КонсультантПлюс: примечание.
В 2023 году внеплановые проверки проводятся исключительно по основаниям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 10.03.2022 N 336.
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 10
1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 127-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
1.1) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ)
2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 03.07.2016 N 277-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 01.05.2016 N 127-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 01.05.2016 N 127-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);
(пп. «в» в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) нарушение требований к маркировке товаров;
(пп. «г» введен Федеральным законом от 18.04.2018 N 81-ФЗ)
2.1) выявление при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения внеплановой проверки, предусмотренным в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);
(п. 2.1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 316-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
(п. 3 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. При рассмотрении обращений и заявлений, информации о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ)
3.2. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
(часть 3.2 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 316-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.3. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, получении достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.
(часть 3.3 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 316-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.4. По решению руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.
(часть 3.4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ)
3.5. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.
(часть 3.5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ)
4. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а», «б» и «г» пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
(в ред. Федеральных законов от 26.04.2010 N 66-ФЗ, от 03.07.2016 N 277-ФЗ, от 18.04.2018 N 81-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 12.03.2014 N 33-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:
1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи;
3) несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;
4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;
5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.
12. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 01.05.2016 N 127-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 33-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. В случае, если требуется незамедлительное проведение внеплановой выездной проверки, копия решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки направляется органом прокуратуры в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля с использованием информационно-телекоммуникационной сети.
15. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.
16. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
(в ред. Федеральных законов от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 03.07.2016 N 277-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
17. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
(в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 01.05.2016 N 127-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
18. В случае проведения внеплановой выездной проверки членов саморегулируемой организации орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны уведомить саморегулируемую организацию о проведении внеплановой выездной проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении внеплановой выездной проверки.
19. Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля внеплановых выездных проверок, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
20. В случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении внеплановой выездной проверки таких членов саморегулируемой организации обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения внеплановой выездной проверки.
21. В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.
(часть 21 введена Федеральным законом от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
Внеплановая проверка Роспотребнадзора проводится вне утвержденного графика — организация может узнать о том, что придут проверяющие, всего за сутки до начала проверки. В статье расскажем, в каких случаях Роспотребнадзор проводит внеплановую проверку, какие формы проверок бывают, каковы сроки их проведения.
Когда Роспотребнадзор проводит внеплановую проверку
Основания для внеплановой проверки Роспотребнадзора приведены в п. 26 Административного регламента, утв. приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764. Проверка проводится, если:
- поступила жалоба от гражданина, организации или органа государственной власти;
- истек срок, отведенный для устранения нарушений, выявленных в ходе проведенной ранее проверки;
- поступило требование из прокуратуры.
Причина, по которой инспекторы пришли с проверкой, обязательно должна быть зафиксирована в распоряжении Роспотребнадзора о ее назначении.
Порядок проведения внеплановой проверки
Роспотребнадзор проводит аудиты вне установленного графика в следующей последовательности:
- В адрес проверяемой организации направляется уведомление о предстоящей проверке. Обратите внимание, что уведомление не направляют в ситуациях, о которых мы расскажем ниже.
- В назначенный день в организацию направляется запрос о предоставлении определенных документов (при документарной проверке) или выезжают инспекторы (при выездном визите).
- Инспекторы проводят проверку, по итогам которой составляется акт. В нем фиксируются результаты аудита, выявленные нарушения (при наличии) и сроки для их ликвидации. Если нарушения имеются, инспектор:
- выносит предупреждение должностному лицу, ответственному за ту часть деятельности предприятия, в которой нашли несоответствия;
- налагает на организацию штраф; или
- приостанавливает деятельность организации на определенный срок.
В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе статья «Порядок проведения проверок Роспотребнадзором». Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.
Форма проверки: документарная, выездная
Внеплановые проверки Роспотребнадзора в 2020 году делятся:
- на документарные;
- выездные.
Документарная проверка проводится на территории Роспотребнадзора (ч. 2 ст. 11 федерального закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Проверяемая организация должна представить копии запрошенных документов, заверенные подписью руководителя и печатью (если она есть). Можно предъявить электронные образы документов, но в этом случае их придется заверить усиленной квалицированной электронной подписью руководителя (ч. 6 ст. 11 ФЗ № 294). На передачу документов отводится 10 рабочих дней (ч. 5 ст. 11 ФЗ № 294).
Выездная проверка проводится на территории проверяемой организации (ч. 2 ст. 12 ФЗ № 294). Необходимость в ее проведении возникает, если без выезда не получится:
- проверить, насколько правдивы данные, указанные в представленных организацией документах;
- установить соответствие процессов, протекающих внутри компании, законодательным требованиям.
Срок проведения проверки
Максимальная продолжительность проверки — 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 ФЗ № 294). Правительство РФ может уменьшить этот срок для организаций, которые ведут деятельность, сопряженную с риском (например, несущую потенциальную опасность для природы или жизни работников предприятия).
