Создан свод законов российской империи под руководством сперанского

12 февраля 1833 года вышел манифест Николая I, которым провозглашалось издание нового Свода законов страны, сменявшего устаревшее Соборное уложение 1649 года. Появление Свода означало успешное окончание более чем вековых попыток свести воедино, систематизировать и скорректировать разрозненное российское законодательство.

Предыдущие попытки

Потребность в упорядочении законодательной сферы возникла ещё в начале XVIII века. Пётр Великий, издавший за первые годы правления множество новых указов, пришел к мысли о необходимости создания свода, который включал бы в себя действующее Соборное уложение и новые акты. Созданная в 1700 году Палата об Уложении заседала с перерывами до конца 1703 года, но выработанная ею Новоуложенная книга не удовлетворила Петра. Однако монарх не оставлял надежд. Составлялись сенатские комиссии 1714-1717 и 1720-1727 годов. Последняя из них опиралась в своей работе на опыт скандинавского законодательства, однако со смертью Петра I в 1725 году её деятельность постепенно сошла на нет.

0 Первая страница проекта Сводного уложения 1718 года. Источник: https://ru.wikipedia.org/

До воцарения Екатерины Великой попытки создания сводного Уложения предпринимались не раз, но все они были неудачными.

Знаменитая екатерининская Уложенная комиссия была учреждена в конце 1766 года и качественно отличалась от своих предшественниц. В ней заседали не только чиновники, но также избранные депутаты от дворянства, мещанства, крестьянства, казачества и инородцев. Все они должны были сообщать на заседаниях о нуждах своих сословий, а комиссия в целом должна была руководствоваться составленным самой царицей «Наказом», который был написан под влиянием идей французских просветителей. Однако достаточно громоздкая и нечеткая по структуре комиссия большую часть времени тратила на вычитку законов и делопроизводственные тонкости. Начавшаяся же в 1768 году война с Турцией фактически прекратила работу комиссии, хотя официально орган с таким названием существовал ещё несколько десятилетий.

0 Екатерининская комиссия 1767 г. Источник: https://ru.wikipedia.org/

Комиссия для составления законов Российской империи появилась сразу после вступления Павла I на престол – в декабре 1796 года. В неё вошли всего несколько чиновников. Чехарда в составе комиссии и недостаточная её компетентность сделали и эту попытку неудачной.

Некоторые успехи по систематизации законодательства имели место при сыне Павла Александре I. Комиссия составления законов, обновленная в 1801 году и руководимая правоведом Г.А. Розенкампфом, преследовала две цели: собрать вместе российские законы последних столетий, выявить из них действующие, которые в свою очередь следовало упорядочить и скорректировать. Свои задачи эта комиссия выполняла достаточно успешно, но медленно. Это привело к вхождению в ее состав в 1808 году М.М. Сперанского, которому тогда благоволил Александр. Через два года блестящий государственный деятель стал во главе комиссии, которая была реорганизована под сенью Государственного совета. В 1812 году подвергшийся опале Сперанский покинул её, вернувшись после ссылки в 1821 году.

В 1815-1822 годах был создан Систематический свод существующих законов Российской империи, выполнявший роль базы для выработки отдельных уложений. Однако ко времени кончины императора Александра Павловича в 1825 году уложения эти не были составлены до конца.

0 Систематический свод существующих законов Российской империи. Источник: https://ru.wikipedia.org/

Новое начало

Военный по призванию, любящий во всём ясность и чёткость, новый государь Николай I стремился навести порядок и в сфере законодательной. Царившая здесь путаница и противоречивость нисколько не упрочивали, по его справедливому мнению, государственный строй и саму законность. В 1826 году по инициативе Николая I работавший в александровской комиссии Сперанский предоставил императору свой план работ. Основные его пункты, а именно составление полного собрания законов империи и нового свода действующих законов, стали базой для работы Второго отделения, созданного в рамках Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В это кодификационное учреждение вошло несколько десятков чиновников, его официальным руководителем стал М.А. Балугьянский, фактическим же – всё тот же Сперанский.

В создании Полного собрания законов помог опыт предыдущей комиссии, составившей реестр разбросанных по департаментам и архивам актов. Длительная работа с этим и другими реестрами, выявление и сверка огромного количества законодательного материала увенчались успехом. К 1830 году Полное собрание законов Российской империи было опубликовано.

0 М.М. Сперанский. Портрет кисти Дж.Доу Источник: d1825.ru

Подготовка к изданию Свода действующих законов была не менее тщательной. Первым ее этапом было историческое обозрение: в хронологическом порядке описывались законодательные акты, разделяемые также по предметному принципу (гражданские, судебные и т.д.). Исторические своды же становились основой для свода общего, который систематизировался по правилам исключения не употребляемых законов и всяческих повторений, а также устранения громоздкости форм действующих актов. В общем своде законы делились на государственные и гражданские (каждая категория также делилась на акты определительные и охранительные) и записывались в виде статей с указанием их источников, что придавало своду серьезность и достоверность. Благодаря принятым в 1831 году «Правилам, наблюдаемым при исправлении Сводов», некоторые статьи можно было немного менять и корректировать. Действенное руководство Сперанского, самолично проверявшего каждую строку очередного тома и нередко заставлявшего переделывать части свода заново, позволяло работе кодификационного отделения не затухать, как бывало в истории подобных учреждений не раз. Итогом активных трудов Второго отделения и лично Михаила Михайловича стало окончание Свода к январю 1830 года. Однако Свод ждало еще одно испытание, задуманное Сперанским, – ревизия его положений и внесение вследствие этого необходимых исправлений. К 1832 году всё было закончено, а 15 томов Свода закона – напечатаны. Манифестом от 12 февраля 1833 года Николай I известил об издании нового Свода и определил время повсеместного его вступления в силу – им стал 1835 год.

Свод законов Российской империи стал шагом вперёд. На место запутанного, противоречивого и разрозненного законодательства пришла стройная, продуманная и четкая система изложения законов, выработанная Сперанским. Новый свод систематизировал, сделал широко доступным к использованию и более четким, чем прежде, законодательный материал, а также впервые обобщил некоторые правовые понятия, тем самым повышая русскую правовую культуру в целом.

