Стиль руководства характеризующийся властностью лидера единоначалием в принятии решений называется

Дисциплина: Социальная
психология

Вариант 1

Часть 1. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Анкетирование, как метод
социально- психологического исследования это:

А) целенаправленная,
заранее запланированная беседа с испытуемым

Б) краткое
стандартизированное задание, ограниченное во времени и направленное на изучение
отдельных индивидуальных особенностей личности

В) преднамеренное,
целенаправленное восприятие и регистрация социальных фактов, явлений

Г) письменная
система вопросов, направленная на выявление мнений или оценок

2. Характеристика 2 этапа
становления и развития социальной психологии как
 науки:

А) становление
социальной психологии как самостоятельной науки

Б) зарождение
экспериментальной социальной психологии

В) накопление
общих знаний в области философии и
общей психологии

Г) обобщение
философских и психологических учений

3. Восприятие людьми друг друга
представляет собой ____________ сторону общения:

А )
рефлексивную

Б) коммуникативную

В) перцептивную 

Г) интерактивную

4. Убеждения, как один из элементов
личности, это:

А) жизненный
принцип человека (“жизненное кредо”, девиз)

Б) увлечение
чем-либо

В) причины,
побуждающие человека к действию

Г) система
взглядов на окружающий
мир

5. Индивид – это:

А) высокоразвитое
существо

Б) человек,
наделенный индивидуальностью (особенностью, отличающей одного человека от
другого)

В) индивид,
обладающий сознанием, наличием собственной точки зрения, умением её отстаивать, осознанием
своего места в мире, выполняющий социальную функцию (деятельность на благо
общества)

Г) установка
самосознания индивида, согласно которой он осознает себя как социальный образец
или эталон

6. Мотивы, как один из основных
элементов личности, это:

А) жизненный
принцип человека (“жизненное кредо”, девиз)

Б) увлечение
чем-либо

В) причины,
побуждающие человека к действию

Г) образец
для подражания

7. «Опосредованное общение» (
косвенное ) как вид это:

А) «с
глазу – на глаз»

Б) с
помощью посредника ( телефон, письмо и др.)

В) с
помощью мимики, жестов

8. К психологической структуре
личности относят:

А) взаимодействие
человека и общества 

Б) поведение
человека в обществе

В) внешность
человека

Г) чувства
и эмоции человека

9. «Агенты социализации» – это:

А) группы,
организации, в которых личность приобщается к системам норм и ценностям
общества

(семья, школаармия и др.)

Б) совокупность исторически сложившихся
форм взаимодействия людей, включающих в себя

все
социальные группы

В) конкретные
люди, помогающие адаптироваться в обществе

Г) религиозная организация, способствующая интеграции общества и
действующая внутри него

10. Стиль руководства,
характеризующийся сотрудничеством лидера и группы, обсуждение при принятии
решений называется:

А) нейтральным 

Б) демократическим

В) авторитарным 

Г) манипулятивным

ЧАСТЬ 2

1) Установить
соответствие.

1

интерактивная сторона общения

А

обмен информацией

2

невербальное общение

Б

(от лат.– «глупый»)

3

коммуникативная сторона общения 

В

восприятие друг друга

4

фатический уровень общения

Г

беседа с другом

5

перцептивная
сторона
 общения 

Д

обмен действиями

6

межличностное общение

Е

мимика

2) Заполнить пробелы  в таблице
«Модель коммуникативного процесса»  
(по Г. Лассуэллу).

Кто?
(передает сообщение)

?

Что?
(передается)

?

Как?
(осуществляется передача)

?

Кому?
(направлено сообщение)

?

С каким
эффектом

?

3) Дать определение:

1)     
бывает вербальным и невербальным________________________?;

2)     
процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей
и образцов поведения общества, к которому он принадлежит_____________________?;

3)     
немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые
объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном
общении, способствуют возникновению эмоциональных
отношений____________________?

Вариант 2

Часть 1. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Характеристика 3 этапа становления
и развития социальной психологии как науки:

А) становление
социальной психологии как самостоятельной науки

Б) зарождение
экспериментальной социальной психологии

В) накопление
общих знаний в области философии и общей психологии

Г) обобщение
философских и психологических учений

2. «Потребность», как один из
основных элементов личности, это:

А) жизненный
принцип человека (“жизненное кредо”, девиз)

Б) увлечение
чем-либо

В) причины,
побуждающие человека к действию

Г) необходимость
в чем-либо

3.Личность – это:

А )
высокоразвитое существо

Б) человек,
наделенный индивидуальностью (особенностью, отличающей одного человека от
другого)

В) индивид,
обладающий сознанием, наличием собственной точки зрения, умением её отстаивать, осознанием
своего места в мире, выполняющий социальную функцию (деятельность на благо
общества)

Г )
установка самосознания индивида, согласно которой он осознает
себя как социальный образец или эталон

4. Человек холерического типа
темперамента характеризуется, как:

А) человек
с низкой эмоциональной активностью, со спокойными уверенными движениями,
походкой, продуманной неторопливой речью и стабильным настроением

Б) человек
с высокой эмоциональной активностью, обладающий быстрыми, резкими движениями,
походкой, продуманной  и быстрой речью,  отличным чувством юмора

В) человек
с очень высокой эмоциональной активностью, с быстрыми, резкими движениями,
походкой, быстрой, зачастую непродуманной и громкой речью, часто жестикулирующий,
с переменчивым настроением

Г) человек,
с высокой эмоциональной активностью, обладающий медленными не уверенными,
робкими движениями, тихой и невнятной речью

5. «Невербальное общение» как вид,
это:

А) “с
глазу – на глаз”

Б) с
помощью посредника (телефон, письмо и др.)

