Создать классное руководство

Как завоевать доверие учеников и не потерять авторитет


Несколько эффективных стратегий преподавателя…

18 сентября 2017

Статья ориентирована на педагогов средней школы, однако может быть актуальна и для других преподавателей, и даже для родителей.

Наверное, каждому педагогу хочется, чтобы ученики доверяли ему и при этом уважали.

начальная школа2

Для начала давайте подумаем, каким людям доверяете вы? Кого вы сами считаете авторитетом, специалистом в своей области? Предлагаю вам вспомнить примеры из своей жизни. Как хорошие, когда вы поняли, что можете доверять кому-то больше. Так и плохие, когда вы разочаровались и отдалились от человека. Для нашего мысленного эксперимента будет полезнее, если вы вспомните ситуации из школьной жизни, моменты взаимодействия с вашими педагогами.

Несколько эффективных стратегий преподавателя:

  • Вы искренне сочувствуете ученикам. Это значит, что вы видите, признаете и понимаете их чувства. При этом не обязательно всегда становиться на сторону учеников, все прощать и даже отменять контрольную работу.

  • Вы уважаете мнения учеников. Да, они еще дети, их мнение может много раз поменяться. Но сейчас они действительно могут думать определенным образом и верить в то, что говорят.

  • Вы последовательны и предсказуемы для своих учеников. А также для их родителей. У вас не семь пятниц на неделе, и вы не меняете правила по ходу игры. Это относится ко всему спектру взаимодействия с учениками: работе на уроках, проверке работ, выставлению оценок и многому другому. Чем лучше ученики представляют, чего от вас ожидать, тем лучше они себя чувствуют у вас на уроках. Тем выше доверие к вам как к учителю. Даже если у вас строгие правила.

  • Ваши правила прозрачны. Например, вы цените спонтанный ответ у доски выше, чем заготовленные задания. Или, наоборот, большая домашняя работа будет вами оценена выше, чем труд ученика в классе. Пусть ученики знают о ваших предпочтениях.

  • Вы поощряете вопросы от учеников и обратную связь по поводу занятий. Если ученикам не страшно спросить то, что они не поняли, это существенно повышает градус доверия к учителю. Звучит очень просто, но на самом деле детям и подросткам нужно очень много смелости, чтобы признаться в том, что они что-то не поняли. Поэтому вы можете активно поддерживать тех, кто спрашивает, используя разные приемы. Например, благодарить за вопросы, играть в «данетки» в классный час и проч.

  • Вы признаете свои ограничения, в том числе в знаниях. Буквально это значит, что на некоторые вопросы вы не знаете ответ. И можете об этом сказать ученикам. Вместо того чтобы выдумать ответ или переводить разговор на другую тему, можете сказать, что вам нужно время, чтобы подготовиться.

  • Вы признаете свои ошибки. Если будете открыты к обратной связи от учеников, рано или поздно вам скажут, что вы были в чем-то неправы. Это может показаться возмутительным, но также это может быть правдой. Когда педагог признает свою ошибку перед учениками, отношения с ними выходят на новый уровень. Признать ошибку. Извиниться. Продолжить диалог. Вы не робот, а живой человек и можете ошибаться.

  • Вы уважаете личные границы, как свои, так и учеников. Есть вопросы и темы, которые вы не готовы или не хотите обсуждать. Вы можете сообщить ученикам, что не хотите отвечать на вопрос. Так же и по отношению к детям: могут быть вопросы, на которые им неловко отвечать (при всех или даже тет-а-тет), личная информация про учеников, которую не стоит распространять без необходимости внутри класса и среди педагогов, летающие по классу записки, которые не стоит зачитывать вслух.


Читайте по теме: Проблемы начинающих учителей: как выстроить отношения с учениками


Какие действия педагога могут разрушать доверие и авторитет?

  • Необъективность оценок. Все ученики по-разному относятся к предмету, и наверняка есть те, кто с большим прилежанием выполняет задания. Когда учитель перестает замечать ошибки отличников, это замечают остальные дети. Когда учитель подразумевает, что ребенок по умолчанию хорошо знает предмет и не спрашивает его, других детей это очень задевает. Так же как выставление плохих оценок, когда педагог ориентируется на прошлый опыт.

  • Пренебрежение аргументами. Например, учитель говорит: «Ты пока молод и неопытен, поэтому тебя никто не будет слушать», «Вырастешь – поймешь». Эти фразы как бы говорят ребенку, что его мысли никого не интересуют. Найдите другие формы выразить свое мнение в более уважительном ключе.

  • Стать «своим». Бывает, когда учитель объединяется с учениками против школы как целого или против других учителей. Это может выражаться в посвящении детей во «внутреннюю кухню» школы, осуждении при детях действий других преподавателей и т. д. Для учеников вы часть школы, и, когда вы «играете» против школы, это снижает ваш авторитет. Сюда же относятся общие секреты с детьми от других преподавателей, родителей.

  • «Доброта» преподавателя. Например, учитель сначала напугал контрольной, потом ее снисходительно отменил. Когда педагог завышает оценки, прощает недочеты для того, чтобы заслужить хорошее отношение учеников, это производит обратный эффект.

  • Конкуренция с детьми. Одна из самых сложных ошибок, потому что люди в целом редко замечают, что конкурируют. Например, педагог говорит, что знает предмет лучше ученика, и в доказательство этому «заваливает» ученика вопросами, когда тот достаточно хорошо ответил. Стоит обратить внимание на действия педагога, когда он демонстрирует свое превосходство над учениками.

  • Создание сверхблизких отношений с учениками. В отношениях с учениками важно сохранять некоторую дистанцию. Для каждого педагога эта дистанция будет своя. Но создание даже теплых дружеских отношений, походы в кафе и кино с одним-двумя учениками разрушительно действуют на учительский авторитет.

  • Распространение личной информации об учениках. Ученики могут поделиться с педагогом чем-то личным, например ситуацией, которая сложилась в семье, или прошлым опытом. Не стоит использовать эту информацию против ребенка: обсуждать с учителями, при всем классе или даже как аргумент в беседе тет-а-тет с этим же ребенком. Например: «Ты же говорил, что у тебя родители мало зарабатывают. Учись лучше, и не будет у тебя в семье проблем с деньгами». Так не стоит говорить, даже если вы уверены, что это так.

Это были некоторые идеи, как можно сохранить авторитет и доверие учеников, а также исправить ошибки преподавателей. Кроме этого, предлагаю вернуться к результату нашего мысленного эксперимента. Что из вашего ученического опыта подтверждает вышесказанное? Какие были истории и ситуации, которые говорят о важности чего-либо другого? 

Как
сделать классное руководство  интересным и содержательным

Выступление на ШМО классных руководителей

Панина М.И.

Выступление  «Как
сделать классное дело интересным и содержательным»

                                                                             
От
правильного воспитания детей

                                                                                      
зависит
благосостояние всего народа.

Дж. Локк

Вопросы
образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись
одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху. А
так как этот процесс начинается с самого раннего возраста, то основная
ответственность за его успешную реализацию возлагается на школу, учителя,
классного руководителя, воспитателя.

Каждый ребёнок
уникален и неповторим, и задача педагогов классных руководителей, воспитателей,
состоит, прежде всего, в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и
терпение, сориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и
значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное,
индивидуальностью.

