Специальное руководство по порядку

Специальная инструкция

Cтраница 1

Специальные инструкции и методы, связанные с испытаниями и контролем поставляемого изделия.
 [1]

Специальные инструкции в основном принимаются как указания по обслуживанию. Они должны быть ясно и однозначно определены с тем, чтобы не допустить опасности для машины и обслуживающего персонала.
 [2]

Специальная инструкция составляется заказчиком и строительно-монтажной организацией применительно к конкретному нефтепроводу с учетом местных условий производства работ, согласовывается с проектной организацией и утверждается председателем комиссии.
 [3]

Согласно специальной инструкции при полной или частичной ликвидации месторождения буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану ОС, а при консервации — также сохранность месторождения и скважин на все время консервации. Эти работы осуществляют по специальным проектам, которые должны включать подготовительные работы и работы непосредственно по ликвидации, восстановлению или консервации предприятия.
 [4]

Специальной инструкцией следует устанавливать порядок организации безопасной перевозки негабаритных грузов внутри предприятия.
 [5]

Специальной инструкцией, утвержденной Министерством путей сообщения СССР, установлена система видимых и звуковых сигналов для передачи приказов и указаний, относящихся к движению поездов и маневровой работе, а также типы сигнальных приборов, при помощи которых эти сигналы передаются. Руководители промышленного транспорта обязаны на основе указанной инструкции разработать местную инструкцию по сигнализации, обязательную для беспрекословного выполнения на предприятии.
 [6]

Специальной инструкцией определяется порядок выдачи, хранения и пользования спецодеждой. В частности, в ней указывается, что так называемая дежурная спецодежда должна храниться в кладовой цеха или установки и выдаваться работающим ( в отличие от индивидуальной спецодежды) только на время выполнения тех работ, для которых она предназначена. Установлено также, что сроки носки спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений исчисляются со дня фактической выдачи их трудящимся. Рабочие и служащие обязаны своевременно извещать администрацию о необходимости стирки спецодежды, ее сушки, ремонта, дезинфекции или замены. Все трудовые споры по вопросам выдачи, использования и сдачи спецодежды и других защитных средств рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, ФЗМК и в суде.
 [7]

Специальной инструкцией определен порядок выдачи, хранения и пользования спецодеждой. В частности, в ней указано, что так называемая дежурная спецодежда должна храниться в кладовой цеха или установки и выдаваться работающим ( в отличие от индивидуальной спецодежды) только на время выполнения тех работ, для которых она предназначена. Установлено также, что сроки носки спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений исчисляются со дня фактической выдачи их трудящимся. Рабочие и служащие обязаны своевременно извещать администрацию о необходимости стирки спецодежды, ее сушки, ремонта, дезинфекции или замены.
 [8]

Существуют специальные инструкции для отбора различных видов топлива при разных условиях.
 [10]

Существуют специальные инструкции для отбора различных видов топлива при разных условиях.
 [12]

В специальной инструкции Министерства внутренних дел Российской Федерации О порядке учета, хранения и оформления лицензий на право продажи и приобретения служебного и гражданского оружия и его ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза из Российской Федерации, а также использования денежных средств, поступающих за выдачу лицензий, в частности, говорится о том, что в заявлении о выдаче лицензии на право приобретения служебного и гражданского оружия предприятию, организации, учреждению с особыми уставными задачами указываются сведения о цели его приобретения, количестве и видах приобретаемого оружия и боеприпасах к нему, мерах, принятых по обеспечению сохранности оружия и боеприпасов, данные о руководстве, наименование предприятия, организации, учреждения, юридический адрес.
 [13]

В специальных инструкциях регламентируется выполнение конкретных операций и задач. К таким документам относятся: инструкция о порядке приема, контроля и регистрации первичной информации, инструкция о размножении выходных документов, инструкция о порядке приема и контроля нормативно-справочной информации.
 [14]

Имеются ли специальные инструкции, регламентирующие организацию и порядок проведения газоопасных и профилактических работ подразделениями ГСС.
 [15]

Страницы:  

   1

   2

   3

   4


ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 декабря 2010 г.  № 2697р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РУКОВОДСТВА ПО ПРИВЕДЕНИЮ В ТРАНСПОРТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ И ПОРЯДКУ СОПРОВОЖДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ОАО «РЖД»

В целях повышения безопасности движения и сохранности специального подвижного состава при транспортировании по железнодорожным путям общего пользования ОАО «РЖД»:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2011 г. прилагаемое Руководство по приведению в транспортное положение, транспортированию и порядку сопровождения специального подвижного состава ОАО «РЖД».
2. Начальникам железных дорог, других филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД»:
а) довести до сведения причастных работников Руководство по приведению в транспортное положение, транспортированию и порядку сопровождения специального подвижного состава ОАО «РЖД»;
б) обеспечить в установленном порядке его изучение и проверку знаний.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Воробьева В.Б.

Первый вице-президент ОАО «РЖД»
В.Н. Морозов

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО «РЖД»
от 23 декабря 2010 г. N 2697р

РУКОВОДСТВО
ПО ПРИВЕДЕНИЮ В ТРАНСПОРТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ И ПОРЯДКУ СОПРОВОЖДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ОАО «РЖД»

1 Общие положения

1.1 Настоящее Руководство устанавливает порядок приведения в транспортное положение, транспортирования и сопровождения специального подвижного состава (далее — СПС) Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее — ОАО «РЖД»), определяет необходимые меры, обеспечивающие сохранность транспортируемого СПС и безопасность его движения по железнодорожным путям общего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД».
К транспортированию по железнодорожным путям общего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД», допускается СПС, конструкция которого соответствует согласованным и утвержденным в установленном порядке проектам и техническим условиям.
1.2 Требования, изложенные в настоящем Руководстве, обязательны для выполнения подразделениями ОАО «РЖД» осуществляющими эксплуатацию СПС на железнодорожных путях общего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД».
1.3 Каждая единица СПС эксплуатируемая на железнодорожных путях общего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД», должна иметь отличительные знаки и надписи, предусмотренные Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ), утвержденными МПС России от 26 мая 2000 N ЦРБ- 756.
1.4 При транспортировании СПС должны выполняться требования:
Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ), утвержденных МПС России от 26 мая 2000 N ЦРБ-756;
Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (ИСИ), утвержденной МПС России от 26 мая 2000 N ЦРБ-757;
Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации (ИДП), утвержденной МПС России от 16 октября 2000 N ЦД-790;
Инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации специального самоходного подвижного состава железных дорог Российской Федерации, утвержденной МПС России от 13 февраля 2003 N ЦРБ-934;
Инструкции по приведению в транспортное положение и порядку сопровождения специального подвижного состава, утвержденной МПС России от 03 июля 2002 N ЦП-908;
Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог, утвержденной МПС России от 16 мая 1994 N ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277;
Инструкции по эксплуатации тормозов специального подвижного состава железных дорог, утвержденной МПС России от 4 октября 2000 N ЦП-ЦТ-ЦВ-797;
  Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утвержденной МПС России от 28 июля 1997 N ЦП-485(в редакции Приказа МПС от 20.12.1999 г. N 17ЦЗ, указаний МПС от 12.05.2000 г. N С-1334у и от 20.11.2002 г. N Н-1110у);
Инструкции о порядке обращения хозяйственных поездов, сформированных из специального железнодорожного подвижного состава, утвержденной МПС России от 27 июля 2002 N ЦП-910;
Инструкции по перевозке рабочих железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов в организациях путевого хозяйства железных дорог РФ, утвержденной МПС России от 30.06.2000 N ЦП-769;
Руководства по формированию, ремонту и осмотру колесных пар специального подвижного состава, утвержденного ОАО «РЖД» от 30 декабря 2003 N ЦПО-39/50 с изменениями от 19 февраля 2007 г.;
Руководства по осмотру, ревизии и ремонту букс специального подвижного состава, утвержденного ОАО «РЖД» от 08 декабря 2006 N ЦП0-31;
Инструкции осмотрщику вагонов, утвержденной МПС России от 10 декабря 1996 N ЦВ-ЦЛ-408
Инструкции по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог Российской Федерации, утвержденной МПС России от 16 сентября 1997 N ЦВ-ВНИИЖТ-494 (в редакции Указаний МПС от 09. 06. 1999 N К-1018у, от 19.10.2001 N П-1742у, от 16.08.2002 N А-737у, от 21.01.2003 N П-50у);
Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденных МПС России от 11 ноября 1992 N ЦУО-112 (в редакции Указания МПС от 26.05.98 N Г-616у, Приказа МПС от 06.12.2001 N 47);
Руководства по обеспечению пожарной безопасности эксплуатируемого парка специального подвижного состава, утвержденного МПС России от 27 декабря 2002;
Технических требований к противопожарной защите специального подвижного состава, утвержденных МПС России от 15 января 2002 N ЦПО-28П;
Норм оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения, утвержденных МПС России от 31 марта 2000 N Г-822у;
Правил надзора за воздушными резервуарами подвижного состава железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС России от 04 августа 1998 г. N ЦТ-ЦВ-ЦП-581;
Правил электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей, утвержденных ОАО «РЖД» от 03 июля 2008 г. N 12176;
Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений, утвержденных МПС России от 24 февраля 1999 N ПОТ РО-32-ЦП-652-99 в редакции указания МПС России от 23 июня 2000 N С-1892у;
Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России от 27 мая 2003 N ЦМ-943;
Норм допускаемых скоростей движения специального подвижного состава (мотовозов, дрезин, специальных автомотрис, железнодорожно-строительных машин) по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм федерального железнодорожного транспорта, утвержденных приказом МПС России 20 декабря 1999 N 17ЦЗ;
Указаний МПС РФ об условиях обращения СПС, условий обращения СПС, утвержденных ОАО «РЖД», и других нормативных актов, утвержденных МПС РФ и ОАО «РЖД»;
Инструкций или Руководств по эксплуатации (далее — руководство по эксплуатации) соответствующего типа СПС.
Других нормативных документов МПС России, Минтранса России, а также локальных документов ОАО «РЖД» по вопросам условий обращения специального подвижного состава.

