Стили лидерства и руководства
Стиль
лидерства и руководства (от греч. stylos –
букв. стержень для письма и англ. leader –
ведущий, руководитель) – типичная для
лидера (руководителя) система приемов
воздействия на ведомых (подчиненных).
Немецкий
психолог Курт Левин провел серию
экспериментов, на основе которых выделил
три ставших классическими стиля
управления:
-
авторитарный
(или автократический, или директивный,
или диктаторский); -
демократический
(или коллегиальный); -
попустительский
(или либерально-анархический, или
нейтральный).
Авторитарный
стиль управления. Для него характерны
жесткое единоличное принятие руководителем
всех решений («минимум демократии»),
жесткий постоянный контроль над
выполнением решений с угрозой наказания
(«максимум контроля»), отсутствие
интереса к работнику как к личности.
Сотрудники должны исполнять лишь то,
что им приказано. При этом они получают
минимум информации. Интересы сотрудников
во внимание не принимаются. Авторитарный
лидер требует монополизацию власти. Он
единолично определяет и формулирует
цели и способы их достижения. Связи
между членами группы сведены до минимума
и проходят через лидера или под его
контролем. Авторитарный лидер пытается
повысить активность подчиненных
административными методами. Его главное
оружие – «железная требовательность»,
угроза наказания, чувство страха. Отнюдь
не все авторитарные лидеры грубые,
импульсивные, но их роднит холодность,
властность. Авторитарный стиль экономит
время и дает возможность предсказать
результат, но при его использовании
подавляется инициатива последователей,
и они превращаются в пассивных
исполнителей.
За
счет постоянного контроля этот стиль
управления обеспечивает вполне приемлемые
результаты работы по непсихологическим
критериям: прибыль, производительность,
качество продукции могут быть хорошими.
Однако недостатков больше, чем достоинств:
-
высокая
вероятность ошибочных решений; -
подавление
инициативы, творчества подчиненных,
замедление нововведений, застой,
пассивность сотрудников; -
неудовлетворенность
людей своей работой, своим положением
в коллективе; -
неблагоприятный
психологический климат («подхалимы»,
«козлы отпущения», интриги) обусловливает
повышенную психологически-стрессовую
нагрузку, вреден для психического и
физического здоровья.
Авторитарный
стиль лежит в основе абсолютного
большинства конфликтов из-за стремления
управляющего к единовластию. Этот стиль
управления целесообразен и оправдан
лишь в критических ситуациях (аварии,
боевые военные действия и т. п.).
Демократический
стиль управления. Управленческие решения
принимаются на основе обсуждения
проблемы, учета мнений и инициатив
сотрудников («максимум демократии»),
выполнение принятых решений контролируется
и руководителем, и самими сотрудниками
(«максимум контроля»); руководитель
проявляет интерес и доброжелательное
внимание к личности сотрудников,
учитывает их интересы, потребности,
особенности.
Демократический
стиль – наиболее действенный, так как
обеспечивает высокую вероятность
правильных взвешенных решений, высокие
производственные результаты труда,
инициативу, активность сотрудников,
удовлетворенность людей своей работой
и членством в коллективе, благоприятный
психологический климат и сплоченность
коллектива. Этот стиль управления
предполагает взаимодействие на основе
доверия и взаимопонимания. Руководитель
ведет себя в данном случае как один из
членов группы; каждый сотрудник может
выражать свои мнения по разным вопросам,
не опасаясь какой-либо мести либо
одергивания. В зависимости от выполнения
задачи руководство группой может
передаваться от одного участника
другому. При этом всячески стимулируется
инициатива со стороны подчиненных, в
коллективе создается благоприятный
психологический климат. Подобные лидеры
обычно тактичны, уважительны, объективны
в общении с членами группы.
Социально-пространственное положение
лидера – внутри группы. Такие лидеры
инициируют максимальное участие каждого
в деятельности группы, не концентрируют
ответственность, а стараются распределить
ее среди всех членов группы, создают
атмосферу сотрудничества. Информация
не монополизируется лидером и доступна
членам коллектива.
При
данном стиле усиливаются личные
обязательства последователей по
выполнению работы через участие в
управлении, однако, для принятия решений
требуется намного больше времени, чем
при авторитарном стиле. Реализация
демократического стиля возможна при
высоких интеллектуальных, организаторских,
психологически-коммуникативных
способностях руководителя.
Попустительский
стиль
управления характеризуется, с одной
стороны, «максимумом демократии» (все
могут высказывать свои позиции, но
реального учета, согласования позиций
не стремятся достичь), а с другой –
«минимумом контроля» (даже принятые
решения не выполняются, нет контроля
над их реализацией, все пущено на
самотек). Такого лидера характеризует
отсутствие похвалы, порицаний, предложений.
Он старается уйти от ответственности,
перекладывая ее на подчиненных. Установка
подобного лидера – по возможности
незаметное пребывание в стороне. Лидер
избегает конфликтов с людьми и устраняется
от разбора конфликтных дел, передавая
их своим заместителям и другим людям,
старается не вмешиваться в ход деятельности
группы. Этот стиль позволяет начать
дело так, как видится, возможно, более
компетентным подчиненным без вмешательства
лидера. Однако группа может потерять
скорость и направление движения без
лидерского вмешательства.
