Современные требования к классному руководству

Обновлено: 18.05.2023

Согласно Постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2020 г. N 448, педагогическим работникам, осуществляющим классное руководство, с 1 сентября 2020 года выплачивается денежное вознаграждение в размере 5000 рублей ежемесячно за каждый класс, но не более чем в двух классах, независимо от количества обучающихся в каждом классе, а также реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы, дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года, снижение размера которой не допускается.

С целью оказания методической помощи в организации деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, а также реализации и защиты их академических прав и свобод, устранения избыточной отчетности в их деятельности органам управления образованием субъектов РФ Минпросвещения России направлены согласованные с Общероссийским Профсоюзом образования и рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (далее – методические рекомендации).

Классный руководитель — кто он?

Согласно методическим рекомендациям, классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.

Классное руководство понимается как особого вида педагогическая деятельность, направленная, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, а классными руководителями являются педагогические работники общеобразовательной организации, осуществляющие классное руководство.

Приказом Минобрнауки от 11.05.2016 г. №536 классное руководство отнесено к дополнительным видам работ и возлагается на педагогического работника с его письменного согласия.

Осуществление педагогическими работниками классного руководства относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника, и при надлежащем его осуществлении каких-либо изменений в трудовой договор без согласия педагогического работника не допускается.

Распределение классного руководства на новый учебный год осуществляется в соответствии с приказом Минобрнауки от 22 декабря 2014 года №1601 в том же порядке, что и распределение учебной нагрузки педагогических работников общеобразовательной организации.

Обеспечение академических прав и свобод классных руководителей – рекомендации Минпросвещения

В Методических рекомендациях перечислены следующие права классных руководителей, предоставляемые им с учётом локальных нормативных актов общеобразовательной организации:

самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности;

вносить на рассмотрение администрации общеобразовательной организации, педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов общеобразовательной организации в части организации воспитательной деятельности в общеобразовательной организации и осуществлении контроля ее качества и эффективности;

самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях;

использовать (по согласованию с администрацией общеобразовательной организации) инфраструктуру общеобразовательной организации при проведении мероприятий с классом;

получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства и органов государственно-общественного управления общеобразовательной организации для реализации задач по классному руководству;

приглашать в общеобразовательную организацию родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам, связанным с осуществлением классного руководства;

давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий;

посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса;

защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации общеобразовательной организации, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников;

повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.

О защите академических прав и свобод классных руководителей

Методическими рекомендациями в целях реализации и защиты академических прав и свобод классных руководителей, предусмотренных частью 3 статьи 47 ФЗ от 29. 2012 г. № 273-ФЗ, а также обеспечения недопустимости неуважительного отношения к их чести и достоинству, реализации возможных способов урегулирования споров между участниками образовательных отношений рекомендуется руководствоваться, в частности:

О недопущения избыточной отчетности

Как сказано в методических рекомендациях, классные руководители ведут следующую документацию:

1) классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся (если используется электронный журнал, то актуализация списка не требуется, так как данные сведения вносятся работником, ответственным за зачисление обучающихся);

2) план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

Об оценке деятельности и стимулировании классных руководителей

Для оценки эффективности деятельности классных руководителей в методических рекомендациях предлагается использовать две группы критериев: критерии оценки процесса деятельности и критерии оценки результативности.

В целях стимулирования классных руководителей рекомендуется использовать механизмы материального (многофункциональное финансирование, в том числе за счет средств государственно-частного партнёрства и некоммерческих организаций) и нематериального стимулирования (наставничество, участие в управлении организацией, стажировки, все формы морального стимулирования: публичное признание, награждение статусными знакам отличия, установление баннеров с фотографиями, учреждение почетного звания, региональных наград и т.д.).

С методическими рекомендациями и другими материалами по вопросам классного руководства можно познакомиться в Информационном бюллетене №3 май 2020 года, подготовленном ЦС профсоюза работников народного образования:

Понятие и сущность профессиональной деятельности классного руководителя современной общеобразовательной школы

Классный руководитель – это авторитетный педагог, который имеет стаж работы в общеобразовательной школе не менее пяти лет, ему поручается вести организованную и целенаправленную воспитательную работу с учащимися конкретного класса.

Классный руководитель параллельно с осуществлением воспитательной работы с определенным классом ведет преподавание одного из учебных предметов.

Классный руководитель является центральным лицом воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе. Его назначение осуществляется директором школы, из числа наиболее авторитетных и опытных педагогов.

Основной задачей классного руководителя является организация целенаправленной учебно-воспитательной работы в вверенном ему классе.

Вся учебно-воспитательная работа, которую проводит классный руководитель, организуется во внеурочное время, по заранее составленному плану. В ходе данной работы классный руководитель занимается воспитанием коллективизма, укреплением дисциплины, повышением уровня знаний.

Основные обязанности классного руководителя сформулированы в Уставе школы. Ответственность за их выполнение он несет перед руководством школы и органами народного образования.

Таким образом, деятельность классного руководителя общеобразовательной школы многогранна и разностороння. Достижение поставленной цели возможно только в том случае, если работа осуществляется классным руководителем по определенной системе.

Система работы классного руководителя современной общеобразовательной школы

Готовые работы на аналогичную тему

Система работы классного руководителя – это совокупность взаимосвязанных воспитательных мероприятий, направленных на достижение определенной цели воспитания.

Система работы классного руководителя предусматривает продуманный набор материала, который доступен для освоения учащимися, а также умелое использование им наиболее эффективных методов и средств воздействия на учащихся.

Система включает в себя следующие компоненты:

Совокупность всех разделов работы классного руководителя современной общеобразовательной школы составляет сложную систему, являющуюся основой его профессиональной деятельности.