Но процесс воспитания
не может быть эффективным, если он заключается только в передаче учителем опыта
предыдущих поколений. Эта деятельность должна предусматривать совместное,
равноправное, активное взаимодействие и учащихся, и классного руководителя,
воспитателя.

Согласно
требованиям, нового Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования процесс взаимодействия школы и детей должен быть направлен
на «воспитание, социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их
самоидентификацию и гражданское становление».

Для меня быть
классным руководителем – это радость общения, это круг своих детей, это
реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому
своему воспитаннику, это радость небольших достижений и больших побед. Я
убедилась в том, что успех приходит тогда, когда проявляешь искреннюю любовь к
детям, принципиальность, тактичную требовательность, справедливость,
неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника.

Конечный продукт
нашей работы – выпускник начальной школы, творческая личность,
индивидуальность, личность, умеющая работать в коллективе и для коллектива,
здоровая и любящая, ведущая здоровый образ жизни, личность, которая имеет
гражданскую позицию, любящая свое государство, свое историческое культурное наследие.

На сегодняшний день существует много форм
внеклассной работы. К классическим формам работы с классным коллективом
относятся классный час, классное собрание, час общения, информационный час.
Учащимся нравятся такие формы работы как викторины, конкурсы, марафоны,
состязания, турниры и они с радостью принимают в их участие. Однако главной
формой внеклассной работы является классный час. Задача классного руководителя
заключается в оптимальном выборе формы проведения классного часа в зависимости
от возраста учащихся и поставленных целей работы.
  Классный час, конечно же, не урок. Но обыкновенно ему определяют
место в учебном расписании, чтобы сделать обязательной еженедельную встречу
классного руководителя со своим классом. Во время классного часа обычно
подводятся итоги за прошедшую неделю. Учащиеся обсуждают результаты
успеваемости и состояние дисциплины в классе. Нередко классные часы посвящаются
беседам по вопросам морали и культуры поведения, проведению встреч с
интересными людьми. Чаще всего классные часы проводит классный руководитель. На
классном часе возможно совместное творчество педагога и учащихся, обмен
мнениями обеих сторон. Классный час выполняет несколько воспитательных функций:
просветительную, ориентирующую и направляющую.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные
функции: он просвещает, ориентирует и направляет учащихся. Тематика классных
часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в воспитательных
планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:

1. Морально-этическим проблемам. На них формируется определённое
отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому
себе.

2. Проблемам
науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у
воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику
духовного развития личности.

3. Эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики
знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном
в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у них
сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился
творческий потенциал.

4. Вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые
должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека.

5. Психологическим проблемам. Цель таких классных часов
заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации
элементарного психологического просвещения.

6. Проблемам
экологии. Необходимо привить учащимся ответственное отношение к природе. Как
правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире.

7. Общешкольным проблемам (значимым общественным событиям,
юбилейным датам, праздникам).

Перед проведением классного часа классный
руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения
классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и
проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно
больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными
учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные
особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития. В
структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной,
основной и заключительной.

Вступительная часть призвана
активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и
уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение
обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и
науки.                                                                                      
Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа. Во
время заключительной части важно стимулировать потребность учащихся внести
изменения в работу класса. Следовательно, классный час – это прямое общение
педагога со своими воспитанниками, и его успешность зависит от взаимопонимания
всех участников воспитательного процесса.

Классное собрание – это иная форма взаимодействия классного
руководителя с классным коллективом, которое
 является наивысшим органом самоуправления
в классе, где дети учатся общению, демократии, сотрудничеству,
самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа – обсуждение
вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе. Классное собрание
выполняет
 две функции: стимулирующую и организующую. Классное собрание распределяет
поручения, избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива,
слушает доклады учеников о выполнении поручений. Личное участие классного
руководителя обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия
какого-либо решения и несёт персональную ответственность за его выполнение.
Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку
проведения собрания, умению слушать выступающих, выступать самим, вырабатывать
коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.

Ещё одна интересная форма проведения
классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни
учащихся, если он задуман интересно и необычно. Час общения – это совместное
творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности
поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в
подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения.
Классному руководителю при этом важно создать комфортный микроклимат в классе,
чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться
или быть непонятыми. Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит
от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей,
профессионализма педагога. Это могут быть
 беседы, дискуссии (диспут). Дискуссия позволяет вовлечь детей в обсуждение
поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения,
слушать и понимать иное мнение. А
 сюжетно-ролевые игры позволяют обсудить проблему, вызвать
сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры. Варианты
проведения ролевых игр могут быть различными: “инсценированный суд”,
“спрашивали – отвечаем”, инсценировка литературного произведения. К формам
работы, вызывающим интерес у учащихся, относятся также устные журналы и
социальные проекты. Эти формы работы ставят перед учащимися конкретные
проблемы, возникающие в классе и требующие решения. Одним из способов быстрого
решения проблемы является “мозговая атака” или “мозговой штурм” так же учащимся
нравятся классные часы в форме телевизионных игр: “Звёздный час”, “Что? Где?
Когда?”, “Слабое звено”, “Счастливый случай” и
 тематические классные часы. Тематические классные часы требуют
подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного
времени. Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить
кругозор учащихся, способствовать их духовному развитию.

Важно, что при планировании тематики классных часов необходимо
учитывать не только возраст учащихся, но и их мнение и интересы.

В
последнее время всё больше внимания уделяется инновационным и коммуникативным
технологиям в процессе обучения в рамках выполнения приоритетного национального
проекта «Образования».

На своих уроках я
стараюсь внедрять новые инновационные технологии, создавая условия для
самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе
включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную
деятельность. Активизация деятельности всех учащихся возможна только в общении,
а общение – необходимое условие формирования и развития личности. А общение на
уроке будет лёгким и приятным тогда, когда в классе царит обстановка мира,
дружбы и взаимопомощи. Чтоб создать такую обстановку, я решила изменить
структуру организации внеклассной работы в классе.

В классе действует
орган ученического самоуправления, где ребята готовятся к будущей жизни уже с
малых лет. Ученики живут своей реальной, сегодняшней жизнью. Интересная,
отвечающая их потребностям и особенностям, деятельность: игровая, трудовая,
благотворительная, творческая, досуговая. Формируются и развивают такие
качества, как ответственность, самостоятельность, социальная активность,
коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. И это касается не
группы ребят, а всех членов классного коллектива.

Нужно, чтобы они
сами составляли план работы на целую четверть, сами привлекали ребят из других
классов к сотрудничеству, сами оценивали. В своей творческой деятельности они
решают реально, возможно ли сделать то, что они запланировали. Я, как учитель,
не стремлюсь сразу же откорректировать их план, а даю время продумать,
подготовить и провести намеченные дела. Во время отчёта о проделанной работе в
конце четверти, мы не только говорим о том, что сделали, но и том, что не
смогли сделать. И это очень важно, так как при дальнейшем планировании, я
стараюсь обратить внимание ребят на то, все дела должны быть реальными,
исполнимыми, интересными, важными, а самое главное нужными им самим.

