Сша руководство кризис

Деньги в бюджете США могут закончиться уже 1 июня 2023 года. Об этом не раз предупреждала глава американского Минфина Джанет Йеллен. В начале мая она заявила, что скоро не будет средств для начисления социальных пособий, финансирования программ медицинского страхования и прочих расходов. 

В этом случае казначейство также не сможет обслуживать государственный долг США, то есть выплачивать купоны держателям американских гособлигаций и погашать бумаги по номиналу в срок. Между тем неисполнение обязательств государства по долгу — это дефолт. И Соединенные Штаты подошли к нему очень близко.

О том, что происходит в США с потолком госдолга, как это влияет на бюджет страны — в материале РЕН ТВ.

Что такое госдолг США

Это задолженность федерального правительства США перед своими кредиторами. Вашингтон одалживает деньги, чтобы покрыть дефицит бюджета и оплатить все нужные расходы: на здравоохранение, инфраструктуру, оборону и т.д. Это как брать кредит, чтобы заплатить за съемную квартиру.

Фото: © Global Look Press/CHROMORANGE/Bilderbox

Госдолг США состоит из двух частей – внутриправительственной и публичной; их размер в январе 2023 года достиг $6,9 трлн и $24,5 трлн соответственно. Первый сформирован задолженностью бюджета США перед правительственными агентствами, например, государственными пенсионными фондами. Они имеют право вкладывать свободные средства в госбумаги — нерыночные облигации государственного займа. 

Бенефициаром таких бумаг является, к примеру, Целевой фонд социального страхования (Social Security Trust Fund) — организация, в которую поступают налоговые отчисления, которая занимается распределением пенсий и прочих компенсаций. На этот фонд в декабре 2022 года приходилось около $2,71 трлн госдолга США.

Публичная часть госдолга представляет собой казначейские ценные бумаги, принадлежащие частным лицам, корпорациям, Федеральной резервной системе (ФРС) США, а также правительствам штатов и иностранных государств. 

Облигации Соединенных Штатов являются одними из самых популярных бумаг у инвесторов во всем мире. Охотнее всего в госдолг США вкладываются Япония и Китай, которые владеют $1,08 трлн и $870 млрд казначейских ценных бумаг соответственно.

Фото: © Global Look Press/Christian Ohde/imageBROKER.com

Почему госдолг США постоянно растет

В долг США берут, чтобы закрыть бюджетный дефицит. Расходы правительства превышают доходы вот уже больше 20 лет. Последний раз профицитным бюджет США был в 2001 году.

Бюджетные расходы и, соответственно, госдолг значительно увеличивались в периоды экономических кризисов. Например, за 2008 год госдолг США вырос на 11%, за 2009 год — на 19%. Последний скачок заимствований пришелся на пандемийный 2020 год, когда Вашингтон увеличил меры поддержки населения и экономики.

США отслеживают объем своего госдолга с 1790 года. Заимствования возрастали в периоды военных действий и сокращались во время экономических спадов. Резкий рост госдолга начался в 2000-х годах.

Почему в США заканчиваются деньги 

Ситуация парадоксальная: в США, одной из богатейших стран мира, нет денег в бюджете. Но все не так просто. Дело в том, что с января 2023 года конгресс не позволяет правительству наращивать госдолг. Но заимствования критически необходимы для американской казны — бюджет в США дефицитный. То есть правительство тратит больше, чем получает от налогов и сборов. 

Фото: © Global Look Press/via www.imago-images.de/www.imago-images.de

Нехватка денег уже много лет восполняется за счет выпуска государственных облигаций, то есть заимствований на рынке. Так госдолг США копится и постоянно увеличивается. Проблем с привлечением денег у Вашингтона нет: спрос на американские долговые бумаги высокий.

Что такое потолок госдолга США

Потолок госдолга — это законодательно утвержденный лимит общей суммы долга, который может накопить правительство США. Последний раз его установили в 2021 году на уровне $31,4 трлн. Этой планки госдолг США достиг в январе 2023-го. 

Если раньше повышение потолка госдолга в конгрессе было рутинным событием, то в последние годы процесс сопровождается ожесточенными политическими дебатами. Много раз это приводило к шатдауну. Это приостановка работы части госучреждений и уход сотрудников в вынужденный отпуск до тех пор, пока оппоненты не договаривались.

Самая острая ситуация сложилась в 2011 году. Тогда из-за затягивания повышения лимита госдолга международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s впервые в истории понизило долгосрочный кредитный рейтинг США до уровня АА+.

Фото: © Global Look Press/Christian Ohde/imageBROKER.com

Угроза дефолта в США

В начале мая 2023 года министр финансов США Джанет Йеллен вновь предупредила о серьезных последствиях, которые могут наступить, если американский конгресс не повысит лимит госдолга. 

«Что будет, если конгресс не выполнит своих обязательств? Хороших вариантов просто нет», — сказала Йеллен в интервью ABC.

Ранее она заявляла, что американский Минфин может исчерпать доступные ему ресурсы уже к 1 июня.

«Будь то платежи процентов по долгу  или выплаты в рамках программ социального и медицинского страхования — у нас просто не будет денег для выполнения всех наших обязательств. И все согласны с тем, что последует финансовый и экономический хаос», — добавила Йеллен в том же интервью.

По мнению главы американского Минфина, неспособность повысить потолок госдолга или приостановить его действие приведет к катастрофическим последствиям для финансовой системы.

Позиции администрации Байдена и конгресса

Текущие долговые проблемы США — результат острого финансово-экономического кризиса 2007–2008 годов, а также пандемии коронавируса. Пришедший к власти в 2021 году демократ Джо Байден также запустил колоссальные по своей стоимости экономические программы на преодоление сложившегося кризиса.

Фото: © Global Look Press/Chris Kleponis/Keystone Press Agency

Республиканская партия, которая сейчас контролирует палату представителей Конгресса США, настаивает на том, чтобы Байден и демократы сократили расходы или приняли другие меры по сокращению госдолга. Консерваторы традиционно скептически относятся к поднятию лимита госдолга и выступают за сокращение государственных расходов.

В Белом доме же считают, что действия республиканцев «демонстрируют равнодушие к экономическому восстановлению» страны. Представители администрации Байдена ранее заявляли, что не пойдут на уступки республиканцам, чтобы обеспечить повышение потолка госдолга.

Очевидно, что и демократы, и республиканцы понимают необходимость поднятия потолка госдолга, но пытаются переложить друг на друга ответственность за раздутые траты. По этой же причине руководство демократов не хочет использовать процесс согласования (reconciliation), который позволяет поднять потолок долга без участия республиканцев. 

Однако это будет означать, что последние снимут с себя ответственность за повышение госдолга, что, по мнению руководства демократов, несправедливо.

Что будет в случае дефолта в США

Дефолт — это невыполнение государством своих обязательств по долгам. Если законодатели не договорятся по увеличению потолка в ближайшее время, и правительство исчерпает свои возможности заимствования к началу июня (о чем предупреждала глава Минфина США Джанет Йеллен), это грозит приостановкой выплат, на которые полагаются миллионы американцев. 

