Способность к руководству как называется

#статьи

  • 27 апр 2023

  • 0

Кто такой лидер и что такое лидерство — рассказываем главное и разрушаем мифы

Рассказываем, что знает о лидерах современная теория управления: что они делают, как ими становятся и почему лидер и руководитель — не одно и то же.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Анна Кузьмина

Кандидат экономических наук, доцент Электротехнического университета «ЛЭТИ». 10 лет опыта в маркетинге и связях с общественностью в IT, СМИ, digital- и event-агентствах, телекоммуникациях в должностях от специалиста до PR-директора.

Есть мнение, что продвигаться по карьерной лестнице могут только «прирождённые лидеры». Они умеют «поставить себя» в коллективе так, чтобы вчерашние коллеги признали их авторитет.

Так ли это на самом деле или лидером можно стать? Эта статья Skillbox Media поможет разобраться в теме.

  • Что такое лидерство
  • Кто такой настоящий лидер
  • Что делает лидер в коллективе
  • Какие качества нужны лидеру
  • Какие есть типы лидерства
  • Как стать лидером: советы
  • Как узнать больше о лидерстве

Лидерство — это способность вести за собой людей для достижения цели.

Есть и другие трактовки этого понятия:

  • Лидерство как деятельность — это процесс влияния на других людей с целью изменить их поведение, мотивировать на выполнение задач.
  • Лидерство как черта характера — комплексная характеристика. Оно требует сразу нескольких качеств — например, умения слушать, гибкости и проактивности.

Лидер — это не должность, а статус. Можно руководить, но не быть лидером. А можно быть лидером, но подчиняться другому человеку в служебной иерархии.

Кадр: фильм «Волк с Уолл-стрит» / Paramount Pictures / Red Granite Pictures / Appian Way / Sikelia Productions / EMJAG Productions

Руководство всегда формализовано и обусловлено властью. Подчинённые могут не доверять руководителю и испытывать антипатию к нему, но они обязаны выполнять его распоряжения. У лидера может не быть власти, но у него есть влияние. К нему прислушиваются, за ним следуют добровольно.

Обучение в Skillbox для тех, кто хочет стать лидером

  • «Эмоциональный интеллект и лидерство» — управлять своими и чужими эмоциями и наладить отношения с коллегами и подчинёнными.
  • «Управление командами» — собирать команды с нуля или управлять уже сформированными, работать с мотивацией.
  • «Эффективный руководитель» — управлять командами даже удалённо, выстраивать процессы и повышать эффективность труда.

Мнения экспертов расходятся. Одни говорят, что лидер — это человек, умеющий слушать, не принимающий поспешных эмоциональных решений, гибкий.

Профессор психологии и менеджмента Роберт Бэрон считает, что лидера отличают напористость (амбиции в сочетании с энергией и инициативностью), честность и прямота, самоуверенность, креативность и желание оказывать влияние на других людей.

Другие эксперты говорят о профессиональном авторитете, эмоциональном интеллекте и умении коммуницировать, харизматичности, оптимизме и ответственности.

Ранее психологи даже выдвигали «концепцию физических качеств». Они считали, что лидер доминирует за счёт высокого роста, громкого голоса, физической силы и других подобных характеристик. Позже эта концепция была опровергнута: многие лидеры не обладали выдающимися внешними данными.

Все теории сходятся в одном: лидер обладает видением будущего и ведёт своих приверженцев к общей цели. При этом может использовать как убеждение, так и авторитарные методы — устанавливать правила и требовать соответствовать им.

Пётр I. Картина Жана-Марка Натье «Портрет Петра I». 1717 год
Изображение: Государственный Эрмитаж

Яркий пример лидера — основатель Санкт-Петербурга, российский император Пётр Ⅰ:

  • Выделялся физической силой и высоким ростом — по официальной версии, его рост составлял 203 сантиметра.
  • Был профессионально компетентен. Он обучался государственному управлению, судостроению, плотничеству, артиллерийскому искусству. Это позволило ему провести политические реформы, преобразовать армию и флот.
  • Был уверен в себе и имел своё видение будущего. Верил в правильность европейского пути для России, с напором и энергией претворял свои идеи в жизнь. Реформы Петра Ⅰ изменили ход российской истории.
  • Общался одинаково легко с представителями всех сословий.
  • Брал ответственность и жертвовал собой. По официальной версии, в ноябре 1724 года Пётр Ⅰ несколько часов простоял в ледяной воде, чтобы спасти людей из севшего на мель бота в Финском заливе. Из-за переохлаждения усилилась болезнь почек, которая давно его беспокоила. Организм не смог с ней справиться, и 8 февраля 1725 года Пётр Ⅰ умер.

То, чем занимается лидер в коллективе, в теории управления называют функциями лидера. Знать их полезно, если вы хотите занять лидерскую позицию.

Современные исследователи называют более десяти разных функций лидеров. Большинство сходятся в том, что лидер:

  • мотивирует команду — например, поддерживает сотрудников, помогает им;
  • выполняет роль наставника — отвечает на вопросы, помогает исправить ошибки, делится знаниями;
  • «контейнирует» эмоции участников группы — считывает их и учит контролировать себя;
  • ставит цели и подталкивает к их достижению;
  • занимается «внешней политикой» — ведёт переговоры и защищает участников группы;
  • разрешает конфликты между членами команды.

У исследователей нет единого мнения о том, какие качества должны быть у лидера. Рассмотрим две точки зрения.

Андрей Шапенко из Московской школы управления «Сколково» перечисляет шесть качеств:

  • умение быть руководителем на любой должности;
  • талант мотивировать людей — даже в онлайне;
  • способность быстро переучиваться;
  • эмпатия к сотрудникам;
  • ответственность за свои слова;
  • готовность меняться.

Эксперт по вопросам лидерства Джон Максвелл в книге «21 обязательное качество лидера» называет признаками лидера твёрдость характера, харизматичность, преданность делу, умение общаться, компетентность, мужество, проницательность и другие. Максвелл утверждает, что ими обладают все великие лидеры.

Можно ли развить в себе лидерские качества? Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Организационные психологи утверждают, что практики развития лидерства основаны скорее на гипотезах, чем на доказательствах. Некоторые исследователи считают, что лидерство — врождённая черта: если у человека нет задатков, развитие качеств ему не поможет.