Полномочия Роспотребнадзора
В ходе аудита Роспотребнадзор обязан соблюдать ограничения, установленные ст. 15 ФЗ № 294. Это значит, что инспектор:
- проверяет только те источники информации, которые имеют отношение к предмету проверки;
- отбирает образцы для исследования в количестве, соответствующем нормативам, при условии составления протоколов отбора;
- изучает документацию, содержащую охраняемую законом тайну (коммерческую, служебную и пр.);
- проводит проверку с соблюдением установленных сроков.
Уведомляет ли Роспотребнадзор о внеплановой проверке
Ответ на вопрос о том, должен ли Роспотребнадзор предупреждать о внеплановой проверке, зависит от ее направленности.
Предварительное информирование необязательно, если проверяется:
- информация о возможном причинении вреда человеку, природе или объектам культурного наследия (ч. 16 ст. 10 ФЗ № 294);
- деятельность предприятий, связанная с продуктами, в том числе и с общепитом (ч. 2 ст. 13 закона «О качестве…» от 02.01.2000 № 29-ФЗ).
При других обстоятельствах Роспотребнадзор обязан сообщить о проведении проверки не позднее чем за сутки до того, как придут проверяющие (ч. 16 ст. 10 ФЗ № 294).
Как часто Роспотребнадзор может приходить с проверкой
Количество аудитов законом не ограничено. Это значит, что проверяющие могут приходить хоть каждый месяц. Главное, чтобы продолжительность каждой такой проверки не превышала 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 ФЗ № 294).
Сокращенные сроки проведения проверок для предприятий с малым оборотом и численностью (50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия), установленные ч. 2 ст. 13 ФЗ № 294, при внеплановых мероприятиях не действуют. Их проводят в обычном порядке.
Итоги
Роспотребнадзор проводит внеплановые проверки вне графика, если на организацию поступила жалоба или требование из прокуратуры. Проверка может быть документарной (инспекторы запрашивают нужную информацию и самостоятельно ее изучают) или выездной (инспекторы приезжают в проверяемую организацию и работают на месте).
Вас пришёл проверить Роспотребнадзор
Как известно, руководителям и работникам различных предприятий, организаций и фирм, приходится не только жёстко соблюдать установленные законы, нормы и правила, но и регулярно общаться с проверяющими. Поэтому вполне объясним интерес представителей малого и среднего бизнеса, касающийся принципов проведения контрольно-надзорных мероприятий. Что проверяют сотрудники Роспотребнадзора? На какие сферы деятельности распространяются полномочия этого контролирующего органа? В какие организации может прийти проверяющий специалист? Об этом и не только беседа с исполняющей обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия Татьяной Геннадьевной РОМАНОВОЙ
—Какими документами руководствуется Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия при осуществлении контрольно — надзорной деятельности?
— Основным документом, регулирующим порядок осуществления надзора за деятельностью организаций, является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Однако нужно подчеркнуть, что его положения не применяются при расследовании причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений. То есть, если в организации произойдут подобные чрезвычайные происшествия, наши специалисты будут вправе проводить расследование в любой момент. Мы вправе проводить как плановые, так и внеплановые проверки.
— А как часто специалисты Управления Роспотребнадзора могут проверять организацию?
— Федеральный закон № 294-ФЗ гласит, что плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года. Однако в отношении бюджетных учреждений, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться чаще. Конкретный перечень таких видов деятельности и периодичность плановых проверок определены постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944.
— Какие документы должны предъявлять специалисты Управления, проверяющие ту или иную организацию?
— Проверка осуществляется на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) Управления Роспотребнадзора. Заверенные печатью, распоряжения вручаются под роспись руководителю юрлица (или его представителю) или предпринимателю. Одновременно проверяющие должны предъявить служебные удостоверения.
При проведении внеплановой проверки обязательно указывается предмет и основания проверки, а в случае, если она вызвана жалобой, указываются конкретные нарушения, вызвавшие жалобу. Ссылки на неких лиц, которые якобы позвонили и сообщили об имеющихся нарушениях, не могут приниматься в качестве основания для проверки.
— В течение какого времени в только что созданную организацию точно не придут с проверкой из Управления Роспотребнадзора?
— В течение трёх лет и при отсутствии причин для внеплановой проверки.
—В некоторых случаях (согласно Федеральному закону № 294-ФЗ) вновь созданные организации обязаны направлять в Управление Роспотребнадзора специальное уведомление. Какие санкции предусмотрены за непредставление такого уведомления?
— Действительно, юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие заняться бытовыми услугами, торговлей, общественным питанием и некоторыми другими видами деятельности (более 80 видов деятельности), обязаны уведомить об этом соответствующие контролирующие органы. Уведомление направляется в Управление Росоптербнадзора после государственной регистрации юридического лица или ИП (индивидуального предпринимателя) и постановки их на налоговый учет до начала фактического осуществления деятельности через общественную приемную Управления или в электронном виде через наш официальный сайт. Форма уведомления и порядок его представления установлена Правительством РФ и размещены на нашем официальном сайте www.19.rospotrebnadzor. ru.
Непредставление уведомления со стороны юридического лица или индивидуального предпринимателя о начале осуществления предпринимательской деятельности нарушает требования действующего законодательства (часть 1 статьи 19.7.5 1 КоАП РФ). Санкции данной нормы таковы: административный штраф на должностных лиц в размере от 3 000 до 5 000 рублей, на юрлиц — от 10 000 до 20 000 рублей.
