Сравнительная характеристика руководства лидерства

  1. Понятие лидерства и руководства: общее и частное, сравнительный анализ

Руководство

это деятельность по управлению совместным
трудом
людей, личное воздействие на поведение
подчиненных для реализации поставленных
целей. Оно включает постановку задач,
координацию,
работу по созданию коллектива, мотивацию
и основывается
не только на официальных предписаниях,
но и на личном примере
и взаимном уважении.

Лидерство — это разновидность
власти, спецификой которой является
направленность сверху вниз, а также то,
что ее носителем выступает не большинство,
а один человек или группа лиц. Лидерство
есть управленческий статус, социальная
позиция, связанная с принятием решений,
это руководящая должность.

Лидерчлен организации,
обладающий высоким личным статусом,
оказывающий сильное влияние на мнение
и поведение окружающих его людей, членов
какого-либо объединения, организации
и выполняющий комплекс функций, сходных
по реализации с функциями руководителя.

В организации феномен лидерства
представлен тремя механизмами.

1. В формальной структуреорганизациилидерство— это нормативно-определенное
право на власть, обусловленное должностной
позицией руководителя в жестко очерченных
рамках деятельности;

2. В неформальной структуре
фактическое признание (непризнание)
этого права в деловой сфере со стороны
подчиненных, что связано с личностными
характеристиками лидера, занимающего
как формальную, так и неформальную
позицию;

3. В социально-психологическойсфере
— проявление неформального группового
лидерства, ориентированного не на цели
организации.

В
социологии и политологии
обычно различают формальное и неформальное
лидерство. Формальное
лидерство

рассматривается
как приоритетное
влияние определенного лица на членов
организации, закрепленное
в ее нормах и правилах и основывающееся
на руководящем положении
в общественной иерархии, месте в ролевых
структурах,
связанных с обладанием властью и
ресурсами.

Неформальное
лидерство

интерпретируется
как субъективная способность, готовность
и умение
человека выполнять роль лидера, а также
признание за ним права
на руководство со стороны членов группы.
Оно основывается на
авторитете, приобретенном в результате
обладания определенными личными
качествами.

Лидерство
бывает не только конструктивным, но и
нейтральным (не
влияет на результаты) и даже деструктивным.

Оба
аспекта — формальный и неформальный,
— характеризуют
эффективное руководство. Руководство
как рациональное управление
по самому своему замыслу предполагает
наличие у занятых
этого рода деятельностью людей
соответствующей квалификации
и определенного преимущества (по
сравнению с подчиненными) в управленческих
качествах, а значит, и наличие у
руководителей по меньшей
мере делового авторитета, который,
соединяясь с личным авторитетом,
перерастает в неформальное лидерство.
Кроме того, руководство
— это всегда формальное лидерство.

Исходя
из стиля осуществления управляющих
воздействий, руководителей
любого уровня

можно условно разделить на три
психологических типа:

  • руководитель-«либерал»
    — не стремиться демонстрировать
    руководящее положение, а напротив –
    как бы стесняется его. Охотно выслушивает
    мнение подчиненных, не уклоняется от
    неофициального общения с ними;

  • руководитель
    – «автократ
    »
    — факт командования доставляет ему
    удовольствие. Уверен в себе, с трудом
    соглашается с мнением подчиненных,
    энергичен и решителен;

  • руководитель
    – «демократ
    »
    — сочетает в себе терпеливость, высокие
    коммуникативные свойства, культуру с
    решительностью, энергией, умением
    руководить.

В соответствии с характером деятельности
лидера и используемого им стиля выделяют
несколько типов лидеров:

  • по содержанию деятельности:
    «лидеры-вдохновители», предлагающие
    программу поведения; «лидеры-исполнители»
    — организаторы выполнения программ;
    «лидеры-универсалы», объединяющие
    качества первой и второй групп;

  • по стилю: авторитарные, демократические
    или анархические в зависимости от
    характера лидера как определенного
    типа личности.

  • по характеру деятельности: лидеры
    — «универсальные», постоянно проявляющие
    свои лидерские качества, и «ситуативные»,
    т. е способные быть лидерами лишь в
    определенных ситуациях.