Кадр: фильм «Форс-мажоры» / NBCUniversal Television Distribution / Netflix

При этом есть исследования, посвящённые эффективности программ развития лидерских качеств. Они показывают, что благодаря программам обучения те, кто уже занимает лидерские позиции, могут «добиться существенного улучшения как знаний, так и навыков».

Есть разные классификации стилей или типов лидерства. Знать их полезно, чтобы понять, какой тип ближе вам и как коллеги будут реагировать на его проявления.

В Skillbox Media есть статья о стилях лидерства, в которой мы рассматриваем самую популярную классификацию. Она делит лидеров на авторитарных, демократических и либеральных. Кроме того, в статье описаны концепции комбинированного и ситуационного лидерства.

Здесь мы рассмотрим типы лидерства по теории Бернарда Басса. Он считает, что лидерство бывает трансформационным и транзакционным.

Транзакционный лидер — реализатор. Он организует работу людей так, чтобы они достигали целей. Согласно теории Басса, реализатор использует:

  • Управление исключением — корректирует поведение сотрудников, если они совершают ошибки. Например, делает выговор.
  • Возможное вознаграждение — мотивирует через вознаграждения: даёт понять, каких целей нужно достичь и какую награду за это получат сотрудники.

Лидер-трансформатор, или преобразователь, — это вдохновитель, мечтатель, идеалист. Он даёт жизнь новым идеям и мотивирует. Вот что использует преобразователь:

  • Индивидуальный подход — прислушивается к потребностям и желаниям членов группы и старается укрепить их уверенность в себе.
  • Интеллектуальную стимуляцию — поощряет последователей искать нестандартные решения, браться за сложные задачи.
  • Вдохновляющую мотивацию — создаёт ясную картину будущего и делает так, чтобы другие стремились к ней. Например, описывает изменения, которые произойдут если команда достигнет целей.
  • Идеализированное влияние — пытается быть образцом для подражания и жертвует своими интересами ради общих целей.

Бернард Басс говорит, что транзакционные лидеры стремятся сохранить последователей слабыми и зависимыми. Трансформационные же, наоборот, стремятся усовершенствовать человека, организацию или общество. В бизнесе нужны оба типа лидерства — и трансформационное, и транзакционное.

Разные исследователи дают разные рекомендации. В Skillbox Media есть статья, в которой мы собрали популярные советы — и дополнили их ссылками на материалы о том, как развить нужные качества.

Коротко перечислим самые распространённые советы:

  • Развивайте эмоциональный интеллект. Лидеру необходимо уметь управлять эмоциями и понимать эмоции других людей.
  • Следуйте за мечтой, ставьте высокие цели. Если вы будете гореть своим делом, обязательно найдутся близкие по духу люди, которые пойдут вместе с вами.
  • Если в работе возникли сложности, не ищите виноватых, а говорите: «Мы вместе это решим». Чувство локтя делает подчинённых максимально лояльными.
  • Не бойтесь брать на себя ответственность.
  • Дорожите своей командой. Принимайте во внимание желания и мнение сотрудников, чтобы они не чувствовали себя винтиками в системе.
  • Будьте открыты к новому. Адаптивность — важное качество в турбулентный период.
  • На выбор типа лидерства влияет корпоративная культура компании — набор правил, по которым сотрудники взаимодействуют друг с другом и с третьими лицами. В Skillbox Media есть статья о корпоративной культуре — прочитайте её, чтобы разобраться, какой стиль приживётся в вашем коллективе.
  • От типа лидера зависят методы управления, которые он использует. Изучите этот гайд по методам управления, чтобы понять, какие из них можете использовать вы.
  • Обратите внимание на курс Skillbox «Эмоциональный интеллект и лидерство». На нём можно узнать, как мотивировать себя и других, бороться с конфликтами, предотвращать их и делать так, чтобы вас понимали коллеги, подчинённые и руководители.

Научитесь: Эмоциональный интеллект и лидерство
Узнать больше

По данным Kelly Services, управлять людьми нравится 51% российских работников — они мечтают построить карьеру руководителя. Разбираемся, что значит быть эффективным лидером и какие качества ему нужны

Что такое лидерство

Лидерство — это общественное влияние, которое объединяет других и мотивирует прикладывать максимальные усилия для достижения цели. За лидерами идут не из-за формальной власти и полномочий, а из-за доверия и уважения. Хотя эти вещи далеко не всегда взаимоисключают друг друга.

«Величайшие лидеры необязательно совершают великие поступки. Они те, кто подталкивает других людей делать это», — Рональд Рейган.

Настоящие лидеры в истории — это политики, полководцы и деятели, меняющие уклад жизни и подталкивающие людей на великие подвиги. Например, можно вспомнить харизматичного царя Леонида и верный ему отряд 300 спартанских воинов, удерживавших оборону против целой армии персов.В современном бизнесе такие люди — визионеры вроде Стива Джобса и Илона Маска. Но чтобы стать лидером, необязательно запускать ракеты в космос, можно быть лидером и в небольшой зоне ответственности: рабочей команде, сообществе соседей или объединении по интересам.

Разница между лидером и управленцем

Стоит отличать формальных менеджеров и настоящих лидеров. Например, в Древнем Риме существовали рабы-управляющие — невольники, следившие за ходом работ и контролировавшие своих товарищей по несчастью. Они руководили, но не были лидерами, способным повести за собой людей. Но таким стал Спартак — раб-гладиатор с лидерскими качествами. Именно он смог возглавить величайшее восстание древности.

В корпорациях роль менеджера и лидера может играть один и тот же человек. Но так происходит не всегда. Вот чем они отличаются.

Менеджер:

  • следит, чтобы подчиненные работали;
  • фокусируется на рациональности и контроле;
  • стремится сохранять корпоративные структуры и работать в их рамках;
  • является обычным звеном в управленческой иерархии;
  • заботится о благополучии сотрудников.

Лидер:

  • вдохновляет последователей;
  • привык рисковать ради внедрения инноваций;
  • не заботится о сохранении существующих структур, если этого требует цель;
  • может проявлять независимость;
  • ставит ценность результата выше личных проблем команды и своих собственных.