Фото: © Global Look Press/Artem Sobolev/news.ru via globallookpress.com

Это коснется зарплат федеральных работников, льгот по медицинским программам, зарплат военнослужащих, налоговых возвратов, соцвыплат и т.д. 

В отчете Moody’s Analytics, опубликованном в начале 2023 года, говорится, что дефолт может иметь макроэкономические последствия, аналогичные кризису 2008 года. ВВП США сократится на 4%, а 6 миллионов человек потеряют работу.

Что касается мировой экономики, то последствия гипотетического дефолта будут катастрофическими для бирж и экономик всего мира. Американский госдолг используется многими странами в качестве инструмента хранения денег и как залог по многим сделкам.

Однако такой негативный сценарий большинство экспертов считают маловероятным. Они отмечают, что во всех предыдущих случаях угроза дефолта каждый раз заставляла законодателей в конечном счете прийти к компромиссу и продлить срок действия потолка или же поднять его.

Разрушенные здания на перекрестке проспекта Мира и Греческой улицы в центре Мариуполя - РИА Новости, 1920, 06.05.2022

10:26 17.05.2023
(обновлено: 10:34 17.05.2023)

https://ria.ru/20230517/ssha-1872317855.html

Лавров не исключил, что США бросят руководство Украины

Лавров не исключил, что США бросят руководство Украины — РИА Новости, 17.05.2023

Лавров не исключил, что США бросят руководство Украины

Кризис на Украине может закончиться тем, что США бросят нынешнее руководство Киева, когда оно перестанет быть нужным, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. РИА Новости, 17.05.2023

2023-05-17T10:26

2023-05-17T10:26

2023-05-17T10:34

специальная военная операция на украине

в мире

украина

сша

сергей лавров

афганистан

министерство иностранных дел российской федерации (мид рф)

россия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/01/12/1845657982_0:0:2907:1635_1920x0_80_0_0_011eecb8c2cee1dc53693a9e5f8a1802.jpg

МОСКВА, 17 мая — РИА Новости. Кризис на Украине может закончиться тем, что США бросят нынешнее руководство Киева, когда оно перестанет быть нужным, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. «Соединенные Штаты бросили афганское руководство, на которое они полагались в ходе двадцатилетней оккупации этой страны… Надеюсь, что современные политические деятели обращают внимание на историю и как складываются отношения с гегемоном, который себя в таком качестве хочет всем навязывать», — заявил Лавров в интервью телеканалу «Царьград». На уточняющий вопрос журналиста, может ли этим закончиться и украинский кризис, Лавров ответил: «Не исключаю». «Об этом много пишут политологи. Предсказывают, что всё это будет продолжаться пока оно нужно американцам. У власти эти люди будут находиться до тех пор, пока они им нужны», — пояснил он.

https://ria.ru/20230424/ssha-1867384999.html

украина

сша

афганистан

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2023

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/01/12/1845657982_260:0:2669:1807_1920x0_80_0_0_d6f64dfe4f871df6c4352f8221e5370c.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

в мире, украина, сша, сергей лавров, афганистан, министерство иностранных дел российской федерации (мид рф), россия

Специальная военная операция на Украине, В мире, Украина, США, Сергей Лавров, Афганистан, Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД РФ), Россия

Лавров не исключил, что США бросят руководство Украины

Лавров допустил, что США бросят киевское руководство, когда оно перестанет быть нужным

МОСКВА, 17 мая — РИА Новости. Кризис на Украине может закончиться тем, что США бросят нынешнее руководство Киева, когда оно перестанет быть нужным, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.

«Соединенные Штаты бросили афганское руководство, на которое они полагались в ходе двадцатилетней оккупации этой страны… Надеюсь, что современные политические деятели обращают внимание на историю и как складываются отношения с гегемоном, который себя в таком качестве хочет всем навязывать», — заявил Лавров в интервью телеканалу «Царьград».

На уточняющий вопрос журналиста, может ли этим закончиться и украинский кризис, Лавров ответил: «Не исключаю».

«Об этом много пишут политологи. Предсказывают, что всё это будет продолжаться пока оно нужно американцам. У власти эти люди будут находиться до тех пор, пока они им нужны», — пояснил он.

Президент Украины Владимир Зеленский - РИА Новости, 1920, 24.04.2023

СМИ сравнили предупреждение из США Зеленскому и экс-главе Афганистана

Политолог Межуев: в руководстве США нет фигур, способных разрулить нынешний структурный кризис

05 апреля 2023 16:52





Политолог Межуев: в руководстве США нет фигур, способных разрулить нынешний структурный кризис

Накануне корпорация McDonald’s объявила о закрытии части своих офисов в США и предстоящих массовых увольнениях сотрудников. Как сообщил по этому поводу ФАН политолог-американист Борис Межуев, это говорит о начале масштабного структурного кризиса в экономике США.

Как сообщило накануне издание The Wall Street Journal, сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s временно закроет офисы в США, готовясь к сокращению сотрудников в рамках реструктуризации. В компании сейчас работает более 150 тысяч человек по всему миру — как в самих ресторанах, так и на корпоративных должностях. 70% из них расположены за пределами Соединенных Штатов. «В течение недели мы сообщим о ключевых решениях, касающихся ролей и численности сотрудников в организации», — заявили в McDonald’s. При этом руководство компании не стало раскрывать количество сотрудников, которые будут уволены.

Ранее, в январе 2023-го, сеть заявила о планах принять «трудные» решения, касающиеся изменений в штатном расписании компании «в рамках более широкого стратегического плана». Тогда гендиректор McDonald’s Крис Кемпчински сказал, что ожидал сэкономить деньги в рамках оценки рабочей силы. Он добавил, что у него нет конкретной суммы в долларах или точного количества рабочих мест, которые он хотел бы сократить. В мае 2022 года компания ушла с российского рынка и продала свой бизнес, позже McDonald’s покинула Белоруссию и Казахстан. По мнению аналитиков рынка, это прямо говорит о наступающем кризисе в экономике Америки.

Как сообщил по этому поводу ФАН политолог-американист Борис Межуев, смягчить наступающий кризис в США могли бы неординарные фигуры во власти, но таковых в администрации Байдена не видно.

«На мой взгляд, наступающий структурный кризис в американской экономике виден уже по всем пунктам. И по обрушению крупных банков США, занимавшихся инвестициями в сфере хай-тека, и по уходу с рынка части компаний. Этот кризис носит не случайный, а системный характер и, по всей видимости, требует не только дополнительных вливаний в экономику, но и наличия внутриэлитного лидерства», — указал эксперт.

Судя по всему, представители правящей Демократической партии показали полную неспособность справиться с этим кризисом, считает он.

«Впрочем, этот кризис связан не только с действиями демократов в экономике, но и с целым рядом внешних факторов. Так, он вызван в том числе решением Китая и Бразилии постепенно отказываться от доллара во внешней торговле. Их примеру в ближайшем будущем наверняка последуют и другие крупные игроки, только на днях это, например, сделала Индонезия, — указал Межуев. — На этом фоне Китай начинает широкомасштабную программу мировой экономической экспансии. Похоже, экономическая пикировка с Пекином имела пагубные последствия для США, и стала для них серьезным испытанием».

