Совмещение стилей руководства

Сочетание стилей руководства

В
чистом виде стиль руководства обычно
не встречается. В реальной жизни в
поведении каждого руководителя
наблюдаются черты, присущие различным
стилям, при доминирующей роли какого-либо
одного из них.

Становление
стиля руководства — сложный процесс,
протекающий на протяжении достаточно
долгого периода времени. Поэтому нелегко
объяснить, почему выбирается именно
этот, а не иной стиль. Поэтому возникают
затруднения по выработке конкретных и
общеприемлемых рекомендаций по выбору
стиля руководства на все случаи жизни.

Руководителю
трудно выработать стиль работы,
удовлетворяющий всех членов подчиненного
ему коллектива. К тому же одни и те же
приемы воздействий на подчиненных могут
получить как у руководителя, так и у
подчиненных совершенно разные оценки.

Если
один руководитель старается воздействовать
убеждением, то другой предпочитает
действовать по формуле «должны»,
«обязаны».

Некоторые
руководители стремятся держать
подчиненных «на расстоянии», решать
единолично даже самые мелкие вопросы.
Другие являются сторонниками «открытых
дверей», куда вовсе не трудно прийти по
любому поводу. Но люди не идут к такому
руководителю по пустячным делам, будучи
приученными к некоторому порядку
распределения полномочий и ответственности.

Стиль
работы руководителя во многих отношениях
складывается подсознательно и постепенно,
пока не сформируется определенная
совокупность приемов общения с
подчиненными и воздействия на них.
Характер таких приемов соответствует
личности руководителя и позволяет
находить успешное решение задач
управления коллективом.

Но
это не значит, что стиль непременно
формируется стихийно. Каждый руководитель
располагает возможностями добиваться
этого целенаправленно. Успешность
выбора стиля определяется тем, в какой
степени руководитель учитывает традиции
коллектива, готовность и способность
подчиненных к исполнению его решений.

Необходимо
учитывать и собственные возможности,
обусловленные уровнем образования,
стажем работы, психическими качествами.
При формировании стиля сказывается
также уровень иерархии управления, вид
деятельности (линейный, функциональный)
и конкретные ситуации: руководитель
может быть автократом в одних ситуациях
и демократом в других.

В
современной практике производственных
систем доминируют автократический и
демократический стили. Автократичное
руководство может обеспечить более
высокую производительность труда, но
более низкую удовлетворенность от него,
чем демократическое. Тем не менее
выдавать некоторые общие и детальные
рекомендации относительно стиля
руководства — дело рискованное.

Когда
коллектив слабо организован, когда в
нем мало инициативных и сознательных
работников, а межличностные и межгрупповые
отношения оставляют желать лучшего, в
таких случаях производственные и
воспитательные задачи не всегда могут
решаться руководителем-демократом.
Наоборот, в таком коллективе автократ,
с присущей ему энергичностью и
требовательностью, может оказаться
больше к месту. Поэтому автократический
стиль в принципе не противопоказан.

Особенно
он необходим в экстремальных ситуациях,
когда за неимением времени нет возможности
посоветоваться с коллективом или по
иной причине руководитель берет на себя
всю полноту ответственности за выход
из ситуации и требует беспрекословного
подчинения. Приходится прибегать к
автократичному стилю и в общении с теми,
кто воспринимает демократичность
руководителя за слабость и позволяет
себе пренебрегать его служебными
распоряжениями.

Для
сравнительной оценки отдельных стилей
примечательны следующие результаты
наблюдений. В коллективе, управляемом
в демократическом стиле, организация
и показатели деятельности стабильны
безотносительно к тому, на службе
руководитель или в отпуске. При
автократичном стиле работы отсутствие
руководителя приводит к ухудшению
деятельности. В коллективе, возглавляемом
либералом, в его присутствии работники
обычно проявляют меньшую активность,
нежели когда он находится вне коллектива.

Адаптивное
руководство

Различные
ситуационные модели помогают осознать
необходимость гибкого подхода к
руководству.

Чтобы
точно оценить ситуацию, руководитель
должен:

  1. хорошо
    представлять способности исполнителей
    и свои собственные;

  2. понимать
    природу задачи;

  3. знать
    потребности исполнителей.

Но
даже хорошо все это представляя, очень
легко допустить ошибку в суждениях о
людях. Поэтому руководитель должен
всегда быть готовым к переоценке
суждений, и если необходимо, то к
соответствующему изменению стиля
руководства.

Руководитель,
который выбрал определенный стиль
руководства и строго его придерживается,
поскольку этот стиль хорошо зарекомендовал
себя в прошлом, может оказаться неспособным
осуществлять эффективное руководство
в другой ситуации, на более высоком
посту, где все его непосредственные
подчиненные ориентированы на другие
достижения.

Аналогичная
ситуация может возникнуть, если
руководитель переведен из подразделения
с высокоструктурированными задачами
в подразделение с неструктурированными,
творческими задачами.

Эффективные
руководители реагируют на ситуации
гибко, меняя стили руководства.

Руководитель
должен научиться пользоваться всеми
методами и стилями влияния и выбирать
наиболее подходящий для конкретной
ситуации. Лучший стиль – это адаптивный
стиль, стиль, «ориентированный на
реальность».

Эффективные
руководители – это те, кто может вести
себя по-разному в зависимости от
требований реальности. Руководство,
как и управление, является до некоторой
степени искусством. Возможно, это и есть
причина того, почему исследователям не
удалось разработать или обосновать
единую теорию руководства.

