Сталинское руководство в полной мере осознавало важнейшую роль образования науки культуры

Примеры    того, что сталинское руководство в полной мере осознавало важнейшую роль образования, науки, культуры в решении провозглашаемых задач.
— в послевоенные годы был поставлен вопрос о всеобщем семилетием образовании;
—   подготовка учителей для  школ   Среди  выпускников  вузов  в   1950 г.  более  половины готовились для работы в сфере просвещении;
—  в 1950/51 учебном голу на семилетние и средние (8—10 классы) школы приходилось около 80 % учащихся. Это было большое достижение,
— распространение школ рабочей и сельской молодёжи, школы для взрослых.



Какие явления характеризуют духовную жизнь послевоенной страны?

Духовную жизнь послевоенной страны характеризуют следующие явления:

— репрессии, борьба с интеллигенцией против низкопоклонства перед буржуазной культурой

— борьба с космополитизмом (идеологическая кампания, проводившаяся в СССР в 1948—1953 годах, и направленная против отдельной прослойки советской интеллигенции, рассматривавшейся в качестве носительницы скептических и прозападных тенденций, не патриотов СССР)

— распространение шовинизма и ксенофобии

— гонения евреев

Подумайте, чем можно объяснить борьбу с «космополитизмом».

Борьбу с «космополитизмом можно объяснить следующим:

Великая Отечественная война вызвала мощный подъём патриотических чувств, и прежде всего чувств русского патриотизма, которые в новых условиях уже не отвергались, а наоборот — поддерживались официальной пропагандой. Последний должен был включать в себя в политическом аспекте «гордость за свою страну, безусловную лояльность государству в лице руководителей», а в экономическом — «ударный труд в условиях уравнительного распределения и потребления для основной массы населения».

Эта идеология, с точки зрения руководства страны, должна была стать главным элементом политической позиции советского гражданина. Однако для своего утверждения эта идеологема нуждалась в противоположности — «образе врага», который и был создан в лице «американских империалистов» вовне и «низкопоклонников перед Западом» и «безродных космополитов» — внутри.

Кроме того, идеологическое противостояние двух систем – социализма (СССР) и капитализма (США, Западная Европа) вызвало необходимость обоснования научных и технических достижений советских ученых, доказательства их передовых позиций с целью демонстрации преимуществ социалистического строя.

Проявление любого инакомыслия, не укладывающегося в рамки официального идеологического курса коммунистической партии, не принималось.

Почему именно гуманитарные науки подвергались гонениям в наибольшей степени?

Гуманитарные науки подвергались гонениям в наибольшей степени потому, что именно эти науки формировали духовность, идеологическую основу жизни человека.

1. Что такое космополитизм? Расскажите о послевоенных идеологических кампаниях.

Космополити́зм (от др.-греч. κοσμοπολίτης [kosmopolites] «космополи́т», «гражданин мира» «κόσμος», «мир» + «πολίτης» «гражданин») — теория, которая призывает к отказу от патриотических чувств в отношении страны, но заменяет их аналогичными по отношению к миру. Согласно Дж. Р. Солу космополитизм — это мировоззрение и культурная установка, направленные на осмысление единства мира, универсализма

Борьба с космополитизмом» — идеологическая кампания, проводившаяся в СССР в 1948—1953 годах, и направленная против отдельной прослойки советской интеллигенции, рассматривавшейся в качестве носительницы скептических и прозападных тенденций.

Многие исследователи, описывающие данную кампанию, считают её антисемитской по характеру. Действительно, кампания сопровождалась обвинениями советских евреев в «безродном космополитизме» и враждебности к патриотическим чувствам советских граждан, а также их увольнениями со многих постов и должностей и арестами. Сопровождалась также борьбой за русские и советские приоритеты в области науки и изобретений, критикой ряда научных направлений, административными мерами против лиц, заподозренных в космополитизме и «низкопоклонстве перед Западом».

Послевоенные идеологические кампании

Постоянному давлению подвергались историки. Были закрыты архивы. Работы по истории советского периода в основном повторяли положения официальных партийных документов. В 1947 г. по указанию руководства страны была проведена так называемая философская дискуссия, в ходе которой советские философы подверглись резкой критике. На сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук в 1948 г. при поддержке И. В. Сталина была разгромлена как научное направление советская генетика. В 1950 г. проводилась дискуссия по вопросам языкознания, центральным событием которой являлась публикация статьи И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания». Результатом этой кампании было преследование ряда лингвистов. Тогда же резкой критике подверглись советские физиологи. В 1951—1952 гг. под руководством Сталина проводилась дискуссия по вопросам политэкономии, которая способствовала дальнейшей идеологизации экономической науки. Как лженаука осуждалась в послевоенные годы кибернетика.

Дополнительно

В области литературы в 1947 году произошло осуждение ряда произведений А.Т. Твардовского. В декабре 1947 г. была опубликована статья главного редактора «Литературной газеты» В.В. Ермилова о книге И.Т. Твардовского (брата А.Т. Твардовского) «Родина и чужбина», которая осуждалась за «русскую национальную ограниченность».

Тогда же, в 1946—1948-м, были приняты партийные постановления, означавшие резкое ужесточение политики в области идеологии и культуры. Первым из них стало постановление «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» (14 августа 1946 года). Оно обличало напечатанные в журналах «произведения, культивирующие несвойственный советским людям дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада», «по отношению ко всему иностранному». Постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (26 августа 1946 г.) требовало запретить постановки театрами пьес буржуазных авторов, открыто проповедующих буржуазную идеологию и мораль, «сосредоточить внимание на создании современного советского репертуара». Постановления «О кинофильме „Большая жизнь“» (4 сентября 1946 г.), «Об опере „Великая дружба“» (10 февраля 1948 года) давали уничижительные оценки творчеству ряда режиссёров, которым вменялись в вину безыдейность творчества, искажение советской действительности, заискивание перед Западом, отсутствие патриотизма.

В 1947 году была развёрнута кампания против «низкопоклонства», поводом для которой послужило дело члена-корреспондента Академии медицинских наук СССР Н. Г. Клюевой и профессора Г. И. Роскина. Клюева и Роскин создали эффективный, по их мнению, препарат от рака — «КР» (круцин). Открытием (находившемся в состоянии разработки и ещё не проверенным должным образом) заинтересовались специалисты из США, пожелавшие издать их книгу и предложившие программу совместных исследований. Соответствующая договоренность (с разрешения властей) была достигнута, и в ноябре 1946 года командированный в США академик-секретарь АМН СССР В. В. Парин по указанию заместителя министра здравоохранения передал американским учёным рукопись их книги и ампулы с препаратом. Это, однако, вызвало резкое недовольство Сталина. По возвращении Парин был арестован и осужден на 25 лет за «измену Родине», а Сталин лично занялся организацией кампании. По его указанию, А. А. Ждановым было составлено закрытое письмо ЦК (17 июня), посвященное «делу КР» как проявлению «низкопоклонства и раболепия» интеллигенции перед «буржуазной культурой Запада» и важности «воспитания советской интеллигенции в духе советского патриотизма, преданности интересам Советского государства». Партийные организации призывались разъяснять указания Сталина, что даже «последний советский гражданин, свободный от цепей капитала, стоит на голову выше любого зарубежного высокопоставленного чинуши, влачащего на плечах ярмо капиталистического рабства».