Психологами отмечаются
десять основных типов лидеров:
«повелитель»;
«вожак»;«тиран»;
«организатор»;
«соблазнитель»;
«герой»;
«дурной
пример»; «кумир»;
«изгой»;
«козел
отпущения».

Два
последних типа называют антилидерами,
потому
что они являются
объектом, с которым группа, объединившись,
вступает в борьбу.
Часто при исчезновении антилидера
группа начинает распадаться,
так как пропадает объединяющий ее
стимул. Лидерство
как система отношений в группе складывается
из эмоционального,
делового и информационного компонентов.

Эмоциональный
лидер

это
человек, к которому каждый член
группы
может обратиться за сочувствием.

Деловой
лидер


хорошо руководит работой, может
организовать дело,
наладить нужные деловые связи, обеспечить
успех дела.

Информационный
лидер

эрудированный человек, который все
знает,
может объяснить и помочь найти нужную
информацию.

Сходство лидера и руководителя
в том, что оба призваны стимулировать
коллектив, нацеливать его на решение
определенных задач, заботиться
о средствах, при помощи которых эти
задачи могут быть, решены. Сходство в
основных аспектах деятельности
руководителя и лидера проявляется в
следующих моментах:

  1. Деятельность и руководителя,
    и лидера полностью подчинена принятию
    на личностном уровне целей организации.

  2. Постоянное общение с людьми,
    объединенными в группы и выполняющими
    цели организации.

  3. Воздействие на членов
    рабочих групп для достижения общественно
    значимых целей.

  4. Положительно мотивированное
    поведение, направленное на достижение
    успеха в деятельности.

Существует ряд ролевых различий лидера
и руководителя:

  1. Лидер
    призван осуществлять регуляцию
    межличностных
    отношений в группе, в то время как
    руководитель осуществляет
    регуляцию официальных отношений группы
    как некоторой социальной
    организации.

  2. Лидерство
    проявляется в условиях микросреды (это
    малая группа, например
    лаборатория, бригада), руководство —
    элемент макросреды, т.е.
    оно связано со всей системой общественных
    отношений.

  3. Лидерство
    возникает стихийно, руководитель всякой
    реальной социальной
    группы либо назначается, либо избирается,
    но так или иначе этот процесс не является
    стихийным, а целенаправленным,
    осуществляемым
    под контролем различных элементов
    социальной структуры.

  4. Явление
    лидерства менее стабильно, выдвижение
    лидера в большей
    степени зависит от настроения группы,
    в то время как руководство
    — явление более стабильное.

  5. Руководитель
    в отличие от лидера имеет возможности
    применить
    систему различных санкций, которых в
    руках лидера нет.

  6. Процесс принятия решения
    руководителем (и вообще в системе
    руководства) более сложен и опосредован
    множеством различных, обстоятельств
    и соображений, не обязательно коренящихся
    в данной
    группе, в то время как лидер принимает
    решения, касающиеся
    групповой деятельности.

  7. Сфера
    деятельности лидера — в основном малая
    группа, где он
    и является лидером, сфера действия
    руководителя шире, поскольку
    он представляет малую группу в более
    широкой системе.

Таким образом, лидерство
есть чисто психологическая характеристика
поведения определенных членов коллектива,
а руководство — социальная
характеристика отношений, прежде всего
с точки зрения распределения ролей
управления и подчинения.

Поскольку лидер отражает интересы
коллектива в целом, он следит, чтобы
действия каждого из его членов не
подрывали групповое единство. В
необходимых случаях он вступает даже
в конфликт с администрацией, санкционируя
только те ее решения, которые не
противоречат интересам коллектива,
причем прямое давление на лидера
усиливает сплочение коллектива и
активизирует его противостояние
руководству. Поэтому руководство
использует иные виды тактики:

  • ослабление связи лидера с
    последователями с помощью организационных
    или административных мер;

  • применение его способностей на пользу
    организации;

  • перехват функций лидера
    другим лицом;

  • подрыв его репутации;

  • создание условий, препятствующих лидеру
    злоупотреблять своей властью.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Руководство и лидерство наряду с общением и принятием решений являются важнейшими компонентами системы управления.

