Сопровождение это в классном руководстве

Тьюторское
сопровождение, как инструмент индивидуализации образования в работе классного
руководителя

Действительно перед образованием сейчас ставится
задача  по формированию у каждого ребенка раннего профессионального
самоопределения. Для ребенка становится актуальным свой путь развития как
личности и становления в профессии. Так одним из приоритетных направлений
развития школы становится персонализация образовательного процесса. Школа сама
выстраивает мероприятия, направленные на организацию образовательного процесса
по индивидуальным образовательным маршрутам с учетом индивидуальных
особенностей, личностных возможностей и изменяющихся потребностей.

При этом особенно важным становится тьюторское
сопровождение ребенка со стороны определенного специалиста, в том числе и
классного руководителя. В нашей школе за учениками 8-11 классов закреплен
тьютор (кл. рук. или учитель предметник), который помогает определится с
выбором профессии и сформировать индивидуальную образовательную траекторию.

Классный руководитель сталкивается с проблемами:
низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотивации к получению
знаний, отсутствие умения ставить цели, задачи планировать свою образовательную
деятельность, неспособность детей брать ответственность за свои решения и свой
выбор.

В своей работе классный руководитель использует
следующие технологии: проектную технологию связанную с формированием навыков 21
века (
Soft Skills-гибкие
навыки, над профессиональные компетенции), технологию группового и
индивидуального консультирования, технологиии социальных и профессиональных
проб.

Технология группового и индивидуального
консультирования

На первом этапе проводим диагностику по выявлению
интересов и первичному профессиональному самоопределению. Для этого была
разработана он-лайн анкета.

Анкета

1)               
Напишите
ваши увлечения, интересы (хобби, кружок, секция, муз.школа и т.д.)

2)               
Выбери
сферу деятельности

3)               
Перечислите
3 предмета необходимые  для вашей будущей профессии.

4)               
По
каким предметам вы бы хотели участвовать в олимпиадах, конкурсах, НПК и
проектах (укажите не менее 3-х предметов).

5)               
Укажите
область профессиональной деятельности. Укажите профессию (ВАРИАНТ №1) и Вуз(ы)
где готовят специалиста с указанием города и вступительных испытаний
(перечень).

6)               
Укажите
область профессиональной деятельности. Укажите профессию (ВАРИАНТ №2) и Вуз(ы)
где готовят специалиста с указанием города и вступительных испытаний
(перечень).

7)               
Укажите
область профессиональной деятельности. Укажите запасной вариант профессию
(ВАРИАНТ №3) и Вуз(ы) где готовят специалиста с указанием города и
вступительных испытаний (перечень).

8)                
Укажи
уровень заработной платы;

9)               
Сколько
вакансий по данной профессии

На втором этапе идет проектирование ИОТ
(индивидуальной образовательной траектории). Инструментом для выстраивания
образовательного пространства в нашей школе является «Органайзер обучающегося».
 В котором отражены следующие  направления:

-личностный
рост и саморазвитие;


индивидуальный проект, исследование;


групповые проекты;


олимпиады, конкурсы, НПК;


ВПР, ОГЭ, ЕГЭ;


Социальные практики;


Портфолио;


Профпробы, стажировки.

Органайзер
помогает запланировать мероприятия по заданным направлениям на учебный период
(триместр). Чтобы скорректировать и помочь обучающемуся (направить его на
дальнейшее развитие) мы проводим с ним развивающие беседы по составленному
графику. В ходе регулярных
бесед обучающийся научится ставить задачи и цели, рефлексировать, делать
самостоятельный выбор и нести за него личную ответственность
. Для обучающегося классный руководитель организует сбор
информации относительно зафиксированного в анкете познавательного интереса и
профессионального самоопределения. Составлена база олимпиад, конкурсов для
школьников.

На третьем этапе
осуществляется анализ результатов деятельности. Проводится рефлексия по
результатам деятельности, ребенок анализирует свои действия при достижении
цели.

технология социальных и профессиональных
проб

В МАОУ «СОШ №65» г. Перми с 2016 года реализуется
система профессиональных проб для учащихся как на базе школы, на предприятиях
социальных партнеров школы, на базе учебных заведений (вузы, колледжи,
обучающие центры), с привлечением выпускников школы, родителей, представителей
частного бизнеса. Разработана и успешно внедряется программа «Профвектор».

Сотрудничество школы с вузами дает возможность
привлечь учащихся 7-11 классов к профессиональному самоопределению.
Проектная
линия реализуется при тесном взаимодействии с социальными партнерами (ПГНИУ,
ВШЭ, ПГНИПУ, газета «Перемена Пермь», Пермский профессионально-педагогический
колледж и д.р.

На протяжении трех лет наши дети успешно участвуют в
таких проектах как «Банкиры будущего», «Бизнес Кидс», «Школа юнного
журналиста», «Клуб юных химиков. Поколение Сибур» и д.р.

Чтобы дать детям возможность познакомиться с
профессиями будущего, предоставляется возможность участия в различного вида
форумах, семинарах, мастер-классах.

Привлечение
родительского ресурса через организацию встреч с родителями по направления
медицина, логистика, строительство, туризм.

Запущен
проект «Окно в профессию» в рамках которого организуются онлайн встречи с представителями
разных профессий.

Такое взаимодействие и привлечение социальных
партнеров — предприятий, Вузов, представителей частного бизнеса, родителей, с
одной стороны и реализация практической направленности в разных формах, с
другой стороны (уроки, встречи, экскурсии, проекты, мастер-классы, профпробы и
т.д., все это способствует формированию
высокого уровня
готовности к профессиональному самоопределению.

Классный руководитель в системе социально-педагогического сопровождения.

Сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.(слайд№2)

Наблюдение за процессом обучения и воспитания детей группы риска позволило чётко обозначить их основные трудности при выполнении любой деятельности: 

  • слабая ориентация в учебной и практической ситуации,
  • непродуманность действий при выполнении определенной задачи,
  • невозможность выделить в объекте достаточное число его признаков,
  • неумение анализировать,
  • импульсивность действий, неспособность к планированию,
  • несамостоятельность,
  • отвлекаемость, несобранность, быстрая утомляемость. 