По инициативе Сталина 28 марта 1947 года было принято Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о судах чести в министерствах СССР и центральных ведомствах, в котором утверждался проект постановления Совмина СССР и ЦК ВКП(б) «О Судах чести в министерствах СССР и центральных ведомствах». Согласно этому постановлению, в каждом ведомстве предполагалось создание особого органа — «суда чести», на который возлагалось «рассмотрение антипатриотических, антигосударственных и антиобщественных поступков и действий, совершенных руководящими, оперативными и научными работниками министерств СССР и центральных ведомств, если эти проступки и действия не подлежат наказанию в уголовном порядке». Немедленно же был организован «суд чести» над Клюевой и Роскиным, причём в его организации активнейшее участие принимал Жданов, лично редактировавший речь обвинителя. Всего в 1947 г. было проведено 82 суда чести.

2. Какие изменения произошли в системе образования в СССР?

В 1950/51 учебном году на семилетние и средние (8—10 классы) школы приходилось около 80 % учащихся. Это было большое достижение.

Широкое распространение получили школы рабочей и сельской молодёжи, школы для взрослых. В них получали школьное образование уже работающие молодые люди, не имевшие ранее возможности учиться.

Распространение среднего школьного образования было необходимой предпосылкой для развития высшей школы. Выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений в четвёртой пятилетке (1946—1950) составил около 2 млн человек. Это было почти столько же, сколько подготовили советские вузы и техникумы за восемь предвоенных лет. Обучение кадров высшей квалификации ориентировалось на текущие нужды развития страны. Среди выпускников вузов в 1950 г. более половины готовились для работы в сфере просвещения, а около 10% — в здравоохранении. Это отражало, прежде всего, острую потребность в школьных учителях и врачах. Примерно пятую часть выпускников вузов в 1950 г. составляли кадры, подготовленные для промышленности, строительства, транспорта и связи.

3. В чём заключались особенности развития науки в послевоенный период?

Государственное финансирование научных исследований шло опережающими темпами. Численность научных работников в 1950 г превзошла довоенный уровень более чем на 60 %. Значительная их часть работала в вузах. Роль ведущего научного центра играла Академия наук СССР, президентами которой в послевоенный период были физик С.И. Вавилов и химик А.Н. Несмеянов. Вместе с тем всё большее значение приобретала отраслевая наука, непосредственно обслуживающая потребности отдельных министерств и ведомств. Особое внимание уделялось научно-исследовательским институтам, связанным с атомной энергетикой, ракетостроением, электроникой, радиотехникой.

Быстрый рост научных кадров в определённой мере сказывался на их качестве. В 1950 г. в стране насчитывалось только 8 тыс. докторов наук и около 46 тыс. кандидатов наук, которые в целом составляли треть от общей численности научных работников.

В СССР, как и во многих других странах, сложилась система приоритетного государственного финансирования наиболее важных научных направлений, прежде всего связанных с военными разработками.

Вместе с тем тесная связь советской науки с военными программами, а также кампании усиления бдительности и секретности, которые активизировались в годы «холодной войны», оказывали отрицательное воздействие на развитие науки и научно-технический прогресс. Нередко разработки одних учёных были недоступны другим, что приводило к дополнительной трате сил и ресурсов. Научные достижения, полученные в институтах, работавших на военный комплекс, в силу секретности слабо использовались в других отраслях экономики.

Отрицательное воздействие на развитие науки оказывала жёсткая цензура, идеологический диктат, репрессии против отдельных учёных.

4. Охарактеризуйте основные тенденции развития советского искусства в послевоенные годы.

Основные тенденции

1. Ведущее место в советском искусстве в 1940-е гг. занимала тема войны. Ей были посвящены известные произведения советских писателей и поэтов: «Молодая гвардия» А.А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б.Н. Полевого, «В окопах Сталинграда» В.П. Некрасова, «Спутники» В.Ф. Пановой, «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского. Как и в предыдущий период, популярными были произведения на историческую и производственную тематику.

2. Развитие советского кинематографа, как художественного, так и документального, тормозилось из-за слабой материально-технической базы. Фильмов снимали немного. В 1949 г. на экраны страны вышли 10 отечественных художественных фильмов, в 1952 г. — 17. Большинство художественных и документальных фильмов имело ярко выраженную идеологическую направленность. Многие картины того времени вызывают интерес и много лет спустя. Например, фильмы о войне «Подвиг разведчика» (режиссёр Б.В. Барнет), «Молодая гвардия» (режиссёр С.А. Герасимов), фильмы-сказки «Золушка» (режиссёры Н.Н. Кошеверова и М.Г. Шапиро, по сценарию Е.Л. Шварца), «Садко» (режиссёр А.Л. Птушко), комедия «Кубанские казаки». Экранизировались спектакли крупнейших театров страны — Московского Художественного академического театра, Малого театра, Театра Советской армии, Киевского украинского драматического театра, Белорусского драматического театра.

3. Ставились пьесы современных драматургов — К.М. Симонова, А.Е. Корнейчука, Б.А. Лавренёва. В концертных залах и оперных театрах наряду с классической музыкой исполнялись произведения советских композиторов Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна.

4. К 1950 г. (по количественным показателям) была восстановлена музейная сеть, действовавшая до войны. Однако для восстановления разрушенных нацистами крупнейших музейных комплексов под Ленинградом, в Новгороде, Пскове и т. д. требовались значительные материальные средства и время. Из-за недостатка средств закрывались районные краеведческие музеи. По политическим причинам в 1948 г. был ликвидирован Государственный музей нового западного искусства, в котором хранились богатейшие коллекции картин европейских художников, собранные до революции русскими меценатами.

5. Цензура и идеологический контроль накладывали негативный отпечаток на развитие всего советского искусства. От писателей, режиссёров, художников требовалось создание произведений, воспевавших советский строй, партию, вождей или критиковавших западный империализм. В такой обстановке создавались политически востребованные, но посредственные с художественной точки зрения произведения. Многие представители отечественной культуры не могли в полной мере реализовать свои способности. Была отправлена на доработку вторая серия кинофильма «Иван Грозный» режиссёра С.М. Эйзенштейна. Критике подвергались композиторы Д.Д. Шостакович и С.С. Прокофьев, литераторы А.А. Ахматова, М.М. Зощенко, А.П. Платонов и др.