В) с
помощью мимики, жестов

6.  К микрофакторам относятся:

А) родители

Б) государство

В) мировое
сообщество 

Г) тип
поселения, регион

7. К социальной структуре личности относят:

А) анатомия
и физиология человека

Б) внешность
человека

В) взаимодействие
человека и общества

 Г) чувства и
эмоции человека

8. «Институты социализации» – это:

А )
группы, организации, в которых личность приобщается к системам
норм и ценностям общества (семья, школаармия и др.)

Б) совокупность
исторически сложившихся форм взаимодействия людей, включающих в себя все
социальные группы

В) конкретные
люди, помогающие адаптироваться в обществе

Г) комплекс
необходимых мер влияния на группу, общество с целью их упорядочения, сохранения
качественной специфики, усовершенствования и развития

9. Особенностью типов темперамента
являются
:

А) приобретенное
качество личности 

Б) врожденное
качество личности

В) поддается
оценке (плох или хорош)

Г) характер
влияет на темперамент

10. Уступки обеих сторон при
разрешении конфликта определяются, как:

А) компромисс 

Б) интеграция

В) доминирование

Г)
сотрудничество

ЧАСТЬ 2

1)Установить соответствие.

1

Политическая
психология

А

изучает
процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего
на
анализаторы.

2

Организационная
психология

Б

междисциплинарная наука на стыке психологии, политологии и социологии. Основная задача — − изучение закономерностей
политического поведения и сознания.

3

Психология
восприятия

В

считает своим
предметом особенности психического склада различных 
рас и народов; самый крупный раздел  социальной
психологии
.

4

Этнопсихология

Г

изучает  закономерности поведения человека в обществе,
определённые его биологическим полом, социальным полом 
(гендером) и их соотношением

5

Гендерная
психология

Д

применение психологических теорий и исследовательских
методик к проблемам организации, управления и бизнеса. Затрагивает вопросы
подбора персонала, мотивации, обучения и развития сотрудников,
организационного поведения и т. д.

6

Историческая
психология

Е

изучает психологические особенности человека в зависимости
от исторической эпохи, в которой он проживал или проживает. 

2) Заполните пробелы в таблице  «Представление о
«Я-концепции»  У. Джеймса»

Составляющая

Описание

«Духовное
Я»

?

«Материальное
Я»

?

«Социальное
Я»

?

«Физическое
Я»

?

3) Дать
определение:

1)        динамическая система
представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих
качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также
субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов___________________________?

2)     
прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты
взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и
общение с помощью невербальных средств____________________?

3)      состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или
явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной
действительности_____________________________?

Вариант 3

Часть 1. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Группа, являющаяся высшей формой
целостного, добровольного объединения общими целями людей, создающая
благоприятные условия для развития личности и совместной деятельности
называется:

А)
большая социальная группа

Б)
форум

В) коллектив 

Г) этнос

2.
 Стиль руководства,
характеризующийся властностью лидера,
 единоначалием в принятии решений называется:

А) нейтральным 

Б) демократическим

В) авторитарным

3.Соблюдение, учет интересов
каждого участника конфликта определяется, как:

А) компромисс 

Б) интеграция

В) доминирование

Г) сотрудничество

4.
Трудовым конфликтом
является:

А) Конфликт,
как объективное проявление социальных связей между людьми

Б) Конфликт
между работодателями и
работниками

В) Конфликт
между представителями различных наций

Г) Конфликт,
возникающий сам собой, когда достигается большое несоответствие в отношениях
людей

5. Активно действующий, познающий и преобразующий,
обладающей сознанием и волей индивид или социальная группа, называется ________
труда

А) предметом 

Б) субъектом

В) объектом

Г)
средством

6. Неорганизованное скопление людей,
имеющее кратковременные интересы и обладающая большой силой воздействия на
общество:

А) публика

Б) малая
социальная группа

В)
толпа 

Г) форум

7.Совокупность людей,
объединенных единой территорией, языком, культурой, имеющая определенное
национальное самосознание(менталитет) является:

А) большая
социальная группа 

Б) форум

В) коллектив 

Г) этнос

8. Определите форму человеческой
деятельности, направленную на преобразование природного мира и создание
материальных благ:

А)
культурно — массовая деятельность 

Б)
социальная деятельность

В) политическая
деятельность

Г) трудовая
деятельность

9. Психологический тест, как метод
социально — психологического исследования это:

А) целенаправленная,
заранее запланированная беседа с испытуемым

Б) краткое
стандартизированное задание, ограниченное во времени и направленное на изучение
отдельных индивидуальных особенностей личности

В)  преднамеренное,
целенаправленное восприятие и регистрация социальных фактов, явлений

Г )
письменная система вопросов, направленная на выявление мнений
или оценок

10. Отметьте, что не является
невербальной коммуникацией:

А) определенная
мимика человека

Б)
 определенные жесты человека

В)  определенная
поза человека 

Г) определенные
слова человека

ЧАСТЬ 2

1)Установить
соответствие:

1

Коммуникативный компонент

А

Мировоззрение

2

Познавательный компонент

Б

Принципы

3

Поведенческий компонент

В

Устная речь

4

Ценностный компонент

Г

Учёба

Д

Социальное
действие

Е

Общение

Ж

Чтение

З

Социальное
взаимодействие

И

Убеждения

К

Письмо

Л

Воспитание

М

Ценности

2)     
Отметьте неправильные
утверждения, изменив их:

А) Мимика  относится к
вербальной коммуникации.

Б) Охрана
окружающей среды  – это субъект социального процесса.

В)
Противоборство — форма общения, когда партнеры противодействуют друг другу
и препятствуют достижению индивидуальных целей.

Г) Беседа по
телефону – это непосредственное общение.

Д)
Реципиент-это тот, кто передаёт информацию.

Е) Личностью не
рождаются, а становятся.

3. Дать определение:

1)    
неподтверждённая информация, источник которой неизвестен (либо,
официально не установлен), но при этом достаточно интересная, чтобы быть
активно распространяемой_________________?;

2)     неречевые
средства (мимика, жесты, прикосновения и др.)__________________________?