0 Свод законов Российской империи. Издание 1893 г. Источник: bp.blogspot.com

С другими не менее важными историческими документами нашей страны вы можете ознакомиться благодаря проекту Российского военно-исторического общества «100 главных документов российской истории».

Обложка: А.Кившенко. Николай I награждает Сперанского за составление свода законов. Источник: https://ru.wikipedia.org/

С начала XVIII века перед российскими правителями стояла цель — систематизировать разобщённое законодательство государства. Решить эту непростую задачу удалось Николаю I и его помощнику Михаилу Сперанскому. 12 февраля 1833 года император опубликовал манифест об издании Свода законов Российской империи. В него вошли все законы — начиная с Соборного уложения Алексея Михайловича 1649 года, в котором были скорректированы прежние указы. С какими проблемами пришлось столкнуться законотворческому гению Сперанского — в материале RT.

«Зависти и злобе удалось взять верх…»

Государственные преобразования первой четверти XIX века, на которые выпали годы правления Александра I, в первую очередь связаны с деятельностью Михаила Сперанского. Его сочинения не только стимулировали развитие законодательства, но и повлияли на общественные взгляды прогрессивно мыслящего служилого дворянства и офицеров, участвовавших в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах.

Молодые люди наблюдали результаты буржуазных революций на Западе, и на фоне прогрессивных реформ, проводимых в Европе, им казалось очевидной отсталость России. Передовые круги дворянства настаивали на проведении в стране коренных реформ. Особенно остро встал вопрос об отмене крепостного права, получивший развитие в деятельности декабристов. Но чаще всего молодые люди выступали за введение в России конституционного правления по европейскому образцу.

В этот момент на политической арене появился Михаил Сперанский — сын церковнослужителя, быстро поднявшийся по карьерной лестнице благодаря личным дарованиям и огромной трудоспособности.

  • Миниатюра: Портрет графа Михаила Михайловича Сперанского
  • © Иванов П.А.

Прогрессивные проекты реформ Сперанского поначалу соответствовали взглядам Александра I. Идеи реформатора базировались на основных положениях западноевропейского государственного устройства при сохранении самодержавной власти.

Однако не многие из проектов государственных преобразований Сперанского воплотились в жизнь. Некоторые реформы были невыгодны чиновному дворянству, которое бездельничало или занималось рутинной работой в подлежавших модернизации бюрократических учреждениях. Преобразования Сперанского противоречили всей существовавшей тогда в верхах системе патрон-клиентских отношений. Ситуация осложнялась тем, что всех этих чиновников поддерживали их высокопоставленные родственники.

Консервативное дворянство пошло на всё, чтобы опозорить «выскочку-поповича» Сперанского в глазах императора. Молодого законотворца обвиняли во взяточничестве, в членстве в масонских ложах, в измене родине и даже в попытках создать некий теневой комитет для управления делами России за спиной государя.

Сам Александр поначалу не верил клевете, но в конце концов под влиянием крупных чиновников сдался. В марте 1812 года у государя и Сперанского состоялся жёсткий разговор, завершившийся фразой Александра: «Обстоятельства требуют, чтобы на время мы расстались». Открыто в защиту чиновника высказался герой Отечественной войны М.Б. Барклай-де-Толли: «Итак, зависти и злобе удалось-таки взять верх над правдой!» Но никакие слова уже не могли спасти Сперанского.

  • Нижний базар и Рождественский собор в Нижнем Новгороде
  • РИА Новости

По приказу императора опальный реформатор был в тот же день отправлен в Нижний Новгород, а спустя ещё пару дней — в Пермь. Через три года Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири. Подав пару прошений об отставке, вскоре он вместе с дочерью отправился в своё крохотное имение в Новгородской губернии, но приезжать в Петербург реформатору запретили.

Сперанский вернулся в столицу почти через 10 лет после ссылки. В марте 1921 года Александр I назначил его членом Государственного совета и пожаловал ему хорошее имение в Новгородской губернии. Император также согласился на несколько предложений Сперанского об улучшении управления Сибирью. Однако мечтам бывшего советника Российской империи сблизиться с государем и вновь начать с ним сотрудничать уже не суждено было осуществиться. Вскоре, во время поездки на юг России Александр неожиданно скончался в Таганроге.

После внезапной смерти царя необходимо было как можно скорее назначить наследника престола. Предполагалось, что им станет следующий по старшинству сын Павла I Константин. Но тот, будучи женат по обряду католической церкви и выполняя обязанности наместника Польши, твёрдо отказался от российской короны. Николай Павлович также отказался от титула императора в пользу Константина. Однако секретным решением Александра I именно Николаю предстояло стать следующим самодержцем. Этой неразберихой воспользовались декабристы, поднявшие восстание 14 декабря 1825 года, когда весь народ должен был присягнуть новому императору Николаю Павловичу.

Полупрощённый сибирский губернатор

Подавив вооружённое выступление декабристов, Николай стал опасаться революционных идей и всю свою дальнейшую деятельность направил на то, чтобы не допустить каких-либо проявлений свободомыслия у образованной части общества.

С первых дней Николай озаботился сохранением незыблемости самодержавия в Российской империи. Начатые Александром I реформы были свёрнуты.

Вместе с тем нового императора очень беспокоила запутанность российского законодательства. Предыдущие попытки его кодификации в течение более века заканчивались провалом. Создание полного собрания законов России Николай поручил Сперанскому, его законотворческая деятельность вновь оживилась.

Но самый жёсткий экзамен для бывшего советника Александра I на верность Николаю заключался в том, что реформатору предстояло разработать проект Манифеста о Верховном уголовном суде по делу декабристов.

  • Портрет Николая I в парадной конногвардейской форме
  • © В. Д. Сверчков

Отношение Николая к Сперанскому было весьма неоднозначным. Главный биограф Сперанского Модест Корф писал: «Несравненно замечательным обстоятельством можно считать то, что император Николай избрал Сперанского для дела, столь близкого его сердцу, отнюдь не по какому-либо особому доверию к образу его мыслей и действий, а только по необходимости, не находя вокруг себя никого к тому более способного. В другом случае, назначая начальником Второго отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии проф. М.И. Балугьянского, прямо наставлял его: «Смотри, чтобы он не наделал таких же проказ, как в 1810 году: ты у меня будешь за него в ответе».