Можно
полагать, что при соответствующей
подготовке руководители смогут научиться
выбирать стиль, сообразный ситуации. В
некоторых ситуациях руководители
помогут эффективности своей работы,
структурируя задачи, планируя и организуя
работы и роли, проявляя заботу и оказывая
поддержку подчиненным. В других ситуациях
руководитель может посчитать более
правильным оказывать влияние, разрешая
подчиненным в какой-то степени участвовать
в принятии решений, а не структурировать
условия осуществления работы.

Со
временем те же самые руководители сочтут
необходимым сменить стиль, сообразуясь
с изменением характера задачи, с
возникающими перед подчиненными
проблемами, с давлением со стороны
высшего руководства и со многими другими
факторами, характерными для предприятия.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Совместимость стилей (ролей) управления организацией (предприятием)

Морозов В.А.

Compatibility of Styles (Roles) of Organization (Enterprise) Management — View in English


Об авторах:

Морозов В.А.

 Скачать PDF

Аннотация:

В статье рассмотрены роли и стили управления руководителей организации. На базе положений Ицхака К. Адизеса о четырех разновидностях ролей руководителей и их взаимодействия в организации предложено рассматривать их с учетом различных стилей управления.

Ключевые слова:

топ-менеджер, менеджер, стиль управления, роли менеджера, условия совместимого развития предприятия




Источники:

1. И.К. Адизес Управляя изменениями. – СПб: Питер, 2011. 224 с.

Источник: Rabota.ru

Поведение руководителя оказывает значительное влияние на внутренний климат в компании, от которого напрямую зависит результат деятельности сотрудников. Какие стили лидерства, выбранные руководителем, могут обеспечить высокую эффективность работы?

Классификация стилей лидерства

Стиль управления влияет на многие факторы процветания организации. Недаром бытует поговорка «Люди приходят в компанию, а уходят от руководителя». Конечно, бывает, что сотрудники остаются. И эффективность работы тоже остается… на нуле. Какой метод руководства выбрать, чтобы и подчиненные были довольны, и компания развивалась?

В теории лидерские стили делятся на две группы: резонансные (идеалистический, обучающий, товарищеский, демократический) и диссонансные (амбициозный, авторитарный). Каждый из них имеет свои особенности.

Главные признаки авторитарного стиля: руководитель ориентируется только на собственное мнение, сотрудники не участвуют в производственной деятельности, а только беспрекословно исполняют распоряжения начальника. Такой стиль, по словам эксперта по подбору персонала компании «ТрансКонсалтингГрупп» Светланы Казаковой, в целом будет тормозить процесс развития, но в некоторых случаях он необходим (например, для «стартапа» или когда что-то нужно сделать в кратчайшие сроки, а времени на обсуждение катастрофически не хватает).

В случае использования амбициозного стиля руководитель ставит перед сотрудниками труднодостижимые цели и требует их реализации. Совершенно противоположен ему стиль идеалистический, когда начальник вдохновляет подчиненных, рисует заманчивую картину будущего, показывая, как достигнутые цели скажутся на благополучии сотрудников и компании.

Название товарищеского стиля говорит само за себя — руководитель с подчиненными дружит и подчас уделяет им больше времени, чем работе. Светлана Казакова считает, что элементы такого стиля управления должны использоваться, хотя бы и в совокупности с другими: «Если не устанавливать дружеских взаимоотношений в компании, то люди будут уходить. Внутренний микроклимат очень важен для всех, ведь на работе мы проводим большую часть времени».

Руководитель, который тяготеет к обучающему стилю, уделяет большое внимание развитию рабочего потенциала сотрудников. А демократический стиль подразумевает разделение ответственности, инициативы и полномочий между начальником и подчиненными.

Елена Галочкина, управляющий партнер центра HR-экспертизы CFSgroup, рассказала об основных различиях между двумя группами стилей: «Резонансные стили лидерства пробуждают в людях внутреннее желание и мотивацию работать лучше и достигать большего. Диссонансные стили основаны на личных амбициях руководителя и не затрагивают потребностей подчиненных. Когда люди получают лишь инструкции и указания, сопровождаемые угрозами и критикой, они выполняют работу механически, боятся проявлять инициативу. Страх парализует способность мыслить. Чем сильнее страх, тем больше ошибок».

Замкнутый круг

Марина Швоева, HR-директор BBDO Russia Group, считает, что руководитель должен иметь свой базовый стиль, к которому более расположен в силу специфики характера, воспитания, врожденных качеств. «При этом руководитель, зная основные управленческие подходы и специфику своих подчиненных, должен пользоваться своими знаниями и жизненным опытом по мере необходимости и в зависимости от ситуации», — добавляет эксперт.

Логично было бы освоить какой-то один резонансный стиль управления — и вперед, к росту и развитию организации! Но, к сожалению, нет универсального и эффективного стиля, подходящего не только для каждой компании, но даже для отдельно взятого подразделения этой компании.

«Например, управление отделом маркетинга просто обязано быть демократичным, чтобы поощрять инициативу и креативность. В департаменте продаж — противоположная ситуация с гораздо более выраженной иерархией и командным стилем управления, направленным на выполнение жестких планов продаж», — комментирует Сергей Моисеев, директор отдела развития корпоративной культуры и качества обслуживания Цифрового центр «ИОН».

Так как же найти грамотные методы взаимодействия с персоналом?

Важно сочетать!

