходимость оценить данную проблему с двух
позиций: глазами классного руководителя и
глазами ребенка.

Настоящий классный руководитель, владеющий
технологией своей деятельности – это мудрый
воспитатель, который умеет видеть в каждом своем
воспитаннике личность неповторимую, уникальную;
который глубоко изучает каждого учащегося на
основе педагогической диагностики,
гармонизирует отношения с ним, способствует
формированию детского коллектива, базируясь на
личностно-ориентированном подходе.

Классный руководитель проектирует
воспитательную систему класса вместе с детьми с
учетом их интересов, способностей, пожеланий,
взаимодействует с родителями, учитывает
этнокультурные условия среды.

В настоящее время классный руководитель идет в
ногу со временем, он методически и
психологически подкован, владеет знаниями по
теории и методике воспитательной работы,
 хорошо разбирается в трудовом
законодательстве, а так же умеет ориентироваться
в основных нормативных документах. Классный
руководитель интересуется вопросами волнующими
 современную молодежь, изучает новинки
информационных технологий.  Кроме того,
классный руководитель хорошо знает
инфраструктуру города, в котором он  живет и
работает, это помогает организовывать
внеклассную работу. Регулярно повышает свою
квалификацию, посещая и участвуя в тематических
секциях, семинарах и конференциях.

Сколько бы мы не читали, не учились, главное не
забывать о мнении детей.

Дети являются главным звеном воспитательного
процесса. Без их участия ни один классный
руководитель не сможет продемонстрировать своё
мастерство, показать навыки работы, поделиться
опытом.  Как  роль классного руководителя
оценивают сами дети?

Нами было проведено анкетирование учащихся 5-6,
9-11 классов школы № 9 города Иркутска, с целью
определения мнения о роли классного
руководителя.

Учащимся  были предложены три вопроса.

  1. Нужен ли вам классный руководитель?
  2. Зачем?
  3. Каким на ваш взгляд должен быть классный
    руководитель?

В результате анкетирования были получены
следующие результаты.

На первый вопрос положительно  ответило 100%
учащихся.

На второй вопрос самая широкая палитра ответов:
от него мы узнаем много нового, с ним посещаем
театры, музеи, стадионы; классный руководитель
помогает при решении проблем в классе;
заступается за нас; является хорошим примером в
жизни и т.д.

Из высказываний учащихся полученных на третий
вопрос видно, что они придают большое значение
личностным качествам классного руководителя. У
каждого ребенка есть свое мнение на этот счет.
Одни считают, что это надежный, искренний,
честный, порядочный. Другие – модный,
аккуратный,  терпеливый, скромный, не слишком
молодой и не слишком старый.

Но вместе с тем важны и профессиональные
 качества: образованность, общий кругозор,
эрудиция.

Классный руководитель должен создавать
условия! Он должен помогать реализации ребенком
своих психосоциальных потребностей, которые
есть основа мотивационной сферы человека. Чтобы
ребенок стал хорошим надо, чтобы он хотел,
стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть
хорошим!

Воспитывать может любая деятельность:
умственная, физическая, организаторская.
Необходимо только, чтобы она была педагогически
инструментирована, а именно развивала ребенка,
его дарования и вместе с тем помогала ребенку
чувствовать удовольствие, наслаждение, радость
от того, что он делает и благодарности
окружающих.

Словом, главная задача воспитания и
воспитателя – «формировать» не ум, не мышцы и
физические умения, не чувства, не волю, не
коммуникабельность, а мотивы и мотивационную
сферу личности ребенка, т.е. его желания,
стремления, потребность быть социальным,
человечным, нравственным, которые подкреплены
умом и чувством, волей и привычкой.

Что же такое современное воспитание?

Это деятельность классного руководителя,
направленная на создание
психолого-педагогических условий для
удовлетворения базовых, психосоциальных
потребностей школьника.

Работа классного руководителя –
целенаправленная, системная, планируемая
деятельность, строящаяся на основе программы
воспитания всего образовательного учреждения,
анализа предыдущей деятельности, позитивных и
негативных тенденций общественной жизни, на
основе личностно-ориентированного подхода с
учетом актуальных задач, стоящих перед
педагогическим коллективом школы, и ситуации в
классном коллективе, межэтнических,
межконфессиональных отношений. Педагог также
принимает во внимание уровень воспитанности
обучающихся, социальные и материальные условия
их жизни, специфику  семейных обстоятельств.

Деятельность современного классного
руководителя в первую очередь направлена на
работу с обучающимися своего класса. Он
формирует мотивацию к учению каждого отдельного
ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные
особенности для развития  и стимулирования
познавательных интересов. Через разнообразные
формы и методы индивидуальной работы создает
благоприятные условия для развития
гражданственности, мировоззренческой культуры,
навыков созидательного труда, творческой
индивидуальности, успешного вхождения ребенка в
социум, формирования демократической культуры в
системе классного самоуправления.

