-рисунок
-лепка
-изотворчество
-индивидуальную изотеранию
-групповую изотерапию
Рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребёнку справится с психологическими проблемами.
Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке является для проблемных детей средством психологической защиты.
Выделяются следующие проявления:
-регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма;
-регуляция психоэмоционального состояния, повышение социальной активности;
-облегчение усвоение новых положительных установок и форм поведения;
-активизация творческих проявлений;
По форме организации различают:
-индивидуальную музыкотерапию
-групповую музыкотерапию
Каждая из этих форм может быть :
- Рецептивной (пассивный)
- Активной
- Интегрированной
По форме организации различают:
-индивидуальную библиотерапию
-групповую библиотерапию
По форме организации различают:
-индивидуальную имаготерапию (пересказ произведения, переход рассказа в диалог, импровизационный диалог по ситуации);
-групповую имаготерапию (драматизация сказки, театрализация рассказа, инсценированные пьесы).
Подвиды:
-куклотерапия;
-образно-полевая драмтерапия;
-психодрама.
Арттерапия как средство укрепления эмоционального здоровья дошкольников.
В условиях реформирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому ребенку. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм является арттерапия.
На протяжении долгого времени арттерапия (буквально «терапия искусством) успешно используется в медицине, педагогике, психологии, в том числе и специальной.
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем и философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции (Пифагор, Аристотель, Платон указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки), Китае (музыка использовалась достаточно широко и в соответствии с правилами традиционной китайской медицины), Индии (индийская философия утверждает, что отражение спокойствия души и мира может быть осуществлено с помощью музыки). В Средние века практика музыкотерапии связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. В России по инициативе В.М.Бехтерева в 1912 г. был основан Комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. В результате этих исследований были сделаны выводы о том, что отрицательные эмоции блокируют функции головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде, а положительные эмоции от общения с искусством, наоборот, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы. В России во второй половине ХХ в. арттерапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях, как в различных направлениях медицины, так и в психологии, в частности, специальной.
В настоящее время можно выделить несколько направлений использования искусства в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии: психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферы), психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции), социально-педагогическое (связанное с расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве). Реализация этих направлений в работе с детьми с проблемами в развитии осуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно-развивающие методики, которые используются в рамках арттерапии.
В последнее время арттерапия всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми с эмоциональными нарушениями и даёт положительные результаты.
Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия, изобразительное искусство – изотерапия, танец, движение – кинезитерапия, театр – имаготерапия, литература – библиотерапия). В свою очередь каждый вид арттерапии подразделяется на подвиды. Однако основой для всех видов арттерапии является художественная деятельность субъекта, посредством активизации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии.
Музыкотерапия.
Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки – ритма, тональности, показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы – возбуждают, консонансы – успокаивают. Музыкотерапия может быть представлена в форме рецептивной (пассивной) и активной (активное выражение себя в музыке). Музыка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. Следовательно, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.д.), проходят невротические проявления (страхи, тревожность, неуверенность и др.). Таким образом, активно участвуя в музыкотерапевтическом сеансе, ребенок получает возможность выразить себя, свое эмоциональное состояние пением, движением, игрой на инструменте, приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния.
Кинезитерапия.
Активная музыкотерапия может выражаться форме танцтерапии, коррекционной ритмики, психогимнастики. Эти виды музыкально-двигательной терапии основаны на единстве музыки и движения, на активной деятельности ребенка под музыку и в последние годы все чаще рассматриваются как составляющие целого самостоятельного направления – кинезитерапии.
Танец – это особая форма движений, музыкально-пластическое искусство, отражающее жизнь в двигательных образах. Положительный эффект использования танцтерапии, двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний подтверждается рядом исследователей (В.М.Бехтерев, А.М.Берштейн, В.А.Гиляровский и др.).
Коррекционная ритмика (основатель метода – швейцарский композитор, педагог Э.Жак-Далькроз) – вид активной музыкотерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия. Ритмические упражнения оказывают положительное воздействие на детей с повышенной возбудимостью, влияют на общий тонус, моторику, общее психоэмоциональное состояние, тренировку подвижности центральной нервной системы.
Психогимнастика (авт. М.И.Чистякова) – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии, суггестивные (основанные на внушении), тренировочные, разъясняющие, активизирующие психомоторику этюды, игры, упражнения, направленные на развитие различных сторон психики ребенка, как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Имитация детьми различных состояний имеет психопрофилактический эффект.