1. Подтвердите конкретными примерами тезис о том, что сталинское руководство в полной мере осознавало важнейшую роль образования, науки, культуры в решении провозглашаемых задач.

Примеры того, что сталинское руководство в полной мере осознавало важнейшую роль образования, науки, культуры в решении провозглашаемых задач:

— в послевоенные годы был поставлен вопрос о всеобщем семилетием образовании;

— подготовка учителей для школ. Среди выпускников вузов в 1950 г. более половины готовились для работы в сфере просвещения;

— в 1950/51 учебном году на семилетние и средние (8—10 классы) школы приходилось около 80 % учащихся. Это было большое достижение;

— распространение школ рабочей и сельской молодёжи, школы для взрослых.

2. Каковы были причины постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры, принятых в 1946—1948 гг.?

Причины постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры, принятых в 1946—1948 гг.: борьба с космополитизмом, инакомыслием, необходимость сохранения коммунистической идеологии, необходимость минимизации или вовсе ликвидации влияния Запада, буржуазных идей на советского человека, формирование тоталитарного общества.

3. Выскажите своё отношение к словам И.В. Сталина о том, что «у наших интеллигентов среднего уровня недостаточно воспитано чувство советского патриотизма. У них неоправданное преклонение перед заграничной культурой».

Отчасти со словами Сталина можно согласиться. Такое явление действительно наблюдалось и наблюдается. В Библии есть такое выражение – Нет пророка в своем Отечестве. Смысл выражения: люди не верят в талант, гениальность или истинность слов человека, который находится рядом с ними. Предполагается, что все истинно мудрое, правильное и т. п. может родиться не здесь, а где-то в прекрасном далеке. Этот синдром и наблюдается и сохраняется до сих пор: все хорошее может быть только на Западе и в Америке. Это с одной стороны.

С другой стороны, изоляция, противоборство, запрет не приводит к обогащению и развитию собственной национальной культуры.

4. В 1949 г. оргкомитет совещания по подготовке разгрома квантовой механики и теории относительности провёл 42 заседания. По воспоминаниям И.Н. Головина (заместителя И.В. Курчатова), Л.П. Берия спросил Курчатова: «Правда ли, что теория относительности и квантовая механика — это идеализм?» Курчатов ответил: «Мы делаем атомную бомбу, действие которой основано на теории относительности и квантовой механике. Если от них отказаться, придётся отказаться и от бомбы». Берия доложил Сталину, и тот дал команду не проводить совещания. Что же определяло научную политику в СССР?

Определяла научную политику в СССР воля вождей.

5. Напишите эссе, в котором изложите свои впечатления по фильму, созданному в послевоенный период.

Мировая премьера фильма «Молодая гвардия» состоялась 11 октября 1948, сценарист-режиссер — Сергей Герасимов, уроженец села Кундравы Челябинской области, музыку написал композитор Дмитрий Шостакович.

Фильм рассказывает о событиях 1942 года, происшедших в оккупированном фашистами Краснодоне. Вчерашние школьники создают подпольную организацию и начинают свою борьбу: распространяют листовки, освобождают группу пленных красноармейцев, сжигают немецкую биржу, спасая соотечественников от фашистского рабства, в день годовщины Октября развешивают красные флаги.

В их действиях, как и в их детском бесстрашии, многое идет от игры: ведь еще вчера кое-кто был признанным хулиганом, кое-кто вовсе не помышлял о подвигах, кое-кто не желал выслушивать наставления, подчиняться дисциплине. Но именно благодаря их изобретательности, отчаянной смелости и дерзости удавались самые опасные и самые ошеломляющие акции.

Фильм производит сильное эмоциональное впечатление. За героев фильма переживаешь, хочется им помочь, предостеречь, поддержать. Некоторые сомнения есть по поводу образов фашистов: слишком глупые, ведут себя по-звериному очень гротескно.

Фильм прославил многих молодых в то время артистов: Нонну Мордюкову, Инну Макарову, Людмилу Шагалову, Григория Горина, Вячеслава Тихонова, Клару Лучко.

Посмотрело фильм «Молодая гвардия» более 42 млн. человек.

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС)


В чём состояли особенности национальной политики СССР в послевоенные годы?

В национальной политике Советского государства в целом, как и в довоенные годы, взаимодействовали две противоречивые тенденции. С одной стороны, продолжалось развитие национальной культуры и укрепление советских республик за счёт выдвижения национальных кадров. С другой — осуществлялись жёсткий контроль и репрессии. Преобладание силовых методов наблюдалось в Латвии, Литве, Эстонии, западных частях Украины, Белоруссии, где власть столкнулась с вооружённым сопротивлением националистов. Основным методом советизации и интеграции этих стран и регионов в состав СССР было уничтожение повстанцев и депортация тех социальных слоёв, которые, по мнению руководства страны, могли поддерживать антиправительственные выступления.

Почему в национальной политике взаимодействовали противоречивые тенденции?

В национальной политике взаимодействовали противоречивые тенденции потому, что интересы государства требовали единства и национального, и идеологического, и экономического. С другой стороны, войны вызвала рост национальной активности, национального самосознания, национальных движений. Большинство национальных движений, особенно в Прибалтике, в Западной Украине, отстаивали свое право на независимость.

1. Сформулируйте и запишите в тетради итоги изучения материала на тему «Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР».

Благодаря национальной политике государства в послевоенный период:

— рост промышленности всех республик СССР. Отчасти это было связано с эвакуацией предприятий на восток страны в годы войны. Свою роль играла политика целенаправленной индустриализации ранее преимущественно аграрных республик, вошедших в состав СССР (в Казахстане, Киргизии, Арме¬нии, Молдавии, Литве, Латвии и Эстонии).

— научно-технический прогресс

— усиление экономических связей между республиками СССР.

— рост городского населения и постепенное разрушение традиционного образа жизни, связанного с деревней.

— активное перемещение населения, что усиливало этническое многообразие советских республик.

— развитие национальных культур, образования, подготовки и выдвижения национальных кадров.

— создание национальных академий наук. В 1945—1951 гг. они были организованы в Казахстане, Азербайджане, Латвии, Эстонии, Туркмении, Таджикистане.

— в республиках Средней Азии вековые устои сталкивались с государственной политикой преодоления «пережитков прошлого». С переменным успехом шла борьба за снятие чадры, вовлечение женщин в общественную деятельность, приобщение их к учёбе, ликвидацию многожёнства.