Фото:Unsplash

Как появилось лидерство

Феномен лидерства волновал людей с античных времен — можно ли научиться вести людей за собой, чтобы менять мир вокруг, или это врожденный талант? Мощный всплеск исследований этих вопросов произошел в XIX веке и продолжается до сих пор.

Томас Карлайл в своей книге 1841 года «О героях, поклонении героям и героике в истории» сформулировал теорию о «великом человеке». Она получила развитие в труде Фрэнсиса Гальтона 1869 года «Наследственный гений». Согласно их идеям, раз значительно мир меняют лишь уникальные выдающиеся люди: Наполеон, Мартин Лютер, пророк Мухаммед, то присущие им лидерские способности — врожденные. Так, даже десяток обычных физиков вместе не повторят гений Эйнштейна, а несколько средних режиссеров не заменят одного Тарковского.

На протяжении последнего столетия эту идею неоднократно критиковали и трансформировали. Ученые пытались сформулировать и обобщить черты, свойственные настоящим лидерам.

Исследования Ральфа Стогдилла 1948 года, а после и современных авторов, например Стивена Заккаро, Кери Кемп и Пейдж Бейдер 2004 года, показали, что все не так однозначно. Хотя врожденные характеристики иногда помогают стать лидером, многое здесь зависит от качеств и навыков, которые можно развивать, а также от внешних обстоятельств.

Модель лидерских качеств по Заккаро, Кемп и Бейдеру
 

Модель лидерских качеств по Заккаро, Кемп и Бейдеру
 

Какие качества присущи лидерам

Если обобщить выводы работ Тимоти Джаджа и соавторов 2002 года, Брайана Хоффмана и соавторов 2011 года, Дэвида МакКлеланда и Ричарда Бояциса 1982 года и Бернарда Басса 1990 года, получится список качеств и навыков, свойственных эффективным лидерам.

  • Экстраверсия — общительность и активность, такие люди испытывают положительные эмоции от работы и общения с другими.
  • Сознательность — надежность, добросовестность и серьезное отношение к обязательствам.
  • Открытость творчеству и нестандартным, инновационным подходам.
  • Порядочность желание оставаться честным, нетерпение лжи, приверженность сильным моральным и этическим ценностям.
  • Харизматичность — способность формулировать убедительное видение будущего и формировать у окружающих образ сильного высокоэффективного человека.
  • Развитый интеллект в широком смысле: эмпатичность, критическое мышление, умение выстраивать логику, понимать, обучаться, рассуждать и планировать.
  • Креативность — навык творчески мыслить, выходить за рамки сложившихся компетенций и устоявшихся взглядов.
  • Замотивированность — стойкое желание добиваться результатов.
  • Потребность во власти — получение удовольствия от управления людьми и процессами.
  • Коммуникабельность — навыки эффективного письменного и устного межличностного общения.
  • Кризис-менеджмент — умение решать непредвиденные проблемы.
  • Навык принятия решений — способность принимать ответственность и выбирать наиболее оптимальные пути развития.
  • Техническая осведомленность — знание методов, процессов и оборудования.
  • Управленческие навыки, включающие координацию работы, организацию и контроль выполнения задач.

Типы и стили лидерства

Существует несколько основных подходов к определению типов лидерства, и у каждого из них свои управленческие стили.

Поведенческое лидерство

Это то, как лидер ведет себя с последователями или подчиненными. Есть разные классификации стилей поведенческого управления, но наиболее устоявшуюся предложил Курт Левин. Она включает три направления со своими плюсами и минусами.

  1. Авторитарное руководство. Лидер единолично принимает решения и жестко контролирует выполнение задач, не заботясь о состоянии команды. Такой стиль помогает сделать много работы в сжатые сроки, но негативно сказывается на мотивации, дружелюбии, ментальном благополучии и инициативности в группе.
  2. Демократическое руководство. Команда разрабатывает решения совместно с управленцем, ответственность и власть распределяются между всеми. Задачи выполняются не так быстро, как при авторитарном лидерстве, но группа проявляет большую оригинальность и креативность, а взаимоотношения становятся теплее.
  3. Либеральное руководство. Лидер практически не участвует в работе команды — она сама принимает решения и организует процессы. Скорость и качество выполнения задач значительно снижаются, сравнительно с демократическим и авторитарным стилями.

Ситуационное лидерство

Концепцию предложил Пол Харси и Кеннет Бланшар. Основной постулат — не существует идеального стиля управления. Его нужно варьировать в зависимости от уровня развития и мотивации сотрудников.

  1. Указывающий стиль. Лидер не консультируется с командой и все решает самостоятельно. Он действует как диктатор, сохраняющий всю полноту власти в своих руках.
  2. Наставнический стиль. Руководитель в значительной степени сам определяет задачи и функции, но не приказывает, а убеждает и мотивирует. Он продает свои идеи команде и больше похож на спортивного тренера.
  3. Поддерживающий стиль. Лидер подключается к генерации идей и решений, но предоставляет группе ощутимую независимость. Он выступает как равный другим член команды.
  4. Делегирующий стиль. Руководитель формирует видение будущего, а конкретные решения и реализацию выбранного пути оставляет за командой. Его роль — стратегическая.

Таблица соответствия стилей управления с уровнем развития и мотивации сотрудников

Таблица соответствия стилей управления с уровнем развития и мотивации сотрудников

Эмоциональное лидерство

Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис и Энни МакКи определили шесть стилей этого типа управления. Они по-разному влияют на эмоции людей и проявляют наибольшую эффективность в конкретных условиях. Поэтому их нужно комбинировать и варьировать.

  1. Визионер. Подходит, когда компании нужны новые направления роста и видение будущего. Такой лидер определяет цели и предоставляет команде возможность самой найти лучший путь к ним. Основная эмоция, которую он вызывает, — вдохновение.
  2. Коуч. Полезен для подтягивания отстающих сотрудников. Он помогает советом и поддерживает, увязывает личные цели подчиненных с бизнесом. Последние ощущают заботу о себе и рост мотивации.
  3. Аффилативный лидер. Незаменим, если команде не хватает гармонии: часто возникают конфликты и люди не доверяют друг другу. Он решает спорные ситуации, сглаживает углы и укрепляет группу. Это заряжает сотрудников оптимизмом и дарит им чувство сплоченности.
  4. Демократ. Нужен командам, в которых много высококвалифицированных специалистов. Он прислушивается к ним и принимает совместные решения, основанные на плюрализме мнений. Сотрудники ощущают свою значимость и профессионализм.
  5. Ведущий. Пригодится, когда нужны быстрые результаты. Лидер задает высокую планку эффективности и сам активно вовлекается в процессы. При этом стиль может негативно влиять на сотрудников, вызывая у них выгорание и истощение.
  6. Командующий. Необходим во времена кризисов и сложных ситуаций. Он может принимать непопулярные решения ради спасения бизнеса и давать безапелляционные приказы. Подчиненные при этом испытывают подавленность.