3)    
учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие
его_______________________?

Ключ

Вариант 1

Часть 1.

(1 балл – каждый правильный ответ)

1-Г

2-А

3-В

4-А

5-Б

6-В

7-Б

8-Г

9-В

10-Б

Часть 2.

Задание №1   (3 балла)

1-Д

2-Е

3-А

4-Б

5-В

6-Г

Задание №2 (3 балла)

Коммуникатор, сообщение, канал, аудитория, эффективность.

Задание №3 (3 балла)

1)      общение;

2)      социализации;

3)      малая группа.

Часть 3 (5 баллов)

Ключ

Вариант 2

Часть 1

(1 балл – каждый правильный ответ)

1-Б

2-Г

3-В

4-В

5-В

6-А

7-В

8-А

9-Б

10-А

Часть 2

Задание №1   (3 балла)

1-Б

2-Д

3-А

4-В

5-Г

6-Е

Задание №2 (3 балла)

Внутреннее и субъективное бытие человека; то, что человек
отождествляет с собой (дом, семья); признание и уважение в обществе; тело,
первичные биологические потребности.

Задание №3 (3 балла)

1)      «Я-концепция»;

2)      непосредственное
общение;

3)      общественное
мнение.

Часть 3 (5 баллов)

Ключ

Вариант 3

Часть 1

(1 балл – каждый правильный ответ)

1-В

2-В

3-Г

4-Б

5-Б

6-В

7-Г

8-Г

9-Б

10-Г

Часть 2

Задание №1   (3 балла)

1-В, Е, К

2-Г, Ж

3-Д, З

4- А, Б, И, Л, М

Задание №2 (3 балла)

А (-) невербальная коммуникация

Б (-) объект окружающей среды

В (+)

Г (-) опосредованное общение

Д (-) получение информации

Е (+)

Задание №3 (3 балла)

1)      слух;

2)      невербальные
средства;

3)      социальные
институты.

Часть 3 (5 баллов)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ 
ЛИТЕРАТУРА

Основная:

п/п

Наименование

Автор

Издательство
и год издания

1.

Социальная
психология

Андреева Г.М.

М.: Аспект Пресс,
2008

2.

Социальная
психология

Андриенко Е.В.

Издательский
дом «Питер», 2004

Дополнительная:

п/п

Наименование

Автор

Издательство
и год издания

3.

Словарь-справочник
по социальной психологии

Крысько В.Г.

Издательский
дом «Питер», 2003

4.

Психологический
словарь

Немов Р.С.

М.: Гуманитар. изд.
центр ВЛАДОС, 2007

Интернет-ресурсы:

1)     Портал психологии
«Psychology.ru»: [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.psychology.ru

2)      Журнал «Psychologies»:
[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.psychologies.ru

3)     Электронная библиотека учебников:
[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://studentam.net/

4)     Библиотека Гумер — гуманитарные науки:
[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.gumer.info/

5)     PSYLIB: Психологическая библиотека
«Самопознание и саморазвитие»: [Электронный ресурс] — Режим доступа:
http://psylib.kiev.ua
/

Требования к освоению дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины ОГСЭ. 07 Социальная
психология  обучающийся должен уметь
:

владеть культурой профессионального
общения;

— выбирать  оптимальный стиль общения взаимодействия в
профессиональной деятельности;

— применять технологии убеждающего воздействия на группу или
партнера по общению;

— влиять на формирование  и изменение социальных установок личности,
использовать методики тестирования коммуникативных качеств человека;

— анализировать социально-психологические явления в социальных
сообществах;

— использовать методики социометрии, определения
социально-психологического климата группы, выявления лидерства и его типов;

выделять и
диагностировать социально – психологические качества и типы личности;

— владеть приемами самовоспитания личности;

— уметь анализировать социально – психологические аспекты
семейного воспитания.

В результате освоения учебной дисциплины ОГСЭ. 07 Социальная
психология  обучающийся должен знать:


социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей;

— приемы и технику убеждающего воздействия на партнера в
процессе общения;

— психологические основы деловой беседы и деловых переговоров,
технологию формирования имиджа делового человека;

— типы социальных объединений;

— психологические характеристики малой группы и положения
индивида в группе;

— внутригрупповые и межгрупповые отношения;

— знать методы и методики исследования, коррекции и развития 
социально- психологических явлений и процессов в группе;

— социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и
институты  социализации;

— психологические условия формирования и изменения социальных установок
личности;

—  типы и виды семей и семейных отношений, специфику семейного
воспитания.

   В
результате освоения учебной дисциплины ОГСЭ. 07 Социальная психология  обучающийся
должен  обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать
информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.

Критерии оценки

Отметка

Критерии
оценки

(баллы)

«5»

22- 24

«4»

16-21

«3»

12-15

«2»

Менее 12
балов

Оценка «5» (отлично) выставляется за глубокое и
полное овладение содержанием учебного материала. Студент владеет понятийным
аппаратом и умеет  обосновывать свои суждения, грамотно и логично излагать
ответ в письменной форме.

Оценка «4» (хорошо) выставляется, если студент в
полном объеме освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом,
ориентируется в изученном материале, грамотно и логично излагает ответ, но
содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если
студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала,
но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении
понятий. Не умеет доказательно обосновать свои суждения.

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется, если
студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и
второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл,
беспорядочно и неуверенно излагает материал.