— разница в моделях демографического поведения разных народов СССР. рост рождаемости в республиках Средней Азии, Закавказья, Казахстане по сравнению с РСФСР.

— государство признало роль религии в консолидации общества и пошло на некоторые уступки верующим.

Репрессивные методы осуществления национальной политики:

— идеологические проработки и репрессии – кампания против историков из Казахстана, Дагестана, Азербайджана, Москвы

— преследования интеллиген¬ции еврейской национальности: убийство режиссёра С.М. Михоэлса, распущен советский Еврейский антифашистский комитет, борьба с «космополитизмом».

— необоснованные репрессии и дискриминация по национальному признаку были особенно опасными для многонационального Советского государства. Они усиливали межнациональные противоречия.

— политика принудительного переселения народов

— усиление антиправительственных настроений среди выселенных народов, росла их убеждённость в несправедливости коллективного наказания. В местах ссылки нарастали противоречия между ссыльными и коренным населением, которые в ряде случаев перерастали в массовые столкновения.

2. Раскройте роль русского языка для консолидации СССР как многонационального государства.

Огромное значение для консолидации СССР как многонационального государства имел русский язык. Он позволял общаться представителям многочисленных народов СССР, выступал как средство культурного взаимообогащения, как объективно необходимый общий язык высшей школы, науки, армии, индустрии. Изучению русского языка, начиная со школьного возраста, в послевоенные годы уделялось большое внимание.

3. Дайте характеристику методов национальной политики в послевоенные годы.

Методы национальной политики в послевоенные годы

Дайте характеристику методов национальной политики в послевоенные годы

4. Какие изменения произошли после окончания Великой Отечественной войны в религиозной жизни страны?

Во время войны государство признало роль религии в консолидации общества и пошло на некоторые уступки верующим:

— к 1948 г. количество православных церквей и молитвенных домов по сравнению с военным периодом возросло примерно на 60%.

— увеличивалось количество мечетей.

— возобновилось паломничество мусульман из СССР в Мекку (хадж).

— приобщение к религии всё большего количества молодёжи.

— религиозные общины находились под жёстким контролем государственных органов.

— попытки вытеснить религию коммунистической идеологией и светскими обрядами не дали желаемого результата.

5. Расскажите о положении выселенных, репрессированных народов.

Негативное воздействие на развитие СССР оказывала политика принудительного переселения народов. На 1 января 1953 г. в ссылке в отдалённых районах страны находилось более 2,7 млн. человек, большинство которых составляли выселенные народы — немцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, калмыки.

Значительную часть ссыльных составляли также украинцы, латыши, эстонцы, литовцы, молдаване, греки и представители других национальностей. Условия жизни спецпоселенцев были тяжёлыми. Огромное негативное воздействие на положение выселенных народов имело решение, принятое в 1948 г. В нём говорилось, что «переселение в отдалённые районы Советского Союза чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и др. произведено навечно, без права возврата их к прежним местам жительства». За самовольный выезд из мест обязательного поселения устанавливалось наказание на срок до 20 лет. Таким образом, многие сотни тысяч людей и их дети лишались перспектив возвращения в родные места.

Такая политика вела к усилению антиправительственных настроений среди выселенных народов, росла их убеждённость в несправедливости коллективного наказания. Всеобщим было желание ссыльных вернуться на родину. Об этом свидетельствовали не только официальные доклады различных органов власти, но и жалобы самих переселенцев, которые они в большом количестве отправляли в Москву. В местах ссылки нарастали противоречия между ссыльными и коренным населением, которые в ряде случаев перерастали в массовые столкновения.

1. Обсудите с одноклассниками тезис: «Между социалистическими республиками после окончания Великой Отечественной войны сложился новый тип братских межгосударственных отношений».

Тезис «Между социалистическими республиками после окончания Великой Отечественной войны сложился новый тип братских межгосударственных отношений» верен в основном. Действительно, новый тип отношений благодаря государственной национальной политике складывался, но об окончательном складывании говорить было рано.

3. Проанализируйте особенности национальной политики в СССР, опираясь на текст Конституции: «Верховный Совет СССР состоит из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей (состоят из равного числа депутатов). Совет Союза избирается по избирательным округам с равной численностью населения. Совет Национальностей избирается по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 — от каждой автономной республики, 5 — от каждой автономной области и один — от каждого автономного округа».

Особенности национальной политики в СССР (из текста Конституции СССР):

В обсуждении конституции 1936 года участвовало 75 млн. человек, было внесено 1,5 млн. предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати. Но ни одна поправка, нарушающая равенство или ущемляющая существовавшие права республик, не была принята.

В этом ряду только для невнимательных наблюдателей стала неожиданностью переориентация в национальной политике в тексте новой советской конституции 1936 года. Интернационалистическая природа Советского Союза осталась в малоизмененном виде. Не произошло отказа ни от символики, ни от терминологии Советского времени. По прежнему учитывались интересы всех народов СССР. Но новое было именно в том, что учитывались интересы именно всех народов — т. е. и русского. И прежде всего, учитывался государственнический инстинкт народа-державостроителя. Конституция СССР 1936 — это, прежде всего, Конституция единого государства.

Изменялась структура государственных органов. Вместо Всесоюзного съезда Советов, двухпалатного ЦИК СССР и его Президиума новый основной закон предусматривал образование Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР. Если раньше высшие органы формировались методом делегирования, то теперь они избирались на основании всеобщего, равного, тайного и прямого избирательного права. Тем самым высшие органы власти уже не сковывались местными руководящими элитами и могли отражать общенациональные интересы.

В то же время конституция 1936 г. не стала окончательным шагом в решении национального вопроса в Советском Союзе. Несомненно, новая конституция усиливала территориальное единство и государственную целость СССР. Но порочная практика прошлого, когда национальный вопрос решался сугубо за счёт крупнейшей республики — РСФСР, преодолена не была. Вновь геополитические симпатии руководителей воплощались в ущерб национальным интересам русского народа. В частности, по новой Конституции автономной республике Казахстан придавался статус союзной республики. Так же вопрос был решён и с Киргизией. Всего по разным подсчётам РСФСР теряла около четверти своей территории и около 10% промышленного потенциала. Впрочем, эти преобразования нельзя рассматривать однозначно, в том числе однозначно негативно. Укрепляя и расширяя права входивших в состав СССР народов, правительство выбивало почву из-под ног различного рода сепаратистов и националистов, в том числе великодержавных шовинистов.