Дети учатся
планировать свою работу так, чтоб в классе жизнь была интересной и дружной.
Каждый, запланировав работу на четверть, сотрудничает со всем коллективом или
группой ребят для достижения цели, каждый сообщает о проделанной работе перед
классным коллективом в конце четверти, отмечая положительные и отрицательные
стороны. Дети сами составляют реальные планы для работы в будущей четверти.
Выбирают лидеров и ответственных конкретных заданий. Задача педагога –
направить деятельность учащихся таким образом, чтоб их действия были социально
одобряемыми и социально признаваемыми. Дети с удовольствием делятся эмоциями,
делами, которые они совершили в течение недели, проводим классные часы так,
чтобы каждый смог высказать своё мнение или же сами ученики ведут классный час
с помощью руководителя.

Создавая
условия ученикам в общеобразовательном учреждении для их успешной
жизнедеятельности, содействуя разностороннему творческому развитию и духовному
становлению, свою педагогическую деятельность направляю на формирование
мотивации к учению каждого ребёнка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности
для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные
формы и методы индивидуальной работы. Стараюсь создать благоприятные условия
для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, творческой
индивидуальности, формирования демократической культуры в системе классного
самоуправления, гуманизируя отношения между детьми в коллективе, организуя
систему самоуправления в классе, способствует формированию навыков
самовоспитания обучающихся.

Вся работа с
детьми направлена на сотрудничество и с семьёй, в интересах ребёнка. Привлекая
родителей к участию в учебно-воспитательном процессе школы, способствую
созданию эмоционального комфорта ребёнка в школе и за её пределами.

Учитель использует
проектную деятельность, как в учебной, так и во внеклассной работе с детьми,
ориентированную на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную,
парную, групповую, которой дети заняты в течение конкретного отрезка времени.
Данная работа направлена на решение конкретной проблемы: «Можно ли в классе
сделать жизнь интересной, а учёбу важной и полезной»?

Вся система
воспитания начинается с того, что учитель должен чётко представлять себе, чего
хочет добиться от детей на данном этапе времени, каким хочет увидеть их в конце
года. Серьёзно подходить к определению содержания работы с детьми. Вместе с
детьми и родителями учиться планировать, осуществлять, анализировать и
подводить итоги. Вести целенаправленную воспитательную работу, для того чтоб
наши выпускники были не только образованными, но и здоровыми,
коммуникабельными, творческими.

Всякая ученическая
группа в школе должна по идее становиться коллективом, ибо только в этом случае
возможно полное достижение всех целей и задач школы.

Цель истинного
воспитания – не только в том, чтоб заставить людей делать добрые дела, но и
находить в них радость; не только быть чистым, но и любить чистоту; не только
быть справедливым, но и жаждать справедливости.

Надеемся, что
ученики будут – самостоятельными личностями, понявшие свою самоценность,
которые достигнут самоопределения и самоутверждения путём саморазвития и
самореализации.

Всё это и есть
главная цель воспитания – счастливый человек! А сейчас идёт долгая и тщательная
работа поиска путей достижения цели. «Воспитание детей – рискованное дело. Ибо
в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же
неудачи горе несравнимо ни с каким другим». (Демократ).

Каждый ученик
должен превосходить своего учителя. Ведь слово педагог переводится с греческого
как «Дето вождение». Мы должны помогать учащимся выбирать то, что
полезно и то, что пригодится им в будущем. Учитель должен стать им примером.

Свое выступление
хочу закончить так:

    Ребенок
— горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является
тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество,
сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От
него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль
классного руководителя — поддерживать огонь в каждом ребенке.

13 советов классному руководителю

1. Соблюдайте личные и профессиональные границы

2. Создайте для класса чёткие правила
и следите, чтобы все, включая вас, их соблюдали

3. Никогда публично
не отчитывайте ребёнка

4. Никогда не обсуждайте чужих детей
и коллег с родителями

5. Доверяйте детям и давайте
им свободу выбора и действий

6. Признавайте свою
вину и просите прощения

7. Помогайте родителям
в рамках своей компетенции

8. Открыто обсуждайте
проблемы класса с детьми

9. Просите родителей обо всех конфликтных
ситуациях между детьми сообщать только вам, а не другим родителям

10. Играйте с детьми

11. Шутите!

12. Избегайте рутины

13. Не живите только работой
и не жалейте себя

ому разрешению правообладателя.

Классное руководство.
Классный руководитель должен быть организатором ученического коллектива класса, хорошо знать учащихся, условия их жизни, особенности характеров, их интересы и склонности и с учетом этого проводить разностороннюю работу с классом по решению учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой. Классный руководитель — это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации. 

В своей деятельности педагогические работники, осуществляющие классное руководство, руководствуются Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», законодательными актами Российской Федерации и Чувашской республики, нормативными правовыми актами Министерства образования РФ и Чувашской Республики, регулярно читают методическую литературу. 

Классное руководство осуществляется как педагогическая функция, обеспечивающая организацию воспитательного процесса в основном его звене — первичном ученическом коллективе. 

В работе с конкретным коллективом учащихся классный руководитель изменяет содержание и соотношение видов деятельности школьников в зависимости от их возраста и уровня воспитанности. Он учитывает также особенности социальной обстановки в стране и конкретные условия школы, класса. Планирование воспитательной работы по видам деятельности обеспечивает разносторонность взаимодействия школьника с окружающим миром, позволяет предупредить однобокое влияние школы, сведение ее воспитательного влияния к узкому кругу однообразных дел, широкого процесса воспитания личности — к обучению. 

Классный руководитель должен владеть целой палитрой форм организуемой деятельности. Необходимо отметить, что количество форм коллективной, группой и индивидуальной деятельности учащихся безгранично. Выбор и создание новых форм определяется как целями воспитания данного коллектива, так и конкретной ситуацией, в которой оно осуществляется. Но вместе с тем форма не может быть самоцелью, она создается как выражение глубокого психологического замысла и реализации воспитательной цели. В этой связи совершенно очевидно, что классный руководитель должен обладать методическим запасом образованных, распространенных в практике школьного воспитания и наиболее популярных форм работы со школьниками, особенно дискуссионных, игровых, состязательных, творческих и др. 

Классный руководитель работает по плану, составленному на четверть или полугодие, в котором кратко определяются конкретные мероприятия по воспитательной работе с классом исходя из наиболее актуальных задач, стоящих перед школой. 

План классного руководителя утверждается директором школы. В крупных школах директор школы может поручать утверждение части планов классных руководителей заведующему учебной частью. Классный руководитель подотчетен в своей работе директору школы, заведующему учебной частью и педагогическому совету. 

Целью классного руководства является формирование ценностных ориентации обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности, соответствующую насущным интересам личности и общества, принципам государственной политики в области образования и определенных Законом РФ «Об образовании». Цель его работы с классом состоит в создании благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в координации усилий педагогов (учителей-предметников, воспитателей, руководителей кружков и др.), родителей, других взрослых, влияющих на становление личности его воспитанников. 

Задачи классного руководства:

Создание классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка. 

Организация всех видов коллективной и индивидуальной , деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью представителей всех социальных институтов воспитания. 

Коррекция индивидуального развития учащихся класса, I способствующая свободному и полному проявлению и развитию их способностей. 