Эти проблемы решаются только комплексно,

 а именно, в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска. И вот тут в деятельности классного руководителя возникают  

задачи

социально – педагогического сопровождения каждого учащегося . (Слайд№3)

 — овладение теорией и методикой социально-педагогического сопровождения каждого учащегося и функцией проектирования воспитательной системы класса

— создание условий для совершенствования профессиональной компетентности классных руководителей по обеспечению эффективного взаимодействия учащихся с социальной средой, «способствующей их самоопределению, саморазвитию, самоактуализаци, самоутверждению и самооценке.

Ведущая роль принадлежит социальному педагогу и классному руководителю, целью которых является — оказание квалифицированной социально-педагогической помощи обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации.

Социально – педагогическая работа имеет две основные составляющие: (Слайд№4)

  • выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними; 
  • непосредственная индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска». 

Если выстраивать определенную ступеньку работы классного руководителя с такими детьми, то она будет выглядеть следующим образом: (слайд№5)

  • выявление детей группы риска; 
  • диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей; 
  • составление определенной программы профилактики или коррекции; 
  • воплощение программы в жизнь; 
  • подведение итогов, коррекция полученных результатов. 

Основными принципами организации квалифицированной педагогической помощи ребенку «группы риска» и его семье, которыми необходимо руководствоваться классному руководителю, выступают: (слайд№6)

  • эмоциональное и интеллектуальное сопереживание; 
  • заинтересованность; 
  • содействие; 
  • доверие. 

Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы: (слайд№7)

1 этап- Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива: 

  • личные дела учащихся; 
  • результаты медицинского обследования; 
  • психолого-педагогические характеристики; 
  • результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий; 
  • результаты диагностирования педагога-психолога; 
  • жизнедеятельность учащихся вне школы; 
  • в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем). 

2 этап — Выявление учащихся группы риска: (слайд№8)

  • составляет карту класса по выявлению детей группы риска; 
  • выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией; 
  • составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе. 

3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем, самое главное в диагностике-это педагогическое наблюдение, которое определяет успешность как диагностики, так и последующих мер самой службы сопровождения     (слайд №9)

  • выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей; выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии. 

4 этап — Составление программы профилактической работы с детьми «Группы риска»; 

  • Классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы:
  •  педагогом-организатором,
  • психологом,
  • социальным педагогом,
  • медицинским работником, учителями-предметниками,
  •  педагогами дополнительного образования,
  •  школьным библиотекарем (формы библиотечного воздействия). 

Что  включает в себя сама программа индивидуального сопровождения ребенка группы социального риска ??

Это:

  • Само взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других; 
  • организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.); 
  • помощь в преодолении учебных затруднений
  • помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении
  • сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование); 
  • организацию и предоставление бесплатного питания в школе; 
  • обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи; 

       защиту прав ребенка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей      ближайшего окружения

5 этап — Реализация плана профилактических мероприятий; 

  • классный руководитель сопровождает и координирует выполнение мероприятий плана профилактической деятельности с учащимися «группы риска», подводит итоги за определенный период времени (срок устанавливает администрация образовательного учреждения). 

На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются: 

  1. Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание 
  2. Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств 
  3. Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями 
  4. Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида 
  5. Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение 

6 этап — Подведение итогов, коррекция полученных результатов; 

  • классный руководитель представляет социальному педагогу (администрации) данные об учащемся «группы риска» по следующим позициям: 
  • участие учащегося в общественной жизни класса; 
  • приемлемые (позитивные) качества личности; 
  • взаимоотношения со сверстниками; 
  • досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время); 
  • каково влияние семьи; 
  • имеют ли место конфликты в классе и их причины; 
  • эффективность или неэффективность проведенных профилактических мероприятий (причина неэффективности). 

Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток. 

На основании предоставленной информации от классных руководителей, социальный педагог приводит все сведения в систему.

Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать классному руководителю в работе с этой категорией детей. (слайд№10)

  1. Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе. 
  2. Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности. 
  3. Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей. 

Если вся работа классного руководителя проведена на должном уровне ,то далеко не все дети, находящиеся в зоне риска и имеющие подобные проблемы переходят в группу риска!

Предотвратить переход детей из зоны риска в группу риска можно при наличии специально созданных условий, главное из которых – сопровождение каждого проблемного ребёнка особой программой социально-педагогической поддержки. 

Хочется напомнить всем педагогам принципы работы с детьми группы риска(слайд№11)

1. Не навреди.

2. Свобода в выборе форм и методов сопровождения, но за результат взаимодействия с учащимися отвечаете, в первую очередь, тоже Вы (как за совместные победы, так и за поражения).

3. Помните, что каждый ваш сопровождаемый — индивидуальность, единственная и неповторимая, и то, что подходит кому-то одному из ваших учащихся может не подойти другому.

4. Старайтесь развить у школьников добрый интеллект, все остальное приложится.

5.Всегда на стороне ребенка.

Индекс материала
Психолого-педагогического сопровождение развития ребенка как деятельность образовательной организации
Психолого-педагогическое сопровождении ребенка как суть деятельности педагога-психолога
Учитель-предметник — субъект психолого-педагогического сопровождения
Роль классного руководителя в психолого-педагогическом сопровождении классного сообщества
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации (позиция социального педагога и задачи сопровождения)
Все страницы

Страница 4 из 5

4. Роль классного руководителя в психолого-педагогическом сопровождении классного сообщества