Содержание

  • Главный вопрос параграфа
  • Вопросы в середине параграфа
  • Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
  • Думаем, сравниваем, размышляем
  • Сюжет посвящён непростой судьбе коневодов, оказавшихся в годы Великой Отечественной войны под нацистской оккупацией. Главный герой, смелый и дружелюбный табунщик Вася Говорухин с первого взгляда вызывает симпатию и расположение. Он не смог смириться с присутствием захватчиков на родной земле и поэтому примкнул к партизанскому движению. При этом он ещё борется с главным злодеем – тренером конного завода Вадимом Белецким, который на самом деле уже много лет был немецким шпионом. В фильме ещё много интересных сюжетных поворотов. Однако красной нитью проходит необходимость защиты Родины от оккупантов и борьба с внутренними предателями.
  • Главный вопрос параграфа
  • Вопросы в середине параграфа
  • Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
  • Думаем, сравниваем, размышляем

Идеология, наука и культура в послевоенные годы

Главный вопрос параграфа

Какие явления характеризуют духовную жизнь послевоенной страны?

Духовную жизнь послевоенной страны характеризует усиление контроля со стороны государства, которое сопровождалось репрессиями, а также насаждением ксенофобии и шовинизма.

Стр. 90

Вопросы в середине параграфа

Подумайте, чем можно объяснить борьбу с «космополитизмом»

Борьба с «космополитизмом» обусловлена опасениями власти по поводу распространения влияния западной культуры среди населения СССР.

Стр. 93

Почему именно гуманитарные науки подвергались гонениям в наибольшей степени?

Гуманитарные науки подвергались гонениям в наибольшей степени, потому что они фактически являли собой фундамент для формирования духовности и мировоззрения советского человека.

Стр. 95

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Что такое космополитизм? Расскажите о послевоенных идеологических кампаниях.

Космополитизм – это общественно-политическая теория, последователи которой отказывались от патриотических ценностей и считали себя «гражданами всего мира». Т.е. для них интересы всего человечества важнее интересов определённого народа или страны.

Послевоенные идеологические кампании характеризовались ярко выраженной антизападной направленностью. Главной из них стала борьба против низкопоклонства перед современной буржуазной культурой.

2. Какие изменения произошли в системе образования в СССР?

В системе образования в СССР было увеличено количество учреждений среднего образования, прежде всего – школы рабочей и сельской молодежи, а также школы для взрослых. В свою очередь, эти тенденции способствовали развитию высших и средних специальных учебных заведений. Именно они обеспечивали необходимыми квалифицированными кадрами нужды народного хозяйства СССР.

3. В чём заключались особенности развития науки в послевоенный период?

Особенности науки в послевоенный период заключались в их противоречии. С одной стороны, колоссальные достижения советских учёных были несомненны (особенно, в военной сфере). С другой стороны, жёсткий идеологический диктат и репрессии пагубно влияли на развитии науки в целом. Например, генетика и кибернетика были объявлены лженауками, а философия, политэкономия и языкознание попали под ещё больший контроль власти.

4. Охарактеризуйте основные тенденции развития советского искусства в послевоенные годы.

Основными тенденциями развития советского искусства в послевоенные годы следует назвать:

а) Великая Отечественная война стала центральной темой советского искусства;

б) слабая материально-техническая база фактически затормаживала развитие кинематографа;

в) Идеологический контроль и цензура отрицательно влияли на развитие искусства.

Стр. 95

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Подтвердите конкретными примерами тезис о том, что сталинское руководство в полной мере осознавало важнейшую роль образования, науки, культуры в решении провозглашаемых задач.

Примерами того, что сталинское руководство в полной мере осознавало важнейшую роль образования, науки, культуры в решении провозглашаемых задач, являются: стремление ввести всеобщее семилетнее образование, массовая подготовка школьных учителей (более половины от всего количества выпускников вузов) и распространения школ рабочей и сельской молодёжи, а также школ для взрослых.

2. Каковы были причины постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры, принятых в 1946 – 1948 гг.?

Основной причиной постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры, принятых в 1946 – 1948 гг., являлась боязнь советского руководства массового проникновения элементов западной (в первую очередь, американской культуры) в советское общество на фоне начала «Холодной войны».

3. Выскажите своё отношение к словам И. В. Сталина о том, что «у наших интеллигентов среднего уровня недостаточно воспитано чувство советского патриотизма. У них неоправданное преклонение перед заграничной культурой».

Говоря такие слова, Сталин, по всей видимости, осуждал стремление русской интеллигенции ориентироваться на образцы заграничной культуры. Отчасти он прав, такие тенденции существовали всегда. Однако если воспринимать эти явления чересчур категорично, как это делал советский вождь, то тогда нужно было полностью изолироваться от всего мира, что в свою очередь точно не пошло бы на пользу собственной культуре (мы знаем это на примере самоизоляции Японии и Китая в предыдущие столетия).

4. В 1949 г. оргкомитет совещания по подготовке разгрома квантовой механики и теории относительности провёл 42 заседания. По воспоминаниям И. Н. Головина (заместителя И. В. Курчатова), Л. П. Берия спросил Курчатова: «Правда ли, что теория относительности и квантовая механика — это идеализм?» Курчатов ответил: «Мы делаем атомную бомбу, действие которой основано на теории относительности и квантовой механике. Если от них отказаться, придётся отказаться и от бомбы». Берия доложил Сталину, и тот дал команду не проводить совещания. Что же определяло научную политику в СССР?

Научную политику в СССР определяла политическая целесообразность. Поскольку Сталину было необходимо получить атомную бомбу любой ценой, то он готов был закрыть глаза на всё остальное, даже если это противоречило официальной идеологии.

5. Напишите эссе, в котором изложите свои впечатления по фильму, созданному в послевоенный период.

Одним из наиболее запоминающихся советских фильмов, созданных в послевоенный период, является кинокартина режиссёра Константина Юдина «Смелые люди», вышедшая на экраны в 1950 г. Фильм был по достоинству оценён и кинокритиками, и зрителями, поскольку стал лидером советского кинопроката.

Сюжет посвящён непростой судьбе коневодов, оказавшихся в годы Великой Отечественной войны под нацистской оккупацией. Главный герой, смелый и дружелюбный табунщик Вася Говорухин с первого взгляда вызывает симпатию и расположение. Он не смог смириться с присутствием захватчиков на родной земле и поэтому примкнул к партизанскому движению. При этом он ещё борется с главным злодеем – тренером конного завода Вадимом Белецким, который на самом деле уже много лет был немецким шпионом. В фильме ещё много интересных сюжетных поворотов. Однако красной нитью проходит необходимость защиты Родины от оккупантов и борьба с внутренними предателями.