Лидерство — это процесс воздействия на людей, порожденный системой неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется.

В чем разница?

Различия между лидерством и руководством хорошо описал Уоррен Беннис, один из первых исследователей современного лидерства. Вот часть утверждений из его теории:

  1. Руководитель управляет, лидер изменяет и совершенствует.
  2. Руководитель поддерживает, лидер развивается.
  3. Руководитель фокусируется на системах и структуре, лидер фокусируется на людях.
  4. Руководитель полагается на контроль, лидер внушает доверие.
  5. Замысел руководителя краткосрочный, у лидера далекие перспективы.
  6. Руководитель спрашивает, каким образом и когда, лидер спрашивает, что и почему.
  7. Руководитель делает все правильно, лидер умеет расставлять приоритеты.

Ниже представлена сравнительная таблица характеристик руководителя и лидера.

А что общего?

1. И руководство, и лидерство являются средством управления людьми. Только одно из них «работает», в системе формальных, официальных отношений, а другое — в системе отношений неформальных, неофициальных.

2. Оба феномена помогают осуществлять социальное влияние в группе. Но при руководстве это влияние идет главным образом по официальным каналам, тогда как при лидерстве — по неофициальным.

3. И там и там существует определенная субординация отношений. Причем в руководстве она ярко выражена и закреплена, а в лидерстве – менее заметна и заранее никак не очерчена.

Поэтому вовсе не случайно, что нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становится лидером.

На чтение 5 мин Просмотров 2.9к. Опубликовано 15.01.2022

На первый взгляд, понятия «руководитель» и «лидер» можно считать синонимами. Но если вникнуть в них более детально, можно найти существенные отличия. Рассмотрим отличия лидера от руководителя, кого можно так назвать, какими качествами должен обладать каждый из них. Основные критерии отличия лидерства и руководства и некоторые сходства, которые объединяют понятия.

Кто такой лидер

По психологическим и социологическим меркам лидер – это человек, занимающий первое место в группе, оказывающий влияние на людей для достижения общей цели. Черты, которые должны присутствовать у такого человека: способность принимать сложные и ответственные решения, быть готовым нести за них ответственность.

Он должен заботиться не о своей выгоде, а об общей, увлекать и вести людей за собой добровольно, а не по принуждению. Он всегда обладает природной харизмой, потому пользуется доверием в группе и становится авторитетом.

Лидер занимает в группе первое место, авторитет для ее членов, направляющий движение. Его выбирают из членов группы на основе ее запросов и ожиданий. Такой человек является неотъемлемой частью коллектива, который находит в своей среде самого лучшего. Он обеспечивает пути достижения целей и удовлетворение потребностей членов группы. Пока все идет хорошо, пользуется поддержкой, и внутри группы никаких перестановок не происходит.

Лидерство можно увидеть во многих сферах: среди учащихся, в рабочем коллективе, в компаниях, сообществах единомышленников. Лидер в таких коллективах работает, основываясь на своем авторитете.

Суть руководителя

Это человек, наделенный полномочиями в организации, принимает ответственные решения и осуществляет их в группе. Он принимает решения, что и как делать помощникам и подчиненным. Его задача – налаживать работу, чтобы она была эффективной. Для этого глава предприятия должен продумывать стратегию, план, который приведет к наилучшему результату. Он должен уметь добиваться от подчиненных, чтобы работа была выполнена, и выполнена правильно и в срок.

Руководитель обязан поддерживать хорошие отношения с сотрудниками, уметь объяснять им, в чем состоят их обязанности. Быть заинтересованным в развитии своей организации, уметь планировать для увеличения объема работы и улучшения последующего результата.

Руководитель обязан быть целеустремленным и ответственным, желать достичь большего в своей работе, лучших результатов. Для этого он должен оказывать влияние на подчиненных, которое обусловлено его положением в организации и полномочиями. Руководитель направляет работу коллектива и ответственен за результаты.

Чем отличается руководство и лидерство?

Отличия между понятиями состоят в том, что руководитель стоит во главе официальных отношений в группе людей, лидер – неофициальных. Первый назначается по социальным причинам, второй – по психологическим.

Лидер в группе определяется спонтанно, руководителя не выбирают, а назначают.