2 Термины, определения и сокращения

2.1 В настоящем руководстве применяются термины с соответствующими определениями:
2.1.1 Специальный подвижной состав (СПС). Несъемные подвижные единицы на железнодорожном ходу:
специальный самоходный подвижной состав (ССПС) — мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы для перевозки необходимых для производства работ материалов или доставки работников предприятий ОАО «РЖД» к месту работы, железнодорожно-строительные машины предназначенные для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог, имеющие автономный двигатель с тяговым приводом в транспортном режиме;
специальный несамоходный подвижной состав (СНПС) — железнодорожно-строительные машины без тягового привода в транспортном режиме, прицепы и другой специальный подвижной состав без тягового привода, предназначенные для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог.
2.1.2 Хозяйственный поезд. Поезд, сформированный из действующего локомотива или специального самоходного подвижного состава, используемого в качестве локомотива, вагонов, выделенных для специальных и технических нужд железных дорог, специального самоходного и несамоходного подвижного состава, предназначенного для выполнения работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
2.1.3 Вагон сопровождения. Служебно — дизельные вагоны рефрижераторных секций, крытые и пассажирские вагоны переоборудованные под проживание бригад обслуживающих специальный подвижной состав, или вагоны специально изготовленные для этих целей в специализированных предприятиях.
2.1.4 Место дислокации. Место постоянного размещения специального подвижного состава в подразделении ОАО «РЖД, к которому он приписан.
2.1.5 Место временной дислокации. Место для временного размещения специального подвижного состава.
2.2 В настоящем руководстве применены следующие сокращения:
СПС — специальный подвижной состав;
ССПС — специальный самоходный подвижной состав; СНПС — специальный несамоходный подвижной состав;
ПТО — пункт технического обслуживания;
ГСМ — горюче-смазочные материалы.

3 Порядок транспортирования СПС

3.1 Транспортирование СПС может осуществляться:
— с завода-изготовителя к месту приписки, в ремонт и из ремонта, при передаче с одной дороги на другую;
— до места проведения путевых работ или до места временной дислокации и обратно.
Транспортирование СПС производится по перевозочным документам, оформленным в соответствии с «Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом», утвержденными МПС России 18 июня 2003 N 39 в редакции от 25 декабря 2007 года.
3.2 СПС, пересылаемый в недействующем состоянии (вновь построенный, направляемый в ремонт и из ремонта или передаваемый с одной дороги на другую), может транспортироваться отдельным локомотивом, или в хвосте состава грузового поезда перед двумя последними тормозными вагонами поезда на своих осях, если это предусмотрено конструкцией СПС, или погруженным на платформу, с соблюдением требований руководства по эксплуатации, ИДП и других требований установленных МПС РФ, Минтранса России и ОАО «РЖД» по порядку транспортирования и сопровождения СПС.
Отдельным локомотивом можно транспортировать одну или несколько единиц СПС, если это предусмотрено их конструкцией.
При транспортировании единиц СПС их роспуск с сортировочных горок и производство маневров толчками запрещается.
3.3 Транспортирование СПС до места проведения работ или до места временной дислокации и обратно в пределах одной дороги может осуществляться:
— отдельным локомотивом;
— в составе хозяйственного поезда;
— погруженным на платформу.
3.3.1 ССПС может транспортироваться другой единицей ССПС, если это предусмотрено конструкцией транспортирующего ССПС.
3.3.2 Движение ССПС до места производства работ может осуществляться своим ходом. ССПС, отправляемый на перегон и при движении по обслуживаемому участку рассматривается как хозяйственный поезд.
3.3.3 Допускается транспортировать единицы ССПС отдельным локомотивом или в составе хозяйственного поезда до места проведения работ или до места временной дислокации и обратно в пределах одной дороги на своих осях без снятия карданных валов при условии:
— скорость транспортирования должна устанавливаться по наименьшей скорости установленной приказом N 17ЦЗ, условиями обращения СПС, утвержденными ОАО «РЖД» и указаниями МПС РФ;
— ССПС должен быть оборудован устройствами, исключающими падание деталей и механизмов трансмиссии, в том числе карданных валов, на железнодорожный путь;
— на стоянках продолжительностью более 30 минут проводники обязаны проводить осмотр каждой единицы ССПС, проверяя исправность ходовых частей, рессорного подвешивания, транспортных запоров, устройств исключающих падения деталей трансмиссии на железнодорожный путь, тормозного и автосцепного оборудования.
При транспортировании ССПС без снятия карданных валов, бригада проводников должна находиться в кабине транспортируемого ССПС. Проводники, находящиеся в кабине транспортируемого ССПС, должны иметь связь с машинистом локомотива и проводниками, находящимися в вагоне сопровождения. При транспортировании в холодное время суток допускается запустить двигатель и включить отопитель для обогрева кабины. Смена проводников должна производиться на стоянках в соответствии с графиком, утвержденным старшим проводником.
3.4 Скорость транспортирования СПС пересылаемого в недействующем состоянии на своих осях и при движении своим ходом должна устанавливаться в соответствии с приказом N 17ЦЗ, указаниями МПС РФ об условиях обращения СПС, условиями обращения СПС, утвержденными ОАО «РЖД», и другими действующими нормативными актами, утвержденными МПС РФ, Минтрансом России и ОАО «РЖД».
Установленная скорость транспортирования, не должна превышать скоростей движения установленных приказами начальников железных дорог.
При отсутствии нормативных актов, определяющих условия обращения СПС, для назначения скорости движения СПС необходимо руководствоваться требованиями п. 1.14 приказа N 17ЦЗ. Транспортирование должно производиться отдельным локомотивом.
3.5 Порядок расстановки единиц СПС в составе хозяйственного поезда, отправляемого к месту проведения работ или к месту временной дислокации и обратно при его формировании, должна осуществляться с учетом порядка выполнения СПС технологических операций, в соответствии с технологическими процессами, конструктивных особенностей тормозной системы, условий устойчивости от выжимания и опрокидывания каждой единицы СПС от действия максимальных продольных сил в поезде и проходимости сцепов единиц СПС кривых участков пути. Примерные схемы расстановки единиц СПС приведены в Инструкции N ЦП-910.
3.6 Все маневровые работы на станции с единицами СПС должны осуществляться в соответствии с п. п. 15.15, 15.19, 15.20 ПТЭ, п. п. 11.17, 11.48 ИДП, Инструкцией N ЦРБ-934 и техническо-распорядительными актами станций.
Скорость движения единицы СПС или части хозяйственного поезда при сцеплении с другой единицей СПС или частью хозяйственного поезда должна быть не более 3 км/ч.
3.7 Для проверки готовности СПС к транспортированию с завода — изготовителя к месту приписки, в плановый ремонт на специализированные предприятия и из ремонта, при передаче с одной дороги на другую каждая единица СПС осматривается комиссией назначаемой телеграфным указанием заместителя начальника дороги по региону подаваемым не менее чем за 3 суток до даты предполагаемого отправления.
В состав комиссии по оценке готовности СПС к транспортированию должны входить:
Председатель — начальник станции отправления или заместитель начальника станции.
Члены комиссии:
— представитель вагонного хозяйства (начальник ПТО эксплуатационного вагонного депо);
— представитель отправителя (главный инженер или заместитель начальника, или начальник машинизированного комплекса);
— представитель ревизорского аппарата по безопасности движения;
— старший проводник, сопровождающий единицу или единицы СПС. После осмотра единицы СПС комиссия составляет акт о готовности ее к транспортированию (Приложение 1) в 4 — х экземплярах. Один экземпляр акта передается старшему проводнику, сопровождающему единицу или единицы СПС, два экземпляра прикладываются к перевозочному документу, четвертый экземпляр остается в делах отправителя.
3.8 Для проверки готовности СПС к движению до места проведения путевых работ или до места временной дислокации в пределах одной дороги в соответствии с п. 2.3.5 приказа N 17ЦЗ перед транспортированием ответственное лицо подразделения приписки СПС и машинист СПС должны: осмотреть его, проверить исправность ходовых частей, рессорного подвешивания, тормозного и автосцепного оборудования, правильность и надежность закрепления рабочих органов, наличие запасных частей и принадлежностей.
О приведении СПС в транспортное положение и готовности следования к месту производства работ с установленными скоростями ответственное лицо подразделения ОАО «РЖД», к которому приписан данный СПС, делает запись в маршрутном листе.
Проверку готовности к следованию СПС после производства работ или с места временной дислокации, производит машинист СПС, о чем делается запись в маршрутном листе.
Кроме того, ответственное лицо подразделения ОАО «РЖД», к которому приписан данный СПС, или машинист СПС должны сделать запись в журнале ДУ-2 на станции отправления о готовности к транспортированию и приведении СПС в транспортное положение, допускаемых скоростях транспортирования и об особых условиях управления тормозами.