Представление недостоверных сведений о видах деятельности влечёт наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей, на юрлиц — от 20 000 до 30 000 рублей (часть 2 статьи 19.7.5-1 КоАП РФ).
— Какие организации попадают под особо пристальное внимание Роспотребнадзора?
— Несмотря на то, что Управление Роспотребнадзора может проверить любое юрлицо или предпринимателя, у нас есть свои приоритеты. В первую очередь проверяющие приходят на предприятия пищевой промышленности. Ведь любая ошибка в технологии или нарушение санитарных правил в таких организациях может привести к серьёзным последствиям. Особый приоритет отдается учреждениям, где воспитываются, учатся и отдыхают дети.
— Что может послужить причиной проведения внеплановой проверки?
—Контроль за соблюдением требований санитарного и потребительского законодательства только плановыми проверками не ограничивается. Специалисты Управления Роспотребнадзора могут прийти и с незапланированным визитом. Но для этого нужны законные основания.
Их перечень установлен в части 2 статьи 10 Федерального закона
№ 294-ФЗ и в пункте 7.7 приказа Минздравсоцразвития РФ от 19 октября 2007 г. № 658:
— истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения (повторные проверки);
— возникновение угрозы жизни или здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— причинение вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— жалобы граждан на нарушения их прав и законных интересов действиями компаний и (или) предпринимателей.
Если нарушения не подпадают под этот перечень, то проверка не будет проводиться. Также проверять юрлицо или ИП не станут, если сообщение о нарушении является анонимным (часть 3 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ).
Внеплановые проверки по факту причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проводятся в течение 24 часов.
Следует отметить, что внеплановые проверки (за исключением проводимых в целях установления причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений) подлежат согласованию с органами прокуратуры.
— Предупреждает ли Управление Роспотребнадзора организацию о том, что собирается туда прийти с проверкой?
— Управление Роспотребнадзора уведомляет юрлицо и ИП о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трёх рабочих дней до начала её проведения. Это делается в том числе и посредством направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. О проведении внеплановой выездной проверки уведомляют не менее чем за 24 часа до начала её проведения.
Но если в результате деятельности юрлица или ИП причинён или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации, предварительного уведомления не требуется.
— Можно ли ознакомиться со списком плановых проверок Управления на 2013 год?
-Со списком плановых проверок можно ознакомиться на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия www.19.rospotrebnadzor. ru, Генеральной прокуратуры РФ www. genproc. gov. ru, прокуратуры Республики Хакасия www. prokrh. ru.
— Татьяна Геннадьевна, можно ли начать проверку при отсутствии руководителя организации? Предположим, ваши сотрудники пришли на проверку, а руководства компании нет на месте?
— Требования Федерального закона № 294-ФЗ гласят, что в рамках проведения контрольных мероприятий проверяющие осуществляют визуальный осмотр объекта надзора с целью оценки соответствия объекта обязательным требованиям. Осмотр должен осуществляться в присутствии руководителя (уполномоченного им лица) проверяемой организации.
В случае проведения внеплановой проверки, связанной с расследованием причин и обстоятельств возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, осмотр может осуществляться и без присутствия представителей проверяемой организации. При этом проверяющим должны быть приняты меры к информированию о проводимой проверке руководителя (уполномоченного им лица) проверяемого учреждения, а результаты проверки должны быть доведены до его сведения в трёхдневный срок после ее окончания.
— А какие права есть у руководителя предприятия, на которое пришли с проверкой специалисты Роспотребнадзора?
— Руководитель (его представитель) юрлица и ИП имеют право присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки, знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ними, а также обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Управления Роспотребнадзора.
-Какая проблема на встречах руководства Управления Роспотребнадзора с предпринимателями регулярно становится темой разговора?
— Это проблема выполнения программ производственного контроля, где оговорено обеспечение качества, безопасности пищевых продуктов, надлежащих условий труда, организации медицинских осмотров…
Хочу подчеркнуть, что производственный контроль не сводится исключительно к лабораторным и инструментальным исследованиям. Но этот раздел программы производственного контроля, как правило, вызывает затруднения. Объем и кратность лабораторных и инструментальных исследований для конкретного предприятия зависит от его вида, мощности, эпидемиологической значимости, количества работающих и других причин.
Эти нюансы руководителям предприятий, индивидуальным предпринимателям стоит более серьёзно учитывать в своей работе. И не только для того, чтобы избежать штрафов и других административных взысканий. Речь идёт о здоровье работников организаций, населения. Поэтому к любой проверке следует отнестись с пониманием и готовностью устранить все выявленные нарушения.
Поверьте, каждый протокол — это предотвращение угрозы здоровью людей.
Интервью подготовила и провела Людмила Лебедева,
Помощник руководителя Управления Роспотребнадзора
по Республике Хакасия
Проверки Роспотребнадзора могут быть плановыми и внеплановыми.
Организация и проведение плановой проверки
1. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если не предусмотрена иная периодичность. (В отношении организаций, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере и др., плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года)
2. Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов. Планы согласовываются с органами прокуратуры.