Политолог Межуев: в руководстве США нет фигур, способных разрулить нынешний структурный кризис

ФБА «Экономика сегодня»

Для того, чтобы предотвратить возможный обвал экономики Америки, нужны серьезные внутриэлитные движения, продолжил аналитик.

«Они могли бы смягчить процесс перехода от однополярного к многополярному миру. То есть, сначала к появлению на планете как минимум еще одного крупного политико-экономического центра, а затем еще нескольких центров. Это очень серьезное испытание не только для доллара или Америки, но и для благосостояния всего человечества. Но нынешняя либеральная элита, с ее узким, американоцентричным мышлением вряд ли способна выйти из этой ситуации. Здесь были бы нужны политики, обладающие стратегическим мышлением — уровня экс-госсекретаря США Генри Киссинджера, или, может быть, даже экс-президента Рональда Рейгана или бывшего главы ФРС Алана Гринспена. В общем, нужны реально крупные фигуры, способные тем или иным способом смягчить этот процесс. Но таких людей, увы, нет в нынешней администрации Джо Байдена. Поэтому последствия начавшегося структурного кризиса в США могут стать масштабными и крайне непредсказуемыми», — заключил Борис Межуев.

Напомним, в США крупные корпорации из разных отраслей в последние полгода неуклонно сокращают количество своих работников, на фоне опасений по поводу замедления экономики. Так, в ноябре 2022 года Amazon уволила 10 тысяч сотрудников, а в марте 2023-го — еще 9 тысяч. О массовых увольнениях сообщали также Google, Microsoft, Netflix и Meta✱ (запрещена в России).

  • ✱ — компания внесена Росфинмониторингом в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму

Джо Байден отменил визиты в Австралию и Папуа — Новую Гвинею из-за надвигающегося на Соединенные Штаты опасного долгового кризиса. Президент, который все-таки посетит Японию на саммите G7, проводит новые переговоры с лидерами Конгресса.

Президент Байден отменил запланированный визит в Австралию и Папуа- Новую Гвинею, чтобы сосредоточиться на переговорах по ограничению долга, поскольку Вашингтон оказался перед пропастью потенциально катастрофического дефолта.

Как пишет The Guardian, Байден по-прежнему планирует отправиться в среду в Хиросиму, Япония, на саммит «Большой семерки» (G7) с лидерами некоторых ведущих экономик мира. Но он отменил запланированный первый в истории визит действующего президента США в Папуа — Новую Гвинею, и остановку в Австралии, где он должен был встретиться с другими лидерами так называемой четверки Quad.

Этот шаг был предпринят после того, как Байден провел новый раунд переговоров с лидерами Конгресса в Белом доме в попытке выйти из тупика — и столкнулся с критикой со своего левого фланга из-за слухов об уступках республиканцам. Хотя встреча закончилась менее чем через час, с обеих сторон прозвучали выражения осторожного оптимизма.

Республиканец Кевин Маккарти, спикер Палаты представителей, заявил журналистам: “Я думаю, мы подготовили почву для продолжения дальнейших разговоров… Нам предстоит проделать много работы за короткий промежуток времени”.

Маккарти признал, что обе стороны все еще далеки друг от друга, но добавил: “Возможно, к концу недели удастся заключить сделку. Прийти к соглашению не так уж трудно”.

Лидер демократического большинства в Сенате Чак Шумер рассказал: “Это была хорошая и продуктивная встреча. Все согласились с тем, что дефолт был бы наихудшим исходом – ужасной ситуацией для Америки и американских семей”.

У американских лидеров есть всего 15 дней, чтобы заключить сделку по повышению потолка госдолга правительства США на 31,4 трлн долларов и предотвратить первый дефолт в истории страны.

Министерство финансов США в понедельник повторило свое предупреждение о том, что у него может не хватить денег для оплаты всех своих счетов уже 1 июня, что спровоцирует дефолт, который, по словам экономистов, скорее всего, вызовет катастрофу, порадовав геополитических соперников, таких как Китай и Россия.

По оценкам чиновников, более 8 миллионов американцев могут потерять работу. Миллионы получателей социального обеспечения, ветеранов и семей военнослужащих могут лишиться своих ежемесячных выплат. Жизненно важные федеральные службы, включая пограничный контроль и управление воздушным движением, могут быть нарушены, если работники не смогут получать свою государственную зарплату.

Ильхан Омар, конгрессвумен-демократка из Миннесоты, комментирует The Guardian: “Это ввергло бы множество американских семей в экономическую депрессию. Это привело бы к экономическому кризису не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире. Мы должны быть в состоянии сдержать наше обещание и оплатить наши счета, а затем мы сможем вернуться и, очевидно, обсудить бюджет, который может быть согласован обеими сторонами. Но держать нашу экономику в заложниках списка желаний, который приводит к экономическому опустошению для стольких людей, которых мы представляем, просто немыслимо, жестоко и опасно глупо”.

Республиканцы, которые контролируют Палату представителей большинством в 222-213 голосов, в течение нескольких месяцев требовали, чтобы любое увеличение установленного правительством лимита заимствований было связано с сокращением расходов. В прошлом месяце они с трудом приняли законопроект о повышении потолка госдолга при одновременном сокращении расходов почти на 14% за десятилетие.

Сообщается, что на прошлой неделе помощники Байдена и спикер Палаты Маккарти обсуждали такие вопросы, как ограничение расходов, ужесточение требований к продуктам питания и другим льготным программам для американцев с низким доходом, а также изменения в разрешениях на энергоснабжение в обмен на голоса за отмену лимита. Это беспокоит некоторых демократов, особенно левых.

Прамила Джаяпал, председатель прогрессивной фракции Конгресса, написала в Твиттере во вторник: “Демократы не могут отстаивать требования к работе на переговорах о потолке долга. Все, что делают рабочие требования, — это ограничивают доступность продовольственной помощи для семей и наносят ущерб бедным, маргинализированным сообществам — тем самым людям, которых мы были избраны защищать”.

Джон Феттерман, сенатор-демократ от Пенсильвании, заявил в своем заявлении: “Я уверен, что приехал в Вашингтон не для того, чтобы отнимать жизненно важную помощь у работающих людей, в то время как руководители крупных банков едва не обрушили экономику и могут безнаказанно улететь на Гавайи”.

Официально Белый дом неоднократно настаивал на том, что республиканцы должны исключить дефолт и рассматривать бюджетные вопросы отдельно от необходимости повышения лимита госдолга страны, что он называет конституционной обязанностью Конгресса.

Но некоторые наблюдатели подозревают, что его реальная позиция менее ясна.

Билл Галстон, старший научный сотрудник аналитического центра Института Брукингса в Вашингтоне, сказал: “Если этот кризис и должен быть разрешен, то он будет разрешен посредством соглашения о расходах, которое будет каким–то образом связано с потолком госдолга, и у меня есть ощущение — я не могу это доказать — что Рубикон уже пройден перечеркнуто.”