Педагогические требования к классному руководителю

Классный руководитель, в отличие от других педагогов, выполняет дополнительные функции, которые очень важны для воспитания учащихся и формирования у них социально значимых личностных качеств. Именно поэтому классный руководитель должен обладать не только профессиональными знаниями и умениями, но и иметь ряд личностных качеств.

Педагогические требования, предъявляемые к личности классного руководителя современной общеобразовательной школы:

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Классный руководитель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность классного руководителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность классного руководителя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Классный руководитель должен знать:

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

— Конвенцию о правах ребенка;

— основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

— педагогику, психологию, возрастную физиологию;

— методику преподавания предмета;

— программы и учебники по преподаваемому предмету;

— методику воспитательной работы;

— требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

— средства обучения и их дидактические возможности;

— основы научной организации труда;

— нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

— основы экологии, экономики, социологии;

— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

— правила по охране труда и пожарной безопасности;

— основы общей психологии, педагогической психологии, общей педагогики, физиологии детей и подростков;

— методы и навыки коммуникативного общения с обучающимися, социального психотренинга;

— особенности воспитательной системы.

1.5. Классному руководителю запрещается:

— оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов классного руководителя;

1.6. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Функции

Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

2.1. Организация деятельности классного коллектива обучающихся.

2.2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных обучающихся.

2.3. Организация внеучебных занятий класса.

2.4. Изучение личности и коррекция в воспитании обучающихся.

2.5. Социальная помощь и защита обучающихся.

2.6. Взаимодействие с родителями, другими педагогами, социальными работниками.

3. Должностные обязанности

Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

3.1. Ведет журнал успеваемости обучающихся.

3.2. Ведет «личные дела» обучающихся и следит за их оформлением.

3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных.

3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой и другим общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в уставе общеобразовательной организации.

3.5. Организует порядок питания обучающихся.

3.6. Формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).

3.7. Осуществляет контроль за посещаемостью занятий.

3.8. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости обучающихся.

3.9. Создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора обучающихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т. д.).

3.10. Способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения обучающихся, корректирует и регулирует их.

3.11. Оказывает помощь обучающимся в процессе адаптации к обучению.

3.12. Проводит тематические классные часы периодичностью [значение] раз в месяц, собрания, беседы с обучающимися.

3.13. Обеспечивает защиту и охрану прав обучающихся, особенно уделяя внимание «трудным» детям и детям, оставшимся без попечения родителей, активно сотрудничая с социальным педагогом.

3.14. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей.

3.15. Осуществляет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору обучающимися дальнейшей профессии.

3.16. Организует и проводит родительские собрания периодичностью [значение] раз в четверть.

3.17. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

3.18. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

3.19. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

3.20. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

3.21. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

3.22. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

3.23. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

3.24. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

3.25. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

3.26. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

3.27. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

3.28. [Другие должностные обязанности].

4. Права

Классный руководитель имеет право:

4.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

— на сокращенную продолжительность рабочего времени;

— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

4.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

4.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

4.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).

4.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

4.7. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе.

4.8. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.

4.9. Поощрять обучающихся в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.

4.10. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских организаций, инспекций по делам несовершеннолетних.

4.11. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

5. Ответственность

Классный руководитель несет ответственность:

5.1. За нарушение Устава общеобразовательной организации.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

5.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Обмениваться опытом и советами — это отличная практика. Наш блогер, классный руководитель Евгений Ланге, проанализировал свой опыт работы классного руководства и делится с начинающими коллегами, как получать от своего труда удовольствие и предотвратить профессиональное выгорание.

Классное руководство — колоссальный опыт, через который, по моему мнению, должен пройти каждый педагог, который хочет связать свою жизнь с образованием и воспитанием. Без него представления о детской психологии, как социальной (групповой), так и индивидуальной, будут неполными или поверхностными.

Перед тем как взять на себя дополнительную нагрузку классного руководителя, ответьте себе на следующие вопросы:

  • Могу ли я и хочу нести ответственность за жизнь и здоровье ребёнка?
  • Могу ли я и хочу по-настоящему интересоваться проблемами ребёнка, его увлечениями и интересами и не относиться к ним снисходительно?
  • Могу ли я и хочу контролировать свои эмоции и всегда относиться непредвзято и спокойно к любым проявлениям детей?
  • Могу ли я и хочу защищать свои личные и профессиональные границы от детей, родителей, коллег?
  • Могу ли я и хочу по-настоящему увлечь детей, быть для них интересным?
  • Могу ли я и хочу организовывать для детей внеучебное пространство: игры, экскурсии, походы, поездки?
  • Могу ли я и хочу всегда при любых обстоятельствах быть справедливым к каждому ребёнку по отдельности и ко всему классу в целом?

Если вы всё же решили стать классным руководителем, эти советы помогут вам сохранить психологическое здоровье и профессиональную компетенцию.

1. Соблюдайте личные и профессиональные границы

Дети и родители будут стремиться нарушить ваши границы всегда и во всём с первого дня знакомства. Для детей нарушение границ — процесс абсолютно естественный, это их способ познавать мир. Методом проб и ошибок они учатся, что можно делать, а что нельзя. Нарушение границ у детей проявляется в основном в том, что каждый стремится, чтобы вы уделили ему больше внимания, чем другому, позволили больше, чем другому. Важно дать понять ребёнку, что да, с каждым вы общаетесь по-своему, но при этом все они равны.

Родители в этом смысле ничем не отличаются от детей. Они также будут стремиться, чтобы вы уделили внимание проблеме именно его ребёнка и сделали так, чтобы ему, родителю, и ребёнку было хорошо. Угодить всем тоже не получится, поэтому проблему нужно решать исходя из того, как будет удобнее для большинства и в том числе для вас. Всё это скорее про профессиональные границы.