Лишь впоследствии, оценив блестящие способности Сперанского, обеспечившего успешный ход работы царской канцелярии и ответственное выполнение доверенных ему поручений, Николай совершенно изменил свой взгляд на прошлое законотворца. И постепенно Сперанский стал ближайшим доверенным лицом Николая I.

Свод законов Российской империи

Российское законодательство начала XIX века было крайне запущенным — во многом из-за наследия Петра I. Пытаясь преобразовать Россию на европейский лад, император составил сотни указов и уставов, почти всегда заимствованных из западноевропейских законодательств. Однако свести разобщённый материал в единую систему законодательства так и не удалось.

За масштабную кодификацию многочисленных указов и законов впервые взялся Сперанский. Он предложил издать два взаимодополняющих собрания российских законов: 1) Полное собрание отечественных законов, изданных с 29 января 1649 года по 12 декабря 1826 года, 2) Свод законов Российской империи, охватывающий всё действующее законодательство на день его издания в 1826 году, с последующими изменениями и дополнениями, вносимыми в свод.

Эта трудная работа, с которой не смогла справиться ни одна предыдущая комиссия, была начата в 1826 году и доведена до конца в 1833 году под руководством Сперанского и наблюдением Николая I.

Наконец 12 февраля 1833 года Николай I опубликовал Манифест об издании Свода законов Российской империи. А 1 января 1835 года император ввёл его в качестве единственного источника общеимперского права.

  • «Император Николай I награждает Сперанского за составление свода законов»
  • © А.Кившенко

Появлением в России нового свода законов заинтересовались политики и юристы из Европы. Для них оказалось неожиданностью, что именно в России удалось реализовать мечту многих стран. По выражению современников, законодательство России наконец-то вышло из мрака «чиновных канцелярий и делопроизводства».

За создание свода законов Сперанский был отмечен высшей наградой Российской империи — орденом Андрея Первозванного. Девиз ордена — «За веру и верность» — оказался созвучен пути, которому реформатор следовал всю жизнь. И теперь его заслуги были наконец оценены.

Попытка создания нового уложения в 18-м веке

Попытки систематизировать российские законы предпринял уже Пётр I. В 1700 году по его указу была создана комиссия, которая должна была собрать все законы, принятые после 1649 года, и создать единый кодекс, объединив их с Соборным уложением.

Через год комиссия подготовила новый кодекс, «Новоуложенную книгу». Однако это собрание не было утверждено императором. В 1714 году новая комиссия возобновила работу по систематизации законов и за 4 года подготовила 10 глав. Затем Пётр I решил прервать работу и этой комиссии.

В 1720 году царь приказал создать новую комиссию, которая должна была извлечь лучшее из шведских законов и создать новый законодательный кодекс для России.

1.jpg

М. М. Зайцев, «Заседание Уложенной комиссии». (wikimedia.commons)

В течение 18-го века комиссии по кодификации законов создавались ещё 6 раз. Но каждый раз либо они не приступали к работе, либо достигали незначительных результатов. Или правители не утверждали составленные кодексы законов.

В частности, очередная комиссия была созвана в 1754 году по инициативе Петра Шувалова. Члены комиссии принимали пожелания российских дворян, которые планировалось учесть при составлении свода законов. К 1761 году комиссия подготовила записку «О состоянии подданных вообще».

Проект уложения должен был дать дворянам исключительные права. В частности, они обладали бы полной властью над своими крестьянами только без права их пытать и казнить. Уложение также должно было закрыть путь к обретению дворянского звания разночинцами, продвинувшимся по службе.

Следующую попытку упорядочить законы предприняла Екатерина II, создав Уложенную комиссию. Новая комиссия начала работу в 1767 году. В её составе были выходцы из всех сословий кроме крепостных крестьян, но треть составляли дворяне.

2.png

М. А. Балугьянский. (wikimedia.commons)

Разные сословия, а также региональные группы дворян, старались закрепить в новых законах свои привилегии. Родовитые дворяне стремились отменить петровский акт, который давал потомственное дворянство выслужившимся разночинцам. Купцы стремились лишить дворян права вести торговлю. В итоге за полтора года комиссия не приняла ни одного закона и была распущена императрицей.

Очередная комиссия работала при Министерстве юстиции в течение правления Александра I. В 1808—1812, а затем с 1821 года в ней работал Михаил Михайлович Сперанский.

Император Николай I и Михаил Сперанский

Работы по кодификации законов империи начались в 1826 году. В январе было создано II Отделение императорской канцелярии, и Николай I рескриптом предписывал собрать и систематизировать существующие законы.

Работой по кодификации законов руководил глава II Отделения юрист Михаил Балугьянский, который ранее преподавал право Николаю Павловичу и его брату Михаилу. Помощником М. А. Балугьянского и фактическим руководителем работы был Михаил Сперанский, не занимавший официально никакой должности в отделении. 4 апреля отделение было укомплектовано чиновниками, в число которых вошли университетские профессора Александр Куницын и Моисей Плисов.

3.jpg

М. М. Сперанский. (wikimedia.commons)

Содержание новой комиссии обходилось казне в 37 тысяч рублей в год в отличие от 95 тысяч, уходивших на комиссию при Александре I. Также 10 тысяч рублей ушло на приобретение всех нужных книг.

Михаил Михайлович изучил опыт работы предыдущих комиссий и пришел к выводу, что перед работой по разработке новых законов, нужно сперва систематизировать существующие. Свои мысли и план работы реформатор изложил в записке императору. Еще через два года М. М. Сперанский писал, что нужны два свода: «исторический» и действующий.

В течение 1828−1830 годов прошла работа по публикации всех российских законов, начиная с Соборного уложения 1649 года. В Полное собрание законов Российской империи вошло 30920 актов. Последним шёл манифест о вступлении на престол Николая I. Тридцать тысяч актов уместились в 40 томах, которые дополняло еще 5 томов приложений.

4.jpg

А. Д. Кившенко, «Николай I награждает Сперанского орденом Андрея Первозванного». (wikimedia.commons)

В 1832 году вышло собрание действующих законодательных актов — «Свод законов Российской империи». В нём законодательные акты размещались в систематическом порядке и занимали 15 томов. Акты «Свода…» содержали ссылки на соответствующие места «Полного собрания…», которые должны были помочь правильно толковать законы.