Аналогичное противостояние в 2011 году между Бараком Обамой и новым поколением республиканцев из Дома чаепития привело к историческому понижению кредитного рейтинга США, что вызвало распродажу акций и привело к росту стоимости заимствований. Некоторые демократы утверждают, что Обама пошел на компромиссы, о которых позже пожалел, и Байдену, тогдашнему вице-президенту, следует избегать повторения.

Нынешний тупик встревожил инвесторов, в результате чего стоимость страхования государственного долга США достигла рекордно высокого уровня.

Усложняя задачу заключения сделки, Маккарти согласился на изменение правил Палаты представителей, которое позволяет только одному члену парламента требовать его отставки с поста спикера, что дает больше власти сторонникам жесткой линии, включая примерно три десятка членов “Фракции свободы” Палаты представителей.

Политолог Уильям Хауэлл утверждает: “Республиканцы состоят из множества различных фракций. Есть некоторые консерваторы в области финансов, которые, как правило, обеспокоены долгами и чрезмерными расходами, и есть некоторые, особенно популистское крыло партии, которые заинтересованы в том, чтобы просто взорвать ситуацию. Для них разрушение и неповиновение политически выгодно. Чтобы Байден нашел продуктивный путь продвижения вперед, ему не обязательно заручаться поддержкой всех республиканцев. Ему придется раздобыть кое-что из них. Вопрос в том, в какой степени он нуждается в поддержке республиканцев, кого он может привлечь на свою сторону?”

C начала 2022 года Соединенные Штаты Америки буквально накрыли волны масштабных внутриполитических потрясений, наложившиеся на угрозу второго — на протяжении короткого трехлетнего периода — экономического кризиса. Они отодвинули на задний план и затушевали рукотворные причины возникновения соответствующих провалов, проистекающие из фатальных ошибок и просчетов высшего политического руководства США.

В этом плане социология дает красноречивые данные, которые говорят сами за себя. Согласно обобщенным результатам опросов общественного мнения относительно наиболее острых проблем, волновавших американцев (по состоянию на лето 2022 г.), на первом месте находились вопросы инфляции и высоких темпов роста стоимости жизни — этой точки зрения придерживались 18% респондентов. Но чрезвычайно показательно, что вторую позицию с аналогичной долей респондентов, равной 18%, занимала проблема недовольства слабым политическим руководством США, включая и неэффективную работу государственного аппарата на его высшем, федеральном уровне.

Замыкало тройку самых злободневных проблем общее состояние американской экономики — представлений о ее крайне неудовлетворительном состоянии придерживались 13% опрошенных. Таким образом, разочарованность в функционировании экономической системы США была доминирующим настроем почти трети респондентов (31%), и она, безусловно, формирует основу для текущих и будущих политических потрясений в Америке.

Четвертую и пятую строчки занимали проблема неконтролируемого увеличения оборота оружия (8%) и разгул преступности (6%). Рост преступности и насилия в современной Америке крайне беспокоил 14% респондентов, и этот вопрос по своим масштабам был сопоставим с ухудшающейся ситуацией в американской экономике. Можно также предположить, что эти две проблемы носят до известной степени взаимосвязанный и взаимообусловленный характер. Замыкал  шестерку самых острых проблем современной Америки иммиграционный кризис, который стал главной «головной болью» для 5% респондентов1

В целом 68% опрошенных относили вышеперечисленные шесть проблем к категории наиболее тугих гордиевых узлов современного  общественного развития США в перечне 32 самых слабых и уязвимых мест американского социума. Неудивительно, что в начале лета 2022 года, согласно опросу социологической службы Гэллапа, 87% американцев считали, что США движутся в неверном направлении, в то время как противоположной точки зрения придерживались всего 13% опрошенных. Показательно, что в начале 2021 года, когда политический контроль над Вашингтоном в лице его исполнительной и законодательной власти по итогам избирательной кампании 2020 года установила Демократическая партия, это соотношение составляло 77% на 27%2. В чем же причина предопределяющих подобные тренды процессов?

Рукотворные истоки амальгамы современных социально-экономических кризисов США

Ретроспективный анализ шести основных современных проблем общественного развития США убедительно показывает, что практически все они явились следствием грубейших просчетов и ошибок, допущенных высшим политическим руководством США в период 2020-2022 годов. Прежде всего это относится к проблеме инфляционного роста цен, который с марта 2021 года стал устойчиво превышать потолок максимально допустимой ежегодной инфляции в 2,0%, установленный Федеральной резервной системой США (ФРС) еще в 2012 году3.  Кумулятивно нарастая, к началу лета этого года инфляционное повышение цен в экономике США превысило в ежегодном измерении 9,0%4, то есть было максимальным за последние 40 лет.

Полная потеря контроля со стороны ФРС над инфляционными процессами в американской экономике произошла по причине абсолютно иррационального использования Центральным банком печатного станка. Политическое руководство США — как республиканцы, так и демократы — было не на шутку напугано «закрытием» весной 2020 года американской экономики из-за коронавирусной пандемии, так как оно привело к тому, что во втором квартале 2020 года реальный ВВП США сократился на беспрецедентные 31,2%5, невиданные со времен экономического кризиса 1929-1933 годов.

Под влиянием таких настроений правительство стало накачивать экономику для ее удержания на плаву денежной массой, сопоставимой по своим объемам с производимым ВВП. В итоге если в апреле 2020 года объем наличной денежной массы составлял 4,8 трлн долларов (или порядка 25% ВВП), то буквально в следующем месяце — в мае — он увеличился до 16,3 трлн долларов (или порядка 84% ВВП США на тот момент) и с тех пор удерживается на этом уровне, представляя в настоящее время — по состоянию на июнь 2022 года — астрономические 20,5 трлн долларов, или 82% производимого ВВП6.

Реакция федерального центра на коронавирусную пандемию, которая за 2,5 года унесла жизни свыше 1,0 млн американцев7, то есть примерно столько же, сколько США потеряли за годы самой кровопролитной в их истории Гражданской войны 1861-1865 годов, была непоследовательной и противоречивой, вызвавшей сомнение в обоснованности общенациональной политики обязательной вакцинации для подавляющего большинства американского населения. У значительной части американской общественности сложилось мнение, что федеральным властям и институтам так и не удалось выработать эффективную стратегию борьбы с коронавирусной пандемией и они просто реагируют на периодически затухающие и усиливающиеся волны  вирусных заболеваний, не имея четкого представления об их генезисе и причинах (в том числе не дав четкого и вразумительного ответа на вопрос о том, имеют ли штаммы COVID-19 искусственное или естественное происхождение)8

Общим следствием неспособности американской науки и американского государства ответить на вопрос о генезисе коронавирусной пандемии явилось падение доверия американцев к общественным институтам до беспрецедентно низкого уровня за всю история составления соответствующего индекса социологической службой Гэллапа — с конца 1970-х годов. В 2020 году 36% респондентов доверяли и были уверены в результативности работы институтов американского общества, однако к лету 2022 года их доля уменьшилась до 27%. Для сравнения можно указать, что еще в 2004 году 43% респондентов такого опроса службы Гэллапа выражали уверенность в эффективности функционирования общественных институтов США9.