Имаготерапия.
Имаготерапия (от лат.imago – образ) занимает особое место в арттерапии. Её основой является театрализация психотерапевтического процесса. Достижение психокоррекционного эффекта обеспечивается путем развития и обогащения личности. Для этого используется творческая активность личности.
Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама.
Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Данная методика используется при различных нарушениях поведения, страхах, нарушениях в эмоционально-волевой сфере и т.д.
Образно-ролевая драмтерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета), где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Проигрывание ролей направлено на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов.
Психодрама (основатель – психолог, психотерапевт Дж.Морено). Сущность метода состоит в том, что «актеры» — пациенты играют не готовые роли, а свободно разыгрывают импровизацию проблемной ситуации. Результатом психодрамы является катарсис, при этом катарсис распространяется как на «актеров», так и на зрителей психодрамы.
Сказкотерапия.
Наиболее приемлемой методикой для работы с детьми дошкольного возраста является один из видов библиотерапии – сказкотерапия. Эффективность использования сказкотерапии в период дошкольного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в этом возрасте, а также притягательность этого жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать. Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Изотерапия (рисуночная терапия).
Один из наиболее распространенных видов арттерапии. Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов и т.д. «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор.
Итак, психокоррекция с помощью разных видов арттерапии связана с рождением у человека новых креативных потребностей и способов их удовлетворения. Арттерапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей, обеспечивают коррекцию нарушений в эмоционально-волевой сфере, их психоэмоционального состояния, психофизиологических процессов, способствуют эмоциональному здоровью посредством соприкосновения с искусством.
Арт-терапия для дошкольников.
Арт-терапия — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние пациента.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д.
Арттерапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению — с другой. В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи.
Арттерапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для детей, которые не могут «выговориться», потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают проговаривание переживаний. В процессе творчества ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате ребенок правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира. Методы арттерапии базируются на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Причем используются элементарные художественные средства, а для участия в арт-терапии не требуется предыдущего опыта в творческой деятельности.
Арттерапия эффективно работает при консультировании и терапии детей, и подростков. Метод не имеет ограничений и противопоказаний.
Дети редко осознают свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Поэтому методы арттерапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, пластилиновую фигурку, так хорошо подходят для работы с детьми.
Арттерапия может использоваться, если у ребенка есть трудности с коммуникативными навыками, при психосоматических расстройствах, для профилактики конфликтности, замкнутости, тревожности, для развития эмпатии, при невротических и эмоциональных расстройствах, во время кризисных состояниях.
Арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью копределенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.
Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются, прежде всего, на специфике видов искусства. В свою очередь каждый вид арттерапии подразделяется на подвиды.
Музыкотерапия — это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).
Рецептивная (пассивная) музыкотерапия характеризуется тем, что пациент в музыкотерапевтическом сеансе участвует относительно активно в непосредственном действии. В рецептивной МТ выделяются два вида: музыкопсихотерапия, музыкосоматотерапия.
Музыкопсихотерапия решает задачи нормализации психоэмоционального состояния. В свою очередь, это направление обеспечивает психокоррекционное воздействие в коммуникативном,реактивном, регулятивном направлениях.
Нормализация психоэмоционального состояния посредством восприятия музыки обеспечивается путем выхода человека из отрицательных переживаний, наполнения его положительными эмоциями, реконструирования его эмоционального состояния, когнитивной сферы.
Восприятие музыки может выражаться в различных формах. Например, в форме так называемых «музыкальных снов», представляющих собой вариант недирективной медитации. После прослушивания равных по характеру музыкальных произведений совместно с пациентом проводится беседа о содержании того, что «снилось», диализ образов, возникших у человека (ребенка), может показать его состояние, а затем динамику лечения и коррекции психоэмоционального состояния.
Другой формой музыкально-коррекционного, лечебного восприятия может быть музыкально-образная медитация, основанная на благотворном воздействии на психоэмоциональное состояние пациента слуховых образов, имеющих различную эмоциональную окраску. В этом случае слушатель, как считает В.И. Петрушин, переносит свои чувства и мысли на образ героя, воплощенного композитором, за которым можно видеть конкретного человека. При этом возникает невербальное диалогическое общение, к которому подходит описание метода терапии, центрированной на пациента, разработанного в концепции гуманистического подхода К. Роджерса.