Свод законов был рассмотрен Государственным советом в начале 1833 года. Было принято решение о введении его в действие с 1845 года. В 1834—1839 годах издавалось «Продолжение Свода законов Российской империи». А в 1842 году оно было переиздано в 15 томах. Еще одно «Продолжение…» издавалось до 1855 года и было переиздано в 1857-м.

5.jpg

Николай I награждает М. М. Сперанского. Барельеф на памятнике Николаю I. (wikimedia.commons)

Особые своды законов были сформированы для национальных окраин России — Финляндии, остзейских и западных губерний. В 1838 году был опубликован 15-томный «Свод военных постановлений». Наконец, в 1847 году Сенат выпустил «Сборник правил и узаконений, не вошедших в Полное собрание законов».

М. М. Сперанский и М. А. Балугьянов удостоились от императора достойных наград за проделанную работу. Михаил Сперанский получил орден Андрея Первозванного, а затем алмазные знаки к нему, что было высшей наградой в империи.

Михаил Балугьянов удостоился дворянства за свою работу над «Сводом…», а позже статуса тайного советника и сенатора. В герб Балугьяновых была включена цифра 15 — количество томов Свода законов.

31 января (12 февраля) 1833 г. Николай I издал манифест о введении в действие с 1 (13) января 1835 г. «Свода законов Российской империи» (15 томов). Сменивший устаревшее Уложение 1649 г.  Свод был подготовлен известным государственным деятелем того времени Михаилом Михайловичем Сперанским.

Выпустив в 1830 г. «Полное собрание законов Российской Империи», созданных со времён Соборного Уложения царя Алексея Михайловича до кончины в 1825 г. императора Александра I, Сперанский приступил к составлению Свода действующего законодательства. Проверка того, сохраняет ли силу тот или иной акт и не противоречит ли он другим актам, возлагалась на специальные ревизионные комитеты, образованные при  министерствах и главных управлениях.

В рамках Свода законов было выделено два уровня: общегосударственный Свод законов Российской империи, положения которого распространялись на всю территорию страны, и своды местных узаконений (источники партикулярного права), определявшие изъятия из общеимперского законодательства и действовавшие в отношении жителей строго определенных локальных территорий.

19 (31) января 1833 г. на заседании Государственного Совета, обсудившего представленный «Свод законов», было решено ввести его в действие с 1 (13) января 1835 г. как единственный верный юридический кодекс. М. М. Сперанский за упорядочение законодательства был награждён орденом Святого Андрея Первозванного и возведён в графское достоинство.

«Свод законов» состоял из 42-х тыс. статей, объединённых в 8 разрядов и помещённых в 15-ти томах. Законы систематизировались не по хронологическому, как в «Полном собрании законов», а по отраслевому принципу. Для каждой статьи Свода законов был подготовлен комментарий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона. В первых трёх томах Свода излагались основные законы, государственное и губернское установление; в 4-м — уставы о рекрутских и земских повинностях; тома с 5-го по 8-й содержали уставы о налогах, пошлинах, питейном сборе; в 9-м — законы о сословиях и их правах; в 10-м – законы гражданские и межевые; в 11-й и 12-й тома были включены уставы кредитных учреждений, торговые уставы, постановления о фабричной, заводской и ремесленной промышленности, в 13-й и 14-й — уставы благочиния (врачебный, о паспортах и беглецах, о содержании под стражей и др.), а 15-й — был посвящён уголовным законам.

В 1842 и 1857 гг. Свод законов был полностью переиздан, а затем переиздавались лишь отдельные тома и выходили дополнения и изменения. В 1892 г. Свод пополнился ещё одним, 16-м томом, в котором нашли отражение судебные уставы, вступившие в силу в результате судебной реформы 1864 г. Последняя редакция Свода, со значительными изменениями, была предпринята в 1906 г.

Лит.: Баженова Т. М.; Кодан С. В.«Составить из всех многочисленных указов свод узаконений». К 175-летию издания свода законов российской империи // Чиновникъ. 2008. № 1 (53); Верхоланцева Т. Ю. Свод законов Российской империи: история создания, структура, издания // Библиотековедение. 2009. № 2; Свод законов // Энциклопедический словарь / Под ред. проф. И. Е. Андреевского. Т. 57. СПб., 1900. С. 193; Свод Законов Российской Империи [Электронный ресурс] // Классика российского права. Б. д. URL: http://civil.consultant.ru/code/.

См. также в Президентской библиотеке:

Бумаги по ревизии Свода Законов [Дело] : 1828-1836. (РГИА Ф. 1251 Оп. 1, часть 1. Д. 121);

Дело о Комитетах для обозрения Сводов с Высочайшими резолюциями и пометками Сперанского и его собственноручным всеподданнейшим докладом [Основное] : 1828-1834 гг. (РГИА. Ф. 1251. Оп. 1, часть 1. Д. 119-Основное);

Записка действительного статского советника Василия Брилевича «Соображение о средствах применения Свода к решению дел» [Дело] : 14 ноября 1834 г. (РГИА. Ф. 1251. Оп. 1, часть 1. Д. 169);

Матвеевский А. П. Обзор содержания, изданий и продолжений Свода законов Российской империи. (I-XV т.). СПб., 1887;

Обозрение исторических сведений о Своде законов. Одесса, 1889;

Опыт замечаний на Свод Законов и заключения по оному [Дело] : между 1832-1835 годами. (РГИА. Ф. 1251. Оп. 1, часть 2. Д. 9);

Палибин М. Н. Систематический и алфавитный указатели к Своду законов Российской империи (со включением изд. 1893 г.). СПб., 1894;

Перечень изданий и продолжений действующего Свода законов Российской империи. Неофиц. изд. СПб., 1897;

Указы подведённые в Свод Законов об отчётности [Дело] : 1830 г. (РГИА. Ф. 1251. Оп. 1, часть 1. Д. 135);

Черновые наброски Сперанского, относящиеся главным образом к кодификации [основное] [Дело] : 1828-1833 гг. (РГИА. Ф. 1251. Оп. 1, часть 1. Д. 117-основное);

Шимановский М. В. О значении свода законов Российской империи для науки и жизни. Одесса, 1889.