В целом «Смелые люди» является очень динамичным и новаторским фильмом. К тому же следует отметить хорошие для своего времени технические характеристики. Тем более, что снята картина на невероятно дефицитную цветную плёнку (вплоть до середины 1960-х гг. подавляющее большинство советских фильмов были черно-белыми). Таким образом, хороший сюжет и отличная работа актёров удачно дополняется прекрасными визуальными эффектами, что выделяет данный фильм среди плеяды аналогичных кинокартин, снятых в конце 1940-х – начале 1950-х гг.

6. Подготовьте презентацию на тему «Золотой фонд отечественной культуры: произведения искусства 1946 – 1953 гг.».

К «Золотому фонду отечественной культуры: произведения искусства 1946 – 1953 гг.», на мой взгляд, можно отнести литературные произведения «В окопах Сталинграда» В.П. Некрасова, «Молодая гвардия» А.А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б.Н. Полевого, «Спутники» В.Ф. Пановой, «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского, и кинофильмы «Подвиг разведчика» (режиссёр Б.В. Барнет), «Молодая гвардия» (режиссёр С.А. Герасимов), «Смелые люди» (режиссёр К. Юдин), «Садко» (режиссёр А.Л. Птушко), «Золушка» (режиссёры Н.Н. Кошеверова и М.Г. Шапиро).

Национальный вопрос и национальная политика

в послевоенном СССР

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности

Стр. 96

Главный вопрос параграфа

В чём состояли особенности национальной политики СССР в послевоенные годы?

Как и в довоенные, так и в послевоенные годы национальная политика СССР отличалась двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, продолжалось развитие национальной культуры и укрепление советских республик за счёт выдвижения национальных кадров. С другой — осуществлялись жёсткий контроль и репрессии.

Стр. 97

Вопросы в середине параграфа

Почему в национальной политике взаимодействовали противоречивые тенденции?

То, что в национальной политике взаимодействовали противоречивые тенденции, объясняется стремлением советского государства сохранить внутреннее единство. Поскольку СССР населяло множество народов, то каждый из них имел своё право на развитие собственной культуры и национальной самобытности. Однако нередко это приводило к росту национального самосознания и даже – к антисоветским движениям. В ответ на это, власть была вынуждена применить репрессии.

Стр. 100

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Сформулируйте и запишите в тетради итоги изучения материала на тему «Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР».

Победоносный итог Великой Отечественной продемонстрировал важность единства народов СССР. Однако в силу многонациональности государства, советская власть была вынуждена проводить довольно противоречивую политику. Поощряя развитие национальной культуры в союзных республиках, она всячески пресекала любые попытки роста национального самосознания, поскольку эти тенденции могли перерасти в протестные, что в перспективе привело бы к вооружённым конфликтам и даже к распаду страны. Те народы и социальные слои, кто, по мнению сталинского руководства, могли поддерживать антиправительственные выступления, подлежали репрессиям и насильственной депортации.

2. Раскройте роль русского языка для консолидации СССР как многонационального государства.

Русский язык играл большую роль для консолидации такого многонационального государства, как СССР. Он позволял общаться всем советским гражданам, независимо от их национального происхождения, а также получить образование, состояться как личность, сделать карьеру в любой сфере советского общества. Поэтому изучению русского языка, даже в самых отдалённых уголках страны, ещё со школьной скамьи уделялось огромное внимание.

3. Дайте характеристику методов национальной политики в послевоенные годы.

Методы национальной политики в послевоенные годы можно разделить на две группы: положительные и отрицательные. Положительными являлись экономическое развитие союзных республик и национальных регионов, развитие национальной культуры, подготовка и выдвижение национальных кадров на руководящие посты, некоторые уступки власти в религиозном вопросе (в первую очередь, это касается мусульманского населения). Негативными методами можно назвать репрессии против представителей национальной интеллигенции (например, убийство Михоэлса), депортация тех социальных слоёв, которые связаны с повстанческим движением, демонстративно пренебрежительное отношение к депортированным в годы войны народам.

4. Какие изменения произошли после окончания Великой Отечественной войны в религиозной жизни страны?

После окончания Великой Отечественной войны активизировалась религиозная жизнь представителей всех конфессий. При этом существенно увеличилось количество действующих православных церквей, молитвенных домов, мечетей. Большое значение имело приобщение к религии значительного количества молодёжи. В целом, советская власть стала более терпимой в религиозном вопросе, однако стремилась жёстко контролировать религиозные общины.

5. Расскажите о положении выселенных, репрессированных народов.

Те народы, которые в годы Великой Отечественной войны были депортированы с мест своего исторического проживания (например, калмыки, крымские татары, чеченцы, ингуши), находились в унизительном положении. Материально-бытовые условия их жизни были крайне тяжёлыми. Но они значительно ухудшились в 1948 г., когда советское правительство официально объявило о том, что депортированные народы никогда не смогут вернуться на родину. Такая безжалостная политика только усилила антиправительственные настроения среди спецпереселенцев. Также усиливалось противостояние между представителями выселенных народов и местными народами. Нередко эти конфликты перерастали в массовые столкновения.

Стр. 100

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Обсудите с одноклассниками тезис: «Между социалистическими республиками после окончания Великой Отечественной войны сложился новый тип братских межгосударственных отношений».

Действительно, Великая Отечественная война сплотила народы, населявшие СССР. Военные тяготы и невзгоды разделили между собой представителей всех национальностей. Русские не имели никаких привилегий по отношению к другим народам. И даже более того – по окончанию боевых действий именно РСФСР оказывала наибольшую помощь союзным республикам в послевоенном восстановлении.

2. Подготовьте презентацию на тему «Многонациональное государство в советском искусстве».

Тот факт, что СССР являлся многонациональным государством, постоянно подчёркивалось и в искусстве. В качестве примера можно назвать таких известных советских художников грузинского происхождения как Ираклий Тоидзе (1902 – 1985) и Уча Джапаридзе (1906 – 1988). Выходцы из простых семей, они получили возможность выбиться в люди и реализовать свой творческий потенциал именно благодаря советской власти. Поэтому в своих работах красной линией проходит необходимость дружбы между братскими народами, прославление СССР и необходимости защищать свою большую Родину от врага. Так, всемирно известный плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовёт!», созданный в первые дни Великой Отечественной войны, получил всемирную известность и является одним из наиболее узнаваемых образов героического сопротивления многонационального Советского государства нацистским агрессорам.

Источники информации:

https://fil.wikireading.ru/a1xT6h3DOo

https://la-fa.ru/faq178.html

3. Проанализируйте особенности национальной политики в СССР, опираясь на текст Конституции: «Верховный Совет СССР состоит из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей (состоят из равного числа депутатов). Совет Союза избирается по избирательным округам с равной численностью населения. Совет Национальностей избирается по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 — от каждой автономной республики, 5 — от каждой автономной области и один — от каждого автономного округа»

Такая структура Совета Национальностей Верховного Совета довольно успешно отражала интересы народов, проживающих на территории СССР. Чем большей была численность того или иного народа, тем больше он имел своих представителей в советском парламенте. И это было вполне справедливо.