Одной из важнейших задач современного
классного руководителя является системная
работа с коллективом класса. Педагог
гуманизирует отношения между детьми в
коллективе, способствует формированию
нравственных смыслов и духовных ориентиров,
организует социально-ценные отношения и
переживания воспитанников в классном
сообществе, творческую, личностно и общественно
значимую деятельность, систему самоуправления.
Классный руководитель создает ситуацию
защищенности, эмоционального комфорта,
благоприятные психолого-педагогические условия
для развития личности ребенка, способствует
формированию навыков самовоспитания
обучающихся.

Классный руководитель призван быть связующим
звеном между учеником, педагогами и родителями,
социумом, а зачастую и между самими детьми.

В процессе своей деятельности современный
классный руководитель в первую очередь
взаимодействует с учителями – предметниками,
привлекает учителей к работе с родителями,
включает обучающихся своего класса в систему
внеклассной работы по предметам. Это и
разнообразные предметные кружки, факультативы,
выпуск предметных газет, и совместная
организация и участие в предметных неделям,
тематических вечерах и других мероприятиях.

Совместно с педагогом – психологом 
классный руководитель изучает индивидуальность
учащихся, процесс их адаптации и интеграции в
микро- и макросоциуме. Классный руководитель
координирует связь педагога – психолога с
родителями. При поддержке психолога классный
руководитель анализирует развитие коллектива
класса, определяя познавательные, творческие
способности и возможности воспитанников,
помогая ребенку определиться в выборе будущей
профессии.

Большое значение в деятельности классного
руководителя имеет сотрудничество с педагогами
дополнительного образования. Взаимодействие с
ними помогает использовать все многообразие
системы дополнительного образования детей для
расширения познавательных, творческих
способностей своих воспитанников.

Классный руководитель способствует включению
школьников в различные творческие объединения
по интересам (кружки, секции, клубы), действующие
как в общеобразовательных учреждениях, так и в
учреждениях дополнительного образования.

В организации внеучебной, внешкольной работы
классного коллектива, досуговых и каникулярных
мероприятиях классный руководитель активно
взаимодействует с педагогом – организатором.
При поддержке педагога – организатора классный
руководитель привлекает к работе  с классом
представителей культуры, спорта, общественность.

Классный руководитель так же должен тесно
взаимодействовать с социальным педагогом,
призванным быть посредником между личностью
ребенка и всеми социальными институтами в
разрешении личностных кризисов обучающихся.

Сотрудничая с библиотекарем, классный
руководитель расширяет круг чтения обучающихся,
способствует формированию у них культуры чтения,
отношения к нравственным идеалам, этическим
нормам поведения, осознания собственной
индивидуальности через освоение классической и
современной литературы.

В своей работе классный руководитель постоянно
заботиться о здоровье своих воспитанников,
используя информацию, получаемую от медицинских
работников образовательного учреждения.

Одним  из важнейших социальных институтов
воспитания является семья. Работа классного
руководителя с родителями направлена на
сотрудничество с семьей в интересах ребенка.
Классный руководитель привлекает родителей к
участию в воспитательном процессе в
образовательном учреждении, что способствует
созданию благоприятного климата в семье,
психологического и эмоционального комфорта
ребенка в школе и дома. При этом важнейшей
задачей остается актуализация содержания
воспитательной деятельности, способствующей
эмоциональному развитию обучающегося, его речи,
интеллекта.

Особое место в деятельности классного
руководителя занимает классный час – форма
организации процесса непосредственного общения
педагога и воспитанников, в ходе которого могут
подниматься и решаться важные моральные,
нравственные и этические проблемы.

Одним из самых сложных компонентов
деятельности классного руководителя является
обеспечение обратной связи. Это и в методическом
и психологическом смысле довольно сложная
процедура.

Таким образом, для успешного решения вопросов
обучения, воспитания и развития личности ребенка
необходимо активное взаимодействие всех
участников образовательного процесса.

Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя,
горючим материалом которого является тесная
дружба, единая воля, отличное взаимопонимание,
деловое сотрудничество, сотоварищество,
содружество. И регулирует это пламя классный
руководитель. От него зависит потухнет факел или
будет гореть все ярче и ярче. И главная роль
классного руководителя – поддерживать «огонь» в
каждом ребенке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Энтеросгель для детей до года при аллергии инструкция по применению
  • Бактозим для аквариума инструкция по применению отзывы
  • Лидерство основная функция руководства
  • Moller омега 3 для детей инструкция по применению
  • Для чего нужен редуксин инструкция по применению взрослым