  1. Свод законов Российской империи: история создания, общая структура.

Попытка
кодификации была предпринята в 1804 году.
Комиссия под руководством М.М. Сперанского
создала проекты гражданского, уголовного
и торгового уложений. Но уложения эти
не были приняты, так как реакционное
дворянство усмотрело в них влияние
законодательства французской революции,
в первую очередь, французского
гражданского кодекса 1804 года.

В
1826 году работа по кодификации
возобновилась. М.М.Сперанский, фактически
руководивший кодификацией, предложил
составить Полное собрание законов
Российской империи, расположив
законодательные акты в хронологическом
порядке. Предстояло выяснить и собрать
значительное количество законодательных
актов. После 1649 года в России не
осуществлялись ни официальная, ни
частная публикация собраний законов.
Многие законы вообще не публиковались,
а размножались путем переписывания.
Таких актов было обнаружено свыше 2
тыс. Составители проделали колоссальную
работу по выявлению нормативных актов,
их сличению, отбору. В составленный
реестр отобранных актов вошло 53329
наименований. К 1830 году Полное собрание
законов Российской империи было
подготовлено, а в апреле 1830 года
напечатано. Оно включало 40 томов законов
(330920 актов) и 6 томов приложений (указатели,
книга чертежей и рисунков и т.д.).

Свод
законов (работа над ним и издание были
завершены в 1832 г.) заключал в себе только
действующие законы, которые
систематизировались не по хронологии,
а по отраслевому принципу. Свод был
издан в 15 томах, содержащих действующие
законы на 1 января 1832 г.

Составители
стремились расположить акты по
определенной системе, соответствовавшей
отраслям права.

В I-III-м томах Свода
излагаются основные законы, государственное
и губернское установление и т.п.;

в IV-м — уставы о
рекрутских и земских повинностях;

в V-VIII-м — уставы о
налогах, пошлинах, питейном сборе и
пр.;

в IX-м — законы о
сословиях и их правах;

в X-м — законы
гражданские и межевые;

в XI-XII-м — уставы
кредитных учреждений, торговые,
постановления о фабричной, заводской
и ремесленной промышленности и т.п.;

в XIII-XIV-м — уставы
благочиния (врачебный, о паспортах и
беглецах, о содержании под стражей и
др.);

в XV-м — уголовные
законы. Свод был в основном сборником
норм феодально-крепостнического права,
направленных на сохранение, защиту и
укрепление самодержавия.

  1. Гражданское право по Своду законов Российской империи в 1830-е гг.

Развитие
гражданского права проходило на
основе кодификации старых форм
права
, что, соответственно, не могло
не повлиять на характер этой отрасли:
сохранились элементы сословного
неравенства, ограничения вещных и
обязательственных прав. Крестьянам
запрещалось выходить из общины и
закреплять за собой земельный надел.
Помимо этого, крестьяне, которые не
имели торговых свидетельств и недвижимой
собственности, не могли выдавать
векселя. Ограничивалась правоспособность
и дееспособность духовных лиц, еврейского
и польского населения.

Распоряжение
землей подвергалось особым ограничениям
:
земля казенных и удельных крестьян не
могла отчуждаться ни отдельными
общинниками, ни общиной в целом.
Продолжало существовать право родового
купца и система майоратов, земельных
владений, полностью изъятых из оборота
и переходивших по наследству старшему
в роду.

В
сфере гражданского права
 широко
применялись местные обычаи и традиции,
уровень юридической техники был
невысоким, что, соответственно, отразилось
на терминологии: юридическое лицо
определялось как «сословие лиц»,
сервитут определялся как «право участия
частного», правоспособность и
дееспособность не разграничивались.

Право
собственности
 определялось
следующим образом: «Собственность –
власть в порядке, гражданскими законами
установленном, исключительно и независимо
от лица постороннего владеть, пользоваться
и распоряжаться имуществом вечно и
потомственно» (ч. 1, т. X Свода законов
Российской империи). Право собственности
могло быть приобретено путем дарения,
пожалования, выдела, завещания,
наследования, приращения, присоединения,
смешения вещей, переработки, мены,
купли-продажи, других договоров и
обязательств, вследствие давности
«спокойного, бесспорного и непрерывного»
владения в течение 10 лет, оккупации
(для движимых вещей).

В обязательственном
праве
 различались обязательства
из договоров и обязательства из деликта
(причинения вреда и недозволенных
действий).

Среди
договоров выделялись
:

  • Договор мены. 

Запрещалась
мена недвижимого имущества, кроме
отдельных случаев (например, посадам
и городам разрешалось для получения
удобного выгона менять казенные земли
на помещичьи). Мена движимого имущества
не ограничивалась.

  • Договор купли-продажи 

Мог
совершаться как самим собственником,
так и другими лицами “по доверенности”.
Продавать можно было лишь то имущество,
которое принадлежало продавцу на праве
собственности, в том числе крепостных
крестьян (запрещалась продажа их лицам
“недворянского происхождения”).
Продажа недвижимого имущества совершалась
посредством оформления купчих крепостей,
составление которых подробнейшим
образом регламентировалось законом.

  • Договор запродажи.

Был
упомянут впервые. По этому договору
одна сторона обязывалась продать к
назначенному строку недвижимое или
движимое имущество, причем в договоре
указывались цена, а также сумма неустойки.
Договор запродажи оформлялся составлением
запродажной записи на гербовой бумаге
и заносился в специальную книгу.

  • Договор имущественного найма.

Недвижимое
имущество запрещалось здавать в наем
на срок свыше 12 лет. Договор найма
недвижимого имущества, мореходных и
речных судов оформлялся письменно.
Договор найма движимого имущества мог
заключаться и “словесно”.

  • Договоры поставки и подряда 

Рассматривались
законодателем вместе. Самостоятельного
договора перевозки еще не было.