Эксперты рынка труда считают, что лучше уметь совмещать разные стили управления. Руководители, освоившие несколько стилей, могут быть «гибкими» и без потерь выходить из нестандартных ситуаций, от которых в рабочем процессе никуда не деться.

«Самые успешные лидеры умеют виртуозно пользоваться разными инструментами управления –— разными стилями. Если нужно поднять командный дух, урегулировать конфликты в коллективе, они «включают» товарищеский стиль, дружески болтают с подчиненными, вместе с ними после работы идут смотреть футбол. Но в кризисных опасных ситуациях, когда нужны четкие распоряжения и решительные действия, товарищеский стиль автоматически выключается — и вот уже перед нами авторитарный командир, которого невозможно ослушаться», — рассказывает Елена Галочкина.

А Денис Ожигин, директор по стратегическому планированию ЗАО «Нанософт», говорит, что если руководитель не хочет поднимать свой уровень и учиться на хороших примерах, значит, он владеет меньшим количеством стилей и не может применять их в зависимости от ситуации. «Все хорошие коллективы — это коллективы, которые постоянно развиваются, гибко приспосабливаются к различным условиям. И хороший руководитель может в том или ином случае так мотивировать коллектив, что получит от него большую отдачу. Соответственно, менее гибкий руководитель не сможет выполнить задачу и тем создаст демотивирующий климат», — резюмирует эксперт.
Опыт специалистов

Ориентируясь на мнение экспертов, можно сделать вывод: руководитель, даже мастерски владеющий каким-то одним стилем, плохо подготовлен к управлению коллективом. Эффективно именно совмещение стилей управления.

«На ум приходит аналогия с набором ключей: чем больше их у вас, тем большее количество дверей будет открыто перед вами», — замечает Сергей Моисеев.

Так какое же сочетание стилей руководства современные работодатели считают эффективным и применяют на практике?

«Считаю, что для каждой задачи, стоящей перед компанией, необходим свой стиль. В каком-то случае — авторитарный, где-то — демократический, а где-то — и делегирующий (либеральный). Эффективность компании определяется не тем, насколько четко и правильно она следует догмам в управлении, а каков результат ее деятельности. И максимального эффекта можно достигнуть, используя тот стиль, который будет наиболее правильным в конкретной ситуации», — комментирует Денис Ожигин.

«Лично я — приверженец демократического стиля, часто использую метод делегирования полномочий. Я всегда открыт для дискуссий, предложений и консультаций. Надо помнить, что развивая себя и своих подчиненных, мы развиваем всю компанию. Но при этом я иногда ставлю высокие и даже труднодостижимые цели, создавая условия для того, чтобы у сотрудников появилось стремление повысить свой квалификационный уровень и самостоятельность», — говорит Сергей Моисеев.

«Стили управления задают сами подчиненные и сфера, в которой вы работаете. Если на это накладываются ваши природные таланты, жизненный опыт и знания, то может получиться очень эффективная модель управления людьми», — добавляет Марина Швоева.

В идеале эффективный управленец должен освоить несколько лидерских стилей, чтобы уметь пользоваться ими в конкретной ситуации. Но какие именно сочетать и применять — личный выбор каждого. Главное — помнить, что от слаженной и плодотворной работы персонала зависит не только благополучие организации, но и профессиональный успех самого руководителя.

Сочетание стилей руководства, ориентированных на задачу и на сотрудников  [c.153]

Сочетание стилей руководства  [c.144]

Фидлер исходил из предположения, что стиль руководства изменить очень трудно. Поэтому он выступал за проектирование ситуации, в которую будет помещен руководитель со сложившимся стилем. Важен и вывод о том, что каждая ситуация, в которой проявляется руководство, всегда есть сочетание действий руководителя, поведения его подчиненных, времени, места и других обстоятельств. И это сочетание чаще неблагоприятно, чем благоприятно. Вслед за Фидлером один из ведущих представителей теории человеческих ресурсов Д. Макгрегор считает, что лидерство — это всегда определенное социальное отношение. В него следует включить по крайней мере четыре переменных  [c.517]

Стиль руководства — это сочетание методов выработки и реализации управленческих решений. Стиль вырабатывается под влиянием природных качеств человека, опыта практической работы, обучения, самовоспитания. Некоторые черты стиля управления неотделимы от характера, другие приобретаются в ходе трудовой деятельности.  [c.50]

Общее, функциональное и проектное руководство Система управления планирование, организация, контроль, стимулирование, координация Стиль управления (сочетание автономности и централизации) 4 4 3  [c.42]

Высокий НПК отражает отношения с коллегами, которые строятся на личной основе и взаимопомощи. Низкий НПК определяет отношения, когда руководители сосредотачивают свое внимание на задаче. При этом они беспокоятся, прежде всего, о производстве. В рамках рассматриваемой модели критериями оценки факторов, влияющих на поведение руководителя, служат хорошие и плохие отношения, уровень структуризации (структурирована, не структурирована) задачи и должностные полномочия (большие и малые). Схема изменения стилей эффективного руководства в зависимости от ситуации, определяемой сочетанием трех указанных выше факторов, приведена на рис. 6.2. Сочетание оценок трех приведенных факторов могут дать 8 потенциальных стилей руководства  [c.153]

В крупных организациях уровень управления во многом зависит от стиля стратегического управления. Обычно различают три таких стиля — жесткий финансовый, жесткий стратегический и гибкий стратегический. Выбор того или иного стиля или их сочетания зависит от требуемого планового воздействия. Например, для холдингов подходит гибкий стратегический стиль, характеризующийся концентрацией планового руководства на уровне холдинга, что четко проявляется в стратегическом планировании.  [c.16]