Лидер, как представитель группы, тесно связан с ней, а руководитель, наоборот, нередко абстрагирован от нее. Лидерство затрагивает межличностные отношения, руководство – формальные взаимоотношения.

Руководитель, как официальное лицо, может применять законные санкции, его воздействие на подчиненных обусловлено должностью. Поэтому его можно назвать формальным лидером. Тот, кого выбирают просто на лидирующую позицию, может быть им независимо от должности, которую он занимает в компании. Однако лидер может быть одновременно и руководителем, что повышает эффективность его управления.

Различия можно увидеть в таких сферах:

  • Цели. Руководители ставят цели не сами, а достигают уже поставленные кем-то, то есть занимают пассивную позицию. Лидер устанавливает цели сам, они служат, чтобы изменить отношение коллектива к делу.
  • Порядок. Руководитель строит отношения с подчиненными в соответствии с иерархическими взглядами. Лидеры управляют командой людей с общими взглядами, а не собранных вместе для выполнения определенной работы и не связанных общими идеями.
  • Контроль. Руководитель контролирует поведение подчиненных, лидер старается вдохновить команду, мотивировать, совместная работа основана на доверии.
  • Опыт. Человек во главе руководства принимает решения и решает проблемы, основываясь на былом опыте, старается предотвратить проблемы. Лидеры любят придумывать новые пути решения, эффективные в данный момент.

Если влияние на группу людей происходит через умения, способности, умения и другие личностные ресурсы, то это неформальное лидерство. Влияние основано на признании другими качеств и превосходства главного как личности. Если влияние основано на позиции официального положения и занимаемой должности, это лидерство формальное.

Таблица-сравнение

Основные отличия между руководителем и лидером можно увидеть в таблице.

Отличия Лидер Руководитель
Назначение Неофициальное Официальное
Взаимоотношения Межличностные Формальные
Влияние на подчиненных Обусловлено моральными качествами Обусловлено должностью
Причины назначения Психологические Социальные

отличие лидера от руководителя

Выводы

Руководитель строит взаимодействие с подчиненными на основе прав и обязанностей, принятых в организации, стремится к поддержанию дисциплины и порядка. Он определяет, как достичь целей, поставленных другими людьми. Лидер определяет цели группы самостоятельно, основываясь на собственных желаниях. При этом он не командует, не управляет, а как бы ведет за собой прочих.

Остальные члены группы выступают по отношению к нему последователями, а не подчиненными. Разница в этом отношении в том, что руководителю люди подчиняются, получают за это порицание или вознаграждение. Лидер же управляет людьми без контроля, его влияние основано на доверии.

Между лидерством и руководством есть и сходства: один человек может быть тем и другим. Они обладают властью, у первого она личностная, у второго – организационная. Оба могут влиять на окружающих, но у влияния разные цели – личные или цели компании и разные способы их достижения.

В чем схожи и чем различаются лидерство и руководство

Автор: Bлaдимиp Гаджиевич Алиев, руководитель учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента.

Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Таблица 1. Матрица базовых стратегий

Руководство Лидерство
1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации 1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе
2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды 2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)
3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры 3. Возникает стихийно
4. Явление более стабильное 4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы
5. Более определенная система различных санкций 5. Менее определенная система различных санкций
6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой 6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности
7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе 7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа

Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути.

Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института.

Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта.

Лидеры же, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. Самое главное — после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.

Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.

На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

1. Лидерство и руководство: основные стили

Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три ставших классическими стиля управления:

  • авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);
  • демократический (или коллегиальный);
  • попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный).

1.1. Авторитарный стиль управления

Для него характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. Сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы сотрудников во внимание не принимаются.

За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим.

Однако недостатков больше, чем достоинств:

  • высокая вероятность ошибочных решений;
  • подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
  • неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;
  • неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.

Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов из-за стремления управляющего к единовластию. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.)

1.2. Демократический стиль управления

Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания.

Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый сотрудник может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе создается благоприятный психологический климат.

Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.

1.3. Попустительский стиль управления

Характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).

Этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ. Вследствие чего:

  • результаты работы обычно низкие;
  • люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный;
  • нет никакого сотрудничества;
  • нет стимула добросовестно трудиться;
  • разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров;
  • подгруппы; возможны скрытые и явные конфликты;
  • идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Возможно несовпадение формы и содержания действий руководителя, например внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подчиненным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под «демократического»).

Стиль лидера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Он должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей сотрудников и своих личных качеств.

2. Качества и черты личности лидера

Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:

  • доминантность — умение влиять на подчиненных;
  • уверенность в себе;
  • эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;
  • креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
  • стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;
  • ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;
  • независимость, самостоятельность в принятии решений;
  • гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
  • общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.

Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.

В свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:

  1. Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
  2. Искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
  3. Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
  4. Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
  5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
  6. Искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
  7. Дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
  8. Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

М. Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные слабые и высокие навыки руководства (табл. 2).

При этом руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства.

Таблица 2. Слабые и высокие навыки руководства

Слабые навыки руководства Высокие навыки руководства
  • не принимает во внимание того, что лежит в основе поведения подчиненных;
  • избегает действий, связанных с наказанием;
  • следует устаревшему стилю руководства;
  • не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей
  • роли;
  • вызывает отрицательное отношение окружающих;
  • не стремится к ясности;
  • пускает работу подчиненных на самотек;
  • терпит посредственность;
  • недостаточно системно подходит к анализу работы;
  • мало делегирует полномочия;
  • обладает излишне негативным стилем;
  • пренебрегает возможностью положительно отметить работу подчиненных;
  • часто не справляется с «трудными» людьми;
  • не защищает собственную группу;
  • терпит минимальный вклад в работу;
  • не способен установить критерий успеха.
  • принимает во внимание поведение подчиненных;
  • устанавливает дисциплину, если это требуется;
  • приспосабливает стиль руководства к переменам;
  • понимает, что воздействует на выполнение им своей роли;
  • развивает добрые отношения с окружающими;
  • дает четкие указания;
  • регулярно анализирует работу подчиненных;
  • поощряет наилучшие примеры;
  • системно подходит к анализу работы;
  • квалифицированно передает полномочия;
  • избегает слишком частого применения негативного подкрепления;
  • создает позитивную обратную связь;
  • устанавливает приемлемые отношения с «трудными» людьми;
  • защищает свою группу, если возникает угроза;
  • ищет способы максимизации вклада в работу сотрудников;
  • устанавливает критерии успеха.

Научиться применять современные формы и методы управления персоналом вы можете с помощью курса «Управление персоналом». Изучить его отдельно или по абонементу, со скидкой.

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Менеджмент организации»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Понятие и особенности лидерства

Лидерство представляет собой сложную многоаспектную категорию. В общем смысле под ним принято понимать положение определенной личности в группе, дающее возможность занимающему его лицу влиять на отдельных людей, направляя их усилия в нужное русло. Применительно в сфере менеджмента и управления под лидерством понимается способность индивида к формированию коллектива и его ведению к намеченным целям на основе личного авторитета.

Определение 1

Лидер — это человек, побуждающий своих последователей к достижению намеченных целей и прилагающий к этому все усилия.

Сам феномен лидерства имеет двойственную природу. С одной стороны, в его основе лежит сфера отношений, а с другой – деловая сфера (рисунок 1). Вместе они образуют два типа лидерства:

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

  • неформальное лидерство;
  • формальное лидерство.

Сферы лидерства в организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Сферы лидерства в организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Обе сферы лидерства неотделимы друг от друга, равно как и социально-экономическая и организационно-техническая стороны управления.

Формальное лидерство в большей степени сопряжено с понятием руководства. Неформальное же лидерство определяется факторами личностного и ситуационного характера.

Сущность, цели и задачи руководства

Под руководством в общем смысле принято понимать процесс, непосредственно связанный с управлением и контролем за деятельностью организации или группы лиц. Применительно к сфере менеджмента его принято отождествлять с механизмом, направляющим усилия коллектива и/или отдельно взятой личности на выполнение общих задач. Считается, что оно побуждает людей к достижению поставленных целей посредством влияния на их потребности.