Как стать лидером

Чтобы люди захотели следовать за вами, нужно выработать определенную модель поведения. Для этого потребуется изменить некоторые подходы и свое отношение к повседневным вызовам. Тогда лидерский взгляд на вещи станет для вас системным, а вскоре это станет заметно и окружающим.

Берите на себя больше ответственности. Воспринимайте ошибки и неуспехи команды как свои собственные — отчитываясь за них перед руководством, вы выступаете в роли защитника для всей группы. Согласно исследованию Университета Цюриха, готовность отвечать за действия команды — отличительная черта лидера.

Заражайте других своими идеями. Пробуйте новые подходы, делитесь необычными предложениями и выходите за устоявшиеся рамки. По опросам, для 62% россиян лидеры — это вдохновляющие люди, за идеями которых хочется следовать.

Станьте тем, кому доверяют и на кого полагаются. Как сообщает PwC, на роль гендиректора в 83% случаев назначают внутренних кандидатов — компании предпочитают «своих» на лидерских позициях. Чтобы завоевать такой статус, играйте честно, выполняйте обещания и не подводите коллег и руководство.

Улаживайте конфликты и поддерживайте дружелюбную атмосферу в команде. По данным Talentsmart, 90% успешных руководителей обладают высоким эмоциональным интеллектом — способностью понимать и управлять эмоциями людей.

Учитесь слушать других и видеть то, что остальные не замечают. Это полезно, чтобы внедрять инновационные идеи и формировать жизнеспособные образы будущего, к которым будет стремиться команда. Например, в PwC для этого существует система обратного менторства, когда наставниками партнеров и директоров компании становятся сотрудники-миллениалы.

Организаторские способности имеют особое значение в сфере управления. Не каждый организатор может быть руководителем (лидером), но каждый руководитель обязан быть организатором. Кто же это такой? Давайте разберемся.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Организаторская функция
  • 2 Что важно при организации
  • 3 Как развить организаторские способности
  • 4 Упражнения на развитие организаторских способностей
    • 4.1 Быть убедительным
    • 4.2 Пантомима
    • 4.3 Распределение времени

Организаторская функция

Организовывать работу подчиненных – одна из основных функций руководителя, притом независимо от того, какого стиля управления он придерживается. Под организацией понимается распределение обязанностей и задач между участниками коллектива. От того, насколько точно руководитель распределит рабочие задачи, зависит успех всей деятельности, продуктивность работы.

Распределение власти и ответственности, то есть, например, выделение лидера, разделение коллектива на малые группы, тоже входит в организационную функцию руководителя. Но как бы он ни распределил власть и ответственность, за результат отвечать все равно только ему.

Иногда руководитель выступает сам как лидер, а коллектив живет самоуправлением, тогда организационная функция не так очевидна. Руководитель отдает свою работу, власть, ответственность кому-то из работников в двух случаях:

  • признает, что кто-то из коллектива лучше его справится с этой задачей;
  • занят более важными проблемами или не может заняться в силу общей занятости.

Что важно при организации

Организаторские способности – набор качеств, помогающих руководителю управлять деятельностью в группе. Они включают в себя:

  • Умение объяснять информацию. Задача организатора не только объяснить информацию на понятном языке, но и убедиться в том, что человек верно ее понял и усвоил. Но важно использовать вопрос не «Все ли вы поняли?», а «Я достаточно ясно вам смог объяснить?» В первом случае человек начнет оценивать себя и вряд ли сможет выставить свои интеллектуальные способности негативно в глазах руководителя. Потому он, конечно, ответит «Да», даже если это не так.
  • Обратная связь. Организатор должен лично посмотреть на результат и процесс работы сотрудника, которому он доверил что-то.
  • Уместная конструктивная критика и вместе с ней альтернативные предложения. Как говорится, критикуешь – предлагай.
  • Высокоразвитое самообладание и способность к саморегуляции. Даже если организатору приходится ругать коллектив, то делать это нужно спокойно и достойно.
  • Организатор должен четко знать и представлять, чего он ждет и требует от подчиненных (форма, сроки, результаты, способы). Быть в состоянии самостоятельно выполнить эти требования.
  • Умение контролировать и рефлексировать.
  • Умение предотвращать и разрешать конфликты, общаться с людьми.

Кроме этого, организатор должен обладать авторитетом, быть строгим, но справедливым, корректным в оценках, хорошо разбираться в том, чем руководит, быть высококвалифицированным специалистом. В отличие от лидерства, способность к которому во многом определена врожденными особенностями, организатором может стать практически каждый человек. Однако такие индивидуальные особенности, как скорость психических реакций и другие свойства темперамента, вносят свою лепту.

Как развить организаторские способности

Качества лидера

Раз организатором может стать каждый человек, то актуален вопрос о том, как это сделать. Предлагаю несколько простых правил:

  • Организация начинается с самого себя (самоорганизация). Научитесь организовывать собственную деятельность, быт и всю жизнь. Возьмите за правило составлять план дня, вести ежедневник, распределять время, ставить цели, задачи и всегда их выполнять. Прямо сейчас сделайте что-то, до чего руки не доходили.
  • Развивайте эмпатию, умение понять другого человека, уважение к интересам других людей, здоровый альтруизм.
  • Осваивайте и практикуйте позитивное мышление.
  • Регулярно самосовершенствуйтесь. Скорректируйте самооценку, избавьтесь от неуверенности, страха общения и других проблем, которые у вас есть. Все внутренние барьеры должны быть уничтожены.
  • Развивайте творческий потенциал.
  • Расширяйте кругозор.
  • Тренируйте практическое мышление, то есть реально смотрите на мир. Ставьте реальные цели, не увлекайтесь мечтами.
  • Будьте амбициозны.