Классный руководитель — одна из ключевых фигур, сопровождающих процесс развития личности ребенка, процесс развития коллективной детской общности.
Деятельность классного руководителя ориентируется на решение жизненных проблем каждого ребенка в классе, на создание такой общности, в которой каждому было бы комфортно. Перед классным руководителем встает проблема создания коллектива в школьном классе и включение его в коллектив школы. И здесь очень важная позиция классного руководителя. Одной из ее характеристик является обеспечение адекватности профессиональной деятельности возрасту учащихся — мобильность, необходимость изменения роли в зависимости от возраста воспитанника.
В современных условиях сопровождения классный коллектив должен быть инструментом личностного развития ребенка. Очень важно классному руководителю создавать условия для процесса идентификации ребенка с коллективом класса.
Для классного руководителя, успешно сопровождающего детское сообщество, очень важно учесть, что классный коллектив не только субъект воспитания, но и объект влияния на каждого отдельного ребенка.
Сущность педагогического сопровождения процесса развития школьного класса представляет собой целенаправленное педагогическое влияние на класс, коррекцию негативных явлений в его жизни и использования того положительного, что делает процесс самоорганизации, происходящего в классе.
Интеграция этих влияний позволяет создавать классному руководителю максимально благоприятные условия для сопровождения личностного развития каждого воспитанника.
Центральной фигурой сопровождения личностного развития ребенка в общности (классе), безусловно, является классный руководитель. Именно он «прикасается» буквально ежедневно к личности ребенка.
Классный руководитель в реальности школьной жизни находится под постоянным процессом возникающих дел, забот, множества нерешенных педагогических проблем. Но именно классный руководитель может дать опыт построения отношений, помочь выстроить взаимную помощь, сформировать ответственность, уважение и терпимость.
Классный руководитель создает условия для психологической защиты ребенка от негативных влияний сверстников, среды, семьи. Он сопровождает школьный класс на реализацию важной социальной функции, т.к. каждый класс — это часть структуры школьного организма.
Очень важным принято считать, что классный руководитель должен помочь классу мыслить в постановке реальных жизненных проблем, которые предлагает решить в классе. Действительно, когда дети остро чувствуют значимость классного руководителя в решении проблем их индивидуальной жизни, то тогда классный руководитель выполняет истинное назначение детоводителя.
Организуя педагогическое сопровождение, классный руководитель должен помнить, во-первых, педагогическая оценка должна быть ориентирована на конкретную ситуацию в классе. Во-вторых, принимать во внимание душевное состояние ребят. В-третьих, не подлежит оценке поступок, пока не выявлены его мотивы. В-четвертых, оценка педагога (классного руководителя) — это всегда преломленный через призму личности педагога общественное мнение, поэтому не допускается персонализированный вариант оценивания.
Выбор форм и технологий сопровождения жизнедеятельности детей в классе во многом определяется той структурой, общностью, той деятельностью, в которую включены воспитанники. Это пространство должно удовлетворять насущным возрастным потребностям и быть благоприятным для развития личности. Классному руководителю нужно поддерживать желание ребят все испытать самим, страсть к приключениям, фантазии, стремление к независимости и самостоятельности, ответственность, потребность в проявлении себя.
Классный руководитель должен иметь в виду, что для современного детства важна общность. Сопровождая ребенка, классный руководитель первоочередное внимание уделяет определению целевых ориентиров класса, построению структуры деятельности, организации, объединению всех, распределению ролей, выработке норм и правил жизни классного коллектива. Как складывается в классе атмосфера взаимопривития, взаимопонимания друг друга, есть ли ценностно-смысловая близость детей. Именно это определяет необходимость сопровождения детской общности для самоутверждения ребенка. Задача педагога на пути поддержки детской общности — организовать такую деятельность, помочь детям включиться в нее.
Одним из важнейших элементов сопровождения является деятельность классного руководителя по оказанию помощи ребенку в решении значимых для него проблем. От того, насколько педагог-воспитатель обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, во многом зависит успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности, на реализацию базовой потребности растущего человека — стать и быть самим собой.
Методической подсказкой для классного руководителя может служить такая технология деятельности, которая поможет в поддержке и сопровождении воспитанника в решении его проблем. Это может быть основанием создания некой педагогической модели.
1 этап: начальный. Он начинается с момента получения классного руководства одного или нескольких сигналов о возникающих у подростка значимых и трудноразрешимых проблем. Свидетельством этого является то обстоятельство в поведении, в отношениях, когда ребенок ведет себя не так, как вчера.
Сигналом является тревожные суждения о воспитаннике его одноклассников, учителей-предметников, обращение кого-либо к администрации, психологу, социальному педагогу. Возможен вариант попытки ребенка показать, что он нуждается в общении. И здесь требуется психолого-педагогическая готовность классного руководителя к принятию проблемы и поиску способов ее решения.
«Воспитатель должен подавить в себе, — подчеркивал известный русский педагог Константин Николаевич Вентцель, — всякое раздражение, которое может вызывать в нем, например, упрямый и своевольный ребенок, потому что раздражение создает между ним и ребенком непроходимую стену, поведет к взаимному отчуждению друг от друга, заставит ребенка замкнуться в себе, и тогда воспитатель утеряет всякий ключ к пониманию индивидуальности ребенка, а следовательно, и тех путей, которые могли бы вывести эту индивидуальность на хорошую и светлую дорогу». Подобную же мысль через полвека выскажут американские психологи-консультанты Роберт и Джина Байярд, которые в книге «Ваш беспокойный подросток» напишут: «Когда вы чувствуете себя обеспокоенными, расстроенными, сердитыми, то, скорее всего, ведете себя импульсивно и делаете то, что на самом деле дает прямо противоположное тому, что вы действительно хотите». (Байярд Р.Т., Байярд Дж., 2003).
На этом этапе классный руководитель подбирает приемы и методы, наиболее адекватные по отношению к выясненной проблеме: педагог непосредственно наблюдает размышления самих ребят, консультирует психолога, социального педагога, проводит «разговор по кругу».
2 этап можно определить, как контактный — это попытка классного руководителя установить контакт. На этом этапе важно определить психологическое состояние подростка, его готовность к общению, взаимодействию. Эту работу желательно проводить в контексте с психологом школы.
3 этап: операционно-диагностический. На этом этапе классный руководитель свои усилия направляет на «раскодирование» проблемы и определение причин ее возникновения. Каковы приемы деятельности классного руководителя?
Чаще всего применяются приемы невербальной эмоциональной поддержки. При их использовании воспитатель демонстрирует всем своим видом, что он внимательно слушает собеседника, подкрепляет высказывания ученика своими эмоциями: корректно удивляется, сочувствует, сопереживает, положительно или отрицательно реагирует на сказанное. К числу незаменимых способов организации доверительной беседы следует отнести прием «Перефраза», когда педагог делает очень близкое к оригиналу краткое повторение высказанного ребенком в виде утверждения или вопроса. Известный российский психолог Р.С. Немов рекомендует начинать перефразу словами: «итак…», «ты сказал…», «правильно ли я вас поняла…». (Немов, Р.С., 2018).
Обязательно надо помнить о том, что говорит ребенок, так называемый примем «глазами ребенка». Создавая благоприятную эмоциональнопсихологическую атмосферу, классный наставник тем самым побуждает своего воспитанника рассказать о том, что его в данный момент волнует, кто или что могло стать причиной возникшей трудности.
4 этап: проектный. Основное содержание на этом этапе — организация такой деятельности, которая учитывает два момента: во-первых, подросток сам при поддержке классного руководителя определяет пути и способы решения возникшей проблемы, во-вторых, педагог и подросток договариваются о формах и способах взаимодействия.
Технологический арсенал совместной работы взрослого и ребенка составляют такие приемы и методы, как:
— методы самопроектирования и педагогического проектирования;
— прием «Анализ способов решения чужой проблемы»;
— метод договора.
Метод самопроектирования позволяет ученик сформировать в своем сознании представления о возможных вариантах решения проблемы.
5 этап: деятельностный. На этом этапе ученику предстоит осуществлять проектный замысел. Понятно, что для преодоления каждой проблемы потребуется определенная деятельность. Различные проблемные ситуации объединяет одно — активная деятельность ученика.
Представляется очевидной задача классного руководителя на этом этапе — обеспечение поддержки активности ученика по осуществлению разработанного проекта. Применяя методы стимулирования и оказывая консультативную помощь, педагог старается поддержать стремление и активность ребенка по выполнению плана намеченных действия.
Однако разрешением проблемной ситуации технологическая цепочка педагогической поддержки не завершается.
6 этап: результативно-аналитический. В ходе него целесообразно обсудить вместе с ребенком успехи и неудачи, которые встретил он на своем пути в процессе преодоления трудности. Приемы рефлексии и саморефлексии помогают ученику осмыслить сделанное на предыдущих этапах и обогатить тем самым свой жизненный опыт.
Важным элементом рефлексивной деятельности является констатация факта разрешения проблемы. Ученик и классный руководитель должны быть твердо убеждены в том, что проблемная ситуация разрешена. Если в процессе рефлексии они делают прямо противоположный вывод, то происходит переформулирование затруднения и возвращение к начальным звеньям технологической цепочки. Так следует действовать до тех пор, пока проблема не будет окончательно решена.
Обеспечение данной технологической цепочки результативно и возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия классный руководитель избирает следующие:
— согласие ребенка на помощь и поддержку;
— опора на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося;
— вера в эти возможности;
— ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
— совместность, сотрудничество, содействие;
— конфиденциальность;
— доброжелательность и безоценочность;
— безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
— реализация принципа «не навреди»;
— рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Одним из важных аспектов деятельности классного руководителя в современных условиях является сопровождение индивидуализированной помощи ребенку.
Каковы могут быть направления этой работы сегодня?
Первое направление — система действий педагога по обеспечению благоприятного положения ребенка в системе групповых отношений. Классный педагог для каждого ребенка находит достоинство, которое нужно отметить, опираясь на его достижения. Это могут быть выражения: «У него своя точка зрения», «Он (они) нас только внимателен…», «Он (они) интересен своих высказываниях» и т.д.
Все это придает уверенность ребенку, определяет положительное к нему отношение. Очень важно классному руководителю быть озабоченным созданием ситуации успеха для всего коллектива класса. Но ситуация успеха не исключает ситуации неуспеха. Вот что по этому поводу высказала Н.Е. Щуркова, доктор педагогических наук: «Неуспех же, чтобы стать сильнейшим импульсом и доставить внутреннее глубокое удовлетворение, организуется тонко, ярко, красиво, экспрессивно, так чтобы ребенок видел в развернувшейся ситуации большую веру в его способности».
Второе направление, по которому идет внимание педагога в индивидуальности, связано с разнообразием деятельности и предпочтениями каждого из учеников какого-то одного вида деятельности. «Деятельностная ниша» каждого ребенка позволяет ему утверждать свое уникальное «Я», держать равновесие «успех-неуспех», сохранять бодрость и радость жизни, а главное, претендовать на реальное заслуженное уважение, подкрепляя его индивидуальными заслугами.
Третье направление — организация внешне выраженного в словах, мимике, действиях и расположения к каждому ребенку внимания, заботы, признания, восхищения.
Четвертое направление — классный руководитель отводит время для индивидуальных коротких бесед.