Данный тест позволяет определить с известной степенью условности сочетания в человеке различных типов стиля руководства (авторитарного, демократического и пассивного).  [c.51]

Менеджеры для достижения целей организации используют сочетание силы и власти, в зависимости от требований ситуации и стиля руководства. Но избыточное использование метода силы означает, что подчиненные долго не будут поддерживать действия менеджера и что организация имеет признаки нездоровья .  [c.289]

Таким образом, стиль руководства — это характерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления. Разнообразие стилей, определяемых личностью руководителя, может быть сформировано на основе сочетания двух факторов заботе руководителя о работе и о людях.  [c.419]

Как показано на рис. 11.19, отношения между руководителем и членами коллектива могут быть хорошими и плохими, задача может быть структурирована и не структурирована, а должностная власть руководителя может быть сильной или слабой. Различные сочетания этих трех размерностей могут дать восемь потенциальных стилей руководства. Руководитель, ориентированный на задачу, или LP с низким рейтингом, наиболее эффективен ситуациях 1, 2,3 и 8, в то время как руководители, ориентированные на человеческие отношения, или LP с высоким рейтингом, лучше всего работают в ситуациях 4, 5 и 6. В ситуации 7 хорошо работать могут как те, так и другие. Из восьми потенциальных ситуаций 1 является наиболее благоприятной для руководителя. В ней задача хорошо структурирована, должностные полномочия большие, а отношения между руководителем и подчиненными также хорошие, что создает максимальную возможность для оказания влияния. В противоположность этому, ситуация 8 — наименее благоприятная, потому что должностные полномочия невелики, отношения с подчиненными плохие и задача не структурирована.  [c.449]

Фредерик Тейлор, создав школу научного управления, указал на неестественность величины вознаграждения за труд, позволяющей существовать на грани голодной смерти. По Тейлору, кнутом должна служить достаточная дневная выработка, а пряником — оплата труда работников, производящих больше -продукции, пропорционально их трудовому вкладу. В условиях низкой содержательности труда, авторитарного стиля руководства и отсутствия у работников условий свободной купли-продажи труда этот метод в сочетании с эффективным применением стандартизации и специализации дал в начале XX в. действительно впечатляющие результаты. Однако с ростом среднего уровня жизни прямое использование метода кнута и пряника стало зачастую недостаточно эффективным, что заставило специалистов в области управления обратиться к психологическим аспектам проблемы мотивирования персонала.  [c.108]

Различные сочетания этих трех факторов могут дать восемь потенциальных стилей руководства. Исследования Фидлера показали, что при разных характеристиках указанных факторов будут эффективны или руководители, ориентированные на человека, или руководители, ориентированные на задачи, как показано в табл. 13.3.  [c.234]

Стремления к влиятельности и к переменам и разнообразию дают неустойчивое динамическое сочетание. Даже если стремление к влиятельности является преобладающим, потребность в разнообразии может как усиливать его, так и тормозить. Оно проявляется благоприятным образом, если позволяет человеку, облеченному властью и полномочиями, оперативно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию. Однако препятствует проявлению влияния, если толкает человека к постоянной смене впечатлений или, наоборот, заставляет его испытывать скуку при первых же признаках повторения каких-либо действий, в результате чего порученные ему задания всегда остаются невыполненными. Такой стиль руководства может быть весьма травмирующим для персонала, который вынужден постоянно приспосабливаться к переменам и, вероятно, постоянно ощущать недостаток контроля. Более того, подобные работники могут оказаться в стадии постоянной реорганизации.  [c.163]

Из сочетания всех трех стилей руководства рождается реальный стиль, отвечающий конкретным условиям деятельности. Концепция стиля руководства учитывает необходимость формирования таких отношений между руководителями, специалистами аппарата управления и трудовым коллективом, которые бы способствовали полному использованию их совокупного интеллектуального потенциала в интересах производства, созданию благоприятного психологического климата, повышению привлекательности труда.  [c.41]

Под стилем управления следует понимать относительно устойчивую систему способов, методов и форм практической деятельности хозяйственных руководителей, их индивидуальный почерк управления. Принято различать общий ленинский, партийный стиль руководства и индивидуальный, который присущ данному руководителю и который нельзя повторить во всех деталях. Следует отметить, что конкретному руководителю не может быть присущ только один какой-либо стиль. В реальной действительности в зависимости от конкретной ситуации могут применяться различные стили в определенных сочетаниях.  [c.97]

Особенность ленинского стиля руководства заключалась в умелом сочетании двух типов лидерского поведения — ориентации на задачу и на взаимодействие с последователями. Если руководитель не умеет соединить эти стороны в регулировании деятельности коллектива, то в случае абсолютизации целей он может прийти к недооценке взаимоотношений с людьми, следовательно, превратиться в бездушного формалиста  [c.80]

Таковы возможные характеристики раз-Сочетание личных стилей руководства как бы в их, стилей руководства J м > если позволительно так выразиться, чистом виде. В реальной жизни в поведении почти каждого руководителя наблюдаются общие черты, присущие различным стилям при доминирующей роли какого-либо одного из них.  [c.22]

Стиль руководства автократический (директивный) —17—19, 81 демократический — 19—21 ленинский — 13—15 либеральный — 21—22 объективная основа — 19 определение — 8, 9, 12 социальное явление — 8, 11 сочетание стилей руководства — 22—27 стиль и метод — 6, 8 субъективная сторона стиля — 10  [c.253]