Основополагающими для классного руководства являются следующие принципы:

гуманистическая направленность: в центре внимания классного руководителя — развитие личности каждого обучающегося закрепленного класса (учебной группы), обеспечение прав и свобод обучающихся; 

коллегиальность в организации воспитательного процесса: участие в нем обучающихся, их родителей (законных представителей), а также педагогических работников; 

системность: обеспечение взаимосвязанности и целостности усилий всех участников воспитательного процесса; 

природосообразность: выбор форм организации воспитательного процесса с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, ценностных и целевых ориентации коллектива образовательного учреждения, объективных условий его жизнедеятельности. 

Основные направления классного руководства:

Аналитико-прогностическое: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; выявление специфики, определение состояния и перспектив развития классного коллектива. 

Организационно-педагогическое: организация и стимулирование творческой деятельности обучающихся; установление связей семьи и образовательного учреждения; координация педагогических работников в вопросах организации обучения и воспитания в закрепленном классе (учебной группе), индивидуальная работа с обучающимися; формирование классного коллектива. 

Коммуникативное: развитие и регулирование межличностных отношений между обучаююимися и педагогическими работниками, содействие развитию общего благоприятного психологического климата в коллективе.


В процессе своей деятельности классный руководитель:

получает регулярную информацию о физическом и психическом здоровье воспитанников, их успеваемости и поведении; 

по мере необходимости обращается за методической и организационно-педагогической помощью к руководству образовательного учреждения, методическим объединениям, работающим в нем; 
выносит на рассмотрение администрации, педагогического совета или совета образовательного учреждения предложения, направленные на улучшение жизнедеятельности детского коллектива закрепленного класса, отдельных обучающихся; 

по согласованию с администрацией образовательного учреждения приглашает родителей (законных представителей) для оказания помощи, координации действий в воспитании их детей, обращается в комиссию, инспекцию по делам несовершеннолетних и другие организации для решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием обучающихся класса;

систематически анализирует динамику личностного развития обучающихся; 
контролирует ведение дневников; 

проводит классные часы (собрания, «часы общения» и т. п.) и родительские собрания; 

содействует деятельности родительского комитета класса (учебной группы); 

при поддержке коллег и родителей (законных представителей) осуществляет диагностику вос-питанности обучающихся, эффективности воспитательной работы с ними; 

повышает свою профессиональную квалификацию в целях совершенствования воспитательного процесса; 

планирует свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию, установленными администрацией образовательного учреждения для классных руководителей; 

ведет личные дела обучающихся, дневник (журнал, карту и т. п.) педагогических наблюдений за динамикой развития обучающихся и коллектива класса (учебной группы) в целом; 

осуществляет постоянный текущий контроль над учебным процессом;

работает с родителями по всем профессиональным, воспитательным и бытовым проблемам учащихся; 

ведет индивидуальную работу с «трудными» учащимися и их родителями; 

осуществляет сбор сведений о семьях с указанием места работы, жительства, контактных телефонах; 

осуществляет организационную поддержку досуга школьников. 

Классный руководитель является организатором разнообразных видов жизнедеятельности детей:

познавательной, которая расширяет кругозор школьников, приобщает их к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями; 

трудовой, направленной на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека; 

художественной, развивающей чувственные мироощущения, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям и стимулирующей художественную самодеятельность школьника; 

спортивной, культивирующей здоровый образ жизни, формирующей силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела; 

общественной, содействующей социализации школьника, приобщающей его к активному преобразованию действительности; 

ценностно-ориентировочной, направленной на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях; 

свободного общения, осуществляемого как досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью их деятельности является общение с «другим человеком» как ценностью.

Полномочия классного руководителя:

получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей;

контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса; 

контролировать успеваемость каждого ученика; 

координировать работу учителей-предметников, организовывать педконсилиумы, «малые педсоветы»; 

выносить на рассмотрение администрации, педагогического или методического совета школы согласованные с коллективом класса предложения;

посещать уроки учителей и внеклассные занятия в своем классе;

оценивать поведение учащихся по согласованию со всеми учителями класса, объявлять благодарность классу в целом и отдельным учащимся за успехи в учении, труде, общественно полезной работе и поведении, а также порицание учащимся за допущенные проступки; 

входить в педагогический совет с предложениями о поощрениях учащихся за отличные успехи в учении, труде, другой общественно полезной работе и за примерное поведение в установленном порядке, а также об исключении из школы отдельных учащихся за серьезные проступки, если в отношении к ним были исчерпаны все другие меры педагогического воздействия; 

вызывать родителей учащихся для совместного решения вопросов, связанных с улучшением учебной и трудовой деятельности школьников и их воспитанием; 

проводить собрания родителей класса;

приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в школу; 

по согласованию с администрацией обращаться в отдел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (ОППН), советы содействия семье и школе на предприятиях, организуя решение вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся его класса;

определять программы индивидуальной работы с детьми; 

по согласованию с администрацией и с разрешения педагогического совета школы вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности; 

выбирать формы повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и групповых формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку. 

Требования к подготовке классного руководителя и общие условия его работы

Слагаемыми профессиональной подготовки классного руководителя являются: 

знания и умения по педагогике, детской и возрастной психологии, социальной психологии и психологии отношений; психологии детских коллективов; педагогической этике; 

знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков; владение эффективными методами изучения отдельной личности и группы; 

знание возрастной физиологии, школьной гигиены; 

знание теоретических основ воспитания, владение технологией воспитательного воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой организации свободного времени школьников, коллективной творческой деятельности; техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.); 

знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по организации воспитательного процесса; основных направлений и перспектив развития народного образования и педагогической практики; 

знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания учащихся; Конвенции о правах ребенка; основ трудового законодательства; 

способности к анализу, диагностированию, прогнозированию, программированию, коррекции, самоконтролю; 
организаторские умения и навыки; 
коммуникативные способности; 
высокая духовная культура. 


Для реализации педагогических задач классному руководителю необходимо создать соответствующие условия:
материально-техническое обеспечение организуемой им воспитательной деятельности; 

организационно-методическую помощь со стороны руководства учреждения образования, методической службы;

мотивированное обеспечение (организация систематического коллективного педагогического анализа состояния и перспектив классного руководства, использования методов и мер морального и материального поощрения и др.). 

Круг обязанностей классного руководителя1. Организация деятельности классного коллектива. 
• Ведение журнала. 
• Организация классного коллектива: распределение поручений, работа с активом, направление учеников класса в советы дел, правильная организация каждого коллективного творческого дела, помощь в работе старшего дежурного. 
• Организация дежурства по классу, по школе, по столовой. 
• Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета. 
• Забота о внешнем виде воспитанников. 
• Организация питания. 
2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся. 

• Строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель несет личную ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин.

• Забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, обеспечение им помощи в учебе, передачи уроков, внимания товарищей по классу. 

• Создание обстановки, благоприятствующей учебе. 

• Координация деятельности учителей, работающих в классе (регулирование отношений, коррекции, помощи в учебе; проведение минипедсовета учителей, работающих в классе, раз в четверть). 

• Работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу успеваемости школьника. 