В помощь классному руководителю мы выделим основные шаги алгоритма сопровождения воспитанников классного сообщества:
Шаг 1. Обозначьте проблемы класса, требующие разрешения. Обозначьте по возможности поля проблем каждого ребенка.
Шаг 2. Проясните сферы вашей помощи в союзе с коллегами.
Шаг 3. Что вы можете предложить для решения проблемы класса и конкретного воспитанника?
Шаг 4. Услышьте мнения ваших ребят! Конкретную позицию того или иного ребенка.
Шаг 5. Должны появиться конкретные шаги в решении проблем. Ключевым для вас является вопрос: что необходимо предпринять, чтобы обезопасить детей от этой проблемы. Что нужно лично вам, учителю, работающему в классном детском сообществе? Инициируйте мыслительную педагогическую деятельность, советуйтесь с психологом, социальным педагогом, семьей.
Шаг 6. Спросите себя, все ли я предпринял, все ли условия и правила педагогической деятельности учтены.
Шаг 7. Обладаю ли я как педагог, классный руководитель всеми резервами и возможностями для преодоления проблем в классном сообществе и в работе с конкретными личностями.

Вопросы:
1. В чём состоит сущность педагогического сопровождения процесса развития школьного класса?
2. О чём важно помнить классному руководителю, организующему педагогическое сопровождение?
3. Какие приемы и методы включает технологический арсенал совместной работы взрослого и ребенка?
4. Чем важна констатация факта разрешения проблемы в рамках рефлексивной деятельности?
5. Каковы основные шаги алгоритма сопровождения воспитанников классного сообщества?

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Комплексное сопровождение ребенка в средней

общеобразовательной школе

Автор

Власова Галина Алексеевна, заместитель директора по учебно-методической работе средней общеобразовательной школы № 2 г. Брянска

Аннотация

В предлагаемой статье обосновывается необходимость создания системы комплексного сопровождения учащихся в условиях средней общеобразовательной школы. Описывается международный опыт оказания комплексной помощи ребенку в образовании. Предлагается детальная модель построения системы сопровождения, созданная на основе опыта работы, накопленного в средней школе № 2 г. Брянска. Представлены особенности организации УВП, необходимые для успешной реализации комплексного сопровождения.