3. Утвержденный руководителем органа Роспотребнадзора ежегодный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте в сети «Интернет».
4. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года.
5. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в Роспотребнадзор уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
6. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки или выездной проверки.
6.1. Роспотребнадзором предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки проверочных листов (списков контрольных вопросов). Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.09. 2017 г. N 860 утверждены формы проверочного листа (списка основных контрольных вопросов) при проведении плановой проверки на предприятиях общественного питания, торговли, в парикмахерских, салонах красоты, соляриях.
6.2. При проведении проверки с использованием проверочного листа, заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист прикладывается к акту проверки.
7. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Роспотребнадзором не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Организация и проведение внеплановой проверки
- Основаниями для проведения внеплановых проверок, исходя из полномочий Роспотребнадзора, являются:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований
2) поступление в Роспотребнадзор или его территориальные органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан ;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан ;
в) нарушение прав потребителей ((в случае обращения граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены в случае обращения граждан, права которых нарушены) ;
3) приказ (распоряжение) руководителя органа Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
2. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
2.1. По решению руководителя, заместителя руководителя Роспотребнадзора предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.
3. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки или выездной проверки.
- Особое внимание при назначении внеплановых проверок следует обратить необходимость согласования внеплановых проверок с органами прокуратуры Российской Федерации.
Указанному согласованию подлежат внеплановые проверки только при одновременном наличии следующих обстоятельств:
— проверка является выездной;
— проверка проводится по следующим основаниям: причинение вреда жизни, здоровью граждан либо возникновение угрозы данного причинения.
- С органами прокуратуры Российской Федерации не должны согласовываться следующие внеплановые проверки:
1) документарные проверки;
2) проверки при истечении срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
3) проверки во исполнение приказа (распоряжения) руководителя органа Роспотребнадзора, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
4) проверки при нарушении прав потребителей.
6. Проверяемое лицо должно быть уведомлено любым доступным способом не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения внеплановой выездной проверки, основанием для которой является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) приказ (распоряжение) руководителя органа Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Нарушение данного срока относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.
В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Данное уведомление также не требуется, если основанием для проведения проверок указано поступление обращений, заявлений, информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, о нарушении прав потребителей.
Документарная проверка
1. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами Роспотребнадзора в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа Роспотребнадзора, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
2. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа Роспотребнадзора, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, должностное лицо Роспотребнадзора, осуществляющее проверку, направляет в адрес проверяемого лица запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.
3. При проведении документарной проверки проверяющие должностные лица Роспотребнадзора не вправе требовать у проверяемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.
Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
4. В течение десяти рабочих дней со дня получения запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган Роспотребнадзора указанные в запросе документы в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица.
Нарушение данного требования является основанием для привлечения виновных к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки или противоречия в представленных проверяемым лицом документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа Роспотребнадзора документах и полученным в ходе осуществления государственного контроля, информация об этом направляется проверяемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
Проверяемое лицо, представляющее в орган Роспотребнадзора пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах, вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган Роспотребнадзора установит признаки нарушения обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, должностные лица Роспотребнадзора, указанные в распоряжении о проведении проверки, вправе провести выездную проверку.
Выездная проверка
1. Выездная проверка проводится в случаях, если при документарной проверке не представляется возможным:
— удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа Роспотребнадзора документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
— оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
2. Выездная проверка начинается:
— с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Роспотребнадзора;
— обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
3. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам Роспотребнадзора, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
В случае непредставления запрошенной информации в установленные сроки, а также при препятствовании или ином противодействии со стороны представителей проверяемого лица должностным лицам Роспотребнадзора при проведении проверок, невыполнении их законных требований и т.п. должностным лицам Роспотребнадзора могут реализовывать имеющиеся у них полномочия по привлечению виновных к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.4 (Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)), ч. 1 ст. 19.5 (Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)), ст. 19.7 (Непредставление сведений (информации)) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Для осуществления отбора образцов (проб) в случаях, когда требуется применение специальных знаний, навыков, специальных технических средств, должны привлекаться эксперты, экспертные организации, указанные в распоряжении о проведении проверки.
Должностное лицо Роспотребнадзора, уполномоченное на проведение проверки, обязано составить протокол отбора образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды, и, в последующем, передать отобранные образцы (пробы) в экспертную организацию.
Срок проведения проверки
1. Срок проведения документарной или выездной проверки, не может превышать двадцать рабочих дней.
2. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
Необходимо обратить внимание, что данные специальные ограничения времени проверки субъекта малого предпринимательства действуют только в отношении плановых выездных проверок. То есть при проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого предпринимательства действует не специальное, а общее ограничение времени проверки (до 20 рабочих дней). Аналогично, общее (а не специальное) ограничение действует при проведении любой документарной проверки (как плановой, так и внеплановой).
3. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
4. Не допускается продление срока внеплановой проверки. Не допускается продление срока документарной проверки.
Порядок организации проверки
1. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа Роспотребндзора.
Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении руководителя, заместителя руководителя органа Роспотребнадзора.