I:

S: Форма познания другого
человека, основанная на формировании
устойчивого позитивного чувства к нему,
называется…

-: рефлексией

-: идентификацией

+: эмпатией

-: аттракцией

I:

S: Характеристика
адаптированности речи к интеллектуальным
возможностям собеседника обозначается
как…

-: алогичность

-: выразительность

+: понятность

-: содержательность речи

I:

S: В том случае, если
невербальная информация противоречит
вербальному сообщению, то реципиент…

-: приводит в соответствие вербальное
сообщение и невербальную информацию

+: доверяет невербальной информации

-: доверяет вербальному сообщению

-: не доверяет ни вербальному сообщению,
ни невербальному

I:

S: В ________ функции общения
проявляется социальный механизм
управления и передачи информации,
необходимой для исполнения действий

-: инструментальной

+: интерактивной

-: интегративной

-: экспрессивной

I:

S: Стиль руководства,
характеризующийся властностью лидера,
единоначалием в принятии решений,
называется

-: манипулятивным

-: демократическим

-: нейтральным

+: авторитарным

I:

S: Внешними проявлениями
психической деятельности человека
являются:

+:
поза, мимика, интонация

-:
установки

-:
ощущения

-:
ожидания

I:

S: Основной характеристикой
деятельности не является:

-:
предметность

-:
убъектность

-:
социальность

+:
непрерывность

I:

S: Использование категории
деятельности как объяснительного
принципа не связано с разработкой
положения:

-:
о планомерном формировании умственных
действий

-:
о ведущей деятельности как основе
периодизации развития психики

-:
о микроструктурном анализе познавательной
и исполнительной деятельности

+:
о сведении психики к различным формам
поведения

-:
ситуативном

I:

S: В содержании деятельности
можно выделить такие психологические
компоненты, как:

-:
объективные

-:
не направленные на цель

-:
волевые

+:
немотивированные

I:

S: Выполнение деятельности
базируется на психофизиологических
механизмах, изученных в русле:

+:
физиологии активности

-:
психоаналитической теории

-:
принципа синхронности функций в развитии

-:
когнитивной психологии

I:

S: Среди таких понятий,
как активность, труд, трудовые действия,
деятельность, логически наиболее широким
понятием является:

+:
активность

-:
труд

-:
трудовое действие

-:
деятельность

I:

S: Активное взаимодействие
человека со средой, при котором он
достигает сознательно поставленной
цели, возникающей как следствие
определенной его потребности, мотива,
является:

-:
операцией

-:
действием

+:
деятельностью

-:
умением

I:

S: По А. Н. Леонтьеву,
элементом структуры деятельности
выступает:

-:
поведение

-:
жест, мимика

+:
действие

-:
активность

I:

S: Действие, помогающее
человеку осознавать его значение для
других людей, называется:

-:
умением

-:
импульсивным поведением

+:
оступком

-:
навыком

I:

S: Отражение совокупности
объективных условий, необходимых для
успешного выполнения действия,
обеспечивает часть действия:

+:
ориентировочную

-:
исполнительную

-:
контрольную

-:
корректирующую

I:

S: Одной из основных и
самых общих задач ориентировочной
деятельности является:

-:
анализ проблемной ситуации

-:
установление актуальных значений
элементов ситуации и отношений между
этими элементами

-:
построение плана действия, а при
выполнении – контроль и коррекция
действия

+:
реализация плана действия

I:

S: Основной единицей
анализа деятельности выступает:

-:
операция

+:
действие

-:
мотив

-:
цель

I:

S: Осознаваемый результат,
на достижение которого направлено
поведение, называется:

-:
потребностью

-:
мотивом

+:
целью

-:
задачей

I:

S: Процесс, направленный
на достижение цели, называется:

-:
операцией

+:
действием

-:
мотивом

-:
умением

I:

S: Поведение человека
будет тем эффективнее, чем ближе его
уровень бодрствования, т  е активации,
к некоторому оптимуму: он не должен быть
ни слишком низким, ни слишком высоким
согласно:

-:
концепции Джемса – Ланге,

-:
концепции Кеннона – Барда

+:
закону Йеркса – Додсона

-:
закону Клапареда

I:

S: Развитие организма
человека называется:

+:
онтогенезом;

-:
филогенезом;

-:
социогенезом;

:
антропогенезом.

I:

S: Развитие человека как
вида называется:

-:
онтогенезом;

-:
филогенезом;

-:
социогенезом;

+:
антропогенезом.

I:

S: Термин «онтогенез» был
введен:

+:
Э. Геккелем;

-:
Л.С. Выготским;

-:
У. Джемсом;

-:
Г. Гегелем.

I:

S: Деятельность, с которой
на данном этапе развития связано
появление важнейших психических
новообразований и в русле которой
развиваются другие виды деятельности,
называется:

-:
основной;

+:
ориентировочной;

-:
ведущей;

-:
исполнительной.

I:

S: В подростковом возрасте
ведущей является деятельность:

-:
предметно-манипулятивная;

-:
интимно-личностная;

+:
учебная;

-:
учебно-профессиональная.

I:

S: Психическая активность
человека имеет несколько измерений,
размерностей, аспектов, уровней, инстанций
и т. п. согласно такому подходу
исследования личности, как:

-:
когнитивный;

-:
гуманистический;

-:
системный;

+:
интегральный.

I:

S: По Ж. Пиаже, стадия
конкретных операций характерна для
возраста:

-:
от рождения до 2 лет;

-:
от 2 до 7 лет;

+:
от 7 до 11 лет;

-:
от 11 до 15 лет.

I:

S: З. Фрейд в психосексуальном
развитии выделил:

-:
4 стадии;

+:
5 стадий;

-:
6 стадий;

-:
7 стадий.

I:

S: Согласно психосексуальной
концепции развития З. Фрейда для возраста
от 4 до 5 лет характерна стадия:

-:
анальная;

+:
фаллическая;

-:
латентная;

-:
генитальная.

I:

S: Э. Эриксон в развитии
личности выделил:

-:
6 стадий;

-:
7 стадий;

+:
8 стадий;

-:
9 стадий.

I:

S: Э. Эриксон считал, что
конфликт между пониманием принадлежности
к определенному полу и непониманием
форм поведения, соответствующих данному
полу, характерен для возраста:

-:
5–8 лет;

-:
8—12 лет;

+:
12–18 лет;

-:
18–30 лет.