В системе управления важное место отводится стилю работы. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к выполнению обязанностей. Наука управления включает в понятие стиля такие элементы научный подход к анализу общественных процессов, учет закономерностей общественного развития идейность, требовательность, принципиальность, нетерпимость к косности, рутине и бюрократизму, очковтирательству, искажению информации коллективное руководство в сочетании с персональной ответственностью за дело гласность и опора на массы деловитость и конкретность, единство слова и дела конструктивная критика и самокритика скромность, простота, доступность, прямота и правдивость во всем умение привлекать к себе людей подбор кадров по дело-  [c.15]

СТИЛЬ 20.20. Это идеальный стиль руководства. У руководителя с таким стилем в равной и притом в максимальной степени проявляются ориентированность на достижение высоких производственных результатов и на заботу о сохранении коллектива. Такой стиль, как правило, позволяет добиваться успешного решения производственных задач в сочетании с условиями для наиболее полного раскрытия способностей членов коллектива.  [c.423]

Никакой стиль руководства не выступает в чистом виде. Различные стили могут использоваться в разных сочетаниях в зависимости от обстоятельств. Любой реальный стиль конкретного руководителя — это всегда некая комбинация из множества стилей, но, конечно, с преобладанием какого-то одного из них.  [c.75]

Различные сочетания этих трех разновидностей факторов могут дать восемь потенциальных ситуаций, влияющих на стиль руководства 1.ВХ,ЗС,ПБ.  [c.151]

Результат деления суммы баллов в числителе на сумму баллов в знаменателе дает ЛАК. Оптимальное значение ЛАК можно получить только сравнением результатов сочетаний элементов поведения в конкретных управленческих ситуациях. Оптимальное значение ЛАК — наибольшая убедительность подхода и аргументации руководителя, приводящая к бесконфликтному и всесторонне оптимальному достижению поставленной цели. Исследования наиболее эффективного сочетания различных элементов стиля руководства в разных ситуациях показали, что чаще всего наилучшие результаты при ЛАК, равном 1,9 (это означает, что для получения эффективных результатов работы подчиненных руководитель должен применять почти вдвое больше элементов убеждения, чем элементов принуждения).  [c.506]

Способность найти новое направление для компании к этой компетенции не относится. Создание нового видения — уникальное сочетание Концептуального мышления и сильной социальной мотивации. Внедрение нового видения задействует Командное лидерство, Авторитарный стиль руководства и другие необходимые компетенции.3  [c.87]

Лидерство руководителя и стиль руководства. Важный компонент руководства — лидерство, т.е. способность влиять на людей, побуждать их действовать для выполнения цели. Должность руководителя не означает автоматическое лидерство. Задача руководителя — стать не формальным, а подлинным лидером. Наиболее удачное сочетание руководитель — одновременно и лидер, и хороший управляющий.  [c.69]

Как показано на рис. 17.6, отношения между руководителем и членами коллектива могут быть хорошими и плохими, задача может быть структурирована и не структурирована, а должностные полномочия руководителя могут быть большими или малыми. Различные сочетания этих трех размерностей могут дать восемь потенциальных стилей руководства. Руководители, ориентированные на задачу, или НПК с низким рейтингом, наиболее эффективны в ситуациях 1, 2, 3 и 8, в то время как руководители, ориентированные на человеческие отношения, или НПК с высоким рейтингом, лучше всего работают в ситуациях 4, 5 и 6. Заметьте, что в ситуации 7 хорошо работать могут как те, так и другие.  [c.556]

Наряду с государственными комитетами в системе органов хозяйственного руководства функционируют Министерство финансов СССР, на которое возложены задачи осуществления принципиально новой финансовой политики, основанной на сочетании интересов государства и предприятий, обеспечения подлинного контроля рублем за эффективностью хозяйствования, приведения стиля, методов и форм работы в соответствие с новыми методами хозяйствования банки, которые организуют и координируют все кредитные и расчетные отношения в народном хозяйстве.  [c.112]

Формы адаптации могут быть различными. В начале 1990-х годов была разработана классификация организационных изменений, применявшаяся в качестве формообразующих факторов источников изменений (со стороны высшего руководства, т. е. сверху , или со стороны рядовых менеджеров, т. е. снизу ) и стиля изменений (жесткий или мягкий). Сочетание этих двух переменных дает четыре формы организационных изменений  [c.323]

От тех людей, для которых характерно сочетание сильного стремления к переменам и слабой потребности в длительных взаимоотношениях, трудно ожидать, что их будет сдерживать мысль о последствиях перемен для других, они готовы двигаться вперед, ни перед чем не останавливаясь. Эти свойства гораздо более присущи характеру руководителя, нежели двум типам характеров, рассмотренным выше, что подкрепляется нашим опытом исследования стиля управления во многих организациях. В экстремальном варианте такие люди руководствуются соображением типа лес рубят, щепки летят , иными словами, при важном деле люди служат для них материалом, о котором не следует беспокоиться. Как и в предыдущем случае, необходимо заставить этих решительных руководителей систематически учитывать законные требования и нужды персонала, а также регулярно пересматривать и учитывать влияние перемен на сотрудников организации.  [c.178]