  • Договор займа 

Мог
заключаться под проценты, но в размере
не более 6% годовых. Он мог составляться
домашним порядком и нотариальным.
Договор займа признавался недействительным,
если он был подложным, заключен во вред
другим кредиторам, при игре в карты.
Заемные письма могли передаваться
заемодавцем другому лицу. Договор
ссуды имущества
 состоял в том, что
одно лицо уступало другому лицу право
пользования движимым имуществом под
условием его возвращения в том же
состоянии. Договор ссуды имущества
носил безвозмездный характер.

Широкое
распространение получил договор
товарищества, предусматривались полное
товарищество, товарищество на вере (по
вкладам), товарищество по участкам
(компания на акциях – прототип
акционерного общества), трудовое
товарищество (артель).

Российский ученый м.м. Сперанский и его вклад в создание свода законов Российской империи *

<*> Slobodyanyuk I.P. Russian scholar M.M. Speranskij and his contribution into creation of the Code of laws of the Russian empire.

Слободянюк Ирина Павловна, Российская академия правосудия, профессор кафедры истории права и государства и права, кандидат исторических наук, доцент.

Историко-правовой анализ источников подвиг автора статьи показать, какую большую роль сыграл великий российский ученый М.М. Сперанский в формировании и создании Свода законов Российской империи, который востребован и в настоящее время.

Ключевые слова: великий русский ученый М.М. Сперанский, Свод законов, систематизация, кодификация, законодательство, государственное право, гражданское право, административное право, уголовное право, процессуальное право, преступление, санкция, процесс.

Historical-law analysis of various sources prompted the author of the article to show the great role of Russian scholar M.M. Speranskij in formation and creation of the Code of laws of the Russian empire which still remains up-to-date.

Key words: great russian scholar M.M. Speranskij, Code of laws, systematization, codification, legislation, state law, civil law, administrative law, criminal law, procedure law, crime, sanction, procedure.

Проводимая в настоящее время в России правовая, в том числе судебная, реформа сталкивается во многом с проблемами, имевшими место в предшествовавшие исторические эпохи, хотя и на более высокой ступени общественного развития. В свое время В.В. Путин назвал три основных условия для ее успешного проведения: 1) наличие адекватных социально-экономической ситуации в стране законов; 2) судебная практика; 3) кадровое обеспечение [1]. Эти факторы не новы, именно они определяли степень соответствия правовой ситуации времени и в эпоху Российской империи.

Попытки совершенствования законодательства России путем его кодификации предпринимались не один раз в течение XVIII в., но они не увенчались успехом. Очередная такая попытка имела место в первой четверти XIX в., когда комиссия во главе со Сперанским, а затем Розенкампфом подготовила проекты гражданского, уголовного и торгового уложений.

Важное место занимала Комиссия для составления законов, учрежденная еще 16 декабря 1796 г. под руководством генерал-губернатора. 21 октября 1803 г. она была передана в ведение Министерства юстиции, а с 28 февраля 1804 г. стала именоваться Комиссией составления законов при Министерстве юстиции. Ей было поручено подготовить общую книгу законов, состоящую из четырех частей: 1) «Основание прав»; 2) «Законы общие»; 3) «Законы частные»; 4) «Судебные обряды». В состав комиссии входили: Министр юстиции П.В. Лопухин, товарищ министра (с 16 декабря 1808 г. — сенатор) Н.Н. Новосильцев, М.М. Сперанский (с 8 августа 1808 г., с 16 декабря 1808 г. — товарищ министра юстиции). Комиссия включала три экспедиции: 1-я экспедиция занималась составлением книг («Основание прав», «Общие законы», «Судебные обряды»); 2-я — кодификацией всех частных законов провинций; 3-я — проверкой переводов, редакцией и ревизией работ комиссии.

7 марта 1809 г. произошли изменения в структуре комиссии. Она теперь состояла из Совета, Правления и юрисконсультов, распределявшихся по шести отделениям, которые занимались вопросами изложения законов и составления их планов. Правление контролировало деятельность шести отделений, рассматривало и утверждало план их работы. В его состав вошли: Министр юстиции П.В. Лопухин, товарищ министра М.М. Сперанский и сенатор Н.Н. Новосильцев.

Совет комиссии ведал рассмотрением сложных вопросов кодификации, представляемых ему Правлением, и имел право пересматривать изложение законов в процессе их составления. Совет комиссии включал членов Правления и лиц, назначаемых императором. 1 января 1810 г. Комиссия составления законов при Министерстве юстиции была передана в состав Государственного совета.

В 1821 г. М.М. Сперанский был назначен членом Государственного совета и руководителем комиссии по подготовке нового Уложения. Однако смерть Александра I на некоторое время приостановила работу данной комиссии.

В 1826 г. по указанию императора Николая I Уложенная комиссия была преобразована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества. Император потребовал именно создания Свода законов, а не новой редакции Уложения. Данной работой фактически руководил М.М. Сперанский. В этот период наметились два подхода к кодификации права Российской империи: 1) сведение в единое собрание всех действующих и утративших силу законов без их изменений; 2) составление нового Уложения. В конечном итоге был избран первый вариант, заключавшийся в подготовке Полного собрания законов Российской империи и Свода всех действовавших в то время в стране законов.

В апреле 1830 г. было издано 45-томное Полное собрание законов Российской империи [2], в которое вошло более 30 тысяч законодательных актов с 1649 г. по 12 декабря 1825 г. Одновременно велась и работа по подготовке собрания действовавших в то время законов.

После рассмотрения 10 января 1832 г. Государственным советом 15 томов Свода законов было принято решение опубликовать и ввести в действие Свод законов Российской империи [3] с 1 января 1835 г. Следует отметить, что Полное собрание законов строилось по хронологическому принципу, а Свод законов — хотя и не совсем последовательно, но уже по отраслевому принципу.

Свод законов был издан в 15 томах, объединенных в 8 книг: кн. 1 содержала в основном законы об органах власти и управления, а также государственной службе; кн. 2 — уставы о повинностях; кн. 3 — Устав казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питейном сборе и др.); кн. 4 — законы о сословиях; кн. 5 — гражданское законодательство; кн. 6 — уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые, уставы о промышленности и др.); кн. 7 — уставы благочиния (уставы о народном продовольствии и общественном призрении, Врачебный устав и др.); кн. 8 — законы уголовные. Они, в свою очередь, подразделялись на разделы, главы и отделения, каждое из которых имело свое заглавие. Главы и отделения делились на статьи, которые содержали соответствующие законодательные нормы. Следует указать, что статьи представляли собой не простое повторение текста источника, а являлись синтезированной их совокупностью. Другими словами, конкретная статья могла быть основана и на определенной части законодательного акта, и на указе Сената, и на распоряжении министерства, которые по тем или иным причинам не вошли в Полное собрание законов Российской империи. Причем никакого различия в сравнительной силе их действия в процессе кодификации законодательства не было проведено.