I:

S: Высшая форма психического
отражения, свойственная только человеку,
интегрирующая все другие формы отражения,
называется:

-:
волей;

-:
рефлексом;

+:
сознанием;

-:
эмоциями.

I:

S: Психологической
характеристикой сознания не является:

-:
активность;

-:
мотивированность;

-:
интенциональность;

+:
реактивность.

I:

S: Понятия «мозг» и
«материальное» находятся в таком же
соотношении, как «сознание» и:

-:
физиологическое;

-:
реальное;

+:
идеальное;

-:
активное.

I:

S: Сознание как высшая
форма психического отражения
характеризуется:

-:
конкретностью;

-:
предметностью;

-:
всегда высокой степенью (уровнем)
ясности;

+:
объективностью.

I:

S: По отношению к
функционированию (состоянию) человека,
его психике сознание не является
особым(ой):

-:
уровнем;

-:
формой;

-:
способом;

+:
автоматизмом.

I:

S: Самосознание можно
определить как:

-:
повышенное внимание к себе;

-:
уровень притязаний;

-:
направленность личности;

+:
образ себя.

I:

S: Первый уровень развития
самосознания характеризуется осознанием:

+:
биологических потребностей;

-:
уровня притязаний;

-:
значимых отношений;

-:
социальных потребностей.

I:

S: Образы сознания, не
предстающие перед субъектом в его
внутреннем плане, выполняют функцию:

-:
самопознания;

-:
самоотношения;

-:
саморегуляции;

+:
самообразования

I:

S: Способность принять
позицию исследователя, чтобы понять
самого себя, свои поступки, мысли и
чувства, составляет сущность рефлексии:

+:
интеллектуальной

-:
логической

-:
социальной

-:
перцептивной

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    26.02.20161.45 Mб27131396.rtf

Установите соответствие между мнемотехническими приемами и их описанием.

1. Метод группировки
2. Метод рифм и ритма
3. Цепной метод

заключается в том, что необходимо сгруппировать материал таким образом, чтобы он укладывался в 7±2 единицы целостных образов

служит опорой для группировок, которые осуществляются благодаря ритму (стихи запоминаются значительно легче прозы)

заключается в мысленном выстраивании элементов запоминаемого материала в виде определенной взаимосвязанной последовательности образов, как правило, зрительных

Руководитель компании ведет сотрудников за собой и обеспечивает развитие бизнеса. Именно он ставит корпоративные, коммерческие и экономические цели для коллектива, подбирает персонал, создает социальный климат и влияет на другие вопросы в функционировании фирмы.

Что такое руководство и зачем оно нужно

Руководство – это воздействие на людей с целью мотивировать их выполнять определенные действия и достигать целей компании. Руководитель одновременно и организатор, и лидер в системе менеджмента, то есть его функции включают:

  • лидерство;
  • руководство.

Эти две функции имеют сходства. Лидер – тот, кто ведет других за собой, «вожак» стаи, который вместе с другими выполняет поставленные задачи и разделяет с ними трудности и награды. Он не обособляется от группы, а является для них образцом, вдохновляющим на свершения. Руководитель – тот, кто управляет, и он может быть в какой-то степени изолирован от группы.

В прошлом веке появилась теория лидерства, которая стала крайне популярной. Ее автор – Курт Левин. Он выделил три стиля управления:

  1. Авторитарный.
  2. Либеральный.
  3. Демократический.

Рассмотрим подробнее каждый из них.

Авторитарный стиль руководства

Авторитарный стиль характеризуется единоначалием, строгостью, взыскательностью, доминированием влиятельности, жесткой дисциплиной, гиперконтролем, направленностью на производственный результат. Минус такого стиля заключается в отсутствии фокуса на социальных и психологических аспектах в коллективе.

Авторитарное руководство имеет направленность на результат и может приносить положительные плоды, такие как:

  • рост эффективности работы компании;
  • признание со стороны высшего руководства.

Но ему присущи и недостатки:

  • подчиненные стараются не иметь с руководителем неформальных отношений – по этой причине руководитель выпадает из коллектива;
  • высока вероятность регулярно терять часть персонала, потому что для сотрудников важно иметь не только командира и лидера, который ведет их вперед, но и наставника и друга в одном лице.

Авторитарный лидер не обсуждает с работниками и другими топ-менеджерами вопросы управления. Он опирается исключительно на собственный опыт, видение ситуации, знания, цели. На подчиненных он влияет с помощью административных инструментов: санкции за непослушание и нарушения, вознаграждение за хорошие результаты.

Автократия максимально уместна и востребована на старте бизнеса, то есть на первых шагах создания фирмы, подбора персонала и создания оргструктуры, когда у вас еще не собрана команда людей, которые видят миссию фирмы, дорогу к ее исполнению, не образованы связи и структуры между людьми для эффективной совместной работы. Поэтому в такой период важен контроль действий и трудовых результатов персонала.

Авторитарный стиль может быть:

  • эксплуататорским;
  • благожелательным.

Первый вариант предполагает, что глава подразделения или фирмы принимает решения единолично. Он не доверяет серьезные вопросы подчиненным, не спрашивает об их позиции, берет на себя ответственность за итоги принятых решений. К коллективу лишь спускаются приказы. Основной формат мотивации при эксплуатации – наказания, угрозы и давление.

Благожелательный подход означает, что начальство относится к сотрудникам снисходительно, по-отечески, в некоторых ситуациях просит их высказать свою позицию. Но в то же время даже при убедительности мнений подчиненных руководитель поступает по собственному усмотрению, делая это часто показательно. Такое поведение негативно сказывается на психоэмоциональной обстановке в подразделении.