Что же касается границ личных, то родителям невдомёк, что ваш рабочий день начинается в восемь утра и заканчивается в пять вечера

  • Звоните и пишите с 08:00 до 17:00;
  • После этого времени пишите, только если случилось что-то срочное;
  • К срочному не относится вопрос о домашних заданиях, уточнение расписания и прочее, а только то, что касается жизни и здоровья ребёнка;
  • Если у вас возник вопрос в выходные, то напишите его на почту, но будьте готовы к тому, что я отвечу на него в будни.

Для того чтобы эти правила соблюдались, вам самому нужно, с одной стороны, их не нарушать, а с другой — быть готовым ответить на вопросы родителей в оговоренное с ними время. Это время обязательно должно быть. Обозначение правил очень важно для экологичных отношений между вами и родителями. Безусловно, они будут и дальше вам писать после установленного срока и останавливать вас в коридоре, даже если у вас нет времени с ними поговорить, но они будут готовы к тому, что вы не удовлетворите их запрос немедленно.

2. Создайте для класса чёткие правила и следите, чтобы все, включая вас, их соблюдали

Правила важны не только для родителей, но и для детей. С самого первого дня пребывания в школе они должны понимать не только что можно, что нельзя, но и алгоритм действий в различных ситуациях.

Начнём с правил:

  • Правило одного микрофона — в классе говорит только один человек, неважно, ученик или учитель.
  • Правило уважения — нельзя оскорблять другого человека, смеяться над ним, перебивать его, брать чужие вещи без разрешения.
  • Правило времени — чётко соблюдать временные рамки, не опаздывать на урок, приём пищи и другие мероприятия класса. Важно, чтобы учитель также вовремя отпускал детей с урока и сам соблюдал все временные рамки.
  • Правило улицы и помещения — на улице можно бегать, прыгать, кричать. В помещении этого делать нельзя из соображений безопасности.

Это основные правила, вы можете добавлять любые другие в зависимости от специфики вашей работы и учеников. Главное — правил должно быть столько, чтобы их было легко запомнить и они были логичны и понятны детям.

Теперь про алгоритмы:

  • В сложной ситуации никогда не кричи и не оскорбляй другого.
  • Если ты понимаешь, что сейчас вы ни о чём не договоритесь, уйди в другое место, затем постарайся вернуться к разговору.
  • Перед любой игрой убедись, что вы договорились о правилах и все поняли их одинаково.
  • Если тебе не нравится, как твой одноклассник поступает по отношению к тебе, скажи ему об этом.
  • Если у тебя не получается решить свою проблему самостоятельно, обратись к классному руководителю.
  • Если ты плохо себя почувствовал или ударился, поранился, сразу же обращайся к классному руководителю.
  • Если тебя что-то беспокоит, если ты считаешь, что сверстник или взрослый обошлись с тобой несправедливо, ты всегда можешь обратиться к классному руководителю или любому другому взрослому в школе, которому доверяешь.

3. Никогда публично не отчитывайте ребёнка

Казалось бы, это логичная аксиома, а такая практика давно стала пережитком советского прошлого. Тем не менее многие опытные педагоги до сих пор считают этот приём эффективным. Необходимо понимать, что если вы всё же им пользуетесь, то тем самым вы настраиваете детей против себя, максимально эмоционально удаляясь от них, а также настраиваете детей друг против друга и создаёте благоприятную атмосферу для травли.

Welcome и good bye party, или как нужно встречать и провожать новых учеников

Безусловно, иногда некоторые проблемы конкретного ребёнка не получается обсудить тет-а-тет, например когда он демонстративно привлекает к себе внимание во время урока. В этом случае можно ненадолго остановить урок, попросить ребёнка изменить свой стиль поведения, спросить, почему он так себя ведёт именно сейчас и может ли включиться в работу. Если ребёнок не готов продолжать учиться и мешает детям в классе, попросите его выйти прогуляться по коридору, попить воды и вернуться на урок, когда он будет готов. Обратите внимание, что этот приём принципиально отличается от того, чтобы выгнать ребёнка из класса. После того как ребёнок получил свою дозу внимания и не обижен, можно продолжать вести урок, а уже позже индивидуально обсудить с ребёнком сложившуюся ситуацию.

4. Никогда не обсуждайте чужих детей и коллег с родителями

5. Доверяйте детям и давайте им свободу выбора и действий

Ребёнок не хочет делать домашнее задание прямо сейчас? Спросите, сколько ему нужно времени, чтобы отдохнуть, и договоритесь, что по прошествии этого времени он сядет за уроки. Не хочет гулять на большой перемене? Договоритесь, что тогда он даёт слово погулять после обеда. Договориться можно о чём угодно, не бойтесь идти на компромиссы. Так вы не только заслужите уважение ребёнка, но и дадите ему возможность нести ответственность за свои поступки.

Если у вас нет возможности пойти с ребёнком на компромисс не из-за ваших принципов, а по объективным причинам, то он войдёт в ваше положение и примет это. Например, вы не можете дать ему на обеде добавки, потому что тогда получается, что добавка положена всем желающим, а её, скорее всего, не хватит. Помните, доверять и давать свободу вы должны всем, а не кому больше хочется или тому, кто, как вам кажется, её больше всего заслужил.

6. Признавайте свою вину и просите прощения

Ошибки совершают все! Мы, взрослые, иногда теряем объективность и контроль над ситуацией — это не страшно. Но если после этого вы сделаете вид, что так и должно быть, то дети этого вам точно не простят и вы сами не поймёте, почему ваши отношения с ними вдруг начали портиться. Не бойтесь просить прощения у детей, делать выводы и объяснять, почему вы поступили тем или иным образом. Это, как бы банально ни звучало, не делает вас слабее, а, наоборот, только сильнее.

Если вы умеете признавать свои ошибки, то дети, копируя вашу модель поведения, будут учиться быть друг к другу добрее и анализировать свои поступки

Научатся признавать свои ошибки и извиняться перед теми, кого обидели, будут понимать, что, прося прощения и делая выводы, они смогут сохранить хорошие отношения с близкими людьми.