• Создание условий для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение в кружки, факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организация устных журналов, экскурсий, посещений выставок, дальних поездок и т. п.). 

• Развитие умения научно организовать умственный труд (цикл бесед, рекомендации, индивидуальная работа, привлечение к работе психолога). 

• Забота о круге чтения (рекомендации учителей-предметников, знакомство с кругом чтения, помощь в выборе книг, коррекция). 


3. Организация внеучебной жизни классного коллектива. 

• Создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношении, их коррекция, регулирование взаимоотношений. 

• Развитие умений общаться, воспитание ответственности перед коллективом за порученное дело, помощь в его исполнении, контроль за его исполнением. 

• Организация творческих дел в классе с привлечением отдельных учащихся или всего коллектива класса.

• Всемерное вовлечение в общественно полезную, нужную товарищам, людям деятельность, воспитание доброты и милосердия. 

• Охрана здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья, вовлечение в физкультурную, спортивную работу через походы. 

• Организация спортивных соревнований, спортивных игр, походов. 

• Помощь в деятельности различных детских общественных организаций. 

• Поиск интересных форм, глубокого содержания каждого организуемого дела, определение целесообразности и целенаправленности при организации и проведении любой встречи классного руководителя с классным коллективом (будь то классный час, классное собрание, политчас, беседа, откровенный разговор, огонек и т. д.). (Проведение 1 тематического классного часа в месяц обязательно). 

4. Изучение личности и коррекция в воспитании школьников. 

• Изучение личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, с учетом мнения учителей, работающих в классе, и родителей. 

• Работа с характеристиками учащихся, использование характеристик для коррекции личности воспитанника. 
• Организация нравственного воспитания. 

• Воспитание политической культуры. Формирование эстетической культуры. 

• Воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых навыков. 
• Привитие санитарно-гигиенических навыков. 

5. Работа с родителями. 

• Проведение тематических родительских собраний 1 раз в четверть и дня открытых дверей 1 раз в четверть.
• Изучение условий воспитания в семье. 
• Индивидуальная работа с родителями.

• Привлечение родителей для организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности классного коллектива. 
• Влияние на общение ребят с родителями. 


Критерии оценки деятельности классного руководителя. 

Основным критерием оценки работы классного руководителя является реальный рост воспитанности, общей культуры учащихся класса. В оценке уровня воспитанности отдельно взятого ребенка классный руководитель ориентируется на идеальную модель всесторонне развитой личности, т. е. личности, у которой сформированы интеллектуальные, физические, нравственные, эстетические и трудовые качества, наблюдается целостность бытия, сознания и самосознания, сформированы чувства, воля и правильное поведение. Задача классного руководителя — установить меру соответствия реального образа школьника идеальной модели, выражающей цели воспитания.

Семь советов, как создать коллектив из класса

Самой первой задачей для классного руководителя является создание коллектива учеников. Если у вас получится объединить детей, то классное руководство станет интересным делом и даже определенной инвестицией в будущее.  

Все благодарные ученики вырастут и станут специалистами в своем деле — тогда у вас будет на кого опереться в разных жизненных ситуациях. Конечно, важно не только создать, но и развивать коллектив, проявив творчество и здоровую долю пофигизма ко всей канцелярской работе и неадекватным требованиям администрации.

Итак, несколько советов из личной практики.

2003 год.

1. Будьте авторитетом

Современные дети не уважают только за то, что вы старше или потому что вы учитель. Для них это не аргумент. Правильно это или нет — дискутировать в этой статье не буду, просто примем как факт. Можно задавить, запугать, но уважения это не прибавит, а в деле создания коллектива сыграет негативную роль. Они уважают людей, имеющих свое мнение, интересную жизнь вне школы, обладающих чувством юмора и плюс ко всему прекрасно владеющих своей профессией. Станьте для них таким человеком.

Классный руководитель, который имеет собственное достоинство и поддерживает чувство собственного достоинства в каждом ученике — ключевой элемент для создания коллектива.

2. Общее дело

Как только произошел процесс взаимного знакомства и взаимного приятия или неприятия, пора начинать действовать активно. Срочно организуйте общее дело: например регулярный выпуск газеты или КВН, на который ваши ученики вызовут на битву, например, старший класс, учителей и т.д. Самое главное, чтобы выбор мероприятия исходил от самих ребят и был им интересен. Навязанный сверху формат разрушит дело на корню (сами знаете, как готовить спущенные сверху мероприятия — ни уму ни сердцу). Подготовка конкретного дела будет объединять всех в достижении цели.

Такую газету мы выпускали в докомпьютерную эру.

Важно, чтобы у каждого было собственное задание, за которое он в состоянии отвечать. Общее дело поможет ребятам посмотреть друг на друга с другой стороны, увидеть положительные стороны каждого. Так будет сделан следующий шаг в становлении коллектива.

3. Да ошибкам

Если вам удалось выполнить п.1, ваши поступки и слова будут оказывать огромное влияние на ваших подопечных. Примите для себя некоторые правила, которые будут поддерживать хорошие отношения и укреплять их. Никогда не ругайте за ошибки. Это отбивает охоту двигаться вперед, рождает неуверенность. Учите ребят  делать правильные выводы из неудач. Это очень полезный опыт. Я обычно говорила, что, ошибившись, стоит расстроиться… на пару минут. А потом нужно посмотреть на ситуацию со стороны и понять, а что было сделано не так, может, посоветоваться с кем-то. И сделать в следующий раз по-другому. Для ребенка важно ваше мнение, а не укор и овиновачивание. Перевод ошибки со знака «минус» на знак «плюс» очень сильно влияет на атмосферу в коллективе.

4. Нет фамилиям

Еще одно важное правило для создания положительной психологической обстановки в коллективе — намеренное избегание фамилий. Называйте учеников по именам. Собственное имя ласкает слух, располагает к учителю. Фамилию употребляйте только в случае совпадения имен, если нет возможности взглядом или жестом обратиться к ребенку. Подобный стиль общения с учениками дает им хороший пример для общения друг с другом. Уважительное обращение ребят к своим одноклассникам будет способствовать укреплению коллектива.

5. Бойкот бойкотам

Конфликты — это неотъемлемая часть жизни. Безусловно, в школе постоянно возникают спорные случаи, разборки. Учитель должен быть именной мировым судьей. Задача — вручить каждому конфликтующему свой кусок ответственности.

— Кто первый начал?

— Он.

— А кто первый продолжил? (Обычно такой вопрос застает ребят врасплох)

— Я.

— Значит, ответственность за ситуацию 50 на 50.

В моей педагогической практике подобные  конфликты обычно заканчивались извинениями друг перед другом за свой кусок вины, после чего ребята убегали вместе играть на переменку.

Используйте конфликты как способ укрепления взаимоотношений. Научите ребят находить в каждом положительные стороны, а не акцентируйте на недостатках. Никто не должен чувствовать себя отверженным. Демонстрируйте свое категорически отрицательное отношение ко всем видам доносам, сплетням, бойкотам. Выращивайте в учениках доверие друг к другу как основу крепкого коллектива.