При этом самым примечательным в данном опросе является то обстоятельство, что в течение года — с июня 2021 по июнь 2022 года — рекордсменами по падению доверия американской общественности к федеральному центру явился институт президентской власти — на 15% (с 38 до 23%), далее следовал Верховный суд — на 11% (с 36 до 25%). Замыкал тройку федеральных властей Конгресс, доверие к которому упало на 5% (с 12 до 7%), однако следует иметь в виду, что среди 16 общественных институтов США, в отношении которых служба Гэллапа проводила свой опрос, высший законодательный орган уже и так прочно находился на самом последнем месте10.

Первая половина 2022 года в целом явилась для администрации Дж.Байдена катастрофической с точки зрения состояния экономики. В первом квартале темп падения реального ВВП составил 1,6%, во втором — 0,9% (по предварительным данным)11.  Падение реального ВВП на протяжении двух кварталов подряд, согласно официальному определению Национального бюро экономических исследований, является верным признаком наступившей рецессии. Как указывается в публикации бюро, «традиционное определение рецессии… состоит в том, что она представляет собой статистически значимое снижение экономической активности, которое распространяется на всю экономику и длится более нескольких месяцев»12.

Казалось бы, все ясно и понятно. Но хорошо осознавая роль экономических неурядиц и потрясений в определении конечной политической судьбы американских администраций (в том числе Д.Трампа, не совладавшей с масштабным экономическим кризисом 2020 г.), представители нынешней правящей команды приняли решение отрицать наступление «рецессии Дж.Байдена» путем манипулирования терминами. Они всерьез полагали, что исключение из общественного сознания понятия «рецессия» автоматически отменит и соответствующий феномен американской экономической жизни.

И начало процессу отмены понятия «рецессия» было положено публикацией Совета экономических консультантов при Президенте США, который, предваряя появление данных официальной американской статистики, 21 июля этого года опубликовал «аналитическое» толкование рецессии под весьма примечательным заголовком «Как экономисты определяют, находится ли экономика в состоянии рецессии», из которого вытекало, что официально «рецессии объявляются только тогда, когда они уже проходят»13.

Одновременно внимание американской общественности отвлекается от главных факторов, вызвавших рецессию 2022 года, — астрономических дефицитов федерального бюджета и рекордного за всю американскую историю валового долга федерального правительства. В настоящее время валовой долг федерального правительства вплотную приблизился к отметке в 31,0 тлрн долларов, что составляет 130,0% ВВП США. Это соотношение является рекордным за всю американскую историю.

Еще в 2010 году тогдашний председатель Объединенного комитета начальников штабов США адмирал М.Муллен назвал проблему стремительно растущего долга федерального правительства главной угрозой национальной безопасности США14.  Складывается впечатление, что спустя примерно десять лет этот взгляд стал доходить до сознания официального Вашингтона. Единственная фундаментальная причина роста долга федерального правительства — это хронические дефициты федерального бюджета, которые в 2020 финансовом году составили рекордные после Второй мировой войны 3,1 трлн долларов, или 14,9% ВВП15, а в 2021 финансовом году — 2,8 трлн долларов, или 12,4% ВВП16.

В ситуации надвигающейся фискальной катастрофы, потенциально вызванной взрывным ростом нетто-процентных выплат по долговым обязательствам, федеральное правительство было вынуждено встать на путь резкого сокращения бюджетного дефицита в 2022 финансовом году путем обвального уменьшения расходных и увеличения доходных, то есть налоговых, статей. Бюджетный дефицит на текущий финансовый год прогнозируется в размере 1,0 трлн долларов, или 3,9% ВВП17. Естественно, что американская экономика, лишенная фискальной стимулирующей подпитки доходных и расходных статей, в этих условиях не могла не повалиться в рецессию.

Параллельно ярко проявились и другие деструктивные тенденции. Массовые беспорядки, охватившие практически все американские города летом-осенью 2020 года, спровоцированные кончиной Дж.Флойда 25 мая 2020 года в Миннеаполисе (штат Миннесота), породили мощное общественное движение, получившее название «Дефинансировать полицию». По состоянию на 2020 год местные органы власти США потратили 115 млрд долларов на содержание полицейских сил18. Сторонники этого движения исходят из того, что средства, полученные от сокращения местных бюджетов на содержание полицейских сил, необходимо перенаправить на развитие таких социальных программ, как сохранение психического здоровья, повышение заработных плат для малоквалифицированной рабочей силы и доступное жилье, что может оказаться более эффективным для борьбы с преступностью, нежели рост расходов на содержание карательных органов.

Кампания по дискредитации авторитета полиции и полицейской службы нашла свое выражение в судебном процессе над полицейским Д.Шовином, обвиненным в убийстве Дж.Флойда. Процесс продолжался несколько месяцев, он широко освещался в американских СМИ, а за вынесением приговора следило в общей сложности свыше 23 млн американцев по всей стране19. Белый дом также взял на контроль ход процесса над бывшим полицейским, оказывая максимально возможное давление на судебные власти штата Миннесота. В итоге Д.Шовин был приговорен к 22,5 годам тюремного заключения, что, естественно, нанесло колоссальный общественный удар по престижу правоохранительных органов США.

Как следствие этих и других процессов, последние годы в США ознаменовались скачкообразным ростом преступности, в том числе массовых расстрелов. В частности, если в 2019 году было совершено 16,7 тыс. официально зарегистрированных убийств, то в 2020-м их количество выросло до 21,6 тыс. убийств — рекордный уровень за первые два десятилетия XXI века20. Необходимо также указать, что при администрации Дж.Байдена федеральные власти практически прекратили публикацию статистических данных о числе совершенных убийств, что является важнейшим косвенным свидетельством, что на протяжении последних полутора лет их общая численность почти наверняка прогрессировала.

«Криминальный беспредел» обусловил и второй важнейший фактор роста преступности — стремительное увеличение оборота оружия в США вследствие стремления рядовых американцев обеспечить собственную безопасность «собственными силами». В частности, если в 2019 году в США было продано 13,5 млн единиц огнестрельного оружия, то в 2020-м оно увеличилось  в 1,6 раза и достигло 21,6 млн единиц; в 2021 году количество продаваемого огнестрельного оружия уменьшилось до 18,8 млн единиц, но этот показатель все равно оставался рекордным для  всего XXI века21.

В итоге в настоящее время на 100 жителей США приходится порядка 120,5 единиц оружия, хотя еще в 2011 году на 100 человек американского населения приходилось 88 единиц огнестрельного оружия. Важно также иметь в виду, что в абсолютном выражении общее количество единиц оружия в настоящее время составляет порядка 400 миллионов, из которых официально зарегистрировано только 6 млн. единиц22. Не будет преувеличением сказать, что США воссоздали в масштабах всей страны окрашенные в ностальгию времена и нравы Дикого Запада.