Вместе с тем, совершая управленческие шаги, благожелательный руководитель иногда прислушивается к словам некоторых работников. Также он может давать определенные им полномочия, но под жестким контролем, требуя, чтобы общая политика и регламент фирмы, все условия и инструкции соблюдались беспрекословно. Угрозы санкций присутствуют, но не преобладают над другими видами мотивации.

Авторитарный стиль позволяет быстро организовать работу, поэтому часто применяется в кризисные периоды, когда каждая минута на счету и любая ошибка может привести к серьезным последствиям.

Авторитарный подход позволяет быстро дисциплинировать сотрудников, т. к. их мотивирует чувство страха – они понимают, что за ошибку или нарушение их накажут или даже уволят. Страх увольнения – один из главных инструментов в жестком менеджменте. Так, даже такая лояльная компания, как Майкрософт, каждый месяц увольняет 5 % слабых сотрудников.

В то же время авторитарный режим в компании приводит к тому, что один человек решает всё, а он может допускать ошибки из-за отсутствия альтернативных мнений. Вероятность стратегических и тактических ошибок возрастает. К тому же постоянный контроль отнимает у руководителя много времени и сил, не позволяя сосредоточиться на других сферах управления бизнесом.

Наглядный пример авторитарного стиля руководства – империя Генри Форда. В начале прошлого века благодаря строгому контролю и самоличному оперативному управлению Форд захватил более 50 % автомобильного рынка, однако затем его доля стала падать – по причине того же слишком жесткого руководства.

Когда нельзя использовать авторитарный стиль

Автократия теряет популярность сегодня, особенно у молодых сотрудников, которые составляют более половины персонала в компаниях. Современные люди имеют совершенно иные ценности, в отличие от тех, кто жил в период расцвета автократии. Тогда ценность индивидуума была очень низкой, а контроль и суровое отношение начальства считались нормой.

Сейчас для людей важны самоценность, личность, свобода самовыражения. Поэтому, когда они попадают к авторитарному работодателю и сталкиваются с подавлением собственного мнения, то начинают протестовать против такой системы либо уходят. А руководители перед такими людьми теряют свой авторитет.

В связи с этим авторитарный стиль не стоит применять на 100 %. Его необходимо комбинировать с другими стилями и использовать более гибкую систему управления.

Либеральный стиль

Этот стиль отличается практически полным отсутствием контроля и дисциплины, пассивностью руководящей роли, потворством. Руководитель позволяет подчиненными принимать решения по своему усмотрению.

Либеральное управление больше направлено на людей. Поэтому у него есть неоспоримые плюсы, касающиеся отношений с сотрудниками:

  • работники любят руководителя и принимают в его в свой коллектив;
  • персонал идет навстречу начальнику и многие задачи выполняет из желания поддержать и не подвести.

Есть и минусы:

  • подчиненные могут пользоваться хорошим отношением и недобросовестно выполнять свои задачи или даже вредить компании;
  • дружественные отношения сохраняются до тех пор, пока интересы руководителя и подчиненных согласованы.

Последний пункт касается в первую очередь вопроса зарплаты. Как только у компании возникают трудности, в том числе со своевременной выплатой вознаграждений, сотрудники «забывают» о дружеском отношении к начальству. Они могут превратиться в дополнительную проблему в и так тяжелое для фирмы время. Например, сотрудники могут устраивать демонстрации, саботировать работу, подавать в суд и т. д.

Либеральный стиль управления характеризуется тем, что коллектив предоставлен сам себе – сотрудники принимают решения вместо руководителя. Его иначе называют попустительским стилем, поскольку начальник предоставляет персоналу все полномочия для самоконтроля и выполнения задач, а сам минимально участвует в регулировании трудовой деятельности коллектива.

Либерал не выражает инициативу, а ждет указаний от вышестоящих лиц, не желая брать на себя ответственность за события и последствия в своем отделе. Начальник-либерал практически не проявляет активности как самостоятельный топ-менеджер, а выступает, скорее, посредником между своими подчиненными и другими отделами компании.

Им легко манипулировать и влиять на его мнение – поскольку его собственная позиция достаточно слабо развита. Он непоследователен в управлении, предпочитает уступать при столкновении с другими взглядами и обстоятельствами, может отменить принятое решение без уважительных причин, покоряется препятствиям на пути к целям. Обычно такие люди крайне осторожны, так как не уверены в своих компетенциях и положении, занимаемом в менеджерской иерархии.

Когда доминирует либеральный стиль, то начальник предельно вежлив и добр к подчиненным. Он относится к ним с уважением, благодарностью, предлагает помощь при возникновении проблем, может и вовсе делать за него всю работу. Такой руководитель готов к критике и предложениям от сотрудников. Но часто не способен воплотить идеи и реализовать озвученные пожелания.

Либерал не отличается требовательностью к персоналу. Он не хочет портить отношения с работниками, поэтому прибегает к просьбам и упрашиваниям, чтобы добиться выполнения поставленных задач. Если сотрудник не захочет делать необходимое, то такой руководитель скорее сам выполнит задачу, чем будет принуждать к этому недисциплинированного работника.

Начальник-либерал легко раздает невыполнимые обещания. Также он способен пренебречь своими принципами и интересами, если его популярность перед коллективом или вышестоящими лицами попадает под угрозу.

В стремлении укрепить репутацию он может предоставлять персоналу различные льготы, выплачивать премии без особых заслуг. Такой лидер редко увольняет даже самых недобросовестных сотрудников либо растягивает решение этого вопроса на длительный период.

Либеральный стиль предполагает, что у руководителя не проявляются организаторские способности. Как следствие, результаты и эффективность работы отдела остаются на низком уровне.

Зачастую человек выбирает такой стиль, чтобы создать с коллективом дружеские отношения и опираться на него в трудные времена – ведь гипотетически его хорошее отношение должно вызывать ответные чувства у подчиненных. И действительно, люди любят таких заботливых и добрых начальников. Но, как уже говорилось, эта любовь живет ровно до тех пор, пока всё хорошо. При возникновении трудностей сотрудники редко готовы поддержать и пойти навстречу начальнику в ущерб своим интересам.