7. Помогайте родителям в рамках своей компетенции

Вы нужны родителям не только как классный руководитель, но и как человек, готовый выслушать и понять. Да, вспоминаем про границы, но остаёмся при этом человеком. Это совершенно не значит, что вам подвластно решить любую задачу, с которой к вам обращаются (к примеру, она не входит в зону ваших компетенций или вообще не касается школы), но успокоить родителя не только в ваших силах, но и, в общем-то, ваша профессиональная задача.

5 типов учителей, которые бесят и школьников, и родителей

Чаще всего родители обращаются к вам с какой-то проблемой, уже накрутив себя, а попутно половину родительского коллектива. Ваша задача — отделить зёрна от плевел и в разговоре с родителем убрать эмоциональный компонент, оставив только логику и факты. Вы должны всегда быть рассудительнее, увереннее и спокойнее родителя, с которым общаетесь, при этом не превращаясь в мессию.

8. Открыто обсуждайте проблемы класса с детьми

Дети должны и имеют право знать, что происходит в их среде. Это поможет им чувствовать себя в безопасности и понимать, что ситуация под контролем взрослых. Проблемы с дисциплиной на уроках, травлей, загруженностью домашними заданиями — в общем, обсуждайте всё, что касается эмоционального комфорта детей. Высказывайте свою позицию и не забывайте спрашивать детей, что они думают по поводу той или иной проблемы. Иногда достаточно просто задать вопрос и правильно модерировать беседу, дети сами найдут несколько адекватных способов решения проблемы. Даже если вы решите действовать по-своему, дети будут знать, что их мнение значимо для вас и что они в силах повлиять на ситуацию.

9. Просите родителей обо всех конфликтных ситуациях между детьми сообщать только вам, а не другим родителям

Это очень важный пункт, которым многие родители пренебрегают. Дело в том, что если Коля ударил Васю, а вы не знали этого, то родители начнут выяснять отношения напрямую с мамой Васи. Поскольку дело произошло в школе, то регулировать этот конфликт должны именно вы, а разговоры родителей между собой приводят только к негативным эмоциям и обвинениям друг друга. В таких ситуациях просите родителей связываться именно с вами, тогда вы будете держать ситуацию под полным контролем.

10. Играйте с детьми

Любой эмоциональный контакт и интерес к другому человеку возникает через совместную деятельность. Для ребёнка нет деятельности доступнее, чем игра. Игра поможет вам, не задавая вопросов, понять, какое настроение у ваших подопечных, что их сейчас беспокоит и что интересует. Также игра терапевтически действует и на взрослого. Если вы устали, сил работать больше нет, а до конца рабочего дня ещё два часа — просто предложите детям поиграть. Это может быть что угодно: от различных вариантов пряток до настольных игр, которые, кстати, обязательно должны быть в арсенале классного руководителя в большом количестве.

11. Шутите!

12. Избегайте рутины

Самое сложное в нашей работе — это не впасть в однообразие, которое в свою очередь порождает лень. Необходимо заставлять себя каждый день придумывать что-то новое. Хотя бы раз в неделю проводите урок в непривычном для себя формате, организуйте праздники и экскурсии. Постоянные новые задачи, выводящие вас из зоны комфорта, будут придавать вам сил.

13. Не живите только работой и не жалейте себя

Как часто мы слышим от коллег и из медиапространства:

Думая и говоря это, вы не делаете свою жизнь лучше, а лишь загоняете себя в позицию жертвы. Если мы по-настоящему чего-то хотим, то обязательно найдём на это время. Чтобы не погрязнуть в самобичевании и жалости к себе, нельзя жить только работой. Развивайтесь и не сидите на месте, тогда жалость к себе как рукой снимет. Делайте то, что вы хотите, и то, что вам нравится, и получайте от этого удовольствие! Не бойтесь брать ответственность за свои решения и избегайте навязанных вам задач.

Читайте также:

      

  • Школа 935 рейтинг школ
  •   

  • Общие требования к ведению спора логика кратко
  •   

  • Сен симон философия кратко
  •   

  • Методика рисования в детском саду по всем возрастам презентация
  •   

  • Характеристика школьных программ по изо начальной школы

В 2020 году были установлены законодательные основы
системы воспитательной работы в сфере образования.

С 1 сентября 2020 года вступил в силу закон,
инициированный Президентом Российской Федерации  Владимиром Путиным, о воспитательной составляющей
образования.

Согласно внесенным  в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» поправкам, воспитание определено
как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно
нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и
окружающей среде.

Теперь воспитательная работа становится частью образовательных
программ, и еще большую важность в этой работе приобретает классное
руководство.

Мы начинаем цикл коротких интервью о классном
руководстве.

Сегодня на наши вопросы ответила Анастасия Малявина, учитель гимназии № 2 города Екатеринбурга. Анастасия Михайловна преподает
русский язык и литературу, является классным руководителем уже 13 лет. В
прошлом учебном году она руководила выпускным классом, и одной из самых главных
задач было сохранить серьезный настрой воспитанников на выпускные экзамены в
условиях дистанционного обучения. (Эфир программы областного телевидения об
особенностях подготовки к экзаменам в 2020 году с участием Анастасии Малявиной
можно посмотреть по ссылке  https://obltv.ru/broadcasting/programs/308481-sobytiya_itogi_dnya/releases/424506-kak_podgotovitsya_k_ege/)

В этом году учебном году Анастасия Михайловна приняла
в классное руководство 5 класс, и впереди у учителя и учеников долгий, но
интересный путь до выпуска из школы.

Анастасия Михайловна, какова, на Ваш взгляд, роль
классного руководителя сегодня
?

– В современных условиях особое внимание уделяется
воспитанию, что находит отражение в образовательной программе каждой
организации. Поэтому и роль классного руководителя возрастает. Цель его
деятельности —  создание условий для
саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации
в микро- и макро-обществах, формирование ученического коллектива.