И, наконец, иммиграционный кризис последних полутора лет был вызван  исключительно указами Дж.Байдена, первый из которых был подписан 20 января 2021 года23. Эти указы, прекратив строительство ненавистной демократам «стены Трампа» вдоль американо-мексиканской границы, широко распахнули двери в «страну обетованную» для сотен тысяч и миллионов мигрантов из Центральной и Латинской Америки. Согласно официальным данным Погранично-таможенной службы США, в 2021 финансовом году американо-мексиканскую границу пересекли 1,7 млн. человек, что почти в четыре раза превысило количество нелегальных иммигрантов в 2020 году (456 тыс. человек). Только за первую половину 2022 года американо-мексиканскую границу пересекли свыше 1,2 млн. человек!24 

Как отметил в этой связи еще в сентябре 2021 года американский аналитик Э.Артур, «хаотическая гуманитарная и национальная катастрофа на юго-западной границе США не произошла в одночасье. Хотя администрация Дж.Байдена и усугубила ситуацию, неуклюже разгромив успешную политику, проводимую его предшественником для установления контроля над границей, катастрофа явилась естественным конечным продуктом ряда конкретных решений, вероятно, благонамеренных, но плохо продуманных, принятых в течение предшествующих десяти лет»25. В сумме все эти рукотворные кризисы и провалы во внутренней политике и создали вокруг Президента Дж.Байдена ореол худшего президента за всю американскую историю.

Худший Президент США в новейшей американской истории

Традиционное для американской политики благожелательное отношение общественности к вновь избранным лидерам применительно к 46-му Президенту США продолжалось примерно полгода, в течение которых доля сторонников Дж.Байдена устойчиво превышала процент его противников и недоброжелателей. Однако в конце лета 2021 года, главным образом по причине поспешной эвакуации США из Афганистана, которую американские СМИ сравнили с не менее позорным оставлением американцами Южного Вьетнама весной 1975 года, значение этих двух показателей примерно сравнялось на равновесной отметке 47,0%, это произошло приблизительно на 220-м дне пребывания Дж.Байдена в Белом доме.

С тех пор вот уже больше года эти две кривые стали монотонно расходиться вверх и вниз, и в настоящее время степень одобрения деятельности Дж.Байдена на посту президента устойчиво находится ниже 40%, а степень неодобрения превышает 55,0%26. Фактически в настоящее время Дж.Байдена поддерживает исключительно идеологическое ядро Демократической партии, которому до известной степени безразлична личность президента как таковая, а решающее значение имеет факт его «партийной принадлежности». Столь низкой степени общественной поддержки действующего главы исполнительной власти США не было ни у одного американского президента со времен Р.Рейгана, то есть на протяжении более чем 40 лет!

Поэтому в американских СМИ постоянно муссируется представление о том, что Дж.Байден является худшим (или одним из худших) американским президентом новейшего времени, по крайней мере после ярко выраженного президента-неудачника Дж.Картера (1977-1981 гг.). Как недавно указал бывший американский политик-республиканец Т.Харви, «Дж.Байден — худший американский президент за последние десятилетия. По сравнению с ним его бывший босс, Президент Барак Обама, выглядит оглушительно успешным (хотя он им не был). Со времен Дж.Картера американцы не были «ведомы» такой потрясающе некомпетентной, совершенно неэффективной и откровенно жалкой администрацией, хотя этот вердикт может быть излишне суровым по отношению к Дж.Картеру (которого он и не заслужил)»27.

Складывается впечатление, что изменить отношение широкой американской общественности к Дж.Байдену может только лишь какое-то политическое чудо. В новейшей американской истории такого рода «подарком» для американских президентов явились события 11 сентября 2001 года, благодаря шоковой инерции которых Дж.Буш-мл. (2001-2009 гг.) переизбрался на второй срок, и победный для США исход холодной войны, в результате которого прекратил существование СССР — главный геополитический противник США во второй половине XX века, — хотя распад Советского Союза и не дал возможности Дж.Бушу-ст. (1989-1993 гг.) переизбраться на второй срок.

Катастрофическое падение общественной поддержки Дж.Байдена не в последнюю очередь проистекает из еще более низкой степени одобрения деятельности К.Харрис на посту вице-президента США. По сугубо конъюнктурным политическим соображениям Дж.Байден подчеркнул, что его администрация официально именуется «администрацией Дж.Байдена — К.Харрис», рассчитывая, что первая в американской истории института президентской власти женщина-вице-президент позволит хозяину Овального кабинета «амортизировать» его речевые  недочеты и уязвимые места стиля политического руководства.

По всей видимости, президент и его ближайшее окружение исходили из того факта, что женщины являются главными избирателями Демократической партии. На практике буквально с первых дней нахождения Дж.Байдена в президентской должности выяснилось, что К.Харрис стала скорее политическим «пассивом», нежели политическим «активом» администрации. Социологические оценки отношения американцев к К.Харрис показывают, что ее популярность падала синхронно с падением общественной поддержки Дж.Байдена. В июле 2021 года степень одобрения деятельности К.Харрис на посту вице-президента упала ниже 50,0% и с тех пор, согласно замерам социологической службы североамериканской фирмы «Легер», неуклонно снижалась и к концу июля 2022 года опустилась до отметки 40,0%28.

За полтора года пребывания в должности вице-президента К.Харрис практически ничем не проявила себя. Как отметил обозреватель газеты «Нью-Йорк Таймс» Дж.Фрэнк, «в течение этого времени ее обучение управлению на рабочем месте в основном касалось попыток решить неразрешимые вопросы, как, например, миграция и избирательные права, где она не продемонстрировала заметных лидерских качеств, а также случайных поездок за границу, таких как бесславный набег на страны Центральной Америки год назад, и во главе более успешной делегации для встречи с новым Президентом Объединенных Арабских Эмиратов, в которую входили госсекретарь Энтони Блинкен и министр обороны Ллойд Остин»29.

Общий вывод статьи достаточно авторитетного политического аналитика, каким является Дж.Фрэнк, свелся к тому, что в случае возникновения экстраординарной ситуации, связанной с необходимостью заменить Дж.Байдена на президентской должности по причине резкого ухудшения состояния его здоровья, К.Харрис фатально не готова к исполнению роли хозяйки Белого дома, чего также давно не было в американской политической истории. Американские президенты, начиная с Ф.Рузвельта (1933-1945 гг.), практически всегда подбирали себе вице-президентов, ориентируясь на их потенциал «дублеров» действующих глав исполнительной власти. Вице-президентство К.Харрис оказалось еще одним симптомом нарастающего кризиса американских элит.