Этот
стиль управления характеризуется
безынициативностью, невмешательством
в процесс тех или иных работ, вследствие
чего:
-
результаты
работы обычно низкие; -
люди
не удовлетворены своей работой,
руководителем, психологический климат
в коллективе неблагоприятный; -
нет
никакого сотрудничества; -
нет
стимула добросовестно трудиться; -
разделы
работы складываются из отдельных
интересов лидеров; -
подгруппы;
возможны скрытые и явные конфликты; -
идет
расслоение на конфликтующие подгруппы.
Многие
исследователи не выделяют этот стиль
как особый, ограничиваясь противопоставлением
авторитарного и демократического
стилей, так как пассивного лидера трудно
назвать лидером.
Возможно
несовпадение формы и содержания действий
руководителя, например, внешне используется
форма демократического стиля (демонстрация
внешнего расположения, вежливости к
подчиненным, проводится обсуждение
проблемы), но в действительности решение
руководителем давно уже принято
единолично (маскировка авторитарного
руководителя под «демократического»).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
В социальной психологии кроме термина лидерства может использоваться смежное ему понятие — стиль лидерства, оно уточняет первое. Стилем лидерства считается совокупность средств и методов психологического воздействия. Этими средствами и методами пользуется лидер для того, чтобы повлиять на остальных членов группы.
Понятие стиля лидерства
Под понятием стиля лидерства обычно понимается взаимодействие или взаимоотношение, складывающиеся между лидером и другими членами группы.
Но под стилем лидерства также может подразумеваться такие отношения, в которых инициатором является именно лидер. В данном случае это понятие употребляется в социально-психологической литературе.
Разновидность стилей лидерства
Различаются три основных стиля лидерства:
- авторитарный;
- демократичный;
- либеральный.
Авторитарный стиль лидерства
Авторитарный стиль лидерства отличается тем, что лидер характеризуется властностью, директивностью действий. Чаще всего лидер, использующий данный стиль управления, единоличен в принятии решений и проводит систематический контроль действий ведомых.
Авторитарный лидер не позволяет вмешиваться в руководство группой зависимых от него людей, он также отрицает сомнения или оспаривание своих решений со стороны подчиненных.
При авторитарном стиле руководства, лидер создает четкое разделение между своими и чужими правами и обязанностями. Часто такой лидер ограничивает действия подчиненных и наделяет их лишь исполнительскими функциями. Идеальным подчиненным для авторитарного лидера является дисциплинированный исполнитель.
Демократичный стиль лидерства
Различия авторитарного и демократичного стилей состоят в том, что демократичный лидер считается с мнением зависимых от него людей, принимает их советы, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении группой.
У него нет четкой линии между своими правами и обязанностями других членов группы. Некоторые свои полномочия он передает членам группы добровольно. В свою очередь зависимые от лидера люди могут также добровольно принять эти обязанности, также при необходимости они помогают лидеру в исполнении его функций.
Лидер, выбирающий данный стиль руководства, ценит самостоятельных и инициативных людей, отличающихся творческим подходом к работе. Большое внимание со стороны лидера уделяется не только деловым, но и личным взаимоотношениям в группе.
Либеральный стиль лидерства
При либеральном стиле руководства, лидер практически уходит от своих обязанностей по управлению группой. Его поведение чаще схожа не с лидерским, а с рядовым членом группы.
Важные вопросы внутри группы либо не решаются вообще, либо их решает большинство членов группы с помощью голосования.
Человек, занимающий пост лидера, является в группе таковым лишь номинально. Поэтому группой в действительности никто не руководит.
Данные стили лидерства описывал в своих работах немецко-американский психолог К. Левин. Но данная тема продолжала обсуждаться в социально-психологической литературе, в следствие чего назывались кроме трех основных стилей другие стили руководства. Среди них можно встретить такие стили как комбинированный и гибкий.
Комбинированный и гибкий стили лидерства
Комбинированный стиль лидерства характеризуется тем, что лидер использует в практике общения с членами группы элементы авторитарного, демократического и либерального. При этом в действиях лидера применение этих стилей примерно одинаково.
Такого лидера нельзя однозначно отнести к любому из трех указанных выше типов: авторитарному, демократическому или либеральному.
Гибкий стиль схож с комбинированным тем, что лидер также использует элементы всех трех вышеуказанных стилей: авторитарного, демократического и либерального.
Но существует основное отличие гибкого стиля от комбинированного. Оно заключается в том, что гибкий стиль лидерства не стабилен, выбор между авторитарным, демократичным и либеральным стилем осуществляется в зависимости от ситуации, складывающейся в группе.
Иначе говоря, этот стиль изменчив, а его вариации имеют прямую зависимость от обстановки, которая складывается в группе, а также от состояния и настроя самого лидера.
В процессе изучения лидерства ученые и практики задавались вопросом о том, какой стиль лидерства можно считать оптимальным.
Когда только еще зарождались соответствующие исследования, наилучшим стилем лидерства считался демократичный.