Какие формы взаимодействия классного руководителя с
классом Вы считаете наиболее эффективными
?

– Выбор способов и приемов взаимодействия я выбираю в
зависимости от психолого-педагогических особенностей возраста своих учеников,
особенностей их семейного воспитания и условий формата общения. В своей работе
с классным коллективом всегда использую разнообразные формы: как традиционные
(индивидуальная работа с детьми и их родителями, совместные с учениками
родительские собрания, тематические классные часы, выездные
культурно-образовательные мероприятия), так и инновационные (технология
портфолио отдельного ученика и всего класса, проектная технология «Портрет
нашего класса», дистанционные технологии: 
возможности Гугл-класса (опросники, гугл-формы), чаты с детьми и
родителями, видеоконсультации и очные консультации в дистанционной форме). Все
используемые формы работы с детско-родительским коллективом позволяют мне
эффективно и продуктивно устанавливать контакты со всеми участниками учебного
процесса.

Анастасия Михайловна, каков на Ваш взгляд портрет
современного классного руководителя?

– Классный руководитель – это профессионал, человек
коммуникабельный, мобильный, готовый расти и учиться вместе с детским
коллективом, партнер в учебном пространстве. Это тот взрослый для детей,
который является не только мудрым наставником и помощником, но и
исследователем, тьютором, координатором, создающим максимально комфортные
(психологические, нравственные, эмоциональные) условия для развития личности
обучающегося.

Справочно: с 1 сентября 2020 года в
соответствии с поручением Президента Российской Федерации Владимира Путина
введена дополнительная выплата классным руководителям за счет федерального
бюджета. Выплату денежного вознаграждения за классное руководство в
Свердловской области получают более 23 тысяч классных руководителей
государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.

Горячая линия для работников по вопросам оплаты труда, в том числе выплатам денежного вознаграждения за классное руководство

Основные требования к классному руководителю.

Учитель Начальных классов первой категории Матукина Оксана Васильевна. Мытищи, 2019г

[Адрес организации]

Основные требования к классному руководителю.

Классный руководитель должен быть профессионалом в своем деле. Он должен постоянно совершенствоваться, опираться на опыт других классных руководителей.

Классный руководитель должен знать:

1) психолого-педагогические основы воспитания, особенности возраста;

2) содержание, формы и методы воспитания;

3) индивидуальный подход в воспитательной работе;

4) педагогическое руководство и сотрудничество с учащимися, с опорой на ученическое самоуправление;

5) как планировать внеурочную воспитательную работу;

6) как формировать интерес к учебе, развивать познавательные потребности учащихся;

7) как совмещать работу классного руководителя с учителями, работающими в классе;

8)  как взаимодействие с родителями;

9) осуществлять взаимодействие с социальным окружением.

Если оценивать с самой положительной точки зрения, то деятельность классного руководителя оценивается следующим образом: он владеет принципами современной психолого-педагогической концепции воспитания, использует их как основу в работе. Также проявляет глубокие, разносторонние знания, свободно ориентируется в методической литературе по проблемам воспитания, в нормативных документах, систематически изучает особенности учащихся, ведет таблицу уровня воспитания, осуществляет индивидуальную работу с каждым воспитанником.

Стиль старшего товарища во взаимоотношениях с учащимися, рациональная структура самоуправления. Коллективно-творческая деятельность как основа в организации жизнедеятельности. С учетом уровня воспитанности определяются цели и задачи воспитания. Планируется систематическая работа с учетом интересов. Имеет место система работы по развитию познавательных интересов, формированию культуры умственного труда, навыков самообразования.

Такжн необходим тесный контакт с учителями в изучении возможностей учащихся, уровня их развития в организации познавательной деятельности воспитанников.

Классный руководитель хорошо знает семьи, их воспитательные возможности, активно привлекает их к воспитательной работе, систематически проводит совместные мероприятия. Хорошо ориентируется и знает воспитательные возможности ближайшего окружения, использует их в воспитательной работе, общается с руководителями объединений, посещаемых учащимися вне школы, работает увлеченно.

Классный руководитель должен суметь организовать работу в классе, т. е. чтобы ученики были вовлечены в жизнь школы, принимали в ней активное участие. Классный руководитель должен посещать уроки своего класса, узнавать о поведении и успеваемости каждого его подопечного. Очень велика ответственность классного руководителя в школе. Это очень важное дело – быть классным руководителем. Он должен уметь разрешать конфликты, спорные ситуации. Должен объективно оценивать ситуации и делать правильные выводы. Работа классного руководителя является сложной, но интересной.

Работа классного руководителя

Положение о классном руководителе

Должностные обязанности классного руководителя

Циклограмма для классного руководителя

Основные требования к работе классного руководителя

Параметры и критерии оценки классного руководителя

Критерии оценки и самооценки деятельности классного руководителя

Структура самоанализа деятельности классного руководителя

Примерное распределение времени классного руководителя 

Классные часы

Семейный отдых

Родительские собрания

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 Классный руководитель — это педагог-профессионал, осуществляющий функции организатора детской жизни в школе. Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором, зам. директора школы в установленном порядке.

Основные задачи и содержание работы классного руководителя

  • содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, вносит необходимые коррективы в систему воспитания; 
  • создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка в классе; 
  • помогает ребенку решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями; 
  • содействует получению дополнительного образования обучающимися (воспитанниками) через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в образовательных учреждениях по месту жительства; 
  • оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи; 
  • проводит инструктаж по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях, в каникулярное время с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа; 
  • соблюдает права и свободы обучающихся; 
  • совместно с органами ученического самоуправления ведет активную пропаганду здорового образа жизни.