Положительный эффект в терапевтической и коррекционной работе обеспечивается вокалотерапией. Пение сказывает благоприятное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка и имеет лечебно-оздоровительный эффект.
Механизм лечебно-оздоровительного воздействия пения основывается на использовании системы активного классического вокального тренинга, целью которого является повышение резервных возможностей организма, коррекции нарушенных функций.
Коррекция психоэмоционального состояния средствами вокалотерапии осуществляется как в индивидуальной (сольное пение), так и групповой (хор, ансамбль) формах. Положительная реконструкция психоэмоционального состояния средствами пения проводится на сеансе вокалотерапии.
Танец — это особая форма движений, это музыкально-пластическое искусство, отражающее жизнь в двигательных образах. Эта терапия основана на выражении пластикой тела определенных чувств и переживаний. В качестве главного средства выражения этих состоянии в танце является пантомимика, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека. Благодаря своеобразию языка танец (согласно концепции К. Юнга) способен из сферы бессознательного извлекать подавленные влечения, желания и конфликты человека и делать их доступными для осознания и эмоциональной разрядки. В основе применения танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса. Снятие физического напряжения в танце или в специальных ритмических упражнениях создает условие для выражения чувств, мыслей и эмоций человека. Гибкое расторможенное тело оказывается более способным к широкому спектру эмоциональных переживаний и выходу отрицательных эмоций. Осознание возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.
Коррекционная ритмика — это вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия. Музыка регулирует движение и дает четкие представления соотношений между временем, пространством и движением. Именно эта широта проявлений ритма лежит в основе многих направлений использования ритмики. Ритм выступает как универсальная космическая категория. Чувство ритма в своей основе имеет активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Ритмика развивает психические функции — такие, как внимание (концентрацию, объем, устойчивость, распределение), память (зрительную, слуховую, моторную). Одной из современных методик, относящихся к кинезитерапии, является психогимнастика (М.И. Чистякова). Она включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии, суггестивные (основанные на внушении), тренировочные, разъясняющие, активизирующие психомоторику, этюды, упражнения, игры, направленные на развитие различных сторон психики ребенка. Основная цель психогимнастики — научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием.
Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется данная методика при различных нарушениях поведения, страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы и т. д. Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей его ситуацией. Необходимо в ходе игры добиться того, чтобы инсценирование рассказа захватило ребенка и он, сочувствуя герою, идентифицировался с ним. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать. Для этого сюжет строится по «нарастающей», с «разворачиванием» конфликта в конце, достигнув максимума, сменяется бурными эмоциональными реакциями (плачем, смехом), снятием напряжения. После завершения «спектакля» ребенок должен почувствовать облегчение. Очень важно, чтобы в театрализованном действии было начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (герой побеждает). Конец должен быть всегда позитивным. Таким образом, технология куклотерапии выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму — расслабление.
Драматерапия — разыгрывание по ролям и драматизация сюжета, где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Роль — «лечебный образ» — подбирается с учетом индивидуальных, конструктивных форм общения. Проигрывание ролей направлено на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов. Правильный подбор образов обеспечивает предварительная психолого-педагогическая диагностика.
Образно-ролевая драматерапия помогает решать различные проблемные ситуации. Например, при коррекции сниженной учебной мотивации у детей может использоваться игра в «школу зверей», где дети исполняют роли учеников и учителя. В составе репертуара могут быть как специально составленные сюжеты, так и известные сказки А.С. Пушкина, А.Н. Толстого, Е.Л. Шварца и др.
Другим видом театрализации психотерапевтического процесса является психодрама. Сущность психодрамы: состоит в том, что «актеры» играют не готовые роли, а свободно под руководством психолога, психотерапевта разыгрывают импровизацию на тему проблемной, травмирующей ситуации. При этом «актеры» и «зрители» меняются местами в процессе повторения импровизации. Результатом психодрамы является катарсис, эмоциональное потрясение и внутреннее очищение, переработка травмирующей ситуации, при этом катарсис распространяется как на «актеров», так и на «зрителей» психодрамы.
В изотерапии лечебное воздействие и коррекция достигается посредством изобразительной деятельности. В рамках этого метода могут использоваться уже существующие произведения изобразительного искусства для анализа и интерпретации детьми. А также используетсяпобуждение ребенка к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.
Изотерапия широко используется в психокоррекционной практике в специальной психологии. К тому же этот вид терапии дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.
Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.