4 Порядок приведения СПС в транспортное положение

4.1 Транспортирование СПС может производиться только после приведения их в транспортное положение в соответствии с руководствами по эксплуатации СПС и настоящим Руководством.
При подготовке к транспортированию силами представителей подразделения ОАО «РЖД», эксплуатирующей СПС необходимо провести проверку технического состояния каждой единицы СПС. Техническое состояние СПС должно удовлетворять требованиям раздела 3 ПТЭ, Инструкции N ЦРБ-934, руководств по эксплуатации СПС и других нормативных документов, приведенных в разделе 1 настоящего Руководства.
4.2 При транспортировании с завода — изготовителя к месту приписки, в ремонт и из ремонта, при передаче с одной дороги на другую необходимо:
4.2.1 Установить рабочие органы в транспортное положение и закрепить штатными транспортными запорами в соответствии с руководствами по эксплуатации СПС. Выдвигающиеся и разворачивающие части СПС должны быть дополнительно закреплены проволокой, предохраняющей их выход за габарит подвижного состава.
При подготовке СПС к транспортированию необходимо проверить:
— исправность элементов транспортного крепления. Трещины, помятости и другие дефекты на проушинах, валиках, осях и других деталях транспортных креплений не допускается. Использование в транспортных креплениях деталей с резьбой имеющей срывы ниток, или искажения профиля резьбы не допускается;
— целостность и надежность креплений реверс-раздаточных коробок, редукторов, гидромеханических передач и других узлов трансмиссии, страховочных скоб и цепей, предохраняющих детали трансмиссии от падения на путь. Ослабшие болты, гайки подтянуть. Неисправные шплинты, стопорные планки, шайбы, предохраняющие детали крепления от раскручивания, заменить новыми, недостающие восполнить;
— наличие и уровень масла в реверс-раздаточной коробке, редукторах, осевых редукторах, гидромеханических передачах, промежуточных опорах, при необходимости добавить масло;
— оси, диски, обода и ступицы колес. Данные изделия не должны иметь трещин. Не допускается ослабление или сдвиг колеса с оси (признаком ослабления колеса на оси является разрыв краски по всему периметру с выделением из-под ступицы с внутренней стороны колеса ржавчины или масла).
4.2.2 У СПС, имеющего цепные устройства, предохраняющие разъединение единиц СПС при саморасцепе, запоры расцепных рычагов и запорные болты в головках автосцепок проверить целостность указанных цепных устройств, запоров, при необходимости запорные болты подтянуть.
4.2.3 Муфты включения режимов на реверс-раздаточных коробках, редукторах, осевых редукторах, гидромеханических передачах должны быть установлены в нейтральное положение или в положение «отключено». При ручном переключении муфт, рукоятки должны быть надежно закреплены от самопроизвольного включения.
Установить в нулевое положение все рукоятки управления контроллеров, автоматов, выключателей, разомкнуть рубильники, распределительные щиты и шкафы закрыть на замки.
4.2.4 Слить воду из систем охлаждения двигателей и топливо из топливных баков; перекрыть краны топливопроводов, систем охлаждения и смазки.
4.2.5 Аккумуляторные батареи должны быть отключены от цепи; провода аккумуляторных батарей отсоединяются от клемм аккумуляторов,
4.2.6 Окна кузовов и кабин СПС должны плотно закрываться на фиксаторы, а двери запираться на ключ. Ключи от дверей должны храниться у проводников.
4.2.7 Осмотреть ручные и автоматические тормоза. Отпустить ручные тормоза, разобщительные краны тормозной магистрали должны быть приведены в положение для следования в составе поезда, краны машиниста должны быть отключены. Подключить тормозную систему СПС к тормозной системе грузового поезда или локомотива в соответствии с руководством по эксплуатации СПС.
Порядок опробования и эксплуатации тормозов перед отправлением и при движении должен осуществляться в соответствии с Инструкциями N ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277, N ЦП-ЦТ-ЦВ-797.
4.2.8 В случае транспортирования СПС более 5 суток он должен быть подвергнут консервации в соответствии с руководством по эксплуатации СПС. По прибытию на место назначения провести расконсервацию в соответствии с руководством по эксплуатации СПС.
4.2.9 При транспортировании СПС на платформе необходимо привести СПС в транспортное положение в соответствии с руководством по эксплуатации и закрепить на платформе в соответствии с разделом 4 Инструкции N ЦП-908 или техническими условиями N  ЦМ-943.
4.3 При транспортировании СПС отдельным локомотивом или в составе хозяйственного поезда до места проведения работ или до места временной дислокации и обратно в пределах одной дороги необходимо выполнить требования указанные в пунктах 4.1, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.7, 4.2.8 настоящего руководства, а также:
4.3.1 Аккумуляторные батареи установленные на СПС, должны быть заряжены и отключены от цепи, кроме случаев нахождения проводников в кабине при сопровождении ССПС.
4.4 При движении ССПС своим ходом до места проведения путевых работ и обратно необходимо выполнить требования указанные в пунктах 4.1, 4.2.1 настоящего руководства, а также:
4.4.1 Не допускается транспортирование ССПС при отсутствии стекол в окнах и дверях. Для остекления окон должно применяться безопасное, полированное, механически прочное стекло по ГОСТ 5727. Применяемое стекло не должно давать искаженных изображений и не искажать цвета сигналов.
4.4.2 Отпустить ручные тормоза установленные на ССПС. Порядок опробования и эксплуатации тормозов перед отправлением
и при движении должен осуществляться в соответствии с Инструкцией N ЦП-ЦТ-ЦВ-797.
4.4.3 Движение ССПС своим ходом допускается только при исправно действующей поездной радиостанции и системе обеспечения безопасности движения.
4.5 При подготовке к транспортированию своим ходом, отдельным локомотивом или в составе хозяйственного поезда необходимо провести техническое обслуживание в объеме ежесменного технического обслуживания (ЕТО), если по наработке или пробегу не требуется другой вид технического обслуживания.
Перевозимые с СПС инструмент, приспособления, запасные части, съемные или демонтированные узлы должны размещаться в штатных местах, предназначенных для их перевозки. Дополнительное количество запасных частей, инструмента, принадлежностей и горюче-смазочных материалов должно перевозиться на отдельной платформе и быть закреплено согласно техническим условиями N ЦМ-943, или в вагоне сопровождения.
Техническая документация должна храниться в кабине каждой единицы СПС или в вагоне, сопровождающем СПС.