2. В распоряжении указываются:
1) наименование органа государственного контроля ;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
5.1) подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов);
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки;
10) иные сведения, если это предусмотрено типовой формой распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
3. Заверенные печатью копии распоряжения вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.
4. По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностные лица органа государственного контроля обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности.
Порядок оформления результатов проверки
1. По результатам проверки должностным лицом Роспотребнадзора, проводившим проверку, составляется акт по установленной форме (в двух экземплярах).
2. В акте проверке должны быть отражены установленные в ходе проверки факты соответствия или несоответствия осуществляемой проверенным лицом деятельности, производимых или реализуемых им товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) обязательным требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.
3. К акту проверки прилагаются связанные с результатами проверки документы или их копии:
— протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды;
— протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз;
— объяснения работников проверенного лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований;
— предписания об устранении выявленных нарушений;
— иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
4. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя, или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
5. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель имеют право указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Роспотребнадзора.
6. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган Роспотребнадзора в письменной форме возражения в отношении акта проверки или выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган Роспотребнадзора.
8. Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Меры, принимаемые должностными лицами органа Роспотребнадзора в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки
1. В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка должностные лица Роспотребнадзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений должно быть выдано в течение 3 рабочих дней с момента установления факта нарушения обязательных требований законодательства.
3. Предписание направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, не позднее трех рабочих дней с момента его подписания уполномоченным должностным лицом.
4. Невыполнение в установленный срок предписания является основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. При предъявлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в орган Роспотребнадзора до вынесения им предписания доказательств, свидетельствующих о добровольном прекращении нарушений обязательных требований, предписание не выносится.
6. Непосредственное обнаружение должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проверки достаточных данных, указывающих на наличие состава административного правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
7. В случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан или такой вред причинен, орган Роспотребнадзора незамедлительно принимает меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, отзывает продукцию, представляющую опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и доводит до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.
Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона
1. Результаты проверки, проведенной органом Роспотребнадзора с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
2. К грубым нарушениям относятся следующие
1) отсутствия оснований проведения плановой проверки, нарушение срока уведомления о проведении проверки;
1.1) привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан;
2) отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки, отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки(при необходимости) ;
3) нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
4) проведения проверки без распоряжения руководителя, заместителя руководителя органа Роспотребнадзора;
5) требование документов, не относящихся к предмету проверки, превышения установленных сроков проведения проверок;
6) непредставление акта проверки;
7) проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.
Вопросы
для самоконтроля полученных знаний
Выберите один правильный ответ
- Какой орган исполнительной власти в РФ осуществляет государственный надзор в области защиты прав потребителей?
а) Федеральная служба по труду и занятости;
б) Федеральная налоговая служба;
в) Роспотребнадзор
- Срок подачи уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности:
а) за 1 месяц до начала деятельности
б) за 10 дней до начала деятельности
в) после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг
- Требуется ли внесение изменений в уведомление о начале предпринимательской деятельности при смене фактического адреса объекта деятельности:
а) не требуется б) требуется
- Виды проверок Роспотребнадзора:
а) плановые и внеплановые
б) по требованию потребителя
в) межведомственные
- О начале проведения плановой проверки Роспотребнадзора юридические лица или индивидуальные предпринимателя должны быть уведомлены:
а) не позднее, чем за 3 дня до ее начала
б) не позднее, чем за 7 дней до ее начала
в) не позднее, чем за 10 дней до ее начала
Правильные ответы: 1-в, 2-в, 3-б, 4-а, 5-а
- Что такое Роспотребнадзор
- Что проверяют
- Плановые проверки
- Внеплановые проверки
- Срок проверки
- Контрольные мероприятия
- Порядок проверки
- Результаты проверки
- Обжалование решений Роспотребнадзора
Что такое Роспотребнадзор
В структуре органов власти в России три звена: федеральные министерства, агентства и службы. Первые отвечают за регулирование своей сферы. Вторые оказывают госуслуги. Службы осуществляют контроль и надзор в своей области.
Роспотребнадзор, полное название которого Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей, — один из редких органов власти РФ, который совмещает функции службы и агентства. Контрольно-надзорные функции Роспотребнадзора можно разделить на две большие области:
- надзор в области санитарно-эпидемиологического благополучия. Это проверка соблюдения законодательства, связанного, например, с борьбой против новой коронавирусной инфекции;
- надзор в области защиты прав потребителей.
Полномочия Роспотребнадзора в части услуг следующие:
- регистрация продукции;
- лицензирование. Роспотребнадзор отвечает за выдачу лицензий на использование источника ионизирующего излучения;
- выдача санитарно-эпидемиологических заключений;
- прием уведомлений о запуске бизнеса.
Роспотребнадзор состоит из центрального аппарата, центров гигиены и эпидемиологии в регионах России, научных организаций, противочумных учреждений, санэпидслужб, управлений Роспотребнадзора. С последними больше всего взаимодействует бизнес, когда у него проводят проверки.
Только запустили бизнес? Пора подумать о расчетно-кассовом обслуживании.