6. Оценка не отражает истинного лица

Часто учителя грешат тем, что переносят учебные успехи или неуспехи в послеурочную жизнь. Забудьте об оценках в журнале в процессе общения с учениками. Не вспоминайте о них никогда и не попрекайте ими. Вы общаетесь прежде всего с человеком. Он может получать двойки за диктант, зато задачки по математике очень сложные решает или цветы дома экзотические выращивает. У каждого свои таланты. Найдите их, и как классный руководитель вы от этого только выиграете. А если он доверит вам свои тревоги и сомнения, значит, произошло чудо — он принял вас как старшего друга. Цените это. Вы ведь хотели создать коллектив, а душевная близость в коллективе — неотъемлемая его составляющая.

7. Забудьте, что вы учитель

Коллектив — это группа единомышленников. В хорошем коллективе при разных социальных статусах по-человечески все равны. Забудьте, что вы учитель, вспомните, что вы человек со своими недостатками, увлечениями и желаниями. Рассказывайте о том, какие книги вы прочитали, какие спектакли и фильмы посмотрели, где побывали. Не бойтесь показывать свои негативные эмоции — вы имеете на них точно такое же право , как и они. Будьте искренни с ребятами. Поверить можно только тому, кто не врет, поэтому делайте то, что говорите. Коллектив создает не учитель и не классный руководитель. Коллектив может создать только человек, которому поверят и с которым пойдут вместе.

2019 год. Встреча с классным руководителем 25 лет спустя. Это они делали газету.

3829 (1)

Классный руководитель – учитель, который не только передает школьникам знания по конкретному предмету, но и координирует жизнь класса в целом. Именно он часто взаимодействует с учениками, следит за их успеваемостью и выступает в роли наставника, когда они участвуют в мероприятиях, олимпиадах и конкурсах.

Содержание

Что входит в обязанности классного руководителя?

1. Классный руководитель должен проводить воспитательную работу

Выполнение воспитательных задач основа деятельности классного руководителя. Ему необходимо следить за атмосферой в классе и принимать меры по предотвращению конфликтов среди учеников школы. Для воспитания учащихся отводятся отдельные классные часы, во время которых коллективы могут обсудить насущные проблемы и придумать выходы из непростых ситуаций.

2. Классный руководитель должен знать актуальные требования ФГОС

Педагогу нужно знать о новшествах, касающихся работников образовательной организации, и следить за остальными реформами в области образования. Особое значение имеет преподавание материала: ФГОС надо реализовывать так, чтобы передача знаний была увлекательным процессом, а не «сухой» отработкой должностных обязанностей.

3. Классный руководитель должен привлекать к сотрудничеству родителей учеников

Педагогу в своей деятельности нужно контактировать и с членами класса, и с их родителями. Законные представители должны знать обо всех проводимых медицинских осмотрах, прививках, предстоящих воспитательных мероприятиях, о поведении детей. Для взаимодействия классного руководителя и родителей учеников проводятся собрания в очной форме. Также связь поддерживается при помощи общих чатов, которые, как правило, организуют и модерируют члены родительского комитета.

Бесплатный
онлайн-пробник ЕГЭ

Проверь свои знания перед экзаменами и выиграй полезные призы!

4. Классный руководитель должен контролировать успеваемость учеников

Классному руководителю необходимо проверять классный журнал и следить за тем, чтобы каждый ребенок выполнил все необходимые работы, не имел по итогам триместров/полугодий задолженностей, не превышал отведенное количество пропусков занятий.

5. Классный руководитель должен содействовать социализации детей

Любовь к обучению в школе сложно представить без дружного коллектива. Дети, которые проводят пять дней в неделю под одной крышей, на самом деле мало знают друг о друге. Задача классного руководителя – сплотить членов класса посредством групповых форм работ, дать каждому ученику возможность проявить себя. 

6. Классный руководитель должен соблюдать гарантии доступности образовательных ресурсов

Педагог не может открыть сбор денежных средств для покупки учебных пособий. Порекомендовать книги – да, но не принуждать. А также классный руководитель не вправе препятствовать участию ребенка в проверочной работе, если у последнего отсутствует сборник тестов.

7. Классный руководитель должен содействовать раскрытию талантов

Педагог должен подмечать, в каких областях ученики достигают успехов. Если школьники проявляют заинтересованность, стабильно демонстрируют высокие результаты по какому-либо предмету, им можно предложить попробовать свои силы в олимпиадах. Да, перед классными руководителями стоят десятки задач, поэтому найти время на подготовку юных олимпиадников не так-то просто. Но вовсе не обязательно самостоятельно обучать детей – можно помочь им ценными рекомендациями и поддержкой.

Онлайн-курсы подготовки к ВсОШ и перечневым состязаниям помогут школьникам встать на путь олимпиад, покорить интеллектуальные соревнования и получить ценные призы. На занятиях ребята ознакомятся со всеми особенностями заданий, изучат теорию, которую смогут успешно применить в 2023/2024 сезоне, и закрепят весь материал на практике.

image 2369 (1)

Какими чертами должен обладать классный руководитель?

Педагог, который управляет целым коллективом учащихся, обязательно должен отличаться стрессоустойчивостью. Крики, оскорбления, прилюдные унижения запрещено использовать любому педагогическому работнику и руководству. Деструктивное поведение не должно быть свойственно и другим должностям.

В школе собраны дети с разными судьбами, темпераментами, взглядами. Учителю надо быть тактичным, уважительно относиться ко всему коллективу класса.

При осуществлении деятельности классному руководителю поможет наблюдательность. Каково взаимодействие между членами класса, есть ли «симптомы» буллинга? В каких сферах дети демонстрируют свои способности? На эти и другие вопросы можно найти ответы, если чутко следить за атмосферой в группе. 

Опрятность характеризует педагога как личность. Он своими взглядами и поступками должен подавать ученикам положительный пример. Образ не только мудрого, но и аккуратного учителя, который следит за собой, всегда вызывает приятные воспоминания.

Твердость характера – одна из профессиональных черт учителя. Классный руководитель должен быть авторитетом для членов класса. Если он будет постоянно потакать желаниям детей, они начнут халатнее относиться к выполнению домашнего задания и посещению школы.

Любовь к деятельности видна сразу. Если учителя раздражает атмосфера, царящая в образовательных учреждениях, если он не любит детей, это быстро бросается в глаза. И тогда о построении доверительных отношений с учениками и их родителями не может быть и речи.

Классный руководитель должен быть готов к совместной работе в педагогическом коллективе. Нужно слушать и слышать коллег, грамотно обсуждать вопросы с другими классными наставниками.

image 2381 (1)

Как выстраивать взаимодействие с классом?

Ученикам интереснее слушать не монотонные лекции, а материал, который преподносится с долей юмора или забавных ассоциаций. В целом – не будьте угрюмыми людьми, тогда дети потянутся к вам.

•   Предлагайте тактики по повышению успеваемости

Если у учеников возникают сложности с освоением некоторых предметов, предоставьте перечень действий, которые можно предпринять для улучшения ситуации. Укажите, какие контрольные надо написать, какие доклады и презентации подготовить, чтобы заработать хорошие оценки.

•   Не умаляйте достоинство учеников и их родителей

«Если будешь плохо учиться, то пойдешь по стопам своего отца станешь уборщиком!». Подобная озвученная мысль поставит школьника в неловкое положение перед всем классом и ухудшит ваше взаимодействие. Аккуратнее подбирайте слова для критики.