Приведенный пример подтверждает сказанное нами ранее в реальных системах практически трудно встретить тот или иной стиль в чистом виде. В действиях каждого руководителя проявляются, правда в неодинаковой степени, компоненты, присущие различным стилям. Возможность и целесообразность сочетания этих компонентов обусловлены наличием в каждом стиле определенных черт, ролевые функции которых меняются в зависимости от ситуации. Подчинение исполнителя руководителю может, при идеальной сознательности и дисциплинированности участников общей работы, напоминать больше мягкое руководство дирижера. Оно может принимать резкие формы диктаторства,— если нет идеальной дисциплинированности и сознательности . Таким образом, стиль работы, выбираемый руководителем, зависит отнюдь не только от него самого, но в немалой степени также от подготовки и поведения подчиненных.  [c.56]

Руководитель — ключевое звено в системе управления, направляет деятельность всего коллектива. Он одновременно и представитель высшего звена управления в управленческом коллективе, и лидер коллектива. Совокупность методов и приемов, которые использует руководитель в своей деятельности, их определенное сочетание определяют стиль его руководства.  [c.158]

Должностные обязанности. Осуществляет руководство социологической работой на предприятии, направленной на усиление воздействия социальных факторов на рост производительности труда и повышение эффективности производства, улучшение качества продукции, работ (услуг), совершенствование организации и стимулирования труда, социальной структуры и стабилизации трудовых коллективов, развитие трудовой и социальной активности работников. Организует подготовку сводных разделов по всему комплексу мероприятий социального развития, включаемых в проекты перспективных и годовых планов деятельности предприятия, с учетом перспектив развития и интенсификации производства, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Определяет задачи социологических и социально-психологических исследований, организует подготовку предложений по использованию социальных резервов повышения эффективности производства, разработку мер по закреплению кадров и стабилизации трудовых коллективов, по повышению удовлетворенности трудом, усилению творческого характера труда. Участвует в экспертизе проектов строительства и реконструкции объектов производственного и непроизводственного назначения с целью обеспечения учета в них социальных требований и нормативов, в организации проведения экспериментов по социальным аспектам совершенствования хозяйственного механизма. На основе результатов социологических и социально-психологических исследований осуществляет работу до выявлению наиболее эффективных форм сочетания личных, коллективных и общественных интересов, обеспечению принципа социальной справедливости. Руководит работой по повышению социальной роли личности и совершенствованию стиля и методов управления с учетом возрастающего значения человеческого фактора в развитии производства, созданию благоприятного.социально-психологического климата в трудовых коллективах, их стабилизации, а также социальных мер по укреплению трудовой и производственной дисциплины, повышению ответственности за выполнение плановых заданий. Организует изучение социальных аспектов научно-технического прогресса, разработку мероприятий по преодолению социальной неоднородности труда, социально-психологическому обеспечению внедрения робототехники и гибких автоматизированных производств, сокращению тяжелого и малоквалифицированного ручного труда, анализ преобразований в труде и их влияние на развитие личности и трудовых коллективов. Проводит работу по разработке и внедрению предложений по совершенствованию разделения и методов труда, развитию бригадной формы организации и оплаты труда, созданию безопасных и благоприятных условий производства, рациональных режимов труда и отдыха, усилению роли моральных и материальных стимулов в росте количественных и улучшении качественных показателей работы, повышению содержательности, привлекательности, престижности и культуры труда, Участвует в разработке мер по созданию условий для наиболее полного использования  [c.92]

Новаторские идеи могут быть осуществлены только в том случае, если для их реализации в трудовом коллективе созданы необходимые условия. В научном обиходе для определения этих условий употребляются в основном такие понятия управляемость трудовым коллективом, целеустремленность, демократичность, сплоченность, продуктивность и удовлетворенность работников. Впервые в таком сочетании эти условия (критерии) были выделены авторским коллективом под руководством Н. И. Лапина в книге Руководитель трудового коллектива 1. Было введено и такое условие, как мобильность, которую можно понимать как динамизм управления в смене стилей и стратегий руководителя. Однако сейчас эти условия развития трудового коллектива должны быть уточнены, чтобы быстро помочь руководителю сориентироваться, на какие из них воздействовать в первую очередь, почему воздействовать так, а не иначе, как искать личностные резервы развития в самом коллективе. Для этого руководителю необходимо проделать определенную аналитическую работу.  [c.121]

Сторонники этой теории не пытаются определять универсальный набор качеств, необходимых хорошему менеджеру. Они полагают, что стиль управления определяется конкретными обстоятельствами. В частности, Фидлер (1967) разработал модель обусловленного управления, основанную на личностной характеристике руководителя в сочетании с его способностями оказывать влияние и осуществлять контроль в заданной ситуации. Врум и Йеттон (1973) исходили из того, что стиль управления определяется характерными особенностями конкретной задачи или ситуации. Выдвинутая ими гипотеза сводится к тому, что чем сложнее проблема, тем более демократичным должен быть стиль руководства, в то время как авторитарный стиль приемлем лишь в условиях решения относительно легких задач. Хауз (1971) связал сложность задачи со степенью удовлетворенности от ее выполнения чем более сложная задача решается, тем выше удовлетворение от положительного результата, причем в этом случае вознаграждение руководителем своих подчиненных практически не имеет значения. Попытки эмпирической проверки применения теории обусловленного управления дали в высшей степени противоречивые результаты полное признание (как по-  [c.775]

Трехмерная классификация Реддина учитывает следующие факторы ориентация на задачи, ориентация на отношения, ориентация на эффективность собственной деятельности менеджера. Сочетание уровней этих факторов образует восемь стилей руководства  [c.52]

Сочетание стилей РУК0В°Дителю трудно выработать стиль руководства работы, удовлетворяющий всех членов  [c.54]