Важно хорошо знать не только свои особенности, но и разбираться в психологии других людей. Верно распределить обязанности, учитывать потребности, интересы, темперамент, характер и другие особенности участников – основная задача организатора.

Упражнения на развитие организаторских способностей

Организаторские способности не являются чем-то особенным, они включают в себя развитые общие способности и необходимые для конкретного вида деятельности. Потому и упражнения хочу предложить общие.

Быть убедительным

Рекомендую проводить это упражнение в паре с кем-то и перед зрителями. Суть в том, что вы и ваш партнер прячете за спиной какие-то фигурки (игрушки, любой предмет). Задача – убедить зрителей в том, что у вас нет конкретной фигуры или есть (независимо от того, на самом ли деле это так). Побеждает тот, кто смог убедить аудиторию.

Пантомима

Тренируйте свои мышцы перед зеркалом. Лицо, мимика говорят о нас гораздо больше. Научитесь управлять своей мимикой: быть добрым, убедительным, снисходительным, требовательным.

Распределение времени

Возьмите за правило с вечера составлять список дел на завтра, научитесь рано вставать, составлять расписание дня и следовать ему. Приучите себя к организованности на рабочем месте, рабочем столе компьютера, дома в шкафу. Приберитесь и поддерживайте этот порядок.

Рекомендую ознакомиться также со статьями «10 способов раскрыть творческий потенциал», «Творческие способности: особенности и развитие», «Чувство юмора: как развить и зачем это нужно», «Воображение: как развить у детей и взрослых», «Упражнения для развития памяти у взрослых».

Как правило, организаторские способности рассматривают в единстве с коммуникативными, объединенно их называют КОС (коммуникативно-организационные способности). О том, как развить коммуникативные способности, узнайте из статьи «Как научиться общаться с людьми».

Что такое лидерство?

Лидерство — это способность человека или группы людей влиять на последователей или членов организации, общества или команды и направлять их. Лидерство часто связывают с должностью, старшинством или рангом человека в иерархии. Однако это атрибут, которым может обладать или достичь каждый, даже тот, кто не занимает руководящую должность. Это развиваемый навык, который со временем можно усовершенствовать.

Лидеры встречаются и требуются в большинстве аспектов жизни общества, включая бизнес, политику, религию, социальные и общественные организации. Лидеров считают людьми, которые принимают обоснованные и порой непростые решения. Они формулируют четкое видение, устанавливают достижимые цели и предоставляют последователям знания и инструменты, необходимые для достижения этих целей.

Эффективный лидер обладает следующими характеристиками: уверенность в себе, сильные коммуникативные и управленческие навыки, творческое и инновационное мышление, настойчивость, готовность идти на риск, открытость к изменениям, уравновешенность и способность реагировать на кризис.

В бизнесе люди, проявляющие лидерские качества могут занять руководящие должности или должности уровня C такие как исполнительный директор (CEO), главный информационный директор (CIO) и президент. Среди людей, проявивших лидерские качества в технологической отрасли, — основатель Apple Стив Джобс, основатель Microsoft Билл Гейтс и генеральный директор Amazon Джефф Безос.

Кто есть кто в руководстве компании и чем они занимаются.

Почему лидерство важно?

Лидерство играет центральную роль в успехе и направлении бизнеса. Организации зависят от успешных лидеров, способных донести до них миссию, видение и цели, объединить членов команды вокруг этих целей и затем достичь их. Эти способности особенно важны в кризисные времена.

Для успеха и развития бизнеса часто требуется принятие жестких решений. Бизнес часто зависит от лидеров с высокой компетентностью и эмоциональным интеллектом для принятия сложных решений и решения проблем. Такой уровень доверия и успеха часто приводит к созданию позитивной, продуктивной рабочей среды, способствующей командной работе, благополучию сотрудников и сильной рабочей культуре, привлекательной для лучших талантов.

Сильное лидерство имеет решающее значение для конкурентоспособности организации, поскольку оно способствует изменениям и инновациям. Лучшие лидеры следят за изменениями в отрасли, продвигают новые идеи внутри компании и привлекают инновационных мыслителей.

Теория лидерства

Как люди становятся лидерами и что делает их великими лидерами, было предметом изучения на протяжении веков. В 19 веке доминировала теория Великого человека, которая подчеркивала, что лидерство — это уникальный, природный навык и что великие лидеры рождаются для этой задачи.

Следующие теории лидерства, выдвинутые в 20 веке, являются одними из многих:

  • Теория черт возникла в середине 20-го века, и в ее основе лежит идея о том, что некоторые люди рождаются с определенными чертами характера, которые делают их отличными лидерами, такими как целостность и уверенность в себе.
  • Ситуационное лидерство это когда стиль лидерства корректируется в зависимости от готовности или уровня навыков последователей в данной ситуации.
  • Теория контингентов утверждает, что эффективное лидерство зависит от наличия нужного лидера в нужной ситуации.
  • Транзакционное лидерство это подход, при котором лидеры вознаграждают или наказывают последователей для достижения результатов.
  • Трансформационное лидерство это когда лидеры обращаются к ценностям и эмоциям последователей, чтобы изменить их мышление и подход к работе или жизни.
  • Бихевиористская теория предполагает, что навыки человека лидерства развиваются и тренируются как продукт его окружения.
  • Поведенческая теория это когда лидер моделирует определенное поведение, подавая хороший пример для подражания другим.
  • Функциональная теория это лидерство, основанное на совокупности поведения людей и групповой динамике, а не на отдельных личностях.
  • Теория пути к цели это когда лидеры устанавливают цели и сглаживают путь к этим целям для мотивации и стимулирования производительности.

Лидерство в сравнении с менеджментом

Термины «лидерство» и «управление» используются как взаимозаменяемые, но это не одно и то же понятие. Лидерские роли подразумевают создание и формулирование видения, а также вдохновление других людей на работу над этим видением. Но лидеры могут не обладать навыками и не заниматься повседневным управлением работой, необходимой для воплощения этого видения в реальность.