Классный руководитель имеет право:

  • получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей; 
  • контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса; 
  • контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи для оказания своевременной помощи; 
  • координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся на педагогических консилиумах; 
  • разрабатывать, создавать совместно с социальным педагогом, медиками программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся; 
  • приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение; 
  • участвовать в работе педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы; 
  • вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности; 
  • создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь принципом «не навреди»; 

Классный руководитель не имеет права:

  • унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д. 
  • использовать оценку для наказания ученика; 
  • злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово; 
  • использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка; 
  • обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива. 

Классный руководитель должен уметь:

  • общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая пример деловитости и ответственности; 
  • формировать свои воспитательные цели; 
  • спланировать воспитательную работу; 
  • организовать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный час; 
  • провести родительское собрание; 
  • пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами и использовать их в работе. 

Циклограмма для классного руководителя.

Ежедневно:

1.        Работа с опоздавшими и выяснение причин отсутствия учащихся.

2.        Организация питания учащихся.

3.        Организация дежурства в классных кабинетах.

4.        Индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно:

  1. Проверка дневников учащихся. 
  2. Проведение мероприятий в классе (по плану). 
  3. Работа с родителями (по ситуации). 
  4. Работа с учителями-предметниками. 

Каждый месяц:

1.        Посещение уроков в своем классе.

2.        Консультации у социального педагога, психолога.

3.        Экскурсии, посещение театров и т.д.

4.        Встреча с родительским активом.

5.        Организация участия классного коллектива в делах школы.

6.        Организация участия классного коллектива во внешкольных мероприятиях (районные конкурсы, предметные олимпиады, экскурсии и прочее).

Один раз в четверть:

1.          Оформление классного журнала по итогам четверти.

2.          Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.

3.          Проведение родительского собрания.

Один раз в год:

1.            Проведение открытого мероприятия.

2.            Оформление личных дел учащихся.

3.            Анализ и составление плана работы класса.

4.            Статистические данные класса (1 сентября).

5.            Оформление портфолио учащегося.

Классный руководитель должен знать:

        Закон Российской Федерации «Об образовании»,

        Конвенцию о правах ребенка;

        педагогику: возрастную и социальную психологию;

        возрастную физиологию;

        школьную гигиену;

        педагогическую этику;

        теорию и методику воспитательной работы;

        инструктивно-нормативные документы;

        основы трудового законодательства;

        нормы и правила охраны труда.

Основные требования к работе классного руководителя

1.Помни о специальной направленности своей работы: коррекция дефектов развития в процессе воспитания личности ребенка, подготовка его к самостоятельной жизни и труду.

2. Воспитывай у учащихся целеустремленность, желание довести до конца начатое дело, умение действовать в соответствии с поставленной задачей, коллективизм, аккуратность, бережливость и экономность.

3. Преврати свободное время ученика в чреду трудовых дел, полезных и необходимых классу, школе, родителям.

4. Закрепляй полученные детьми на уроках знания, умения, навыки в практической работе.

5. Учи детей правильно излагать свои мысли, читать доступные их пониманию книги, газеты, журналы, обсуждать увиденный  кинофильм, спектакль, картину и слушать музыку.

6. Преодолевай в совместной деятельности с учеником бедность его словарного запаса, ограниченность его представлений об окружающем мире.

7. Развивай в процессе внеклассных занятий наблюдательность, умение устанавливать сходство и различие в наблюдаемых явлениях и событиях, видеть их причину и следствия.

8. Сделай правилом  в работе с детьми проведение зарисовок, моделирование, изготовление  наглядных пособий, художественных макетов и композиций, поделок из природного материала, простейших опытов, использование ТСО и обучение пользованию ими.

9. Изучай детей в процессе обучения и воспитания для выработки адекватных и эффективных форм и методов индивидуальной работы с каждым.

10. Добивайся необходимого контакта с учеником, доверяй ему, рассматривай причины его проступка и устраняй их, помогай ученику осуществлять хорошие замыслы, поощряй инициативы и самостоятельность.

Параметры  и критерии оценки работы классных руководителей

Оценивается уровень работы:

  • высокий – 3 балла; 
  • средний – 2 балла; 
  • низкий – 1 балл. 

Организация жизнедеятельности класса:

  1. Эффективность классных часов, КТД. 
  2. Наличие детского самоуправления. 
  3. Качество дежурства по классу. 

Участие класса в общешкольных делах:

  1. Участие в школьных КТД. 
  2. Дежурство по школе. 
  3. Генеральные уборки, субботники. 

Взаимодействие с родителями:

  1. Периодичность и эффективность родительских собраний. 
  2. Наличие родительского самоуправления. 
  3. Участие родителей в жизни школы. 

Взаимодействие с педагогами:

  1. Индивидуальная работа. 
  2. Посещение уроков. 
  3. Приглашение на родительские собрания. 

Работа с документацией (план работы на год, отчеты по четвертям, характеристика класса, дневники учащихся, классный журнал, заполнение портфолио на учащегося):

  1. Своевременность заполнения и представления для отчета. 
  2. Соответствие требованиям. 
  3. Соответствие реальности. 

Условия для развития личности ребенка:

  1. Комфортность. 
  2. Уровень сформированности классного коллектива. 
  3. Привлечение к работе с детьми социального педагога, библиотекаря, педагога дополнительного образования, медицинского работника, администрации. 

Профессиональная компетентность:

  1. Активность участия в М/О и педсоветах. 
  2. Участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях, открытые классные часы и т.д. 
  3. Использование современных форм воспитательной работы. 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

АНКЕТА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА, САМОПРОВЕРКИ

«Могу ли я создать «концепцию воспитания ребенка»

Назовите 10 основных качеств личности ребенка, которые Вы хотели бы воспитать у него.

Раскройте, что Вы подразумеваете под каждым качеством, укажите возраст, в котором должны проявляться те или иные качества личности.