Стр. 101

Сталинское правительство в полной мере сознавало решающую роль образования, науки, культуры в осуществлении стоящих перед страной задач и дальнейших преобразованиях самого общества. Несмотря на крайнее напряжение госбюджета, были изысканы средства на их развитие. Сразу же после войны была восстановлена отстроенная в 30-е гг. система всеобщего начального образования, с 1951 г. обязательным становится семилетнее, открываются вечерние школы для работающей молодежи. Уже к 1948 г. превзойдена довоенная численность студентов.

В 1953 г. в стране насчитывалось свыше 4,5 млн человек с высшим и средним специальным образованием. Возможности культурной и политической просвещенности населения резко расширялись с развитием вещания радио и телевидения (в 1945 г. в стране было несколько сот телевизоров, а в 1953 г. — несколько десятков тысяч).

В годы 4-й пятилетки почти на треть увеличилось число научноисследовательских институтов (в 1946 г. их было 2061), созданы академии наук в Казахстане, Латвии и Эстонии, образована Академия художеств СССР. История этого периода отмечена выдающимися достижениями ученых и конструкторов, появлением литературных произведений, ярко отразивших минувшую войну (А. Фадеев, Б. Полевой, В. Некрасов) и другие этапы исторического прошлого советских народов (Л. Леонов, Ф. Гладков, К. Федин, М. Ауэзов); новыми достижениями композиторов (С. Прокофьев, Д. Шостакович, Н. Мясковский), живописцев (А. Герасимов, П. Корин, М. Сарьян), кинорежиссеров (И. Пырьев, В. Пудовкин, С. Герасимов) и др.

Годы войны породили у интеллигенции большие надежды на либерализацию послевоенной общественной жизни, ослабление жесткого партийно-государственного контроля в области литературы и искусства, расширение свободы творчества. Личные впечатления миллионов советских людей, побывавших в Европе, ослабляли пропагандистские стереотипы об ужасах капитализма. Союзнические отношения со странами Запада в военные годы позволяли надеяться на расширение культурных связей и контактов после войны.

А. Толстой, к примеру, послевоенное время представлял так: «Десять лет мы будем восстанавливать города и хозяйство. После мира будет НЭП, ничем не похожий на прежний НЭП. Сущность этого НЭПа будет в сохранении основы колхозного строя, в сохранении за государством всех средств производства и крупной торговли. Но будет открыта возможность личной инициативы, которая не станет в противоречие с основами нашего законодательства и строя, но будет дополнять и обогащать их. Будет длительная борьба между старыми формами бюрократического аппарата и новым государственным чиновником… Победят последние. Народ, вернувшись с войны, ничего не будет бояться. Он будет требователен и инициативен. Расцветут ремесла и всевозможные артели, борющиеся за сбыт своей продукции. Резко повысится качество. Наш рубль станет мировой валютой. Может случиться, что будет введена во всем мире единая валюта».

Начавшаяся «холодная война» перечеркнула подобные прогнозы и надежды. Противоборство с капиталистическим миром заставило вспомнить об уже наработанных в 30-е гг. приемах и методах утверждения «классового подхода» в идеологическом воспитании масс. С первыми признаками похолодания в отношениях с Западом руководство СССР принялось «завинчивать гайки» в отношении интеллигенции, ослабевшие в военные годы. Основной целью советской идеологии в новых условиях являлась, как и прежде, апологетика советского строя, идеалов советского общества и беспощадное осуждение всего, что этому не соответствовало. Эту цель, в частности, преследовали постановления ЦК ВКП(б) по вопросам культуры, принятые в 1946–1948 гг.

Постановление «О журналах “Звезда” и “Ленинград”» (14 августа 1946 г.) подвергло беспощадной критике творчество известных советских писателей. М. Зощенко был заклеймен как «пошляк и подонок литературы», А. Ахматова названа «типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии». С разъяснением постановления выступал в Ленинграде 29 сентября главный идеолог партии А. А. Жданов. В нем обличался один из главных, по мнению власти, пороков, искоренению которого была подчинена идейно-воспитательная работа периода «холодной войны», — «дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада». В Киеве в тот же день с одинаковым со ждановским по сути и разносным по форме докладом выступил Н. С. Хрущев.

Постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (26 августа 1946 г.) требовало запретить постановки театрами пьес буржуазных авторов. В них усматривалась пропаганда реакционной буржуазной идеологии и морали. Постановления «О кинофильме “Большая жизнь”» (4 сентября 1946 г.), «Об опере “Великая дружба”» (10 февраля 1948 г.) давали уничижительные оценки творчеству режиссеров Л. Лукова, С. Юткевича, А. Довженко, С. Герасимова; композиторов В. Мурадели, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, В. Шебалина. Им вменялись в вину безыдейность творчества, искажение советской действительности, заискивание перед Западом, отсутствие патриотизма. С. Эйзенштейна обвиняли в том, что он «обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-Клус-Клана»; создателей «Великой дружбы» — за то, что они представили грузин и осетин врагами русских в 1918–1920 гг., в то время как «помехой для установления дружбы народов в тот период на Северном Кавказе являлись ингуши и чеченцы».

В 1947 г. для повсеместной кампании по искоренению низкопоклонства было использовано «дело» члена-корреспондента Академии медицинских наук Н. Г. Клюевой и профессора Г. И. Роскина, предложивших опубликовать в США книгу «Биотерапия злокачественных опухолей» (выпущена в Москве в 1946 г.; в США к изданию не принята). Кампания долго и тщательно готовилась. В феврале этот факт стал предметом обсуждения с участием Сталина и Жданова. В мае Сталин апробировал основные идеи закрытого письма по этому поводу в партийные организации в беседе с писателями А. Фадеевым, Б. Горбатовым, К. Симоновым. Он сетовал, что у наших интеллигентов среднего уровня «недостаточно воспитано чувство советского патриотизма. У них неоправданное преклонение перед заграничной культурой… Эта традиция отсталая, она идет от Петра».

В июне 1947 г. в Министерстве здравоохранения СССР был проведен «суд чести» над Клюевой и Роскиным, со всеми атрибутами — членами суда, выступлением главного обвинителя, показаниями свидетелей, попытками обвиняемых оправдаться. И вынесен приговор: общественный выговор. Тогда же начаты съемки фильма «Суд чести» (выпущен в январе 1949 г.). О серьезности подхода к кампании свидетельствовали наказания главным виновникам. Академик В. В. Парин, возивший рукопись в США и предлагавший ее издание, был осужден на 25 лет за «шпионаж». Министр здравоохранения Г. А. Митерев смещен со своего поста.