Принято выделять три основных стиля руководства 1) авторитарный (или административный, волевой, директивный) 2) демократический (или коллегиальный, товарищеский) 3) либеральный (или анархический, невмешивающийся, нейтральный, попустительствующий, разрешительный, формальный). В чистом виде эти стили встречаются редко. Чаще у одного и того же руководителя наблюдается их различное сочетание.  [c.93]

В этом деловом портрете руководителя оказывается совместимым то, что трудно совместить взаимокомпенсаторное сочетание рационально-делового и гуманистического подхода к работникам, что обеспечивает в целом нормальную рабочую обстановку. Стратегия руководителя отдела в данном случае сформировалась как сочетание авторитарного и либерального стилей руководства, которое хорошо оправдывает себя, взаимоограничи-вая крайности и взаимодополняя сильные стороны их проявления. Оба заместителя подобраны Л. так, что оказываются буферным звеном , смягчая возможные сбои в его авторитарном стиле руководства. Поэтому руководитель отдела осознает свою управленческую позицию  [c.37]

В чистом виде полярные по объему стили руководства встречаются крайне редко. На практике степень участия сотрудников в управлении может меняться на различных стадиях проявления волевых решений при осуществлении хозяйственных процессов. Модель формирования стиля руководства по этому признаку можно представить как морфологическую матрицу сочетаний монополярных (авторитарных) и мультиполярных (коллективных) способов формирования проблем, принятия управленческих решений и их реализации (табл. 1.3).  [c.26]

Эмпирическим обоснованием школы стала диссертация П. Ханда-валла Эффект воздействия среды на организационную структуру фирмы (университет Карнеги-Мелон. 1970 г.) В ней он утверждал, что эффект стратегии определяется не использованием того или иного ее атрибута, а их взаимодействием (например, сочетанием данного вида власти, конкретного окружения, определенного вида планирования с конкретной структурой и при определенном стиле руководства).  [c.455]

Решетка же стилей руководства, составленная Блейком и Мо-утоном, отражающая сочетание стилей, ориентированных на задачу и на людей, выглядит достаточно просто — как пересечение девяти горизонтальных и девяти вертикальных линий (см. рис.1).  [c.153]

Среди современных корпоративных менеджеров наиболее широко представлен именно последний тип. Однако у руководителей, занимающих самые высокие посты, наряду с чертами «игроков» присутствуют и качества «людей компании». Они ведут игру в основном в интересах компании, идентифицируя себя с ней. Стимулируя интерес к работе у подчиненных, такие менеджеры поощряют тех из них, которые способствуют успехам корпорации, и наказывают тех, кто препятствует им. По мере продвижения вверх по служебной лестнице их собственные интеллектуальные способности совершенствуются, а черты характера приобретают такую психологическую структуру, в которой возможно сочетание очень разных, порой даже противоположных, черт стремления к сотрудничеству и конкуренции, лаконичности стиля руководства и нетерпимости к бюрократизму, склонности к риску и трезвому расчету и т. д. Впрочем все это касается главным образом интеллектуально-волевых, а не змоционально-имажинативных качеств, т.е. тех черт личности, которые необходимы руководителю для правильного обращения с людьми. Отмечено, что из каждых десяти опрошенных менеджеров, выразивших потребность в помощи со стороны друзей, лишь один проявил желание помочь другим [12].  [c.390]

Матрица стилей руководства. Успешные исследования в университетах Огайо и Мичигана привели к созданию матричного метода определения стиля руководства. Матрица стилей руководства, созданная Робертом Блейком и Джейн Сригли Моутон представляет собой сочетание различных комбинаций двух подходов к управле-  [c.251]

Классификация стилей лидерства

Стиль управления влияет на многие факторы процветания организации. Недаром бытует поговорка «Люди приходят в компанию, а уходят от руководителя». Конечно, бывает, что сотрудники остаются. И эффективность работы тоже остается… на нуле. Какой метод руководства выбрать, чтобы и подчиненные были довольны, и компания развивалась?

В теории лидерские стили делятся на две группы: резонансные (идеалистический, обучающий, товарищеский, демократический) и диссонансные (амбициозный, авторитарный). Каждый из них имеет свои особенности.

Главные признаки авторитарного стиля: руководитель ориентируется только на собственное мнение, сотрудники не участвуют в производственной деятельности, а только беспрекословно исполняют распоряжения начальника. Такой стиль, по словам эксперта по подбору персонала компании «ТрансКонсалтингГрупп» Светланы Казаковой, в целом будет тормозить процесс развития, но в некоторых случаях он необходим (например, для «стартапа» или когда что-то нужно сделать в кратчайшие сроки, а времени на обсуждение катастрофически не хватает).

В случае использования амбициозного стиля руководитель ставит перед сотрудниками труднодостижимые цели и требует их реализации. Совершенно противоположен ему стиль идеалистический, когда начальник вдохновляет подчиненных, рисует заманчивую картину будущего, показывая, как достигнутые цели скажутся на благополучии сотрудников и компании.

Название товарищеского стиля говорит само за себя — руководитель с подчиненными дружит и подчас уделяет им больше времени, чем работе. Светлана Казакова считает, что элементы такого стиля управления должны использоваться, хотя бы и в совокупности с другими: «Если не устанавливать дружеских взаимоотношений в компании, то люди будут уходить. Внутренний микроклимат очень важен для всех, ведь на работе мы проводим большую часть времени».