5 Порядок сопровождения СПС при транспортировании

5.1 Каждая единица СПС при транспортировании в составе грузового поезда, хозяйственного поезда или отдельным локомотивом должна сопровождаться двумя проводниками.
Допускается следование без проводников порожних хоппер — дозаторов при транспортировании их в составе грузового поезда с завода -изготовителя к месту эксплуатации или в ремонт и обратно к месту приписки.
При сопровождении СПС проводники обязаны иметь: копию свидетельства на право управления единицей СПС, которую они сопровождают, удостоверение личности с отметкой о сдаче в отдел кадров свидетельства на право управления.
При отправлении СПС с завода — изготовителя к месту приписки, в ремонт и из ремонта, при передаче с одной дороги на другую необходимо получить в соответствии с требованиями «Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей» удостоверение проводнику груза (ГУ-18), При получении удостоверения проводники должны ознакомиться с основными своими обязанностями, изложенными на обороте удостоверения, и расписаться об этом в удостоверении.
Один из проводников сопровождающих СПС назначается старшим. Старший проводник составляет график дежурства проводников, организует в процессе транспортирования хозяйственного поезда осмотры СПС во время стоянок, обеспечивает радиосвязь с локомотивной бригадой и постоянный контроль за безопасностью движения.
Проводники обязаны располагаться в вагоне сопровождения или вагонах сопровождения в зависимости от количества и типа транспортируемого СПС кроме случаев:
— при движении ССПС своим ходом к месту проведения работы и обратно;
— при транспортировании ССПС без снятия карданных валов;
— при транспортировании одной единицей ССПС другой к месту проведения работ;
— при транспортировании отдельным локомотивом снегоуборочной и снегоочистительной техники к месту проведения работ.
Вагон сопровождения должен быть оборудован: купе для проживания проводников, бытовым помещением для приготовления пищи, помещением для запасных частей и инвентаря, аварийным освещением от аккумуляторных батарей, системами отопления, средствами пожаротушения в соответствии с Руководства по обеспечению пожарной безопасности эксплуатируемого парка специального подвижного состава, утвержденного МПС России 27 декабря 2002.
Для отправки СПС с завода — изготовителя, в ремонт и из ремонта, при передаче с одной дороги на другую под вагон сопровождения может быть переоборудован крытый грузовой вагон.
В комплект вагона должны входить:
— два спальных места;
— постельные принадлежности;
— посуда для разогрева и приема нищи;
— печь с дымовой трубой;
— рама оконная с полозками;
— стремянки (2 шт.);
— ведро пожарное, огнетушитель;
— фонарь для внутреннего освещения вагона;
— ящик для хранения топлива;
— совок;
— кочерга.
Изготовление и установка указанного оборудования в вагоне должно производиться согласно Инструкции по изготовлению, эксплуатации, хранению и учету съемного воинского оборудования на железных дорогах СССР (ИСВО), утвержденной МПС СССР 26 февраля 1985 N ЦДВ/4285, организацией осуществляющей отправление СПС.
При отправлении СПС с вагоном сопровождения с завода — изготовителя, в ремонт и из ремонта, при передаче с одной дороги на другую или к месту временной дислокации организация осуществляющая отправление должна обеспечивать проводников:
— переносной аппаратурой радиосвязи (типа «Моторола», по одной радиостанции на каждую единицу СПС и одна радиостанция для локомотивной бригады для связи с проводниками);
— противопожарными и сигнальными принадлежностями, в том числе фонарями;
— постельными принадлежностями;
— посудой для приготовления пищи.
5.2 Проводники во время стоянок более 30 минут обязаны проводить осмотры каждой единицы СПС и вагонов сопровождения с обязательным предупреждением машиниста локомотива о начале осмотра, окончании и техническом состоянии СПС после осмотра.
Проводникам при осмотре особое внимание необходимо обращать на исправность:
Рессорного подвешивания и буксового узла
— рессорное подвешивание СПС не должно иметь трещин в хомуте, рессорной подвеске или коренном листе рессоры, излома рессорного листа, пружины;
— болты крепления крышек букс должны быть надежно затянуты;
— на СПС с колесами диаметром менее 950 мм проверить степень нагрева корпуса буксы. Оценка температуры корпуса осуществляется на ощупь по верхней части корпуса буксы и по сравнению с температурой корпусов других букс этого или соседнего СПС. Сравнение температуры букс должно производиться с одной стороны СПС. Температура корпуса буксы не должна значительно отличаться от температуры других корпусов букс, в соответствии с пунктом 3.3.1 Инструкции N ЦВ-ЦЛ-408;
— корпуса и крышки букс не должны иметь трещин, изломов;
— при осмотре необходимо проверить наличие зазора между упорным винтом и хомутом рессоры в механизме выключения рессор, если такой механизм предусмотрен конструкцией СПС, при необходимости отрегулировать зазор.
Автосцепного устройства
Автосцепное устройство не должно иметь:
— трещин корпуса автосцепки;
— изломов или Трещин центрирующей балочки, маятниковых подвесок (или направляющей рейки центрирующего прибора безмаятникового типа). Маятниковые подвески должны быть установлены широкими головками вверх;
— запоры расцепных рычагов и запорные болты в головках автосцепок, если они предусмотрены конструкцией, должны находиться в исправном состоянии;
— цепные устройства, предохраняющие единицы СПС от саморасцепа, должны находиться в исправном состоянии. Звенья цепей не должны иметь трещин.
Колесных пар
— оси, диски, обода и ступицы колес не должны иметь трещин. Не допускается ослабление или сдвиг колеса с оси (признаком ослабления колеса на оси является разрыв краски по всему периметру с выделением из-под ступицы с внутренней стороны колеса ржавчины или масла).
Транспортных запоров
— транспортные запоры должны обеспечивать надежное закрепление рабочих органов в транспортном положении.
При осмотре необходимо проверить целостность транспортных запоров, дополнительного крепления выдвигающихся и разворачивающихся частей СПС. Не должно быть трещин в сварных швах проушин, изломов осей, валиков, болтов и т.д.
Если произошло несанкционированное открытие транспортных запоров, установить их в штатное положение. Ослабшие винтовые стяжки
— подтянуть.
Крепления узлов трансмиссии
— элементы крепления реверс-раздаточных коробок, редукторов, гидромеханических передач, реактивных тяг осевых редукторов, промежуточных опор, страховочных скоб и цепей, предохраняющих детали трансмиссии от падения на путь, должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать их надежное крепление на штатных местах. Ослабшие болты, гайки подтянуть;
— не допускается течь масла из редукторов, реверс-раздаточных коробок, гидромеханических передач, осевых редукторов, гидравлической системы. При наличии течи принять меры по ее устранению (подтянуть болты крепления крышек, сливные пробки, штуцера);
— проверить положение ручных муфт включения режимов на реверс;
— раздаточных коробках, редукторах и осевых редукторах. Рукоятки должны находиться в нейтральном положении или в положении «отключено». Если произошло несанкционированное изменение положения рукояток, следует установить их в положение соответствующее режиму транспортирования и обеспечить надежное закрепление;
— проверить затяжку болтов карданных валов обстукиванием, если они не сняты. При необходимости подтянуть гайки болтов. Гайки болтов крепления карданных валов должны быть самоконтрящиеся или быть зашплинтованы, при отсутствии шплинтов установить новые.
Запрещается применять в транспортных запорах, элементах крепления узлов трансмиссии, карданных валов крепежные детали, отличающиеся по размерам и прочности от предусмотренных конструкторской документацией.
При транспортировании ССПС на платформе проводники следят за целостностью проволочных растяжек и обвязок, упорными и распорными брусками. Принимают меры по их восстановлению.
При выявлении неисправности единицы СПС проводники сообщают о ней старшему проводнику, который принимает меры, предусмотренные ПТЭ и ИДП.
При невозможности устранения выявленных неисправностей силами сопровождающих проводников, единица СПС должна быть отцеплена. Проводники, сопровождающие отцепленную единицу СПС, должны оставаться с ней. Доложить в диспетчерский аппарат и руководству подразделения ОАО «РЖД», к которому приписан данная единица СПС, о возникшей неисправности и получить указания о дальнейших действиях по устранению неисправности. Устранение неисправностей, замена неисправных узлов и деталей должна производиться силами и за счет средств балансодержателя СПС.
После проведения каждого осмотра проводники делают запись о месте проведения осмотра, времени проведения, пробеге от станции отправления, техническом состоянии СПС, выявленных неисправностях и принятых мерах по их устранению в журнале технического состояния формы ТУ-152.
5.3 Проводники обязаны:
— следить за состоянием крепления и сохранностью всех приспособлений, узлов, запасных частей, транспортируемых на раме СПС, на платформе или вагоне сопровождения;
— не допускать в СПС и вагоны сопровождения посторонних лиц;
— хранить в исправности, приписанные к СПС сигнальные принадлежности;
— соблюдать правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте в соответствии с главой 2 раздел 5 Правил N ЦУО-112, содержать в чистоте и исправности противопожарные принадлежности, а в случае возникновения пожара сообщить об этом через аппаратуру радиосвязи и оповещения машинисту локомотива и принять меры к остановке поезда и тушению пожара;
— в соответствии с п. 6.1.7 Инструкции N ЦП-ЦТ-ЦВ-797 включение автотормозов на соответствующий режим торможения в составе хозяйственного поезда производят проводники сопровождающие СПС.
5.4 Старший проводник, кроме выполнения обязанностей проводника, обязан:
— при смене локомотивных бригад или локомотива обеспечить передачу аппаратуры радиосвязи новой бригаде локомотива;
— организовывать осмотр единиц СПС на стоянках;
— проверить правильность соединения тормозной системы СПС с тормозной системой грузового поезда, хозяйственного поезда или отдельного локомотива, осуществляющего транспортирование СПС.