Родительские собрания в школах

Правила организации родительских собраний

•   Организуйте классный час по самопрезентации

Попросите детей подготовить небольшие рассказы о своей жизни и своих увлечениях. Так вы сможете понять, чему ученики посвящают свободное время, и узнаете об интересах представителей младших поколений. А каждому школьнику удастся обменяться опытом и найти единомышленников.

•   Консультируйте классы по всем учебным вопросам

Будьте готовы к диалогу. У учеников могут возникнуть вопросы о дальнейшей сдаче экзаменов и поступлении в вуз, о том, как решать задачу, какими функциями обладают олимпиады. Делитесь опытом выпускников прошлых лет, историями из практики, советуйте детям варианты университетов и т.д.

•   Сотрудничайте с учениками

Работайте с детьми над общими проектами, помогайте им взять все от школьной поры, привлекайте к участию в конкурсах. Например, если ваш класс едет в другую школу на муниципальный этап Всероссийской олимпиады, отправьтесь вместе с ним в роли сопровождающего. Ученики смогут настроиться на усердную работу, если перед ответственным моментом они будут рядом с главным наставником – со своим классным руководителем.

image 2382 (1)

Как общаться с родителями учеников?

Установите временные рамки общения с родителями

На родителях лежат не менее важные обязанности по воспитанию и обучению младшего поколения. Если у законных представителей возникают вопросы, они начинают в полночь связываться с воспитателями, строчить сообщения классному руководителю. Чтобы таких случаев не возникало, сразу обозначьте время, когда с вами можно контактировать. А также укажите формат взаимодействия – переписки или звонки.

Не сплетничайте с родителями

Вероятно, что вам встретятся родители, которые захотят самоутвердиться за счет принижения одноклассников их сына/дочери, поговорить о других учителях и обсудить их педагогическую деятельность. Не поддерживайте диалог, который перетекает в такое русло. Сразу пресекайте попытки высмеять или унизить иных лиц: законных представителей, которые пришли к вам на консультацию, должны волновать дела их ребенка. И не давайте родителям управлять обязанностями классного руководителя. Педагог имеет соответствующее образование, он компетентен в вопросах обучения детей.

Заранее продумывайте ход родительских собраний

Встречи родителей и классного руководителя проводятся не так часто. Чтобы эти часы приносили максимальную пользу, нужно заблаговременно заботиться о плане беседы. Заранее отмечайте темы, которые нужно раскрыть: обсудить работы, которые выполняют школьники, общие тенденции успеваемости, анонсы мероприятий, направления образовательной деятельности, поговорить об обязанностях учеников.

3808 (1)

Выводы

Классный руководитель – не только учитель, но и наставник, способный эффективно управлять коллективом. Даже через много лет после окончания школы люди вспоминают с улыбкой тех классных руководителей, которые вкладывали душу в свою деятельность, а не просто следовали шаблону.

Данная должность – и дополнительные заботы, и дополнительные возможности. Если вы регулярно будете подмечать положительные стороны своей работы, то ваша любовь к педагогике и роли классного руководителя не угаснет.

Поделиться в социальных сетях

Какие плюсы классного руководства вы можете выделить?

Межтекстовые Отзывы

Посмотреть все комментарии

Читайте также


Классное руководство

Осуществление классного руководства
педагогическими работниками государственных
образовательных учреждений

Общие положения

Воспитательная работа среди
обучающихся является одним из приоритетных
направлений деятельности образовательных
учреждений.

Основными целями образовательного
учреждения являются формирование общей культуры
личности обучающихся, их успешная социализация в
обществе и адаптация на рынке труда, воспитание
гражданственности, духовности, инициативности и
самостоятельности, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине,
семье, формирование здорового образа жизни.

Задачей образования является создание
условий для воспитания, становления и
формирования личности обучающегося, для
развития его склонностей, интересов и
способности к социальному самоопределению.

Воспитательные функции в
общеобразовательном учреждении выполняют все
педагогические работники. Однако основная роль в
решении задач воспитания принадлежит классному
руководителю.

В соответствии с п. 66 Типового
положения об общеобразовательном учреждении,
утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196
«на педагогического работника с его согласия
могут возлагаться функции классного
руководителя по организации и координации
воспитательной работы с обучающимися в классе».

Классный руководитель назначается с
согласия педагогического работника приказом
руководителя общеобразовательного учреждения
на основании решения педагогического совета.

Контроль за деятельностью классного
руководителя осуществляет заместитель
руководителя общеобразовательного учреждения
по воспитательной работе.

Класс – это группа обучающихся, как
правило, одного возраста, осваивающих одну
образовательную программу в соответствии с
учебным планом общеобразовательного учреждения.

 


Наполняемость классов

В соответствии с Типовыми положениями
о типах образовательных учреждений
наполняемость класса должна составлять:

  • 25 и более обучающихся:

    • в общеобразовательных и вечерних
      (сменных) общеобразовательных учреждениях;

    • в образовательных учреждениях для
      детей дошкольного и младшего школьного возраста;

    • в группах учреждений начального,
      среднего и высшего профессионального
      образования.

  • 20 и более человек:

    • в общеобразовательных
      школах-интернатах;

    • в образовательных учреждениях для
      детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
      родителей;

    • в оздоровительных образовательных
      учреждениях санаторного типа для детей,
      нуждающихся в длительном лечении;

  • до 12 человек:

    • в специальных (коррекционных)
      образовательных учреждениях для обучающихся,
      воспитанников с отклонениями в развитии;

    • для слабовидящих и поздноослепших
      детей;

    • для детей, имеющих тяжелые нарушения
      речи;

    • для детей, имеющих задержку
      психического развития;

    • для умственно отсталых детей;

  • до 10 человек:

    • в специальных учебно-воспитательных
      учреждениях для детей и подростков с девиантным
      поведением;

    • в специальных (коррекционных)
      образовательных учреждениях для обучающихся,
      воспитанников с отклонениями в развитии;

    • для слабослышащих и позднооглохших
      детей с легким недоразвитием речи, обусловленным
      нарушением слуха;

    • для имеющих нарушения
      опорно-двигательного аппарата;

    • для глубоко умственно отсталых;

  • до 8 человек:

    • для слепых детей;

  • до 6 человек:

    • для глухих детей;

    • для слабослышащих и позднооглохших
      детей с глубоким недоразвитием речи,
      обусловленным нарушением слуха;

  • до 5 человек:

    • для умственно отсталых детей, имеющих
      сложные дефекты.


Цели и задачи деятельности классного
руководителя

Цель деятельности классного
руководителя – создание условий для
саморазвития и самореализации личности
обучающегося.

Задачи классного руководителя:

1) формирование и развитие
коллектива класса;
2) организация системной работы с обучающимися
в классе;
3) создание благоприятных
психолого-педагогических условий для развития и
нравственного формирования личности каждого
ребенка, его самоутверждения, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциальных
способностей;
4) организация системы отношений детей через
разнообразные формы воспитывающей деятельности
коллектива класса;
5) защита прав и интересов обучающихся;
6) гуманизация отношений между обучающимися,
обучающимися и педагогическими работниками;
7) формирование здорового образа жизни;
8)  формирование нравственных смыслов и
духовных ориентиров детей;
9) организация социально значимой, творческой
деятельности обучающихся.