Власть царя по Своду законов определялась следующим образом: «Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но за совесть сам Бог повелевает» [4. С. 147]. Таким образом был оформлен в российском законодательстве абсолютный, неформальный характер государственной власти.

Важно указать, что развитие гражданского права происходило на основе систематизации старых форм права, что не могло не повлиять на характер этой отрасли: сохранились элементы сословного неравенства, ограничения имущественных и обязательственных прав. Все действовавшее в то время гражданское законодательство было сосредоточено в X томе Свода законов. Особое внимание уделялось в Своде законов укреплению права собственности. Впервые в российском законодательстве в Своде законов нашло отражение понятие права собственности как права «исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным (имуществом) вечно и потомственно» [5. Т. X, ч. 1, ст. 262].

Кроме того, в этой же статье получило довольно подробное определение право собственности на землю, которое теперь трактовалось как право «на все произведения на поверхности ее, на все, что заключается в недрах ее, на воды, в пределах ее находящиеся, и, словом, на все ее принадлежности» [6]. Таким образом, право собственности на землю в Своде законов рассматривалось как право на все, что построено на ее поверхности, на все, что находится в ее недрах в пределах данного участка земли.

Обязательственное право занимало также значительное место в Своде законов. Это было обусловлено прежде всего развитием товарно-денежных отношений в России. В соответствии с законом допускалось заключение договоров как в письменной, так и в устной форме. Среди средств, обеспечивавших выполнение договоров, выделялись: поручительство, неустойка, залог недвижимого имущества и заклад движимого имущества.

В Своде законов предусматривались следующие виды договоров: 1) договор мены; 2) договор купли-продажи; 3) договор запродажи; 4) договор имущественного найма; 5) договоры поставки и подряда; 6) договор займа; 7) договор личного найма; 8) договор товарищества.

В Своде законов нашло отражение развитие семейно-брачных отношений в исследуемый период. В соответствии с законом устанавливался следующий брачный возраст: для мужчин — 18 лет, для женщин — 15 лет. Кроме того, запрещалось заключать брак лицам, чей возраст превышал 80 лет. Причем заключение брака находилось в зависимости не только от воли вступавших в брак, но и от согласия их родителей, опекунов или попечителей. Если же брак заключало лицо, находившееся на военной или гражданской службе, обязательно требовалось письменное согласие руководства. Без разрешения помещика не имели права вступать в брак крепостные. Браки христиан с представителями других конфессий не разрешались. Под запрет также попадали четвертый брак и любой новый без предварительного расторжения предыдущего. Только церковный брак рассматривался в качестве законного. Поэтому право на его расторжение могла предоставить только церковь.

В семье главное место отводилось мужу. Жена находилась в неравном, подчиненном положении по отношении к нему. Она должна была повиноваться ему как главе семейства. Кроме того, оставалась значительной власть отца по отношению к детям независимо от их возраста.

Имущественные отношения супругов были независимы: приданое жены, а также приобретенное законным способом, даренное или полученное по наследству имущество признавалось отдельной собственностью каждого из супругов, которые могли распоряжаться им по своему усмотрению. Дети, рожденные вне брака, считались незаконными и не имели права носить фамилию отца и наследовать его имущество.

В соответствии с законом принципы наследственного права в первой половине XIX в. получили свое развитие. Имущество должно было переходить к наследникам по завещанию или по закону. Для того чтобы завещание было признано действительным, оно должно было составляться в здравом уме и твердой памяти, т.е. во вменяемом состоянии, лицами, достигшими 21-летнего возраста. Причем единственно обязательной формой завещания признавалась только письменная форма. Если же завещание отсутствовало, то имущество переходило к наследникам по закону, т.е. сыновьям умершего. При отсутствии сыновей наследниками становились внуки, при отсутствии внуков — правнуки и т.д. Если наследников мужского пола не было, то имущество наследовали лица женского пола: дочери, внучки и др. В случае отсутствия нисходящих наследников право наследования имели родственники боковой линии. Если же не было и таких родственников, то наследство переходило к родителям. В целом, как отмечает И.В. Ружицкая, гражданское законодательство в Своде законов явилось отражением недостатков, прежде всего «с точки зрения юридической техники: они отличались казуальностью и неопределенностью формулировок, неуклюжестью формулировок» [7. С. 44].

Следует указать, что до принятия в 1845 г. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных источниками уголовного права в России были Соборное уложение 1649 г. и Воинский артикул 1716 г., основное содержание которых и было сосредоточено в книге первой XV тома Свода законов. Книга содержала 11 разделов, подразделявшихся на главы, которые, в свою очередь, делились на статьи. В целом книга, в которой впервые были выделены Общая и Особенная части, включала 765 статей.

Несмотря на большое значение представленного в XV томе в систематизированном виде уголовного законодательства, в нем встречалось много противоречивых норм и статей, которые в значительной степени отставали от насущных потребностей общественного развития.

Процесс в исследуемый период в основном оставался инквизиционным. Хотя в соответствии с Указом 1801 г. были запрещены пытки в ходе расследования судебных дел, они довольно широко применялись в следственной практике.

Свыше 800 статей Свода законов (кн. II, т. XV) посвящались уголовному процессу. Главная роль отводилась в них полиции, которая отвечала за производство следствия и исполнение приговора. В соответствии с законом следствие делилось на предварительное и формальное. Дело открывалось обычно на основе доноса, жалобы отдельных лиц или по инициативе прокурора, стряпчих или полиции. Надзорные функции за производством следствия выполняли прокуроры и стряпчие. После завершения следствия дело передавалось в суд.