Адресована руководителям общеобразовательных учреждений.

Использованная литература

1. Актуальные вопросы комплексного психолого-медико-социального сопровождения личностного развития ребенка. Сборник научных статей/ Под научной редакцией В.П. Быкова, В.Н. Власова, А.С. Ткаченко. – Брянск, 2000

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. Издательство ЦСПА «Генезис», 2000.

3. Власов В.Н. Психолого-педагогические основы формирования и функционирования службы помощи детям и подросткам. Материалы кандидатской диссертации. Брянск, 1997.

4. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века. В ж. классный руководитель, № 3, Москва, 2000.

5. Деятельностная теория учения как основа построения учебного процесса. Тезисы докладов научно-практической конференции выпускников Учебного центра 14-16 мая 1996 г. Под научной редакцией Н.Ф. Талызиной. Брянск, БИПКРО, 1996.

6. Казакова Е.И., Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы Санкт-Петербург, 2000.

7. Методическое обеспечение Службы помощи образовательного учреждения. Под редакцией А.С. Ткаченко. Брянск, 1995.

8. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Приложение к письму Министерства Образования Российской Федерации, август 2003.

9. Пикан В.В. Школа со среднеуровневым и профильным обучением. В кн. «Управление развитием школы» Под редакцией М.М. Поташника, В.С. Лазарева М. Новая школа.

10. Проектирование и формирование развивающих образовательных сред. Материалы Всероссийской конференции и учебных курсов для руководителей и специалистов центров СПС, школ здоровья и развития. Брянск, 2001.

11. Проект «Школа здоровья». Под общей редакцией Кузнецовой И.В.. Москва, 1999.

12. Подчанимова Г.Н. Здоровье ученика в образовательном процессе: управленческий аспект. Курск, 1998.

13. Психологическая и педагогическая помощь детям и подросткам. Сборник научных статей. Под общей редакцией А.С. Ткаченко. Брянск, Грани, 1994.

14. Разноуровневое обучение. В кн. «Новые педагогические и информационные технологии». Москва, Academia, 2000.

В последние годы в отечественной педагогике активно декларируется приоритет личности ребенка и на этой основе намечается осуществить переход системы образования на доктрину «личностно-ориентированного образования» (И.С. Якиманская, Л.М. Фридман, О.С. Газман).

В то же время в условиях кризиса последних лет, вызванного последствиями социально-экономических изменений в стране, дети являются наиболее незащищенной категорией населения в силу их особой уязвимости и несформированности личности и как никогда нуждаются в помощи со стороны государства. Необходимость оказания детям различных видов помощи и поддержки также актуальна в связи с экологическими бедствиями последних десятилетий, которые повлекли за собой нарастание негативных тенденций в динамике состояния психического, физического и социального здоровья детей в целом в Российской Федерации и в частности в Брянской области.

Современное состояние общества и социальный заказ на создание необходимых условий для полноценного и нормального образования детей на принципах гуманистической педагогики и психологии делают исключительно важным вопрос формирования комплексных педагогических систем развивающего типа, позволяющих объединить различные сферы жизнедеятельности ребенка в школе и обеспечить на этой основе взаимодействие всех участков образовательного процесса и целостность его построения.

В настоящее время в условиях образовательного учреждения возможно создать специальную модель комплексного сопровождения, основанную на психолого-медико-социально-педагогической помощи и поддержке учащихся. Предпосылкой является то, что в школах работают такие специалисты, как социальные педагоги, психологи, медицинские работники.

К истории вопроса

Сама идея оказания комплексной помощи ребенку в образовании не является абсолютно новой. В мировой системе образования широко известен термин «School counseling and guidance», что означает «школьное консультирование и руководство». Так называется психолого-педагогическая консультативная служба в системе образования США. В широком смысле «guidance»- помощь в любых затруднительных ситуациях выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям. В узком смысле — процесс оказания помощи личности в самопознании и познании ею окружающего мира с целью применения знаний для успешной учебы, выбора профессии и развития своих способностей.

Совершенствование содержания деятельности специалистов системы «counseling and guidance» привело в Англии к тому, что в настоящий момент употребляя понятие «guidance», имеют в виду деятельность, направленную на социальное и индивидуальное развитие личности, что предлагает обучение социальным навыкам, советование, профессиональное ориентирование, помощь в выборе предметов, заботу, поддержку, опекунство.

В Голландии смысл обсуждаемого понятия передается словосочетанием «School counseling and guidance and career counseling», что переводится как «система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути.»

В России в последние десятилетия рассматриваемой проблеме посвятили свои публикации О.С. Газман (педагогическая поддержка в образовательном учреждении как система, включающая психологическую, социальную, медицинскую службы), А.В. Мудрик (помощь школьнику в его личностном развитии), Ш.А. Амоношвили (сотрудничество педагога с ребенком в преодолении трудностей).

Группа ученых из Санкт-Петербурга под руководством Л.М. Шипицыной и Е.А. Казаковой (Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валенберга) в публикации «Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы» пишут: «История зарождения в системе образования системы комплексной помощи ребенку в развитии одновременно может характеризоваться как многолетняя, насчитывающая более 2-х веков и очень краткая- всего 10-15 лет. Более 200 лет в российской системе специального образования развивается модель взаимодействия, направленного на всестороннюю диагностику уровня и потенциала развития ребенка и проектирование целесообразных коррекционно — развивающих программ. Но только 10-15 лет назад вместе с развитием гуманистических ориентаций в российской педагогике была продекларирована необходимость и начала развиваться отечественная система сопровождения развития каждого ребенка в независимости от того, какой системы образования он принадлежит».

Ученые из Санкт-Петербурга раскрывают содержание и деятельность служб сопровождения образовательного учреждения. Они называют эти службы структурными подразделениями образовательного учреждения, возникающими в его рамках, подчиняющимися руководству образовательного учреждения и предназначенными для сопровождения учащихся этого учреждения. По их мнению «… под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора (упрошенна трактовка: сопровождение- это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора). При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуация жизненного выбора- множественные проблемные ситуация, при решении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития».