Выберите одно из перечисленных Вами качеств, которое Вы воспитываете у ребенка. Сформулируйте цель воспитания данного качества, определите частные задачи, последовательность решения их, которые приведут к достижению цели.

Какие факторы способствуют или ослабляют процесс достижения цели?

Что Вы знаете о том, как определить состояние внутренней «Я — концепции» воспитания, самовоспитания и о степени осознания ее ребенком?

Оцените свой личный и профессиональный потенциал в решении данных задач. Как Вы используете знания о своих сильных и слабых сторонах?

На основе какого содержания воспитываете данное качество личности ребенка?

Какие формы, методы, приемы, технологии лежат в основе воспитательных задач?

9. Какие встречаете трудности в достижении цели воспитания данного качества личности ребенка ?

В чем проявляется результат воспитания? Что и почему удается?

По каким критериям Вы оцениваете результаты своей педагогической деятельности по решению данных воспитательных задач?

Благодарим вас за проделанную работу, она представляет большую ценность в личностном воспитании ребенка.

АНКЕТА ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОПРЕДЕЛЕНИИ

ЕГО ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Владеете ли Вы знаниями о педагогической деятельности, таких понятиях, как мотивация, цели, средства и способы, самоанализ?

2. Владеете ли методикой изучения состояния мотивации обученности и обучаемости, воспитанности и воспитуемости ученика?

3. Умеете ли на основе педагогической диагностики изучать личность школьников, построить и реализован план воспитательной работы с учетом задач развития отдельных учащихся и всего классного коллектива?

Умеете ли изучать особенности класса?

Умеете ли строить воспитательную работу с целью сплочения классного коллектива, повышения статуса каждого ребенка в системе межличностных отношений ?

Умеете ли анализировать все стороны и результата своего труда, соотнести особенности своего труда личностным потенциалом школьника?

Умеете ли Вы вести педагогическое исследование?

АНКЕТА ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

(для завучей по воспитательной работе)

1. Изучены ли Вами квалификационная характеристика (функции) классного руководителя, нормативные, законодательные документы по вопросам воспитания детей?

2. Проанализированы ли Вами документы и материалы для установления степени соответствия содержания и методов деятельности классного руководителя, цели защиты прав ребенка и создания педагогических возможностей для развития его личности и условий микросоциума (данной школы, класса, семьи и т.д.)?

Владеете ли технологией педагогической диагностики отдельных учащихся и класса?

Обязательная документация в деятельности классного руководителя.

Классный журнал.

Дневники учащихся.

Рабочая тетрадь (дневник) классного руководителя, где включены:

диагностическая карта,

цели, задачи, направления воспитательной работы с классом,

план воспитательной работы на четверть (полугодие) с учетом школьных мероприятий, воспитательных дел класса,

индивидуальная работа с учащимися,

работа с родителями.

АНКЕТА – ОПРОС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ.

Что изменилось в школьной жизни ребенка, в жизни класса, в котором он учится, и во взаимодействии с классным руководителем?

Как часто и с какой целью Вы общаетесь с классным руководителем?

Кто является инициатором встреч?

Какое значение лично для Вас как для отца (матери) имеют эти встречи?

Ходите ли Вы (пойдете ли, если понадобится) к классному воспитателю за помощью и советом…

чтобы поговорить, как помочь ребенку в учебе ? (Да, нет.)

чтобы посоветоваться, как ему наладить отношения с одноклассниками, сверстниками? (Да, нет.)

чтобы помочь наладить отношения с учителями(Да, нет.)

чтобы поговорить о том, как улучшить свои отношения с ребенком? (Да, нет.)

чтобы поговорить, посоветоваться о (допишите) (Да, нет.)

Что больше всего Вы цените в жизнедеятельности класса, в котором учится Ваш ребенок?

Что Вам не нравится?

Подскажите, пожалуйста, что необходимо изменить в классе, чтобы Вашему ребенку и другим детям было комфортно?

Какую помощь Вы можете привнести (своим участием) в воспитательную работу с классом? (Допишите)

АНКЕТА — ОПРОС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Расскажите, пожалуйста, что изменилось в жизни вашего класса с приходом классного руководителя?

2. Скажите, что изменилось лично для вас и для вашего класса?

3. Пойдете ли вы к своему классному руководителю за советом и помощью…

Чтобы рассказать о своих трудностях в учебе? (Да, нет)

Чтобы посоветоваться, как наладить отношения с одноклассниками? (Да, нет.)

Чтобы рассказать о проблемах в отношениях с учителем? (Да, нет.)

Чтобы поговорить об отношениях с родителями? (Да, нет)

Чтобы поговорить, посоветоваться о………….. (допишите) (Да,нет.)

4. Если пойдете за советом и помощью к классному руководителю, то объясните, почему? Если не пойдете, тоже объясните, почему?

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Методика определения привлекательности для школьника группы одноклассников.

Учащимся предлагается три вопроса:

а) Всегда ли учеников вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе ?

б) Всегда ли вы оказываете помощь друг другу в различных делах?

в) Все ли ответственно относятся к делу (учебному, внеклассному) ?

Оцените свой класс по пятибалльной шкале по каждому вопросу:

5 — всегда волнует;

4 — чаще волнует;

3 — волнует в половине случаев;

2 — чаще не волнует;

1 — совсем не волнует.

Обработка результатов.

Вычислить средний балл группы

X = (а + б + в) : 3N,

Где а,б,в — балльные оценки по вопросам; N — число испытуемых.

Критерии оценки.

Если X ≥ 4,5 балла — показатель психологического комфорта в классе — высокий.

Если 3,5 < X < 4,5 — средний.

В остальных случаях низкий.

АНКЕТАДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ

Данная анкета поможет классному руководителю в определении:

уровня самооценки;

культуры общения;

саморегуляции;

степени сформированности и комфортности классного коллектива.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Методика дает представление о степени адекватности самооценки личности и самопринятия. Применяется как индивидуально, так и в группе. Слова, обозначающие качества личности, записываются в столбик посередине страницы.