Руководитель, который тяготеет к обучающему стилю, уделяет большое внимание развитию рабочего потенциала сотрудников. А демократический стиль подразумевает разделение ответственности, инициативы и полномочий между начальником и подчиненными.

Елена Галочкина, управляющий партнер центра HR-экспертизы CFSgroup, рассказала об основных различиях между двумя группами стилей: «Резонансные стили лидерства пробуждают в людях внутреннее желание и мотивацию работать лучше и достигать большего. Диссонансные стили основаны на личных амбициях руководителя и не затрагивают потребностей подчиненных. Когда люди получают лишь инструкции и указания, сопровождаемые угрозами и критикой, они выполняют работу механически, боятся проявлять инициативу. Страх парализует способность мыслить. Чем сильнее страх, тем больше ошибок».

Замкнутый круг

Марина Швоева, HR-директор BBDO Russia Group, считает, что руководитель должен иметь свой базовый стиль, к которому более расположен в силу специфики характера, воспитания, врожденных качеств. «При этом руководитель, зная основные управленческие подходы и специфику своих подчиненных, должен пользоваться своими знаниями и жизненным опытом по мере необходимости и в зависимости от ситуации», — добавляет эксперт.

Логично было бы освоить какой-то один резонансный стиль управления — и вперед, к росту и развитию организации! Но, к сожалению, нет универсального и эффективного стиля, подходящего не только для каждой компании, но даже для отдельно взятого подразделения этой компании.

«Например, управление отделом маркетинга просто обязано быть демократичным, чтобы поощрять инициативу и креативность. В департаменте продаж — противоположная ситуация с гораздо более выраженной иерархией и командным стилем управления, направленным на выполнение жестких планов продаж», — комментирует Сергей Моисеев, директор отдела развития корпоративной культуры и качества обслуживания Цифрового центр «ИОН».

Так как же найти грамотные методы взаимодействия с персоналом?
Важно сочетать!

Эксперты рынка труда считают, что лучше уметь совмещать разные стили управления. Руководители, освоившие несколько стилей, могут быть «гибкими» и без потерь выходить из нестандартных ситуаций, от которых в рабочем процессе никуда не деться.

«Самые успешные лидеры умеют виртуозно пользоваться разными инструментами управления –— разными стилями. Если нужно поднять командный дух, урегулировать конфликты в коллективе, они «включают» товарищеский стиль, дружески болтают с подчиненными, вместе с ними после работы идут смотреть футбол. Но в кризисных опасных ситуациях, когда нужны четкие распоряжения и решительные действия, товарищеский стиль автоматически выключается — и вот уже перед нами авторитарный командир, которого невозможно ослушаться», — рассказывает Елена Галочкина.

А Денис Ожигин, директор по стратегическому планированию ЗАО «Нанософт», говорит, что если руководитель не хочет поднимать свой уровень и учиться на хороших примерах, значит, он владеет меньшим количеством стилей и не может применять их в зависимости от ситуации. «Все хорошие коллективы — это коллективы, которые постоянно развиваются, гибко приспосабливаются к различным условиям. И хороший руководитель может в том или ином случае так мотивировать коллектив, что получит от него большую отдачу. Соответственно, менее гибкий руководитель не сможет выполнить задачу и тем создаст демотивирующий климат», — резюмирует эксперт.

Опыт специалистов

Ориентируясь на мнение экспертов, можно сделать вывод: руководитель, даже мастерски владеющий каким-то одним стилем, плохо подготовлен к управлению коллективом. Эффективно именно совмещение стилей управления.

«На ум приходит аналогия с набором ключей: чем больше их у вас, тем большее количество дверей будет открыто перед вами», — замечает Сергей Моисеев.

Так какое же сочетание стилей руководства современные работодатели считают эффективным и применяют на практике?

«Считаю, что для каждой задачи, стоящей перед компанией, необходим свой стиль. В каком-то случае — авторитарный, где-то — демократический, а где-то — и делегирующий (либеральный). Эффективность компании определяется не тем, насколько четко и правильно она следует догмам в управлении, а каков результат ее деятельности. И максимального эффекта можно достигнуть, используя тот стиль, который будет наиболее правильным в конкретной ситуации», — комментирует Денис Ожигин.

«Лично я — приверженец демократического стиля, часто использую метод делегирования полномочий. Я всегда открыт для дискуссий, предложений и консультаций. Надо помнить, что развивая себя и своих подчиненных, мы развиваем всю компанию. Но при этом я иногда ставлю высокие и даже труднодостижимые цели, создавая условия для того, чтобы у сотрудников появилось стремление повысить свой квалификационный уровень и самостоятельность», — говорит Сергей Моисеев.

«Стили управления задают сами подчиненные и сфера, в которой вы работаете. Если на это накладываются ваши природные таланты, жизненный опыт и знания, то может получиться очень эффективная модель управления людьми», — добавляет Марина Швоева. В идеале эффективный управленец должен освоить несколько лидерских стилей, чтобы уметь пользоваться ими в конкретной ситуации. Но какие именно сочетать и применять — личный выбор каждого. Главное — помнить, что от слаженной и плодотворной работы персонала зависит не только благополучие организации, но и профессиональный успех самого руководителя.

Автор: Тамара Рукосуева

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Лего сити полицейский фургон инструкция 60139
  • Должностная инструкция бригадира полеводства в сельском хозяйстве
  • Руководство по двс 405
  • Утюг для лыж своими руками пошаговая инструкция
  • Старлинк сигнализация автозапуск инструкция по применению