Есть прекрасная возможность открыть расчетный счет в Совкомбанке с выгодными предложениями для предпринимателей! Подайте заявку, чтобы узнать индивидуальные условия, которые банк подберет для вас.
Что проверяет Роспотребнадзор
Роспотребнадзор проверяет соответствие санитарным и эпидемиологическим нормам, например, наличие медкнижек у работников ресторана. Также ведомство контролирует качество потребительских товаров и услуг.
При этом Роспотребнадзор не выходит за пределы предмета проверок. Если предприниматель нарушает трудовое законодательство, то его проверяет и наказывает Федеральная инспекция труда.
Порядок проверок определяет специальный закон, который Роспотребнадзор обязан соблюдать. Согласно документу, есть выездные и документарные проверки. Первые означают приезд сотрудников ведомства на место работы предпринимателя. При вторых смотрят только документы.
Проверки по графику называют плановыми. Еще есть внеплановые проверки — поводом для них становится сообщение в СМИ или жалоба клиента на некачественные услуги.
Если у бизнеса есть филиалы, то они проходят проверку отдельно.
Что делать, если обвесили или обсчитали в магазине
Плановые проверки
Мероприятия планируют заранее, составляя график на год. Узнать, будет ли у вашей фирмы проверка, можно здесь.
Плановые проверки проводят раз в три года. Если предприятие работает в области образования и ряде других «чувствительных сфер», то его проверяют два и более раза за три года.
Проверки могут проводить чаще, если государство относит деятельность фирмы к повышенной категории риска. О плановой проверке Роспотребнадзор уведомляет не позднее чем за три дня до ее начала.
Государство не хочет «кошмарить» бизнес, особенно в условиях санкций. Поэтому бо́льшую часть плановых проверок на 2023 год отменили, о чем говорится в постановлении Правительства РФ. Плановые проверки заменяют профилактическими визитами, после которых предпринимателям не выносят штрафы.
Внеплановые проверки
Для внеплановой проверки нужен повод. Закон определяет их так:
- проверка, устранила ли компания прежние нарушения закона;
- проверка для получения предпринимателем лицензии для отдельных видов деятельности;
- проверка заявлений граждан, бизнесменов, органов власти, СМИ по поводу нарушения прав потребителей или маркировки товаров;
- если после документарной появился повод для внеплановой проверки;
- если прокуратура привлекла к проверке Роспотребнадзор.
Важно! Анонимные обращения не будут поводом для проверки.
Внеплановая проверка — это не обязательно приезд десятков инспекторов и тотальное изучение места работы компании. Она также может быть документарной.
О предстоящем мероприятии ведомство уведомляет юрлицо или ИП не позднее чем за 24 часа до его начала. При угрозе жизни и здоровью людей, животных, при риске для растений, объектов культурного наследия ведомство может не предупреждать о проверке.
Срок проверки
Общий срок проведения плановой проверки — 20 рабочих дней.
Плановые выездные проверки для малых предприятий не могут быть больше 50 часов, для микропредприятий — не больше 15.
Однако нужно понимать, что есть еще внеплановые проверки. Роспотребнадзор в своих Методических рекомендациях указал, что их срок совпадает с плановыми.
Также помните: если ведомство захочет, то сможет продлить срок проверки еще на 20 рабочих дней (50 и 15 часов соответственно). Решает руководитель проверяющего органа, а поводом может быть проведение экспертиз, исследований.
В срок проверки не входят случаи приостановления. Если проверяющий запросил документы, то на время их передачи он может приостановить проверку.
Контрольные мероприятия
Бонусом для предпринимателей помимо проверок с 1 июля 2021 года стали контрольные мероприятия.
Они бывают плановыми и внеплановыми. Внеплановые Роспотребнадзор, по общему правилу, согласовывает с прокуратурой.
При взаимодействии с предпринимателем Роспотребнадзор проводит.
- Контрольную закупку
Инспектор под видом покупателя приобретает товар. Делает это втайне от продавца, но в присутствии двух свидетелей и с фиксацией на видео.
После закупки инспектор показывает продавцу удостоверение и копию приказа. Предприниматель возвращает деньги за товар, а сотрудник Роспотребнадзора его отдает обратно. В случае каких-либо нарушений инспектор сразу инициирует внеплановую выездную проверку и может наказать по ее результатам.
Закупка бывает удаленной, если товар приобретают в интернете.
- Мониторинговую закупку
Инспектор приобретает продукцию как обычный покупатель. Далее он отдает товар на экспертизу, чтобы проверить его на соответствие требованиям безопасности.
О мероприятии Роспотребнадзор не оповещает. Сразу после сделки сотрудник ведомства показывает удостоверение и копию решения о закупке, а также сообщает о передаче товара на экспертизу.
- Выборочный контроль
При выборочном контроле Роспотребнадзор проверяет качество и безопасность продукции, места хранения, эксплуатации и продажи товара.
Сотрудник ведомства приезжает к месту работы продавца без предупреждения. Инспектор:
- проводит осмотр;
- получает письменные объяснения;
- запрашивает документы;
- проводит инструментальные обследования;
- отбирает пробы для последующего испытания или экспертизы.