Рубеж Д.Трампа и общественное восприятие американских политических элит

Приход в Белый дом внесистемного политика Д.Трампа, для которого президентская должность была первой публичной позицией общенационального масштаба, вызвал естественное отторжение американской общественности, воспитанной в уважении и приумножении американских политических традиций. Смысл этих традиций состоял в том, что Белый дом рассматривался как своего рода приз для профессиональных политиков, которые для его получения должны были пройти множество ступеней в иерархии выборных должностей, начиная с местного и заканчивая федеральным уровнями. Именно по этой причине Д.Трамп начал свое президентство в январе 2017 года с уровнем общественной поддержки в 45%, который на протяжении последующих четырех лет только эпизодически поднимался выше этой планки, что явилось самым низким показателем для всех американских президентов со времен Ф.Рузвельта, которые неизменно начинали свое президентство с показателями, превышающими 50%30, что подразумевало, что вновь избранный президент является «президентом всех американцев».

Стремление противников Д.Трампа как среди Демократической, так и немалой части Республиканской партии исключить его из пантеона американских президентов выразилось в беспрецедентных двух процессах импичмента — в 2019-2020 и 2021 годах, — а также в работе Специальной комиссии Палаты представителей по расследованию событий 6 января 2021 года. В последнем случае конечной целью является составление обвинения против 45-го Президента США в подготовке государственного переворота для пересмотра официальных результатов президентских выборов 2020 года и последующего удержания власти31. Тем самым «вашингтонское болото», как иногда именовал его Д.Трамп, рассчитывало поднять собственный престиж за счет предания анафеме «чужеродного» элемента политической системы США, однако на практике произошел прямо противоположный процесс. По сути, Д.Трамп своим президентством задал нормы-рамки для оценки всего вашингтонского истеблишмента, степень интегрального общественного доверия к которому оказалась даже ниже, чем у Д.Трампа.

По состоянию на середину лета 2022 года непопулярность бывшего Президента Д.Трампа, составленная на основе среднестатистических показателей разницы между степенью одобрительного и неодобрительного отношения к нему американской общественности, равнялась 13,3%. Соответствующий показатель непопулярности спикера Палаты представителей Н.Пелоси составил 24,8%, а лидера демократического большинства в Сенате США Ч.Шумера — 13,7%. Еще хуже американская общественность относилась к лидерам республиканских фракций в Палате представителей К.Маккарти, непопулярность которого составляла 21,3%, и в Сенате США М.Макконнеллу, непопулярность которого «зашкаливала» на уровне 32,7%32

Иными словами, даже спустя полтора года после ухода из Белого дома Д.Трамп остается самым популярным политиком среди всех непопулярных политических деятелей сегодняшней Америки. Феномен Д.Трампа в современной американской политике, вероятно, выявил принципиально важный симптом общественного развития. Он сводится к тому, что к началу третьего десятилетия XXI века США оказались без политической элиты как таковой, если понимать под ней не обладание рычагами и инструментами политической и экономической власти, а наличие у ее представителей более высокого уровня интеллекта, знаний и способностей по сравнению c другими социальными группами. С учетом снижающейся, но по-прежнему значимой роли Соединенных Штатов на мировой арене, это крайне тревожная тенденция.

Истоки и последствия кризиса американских элит

В более широком контексте воцарение Д.Трампа на политическом небосводе США явилось и является следствием процесса масштабного кризиса американской политической элиты в широком смысле этого слова. Весьма показательно, что именно так и воспринимается феномен Д.Трампа за пределами Соединенных Штатов. Еще в 2017 году видный британский политолог и социолог турецкого происхождения И.Пармар указывал, что «кризис легитимности американских политических и экономических элит глубок, очевиден и серьезен и он, вероятно, продлится довольно долго, сопровождаемый острейшей политической борьбой, ослабить накал  которой смогут только политические реформы, направленные на ослабление роли больших денег в избирательных кампаниях и расширение роли государственных социально-экономических программ»33.

Острейшая политическая борьба как между Демократической и Республиканской партиями, так и внутри двух основных политических объединений США уже привела к тому, что в настоящее время они оказались без «длинной скамейки» подрастающего поколения перспективных республиканских и демократических политиков. Американские СМИ постоянно муссируют сценарии президентских выборов 2024 года, которые будут представлять собой либо матч-реванш между Дж.Байденом и Д.Трампом (по модели президентских выборов 2020 г.), либо матч-реванш между Д.Трампом и Х.Клинтон (по модели президентских выборов 2016 г.). Помимо Д.Трампа, наиболее известными политиками Республиканской партии являются бывший вице-президент США М.Пенс и губернатор штата Флорида Р.Десантис. В среде Демократической партии, кроме тандема Дж.Байден — К.Харрис, чаще всего называются сенаторы Б.Сандерс (1941 г. р.) и Э.Уоррен (1949 г. р.) как возможные претенденты на выдвижение кандидатами от партии для участия в президентской кампании 2024 года.

Основная причина складывающейся ситуации на политическом олимпе США — углубляющийся разрыв поколений между политиками, рожденными еще в середине прошлого века, и более молодыми политическими деятелями, которые по разным причинам пока не получили возможности «раскрутиться» и стать известными в общенациональном масштабе. Эта проблема отчетливо видна на примере вице-президента К.Харрис, которая стала младшим сенатором от штата Калифорния только в 2017 году и фактически не участвовала в президентской кампании 2020 года, сняв свою кандидатуру в декабре 2019 года еще до начала этапа первичных выборов.

В свою очередь, разрыв между старшими и более молодыми поколениями американских политиков напрямую связан с растущей поляризацией политической системы США34, которая препятствует «вызреванию» политиков общенационального масштаба: относительно более молодые поколения американских политиков выражают интересы отдельных штатов и регионов или фрагментирующихся социальных групп, главным образом расово-этнических. Важнейшим следствием этого процесса является разрыв между общественными запросами и их восприятием представителями американской элиты.

Как указал в этой связи политолог из Гарвардского университета Дж.Кертзер, в американской политической системе нарастает разрыв между властными элитарными группами и широкими слоями общественности, поскольку «зачастую элиты оказываются дезинформированными о том, чего на самом деле желает общественность, и в корне неправильно понимают настроения и ситуацию в недрах американского общества»35. Аналогичная ситуация складывается и в сфере внешней политики США, которая традиционно была уделом наиболее привилегированных слоев американской политической элиты — в данной сфере разрыв может принять наиболее тяжелые формы.

Общим итогом нарастающего кризиса политического руководства США является резкое ухудшение «качества» американской политической элиты. Согласно результатам исследования немецкого Фонда создания ценностей, в 2022 году по показателю «качества элиты» США занимали 15-е место в мире, притом по сравнению с 2021 годом они скатились вниз на десять позиций, что явилось самым крупным падением среди 20 ведущих стран мира36. Растущая «неадекватность» американской политической элиты объективно оборачивается как резким снижением качества политического и государственного управления американским обществом, так и явной недоговороспособностью руководства США на международной арене, реализацией установок на безответственные и провокационные формы внешнеполитического и внешнеэкономического поведения37. Остается лишь надеяться, что разрушительное влияние, подобное деградации, на мировые политические процессы рано или поздно замедлится и не будет иметь фатальных последствий.