Агрессивность

Беспечность

Бескорыстие

Гордость

Дружелюбие

Жестокость

Заботливость

Застенчивость

Изнеженность

Искренность

Легковерие

Лицемерие

Мнительность

Навязчивость

Настойчивость

Небрежность

Непринужденность

Нерешительность

Обаяние

Отзывчивость

Осторожность

Подвижность

Принципиальность

Презрительность

Равнодушие

Расчетливость

Самозабвенность

Сдержанность

Скупость

Терпеливость

Трусость

Увлекаемость

Уступчивость .

Холодность

Честность

Черствость

Эрудиция

Энтузиазм

Эмоциональность

Язвительность.

Классный руководитель предлагает внимательно прочитать слова и слева от них поставить знак « + », характеризующий положительные качества вашего идеала (т.е. то, что вы больше всего цените в людях). Справа поставьте знак « — » рядом со словами, выражающими качества, которыми ваш идеал не должен обладать (т.е. отрицательные черты, «антиидеал»). Затем из отмеченных вами положительных и отрицательных черт выберите те, которые присущи вам, и обведите кружком значок возле этих слов. Не отмеченные слова трогать не следует.

Обработка результатов.

•Формулу самооценки вывести отдельно по положительным (СО +) и отрицательным (СО —) качествам

СО + = Н+/ Н ++; СО — = Н+/ Н — —

Где Н+ + и Н— — количество черт идеала и «антиидеала»; Н + и Н — количество положительных и отрицательных качеств, отмеченных учащимися у себя. Уровень самооценки определяется по следующей шкале.

СО +

Уровень самооценки

СО —

0 – 0,2

Заниженная

1 – 0,8

0,2 – 0,4

Несколько заниженная

0,8 – 0,6

0,4 – 0,6

Адекватная

0,6 – 0,4

0,6 – 0,8

Несколько завышенная

0,4 – 0,2

0,8 — 1

завышенная

0,2 — 0

СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

I.                   Научный аспект деятельности.

  1. Тема (проблема), над которой я работаю. 
  2. Как осуществлялась работа по теме, где представлены результаты. 
  3. В творческой гркппе по какой проблеме работал(а). 
  4. В какой форме и где представлены результаты. 
  5. Проведены исследования (приложить копии методик, результатов, выводов). 
  6. Опубликованные материалы. 

II.                Прикладной аспект деятельности.

  1. Квалификационная категория, год аттестации. 
  2. Планируемые сроки повышения квалификации. 
  3. Динамика и анализ рейтинга за последние три года. 
  4. Обмен опытом. 
  5. Дал(а) открытые мероприятия (или совместные в параллели). Присутствовали. Оценка. 
  6. Посетил(а) мероприятия коллег. 
  7. Участвовал(а) в подготовке и проведении практических и теоретических семинаров. 
  8. Творческие отчеты. Тема. Место проведения (школа, район, область) 
  9. Консультировал(а) коллег (кого, по теме) 
  10. Трудности в работе: 

      в постановке целей,

      в составлении программ деятельности с классом,

      в определении критериев оценки результатов деятельности,

      В проведении исследований и обобщении опыта работы,

      в подготовке и проведении семинаров,

      в выборе форм и методов деятельности,

      в анализе работы,

      в организации коллективной работы с классом,

      в организации индивидуальной работы с учащимися,

      с родителями,

      с учителями-предметниками,

      с самообразовании.

III.             Практический аспект деятельности

  1. Основные положительные результаты деятельности в этом году. 
  2. Не удалось достичь результатов. Причины. 
  3. Основные формы работы с классным коллективом: 

      Классный час

      Вечера отдыха

      Прогулки, экскурсии по городу

      Походы

      Поездки (куда, когда, цель, количество участников)

      Совместные мероприятия с родителями

      Родительские собрания (количество, темы)

  1. В каких общешкольных мероприятиях участвовал коллектив класса, какими коллективными наградами отмечен класс. 
  2. Участвовал(а) лично в конкурсах, смотрах. 
  3. Отмечен(а) в этом году наградами, поощрениями, благодарностями. 
  4. Получены взыскания. 
  5. Хочу реализовать себя в следующем учебном году в: 

      научно-исследовательской деятельности,

      практической деятельности,

      творческих проектах,

      общественной работе.

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Вид работы

Среднее время (ч)

Примечание

1

Методическая работа (семинары, совещания, педагогические советы, заседания, консультации с психологом, подготовка и проведение родительских собраний)

3

В неделю

2

Еженедельное оформление документации (классный журнал, рабочий дневник, дневники наблюдений, планирование и анализ творческих дел класса, анализ четверти, полугодия), дневники учащихся, личные дела учащихся)

4

В неделю

3

Наблюдения за учащимися на уроках

6

В неделю

4

Общественно полезный труд (ежедневная уборка учебных кабинетов, генеральная уборка классного кабинета и рекреаций, субботники и пр.)

2

В неделю

5

Выполнение с классом режимных моментов (встреча учащихся до уроков, проводы после, общешкольные линейки, дежурство по школе и на общешкольных мероприятиях, организация питания, замены кабинетов, контроль посещаемости и успеваемости ит.д.)

5

В неделю

6

Индивидуальная и групповая работа с учащимися (распределение творческих поручений, планирование и проведение классных дел, встреч, экскурсий, праздников), решение текущих вопросов с родителями, учителями

10

В неделю

ИТОГО

30

В НЕДЕЛЮ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Nec dt700 инструкция на русском телефон
  • Детская кровать incanto sofi с сердечком инструкция по сборке
  • Tachidol 500 mg 30 mg инструкция по применению
  • Candy optima стиральная машина инструкция режимы
  • Что включает в себя эффективное руководство