17 июня 1947 г. парторганизациям страны направлено закрытое письмо ЦК «О деле профессоров Клюевой и Роскина». Их антипатриотический и антигосударственный поступок был усмотрен в том, что, якобы движимые тщеславием, честолюбием и преклонением перед Западом, они поторопились оповестить о своем открытии весь мир, передав в американское посольство при помощи Ларина рукопись своего труда. ЦК констатировал, что «дело» свидетельствует о серьезном неблагополучии в морально-политическом состоянии интеллигенции. Корни подобных настроений виделись в пережитках «проклятого прошлого» (русские-де всегда должны играть роль учеников у западноевропейских учителей), во влиянии капиталистического окружения на наименее устойчивую часть нашей интеллигенции. В противовес ей рабочие, крестьяне и солдаты изображались как умеющие постоять за интересы государства. Письмо заканчивалось предложением создавать «суды чести» по всем аналогичным проступкам. Суды были созданы по всей стране в научных, учебных заведениях, в государственных учреждениях, министерствах, творческих союзах. В июле 1948 г. срок действия судов был продлен на год, но после этого власти потеряли к ним интерес. Всего за 2 года состоялось около 50 процессов.

Следствием политики изоляции, направленной на устранение потенциально возможного воздействия со стороны капиталистического мира на советских граждан, стал выпущенный 15 февраля 1947 г. указ «О воспрещении регистрации браков граждан СССР с иностранцами» (отменен в сентябре 1953 г.).

Дискуссии по истории буржуазной философии и экономике. В 1947 г. были проведены две дискуссии (в январе и июне) по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии» (1946). Книга подвергалась критике за объективизм, терпимость к идеализму и декадентству, за отсутствие полемического задора в критике философских противников. Осуждение «беззубого вегетарианства» настраивало ученых на более решительные наступления на философском фронте и беспощадную борьбу с буржуазным объективизмом. От руководства Управлением агитации и пропаганды ЦК автор был освобожден.

В мае 1947 г. состоялась дискуссия по книге Е. С. Варги «Изменения в экономике капитализма в итоге Второй мировой войны» (1946). Особой критике в книге академика подверглись главы «Возросшая роль государства в экономике капиталистических стран» и «Регулирование хозяйства и бесплановость в капиталистических странах во время войны». Как научная и политическая ошибка расценивался вывод о возможности функционирования «организованного капитализма». Если в прошлом эффективность регулирования не признавалась для мирного времени, то теперь она трактовалась как невозможная в годы войны. Критиковались места в книге, посвященные прогрессу производительных сил капитализма: в этом усматривался достойный осуждения «технико-экономический уклон». Тональность критики быстро повышалась — от обвинений в «недопонимании» до ярлыка «агента». Результатом «дискуссии» стало состоявшееся осенью 1947 г. решение о закрытии возглавляемого Е. С. Варгой с 1927 г. Института мирового хозяйства и мировой политики.

Дискуссия по вопросам агробиологии, кибернетики, физики. Философская и экономическая дискуссии 1947 г. стали предвестниками ужесточения идеологического контроля и в других областях науки, а также тщетности надежд на расширение научных контактов с зарубежными коллегами, свободы дискуссий и мнений, общей послевоенной либерализации. Навязывание косных идеологических догм отрицательным образом сказывалось на развитии не только гуманитарных наук, но и естествознания. Монопольное положение в агробиологии, занятое группой академика Т. Д. Лысенко, привело к отстранению от работы многих его оппонентов — генетиков, физиологов, морфологов, почвоведов, медиков.

В конце 40-х гг. с порога отвергалась кибернетика — наука об общих законах получения, хранения, передачи и переработки информации, становление которой связано с книгой американского ученого Н. Винера «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине» (1948). «Реакционная лженаука», как сказано о кибернетике в «Кратком философском словаре» (1954). Научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика» был создан в СССР лишь в 1959 г.

В конце 1948 г. началась подготовка (создан Оргкомитет) Всесоюзного совещания заведующих кафедрами физики — для исправления упущений в науке в соответствии с духом времени: физика-де преподавалась в отрыве от диамата, учебники излишне пестрят именами иностранных ученых. После успеха Лысенко в разгроме «вейсманизма-морганизма-менделизма» на августовской (1948) сессии ВАСХНИЛ выдвигались идеи разгромить в физике «эйнштейнианство». Издан был сборник статей «Против идеализма в современной физике», в котором атаковались советские последователи А. Эйнштейна. Среди них значились Л. Д. Ландау, И. Е. Тамм, Ю. Б. Харитон, Я. Б. Зельдович, В. Л. Гинзбург, А. Ф. Иоффе и др.

Пагубность назначенного на 21 марта 1949 г. совещания физиков скорее всего была осознана в комитете, ведущем работы по атомной проблеме. И атомщики не остались в стороне от защиты науки. Когда Берия поинтересовался у Курчатова, правда ли, что теория относительности и квантовая механика — это идеализм и от них надо отказаться, он услышал в ответ: «Если от них отказаться, придется отказаться и от бомбы». Берия сразу же отреагировал: самое главное — бомба, а все остальное — ерунда. Совещание было отменено. Таким образом, «бомба спасла физиков». По позднейшим оценкам, если бы совещание состоялось, то наша физика была бы отброшена на 50 лет назад. Тем не менее борьба с «физическим идеализмом» на этом не закончилась, она продолжалась до середины 50-х гг.

В послевоенные годы был поставлен вопрос о всеобщем семилетнем образовании. В 1950/51 учебном году на семилетние и средние (8-10 классы) школы приходилось около 80% учащихся. Распространение среднего школьного образования было необходимой предпосылкой для развития высшей школы. Обучение кадров высшей квалификации ориентировалось на текущие нужды развития страны: более половины выпускников готовились для работы в сфере просвещения, около 10% — в здравоохранении, пятую часть выпускников готовили для промышленности, строительства, транспорта и связи.
Государственное финансирование научных исследований шло опережающими темпами. Численность научных работников в 1950 г. превзошла довоенный уровень более чем на 60%.
От писателей, режиссёров, художников требовалось создание произведений, воспевавших советский строй, партию, вождей или критиковавших западный империализм.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Раствор фурацилина спиртовой инструкция по применению в уши детям
  • Материнская плата msi b85 g43 инструкция
  • Купить книгу рана джордж полное руководство по картам ленорман
  • Антиеллоу краска эстель инструкция по применению
  • Гель смазка возбуждающая sico инструкция по применению