Сам создатель типологии стилей К. Левин придерживался такого же мнения. С одной стороны, оно считалось верным, так как демократичный стиль лидерства имел больше привлекательных черт, чем в другие стили лидерства.
Лидер, руководствуясь этим стилем, способен создать наиболее благоприятные условия для творческой работы и для удовлетворения важных социальных потребностей людей. Демократичный стиль лидерства способствует постановке и решению группой наиболее сложных задач. Сами люди также воспринимают его как наиболее благоприятный.
Но в тоже время нет оснований для того, чтобы утверждать, что данный стиль лидерства является наилучшим. Не всегда предпочтительным стилем может быть именно этот, а не авторитарный или либеральный. Например, в таких случаях, когда плохо организованная и неспособная к саморегулированию, слаборазвитая группа не может быстро добиться нужного результата в условиях дефицита времени.
В таком случае нужна строгая дисциплина, четкая согласованность действий, взаимная ответственность. В данной ситуации наиболее оптимальным будет авторитарный стиль лидерства.
Из этого можно сделать вывод, что самым удачным выбором в применении того или иного стиля лидерства не будет являться только один из перечисленных выше. Поэтому для лидера необходимо развить умение вести себя по-разному: и авторитарно, и демократически, и либерально, и гибко, уметь тонко чувствовать атмосферу, сложившуюся в группе, и в зависимости от этого менять свой стиль руководства.
Аудиоверсия этой статьи
Чтобы построить
успешный бизнес, нужно быть сильным лидером. В статье рассказываем о
необходимых предпринимателям качествах, теориях и стилях лидерства.
Разбираемся, есть ли связь между типом поведения владельца компании и результатами
команды
Содержание
Что понимают под лидерством
Отличия между лидером и управленцем
Качества, которые помогают стать лидером
Распространенные стили лидерства
Типы лидеров
Связь между стилем лидерства и эффективностью компании
Как выбрать стиль лидерства
Сложно представить команду, которая слаженно работает и достигает
целей без лидера. В массовом сознании есть образ яркого волевого человека,
такого, например, как Стив Джобс или Илон Маск, с врожденными лидерскими
чертами, способного повести людей за собой и добиться результата. Однако
успешность бизнеса зависит еще и от правильно выбранного его владельцем стиля
управления, которого он придерживается в работе с подчиненными.
В социальной психологии используется
понятие «стиль
лидерства».
Это совокупность методов психологического воздействия, которые применяет
руководитель для того, чтобы повлиять на других участников группы.
Что понимают под лидерством
В английском языке leader и leadership
образованы от корня lead, что означает «путь», «дорога», а тот, в свою очередь,
произошел от глагола leaden — «путешествовать», «идти». Иными словами, «лидер»
— это тот, кто ведет, показывает путь.
Однако в социально-психологическом
представлении
лидерство — это система
взаимоотношений, при которой лидер оказывает влияние на членов коллектива,
мотивируя их, подталкивая к изменениям, объединяя вокруг общей идеи и направляя
к достижению результата.
Отличия между лидером и управленцем
В современных реалиях роли лидера и
управленца, менеджера принято отделять друг от друга. Если официальный
руководитель является формальным лидером, назначенным на должность, то
неформальный лидер избирается коллективом.
Это тот самый участник группы, обладающий
авторитетом среди коллег, которого наделяют властью добровольно. Он вдохновляет
людей прикладывать как можно больше усилий для получения результата, тем самым
объединяет их, а они следуют за таким человеком не из-за его власти, а исходя
из своего доверия и уважения к нему.
Часто такое разделение ролей в коллективе
связано с тем, что у официального руководителя и неформального лидера
различаются стили управления. Если стиль лидерства управленца неэффективен, подчиненные
воспринимают его просто как формального начальника, наделенного полномочиями
подписывать важные документы. В связи с этим участники группы подчиняются
такому начальнику, но комфортнее им работать с неформальным лидером.
Управленец, который осознает распределение
ролей в коллективе, может с легкостью найти решение в сложившейся ситуации,
передав часть своих полномочий неформальному лидеру.
Между ними есть и другие отличия.
Так, лидер:
-
Выбирается
неофициально. -
Мотивирует
сотрудников, определяет направление движения всего коллектива. -
Нацелен на
внедрение инноваций и может ради этого рисковать, ломать существующие
структуры, если это требуется для достижения результата. -
Всегда имеет
уважение и авторитет коллег, иначе он не стал бы лидером. -
Может
не нести ответственности за работу и командные результаты.
-
Назначается
официально. -
Разрабатывает
план действий в указанном направлении и следит за тем, как подчиненные
исполняют свои обязанности. -
Сосредоточен
на контроле и рациональности, нацелен на работу в рамках существующих
корпоративных структур. -
Может обладать уважением
и авторитетом среди коллег, а может и не обладать. -
Несет
ответственность за работу и результат деятельности всей команды.
Неформальные лидеры обладают
исключительной способностью: ставят высокие цели перед командой, вдохновляют и
мотивируют людей достигать их, активизируют бизнес-процессы, придают работе
коллектива смысл. Все это помогает организации прийти к успеху.
Роли лидера и управленца может играть один и тот же человек. А
неформальный лидер не всегда занимает руководящую должность.