Изотерапия – это самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации, а на уроках рисования — овладение средствами и техниками изображения. В терапии изобразительной деятельностью качество рисунка не выступает важным критерием его оценки (рисунок обладает собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка). В изотерапии психолог помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в рисунке (лепке) и определить выход из нее.
Песочная терапия.Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. (а если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляются целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру. Песок обладает свойством пропускать воду. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, это делает ее прекрасным средством для «заботы о душе». Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи, и контроля над своими внутренними побуждениями. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается на психическую травму. Песочная терапия ориентирована на то чтобы помочь маленькому ребенку развивать более позитивную «Я-концепцию», стать более ответственным в своих действиях и поступках, выработать большую способность к самопринятию, в большой степени полагаться на самого себя, овладеть чувство контроля, развивать самооценку и обрести веру в самого себя.
Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.
Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.
Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что-то делают: иногда он может пригласить присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающийся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет: персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, игры дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих агрессора и жертву. Дети переживающие психологическую травму находят для себя такую игру весьма полезной, она помогает им заново пережить травматическое событие.
Игрой с песком не нужно руководить. Взрослый выполняет всего лишь роль зрителя. Это активное присутствие, а не руководство процессом. Положительная энергетика ребенка, которая высвобождается во время игры, оказывает положительное влияние на развитие личности и последующее обучение дошкольников.
Использованная литература
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство, 2003
Петрушин В.И. Музыкальная психология, 2008
Чистяков М.И. Психогимнастика, 1995
Мешавкина Т. Ф. Использование песочной психотерапии в работе с дошкольниками,
Имаготерапия опирается на теоретические положения об образе, а также
о единстве личности и образа. В соответствии с этим задачами
имаготерапии являются:
• укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных
возможностей;
• воспитание способности адекватно реагировать на возникновение
неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль,
соответствующую течению событий, — принимать адекватный образ и
«уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я »;
• развитие способности к творческому воспроизведению специально
показанного «лечебного» образа, что приобретает самостоятельное
значение в оздоровлении личности;
• тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный
момент, воспитание волевых качеств, способностей к саморегуляции;
• создание в процессе имаготерапии определенного творческого интереса,
обогащающего жизнь новым содержанием.
Достижение психокоррекционного эффекта в индивидуальной и групповой
имаготерапии обеспечивается путем развития и обогащения личности. Для
этого используется (в различной степени и на paзных этапах
имаготерапии) творческая активность личности.
По своей организации имаготерапия может проводиться в разных формах:
• индивидуальной (использование пересказа прозаического произведения;
переход рассказа в заранее запланированный психологом диалог, который
по своему содержанию может отражать и развивать изложенную
ситуацию, импровизационный диалог по заданной ситуации в
«режиссерской игре» с персонажами в «театре» на столе или на ширме);
• групповой (драматизация народной, авторской сказки, где пациент
исполняет «лечебный» образ персонажа, театрализация специально
составленного для него рассказа, инсценирование фрагмента классической
или современной пьесы).
Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапию, образно-ролевую
драмтерапию, психодраму.
Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на
идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма,
игрушки). Используется данная методика при различных нарушениях
поведения, страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы и т. д.
Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим
для ребенка персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре»
история, связанная с травмирующей его ситуацией.
Необходимо в ходе игры добиться того, чтобы инсценирование рассказа
захватило ребенка и он, сочувствуя герою, идентифицировался с ним. По
мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно
возрастать. Для этого сюжет строится по «нарастающей», с
«разворачиванием» конфликта в конце, достигнув максимума, сменяется
бурными эмоциональными реакциями (плачем, смехом), снятием
напряжения. После завершения «спектакля» ребенок должен
почувствовать облегчение. Очень важно, чтобы в театрализованном
действии было начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и
развязка (герой побеждает). Конец должен быть всегда позитивным.
Таким образом, технология куклотерапии выражается в усилении
эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, дo
такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму — расслабление,
катарсис.
В групповой форме имаготерапии выделяется образно-ролевая
драматерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета), где
осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Роль —
«лечебный образ» — подбирается с учетом индивидуальных,
конструктивных форм общения. Проигрывание ролей направлено на
разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих
стереотипов. Правильный подбор образов обеспечивает предварительная
психолого-педагогическая диагностика.