Функции классного руководителя

Деятельность классного руководителя
– целенаправленный, системный, планируемый
процесс, строящийся на основе устава
образовательного учреждения, иных локальных
актов, анализа предыдущей деятельности,
позитивных и негативных тенденций общественной
жизни, на основе личностно ориентированного
подхода к обучающимся с учетом актуальных задач,
стоящих перед педагогическим коллективом
общеобразовательного учреждения, и ситуации в
коллективе класса, межэтнических и
межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного,
успешного и эффективного выполнения своих
функций классному руководителю надо хорошо
знать психолого-педагогические основы работы с
детьми конкретного возраста, быть
информированным о новейших тенденциях, способах
и формах воспитательной деятельности, владеть
современными технологиями воспитания.

В своей деятельности классному
руководителю необходимо учитывать уровень
воспитанности обучающихся, социальные и
материальные условия их жизни.

1. Организационно-координирующие

  • Разработка плана деятельности
    классного руководителя исходя из анализа,
    состояния и перспектив развития классного
    коллектива. Прогнозирование результата
    воспитывающей деятельности.

  • Установление контактов с родителями
    (законными представителями) обучающихся,
    оказание им помощи в воспитании обучающихся
    (лично, через психолога, социального педагога,
    педагога дополнительного образования).

  • Взаимодействие с педагогическими
    работниками и иными работниками
    общеобразовательного учреждения.

  • Организация в классе
    образовательного процесса, оптимального для
    развития положительного потенциала личности
    обучающихся в рамках деятельности общешкольного
    коллектива.

  • Организация воспитательной работы с
    обучающимися через проведение «малых
    педсоветов», педагогических консилиумов,
    тематических и других мероприятий.

  • Стимулирование и учет разнообразной
    деятельности обучающихся, в том числе через
    систему дополнительного образования детей
    (вовлечение в кружки, конкурсы, викторины,
    олимпиады, смотры, организацию экскурсий,
    посещение театров, выставок).

  • Взаимодействие с общественными
    организациями, советом ветеранов, заслуженными
    работниками образования.

  • Защита, сохранение и укрепление
    физического и психического здоровья детей:

– сотрудничество с медицинским
персоналом школы;
– организация просветительской работы
с обучающимися, учителями и родителями;
– воспитание позитивного отношения к урокам
физкультуры и занятиям спортом.

  • Организация изучения обучающимися
    правил по охране труда, правил дорожного
    движения, безопасного поведения в городе, в быту,
    на воде.

  • Обеспечение охраны и защиты прав
    обучающихся, оставшихся без попечения родителей
    (законных представителей). Сотрудничество с
    социальным педагогом.

  • Выявление, учет и работа с детьми
    социально незащищенных категорий.

  • Работа с детьми, подростками и
    семьями, находящимися в социально опасном
    положении.

  • Содействие профессиональному
    самоопределению выпускников, осознанному выбору
    ими профессии.

  • Ведение документации: классного
    журнала, личных дел обучающихся, осуществление
    проверок дневников, разработок методических
    материалов мероприятий.

  • Еженедельное проведение классных
    часов и родительских собраний раз в четверть.

  • Организация дежурства по классу,
    образовательному учреждению, столовой,
    коллективная уборка школы, помощь детей в
    ремонте образовательного учреждения.

  • Соблюдение санитарного состояния
    прикрепленного кабинета.

  • Забота о внешнем виде воспитанников.

  • Оперативное извещение администрации
    школы о каждом несчастном случае. Принятие мер по
    оказанию первой доврачебной помощи.

  • Взаимодействие с каждым обучающимся
    и коллективом класса в целом.

2. Коммуникативные

  • Регулирование межличностных
    отношений между обучающимися.

  • Установление взаимодействия между
    педагогическими работниками и обучающимися.

  • Содействие общему благоприятному
    психологическому климату в классе.

  • Оказание помощи обучающимся в
    формировании коммуникативных качеств. Помощь в
    решении проблем, возникающих в общении с
    товарищами, учителями, родителями.

3. Аналитико-прогностические

  • Изучение индивидуальных
    особенностей обучающихся и динамики их развития.

  • Направление самовоспитания и
    саморазвития личностей обучающихся.

  • Определение состояния и перспектив
    развития классного коллектива.

4. Контрольные

  • Контроль за успеваемостью каждого
    обучающегося.

  • Контроль за посещаемостью учебных
    занятий обучающимися.


Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями
классный руководитель выбирает формы работы с
обучающимися:

  • индивидуальные (беседы, консультации,
    совместный поиск решения проблемы и др.);

  • групповые (творческие группы, органы
    самоуправления и др.);

  • коллективные (конкурсы, спектакли,
    концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися
целесообразно руководствоваться следующим:

  • определять содержание и основные
    виды деятельности в соответствии с задачами,
    стоящими перед общеобразовательным учреждением;

  • учитывать принципы организации
    образовательного процесса, возможности,
    интересы и потребности обучающихся, внешние
    условия;

  • обеспечивать целостность содержания,
    форм и методов социально значимой, творческой
    деятельности обучающихся класса.

Критерии оценки деятельности
классного руководителя


1. Критерий результативности

Отражает уровень социального развития
обучающихся:

  • уровень общей культуры и дисциплины,
    гражданской зрелости, нравственности,
    воспитанности учащихся;

  • успеваемость учеников класса
    (высокая, средняя, низкая), формы ее контроля и
    повышения (с учетом реальных возможностей
    класса);

  • комфортный психологический климат
    обучающихся.

2. Критерии деятельности

Позволяют оценить реализацию
управленческих решений классного руководителя:

  • наличие установленной для классного
    руководителя документации;

  • ведение документации в соответствии
    с требованиями:

– план воспитательной работы,
постановка конкретных задач воспитания и их
реализация, анализ и оценка результатов работы;
– классный журнал с регистрацией поручений и
занятости учащихся в кружках и секциях;
– регулярный учет в журнале посещаемости
уроков в классе, контроль за пропусками уроков;
– психолого-педагогические карты изучения
личностей учащихся.

  • Организация воспитательной работы с
    обучающимися:

– массовые воспитательные дела
класса;
– участие классного коллектива в общих делах
школы;
– организация участия классного коллектива
во внешкольных мероприятиях (районные, городские
конкурсы, экскурсии);
– развитие ученического самоуправления;
– социальная защищенность учащихся;
– умение разрешать конфликты (ученик-ученик,
ученик-учитель);
– вовлечение каждого ученика в значимую для
него и окружающих деятельность.

  • Активная деятельность классного
    руководителя:

– участие в мероприятиях по
воспитательной работе и обмену опытом в рамках
образовательного учреждения, района, округа и
города;
– профессиональное общение с педагогическими
работниками, взаимодействующими
с обучающимися в данном классе, другими
участниками образовательного процесса и
общественностью.

  • Работа с родителями:

– организация совместных с
родителями мероприятий;
– изучение семей учащихся и организация
индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в
педагогической поддержке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство балашихинской областной больницы
  • Диамаг руководство по эксплуатации
  • Диамаг руководство по эксплуатации
  • Смена руководства не роснефть
  • Смена руководства не роснефть