В системе роль владельца бизнеса
отличается в зависимости от степени вовлеченности в жизнь компании. Он может
быть максимально погруженным в процессы — создать общую идеологию своего
предприятия, планировать стратегию развития, назначать руководителей,
участвовать в жизни подчиненных. А может присутствовать лишь номинально,
делегировать полномочия, и тогда о лидерских качествах речь не идет.
Качества, которые помогают стать лидером
Придерживаясь теории, согласно которой
лидерами рождаются, а не становятся, исследователи пытались выявить набор
уникальных черт, делающих человека лидером.
Однако изучение феномена лидерства в
последующем показало, что эта позиция не совсем верна. Хотя врожденные качества
иногда помогают прийти к успеху и стать лидером, многое зависит от внешних
обстоятельств и навыков, какие возможно сформировать.
С развитием производства на первое место
поочередно ставили физические или умственные способности человека.
Исследователи выдвигали свои классификации лидерских качеств.
Например, экономист и социолог Генри
Минцберг выделил 8 основных навыков настоящего лидера:
-
Способность
управлять подчиненными. -
Умение
выстроить систему коммуникаций в организации. -
Быть равным с
разными людьми. -
Распределять
ресурсы в компании — находить оптимальный вариант как в условиях нехватки
резервов, так и в условиях стабильности. -
Принимать
нестандартные управленческие решения — действовать в проблемных ситуациях,
когда информация и цели команды неясны. -
Разрешать
конфликты — устранять неприятности, вызванные стрессом, выступать
посредником между сторонами в конфликте. -
Искусство
самоанализа — понимать позицию лидера и его роль в организации. -
Чутье
предпринимателя — умение идти на оправданный риск и внедрять инновации в
компании.
Дальнейшее изучение темы привело к
выделению у лидеров качеств по 4 критериям:
-
физиологические
— здоровье, приятная внешность; -
интеллектуальные
— высокий уровень умственных способностей, логика, широта кругозора; -
личностные —
дисциплинированность, коммуникабельность; -
психологические
— темперамент, творческие способности, уравновешенность.
Однако подобная классификация имеет свои
недостатки. Например, невозможно доказать, что именно эти качества подтолкнули
человека занять лидерскую позицию в коллективе, собрать и организовать команду
или, наоборот, назначение на ведущую должность позволило человеку развить
нужные навыки.
Несмотря на это, структурный подход к
определению лидерских качеств пользуется популярностью. Даже неидеальные тесты,
выявляющие способности человека к лидерству, дают возможность осуществлять
профессиональный отбор, а тем, кто их проходит — лучше понимать свои
склонности.
Тестирования нацелены на обнаружение 5
черт, наблюдающихся в примерах эффективного лидерства:
-
интеллекта;
-
профессиональных
знаний и навыков; -
высокого
энергетического уровня; -
доминантности
— способности оказывать влияние на людей; -
уверенности
в себе.
Есть и другие классификации лидерских
качеств, но ни одну из них нельзя назвать исчерпывающей и не вызывающей
вопросов.
Telegram Деловой среды
Анонсы мероприятий, подборки актуальных статей и работающие советы — в нашем Telegram-канале
Подписаться на Telegram
Распространенные стили лидерства
Исследователями выделено множество стилей
лидерства. Изначально было всего три: авторитарный, демократический,
попустительский (либеральный).
Классификация появилась благодаря психологам Курту
Левину и Дугласу Макгрегору.
В 1930-е годы Курт Левин начал изучать,
как модель менеджмента оказывает влияние на сотрудников.
Он и предложил разделить стили руководства
на 3
основных:
-
Авторитарный.
Характеризуется жестким способом управления сотрудниками. При нем в
компании поддерживается строгая дисциплина, нет возможности обсуждать
решения руководителя, работа контролируется на всех уровнях. Преимущества
стиля — в четком распределении ролей, исполнении распоряжений, достижении
плановых показателей. Однако он подходит не всем работникам, лишает их
инициативы и способности справляться с нестандартными ситуациями,
провоцирует текучесть кадров и не дает возможностей для профессионального
роста опытным сотрудникам. -
Демократический.
При таком стиле лидерства у сотрудников больше свободы действий,
руководитель обсуждает текущие проблемы с коллективом, обменивается с
подчиненными информацией, приглашает к принятию решений, поощряет
инициативу. Происходит контроль не процесса, а результата работы. Этот стиль
выгодно отличается тем, что у работников появляются возможности для
профессионального роста. Однако такой формат работы требует много энергии
от руководителя, а коллегиально принятое решение не всегда оказывается
лучшим для компании. -
Попустительский
(либеральный). Встречается в компаниях реже, и отличается практически
полным отказом руководителя от функций управления, когда он
передает руководство участникам группы. Стиль отличает то, что
он поддерживает творческое начало, воспитывает ответственность в
сотрудниках, развивает их. В то же время сильные члены коллектива могут
злоупотреблять властью, а не желающие работать расслабляются.
Курт Левин самым эффективным стилем
считал демократический, а неэффективным — попустительский.
Отдельно можно выделить ситуационное лидерство.