Необходимо подчеркнуть, что судебное следствие как составная часть судебного разбирательства не проводилось. Как правило, один из членов суда или секретарь докладывал о существе дела. Обвиняемого вызывали в суд только для формального выяснения вопроса, применялись ли к нему в процессе следствия неразрешенные законом методы и приемы. А свидетели и эксперты в суд и вовсе не вызывались. Таким образом, можно констатировать, что обвиняемый являлся не субъектом, а объектом процесса.

Следует отметить, что в Своде законов была закреплена существовавшая еще со времен «Краткого изображения процессов или судебных тяжеб» (1716 г.) система формальных доказательств, которые делились на совершенные и несовершенные. В соответствии с законом совершенные доказательства включали: собственное признание обвиняемого; заключение медицинских экспертов; письменные доказательства, признанные обвиняемым; идентичные показания двух свидетелей. К несовершенным доказательствам были отнесены: внесудебное признание обвиняемого, подтвержденное свидетелями; оговор обвиняемым посторонних лиц; повальный обыск; показания одного свидетеля; улики.

Необходимо сказать, что решения по наиболее тяжким уголовным делам судом первой инстанции направлялись в палату уголовного суда для вынесения окончательного приговора. Хотя приговоры по таким сложным делам довольно часто рассматривались в ревизионном порядке в вышестоящих судах. Причем осужденные, которые не располагали правом освобождения от телесных наказаний, могли обжаловать приговор только после его исполнения, предусматривавшего телесные наказания. Если же жалоба оказывалась необоснованной, то подававший ее снова подвергался телесному наказанию или тюремному заключению.

В случае недостаточного количества улик судом не выносился обвинительный или оправдательный приговор, а подсудимый оставался под подозрением. Крестьян и мещан, как правило, подвергали в такой ситуации выселению в Сибирь, основываясь на приговорах местных обществ. В соответствии с официальной статистикой исследуемого периода большинство уголовных дел завершалось принятием решения об оставлении обвиняемых под подозрением.

Дела по наиболее опасным для государства преступлениям — государственным и против веры — должны были рассматриваться, как отмечается в ст. 1241, без малейшего промедления. Они должны были рассматриваться на основании указа императора особыми верховными уголовными судами. Персональный состав таких судов определялся монархом. Такой верховный уголовный суд рассматривал под непосредственным контролем Николая I, в частности, дела декабристов. Кроме того, существовал особый порядок рассмотрения дел крепостных крестьян, организовавших выступления против своих помещиков. Их дела рассматривались военным судом. Следует заметить, что приговоры военного суда, утвержденные губернатором или министром внутренних дел, приводились в исполнение незамедлительно.

Что касается дел, связанных с незначительными преступлениями (мелкие кражи с ущербом до 20 руб., пьянство, легкие побои и др.), то решения по ним принимали полицейские чиновники.

Свод законов оставлял за помещиками право производить судебное разбирательство по маловажным преступлениям, совершенными крепостными крестьянами.

Следует заметить, что в исследуемый период в судах продолжало процветать взяточничество, а образовательный уровень судей был довольно низким. Некоторые дела в судах рассматривались в течение многих лет.

Таким образом, в уголовном законодательстве Свода законов (т. XV) были впервые выделены Общая и Особенная части, сформулированы понятия преступления и видов соучастия в нем, а также многие другие институты. Однако для него, как указывает И.В. Ружицкая, «была характерна недостаточная определенность составов преступлений и санкций: вместо определения наказаний том содержал выражения «поступить по законам», «наказать по всей строгости законов», «наказать по мере вины», «судить как ослушника законов» [8].

Систематизация права в России имела большое значение, так как она привела к формированию гражданского, уголовного и других специальных отраслей законодательства. Это способствовало завершению процесса формирования основных отраслей отечественного права: государственного, гражданского, административного, уголовного и процессуального. Большую роль в осуществлении этой масштабной работы сыграл М.М. Сперанский. Этот факт признается в полной мере многими правоведами и историками. Однако имеются и такие исследователи, которые полагают, что составление Свода законов Российской империи являлось для Сперанского ответственейшим делом, но «звездный час этого государственного реформатора пришелся на 1809 — 1811 гг. и закончился вместе с ними» [9. С. 79]. Думается, такое категоричное утверждение является неправомерным, так как успешное осуществление кодификации российского законодательства в начале 30-х годов XIX в. под руководством и при непосредственном участии М.М. Сперанского, попытки которого неоднократно предпринимались в XVIII — первой четверти XIX в., свидетельствуют об обратном. «Законодательство, деятельность административных и судебных органов, юридические процедуры, оформление документов — все это должно было, по мысли Сперанского, гарантировать, — отмечает А.А. Александров, — свободу воли индивида, его права и право собственности прежде всего» [10. С. 114]. «Свод законов Российской империи отвечал общей идее равенства и преемственности законности, которые очень быстро распространились, — как отмечает французский исследователь А. Безансон, — в русском обществе и обозначили дистанцию между его правительством и восточными режимами» [11. P. 25].

Литература и примечания

  1. URL: http://www.Strana.ru/stories/01/11/22/2076/156891.html.
  2. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. С 1649 по 12 декабря 1825 года. СПб., 1830. Т. 1 — 45.
  3. Свод законов Российской империи, повелением государя императора Николая Павловича составленный. СПб., 1832. Т. 1 — 15.
  4. Цит. по: История России с древнейших времен до XX в. М., 1997. Ч. 3.
  5. Свод законов Российской империи, повелением государя императора Николая Павловича составленный. СПб., 1832. Т. 10.
  6. Там же.
  7. Ружицкая И.В. Судебное законодательство Николая I (работа над уголовным и гражданским уложениями) // Отечественная история. 2001. N 4.
  8. Там же.
  9. Коваленко В.И. Михаил Михайлович Сперанский // Вестник Моск. ун-та. Серия 12. Полит. науки. 1999. N 6.
  10. Александров А.А. Философия реформ в России и Западной Европе: взгляды М.М. Сперанского // Новый исторический вестник. 2001. N 2.
  11. Besancon A. Present sovietigue et passe russe. P., 1986.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по размерам одежды
  • Кофеварка рожковая mystery mcb 5120 инструкция
  • Garage door opener se 500 инструкция
  • Руководство для пользователей по применению
  • Экрос спектрофотометр пэ 5300ви руководство по эксплуатации