Предпосылки организации комплексного сопровождения учащихся в школе № 2 г. Брянска

В конце 90-х годов теперь уже прошлого века коллектив школы № 2 работал над педагогической проблемой индивидуализации и дифференциации образовательного процесса школы. На первом этапе работы по данной проблеме наши учителя были ориентированы на ознакомление с методами изучения и учета индивидуальных особенностей учащихся. Основным, интегративным методом стал психолого-медико-социально-педагогический консилиум. Было разработано Положение о консилиуме, протокол согласованных действий специалистов по изучению личности ребенка, алгоритм действий классного руководителя по составлению индивидуализированной характеристики класса. В начальной школе стали вести индивидуальные карты наблюдения за развитием ребенка.

На втором этапе была спланирована деятельность по изучению и внедрению в учебно-воспитательный процесс индивидуализированных форм организации работы учащихся на уроке. Несколько педсоветов и дидактических семинаров было посвящено методике организации индивидуализированной самостоятельной работы с дифференцированными группами внутри класса смешанных способностей, методике проведения групповой и парной работы на уроке. Педсоветы были посвящены роли учителя во внутриклассной дифференциации обучения, формированию общеучебных умений и навыков учащихся, индивидуальному подходу, к формированию профессиональных планов выпускников.

В школе были организованы психолого-педагогические семинары, посвященные особенностям работы педагога с разными группами учащихся. Большая просветительская работа была проделана в этом направлении психологом школы.

Диагностика познавательных способностей учащихся, проводимая психологом внутри классных коллективов, рекомендации, выдаваемые на основе диагностики, помогали организации более эффективной работы учителей предметников, классных руководителей, строящих свою работу с учащимися на принципах личностно-ориентированного подхода в образовании.

Изучение профессиональной ориентации учащихся на старшей ступени обучения, оказание помощи в профессиональном выборе помогал осуществить Областной центр профориентации молодежи. Работники профцентра занимались не только диагностикой, но и помогали на индивидуальных консультациях выпускникам лучше узнать свои способности и более осознанно совершить выбор профессии.

Внеклассная воспитательная работа в школе строилась также с позиции личностно-ориентированного подхода и была направлена на создание условий для раскрытия индивидуальных способностей и интересов школьников в рамках детских объединений и организаций.

В школе была разработана система диагностики результатов работы с учащимися по следующим показателям:

— состояние здоровья;

— умственное развитие;

— психологический микроклимат в классных коллективах;

— мотивация учебного труда;

— воспитанность;

— профессиональное самоопределение выпускников.

Результаты диагностических исследований и результаты работы школы в целом позволяют утверждать, что в ее развитии наблюдаются положительные тенденции. Тем не менее, чтобы успешно решать вопросы обучения, воспитания и развития учащихся, обеспечивать коррекцию социально-эмоциональных проблем их личностного роста, необходимо комплексно подходить к использованию различных психолого-педагогических средств, обоснованно включать их в развивающую и воспитательную среду, что становится возможным на основе службы комплексного сопровождения учащихся в рамках средней общеобразовательной школы.

Новизна нашего подхода заключается в том, что школа, где ребенок находится 11 лет, и есть система комплексного сопровождения, основанная на стратегии взаимодействия всех участников образовательного процесса. В связи с этим, субъектное взаимодействие между участниками образовательного процесса определяется нами в качестве ключевой идеи при разработке и реализации нашей модели.

Модель комплексного сопровождения

Приступая к разработке модели, мы определяем комплексное сопровождение ребенка, как взаимодействие с ним в течении всего времени его пребывания в школе всех служб образовательного учреждения (медико-валеологической, воспитательной, социально-психологическая, методико-дидактической), направленное на разрешение жизненных проблем его развития. Основывается это сопровождение на принципах помощи и поддержки как основных принципах образования в гуманистическом обществе. Таким образом, сопровождение в учебно-воспитательном процессе — это целая система. В центре этой системы находится ребенок, с которым должна быть построена комплексная работа в ходе всей его школьной жизни.

И это не только деятельность специалистов школы, а обоюдное, долгосрочное взаимодействие с самим учащимся как субъектом учебно-воспитательного процесса.

Основные области деятельности службы:

— решение проблем сохранения и восстановления психического и физического здоровья ребенка;

  • решение социально-эмоциональных проблем;

  • помощь и поддержка в учебе ( как основной компонент жизнедеятельности ребенка);

  • помощь в выборе досуговой сферы самореализации;

  • помощь в выборе образовательного маршрута и далее – в выборе пути дальнейшего профессионального образования.

Таким образом, комплексная модель должна включать следующие блоки:

  • валеологическое сопровождение ( цель – создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся в образовательном процессе школы посредством реализации программы «Здоровья».);

  • психологическое сопровождение ( цель – оказание помощи учащимся в формировании жизненных ценностей, моральных норм, образцов поведения через систему внеклассной воспитательной работы школы);

  • педагогическая поддержка в учении (цель – помощь в формировании знаний о мире, способах познания всем категориям учащимся).

Психолого – медико – социально — педагогический консилиум

Важную роль в системе сопровождения играет психолого-медико-социально-педагогический консилиум. Он является интегрирующей структурой комплексного сопровождения. В ходе консилиума решение глобальной задачи сопровождения облекается в конкретные направления деятельности, мероприятия, психологические и педагогические технологии.

Целью консилиума является определение и организация в рамках реальных возможностей школы адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии с возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями учащихся в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья.

Консилиум проводится по результатам плановой комплексной диагностики, а также по запросу администрации, преподавателей, педагога-психолога, социального педагога, родителей учащихся.

Принципы организации работы консилиума: уважение к личности и опора на положительное, интеграция психологического и методического знания, т.е. максимальная педагогизация диагностики.

Диагностическая функция консилиума заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей учащихся, распознавание характера отклонений в их поведении, деятельности и общении.

Воспитательная функция включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю — предметнику.

Реабилитирующая функция предполагает защиту интересов школьника, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия.

Предметом обсуждения на консилиуме могут быть отдельный учащийся, группа учащихся или целый класс. Консилиумы могут быть плановыми и внеплановыми. Тематика плановых определяется в начале учебного года в годовом плане работы школы.