Другим видом театрализации психотерапевтического процесса является
психодрама. Ее основателем является известный психолог, психотерапевт
Дж. Морено (1892-1972). Сущность психодрамы состоит в том, что
«актеры»-пациенты играют не готовые роли, а свободно под руководством
психолога, психотерапевта разыгрывают импровизацию на тему
проблемной, травмирующей ситуации. При этом «актеры» и «зрители»
меняются местами в процессе повторения импровизации. Целительный
эффект психодрамы достигается за счёт катарсиса и обучения. Под
катарсисом обычно понимают снятие напряжения. Морено различал два
вида катарсиса: катарсис действия, которого может достичь протагонист,
т.е. активный участник разыгрываемой драмы, и катарсис интеграции,
испытываемый всеми участниками за счёт идентификации себя с другими
действующими лицами().
Все предыдущие характеристики имаготерапии свидетельствуют о
достаточно обширной области её применения. Однако наибольший
интерес для нас представляет возможность использования этой арт
терапевтической методики для повышения уровня социальной адаптации у
детей с нарушениями слуха, поскольку именно эта тема, по нашему
мнению, недостаточно освещена в научной литературе и нуждается в
расширении и дополнении.
В нашей работе была предпринята попытка изучить возможности
коррекционного воздействия имаготерапии на адаптационную сферу
слабослышащих школьников в условиях специализированного учебного
заведения (а именно школы … типа) и разработать свою
имаготерапевтическую методику для дальнейшего проведения коррекции.
Для более детального рассмотрения специфики работы обратимся к
некоторым терминам, которыми мы будем пользоваться в дальнейшем.
Так, отрезок времени, в течение которого будет проводиться коррекция,
условно назовём «сеанс». Термин «конструируемые события», по-видимому,
не является особо удачным, однако он передает суть: речь идет о таких
событиях, которые еще не произошли в жизни пациента. Но на сеансе не
просто разрабатываются проекты этих событий, а осуществляется их
своеобразная проекция в будущее. Эти события конструируются и
реализуются.()
К числу используемых методов, нацеленных на конструирование событий,
могут быть отнесены следующие:
метод символического самовыражения (активизация конструируемого
события в психологическом пространстве);
метод группового решения проблем (активизация конструируемого
события в пространстве дискурса);
метод операционализации (активизация конструируемого события в
пространстве физической реальности).
Методы названной группы ориентированы на будущее. В ходе их
использования терапевт фактически помогает участникам группы
создавать (разрабатывать, формировать) в психологическом пространстве
и в физическом пространстве инструментальную основу будущих событий
и тех изменений, которые произойдут уже за рамками сеанса.
Подробнее рассмотрим эти методы.
Большое количество техник и упражнений здесь имеет такую сходную
черту, как нацеленность на проектирование и моделирование в
психологическом пространстве нового видения мира, видения самого себя
и других. При этом важнейшей формой выступает символизация.
Актуализация будущего в этом случае происходит только в
психологическом пространстве. Поиск адекватных современному уровню
развития науки психологических технологий в рамках метода
символического самовыражения ориентирует на предпочтение такого
материала, который оказался бы наиболее тесно связан с содержанием
внутреннего мира, подлежащим преобразованию в целях саморазвития.
Такую возможность изменения видения мира и самого себя предоставляет,
например, использование средств сказкотерапии (или — говоря более
широко — метафоротерапии). Для реализации приемов метафоризации и
символизации внутреннего мира в практике можно использовать
качественно новые средства имажинативного (образного) характера —
специально создаваемые участниками сказки. Во-первых, сказка служит
средством встречи ее слушателя (или читателя) с самим собой, потому что
метафора, лежащая в основе сказки, выступает не только «волшебным
зеркалом» реального мира, но — в первую очередь — его собственного,
скрытого, еще не осознанного внутреннего мира. Об этом много писали
К.Г. Юнг и его последователи. Во-вторых, все отдельные функции
сказкотерапии в конечном счете направлены к одной цели — помочь
человеку развиваться наиболее оптимальным и естественным для него
образом, реализуя свои возможности. Реализуя в создании нового
продукта свой скрытый до сего момента потенциал, а значит, осуществляя
творческий акт, участник группы не просто создает нечто субъективно
новое — он конструирует событие, направленное в будущее. Он творит
символ — тот знак, который позволяет ему расширить свои возможности
по отношению к миру и ощутить свое единство с миром. Терапия
творческим самовыражением (термин М.Е. Бурно), которая фактически
происходит при реализации рассматриваемого метода, обладает
колоссальными ресурсами для развития человека. Центральное место в
рассматриваемой нами терапии занимает образ. Влияние образов,
возникающих в воображении человека, на его поведение, на его
жизненные ситуации и обратное влияние особенностей жизни человека на
спонтанно возникающие образы — тема чрезвычайно важная,
порождающая сама по себе массу образов и ассоциаций. Такая работа
исходит из важнейшей идеи: имагомир, будучи относительно независимым
от внешней реальности, всегда взаимосвязан с поведением и
психофизиологическими параметрами человека.