Концепцию предложили Кеннет Бланшар и Пол Херси. Основой их теории
является идея о том, что стиль руководства нужно менять в зависимости от ситуации,
уровня развития и мотивации сотрудников. Так можно проследить, как лидеры
развивают компанию для достижения целей, какие стратегии применяют.
Типы лидеров
Психологи выделяют около 10 типов
лидеров, рассмотрим некоторые из них:
-
«Вожак»
— тип
лидера, который соответствует представлениям, стандартам группы. -
«Патриархальный
повелитель» ведет себя как строгий, но любящий отец. -
«Организатор»
удовлетворяет желания группы, пользуется уважением в коллективе. -
«Тиран». Поведение
этого лидера внушает группе страх. -
«Герой» способен пожертвовать собой ради других.
Связь между стилем лидерства и эффективностью
компании
Эксперты утверждают, что стиль лидерства
влияет на то, насколько продуктивны сотрудники компании.
Китайские исследователи выдвинули теорию,
что авторитарным стилем управления можно добиться более высокой эффективности
труда. Возможно, это утверждение справедливо по отношению к представителям
определенных культур.
Потребность в таком стиле лидерства
возникает в нестабильные периоды и во время нештатных ситуаций, когда один
человек, основываясь на личном опыте и знаниях, оперативно принимает решения и
несет за них ответственность.
При этом существуют и противоположные
выводы о том, что авторитаризм негативно сказывается на производительности
труда.
📌 Совет
Стиль управления должен подходить подчиненным. В компаниях, где управленца
снимали с должности из-за падения эффективности труда сотрудников и постоянной
критики со стороны руководства, люди возвращались к нормальному ритму работы,
их продуктивность росла. Для владельцев бизнеса это означает, что один из
способов повысить производительность команды — сменить стиль взаимодействия с
ней.
Как выбрать стиль лидерства
На выбор модели лидерства влияют как
направление развития компании и ее цели, так и личность самого владельца
бизнеса.
Специалисты по менеджменту обсуждают, какой из
стилей взаимодействия с коллективом самый эффективный. Эксперты придерживаются
разных классификаций, но сходятся в том, что универсального стиля лидерства
не существует. Его следует подбирать исходя из ситуации, то есть придерживаться
ситуационной модели.
Некоторые эксперты советуют использовать в
работе принципы «близкого менеджмента». То есть руководителям необходимо
работать с сотрудниками, их мотивацией, целями, быть в курсе личных
обстоятельств, сильных сторон и точек роста, а также постоянно анализировать,
насколько продуктивна работа команды.
🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса
Зарегистрируйте бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды
Подать заявку онлайн
#статьи
- 13 фев 2023
-
0
Стили лидерства в менеджменте: какие бывают, чем различаются и как выбрать свой
Что лучше — управлять как Маск или как Сталин? Узнайте, каким командам нужен комфорт, а каким — диктатура.
Фото: Gotham / Getty Images
Обозреватель Skillbox Media, отраслевой журналист. Работала с TexTerra, SMMplanner, «Нетологией», «ПланФактом», Semantica. Написала больше 60 текстов для рекламных кампаний в «Дзене». Вела нишевой канал на YouTube.
Лидерством называют влияние одного человека на других. Под лидером понимают того, кто объединяет людей для достижения цели. Роль лидера часто выполняют менеджеры: руководители отделов, тимлиды, старшие специалисты. Но так бывает не всегда — лидером может быть и человек внутри коллектива без формальной власти.
Стиль лидерства — совокупность средств и методов воздействия. Это то, как лидер даёт указания, мотивирует последователей и коммуницирует с ними. Типов лидерства много: некоторые исследователи называют пять, некоторые — пятнадцать.
В самой известной классификации — Курта Левина — выделяется три основных стиля лидерства: авторитарный, демократический и либеральный. Также эксперты часто упоминают комбинированный и ситуационный стили.
В этом материале Skillbox Media вместе с руководителями отделов крупных компаний разберёмся, на что влияет стиль лидерства и что нужно знать о разных стилях.
- Кому подойдёт авторитарный
- Чем отличается демократический
- Что не так с либеральным
- Какие подходы включает в себя комбинированный
- Почему эксперты выступают за ситуационный
- Как узнать больше о лидерстве и управлении людьми
От стиля лидерства зависит отношение сотрудников к менеджеру. Насколько серьёзно они его воспринимают, стараются ли быстро и качественно выполнять поставленные задачи, уважают ли его.
Тимлид отдела маркетинга в KIT SOLER Performance Карина Гузова говорит, что стиль влияет на атмосферу, микроклимат в коллективе и удовлетворённость сотрудников. Как итог — финансовые показатели компании тоже зависят от того, как ведут себя лидеры (менеджеры).
Поэтому стиль подбирают, ориентируясь на сотрудников. Менеджеры стараются использовать методы, которые будут работать лучше всего. Например, если подчинённые понимают только метод кнута, руководитель будет делать выговоры, замечания и лишать премий.
Руководитель отдела маркетинга в «Аспро» Алина Абдулвалеева говорит, что модель управления также зависит от зрелости руководителя, ценностей и целей компании, формата задач, бизнес-процессов, отрасли бизнеса и других параметров.