6 Меры противопожарной безопасности при подготовке к транспортированию и транспортировании СПС

6.1 Ответственными за соблюдение правил пожарной безопасности при транспортировании СПС являются проводники, сопровождающие СПС.
6.2 На каждой единице СПС в установленных местах должны находиться средства пожаротушения в соответствии с «Руководство по обеспечению пожарной безопасности эксплуатируемого парка специального подвижного состава».
Огнетушители должны находиться в исправном состоянии, что подтверждается датой проверки на бирке, прикрепленной на огнетушителях.
6.3 Соединения в системах топливной, масляной, охлаждения и газоотвода силовой установки должны быть надежны и герметичны.
6.4 Заправка топливом и маслом должна проводиться не выше уровня, определенного контрольными устройствами. После заправки ГСМ крышки баков должны быть закрыты.
6.5 Сварочные работы, выполняемые при ремонте и обслуживании СПС должны проводиться квалифицированным сварщиком под наблюдением машиниста или помощника машиниста и с обеспечением необходимых мер для защиты огнеопасных конструкций от попадания на них искр и брызг металла. Не допускается протекание тока сварки через буксовый узел.
6.6 На СПС не допускается:
— подогревать открытым огнем топливо и масло в баках, соединительные тормозные рукава, воздухораспределители, тормозные цилиндры;
— держать открытыми топливные и масляные баки;
— производить заправку ГСМ при работающем двигателе;
— пользоваться открытым огнем при осмотре, заправке и очистке топливных баков, проверке состояния аккумуляторных батарей;
— очищать горючими жидкостями кузов, детали и агрегаты;
— хранить петарды без упаковки;
— хранить спецодежду, обтирочные материалы, пропитанные горючими веществами (кроме мест, специально отведенных для этой цели);
— оставлять свободно висящими временные провода;
— пользоваться плавкими вставками с завышенным, против проектного значения, током;
— работать с забитыми нагаром спускными патрубками глушителя, препятствующим сливу несгоревшего топлива и масла;
— перевозить горюче — смазочные материалы в кабине СПС.
6.7 При эксплуатации отопительных печей на твердом топливе в вагоне сопровождения запрещается:
— складывать топливо непосредственно перед топочным отверстием печи;
— топить печь с открытой дверью;
— применять для розжига печи бензин, керосин, дизельное топливо и другие легковоспламеняющиеся жидкости;
— оставлять топящуюся печь без присмотра;
— сушить, складывать на печи и около ее дрова, одежду и другие горючие предметы и материалы;
— применять виды топлива, не предусмотренные конструкцией печи;
— применять для топлива дрова, длина которых превышает размер топки печи отопления;
— использовать вентиляционные и другие каналы в качестве дымоходов печей.
6.8. Проводники, сопровождающие единицы СПС, обязаны знать пожароопасные места на них, места расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими.
При обнаружении очага возгорания при транспортировании СПС проводник обязан немедленно сообщить старшему проводнику, машинисту локомотива и другим проводникам о возгорании и принять меры к тушению пожара. Ответственность за организацию и руководство тушением пожара, спасение СПС до прибытия подразделений пожарной охраны возлагается на старшего проводника.
В случае пожара на СПС на электрифицированном участке должны соблюдаться следующие требования:
— если пожар возник на крыше СПС или в других случаях, когда имеется опасность поражения током во время действий по тушению пожара, проводник обязан сообщить об этом машинисту локомотива;
— при тушении пожара запрещается до снятия напряжения приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 10 м до их заземления;
— применение для тушения пожаров воды или пенных средств допускается только после снятия напряжения с контактной сети и воздушных линий и их заземления установленным порядком.
Контактная сеть и воздушные линии электропередач без заземления рассматриваются, как находящиеся под напряжением, даже, если напряжения снято.
Напряжение считается снятым только в том случае, когда получено письменное разрешение электромонтера района контактной сети на тушение пожара с указанием в нем времени и номера приказа энергодиспетчера о снятии напряжения;
— тушение горящих предметов, крыш, стен СПС, расположенных на расстоянии менее 2 м от проводов и конструкций контактной сети и воздушных линий, находящихся под напряжением, разрешается производить только углекислотными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети или линии воздушной электропередачи ближе 2 м;
— тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии 7 м и более от контактной сети и воздушных линий, находящихся под напряжением, а также очагов пожара внутри кабины и других крытых помещениях СПС допускается любыми огнетушителями без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора огнетушителя, не касалась контактной сети и других предметов, находящихся под напряжением.
Если пожар не может быть ликвидирован своими силами и средствами, проводник обязан сообщить об этом машинисту локомотива и принять меры по отцепке СПС от локомотива или другой единицы СПС и удержанию его на месте;
По окончании тушения пожара старший проводник, если он является согласно данного руководства ответственным за тушения пожара, обязан убедиться в том, что люди удалены от частей контактной сети на расстояние не менее 2 м, после чего отметить время окончания работ на копии письменного разрешения, находящегося у электромонтера района контактной сети.
6.9 При обнаружении пожара на ССПС при движении своим ходом ответственность за организацию и руководство тушением пожара до прибытия пожарной охраны возлагается на машиниста ССПС.
При движении в сцепе двух или нескольких ССПС ответственность за организацию и руководство тушением пожара возлагается на машиниста тянущего ССПС.
При обнаружении пожара машинист ССПС обязан принять меры к остановке ССПС, соблюдая следующие требования;
— категорически запрещается останавливать горящий ССПС на железнодорожных мостах, путепроводах, виадуках, эстакадах, тоннелях, под мостами, вблизи трансформаторных подстанций, тяговых подстанций, сгораемых строений или других местах, создающих угрозу быстрого распространения огня или препятствующих организации тушения пожара;
— остановка ССПС на электрифицированных линиях железных дорог должна производиться с таким расчетом, чтобы горящий ССПС не располагался под жесткими или гибкими поперечинами, секционными изоляторами, воздушными стрелками, а также на сопряжениях анкерных участков;
— одновременно с принятием мер по остановке ССПС машинист должен подать сигнал пожарной тревоги и, используя поездную радиостанцию или любой другой возможный в создавшейся ситуации вид связи, сообщить о пожаре поездному диспетчеру или дежурному по ближайшей станции для вызова пожарных подразделений;
— в случае возникновения пожара, при движении ССПС на электрифицированных участках железных дорог, на крыше или других случаях, когда имеется опасность поражения током во время действия по тушению пожара, машинист ССПС обязан сообщить об этом поездному диспетчеру или дежурному по станции и одновременно с вызовом пожарного подразделения потребовать снятия напряжения с контактной сети на участке, где остановился ССПС.
После остановки ССПС и остановки дизеля машинист и помощник (или помощники) машиниста должны принять меры по удержанию ССПС на месте и приступить к тушению пожара.
Тушение пожара на электрифицированных участках железных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями по тушению пожара на электрифицированных участка изложенных в п. 6.8 настоящего руководства, а также:
— на электрифицированных путях станций постоянного тока, оборудованных стационарными разъединителями контактной сети с заземляющим ножом, установка переносных заземляющих штанг не требуется. По регистрируемому приказу энергодиспетчера работником, имеющим на это право, производится отключение разъединителя и одновременное заземление контактной сети заземляющим ножом этого разъединителя. При переменном токе, кроме того, должны быть установлены переносные заземляющие штанги на расстоянии между ними не более 200 м.
Разрешение на тушение пожара в этом случае является уведомление дежурного по станции об отключении разъединителя и заземлении контактной сети заземляющим ножом этого разъединителя, которое должно быть зарегистрировано в оперативном журнале с указанием номера приказа энергодиспетчера и времени отключения разъединителя.
Об отключении контактной сети и воздушных линий дополнительно объявляется по громкоговорящей связи;
— на станциях машинист ССПС действует по указанию начальника станции или его заместителя, а в их отсутствие — дежурного по станции;
6.10 Порядок действия проводников сопровождающих СПС, машинистов ССПС при остановке СПС на перегоне должен соответствовать требованиям ПТЭ, ИДП, а порядок ограждения — инструкции ИСИ.