В основе технологии имаготерапии, которую, как представляется, следует
рассматривать в рамках метода символического самовыражения, лежит
еще несколько основополагающих идей.
Во-первых, воображение — это язык бессознательного. Через образы и
символы неосознаваемая часть нас самих несет нашему Я чрезвычайно
важную, но не всегда понятную информацию.
Во-вторых, воображение можно использовать для изменения
психологического состояния человека, для разрешения его внутренних и
внешних конфликтов и для преобразования его поведения.
В-третьих, направленное воображение — один из наиболее эффективных
способов работы с сопротивлениями. Сопротивление участников может
возникать в области представлений, отношений, овладения навыками. И
что удивительно: все эти типы сопротивления могут быть достаточно
легко преодолены при работе с воображением! Правда, лишь при отказе
от попыток «сломить» сопротивление и способности вступить в диалог с
самим собой.
В-четвертых, направленное воображение приносит максимальную пользу
человеку в интерактивном режиме — режиме активного общения и
взаимодействия с ведущим. Не удерживаемый ничем полет фантазии
может оказаться довольно бессмысленным занятием, превращаясь в грезы
наяву и «визуальный бред» (хотя порой и в этом случае обнаруживается
некий полезный эффект). Однако, если, фантазируя, человек
прислушивается к советам ведущего, отвечает на его вопросы и выполняет
некоторые его просьбы, то результаты могут быть просто удивительными.
В-пятых, условием формирования новых образов и новых способов
поведения (то есть конструирования событий) является мягкое снятие
неадекватных стратегий в мире воображения.
В-шестых, в процессе реализации технологии интерактивного воображения
должны быть интегрированы диссоциированные сущности,
представленные в виде образов.
Обобщая выше сказанное, отметим, что в имаготерапии нас привлекли ее
основные функции: очищающая, освобождающая от негативных
состояний; регулятивная, снятие нервно-психического напряжения,
регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного
психоэмоционального состояния. Две эти функции в ходе их реализации
подготавливают базу для третьей функции —
коммуникативно-рефлексивной, которая как раз и помогает решать
коррекцию нарушения общения, формирование
социально-психологической готовности к совместной деятельности,
адекватного межличностного поведения и самооценки.
Список литературы:
1. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. — М.: Физкультура и
спорт, 1983. — 176 с.
2. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их
компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). — М., 1976. —
272 с.
3. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации
студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество, Вып. XI-II. — Л.,
1973. — С. 25-27.
4. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //
Вопросы психологии. — 1989. — №1.- С. 92-100.
5. Барлас Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при
психосоматических и невротических нарушениях // Психол. журнал. — 1994.
— №6. — С. 116-120.
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация
человека. — Л., 1988. — 270 с.
7. Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. —
Владивосток, 1988. — 164 с.
8. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация —
универсальный биологический механизм приспособления. — М., 1987. — 176
с.
9. Ершова Н.Г. Методические аспекты психолого-педагогического
сопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации
студентов к обучению в высшей школе // Теория и практика физической
культуры. — 2000. — №5. — С.14-17.
10. Заваденко Н.Н. и др. Клинико-психологическое исследование школьной
дезадаптации: ее основные причины и подходы к диагностике //
Неврологический журнал. — 1998. — №6.
11. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск, 1980.
— 192 с.
12. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека. —
Новосибирск, 1986. — 120 с.
13. Кон И.С. Психология ранней юности.-м.: Просвещение, 1989.-255с.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность.-Вопросы философии.1974.
№4 с.87-97
15. Мухина В.С. Детсткая психология.М.:1985.0441с.
16. Ольшанский Д.В. Адаптация социальная.-В кн.: Философский
энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия.1983
17. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения.-М.:
Просвещение,1967
18. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. —
М., 1984. — 192 с.
19.Шибутани Т. Социальная психология -М.: Прогресс. 1981