Когда доминирует либеральное руководство, лидер предпочитает, чтобы все задачи и правила поведения сотрудников были расписаны. Он стремится создавать подробные регламенты, инструкции, четко фиксировать права и обязанности, чтобы не возникало необходимости в оригинальных решениях и вмешательстве в дела подчиненных. К тому же при возникновении спорных ситуаций можно ссылаться на регламенты и инструкции, предлагая работникам разрешить спор, опираясь на них.

Подчиненные пользуются свободой по своему усмотрению. Они самостоятельно ставят задачи, определяют пути их выполнения. В итоге будущее и прогнозы отдела зависят от настроения и добросовестности персонала, наличия у них ресурсов, знаний и компетенций.

Почему некоторые руководители выбирают попустительство как стиль руководства:

  • в силу своего характера – они слишком добродушны и осторожны, не терпят разногласий;
  • из-за того, что недооценивают потенциал сотрудников и собственную роль в коллективе.

Также либеральный лидер может быть творческими человеком, захваченным своими интересами или идеями. Вследствие этого он уделяет мало внимания своим прямым обязанностям.

Порой такие люди сознательно не стремятся к служебным успехам и карьере, понимают, что занимают не свое место и готовы передать его другим, но в силу обстоятельств должны руководить.

Либеральный стиль не должен применяться к сотрудникам-новичкам, а также в начале деятельности фирмы, когда нужно наладить все бизнес-процессы и системы. Однако он подойдет для построения взаимоотношений с высокоинициативными сотрудниками и людьми, которые давно и хорошо работают.

Демократический стиль

Демократия – здоровая середина между автократией и либерализмом. В ее основе лежит коллегиальность, совместное принятие решений. К ценностям такого стиля управления относится: инициатива, поощрения, творчество, сознательность, ответственность. Как итог в таком коллективе преобладает самодисциплина, прозрачность, курс на результат.

Демократическое лидерство предполагает, что у руководителя нормальные отношения с людьми, но одновременно он не упускает из внимания эффективность их работы. Скорее всего, при выборе данного стиля человек умеет разделять рабочие процессы и неформальные отношения.

Начальник-демократ знает о потребностях и интересах своих подчиненных, он интересуется их личностными качествами, видит в них индивидуумов. Он собирает максимум информации о них, поэтому знает, какие у каждого работника личные достоинства, проблемы, профессиональные навыки и таланты. Эти сведения помогают ему подбирать для каждого подходящие обязанности.

Такой руководитель сидит не во главе стола, а за общим столом с работниками и является основоположником всего управления. К достоинствам этого стиля руководства можно отнести:

  • нематериальную мотивацию коллектива через социально-психологические факторы, что улучшает микроклимат и повышает лояльность к компании;
  • быстрое реагирование на нестандартные ситуации;
  • мотивацию на личную инициативу, фокусировку на потенциале каждого члена коллектива и общих творческих возможностях;
  • создание благоприятной моральной и трудовой атмосферы в отделе.

Разновидности демократического стиля:

  • корпоративный;
  • новаторско-аналитический;
  • новаторско-интуитивный.

Корпоративная демократия

При использовании корпоративной демократии начальник и сотрудники тесно взаимодействуют. Лидер по собственной воле передает подчиненным долю полномочий, чтобы они учились самостоятельной работе и могли сами принимать решения. Управляя персоналом, он умышленно вовлекает его в систему менеджмента и разделяет с ними ответственность за последствия.

Начальник учитывает компетенции и навыки каждого своего сотрудника и распределяет полномочия и обязанности таким образом, чтобы получить наибольший эффект от коллективной работы.

Лидер-демократ с выраженным корпоративным подходом открыт к диалогу – как к личному, так и к деловому. Он доверяет коллегам и подчиненным, легко передает свои полномочия другим людям.

Аналитическая демократия

При новаторско-аналитическом подходе происходит взаимодействие руководителя по вертикали и по горизонтали иерархии, затем вся информация консолидируются, а на ее основе уже создаются идеи. Затем они постепенно внедряются в реализуемые проекты.

Интуитивный подход

При новаторско-интуитивном подходе управление осуществляется благодаря энергичности руководителя, его внутреннему самоощущению и новаторском методе решения проблем. Такой начальник принимает решения быстро, но без учета имеющихся ресурсов, то есть больше полагаясь на интуицию.

Демократический подход уместен для зрелого персонала, который уже достаточно автономен и ответственен, но еще требует регулирования и контроля.

Одномерные и многомерные стили

Стиль управления, как уже говорилось, – это вариант взаимодействия начальника и подчиненных. Управление обретает определенные формы, чтобы влиять на людей и принуждать их делать то, что от них необходимо.

Методы и форматы лидерства образуются под влиянием множества факторов, изменений среды и событий. Так, можно выделить два варианта стиля в зависимости от количество влияющих факторов:

  • одномерные;
  • многомерные.

Одномерные стили

К одномерным относится авторитарный, демократический и либеральный стиль менеджмента. Посмотрим на них с ракурса отношений между начальством и сотрудниками.