Наиболее полная подборка мер поддержки бизнеса
- Инспекционный визит
Инспектор приходит к предпринимателю на предприятие. В ходе инспекционного визита сотрудник Роспотребнадзора вправе:
- провести осмотр;
- опросить сотрудников организации;
- получить объяснения;
- провести обследования;
- запросить документы.
Срок — один рабочий день. О проведении визита предпринимателя не предупреждают.
- Рейдовый осмотр
Это проверка законности на крупном объекте, используемом несколькими бизнесменами. Классический пример — рынок.
Роспотребнадзор проводит рейд как самостоятельно, так и с другими госорганами. У ведомства широкие полномочия. Инспектор имеет право:
- проверить продукцию и помещения;
- провести опрос, обследование, испытание, экспертизу и эксперимент;
- получить объяснения и потребовать документы;
- отобрать образцы (пробы).
Срок мероприятия — 10 рабочих дней, но взаимодействовать с одним предпринимателем можно не дольше одного рабочего дня.
Без взаимодействия с компанией или ИП Роспотребнадзор может провести:
- Наблюдение за соблюдением обязательных требований
Оно предполагает сбор и анализ данных о предпринимателе и его бизнесе. Информацию Роспотребнадзор получает в том числе от других ведомств.
Если по результатам наблюдения инспектор видит нарушения закона, он может провести внеплановое контрольное мероприятие или объявить предостережение, выдать предписание об устранении нарушения, принять другое решение, установленное законом.
- Выездное обследование
Сотрудник Роспотребнадзора посещает объект торговли для обследования. Инспектор имеет право провести:
- осмотр и отобрать пробы;
- инструментальное обследование;
- испытание и экспертизу.
О выездном обследовании предпринимателя не предупреждают. При этом непонятно, как инспектор втайне занимается, например, инструментальным обследованием.
Срок проведения обследования составляет один рабочий день. По его результатам могут выдать предписание об устранении нарушений или принять иные меры, чтобы предотвратить угрозу жизни и здоровью человека.
Что делать до проверки
Все зависит от проверочных мероприятий:
- Документарные
Это оценка Роспотребнадзором документов предпринимателя. Ведомство дает комфортный срок на ее исполнение — 10 рабочих дней. Проверяющие изучают историю компании, включая уведомление о начале работы, результаты предыдущих проверок, материалы о привлечении к ответственности, а также состояние нынешних документов, например, личных медкнижек сотрудников.
- Выездные
О выездной проверке, по общему правилу, предупреждают заранее: за три дня о плановой, за сутки о внеплановой. За это время нужно оценить положение дел по следующим вопросам:
- Санитарные условия. Для вашей сферы деятельности есть свой перечень санитарных норм и правил.
- Продукция. Это сертификаты или декларации соответствия, сертификат происхождения, гигиенический сертификат, фитосанитарный сертификат. Все зависит от конкретной группы товаров.
- Маркировка товаров. Знак создает единый оператор маркировки, его размещают на упаковке, ярлыке, этикетке или таре.
- Права потребителей. Например, предоставили ли вы всю необходимую информацию, включая сведения об изготовителе, копию лицензии, книгу отзывов и предложений.
- Медкнижки, если они обязательны. Проверьте, все ли сотрудники их оформили.
Системные нарушения, например, отсутствие сертификата соответствия, предпринимателю быстро не устранить. Но исключить какие-то мелочи бизнесмен может.
- Контрольные мероприятия
О многих контрольных мероприятиях Роспотребнадзор не предупреждает заранее. Поэтому подготовиться к ним невозможно. Лучший выход из ситуации — соблюдать все требования Роспотребнадзора.
Если понимаете, что можете им не соответствовать, наймите юриста, который будет за соблюдение необходимых требований. Это дешевле, чем уплачивать многотысячные штрафы.
Хотите начать принимать безналичные платежи? Воспользуйтесь эквайрингом от Совкомбанка.
Порядок проверки
На процедуру влияет вид проверки.
Документарная проверка
Роспотребнадзор запрашивает документы и приказ о проведении проверки. За 10 рабочих дней вы отправляете ответ. Срок увеличат еще на 10 дней, если инспектор потребует новые документы.
По результатам проверки сотрудник ведомства составит акт. Там опишут результаты и выявленные нарушения. До подписания акта вы можете заявить о несогласии с итогами проверки.
Порядок открытия расчетного счета в банке
Выездная проверка
Роспотребнадзор сообщает предпринимателю о проверке, но если вдруг уведомления не было, то при встрече с инспектором изучите его удостоверение и приказ. В нем описан сроки и статус проверки (плановая, внеплановая), ее основания и предмет.
Помимо инспекторов могут приехать эксперты Роспотребнадзора. Их личности фиксируют в приказе.
При проверке могут присутствовать бизнесмен или доверенное лицо, у них есть право задавать уточняющие вопросы. Не лишним будет присутствие юриста — заранее оформите на него доверенность.
Если бизнесмен мешает процедуре, то его могут привлечь к ответственности. Штраф для компании составит до 10 тысяч рублей, для ИП — от 2 до 4 тысяч (как на должностное лицо).