«Нет универсального теста профориентации, результат которого подскажет ваш стиль лидерства. Выбирайте тот, благодаря которому вам, собственникам и сотрудникам будет комфортно и вы сможете сделать бизнес успешным», — рекомендует Алина Абдулвалеева.
Руководитель KIT SOLER Performance Алина Крыжановская тоже считает, что выбор типа лидерства зависит от нескольких факторов. Она перечисляет три основных:
- личные качества менеджера;
- восприимчивость сотрудников — мотивация и «зрелость»;
- корпоративная культура компании.
По мнению Алины Крыжановской, только собственник может свободно выбирать тип лидерства на стадии создания компании. Менеджеры же будут вынуждены подстраиваться под уже сформировавшиеся порядки.
Тимлид отдела маркетинга в KIT SOLER Performance Карина Гузова рекомендует отталкиваться от личных качеств. «Можно долго смотреть на других руководителей и хотеть быть похожими на них. Но если их модель противоречит вашим собственным убеждениям, качествам и пониманию того, как нужно работать с вашими коллегами, вашей командой и в вашей компании, то работать это не будет», — комментирует эксперт.
Ниже мы разберём, в каких ситуациях и для каких команд стоит использовать разные типы лидерства.
Для авторитарного (автократического, директивного) типа лидерства характерна централизация власти. Лидер сам принимает решения, не учитывая мнения подчинённых, и требует жёсткой дисциплины. Он ставит перед сотрудниками задачи и вводит правила их выполнения.
Руководитель KIT SOLER Performance Алина Крыжановская говорит, что лидер с авторитарным стилем — Босс. Он поручает, поощряет, иногда вынуждает — и ориентируется на правила, дисциплину и регламенты.
Авторитарность граничит с диктаторством. Многие исследователи называют примером этого типа стиль руководства Иосифа Сталина.
Авторитарный стиль часто используют на массовых производствах, где нужно выполнять большой объём работ, и в коллективах с «незрелыми» работниками, которых нужно контролировать. Также учёные выяснили, что он повышает производительность в подходящей среде — в частности, там, где придерживаются традиционной культуры.
Тимлид отдела маркетинга в KIT SOLER Performance Карина Гузова подтверждает: авторитарный тип лидерства может помочь достичь результата, если менеджер работает с немотивированными неквалифицированными сотрудниками.
Для демократического типа лидерства характерно то, что лидер прислушивается к мнению подчинённых и вовлекает их в принятие решений. Он часто разделяет ответственность за принятие решений между всеми членами команды, но также может принимать их единолично. Демократический стиль ещё называют коллегиальным — из-за вовлечения сотрудников.
Руководитель KIT SOLER Performance Алина Крыжановская говорит, что такие руководители — Лидеры. Они вовлекают и вдохновляют через свой пример, сами ориентируются на ценности компании и ориентируют других.
Демократических лидеров могут считать мягкими, но это не так. Яркие примеры таких руководителей — Джон Кеннеди и Илон Маск.
Сильная сторона демократического типа лидерства в том, что он позволяет сотрудникам развиваться. По мнению Алины Крыжановской, он подходит для компаний, в которых основная ценность — люди и результаты их интеллектуального труда. В этом случае нужные результаты рождаются в комфорте, и важно создавать благоприятные условия для всей команды.
Для либерального стиля лидерства характерна свобода действий сотрудников. Менеджер ставит задачи и создаёт условия для их выполнения, а когда нужно — помогает команде. Лидер опирается на то, что специалисты лучше него смогут найти пути решения, поэтому передаёт им полномочия, права и ответственность.
Либеральный тип ещё называют делегирующим и попустительским. Но некоторые исследователи считают, что попустительский стиль — особая форма либерального. Для него характерно безразличие менеджера — он не помогает команде, даже когда это необходимо. Поэтому его с трудом можно назвать лидером.
Говоря о либерального типа лидерства, в пример часто приводят менеджмент в компании Apple Computer на начальном этапе развития. У ведущих специалистов там была максимальная свобода действий.
Слабая сторона либерального типа лидерства в том, что он не подходит большинству коллективов. Успешно применять его можно в сплочённых командах, если те, кому делегируют задачи, — специалисты высокого класса, мотивированные на результат. В других случаях сотрудники могут не справиться с задачами.
Либеральные лидеры хорошо управляют, например, командами, в которых есть узкоспециализированные специалисты, и проектами, в которых нужно решать исследовательские задачи.
Комбинированным стилем лидерства называют стиль, который нельзя отнести к одному из основных типов — авторитарному, демократическому или либеральному. Лидер в одинаковой пропорции использует элементы этих трёх стилей.
Например, в форс-мажорных ситуациях лидер может использовать авторитарный стиль. В простых проектах — демократический. В сложных проектах с нестандартными целями — либеральный.
Комбинированный стиль встречается редко. Многие исследователи считают, что человек изначально склонен к одному типу лидерства и поэтому будет использовать его в большей степени.
Руководитель KIT SOLER Performance Алина Крыжановская тоже считает, что у менеджера должен быть основной стиль управления, которому тот будет следовать в большинстве случаев. Но он не может быть единственным. На него накладывается контекст, в котором можно переключаться на другие модели.