Параметры Авторитарный Демократический Либеральный
Как принимается решение Самостоятельно Вопросы обсуждаются с коллективом Передает вопрос подчиненным или ожидает, когда спустится приказ от вышестоящего руководства
Как решение передается исполнителям В виде указов, распоряжений В виде предложений, которые коллектив обсуждает и выдвигает свое мнение В виде упрашиваний и просьб
Как устанавливается ответственность за принятое решение Берет на себя всю ответственность В рамках своей роли Переносит ответственность полностью на сотрудников
Как начальник относится к инициативе Не принимает Одобряет и побуждает для общей выгоды Хочет, чтобы вся инициатива исходила от персонала
По каким принципам отбирают сотрудников Не любит хороших сотрудников с высокой квалификацией, избавляется от них Выбирает в команду высококомпетентных профессионалов Передает задачу по найму и выбору кандидатов кому-нибудь другому
Как начальник относится к образованию Не пытается учиться новому Регулярно обучается и расширяет кругозор, поощряет это и у подчиненных Учится и одобряет обучение у персонала
Как начальник общается с коллективом Мало разговаривает с ними, держится на дистанции, тон строгий и холодный Открыт к общению, дружелюбен Не любит общаться с персоналом, позволяет фамильярное отношение к себе
Как можно охарактеризовать отношения с подчиненными Непредсказуемые Стабильные, дружеские, но взыскательные Мягкие, невзыскательные
Как дисциплинирует персонал Строго Зависит от сотрудника и ситуации Никак
Как применяет инструменты для моральной стимуляции персонала Основной инструмент – наказания. Редко использует награды Пользуется разными видами мотивации Необоснованные вознаграждения и поощрения

Многомерные стили

Социальный психолог Дуглас Макрегор выдвинул собственный взгляд на то, как нужно руководить. Так образовались теория Х и теория Y. Они прочно обосновались в стандартах менеджмента.

В теории Х содержатся следующие тезисы:

  • Люди ленивые, не хотят трудиться и избегают этого.
  • Людей нужно постоянно заставлять, контролировать и оказывать давление, чтобы они работали.
  • Люди боятся ответственности и хотят, чтобы кто-то другой принимал решения и управлял ими.

Согласно теории Y:

  • Люди любят работу, труд является для них естественным.
  • Мотивация получить награду побуждает человека контролировать и дисциплинировать себя.
  • Люди хотят быть ответственными.

На этих теориях выросли два управленческих метода:

  • авторитарный;
  • демократический.

Авторитарный, или императивный, опирается на доведение приказов сверху вниз и контроль всех исполнителей. Демократический базируется на передаче ответственности и расширении полномочий с доверием к работникам.

Комбинация теорий Х и Y образовала так называемую решетку управления:

 

Отношение руководителя

 к производству

Отношение руководителя к подчиненным

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

9

1.9

             

9.9

8

                 

7

                 

6

                 

5

       

5.5

       

4

                 

3

                 

2

                 

1

1.1

             

9.1.

Здесь прослеживается прямая зависимость между социальным фактором в управлении и эффективностью труда – как только начальство уходит в одну сторону, то теряет в другой.

В социальный фактор входит обсуждение вопросов с коллективом, интерес к мнению сотрудников, создание комфортных условий работы, различные нематериальные виды мотивации.

Руководитель может выбрать в поле любую подходящую для него ячейку.

Рассмотрим несколько комбинаций:

  • Тип 1.1 – начальник не занимается ни отношениями с подчиненными, ни эффективностью труда, маловероятный вариант управления.
  •  Тип 9.1 – очень строгое управление, где главный и единственный приоритет – производственные итоги, также маловероятен.
  • Тип 1.9 – либеральный подход, производство никак не регулируется.
  • Тип 5.5 – умеренное управление, нет острых конфликтов, негативной обстановки, производство среднее.
  • Тип 9.9 – идеальное сочетание социального фактора и эффективности производства.

Вы можете выбрать на начальных этапах менеджмента точку 5.5, а затем двигаться в ту или иную сторону в зависимости от задач и целей вашего бизнеса. Таким образом вы сможете сочетать несколько стилей управления, не отдавая предпочтение ни одному из них.

Ситуационный подход

Каждая из приведенных теорий управления была популярна в свое время и применима в различных сферах. Но сегодня наилучший вариант – это ситуационная модель. Она базируется на том, что руководство должно меняться в зависимости от обстоятельств.

Ситуационная теория появилась в 70-ые годы прошлого столетия и сразу стала внедряться в бизнес. Ее основа – мотивация персонала. Если создать правильную мотивацию для работников, то они будут выполнять планы и достигать целей, чтобы их усилия приводили к получению поощрения. Именно связь между усердием и наградой за него побуждает людей показывать лучшие результаты.

Поэтому важно не просто создать систему мотивации, но и помогать сотрудникам ставить для себя личные цели. Например, можно провести для них тренинг по целеполаганию по системе SMART, чтобы затем с помощью этого инструмента усиливать их внутреннюю мотивацию.

В ситуационном подходе можно применять разные варианты лидерства в зависимости от обстоятельств и особенностей коллектива:

  • Стиль «Поддержка» – когда сотрудники испытывают потребность в признании и уважении.
  • Стиль «Инструментальный» – если сотрудники хотят быть независимыми и самостоятельными, быстрее достигать результатов и переходить к новым целям.
  • Стиль «Участие» – если подчиненные нацелены на высокие результаты, уверены в своих силах, от руководителя нужно постоянное обсуждение их идей для общего блага и предоставление необходимой информации и инструментария.
  • Стиль «Достижение» – когда руководитель ставит посильные задачи, обеспечивает условия для их выполнения и ожидает самостоятельной работы.

Заключение

Чтобы стать эффективным руководителем, нужно научиться применять все подходы – от авторитарного до либерального – и использовать их в зависимости от ситуации, особенностей сотрудников и природы проблемы, которую нужно решить.

Так, авторитарный, или императивный, стиль подходит, когда вы только пришли в компанию или создали новый бизнес – на период становления и создания систем. Либеральный подход уместен с творческими и самостоятельными ответственными людьми. А к большинству сотрудников лучше применять демократический стиль с поддержкой, участием или ориентацией на результат.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как сшить пододеяльник с отверстием снизу пошаговая инструкция без оверлока
  • Ester c 250 mg инструкция по применению
  • Libreoffice writer инструкция пользователя на русском
  • Безорнил крем инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Как прописать ребенка 15 лет через госуслуги пошаговая инструкция