Если из-за противодействия проверку не могут провести, штрафы будут выше — для ИП до 10 тысяч рублей, для фирм — до 50 тысяч рублей.
Индивидуальный предприниматель Арсеньев преградил путь сотруднику Роспотребнадзора в свой офис. Он не хотел, чтобы в его работе нашли нарушения.
После нескольких тщетных попыток инспектор уехал. Проверка не состоялась, но Арсений получил штраф 10 тысяч рублей.
Следите, чтобы инспекторы действовали в рамках приказа. Если проверяют что-то за его пределами, фиксируйте это на фото и видео, а также укажите о нарушениях в акте. При этом не игнорируйте законные требования проверяющих.
Никакие расходы при проверке предприниматель не несет. Все оплачивает государство.
По итогам проверки составляют акт в двух экземплярах, с которым вас должны ознакомить. В него включают основную информацию о ходе проверки и ее итогах, а также сведения о проверяющих и проверяемых. К акту прилагают другие документы: к примеру, о результатах исследований.
Среди распространенных нарушений у проверяющих выделим:
- нарушение сроков проверки;
- выход за пределы приказа; проверяют не то, что определили в приказе, или запрашивают «лишние» документы;
- проводят проверку без предпринимателя или доверенного лица;
- допускают ошибки при оформлении документов.
Результаты проверки
Если нарушений нет, то предприниматель подписывает акт проверки и продолжает работать.
При нарушениях инспектор составляет предписание Роспотребнадзора, указывая срок для устранения недостатков.
Решение можно обжаловать, если предприниматель не согласен с приказом.
Если не устраните нарушение, вас оштрафуют за невыполненное предписание по статье 19.5 КоАП РФ. Для ИП штраф составит до 2 тысяч рублей, для компаний — до 20 тысяч рублей.
Также Роспотребнадзор может сразу привлечь предпринимателя к административной ответственности. Инспекторы составляют постановление, где описывают обстоятельства нарушения, определяют статью КоАП РФ, по которой его квалифицируют, и назначают наказание.
Обычно назначают или штраф, или предупреждение.
Штрафы назначают за многие нарушения. Из распространенных:
- обман покупателей, штраф для ИП — до 10 тысяч рублей, для юрлиц — до 50 тысяч рублей;
- реализация некачественных товаров или услуг, штраф до 20 тысяч рублей для ИП, до 30 тысяч — для компаний;
- нарушения санитарных норм, штраф для ИП до 1000 рублей, для компаний — 30 тысяч рублей.
За нарушение санитарных требований могут приостановить деятельность сроком до 90 суток. Это одна из тяжелейших санкций, ведь предприниматель не сможет работать.
Появилась небольшая свободная сумма на счету? Разместите ее на срочном депозите в Совкомбанке.
Любой бизнес нуждается в подушке безопасности. Срочный депозит от Совкомбанка поможет защитить накопления от инфляции. Закажите обратный звонок на сайте банка и подключите депозит онлайн.
Обжалование решений Роспотребнадзора
Все зависит от документа, который составил Роспотребнадзор. Если это предписание, то обжалуйте его сначала в административном порядке — в Управлении Роспотребнадзора по вашему региону.
С 1 июля 2021 года досудебный порядок для обжалования таких документов ведомства стал обязательным.
Не добились результата в досудебном порядке? Подайте жалобу в суд. Дело будет рассматривать суд в порядке административного судопроизводства (по КАС РФ).
Если жалуетесь на штраф или другое наказание Роспотребнадзора, вы можете или урегулировать спор в досудебном порядке, или сразу пойти в арбитражный суд. Срок обжалования — десять дней со дня вынесения постановления, восстановить его в случае пропуска можно будет только по уважительным причинам.
Алина получила постановление Роспотребнадзора о привлечении к административной ответственности 10 сентября. Она была с ним не согласна, но из-за занятости не успела вовремя подать жалобу. Суд отказал ей в обжаловании даже с учетом того, что ее аргументы в жалобе были сильными.
Жалобу в административном порядке рассматривает вышестоящий орган.
Например, если штраф вынес заместитель руководителя, рассмотрит ее руководитель Управления Роспотребнадзора.
Если не согласны с решением либо решили миновать досудебный порядок, идите в арбитражный суд.
Подводя итог, отметим:
Роспотребнадзор вправе проверять бизнес в части санитарно-эпидемиологических норм и прав потребителей.
- Проверки бывают плановые и внеплановые, выездные и документарные. Также есть контрольные мероприятия.
- О большинстве проверок Роспотребнадзор уведомляет предпринимателя. О контрольных мероприятиях инспекторы не предупреждают, но быстро подготовиться вряд ли получится.
- Проверку проводят в вашем присутствии. Вы можете задавать вопросы, а также следить за тем, чтобы инспектор не выходил за рамки приказа о проверке.
- По результатам проверки составляют акт. Если находят нарушения, дают предписание для их устранения. Либо могут сразу оштрафовать по КоАП РФ.
- Любой документ Роспотребнадзора можно обжаловать в досудебном или судебном порядке.
Старайтесь не нарушать закон, и тогда ваше общение с Роспотребнадзором будет проходить максимально легко.