Плановые консилиумы по отдельным классам проводятся в ходе всего их пребывания в школе в следующие сроки:

— первый год обучения (цель – учет индивидуальных особенностей первоклассников при организации учебно-воспитательного процесса, адаптация к школьному обучению);

  • окончание начальной ступени обучения ( цель – анализ успешности обучения и воспитания, итоги развивающей работы с учащимися на первой ступени);

  • второй год обучения на средней ступени, 6ой класс (цель-обсуждение результатов периода адаптации к среднему звену школы, предметному обучению);

  • окончание основной общей школы, 9-ый класс (обсуждение результатов учебно-воспитательной работы, развитие учащихся в основной общей школе, профильное обучение, профессиональные планы).

Сейчас актуальным стало проведение консилиума и в 8-ом классе в связи с введением предпрофильного обучения.

В период подготовки консилиума каждый специалист системы сопровождения проводит индивидуальное обследование ребенка или всего класса, составляет представление по данным обследования и разрабатывает рекомендации. В особо серьезных случаях к школьнику прикрепляется специалист, отслеживающий эффективность и адекватность индивидуальной коррекционно-развивающей программы и входящий с инициативой повторных обсуждений на консилиуме динамики развития учащегося. На плановое заседание консилиума выносится следующая информация:

  • состояние здоровья (медицинский работник);

  • уровни развития познавательных процессов, комфортность пребывания в школе и классе, мотивация учения (педагог-психолог);

  • индивидуализированная педагогическая характеристика класса( классный руководитель);

  • социальное положение учащихся (социальный педагог).

Классный руководитель рассматривается так же как специалист системы сопровождения.

Учителя-предметники, работающие с данным классом или данными учащимися, принимают к сведению информацию, полученную в ходе диагностики, участвуют в выработке рекомендаций. Каждый из них строит траекторию развития каждого учащегося с учетом этих рекомендаций.

Организация учебно-воспитательного процесса,

образовательные технологии

Педагогическое сопровождение учащихся в процессе их обучения в общеобразовательном учреждении предполагает организацию следующих видов деятельности в учебно-воспитательном процессе:

  • помощь в формировании знаний о мире, способах познания всем категориям учащихся,

  • педагогическую поддержку в учении в критические периоды школьной жизни;

  • помощь в выборе профиля образования и профессиональной ориентации.

Помощь в формировании знаний, умений и навыков всем категориям учащихся предполагается осуществлять посредством определенных направлений в работе школы:

1. Поддержка учащихся с низким уровнем обучаемости (классы коррекционно-развивающего, компенсирующего обучения; внутриклассная дифференциация обучения; организация взаимопомощи в парной и групповой работе на уроке; подбор специальных развивающих заданий; дополнительные индивидуальные занятия; профессиональное обучение на базе Районного межшкольного учебного комбината).

2. Поддержка учащихся с низким уровнем мотивации ( проектирование ситуаций успеха и ситуаций выбора; психологический комфорт на уроке; проектирование групповой сплоченности учащихся).

3. Поддержка одаренного ребенка (создание классов предпрофильной и профильной подготовки; специальные программы развития в классе; факультативные и индивидуальные занятия, научные общества, подготовка к участию в олимпиадах).

Педагогическая поддержка в учении в критические периоды школьной жизни должна быть организована с целью решения следующих задач:

  • прием в школу – помочь адаптироваться каждому ребенку в школьной среде;

  • переход в третий (четвертый) класс – педагогическая поддержка через оценочную деятельность педагога;

  • адаптация в среднем звене – поддержка при переходе на предметное обучение;

  • период острого подросткового возраста (изменение типа ведущей деятельности – не допустить потери интереса к обучению;

  • переход на старшую ступень обучения – оказать помощь в профилизации.

Помощь в выборе образовательного маршрута может быть осуществлена через:

  • выявление интересов и способностей учащихся в урочной и внеклассной деятельности;

  • — формирование классов и потоков предпрофильного и профильного обучения;

  • внутриклассную дифференциацию обучения;

  • организацию обучения в Межшкольном учебно-профессиональном комбинате.

Разрабатывая модель комплексного сопровождения, мы даем отчет в том, что подбор образовательных технологий играет определяющую роль в успешности обучения каждого учащегося.

Предпочтение отдается технологиям личностно-ориентированного и развивающего обучения. С этой целью ставится задача овладения учителями школы технологиями уровневой дифференциации (В.Фирсов, Е. Полат и др.), индивидуализированного обучения ( В. Шадриков, И. Унт). Учителя-предметники, работающие на старшей ступени, должны освоить содержание и технологии профильного обучения. Для работающих в коррекционных классах необходимо овладеть методами и формами работы в классах специальной коррекции и компенсирующего обучения. Среди технологий развивающего обучения предпочтение отдается РО Л.В. Занкова для начальной школы и деятельностной технологии обучения, построенной на основе деятельностной теории учения П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. Основополагающим утверждением данной теории является тезис о том, что «вне деятельности нет развития».

Практика реализации деятельностной технологии в школе показала, что эффективность обучения повышается одновременно по нескольким показателям:

  • существенное сокращение времени изучения учебного предмета и тем самым решение проблемы перегрузки школьников;

  • более глубокое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

  • повышение развивающего эффекта обучения, в том числе к познавательной мотивации.

Полученные результаты дают основание считать, что данная технология позволяет обеспечить с одной стороны щадящий режим обучения, с другой — высокий уровень усвоения знаний и умений, а также развитие учащихся.

Следует подчеркнуть, что использование технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения позволят снизить закомплексованность школьников, снять эмоциональные зажимы, избежать дидактогении в учебно-воспитательном процессе, творческий учебный труд позволяет ощутить радость познания, снять усталость, избежать стрессовых ситуаций.

Несколько слов в завершение…

Построение системы комплексного сопровождения позволит решать проблемы воспитания, развития и обучения детей внутри образовательной среды школы более успешно. Кроме того, будут созданы оптимальные условия для реализации продуктивного педагогического сотрудничества субъектов сопровождения школы в своеобразный адаптивно-развивающий комплекс.

Власова Галина Алексеевна, школа № 2 г. Брянска, заместитель директора по учебно-методической работе

16

Социально-педагогическое сопровождение

Понятие
«
социально-педагогическое
сопровождение»

часто используется в современной науке
и является актуальным. Понятие
сопровождение интерпретируется
неоднозначно. Этимология понятия связана
с определенным действием; согласно
словарю В. Даля, «сопровождать
значит сопутствовать, идти вместе, быть
рядом и помогать».