1Public opinion on the most important problem facing the U.S. 2022 // Statista. July 5, 2022 // https://www.statista.com/statistics/323380/public-opinion-on-the-most-important-problem-facing-the-us/

2Satisfaction With the United States. Gallup Historical Trends || GALLUP. 2022 Jun 1-20 // https://news.gallup.com/poll/1669/general-mood-country.aspx

3Engemann K. The Fed’s Inflation Target: Why 2 Percent? January 16, 2019 // Federal Reserve Bank of St. Louis // https://www.stlouisfed.org/open-vault/2019/january/fed-inflation-target-2-percent

4United States Inflation Rate // https://tradingeconomics.com/united-states/inflation-cpi

5Gross Domestic Product, Second Quarter 2022 (Advance Estimate). BEA 22-36. July 28, 2022. P. 7 // https://www.bea.gov/news/blog/2022-07-28/gross-domestic-product-second-quarter-2022.pdf

6Board of Governors of the Federal Reserve System. Money Stock Measures — H.6 Release. April 27, 2021; July 26, 2022. Table 1 // https://www.federalreserve.gov/releases/h6/current/default.htm

7Johns Hopkins University & Medicine. Coronavirus Resources Center. COVID-19 Dashboard. US // https://coronavirus.jhu.edu/map.html

8См., в частности, доклад директора Национальной разведки США, опубликованный в октябре 2021 г., о происхождении вируса COVID-19, в котором был сделан вывод о том, что «после изучения всей имеющейся  разведывательной и иной информации о происхождении вируса, разведывательное сообщество США остается разделенным примерно пополам относительно наиболее вероятных причин появления вируса COVID-19» (Office of the Director of National Intelligence. National Intelligence Council. Updated Assessment on COVID-19 Origin. October 29, 2021. P. 1 // https://www.dni.gov/index.php/newsroom/reports-publications/reports-publications-2021/item/2263-declassified-assessment-on-covid-19-origins).

9Jones J. Confidence in U.S. Institutions Down; Average at New Low. July 5, 2022 // GALLUP // https://news.gallup.com/poll/394283/confidence-institutions-down-average-new-low.aspx

10Ibidem.

11Gross Domestic Product, Second Quarter 2022 (Advance Estimate). BEA 22-36. July 28, 2022. P. 7 // https://www.bea.gov/news/blog/2022-07-28/gross-domestic-product-second-quarter-2022.pdf

12Business Cycle Dating Procedure: Frequently Asked Questions // https://www.nber.org/business-cycle-dating-procedure-frequently-asked-questions

13How Do Economists Determine Whether the Economy Is in a Recession? Blog //  https://www.whitehouse.gov/cea/written-materials/2022/07/21/how-do-economists-determine-whether-the-economy-is-in-a-recession/

14Lieberthal K., O’Hanlon М. The Real National Security Threat: America’s Debt. July 10, 2012 // https://www.brookings.edu/opinions/the-real-national-security-threat-americas-debt/

15The Federal Budget in Fiscal Year 2020: An Infographic. April 30, 2021 // https://www.cbo.gov/publication/57170

16Monthly Budget Review: Summary for Fiscal Year 2021. November 8, 2021. P. 1 // https://www.cbo.gov/publication/57539.pdf

17Budget. Budget projections for FY 2022 // https://www.cbo.gov/topics/budget

18What Policing Costs. A Look at Spending in America’s Biggest Cities //  https://www.vera.org/publications/what-policing-costs-in-americas-biggest-cities

19Nielsen: At Least 23.2 Million Watched Verdict in Derek Chauvin Trial. April 22, 2021 // https://www.cbsnews.com/minnesota/news/nielsen-at-least-23-2-million-watched-verdict-in-derek-chauvin-trial/

20Lucas R. FBI Data Shows an Unprecedented Spike in Murders Nationwide in 2020. September 27, 2021 // https://www.npr.org/2021/09/27/1040904770/fbi-data-murder-increase-2020

21Flynn J. 30+ Striking U.S. Firearm Industry Statistics [2022] // Zippia. May 4, 2022 // https://www.zippia.com/advice/firearm-industry-statistics/

22Guns per capita 2022 // https://worldpopulationreview.com/state-rankings/guns-per-capita

23Executive Order on the Revision of Civil Immigration Enforcement Policies and Priorities. January 20, 2021 // https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/01/20/executive-order-the-revision-of-civil-immigration-enforcement-policies-and-priorities/

24Southwest Land Border Encounters. July 15, 2022 // https://www.cbp.gov/newsroom/stats/southwest-land-border-encounters?language_content_entity=en

25Arthur A. How the Border Became the Disaster It Is, and How Biden Wants to Make It Worse. Understanding the decade-long series of specific decisions that led to chaos // Center for Immigration Studies. September 20, 2021 // https://cis.org/Report/How-Border-Became-Disaster-It-and-How-Biden-Wants-Make-It-Worse

26How popular/unpopular is Joe Biden? // https://projects.fivethirtyeight.com/biden-approval-rating/

27Harvey T. It’s official: Biden is the worst president of the 21st century. Administration is a comedy of errors that isn’t funny // The Washington Times. June 16, 2022 // https://www.washingtontimes.com/news/2022/jun/16/its-official-biden-is-the-worst-president-of-the-2/

28North American Tracker // Leger. July 25th, 2022 Edition. P. 8 // https://leger360.com/surveys/joe-biden-and-kamala-harris-approval-ratings-july-28-2022/

29Frank J. Kamala Harris Is Stuck // The New York Times. July 25, 2022 // https://www.nytimes.com/2022/07/25/opinion/kamala-harris-joe-biden.html

30Presidential Job Approval // The American Presidency Project // https://docs.google.com/spreadsheets/d/1iEl565M1mICTubTtoxXMdxzaHzAcPTnb3kpRndsrfyY/edit#gid=0

31United States House Select Committee to Investigate the January 6th Attack on the  United States Capitol // https://january6th.house.gov/

32Favorability Ratings: Political Leaders // https://www.realclearpolitics.com/epolls/other/other/FavorabilityRatingsPoliticalLeaders.html

33Parmar I. The Legitimacy Crisis of the U.S. Elite and the Rise of Donald Trump // Insight Turkey. 2017. 19(3). Р. 12.

34Подробнее см.: Травкина Н.М. США: меняющийся алгоритм развития. М.: Весь мир, 2018. С. 96-124.

35Ward I. How Elites Misread Public Opinion// https://www.politico.com/news/magazine/2022/06/17/elites-kertzer-renshon-political-science-00039943

36Casas T., Cozzi G. Elite Quality Report 2022: Country Scores and Global Rankings (April 28, 2022). Zurich: Seismo, 2022. Р. 12.

37Kertzer J. et. al. Elite Misperceptions and the Domestic Politics of Conflict. January 21, 2022. 75 p. // https://jkertzer.sites.fas.harvard.edu › Research_files

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Посудомоечная машина аристон встраиваемая инструкция по эксплуатации на русском
  • Сумамед как разводить 100мг на 5мл инструкция по применению
  • Сольфак инструкция по применению от блох
  • Мануал kia optima jf
  • Титов м титова а полное руководство по всестороннему восстановлению здоровья