Управление (менеджмент) — это надзор за тактическими шагами, необходимыми для выполнения работы и достижения целей. Хорошие менеджеры умеют формулировать шаги, необходимые для выполнения задач, и отчитываться перед людьми за выполнение порученной работы. Лидеры могут быть хорошими менеджерами, а хорошие менеджеры могут быть хорошими лидерами. Очень часто менеджеров ставят на должности, где они должны проявлять лидерские качества, например, мотивировать и направлять сотрудников на достижение целей. Аналогичным образом, лидеры часто должны брать на себя управленческие задачи, такие как обеспечение подотчетности сотрудников в отношении целей и видения организации.

Некоторые специфические различия между лидерами и менеджерами включают следующее:

Лидеры Менеджеры

Установите долгосрочное видение, цели и задачи

Достижение видения, целей и задач организации

Мотивировать и приводить сотрудников в соответствие с целями

Назначайте задачи сотрудникам и привлекайте их к ответственности

Задавайте долгосрочные аналитические вопросы, такие как «что» и «почему»

.

Задавайте вопросы о процессе, направленные на достижение краткосрочных целей, такие как «как» и «когда»

Могут иметь любую должность, хотя часто входят в группу руководителей высшего звена; их должности и обязанности не всегда являются исполнительными

Имеют конкретные названия должностей и фиксированные обязанности

Что делает человека хорошим лидером?

Несколько признаков отделяют хорошее руководство от великого, включая следующие:

  • Сильное, реалистичное видение.
  • Четкое и эффективное общение.
  • Адаптивность, гибкость и креативность.
  • Честность.
  • Терпение.
  • Устойчивость.
  • Эмоциональный интеллект и эмпатия.
  • Интегрированность.
  • Сотрудничество.
  • Пассионарность.
  • Справедливость.
  • Культурная осведомленность.
  • Интеллект и опыт.
  • Принятие стратегических и дальновидных решений.
  • Убеждать, мотивировать, расширять возможности и вдохновлять.

Великие лидеры вдохновляют людей, мотивируя их делать все необходимое для достижения целей лидера и организации. Бывший президент США Дуайт Д. Эйзенхауэр сформулировал эту идею, сказав: «Лидерство — это искусство заставить другого человека сделать то, что вы хотите, потому что он хочет это сделать».

Стили руководства

Следующие стили руководства являются одними из многих, часто встречающихся в бизнесе и других организациях:

  • Аффилиативные лидеры способствуют позитивной групповой динамике.
  • Авторитетные лидеры дают четкие указания и требуют их выполнения.
  • Автократические лидеры сохраняют полный контроль и полномочия по принятию решений.
  • Харизматические лидеры используют общительные и обаятельные черты характера, чтобы убедить последователей.
  • Лидеры коучинга обучают и мотивируют других людей на достижение целей.
  • Принудительные лидеры заставляют людей следовать инструкциям, хотят они этого или нет.
  • Командование и контроль, также называемые бюрократическими, лидеры устанавливают строгие правила и нормы.
  • Демократические лидеры сосредоточены на компромиссе и групповом консенсусе; они включают других в процесс принятия решений.
  • Инновационные лидеры способствуют развитию креативности и адаптивности.
  • Лидеры, придерживающиеся принципа «руки врозь».
  • Лидеры-скороспелки используют эмоциональный стиль руководства, чтобы побудить сотрудников к высокому темпу достижения целей.
  • Транзакционные лидеры используют систему поощрений и наказаний.
  • Лидеры-слуги сосредотачиваются на служении нуждам группы и общему благу.
  • Ситуационные лидеры адаптируют свой стиль к различным ситуациям и людям.
  • Стратегические лидеры целенаправленно используют различные стили управления для разработки адаптивных стратегий.
  • Трансформационные лидеры мотивируют других на профессиональный и личный рост.

Как стать лучшим лидером

За последние несколько лет рабочее место претерпело значительные изменения: увеличилось количество удаленной работы, и все большее значение придается таким аспектам работы с сотрудниками, как разнообразие, справедливость и инклюзивность. Существует несколько лидерских качеств, которые можно усовершенствовать, чтобы помочь людям стать лучшими лидерами:

Улучшите самоанализ. Великие лидеры знают свои сильные и слабые стороны и влияние на людей, которыми они руководят. Они подают хороший пример и моделируют правильное поведение. Один из способов повысить уровень самосознания — получить обратную связь от этих людей.

Отточите навыки общения. Лидеры должны быть эффективными и четкими в своем общении; они также должны быть хорошими слушателями. Общение должно быть основано на открытости, честности и прозрачности. Это предполагает постановку четких целей и ожиданий и регулярную обратную связь с сотрудниками.

Общайтесь с членами команды. Общение создает доверие, понимание и связи, которые имеют решающее значение для успешного руководства. Лучшие лидеры должны узнать личности и возможности членов своей команды.

Поощряйте рост. Лучшие лидеры поощряют личный и профессиональный рост свой, своих коллег, своих сотрудников или последователей. Поощрение роста укрепляет связи и доверие между лидерами и членами команды, а также увеличивает то, чего может достичь команда.

Будьте открыты для перемен. Перемены неизбежны в бизнесе; быть открытым для них и поощрять новые идеи и взгляды членов команды может помочь лидерам стать более эффективными.

Развивайте позитивное отношение. Отвечать на негативные ситуации и проблемы позитивными подходами и поощрением — отличный способ моделирования и улучшения навыков решения проблем.

Ищите возможности для роста. Великие лидеры ищут возможности для постоянного совершенствования и обучения. Это может включать в себя посещение конференций, поиск наставника и чтение книг о лидерстве.

Восемь подходов к тому, как стать эффективным лидером.

Обучение и развитие лидерских качеств

Многие люди по природе обладают некоторыми лидерскими качествами, но большинство людей должны развивать многие из характеристик, связанных с лидерством. Ниже перечислены некоторые из доступных программ обучения и развития лидерских качеств:

  • Группа » Ариэль».
  • Программа развития Центра творческого лидерства.
  • Программа высшего образования Колумбийской школы бизнеса.
  • Дейл Карнеги.
  • Глобальные знания.
  • Программы высшего образования Гарвардской школы бизнеса.
  • ИНСАД.
  • Компании Кена Бланшара.
  • Лидерство Максвелла.
  • Инструменты разума.
  • MIT OpenCourseWare.
  • Программа обучения руководителей в Школе менеджмента Слоуна Массачусетского технологического института.
  • OpenLearn.
  • Skillsoft.
  • Стэнфордская высшая школа лидерства в бизнесе.