«Лидерство и руководство» 👇

Определение 2

Руководитель – лицо, которое официально наделено правом принятия управленческих решений. Как правило, он выступает единоначальником в пределах переданных ему полномочий.

В значительной степени руководство отождествляется с менеджментом или управлением. Его отличительными особенностями выступает формализованный характер. К основным чертам руководителя, характеризующим его сущность, относятся:

  • несение ответственности за конкретный хозяйственный объект, процесс или программу;
  • наличие в подчинении группы лиц;
  • наделение необходимыми правами и полномочиями по принятию управленческих решений;
  • принятие ответственности за последствия реализации самостоятельно принятых управленческих решений.

Функции руководства сводятся к функциям менеджмента. Основными из них считаются планирование, организация, контроль и мотивация. Предназначение и сущность руководства сводятся к формированию целей и их эффективному достижению.

Взаимосвязь, сходства и различия между лидерством и руководством

Сегодня доподлинно известно, что лидерство является одним из основополагающих аспектов управленческой деятельности и, соответственно, руководства. Фактически оно пронизывает всю систему менеджмента любой компании.

В то же время, хотя лидерство и выступает существенным компонентом эффективного менеджмента, далеко не все эффективные лидеры в равной степени являются и эффективными руководителями. Основные отличия между менеджером-руководителем и лидером представлены на рисунке 2. Рассмотрим их более подробно.

Различия между лидерами и руководителями. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Различия между лидерами и руководителями. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

В руках руководителя сосредоточена официальная, регламентированная власть. Лидер же в отличие от менеджера регулирует межличностные, а не официальные отношения в группе.

Лидерство зачастую возникает стихийно, в то время, как менеджеры назначаются официальным приказом высшего руководства. В связи с этим положение руководителей более стабильно, а сама их деятельность – регламентирована правилами.

Помимо прочего, считается, что лидерство в большей степени характерно для малых групп, в то время, как руководство является элементом макросреды, представленной системой общественных отношений.

Основные отличия лидерства от управления (руководства) сводятся к четырем базовым постулатам:

  • постулат 1: в отличие от лидерства руководство существует в организационных структурах взаимодействующих людей;
  • постулат 2: выдвижение и направленность лидеров и руководителей происходят различными способами;
  • постулат 3: в отличие от руководства лидерство предполагает обязательное наличие последователей;
  • постулат 4: лидерство и руководство не одно и то же.

Таким образом, считается, что лидеры могут существовать даже в неорганизованных группах, в то время, как руководители управляют строго организованным коллективом (структурами). Зачастую такие структуры функционируют на протяжении довольно длительного времени. В их роли могут выступать банки, предприятия, учебные заведения и пр.

В то же время завоевание лидерства и назначение на должность руководителя происходят принципиально различными способами. Лидер выбирается коллективом, порой даже стихийно, руководитель же назначается приказом «сверху» (рисунок 3). В результате первый получает общественно признание, а второй как бы «навязывается» группе.

Направленность выдвижения лидеров и руководителей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Направленность выдвижения лидеров и руководителей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как правило, руководителем становятся в результате намеренных действий формальной организации, в основе которых лежит принцип делегирования полномочий. Лидерами же становятся не по воле организации, а за счет выбора группы (коллектива).

Замечание 2

Одним из важнейших различий между руководством и лидерством считается наличие у последнего последователей. Если руководство характеризуется наличием подчиненных, которые вынуждены подчиняться приказам выше стоящего руководства, то лидерство предполагает наличие последователей, которые добровольно следуют за лидером и в любой момент могут изменить свое решение.

Наконец, следует понимать, что руководство и лидерство – это далеко не одно и тоже. В основе лидерства лежит нечто большее, нежели формальная основа. Оно основано на личной харизме и авторитете, действия лидера не ограничиваются рамками официальных полномочий и структур. Руководство же предполагает официальное возложение на человека функций управления организацией.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Аденофрин инструкция по применению цена отзывы аналоги цена таблетки взрослым
  • Бомба слайм инструкция по применению на русском языке
  • Yumeiqun fishing camera инструкция на русском языке
  • Карипаин инструкция по применению цена отзывы от чего помогает
  • Ботокс для бровей инструкция по применению