Приложение 1

АКТ
готовности СПС к транспортированию в составе поезда или отдельным локомотивом

                                             «___» ________20___г.
Комиссия в составе: __________________________________________
Составила  настоящий  акт  о  том, что произведенной проверкой
технического состояния СПС _______________________________________
(наименование и тип)
заводской номер ____________ предназначенного для следования в
составе поезда (для   транспортирования   отдельным   локомотивом)
установлено:
СПС _________________________________ N __________________________
(наименование и тип)
подготовлен    для    следования   в   составе   поезда   (для
транспортирования   отдельным   локомотивом)   в   соответствии  с
Руководством по эксплуатации.
Единица СПС ______________________________________________________
(наименование и тип)
Включается ___________________________________________________
(условия  включения  СПС  в  состав  поезда и условия
__________________________________________________________________
движения поезда)
скорость  движения  поезда,  в  котором  следует СПС не должна
превышать ______ км/ч

Председатель комиссии:

Начальник станции отправления
(или заместитель начальника станции)

Члены комиссии:

Представитель вагонного хозяйства (начальник ПТО)

Представитель ревизорского аппарата по безопасности движения

Представитель отправителя
(главный инженер или заместитель начальника,
или начальник машинизированного комплекса)

Старший проводник, сопровождающий единицу или единицы СПС

Практически каждому приходилось приобретать холодильник или стиральную машинку и в первую очередь заинтересованно знакомиться с книжкой, которая представляет собой руководство по технической эксплуатации. Данная книжка является очень важным и полезным документом, который служит помощником в эксплуатации любого оборудования: телевизора, пылесоса, посудомоечной машины и других видов бытовой или промышленной техники и оборудования.

Руководство по эксплуатации помогает потребителю ознакомиться с техническими характеристиками приобретенного изделия и понять, как его правильно использовать. Вот почему любая компания – производитель технического оборудования разрабатывает данный документ в обязательном порядке. Целевой аудиторией документа являются не только активные потребители, но и сотрудники компании, в которой используется конкретное оборудование и др.

Большинство производителей прибегают к созданию технического руководства для того, чтобы в конструкторскую документацию входили все необходимые составляющие. В  такую документацию входят также схема по сборке оборудования, техпаспорт, специальные чертежи размеров и параметров.

Рассмотрим, в каких случаях производитель использует вышеописанные документы:

  • В случае необходимости отправить документ заказчику;
  • Когда на подходе производство нового оборудования;
  • Обеспечение сертификата, который необходим для оборудования;
  • Для того чтобы ввозить оборудование или для таможенных процедур.

titulnui_list_rukovodstva

Принципы разработки руководства по эксплуатации (РЭ)

Руководство по эксплуатации в большинстве случаях разрабатывается на основе положений Государственного стандарта Р 2.601-2019. В ГОСТе представлено подробное описание документа, а также особенности его разработки и правильного оформления.

В итоговом варианте должны содержаться сведения о технических характеристиках, структуре, параметрах, структурах изделия. Также описываются правила по безопасному использованию и существующие режимы работы.

Руководство должно быть настолько информативным, чтобы максимально ясно ответить на любой интересующий вопрос потребителя. Кроме правил эксплуатации должны быть представлены условия хранения, нюансы по транспортировке и установке оборудования, а также особенности ремонта и обслуживания. Что касается планового обслуживания или ремонта, то они проводятся специальными сотрудниками, которые берут за основу руководство по эксплуатации.

В ГОСТе указано, что РЭ может быть доступно в электронном варианте. А это в свою очередь даёт возможность производителям добавить документ на сайт, дополнив его анимацией для более лёгкого восприятия пользователями. Согласно ГОСТу технический паспорт можно объединить с руководством по эксплуатации. А всё по причине минимальных отличий в содержаниях. Если компания-изготовитель  объединяет эти два документа в один, то и названием соответственно меняется на «Паспорт и руководство по эксплуатации».

Какие правила используются для разработки документа

Документация сопроводительного характера создаётся на базе сведений о правилах установки, настройки, регулирования, проведения ремонтных работ, введения в эксплуатацию, пуска и утилизации оборудования. Импортёр или производитель продукции берёт под свою полную ответственность разработку инструкции по использованию сложных технических устройств.

 Инструкция должна быть составлена на языках стран, которые входят в состав ЕАЭС. Составляют такой документ либо изготовитель (по совместительству поставщик), либо специальные сотрудники сертифицированного центра.

Для того чтобы избежать нежелательных последствий или других неприятностей при разработке РЭ, настоятельно рекомендуется обращаться к квалифицированным специалистам сертификационных центров.

Инструкция по эксплуатации

  1. Вводная часть;
  2. Отличительные особенности функционирования;
  3. Использование по назначению;
  4. Техническое обслуживание;
  5. Работы по ремонту в текущее время;
  6. Правила хранения;
  7. Транспортировка;
  8. Особенности утилизации.

Данная инструкция в обязательном порядке прилагается к механизмам и устройствам, у которых не простая в техническом плане конструкция. Кроме того, разработка документов носит обязательный характер  для оборудования, которые отличаются не стандартными условиями эксплуатации, необходимостью в ремонте и технического обслуживания.

Документы, необходимые для руководства

При разработке руководства по технической эксплуатации для документа предусматривается название и обозначение в буквенном или числовом виде. Пересматривается РЭ  примерно один раз в пять лет. Ведь документ считается действительным сроком до пяти лет. В случае, если в функционировании и использовании продукции не было никаких изменений, то срок действия руководства продлевается на такой же срок.

Руководство по использованию состоит из следующей документации:

  • Технические документы рабочего плана;
  • Схемы;
  • Чертежи;
  • Информация о техническом состоянии;
  • Протоколы приёмки с итогами испытаний, которые были проведены;
  • Сведения об уровнях мощности производства.
  • Документы, необходимые для определённой техники в зависимости от особенностей.

Согласно требованиям государственного стандарта 2.601-2006 составление руководства по эксплуатации не является обязательным критерием для всех видов продукции. Нужна ли разработка документа определяет сам производитель изделий исходя из особенностей технического применения, наличия дополнительной информации для правильной настройки и других критериев. Однако в ГОСТе оговаривается, что в случае, если составление руководства по эксплуатации заказано со стороны Министерства обороны Российской Федерации, то именно данный орган и будет решать, необходимо ли разрабатывать соответствующий документ.

В таких ситуациях вся информация в РЭ должна сверяться и не отходить от стандартов государства и других требований документов нормативного характера. Для того чтобы убедиться в соблюдении всех требований и вместе с тем в прозрачности и ясности документа для потребителей, рекомендуется прибегнуть к помощи специализированной организации. Данные организации довольно опытны в разработке РЭ .

Решение о необходимости создания руководства по эксплуатации также должно быть обусловлено тем, что документ обеспечивает уверенность потребителей в правильной эксплуатации  документа, а также отвечает всем требованиям безопасности персонала, которым приходиться работать с конкретным оборудованием. Вот почему в случае производства изделия, которые предусмотрены для использования на жизненно опасных производственных объектах, заказчики должны непременно получать руководство по эксплуатации.