Лидерство в гибридных и удаленных средах

По данным Бюро переписи населения, число удаленных работников утроится в период с 2019 по 2021 год. Этот переход к гибридной и удаленной среде сделал еще более важными такие лидерские качества, как гибкость, адаптивность, коммуникабельность и эмпатия.

Поскольку все больше сотрудников работают дома, важно сосредоточиться на благополучии и вовлеченности сотрудников. Руководители должны развивать культуру, которая включает в себя виртуальные программы по формированию культуры, такие как книжные клубы, городские встречи, программы наставничества и другие мероприятия.

Лидеры также должны адаптировать свои навыки общения к гибридным и удаленным средам. Это включает в себя виртуальные контрольные встречи, командные собрания и семинары для обеспечения четкого понимания целей и проектов. Кроме того, руководители должны быть уверены в продуктивности своих сотрудников в удаленной или гибридной среде и требовать от сотрудников подотчетности, не нарушая этого доверия.

  • Кто такой лидер
  • Лидером рождаются или становятся
  • Стили лидерства
  • Лидерские качества
    • Ответственность
    • Коммуникабельность
    • Экспертность
    • Развитые организаторские способности
    • Гибкость
  • Как стать лидером

 кто такой лидер

Умение вести за собой людей и вдохновлять их на подвиги высоко ценится в обществе. Источник: piqsels.com

Кто такой лидер

Лидер — представитель группы людей, которого остальные члены наделяют правом принимать решения и действовать от лица коллектива. Он пользуется авторитетом окружающих и способен вести за собой людей в прямом и переносном смысле.

Лидер способен оказывать влияние на людей и вдохновлять их своими идеями — именно это помогает ему получить власть. Однако не стоит смешивать понятия «лидер» и «руководитель». 

Руководитель формально занимает роль лидера, но фактически может им не являться. Так часто бывает, например, когда в сложившийся коллектив приходит начальник со стороны. Подчиненные не хотят признавать его авторитет и следовать указаниям, возникают конфликты.

Чтобы вы лучше понимали разницу между лидером и управленцем, предлагаем изучить их основные характеристики в таблице.

Управленец

Лидер

контролирует работу подчиненных

вдохновляет и мотивирует последователей

действует рационально и последовательно, придерживается инструкции

способен рисковать и ломать устоявшиеся шаблоны

работает в рамках корпоративных структур и стремится сохранять их

готов разрушить существующие структуры, если этого требует цель

является звеном управленческой сети

действует независимо

Открыть свой бизнес — отличный способ реализовать лидерские амбиции. Придумайте идею, а воплотить ее поможет Совкомбанк.

Если вы горите идеей об открытии своего бизнеса, мы можем помочь вам! В Совкомбанке доступны кредиты для предпринимателей до 30 млн рублей. Вы составили бизнес-план и знаете, сколько средств вам понадобится для открытия собственного бизнеса? Смело рассчитывайте кредит и ежемесячный платеж по нему на нашем специальном калькуляторе!

Рассчитать кредит

Лидером рождаются или становятся

Этот вопрос волновал философов на протяжении тысячелетий. Можно ли стать путеводной звездой для других людей, воспитав в себе лидера, или это дар, доступный лишь единицам? 

До XX века господствовала идея врожденного лидерства, согласно которой роль человека предопределена изначально. Если природа наделила его необходимыми качествами, он непременно станет лидером. Если нет, то, как говорится, выше головы не прыгнешь.

Эту доктрину, в частности, развивали философ Томас Карлайл в своем труде «О героях, поклонении героям и героике в истории» и исследователь Фрэнсис Гальтон в труде «Наследственный гений».

В дальнейшем идею подвергли критике и трансформировали. Сегодня ученые сходятся во мнении, что лидерство — это набор личностных качеств, которые человек способен развить в течение жизни. Врожденной является лишь предрасположенность к ним. 

Вот что по этому поводу говорит бизнес-психолог, врач психиатр и психотерапевт Дмитрий Ломоть:

«Мы привыкли называть лидерами предпринимателей, руководителей. На самом деле, каждый человек — лидер своей жизни. Разница только в том, что лидерские навыки у всех по-разному развиты.

Базовый набор лидерских качеств формируется у ребенка к подростковому возрасту. Это тот момент, когда человек понимает, что может сам распоряжаться собой, что-то придумывать, выстраивать договоренности с окружающими, достигать своих целей.

Дальше все зависит от того, занимается ли он развитием своих лидерских качеств. Их можно развить в любом возрасте. Способ простой — расширять привычную степень ответственности. Чем больше ответственности человек берет на себя, тем сильнее проявляется как лидер».

Чтобы было понятнее, приведем пример. Одна из важных лидерских черт — коммуникабельность. Лидер должен уметь находить подход к любому человеку, иначе ему сложно будет завоевать авторитет.

Алексей — экстраверт и легко сходится с людьми. Он может часами говорить без умолку, пока другие слушают раскрыв рты.

Марат — интроверт и не может похвастать такими успехами в общении. Он сдержан и немногословен, предпочитает разговорам активную деятельность.

Но это не значит, что путь в лидеры для Марата закрыт. Да, ему придется приложить больше сил для развития коммуникабельности, чем Алексею. И стиль лидерства у него будет иной.

Стили лидерства

Самую популярную классификацию предложил немецкий психолог Курт Левин. Он выделил три основных стиля лидерства: авторитарный, демократический и либеральный.

  • Авторитарный

Лидер самостоятельно принимает решения, не учитывая мнения команды. От подчиненных он требует жесткой дисциплины и беспрекословного подчинения. Его авторитет часто держится на страхе.

  • Демократический

Лидер активно вовлекает членов команды в принятие решений, прислушивается к их мнению, старается общаться на равных. При этом ответственность тоже делится на всех. 

  • Либеральный

Руководитель предоставляет подчиненным полную свободу действий. Никаких жестких правил и тотального контроля. Такой стиль еще называют попустительским.

Выбранный стиль зависит не только от качеств самого лидера, но и от особенностей команды. Авторитарный уместен при работе с плохо мотивированными сотрудниками, имеющими низкую квалификацию.