Ситуационный стиль ещё называют гибким. Он похож на комбинированный. Лидер также использует элементы разных стилей лидерства, но подбирает их исходя из ситуации. Например, он может месяц использовать демократический стиль, а потом перейти к авторитарному, чтобы решить срочную задачу.
Эту модель лидерства описали американские исследователи поведения Пол Херси и Кен Бланшар. Согласно их теории, сотрудники, решающие задачу, могут находиться на одном из четырёх уровней развития: «неспособен, но настроен», «неспособен и не настроен», «способен, но не настроен», «способен и настроен».
Руководитель подбирает стиль лидерства, исходя из уровня развития сотрудника. Значит, типы лидерства меняются не только для каждого сотрудника, но и для каждой задачи.
Эксперты считают, что ситуационный стиль лидерства лучше других. Лидер учитывает контекст и использует методы, которые будут максимально эффективными «здесь и сейчас».
Тимлид отдела маркетинга в KIT SOLER Performance Карина Гузова говорит, что умение переключаться между стилями очень важно для лидера. Ведь то, что эффективно в операционном режиме с устоявшейся командой, может быть абсолютно неэффективно в проектном управлении при формировании нового коллектива.
«Стиль будет меняться в зависимости от ситуации, срочности и серьёзности последствий, а также от уровня команды, с которой вы работаете. Универсальных советов нет. Просто пробуйте разные стили в зависимости от задач, персонала и времени, оценивайте результаты и рефлексируйте над процессом», — советует Карина Гузова.
Есть классификации, описывающие другие стили лидерства: от наставнического до партнёрского. Все они похожи на перечисленные нами типы, поэтому мы не будем рассказывать о них.
- Стиль лидерства влияет на то, как работают сотрудники. Поэтому выбирать его нужно, ориентируясь на команду.
- Авторитарный стиль — стиль, при котором руководитель сам принимает решения, всё контролирует и требует соблюдения установленных правил. Этот стиль уместен на массовом производстве или в коллективах с «незрелыми» сотрудниками.
- Демократический стиль — стиль, при котором менеджер мотивирует и контролирует сотрудников, вовлекает их в принятие решений и поощряет. Его можно использовать в командах, где важно творчество и развитие.
- Либеральный стиль — стиль, при котором лидер не контролирует сотрудников, а лишь создаёт условия для решения задач. Стиль подходит командам со специалистами высокого класса.
- Комбинированный стиль объединяет три типа лидерства — их используют в одинаковых пропорциях. Это сложно, поэтому он встречается редко.
- Ситуационный предполагает, что лидер выбирает методы управления в зависимости от ситуации. Это универсальный тип лидерства, который подходит всем.
- На выбор модели поведения влияет корпоративная культура компании — набор правил, по которым сотрудники взаимодействуют друг с другом и с третьими лицами. Прочитайте эту статью, чтобы разобраться, какие бывают корпоративные культуры и какие типы лидерства им подходят.
- От типа лидера зависят методы управления, которые он использует. В Skillbox Media есть гайд по методам управления. Прочитайте его, чтобы узнать, какие они бывают и кто отвечает за их выбор.
- Чтобы использовать ситуационный стиль, нужно слышать сотрудников и распознавать их эмоции. Этому учат на курсе Skillbox «Эмоциональный интеллект и лидерство». На нём можно узнать, как мотивировать себя и других, бороться с конфликтами, предотвращать их и делать так, чтобы вас понимали коллеги, подчинённые и руководители.
Научитесь: Эмоциональный интеллект и лидерство
Узнать больше
Библиографическое описание:
Семина, Д. В. Психологические основы стилей лидерства / Д. В. Семина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 37 (432). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/432/94876/ (дата обращения: 21.05.2023).
В статье автор даёт характеристику типам лидерства и анализирует проводимые исследования в этом аспекте психологической науки.
Ключевые слова:
лидер, стили лидерства, руководитель, теории лидерства, исследование.
В начале ХХ века произошел процесс смены модели лидерства, как научного управления, в основе которой лежал интерес не к самому работнику, а к оптимальности рабочей среды, на иную модель базирующуюся на взаимоотношениях между людьми. Решающую роль в этом процессе сыграл Хоуссонский эксперимент, в котором изучали, как изменения в предметной среде влияют на рабочую мотивацию. Но постепенно курс исследования сменился в сторону психологического аспекта, при котором рассматривалось взаимодействие рабочих с руководителем. Было отмечено, что продуктивность рабочих возрастала в разы, когда они чувствовали расположение к ним начальства, заботящегося об улучшении условий труда, этот феномен назвали «эффектом заботы» [2 с. 89].
Существует множество теорий лидерства используемых для определения стилей лидерства, но все они классифицируются на две основные теории: теория Х или теория Y [3 с. 7].
На основании первой из них лидер должен обладать чертами диктатора. Теория Х базируется на следующих взглядах (люди не любят работать; работников нужно заставлять трудиться, наказывать и манипулировать ими; люди хотят быть управляемыми и избегают ответственности).