Более того, документ пригодится для того чтобы получить некоторые разрешительные документы:

  • Руководство по эксплуатации может пригодиться для того, чтобы Ростехнадзор одобрил применение опасного и сложного оборудования. Речь идёт о тех случаях, когда наличие соответствующего разрешения является обязательным для выполнения определенных работ;
  • Кроме того, данный документ может быть запрошен со стороны исполнителей с целью провести процедуру сертификации, которая необходима для конкретного вида оборудования.

Делая вывод на основе вышеперечисленных особенностей использования РЭ, можно смело отнести данный документ к числу обязательных. Ведь наличие такого документа обеспечит безопасное и правильное использование выпускаемых изделий. Поэтому производители оборудования должны с максимальной серьёзностью отнестись к вопросу разработки документа.

УТВЕРЖДЕНА
ФСБ РФ
от 23 августа 1995 г. N 28

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКСПЕРТИЗ ПО ДОПУСКУ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

Общие положения

1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с требованиями Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и оказанием услуг по защите государственной тайны, введенного в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 333.

2. Настоящая Инструкция определяет порядок организации и проведения специальных экспертиз предприятий, учреждений и организаций (далее предприятия) на право осуществления ими работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (далее — специальная экспертиза), на территории Российской Федерации.

3. Специальные экспертизы предприятий выполняются по следующим направлениям:

а) режим секретности;

б) противодействие иностранной технической разведке;

в) защита информации от утечки по техническим каналам.

Организация проведения специальных экспертиз предприятий

4. Специальные экспертизы организуются и проводятся:

а) Федеральной службой безопасности Российской Федерации и территориальными органами безопасности, Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и их органами на местах, другими министерствами и ведомствами Российской Федерации, руководители которых наделены полномочиями по отнесению к государственной тайне сведений в отношении подведомственных им предприятий;

б) отраслевыми аттестационными центрами министерств и ведомств, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, для проведения специальных экспертиз на подведомственных им предприятиях*;

* Отраслевые аттестационные центры при необходимости могут проводить специальные экспертизы вневедомственных предприятий.

в) региональными аттестационными центрами Федеральной службы безопасности Российской Федерации и территориальных органов безопасности, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и их органов на местах, а также администраций субъектов Российской Федерации, для проведения экспертиз на вневедомственных предприятиях.

5. Проведение специальных экспертиз осуществляется экспертными комиссиями.

Экспертные комиссии формируются при Федеральной службе безопасности Российской Федерации и территориальных органах безопасности, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и их органах на местах и аттестационных центрах.

В состав экспертных комиссий могут включаться представители Федеральной службы безопасности Российской Федерации и территориальных органов безопасности, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и их органов на местах, других министерств, ведомств и предприятий из числа специалистов, компетентных в соответствующих областях защиты государственной тайны (режим секретности, противодействие иностранной технической разведке, защита информации от утечки по техническим каналам) и имеющих необходимую форму допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.

Составы экспертных комиссий утверждаются Федеральной службой безопасности Российской Федерации или территориальными органами безопасности по согласованию с подразделениями, осуществляющими лицензионную деятельность, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации или с их органами на местах.

6. Для проведения специальных экспертиз предприятия обращаются в Федеральную службу безопасности Российской Федерации или в территориальные органы безопасности.

7. Обращение предприятия для проведения специальной экспертизы оформляется в произвольной форме и подписывается руководителем (или заместителем руководителя) предприятия.

В обращении указывается:

а) наименование и организационно-правовая форма предприятия, его юридический адрес, номер расчетного счета в банке;

б) ведомственная принадлежность предприятия и контактный телефон.

8. Федеральная служба безопасности Российской Федерации или территориальный орган безопасности на основании обращения предприятия о проведении специальной экспертизы с участием Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации или их органов на местах дает соответствующее поручение аттестационному центру (экспертной комиссии в случае проведения специальной экспертизы Федеральной службой безопасности Российской Федерации или территориальным органом безопасности) и уведомляет об этом предприятие.

Сроки работы экспертной комиссии доводятся до руководства предприятия не позднее чем за 5 дней до ее начала.

9. Результаты работы экспертной комиссии оформляются актом, утверждаемым ее председателем.

В акте специальной экспертизы дается заключение о готовности (неготовности) предприятия осуществлять работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Акт специальной экспертизы прилагается к заявлению о выдаче лицензии, которое направляется предприятием в Федеральную службу безопасности Российской Федерации, территориальный орган безопасности.

10. Специальная экспертиза проводится по договору между предприятием и органом лицензирования или аттестационным центром, ее проводящим.

Основанием для заключения предприятием договора на проведение специальной экспертизы с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, территориальным органом безопасности или аттестационным центром является уведомление предприятия Федеральной службой безопасности Российской Федерации или территориальным органом безопасности о проведении специальной экспертизы.

Расходы по проведению специальной экспертизы относятся за счет предприятия.

Оплата работы членов экспертной комиссии осуществляется в порядке, установленном органом лицензирования или аттестационным центром, с которым предприятием заключался договор на проведение специальной экспертизы.

Порядок проведения специальных экспертиз предприятий

11. Специальные экспертизы проводятся путем оценки готовности выполнения предприятиями следующих условий:

а) выполнения требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

б) достаточности количества и уровня квалификации специально подготовленных сотрудников по защите государственной тайны и защите информации;

в) наличия сертифицированных средств защиты информации.

12. Оценка готовности выполнения предприятиями требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по Обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведении, предусматривает проверку:

а) наличия законодательных и нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, а также нормативно-методических документов по режиму секретности, противодействию иностранной технической разведке и защите информации от утечки по техническим каналам, утверждаемых Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации с учетом специфики деятельности предприятий;

б) наличия и качества разработки предприятиями документов, регламентирующих организацию и порядок проведения на предприятиях работ по защите сведений, составляющих государственную тайну;

в) наличия в структуре предприятия подразделения по защите государственной тайны;

г) наличия аттестованных объектов информатики**, кроме органов шифровальной службы.

** Под объектами информатики понимаются автоматизированные системы различного уровня и назначения, системы связи, отображения и размножения вместе с помещениями, в которых они установлены, предназначенные для обработки и передачи секретной информации, а также помещения, предназначенные для ведения секретных переговоров.

13. Оценка достаточности количества и уровня квалификации специально подготовленных сотрудников (кроме сотрудников шифровальной службы) по защите государственной тайны и защите информации предусматривает проверку их готовности выполнять следующие виды работ:

а) определение охраняемых сведений, демаскирующих признаков предприятия и его производственной деятельности;

б) проведение анализа возможностей технической разведки в отношении предприятий по добыванию сведений, составляющих государственную тайну;

в) выявление каналов утечки сведений, составляющих государственную тайну;

г) разработка мероприятий по защите сведений о предприятии и выпускаемой продукции, составляющих государственную тайну, и оценка их достаточности;

д) аттестование рабочих мест по всему технологическому циклу разработки, изготовления и испытания продукции, подлежащей защите;

е) контроль выполнения применяемых мер защиты сведений, составляющих государственную тайну.

Кроме того, в ходе проверки при необходимости оценивается достаточность проводимых предприятиями организационных и технических мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов Российской Федерации и нормативно-методических документов.

14. Оценка наличия сертифицированных средств защиты информации заключается в проверке прохождения предполагаемыми к использованию средствами защиты информации установленных процедур сертификации на выполнение требований по защите сведений соответствующей степени секретности.

Организация и проведение специальных экспертиз аттестационных центров

15. Отраслевые аттестационные центры создаются совместным решением министерств и ведомств, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

Региональные аттестационные центры создаются совместным решением Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Это решение принимается также совместно с администрацией субъекта Российской Федерации, если она обратилась в указанные органы с предложением о создании такого центра.

Отраслевые и региональные аттестационные центры получают лицензии в установленном порядке.

16. Специальные экспертизы аттестационных центров проводятся экспертными комиссиями, сформированными из специалистов Федеральной службой безопасности Российской Федерации или территориальных органов безопасности, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации или их органов на местах.

17. Состав экспертной комиссии формируется Федеральной службой безопасности Российской Федерации или территориальными органами безопасности по согласованию с Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации и Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации или их органами на местах.»

Существует множество видов предоставления справочной информации пользователю – это и FAQ (frequently asked questions, часто задаваемые вопросы) и онлайн справка и руководство пользователя (user guide) и популярные сегодня подсказки (coachmarks, см. пример ниже), обучающие видео и другие.