Демократический подходит работникам умственного труда, где комфортная обстановка и благоприятные условия для развития играют важную роль.

Либеральный уместен, лишь когда в команде трудятся высококлассные специалисты, мотивированные на результат.

Как эффективно управлять командой

Лидерские качества

Настоящий лидер должен уметь эффективно взаимодействовать с людьми, хорошо владеть собой и разбираться в рабочих процессах. В этом ему помогают следующие качества:

  • ответственность,
  • коммуникабельность,
  • экспертность,
  • развитые организаторские способности,
  • гибкость,
  • креативность,
  • целеустремленность,
  • инициативность,
  • харизматичность,
  • высокий интеллект,
  • смелость,
  • трудолюбие.

Первые пять мы рассмотрим подробно.

Ответственность

Руководящая роль всегда связана с повышенной ответственностью. Лидер отвечает не только за себя, но и за всю команду. В случае неудачи винить в первую очередь будут его.

Только сильная и зрелая личность способна сохранять стойкость под гнетом высокой ответственности. С одной стороны, человек должен избавиться от излишнего невротизма, чтобы уверенно вести команду за собой.

А с другой — не быть слишком самонадеянным и беспечным, полагаясь в работе на авось. Умение балансировать между двумя этими крайностями — искусство, которое приходит с опытом.

Коммуникабельность

Лидер должен уметь эффективно взаимодействовать с людьми: доносить свои мысли, убеждать, адекватно оценивать обратную связь. Без развитых коммуникативных навыков это невозможно.

Также важно обладать хорошей эмпатией, уметь предвосхищать реакции людей и помогать им достичь нужного эмоционального состояния.

лидерские качества

Лидер должен уметь найти подход к любому человеку. Источник: piqsels.com

Экспертность

Занять лидерскую позицию проще тому, кто обладает знаниями и навыками, необходимыми для достижения общей цели. Поэтому во многих компаниях принято назначать на руководящие должности рядовых сотрудников, хорошо проявивших себя в работе, а не привлекать обученных управленцев со стороны.

Представьте, что оказались на необитаемом острове. Кого вы охотнее признаете лидером — человека, обладающего навыками выживания, или менеджера с многолетним опытом управления?

Развитые организаторские способности

Умение организовать работу команды так, чтобы она действовала как единый слаженный организм, — настоящее искусство. Лидер должен помочь каждому винтику в системе занять свое место.

Для этого нужно хорошо разбираться в людях — видеть их слабые и сильные стороны, скрытый потенциал, совместимость друг с другом. А также обладать хорошей самодисциплиной и уметь дисциплинировать других.

Гибкость

Мир стремительно меняется. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо быть гибким, быстро реагировать на изменения и подхватывать тренды.

Настоящий лидер способен без сожаления отказаться от устаревших технологий. Он активно внедряет в работу передовые разработки, не боится пробовать новое и рисковать.

Как стать лидером

Все перечисленные выше качества можно развить в течение жизни. Придется упорно трудиться и потратить немало времени, но это того стоит. Несколько простых советов помогут вам сделать первые шаги на пути к лидерству.

  • Учитесь принимать решения самостоятельно

Перестаньте перекладывать ответственность за свой выбор на других людей. Это касается не только судьбоносных решений, но и мелких бытовых.

Не можете определиться с цветом обоев в спальне? Прислушайтесь к своим ощущениям, а не устраивайте соцопрос среди знакомых. Ломаете голову, куда поехать в отпуск? Самостоятельно изучите возможные варианты и примите решение.

Постепенно усложняйте уровень ответственности. С каждым разом будет проще полагаться на собственное мнение, вырастет ваш авторитет в собственных глазах, а затем и в глазах окружающих.

  • Постоянно развивайтесь в выбранной области

Если человек разбирается в важных вопросах лучше других, ему охотно доверяют лидерскую роль. Поэтому нужно постоянно учиться и никогда не останавливаться в развитии.

Определите для себя приоритетную область, в которой хотели бы заработать авторитет. Она может быть связана с работой, хобби, общественно полезной деятельностью. Составьте план развития и начните обогащать свои знания и оттачивать навыки.

Сегодня в интернете представлено множество курсов самой разной направленности. Не выходя из дома можно освоить новую профессию, повысить квалификацию, прокачать гибкие навыки (soft skills). 

Если не хватает средств на обучение, выручит Халва. Среди партнеров карты известные онлайн-университеты, которые предоставляют рассрочку на свои программы. Начните учиться сейчас, а оплату вносите равными частями в течение нескольких месяцев!

Карта «Халва» — универсальный финансовый инструмент. Используйте свои средства, получайте кешбэк с покупок до 10% и доход на остаток собственных средств по карте до 12%, а также открывайте вклады под выгодный процент. Вы можете взять заемные средства и потратить их на покупки в рассрочку 10 месяцев или больше, если оформите подписку «Халва.Десятка». Оформите Халву в пару кликов, и курьер привезет ее вам!

  • Будьте открыты новому

Чрезмерный консерватизм способен перечеркнуть все старания на пути к лидерству. Учитесь выходить за устоявшиеся рамки, используйте в работе передовые методы, предлагайте свежие идеи. Только так можно быть на одной волне с этим постоянно меняющимся миром.

  • Проявляйте инициативу

Не бойтесь браться за сложные задачи, от которых отказываются другие. Страх неудачи не должен стать помехой на пути к великой цели. Будьте активны, не прячьтесь за спинами соратников, смело заявляйте о себе. Люди бессознательно тянутся к смелым и независимым личностям.

 новая идея

Открытость новому и инициативность — важные качества современного лидера. Источник: piqsels.com

Шанс стать лидером есть у каждого. Почему же людей, способных вести за собой других, единицы? Это сложная роль, которая приносит человеку не только власть и авторитет, но и груз ответственности.

Если уверены, что лидерство вам по силам, и готовы упорно трудиться для достижения цели, у вас все получится!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как зарегистрировать ребенка на сферум без вк пошаговая инструкция
  • Плетение резиночек на станке пошаговая инструкция для детей
  • Руководство по эксплуатации опель вектра 1988
  • Руководство верховного совета поддержало данный указ
  • Клексан инструкция по применению при беременности на ранних сроках