В
работах М.Р. Битяновой сопровождение
рассматривается как система
проф. деятельности педагога, психолога,
направленная на «создание условий для
позитивного развития отношений детей
и взрослых в образовательной ситуации»
.

Социально-педагогическое
сопровождение

трактуется как процесс
оказания своевременной социальной и
педагогической помощи нуждающимся в
ней детям и подросткам и системы
корректирующих воздействий на основе
отслеживания изменений в процессе
развития личности ребенка (
Л.В.
Байбородова).

В.А. Лазарев
(монография
«Пед.
сопровождение одаренных»)
сущность сопровождения
определяет как
усиление позитивных факторов развития
и имеющихся способностей и нейтрализацию
действия негативных факторов
.

Задачи
социально-педагогического
сопровождения

детей(В.А. Лазарев)


разработка индивидуальных образовательных
маршрутов;


формирование адекватной самооценки;


охрана и укрепление физического и
психологического здоровья;


профилактика неврозов;


предупреждение изоляции детей в группе
сверстников;


развитие психолого-педагогической
компетентности педагогов и родителей
детей.

Структура
социально-педагогического сопровождения,
элементы
(А.Л. Уманский.
Автореф.
дис.):

  1. сопровождение
    отношений детей через групповые формы
    работы;

  2. индивидуальное
    сопровождение развития отношений
    детей;

  3. сопровождение
    классных руководителей в аспекте
    воспитательно-развивающего отношения
    к ребенку;

  4. сопровождение
    родительских отношений (к детям, к
    образовательному учреждению, к обучению,
    воспитанию);

  5. сопровождение
    принятия управленческих решений;

  6. сопровождение
    образовательного процесса;

  7. сопровождение
    отношений в педагогическом коллективе;

  8. сопровождение
    взаимоотношений в диадах «педагог-ребенок»,
    «педагог — родитель»

P.S.
Как следует из данной структуры,
приоритетное место принадлежит групповым,
т.е. коллективным
формам работы, что актуализирует значение
социально-пед. сопровождения при
формировании детского коллектива.

Компонентами
соц-пед. сопровождения являются (Л.В.
Байбородова): диагностический,
консультационный, прогностический и
практический

Содержание сопровождения

В
автореф. дис
Н.Г. Чаниловой: содержание
сопровождения

представляет собой систему
действий педагога, связанную с
нейтрализацией прогнозируемых трудностей
на этапе разработки проектного задания,
оперативной помощи во время выполнения
проекта и упреждающим внесением корректив
в последующие этапы учебной работы
подростков.

Предметом
педагогического сопровождения становится
процесс совместного устранения
препятствий, мешающих самостоятельному
достижению школьником планируемого
результата. Несмотря на то, что имеющийся
субъектный опыт педагога и ученика
качественно и количественно отличается
друг от друга, совместное решение
проблемы ставит их в ситуацию совместного
поиска, кооперативного выбора и
партнерского принятия решений
.

Важный
аспект в содержании социально-пед.
сопровождения – это включенность
обучающегося в события и ситуации
,
стимулирующие его личностное развитие.
В псих-пед. аспекте сопровождение
рассматривается как метод,
обеспечивающий создание условий для
принятия субъектом оптимальных решений
в различных ситуациях жизненного выбора
.

Сопровождение
— это взаимодействие сопровождающего
и сопровождаемого, поэтому
социально-педагогическое
сопровождение является особым видом
взаимодействия, целевым назначением
которого выступает научение субъекта
развития предупреждению и решению
проблем
.

Социально-педагогическое сопровождение
предполагает взаимодействие педагога
и ребенка, обеспечивающее успешность
его социализации и обучения (М.И. Рожков
«Социально-педагогическое сопровождение:
концептуальное осмысление процесса»).

В
пед. сопровождении в соответствии с
доминирующими задачами, которые
реализуют педагоги, можно выделить
дидактическое
сопровождение
,
цель которого — поддержка самостоятельной
учебной деятельности; коррекционное
сопровождение

детей, имеющих особые нужды

и др.

Содержание
социально-педагогического сопровождения
также включает адаптацию личности к
новым жизненным ситуациям, что
подразумевает коррекцию ее ценностей,
влияющих на поступки и поведение.

Специфика
социально-педагогического сопровождения

(М.И. Рожков) заключается в направленности
на поддержку личности, в построении ее
социальных отношений, на обучение новым
моделям взаимодействия с окружающим
миром, на преодоление трудностей в
процессе социализации. 
Социально-педагогическое сопровождение
не может носить нейтральный, пассивный
характер, следующий за развитием
человека.

Соц-пед.
сопровождение — это целенаправленный
активный процесс, имеющий свои цели,
предмет, функции, критерии, средства,
результаты.

Целью
соц-пед. сопровождения является адекватная
и максимально успешная социализация и
индивидуальное развитие личности,
процесс достижения которой может быть
обеспечен установлением гармонических
отношений между членами той или иной
социальной группы.

Соц-пед.
сопровождение имеет высокий воспитывающий
потенциал. Если соц-пед. сопровождение
выступает в качестве фактора воспитания,
то воспитание является целевой функцией
соц-пед. сопровождения. Это обусловлено
тем, что соц-пед. сопровождение предполагает
«не решение проблемы ребенка за ребенка,
а стимулирование его самостоятельности
в решении его проблемы» (М.И. Рожков).

Предметом
социально-пед поддержки (О.С. Газман)
является «процесс совместного с ребенком
определения его собственных интересов,
целей, возможностей и путей преодоления
препятствий (проблем), мешающих ему
сохранить свое человеческое достоинство
и самостоятельно достигать желаемых
результатов в обучении, самовоспитании,
общении, образе жизни» [От
авторитарного образования к педагогике
свободы].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Mitsubishi e500 частотный преобразователь руководство
  • Характеристика руководства организаций в которых используется превентивная кадровая политика
  • Как сделать из бумаги оригами кота пошаговая инструкция
  • Руководство кабинетом охраны труда осуществляет ответы на тест по охране труда
  • Как отрегулировать водонагреватель термекс инструкция по применению