Существуют разные причины, по которым требуется написать руководство пользователя системы. Начиная с просьб заказчика (в моей практике был случай, когда заказчику надо было поставлять руководство пользователя после каждой итерации, чтобы с его помощью он смог бы провести приемочное тестирование функциональности итерации) и заканчивая условиями контракта, касающимися поставки готового ПО, если говорить о разработке ПО на заказ. В случае разработки собственного продукта написание руководства пользователя тоже часто имеет место.

К созданию руководства часто привлекают аналитика, если нет возможности поручить техническому писателю. В подавляющем большинстве случаев самыми полными знаниями о системе обладает именно аналитик, он же обладает умением ясно излагать свои мысли в письменной форме в силу специфики профессии. Поэтому, мне не однократно приходилось сталкиваться с созданием руководств пользователя.

Ниже я приведу несколько практик для составления хорошего руководства пользователя.  Часть из них, возможно, кому-то будут полезны и при написании спецификаций требований.

 1. Стандарты

Часто бывает нужно написать документ, который бы удовлетворял требованиям действующих стандартов. Это могут быть:

  • IEEE Std 1063-2001, «IEEE Standard for Software User Documentation»;
  • ГОСТ 19:
    • ГОСТ 19.402-78 ЕСПД. Описание программы;
    • ГОСТ 19.502-78 ЕСПД. Общее описание. Требования к содержанию и оформлению;
    • ГОСТ 19.503-79 ЕСПД. Руководство системного программиста. Требования к содержанию и оформлению;
    • ГОСТ 19.504-79 ЕСПД. Руководство программиста. Требования к содержанию и оформлению;
    • ГОСТ 19.505-79 ЕСПД. Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлению.

Если потребности проекта позволяют вам не следовать жестким стандартам, в любом случае изучение этих документов может послужить стартовой точкой для написания качественного документа.

Также может оказаться полезной книга Юрия Кагарлицкого MetaGuide. Руководство для разработчиков технической документации к программному обеспечению.

2. Структура

Хорошо продумайте структуру документа: она должна покрывать все функциональные возможности системы, быть полной и понятной.

Хорошее руководство пользователя должно содержать:

  • Аннотацию, в которой приводится краткое изложение содержимого документа и его назначение. Также рекомендуется писать краткую аннотацию в начале каждого крупного раздела.
  • Введение, содержащее информацию о том, как лучше всего использовать данное руководство
  • Содержание
  • Главы, описывающие, как использовать ПО
  • Глоссарий и
  • Предметный указатель

Также руководство пользователя может содержать:

  • FAQ и ответы на них
  • Ссылки на дополнительную информацию по системе
  • Раздел, описывающий возможные проблемы и пути их решения

Все главы и пункты, а также рисунки и таблицы лучше нумеровать, чтобы на них можно было сослаться внутри этого документа или из другого документа.

3. Пользователи

Подумайте о типичных пользователях данного ПО: необходимо, чтобы документ помогал им решать их насущные задачи.

Возможно, даже имеет смысл сделать разные разделы (или даже разные документы) для разных групп пользователей, если их взаимодействие с системой будет кардинально различаться. Например, администраторов системы (людей, отвечающих за учетные записи, права доступа и т.д.) будет интересовать совсем другая функциональность, нежели обычных пользователей.

Уважайте пользователей системы, не пишите инструкции в пренебрежительном стиле.

4. Особенности изложения

Помните, что стиль изложения в устной речи или в деловом письме отличается от оного в технической документации, и в частности, в руководстве пользователя.

Стиль руководства должен быть нейтрально-формальным – использование стилистически окрашенных слов отвлекает пользователя от сути.

Для составления хорошего документа пригодятся знания грамматики и немного психологии.

4.1 Пишите кратко и логично. Не давайте лишних деталей, не дублируйте информацию. Последовательность упоминания информации в руководстве пользователя должна совпадать с последовательностью действий пользователя:

Хорошо: In File menu, select Save item.
Хуже: Select Save item from File menu.

4.2 Используйте повелительное наклонение, не употребляйте вежливые обороты (please, could и т.д.) — излишняя вежливость именно здесь будет помехой.

Хорошо: Click Logout to log out current user account from the system.

Хуже: It is needed to click Logout to log out current user account from the system.

Хуже: If user wants to log out current user account from the system (s)he needs to click Logout. 

4.3 Структурируйте информацию. Часто можно встретить совет, что надо стараться избегать списков, однако, структурированная по шагам информация всегда лучше воспринимается.

Хорошо:
To create project:

  1. Click the Create button on toolbar.
  2. On the Create Project overlay fill in all mandatory fields.
  3. Click the Save button to save the project.

Хуже: To create project click the Create button on toolbar, on the Create Project overlay fill in all mandatory fields, click the Save button to save the project.

4.4 Не используйте будущее или прошлое время.  Например, часто встречаются руководства, в которых реакция системы на действие пользователя передается фразами, сформулированными в будущем времени. У ПО нет прошлого или будущего: всё случается в настоящем как прямой результат конкретного действия пользователя. Как только событие случается, ПО реагирует.

Хорошо: When user clicks the Start button, the program starts the process.

Хуже: When user clicks the Start button, the program will start the process.

4.5 Проверяйте значение слов. Если необходимо писать документ на иностранном языке, надо стараться максимально избегать ошибок, связанных с недостаточным знанием языка.

Например, глагол «press» означает нажатие клавиши на клавиатуре, а «click» – нажатие кнопки или значка в окне программы при помощи мыши, а «hit» вообще является жаргонным словом.

Разумеется, орфографические ошибки недопустимы.

4.6 Не используйте синонимы для одного и того же термина. В IT литературе на английском (или любом другом) языке есть стандартный набор глаголов, обозначающих действия (click, double-click, select, type, press и т.д.) и такой же стандартный набор названий элементов управления. Определитесь с терминологией и придерживайтесь ее в рамках всего документа.

Например, не допускайте, чтобы в одной части документа выпадающий список назывался dropdown, а в другой точно такой же элемент – combobox или dropdown list. Это путает пользователя.

4.7 Разумно используйте сокращения и исключите жаргон.

Считается, что сокращения использовать не стоит, но если длинный термин употребляется несколько раз, то при первом упоминании в тексте надо писать полное название и  рядом — аббревиатуру в скобках, а далее по тексту можно использовать только аббревиатуру. Если в документе есть глоссарий или раздел с сокращениями, они должны быть там расшифрованы.

Не используйте жаргонные слова, метафоры и термины, заимствованные из языка отличного от языка руководства.

5. Внешний вид

5.1 Продумайте стиль документа. Это может быть корпоративный шаблон или цветовая схема ПО или специально сделанный для документа дизайн.

При написании не стесняйтесь выделять важные вещи стилями или цветами (например, названия кнопок выделять жирным шрифтом). Но важно понимать, что неправильно подобранные шрифты и цвета могут затруднить восприятие содержимого документа.

5.2 Не экономьте место – разбивайте текст на короткие абзацы, используйте сравнительно крупные заголовки, начинайте новый раздел с новой страницы. Это облегчит восприятие прочитанной пользователем информации.

5.3 Используйте пиктограммы и иллюстрации. Существует мнение, что не стоит увлекаться иллюстрациями, а также включать в текст пиктограммы (icons) в руководстве пользователя. Однако графическая информация всегда лучше воспринимается и запоминается, поэтому снимки экрана и нужные пиктограммы должны присутствовать в хорошем руководстве в достаточном, но разумном количестве.

6. Поддержка

Не упускайте из виду тот факт, что ПО со временем меняется, а значит, ваш документ тоже должен меняться, чтобы оставаться актуальным.

Заключение

Примите к сведению, что раздражение от некачественного документа может быть спроецировано пользователем на ПО и, тем самым, повлиять на решение использовать продукт.

Помните главное: документ должен помогать пользователям.

Статью подготовила

Тарасюк Надежда, участник сообщества analyst.by,

аналитик с 6-летним опытом в сфере.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Orverk air pro 6 инструкция по применению
  • Аэртал таблетки цена в минске инструкция
  • Поворот в ограниченном пространстве на автодроме пошаговая инструкция
  • Trimble r8 инструкция по эксплуатации скачать на русском бесплатно
  • Mop scratch cleaning mop инструкция по применению на русском языке