Согласно теории Y, всё обстоит иначе: (люди работают с удовольствием; большинство работников руководствуется самодисциплиной; стремятся к ответственности; поощрение — это способ для вдохновения людей). Согласно этой теории, руководитель должен прислушиваться к нуждам работников.
Данные теории являются крайними полюсами стилей лидерства.
В этом ключе проводили свои исследования К. Левин и Р. Липпит. Они выделили три основных стиля лидерства:
- Авторитарный стиль;
- Демократический стиль;
- Попустительский стиль.
При авторитарном стиле решение принимается единолично лидером. Руководитель не даёт подчиненным проявлять инициативу.
При демократическом стиле в процесс принятия решений вовлечены сотрудники. Лидер стимулирует активность в принятии решений и разделяет ответственность за принятые решения с коллективом.
При попустительском стиле лидер предоставляет полную свободу в принятии решений коллективу.
Во всех перечисленных стилях, лидерство содержит две стороны: техническую и содержательную. Решения, предлагаемые лидером — это содержательная сторона. Техническая же сторона — это варианты и способы этих решений.
Многие современные исследователи пытаются ввести всё новые понятия типов лидерства: лидер — умелец, лидер — генератор, лидер — эрудит, лидер — инициатор. Однако есть некоторая трудность, ведь феномен лидерства описан неопределенно и не существует четкого разделения между «лидером» и «руководителем». Г. М. Андреева считает, что нет конкретных схем, охватывающих все стороны стилей лидерства [1 с. 374]. С ее точки зрения является ошибочным допущение, что лидер и руководитель — непременно одно лицо.
Г. М. Андреева, рассматривает лидерские стили с точки зрения формальной и содержательной стороны, опираясь на исследования Левина и Липпета, данные характеристики приведены в таблице 1.
Таблица 1
Стили лидерства по Левину и
Липпету их содержательные и
технические характеристики
|
|
|
Демократический |
Общение в форме предложений. Товарищеский тон. Похвала или наказание сопровождаются советами. Позиция лидера внутри группы. |
Мероприятия планируются в группе. Все отвечают за реализацию предложений. Вся работа обсуждается. |
Попустительский |
Тон — консервативный. Отсутствие похвалы или наказания. Никакого сотрудничества. Позиция лидера вне группы. |
Лидер не дает указаний. Дела идут сами собой. Работа складывается из отдельных интересов. |
Авторитарный |
Распоряжения краткие, деловые. Запреты, угрозы, отсутствие снисхождений. Эмоции не принимаются в расчет. Позиция лидера вне группы. |
Дела в группе планируются заранее в полном объеме. Определены лишь непосредственные цели. Решающий голос за руководителем. |
Исследования Левина показали, что хотя при демократическом стиле руководства был наивысший уровень удовлетворенностью работой и наблюдалось активное стремление к творчеству, но в группе с авторитарным стилем лидерства фиксировались самые высокие продуктивности. Попустительский стиль приводил к снижению качества и объема производительности по причине частых конфликтов и беспорядков. Таким образом, можно сделать вывод, что выбор стиля лидерства зависит во многом, от содержания деятельности.
В свою очередь по результатам других исследователей достижение эффективности зависит, от практики различных стилей. В современном обществе лидирующую позицию занимает демократический стиль лидерства. Однако, когда речь идет о выполнении работы за короткий срок в группе со средним уровнем образования предпочтительным становится авторитарный стиль. Попустительский стиль эффективен в высокообразованных, креативных группах, при выполнении сложных работ с неопределёнными целями.
Ф. Фидлер активно разрабатывал теорию лидерства, при которой эффективность в управлении, рассматривалась, как функция взаимодействия между чертами ситуации и личностными качествами руководителя.
В основу теории включались следующие понятия: руководитель, который ориентирован на задачу и руководитель, который ориентирован на межличностные отношения. Центром данной теории являлся тот факт, что оценка при анализе продуктивности лидера базировалась на наименее предпочтительном сотруднике (такой сотрудник будет помехой, для лидера ориентированного на задачу).
На основе данной теории разработана Шкала Измерения Предпочтений Сотрудников. Лидеры получившие высокие оценки по этой шкале, налаживали активное общение с сотрудниками, обсуждали ход выполнения задач, в группе пользовались признанием и уважением.
Лидеры, получавшие низкий балл по шкале, характеризовались негативно и были в наибольшей мере ориентированы на задание.
Таким образом, личностно-ориентированный лидер относится к демократическому стилю руководства, а ориентированный на результат к авторитарному.
Литература:
- Андреева Г. М. Социальная / Г. М. Андреева — М.: «Аспект-Пресс, 2000–374 с.
- Васильев В. К. Феноменология лидерства / В. К. Васильев // Общество и политика — СПБ.: Издательство Санкт-Петербургского университета 2000 — С. 58–89.
- Радина Н. К. Социокультурные аспекты лидерства: учебно-методическое пособие к курсу «Индивидуальное и политическое лидерство» / Н. К. Радина — Нижний Новгород: Издательство НФ МГЭИ, 2002 — С. 7–11.
Основные термины (генерируются автоматически): лидер, стиль лидерства, попустительский стиль, авторитарный стиль, группа, позиция лидера, руководитель, демократический стиль, демократический стиль руководства, содержательная сторона.